Модель эмоционального интеллекта, на основании которой проходят все наши обучения на то и научная, что состоит из закономерностей. Поскольку эмоциональный интеллект состоит из набора компонентов, то тренировать необходимо каждый из них, а именно. На практике эмоциональный интеллект – это комплекс навыков, состоящий из умения распознавать эмоции свои и окружающих, проживать их, понимать причинно-следственные связи их возникновения. Прежде чем углубиться в специфику эмоционального интеллекта, давайте сначала обсудим основные различия между EQ (Emotional Quotient) и IQ (intelligence quotient).
Что такое эмоциональный интеллект?
Но он её не заполняет. То есть они, иными словами, не понимают, чего они хотят. Ирина — Но вообще в России уже, по-моему, несколько лет не бывает очереди к iPhone. Но было такое. Да, я понимаю тебя. Сергей — От этого не исчезли никуда люди, которые покупают этот iPhone, абсолютно не располагая для этого средствами с одной стороны, не имея разумных причин для этого с другой стороны. Но у них есть некое стремление это сделать.
Хотя это с их ситуации никак не бьётся. И в большинстве случаев это индикатор того, что они не понимают в целом своей мотивации. Или люди, которые очень остро реагируют на какую-нибудь классную рекламу. Они видят какую-то рекламу и тут же зажигаются: «Вау, какая классная вещь! Новая модель автомобиля или новая модель телефона. Или еще что-то.
Они ведутся на эту рекламу по той причине, что они не понимают свою истинную мотивацию и свои истинные желания. И, соответственно, если они не понимают, то кто-то другой может это использовать. Способность стремиться к достижению цели ради её достижения — это и есть некая эмоциональная зрелость. Ведь и учителя, и родители поголовно говорят о том, что недостаточная мотивация или подавленная и деформированная учебная мотивация — это огромная проблема. Что молодежь ничего не хочет. И работодатели с другой стороны тоже говорят, что мотивированный сотрудник на вес золота.
Потому что просто исполнители не нужны, нужны люди, которые двигают бизнес, двигают процесс. Но, собственно говоря, это и правда, потому что без мотивации невозможно ни учиться, ни работать продуктивно, ни отношения строить — ничего. А мотивация — это не исполнительность. Многие путают мотивацию и исполнительность: типа мотивированный ученик — это ученик, который делает всё, что ему говорят. Но это не совсем так, это разные свойства. Ирина — А кто такой мотивированный ученик?
Сергей — Мотивированный ученик — это ученик, которому интересно что-то делать, и этот интерес внутренний. То есть у него есть внутреннее свойство хотеть что-то узнать. Ирина — Мотивацией могут быть деньги? Сергей — Мотивацией не могут быть деньги. Мотивацией может быть то, что ты получаешь за деньги. Или мотивацией может быть то, что для тебя означают деньги.
Потому что одни и те же деньги для одного человека будут означать его признание как профессионала или признание его усилий, а для другого человека это будет означать, что может себе купить новый автомобиль.
Чтобы взаимодействовать с разными людьми Юлия Кондратьева, дизайнер интерфейсов, автор и наставник курса «Дизайнер интерфейсов» в «Яндекс. Практикуме» Если говорить про дизайнеров интерфейсов, то, помимо общения в команде, нашу работу отличает большое количество недолгих и неглубоких контактов с другими людьми, в которых нужно вести себя очень внимательно и корректно. Приведу несколько примеров.
Первый — это так называемое коридорное тестирование, когда мы ловим коллегу прямо в коридоре и просим протестировать продукт, например выполнить несколько задач в приложении или на сайте. Нужно быть очень убедительным, чтобы человек согласился и потратил на все это свое время. Еще страшнее, когда с такими просьбами нужно обращаться не к коллегам, а к посторонним людям. Одному моему знакомому нужно было проверить, как люди в Казахстане воспринимают и используют платежные инструменты: пользуются ли банковскими приложениями, как предпочитают совершать переводы, где хранят деньги.
Два дня он гулял по рынкам и улицам, пробуя разговорить случайных прохожих, продавцов в магазине, таксистов. Если бы он не умел правильно формулировать интересующие его вопросы, он бы просто не смог добыть нужную ему информацию. Чтобы успешно работать в команде Софья Шматова, интернет-маркетолог, основатель и директор по стратегии Brave Red Market Intelligence Я считаю, что люди в команде должны очень четко и адекватно оценивать свои возможности и возможности своих коллег: нет ничего постыдного в том, чтобы не знать чего-то, что знает коллега. Чем сильнее люди вокруг, тем сильнее становитесь и вы.
Все это, конечно, происходит в условиях разумной конкуренции, но это не должна быть битва за место под солнцем, а именно органичное и слаженное функционирование команды как единого организма. В конце концов, бывают спортивные и неспортивные методы. И первые — это про уважительное отношение каждого члена команды друг к другу, обмен опытом, помощь и поддержку. Безусловно, внутри любой команды есть явные и скрытые лидеры, есть мыслители и есть «делатели», есть те, кто хорошо выполняет механическую работу, и те, кто генерирует идеи, — в этом нет ничего страшного, главное, чтобы каждый находился на своем месте и понимал, что рядом с ним работает не меньший, а может быть, и больший профессионал, чем он сам.
Чтобы суметь поставить себя на место другого человека Юлия Кондратьева, дизайнер интерфейсов, автор и наставник курса «Дизайнер интерфейсов» в «Яндекс.
Социально осознанные лидеры умеют работать, внимательно слушать и эффективно общаться с разными типами людей. Какими основными компетенциями в области социального сознания вы обладаете? Эмпатия: вы уделяете все свое внимание другому человеку и тратите время на то, чтобы понять, что он говорит и чувствует. Вы всегда стараетесь поставить себя на место других. Организационная осведомленность: вы можете легко прочитать эмоциональные потоки и динамику внутри группы или организации. Иногда вы даже можете предсказать, как кто-то из вашей команды отреагирует на определенную ситуацию.
Стратегически анализируете события. Как развить навык Социальная осознанность требует хороших навыков слушания. Не обсуждайте качества других людей и не пытайтесь перехватить инициативу в разговоре. Задавайте вопросы и просите других делать то же самое. Сумейте бросить вызов своим предрассудкам и найти общие черты с коллегами. Учитесь ставить себя на место других — так вы станете более чувствительным к чужим эмоциям. Управление отношениями Управление отношениями — это набор межличностных навыков, который помогает мотивировать и вдохновлять других, выстраивать гармоничные отношения с коллегами.
Какими основными компетенциями в области управления взаимоотношениями вы обладаете? Влияние: вы прирожденный лидер, который может легко получить поддержку от других. Вы можете организовать вовлеченный, мобилизованный и готовый к выполнению задач коллектив. Наставничество: вы способствуете долгосрочному обучению, предоставляя обратную связь и поддержку. Говорите убедительно и ясно, добиваетесь, чтобы люди были мотивированы и ясно выражали свои ожидания. Управление конфликтами: вы справляетесь с разногласиями, инициируете продуктивный спор и находите беспроигрышные решения. Командная работа: вы хорошо взаимодействуете с сотрудниками, принимаете активное участие в работе, разделяете ответственность и награды, а также вносите свой вклад в развитие потенциала вашей команды.
Оказалось, что аутисты просто испытывают эмпатию иначе — скорее на эмоциональном уровне, чем на когнитивном, как это делают нейротипичные люди. Нейротипичный человек чаще определяет эмоции по контексту, аутичный — по прямым проявлениям. Так что, если человек плохо считывает социальные шаблоны, это еще не говорит о его низком эмоциональном интеллекте — вполне возможно, что его ЭИ расцветет в других условиях, когда окружающие будут более открыто делиться своими эмоциями. Ваш коллега или партнер, как вам кажется, недостаточно эмпатичен?
Попробуйте говорить о своих чувствах напрямую — это может помочь. Оставшиеся четыре ступени в пирамиде эмоционального интеллекта — это уже уровень «про», которого достигают далеко не все даже осознанные и рефлексирующие люди. Начинается он с экспертизы: человек с такими навыками ЭИ может учить других распознавать свои эмоции, выступать медиатором в спорах или, к примеру, стать психологом. Дальше идет самоактуализация самореализация — этот этап совпадает с верхней ступенью в пирамиде Маслоу.
Исследователи ЭИ подчеркивают, что максимально реализовать свой потенциал можно только тогда, когда человек достиг гармонии со своими эмоциями и научился обходиться с чужими, — именно поэтому для достижения самореализации важно развивать эмоциональный интеллект. Последние две ступени — трансцендентность и эмоциональное единство — уже находятся на уровне духовных гуру: человек, достигший таких высот ЭИ, помогает реализоваться другим, живет в гармонии с людьми, природой, не разделяет страдания и радости на свои и чужие. Упражнения для «прокачки» эмоционального интеллекта Эмоциональный интеллект — это, как минимум отчасти, навык. А значит, его можно тренировать.
Это подтверждают и исследования: уже после шести месяцев занятий люди отмечают , что стали лучше распознавать свои эмоции и управлять реакциями на них. Какие именно упражнения в этом помогут? Ориентироваться можно на программы , разработанные для развития ЭИ у детей. Самое базовое упражнение на распознавание собственных эмоций: остановитесь в любой случайный момент времени, обратите внимание на тело и чувства.
Что вы испытываете? Где эта эмоция находится в теле? Повторять регулярно, чтобы наладить контакт с самим собой. Доставайте из подсознания чувства, которые уходят от вашего внимания.
Для этого можно, например, писать «утренние страницы» или делать какие-то другие письменные практики подобного типа, вести дневник. Или, как дети в тель-авивских школах, рассказывать свои сны — в них могут таиться скрытые и подавляемые эмоции. Используйте творчество и воображение. Пишите стихи, рассказывайте, придумайте сказку своему ребенку или сценарий для онлайн-игры — главное, чтобы у героев были узнаваемые эмоциональные реакции.
Эмоциональный интеллект: что это такое и зачем он нужен
Распознавать и понимать эмоции, их влияние на мысли и действия действительно очень сложно. Те люди, которым удается развить свой эмоциональный интеллект, могут считаться по-настоящему взрослыми, зрелыми, разумными людьми. Все остальные люди - это просто большие дети, ведомые собственными эмоциями, импульсивные, не способные управлять ситуацией. Эмоциональный интеллект был впервые исследован психологами Питером Саловеем и Джоном Майером в 1990 году, а позже популяризирован писателем и научным журналистом Дэниелом Гоулманом. По словам Гоулмана, существует пять основных компонентов эмоционального интеллекта: 1. Саморегуляция — эффективное управление своими эмоциями, умение контролировать импульсивное или деструктивное поведение, способность направлять эмоции на продуктивные и позитивные действия; 3. Мотивация — стремление к достижению поставленных целей, несмотря на неудачи и препятствия, способность использовать эмоции для поддержки решимости и стремления к личностному росту и успеху; 4.
Эмпатия — способность воспринимать и разделять чувства других, умение сочувствовать и сопереживать, возможность поставить себя на место другого человека, увидеть ситуацию с его точки зрения, без осуждения; 5. Социальные навыки — способность выстраивать и поддерживать гармоничные отношения с другими людьми, эффективное общение, поиск компромиссов, улаживание конфликтов, умение хорошо работать в команде. Преимущества высокого эмоционального интеллекта Высоким уровнем эмоционального интеллекта обладает относительно небольшое количество людей, независимо от их социального статуса, образования, положения в обществе и достатка. Это большой труд над собой, который длится всю жизнь. Купить рекламу Отключить К характерным преимуществам высокого эмоционального интеллекта можно отнести: 1. Здоровое общение.
Люди с высоким эмоциональным интеллектом лучше понимают и передают свои эмоции, а также читают и реагируют на эмоции других.
Эти умения включают в себя области, в которых Эстер несомненно сильна: эмпатия, позитивный настрой и самоконтроль. Но они также включают и такие ключевые качества, как нацеленность на результат, влиятельность, управление конфликтами, работа в команде и вдохновляющее лидерство. Вторая группа навыков требует такого же умения управлять эмоциями, как и первая, поэтому каждый амбициозный лидер должен уделять их развитию ровно столько же внимания. К примеру, если бы Эстер обладала навыком управления конфликтами, она бы умела давать людям негативную обратную связь.
А если бы у нее был хорошо развит навык влиятельности, она бы даже хотела дать эту негативную обратную связь, чтобы направить работу своих сотрудников в нужной русло и помочь им развиваться. Представим, к примеру, что у Эстер есть коллега, который ведет себя самонадеянно и резко. Но вместо того, чтобы каждый раз при общении «сглаживать углы», обладая более широким спектром навыков ЭИ, Эстер смогла бы поднять этот вопрос при общении с коллегой напрямую и, применив навыки эмоционального самоконтроля, чтобы не позволить вовлечь себя в конфликт, четко объяснить коллеге, чем именно плох его стиль общения. В основе управления конфликтами лежит именно умение поднимать на поверхность «опасные» темы.
Если разобраться самостоятельно не получается, можно обратиться к психологу. Для управления эмоциями важно знать инструменты, которые помогают восстанавливаться после сложных ситуаций. Найти их можно самостоятельно — пробовать разные виды хобби, спорта и отдыха и отмечать, что вам помогает в конкретные моменты. Например, чтобы безопасно выпускать раздражительность и гнев, можно начать заниматься боксом. А вот когда вы спокойны, вам может захотеться рисовать, и творчество поможет дольше оставаться в спокойном состоянии. Поэтому не сдерживаю себя и даю эмоциям выйти, так как считаю, что держать их внутри себя разрушительно. Например, когда в 2020 году началась пандемия, я регулярно выезжала в лес и там кричала. Потом возвращалась к задачам в бизнесе и спокойно их решала». Наталия Франкель Если за несколько месяцев наблюдений вы заметили, что не сдерживаете эмоции и при этом не срываетесь на окружающих, можно переходить сразу к шагу 3. Это значит, что с управлением своими эмоциями у вас все хорошо. Шаг 3. Понимать чужие эмоции. Есть много способов, но начать можно с этих двух: Смотреть интервью и пытаться определить, какую реакцию вызывают у героя вопросы ведущего. Смотреть части фильмов сначала без звука и пытаться определить, что происходит с героями, а потом включать звук и проверять себя. Когда вы научились уверенно распознавать чужие эмоции, можно переходить к заключительному шагу. Шаг 4. Управлять чужими эмоциями — то есть менять эмоциональное состояние другого человека для достижения своей цели. Приведем пример. Вы пришли на переговоры, но видите, что ваш собеседник постоянно отвлекается и много нервничает. Можно аккуратно спросить у него про самочувствие. Если у него что-то не в порядке, стоит перенести переговоры на другое время, когда все участники будут спокойны. Ключевой момент в таких вопросах — слово «аккуратно». Для большинства людей чувства — личная информация. Приведем пример неудачной и удачной формулировки вопроса о чувствах. Это так? Это может вызвать у собеседника желание уйти от ответа, особенно если у вас не слишком доверительные отношения. И еще не факт, что человек сам понимает, что он чувствует, потому что не привык отслеживать эмоции.
Попытки измерения социального интеллекта продолжились в следующие десять лет, хотя, по заключению Роберта Торндайка англ. Robert Thorndike и Сола Стерна Saul Stern , написавших обзор методов измерения социального интеллекта в 1937 году , эти попытки не увенчались успехом. В 1940 году он написал публикацию, в которой разделил способности человека на «интеллектуальные» и «неинтеллектуальные», к числу последних он отнёс аффективные, личностные и социальные, и заключил, что именно «неинтеллектуальные» способности являются ключевыми при предсказании жизненного успеха человека. В 1964 году оно появилось в работе Майкла Белдока Michael Beldoch Sensitivity to expression of emotional meaning in three modes of communication, а в 1966 году в работе Ханскарла Лёйнера Emotional intelligence and emancipation. В 1975 году Клод Штайнер англ. Claude Steiner , один из основателей транзактного анализа , разработал концепцию эмоциональной грамотности и запустил программу тренинга эмоциональной грамотности, представленную в его книге Achieving Emotional Literacy изд. Avon Books , Нью-Йорк, 1997. Расцвет теории эмоционального интеллекта пришёлся на 1980-е и 1990-е. В 1983 году Говард Гарднер Howard Gardner опубликовал свою известную модель интеллекта, в которой разделил интеллект на внутриличностный и межличностный. В 1988 году Рувен Бар-Он в своей докторской диссертации ввёл понятие эмоционального коэффициента EQ англ. Emotional Quotient, по аналогии с англ. Intelligence Quotient, IQ. Наконец, в 1990 году вышла влиятельнейшая статья Питера Саловея и Джона Майера [en] «Эмоциональный интеллект» англ.
Направления исследования эмоционального интеллекта
В наши дни понятие "эмоциональный интеллект" (Emotional Intelligence) трактуется по-разному. Соответственно, было высказано предположение, что эмоциональный интеллект состоит из следующих категорий адаптивных способностей: v Оценка и выражение эмоций. Согласно концепции Дэниэла Гоулмана, эмоциональный интеллект состоит из пяти элементов, а именно. Эмоциональный интеллект включает: коммуникативные навыки, мотивацию, эмпатию, социальную ответственность, навыки управления конфликтами.
Полное руководство по эмоциональному интеллекту
Она помогает измерить эмоциональные навыки и состоит из 141 вопроса. Сегодня понятие «эмоциональный интеллект» (Emotional Intelligence или Emotional Quotient) звучит очень часто. Таким образом, эмоциональный интеллект — это способность обрабатывать полученную сенсорную информацию и адаптировать своё мышление и поведение к определённой ситуации или контексту. В модели Гоулмана эмоциональный интеллект состоит из пяти компонентов. Эмоциональный интеллект — это умение работать со своими и чужими эмоциями.
12 составляющих эмоционального интеллекта
Эмоциональный интеллект (EI, от emotional intelligence или EQ, от emotional quotient) — это способность человека распознавать и понимать свои эмоции и чувства других людей и использовать эти навыки во взаимодействии с окружающими. Эмоциональный интеллект (ЭИ) – это четко определяемая и измеряемая способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях, определять значение эмоций, их связи друг с другом. Эмоциональный интеллект (Emotional Intelligence или Emotional Quotient) — это способность распознавать эмоции, намерения, мотивацию, желания свои и других людей и управлять этим. На примере этих руководителей видно, что развитый эмоциональный интеллект в два раза важнее, чем технические навыки или IQ. На практике эмоциональный интеллект – это комплекс навыков, состоящий из умения распознавать эмоции свои и окружающих, проживать их, понимать причинно-следственные связи их возникновения.
Эмоциональный интеллект в бизнесе и жизни
ОК. Поделиться. В составе плейлиста. Ошибка. Повторите попытку позже. эмоциональная грамотность состоит из «способности понимать ваши эмоции, умения слушать других и сопереживать их эмоциям, а также умения эффективно выражать эмоции. это способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные.
Эмоциональный интеллект: как научиться понимать себя и окружающих
Модель эмоционального интеллекта, на основании которой проходят все наши обучения на то и научная, что состоит из закономерностей. Эмоциональный интеллект (ЭИ) — это не развитие гениальности, быстроты ума или эрудированности. Про «эмоциональный интеллект» слышали все, но что конкретно скрывается за этим понятием? Я расскажу как рационализировать концепцию эмоционального интеллекта (EQ), не снижая ценности IQ.
Почему важно развивать эмоциональный интеллект?
В этом тесте человеку нужно ответить на вопросы, характеризующие его уровень восприятия, понимания, управления и использования эмоций — основных компонентов ЭИ. Правда, проходить его стоит вместе с психологом. В бытовой ситуации, чтобы определить уровень ЭИ, Сефербеков рекомендует обратить внимание на «уместное обстоятельствам поведение». Например, если одному человеку «очевидно грустно», а ему «рассказывают анекдот категории Б», то это говорит о низком уровне эмоционального интеллекта собеседника.
Многим наверняка знакома ситуация: ты делишься чем-то сокровенным с собеседником, а он тебе в ответ нередко при том перебивая : «А у меня вот что произошло: та-та-та», полностью игнорируя содержание вашего месседжа. Тут тоже есть вопросы к эмоциональному интеллекту, но и не только к нему. Скорее всего, ваш собеседник просто мудак что является более емкой психологической формулировкой, которая включает целый ряд коммуникативных девиаций, эмоциональных в том числе.
К подросткам вполне применим метод измерения уровня ЭИ при помощи оценки его компонентов, то есть тот же самый, что и ко взрослым. При этом, как отмечает в диалоге с «Постньюс» детский психолог Даниил Яшин, «зачастую с подростком достаточно просто поговорить о межличностных отношениях и его переживаниях». Эмоциональный интеллект детей часто определяют с помощью рисунков.
Например, психолог просит нарисовать ребенка его семью, где каждый занят своим любимым делом. Поскольку проблемы с эмоциональным интеллектом проявляются в первую очередь в межличностных отношениях, важно обратить внимание именно на семью — как ребенок видит эти отношения, а также как интерпретирует рисунок. К чему приводит низкий эмоциональный интеллект?
Эмоции — это неотъемлемая часть жизни. Они оказывают влияние на то, как вы чувствуете себя и общаетесь с окружающими, на вашу работоспособность и творчество. Но умеете ли вы управлять своими эмоциями? Способны ли понимать эмоции других? На эти и многие другие вопросы помогает ответить понятие эмоционального интеллекта.
Определение Эмоциональный интеллект — это умение осознавать и проявлять свои эмоции, и понимать чужие. Также это навык применения эмоций для решения проблем, принятия решений, общения и сотрудничества. ЭИ состоит из четырех основных аспектов: Самосознание — умение определять и признавать собственные эмоции и их причины, понимать, как они влияют на то, как вы себя ведете и о чем думаете. Саморегуляция — умение управлять эмоциями, контролировать импульсы, адаптироваться к переменам и быть устойчивым к стрессу. Социальное сознание — умение осознавать чувства других людей, их нужды и мотивы, устанавливать доверительные отношения.
Социальные навыки — навык выражать эмоции экологично и уважительно, вести переговоры и решать конфликты, работать в команде и лидировать. Почему важен эмоциональный интеллект? Развитый ЭИ имеет важное значение в различных областях жизни. Например, в процессе обучения эмоциональный интеллект позволяет лучше контролировать эмоции и управлять ими, эффективнее справляться со стрессом, что ведет к повышению концентрации и продуктивности. Кроме того, ЭИ способствует развитию эмпатии, что приводит к более результативному сотрудничеству и коммуникации.
Эмоциональный интеллект важен для успеха в сфере карьеры. Умение осознавать и контролировать свои чувства помогает принимать взвешенные решения, что повышает лидерские качества и способствует успеху. Кроме того, развитый ЭИ способствует повышению стрессоустойчивости и профессиональному развитию. Важно также отметить, что эмоциональный интеллект оказывает влияние на физическое здоровье и состояние психики. Управление эмоциями снижает уровень стресса, предотвращает эмоциональное истощение и даже повышает уровень счастья.
ЭИ является важным компонентом успешной жизни. Как работает эмоциональный интеллект? ЭИ основан на взаимодействии между двумя системами мозга: эмоциональной и рациональной. Первая отвечает за быструю автоматическую реакцию на стимулы, что может быть полезно в опасных или неожиданных ситуациях. Вторая отвечает за медленное и осознанное мышление, которое помогает анализировать информацию, планировать действия и достигать целей.
Эти две системы постоянно взаимодействуют и влияют друг на друга. ЭИ помогает согласовывать и использовать их оптимально в разных ситуациях. Ключевые составляющие развития эмоционального интеллекта — это осознанность, самооценка, мотивация и адаптивность. Осознанность подразумевает внимательное и позитивное отношение к своим эмоциям.
Но прежде чем мы сможем понять преимущества эмоционального интеллекта и способы его использования, будет полезно получить более глубокое представление о тех качествах, которые эмоциональный интеллект привносит в нашу жизнь. В своих работах «Эмоциональный интеллект: почему он может значить больше чем IQ?
Это качество выявляет уверенность, которая отличается от излишней самоуверенности или проявлений низкой самооценки, находящейся на другом конце этого спектра. Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта, как правило, легче справляются с критикой, а также могут использовать его, чтобы лучше понять и улучшить свою жизнь. Быть поглощенным чувствами означает впасть в детство. Эмоционально зрелый человек может сдерживать и контролировать свои чувства и эмоции должным образом в соответствующей ситуации. Но это не то же самое, что скрывать свои чувства или гасить внутри свои эмоции. Человек с высоким уровнем эмоционального интеллекта может здраво выражать свои эмоции, контролируя и сдерживая их.
Здоровая самомотивация может способствовать лучшей реакции на жизненные неудачи и разочарования, помогает относиться к ним с оптимизмом и стойкостью. Самые последние исследования в области бизнеса также свидетельствуют о том, что люди, по природе своей обладающие большей эмпатией, демонстрируют более устойчивое лидерство.
Кульминацией дискуссий о том, что первично IQ или EQ стала разработанная в 1982 году израильским психологом Рувеном Бар-Оном модель эмоционального интеллекта. Годом позже Говард Гарднер, американский психолог, выступил с идеей множественного интеллекта человека, расширив модель до восьми составляющих: музыкальный, вербальный, лингвистический и прочие интеллекты. Вскоре после этого американский журнал Times вышел с обложкой, вопрошавшей читателей об их уровне эмоционального интеллекта и утверждавший, что именно он, а не IQ, определяет успех в жизни человека. Вслед за Бар-Оном свои модели EQ представили несколько авторов. Однако сегодня весь мир прочно ассоциирует концепцию Эмоционального интеллекта с именем американского психолога Дэниела Гоулмана, чья книга 1995 года с аналогичным названием стала мировым бестселлером. Существующие схемы EQ имеют ряд различий: психологи Сэловей и Майер включают способность к адаптации и управление стрессом, тогда как Гоулман расширяет свою модель, добавляя в нее эмпатию и мотивацию. Однако, несмотря на все различия, авторы отводят первое место в модели EQ самосознанию - краеугольному камню идеи эмоционального интеллекта.
Не умея познать себя, человек не способен к пониманию и познанию других. Именно с самосознания начинается развитие EQ. Дэниел Гоулман Определение эмоционального интеллекта схоже у различных авторов и включает в себя способность человека распознавать свои и чужие намерения, мотивацию и желания, управление ими для решения практических задач. Несмотря на название, справедливым будет заметить, что помимо эмоций, психические переживания человека состоят из богатой палитры чувств. Умение распознавать последние и отличать их от эмоций также является признаком развитого эмоционального интеллекта. Какова природа эмоций? С биологической точки зрения схема наших кратковременных психических переживаний весьма проста: эмоции возникают в ответ на переработку головным мозгом информации, поступающей из внешней среды. Мы реагируем на различные триггеры, в ответ на которые лимбическая система — отдел головного мозга, с парным органом миндалиной — выдает соразмерную ситуации реакцию. В процессе эволюции лимбическая система появилась вслед за так называемым мозгом рептилий и существует в головном мозге как человека, так и животных.