Теория литературы на ЕГЭ 2024: как подготовиться и не ошибиться. Из кодификатора ЕГЭ по литературе исчезли писатели золотого века — Пушкин, Лермонтов, Гоголь.
ЕГЭ по литературе в 2024 году
Приложение, которое поможет вам подготовиться к ЕГЭ по Литературе 2024 года. В конце прошлой недели был опубликован проект Единого государственного экзамена по литературе на 2024 год. ЕГЭ по литературе 2024 собенности экзамена Основные даты Изменения 2024 года Структура КИМов Оценивание Подготовка ДЕМОВЕРСИЯ ФИПИ 2024. Подготовиться к ЕГЭ по литературе в 2024 году без помощи педагогов довольно сложно, но возможно. Главная» Новости» Теория для егэ по литературе 2024.
Изменения в ЕГЭ по литературе 2024: ещё сложнее и почти без шанса на успех…
Теперь необходимость читать эти произведения стоит намного острее», — говорит преподаватель. А кого добавили? С полным списком можно ознакомиться здесь. Зарубежная поэзия в пробной версии экзамена появилась еще в прошлом году: тогда школьники должны были провести литературный анализ стихотворения Райнера Марии Рильке. Особых сложностей эта задача у выпускников не вызвала, замечает Шипилова.
Выяснилось, что в нем нет больше Пушкина, Фонвизина, Лермонтова, Жуковского, Гоголя, Грибоедова… Куда-то делось даже «Слово о полку Игореве», единственный памятник древнерусской литературы, который изучается в средней школе. Да, всегда были, а теперь их там нет. Фото: Алексей Меринов Нет светил русской поэзии и во второй части КИМов контрольно-измерительных материалов , которые могут выпасть в самом большом сочинении из пяти — их требуется написать выпускнику за 3 часа 55 минут. Вообще весь блок литературы вплоть до второй половины 19-го века как сквозь землю провалился.
Пользователи в соцсетях недоумевают, «как можно изучать отечественную литературу без «нашего всего»? Учителя оплакивают «солнце русской поэзии» и собираются жаловаться на самый верх. Большинство видят происки Запада — а кто еще мог покуситься на самое святое? Русская классика была востребована в прошлом. Но теперь она ничто, и даже вредна, так как потворствует либеральным идеям, которые чужды нашим традициям. Вспомните того же Чацкого, вернувшегося из-за границы и тут же начавшего учить всех жить, а ведь он выставляется как положительный персонаж», — высказывают и такое мнение в Сети.
Составители списков почему-то решили, что раз Пушкин, Лермонтов и все прочие входят в ОГЭ по литературе за 9-й класс, то на экзамене за среднюю школу они не нужны. Чиновники не учли самого главного — те, кто сдает ЕГЭ по литературе после 11-го, совершенно необязательно сдавали ОГЭ по литературе после 9-го. Как и наоборот. В принципе, это нормально. В 15 лет подросток может не думать, куда он будет поступать в 18, но сейчас получается, что у них огромные пробелы в знаниях, они не читали ничего из необходимого, а теперь и не собираются читать даже Пушкина — зачем, раз его в списках больше нет? Получается, выпускник-2024, направляясь, скаже, на журфак или филологию, может вообще ничего не слышать о золотом веке русской поэзии — этого от него никто и не потребует. Тогда зачем открывать эти книги? С того же «Слова о полку Игореве». И получается, что зря — так как к 11-му классу все изменилось, столько времени потрачено впустую?! Как уже было сотворено с раскритикованной Болонской системой высшего образования.
XVIII век предложил Тредиаковскому, Ломоносову и Державину задуматься о научных и культурных преобразованиях в государстве, о том, каким должен быть идеальный правитель, поставил в литературе проблемы гражданского долга и равенства всех граждан без исключения перед законом. Писатели-романтики интересовались тайнами жизни и смерти, проникали в темные закоулки человеческой души, решали проблемы зависимости человека от судьбы и неразгаданных демонических сил взаимодействия человека талантливого и неординарного с бездушным и приземленным обществом обывателей. XIX век с его ориентацией на литературу критического реализма обратил художников к новым темам и заставил размышлять над новыми проблемами: в литературу усилиями Пушкина и Гоголя вошел "маленький" человек, и возник вопрос о его месте в обществе и взаимоотношениях с "большими" людьми; важнейшей стала женская тема, а вместе с ней и так называемый общественный "женский вопрос"; много внимания этой теме уделяли А. Островский и Л. Толстой; тема дома и семьи обрела новое звучание, и Л. Толстой изучал природу связи воспитания и способности человека быть счастливым; неудачная крестьянская реформа и дальнейшие общественные потрясения пробудили пристальный интерес к крестьянству, и тема крестьянской жизни и судьбы, открытая Некрасовым, стала ведущей в литературе, а вместе с ней и вопрос: как сложится судьба русского крестьянства и всей великой России? Как примирить поколения "отцов" и "детей" в неспокойном и кровавом мире? Как сегодня понимать отношения между добром и злом и что понимать под тем и другим? Как в стремлении быть непохожим на других не потерять себя? Как "обустроить" Россию к благополучной жизни? Обратите внимание! Проблема - это вопрос, и формулироваться она должна преимущественно в вопросительной форме, тем более если формулировка проблем является задачей вашего сочинения или другой работы по литературе. Иногда в искусстве настоящим прорывом становится именно поставленный автором вопрос - новый, неизвестный обществу ранее, но ныне животрепещущий, жизненно важный. Многие произведения для того и создаются, чтобы поставить проблему. Но следующим шагом становится авторское решение поставленного вопроса. Видение автором решения поставленных проблем и является идеей произведения.
Изменения в ЕГЭ по литературе 2024: ещё сложнее и почти без шанса на успех…
Некрасов, Ф. К критическому реализму относится М. Салтыков-Щедрин Модернизм Конец XIX — первая половина XX века - отрицание классических методов, эксперименты с формой и сюжетом произведений; - альтернативные методы отражения действительности; - отказ от причинно-следственных связей в изображении героев, их поступков. Из русла модернизма вышли многие литературные течения: символизм, акмеизм, имажинизм, футуризм. Брюсов, Д.
Мережковский, 3.
Теперь необходимость читать эти произведения стоит намного острее», — говорит преподаватель. А кого добавили? С полным списком можно ознакомиться здесь. Зарубежная поэзия в пробной версии экзамена появилась еще в прошлом году: тогда школьники должны были провести литературный анализ стихотворения Райнера Марии Рильке. Особых сложностей эта задача у выпускников не вызвала, замечает Шипилова.
Так, в нем говорится, что для выполнения трех заданий — 5-го, 10-го и 11-го сочинение — «может привлекаться литературный материал, изученный по программе основного общего образования», в том числе произведения Фонвизина, Жуковского, Грибоедова, Пушкина, Лермонтова и Гоголя.
Что об этом думают учителя Учителя, репетиторы и преподаватели вузов к такому обновлению кодификатора ЕГЭ по литературе отнеслись по-разному. У кого-то изменения вызвали «страх и ужас»: мол, учебный процесс придется полностью перекраивать. Но большинство восприняло их спокойно. В свою очередь победитель конкурса «Учитель года Москвы — 2023», учитель литературы Школы имени Достоевского Сергей Валюгин обратил внимание, что большая часть новых текстов среди прочего в кодификатор добавили произведения Леонида Андреева, Николая Чернышевского и Николая Островского — прим. Просто нужны методические разъяснения, чтобы ученики, которые хотят готовиться самостоятельно, не запутались в той информации, что указана в кодификаторе и сопутствующих материалах, — цитирует учителя издание « Мел ».
Грамматические ошибки будут учитываться не только в последнем сочинении, но и в других письменных заданиях, теперь за сочинения 4 и 9 можно получить максимум 4 балла, а не 6 2 балла — за понимание текста, 2 — за речь и грамматику , в задании 11.
Обсуждаемые списки входят в предварительный проект документации. Окончательные варианты документов ЕГЭ-2024 еще не опубликованы. По материалам СМИ.
«Чужды традициям»: произведения Пушкина и Лермонтова выкинули из проекта ЕГЭ
Теория литературы на егэ 2024 будет оцениваться по 100-балльной шкале, а не по 36-балльной, как раньше. Подготовиться к ЕГЭ по литературе в 2024 году без помощи педагогов довольно сложно, но возможно. Программа экзамена по литературе ЕГЭ 2024 включает несколько основных разделов, которые охватывают различные аспекты изучения произведений литературы. Главная» Новости» Теория для егэ по литературе 2024.
Теория ЕГЭ 2023 по литературе 11 класс по заданиям
Литературные направления для ЕГЭ | (Спецификация КИМ ЕГЭ 2024). |
ЕГЭ по литературе в 2024 — 6 советов по подготовке | Новости Играть в ЕГЭ-игрушку. |
App Store: ЕГЭ 2024 Литература | Варианты ЕГЭ по литературе 2024 доступны онлайн с ответами к письменным заданиям: 8,9,15,16,17. |
Вместо Пушкина — Кафка и Оруэлл. Почему так изменили ЕГЭ в 2024 году | Список литературных произведений по кодификатору ФИПИ для подготовки и успешной сдачи ЕГЭ по литературе в 2024 году: что читать и по каким книгам писать сочинение. |
ЕГЭ по литературе 2024 – структура и особенности | ВВЕДЕНИЕ СТРОЕНИЕ ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 2024 года Тренировочный вариант с разбором Литературный процесс Анализ художественного текста Средства выразительности Определение метра стихотворения Практикум по сочинению-анализу Практикум по. |
Вместо Пушкина — Кафка и Оруэлл. Почему так изменили ЕГЭ в 2024 году
Развитие действий Описание всего происходящего, ход событий. Кульминация Момент наибольшего напряжения в развитии действия художественного произведения. Развязка Положение действующих лиц, которое сложилось в произведении в результате развития изображенных в нем событий, - заключительные сцены. Эпилог Заключительная часть произведения, в которой может быть определена дальнейшая судьба героев и развитие событий. Это может быть и краткий рассказ о том, что произошло после завершения основной сюжетной линии. Внесюжетные элементы Вводные эпизоды «Вставные» эпизоды, которые непосредственно не связаны с сюжетом произведения, а даются как воспоминания в связи с описываемыми событиями. Лирические отступления Могут быть собственно лирическими, философскими и публицистическими. С их помощью автор передает свои чувства и мысли по поводу изображенного. Это могут быть авторские оценки героев и событий или общие рассуждения по какому-либо поводу, объяснение своей цели, позиции. Художественное обрамление Сцены, которые начинают и заканчивают событие или произведение, дополняя его особым смыслом.
ТЕМА - Предмет, основное содержание рассуждения, изложения, творчества. Словарь русского языка, 1990. ТЕМА греч. Thema - 1. Предмет изложения, изображения, исследования, обсуждения; 2. Постановка проблемы, предопределяющая отбор жизненного материала и характер художественного повествования; 3.
Как и наоборот. В принципе, это нормально. В 15 лет подросток может не думать, куда он будет поступать в 18, но сейчас получается, что у них огромные пробелы в знаниях, они не читали ничего из необходимого, а теперь и не собираются читать даже Пушкина — зачем, раз его в списках больше нет?
Получается, выпускник-2024, направляясь, скаже, на журфак или филологию, может вообще ничего не слышать о золотом веке русской поэзии — этого от него никто и не потребует. Тогда зачем открывать эти книги? С того же «Слова о полку Игореве». И получается, что зря — так как к 11-му классу все изменилось, столько времени потрачено впустую?! Как уже было сотворено с раскритикованной Болонской системой высшего образования. А что придумали взамен? Да, собственно, ничего… Те же 4 года базового высшего образования плюс 2 года специализированного высшего, только после выхода из Болонской конвенции дипломы российских вузов нигде больше не котируются.
Изменились критерии оценивания. В демоверсии ЕГЭ 2024 по литературе критерии «Понимание текста» и «Привлечение текста для аргументации» теперь объединены в один. Второй критерий посвящен логике, соблюдению речевых норм и грамматике. Важно: критерий по грамматическим ошибкам в ЕГЭ 2024 по литературе теперь оценивают во всех сочинениях. Первичные баллы сократились с 53 до 48. Одна ошибка теперь стоит аж пяти вторичных баллов.
Кроме того, авторы тестовых заданий не учли психологические особенности восприятия подростков — а это тоже очень важно. Увидеть те проблемы, идеи и смысловые связи, которые в силу возраста закономерно ускользали от внимания, а значит — лучше понять литературу и культуру последующих веков. Любой возрастной психолог скажет вам, что два года в развитии подростка — это целая эпоха в формировании его личности, предполагающая переосмысление многих ценностей, углубление представлений о мире и человеке, поиски самоидентификации". Все еще можно исправить Пока этот комплекс заданий, из которого исключен Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Грибоедов, Фонвизин и Державин, — лишь проект. На официальном сайте ФИПИ приглашают к обсуждению предложенных материалов, свои вопросы и предложения разработчикам можно отправлять до 30 сентября. По мнению ученых, методисты Рособрнадзора должны учесть, что именно литература формирует отношение человека к базовым культурным ценностям своего народа — учит любить Родину, свой народ и свою семью. Это особенно важно сейчас, когда мы вынуждены защищать свою культуру и свой образ жизни. Поэтому филологи надеются, что по итогам публичных дебатов вариант ЕГЭ, который они расценивают почти как идеологическую диверсию, будет переработан либо отменен.
Книги для ЕГЭ 2024 по литературе
ЕГЭ по литературе 2024 | изменения, подготовка, дата, структура | Сейчас стране нужны технари, поэтому ЕГЭ по литературе решили превратить в игру на выживание. |
ЕГЭ Литература 2024 | Курсы | ЛОГОС | Главная» Новости» Вся теория для егэ по литературе 2024. |
ЕГЭ по литературе 2024: на какие изменения обратить внимание? | Теория литературы на егэ 2024 будет включать в себя не только классические темы, такие как жанры, стили, роды, виды и формы литературы, но и современные направления, такие как постмодернизм, феминизм, постколониализм и другие. |
ЕГЭ по литературе в 2024 году
В статье собрана вся информация про обновленный ЕГЭ по литературе — 2024: нумерация заданий, критерии оценивания, структура экзамена. (Спецификация КИМ ЕГЭ 2024). Подготовка выпускников к единому государственному экзамену по литературе в 2024 году (на основе анализа результатов ЕГЭ 2023 года): методические рекомендации / сост.
Вместо Пушкина — Кафка и Оруэлл. Почему так изменили ЕГЭ в 2024 году
Сейчас стране нужны технари, поэтому ЕГЭ по литературе решили превратить в игру на выживание. Умскул_кодификатор_2024_по_ Многомудрый Литрекон надеется, что его шпаргалка о теории к ЕГЭ по литературе Вам поможет лучше понять материал и успешно с ним работать. Важнейшим блоком выпускного экзамена по литературе является теория и история. Чтобы успешно сдать ЕГЭ по литературе понадобится прочитать произведения из кодификатора (содержание, инициалы автора и героев), уметь оперировать цитатами, теорию, структуру сочинения, планы и клише для его написания. Итак, какими могут быть вероятные изменения в ЕГЭ-2024 по литературе.
Подготовка к ЕГЭ по литературе в 2024 году
В чём схожи или различны выбранное произведение и приведённое стихотворение Н. По всей видимости, подобным образом обращение к первой половине XIX века будет постоянно педалироваться: образ маленького и лишнего человека, проблема отцов и детей, историчность и т. Отсюда возникает вопрос: а почему, собственно, в кодификаторе есть Тютчев, Фет, Ахматова, Цветаева и т. Что мешало указать эти фамилии, но не выделять их, оставляя изучение как бы факультативным? Вопрос без ответа. Останутся ли вообще такие ограничения в утвержденном проекте, пока непонятно, но если останутся, то хоть как-то тогда можно будет оправдать все изменения, потому что сейчас цензурных слов для объяснения своей позиции по поводу этого всего, поверьте, ни у одного преподавателя и репетитора, готовящих к ЕГЭ, нет. В спецификациях тоже не все гладко На самой последней странице в сноске мелким шрифтом написано следующее: "В формулировки тем сочинения 11. В их число могут быть включены следующие писатели, творчество которых было изучено по программе основного общего образования: Д. Фонвизин, В. Жуковский, А. Грибоедов, А.
Пушкин, М. Лермонтов, Н. Приписывать это мелким шрифтом в сноске — это же так... При этом, сказано, что во втором блоке первой части, то есть в заданиях по лирике, могут быть представлены лирические произведения, баллады, поэмы и... Все, конечно, помнят, что помимо Крылова басни еще писали, например, Лев Толстой и Сергей Михалков, но их басни написаны прозой, а значит во второй блок не годятся. Понятное дело, что басни попадались в КИМах о-о-очень редко и сейчас их просто оттуда уберут. Но такая неупорядоченность подчеркивает несоответствие документов друг другу, что указывает либо на излишнюю поспешность в их подготовке, либо на растерянность составителей.
Изменилась логика предложения тем сочинений 11. Раньше первый вопрос был посвящен любому произведению из кодификатора до второй половины 19 века. Теперь этих текстов в списке нет. Сочинение 11. Что конкретно будут просить в сочинении 11. Тема 11.
Вопросы по пьесе А. Например: «Какую роль играет пейзаж в приведенном фрагменте? Блок 2: вопросы по лирическому произведению Если предложенное стихотворение большое, в КИМ поместят только его часть. В заданиях 6—8 с кратким ответом могут спросить род, жанр, размер и направление стихотворения, средства выразительности, типы рифмовки и другую информацию. Вопросы по стихотворения Н. Заболоцкого в демоверсии ЕГЭ по литературе — 2024 Задания 9. Задание 10 — это снова мини-сочинение на сопоставление, в котором необходимо вспомнить один пример и сравнить в заданном направлении анализа. Темы в подобных сочинениях достаточно разнообразны. Это может быть мотив дружбы, неразделенной любви, тема маленького человека. Наши преподаватели ежегодно ходят на досрочный экзамен для «разведки», и одному из них однажды попался «мотив звезд» по стихотворению Маяковского «Послушайте!
Русский и Литература16 марта 2021 От себя добавлю, что искренне возмутило включение в 12 «обязательных» произведений творения А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Это с учётом того, что ни «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, ни «Реквием» А. Ахматовой, ни «Доктор Живаго» Б. Пастернака, произведения, в художественном отношении стоящие неизмеримо выше повести диссидента, такой чести не удостоились. Свободу выбора в сочинении ограничили В теме 11. Для раскрытия сквозной темы ему предлагают трёх на выбор. В демоверсии 2024 это выглядит так: «Страницы истории в отечественной литературе. На примере произведения одного из писателей: А. Пушкина, Л. Толстого, М. Шолохова ». Проще всего, естественно, взять «Капитанскую дочку» А. Пушкина, которую исключили из кодификатора… Как анализировать прозу в ЕГЭ по литературе и на олимпиадах? На ЕГЭ по литературе высокие баллы из года в год получают ребята, которые сдают этот экзамен не по принуждению, а по любви. Надеюсь, что ничто не помещает будущим выпускникам, искренне обожающим литературу, получить их и в этом учебном году.
Демоверсия ЕГЭ 2024 по литературе
Разбор демоверсии ЕГЭ 2024 по литературе | Многомудрый Литрекон надеется, что его шпаргалка о теории к ЕГЭ по литературе Вам поможет лучше понять материал и успешно с ним работать. |
Вместо Пушкина — Кафка и Оруэлл. Почему так изменили ЕГЭ в 2024 году | Пушкин, Лермонтов и Гоголь пропали из кодификатора ЕГЭ — 2024. На прошлой неделе вышла новая демоверсия ЕГЭ по литературе. |
«Чужды традициям»: произведения Пушкина и Лермонтова выкинули из проекта ЕГЭ - МК | Главная» Новости» Вся теория для егэ по литературе 2024. |
«Чужды традициям»: произведения Пушкина и Лермонтова выкинули из проекта ЕГЭ | Умскул_кодификатор_2024_по_ |
Опубликованы проекты тестовых заданий ЕГЭ 2024 года: кем заменят Пушкина и Гоголя | В конце прошлой недели был опубликован проект Единого государственного экзамена по литературе на 2024 год. |
Что еще изменится?
- Как оценивают ЕГЭ по литературе
- Курсы валюты:
- ЕГЭ по литературе
- Разбираем пока только проектную версию предстоящего экзамена
- ЕГЭ по литературе — 2024: всё, что нужно знать об экзамене
Демоверсия ЕГЭ 2024 по литературе
И на ЕГЭ будет также. Красота же! А те, кто всё-таки сдавал экзамен в 9-м классе, рассматривали его как способ подготовиться к экзамену в 11-м. Теперь мотивации сдавать ОГЭ у детей нет раз проверяется разный материал, зачем учить лишнее? Как и многие другие тексты. Теперь читать не обязательно. Разве что для сопоставления пригодится. Но разве это не уродство — читать великое, чтобы был материальчик для сопоставления? Большинство школьников сегодня читают классику, чтобы сдать экзамены. А в процессе им может что-то понравиться. Сейчас этого не будет.
Их и будут читать некоторые — очень выборочно. Вчера школьный учитель в комментариях к моему видео о происходящем так и написал: «Теперь ребят будет не заставить читать». Это так. Вот еще несколько комментариев от педагогов: «Коллеги, мое мнение однозначно: это диверсия против русской культуры со стороны организации, возомнившей, что она может все». А об учителях зачем думать вообще?
Роман-хроника "История одного города" избранные главы Ф. Достоевский роман "Преступление и наказание" Н. Роман "Что делать?
Роман-эпопея "Война и мир" Н. Пьеса "Вишнёвый сад" А. Из литературы первой половины XX века А. Рассказы и повести: "Гранатовый браслет", "Олеся", "Куст сирени", "Поединок" и др. Рассказы и повести: "Кусака", "Рассказ о семи повешенных", "Ангелочек" и др. Пьеса "На дне" М. Рассказы, повести, романы: "Старуха Изергиль", "Макар Чудра" и др. Рассказы: "Господин из Сан-Франциско", "Чистый понедельник" и др.
Поэзия Серебряного века: И. Анненский, К. Бальмонт, А. Белый, В. Брюсов, М. Волошин, Н. Гумилёв, И. Северянин, В.
Соловьев, Ф. Сологуб, В. Хлебников и др. Поэма "Двенадцать" А. Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» из цикла «На поле Куликовом» , «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы... Поэма "Облако в штанах" В. Стихотворения: «А вы могли бы?
Поэма "Чёрный человек" С. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!.. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи... Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» «Имя твое — птица в руке…» , «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов — как семь колоколов!.. Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…» и др.
Поэма "Реквием" А. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова... Роман "Мы" Н. Роман "Как закалялась сталь" избранные главы М. Роман-эпопея "Тихий дон" М. Романы "Белая гвардия" или "Мастер и Маргарита" М. Рассказы, повести, пьесы: "Собачье сердце", "Дни Турбиных" и др.
Рассказы, повести, романы: "Защита Лужина", "Камера Обскура" и др. Рассказы и повести: "Юшка", "Котлован", "Песчаная учительница" и др. Стихотворения: "Я убит подо Ржевом", "По праву памяти", "Я знаю, никакой моей вины", "Июль — макушка лета" и др. Из литературы о Великой Отечественной войне Романы, повести, рассказы: В.
Конфликт может быть как внешним герой и обстоятельства , так и внутренним герой борется со своими недостатками. В сюжете отражаются характерные для жизни столкновения и противоречия, взаимоотношения людей и оценка, отношение к ним писателя. Фабула может совпадать с сюжетом, а может и расходиться с ним. Основные элементы сюжета Своеобразное вступление к произведению, эмоционально и событийно настраивает читателя к восприятию содержания произведения. Экспозиция Вступительная, исходная часть сюжета, изображение внешних условий, жизненной обстановки, исторических событий. Не влияет на ход последующих событий в произведении.
Завязка Событие, с которого начинается действие, влекущее за собой все последующие существенные события в нем. Развитие действий Описание всего происходящего, ход событий. Кульминация Момент наибольшего напряжения в развитии действия художественного произведения. Развязка Положение действующих лиц, которое сложилось в произведении в результате развития изображенных в нем событий, - заключительные сцены. Эпилог Заключительная часть произведения, в которой может быть определена дальнейшая судьба героев и развитие событий. Это может быть и краткий рассказ о том, что произошло после завершения основной сюжетной линии. Внесюжетные элементы Вводные эпизоды «Вставные» эпизоды, которые непосредственно не связаны с сюжетом произведения, а даются как воспоминания в связи с описываемыми событиями. Лирические отступления Могут быть собственно лирическими, философскими и публицистическими. С их помощью автор передает свои чувства и мысли по поводу изображенного. Это могут быть авторские оценки героев и событий или общие рассуждения по какому-либо поводу, объяснение своей цели, позиции.
Тургенев, Л. Толстой, Н. Некрасов, Ф. К критическому реализму относится М.
Салтыков-Щедрин Модернизм Конец XIX — первая половина XX века - отрицание классических методов, эксперименты с формой и сюжетом произведений; - альтернативные методы отражения действительности; - отказ от причинно-следственных связей в изображении героев, их поступков. Из русла модернизма вышли многие литературные течения: символизм, акмеизм, имажинизм, футуризм.