Таймыр, Таймырский полуостров — самый северный полуостров Азии, омываемый Карским морем и морем Лаптевых. Полуостров Михайлова полуостров на полуострове Таймыр. Полуострова мира.
Карта россии таймыр полуостров на карте - 92 фото
Подавляющая часть жителей полуострова — ненцы, долганы и русские по национальности. Ненцы — коренные жители этой местности, обитающие здесь еще с 1 тысячелетия нашей эры. В основе этногенеза долган лежат якуты, эвены, эвенки и затундренные крестьяне, объединившиеся в единую общность после переселения в эту местность. Еще один коренной народ Таймыра — нганасаны, численность которых составляет около 700 человек. Животный и растительный мир Почти вся территория Таймыра располагается в зоне арктической тундры, лишь на крайнем юге находится небольшой участок лесотундры. В районе реки Новой располагается район с самыми северными лесами на планете. В арктической зоне полуострова произрастают небольшие кустарники багульник, брусника, вороника. Травяной покров скудный, лишайников и мхов практически нет. Такой тип растительности северного Таймыра приближает его к арктической пустыне. Горной части Таймыра, расположенной южнее, характерна растительность горной тундры: мхи и лишайники.
Особую ценность представляет ягель — основной корм северного оленя. В южной части полуострова, расположенном в зоне болотной тундры, растительный покров более выражен: здесь кроме кустарников, мхов и лишайников появляются цветы: полярный мак, жарок, лисохвост, жарок. Встречаются карликовые ивы и березы. На самом юге полуострова природная зона меняется на лесотундру. Для лесотундры характерны заросли стланца и криволесье. Животный мир Таймыра довольно разнообразен, многие виды животных и птиц приспособлены к суровому климату и скудной растительности полуострова. На морском побережье встречается белый медведь — символ Арктики. Обычными обитателями Таймыра являются различные пушные животные: росомаха, соболь, горностай и др. В летний период Таймыр — это царство птиц, здесь гнездятся куропатки, гагары, гуси, полярные совы и другие виды пернатых.
В прибрежных водах обитают моржи, нерпы, белухи. Внутренние водоемы Таймыра полны ценными породами рыб, здесь представлены таймень, сиг, хариус и иные лососевые виды. Особое значение для Таймыра имеет тундровый северный олень — основа жизни коренных жителей полуострова. Численность популяции дикого северного оленя на Таймыре составляет 418 тыс.
Копченая сливочная уха Берем две рыбы — одну копченую, одну свежую — размером с ладонь-две; разделываем их, филе кусочками убираем в холодильник или бросаем на лед. Килограмм костей тихонько томим 2 часа в 4 литрах воды с 100 граммами запеченных заранее петрушки, моркови, лука и прочими корнями. Если нет запеченных, будем варить с простыми. Вытяжку можно не включать, потому что копчено-соленый норильский муксун придает процессу позитивный дымный аромат, будто мы коптим горячим образом что-то прямо тут, на газовом огне. В интернете много мемов на эту тему: выбрасываем кости, жидкость оставляем — стараемся не перепутать. Если в конце концов выйдет полтора литра бульона, отлично.
Если больше — заморозим лишнее на будущее. Если меньше — просто добавим воды. Тут можно сделать какой угодно долгий перерыв до прихода гостей. За 15 минут до их появления ставим бульон на огонь. Добавляем в кипящий бульон сливки, рыбный и соевый соусы, чеснок; через минуту добавляем ту самую сырую и копченую рыбу из холодильника 60 и 30 г — маловато, да, так что можно нарушить и покидать больше , очищенные свежие или, что особо круто, подвяленные томаты 40 г, это примерно 10 черри-томатов, вялить их можно на солнце или в духовке под грилем, а нет, так кидайте свежие. Дальше вбрасываем уже отваренный птитим или кускус, примерно 70 г, или вдвое меньше, если забыли отварить его заранее это примерно горсть , только в этом случае вбрасываем его сразу по закипании бульона. Продолжаем варить. Еще через минуту забрасываем 25 г щавеля или шпината, или кейла и сразу выключаем огонь.
Таймыр, Арктика, белый медведь Советы путешественникам: Способы добирания на Таймыр: — круглогодично самолетом в аэропорт «Алыкель» Норильск , Москва-Норильск 4 часа, Красноярск-Норильск 2 часа, Екатеринбург-Норильск 3 часа, также из Санкт-Петербурга, Новосибирска и др. Единственная автодорога между населенными пунктами Дудинка-Норильск 100 км. Таймыр Таблица расстояний от Дудинки до: Аэропорта «Алыкель» — 53,4 км;.
Полуостров Таймыр Первое географическое исследование и описание Таймыра было сделано Харитоном Лаптевым в 1739—1741 гг. Скалы на Таймырском полуострове. Автор: Ольга Маслова. Источник: официальный сайт Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, www. Полуостров входит в состав Красноярского края, на полуострове расположен Таймырский Долгано-Ненецкий район, города Норильск и Дудинка. По характеру поверхности полуостров делится на три части: Северо-Сибирская низменность, горы Бырранга и прибрежная равнина вдоль побережья Карского моря. Южной границей полуострова считается северный уступ плато Путорана. Таймырский полуостров располагается в арктической и субарктической зоне, что определяет крайнюю суровость местного климата. Частым явлением бывает пурга, продолжающаяся иногда до нескольких недель. Практически всегда дуют сильные ветра.
Полуостров Таймыр: как добраться, транспорт и расстояния. Единственному Путешественнику посвящается
Полярная ночь на полуострове Таймыр, на карте этого не увидишь, длится чуть более двух месяцев, а полярный день 83 дня. Таймырский Долгано-Ненецкий район относится к районам Крайнего Севера, асположен за Северным полярным кругом на полуострове Таймыр. Полуостров Таймыр занимает огромную часть территории на севере Красноярского края.
Полуостров Таймыр. Где находится на карте мира, России, фото, характеристики, чем уникален
Озеро Таймыр доклад. Северные города Таймыра. Река нижняя Таймыра. Полуостров Таймыр Енисей. Озеро плато Путорана Норильск. Таймыр мыс Челюскин.
Мыс Челюскин остров. Мыс на Таймыре. Мыс Челюскин Красноярский край. Озеро Таймыр и горы Бырранга. Река Шренк Таймыр.
Хатанга озеро Таймыр. Большой Арктический заповедник полуостров Челюскин. Мыс кобылья голова Ольхон. Мыс приметный Таймыр. Тайга на полуострове Таймыр.
Хатанга тундра. Таймырский заповедник в тундре. Карское море Ямал. Арктика море Лаптевых. Остров Северный Карское море.
Таймыр тундра лето. Таймырская тундра. Тундра Таймыра Тикси. Полуостров Таймыр море. Озеро лама Красноярский край.
Гора камень на плато Путорана. Норильск горы Путорана. Камень гора Путорана. Таймыр физическая карта. Карта Таймыра подробная.
Карта полуострова Таймыр подробная. Таймыр на карте мира. Бухта Северная Таймыр. Западный Таймыр. Поселок караул на полуострове Таймыр.
Москва полуостров Таймыр. Факел Таймыра. Ладыгин Яр Таймыр. Полуостров Таймыр над уровнем моря. Кой Красноярский край.
Большой Арктический заповедник карта заповедника. Большой Арктический заповедник территория карта. Таймырский заповедник расположение на карте. Трапповое плато Путорана. Сибирские траппы плато Путорана.
Плато Путорана — Сибирский Затерянный мир. Путорана Красноярский край.
Частым явлением бывает пурга, продолжающаяся иногда до нескольких недель. Практически всегда дуют сильные ветра.
Территория Таймыра относится к зоне постоянной многолетней мерзлоты. Фильм «В поисках заполярного мамонта» из исторического телепроекта «Зеркало времени», 2013 г. Видео предоставлено ТК «Северный город» Связанные материалы Челюскин Семен Иванович Самой распространенной легендой о появлении названия полуострова является версия об эвенкийском происхождении от древнетунгусского «тамура» — «ценный, дорогой, богатый». Так эвенки изначально называли реку Таймыру, изобиловавшую рыбой.
По другой версии, название произошло от долганского «туой муора» — «солончаковое озеро», в переносном смысле — «благодатное», так как для жизнедеятельности оленей необходима соль. По третьей версии, название образовалось от долганского «тымыр» — «кровеносный сосуд». Кроме того, в ненецком языке существует фраза «тай мярей», что означает «плешивый», «лысый». Некоторые исследователи считают, что здесь имеет место сравнение с низкорослой таймырской тундрой.
Административным центром является город Дудинка. Таймырский Долгано-Ненецкий район на карте Красноярского края Расположение Таймырского района обозначено на карте Красноярского края по районам с границами. В районной экономике лидирующими отраслями можно назвать добычу полезных ископаемых, сельское хозяйство, топливную и пищевую промышленность. В районе занимаются производством и распределением электроэнергии. Сырьевые ресурсы района представлены горючим газом и газовым конденсатом, бурым и каменным углем. Сельскохозяйственная отрасль специализируются на оленеводстве, рыболовстве и охоте.
Есть трассы разной сложности, однако горы невысокие. Охотиться за северным сиянием Северное сияние на Таймыре можно увидеть во время безветренной и безоблачной ночи с морозным воздухом. Чтобы повысить шансы, можно воспользоваться специальным приложением «Аврора», которое прогнозирует степень выраженности северного сияния. Оптимальный сезон для наблюдений — с момента осеннего до весеннего равноденствия, с 21 сентября по 21 марта.
Но часто первые сияния можно увидеть уже в августе. Принять участие в народных праздниках На Таймыре живут коренные кочевые народы Севера: долганы, нганасаны, ненцы, эвенки и энцы. В каждом поселении праздники — день оленевода, рыболова и коренных малочисленных народов Таймыра — проводятся в своё время. Но, как правило, день рыбака — в июле, день оленевода — в апреле.
День коренных народов проходит в августе, а 10 декабря отмечают день Таймыра. Точное расписание всех праздников можно посмотреть на сайте Таймыр24. На день оленевода в Норильске разбивают пять чумов — по одному от каждой народности. В чумах гостей угощают ухой, шурпой из оленя, рыбой в кляре, юколой — вяленым мясом или рыбой, лепёшками, мочёной морошкой, чаем, хворостом.
Можно купить поделки из бисера, меха, кожи, кости оленя, барганы. И, конечно, покататься на оленьих упряжках и погладить оленей. Ещё очень красочные дни оленевода проходят в посёлках Хатанге, Карауле, Попигае. Добираться туда придётся на снегоходах из Норильска — нужно договориться с местными, чтобы вас довезли.
Так выглядит типичная упряжка с оленями, на которой во время праздника перемещаются участники соревнований. Автор: Иван Жёлтиков , г. Проводят конкурсы — например, на самый большой завиток из строганины. Или нужно развести на скорость костёр, сыграть в дартс.
По итогу праздника наиболее удачливых рыбаков награждают за большой улов или за вылов большой рыбы. На всех народных праздниках на Таймыре выступают национальные коллективы — под звуки бубна и баргана. В этот день артисты встречают долгожданное светило ритуальными плясками и песнями вместе с жителями северного края. Они разводят огонь и исполняют вокруг костра традиционный танец, призывая солнце светить ярче и чаще», — вспоминает Светлана.
Наблюдать за ледоходом Ледоход на Енисее в районе Дудинки начинается в первой трети июня, и это потрясающее зрелище. Можно слышать, как звенит лёд», — рассказывает путешественница, не раз наблюдавшая это явление. Огромные бирюзовые глыбы льда выбрасывает во время ледохода на берег Енисея. Следить за ледовой обстановкой можно на сайте Таймыр24 , который оперативно публикует сводки по прекращению навигации и оповещает о закрытии зимников через Енисей — значит, скоро начнётся ледоход.
Местная кухня На Таймыре можно поесть оленину в любом виде: от сырой до жареной, вяленой или варёной. Строганину из свежемороженной белой рыбы сиг, нельма, муксун, голец, чир, омуль , сагудай — это маринованная сырая рыба. И дома, и в местных ресторанах любят готовить и подавать гостям котлету «Нежность» — это местное изобретение, котлета типа пожарской, только из рыбы — со сливочным маслом внутри и в панировке. И, конечно, где как не Крайнем Севере, попробовать корюшку размером с селёдку.
При этом всё, кроме сагудая и котлет, можно купить в местных магазинах или заказать у охотников — через объявления в газетах или на сайтах. Если хотите попробовать уже готовые местные блюда, зайдите в один из ресторанов Дудинки или Норильска. Бронировать места нужно заранее — иначе попасть в заведение будет сложно, особенно в выходные. В меню ресторанов образцов кухни коренных народов нет, но всегда будут блюда из оленины — стейки с клюквой, строганина и ассорти северных рыб.
Где остановиться: отели, базы, домики рыбаков В Дудинке и Норильске есть комфортабельные отели. В посёлки обычному туристу не просто попасть: нужно договариваться с экспедицией, чтобы туда доехать и пожить у местных. Если они свободны, в них можно переждать непогоду или переночевать. По негласному закону, после себя обязательно оставляешь спички, хлеб, соль, дрова — для следующих постояльцев.
На Таймыре живут люди с открытыми сердцами, взаимопомощь здесь не пустой звук, а возможность выжить в суровых условиях Крайнего Севера. В таймырских посёлках двери домов и квартир часто открыты, даже в многоэтажках», — подсказывает Светлана Хэйро. В районе Норильска и окрестностях плато Путорана есть турбазы и стоянки для туристов — о них можно узнать на сайтах путешественников и туроператоров, на озере Лама работает дом отдыха. Как добраться до Таймыра и перемещаться по полуострову Чаще всего на Таймыр прибывают самолётом.
Аэропорт Алыкель расположен между Норильском и Дудинкой, примерно в 50 км от каждого из них. По пути заходит в Кайеркан. Найти авиабилеты в Норильск на Яндекс Путешествиях Добраться в Дудинку можно на автобусе или машине из аэропорта Алыкель, а во время летней навигации — прибыть по Енисею из Красноярска на пассажирском речном теплоходе. Длина маршрута 1984 км, а время в пути — от трёх до пяти дней.
'+obj.error+'
Полуостров Таймыр озеро высокое. Озеро Таймыр Россия. Таймыр плато Путорана. Полуостров Таймыр. Термокарстовые озера Таймыр. Река Микчангда плато Путорана. Якутия плато Путорана. Тайга Таймыр. Плато Путорана и река Норильская. Плато Путорана грандиозный горный массив Заполярья. Плато Путорана спираль.
Плато Путорана столовые горы. Плато Путорана озеро Хантайское озеро. Озеро Кутарамакан на плато Путорана. Плато Путорана фьорды. Таймыр остров и полуостров. Ландшафт Таймыра. Муксуниха Таймыр. Северный Таймыр. Остров Таймыр природа. Тундра плато Путорана.
Красноярский край полуостров Таймыр. Тундра Таймыр. Таймырский заповедник река Таймыра. Плато Путорана Норильск. Озеро лама плато Путорана. Таймыр озеро лама. Город Норильск на карте полуостров Таймыр. Алиса карту пожалуйста полуострова Таймыр. На карте России полуостров Ямал Таймыр Камчатский. Доставка из Таймыра.
Озеро Таймыр Красноярский край. Полуостров Таймыр озеро лама. Озеро лама Норильск. Западное побережье полуострова Таймыр. Полуостров Таймыр природа. Озеро Виви на плато Путорана. Полуостров Таймыр Талнах. Таймыр Норильск. Полуостров Таймыр лето. Озеро Таймыр плато Путорана.
Плато Путорана озеро Собачье. Озеро Собачье Таймыр. Таймырский биосферный заповедник. Полуостров Таймыр большой Арктический заповедник. Заповедники Таймыра. Озеро Левинсон-Лессинга. Река Енисей на Таймыре.
В одном из зданий — гостиница «Полярная звезда». В Норильске в 1998 году построили самую северную в мире мечеть Нурд-Камал с необычным минаретом четырёхугольной формы. Считается самым северным и самым холодным городом в мире. Главная площадь Дудинки со зданием краеведческого музея — основная достопримечательность и излюбленное место для прогулок и проведения праздников. Краеведческий музей интересен экспозицией , посвящённой последнему нганасанскому шаману Таймыра Тубяку Костеркину. Он при жизни передал сюда на хранение свой обрядовый костюм и бубен, в котором, по преданиям, живёт душа шамана. Кроме постоянных экспозиций здесь есть мультимедийный зал. Сотрудники проводят мастер-классы, экскурсионные программы и выездные мероприятия. В Дудинке находится Таймырский дом народного творчества, который ещё называют главным чумом Таймыра. Здесь прекрасная постоянная экспозиция, посвящённая культуре, промыслам и традициям коренных малочисленных народов Таймыра, и выставка изделий северных резчиков по кости мамонта и оленя. Можно посетить мастер-классы по вышивке бисером, по изготовлению строганины или отпраздновать свадьбу и день рождения по местным обрядам, отправиться на интерактивную экскурсию в национальное стойбище «Таймырская Ойкумена». Коренные жители вообще-то не пекут: в чумах нет духовок, там жарят лепёшки на сковороде на открытом огне, варят и тушат — в котле. Рыбные пироги и лепёшка с морошкой — это уже адаптированные блюда русской кухни. Фото: Светлана Хэйро Порт Дудинка — единственный в мире, который затапливается каждый год, а потом восстанавливается. В конце 1990-х уровень воды был так высок, что затопило первые этажи жилых домов. Когда ледоход проходит, вода спадает и начинается восстановление порта — оно заканчивается к 20-м числам июня, тогда порт может снова принимать и обслуживать суда, которые ждут разгрузки и загрузки на рейде в это время», — вспоминает Светлана Хэйро. Порт Дудинка связан морским сообщением с Архангельском и Мурманском, а в летний период — речным сообщением с Диксоном и Красноярском. Дудинка — один из действующих портов Северного морского пути СМП — очень важного транспортного водного маршрута в масштабах мира, в него заходят атомные ледоколы. Портовые краны перед половодьем переезжают в безопасное место. Попасть к нему можно по воде: от моста в Норильске через реку Норильская до Ламы нужно пройти по воде 80 км — через протоку Талая, озеро Мелкое и одноимённую речку Лама. На скоростном судне «Заря» путь займёт 4 часа. В озере чистая талая ледниковая вода, которую можно пить, зачёрпывая прямо из-за борта. Ландшафты Ламы особо не отличаются от норвежских фьордов, только вода здесь пресная, а не солёная. Находится в окружении ущелий, по которым бегут многочисленные водопады. Панорамы тут очень зрелищные: можно ощутить всю мощь и красоту первозданной природы. Местные жители считают озеро местом силы. Многие испытывают тут энергетический подъём, а кто-то верит, что загаданные здесь желания исполняются. Основной туристический сезон начинается в середине июля, когда сходит лёд, и длится до середины сентября. На частных катерах поездка к Ламе будет стоить 6000-8000 рублей на человека, но судно должно быть заполнено пассажирами полностью — от 5 до 12 человек. Можно долететь и на вертолёте. Аренда пятиместного вертолёта обойдётся в 95 000 рублей. Зимой можно добраться до озера на снегоходе вместе с организованными группами. На дальнем конце Ламы, до которого от Норильска плыть уже все восемь часов, расположена туристическая база «Бунисяк», созданная краеведом Олегом Крашевским. Там же находится его частный этнографический музей, посвящённый самому малочисленному народу Таймыра — нганасанам. Крашевский почти 50 лет собирает старинные костюмы, предметы быта и ритуальные символы коренных народов Таймыра. В коллекции есть обереги, шаманские короны, бубны, курительные трубки из бивня мамонта, а также одежда, подвески к шаманским костюмам, оленья упряжь. Парка из белого оленьего меха с кожаными инкрустациями и яркими геометрическими узорами — национальная одежда нганасан в музее Крашевского. Белый, чёрный и красный — основная палитра нганасанского костюма. Фото: Светлана Хэйро На базе можно остановиться в обустроенных домиках с удобствами, а Олег Крашевский проведёт для вас экскурсию по музею. Уроженец Норильска, краевед, влюблённый в Таймыр, Крашевский может бесконечно рассказывать увлекательные истории о традициях и обычаях малых народов, особенностях и красоте местной природы и истории шаманства. Плато Путорана Сохранить на Картах Где находится: территория Таймырского и Эвенкийского районов Красноярского края Озеро Лама окружает горный массив плато Путорана,основу которого составляют плоские горы. Автомобильных трасс до него нет: туроператоры организуют водно-пешие и вертолётные экскурсии. Один из основных элементов ландшафта Путорана — столовые горы, то есть горы без вершин, с плоской поверхностью. Фото: Alexander S. Самый популярный водопад называется Красные камни, и он действительно находится в ущелье кирпичного цвета. Цветной оттенок водопада обусловлен большим количеством соединений железа в горной породе. Учёные ещё не исследовали полностью геологическую историю этой местности, край буквально окутан загадками. Нганасаны считают священными здешние плоские горы.
Если поделить площадь Таймыра на число его жителей, то на каждого придется около 20 квадратных километров территории. Ко многому здесь применимы слова «самый северный в мире». Например, самый северный в мире музей — Музей мамонта в Хатанге. Самая северная в мире ледовая арена для керлинга. Самый северный — и единственный в мире наземный — газопровод. Государственный заповедник «Большой Арктический» — самый северный и самый большой в мире: его площадь — 4 170 000 га. Таймыр — место, куда нельзя добраться по автомобильным или железным дорогам. Еще один способ передвижения по Таймыру возможен только зимой, на снегоходах и вездеходах. Летом использовать вездеходы запрещено, так как они наносят непоправимый урон тундровой почве. Климат Таймырского полуострова — арктический в северной части и субарктический в южной. На Таймыре завершают свою жизнь многие атлантические циклоны, благодаря чему этот регион часто называют кладбищем циклонов. Озеро Таймыр — второе по размерам озеро в Сибири, уступающее лишь Байкалу. Располагается у подножия гор Бырранга и соединено с рекой Таймырой. Горы Бырранга 22. Горный хребет Бырранга образован системой параллельно или кулисообразно расположенных цепей и обширных волнистых плато. Горы Бырранга простираются на 1100 километров в длину и свыше 200 километров в ширину. Почти вся территория Таймыра располагается в зоне арктической тундры, лишь на крайнем юге находится небольшой участок лесотундры. В районе реки Новой располагается район с самыми северными лесами на планете. Животные и птицы Таймыра приспособлены к суровому климату и скудной растительности полуострова. Летом Таймыр — это царство птиц: здесь гнездятся куропатки, гагары, гуси, полярные совы и другие виды пернатых. Краснозобая казарка 25.
Коренные жители вообще-то не пекут: в чумах нет духовок, там жарят лепёшки на сковороде на открытом огне, варят и тушат — в котле. Рыбные пироги и лепёшка с морошкой — это уже адаптированные блюда русской кухни. Фото: Светлана Хэйро Порт Дудинка — единственный в мире, который затапливается каждый год, а потом восстанавливается. В конце 1990-х уровень воды был так высок, что затопило первые этажи жилых домов. Когда ледоход проходит, вода спадает и начинается восстановление порта — оно заканчивается к 20-м числам июня, тогда порт может снова принимать и обслуживать суда, которые ждут разгрузки и загрузки на рейде в это время», — вспоминает Светлана Хэйро. Порт Дудинка связан морским сообщением с Архангельском и Мурманском, а в летний период — речным сообщением с Диксоном и Красноярском. Дудинка — один из действующих портов Северного морского пути СМП — очень важного транспортного водного маршрута в масштабах мира, в него заходят атомные ледоколы. Портовые краны перед половодьем переезжают в безопасное место. Попасть к нему можно по воде: от моста в Норильске через реку Норильская до Ламы нужно пройти по воде 80 км — через протоку Талая, озеро Мелкое и одноимённую речку Лама. На скоростном судне «Заря» путь займёт 4 часа. В озере чистая талая ледниковая вода, которую можно пить, зачёрпывая прямо из-за борта. Ландшафты Ламы особо не отличаются от норвежских фьордов, только вода здесь пресная, а не солёная. Находится в окружении ущелий, по которым бегут многочисленные водопады. Панорамы тут очень зрелищные: можно ощутить всю мощь и красоту первозданной природы. Местные жители считают озеро местом силы. Многие испытывают тут энергетический подъём, а кто-то верит, что загаданные здесь желания исполняются. Основной туристический сезон начинается в середине июля, когда сходит лёд, и длится до середины сентября. На частных катерах поездка к Ламе будет стоить 6000-8000 рублей на человека, но судно должно быть заполнено пассажирами полностью — от 5 до 12 человек. Можно долететь и на вертолёте. Аренда пятиместного вертолёта обойдётся в 95 000 рублей. Зимой можно добраться до озера на снегоходе вместе с организованными группами. На дальнем конце Ламы, до которого от Норильска плыть уже все восемь часов, расположена туристическая база «Бунисяк», созданная краеведом Олегом Крашевским. Там же находится его частный этнографический музей, посвящённый самому малочисленному народу Таймыра — нганасанам. Крашевский почти 50 лет собирает старинные костюмы, предметы быта и ритуальные символы коренных народов Таймыра. В коллекции есть обереги, шаманские короны, бубны, курительные трубки из бивня мамонта, а также одежда, подвески к шаманским костюмам, оленья упряжь. Парка из белого оленьего меха с кожаными инкрустациями и яркими геометрическими узорами — национальная одежда нганасан в музее Крашевского. Белый, чёрный и красный — основная палитра нганасанского костюма. Фото: Светлана Хэйро На базе можно остановиться в обустроенных домиках с удобствами, а Олег Крашевский проведёт для вас экскурсию по музею. Уроженец Норильска, краевед, влюблённый в Таймыр, Крашевский может бесконечно рассказывать увлекательные истории о традициях и обычаях малых народов, особенностях и красоте местной природы и истории шаманства. Плато Путорана Сохранить на Картах Где находится: территория Таймырского и Эвенкийского районов Красноярского края Озеро Лама окружает горный массив плато Путорана,основу которого составляют плоские горы. Автомобильных трасс до него нет: туроператоры организуют водно-пешие и вертолётные экскурсии. Один из основных элементов ландшафта Путорана — столовые горы, то есть горы без вершин, с плоской поверхностью. Фото: Alexander S. Самый популярный водопад называется Красные камни, и он действительно находится в ущелье кирпичного цвета. Цветной оттенок водопада обусловлен большим количеством соединений железа в горной породе. Учёные ещё не исследовали полностью геологическую историю этой местности, край буквально окутан загадками. Нганасаны считают священными здешние плоские горы. А ещё: в центре плато находится географический центр России — на берегу озера Виви, здесь же — полюс недоступности России, самая удалённая от цивилизации точка», — рассказывает Светлана Хэйро. Чем заняться на Таймыре Ловить рыбу зимой и летом Рыбу ловить на Таймыре можно круглогодично, однако больше всего внимание рыбаков привлекает сезон ловли корюшки, который длится с конца апреля по десятые числа мая. В это время Енисей в районе Дудинки превращается в место паломничества любителей подлёдной рыбалки. Местная корюшка огромная по сравнению с балтийской, икряная, очень вкусная и пахнет, как и положено, огурцами. Собирать грибы и ягоды Коротким летом в тундре созревает много ягод: брусника, голубика, морошка, клюква, рябина, красная смородина и шиповник на берегах Енисея. Растут здесь и грибы: подберёзовики, подосиновики и лисички. Всего этого очень много — достаточно просто выйти за пределы города, чтобы набрать сколько душе угодно. Местные обычно так и делают — идут пешком, едут на велосипеде или автомобиле, берут такси и высаживаются в нескольких километрах от города. И уверяют, что в таймырской тундре нет ядовитых грибов — есть можно все. Те сорта, что в сибирских лесах считаются ядовитыми, здесь отваривают, а затем жарят или маринуют. Есть, конечно, вопросы к микологам, однако я действительно ни разу не слышала, чтобы на Таймыре было отравление грибами», — советует Светлана Хэйро.
Карты заповедников Таймыра
- Выберите категорию
- Полуостров Таймыр на карте где находится, интересные факты, характеристики
- Таймыр: полуостров, где и вправду не ступала нога человека
- Полуостров таймыр на карте
- Статьи по теме
- Озеро Таймыр на карте России
Что известно о самом северном полуострове Евразии?
Осваивая Таймыр, в 1601 году они основали поселение Мангазею. Имена многих полярных исследователей запечатлены на карте Таймыра: море Лаптевых, мыс Челюскин, берег Пронищева, остров Минина. Таймыр — это родина пяти этносов: нганасанов, долганов, ненцев, энцев и эвенков. Нганасаны — самый северный народ России, живущий в таймырской тундре, севернее 721й параллели. Нганасаны сложились на основе древнего палеоазиатского населения Таймыра, смешавшегося с самодийскими и тунгусскими племенами. Сейчас нганасан на Таймыре около 800 человек.
Язык нганасан относится к самодийской группе уральско-юкагирской семьи. Долганы — самая многочисленная народность Таймыра. Они проживают на юге полуострова, их язык относится к тюркской группе алтайской семьи. В настоящее время долганы компактно проживают в поселках Хатангского и Дудинского районов и в г.
Сюда устремились потомки неолитических охотников, рыболовов, обитавших по краям ледников и арктических морей. Так что постоянное население появилось на Таймыре не позднее V тысячелетия до н. Климат тогда тут был более теплым и влажным, чем в настоящее время. Граница леса и тундры была на 300-400 км севернее современной - так что не только в южной, но и в центральной части Таймыра росли сосны и древовидные берёзы. Древние охотники пришли сюда с юго-востока, с реки Лена. Их сезонные стоянки найдены на р. Пясина и в бассейне рек Хеты и Хатанги. Они использовали орудия, изготовленные из тонких кремнистых пластинок, и ещё не знали глиняной посуды - такая культура называется мезолитической. Самое древнейшее из известных поселений жителей Таймыра обнаружено на левом берегу реки Тагенар, в 5км от её впадения в реку Волочанку, на пути, по которому очень удобно было переходить из бассейна р. Енисея в бассейн р. Люди, жившие здесь, были охотниками и рыболовами. Основной объект охоты - северный олень, а рыбной ловли - нельма, сиг, чир. В конце 4-го и начале 3 тысячелетия до н. Эта культура называется неолитической. Неолит - новокаменный период - получил своё наименование от новой, по сравнению с палеолитом и мезолитом, техники изготовления каменных орудий с помощью шлифования, пиления, сверления камня. Люди неолитической культуры стали изготавливать глиняные горшки, с орнаментом в виде сеточки. На одной из стоянок Маймече 1 был раскопан округлый котлован их жилища - это конусообразное сооружение из деревянных шестов, прикрытое кусками дерна, перевернутого землёй наружу... В конце 1-го и в 1-ом тысячелетии н. Бронза использовалась для украшения одежды. Из каменных орудий дольше всего использовались скрёбла для обработки шкур. Важным этапом древних жителей Таймыра было овладение технологией бронзового литья. На стоянке Абылаах 1 1150г до н. Очень интересными находками были сосуды тигли из песчаника для плавки бронзы, форма для антропоморфной фигурки. К концу 1 тысячелетия н. Памятником этой культуры является стоянка Дюна 3, на реке Пясина. Там найдены круглодонные горшки, украшенные по горловине поясками узоров из проникающих треугольников и других композиций, сделанных гребенчатыми отпечатками. Во II тыс. В историческое время на юго-востоке полуострова здесь обитали тавги — самое западное племя юкагиров, ассимилированное самодийцами и вошедшее в состав нганасанов. В его состав вошли различные по происхождению племенные группы пясидская самоядь, кураки, тидирисы, тавги и др. На лето нганасаны на оленьих упряжках откочёвывали в глубь тундр полуострова Таймыр, к зиме ставили свои чумы на северной границе сибирской тайги. В письменных источниках сохранилось упоминание об одном морском походе, относящемся к 80-м годам XVII века, из Енисея вокруг Таймыра с целью достижения устья реки Лены. Голландец Н. Витсен со слов Тобольского воеводы Головина сообщает, что в 1686 году посадский человек из Туруханска Иван Толстоухов на трёх кочах отправился в морскую экспедицию, но пропал без вести. Во время Великой Северной экспедиции в 1736 году Василием Прончищевым было исследовано восточное побережье полуострова от Хатангского залива до залива Фаддея. В 1739—1741 годах первое географическое исследование и описание Таймыра было сделано Харитоном Лаптевым. Он же составил и первую достаточно точную карту полуострова. В 1741 году Семён Челюскин продолжил исследование восточного побережья и в 1742 году открыл крайнюю северную точку Таймыра — мыс, получивший впоследствии его имя — мыс Челюскина. Таймырский полуостров также был глубоко исследован и научно описан российским исследователем А. Большой вклад в геологическое и топографическое исследование Таймыра внёс Н. В тридцатых годах XX века свой вклад в исследование северной части полуострова внёс соратник Ивана Папанина, чувашский полярник и геодезист Константин Петров. Чин водружения креста владыка Антоний совершил в сослужении эконома Красноярской епархии, наместника Св. Красноярска архимандрита Нектария Селезнева , благочинного Таймырского благочиния протоиерея Михаила Гренадерова и духовенства Таймыра, сообщает сайт епархии. В связи с совершившимся благодатным событием, архипастырь вновь подчеркнул сугубый церковно-патриотический смысл этой, проведенной совместно с руководством Таймыра акции: «Крест на берегу Северного Ледовитого океана воздвигнут, дабы явственно было видно и на самых северных рубежах России: это - наше православное государство». Владыка поделился с участвовавшими в поездке своей духовной радостью: сбылось давнее его архиерейское намерение и мечта юности - посетить северные рубежи Отечества и совершить на них соборную молитву о дальнейшем духовном возрождении России. В этот же день архиерей посетил пограничную заставу, где преподал архипастырское благословение пограничникам, несущим ответственную государственную службу в экстремальных условиях севера. Участвующим в поездке Начальником регионального Понраничного управления полковником Владимиром Чмыхайло были вручены архиепископу Антонию, эконому Красноярской епархии архимандриту Нектарию Селезневу и представителям духовенства епархии юбилейные общественные медали к 90-летию пограничных войск России и памятные знаки. Данные археологии показывают тесную связь первых жителей полуострова с населением бассейна Средней и Нижней Лены, откуда они проникли на Таймыр примерно 6 тыс. Основными занятиями нганасан была охота на диких оленей, песца, оленеводство и рыболовство. По сравнению со своими соседями, энцами и ненцами, нганасаны выделялись особым значением в их хозяйстве охоты на дикого северного оленя. Добывали диких оленей главным образом осенью путём коллективной охоты на речных переправах, закалывая их копьями с челноков. Также использовали ременные сети, в которые охотники загоняли диких оленей. Кроме того, летом и осенью нганасаны охотились на диких оленей пешком, в одиночку и небольшими группами. К середине XIX века нганасаны уже считались традиционными оленеводами. Оленеводство нганасан было типично самоедским, санным. По количеству оленей нганасаны были едва ли не самые богатые среди других народностей, населяющих Таймыр. Олени у нганасан служили исключительно средством передвижения, поэтому чрезвычайно ценились и оберегались. На лето нганасаны откочёвывали в глубь тундр полуострова Таймыр, к зиме возвращались к северной границе лесной растительности. Наличие стад домашних и охота на диких оленей, расположение кочевий в наиболее северных пределах полуострова, пользование самодельными орудиями труда и охоты позволяли им быть совершенно независимыми почти до конца XIX века. Техника у нганасан, по сравнению с их соседями долганами, была на более низком уровне. Все производства носили почти потребительский характер, обслуживая внутрихозяйственные нужды. Почти каждый в своём хозяйстве являлся одновременно и мастером по обработке дерева, и кузнецом, хотя нередко выделялись наиболее способные в какой-либо одной отрасли, например хорошие мастера по производству нарт, плетению маутов. Традиционную одежду шили из различных частей шкур оленей разных возрастов и разных сезонов года с различной высотой и крепостью меха. Верхняя мужская одежда цельнокроёная шилась мехом внутрь и мехом наружу. Внутренняя часть , без капюшона мехом к телу, изготовляется из 2-3 шкур осеннего или зимнего оленя, наружная часть с капюшоном - из короткошерстных шкур темных и светлых тонов. Чередование частей из темных и светлых шкурок на верхней одежде с четко обозначенным на спине темным или светлым прямоугольником и 2-3 орнаментированных полос ниже его - характерная особенность одежды нганасан. Женская зимняя одежда - того же вида, но с разрезом спереди, с небольшим воротником из меха белого песца, без капюшона, который заменяет двойная шапка с опушкой из длинного черного меха собаки. По подолу внутренняя и наружная части одежды также обшиваются опушкой из белого меха собаки. К верхней линии спинного прямоугольника прикрепляются длинные раскрашенные ремешки. Зимой в сильные морозы поверх обычной одежды надевают еще одну сокуй из толстого меха зимнего оленя шерстью наружу с капюшоном, имеющим спереди белый стоячий султан, по которому соседи безошибочно узнают нганасан. Погребальную или обрядовую одежду шили из цветных сукон. Для украшения праздничной одежды нганасаны использовали геометрический полосовой орнамент сходный с ненецким, но более мелкий и выполненный не из меха, а из кожи. Назывался орнамент - моли. Чаще всего нганасанские женщины вырезали орнамент "от руки", без употребления каких-либо шаблонов и без предварительного вычерчивания. У нганасан довольно часто встречалась раскраска одежды. Почитание земли, солнца, луны, огня, воды, дерева, важнейших промысловых и домашних олень, собака животных и их ипостасей под именем матерей, от которых зависят здоровье, промысел и сама жизнь людей и с которыми связана основная календарная и семейная обрядность - характерные черты традиционных верований нганасан. В них проявляются чрезвычайно архаичные черты представлений о природе и человеке, долгое время бытовавшие в относительно изолированных полярных коллективах. Они и сейчас сохраняются среди пожилых людей. Кормление огня и семейных культовых предметов - обязательный ритуал. В традиционном нганасанском обществе почти в каждой кочевой группе нганасан был свой шаман, который отстаивал интересы своего рода перед сверхъестественными силами. Шаман, как посредник между миром людей и миром духов, был фигурой выдающейся. Он обладал хорошим голосом, знал фольклор своего народа, обладал феноменальной памятью, был наблюдательным. Главнейшие функции шамана были связаны с основными промыслами, обеспечением удачи в охоте и рыболовстве, шаман угадывал места и сроки охоты. Также важными функциями шамана были лечение больных, помощь при родах, предсказание будущего для членов рода, толкование снов. Она расположена на севере Сибирской платформы, в бассейне реки Хатанги, в долине ее правого притока реки Попигай. Административно - почти полностью относится к Якутии и, частично, к Таймырскому муниципальному району. Размеры внутреннего кратера составляют 75 км, а диаметр внешнего достигает 100 км. Катастрофа произошла 30 млн. Космическое тело с большой скоростью пробило толщу осадков в 1200 м и затормозилось в породах фундамента Сибирской платфоры. По предварительным оценкам, энергия взрыва достигала 1023 Дж, т. О том, какие условия существовали в эпицентре в момент взрыва, можно судить по тому, что в кратере найдены возникшие при катастрофе минералы. Такие минералы удалось получить искусственным путем при ударных давлениях в 1 млн. Выброшенные во время взрыва крупные глыбы кристаллических пород фундамента платформы разлетелись на расстояние до 40 км от края кратера. Однако, Попигайская котловина является еще и самым крупным в мире коренным месторождением алмазов. Одним из первооткрывателей этого месторождения является Виктор Людвигович Масайтис. Масайтис родился в 1926 году. Окончив Ленинградский горный институт, он занимался поисками алмазов. В 1952 году вместе с И. Красновым теоретически обосновал и составил прогнозную карту о приуроченности коренных алмазоносных пород к зонам разломов, что полностью подтвердилось в ходе дальнейших открытий. Флора и фауна Попигайской котловины тоже уникальны. Здесь растет лиственница Гмелина, встречается каменный глухарь, лось, медведь и соболь. Невысокие лиственнички выползают по валам кратера аж на 72-ю параллель, это лишь несколькими минутами южнее самого северного в мире леса, который тоже расположен в Красноярском крае на кордонах «Лукунская» и «Ары-Мас» заповедника «Таймырский». Попигайский импактный кратер включён в список Всемирного геологического наследия ЮНЕСКО как объект, подлежащий сохранению и дальнейшему изучению. В 1945 году Арктический институт направил специальную археологическую экспедицию во главе с доктором исторических наук А. Окладниковым для детального изучения полярного открытия. Результаты этой экспедиции были сенсационными. Здесь были найдены сотни серебряных монет, остатки шелковых тканей и дорогих в старину суконных одежд, серебряные кольца с драгоценными камнями , ювелирные кресты тонкой филигранной работы, обломки невиданных инструментов и вооружения. Особенно важны результаты нумизматического анализа, который датирует собрание монет первой четвертью XVII века, а точнее, определяет, что сбор казны закончен ее владельцами около 1615-1617 годов. Среди предметов снаряжения обнаружены компасы и солнечные часы, что является неоспоримым свидетельством высокого уровня мореходной культуры русских полярных экспедиций XVII века. Русские навигационные приборы могли попасть в море Лаптевых только из Поморья, где в то время население было знакомо с арабскими цифрами и латинскими литерами. На деревянной рукояти одного из ножей исследователь В. Гейман прочел имя владельца - Акакий по прозвищу Мурманец. Витсен со слов Тобольского воеводы Головина сообщает, что в 1686 году посадский человек из Туруханска Иван Толстоухов на трех кочах отправился в морскую экспедицию, но пропал без вести. Кем же был Иван Толстоухов? Толстоуховы - хорошо известные торговые люди из Поморья, которые одними из первых проникли за Урал. Толстоуховы в течение многих лет были связаны с мангазейским мореплаванием и торговыми делами на Енисее и в Якутске. И поэтому не случайно, что один из представителей этой торгово-промышленной династии, Иван Толстоухов, предпринял попытку проложить новый морской путь из Енисея на Лену. Минина, его отряд в 1738 году обнаружил сооруженный Толстоуховым крест в память о своем пребывании в 7195 1686-1687 году в бухте Омулевой, близ зимовья Крестовое, на правом берегу Енисейского залива.
Минина, его отряд в 1738 году обнаружил сооруженный Толстоуховым крест в память о своем пребывании в 7195 1686-1687 году в бухте Омулевой, близ зимовья Крестовое, на правом берегу Енисейского залива. В 1700 году Ф. Минин нашел зимовье промышленника Толстоухова севернее реки Пясины. Семен Дежнев. Возникает предположение, не был ли местом гибели одной из групп большой экспедиции Ивана Толстоухова район залива Симса и остров Фаддея. Вопрос о пути следования экспедиции поморских мореходов остается пока не выясненным до конца. Однако бесспорно, и к этому пришли большинство историков и других специалистов, что ее участники, следуя с запада на восток, прошли на своем судне пролив между морями Карским и Лаптевых и обогнули мыс Челюскина. Что касается конечной цели похода, то, по-видимому, мореходы стремились достигнуть районов Хатанги и Лены. По данным древнейшей ясачной книги Ман-газеи, поморы и служилые люди вышли к устью Енисея уже к 1607 году. Жившие здесь родовым строем энцы были подчинены Москве. История открытия и освоения... Он с отрядом важан и печорцев одним из первых ходил в страну тунгусов и на реку Гету. Замечательный писатель и исследователь Сергей Марков считает, что это была река Кута, и воздает должное отважному Волку, «суровое имя которого должно войти в летопись важнейших открытий наших землепроходцев». Земной круг... Такими были упоминаемый в мангазейских делах Мотька Кирилов — «по морю староход и знатец», пинежанин Микитка Стахеев Мохнатка, которому «морской ход за обычай» и который «морем идти знает», знаменитый пинежанин Левка Плехан Шубин Лев Иванович , который упоминается в числе ходивших в Мангазею морем еще в царствование Бориса Годунова. В документах 1633 года назван и его сын Клементий Плеханов. Научные труды... Весной 1610 года северодвинцы во главе с Кондратием Курочкиным и Осипом Шепуновым на судах, построенных под Туруханском, вышли к устью Енисея с намерением пройти дальше морем на восток. Сохранившиеся документы позволяют нам получить представление о руководителе похода Курочкине как о наблюдательном человеке, имевшем обширные морские знания и широкий географический кругозор. Вот только одна из сделанных им записей: «большими кораблями из моря в Енисею пройти было мочно; река угодна, боры и черный лиственный — В. История Сибири... В особенности, когда повседневная жизнь в большой степени зависела от сил природы, а технологии были недостаточно развиты. Вот почему в местах, куда современная цивилизация добралась с существенным запозданием, еще совсем недавно можно было встретить людей, обладающих исключительной силой и знаниями — шаманов. Мы расскажем об одном из них — последнем великом шамане нганасан Тубяку Костеркине. До недавнего времени они в полной мере сохранялись как генетически чистый народ, почти не подвергшийся ассимиляции, пользовались своим языком, стойко удерживая национальное самосознание и традиционные особенности культуры. Этому способствовал складывавшийся веками архаичный уклад жизни этноса. Нганасаны жили большими семьями, старики пользовались огромным уважением, более молодые члены семьи беспрекословно подчинялись их решениям, младшие долгие годы учились у старших, а затем передавали свои знания следующему поколению. Согласно легенде, во время первой встречи с русскими их спросили: кто вы? И услышали ответ: нганасан, что означает «мужчины». Так их с тех пор и называют. Сами же нганасаны зовут себя «ня», что по значению ближе всего соотносится с русским словом «товарищи». Известный этнограф Л. Доброва-Ядринцева в книге «Туземцы Туруханского края» 1925 писала о нганасанах: «Они горды, замкнуты, чужды всему, что приходит к ним извне и, дорожа своей свободой, не признают никаких внешних обстоятельств». Нганасаны считались лучшими в Арктике пешими охотниками на дикого оленя. Они не только не использовали оленьих нарт, но и не держали домашних оленей вообще. Стадо оленей выслеживалось, а затем загонялось в специально оборудованную засаду, где животных убивали копьями и стрелами. Первенство нганасанских шаманов признавали якуты, эвенки, долгане, лесные энцы и другие соседние народы. Их шаманы часто просили у нганасан помощи, старались не вступать с ними в конфликты и очень боялись их рассердить. Жесткая конкуренция шла и между нганасанскими шаманами, битвы которых стали элементом эпоса: «огромные камни слетали с утесов и катились с грохотом в бездны, сверкали молнии и грохотали громы»… Считалось, что самые сильные нганасанские шаманы могли «съесть человека» — то есть наслать на него смерть с помощью духов-помощников; убить соперника, порезав его след ножом или проткнув острым предметом фигурку-койка; навести болезни и излечить недуги; найти воров и потерянные предметы; отыскать заблудившихся в тундре людей; предсказать будущее; взлетать над землей и творить другие чудеса. В XIX веке русские миссионеры сообщали, что их рассказы о чудесных полетах святых не производили на нганасан никакого впечатления, так как, по их словам, для шаманов это не составляло особого труда. Путешествуя в нашем мире, шаман мог легко обращаться в птицу или смерч. Верхний мир населяют добрые божества и духи, в общении с которыми человек выступает лишь просящей стороной. Средний мир — это наша земля. Каждое растение или животное, гора или озеро, любое явление природы несет в себе жизненное начало, представленное самостоятельным духом. Духи бывают добрыми нгоу и злыми баруси. Злые духи вредят человеку, защититься от них или повлиять на них можно, прибегнув к помощи шамана. Нижний мир находится под землей. В нем обитают души умерших и множество злых духов, вылезающих через отверстия в земле, чтобы всячески человеку вредить. Шаманы могут спускаться в нижний мир, чтобы провести туда душу умершего либо отнять у злого духа душу тяжелобольного человека и вернуть ее в средний мир. Одновременно шаман передавал волю и желание духов в людской мир. Путешествуя в верхнем мире, шаман мог принимать образ духа-помощника: небесного оленя или птицы. В нижний мир шаман проникал чаще всего в образе медведя или росомахи. Положение шамана в обществе зависело напрямую от его силы. Большой шаман вызывал страх и уважение. Благодаря помощи духов он мог указать лучшее место и время для охоты или рыбалки, лечить животных и людей, предвидеть и предсказывать события. Общаясь с духами и путешествуя в верхнем и нижнем мирах, шаман впадал в состояние транса и совершал особый ритуал — камлание. Необходимые атрибуты камлания — бубен, колотушка и шаманский костюм, главный дух-помощник шамана. Лишь облачившись в него, шаман мог общаться с духами и перемещаться в другие миры. Чем больше железных подвесок украшало костюм шамана, тем сильнее он считался. В дело шло все: монеты, воинские награды «Знак Почета», «За победу над Германией» , вилки, крючки, металлические цепи, навесные замки, шестеренки… Иногда вес такого костюма достигал 30 и более килограммов. Состарившийся шаман передавал свой костюм, корону, бубен и знания старшему сыну, при этом считалось, что шаманов избирают духи, которые когда-то сами были шаманами — предками избранника. Известно, что еще ребенком Тубяку утонул. Его отец Дюхаде, который был великим шаманом нганасан, нашел его и оживил. Был я тогда совсем маленький. Еле труп мой нашли. Отец меня оживил — отец был шаманом. Тогда отец сказал, что этот ребенок будет моей сменой. Отец говорил: как я жил, так и ты живи. И я отцовский приказ исполнял. Шаманил и днями, и ночами. Шаманил везде, куда меня приглашали… Любого больного, если возьмусь, хоть больной, хоть роженица, никого не отпускал то есть излечивал. Так вот и жил, плохого к людям у меня ничего не было…» Однако все это не помешало советской власти посчитать Тубяку идеологическим врагом и вредителем и отправить его за пропаганду языческого культа «на перековку» в лагеря. Говорят, что донос на Тубяку написал из зависти другой шаман, и ему тоже дали срок, посчитав, что это будет справедливо. И хотя завещанное отцом дело он не бросил, больше его не трогали. Неожиданную мягкость властей Тубяку объяснял тем, что на зоне он смастерил хорошего духа-помощника — «койка-закон», через которого ему удавалось улаживать в нижнем мире все сложности в отношениях с вредными духами советской власти. Участковый даже не отнял у него бубен и колотушку, что в Советском Союзе со служителями культов происходило повсеместно. Тубяку Костеркин прожил славную жизнь: лечил болезни, предсказывал погоду, находил в тундре заблудившихся людей, останавливал пургу. Рассказывают, как 80-е годы к Тубяку зашли полярники, совершавшие переход по советскому северу. Они застали старика смотрящим по телевизору старт космического корабля. С его помощью были записаны сотни песен и сказаний, которые впоследствии расшифровала и перевела на русский язык дочь Тубяку, фольклорист Надежда Костеркина. ДУХ КОСТЮМА В 1982 году, после смерти жены, которая обычно помогала ему в камлании, Тубяку решил, что духи оставили его, и согласился на уговоры сотрудников Дудинского музея передать им шаманский костюм, бубен и другие предметы. Однако оговорил для себя возможность приезжать в музей для общения с костюмом, что не раз делал в последующие годы, сидя на полу у теплой батареи. Шаманский костюм Тубяку Костеркина, переданный ему когда-то отцом — Дюхаде, по-прежнему хранится в Дудинском музее. Здесь к нему совершенно особое отношение: костюм уважают и без особой необходимости стараются не беспокоить. И таких случаев было зафиксировано уже несколько.
В эпоху Великой Северной экспедиции 1733 - 1743 гг. Таймырский полуостров стал предметом глубокого исследования со стороны отважных русских мореплавателей. Прончищев исследовал побережье с востока от Хатангского залива, достигнув залива Фаддея. Лаптев разработал карту Таймыра. Челюскин прославился открытием крайней точки на севере полуострова. Легендарный Никифор Бегичев стал частью истории Таймыра, своими подвигами внесен в золотые страницы полярных экспедиций, исследуя этот холодный мир. В 1930-е г. Ушаков и Н. Урванцев первыми шагнули на эти земли и подробно описали их природу. Травин — исследователь, на велосипеде пересекший берега Таймыра зимой 1930 года. С XIX века полярники начали активное освоение полуострова, приносящее удивительные открытия, предопределившие будущее этого края. Найдены богатства природы: уголь, медная руда, газовые месторождения и прочие ископаемые. С 1843 г. С неотъемлемой значимостью истории Таймыра связано активное освоение его полезных ресурсов во времена войны. Климат Полуостров раскинул свои просторы в арктических и субарктических широтах, что обусловливает его суровый климат. Территория полуострова заслуженно включена в зону многолетней мерзлоты. Метели в этих краях могут быть даже в летние месяцы. Таймыр — это последний приют для многих циклонов с Атлантики и поэтому полуостров называют «кладбищем для циклонов». Население На полуострове Таймыр, где города уступают место природной суровости, ближайшие населенные пункты, Дудинка и Норильск, находятся на юге. Однако сам полуостров даже без городов не остается безжизненным — здесь есть полярные поселки, такие как Диксон, а также Караул и Воронцово, Байкаловск, Мунгуй, Усть-Порт, а еще нежилые поселки и метеостанции, например, Мыс Стерлегова и знаменитый Мыс Челюскин. Здесь, среди бескрайних просторов, коренные жители ведут свой древний образ жизни, практикуя оленеводство и рыболовство. Рождаемость здесь превосходит смертность. Тем не менее, общая динамика численности населения подчинена влиянию значительного миграционного оттока, который становится ключевым фактором в сокращении общей численности. Животные и растения Таймыр, где обитает множество видов дикой природы, характеризуется разнообразием мира животных, включая белого медведя, горностая, росомаху, а также песца и соболя.
Карта полуострова Таймыр
Таймыр полуостров: место в России, которое можно найти на карте мира. Схематическая и спутниковая карта, где находится Полуостров Таймыр. Карта Таймырского Автономного Округа со спутника с районами, посёлками, улицами и номерами домов.
Таймыр (полуостров). Где находится полуостров таймыр?
Сейчас долган на Таймыре живет 5300 человек. Ненцы в основном проживают к западу от Таймыра, их язык относится к самодийской группе уральско-юкагирской семьи. Сейчас ненцев на Таймыре около 2900 человек. На Таймыре живут так называемые «тундровые ненцы», главное занятие которых оленеводство. Энцы компактно проживают на западе полуострова совместно с ненцами, их язык также относится к самодийской группе уральско-юкагирской семьи. Впервые этот народ упоминается в новгородской рукописи конца XV веке под названием молгонзеи. Численность энцев невелика — не более 200 человек. Сейчас энецкий язык забывается, много смешанных браков с ненцами и нганасанами. Эвенки в основном проживают к югу и востоку от Таймыра, но часть их живет на полуострове.
Язык эвенков относится к тунгусо-маньчжурской группе алтайской семьи.
Нансен в 1993 г Таймыру посвятил всю свою жизнь в науке геолог Николай Урванцев 1893-1985 гг. А на следующий год — месторождение медно-никелевых руд с высоким содержанием платины.
Несмотря на эти заслуги, Урванцев отсидел в «исправительных» лагерях два срока: 15 и 8 лет, один из них, по злой иронии судьбы, — в Норильлаге. Но и это не помешало «вредителю», доктору геолого-минералогических наук после освобождения продолжить свои труды по освоению недр Таймыра и других северных регионов России, Норильское рудное месторождение могло бы начать приносить пользу стране и гораздо раньше. К месту залегания мангазейцы ходили по реке, несомненно точно зная, за чем идут.
Царь Михаил Федорович Романов в 1619 г под страхом смертной казни запретил плавание по сибирским рекам. По каким причинам — точно неизвестно, хотя есть разные версии, но он явно чего-то боялся, во всяком случае, как правитель поступил крайне близоруко и недальновидно. Город пришел в упадок и исчез.
Но Урванцев знал о Мангазее и не дал этому знанию пропасть втуне. То, что без способности не сдаваться на Севере не выживешь, доказывает фольклор коренных его народов. У них сложные отношения с цивилизацией и в наше время, они с трудом социализируются, во всем доверяя только природе.
Это их выбор, но тем из бескорыстных собирателей фольклора, кто изучил его — а такие энтузиасты на Таймыре, к счастью, есть, — открывается мудрый и гармоничный мир. В Норильске и Дудинке часто проходят тематические выставки творчества коренных народов, ведутся научные исследования, в которых принимают участие и специалисты долганы, эвенки, ненцы. Благодаря им мы можем сегодня узнать, как видят свою землю эти люди, что вынесли из опыта своего народа.
Вот, например, две пословицы нганасанов: «Рукам, что не любят трудиться, не согреться в рукавицах», «На одежду не тогда накладывай заплатки, когда по тальникам гуляют куропатки». А вот как рассказывает об одном обычае этого народа И. Брагинский в книге «Миры и сказки нганасан» речь о состязании молодых людей : «Сидя по обеим сторонам своей избранницы, они сочиняли свои иносказательные песни — импровизации, соперничая в остроумии.
Тот из них, кто, не поняв иносказательного текста своего противника, не смог ответить на него, считался побежденным и дарил победителю какое-либо металлическое украшение». Загадки долган своей лаконичной образной формой наводят на мысль о сходстве с японскими двустишиями хокку: «Стадо оленей кругом озерка кормится» зубы , «К крепкому дереву иней не пристает» рога оленя. Шаманские песни-заклинания во время камлания, если научиться понимать их знаки, — это целая программа пути к свету.
Шаман для коренных северян — и духовник, и судья, и учитель. Так было всегда, так, вероятно, будет и впредь.
Полуостров Таймыр занимает более 880 тыс. Таймыр расположен за Северным полярным кругом и его климату свойственны все черты, характерные для климата высоких широт Арктики. Одна из них — суровая и продолжительная зима с сильными ветрами и метелями. Начинается зима со второй половины сентября и продолжается до второй декады мая —начала июня. В апреле температура воздуха начинает возрастать. Наибольшие средние месячные температуры отмечаются в июле. Таймыр начал заселяться предками современных нганасан — охотниками на диких северных оленей — более шеститысяч лет назад. Осваивая Таймыр, в 1601 году они основали поселение Мангазею.
Имена многих полярных исследователей запечатлены на карте Таймыра: море Лаптевых, мыс Челюскин, берег Пронищева, остров Минина. Таймыр — это родина пяти этносов: нганасанов, долганов, ненцев, энцев и эвенков.
Хатангский район Таймырский автономный округ его ещё называют Долгано-Ненецкий образован в 1930-м году — ныне он один из всех регионов РФ целиком находится за Полярным кругом. Восточная часть округа соседствует с республикой Саха , южная часть граничит с Красноярским краем. Север его омывают воды моря Лаптевых.
Путешествие на Таймыр: когда ловить ледоход, где попробовать оленину и как не потеряться в тундре
© 2024, RUTUBE. Месторождения Гыданского полуострова. (Таймыр). 12+. Узнай где находится Таймырский заповедник на карте России (С описанием и фотографиями). Актуальная спутниковая карта Таймырского Автономного Округа содержит все автомобильные дороги и близлежащие населенные пункты, что будет полезно для автомобилистов и путешественников. На физической карте России полуостров Таймыр представлен как огромный полуостров в Северном Ледовитом океане. Таймыр — полуостров в России, самая северная материковая часть суши Евразийского континента, расположен между Енисейским заливом Карского моря и Хатангским заливом моря Лаптевых. Карта-схема «Полуостров Таймыр» 2022 г. Размер карты: 100*180 см; Язык: русский.
Природа Таймыра и ее уникальные особенности
- Озеро Таймыр
- Таймыр – озеро и полуостров
- Видео: Снегоход влетел в здание больницы на Таймыре
- Ближайшие онлайн трансляции
- Полуостров Таймыр — растения и животный мир