Врио губернатора Томской области назначен Владимир Мазур. Выборы губернаторов: «за» и «против» Политическую общественность всколыхнула новость о том, что Государственная Дума в первом чтении приняла закон о праве регионов заменять прямые выборы главы его избранием из предложенных президентом кандидатур. В России вновь заговорили об отмене губернаторских выборов. В большинстве субъектов РФ губернаторов выбирают путем всеобщего голосования. В России проходят выбора губернаторов в 18 субъектах страны.
Прямые выборы губернаторов в РФ могут отменить из-за санкций и спецоперации
Эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований Александр Кынев считает результаты этого опроса с одной стороны очевидными, с другой — очень важными. Власть, наконец, признаёт, что ситуация с назначенцами зашла в тупик. Более того — ФОМ обычно смягчает невыгодную для Кремля картину, и реальное отношение людей к назначенцам куда хуже: — То, что абсолютно очевидно уже давно региональной общественности, наконец признают близкие к власти социологические службы — это показатель, — говорит он. Наша власть, как собака: «всё понимает, ничего сказать не может».
Они, конечно, заложники принятых когда-то решений и пытаются соблюсти видимость догматов своей собственной непогрешимости. Совершенно очевидно, что единицы губернаторов имеют положительные рейтинги. Данные ФОМ, я считаю, несколько приукрашивают действительность.
Это провластная организация, она не заинтересована в сгущении красок, скорее наоборот. Ситуация абсолютно очевидна — посмотрите на акции протеста прошлого-позапрошлого годов, они практически все проходили под антигубернаторскими лозунгами. Большинство губернаторов — это непубличные люди, у них проблемы с коммуникациями.
Как показала практика, попытки каким-то образом видоизменить систему назначений ситуацию не улучшили. Те губернаторы, которых поставили по обновлённой схеме — когда списки готовят полпреды, а федеральное руководство политической партии, которая якобы заняла в регионе первое место на выборах, его утверждает — их качество не изменилось. Многие губернаторы, назначенные в 2009—2010 годах, по степени одиозности переплюнули многих глав регионов первой волны назначений.
Сейчас оно действует не во всех регионах. Закон был разработан в развитие норм обновлённой Конституции о единой системе публичной власти на уровне российских регионов, напомнил соавтор документа, депутат Павел Крашенинников. Документ, по его словам, регулирует взаимодействие органов публичной власти — федеральных, региональных и муниципальных. Целый блок статей закона, по его словам, регулирует деятельность региональных органов власти. Общие положения закона вступили в силу с момента официального опубликования закона, то есть с 21 декабря 2021 года.
Также читайте о том, какие законы вступают в силу в мае.
Во-первых, губернатор может быть отозван Президентом в связи с утратой доверия, основаниями для этого являются выявление в отношении высшего должностного лица субъекта РФ фактов коррупции или неурегулирование конфликта интересов. В течение 2 лет после этого политик не сможет вновь избираться на эту должность. Второй вариант - отзыв решением жителей субъекта РФ в связи с указанными выше нарушениями, а также за «неоднократное грубое без уважительных причин неисполнение» своих обязанностей. Правом подать в региональный и Верховный суд заявление об установлении факта нарушения обладает политическая партия, ее региональное отделение либо инициативная группа граждан из 100 человек. Если факт судом подтвержден, принимается решение об инициативе проведения отзыва, за это должны высказаться не менее одной четвертой от всех проживающих в данном субъекте РФ. И только после положительного решения местное Заксобрание выносит на голосование вопрос об отзыве. Губернатор потеряет свое кресло, если это решение поддержат более 50 процентов от всех проживающих в регионе. Ушедшие в отставку губернаторы, которые были наделены этими полномочиями по действующему законодательству и проработавшие год, смогут участвовать в досрочных выборах главы субъекта РФ при согласии Президента.
Сам федеральный закон должен вступить в силу с 1 июня 2012 года. Субъекты РФ до 1 июля этого года обязаны привести свое законодательство в соответствие с новыми нормами. Избрание начнет проходить в тех регионах, где срок полномочий губернатора завершается после 1 июня. Если это произойдет до выборов, Президент назначит вр.
Расходовать силы и средства на избирательную кампанию - а она на носу - нецелесообразно", - отметил он. Источник "Интерфакса" в парламенте в свою очередь отметил, что "первоначально речь шла об отмене прямых выборов восточных и южных, прежде всего приграничных, регионах". Источники "Ведомостей" отмечают, что "вопрос о судьбе выборов губернаторов будет задан президенту Владимиру Путину в среду на совете законодателей в Санкт-Петербурге".
СМИ: прямые выборы губернаторов хотят отменить в России
Все новости по теме: Возвращение выборов губернаторов. Депутаты Госдумы отказались от идеи лидера «Справедливой России» Сергея Миронова ограничить число регионов, которым можно вернуться к назначению губернаторов. Так как же правильно сказать: назначают в России губернаторов или выбирают? сказал "Интерфаксу" федеральный чиновник.
Губернаторы смогут избираться более двух сроков подряд
А переизбранный Владимир Путин даже эти ростки демократии решил свести на нет. Уверен, смоляне должны сами выбирать своих руководителей. Нам, правда, говорят, что все эти ограничивающие выборы поправки касаются только крайне нестабильных регионов Кавказа. Верится в такое с трудом - мне думается, что это просто уловка. Ведь закон будет принят, и всем придется жить в соответствии с ним. Елена Ульяненкова, председатель Общественной палаты Смоленской области: - Убеждена, главу региона должно выбирать население. Тогда он будет нести ответственность перед простыми людьми, а не перед депутатами областной Думы. Назначение еще и не лучший выход потому, что, вспомните, сколько раз Смоленский городской Совет определял, кому быть главой города.
И что? Стало лучше, нежели во времена народных выборов мэра? Проблем в областном центре по-прежнему предостаточно. Николай Алашеев, глава Администрации города Смоленска: - Пока рано говорить о том, какие изменения повлечет за собой закон о губернаторских выборах, поскольку документ еще будет дорабатываться. Если же рассуждать о способах избрания либо назначения губернаторов, соглашусь с теми, кто говорит о том, что в некоторых регионах вводить всенародные выборы губернаторов действительно преждевременно.
При этом некоторые граждане лишены права быть избранными на такую должность. В частности, это лица, осужденные когда-либо к лишению свободы за совершение тяжких и или особо тяжких преступлений за одним исключением. Кандидаты выдвигаются Президентом РФ по предложению политических партий, представленных в Государственной Думе или законодательном представительном органе госвласти соответствующего субъекта Федерации. Каждая партия предлагает главе государства максимум 3 кандидатуры. При этом до представления кандидатур партия обязана провести по ним консультации с политическими партиями, которые не обладают таким правом, но имеют свои региональные отделения в соответствующем субъекте Федерации.
Тогда будет вертикаль власти, с которой можно и спрашивать, и требовать. Павел Беркс, депутат Смоленской областной Думы: - Важно обсудить все формы выборов и учесть, что всенародное голосование за того или иного кандидата на пост губернатора имеет, конечно, свои плюсы. Этот этап мы успешно проходили, и не один раз. Правда, такое мероприятие крайне затратное для бюджета нашей дотационной Смоленской области это минус. Как альтернатива прямым выборам вполне может быть рассмотрен вопрос по выборам губернатора региональным парламентом. И здесь надо исходить из того, что областная Дума представляет интересы всего населения области. Поэтому я считаю, что такая форма выбора губернатора будет совершенно легитимной, учитывающей все особенности региона. Нельзя забывать, что и в том и в другом случае существует довольно жесткий губернаторский фильтр. Чтобы попасть в список претендентов, нужно иметь совершенно безупречную репутацию. Все предложения для президента, которые готовятся политическими партиями, естественно, тщательно сверяются с информацией, получаемой как администрацией президента, так и президентом из разных источников. Это позволит на вполне демократических основаниях провести процедуру выборов губернатора в Думе, и я думаю, что для нашей области это будет не самый плохой вариант. Плюсов здесь немало. Валерий Кузнецов, депутат Смоленской областной Думы: - Фракция коммунистов негативно относится к инициативе центра внести коррективы в уже принятый закон о выборах губернатора.
Пусть пишут в своих открытых соцсетях что-то из своих армений, кому это интересно и на что это повлияет? Непредсказуемость результатов Чего может опасаться система? Элементарных даже не политических, а социально-экономических последствий. К осени урапатриотизм уже спадет, а курс рубля не особо поднимется. Из-за этого продукты будут стоить дорого, часть марок уйдет из страны, многие люди потеряют работу. Это естественные последствия всех экономических кризисов. И люди якобы могут «взбунтоваться», пойти и проголосовать против действующего губернатора или партии власти. Да, такое возможно. Но для подстраховки всегда есть бюджетники, надомное и электронное голосование. И будет ли протестное голосование массовым? А вот это уже зависит от конкретной ситуации в регионе. Если губернатор сильный и активный, то никакой протест ему не страшен. Такова ситуация, например, у Глеба Никитина в Нижегородской области. Если же народ уже был недоволен действующим главой, и его снова отправят переизбираться, то есть большие риски проигрыша любому кандидату оппозиции. Вот здесь важна работа администрации президента по подбору кандидата. Возможно, будет меньше оторванных от территории менеджеров, больше своих самородков, уже имеющих электоральный вес. Тогда не нужно возвращать выборы мэров, в регионе всегда будет пятерка крупных политиков, претендующих на пост главы региона через всенародные выборы, всегда будет публичная активность. В общем, в итоге кажется, что в большинстве регионов прямые выборы глав все-таки нужно сохранить.
Кто должен выбирать губернатора: народ или депутаты?
Кроме того, избиратели могут проголосовать дистанционно. Для участия в дистанционном электронном голосовании ДЭГ не нужно находиться на территории своего участка. Проголосовать можно при помощи компьютера или телефона. Все участники федерального электронного голосования должны быть зарегистрированы на портале госуслуг с подтвержденной учетной записью, в Москве - на сайте mos. Впервые дистанционное электронное голосование на губернаторских выборах было применено в 2022 году - в Калининградской, Новгородской, Томской и Ярославской областях. В 2023 году ДЭГ будет проведен на федеральной платформе в 24 российских регионах, в т. На выборах мэра Москвы онлайн-голосование пройдет на городской платформе. Требования к кандидатам Кандидатом на пост главы или губернатора региона, согласно закону о публичной власти, может быть выдвинут гражданин РФ, достигший на день голосования 30 лет. Максимальный предел возраста кандидата не установлен.
Избирательное законодательство запрещает баллотироваться лицам, имеющим иностранное гражданство, вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание на территории иностранного государства. Закон также запрещает выдвигать тех, кто признан судом недееспособными или ограниченно дееспособными, содержится в местах лишения свободы по приговору суда. Не могут баллотироваться лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение тяжких, особо тяжких преступлений, ряда преступлений средней тяжести, преступлений экстремистской направленности, а также находящиеся под административным наказанием за пропаганду экстремизма или производство и распространение экстремистских материалов. В отношении тех, чья судимость за преступления средней тяжести, тяжкие, особо тяжкие и преступления экстремистской направленности, снята или погашена действует ограничение пассивного права от 5 до 15 лет. Кроме того, не могут быть выдвинуты кандидатами граждане, причастные к деятельности экстремистских или террористических организаций, запрещенных в РФ срок ограничений - от 3 до 5 лет в зависимости от участия и статуса в данных организациях. Ограничения касаются и тех, кто ранее занимал должность главы одного из субъектов Федерации и был отрешен от нее президентом РФ срок ограничений - 5 лет. На момент подачи документов для регистрации претендент на пост главы региона не должен иметь счетов и иных ценностей в иностранных банках. Кандидат также обязан предоставить в избирком сведения о своих доходах и источниках их получения, сведения об имуществе и наличии банковских счетов.
Такие же данные должны быть обнародованы в отношении супруги супруга и несовершеннолетних детей кандидатов. С 2022 г.
Для унификации законодательной процедуры вводится специальная статья о порядке внесения регионами законопроектов в Государственную думу. С учетом региональной практики перечень субъектов права законодательной инициативы в региональных парламентах дополняется прокурорами субъектов РФ. Кроме того, законопроект синхронизирует работу региональных парламентов с работой глав регионов — вводятся равные пятилетние сроки полномочий для губернаторов и региональных заксобраний.
Читайте также: Законопроект о работе заксобраний в регионах внесен в Госдуму … И законы Для региональных законов устанавливается общее правило: законы субъекта РФ вступают в силу по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если ими не установлен другой порядок вступления их в силу. Если законодательный орган региона примет закон, противоречащий Конституции РФ, федеральным законам, и это противоречие будет установлено судом, но заксобрание его не устранит в течение шести месяцев со дня вступления в силу решения суда, то глава региона сможет принять решение о роспуске заксобрания субъекта РФ. Одновременно прокуроры субъектов РФ наделяются полномочием вносить законопроекты в региональные заксобрания.
Итак, считаю необходимым следующее. Перейти к выборам руководителей субъектов РФ прямым голосованием жителей регионов. Закон позволит провести "фасадные" работы Ярослава Шашкова, доцент кафедры политологии факультета политических наук АлтГУ: С одной стороны, это, конечно, ответ на те выступления граждан, которые проходили в декабре.
Но, на мой взгляд, свою роль, возможно, сыграли и другие факторы. Какой могла быть логика? Сегодня экономическое положение России не настолько сильное, каким было несколько лет назад, несмотря на все нефтяные вливания. А закономерность такова, что когда экономическая ситуация в стране не слишком стабильна, возникает необходимость в большей связи с Западом. И Россия вынуждена создавать имидж демократического государства. Так было и в 1990-е годы: ориентировались на Запад — кто-то из романтических, кто-то из прагматических соображений.
Иначе невозможно было получить кредиты. Сегодня ситуация не идентична, но признание мирового сообщества нам нужно, иначе могут последовать экономические и внешнеполитические санкции. Поэтому из прагматических соображений делаются шаги, которые не меняют ситуацию принципиально, но позволяют прилатать, если можно так сказать, к фасаду демократические "нашлепки". Это помогает решить не только внешние, но и внутренние проблемы. В обществе сформировался запрос на выборы. Причем выборы обладают несколькими функциями сразу.
Да, они позволяют сформировать органы власти. Но, помимо этого, выборы — это способ выпустить пар. Людям не хватало такой возможности, и они стали выпускать этот пар на улицах. Кроме того, выборы несут в себе элемент шоу, которого население ждет, то есть они выполняют и своего рода развлекательную функцию. Плюс, безусловно, выборы дают избирателям ощущение причастности — того, что они тоже что-то решают. Однако нужно иметь в виду, что внесенный в Думу законопроект имеет два "но".
Во-первых, он будет рассматриваться только в мае, то есть уже при новом президенте. И поэтому вообще не факт, что его рассмотрят. Во-вторых, в любой законопроект можно внести даже одну поправку, которая сведет на нет всю его демократичность и возможность граждан полноценно участвовать в политических процессах. Да и уже внесенный документ имеет вызывающие сомнение положения. Согласование кандидатур с президентом, например. Или его право отправлять губернаторов в отставку.
Страна стала другой Борис Ларин, вице-губернатор, курирует политический блок: Я не сказал бы, что эта инициатива — реакция на протестные митинги, такое мнение было бы однобоким. Просто сегодня возникла общественная необходимость выносить вопросы по формированию структуры органов власти в более демократичную плоскость. А был такой сложный для страны период, когда этого нельзя было делать: государство находилось на грани распада, и требовалась жесткая централизация власти.
Также предусмотрена возможность дистанционной работы для заксобраний, допускается полупрофессиональная основа деятельности их депутатов. Документ закрепил право федеральных органов власти участвовать в формировании региональных министерств в сферах образования, финансов, здравоохранения, а также жилищного и строительного надзора. Также в документе говорится, что в регионе обязательно должен быть сформирован высший исполнительной орган власти субъекта — правительство. Сейчас оно действует не во всех регионах. Закон был разработан в развитие норм обновлённой Конституции о единой системе публичной власти на уровне российских регионов, напомнил соавтор документа, депутат Павел Крашенинников. Документ, по его словам, регулирует взаимодействие органов публичной власти — федеральных, региональных и муниципальных. Целый блок статей закона, по его словам, регулирует деятельность региональных органов власти.
Госдума России возвратила прямые выборы губернаторов
Губернаторы смогут избираться более двух сроков подряд | Так как же правильно сказать: назначают в России губернаторов или выбирают? |
Как стать губернатором: требования к должности | Кроме того, законопроект синхронизирует работу региональных парламентов с работой глав регионов — вводятся равные пятилетние сроки полномочий для губернаторов и региональных заксобраний. |
Выборы перенесут, а губернаторов снова будут назначать? Рассказываем, что известно | После второго и третьего чтения для губернаторов будет снят запрет на нахождение в должности более двух сроков подряд. |
Что, наконец, решат власти по прямым выборам губернаторов? | Он предлагает исключить возможность избрания губернаторов депутатами регионального парламента, чтобы «высшие должностные лица субъектов РФ избирались только на основе выборов путем волеизъявления граждан». |
Что будет после выборов: новые люди в правительстве и регионах | Регионы могут выбрать альтернативный порядок избрания высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа госвласти) субъекта Федерации. |
Прямые выборы губернаторов в России могут отменить или перенести
Однако во время совещания, прошедшего в четверг, 27 апреля, глава государства не затронул этот вопрос. На следующий день в Кремле заявили, что по этому поводу ещё идут консультации, а окончательное решение может быть принято в ближайшее время. Хотя и тот и другой вариант подразумевают участие: либо напрямую, либо через представителей. Когда будет окончательное решение, сказать не могу. Логичным образом возникает вопрос, зачем такие меры нужны Кремлю, ведь федеральный центр и так держит под контролем ситуацию на местах. Достаточно проверить партийную принадлежность глав регионов — большинство из них выдвигались на последних выборах от "Единой России" либо были поддержаны ею. Читайте также: Суровые годы уходят из петербургского парламента Однако в этой ситуации сама необходимость избрания губернаторов на первый взгляд отпадает.
Если на местах сидят фигуры, удобные федеральному центру, то зачем тратить деньги на выборы, которые целесообразно экономить в условиях санкционного давления. К тому же, как замечает член правления Российской ассоциации политконсультантов Валентин Бианки, любые выборы поднимают для власти неудобные вопросы. Если выборы в ЗакСы всё равно балансируют систему региональных элит и управления, то в губернаторских и смысла нет вроде бы", — разъясняет эксперт эту точку зрения.
Даже если рост цен, безработица коснутся населения настолько, что его социальное самочувствие резко упадет, в любом случае есть муниципальный фильтр, который занимается отсевом неудобных кандидатов, есть способы голосования для получения нужного результата, вымуштрованные комиссии, мобилизационные проекты. Словом, есть всё, чтобы в любых условиях, при любой погоде получить нужные результаты», — считает политолог. Вторая же группа элит, по словам эксперта, считает, что выборы — это ненужные расходы и хлопоты, которые к тому же могут стать фактором дестабилизации, несут риски и угрозы, которые лучше купировать; с аппаратной точки зрения, отмена выборов — это инструмент влияния на обе группы элит. Уже есть наработанные практики. Хотя все «ломают копья» на тему отмены прямых выборов губернаторов, но новое — это хорошо забытое старое. В 2004 году прямые выборы уже отменяли по инициативе Владимира Путина. После теракта в Беслане он заявил о предотвращении терроризма и укреплении вертикали власти. В итоге мы получили непопулярных губернаторов в регионах — «вахтовиков», которые работали в собственных интересах и в интересах тех, кто их туда отправил, но никак не на интересы региона и страны в целом. Появилась текучка кадров. А когда в 2012 году предложили снова вернуться к прямым выборам, пришлось заменить около трети глав регионов, потому что они были не избираемы. То есть за 8 лет — с 2004 по 2012 — средний рейтинг российских губернаторов упал ниже плинтуса. Губернаторы не считали нужным строить обратные связи, выстраивать коммуникации, общаться с народом. Сейчас все это предлагают начать сызнова», — сказал Константин Калачёв. Есть три варианта развития событий, но наиболее вероятно предоставление регионам выбора, считает политолог: «Первый вариант: полная отмена прямых выборов, назначение губернаторов президентом и утверждение заксобранием. Второй — спустить решение на уровень регионов. И третий — оставить все как есть. На мой взгляд, Владимир Путин скажет, что мы доверяем регионалам, и пусть они сами определяются. То есть поступит так же, как во время пандемии, когда губернаторам предложили самим решать, какие именно ограничения надо вводить. После этого количество регионов с непрямыми выборами увеличится. Да, можно сказать, что это отразится на легитимности избранных губернаторов.
Другое дело, что в подавляющем большинстве регионов с протестным потенциалом пока высоки шансы на реализацию наиболее распространенного сценария губернаторских кампаний — когда имеют место заключенные еще до начала гонки договоренности и в выборах участвует не самый сильный, а «второй» или «третий» состав оппозиционных кандидатов, проводящих не самую активную агитационную работу», — отметил в беседе с «ФедералПресс» Нейжмаков. Риски для наименее популярных губернаторов, конечно, могут быть и в этом случае, но все же, сниженные, считает политолог. По его словам, говорить о вероятности проведения вторых туров в сентябре 2024 года пока не имеет особого смысла. Кроме того, выборы представительных органов пройдут в ряде административных центров регионов с протестным потенциалом среди них можно отметить, например, Читу, Иркутск, Хабаровск. Это может привести, например, к росту внимания к городской протестной повестке в том числе, к конфликтам с застройщиками или в связи с угрозой вырубки зеленых зон и со стороны федеральных политиков и СМИ», — подчеркивает Нейжмаков. Еще по теме Ждать ли губернаторопада на Северо-Западе в 2024 году: мнения политологов Политолог Илья Гращенков склонен называть «не очень прочными» позициями губернатора Курганской области Вадима Шумкова. Я не думаю, что там будет какая-то борьба за губернаторское кресло. Но протестные настроения теоретически могут быть источником проблем», — отметил Гращенков.
Глава региона может быть отрешен от должности президентом РФ, в том числе в связи с утратой доверия. Также президент может применять к главе субъекта иные меры ответственности, например, предупреждение или выговор. После отрешения от должности президентом бывший губернатор в течение пяти лет не сможет занимать такую должность ни в одном регионе.
Новый ЕДГ не за горами. Глав каких регионов выберут в России в 2024 году
Премьер-министр РФ Владимир Путин не видит нарушения демократических принципов в отмене прямых выборов губернатора. Так, в Единый день голосования, который с большой долей вероятности будут назначены на сентябрь, жители 16 регионов страны выберут глав субъектов. Иначе говоря, от судей ждали решения о том, имеет ли президент России Владимир Путин право назначать губернаторов. До 2005 года в России губернаторов выбирали народным голосованием, но затем эту процедуру заменили, по сути, президентским назначением. Президент РФ на заседании Совета законодателей 27 апреля может высказаться о возможной отмене прямых выборов губернаторов. В случае, если предложенные кандидатуры три раза будут отклонены, президент выбирает председателя правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.
Кто должен выбирать губернатора: народ или депутаты?
К осени урапатриотизм уже спадет, а курс рубля не особо поднимется. Из-за этого продукты будут стоить дорого, часть марок уйдет из страны, многие люди потеряют работу. Это естественные последствия всех экономических кризисов. И люди якобы могут «взбунтоваться», пойти и проголосовать против действующего губернатора или партии власти. Да, такое возможно. Но для подстраховки всегда есть бюджетники, надомное и электронное голосование. И будет ли протестное голосование массовым? А вот это уже зависит от конкретной ситуации в регионе.
Если губернатор сильный и активный, то никакой протест ему не страшен. Такова ситуация, например, у Глеба Никитина в Нижегородской области. Если же народ уже был недоволен действующим главой, и его снова отправят переизбираться, то есть большие риски проигрыша любому кандидату оппозиции. Вот здесь важна работа администрации президента по подбору кандидата. Возможно, будет меньше оторванных от территории менеджеров, больше своих самородков, уже имеющих электоральный вес. Тогда не нужно возвращать выборы мэров, в регионе всегда будет пятерка крупных политиков, претендующих на пост главы региона через всенародные выборы, всегда будет публичная активность. В общем, в итоге кажется, что в большинстве регионов прямые выборы глав все-таки нужно сохранить.
Но есть ряд проблемных территорий, где в той или иной ситуации губернатора нужно назначать. Тогда проще сделать, как с выборами мэров — дать законные основания для разных моделей, но контролировать эти модели на территориях через областные парламенты. Андрей Вовк.
Если человек начинает строить мраморные аэропорты посреди пустого региона, и такие случаи у нас бывали, то это другая история. Там, где у региональных элит с губернатором "мир, дружба, жвачка", - им закон нужен. Потому что незачем ограничивать, «мы и так посидим». Там, где есть внутренняя конкуренция, могут оказаться против инициативы, потому что сильный губернатор настолько подминает под себя регион, что вы от него потом не избавитесь, кроме как формальными способами.
Все зависит от того, как воспринимают губернатора в регионе», - предрекает политолог. В свою очередь, политолог Евгений Минченко в беседе с Telegram-каналом «Радиоточка НСН» отметил, что инициатива, в первую очередь, призвана обеспечить будущее некоторых глав регионов. Многие из них надеялись вернуться в федеральное правительство или в корпорации, а на самом деле из этой плеяды только Решетников бывший губернатор Пермского края — прим.
В последнем случае им придется собирать подписи жителей субъекта в свою поддержку. На пути к выборам кандидаты проходят через своего рода «фильтры». Во-первых, им для участия в избирательном процессе необходимо собрать подписи местных представителей законодательной и исполнительной власти то есть депутатов, глав населенных пунктов.
И, во-вторых, все кандидаты взаимодействуют с президентом во время избирательной кампании. Федеральный закон также предусматривает, что сами избиратели могут отозвать выбранного губернатора.
Сами губернаторы - люди не местные Картину усугубляет фактический состав губернаторского корпуса. В кадровом подборе большую роль сыграл личный фактор: пока первым заместителем руководителя администрации президента был выходец из Саратова Вячеслав Володин с января 2012-го по сентябрь 2016 года , число назначенцев на посты губернаторов из местных кадров было максимальным с момента введения назначений в начале 2005-го. Эпоха Сергея Кириенко который сменил Володина в 2016-м , напротив, сопровождалась беспрецедентно массовой кампанией замены губернаторов в 2016-2020 годах. Новыми назначенцами стали преимущественно варяги-технократы. Минимизация личных и иных связей с регионами назначения и, соответственно, неотягощенность никакими внутрегиональными обязательствами как политического, так и экономического свойства при реализации федеральной политики, вероятно, были ключевыми соображениями при формировании кадровой политики. Судя по всему, уверенность, что существующие политические и юридические механизмы позволяют провести через выборы референдумного типа практически любого назначенца, в конечном счете привела к тому, что к 2017-2018 годам игнорирование мнения региональных элит при подборе кадров губернаторов достигло максимума за все время фактических назначений. Особенностью 1990-2010-х было то, что в условиях персонификации российской политики популярность губернатора часто становилась решающим фактором, определяющим голосование, в том числе, за ту партию, которую он поддерживал.
Но на едином дне голосования в сентябре 2017 года стала заметна новая тенденция, отчасти противоречащая тому, как раньше голосовали российские регионы: почти исчезла то есть сохранилась, но незначительно дифференциация результатов на губернаторских выборах между политическими тяжеловесами с большим публичным опытом и свеженазначенными, прежде почти никому неизвестными технократами. Фактически сформировалась ситуация, когда результаты губернаторов лишь в небольшом числе регионов ограничиваются сопротивлением среды и почти любой человек, будучи назначенным губернатором, затем с гарантией получает весомую поддержку. Три четверти - варяги Подобное существенное снижение фактора личности деперсонализация выборов, или менеджеризация губернаторов представляется прямым следствием фактического исчезновения из выборов фактора внутренней электоральной борьбы. Политико-административная система стала воспроизводить сама себя, а те, кто был способен борьбу вести даже в 2012-2015-х , были из нее выведены тем или иным способом или утратили мотивацию. Период, начавшийся с середины 2016 годов, в прессе часто именуют политикой назначения молодых технократов. Не все они были молодыми и не все технократами, а объединяло их скорее слабое отношение к регионам назначения. Например, яркий политик из Екатеринбурга Александр Бурков уехал в чужой для себя Омск. Всего в 2016-2020-х сменилось 70 руководителей в 61 регионе девять субъектов Федерации пережили двойную смену власти. Наступило время не только самой жесткой за всю новейшую российскую историю ротации губернаторов сопоставимой только с массовой заменой первых секретарей обкомов КПСС после 1985 года в ходе перестройки , но и самого антирегионального подбора кадров: губернаторы стали напоминать менеджеров в командировке.
Сам настойчиво транслируемый термин «технократ» говорит в первую очередь о функциональных задачах выполнения поставленных задач из федерального центра и не предполагает значимой самостоятельной политической роли. Конфликт чужих с чужими Часть назначенцев периода 2016-2020 годов действительно чистые технократы, ранее работавшие в разных министерствах или корпорациях. Те, кто не занимался ранее публичной политикой, очевидно, просто не имели возможности сформировать собственные политические команды. Максимум их кадровой опоры - их бывшие коллеги и сослуживцы, представляющие обычно узковедомственную специализацию и уже поэтому обычно непригодные для формирования блоков администрации по иным направлениям. Иногда подобный губернатор приезжает в регион вообще без своей команды и длительное время работает с местными кадрами. С другой стороны, даже при назначении губернаторов с собственным опытом публичной политики их самостоятельность в решении кадровых вопросов, как показывает анализ, оказывалась сильно ограниченной. Почти все назначенцы 2016-2020 годов а также часть назначенцев более раннего периода были вынуждены либо мириться с сохранением на какой-то период прежней административной команды из-за рисков утраты контроля и становиться скорее символическими фигурами, либо формировать сложносоставные администрации, в которых обычно присутствуют технократические команды по отдельным политико-экономическим блокам в виде выходцев из министерств или корпораций, а также группы представителей местных политико-экономических кланов как правило, после жесткой отставки предшественника. Друг с другом они иногда находятся в сложных, даже конфликтных отношениях. Такая кадровая политика - отчасти собственный выбор губернатора и следствие самого способа подбирать губернаторов.
Но она еще и транслированный из центра стандарт: новым губернаторам фактически не позволено формировать команды только из своих, даже если они есть. Регионы без головы Центр как бы побеждает и символически обезглавливает регионы, выполняя свою давнюю мечту.
Назначаемые губернаторы не устраивают россиян
«Выборы губернатора Томской области не назначены. Никаких инициатив, касающихся выборов, губернатор не выдвигал», — подчеркнул он. Когда выборы отменили, и губернаторов приглашали из других регионов, они очень сложно выстраивали отношения с элитами и населением региона, это не шло регионам на пользу». Так как же правильно сказать: назначают в России губернаторов или выбирают?
Третий пошёл. В России ждут продолжения осеннего «губернаторопада»
- Кто назначает губернаторов в России по конституции? — вопросы-ответы
- Тренд 2017 года
- Новости партнеров
- Прямые выборы губернаторов в России могут отменить или перенести
- Остальным приготовиться?