Первый полет И-180 закончился катастрофой и гибелью Чкалова. Но Чкалов никогда не пасовал перед трудностями и не смотря ни на что, вылетел. Для современных лётчиков-испытателей Чкалов Валерий Павлович является примером для подражания и сегодня. день смерти Героя Советского союза, великого летчика-испытателя Валерия Чкалова.
Прерванный полёт: 85 лет со дня гибели легендарного лётчика Валерия Чкалова
В том числе и об этом вспоминали ветераны на митинге памяти 2 февраля. По традиции жители Москвы пришли в сквер «Летчика-испытателя Валерия Чкалова» к закладному камню на месте его гибели, чтобы почтить память Героя. Собравшиеся говорили о подвигах Валерия Чкалова, их значении для обороноспособности нашей страны.
По заключению созданной после гибели Чкалова комиссии, самолет И-180 был недоработан и должен был проходить испытания на земле, но никак не в небе. Чкалов поднялся в воздух с законтренными намертво шасси. Этот факт повлиял на аэродинамические параметры машины, и ему не удалось дотянуть до взлетно-посадочной полосы. И ведь погода не звала к полетам на «необъезженной» машине: с ночи столбик термометра держался на отметке минус 25 градусов. Погода для испытательного полета, прямо надо сказать, — не сахар, но тем не менее настроение у Валерия Павловича наверняка было хорошим, ведь он собирался сразу же после полетов на охоту вместе с товарищами. Очевидцы рассказывают, что он поднялся в воздух, прошелся несколько кругов вокруг аэродрома, погонял машину на разных режимах и стал снижаться. Он зашел на посадку и, сбросив обороты, стал планировать на аэродром, рассчитывая посадить машину в режиме вынужденной посадки. Но когда понял, что ему не хватит места спланировать и машина не дотянет до взлетно-посадочной полосы, решил прибавить двигателю оборотов, но двигатель не слушался — стал чихать, отказываясь набирать обороты.
Уже потом комиссия установила, что одной из причин катастрофы был тот факт, что Чкалов, планируя на аэродром, сбросив обороты двигателя, не закрыл заслонку воздухозаборника водяного охлаждения, что привело к чрезмерному охлаждению двигателя самолета и к дальнейшей трагедии. Говорят, что он боролся за каждый сантиметр, пытаясь посадить экспериментальный самолет целым в непосадочной полосе.
Но что он рассказал? И почему его слова пропали из уголовного дела?
Гибель прославленного летчика породила массу слухов. Была ли катастрофа случайной или кто-то убил Чкалова? Его сын утверждает, что на отца было совершено восемь покушений.
Однако, несмотря на это, десятилетиями гуляет версия о том, что Героя Советского Союза якобы «устранили». Увы, но к продвижению этой темы приложили руку и члены семьи летчика.
То ли разгневанный Сталин повелел расправиться с дерзким асом, то ли Берия, но что-то было… Есть такое слово — «надо» Именно этот след при полном одобрении товарища Хрущева искало следствие 1955 года. Вроде бы логично — на дворе 1938 год, разгар репрессий. Вот только и тогда ничего, что бы указывало на гибель Чкалова от вмешательства посторонних лиц, не было. Если проследить биографию летчика, то большинство прославивших его полетов — это самая настоящая игра со смертью. Чкалов был на передней линии советской авиации, он шел там, где до него не ходил никто.
И рисковал он совершенно сознательно. Документы говорят — Чкалов сам форсировал начало испытательных полетов, торопил, подгонял, давил авторитетом. На первый взгляд, это безумие. Но тут нужно вспомнить, когда все это происходит.
Полет в неизвестность
После смены социального строя Чкалов много и упорно трудился, учился, благодаря чему сумел стать летчиком и выдающимся человеком. Но какие бы версии ни окружали гибель Чкалова, несомненны две вещи: подвиги его и его экипажа сегодня непревзойденны. Уже после войны меня и конструктора мотора снова вызвали для объяснения причин гибели Чкалова и выявления виновных.
Дело темное Тайна гибели Валерия Чкалова
Особенно восхищались, в первую очередь мальчишки, достижениями летчиков, а самым популярным из них был Валерий Чкалов. Его гибель 85 лет назад, 15 декабря 1938 года, стала потрясением для всей страны. Теперь это город Чкалов и переименовали еще при жизни летчика.
Но, как бы там ни было, Поликарпов полетный лист не подписал. Спешка нужна была кому-то другому. И, наверное, не случайно испытание И-180 поручили именно Чкалову, которого для этого даже из отпуска вызвали. Я до этого несколько лет курировал опытные самолеты, и ни разу без подписи представителя главного конструктора двигателя опытную машину в небо не выпускали. Но тогда нарушили это правило.
Я и сейчас упрекаю себя в том, что в те дни не увиделся с Валерием Павловичем. А 13-го и 14-го Чкалова на аэродроме не было, и мне не удалось высказать ему свои замечания. Сталин, Ворошилов, Каганович, Чкалов и Беляков. Встреча после перелета на Дальний Восток. Как только приземлились, подбежал механик: «Чкалов погиб! Я был в одной комнате с Поликарповым. Почему Чкалову разрешили взлет без жалюзи?
Почему ему не показали запись в формуляре, что вы запрещаете взлетать без одной помпы? Комиссий, расследующих обстоятельства трагедии, было две. Первая, которую потом называли правительственной, была скорее летной. А вторую комиссию возглавлял Всеволод Меркулов, заместитель Лаврентия Берии. Те, кто после летной комиссии попадал к Меркулову, обратно, как правило, не возвращались. Черный ворон их ожидал прямо на аэродроме. Меня на летную комиссию вызвали ночью, после двенадцати часов ожидания.
Войдя в зал, я увидел, что за столом сидели несколько человек: председатель комиссии, главный инженер ВВС комдив Павел Алексеев, Георгий Байдуков, Александр Беляков, Михаил Громов, Степан Супрун, еще два или три пилота и лишь один моторист, начальник Центрального института авиационного моторостроения Каширин. Тут Супрун предложил сначала зачитать, что я записал в формуляре двигателя. Поднялся Громов и зачитал мою запись. Вопросов не было.
Чкалов вышел из брянской тюрьмы. С 1929 по ноябрь 1930 числился в запасе.
Трудился летчиком-инструктором, преподавателем в Осоавиахиме. Летно-испытательная работа После недолгого «изгнания» в 1930 В. Чкалов вернулся в военные силы и стал работать в Научно-исследовательском институте ВВС. За 2 следующих года опытный профессионал совершил более 800 полетов, успел познакомиться с пилотированием 30-и самолетов. Он принимал участие в проверке экспериментальных моделей. Например, именно Чкалов управлял воздушным авианосцем.
На его плечи выпало испытание огромного бомбардировщика, который нес на борту несколько истребителей. Валерий Чкалов с матерью В 1932-м году научно-исследовательский институт перевели из Москвы в Щелково, расположенное неподалеку. Изначально простое перебазирование превратилось в первый парад Военно-воздушных сил Советского Союза. Валерий Чкалов участвовал в этом событии. Он с экипажем пилотировал тяжелый бомбардировщик ТБ-3. Вскоре в жизни летчика начался новый период.
Зимой 1933 года в биографии Валерия Чкалова случается очередное изменение. Он увольняется из рядов Красной Армии и уходит в запас. Здесь он совместно с товарищем по службе Александром Анисимовым занимался опытным пилотированием новейших истребителей и самолетов конструкции Поликарпова. Среди них были такие модели, как И-15, И-16, а также тяжелые бомбардировщики ТБ-1, 3. Через руки Валерия Павловича прошли десятки, если не сотни образцов новейшей техники. Полеты были экспериментальными, а потому очень опасными.
Валерий Чкалов и летчик Александр Анисимов Пилот проявлял большое мужество. Благодаря в том числе его стараниям страна смогла догнать зарубежных конкурентов и обеспечить воздушную безопасность, которая очень скоро подверглась серьезной проверке. Старания летчика-испытателя Валерия Чкалова не прошли даром. Совместно с конструктором Поликарповым он был награжден орденом Ленина. Рекордные перелеты Будучи человеком изобретательным и неординарным, еще в начале 30-х годов испытатель стал автором нескольких новых фигур высшего пилотажа: замедленной бочки и восходящего штопора. Однако на этом его достижения не закончились.
В 1935 году военный пилот Г. Задумка была не уникальной. Незадолго до этого поставить подобный же рекорд попытался авиационный экипаж Леваневского. Однако перелет был завершен раньше времени из-за неисправности машины. Летчик Сигизмунд Александрович Леваневский В 1936 штурман Беляков, а также испытатели Байдуков и Чкалов обратились к чиновникам с предложением совершить новый перелет. Ответил сам Сталин.
Вождь опасался очередной неудачи, потому назвал более простой маршрут — из Москвы и Петропавловск-Камчатский. Перелет на Дальний Восток занял целых 56 часов и окончился успешно. Конечной точкой стал остров Чкалова Удд. Сталин, Ворошилов, Каганович, Чкалов и Беляков. Встреча после перелёта на Дальний Восток. Щёлковский аэродром, 10 августа 1936 г.
Членов экипажа удостоили звания Героя Советского Союза, а также наградили орденом Ленина. Событие было важно еще и с точки зрения идеологии. Высшее руководство не преминуло воспользовался достижением летчиков. Вскоре о подвиге русских пилотов узнала не только вся страна, но и мир.
Установлен в начале улицы, которая названа в честь В. На одном из домов этой улицы, укреплена памятная мраморная плита с краткой информацией о В. Чкалове и его героических перелетах. Монументальная лестница в историческом центре Нижнего Новгорода, соединяющая Верхне-Волжскую и Нижне-Волжскую набережные. Памятник на железнодорожной станции Береза-Картузская, в деревне Первомайская, Брестской области. Единственный памятник Чкалову в Белоруссии. Согласно табличке на пьедестале «памятник установлен в честь остановки здесь В. Чкалова вместе с Г. По другой версии, определяющим в выборе места для установки памятника стал тот факт, что в деревне Первомайская тогда - Блудень родился бортмеханик самолета АНТ-25 Василий Бердник. Памятник В. Чкалову в Одессе, во внутреннем дворе санатория имени Чкалова на Французском бульваре. Бюст В. Чкалова установлен в г. Якутске 14. Чкалова»; в 2004 году - «100-летие со дня рождения В. Почтой России в 2004 году выпущена марка «Летчик-испытатель В. Инженер ВВС. Почетный гражданин Чкаловского района Нижегородской области Постановление Земского собрания Чкаловского района от 26.
Дело темное Тайна гибели Валерия Чкалова
Ему было всего 17 лет. После окончания обучения он был направлен в Борисоглебскую авиационную школу. А затем как один из лучших курсантов — в Московскую школу высшего пилотажа. Сто лет назад был совершен первый пассажирский рейс из Москвы 120 лет Валерию Чкалову — самолеты Свой первый самостоятельный полет Чкалов совершил в августе 1923 года на учебном самолете «Авро-504». С этого момента он начинает всё больше времени проводить в воздухе, осваивая различные типы самолетов — от «Юнкерса» до «Мартинсайда». Лихому и самоотверженному пилоту легко давалось освоение любой авиационной техники.
Это позволило ему очень быстро стать одним из ведущих летчиков-испытателей. Наконец окончив все возможные на тот момент курсы, Чкалов получил желанное направление — в Ленинградскую эскадрилью, названную в честь другого прославленного русского летчика, Петра Нестерова. Как лучший летчик авиаэскадрильи Чкалов принимал участие в параде в честь 10-й годовщины Октябрьской революции на Красной площади. За блестящее летное мастерство он получил благодарность от самого наркома обороны Климента Ворошилова. Позднее, в 1930 году, Чкалова зачислили летчиком-испытателем в Московский научно-испытательный институт ВВС.
За два года работы он освоил технику пилотирования 30 типов самолетов и совершил свыше 800 испытательных полетов. Всего он испытал более 70 типов самолетов, а также разработал и внедрил новые фигуры высшего пилотажа — восходящий «штопор» и замедленную «бочку».
Но за лётчиком тянулся такой шлейф нарушений, что командование решило в воспитательных целях наказать его по всей строгости. Характеристику по месту службы ему написали максимально суровую: "Не дисциплинирован как в воздухе, так и на земле.
Не признаёт никакого начальства: особенно это выделяется по отношению к непосредственным его командирам… Воспитательная мера на него никакая не действует". Трибунал приговорил его к году заключения. Однако там он провёл лишь несколько недель. Однако он не мог восстановиться в армии, откуда его уволили во время суда.
Почти два года он проработал в Осоавиахиме инструктором, прежде чем его восстановили в звании. Но в действующей части восстановиться не удалось. Зато ему подыскали работу, которая лучше подходила его темпераменту. Работа была связана с риском, поскольку летали на новейших самолётах.
Это отлично подходило темпераменту Чкалова. Вскоре ему вновь удалось показать себя высокопоставленной публике. Чкалов совершал демонстрационные полёты на новом истребителе на глазах у приехавшей государственной делегации, в числе которой был и Сталин. Тем не менее в 1933 году Чкалова в очередной раз уволили из армии после нескольких дисциплинарных проступков.
Это был один из первых в мире монопланов большинство самолётов были бипланами , и его появление должно было стать революцией в советской промышленности и обеспечить превосходство советских ВВС как минимум на несколько лет. Но самолёт был крайне тяжёл в управлении, и мало кто из пилотов решался сесть за его штурвал. К его испытаниям было приковано большое внимание, для инспекций регулярно прибывали важные вельможи, в один из таких визитов Чкалов и познакомился со Сталиным лично. В 1935 году конструктор Поликарпов и лётчик-испытатель Чкалов награждаются орденами Ленина за И-16.
Газеты пестрят портретами Чкалова. Тогда же ему предлагают принять участие в важном пропагандистском деле — полёте из Москвы на остров Удд в Охотском море и обратно. Лётчики должны были лететь над Северным Ледовитым океаном, добраться до острова и вылететь обратно в Москву. Полёт имел важное значение.
Менее десяти лет назад американец Линдберг перелетел Атлантику, проделав путь в 5800 километров, и стал главной мировой звездой. Советским лётчикам предстояло пролететь 9374 километра. Первоначально планировалось лететь в Америку, но Сталин не разрешил. Полёт прошёл успешно и стал значимым событием, все советские газеты писали о нём, а лётчики стали общесоюзными знаменитостями.
Когда они возвращались в Москву, Сталин встречал их лично. Все трое членов экипажа получили звание Героев Советского Союза. Летом 1937 года та же команда в составе Байдукова, Чкалова и Белякова вылетела с подмосковного аэродрома, взяв курс на Ванкувер. Через 63 часа самолёт благополучно приземлился в Америке.
После возвращения Чкалов получает звание комбрига, мандат депутата Верховного Совета, орден Красной звезды, а его родной посёлок Васильево переименовывают в его честь. Его начинают приглашать на кремлёвские банкеты. Однажды Сталин даже лично провозгласил тост в честь Чкалова, назвав его "талантливым человеком, каких мало не только в СССР, но и во всём мире". Несколько месяцев Чкалов отдыхал от полётов, выполняя обязанности депутата.
Тем временем к испытаниям готовился новый самолет И-180, который должен был стать более совершенным продолжением уже начинавшего устаревать И-16. Самолёту уделялось первостепенное внимание, однако на заводе не успевали подготовить новинку к полётам. Тем не менее летом 1938 года нарком оборонной промышленности Каганович настоял на том, чтобы провести испытания до окончания года.
Ведь для его свершения было решено очень много технических проблем. И, даже несмотря на то, что была сделана кабина с подогревом, внутри все равно была минусовая температура, рассказала дочь Валерия Чкалова Ольга. Бесспорно, это был подвиг, это было большое дело, подчеркнула она. Неоценимый вклад внес в это достижение весь экипаж самолета, но наиболее интересной и противоречивой в нем была фигура командира Валерия Чкалова.
Бурная юность. Валерий Павлович Чкалов родился 20 января 2 февраля 1904 года в селе Василёво Нижегородской губернии ныне город Чкаловск. Отец, Павел Григорьевич Чкалов — котельщик Василёвских казённых мастерских. Мать, Ирина Ивановна Чкалова — домохозяйка, умерла в 1910 году, когда Валерию было 6 лет. В семь лет Валерий пошёл учиться в Василёвскую начальную школу. Учился средне, но выделялся отличной памятью, богатырским здоровьем и хорошими математическими способностями. Как и многие сверстники, хорошо плавал, переплывал Волгу, нырял под плоты и пароходы.
Как вспоминал потом его друг летчик Байдуков, Чкалов мог в молодости по шесть минут сидеть под водой. Любовь на всю жизнь. В 1919 году Валерий Чкалов впервые увидел самолёт и, загоревшись мечтой об авиации, уехал в Нижний Новгород, где встретил односельчанина Владимира Фролищева, который работал бригадиром по сборке самолётов в 4-м Канавинском авиационном парке. По его совету Валерий в возрасте 15 лет вступил добровольцем в ряды Красной Армии и начал работать учеником слесаря-сборщика самолётов. В июне 1924 года военный лётчик-истребитель Чкалов был направлен для прохождения службы в Ленинградскую краснознамённую истребительную авиаэскадрилью имени П. За время службы в эскадрилье он проявил себя как дерзкий и отважный лётчик. Совершал рискованные полёты, за что получал взыскания и неоднократно отстранялся от полётов.
Широко известен случай, когда Чкалов пролетел под Троицким мостом в Ленинграде. А 16 ноября 1925 года был осуждён военным трибуналом на один год лишения свободы за пьяную драку. Затем срок был снижен до 6 месяцев. В марте 1928 года он был переведён на службу в 15-ю Брянскую авиационную эскадрилью. В Брянске Чкалов совершил аварию, был обвинён в воздушном лихачестве и многочисленных нарушениях дисциплины. Отбывал наказание летчик недолго, менее чем через месяц оно было заменено на условное, и Чкалов освободился из Брянской тюрьмы. Такая у нас работа — учить самолеты летать.
Вроде с таким шлейфом происшествий и характеристикой «воздушный хулиган» его не должны были бы взять в испытатели самолетов. Но в то время и гораздо позже простые летчики, а тем более испытатели, считались самоубийцами. И это было действительно так. Вот о чем говорил приказ НКО N 070 от 4 июня 1939 года: - Число лётных происшествий в 1939 году, особенно в апреле и мае месяцах, достигло чрезвычайных размеров. За период с 1 января до 15 мая произошло 34 катастрофы, в них погибло 70 человек личного состава. За этот же период произошло 126 аварий, в которых разбит 91 самолет. Только за конец 1938 и в первые месяцы 1939 гг.
Бряндинского, Губенко, Серова и Полину Осипенко. Эти тяжёлые потери, как и подавляющее большинство других катастроф и аварий, являются прямым результатом: а преступного нарушения специальных приказов, положений, лётных наставлений и инструкций; б недопустимого ослабления воинской дисциплины в частях Военно-Воздушных Сил и расхлябанности, к сожалению, даже среди лучших лётчиков, не исключая и некоторых Героев Советского Союза… Совместно со своим старшим товарищем Александром Анисимовым Чкалов испытывал новейшие самолёты-истребители 1930-х годов И-15 биплан и И-16 моноплан конструкции Поликарпова.
Поэтому откровения Варенова и некоторых других свидетелей вызывают большие сомнения в своей достоверности. За исключением, пожалуй, истории с патронами. Их привезли Чкалову незадолго до гибели.
А потом выяснилось, что при производстве стрельбы патроны давали осечку и при переламывании ружья стреляли то ли в обратную сторону, то ли в ту же, но через несколько секунд, когда охотник заглядывал в ствол, чтобы выяснить причину сбоя. В 1939 году от этих патронов чуть не погиб родственник Чкаловых. Позже выяснилось, что в патронах были установлены специальные замедлители, и что изготовили эти патроны по заказу Чкалова в Горьковском управлении внутренних дел. Кроме И. Варенова, дети ссылаются на мать — О.
Чкалову, которая им рассказывала о том, что в последние месяцы перед гибелью отец был встревожен, спал с револьвером под подушкой, осунулся, у него изменилось выражение глаз… Несмотря на отсутствие документов, версию, которую отстаивают дети Чкалова, все же не назовешь детской. Да, прямых доказательств нет. Однако, имеется немало фактов и обстоятельств, косвенно свидетельствующих о том, что эта версия имеет право не только на существование, но и на дальнейшую проработку. Что мы имеем в виду, помимо истории с патронами? Во-первых, историю с тремя "Паккардами", предупреждающие звонки с Лубянки и Кремля, и письмо Л.
Берия от 12 декабря, в котором он прямо информировал первых лиц страны о том, что испытание самолета грозит гибелью Чкалова. Все это сильно смахивает на показное, демонстративное предостережение. Не исключено, что с целью отвести от себя какие-либо подозрения, поскольку никто из получивших сообщения Берии так и не отреагировал на них должным образом, а сам запрет на испытания распространялся почему то только на 12 декабря. Во-вторых, несколько загадочных смертей людей из числа арестованных или допрошенных в связи с гибелью Чкалова. В первую очередь, это ведущий инженер по проекту И-180 Н.
Вскоре после катастрофы при невыясненных обстоятельствах его сбросили с электрички. Начальник летно-испытательной станции В. Беляйкин сгинули в лагерях. Кроме того, в народе имели хождение слухи о расстреле личного охранника Чкалова и еще, со ссылкой на П. Чкалова… Лазарева успели допросить всего один раз.
Однако в те годы, как мы знаем, зафиксированные в протоколе показания, как правило, не совпадали с тем, что допрашиваемый говорил в действительности. Не найдете вы в материалах дела и ответов на такой вопрос: почему директор завода М. Усачев с таким завидным упорством игнорировал все протесты и предупреждения, в том числе по линии НКВД, а С. Беляйкин преднамеренно не явился на аэродром 15 декабря?. В обвинительном заключении указывалось, что он "не явился в день полета 15.
Не будем забывать, что эти "отчаянно смелые" поступки Усачев и Беляйкин предприняли в 1938 году, в самый разгар массовых репрессий. А нагнетание нервозности и штурмовщины, царившей тогда на заводе, было делом рук сотрудников НКВД, активно работавших над искоренением вредительства. Потому-то нельзя сегодня исключить того, что действия погибших в лагерях Усачева и Беляйкина кем-то все же направлялись. И этот кто-то, если он был, обладал немалой властью… "Следствие не установило виновника, а еще больше запутало это дело, стараясь искусственным путем создать контрреволюционную организацию" Истина может лежать где-то посредине. Приведенные версии гибели Валерия Чкалова нельзя назвать взаимоисключающими друг друга.
Многие знали, что самолет сырой. Но многие знали и о том, что Чкалов, всегда нацеленный на то, чтобы выжать из самолета максимум возможного, наверняка наплюет на установленные полетным заданием ограничения. Его ведь в этом стремлении не пугали и не останавливали ни аресты, ни осуждения. Кто-то ведь, хорошо знавший Чкалова, вполне мог использовать предоставленную возможность, надеясь, что Чкалов обязательно нарушит ограничения и в этом случае одна или несколько из более чем сорока недоделок должна "сработать". Весь вопрос в том, кто это мог быть?
Вряд ли это был Сталин. А тем более Берия, которого только накануне назначили наркомом внутренних дел.
Биография Валерия Павловича Чкалова
Допустить гибель ребенка Чкалов не мог: последний подвиг | Таинственные обстоятельства гибели Чкалова спровоцировали в обществе волну слухов и домыслов. |
Крипто. Тайны гибели Чкалова | Я считаю что виной гибели Чкалова был "сырой" мотор М-88, не прошедший даже госиспытаний. |
Полет в неизвестность | По традиции жители Москвы пришли в сквер «Летчика-испытателя Валерия Чкалова» к закладному камню на месте его гибели, чтобы почтить память Героя. |
Жуткая тайна гибели Валерия Чкалова. Кто хотел его убить? | На следующий день после гибели Чкалова был сброшен с электрички и погиб ведущий инженер по испытаниям И-180 Лазарев. |
Валерий Чкалов - биография, новости, личная жизнь, фото, видео - | заявил российскому телеканалу НТВ автор книги о Чкалове Валерий Шамшурин. |
Валерий Чкалов - летчик и Герой Советского Союза
Боевые качества самолета И-185 М-71, имеющего 3 синхронные пушки с 500 снарядами, выше упомянутых самолетов, а утомляемость летчика в полете меньше». А ведь была возможность поставить на И-185 ещё одну пушку 20 мм. Если бы И-185 пошел в серию, да ещё к началу Войны успели бы выпустить не только МиГи, а именно эти машины и в достаточном количестве, то преимущество немецких «Мессершмиттов» Bf-109 и FW-190 над нашими истребителями, преобладавшее почти до самого конца Войны, было бы не таким подавляющим, и сегодня не говорили бы «разоблачители», что Красная Армия победила не качеством, а количеством вооружения. Посмотрите на хронику июня 1941-го — на аэродромах стоят разбитые и брошенные преимущественно старые истребители И-16, И-153. Наверняка сам Поликарпов не был виноват в гибели лётчика в конце концов, работа испытателя новых машин всегда опасна такими авариями , но как говорится — «осадок остался». И очень может быть, что смерть Чкалова могли использовать против Поликарпова уже его конкуренты в лице Яковлева, Микояна, Лавочкина — ведь прими на вооружение истребитель И-185 и необходимость в других моделях отпала бы сама собой. Имея серьёзную конструкторскую школу и опыт, Поликарпов своей машиной на шаг точней на 2-3 года опережал этих молодых конструкторов.
Имей ВВС на вооружение новый истребитель Поликарпова, как это уже было с И-16, и «молодежь» осталась бы без работы. То, что летчики, Армия и промышленность получили бы лучший самолет, в вопросах амбиций и «конкуренции» конструкторов было уже и не так важно — важно было свою машину протащить. Представитель КБ Шпитального, собиравшийся обманом протащить через испытания негодную автоматическую 37 мм пушку, на вопрос «Зачем же вы так испытывали пушку и морочили голову генералу? Здорово получилось? Они как-нибудь выкрутятся, а мы зато заказ получим большой... А трюк с отдачей чести генералу - это мне сам Борис Гаврилович Шпитальный посоветовал!
Этому также поспособствовали «воспоминания» конструктора самолетов, и по совместительству замнаркома авиапромышленности А. Поликарпова и его истребителя И-185. При этом Н. Поликарпов за разработку проекта «К», прототипа будущего МиГ-3, был отмечен премией, и в 1940 году удостоен звания Герой Социалистического Труда за свой И-16. Но больше его новые разработки в серию не пошли и похоже, что их просто не пустили. Место «Короля истребителей» поспешил занять молодой зам наркома, со своими на тот момент легкими, маломощными и «полуспортивными» Яками и прочими самолетами.
И-16, которому в Испании противники республиканцев присвоили прозвище «рата» — «крыса», сняли с производства и вооружения в 1943 году, как окончательно устаревший истребитель. Ему на смену выпустили более мощные, но так и не дотянувшие до уровня И-185 истребители Лавочкина — Ла-5, Ла-5ФН, Ла-7, которые немецкие летчики первоначально по ошибке называли «супер рата». Уже потом они поняли, что это «Ла фюнф». И видимо появление на Калининском фронте, во время войсковых испытаний, 4-х опытных образцов И-185 зимой 1942 года, которые постоянно меняли свою дислокацию по всему фронту, и создавали видимость наличия чуть не истребительного полка новейших истребителей на направлении Второго «возможного наступления» Сталина под Москвой , наверняка также отметилось разведкой и летчиками Люфтваффе. И эти полеты новых истребителей также могли убедить немецкое командование в возможном наступлении Сталина именно на этом направлении, что вынудило немцев держать под Москвой достаточно большие силы, не перебрасывая их под Сталинград. В частности, в начале июня 1942 г.
Поэтому в октябре 1941 г. Как вспоминал Н. Также без видимого результата завершилась Ржевская операция Калининского фронта 24 ноября 1942 г. Эта отвлекающая операция имела успех: немцы вплоть до лета 1943 г. Первый боевой вылет И-185 состоялся 9 декабря 1942 г. Летали в двух парах, причем ведущим обычно являлся офицер Игнатьев, Купим , а ведомым — сержант Боровых, Томильченко.
Один полет был осуществлен на «свободную охоту» над нашей территорией. По воспоминаниям Н. Игнатьева А. Боровых при этом сбил или повредил один немецкий самолет. В воздушных боях с FW-190 им встретиться не довелось. Всего каждым летчиком было выполнено по 10-11 боевых вылетов.
Маслова «И-80. И-185» Однако, ни успешно проведенные войсковые испытания, ни авторитет самого Поликарпова Н. И-185 — это действительно — «супер рата», но он так и остался опытным самолетом. Хотя ещё в 1941 году И-185 был готов для массового выпуска — «самолет для асов». Тем более, он был готов к боям к весне 1943 г. А в 1944 году, от рака пищевода, умер и сам Н.
Точнее, просто сгорел. В возрасте 52 лет. Как сгорел от «воспаления легких» М. Кошкин, конструктор Т-34. Так почему же история с «назначением В. Чкалова на пост главы НКВД так «популярна» в среде «разоблачителей сталинизма»?
Ответ прячется в странной гибели летчика при испытаниях опытного истребителя конструктора Поликарпова — И-180. Гибель В. Заодно устранялся и сам В. А фантазия на тему «отказа Чкалова от НКВД» и как следствие «обида Тирана» на смелого летчика а также «зависть» его популярности, славе и прочий бред , должны прикрыть попытки исследователей раскрыть факт умышленного убийства знаменитого летчика руками антисталинской оппозиции. Нести чушь про «заинтересованность» Сталина в гибели Чкалова сегодня выглядит уже просто идиотизмом, так как именно Сталин всю жизнь только и делал, что выдвигал молодых и толковых на серьёзные и важные должности в СССР. Поэтому сегодня начали переводить стрелки уже на самого Чкалова, мол, был самодур, и необуздан — знал, что лететь опасно, но всё равно полетел — сам и виноват.
В конце концов, Чкалову в 1938 году было всего 34 года. По современным меркам юнец и инфантил. Но тогда, у Сталина одна молодёжь и работала. Впрочем, иногда и это не спасало от человеческих страстей, интриг, доносов и подлости. Примером может служить дальнейшая судьба КБ и самолетов Поликарпова. При всех начавшихся после гибели Чкалова, проблем в судьбе Поликарпова, с забиранием у него завода и КБ, и передача их Микояну, Николай Николаевич смог сделать ещё несколько сильных машин различного класса и назначения.
И самое главное — мощный истребитель «нового поколения» И-185, с пушечным вооружением. Яковлева, старавшегося протащить в ВВС прежде всего свои легкие, пулеметные «Яки», этот самолет так и остался «опытным экземпляром». Получается, что если в истории с И-180 свою роль сыграли предатели Родины и «враги народа», то в истории с И-185 помогла человеческая мелкая подлость. Назначь Сталин в Наркомат Авиапромышленности, в замы, не конструктора самолетов, лицо крайне заинтересованное в продвижении прежде всего именно своих истребителей, а какого-нибудь «Чкалова», то возможно Войну СССР встречал бы с самолетами более мощными, чем были в тот момент у Германии. В результате, не погибли бы десятки тысяч советских летчиков и сотни тысяч солдат на земле, которых эти летчики защищали с воздуха.
Эти полные жизни, любопытные глаза с ранними морщинами вокруг пристально изучают тебя. Кажется, Чкалов, хочет постигнуть сущность собеседника».
Чкаловым всегда удавалось сделать то, что было недостижимо для других. Михаил Чкалов, прадед Валерия, был сильнейшим бурлаком на Волге. Дед — Григорий Чкалов — самым могучим грузчиком на пристани. Отец — Павел Чкалов — первоклассным мастером-котельщиком из Нижнего Новгорода лучше всех облицовывавшим турбины, делавшим варные топки и клепку. Зарабатывал Павел Григорьевич весьма недурно, в слободе Василёво, куда его позвали чинить речные суда, он приобрел дом с резным крыльцом и садом вокруг. Валерий окрещенный Валерианом, а дома прозывавшийся попросту Аверьяном родился 2 февраля 1904 года. Мать Валерия, Арина Ивановна, скончалась в 1910 году.
Спустя год мальчик отправился учиться в местную начальную школу, которую окончил в 1916 году. Валерий хотел пойти по стопам отца, интересовался обработкой металлов и даже прошел обучение работе на токарном станке. Видя это, Павел Григорьевич отправил сына в Череповецкое ремесленное техучилище. Однако время было неспокойное, и в 1918 году ресмесленное училище закрыли, а Валерий, так и не окончив его, возвратился домой. Четырнадцатилетний широкоплечий невысокий парнишка был не по годам силен, и отец устроил его подсобным рабочим к себе на завод. Проработав полгода молотобойцем, молодой Чкалов устроился на должность кочегара в Волжское пароходство. Самолет он впервые увидел в 1919 году на Волге.
Любуясь кружившимся в небе летательным аппаратом, у него возникло непреодолимое желание пережить ощущения полета, почувствовать себя в небе. После этого Валерий Чкалов всерьез «заболел» авиацией. Изначально его желание казалось несбыточным. Уволившись с работы, он отправился в Новгород и вступил в ряды Красной Армии. Через некоторое время ему удалось получить направление в местный авиационный парк на должность слесаря-сборщика самолётов. Чкалов покрывал фюзеляжи и самолетные плоскости лаком, плел тросы и наблюдал за опытными мотористами, ремонтировавшими летную технику. Работа ему нравилась, он успевал и свои задания выполнять, и помогать другим, параллельно изучал техническую документацию.
За любознательность и усердие Валерия полюбили механики и летчики. Иногда его даже брали в полет. Побывав в небе, Чкалов ясно понял, что иной жизни быть у него не может. И, наконец, его мечта осуществилась — в 1921 году он добился направления в Егорьевскую авиашколу. Там начался трудный перид, Валерию необходимо было изучить не только специальные предметы, но и общеобразовательные, такие как физика, математика, русский язык, политграмота. Чкалов учился упорно и настойчиво, старался не отставать от своих товарищей. Весной 1923 теоретическая школа ВВС была им успешно окончена, все выпусники получили звание краскома красного командира и были сразу же направлены в Борисоглебскую военную авиашколу для практических занятий.
В Борисоглебск Чкалов прибыл 16 апреля 1923 года. В числе преподавателей и летчиков-инструкторов школы было немало участников гражданской войны. От них курсанты узнали много интересного и поучительного о славных делах первых красных летчиков, самоотверженно боровшихся с врагами на Южном фронте, под Царицыном, у Каховки, в Туркестане и других местах. Чкалов слушал рассказы о воздушных боях с белогвардейцами и интервентами с огромным интересом. Подобные беседы имели большое значение, способствуя формированию характера, патриотических чувств и любви к своей Родине у будущего авиатора. Все свободное время Чкалов отдавал работе. Он участвовал в перестройке кавалерийского манежа, помогал на аэродроме и в ангаре, трудился в мастерской на сборке самолетов, занимался в библиотеке.
Кроме того энергичный и общительный волжанин успевал поучаствовать в художественной самодеятельности и поиграть в футбол. Инструктором его группы был Очев Вениамин Алексеевич — требовательный и строгий летчик. Занятия по летному мастерству начались с рулежки на самолете «Моран-Парасоль». Курсанты учились управлять аппаратом при разбеге на земле, имитировали взлет и посадку. Чтобы самолеты не могли взлететь, с плоскостей у них была снята обшивка. Чкалов с упражнением справился на отлично, закончив рулежку в числе первых в группе и получив допуск к самостоятельным полетам. Дальнейшие занятия лишь подтвердили его незаурядные способности, неукротимую жажду летать, напористость в достижении поставленных целей.
Первый выпуск летчиков новой авиационной школы состоялся 9 октября 1923 года. В аттестате Валерия стоит запись: «Чкалов являет собой пример внимательного и осмысленного летчика… Быстро соображает, действует энергично и решительно, умеет раскрывать причины ошибок и удачно их исправлять. Хорошо чувствует скорость полета и самолет…». Осенью 1923 десять лучших летчиков из первого выпуска отправились в Москву в военно-авиационную школу. Инструктор Александр Иванович Жуков на боевых немецких «фоккерах» и английских «мартинсайдах» обучал Чкалова фигурам высшего пилотажа. Здесь же будущий авиатор учился командовать группой. В мае 1924 Чкалов успешно окончил и это учебное заведение, получил свидетельство военного летчика и тут же был направлен в Серпухов в высшую авиашколу стрельбы, бомбометания и воздушного боя.
Он попал в отряд Михаила Михайловича Громова — прекрасного педагога, великолепного летчика и просто душевного человека. В своих воспоминаниях бывший инструктор М. Громов так характеризовал Валерия Павловича: «На всех стадиях обучения он постоянно был первым. Чкалов не знал колебаний: сказал — сделал. Шел, как говорится, напролом. В решительную минуту отбрасывал все, мешавшее ему достигнуть успеха… Чкалов не умел бояться. Самые смелые планы исполнял раньше, чем могло бы возникнуть чувство страха.
Быстрота действий у него равнялась быстроте соображения». В ноябре 1924 Чкалов стал летчиком-истребителем, попрощался с Серпуховом и убыл в первую Краснознамённую истребительную эскадрилью, созданную из отряда прославленного летчика Нестерова. Валерий был направлен в звено Москвина, получив для первых тренировочных полетов потрепанный и повидавший множество мастерских французский «Ньюпор-24-бис». Упорядоченная повседневная служба вскоре начала угнетать Чкалова.
Интересное видео Детство и юность Валерий Павлович Чкалов родился 2 февраля 1904 г. Семья была простая: отец — Павел Григорьевич — работал в котельной на судоверфи, мать — Ирина Ивановна — вела дом.
К сожалению, когда маленькому Валере исполнилось 6 лет, мама умерла, и мальчик оказался фактически предоставлен сам себе, ведь отец был постоянно на работе. Надо сказать, что это обстоятельство повлияло на становление личности Валеры: несмотря на дружелюбность и сдержанность, он научился стоять за себя, при необходимости показывая силу и дерзость: дрался, на спор подныривал под плоты и пароходы, проходящие по Волге. Когда пришло время идти в школу, отец отправил сына в «началку», после которой, по совету родителя, в 1916 г. Череповца сегодня заведение носит имя легендарного летчика. Чкалов с однокурсниками По воспоминаниям учиться Чкалову было несложно: как оказалось, у него была отличная память, позволявшая схватывать информацию буквально «на лету»; кроме того, сказались и гены по линии отца — Валера легко «щелкал» математические задачи. Однако через 2 года училище из-за финансовых сложностей закрылось, и перед парнем снова встал выбор: что делать дальше.
Он принял решение вернуться домой и помогать отцу. Несмотря на то что юноша со временем овладел навыками работы кочегара и молотобойца, его не оставляла смутная жажда путешествий, странствий, неизведанных далей. Как говорится, все встало на место, когда пятнадцатилетний мальчишка впервые увидел самолет. Жажда высоты Не зная, с чего начать осуществление своей мечты, Валерий принял решение поехать в Нижний Новгород, где волею случая встретился со своим односельчанином Владимиром Фролищевым, который, выслушав паренька, посоветовал ему, во-первых, вступить в ряды Красной Армии, а во-вторых — пойти работать учеником сборщика в 4-й Канавинский авиационный парк, где он сам трудился бригадиром. Сказано — сделано. Так, целых 3 года Валерий обучался и работал в авиационном парке.
Однако этого будущему авиатору было недостаточно: он мечтал о небе, поэтому уже в 1921 году добился направления на учебу в Егорьевскую военно-теоретическую школу ВВС, продолжив потом образование в Борисоглебской военной авиационной школе летчиков, а затем и в Серпуховской. Дерзость и молодость Уже в 1924 году молодой летчик был принят в эскадрилью им. Ленина, где показал свою самоуверенность, отвагу и, порой, нежелание подчиняться приказу, за что его достаточно часто отстраняли от полетов.
Чкалов Спустя 3 года Чкалова снова приговорили к году тюрьмы и исключили из рядов Красной Армии, правда, по ходатайству Я. Алксниса и К. Ворошилова наказание было заменено на условное.
Зрелость и профессионализм Начиная с ноября 1930 года Валерий Павлович восстановлен в звании и командирован в Московский НИИ ВВС, где он на протяжении двух лет участвует в испытаниях новых самолетов: за этот период времени им совершено порядка 800 полетов, освоена техника пилотирования 30 типов летательных аппаратов. В паре с А. Личная жизнь В 1927 году в Ленинграде Валерий заключает брак с Ольгой Ореховой, молодой учительницей, с которой познакомился на новогоднем вечере. Спустя год после свадьбы в семье появился первенец — сын Игорь. Через семь лет родилась долгожданная дочь, которую назвали Валерией в честь отца. Валерий Павлович любил своих детей, выкраивая время для возможности побыть с ними, поиграть, почитать.
К сожалению, вторую свою дочь, получившую имя Ольга в честь матери , Чкалов так никогда и не увидел: когда жена была беременна третьим ребенком, Валерий погиб. Ольга Эразмовна, жена Валерия Павловича, прожила до 96 лет. Воспоминания о легендарном супруге, их личной жизни с Валерием Чкаловым нашли отражение в ее книгах. Новые цели Стремительное развитие авиации, самоотверженная работа авиаконструкторов, летчиков способствовали появлению новых целей и задач. Так, 20 июля 1936 года было принято решение провести длительный перелет 9000 км. Управлять экипажем поручили Валерию Павловичу Чкалову.
На острове на борт самолета была нанесена надпись — «Сталинский маршрут». Перелет прошел успешно.
"Трагедия Болдуина" повторялась и в России: чуть не погиб Чкалов
Герой Советского Союза, легендарный летчик-испытатель Валерий Павлович Чкалов, погиб 15 декабря 1938 года в ходе испытательного полета на истребителе. Но какие бы версии ни окружали гибель Чкалова, несомненны две вещи: подвиги его и его экипажа сегодня непревзойденны. Сегодня неподалеку от места гибели Валерия Чкалова на пересечении Хорошевского шоссе и Хорошевского тупика введён мемориальный камень. Первый полет И-180 закончился катастрофой и гибелью Чкалова. Чкалов не лез в политику, был хорошим пилотом и вдохновлял своим примером миллионы советских подростков.
Валерий Чкалов: лихая жизнь и странная смерть любимого «сокола» Сталина
После страшного удара - по одной из версий - Чкалова выбросило из самолета, после чего, пролетев в воздухе несколько десятков метров над свалкой металлолома, он упал не то на обрезок трубы, торчащий из-под снега, не то на ржавый уголок, пробивший насквозь летчику грудь. По другой версии, ржавая труба, валявшаяся на свалке, пробила сначала бронированный фонарь самолета и просто пригвоздила Валерия Павловича к сиденью. По разным свидетельствам, Чкалов еще жил от 40 минут до двух часов, и никто не смог подойти к нему. Говорят, что ожидали комиссию из Москвы. Нет сомнения, что умирать ему пришлось долго и мучительно.
Чкалов должен был погибнуть в совершенно другом месте, но никак не на аэродроме. Говорят, что этот разговор между ними состоялся весной 1938 года. Сталин пригласил его к себе и предложил ему совместить два поста — наркома транспорта и наркома внутренних дел. На что Чкалов ответил дипломатичным отказом, сославшись на незавершенность работы над новыми самолетами.
Вообще было много путаного в ноябре-декабре 1938 года, ведь именно в тот период Ежов пытался расправиться с Лаврентием Берия — своим тогдашним заместителем, отдав его на растерзание «тройке» такой внесудебный орган существовал в СССР, который за 5-10 минут выносил приговор вплоть до расстрела.
В Сталинградской битве советская авиация также сыграла важную роль. В том числе и об этом вспоминали ветераны на митинге памяти 2 февраля.
По традиции жители Москвы пришли в сквер «Летчика-испытателя Валерия Чкалова» к закладному камню на месте его гибели, чтобы почтить память Героя.
Ведущий инженер по испытаниям Лазарев дал добро на полёт. Потом он внезапно заболел, а спустя несколько дней таинственно выпал из пригородного поезда. Наконец, арестованный по обвинению в «преступной халатности» и отсидевший 5 лет в тюрьме начальник главка авиапромышленности Беляйкин на следующий день после выхода на свободу был убит неизвестными у себя на квартире. Если катастрофа подстроена, то кто в ней мог быть заинтересован?
Есть версия, что покушение на Чкалова было организовано Берия: за полгода до описываемых событий Сталин предложил Чкалову возглавить Наркомат внутренних дел, что явилось неприятной неожиданностью для Берия, давно лелеявшего мечту занять этот пост. Естественно, он имел все основания желать устранения своего конкурента. Существует, однако, и другая, «авантюрно-романтическая» версия. Причиной гибели Чкалова вполне могла стать кремлёвская красавица Евгения, жена Ежова, которую Сталин называл «прекрасной Суламифью».
Теперь это город Чкалов и переименовали еще при жизни летчика. Происходил из семьи потомственных бурлаков, но отец, Павел Григорьевич, стал довольно квалифицированным работником, котельщиком.
Тайна гибели летчика №1 СССР Валерия Чкалова
«Расследование гибели Чкалова возглавил лично нарком внутренних дел Лаврентий Берия, которого назначили на этот пост всего за три недели до трагедии, в ноябре 1938 года. По специальности Валерий Чкалов был настоящим ассом: военным летчиком-испытателем. По воспоминаниям современников Валерия Чкалова, его гибель оказалась для многих советских людей личной трагедией. «Сталинский сокол», как называли Валерия Чкалова, за свою короткую жизнь, вместившую всего 34 года, заслужил не только звание летчика-аса. Первый полет И-180 закончился катастрофой и гибелью Чкалова.
Теория заговора в полете. Как на самом деле погиб Чкалов?
Внук Чкалова: через 20 лет рассекретят документы, которые прольют свет на гибель летчика - ТАСС | По заключению созданной после гибели Чкалова комиссии, самолет И-180 был недоработан и должен был проходить испытания на земле, но никак не в небе. |
Как погиб Валерий Чкалов - ГлагоL | На гибель Чкалова откликнулась мировая пресса − газеты Англии, Франции, Испании, США, Чехословакии, Турции, Финляндии, Ирана. |
Как погиб легендарный летчик Чкалов: тайна, о которой спорят уже много лет | Вокруг гибели Чкалова появилось много противоречивых мифов. |
120 лет Валерию Чкалову — краткая биография, полеты, смерть | На это, кстати, указывает выдержка из заключения 1938-го: "Гибель товарища Чкалова является результатом расхлябанности, неорганизованности, безответственности и преступной. |
Женщина раздора. Почему Сталина подозревают в гибели легендарного лётчика Чкалова | Гибель прославленного летчика породила массу слухов. Была ли катастрофа случайной или кто-то убил Чкалова? |