Если первая часть выставки посвящена в основном средневековым памятникам, то вторая — теме заступничества Небесного воинства.
В Кремле открылась выставка икон «Небесное воинство. Образ и почитание»
Это Патриаршее подворье при штабе Ракетных войск стратегического назначения. Военные называли Васильева "батюшка ВДВ". Часто отец Михаил вместе с молодыми десантниками прыгал с парашютом, дабы ободрить их. Всего совершил около 300 прыжков. А во время второй чеченской войны на передовой он крестил множество русских солдат.
Выставка станет одним из крупнейших проектов в истории российского музейного дела, объединяющим как известные шедевры, так и памятники, редко предстающие перед публикой или даже показываемые в первый раз.
Выполненный европейским мастером рельефный образ «Чуда святого великомученика Георгия о змие», перенесенный в Успенский собор в далеком XVII столетии, экспонируется впервые. Экспозиции расскажет о святых воинах в русском искусстве на протяжении тысячелетнего периода от домонгольского времени до XX столетия и объединит более ста тридцати произведений иконописи, скульптуры, светской живописи, нумизматики, фалеристики, оружейного дела и ювелирного искусства.
Музеи Московского Кремля 16 марта представили экспозицию "Небесное воинство. Образ и почитание". Открывшаяся выставка включает более 130 древних икон и памятников, редко демонстрирующихся публике. В числе экспонатов - храмовый образ "Архангел Михаил с деяниями ангелов", который впервые с 1980 года покинул иконостас Архангельского собора Кремля, иконы "Благословенно воинство Небесного царя" и "Чудо Георгия о змие".
Древность этих памятников, масштаб самих образов и количество представленных экспонатов делают выставку «Небесное воинство. Образ и почитание» одной из самых важных экспозиций Музеев Московского Кремля. Посетитель увидит образы, без которых невозможна история не просто древнерусского, а вообще средневекового искусства. Это удивительно почитаемые памятники из кремлевских соборов, Новгорода и Пскова, Владимиро-Суздальского княжества. Например, храмовую икону «Архангел Михаил с деяниями ангелов» времен Куликовской битвы. Ее впервые с 1980 года сняли с иконостаса Архангельского собора. На выставке представлены одна из древнейших домонгольских икон XI—XII веков с образом великомученика и победоносца Георгия, хоругви с образами архангелов рубежа XII—XIII веков, а сама экспозиция собрала более ста тридцати произведений. Генеральный директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина на церемонии открытия отметила актуальность темы. Но у нас есть не только земные воины, но и небесные защитники, к которым всегда обращались и обращаются люди во времена испытаний. Мы хотели рассказать об очень сложном периоде для нашего государства — периоде раздробленности, борьбы великокняжеской и княжеской. В это же время наши предки боролись с латинскими рыцарями, которые хотели не только захватить страну, но и поменять здесь вероисповедание, с наступавшими с Севера шведами и, конечно, переживали тяжелейшее татаро-монгольское нашествие, — рассказала Гагарина. Она напомнила о том, что во время войны Орды с Персией от Руси потребовали выставить войско. И только заступничество Александра Невского перед ордынскими ханами позволило этого избежать.
Музейный киоск
Иоанна Кронштадтского, чудотворная икона святителя Николая с частицей мощей, ковчег с частицами мощей исповедника Георгия Лаврова , чудотворная икона «Достойно есть», образ Пресвятой Богородицы, написанный и освященный на Афоне 250 лет назад, мощи св. Андрея Мещовского, Христа ради юродивого и другие. По окончании богослужения паломники были приглашены на монастырскую трапезу. Об истории праздника День памяти о чудодейственном явлении св. Архангела Михаила, бывшего в Колоссах, которое называем также «чудом в Хонех», совершается 19 сентября 6 сентября ст. Событие имело место в IV веке, когда отживавшее свой век язычество еще продолжало активно бороться против набиравшей все большую силу христианской проповеди. В то время во Фригии, недалеко от города Иераполя ныне западная часть современной Турции , в местности, называемой Херотопа, находился храм во имя Архистратига Михаила, около храма истекал целебный источник. Этот храм был сооружен одним благочестивым жителем города Лаодикии в память об исцелении болящей дочери, немой от рождения: св. Архангел явился ему в сонном видении и повелел дать девице испить воды из своего целебного источника.
Музеи Московского Кремля 16 марта представили экспозицию "Небесное воинство. Образ и почитание". Открывшаяся выставка включает более 130 древних икон и памятников, редко демонстрирующихся публике. В числе экспонатов - храмовый образ "Архангел Михаил с деяниями ангелов", который впервые с 1980 года покинул иконостас Архангельского собора Кремля, иконы "Благословенно воинство Небесного царя" и "Чудо Георгия о змие".
Все эти сцены, по всей видимости, принадлежат основному слою росписи собора 1643 года, они находились под частичной записью, которая лежала на ликах и руках персонажей, по стилю её можно датировать концом XVIII века. И это согласуется с тем фактом, что в 1773 году живопись собора была впервые поновлена по приказу Екатерины II». Последние археологические исследования в соборе привели к тому, что в его пространстве нашли фрагменты фундаментов более древних храмов - собора времён Ивана Калиты 1327 и собора архитекторов Кривцова и Мышкина, который, согласно летописям, был разрушен в 1474 году землетрясением. После этого в Россию пригласили итальянских мастеров, которые возвели на этом фундаменте ныне существующий собор. Считаем, что это очень перспективное исследование, которое позволит определить границы утраченных рам, потому что сейчас мы не знаем, насколько большими они были, и сделать графические реконструкции.
Подчёркиваю, что это остатки самых древних храмов, найденных на территории Московского Кремля». Музейщики активно ведут отделочные работы на территории нового музея на Красной площади, реставрируют экспонаты, которые туда переедут, начиная от государственных регалий и заканчивая мелкими предметами. Платья императриц О том, как реставрировали коронационное платье императрицы Александры Фёдоровны сер. Платья со шлейфом сшиты из серебряного глазета, у Александры Фёдоровны украшено декоративной вышивкой в виде букетов, выполненных серебряными нитями, розы и лилии очень натуралистичны - с лепестками, пестиками, тычинками. Реставрируют с 2014 года, самую сложную работу проделали с цветами из объёмных деталей: демонтировали, разбирали на лепестки, цветы очищали, дублировали, перекрывали тонированным тюлем. В настоящий момент работают над шлейфом. Платье Екатерины II, расшитое серебряными нитями, реставрировали 50 лет назад, и перед тем, как отвезти его на Красную площадь, специалистов ждёт большой объём работы. Платье состоит из лифа, юбки и шлейфа, выполненного из трёх полотнищ глазета, юбка — из одиннадцати, и этот огромный объём ткани необходимо привести в порядок. Укрепить, включая, как основную ткань, так и вышивку на платье.
Когда люди бессильны, вступает воинство Небесное", - написал в своем Telegram-канале глава синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда. Экспонаты для выставки предоставили Третьяковская галерея, Эрмитаж, Исторический музей и Музей русской иконы. Экспозиция будет открыта до 20 августа 2023 года.
В марте в Музеях Московского Кремля откроется выставка "Небесное воинство"
Когда мы говорим о Небесных воинствах, молимся своему ангелу-хранителю, нужно понимать, что это не какие-то далёкие жители Царства Божией славы, – нас роднит Бог. Уникальная выставка «Небесное воинство» открылась в Московском Кремле. Небесное воинство Христово О явлении ангелов мы знаем из Евангелия и Предания Церкви. Среди воинства Небесного мы видим, конечно же, и святого великомученика Георгия Победоносца. Когда мы говорим о Небесных воинствах, молимся своему ангелу-хранителю, нужно понимать, что это не какие-то далёкие жители Царства Божией славы, – нас роднит Бог. Выставка «Воинство небесное и земное» с 22 июня по 10 сентября 2023, Национальная галерея Республики Коми в Сыктывкаре — дата и место проведения, описание и программа.
Выставка «Воинство небесное и земное»
> Обзор СМИ. > Воинство небесное. Воинство небесное. Ольга Орлова. > Обзор СМИ. > Воинство небесное. Воинство небесное. Ольга Орлова. К заступничеству Небесного воинства и его главы – архистратига Михаила — русские люди на протяжении веков обращались в годины бедствий и при житейских невзгодах. Собственно, в 2023 году «Небесное воинство» оказалось более актуальным, потому что к святым воинам обращаются за заступничеством, исцелением и помощью в бедах.
Выставка «Воинство небесное и земное» открывается в Петербурге
Когда мы говорим о Небесных воинствах, молимся своему ангелу-хранителю, нужно понимать, что это не какие-то далёкие жители Царства Божией славы, – нас роднит Бог. Когда Денница восстал против Бога, именно Михаил во главе Небесного воинства смог одолеть самого Денницу и всех ангелов, которые пошли за ним. В экспозиции представлено более 130 экспонатов, отражающих идею небесного покровительства и защиты русского воинства и государства.
В Омском областном историко-краеведческом музее проходит выставка «Воинство небесное и земное»
Как и многие русские футбольные фанаты, до 2014 года Арни общался с украинскими визави, многие из которых сегодня сражаются в составе нацбатов против русского мира. В одном из последних интервью Арни спросили: «В чём разница между парнями правых убеждений с похожими татуировками, которые воюют сегодня по разные стороны фронта? А они сражаются против правды. Ведь правда — за нами». Для таких, как он, футбольные противостояния на трибунах и около стадиона ушли в прошлое. Сегодня все русские фанаты болеют за одну команду — за свою Родину, Россию. Сегодня у всех фанатов одни клубные цвета — цвета русского национального флага. Покойся с миром, Арни.
К плеяде святых воинов вскоре присоединились и русские праведники: благоверные князья, стяжавшие бессмертную славу ценой собственного мученичества сыновья Крестителя Руси — Борис и Глеб, павший в битве с монголами великий князь Владимирский Юрий Всеволодович, погибший в Орде князь Михаил Черниговский или защитой православного народа великие князья Александр Невский и Дмитрий Донской. Имена архангела Михаила, святых воинов-мучеников и русских благоверных князей давали младенцам при крещении, к их заступничеству обращались в дни войн и бедствий, в их честь строили приходские храмы и величественные соборы. Образы святых воинов заняли выдающееся место в русском искусстве: они возникали на фресках и иконах, в нагрудных образках и в скульптуре, на оружии и создаваемом женскими руками лицевом шитье. Выставка, рассказывающая о святых воинах в русском искусстве на протяжении тысячелетнего периода — от домонгольского времени до XX столетия, — объединяет более ста тридцати произведений иконописи, скульптуры, светской живописи, нумизматики, фалеристики, оружейного дела и ювелирного искусства. Экспозиция в Одностолпной палате Патриаршего дворца включает семь тематических разделов, посвященных архангелу Михаилу, наиболее известным воинам-мученикам — святым Георгию, Димитрию Солунскому и Феодору Стратилату, а также русской княжеской святости и благочестию.
Выставка предоставляет редчайшую возможность увидеть вблизи экспонаты, которые редко показывают музейной публике. Так, посетителям презентовали храмовый образ «Архангел Михаил с деяниями ангелов». Нужно отметить, что это единственный сохранившийся до наших дней храмовых образов из первых кремлевских соборов, сооруженных во времена великого князя Ивана Калиты икона датируется примерно 1400 г. Эта икона впервые с 1980 года покинула иконостас и зрители получили уникальную возможность рассмотреть икону времен Куликовской битвы в деталях. Также на выставке представлены и более древние экспонаты: одна из древнейших двусторонних домонгольских икон рубежа XIи XII веков «Богоматерь Одигитрия. Выставка, рассказывающая о святых воинах в русском искусстве на протяжении тысячелетнего периода — от домонгольского времени до XX столетия, — объединяет более ста тридцати произведений иконописи, скульптуры, светской живописи, нумизматики, фалеристики, оружейного дела и ювелирного искусства. Экспозиция в Одностолпной палате Патриаршего дворца включает семь тематических разделов, посвященных архангелу Михаилу, наиболее известным воинам-мученикам — святым Георгию, Димитрию Солунскому и Феодору Стратилату, а также русской княжеской святости и благочестию.
Внушительно и волнующе. Нижний «этаж» внутреннего убранства — не менее своеобразный. С одной стороны — горный пейзаж, изображающий место расположения святилища это я уже упоминала. С другой — мадонна в осетинском костюме с характерной для горянки внешностью и с ребенком на руках, как и положено Божьей матери. Две оставшиеся стены посвящены, тоже достаточно необычному и тоже с нимбом над головой, но только в виде короны. Он резко отличается от мужчин верхнего яруса: он явно старше, мудрее и могущественнее их. И везде — традиционный осетинский орнамент с изображением двух диковинных птиц, клюющих яблоки с мирового древа или древа жизни. А еще бросается в глаза люстра с непривычными по форме крестами, похожая чем-то на обычную для осетинского жилища надочажную цепь: кованая, нарочито корявая, очень весомая, важная и наполненная каким-то древним равновесием. Ее автор — Сергей Цахилов, замечательный мастер художественной обработки металла. Такое место! Маленькое пространство, заполненное художником Тиграном Кайтмазовым так, как ему боги на душу положили и на ухо прошептали. Конечно, это смесь язычества и христианства. Но не такова ли по сути вера современных жителей Осетии, которых Ахмед Цаликов когда-то назвал «уастырджистами»? Конечно, это не соответствует церковным канонам, хотя место освящено по всем правилам приглашенными священнослужителями. И не важнее ли канонов искренняя, чистосердечная, даже наивная, но неистребимая и светлая вера? Конечно, то, что сделал Тигран, специалисты отнесут к разряду примитивного, НАИвного от слова «НАИтие», кстати, а наитие — это, в первую очередь, голос сверху искусства.
Выставку «Небесное воинство. Образ и почитание» представили в Музеях Московского Кремля
В рамках работы по созданию выставочного комплекса проводится Конкурс исследовательских работ «Севастополь – воинство земное и небесное». 7 июня в Вологде побывали участники перелёта сверхлёгких летательных аппаратов «Небесное воинство — 2022». Особым ореолом почитания был окружен архистратиг (глава) всего Небесного воинства – архангел. Новомученики и Исповедники своим подвигом перебросили мост над бездной. Они соединили нас с нашим Отечеством, и земным, и Небесным. Предстательства за города русские Пресвятой Царицы Небесной всегда осуществлялись Ее явлениями с Воинством Небесным, под предводительством Архистратига.
Чистого неба, «Небесное воинство»!
Целью визита стала выставка «Воинство небесное». В экспозиции представлены предметы XIII-XX веков, среди которых образы ангелов, составлявших Воинство Христово, изображения святых воинов-великомучеников и воинов византийского времени, военачальников Ветхого Завета, иконы русских святых князей, — всего более 80 экспонатов. Архиепископ Савватий: «Экспозиция потрясает воображение. Эта выставка уникальна!
Одна из серебряных медалей — «В память Отечественной войны 1812 г. Медная медаль у подножия креста — точная копия первой серебряной медали — была учреждена высочайшим манифестом от 30 августа 1814 года для награждения старшин в дворянском роду и купечества, содействовавших победе русских войск. Таким образом, так же как и само серебряное распятие, отлитое из офицерского знака, все три медали связаны с событиями Отечественной войны 1812 года и последовавших за ней Заграничных походов русской армии. Ещё одна икона, представленная на выставке и связанная с историей Отечественной войны 1812 года, — это «Богоматерь Ченстоховская». Икона в серебряном окладе, выполненном мастером В. Поповым в Санкт-Петербурге в 1813 году, представляет собой список чудотворной иконы, находящейся в Польше, в Ченстоховском монастыре. В 1813 году, когда русские войска вошли в Ченстоховскую крепость, настоятель и братия монастыря в благодарность за освобождение от наполеоновских войск поднесли генералу русской армии Ф. Остен-Сакену список с чудотворного образа. Генерал передал список М. Кутузову, который отправил икону в Санкт-Петербург. По распоряжению Александра I икона была оправлена серебряным окладом с драгоценными камнями и помещена в Казанском соборе. К числу редких относится и экспонировавшаяся на выставке икона «Троица Новозаветная», на которой каждый лик Троицы виден только с одной стороны: слева — Иисус Христос, справа — Саваоф, анфас — Дух святой в виде голубя. Каждый образ виден под определённым углом и размещён на отдельных пластинках, поставленных вертикально на расстоянии друг от друга и содержащих только часть общего изображения. Подобный способ размещения цельной композиции на горизонтальной и вертикальных поверхностях встречается со второй половины XVIII века в светском искусстве и в религиозном — в изображении Троицы. На тыльной стороне мемориальная надпись, сделанная рукой князя Петра Алексеевича Волконского: «1812 года. В память моего спасения от неприятеля в Донском монастыре посвящает сий образ от трудов моих КПА Волконский». На выставке был представлен и ряд экспонатов, задействованных при праздновании 100-летия Отечественной войны 1812 года. Это церковная утварь, иконы, хоругви, облачение священника, альбом цветных репродукций «За Веру, Царя и Отечество.
По виду он очень старый, по звуку — молодой. А еще внутри справа помещено изображение фамильной святыни практически с фотографической точностью. Можно спорить о том, правомерно ли так поступать, но от многих пожилых людей, которым я об этом рассказывала, я слышала слова одобрения, потому что сами они уже не смогут подняться к святилищу, к которому ходили молиться в молодости и в зрелые годы, а потребность обратиться к богам в «намоленном» и освященном месте существует. Итак, мы внутри. И тут начинается самое интересное. Второй ярус сооружения заполнен написанными в полный рост образами представителей осетинского пантеона Фалвара, Афсати, Курдалагон, Сафа, Тутыр, Уасилла, Реком, Мыкалгабырта, Таранджелос и другие, а также Масхари, которому, собственно, и посвящено это сооружение. Все — с золотыми нимбами над головами. Все — красивы, мужественны, подтянуты, даже воинственны. Все — справедливы и спокойны. Все — ярки, красочны, незабываемы. Они стоят на облаках и ждут возможности помочь, в том числе и с помощью оружия, тем, кто к ним за этим обратится. Такое небесное воинство добра в бесконечном симде. Раньше, как известно, этот танец исполняли ярусами. Так вот, в часовне есть ощущение, что первый ярус — это люди, пришедшие на молитву в том числе и ты сам. А на их плечах, невесомо, но все-таки убедительно, стоят небесные покровители. Внушительно и волнующе.
Вместе с детьми сюда пришли из родители, воспитатели и преподаватели. Выставка «Воинство небесное и земное» предварила пасхальную неделю, которая будет проходить в «Кижах» с 6 по 17 мая. Традиция эта родилась в 2009 году — именно тогда началось продвижение программы «Праздники народного календаря в квартале исторической застройки Петрозаводска» в рамках проекта «Иллюзии старого города». Программа рассчитана на посетителей разного возраста, но особенно интересна будет младшим школьникам и старшим дошкольникам. Программа этого года включает игровое знакомство с пасхальными традициями, мастер-класс по изготовлению пасхального сувенира и экскурсию по детской интерактивной выставке «Воинство небесное и земное». Как и в далекие времена участники программы познакомятся с народными играми и забавами, традиционными для пасхальной недели и сами в них примут участие в старом Петрозаводске в конце XIX — начале XX веков проходили настоящие бои яйцами, соревнования по катанию яиц. Украшением встречи станут записи колокольных звонов.