Первые советские диафильмы появились в 1930 году в Москве, когда была основана студия «Диафильм» при Госкино СССР. Современные диапроекторы во многом отличаются от тех, что были популярны во времена СССР.
Диапроектор, диафильмы
Вот такие сказочные диафильмы, как "Морозко" 1954 года — их не просто смотрели ради развлечения, по ним дети часто учились читать. Вот еще один любопытный экземпляр — диафильм, созданный в 1968 году по заказу штаба гражданской обороны. Его показывали на предприятиях, студентам и школьникам. Называется "Главное — не растеряться". Он про то, как нужно вести себя во время и после ядерной атаки. Местами очень актуален. Это через шесть лет после Карибского кризиса, в год подписания договора о нераспространении ядерного оружия.
В Советском Союзе на этот счет иллюзий никто не испытывал. Подробности удивительной истории диапроекторов и о многом другом рассказывает программа "Неизвестная история" на РЕН ТВ. Как появился волшебный фонарь "Дамы и господа, добро пожаловать на наше представление! Сегодня мы отправимся в удивительный мир иллюзий и волшебства! В середине 17-го века у европейского бомонда появилось новое развлечение — волшебный фонарь. Так называли первый в истории оптический проектор, изобретенный голландским физиком Христианом Гюйгенсом.
Устройство Гюйгенса состояло из деревянного корпуса с линзой, которая выполняла роль объектива. Внутри корпуса устанавливали слайд с изображением, а позади слайда — источник света — свечу или лампаду. А еще у первых волшебных фонарей был дымоход для циркуляции воздуха, поскольку внутри стояли масляные лампы", — рассказал шоумен, председатель Британского общества волшебных фонарей Мервин Херд.
Оплатить товар можно сразу после оформления заказа.
У родителей сохранился старый советский с коробкой диафильмов, его и используем, если не хочется 10ку за новый современный отдавать, советских проекторов достаточно на Авито смотрела было, когда у нашего лампа перегорела, но муж быстро нашел ей замену. У нас китайский regio, он со старыми пшёнками дружит у меня плёнки из детства сохранились, а проектор не дожил. Реджио и от батарей 4 больших и от сети работает.
Первый советский киносъемочный аппарат «Пионер» был выпущен в 1941 году, однако начавшаяся Великая Отечественная война помешала продолжению производства. Выпуск подобных камер продлился с 1957 года вплоть до 90-х, пока любительскую киноаппаратуру не вытеснила бытовая видеотехника. Советские кинолюбители пользовались преимущественно аппаратами для пленки 8 мм. Кинокамеры, предназначенные для 16 мм, использовали реже — сдерживающим фактором являлись высокая цена оборудования, тяжесть и размеры аппаратуры. В зале музея представлены первые любительские кинокамеры с электроприводом «Спорт», а также более поздняя линейка «Аврора» вторая половина 1960-х и экземпляры из ограниченного выпуска для иностранных туристов с олимпийской символикой. Из нескольких таких кассет потом собирали большой фильм. Монтировали материал вручную, обрезая и склеивая пленки на любительских монтажных столах. Автор: Мария Шуревская Такие столы находились в кинотеатрах или клубах. Их специфическое строение позволяло лишь монтировать пленку, из-за чего в наши дни таких верстаков осталось мало. В музее хранят стол 1966 года, изготовленный ростовской фабрикой «Кинообъединение».
В него встроены две бобины, внешняя и внутренняя подсветки, а сама столешница сделана из металла и специального материала, который позволял избежать возгорания пленки, — текстолита.
Диапроектор Этюд 1969 год СССР Полный комплект в коробке с паспортом
Главное отличие этой группы диапроекторов — наличие механической ручки для прокручивания слайдов. Это, обычно, больше всего нравится детям. Эти диапроекторы уже мало напоминают сохранившуюся в памяти картинку из детства. Снабженный экраном, диапроектор, выводит изображение в высоком качестве и звук. Это позволяет в любом месте организовать подобие домашнего кинотеатра. Рейтинг лучших диапроекторов Редакция Expertology тщательно проанализировала рынок диапроекторов и выбрала лучшие варианты. Мы ориентировались на функционал, доступность и оптимальное соотношение цены и качества.
Им же были разработаны и принципы волшебного фонаря. В 1589 году неаполитанский физик Жан-Батист делла Порта выпускает книгу — «Об оптическом преломлении лучей». Эта книга спустя 250 лет стала одним из отправных пунктов для замечательного открытия — фотографии, но прежде она положила начало первому волшебному фонарю. Аппарат «Избач» Для общественного показа нужны устройства с более мощными источниками света. На заре развития технологий существовало три определения проекторов — кадропроектор, диапроектор, фильмоскоп. Они родились, когда было четкое деление в назначении проекторов — только для диафильмов, только для диапозитивов. Когда многие проекторы стали выпускаться универсальными, стали чаще всего ограничиться одним определением — диапроектор, поскольку независимо от того, проецируется диапозитив или диафильм, существо показа не меняется и определяется одним понятием — сменно-статическая диапозитивная проекция. В Советской России 1920х годов агитаторы и пропагандисты использовали в своей деятельности все возможные наглядные пособия и в их числе проекционные фонари для демонстрации диапозитивов на стекле. В 1925 году одни только предприятия Москвы ежемесячно изготовляли 60 000 штук диапозитивов на стекле и не менее 40 000 штук — предприятия других городов страны. Диафильмы, или, как они тогда назывались, фильмдиапозитивы, начали активно вытеснять диапозитивы на стекле. В 1932 году советские инженеры Андреев и Любимов предложили новую модель фильмоскопа, который получил название «Алоскоп». Аппарат «Алоскоп» Интерес к диафильмам и аппаратуре для их проекции в то время был огромен, но «Алоскопы» выпускались небольшими партиями и были дороги, поэтому «Кинофотоиздат» совместно с фабрикой-изготовителем диафильмов подготовили практическое пособие о том, как самим изготовить простейший проекционный аппарат. Эта инициатива дала толчок к выпуску большого количества разнообразных пособий по изготовлению самодельной аппаратуры, диапозитивов и диафильмов.
Нюрнберга Германия. Фабрика Планка считалась лидером по производству технологических игрушек того времени — диапроекторов, паровых машин, оптических приборов — именно благодаря ей Нюрнберг во второй половине XIX века стал вторым по величине центром игрушек в Европе. Изделия Эрнста Планка отличались изысканным дизайном, использованием отличных материалов и высочайшим качеством, благодаря которому многие из них исправно работают до сих пор. Тихое гудение проектора-фильмоскопа. Яркий луч, превращающий белую простыню на стене в волшебный экран. Сменяющие друг друга цветные картинки. Замершие дети, которые не отрываясь глядят на экран. Вы, конечно, помните эти впечатления детства. Все это навсегда останется в памяти детей, родившихся в Советском Союзе. Помните свое настроение в тот момент? Радость и нетерпение, пока старшие настраивают объектив и заряжают пленку с диафильмом в проектор, ваш восторг в ту секунду, когда на стене появляется первый кадр, и начинается сказка. Для детей показ диафильмов во все времена было сказкой света и тени Диапроекторы и фильмы к нему диафильмы появились, как ни удивительно, не только раньше кинематографа, но даже задолго до изобретения фотографии. В былые времена это изобретение называли «волшебным фонарем», laterna magica. Принцип его остался практически неизменным до наших дней: картинки через специальную оптико-механическую цепь, позволяющую увеличивать и перемешать изображение, проецируются на какую-либо светлую поверхность. Все очень просто. В качестве источника света сначала использовали свечу, затем в самом начале XVII века монах-иезуит Афанасий Кирхер изобрел проекционный аппарат с масляной лампой. Рисунки наносили на кусочки прозрачной слюды, позже стали использовать стекло. Чтобы фигуры, проецировавшиеся на экран, двигались, монах снабдил аппарат вращающимся диском, где на секторах были нарисованы картинки. Можно было показать, например, бегущего льва или скачущую лошадь. По другой версии, изобретателем проектора-диаскопа стал голландский физик Христиан Гюйгенс, а Кирхер только популяризовал это изобретение. Как бы то ни было, но Кирхер описал «волшебный фонарь» в своей книге «Магическое искусство света и тени» в 1646 году. Это и считается датой начала истории диапроекторов. Известно, что Вольтер обожал развлекать гостей собственноручно нарисованными картинками, причем чаще всего он показывал сюжеты о своих политических противниках. Одна из современниц великого мыслителя упоминала, что Вольтер постоянно ходил с обожженными пальцами — по рассеянности он нередко опрокидывал себе на руку лампу «волшебного фонаря», когда поправлял фитиль. Россия не была исключением — здесь «волшебный фонарь» был также весьма распространен в богатых домах. Когда ученые изобрели сплошную фотопленку с желатиновым покрытием, стало возможным устраивать массовые показы — чаще в развлекательных, реже в просветительских целях. В дореволюционной России диафильмы выпускались двух видов — для домашнего просмотра переложения популярных сказок, пьес, небольших сценок и даже житий святых и для учебных заведений здесь уже были диафильмы по естествознанию, географии, истории. В то время эти сеансы назывались «туманными картинами» и сам сеанс заключался в том, что ведущий менял на экране картинки, а кто-нибудь сопровождал показ комментарием или чтением вслух. Позже, уже перед самой революцией, стали выпускать диафильмы со специальными брошюрами с «разъяснительным» покадровым текстом. Собственно, и сами слова «диафильм» и «диапроектор» приставка «диа» означает «сплошной, от начала до конца» появились примерно в то время. После революции и гражданской войны практику применения диапроекторов постепенно возродили. Появление диапроекторов было связано с необходимостью нести пропаганду в самые отдаленные уголки страны. Неслучайно первый советский диапроектор назывался «Избач» — так именовалась должность руководителя «красной избы» или «избы-читальни», основного культурного учреждения в глухих деревнях. Об этом человеке не сохранилось никаких упоминаний, неизвестна его дальнейшая судьба. Однако благодаря именно П. Мершину и его изобретению удалось создать недорогой и качественный аппарат — диапроектор, позволяющий обеспечивать агитационными материалами даже самые отдаленные населенные пункты Советской России. К «Избачу» прилагались реостат и динамо-машина, что позволяло эксплуатировать его даже там, где еще не было электричества. Правда, не очень удобно было использовать диапозитивы, которые по старинке изготоваливали на стеклянных пластинках.
Радлов, А. Брей и другие. Начиная с конца 50-х гг. Был начат выпуск озвученных диафильмов, звуковое сопровождение для них записывали на граммофонных пластинках; к учебным фильмам выпускали сопроводительный текст в виде книжечки. Важным шагом был переход от огнеопасной киноплёнки на основе нитроцеллюлозы — к безопасной «ацетатной» основе. С 60-х — 70-х гг. ХХ века, с появлением более совершенных проекторов, эпидиаскопов, киносъёмочных и кинопроекционных аппаратов для узкой плёнки 16 мм и 8 мм , позволяющих просматривать как старые диафильмы, так и цветные профессиональные и любительские слайды и фильмы, начался закат «эпохи диафильмов». Даже новые технологии не способны до конца заменить уютное чудо «волшебного фонаря». Иначе и быть не может, ведь мир диафильма — это необыкновенный мир. Погасить в комнате свет, направить луч проектора на белую стену и встретиться с любимыми персонажами — это значит на время забыть о многоканальной акустике, плазменных панелях и домашних кинотеатрах; это все равно, что приехать на дорогой машине в свою старую квартиру и вдруг найти там плюшевого мишку, который когда-то был лучшим другом детства….
Гаджеты прошлого. Диапроектор
В СССР были очень популярны диапроекторы и фильмоскопы. Одним из первых диапроекторов СССР был «Избач» – детище сотрудника Главполитпросвета Мершина. Гаснет свет, диапроектор слегка гудит, и его яркий луч чудесным образом превращает простынь на стене в волшебный экран с цветными картинками, которые меняются под голос мамы. Вспомним детство, поможет диапроектор Regio для просмотра диафильмов.
Фильмоскоп Ф 75-1М
ФИЛЬМОСКОП ФИЛЬМОПРОЕКТОР ДИАПРОЕКТОР ВРЕМЕН СССР БАРАХОЛКА ОСТРОВ СОКРОВИЩ ул ЛЕНИНА 130 С 10 ДО 1Подробнее. Одним из первых советских диапроекторов был агрегат под названием «ИЗБАЧ». Несколько дней назад семья Антипиных, разбирая накопившийся в гараже хлам, обнаружила советский диапроектор "Экран". Диапроектор проектор диафильмов Знайка СССР.
Ретро диапроекторы и диафильмы
Я посмотрел его, наверное, раз пятьсот и выучил наизусть — но мог бы смотреть и смотреть на эти чудесные машинки хоть целую вечность! Этот волшебный диафильм авторства Г. Юрмина с замечательными рисунками художника Э. Беньяминсона — весёлый детский рассказ о длительной профориентации в сообществе работающих автомобилей, поиске своего призвания новеньким малогабаритным грузовичком, недавно сошедшим с конвейера. Изображение направлялось на любую гладкую белую поверхность — в разных советских семьях в качестве импровизированного «экрана» использовали простыню, стену или даже потолок.
У нас дома диафильмы «транслировали» на тогда еще новеньком холодильнике марки «ЗиЛ» который, в отличие от своего предшественника, был не обтекаемый, а имел строгие геометрические формы. Весь процесс вместе с приготовлениями «до» и уборкой «кинозала» «после» занимал около часа. Для советского ребёнка это казалось тогда просто фантастическим событием — даже в сравнении с ежедневным коротким мультиком в выпуске телепередачи «Спокойной ночи, малыши! Детскому восторгу от практически реального похода с родителями в «домашний кинотеатр» а на самом деле — просто на темную кухню!
А в начале девяностых мы немного подросли, и у нас появились новые увлечения. О детских диафильмах в лучшем случае напоминала скучная черно-белая школьная пленка, которой иногда сопровождались уроки, например, биологии. Мы с нашим тогда еще маленьким трехлетним сынулькой вдвоём обошли всех старьевщиков на Центральном рынке, но все же нашли Его — простенький диапроектор из красной пластмассы под многообещающим названием «Сказка»!
Виктор Простой и симпатичный диапроектор. Линзы или стекло, или качественный пластик, сравнимый с линзами стоковых обективов зарекальных фотоаппаратов. Наличие светодиодной лампы. Регулировка по вертикали за счет передней опорной ножки. Во времена, когда не существовало общедоступных кинопроекторов, купить диапроектор фильмоскоп и диафильмы могла себе позволить практически любая советская семья. Именно поэтому диафильмы широко использовались как в образовательных целях, так и для семейных развлечений.
Это объяснялось просто: в Советском Союзе телевидение развивалось не так быстро, как на Западе, и диапроектор порой становился единственной альтернативой дорогостоящему телевизору. Волшебный фонарь стоил около 10 рублей и был по карману большинству советских граждан. Закат эпохи бытовых диапроекторов начался в СССР только в конце 80-х годов — с появлением видеомагнитофонов. Однако в наши дни и в России, и на Западе без проекционных аппаратов не обходится практически ни одна серьезная презентация.
В студии «Диафильм» работали в качестве авторов и консультантов многие известные писатели: А. Толстой, Л. Кассиль, К. Чуковский, С. Маршак, С. Михалков, В. Бианки и прочие. В создании диафильмов участвовали художники: Е. Евган, Кукрыниксы, В. Сутеев, К. Ротов, В. Радлов, А. Брей и другие. Начиная с конца 50-х гг. Был начат выпуск озвученных диафильмов, звуковое сопровождение для них записывали на граммофонных пластинках; к учебным фильмам выпускали сопроводительный текст в виде книжечки. Важным шагом был переход от огнеопасной кинопленки на основе нитроцеллюлозы к безопасной «ацетатной» основе. С 60-70-х гг. ХХ века, с появлением более совершенных проекторов, эпидиаскопов, киносъемочных и кинопроекционных аппаратов для узкой пленки 16 мм и 8 мм , позволяющих просматривать как старые диафильмы, так и цветные профессиональные и любительские слайды и фильмы, начался закат «эпохи диафильмов».
Пользователи сети обсудили популярный в СССР детский досуг
Этот фильмоскоп был максимально простым в использовании, поэтому считался детским. Ещё одной его особенностью является пластмассовый корпус, который меньше грелся и не давал детям обжечься. Еще один интересный экспонат - диапроектор «Экран» - способен показывать как диафильмы, так и слайды, то есть он соединяет в себе функции диапроектора и фильмоскопа. При этом, не смотря на универсальность, он являлся бюджетным вариантом и стоил всего 25 рублей. Конструкция диапроектора обеспечивает отвод тепла от нагревающихся частей и исключает повреждение плёнки от перегрева при длительном проецировании диапозитивов.
Данные предметы представлены на выставке "Экспонат в фокусе" в музее Югорска до 28 февраля. Проект "Экспонат в фокусе" реализуется победителем конкурса «Общее дело» благотворительной программы «Эффективная филантропия» Благотворительного фонда Владимира Потанина.
В передней части основания на дне размещены 2 винтовые ножки регулировки угла наклона прибора. Во внутренней части основания расположен вентилятор.
Советские кинолюбители пользовались преимущественно аппаратами для пленки 8 мм. Кинокамеры, предназначенные для 16 мм, использовали реже — сдерживающим фактором являлись высокая цена оборудования, тяжесть и размеры аппаратуры. В зале музея представлены первые любительские кинокамеры с электроприводом «Спорт», а также более поздняя линейка «Аврора» вторая половина 1960-х и экземпляры из ограниченного выпуска для иностранных туристов с олимпийской символикой. Из нескольких таких кассет потом собирали большой фильм. Монтировали материал вручную, обрезая и склеивая пленки на любительских монтажных столах. Автор: Мария Шуревская Такие столы находились в кинотеатрах или клубах. Их специфическое строение позволяло лишь монтировать пленку, из-за чего в наши дни таких верстаков осталось мало. В музее хранят стол 1966 года, изготовленный ростовской фабрикой «Кинообъединение». В него встроены две бобины, внешняя и внутренняя подсветки, а сама столешница сделана из металла и специального материала, который позволял избежать возгорания пленки, — текстолита.
Автор: Мария Шуревская Другие экспонаты В музее также можно увидеть окно киномеханика 60-х годов, ксеноновую дуговую лампу и фрагмент установки, которая перематывает пленку. Автор: Мария Шуревская Есть здесь и демонстрационные экспонаты, например, кинокамера «Кварц» и школьный фильмоскоп, на котором юным гостям показывают сказку.
Ротов и прочие, писатели: Толстой А. Кассиль, С. Маршак и многие — многие другие.
Самой трудной работой было создание кукольных диафильмов. Советские диафильмы хранили в баночках, берегли от света, царапин, сгибания, разрыва. Жестяные и пластмассовые баночки с плёнками покупали в книжных и канцелярских магазинах. Обменивались диафильмами, коллекционировали. В 80-х годах фильмоскопы и диафильмы стали исчезать из употребления.
В 1991 году московская студия «Диафильм» закрылась. Маленькие проекторы и дешевые доступные пленки проникали во все уголки страны. Миллионы людей проводили уютные вечера в кругу семьи за просмотром диафильмов. Без диафильмов сложно представить советское детство.
История проекционных устройств
Диапроектор. Как ни странно, на правительственном телеканале среди политического сакса встречаются и вполне вкусные видосы. Советские диапроекторы сегодня получится разыскать только на барахолках. Подробное описание, фото, цена и продажа диапроекторов для диафильмов на сайте Новогодние костюмы СССР. Пригласительный билет на ёлку СССР.
Проект «Родом из СССР». Диапроектор
Они превосходят своих шестивольтовых товарищей по яркости и красочности картинки. Цена их была в 2-3 раза выше, чем у шестивольтовых моделей и составляла 27-40 руб. Да и моделей таких диапроекторов было намного меньше. Все диапроекторы этой категории могут показывать диапозитивы. Самую простую комплектацию имели диапроекторы Этюд , Этюд-2С и Этюд-5М - проектор и передвижная рамка на два слайда. Предназначались они только для просмотра диапозитивов. При желании, к ним можно было отдельно докупить адаптеры для диафильмов и фотоплёнки. Диапроекторы семейства Свет , Экран , Спутник в своей стандартной комплектации уже имеют все необходимые адаптеры для просмотра слайдов, диафильмов и неразрезанной фотоплёнки.
На фото справа типичная комплектация таких диапроекторов. Таким образом, это самые универсальные проекторы, которые удобно использовать в домашних условиях не только для просмотра сказок с детьми, но и старого фотоархива, как на слайдах, так и на рулонной фотоплёнке. Условно все модели можно разделить на два вида: с трансформатором и без. Модели без транса более компактные и лёгкие. Трансформаторные модели крупнее и тяжелее. На безтрансформаторных моделях снизу есть резьба для установки на штатив. Устройство и принцип работы всех диапроекторов из данной категории одинаковые.
Они имеют одинаково хорошее качество изображения и одинаковую оптическую схему - трёхлинзовый конденсор с теплофильтром и трёхлинзовый объектив Триплет. Вся оптика, как правило, с просветляющим покрытием. Но иногда встречаются экземпляры без такого покрытия на линзах конденсора. В целом все эти диапроекторы очень похожи и немного различаются лишь внешним видом и некоторыми мелочами, поэтому сказать, что какой-то из них хуже или лучше нельзя. Особо можно выделить только две модели: - Раскладные диапроекторы Экран были самыми недорогими, поэтому в настоящее время встречаются чаще всего; - Спутник-2 имеет пластиковый кожух корпуса и выглядит более современно и стильно, по сравнению с другими собратьями; Отдельно хотел бы отметить диапроекторы Этюд. Несмотря на стоваттную лампу это самый маленький диапроектор из всех выпускавшихся моделей. Этакое карманное мультимедиа советских времён.
Существует у Этюда и специальная комплектация, в которой было всё необходимое и даже больше. Она называется ФЭД Этюд - набор для показа диапозитивов и диафильмов и поставляется в пенопластовой коробке фото слева. При всех достоинствах у диапроекторов этой категории есть и один недостаток.
Затем на стену натягивалась белая простыня или какой-нибудь другой аналог экрана больше всего везло владельцам белых крашеных дверей — никакой суеты с простыней и методом жеребьевки определялся «диктор», который будет зачитывать текст, идущий в кадре. Иногда родители соглашались выступать в роли «озвучки», но чаще всего предоставляли это делать детям, но так как все хотели смотреть, а читать наоборот — не хотелось никому, приходилось с помощью считалок или вытягиванием жребия распределять роли чтецов и только после этого начиналось долгожданное экранное шоу. Кстати говоря, существовали некоторые диафильмы, к которым в комплекте шла и «озвучка» в виде грампластинки или записи на магнитофонной катушке, но такие диафильмы были редкостью и обычно озвучивались теми, кто их смотрел. Первый был портативным проекционным аппаратом с довольно сложной конструкцией: корпус с массивным основанием, на котором располагались все остальные части прибора — понижающий трансформатор, выключатель, осветительная камера с проекционной системой, фильмовая рамка и протяжный механизм. Питание такого фильмоскопа осуществлялось как от сети причем, как на 127 В, так и на 220 В , так и от аккумулятора. Весил такой прибор 2,6 кг, а при транспортировке укладывался в специальный футляр.
ФКГ-49 И если фильмоскоп ФКГ-49 давал довольно мощный световой поток и потому его требовалось устанавливать на расстоянии 7-10 м от экрана, то Ф-49 был более скромным. Его световой поток был в 2 раза меньше, и потому расстояние до экрана сокращалось — 3-5 м. Правда, питание этого прибора тоже осуществлялось как от сети, так и аккумуляторов.
Учебные диафильмы и диапозитивы широко применялись в школах, средних специальных и высших учебных заведениях. Иногда, эти самые учебные диафильмы и диапозитивы самостоятельно изготовлялись студентами-фотолюбителями студенческая научная работа на кафедрах, студенческом научном обществе, факультативы. В организациях и на предприятиях рабочим и служащим демонстрировались диафильмы по гражданской обороне и технике безопасности труда.
Диапроектор фильмоскоп — «Ф75-1М». Эта модель выпускалась в Загорске ныне Сергиев Посад. Главное отличие от всех предыдущих— его универсальность. Диапроектор позволяет просматривать как диафильмы, так и слайды. Кроме того, корпус аппарата металлический, жесткий, покрыт серой краской, все части хорошо подогнаны, объектив в оправе сидит жестко.
Для использования в качестве ночника предусмотрены ножки, на которые устройство можно установить на столе или тумбочке. Для начала работы необходимо вставить кассету в специальный разъем, расположенный в головной части корпуса. Переключаются кадры с помощью рычажка, уставленного справа от разъема.