Слухачи во время блокады Ленинграда. В блокадном Ленинграде во времена войны было двенадцать незрячих «слухачей».
В Нижегородском художественном музее открывается выставка «Я говорю с тобой из Ленинграда»
В Петербурге решили установить памятник «Слепой слухач — защитник неба блокадного Ленинграда». Поэтому, когда ПВО города объявило набор незрячих добровольцев для службы «слухачами», заявления подали практически все слепые, которые на тот момент находились в Ленинграде. Слухачи во время блокады Ленинграда.
В Петербурге установят памятник "Слепой слухач - защитник неба блокадного Ленинграда"
Десятки незрячих музыкантов, коллективы художественной самодеятельности слепых, несмотря на трудность передвижения, выступали с концертами в воинских частях. Были случаи, когда незрячие герои сражались с фашистами в тылу врага в партизанских отрядах наряду со зрячими. Немногие знают, что во время Великой Отечественной войны инвалиды по зрению впервые в истории Российской армии были призваны на воинскую службу. Давайте вспомним о героическом подвиге 12 незрячих «слухачей», которые спасли тысячи жителей блокадного Ленинграда! Незрячие «слухачи» — защитники блокадного Ленинграда В первые месяцы Великой Отечественной войны подавляющее большинство незрячих было эвакуировано из Ленинграда в глубокий тыл. Во вражеском кольце осталось около 300 инвалидов по зрению — ученики спецшкол и работники нескольких предприятий. В 1941 году, когда вокруг Ленинграда сжалось вражеское кольцо, город постоянно подвергался авианалётам и артиллерийским ударам. Чтобы спасти Ленинград от бомбёжек, силам противовоздушной обороны ПВО требовалось предотвратить внезапное появление противника. Современных радаров в армии не было, эксперименты с первыми подобными разработками шли, но обеспечить оборону города ещё не могли. В конце 1941 года в Ленинград поступили так называемые звукоулавливатели. Приборы эти состояли из системы труб различного размера, которые позволяли услышать гул приближающихся самолётов противника на большом удалении.
Акустический аппарат для «прослушивания» неба. Такие звукоулавливатели поступили в конце 1941 года. Но главное в нём, это, конечно, не трубы, а всё-таки человек, который слушает звук с их помощью. Главным в этой системе был человек. Звукоулавливатель мог быть по-настоящему эффективен только тогда, когда с ним работал человек с не просто отличным, а с уникальным слухом. Изначально со звукоулавливателями работали обычные бойцы, но результаты не слишком радовали командование. И однажды в штабе ПВО Ленинграда кто-то из офицеров, вспомнив рассказ Короленко «Слепой музыкант», предложил попробовать в качестве «слухачей» слепых. Большинство отнеслось к идее скептически, но в условиях блокады нельзя было пренебрегать никакими возможностями. На эксперимент было дано «добро». О том, что при утрате одного из органов чувств человеческий организм способен «компенсировать» утрату за счёт остальных, учёным известно давно, поэтому идея военных была вполне логичной.
Весь вопрос заключался в том, насколько слух слепого мог помочь для решения чисто военной задачи. Когда объявили набор незрячих добровольцев для службы «слухачами» в войска ПВО города, заявления подали практически все слепые, которые на тот момент находились в городе. Однако военные провели строжайший «отсев» кандидатов. Для начала отказали женщинам, потом провели тщательный медицинский отбор. Будущий «слухач» должен был иметь не только очень хороший слух, но и достаточно крепкое здоровье, чтобы переносить многочасовые нагрузки. Были отобраны тридцать кандидатов, из которых затем выбрали двадцать наиболее способных. Эти два десятка незрячих были отправлены на обучение. Ведь мало просто услышать звук, надо чётко его идентифицировать, определить, на каком удалении от города находятся вражеские самолёты. В действующую армию 14 января 1942 года были определены двенадцать лучших незрячих «слухачей». В расчёт звукоулавливателя входили два бойца: зрячий и слепой.
Первый медленно поворачивал трубы аппарата в разные стороны, а второй должен был слушать и услышать врага. Каждый слухач служил в паре со зрячим бойцом, который медленно поворачивал трубы звукоулавливателей в разные стороны и помогал незрячему товарищу прикладывать ухо к небольшому отверстию в аппарате. Уже в первые месяцы службы слепым военнослужащим удалось добиться невероятных успехов: они узнавали о приближении фашистских самолётов задолго до того, как те оказывались в зоне видимости. Кроме этого, по шуму моторов слухачи могли определить даже марку самолёта, сообщая зенитчикам о том, Хейнкель или Юнкерс приближается к городу. В результате, противника обнаруживали за несколько десятков километров от города, и к их «визиту» силы ПВО подходили в боевой готовности. Наткнувшись на плотный заградительный огонь, вражеские бомбовозы часто несли потери. Звук «Юнкерса-87» называли самым страшным звуком войны. Вой, создававшийся небольшими пропеллерами на стойках шасси менялся в зависимости от скорости самолета и, по словам очевидцев, приводил в ужас. Служба «слухачей» была очень тяжёлой. Их и без того изматывающие дежурства нередко проходили в условиях артобстрела, и, несмотря на канонаду, они должны были услышать летящие на Ленинград бомбардировщики.
Вот как описывает Семён Бытовой военную службу незрячих слухачей в повести «Ленинградская баллада», опубликованной в журнале «Звезда» в 1974 году: «Сняв свои шапки-ушанки и надев кожаные шлемы, закрывавшие почти всё лицо, слухачи откинулись на спинку сиденья и, упираясь затылком в обтянутые гладкой кожей подголовники, принялись крутить маховички, отчего медленно и настороженно стали поворачиваться рупоры. В воздухе полно было различных звуков, создававших сплошной шум, к нему время от времени примешивались то отдалённая пулемётная дробь, то свист снаряда или густой шлёпающий разрыв мины… Такой поиск в воздухе длился по многу часов подряд, а то и всю ночь, и всё это время надо было поворачивать рупоры и держать в одном положении голову. От напряжения начинало страшно ломить в висках, а шейные позвонки, казалось, вот-вот хрустнут. Требовалось невероятное усилие, собранность, выдержка, чтобы выслушивать небо, где в любую минуту мог возникнуть подозрительный звук». Вклад незрячих солдат в оборону Ленинграда неоценим. Десятки тысяч горожан уцелели благодаря тому, что авиация противника обнаруживалась на дальних подступах к городу. По-разному сложилась судьба слухачей. Петр Николаевич Борисов, пропагандист и политинформатор, работавший до войны на заводе электромоторов и экспедиционного снаряжения ЗЭМЭС , Павел Петрович Петров, рабочий Учебно-производственных мастерских и Эдуард Филиппович Кем были демобилизованы в марте 1942 года по состоянию здоровья. Эдуард Кем эвакуировался, а после окончания войны продолжал работать на ленинградских предприятиях ВОС. Ничего неизвестно о судьбе Фёдора Петровича Борейко.
Аверкий Артемьевич Никонов погиб на боевом посту, прослужив полтора месяца в районе Колпино.
Найденные судьбы и имена: самый крупный портал о блокадном Ленинграде опубликовал новые данные о 239 тыс. Работа по поиску информации и архивных документов во всех регионах России, куда в годы Великой Отечественной войны эвакуировали ленинградцев, продолжается.
На исходе 1941 года в Ленинград поступили так называемые звукоулавливатели. Приборы эти состояли из системы труб различного размера, которые позволяли услышать гул приближающихся самолётов противника на большом удалении. Но главным в этой системе был всё-таки человек, а не прибор. Звукоулавливатель мог быть по-настоящему эффективен только тогда, когда с ним работал человек с отличным слухом. Причём не просто отличным, а уникальным. Изначально со звукоулавливателями работали обычные бойцы, но результаты не слишком радовали командование.
И однажды в штабе ПВО Ленинграда кто-то из офицеров, вспомнив рассказ писателя Короленко «Слепой музыкант», предложил: — А давайте попробуем в качестве «слухачей» слепых! У них же слух особенный! Большинство отнеслось к идее скептически, но в условиях блокады нельзя было пренебрегать никакими возможностями. На эксперимент было дано добро. О том, что при утрате одного из органов чувств человеческий организм способен «компенсировать» утрату за счёт остальных, учёным известно давно, поэтому идея военных была вполне логичной. Весь вопрос заключался в том, насколько слух слепого мог помочь для решения чисто военной задачи. Жёсткий отбор. К тому времени в Ленинграде оставалось около 300 незрячих. Остальных успели эвакуировать — в блокадном городе остались только те, кто добровольно отказался его покидать.
Незрячие Ленинграда не были иждивенцами. Они трудились на заводах, выступали с концертами в госпиталях, то есть по мере сил помогали бороться с врагом. Поэтому, когда ПВО города объявило набор незрячих добровольцев для службы «слухачами», заявления подали практически все слепые, которые на тот момент находились в Ленинграде.
Первый лёд не мог выдержать веса машин, поэтому пришлось поступить по старинке. Конные обозы двигались медленно, и опасность подстерегала на каждом шагу. Налёты фашистских самолётов, коварная полынья, которая могла похоронить людей и лошадей в ледяных водах Ладоги, — «Дорога жизни» давалась со смертельным риском и потерями. Бедные животные страдали наравне со своими хозяевами. Лошадям уже не давали привычный овёс: он полностью ушёл на мукомольные заводы Ленинграда. Животных кормили ветками, распаренными в горячей воде. Или же лошадям выдавали торфяной комбикорм, состоящий из мельничной пыли, торфяного очёса, костной муки и прочих отходов. Животные, фыркая, нередко отказывались от подобной пищи. К концу пути лошади едва передвигали ноги, и конюхи старались укрыть их попоной и напоить тёплой водой, чтобы уберечь от воспаления лёгких. Обоз на «Дороге жизни» Фото: veterinary. И к началу войны слава о нём шла по всему Советскому Союзу. Печально, но уже в первые дни ленинградской блокады уникальный состав животных знаменитого зоосада сильно поредел. От вражеского снаряда погибла знаменитая слониха Бетти — любимица ленинградских детишек. Территория некогда процветающего зоосада превратилась во вспаханное поле. Его работники, превозмогая усталость, вызванную постоянным голодом, старались уберечь оставшихся зверей, дать им убежище. Бегемотиха Красавица от ужасов происходящего вокруг ложилась на дно бассейна. И тряслась от страха до тех пор, пока с ней рядом не ложилась работница зоосада Евдокия Дашкина. И лишь в человеческих объятиях бегемотиха успокаивалась. Впрочем, Красавица дожила до 1951 года. И умерла от почтенной старости. В тот момент здесь было 162 уцелевших животных. Это событие стало символичным и светлым для жителей огромного города, переживших самую трагическую блокадную зиму. Однажды одному из сотрудников зоосада задали вопрос: зачем было в столь суровую годину заботиться о животных, когда вокруг столько человеческих загубленных судеб? Ответ был простым: «Чтобы чувствовать себя людьми». Хочешь получать больше советов и лайфхаков для здорового образа жизни? Подпишись на еженедельную рассылку Лайфстайла. Электронная почта.
Откройте свой Мир!
Подвиг ленинградских слухачей — одна из героических страниц блокады. Блокада Ленинграда. На рабочем совещании губернатора Александра Беглова с членами городского правительства принято решение об установке памятника «Слепой слухач – защитник неба блокадного Ленинграда». Желание встать на защиту Родины выразили практически все незрячие, оставшиеся в блокадном Ленинграде, и поэтому отборочная комиссия была вынуждена, во-первых, отказать женщинам, а во-вторых, среди мужчин провести строгий медицинский отбор.
Слепые воины на защите неба блокадного Ленинграда
Пожаловаться В Петербурге установят памятник «Слепой слухач — защитник неба блокадного Ленинграда». На рабочем совещании губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова с членами городского правительства принято решение об установке памятника «Слепой слухач — защитник неба блокадного Ленинграда». Монумент призван увековечить память незрячих бойцов ленинградской противовоздушной обороны в годы Великой Отечественной войны. До конца лета 2024 года памятник установят в Сквере слепых слухачей, расположенном на Петроградской стороне у дома 5-7 по Стрельнинской улице. Место выбрано не случайно — вблизи находится библиотека для слепых и слабовидящих людей, откуда в годы войны незрячие слухачи отправлялись на фронт.
Из дневников незрячего блокадника Петра Горчакова известно, что 14 января 1942 года двенадцать человек уехали в военной машине на фронт, где их обучали еще десять дней. Слухачи работали и жили в землянках, получали военный паек и обмундирование. В расчет звукоулавливателя входили двое бойцов, один из которых был зрячим. Он медленно поворачивал трубы в разные стороны, а слухач следил за звуками неба. Это крайне тяжелая работа — необходимо было много часов проводить в статичной позе, опершись на подголовник. Во время работы слухачи снимали свои шапки-ушанки и надевали специальные шлемы, почти закрывающие лицо. Часто дежурства велись в условиях артобстрела, приближение врага определяли сквозь шум канонады. Несмотря на трудности, незрячие бойцы продемонстрировали прекрасные результаты. Уже через несколько месяцев слухачи не только обнаруживали вражескую авиацию, но и определяли расстояние, высоту полета и тип самолета.
К тому моменту, когда бомбардировщики достигали города, ПВО было уже готово. Нередко встречный огонь заставлял врага развернуться и улететь. Двенадцать слухачей — двенадцать разных судеб Дальнейшие судьбы незрячих красноармейцев сложились по-разному. Цыпленков умер от дистрофии. Судьбы двух других нам неизвестны. Музыкант Иван Скробат начал службу в январе 1942 года в районе железнодорожной станции «Девяткино». Благодаря ему были сбиты два самолета. Через несколько месяцев он был контужен и демобилизован. После войны Иван руководил духовым оркестром.
Константин Михайлов имел небольшой остаток зрения.
Всего было 12 слухачей слепых и, конечно же, Алексей Бойко — самый известный, самый яркий. Как раз его военная фотография и легла в основу будущего монумента.
Этот точный и яркий образ блокадного слухача создал незрячий мастер — московский скульптор Александр Сильянов. А вот дополнительные детали и необходимый размер памятник обретает уже в петербургской мастерской.
Все-таки главным в звукоулавливателе был человек, а не акустическая конструкция. Причем человек должен был обладать исключительным слухом.
В музее собрана уникальная коллекция баянов, прошедших войну. Фото: Георгий Бабенко Решение мобилизовать в качестве "слухачей" слепых музыкантов далось нелегко. Но, как оказалось, оно было единственно верным. Из незрячих музыкантов, входивших в концертные бригады, выступавшие по госпиталям, отобрали самых чувствительных и самых выносливых.
Эти самые-самые а их оказалось двенадцать и были призваны на ответственнейшую работу: предупреждать блокадный город об опасности, несущейся с неба. На установке работали по двое: зрячий красноармеец разворачивал улавливатель с трубой, а слепой слухач, приникший ухом к специальному небольшому отверстию, слушал небо. Слепые музыканты города-героя творили чудеса: им удавалось не только уловить шум приближающихся моторов, но и распознать, что за самолет на подлете - "Хейнкель" или "Юнкерс". Дальше работали зенитчики.
В Петербурге открылась выставка о подвиге слухачей на войне
Поэтому, когда ПВО города объявило набор незрячих добровольцев для службы «слухачами», заявления подали практически все слепые, которые на тот момент находились в Ленинграде. защитник неба блокадного Ленинграда". Блокада Ленинграда. страниц блокады Ленинграда и Алексей Колосов по просьбе экскурсовода Дмитрия Лесных рассказал о подвиге слепых слухачей и о героической деятельности Ленинградской организации Всероссийского общества слепых в годы блокады. Незрячие блокадного Ленинграда.
Блокада Ленинграда за 22 минуты
Конкурс на создание образа защитников блокадного Ленинграда проводился в рамках проекта «Вижу руками».
Изначально со звукоулавливателями работали обычные бойцы, но результаты не слишком радовали командование. Тогда в штабе ПВО Ленинграда кто-то из офицеров, вспомнив рассказ писателя Короленко «Слепой музыкант» предложил использовать в качестве «слухачей» людей с ограниченными возможностями. Большинство людей отнеслись к этому скептически, но на эксперимент дали добро. Так были отобраны 30 кандидатов, из которых затем выбрали 20 наиболее способных. Два десятка незрячих были отправлены на обучение.
Ведь мало услышать звук, надо его четко идентифицировать, определить, на каком удалении от города находятся вражеские самолеты.
Об этом сообщили в пресс-службе городской администрации. До конца 2024 года монумент планируют установить в Сквере слепых слухачей, расположенном на Петроградской стороне у дома 5-7 по Стрельнинской улице. Рядом находится библиотека для слепых и слабовидящих людей, откуда в годы войны незрячие слухачи отправлялись на фронт. Там же расположен музей Санкт-Петербургского Всероссийского общества слепых.
В расчет звукоулавливателя входили двое бойцов, один из которых был зрячим. Он медленно поворачивал трубы в разные стороны, а слухач следил за звуками неба. Это крайне тяжелая работа — необходимо было много часов проводить в статичной позе, опершись на подголовник. Во время работы слухачи снимали свои шапки-ушанки и надевали специальные шлемы, почти закрывающие лицо. Часто дежурства велись в условиях артобстрела, приближение врага определяли сквозь шум канонады. Несмотря на трудности, незрячие бойцы продемонстрировали прекрасные результаты. Уже через несколько месяцев слухачи не только обнаруживали вражескую авиацию, но и определяли расстояние, высоту полета и тип самолета. К тому моменту, когда бомбардировщики достигали города, ПВО было уже готово. Нередко встречный огонь заставлял врага развернуться и улететь.