Новости соборование что значит

При месячных женщине запрещается входить в храм, а значит, и в любых Таинствах (бракосочетание, соборование, покаяние, причащение) нельзя участвовать. – Елеосвящение, или Соборование, – это сугубая молитва о нашем здравии. Есть мнение, что Соборование является «последним Таинством» в жизни человека, т.е. оно совершается перед смертью и ускоряет уход человека из этой жизни. Таинство Соборования, Елеосвящения было установлено с самых первых дней христианства и адресовано всем людям.

Что такое Соборование?

Таинство елеосвящения или Соборование В современной церковной богослужебной практике во весь период Великого поста (Святой четыредесятницы) в большинстве православных храмов принято совершать Таинство. Задумаемся над самим значением слова «исцеление»: оно означает обретение человеком целостности Бытия в соединении с Богом – Источником жизни. Что такое соборование: суть священнодействия, история возникновения, в каких случаях обращаться к таинству, принципы обряда. Подготовка к таинству елеосвящения, Соборованию в церкви, связана с Таинством Покаяния или Исповеди, потому что в процессе и того и другого прощаются грехи. Что такое соборование: суть священнодействия, история возникновения, в каких случаях обращаться к таинству, принципы обряда.

Соборование: выздороветь душой или хоть телом

Соборование может проходить как утром, так и вечером. В некоторых храмах таинство происходит каждую неделю. По мнению служителей церкви, здоровым людям собороваться достаточно один раз в год, например, во время Великого поста, дабы еще больше укрепить свою веру и намерение отказаться от грехов. Собороваться можно всем верующим православным, как здоровым, так и больным, кроме: детей до 7 лет больных, которые находятся в бессознательном состоянии психически нездоровых буйных людей Что касается женщин в период менструации, как такового запрета на участие в таинстве соборования нет. Однако если есть сомнения, этот вопрос можно уточнить у священнослужителя в церкви, в которой будет проходить служба.

Собороваться можно без исповеди и причастия, правда, церковь рекомендует перед соборованием исповедаться, а после - причаститься. Людям, которые не постятся, собороваться можно, тем более, что людям больным зачастую поститься противопоказано. К таинству соборования нужно готовиться, прежде всего, духовно: полностью принимать его и участвовать с открытым Богу сердцем. Важно также и осознавать, что соборование не является стопроцентной гарантией исцеления от недугов: в православной традиции лишь Господь определяет меру болезни и исцеления человека, и что именно нужно ему в данный момент.

Чтобы принять участие в соборовании, в том числе и в пост, нужно: записать свое имя накануне совершения таинства купить свечу, которую зажигают во время службы принести в храм небольшую бутылочку или баночку с растительным маслом поесть перед таинством соборования, поскольку длится оно около двух часов одежду желательно надеть такую, которая обеспечивает свободный доступ к лицу, груди и рукам. Собороваться означает принять участие в таинстве соборования.

Платок у женщин, соответственно, должен быть повязан так, чтобы не мешал помазанию. Салфеткой можно будет вытереть то, что не впитает кожа а не впитает она много даже после того, как вы разотрете елей по лицу и рукам. По этой же причине нужно приходить без косметики глаза и губы нельзя красить и лучше снять кольца, цепочки, браслеты — они замаслятся. После Таинства использованные салфетки заберут помощники священника. Подробности объяснит священник. Если вы думаете, что главное здесь — «помазаться» маслом, вы ошибаетесь.

Елей — это не магия и не лекарство. Если вы не имеете веры, если во время Таинства не молитесь и не внимаете тому, что происходит, то вы зря теряете время.

И, кроме того, все мы грешны, а цель Таинства — оздоровление не столько тела, сколько души происходит реставрация памяти, вспоминаются забытые грехи, ведь причины болезни — грех. Не допускаются к Таинству малые детки, люди под воздействием алкоголя или наркотиков, психически больные люди, женщины во время естественного очищения. Записаться можно за 15-30 минут до начала Таинства, приходить и «занимать очередь» за несколько дней до Соборования не нужно.

Но если есть возможность перенести свое участие на следующее воскресенье — лучше прийти в другой раз вовремя. Но стоит помнить, что идет Великий пост. Молитвы специально-подготовительные читать не нужно. Но лучше это все же сделать — в среду на Литургии Преждеосвященных Даров Исповедь и Причастие , в субботу или воскресенье Исповедь на Всенощном бдении или Литургии. В день Соборования причащаться не надо, но можно исповедоваться напомним, Литургия у нас в 10:00 начинается, а Соборование — в 14:00.

Затем следует семь чтений из Апостола, Евангелия, семь специальных молитв об исцелении, каждая из которых завершается молитвой "Отче Святый, Врачу душ и телес... После каждого из этих чтений совершается помазание освященным елеем маслом, смешанным с вином. В полном чинопоследовании помазание освященным елеем происходит семь раз, но в больнице или в иных походных и домашних условиях применяется сокращенный вариант с одним помазанием. Он называется "Последование святаго елеа, совершаемаго поскору" название на церковнославянском языке — прим. В конце чинопоследования на голову больного или всех собравшихся возлагается Евангелие и читается заключительная молитва "Царю Святый". После этого бывает отпуст заключительная молитва — прим. ТАСС , где поминается святой апостол Иаков, первый епископ Иерусалима и "брат Божий", в послании которого и рассказывается об этом таинстве.

Верующие прикладываются к Евангелию и кресту. Часто можно услышать, что до или сразу после соборования нужно обязательно причаститься. Так ли это? Исследователи говорят, что еще с древности таинство елеосвящения стало восприниматься как особо действенный покаянный чин, готовящий верующих к таинству причащения о чем свидетельствует, например, св. Симеон Солунский, XV век. Что нужно делать с маслом и свечой, которые остаются после соборования? Им можно помазываться или добавлять его в пищу.

Свечу можно также хранить и зажигать в период испытаний. Исповедь — это "купель слезная", обновление человека и очищение от грехов.

Как готовиться к Соборованию в церкви в Великий пост

Как часто нужно соборование? Соборование не нужно совершать часто. Если человек не страдает явными телесными или духовными недугами, то ему нужно собороваться не чаще раза в год. Если же человек страдает от тяжелых болезней, то необходимость более частого соборования должна определяться его духовником, исходя из состояния болящего — физического и духовного. Раньше считалось, что на протяжении одной болезни можно собороваться один раз, а многократное приобщение к этому таинству расценивалось как недоверие к Богу. Сейчас нет запрета на неоднократное соборование в течение одного заболевания, ведь речь идет не о насморке, а о недугах, которыми человек может страдать в течение многих лет или даже всю жизнь. Но это не значит, что недугующий человек может в Великий пост собороваться каждую неделю. Нельзя часто собороваться в надежде, что если много раз пройти через семикратное помазание освященным маслом, то можно превратиться из больного человека в здорового. Соборование — это Таинство, и часто результат его может быть не так очевиден. Оно не может и не должно заменять лечение, но может стать поддержкой телесных и душевных сил в болезни и невзгодах. Приступать к Соборованию нужно с благоговением, понимая, что это Самим Христом заповеданный людям Дар Божий.

Когда причащаться после соборования?

Соборование: как не надо Фото Юлии Маковейчук Порой у людей бывают довольно странные представления о Соборовании. Например, что прибегать к нему следует лишь тяжело больным людям, находящимся на пороге смерти.

Ведь апостолы совершали помазание маслом именно ради исцеления. Но нельзя также ожидать и немедленного выздоровления после Соборования. Увы, иногда в сознании людей это таинство превращается в нечто самодостаточное, внешнее, чуть ли не магическое.

Когда я вижу толпы людей, приходящих в храм на Соборование, то задумываюсь: а все ли они исповедуются, причащаются? Некоторые из них воспринимают Соборование как медицинскую процедуру, о духовном его аспекте и мысли нет... Последствия тут могут быть весьма печальными — не получив ожидаемого телесного выздоровления, человек обижается: как же так, я отстоял длиннющую службу, сделал все, что положено, а результата нет!

В итоге люди могут охладеть к вере, к Церкви. Фото Юлии Маковейчук Исцеление — это свободный дар Всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий. Об этом должны помнить все приступающие к таинству Соборования.

Надо задуматься о своей жизни, о своих грехах, стремиться очиститься от них. Таинство Соборования ведь отчасти сродни таинству Покаяния. Я думаю, отдельно надо сказать о соборовании людей, находящихся при смерти.

Иногда такие люди боятся этого таинства, считая, что оно приведет к скорой кончине. Но сроки человеческой жизни зависят только от воли любящего Бога, и Господь нередко продлевает жизнь умирающего именно с той целью, чтобы он мог достойно подготовиться к переходу в Вечность — исповедоваться, причаститься и собороваться. Нередко вызванный к умирающему священник сразу совершает три эти таинства, последовательно.

Соборование для умирающего человека совершенно необходимо, ведь он зачастую уже просто физически не может исповедоваться — но таинство Елеосвящения освободит его от груза тех грехов, в которых он и хотел бы, но уже не успел, не смог покаяться в таинстве Покаяния. В наше время нередко случается так, что человек приходит на Соборование с опозданием, когда служба уже идет. И человек в смущении.

Может ли он все-таки принять участие в таинстве?

После святого Причастия чуткая душа ощущает удивительный мир, чистоту, подлинное освобождение от оков греха и земной суеты. Достойно причащающийся христианин обретает рассудительность, мудрость. Когда автор этих строк учился в Московской Духовной семинарии, то часто навещал одну старицу, монахиню Нину, которой было уже больше восьмидесяти лет. Она мучилась многими болезнями, ноги ее были покрыты язвами, так что она почти не могла ходить. От боли и одинокой жизни ее иногда одолевали ропот, сомнения, тревоги.

Но когда она исповедовалась и причащалась Святых Таин, — а причащалась она на дому, — в этот момент с ней всегда происходила удивительная перемена. Только что перед тобой был старый, утомленный человек, а после того как она, исповедавшись, принимала Святые Таины, из ее глаз исходил удивительный свет, и в этой умиротворенной и просветленной душе уже не было ни тени смущения, ропота, тревог. Этот свет теперь согревал других, и ее слово после Причащения становилось совершенно особенным, так что она теперь укрепляла ближних. Так Святой Дух в Таинствах Церкви дарует человеку чистоту, а чистота — это незамутненное, ясное видение всего и всех, чистое восприятие жизни. Даже обладая всеми сокровищами мира, человек не может стать счастливым и не станет им, если не обретет сокровища внутреннего, не проникнется благодатью Святого Духа. Этот неизреченный дар святая Церковь предлагает человеку в трех упомянутых Таинствах.

После Соборования В самом начале совершения Таинства освящается елей, которым священники затем семь раз помазывают верующих. По совершении Соборования святой елей обычно остается в достаточном количестве и его раздают всем желающим. Святое масло наливается в маленькие пузырьки, которые, принеся домой, необходимо хранить в достойном месте, рядом со святой водой и другими святынями. Для чего оно нам нужно? Соборным маслом, как его еще называют, можно помазываться в случае болезни, с верой обращаясь к Богу и молясь о выздоровлении. Святым елеем можно просто крестообразно помазывать свое чело то есть лоб каждое утро после прочтения утренних молитв, со словами: Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Аминь, испрашивая у Бога благословения на день грядущий. Таким образом, хотя Таинство «прошло», но освященный елей остался, им можно помазываться, и потому Елеосвящение продолжает приносить свои плоды. В напутствие он дал им освященное масло, и каждое утро, перед выходом на боевые задания, командир группы помазывал военных святым елеем. Солдаты запомнили эту поездку как совершенно особенную — словно кто-то невидимый их ограждал и им помогал, а командир впоследствии говорил: «Все это время мы были как у Христа за пазухой». Итак, Таинство Елеосвящения не только освобождает от прежних недугов, но посредством освященного елея, которым с верой помазываются христиане, ограждает от возможных искушений, охраняет от болезней и телесных увечий. В церковных книгах это таинство именуют Елеосвящением.

Раньше помазание проводилось группой священников, «собором», оттого и пошло название «соборование». Это таинство относится к семи Таинствам Православной Церкви. Его совершают с целью избавить человека от заболеваний и духовных терзаний, искупить грехи, позабытые самим прихожанином. Таинство осуществляется семикратным крестообразным помазанием верующего освященным елеем, читают молитвы, Апостол и Евангелие. В период тяжелой болезни собороваться нужно весь год. Соборование в Великий пост необходимо для всех верующих.

Если человек не успел исповедаться перед таинством, можно сделать это после, как и причаститься. Главный смысл таинства — истинное очищение и исцеление. Мольбы о прощении пригрешений и избавлении от недугов звучат в обращении к Богу. Первоначально происходит духовное врачевание, для которого нужно покаяться в совершенных грехах и попросить их искупления, дать непреложное обещание в дальнейшем строить жизнь согласно Божьим заповедям. А физическое исцеление следует за духовным. Нужно понимать, что от таинства не стоит ждать стопроцентной гарантии исцеления.

И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему Иак 14:15. Из этого текста видно, что уже в апостольское время была практика помазывания больных елеем, но, что важно отметить, исцеляющая сила приписывается не самому елею, а «молитве веры». Следствием этого священнодействия, по словам апостола, является исцеление тела и прощение грехов. Традиционно совершают это таинство несколько священников, не обязательно семь.

Но в исключительных случаях может совершить и один священник. Прощаются ли при Соборовании грехи? Несомненно, да, если человек внутренне раскаивается в них, — ведь именно с просьбы о прощении грехов начинаются молитвы об исцелении. Но важно помнить, что для покаяния в таких серьезных грехах, которые несовместимы с пребыванием в Церкви таких как убийство, в т.

И совершенно нелепо представление о том, будто бы в Соборовании прощаются исключительно забытые грехи.

Кто может собороваться

Собороваться означает принять участие в таинстве соборования. Как проводится Соборование и для чего это нужно. Соборование может проводиться как в храме над большим количеством прихожан, так и на дому, над одним-единственным человеком, который по состоянию здоровья не способен выйти из дома или вовсе прикован к кровати. Суть Елеопомазания (Соборования) состоит в том, что священник семикратно помазует человека освященным маслом. В народе встречается суеверие, что соборование — последнее таинство перед смертью и что выздоровевший после соборования как бы исключается из числа живых.

Часто задаваемые вопросы о Соборовании

К Таинству приступают православные верующие в любое время серьезной болезни в возрасте старше 7 лет. Как правило, к Таинству приступают Великим постом иногда и в другие посты Таинство может происходить как в храме, так и в другом месте. Елеосвящение не совершается над буйными психическими больными и над больными, которые находятся в бессознательном состоянии, за исключением случаев, когда больной выражал сознательное желание собороваться, когда еще отдавал отчет в своих поступках. В каких недугах обращаются к Таинству Соборования? Недуги, об исцелении которых просят в Таинстве Соборования, могут быть как телесные, так и душевные уныние, скорбь, отчаяние , которые чаще всего являются следствием неосознаваемых, либо нераскаянных грехов.

Человек грешит каждый день, иногда спохватывается и обращается с покаянием к Богу. Но далеко не все люди в состоянии запомнить все свои повседневные прегрешения и рассказать о них на исповеди. Учители Церкви говорят, что при Елеосвящении прощаются такие забытые грехи но, конечно, не те, которые были намеренно утаены на исповеди. Как совершается Таинство Соборования?

При совершении Таинства читаются определенные молитвословия и семь отрывков из Апостола и Евангелия, повествующих о необходимости веры и упования на Бога, об исцелениях, о покаянии, о сострадании и милосердии. После каждого молитвенного обращения к Богу об отпущении грехов больного, его помазуют освященным елеем, смешанным с вином. Традиционно Таинство совершают семь священников, но Церковь допускает совершение Таинства тремя, двумя и даже одним священником, так как он может совершать Таинство от лица собора иереев. Обычно Таинство совершается в храме, но при невозможности доставить тяжело болящего, оно может быть преподано и на дому.

Что нужно принести на Таинство Соборования?

Существует благочестивая традиция собороваться во дни многодневных постов: Великого, Петрова, Успенского и Рождественского. Таинство Елеосвящения совершается во исцеление духовно и физически болящего человека, и в случае необходимости может проводиться в любое время и в любом месте, но только над крещенными в православной вере людьми. Под духовной болезнью человека понимается тяжелое духовное состояние: уныние, скорбь, отчаяние. Причиной такого состояния могут быть как физические болезни, так и нераскаянные грехи, быть может, даже не осознаваемые самим человеком. Таинство Елеосвящения установлено и заповедано самим Спасителем, а апостолы передали его священнослужителям Церкви, что видно из следующих слов апостола Иакова: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» Иак. Елеосвящение именуется Соборованием потому, что в традиции Русской Православной Церкви его совершают семь священников собором священнослужителей , но оно может совершаться и меньшим числом священников или даже одним. Во время совершения Таинства при семикратном чтении Евангелия, Апостола, молитв человеку крестообразно помазываются определенные места тела: лоб, ноздри, щеки, уста, грудь, руки.

К сожалению, даже тяжелобольные люди не всегда понимают, что испытывают острую нужду в этом Таинстве. Многие приступают к Соборованию потому, что так принято, потому, что на этом настояли родные или в храме назначен день общего Соборования, и вот, мы идем вместе со всеми как бы на всякий случай, по принципу: «Мало ли, вдруг в чем-то поможет». В таком случае у человека нет ни достаточной веры, ни усердной молитвы, чтобы принять предлагаемый в Елеосвящении дар.

И именно сила веры часто выделяла отдельных людей из многих приближавшихся к Нему. Так, когда Христа окружала и теснила толпа народа, женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, с верой прикоснулась к краю Его одежды и тотчас получила исцеление. Спасителя теснило множество людей, а исцеление получила только одна, та, которой Он Сам сказал: Вера твоя спасла тебя; иди с миром Лк.

И хотя многие заставляли его замолчать, он не переставал просить о помиловании, и в итоге Господь исцелил его, сказав: Иди, вера твоя спасла тебя Мк. Итак, Спаситель исцелял во время Своей земной жизни, когда видел твердую веру и неотступную молитву. То же самое происходит и теперь, когда человек ищет исцеления, участвуя в Таинстве Елеосвящения.

Значит, Он подает те же дары, так же исцеляет. Но и от нас в свою очередь требуются, как требовались от людей тогда, — искренняя вера и горячая просьба. Поэтому важно осознать именно личную потребность в Таинстве Елеосвящения.

А, как сказал апостол Иаков, молитва веры то есть исполненная глубокой веры исцелит болящего. Итак, важно иметь правильный внутренний настрой. Здесь можно выделить несколько составляющих.

Во-первых, как мы уже сказали, должно иметь горячую веру и возносить искреннюю молитву. Готовясь к Соборованию, хорошо читать акафисты Спасителю, Божией Матери и святым, прославившимся чудесным врачеванием болезней, например великомученику Пантелеимону и вообще тем святым, чья память особенно близка нам. Таким образом, душа заранее располагается к принятию дара исцеления, подаваемого в Таинстве Елеосвящения.

Во-вторых, мы должны иметь сердечное сокрушение о своей греховности. Перед Соборованием хорошо исповедаться. А в Таинстве Елеосвящения нам отпустятся забытые или совершенные по неведению грехи, поэтому соборующемуся человеку необходимо иметь покаянное настроение души: стоит вспомнить всю свою жизнь, соделанные неправды и причиненные ближним обиды и помолиться Богу о прощении допущенных грехов.

Соборующийся должен и сам простить своим ближним, если кто чем его обидел. Ведь Господь сказал: Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших Мф. Как же мы хотим получить на Елеосвящении отпущение грехов, если не простим своих ближних?

В-третьих, важно научиться более бдительно относиться к себе, к своему внутреннему миру, побеждать грех при его первом появлении — в мыслях или чувствах. Причина наших бед часто заключается внутри нас, поэтому необходимо постоянно очищать свое сердце. Для этого Святые Отцы заповедуют чаще произносить краткие молитвы, например молитву Иисусову: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго, молитву мытаря: Боже, милостив буди ми грешному, или равнозначную ей:Боже, очисти мя грешнаго, либо коротко: Господи, помилуй, а также Божией Матери: Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго; Богородице Дево, радуйся и другие.

Важно научиться побеждать грех в зародыше, распознавать первое греховное желание. Постоянная обращенность души к Богу, бдительное хранение себя от греховных мыслей и чувств вместе с терпеливым несением своего жизненного креста станет достойным приготовлением верующего к Таинству Елеосвящения. И еще, в-четвертых, каждому из нас предстоит, возможно, самое непростое — вверить всего себя, свою жизнь и здоровье в руки Божии.

Духовная жизнь невозможна при потребительском отношении к Божиим дарам. Для христианина главное — общение с Богом и приобщение к Его вечному Царству, а свое земное благополучие мы вверяем святой Божией воле. Поэтому, готовясь к Елеосвящению, с верой и горячей молитвой прося исцеления, мы предаем себя в руки Божии, будучи уверены, что Бог дарует искреннему христианину много больше, чем простое телесное исцеление, и само по себе физическое здоровье — не самоцель.

Сила трех Таинств Есть замечательная традиция, согласно которой верующий христианин участвует подряд в трех Таинствах: Исповеди, Соборовании и Причащении. Любая тяжелая болезнь есть своего рода знак, призыв обратить взор от временного к вечному.

Сейчас широко практикуется совершение Елеосвящения одновременно над несколькими больными за одним чинопоследованием и одним елеем. Таинство над больными людьми обычно совершается в храме, но при невозможности доставить тяжело болящего может быть преподано и на дому. В случае смертельной опасности, сразу после Исповеди совершают сокращенный чин Причащения, и если больной еще не потерял сознания, над ним совершается Таинство Елеосвящения. Оно считается совершенным, если священник, по освящении елея, успеет хотя бы один раз прочитать над больным тайносовершительную молитву и помазать указанные в последовании части тела.

При отсутствии смертельной опасности для больного Таинство Елеосвящения с Причащением Святых Христовых Тайн не соединяют, хотя предварительная Исповедь при этом желательна. Накануне, в субботу на всенощном бдении выносится Крест для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста. Святой Крест остается на аналое в течение недели до пятницы, когда он перед Литургией вносится обратно в алтарь. При этом хор поет: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим», а все присутствующие в храме совершают троекратное поклонение. Это дни, когда Христос был предан иудейским первосвященникам, осужден на казнь и распят.

Что такое Соборование

Чтобы правильно подготовиться к Соборованию, важно не столько ужасаться своим телесным недугам, сколько уделить внимание собственной душе. Соборование – шаг веры к тому, чтобы наш «дух и душа и тело сохранились без порока в пришествие Господа Иисуса Христа» (1 Фес 5:23). Магистрант Казанской семинарии совершил таинство соборования в Казанском хосписе13.12.2017В "Новости".

Значение слова «соборование»

Как правильно подготовиться к Соборованию. Сила трех Таинств. После Соборования Таинство Елеосвящения или Соборования (одно из семи Таинств Церкви) в наших храмах чаще всего совершается Великим Постом.
Что такое Соборование Это значит, что надо постараться попасть на исповедь и причастие либо перед соборованием, либо вскоре после него.

СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МИРОЖСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Соборование называют ещё елеосвящением, от слова елей — масло. Другими словами соборование нужно для того, чтобы человека укрепить в болезни, духовно поддержать его. Таинство Елеосвящения или Соборования (одно из семи Таинств Церкви) в наших храмах чаще всего совершается Великим Постом. При месячных женщине запрещается входить в храм, а значит, и в любых Таинствах (бракосочетание, соборование, покаяние, причащение) нельзя участвовать.

Соборование: выздороветь и воскреснуть

Елеосвящение, или Соборование – это Таинство, в котором при помазывании определенных частей тела освященным елеем, то есть растительным маслом, больному испрашивается благодать исцеления от недугов, от болезней телесных и духовных. Соборование совершается при тяжелой болезни в течение всего года, а Великим постом все верующие стараются собороваться. Таинство Соборования, Елеосвящения было установлено с самых первых дней христианства и адресовано всем людям. одно из семи Таинств Церкви. Соборование совершается при тяжелой болезни в течение всего года, а Великим постом все верующие стараются собороваться. Со второй седмицы Великого Поста в храмах начинает совершаться таинство елеосвящения, или соборования.

Лекарство Великого поста. Что такое соборование и зачем здоровым людям нужно это таинство

Как частный случай можно сказать и о том, что помимо совершенно особенных ситуаций, женщины в период регулярной немощи не приступают к Соборованию, как и к любому другому Таинству. К Елеосвящению, если нет особо тяжкой болезни или тяжких обстоятельств, следует приступать не чаще одного раза в год. Исцеление возможно только благодаря духовным средствам, таким как Соборование? Оно духовно поддерживает человека, оказывает ему благодатную помощь в той мере, какая по смотрению Божию необходима для спасения души больного. Поэтому Соборование не отменяет употребления лекарственных средств. Зерна пшеницы, которые все же на Соборовании употребляются для того, чтобы втыкать в них свечи, стоящие на центральном столике, можно использовать абсолютно по собственному желанию.

Хотите — прорастите, хотите — пирожок из них испеките, если их достаточно, — тут нет никаких указаний церковного устава. Соборование Елеосвящение часто путают с Миропомазанием и с помазанием во время Всенощного бдения. В чем их отличия? Миропомазаниt совершается, как правило, сразу после Крещения.

Чин то есть порядок совершения таинства видоизменялся на протяжении веков, становясь более пространным, более фиксированным. Какие же тут были этапы? Сразу скажу, что известно нам далеко не всё. О первых веках мы знаем очень мало.

Молитва о елее включала в себя просьбу благословения у Бога на этот елей для помазания болящих и для потребления его ими в пищу. В IV веке освящение елея иногда совершал епископ — впрочем, в то время и другие таинства совершались преимущественно епископами. Фото Юлии Маковейчук Иногда спрашивают — а когда Соборование начали воспринимать именно как таинство, когда его включили в число семи церковных таинств? Кстати, представление о том, что таинств ровно семь, не догматизировано в Православии, это западная богословская традиция, которая вошла и в наши учебники. Но некоторые святые отцы считали таинствами и другие священнодействия, например, Великое освящение воды в праздник Богоявления, монашеский постриг... Как бы там ни было, Елеосвящение достаточно рано стало восприниматься как таинство и на Востоке, и на Западе. Впрочем, в Католицизме понимание этого таинства до недавнего времени отличалось от православного. И только в XIX веке святитель Московский Филарет Дроздов настоял на том, чтобы это название таинства как несоответствующее православному пониманию было изъято из употребления — что и произошло в Русской Церкви.

Но и на Западе не сохранилось средневекового понимания этого таинства. Соборование: два варианта, одна суть Фото Юлии Маковейчук Таинство Соборования имеет два варианта своего совершения. Иногда оно совершается на дому над одним болящим, а иногда — в церкви, над всеми, кто хочет приступить к этому таинству и кто может по состоянию здоровья прийти в храм. В этом случае оно обычно приурочивается к каким-то особым событиям церковного года. Часто ли следует собороваться? Как правило, к таинству Соборования прибегают раз в году, но, конечно, человек сам должен прийти к осознанию того, что он нуждается в исцелении. Не только в телесном исцелении собороваться может и физически здоровый человек , но прежде всего — в исцелении духовном, нуждается в очищении своих неосознанных грехов. Замечу, что после того как человек соборовался в храме, ему крайне желательно в ближайшее же время исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин.

Как происходит это таинство?

Сначала читаются подготовительные молитвы, канон, а затем уж совершается сам чин. Читаются выдержки из входящих в Новый Завет апостольских посланий, из Евангелия, потом произносится ектения молитвенное обращение к Богу, произносимое диаконом от имени молящихся с поминанием имен тех, кто принимает таинство. Затем читается молитва на освящение елея и совершается само помазание. Затем второй священник приступает к участию в таинстве, и опять следует подобный же цикл.

Так повторяется семь раз. В конце чина на головы приступивших к таинству возлагается Евангелие с чтением особой заключительной молитвы. После службы верующие могут забрать домой оставшийся после таинства елей и употреблять его для помазания. Этот же елей используют и при погребении христианина — его выливают в гроб перед тем, как закрыть крышкой. Так что это таинство напоминает нам о вечной жизни и готовит нас к ней.

Как не надо. Порой у людей бывают довольно странные представления о Соборовании. Например, что прибегать к нему следует лишь тяжело больным людям, находящимся на пороге смерти. Ведь апостолы совершали помазание маслом именно ради исцеления. Но нельзя также ожидать и немедленного выздоровления после Соборования.

Увы, иногда в сознании людей это таинство превращается в нечто самодостаточное, внешнее, чуть ли не магическое. Когда я вижу толпы людей, приходящих в храм на Соборование, то задумываюсь: а все ли они исповедуются, причащаются? Некоторые из них воспринимают Соборование как медицинскую процедуру, о духовном его аспекте и мысли нет… Последствия тут могут быть весьма печальными — не получив ожидаемого телесного выздоровления, человек обижается: как же так, я отстоял длиннющую службу, сделал все, что положено, а результата нет! В итоге люди могут охладеть к вере, к Церкви. Исцеление — это свободный дар Всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий.

Об этом должны помнить все приступающие к таинству Соборования. Надо задуматься о своей жизни, о своих грехах, стремиться очиститься от них. Таинство Соборования ведь отчасти сродни таинству Покаяния. Я думаю, отдельно надо сказать о соборовании людей, находящихся при смерти. Иногда такие люди боятся этого таинства, считая, что оно приведет к скорой кончине.

Но сроки человеческой жизни зависят только от воли любящего Бога, и Господь нередко продлевает жизнь умирающего именно с той целью, чтобы он мог достойно подготовиться к переходу в Вечность — исповедоваться, причаститься и собороваться. Нередко вызванный к умирающему священник сразу совершает три эти таинства, последовательно. Соборование для умирающего человека совершенно необходимо, ведь он зачастую уже просто физически не может исповедоваться — но таинство Елеосвящения освободит его от груза тех грехов, в которых он и хотел бы, но уже не успел, не смог покаяться в таинстве Покаяния. А в завершении — практический совет читателям. В наше время нередко случается так, что человек приходит на Соборование с опозданием, когда служба уже идет.

И человек в смущении. Может ли он все-таки принять участие в таинстве? Да, может. Даже если он успел получить хотя бы одно помазание, таинство будет действительным. Однако бывают ситуации, когда человек опоздал в силу не зависящих от него обстоятельств, а бывают, когда он опоздал по собственной вине.

Она стала настолько широко используемой и часто используемой фразой, что ее используют даже не католические христиане. Термин «последние обряды» используется для описания таинств, через которые проходит перед смертью католик. Соборование также является одним из них. Венчание в церкви в России Католическая церковь верит и учит, что христиане-католики должны жить в Таинствах всех семи на протяжении всей своей жизни, так как это лучшая помощь для их спасения во Христе, потому что Он Сам установил таинства именно для этой цели. Таким образом, подобно тому, как таинства крещения, конфирмации и евхаристии образуют единство, называемое «таинствами христианского посвящения», так и можно сказать, что покаяние, соборование больного и евхаристия составляют в конце христианской жизни «таинства, которые готовят для нашей небесной родины» или таинства, которые завершают земное паломничество ». Катехизис католической церкви; номер 1525.

Однако у этих трёх таинств соборование, покаяние и евхаристия есть и более глубокое значение и цель — они предназначены прежде всего для исцеления и благодати больного. В катехизисе говорится в числе 1520: » Первая благодать этого причастия [соборование больного] — это укрепление, мир и мужество, чтобы преодолеть трудности, связанные с состоянием тяжелой болезни…». Поэтому первая и главная вера католика в Таинство о силе и возможности выздоровления. Катехизис в том же параграфе гласит: «Эта помощь Господа силой Его Духа предназначена для того, чтобы привести больного к исцелению как души, так и тела, если такова воля Бога». Наша цель — не страх смерти, но стремление к исцелению, выздоровлению и жизни. Когда следует принимать таинства исцеления и выздоровления?

Соборование — таинство исцеления

СОБОРОВАНИЕ - Древо Есть мнение, что Соборование является «последним Таинством» в жизни человека, т.е. оно совершается перед смертью и ускоряет уход человека из этой жизни.
ЧТО ТАКОЕ СОБОРОВАНИЕ? ИЕРЕЙ ВЛАДИСЛАВ БЕРЕГОВОЙ. ОТВЕТ СВЯЩЕННИКА Тем не менее все-таки еще раз нужно сказать, что соборование приносит человеку выздоровление очень часто.
Соборование в Троице-Владимирском соборе Как и когда проводится в храмах Соборование, как к нему подготовиться, нужно ли исповедоваться, и держать пост, и другие ответы на вопросы.
Как готовиться к Соборованию в церкви в Великий пост Соборование совершается при тяжелой болезни в течение всего года, а Великим постом все верующие стараются собороваться.

Последование таинства Елеосвящения

  • Как объясняется название?
  • Соборование перед смертью
  • Соборование-что это, для чего проводится, как готовится - Чем важен день
  • Таинство соборования: суть обряда, для кого предназначено, как подготовиться
  • Соборование — таинство исцеления

Православный мир: что такое Соборование в церкви

Теперь следует приготовить елей для освящения, для чего священник должен влить в пустой сосуд кандило , стоящий на пшенице, елей и вино и смешать их. Вино знаменует здесь и Кровь Христову, пролитую на Кресте для спасения людей. Затем возжигаются семь свечей, водруженные над елеем, а также те, которые держат все присутствующие и больной. Первенствующий иерей начинает читать «молитву елеа» над кандилом, а остальные священники вторят ему вполголоса, читая туже молитву по своим Требникам. В ней испрашивается, чтобы Господь, исцеляющий души и телеса, Сам освятил этот елей во исцеление помазующегося и в очищение всякой страсти и скверны плоти и духа, и всякого зла. Между тем поются трогательные тропари, на разные гласы: скорому в заступлении Христу. Богу, и святому Его брату по плоти и апостолу Иакову, первому строителю таинства, Святителю Мир Ликийских Николаю Чудотворцу, точителю мира, великомученику Димитрию, святым бессребреникам мученикам и целителям, святому Иоанну Богослову, «чрез которого мы усыновлены Матери. Божией, и Самой Пречистой Деве Марии.

Затем диакон, чтец или сам священник после возглашения прокимна начинает первое чтение из Послания святого апостола Иакова об установлении таинства Елеосвящения Иак. Первое Евангелие Лк. Вслед-за тем, вспоминая благодеяния Божии человеческому роду, просвещенному и искупленному Им, и благодать служения, данную пророкам и апостолам, тот же пресвитер в молитве просит Господа: сделать и его достойным служителем Нового Завета и сотворить елей, приготовленный для больного, елеем радования, одеждою царскою, бронею силы, в отгнание всякого диавольского действия, ненаветною печатью, вечным веселием. Ектения, возглас. Теперь совершается первое помазание больного освященным елеем: первый иерей, взяв в руку стручец, обмакивает его в елей и крестообразно помазывает лоб, ноздри, щеки, губы, грудь и руки. Яко Ты еси Источник исцелений. Каждый из семи священников после чтения Апостола и Евангелия, при помазании болящего произносит эту тайносовершитель -ную молитву.

Если таинство совершает один пресвитер, то он читает ее семь раз, при каждом помазании. Ее следует знать наизусть, так как весьма неудобно вычитывать ее по Требнику, одновременно помазывая больного. По окончании каждого из помазаний гасится одна из свечей, водруженных в пшеницу. В отдельных епархиях существует местный обычай помазывать и ноги, однако он необязателен для всех пастырей нашей Церкви. Затем читается следующее зачало из Апостола, и священник читает очередное зачало Евангелия. Второе чтение — Рим. Он внушает, что все члены Тела Христова должны единодушно славить Бога.

Во втором же Евангелии Лк. Перед каждым помазанием священник изливает душу свою в молитве пред Господом, чувствуя свое недостоинство и величие таинства, и нужды болящего, как зеркало собственных немощей, и вспоминает многочисленные примеры помилования грешников и исцелений в Ветхом и Новом Заветах. Сказанное в последовании: «елеем святым дал еси образ Креста Твоего» показывает, что самые болезни верующего таинственно объединяются со Христовыми страданиями, служа болезненным, но благотворным напоминанием о них, истинным состраданием, а при духовном подвиге и молитве и причастием страданий Его. В 3-м Евангелии Мф. В 4-м чтении Апостола 2 Кор. В последующем Евангельском чтении Мф. В 5-м апостольском послании 2 Кор.

В соответствующем Евангелии Мф. В 6-м чтении Апостола Гал. В Евангелии от Матфея 15, 21-28 , читаемом затем, повествуется о великой вере жены хананейской, дерзновенным усилием испросившей здоровья своей дочери. Ряд чтений из посланий святого апостола Павла завершается Отрывком из 1 Фес. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе. Духа не угашайте», — взывает он к нашим сердцам.

Наконец, святой евангелист Матфей 9, 9 — 13 повествует о том, как он был из мытарей призван Господом и сделался апостолом, и приводит слова Иисуса Христа роптавшим на Него фарисеям: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию». Затем священнику следует, сняв с головы его Евангелие, дать его поцеловать больному. Краткая ектения о милости, жизни, здравии и спасении его и оставлении грехов вместе с двумя стихирами святым бессребреникам-ц елителям и Божией Матери заканчивают таинство, и бывает отпуст. Принявший его благоговейно трижды покланяется совершителям, говоря из глубины сокрушенного сердца: «Благословите, отцы святии или отец святой и простите мя, грешнаго грешную » трижды. Получив иерейское благословение, отходит, благодаря Бога. Практикуемое в некоторых местах омовение святого елея с помазанных членов больного не имеет никакого канонического основания.

Оставшиеся после совершения таинства стручцы, пшеницу и елей сжигают в церкви в жаровне, где приготовляется фимиам к каждению. Остатки святого елея можно возжигать также в лампаде перед иконой. Во дни Пасхальной седмицы следует начинать таинство Елеосвящения с пения «Христос воскресе» трижды — поют священнослужител и, затем певчие и народ. Настоятель произносит припевы: «Да воскреснет Бог…» и др. По «Слава, и ныне», «Христос воскресе» настоятель: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ», лик: «и сущим во гробех живот даровав».

Но это серьезное заблуждение. Смертный час человека не зависит от церковного обряда. Бог может продлить жизнь больному, чтобы тот позаботился о своей душе: успел покаяться, причаститься и подготовиться к смертному часу.

Вопросы и ответы Требуется ли специальная подготовка к таинству? Если есть возможность, желательно исповедоваться и причаститься перед елеосвящением. На елеосвящение приносят с собой растительное оливковое масло, кагор, свечи, рис пшеницу. На таинство необходимо прийти заранее и записаться в церковной лавке, указав свое крестильное имя. Там же нужно купить свечу. Необходима ли специальная одежда для соборования? Так как священник будет крестообразно мазать грудь елеем, следует надеть кофту с пуговицами или молнией. Нельзя надевать свитер под горло или водолазку.

Рекомендуется взять на таинство елеосвящения платочек или салфетку, чтобы удалить с кожи лишнее масло. Сколько раз в год можно собороваться? Достаточно одного раза, если не случится непредвиденной болезни или травмирующих событий. Соборование не заменяет таинство покаяния и не отменяет его. Можно ли продолжать медицинское лечение после соборования? Духовное врачевание не отменяет медицинского лечения, так как это разные вещи. Необходимо пройти весь курс назначенной терапии до конца. Можно ли есть мясную пищу после исцеления?

Многие люди уверены, что полученное исцеление налагает на них запрет употребления мясной пищи. Это суеверие, не связанное с церковными правилами.

Традиционно Таинство совершают семь священников, но Церковь допускает совершение Таинства тремя, двумя и даже одним священником, так как он может совершать Таинство от лица собора иереев. Обычно Таинство совершается в храме, но при невозможности доставить тяжело болящего, оно может быть преподано и на дому. Что нужно принести на Таинство Соборования? На Соборование приносят оливковое масло, крупу пшеницу или рис , свечу для возжигания во время чтения Евангелия свечу зажигают перед очередным чтением Священного Писания и тушат перед помазанием. Масло и крупа после совершения Соборования раздается соборовавшимся для употребления их в пищу в течение года, а масло можно использовать и для помазывания крестообразно больных мест: тут пригодятся емкость для масла банка или бутылка с крышкой и пакет или мешочек для крупы.

Как готовиться к Таинству Соборования? К Таинству Соборования необходимо приступать с покаянным чувством, совмещенным с твердым намерением исправить свою жизнь и привести ее в соответствие с заповедями Божиими. Если Господь попустил человеку серьезно заболеть, значит именно такое лекарство необходимо для спасения его души. Поэтому, если Господь дарует исцеление не вскоре, важно смиренное принятие человеком воли Божией о себе. Определенных правил подготовки к Соборованию нет, но разумно совмещать его с Исповедью и Причастием. Исповедаться принято до Соборования, Причаститься можно и до и после. О чем важно помнить, приступая к Таинству Соборования.

Священник Александр Шмеман писал: «Подлинное исцеление человека состоит не в восстановлении - на время! Цель Таинства в изменении самого понимания, самого приятия страданий и болезни, в приятии их как дара страданий Христовых, претворенных Им в победу».

Перед каждым помазанием читается отрывок из Апостола и Евангелия. Все эти чтения — о том, как нужно переносить испытания в жизни. На время чтения надо зажечь свою свечу. Во время помазания хор и все молящиеся поют: «Услыши нас, Боже. Услыши нас, Владыко. Услыши нас, Святый».

В конце Соборования на головы помазанных возлагается Евангелие с чтением покаянной молитвы. По времени Соборование продолжается 1. По опыту предыдущих лет — в нашем храме соборование обычно длится два часа. После службы можно забрать домой оставшиеся зерно — добавлять в пищу и елей — помазываться и наливать в лампадки. После того, как человек соборовался в храме можно и незадолго до Соборования , очень хорошо исповедоваться.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий