Также бизнес-план для начинающих предпринимателей фактически служит инструкцией, следование которой помогает реализовать поставленные цели. Бизнес-план является документом, позволяющим управлять бизнесом, поэтому его можно представить как неотъемлемый элемент стратегического планирования и как руководство для исполнения и контроля.
Бизнес-планирование предприятия на все случаи жизни
Основная цель создания бизнес-плана — оценить перспективы проекта и уже на первоначальном этапе обнаружить подводные камни, с которыми предстоит столкнуться и которые могут помешать реализации задуманного. Цели создания бизнес-плана условно можно разделить на две группы: внешние цели и внутренние. Задачи и цели бизнес-планирования бывают как внутренними, так и внешними, причем это касается любой сферы деятельности. Несмотря на то, что личные цели и бизнес-цели проекта – два разных понятия, они связаны друг с другом. Составление бизнес-плана необходимо для обоснования новых решений, требующих инвестиций, а также имеет целью оценить целесообразность внедрения того или иного мероприятия.
Как составить бизнес-план: какие в нём основные разделы и что в них писать
Бизнес-план должен учитывать не только внутренние цели организации, но и те цели, заинтересованность в которых есть у предпринимателя. Это: Бизнес-планирование — это составление бизнес-плана, позволяющего эффективно управлять предприятием, а также обеспечивать его успешную деятельность. СОДЕРЖАНИЕ И ЦЕЛИ БИЗНЕС-ПЛАНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес». Основная цель бизнес-плана – достижение разумного и выполнимого компромисса между потребностями и возможностями предприятия.
Бизнес-планирование: функции, стандарты, этапы
Бизнес‑план для получения господдержки по структуре и требованиям отличается от инвестиционного, но его тоже нужно защищать перед комиссией, которая принимает решение о выдаче гранта. При создании бизнес-плана вам потребуется приложить больше усилий и разработать более тщательный план, если вашей целью является обеспечение финансирования вашего бизнеса, а не разработка плана для себя или даже своей команды. СОДЕРЖАНИЕ И ЦЕЛИ БИЗНЕС-ПЛАНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес». Бизнес-план должен быть составлен так, чтобы он был удобен и понятен в первую очередь внутренним пользователям — руководству фирмы в управленческих целях и затем во вторую – деловым партнерам извне. Цели и задачи каждого бизнес-плана заключаются в определении основных факторов и проблем, которым обязательно должно быть уделено внимание в ходе проведения маркетинговых и других исследований и последующих расчетах.
Для чего нужен бизнес-план
В нем будет содержаться ответ на вопрос, так сильно интересующий капиталовладельцев: будет ли от этого прибыль? И если ответ утвердительный, они с радостью вложатся в проект. Если же прийти к важным людям с устным предложением отдать вам деньги и таким же устным обещанием эти средства отбить, это просто непрофессионально и незрело. А еще отсутствие структуры бизнес-плана шпаргалки по технической стороне вашего проекта расскажет им о недостаточной проработке идеи. Цель или суть бизнес-плана — привлечение капитала для развития бизнес-идеи. Как должен выглядеть бизнес-план? Итак, у вас есть прекрасная мысль. Как воплотить ее в жизнь?
Начать составлять бизнес-план. Чтобы он был успешным хотя бы внешне , для демонстрации идеи нужно показать проект с точки зрения организационной структуры. То есть бизнес-план должен выглядеть презентабельно: обладать четкой структурой по типам ; иметь разделы с их характеристиками и четкой последовательностью; выполнять свою прямую функцию — продать идею. А для всего этого нужно тщательно продумать логику и последовательность разработки бизнес-плана при планировании. Итак, вот ряд правил, соблюдение которых поможет составить грамотный бизнес-план, выполняющий свою роль и цепляющий глаз привлекательной структурой! Особенности плана и этапов разработки бизнес-плана, его структуры Внешность имеет значение.
Если вы планируете продажу готовых изделий, то можете опустить данный пункт при создании бизнес-плана. При создании с нуля производства укажите необходимые производственные мощности, специфику процесса производства, операции, выведнные на аутсорсинг. Кроме того, потребуется полный перечень оборудования, его технические параметры и стоимость, атакже информацию о покупке в лизинг. В производственный план также нужно включить: Информацию о площадях для предприятия; Требуемые материалы; Затраты на выпуск на каждой стадии производственного цикла. Не забывайте указать любой фактор, прямо или косвенно влияющий на стоимость конечного продукта 9. Организационный план В этом разделе бизнес-плана раскрываются особенности найма работников, управления и распределения обязанностей между ними. Не стоит пренебрегать этим разделом, даже когда речь идет о действующих предприятиях. Именно он помогает понять, соответствует ли текущая организационная структура намеченным целям. Важно отразить связь каждого сотрудника и подразделения, а также прямые инструкции для каждой единицы штата; Информация об учредителях и соучредителях; Состав руководства генеральный директор, исполнительный, финансовый и т. Финансовый план. Что требуется посчитать? Раздел бизнес-плана, описывающий все финансовые нюансы проекта. Нужны данные по рентабельности, срок окупаемости, движения на валютном рынке если товар завязан на импортное сырье и прочее. Какие данные и расчеты потребуются обязательно: Рачет по налогам какие и сколько нужно заплатить ; Состав капитала предприятия займы, инвестиции, выпущенные акции и т. Необходимо также рассчитать точку безубыточности и чистый дисконтированный доход. Кроме того, желательно привести расчет таких показателей эффективности вложений в проект, как индекс доходности инвестиций PI и показатель внутренней нормы доходности IRR при нескольких ставках дисконта. Проект нерентабелен, если индекс меньше или равен единице. К примеру, сумма дисконтированных потоков за год составляла 14 миллионов рублей, начальные инвестиции 7 миллионов. Невысокая рентабельность. На каждый вложенный рубль дисконтированная прибыль составляет 3 рубля. IRR — ставка процента, при которой стоимость всех денежных потоков инвестпроекта равна нулю. То есть такая ставка позволит отбить начальные вложения, но без прибыли. Риск-менеджмент В данном разделе бизнес-плана вам нужно изучить возможные риски, связанные с проектом. Особенно важны факторы, напрямую влияющие на прибыль. Следует обратить внимание на каждый из возможных рисков отраслевые, социальные, финансовые и прочие. Не забудьте указать точные действия по уменьшению ущерба или предотвращению влияния подобных рисков на функционирование компании. Для этого требуется указать: подробный перечень возможных рисков, инструменты и методики по купированию, устранению и профилактике возможных проблем, а также моделирование ситуаций с нулевым ростом предприятия и понятный регламент действий в такой ситуации.
Резюме пишется последним и не превышает двух страниц. Общее описание компании Здесь вы делаете обзор компании и деятельности, которой она занимается. Обзор включает в себя название компании, формулировку миссии, цели, задачи и сильные стороны. Если имеется зарегистрированное название компании, торговые марки, патенты или номер плательщика НДС, то включите эти данные в этот раздел. Возможность отрасли и рынка На основе исследования, проведенного вами до написания бизнес-плана, вы опишете найденную вами возможность, «пробел» на существующей рынке. Вам нужно объяснить, почему существует этот пробел, как вы его определили и как вы закроете его. При описании отрасли вы должны ответить на следующие вопросы: Порог входа — насколько легко или сложно будущим конкурентам выйти на этот же рынок и предложить тот же продукт или услугу, что и вы. Кто ваши клиенты и как они влияют на цены. Кто ваши поставщики и как они влияют на цены. Кто ваши конкуренты, насколько сильны их продукты или услуги и основные изменения, влияющие на отрасль. Что касается рынка, вам необходимо указать общий размер рынка, какую долю рынка вы будете иметь и основные тенденции. Бизнес модель Бизнес-модель, которую вы выберете, станет решающим фактором будущего успеха вашего бизнеса. Бизнес-модель должна включать информацию о том, что ваша компания предлагает с точки зрения продуктов или услуг, что делает ваше предложение уникальным, кто целевая аудитория и вы зарабатываете деньги. Вы должны принять во внимание источник дохода, основные затраты, понесенные при получении дохода, прибыльность бизнеса, инвестиции, необходимые для запуска бизнеса и его работы и критические факторы успеха для работы модели. Стратегия Напишите в бизнес-плане, как компания будет конкурировать на своем конкретном рынке.
Используйте бизнес-план для упрощения собственной работы. Так вы узнаете, какие разделы заполнять и какие данные вносить. А еще вы поймете, где брать ту или иную информацию. Шаблоны бизнес-планов необходимы, когда документ нужен вам для внутреннего пользования или для «галочки». Например, для строительства птицефабрики нужен земельный участок. Предприниматель идет в орган местной власти и просит в аренду землю. Взамен от него требуют бизнес-план. Если муниципальные служащие хотят познакомиться с вашей идеей, не углубляясь в процесс, шаблона из интернета будет достаточно. Если такой документ их не устроит, придется его переделать. С шаблонами вы можете экономить. Это работает так: скачиваете образец из интернета, а на его основе делаете свой. Затем обращаетесь в компанию, специализирующуюся на подготовке бизнес-планов.
Бизнес планирование, как составить бизнес-план?
Привлечении инвестиций как со стороны частных инвесторов, так и от венчурных фондов. Без расчета эффективности и понимания пошагового плана реализации они вряд ли захотят выделить так нужные Вам денежные средства. Чем профессиональнее составлен бизнес-план и раскрыта сущность проекта, тем большее финансирование Вы получите. Поиск партнеров. Партнерство может заключаться в предоставлении ресурсов, технологий, использовании опыта, в любом случае придется защищать свою идею. Что гораздо проще сделать с готовым бизнес-планом. Слияние с сторонней организацией.
Такие процессы часто встречаются и тогда требуется оценить возможные последствия принятия такого решения. Получение субсидий и иных трансфертов государства. В настоящее время существует множество вариантов развития бизнеса с помощью денежных средств, выделенных из бюджетов разных уровней бюджетной системы и государственных фондов. Однако, для принятия решения органам государственной власти и местного самоуправления требуется технико-экономическое обоснование. Таким образом помимо отражения интересов собственника, бизнес-план служит демонстрацией его идеи внешнему миру. Не важно, какую цель Вы преследуете при составлении бизнес-плана, мы можем разработать его для Вас под ключ или предоставить уже готовый бизнес-план со всеми расчетами.
Цели составления бизнес-плана в зависимости от отрасли с примерами Вы можете планировать реализацию своей идеи в различных сферах и в зависимости от этого главные цели и функции бизнес-плана будут отличаться. Рассмотрим этот факт подробнее с конкретными примерами. При концепции производства товара основной внутренней целью будет расчет требуемых производственных мощностей и затрат, внешней — получение субсидий, поскольку именно на развитие данной отрасли чаще всего выделяются бюджетные ассигнования. Например, планируется производство пластиковой посуды. Первое, что заинтересует будущего собственника это, сколько максимально сможет будущий завод выпускать товара в день и сколько потребуется денежных средств. Для отрасли общественного питания определяющее значение будет иметь исследование рынка и маркетинговые активности, поскольку основной фактор, определяющий их прибыль, будет привлечение максимального количества посетителей.
Тогда, перед открытием ресторана высокой кухни, необходимо в первую очередь определить объем существующего спроса. То же самое относится и к любой другой сфере услуг, например, цели бизнес-плана открытия фитнес-клуба или гостиницы.
Если цены склонны сильно колебаться, используйте в расчетах плана максимальные их значения. Учитывайте особенности изменения цен, присущие вашей сфере, региону, сезону. Приводя в плане утверждения, ссылайтесь на подтверждающие документы, статистику. Используйте только достоверные источники, соответствующие рассматриваемой теме. Старайтесь сделать бизнес-план емким, грамотным, но максимально коротким. Оптимальный объем — 20-25 страниц без приложений. Никто не будет тратить время на изучение «истории» объемом в 50-100 страниц. Ориентируйтесь на людей, которые будут рассматривать документ, — им должно быть все понятно, проект должен заинтересовать.
Делать бизнес план ради бизнес-плана смысла нет. Документ должен стать вашим путеводителем к цели. Добавляйте в план графические элементы диаграммы, графики, схемы, иллюстрации , которые позволяют быстро разобраться с новой информацией, оценить и сравнить данные. Планируйте достаточно времени на разработку бизнес-плана. Если подходить к этому процессу основательно, работа займет минимум 3 месяца. Перед составлением бизнес-плана ознакомьтесь с похожими документами других компаний, которые можно использовать в качестве образца. Применяйте современные инструменты для анализа рынка и бизнес-среды.
После прочтения раздела у инвестора должно сложиться понимание сути бизнеса и потребностей клиентов, которые бизнес удовлетворяет, а также — понимание УТП, конкурентных преимуществ. Вновь приводим краткое, схематичное описание, которое может быть расширено для большей убедительности, но без усложнения восприятия. Инвестора интересует, насколько детально инициатор знает продукт и его компоненты, насколько понимает ценность и уникальность продукта. Маркетинговый план Это самый объемный раздел бизнес-плана, включающий SWOT-анализ; план сбора данных о конкурентах; таблицу конкурентного анализа; диаграмму расходов на маркетинг; таблицу ценовой стратегии; описание каналов продвижения. Не будем углубляться, остановимся на приоритетных для инвестора данных: Описание рынка Инвестора интересует размер рынка, так как крупный бизнес не построишь на рынке малого размера. Темпы роста рынка, в т. Барьеры входа Наличие барьеров рассматривается как возможность снизить риски копирования идей, усиления конкуренции. Продукт Снова и более детально. В данном разделе рекомендуется «найти общий знаменатель», характеристики продукта, по которым продукт сравнивается с конкурентами. Некоторых инвесторов интересуют неожиданные детали, ответы на вопросы «Как реализуете цели? Например, рекомендуется описать, как информация о продукте доносится клиентам. Возможный ответ: помимо сайта и OTA, информация подается по телефону при бронировании номера, у сотрудников проработаны ответы на частые вопросы. Наш клиент Показать все, что можем узнать о клиенте в информационную эру: доход, профессию, интересы, образование и т. Применительно к гостиничному бизнесу сегментация важна, так как типы номеров и звездность отелей соответствуют сложной социальной структуре общества. Конкуренты Ответ «у нас нет конкурентов» не принимается. Прямые или косвенные конкуренты всегда имеются. Авторы методики рекомендуют собрать информацию о ценах, характеристиках и преимуществах продукта, размере, рентабельности, маркетинговой стратегии конкурентов. Позиционирование и ниши Продолжение сравнительного анализа. Важно выбрать три-пять параметров для сравнения с конкурентами. Используются балльные или качественные оценки. Позиционирование находит отражение в ценообразовании: Каналы рекламы и продвижения. Здесь необходимо сделать акцент на эффективности рекламы и рассчитать метрики, такие как CAC. Можно рассказать о бренд-коде компании и привести примеры лого. Бюджет на продвижение Здесь приводятся прогнозы расходов на продвижение на период построения финмодели проекта. Ценообразование Существуют три стратегии ценообразования: «выше рынка», «ниже рынка», «в рынке».
Это то, что происходит внутри компании, в частности, планирование развития деятельности или обучение сотрудников. К внутренним целям планирования можно отнести определение рисков при реализации бизнес-плана или определение рынков сбыта продукции, которые будут наиболее эффективными. К числу внутренних целей также можно отнести и убеждение сотрудников фирмы в том, что компания сможет достичь планируемых показателей количественных и качественных. Определение внешних целей при планировании направлено на то, чтобы показать, насколько бизнес привлекательный для инвесторов и, как следствие, привлечь их средства. Для этого нужно обосновать, что предприятию действительно нужны инвестиции, продемонстрировать, какой потенциал есть у компании и убедить инвесторов в том, что предложенный проект действительно эффективный. Также такой бизнес-план может применяться для кредитования в банке. Цели и задачи каждого бизнес-плана заключаются в определении основных факторов и проблем, которым обязательно должно быть уделено внимание в ходе проведения маркетинговых и других исследований и последующих расчетах. Основные задачи бизнес-плана Хорошо проработанный в разных направлениях план дает возможность эффективно развивать бизнес, привлекать инвестиции и кредитные деньги, а также партнеров для работы на взаимовыгодных условиях. Бизнес-план позволяет решать ряд задач: Промониторить будущий рынок сбыта его емкость и перспективность развития. Проанализировать затраты производства на выпуск именно того вида продуктов услуг, проектов , которые нужны рынку, сравнить стоимость с ценами конкурентов, чтобы определить, какой потенциал прибыли бизнеса. Определить основные показатели, что дадут возможность вести контроль реализации бизнес-плана.