86 лет христианская святыня существовала как музей, но указом президента Эрдогана в Стамбуле стало на одну мечеть больше, Айя-София теперь 3272-я по счету. В первый год после открытия для богослужений мечеть «Айя-София» приняла более 3 млн посетителей. С 15 января Айя София открыла 2 этаж мечети. Вход будет платным для иностранцев и местных жителей. Приглашаю вас посмотреть какие изменения нас ждут. Привет. После решения Реджепа Тайипа Эрдогана переделать собор Святой Софии из музея в мечеть против выступили многие западные лидеры, включая Дональда Трампа.
Повреждения появились на стенах и воротах мечети Айя-София в Стамбуле
Он отметил, что специально для этих работ был подготовлен "цифровой двойник" мечети. По его словам, процесс реставрации займет много времени, консультации будут проводиться относительно каждой детали Айя-Софии. Ихсан Сары отметил, что власти уже объявили тендер на проведение работ.
На протяжении двух столетий церковь дважды горела и вновь отстраивалась в виде базилик. Сегодня достоверно неведомо, как выглядел Собор Св Софии в те времена. В 532 году, после очередного пожара, император Юстиниан приказал выстроить грандиозную церковь на месте сгоревшей. Были скуплены близлежащие к храму земли и уничтожены все постройки на них. Новую церковь строили 10 тысяч рабочих, используя лучший мрамор со всей Византии. Привезли 8 порфировых колонн и столько же из зеленого мрамора. Также в отделке использовали золото и слоновую кость. Освятил церковь в 537 году патриарх Мина.
Храм обслуживали более пяти сотен служителей. В дальнейшем собор Святой Софии частично рушился в результате землетрясений. В 1054 году именно в этом храме произошло событие, которое положило начало разделению церквей на православную и католическую. Речь идет об отлучении от церкви константинопольского патриарха Михаила Керуллария. Последнее богослужение в качестве православного храма проводилось в 1453-м. В том же году святыню захватили турки.
Посещение храма Святой Софии в Стамбуле для иностранцев и молящихся будет раздельным 12 декабря 2023, 11:13 Минтуризма Турции урегулировал с банками проблему открытия иностранцами счетов для ВНЖ Посещение всемирно известной стамбульской мечети Айя-София собор Святой Софии иностранными туристами с 15 января станет платным. Для них выделят отдельный вход, а нынешний будет использоваться лицами, которые прибывают в мечеть для богослужений, сообщил министр культуры и туризма Турции Мехмет Нури Эрсой в эфире телеканала CNN Turk. С 15 января посещение мечети иностранными туристами станет платным. Мы разделим потоки: нынешний вход будет использоваться теми, кто прибывает в мечеть с религиозными целями, туристы будут входить в нее через другой вход", - сказал министр.
Чтобы избежать казни, архитекторы разработали новый проект, включающий в себя создание боковых залов с полукуполами, укрепленными с внешней стороны ребрами жесткости, которые и остановили разрушение. Хотя во время землетрясений, произошедших вскоре после строительства, купол все-таки не удержался и рухнул. Его перестраивал армянский архитектор Трдат, создатель Анийского собора.
Он его сделал намного выше, применив особенную ребристую кладку. Именно этот купол, имеющий внушительные размеры диаметр 31 м, высота 55,6 м , простоял почти 900 лет. Христианская святыня во времена Византийской империи До наших дней сохранились христианские мозаики, созданные византийскими мастерами Hagia Sophia, Стамбул.
Христианские мозаики собора Святой Софии Стамбул, Турция. На протяжении почти 900 лет собор Святой Софии оставался одним из самых величественных религиозных объектов Византии. Сменявшие друг друга императоры придавали храму новые черты, добавляя и изменяя ее внутренний и внешний облик.
Больше всего преобразовывались мозаики, на которых изображены византийские императоры, Святые, Дева Мария и Христос. Самым большим толчком к изменениям, причем в худшую сторону, послужил раскол на Восточную Православную церковь и Римско-католическую. Из-за раскола церкви в храме 60 лет проводились католические богослужения Собор Святой Софии, Стамбул.
После раскола Восток был охвачен крестовыми походами, организованными Римско-Католической церковью, что в 1204 г. В этот период произошла смена власти, была создана Латинская империя и назначен католический патриарх. С этого времени Святая София была превращена в католический собор, со всеми вытекающими последствиями.
Впрочем, особо ценные предметы уже и так были увезены крестоносцами на Запад. Несмотря на то, что Византия смогла вернуть свои земли, былое величие храм так и не вернул, империя уже угасала, и не могла тратить колоссальные средства на его восстановление. Хотя православная церковь все же вернулась в стены Софийского собора.
В мае 1453 г. Вскоре город и последняя жемчужина старой византийской империи были захвачены армией султана Мехмеда II. Во время вторжения и без того старое здание подверглось еще большему разрушению и разграблению.
От Константина до Эрдогана. История музея Айя-София, который вновь хотят сделать мечетью
Начиная с 15 января 2024 года, иностранные посетители будут обязаны оплатить вход в знаменитую мечеть Айя-София в Стамбуле. Турецкие власти решили сделать платным вход в мечеть Айя-София в Стамбуле для иностранных туристов, цитирует агентство «РИА Новости» слова турецкого министра туризма. Власти Турции планируют превратить в мечеть храм Святой Софии в Стамбуле — один из главных памятников христианского искусства VI века. Также между минаретами Большой мечети Айя-София вывешена надпись махья «Ля иляһа илляЛлаһ» («Нет Бога, кроме Аллаха»).
Айя-София снова стала мечетью. Найден оригинальный способ избавиться от старинных фресок
Новую церковь строили 10 тысяч рабочих, используя лучший мрамор со всей Византии. Привезли 8 порфировых колонн и столько же из зеленого мрамора. Также в отделке использовали золото и слоновую кость. Освятил церковь в 537 году патриарх Мина.
Храм обслуживали более пяти сотен служителей. В дальнейшем собор Святой Софии частично рушился в результате землетрясений. В 1054 году именно в этом храме произошло событие, которое положило начало разделению церквей на православную и католическую.
Речь идет об отлучении от церкви константинопольского патриарха Михаила Керуллария. Последнее богослужение в качестве православного храма проводилось в 1453-м. В том же году святыню захватили турки.
Султан Мехмед II Завоеватель переделал ее в мечеть, надстроил один минарет. Старинные мозаики на стенах забелили, а поверху написали суры из Корана. Византийские фрески были покрыты слоем штукатурки и обнаружены веками позднее в ходе реставрационных работ.
В 1935 году Кемаль Ататюрк подписал указ о переводе собора в статус музея.
По мнению Манго и Хокинса 1965 год эти мозаики были выполнены в 867 году. Академик Виктор Лазарев также датировал мозаику с изображением Богородицы IX веком и так характеризовал её [77] : Архангел Гавриил мозаика свода вимы Вместо того чтобы подчинить фигуру плоскости, мозаичист располагает её так, как будто она выступает из золотого фона.
В подобной трактовке живо чувствуются пережитки того античного понимания формы, которое можно было бы назвать статуарным. И столь же сильны античные отголоски в прекрасном, полном женственности лике Марии. Мягкий овал, правильной формы нос, сочные губы — всё придаёт ему земной характер.
Но в то же время он подкупает своей одухотворённостью. Не менее высоко он оценил мозаику с архангелом Гавриилом на южном своде вимы: он считал, что «рядом с никейскими ангелами этот изумительный образ представляет одно из высших воплощений византийского гения» и датировал эту мозаику IX веком. Отмечают, что мозаичист передал в изображении порывистую духовную силу, но пропорции изображения являются вытянутыми и теряются правильные очертания изображения [75].
На мозаике левое плечо архангела, чуть меньше половины ореола, верхняя часть обоих крыльев и вершина посоха не сохранились [80]. Мозаики в помещении над южным вестибюлем[ править править код ] К первому периоду создания мозаичного украшения относятся изображения в сводчатом помещении в юго-западном углу над южным вестибюлем собора. Входная стена была украшена деисусом фигура Иоанна Крестителя не сохранилась.
На своде были помещены 12 фигур, из которых сохранились и могут быть идентифицированы только пророк Иезекииль , первомученик Стефан в позе оранта и император Константин. В люнетах боковых стен помещены полуфигуры двенадцати апостолов и четырёх святых константинопольских патриархов периода иконоборчества: Германа , Тарасия , Никифора и Мефодия. Лазарев отмечает низкий уровень данных мозаик и предполагает, что их создали мастера из монашеских кругов, а сам их период создания сразу после окончания периода иконоборчества обуславливает влияние на них народного творчества [77].
Святитель Иоанн Златоуст Около 878 года в южном и северном тимпанах собора были созданы мозаики с изображением шестнадцати ветхозаветных пророков и четырнадцати святителей. Из них полностью сохранились мозаики северного тимпана с изображением Игнатия Богоносца , Иоанна Златоуста и Игнатия, патриарха Константинопольского. Мозаики этих святителей были раскрыты в 1939—1948 годах.
В дальнейшем в северном тимпане были раскрыты остатки фигуры святителя Афанасия Александрийского. Остальные мозаики не сохранились. Уровень мозаичистов, работавших над их созданием, В.
Лазарев оценивает как невысокий, но отмечает [77] : Фигуры широкие и приземистые, черты лица крупные, ещё лишённые характерной для позднейших мозаик сухости и заострённости, одеяния ниспадают спокойными складками, в которых нет ничего от каллиграфической измельчённости. Розоватого тона лица обработаны зелёными тенями, палитра строится на светлых, главным образом серых и белых, оттенках, так что в ней отсутствуют плотность и насыщенность цвета, которые отличают мозаики XI века. Входная мозаика нарфика[ править править код ] Император Лев VI преклоняет колени перед Иисусом Христом В правление императора Льва VI 886—912 люнет нарфика был украшен мозаикой с изображением Иисуса Христа, сидящего на престоле с Евангелием , открытом на словах «Мир вам.
Я свет миру», в левой руке и благословляющего правой. По сторонам от него в медальонах изображены полуфигуры Богородицы и архангела Михаила. Слева от Иисуса изображён коленопреклонённый император Лев VI.
Несмотря на то, что композиция несимметрична фигуре Льва не соответствует никакая фигура справа , мозаика обладает строгой уравновешенной композицией: «Она осуществляется за счёт широкой полосы внизу, на фоне которой помещена фигура, не составляющая таким образом, самостоятельного композиционного пятна. Эта полоса способствует утяжелению нижней части изображения, его прочному построению» [76]. Андрей Грабар отмечает, что данная композиция является весьма редкой для императорской иконографии [82].
Вероятно, она отражает некую торжественную религиозную церемонию [75]. Эта версия основана на описанной в сочинении Константина VII Багрянородного « О церемониях » торжественной встрече императора патриархом в нарфике храма Святой Софии. Император выслушивал от патриарха «молитву входа» и затем, прежде чем войти в неф собора, трижды склонялся перед этой дверью.
Также находят параллели между сюжетом мозаики и стихотворением Льва VI, в котором он описывает Страшный Суд , припадает к ногам Христа и взывает о заступничестве к Богородице и небесным силам [77]. Академик В. Лазарев так охарактеризовал мозаику поклонения императора Льва Иисусу Христу [77] : По фактуре выполнения мозаика люнеты занимает промежуточное место между мозаиками апсиды и вимы и мозаикой вестибюля св.
В фигурах есть ещё типичная для искусства IX века грузность: большие, довольно массивные головы, приземистые пропорции, крупные конечности. Рисунок, особенно в трактовке тканей, порою сбит, лица лишены тонкой одухотворённости, в белёсой колористической гамме есть нечто вялое и даже безличное. Австрийский искусствовед Отто Демус указывает, что эту мозаику можно рассмотреть только снизу и под очень большим углом зрения.
Это вызвано тем, что кубики мозаики размещены в стене наклонно, чтобы составлять со взглядом зрителя прямой угол [83]. Мозаика императора Александра[ править править код ] Император Александр На северо-западном столбе северной верхней галереи собора находится мозаичный портрет императора Александра. Он был открыт в ходе реставрационных работ 1957—1960 годов и имеет точную датировку 912 годом [84].
Мозаика относится к типу вотивных изображений и является прижизненным портретом императора. Фигура изображена во фронтальной позе, Александр представлен в драгоценном облачении, перепоясанном лором , украшенным драгоценными камнями, и короне с подвесками. В правую руку помещён предмет цилиндрической формы акакия или анаксикакия , а в левую — держава.
Мозаика изображает императора за Пасхальным богослужением. Согласно книге «О церемониях», в этот день император из Большого дворца шёл в собор, неся в руке акакию по сообщению Георгия Кодина , это был свёрток из шёлковой ткани, наполненный землёй [85] , и перепоясывался лором. По сторонам от изображения помещены медальоны , содержащие имя императора и монограммы , расшифровывающиеся как «Господи, помоги Твоему слуге, православному благоверному императору» [77].
На арках, примыкающих к мозаике с изображением императора Александра, сохранились фрагменты мозаик с орнаментом, выполненных в одно время с портретом [84]. Однако среди них были открыты два фрагмента изображения побегов аканфа , датируемых периодом Юстиниана I. Также в отдельных местах например, большом пальце и на ладони левой руки оставлена непокрытой кубиками подготовительная фресковая живопись.
Мозаика южного вестибюля[ править править код ] Императоры Константин и Юстиниан перед Богородицей Мозаика люнета над дверью из южного вестибюля в нарфик собора датируется последней четвертью X века [86]. На ней изображена Богородица на престоле с Богомладенцем на коленях, а по сторонам — императоры Константин справа , приносящий в дар город Константинополь, и Юстиниан слева , приносящий Богородице собор Святой Софии. Сам сюжет, по мнению В.
Лазарева, был заимствован из античного искусства, поскольку известны монеты Смирны, Лесбоса и Филиппополя с изображением римских императоров стоящих с макетом храма перед изображением богини-покровительницы [87]. По мнению искусствоведа В. Лихачёвой , эта мозаика напоминает о ктиторских портретах Юстиниана и Феодоры в базилике Сан-Витале [88].
Помещение на одной мозаике Константина и Юстиниана не находит аналогов в византийском искусстве [89]. Андрей Грабар отмечает, что, возможно, мозаичист скопировал некий древний образец, так как императоры, хотя и изображены в парадных одеждах XI века, но не имеют бород, хотя они были в моде на момент создания мозаики. Мозаику отличает попытка передать пространство — плоскость земли и перспектива в изображении трона придают ей глубину; также и сами фигуры обладают объёмом.
Отмечают попытку создать на этой мозаике исторические портреты императоров [75]. Лазарев пишет, что эта мозаика уступает другим примерам позднемакедонского искусства, а по сравнению с мозаикой вестибюля отличается использованием любимых при императорском дворе фиолетового, золотого и серебряного цветов [77]. Также эту мозаику отличает, то что в отдельных её элементах линейно-узорная трактовка становится довлеющий техникой например, кисти рук Богородицы и императоров расчерчены до запястий изогнутыми, но ничего не изображающими линиями [75].
Мозаика является самым поздним произведением константинопольской монументальной живописи XI века и датируется 1028—1042 годами. На мозаике император Константин и императрица Зоя преподносят дары для Святой Софии.
А демонстративный отказ Эрдогана и Турецкой Республики от пути и стратегии, когда-то обозначенной «отцом нации» Мустафой Кемалем Ататюрком, который, превратив Святую Софию в музей, обозначил свой курс превращения Турецкой Республики в светское государство, которое стремится к объединению с Европой. Статус Ататюрка в Турции сопоставим, условно говоря, со статусом Ленина в СССР, его портреты — на турецких деньгах и чуть ли не в каждом втором окне. Он — один из главных национальных символов. Намеченный им путь развития государства закрыт передачей Софии. Если не навсегда, то надолго. Подробнее Изменение статуса Святой Софии — карта в очень большой политической игре, которая разыгрывается конкретным человеком со вполне серьезными и далеко идущими целями. Для всего мира Святая София — это главный памятник византийской цивилизации.
Главный христианский храм, причем не только в православном мире. Аббат Сугерий, который в 40-е годы XII века придумал и построил на окраине Парижа первый готический собор в аббатстве Сен-Дени, писал, что видел в качестве великого образца именно храм Святой Софии. Хотя, казалось бы, он не похож на готические соборы. Видимо, аббат имел в виду уникальную драматургию света, которую мы видим в Софии Константинопольской. То, что потрясло послов князя Владимира в Х веке — уникальная свето-пространственная икона, которая создавалась этим единственным в своем роде зданием. Интересно, что Юстиниан пригласил в качестве главных архитекторов не профессиональных строителей, а самых знаменитых математиков и инженеров-оптиков — Анфимия из Тралл и Исидора из Милета. Световое кольцо создавалось под куполом 40 окнами днем и ночью, транслируя в купол свет либо солнца, либо луны и звезд. Под куполом постоянно создавалось светящееся облако, световая икона Славы Божьей. Из-за того, что купол неоднократно перестраивался, в том числе из-за землетрясений, этот эффект сейчас практически не заметен.
Своды Святой Софии. Интересно, что до победы иконопочитания в IX веке в храме не было фигуративных мозаик, поскольку образ Божий создавался при помощи световой драматургии и какие-либо «картины» на стенах и сводах были излишни.
Имеющийся книжный фонд доступен как для студентов, так и для всех остальных горожан. Позже члены делегации приняли участие в церемонии ифтара, организованной муниципалитетом района Багджылар. На церемонии ифтара были озвучены месседжи о дружбе и братстве, еще раз подчеркнута нерушимость азербайджано-турецкого единства, являющегося примером для всего мира. Было отмечено, что Азербайджан и Турция поддерживали друг друга в самые сложные периоды своей истории. За последние 20 лет под руководством Президента Реджепа Тайипа Эрдогана Турция прошла большой и славный путь развития и завоевала авторитет в мире.
ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
- Вход в Айя-Софию в Стамбуле теперь станет платным
- Новости Стамбула
- В Стамбуле увеличивают сейсмоустойчивость мечети Айя-София - Лента новостей Крыма
- Решение о превращении храма Святой Софии в мечеть — это удар по всему мировому Православию
- Айя-София: “Проклятие султана Фатиха снято!”
Популярное
- «Мы на пороге культурной катастрофы». Храм Святой Софии в Турции хотят превратить в мечеть
- Собор Святой Софии переделают из музея в мечеть - Экспресс газета
- Музей Айя-София в Стамбуле: интересные факты и рекомендации по посещению
- Посещение храма Святой Софии в Стамбуле для иностранцев и молящихся будет раздельным | МК-Турция
Айя-София снова стала мечетью. Найден оригинальный способ избавиться от старинных фресок
В 1847 году османский султан Абдул-Меджид I поручил швейцарским архитекторам Гаспаре и Джузеппе Фоссати провести реставрацию собора Святой Софии и восстановить внутреннее убранство. Братья Фоссати управились с реставрационными работами за два года, наняв несколько сотен рабочих, которые занимались восстановлением древних византийских мозаик. На днях Государственный совет Турции аннулировал решение кабинета министров от 1934 года о превращении собора Святой Софии в Стамбуле в музейный комплекс. Таким образом, статус собора Святой Софии сменился с музея на мечеть, что возобновило дискуссии о судьбе христианских фресок и мозаики. Как бы там ни было, бывшая византийская церковь остается одним из самых важных туристических и исторических мест в Стамбуле. Подготовка к открытию мечети Верховный суд Турции разрешил изменить статус собора Святой Софии, после чего началась подготовка к торжественному открытию мечети, запланированному на 24 июля. Эта дата выбрана неслучайно: 24 июля 1923 года был подписан Лозаннский мирный договор, который способствовал созданию Турецкой республики. Турецкие власти намерены использовать специальную технику освещения, при которой христианские фрески, мозаики и символы не будут видны во время намазов. Управление по делам религии Турции объявило о назначении двух имамов и четырех муэдзинов в недавно преобразованную мечеть Айа-Софья. Теперь здесь круглосуточно будет читаться Коран, а на полу будет расстелен молитвенный ковер, где мусульмане смогут молиться со строгим соблюдением всех санитарных норм, связанных с предотвращением распространения коронавирусной инфекции.
Турецкая газета Sabah сообщила, что были проведены исследования для того, чтобы подготовить собор Святой Софии в качестве мечети без ущерба для христианской мозаики, фресок и икон. По информации издания, будет разработан план, при котором собор Святой Софии будет одновременно и действующей мечетью, и туристическим местом. Туристы смогут полюбоваться христианскими фресками и мозаиками в любое время, кроме совершения намаза. Более того, они смогут посещать собор Святой Софии бесплатно. Внутри будут установлены специальные туристические коридоры, чтобы туристы не испытывали затруднений при посещении собора.
Эрдоган заявил, что медресе в исторической части Стамбула внесет вклад в формирование новых поколений ученых-богословов. Глава турецкого государства выразил надежду на то, что священный для мусульман месяц Рамадан станет предвестником мира и роста благосостояния для всего человечества. Фото: Ramin Abdullayev АА.
Посещение мечети Айя-София в Стамбуле станет платным для иностранных туристов 31 октября 2023, 23:29 Написать автору Министр культуры Турции также сообщил о начале реставрации мечети. С 15 января 2024 года посещение мечети Айя-София в Стамбуле станет платным для иностранцев, сообщил министр культуры и туризма Турции Мехмет Нури Эрсой. В мечети будет повышено качество посещений и богослужений. Посещение для иностранцев станет платным с 15 января.
Здание, которое удалось построить, поражало народную фантазию до такой степени, что строительству храма приписывали участие небесных сил. Вплоть до завоевания Константинополя турками в 1453 году собор оставался символом могущества Византийской империи. Например, в 1054 году во время богослужения легат папы римского вручил отлучительную грамоту константинопольскому патриарху Михаилу Керулларию — это стало началом раскола церкви на Православную и Католическую. В 1453 году в соборе прошло последнее в его истории христианское богослужение — 29 мая того же года храм захвачен турками и, по описанию историков, процесс был далек от мирного и обращен в мечеть. Тогда же в собор вступил султан Мехмед II — завоеватель Константинополя. При этом в храме сохранилась большая часть фресок и мозаик — по данным исследователей, скорее из-за того, что они были скрыты под штукатуркой. Вплоть до 1934 года собор оставался мечетью. В середине XIX века в здании провели реставрационные работы, занявшие 2 года — в ходе них часть изображений открыли от штукатурки. После декрета, подписанного Ататюрком, собор Святой Софии становится музеем, и примерно до середины прошлого века в нем продолжались реставрационные и исследовательские работы. В 1985 году собор включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, в 2019 году это было самый популярный музей Турции, который посетили 3,7 миллиона человек за год. При этом ни христианское, ни мусульманское сообщества не оставляли попыток вернуть в Софию богослужения. Вопрос поднимался неоднократно: в 2006 году музейный комплекс выделил небольшое помещение для мусульманских обрядов правда, для сотрудников музея ; в 2007 году американские предприниматели и политики создали совет, призванный вернуть Софии статус православного храма; в 2016 году в соборе во время Рамадана проходили чтения Корана с трансляцией в прямом эфире телеканала, что вызвало критику со стороны МИДа Греции. При этом еще в сентябре 2018 года Конституционный суд Турции назвал недопустимым требование одной из частных организаций вернуть собору статус мечети. Однако уже в 2020 году решение Госсовета Турции было прямо противоположным. Кто против?
Решение о превращении храма Святой Софии в мечеть — это удар по всему мировому Православию
За свою историю Айя-София успела побывать патриаршим православным собором, музеем и мечетью. Власти Турции решили с января 2024 года сделать платным вход в мечеть Айя-София (собор Святой Софии) в Стамбуле для иностранцев. Превращение здания Айя-Софии из мечети в музей стало важным символом примирения православия и ислама внутри Турецкой Республики. Посещение мечети Айя-София (собор Святой Софии) в Стамбуле для иностранных туристов станет платным с 2024 года, заявил министр культуры и туризма Турции Мехмет Нури Эрсой. По его словам, которые приводит РИА Новости, новое правило начнет действовать с 15 января.
Легендарный музей Айя-София в Стамбуле снова стал мечетью
Конечно, мы будем продолжать попытки возвратить храм Святой Софии к тому статусу, в котором он находился в последние десятилетия. Этот нейтральный статус в большей или меньшей степени всех устраивал как некий компромисс, и то, что сейчас компромисс оказался нарушен, воспринимается как возвращение ко временам Средневековья, как напоминание о тех бедствиях, которые пережили православные народы под турецким владычеством. Еще раз повторю: в православном и в целом христианском мире это решение турецких властей воспринимается с большой скорбью. Но печально, что были проигнорированы позиции других государств, мнения политических лидеров, что этим решением была нанесена рана христианско-мусульманским отношениям, что вновь вызывает большое беспокойство будущее храма Святой Софии. Например, мы знаем, что в мечетях запрещены всякие изображения — так что же произойдет с бесценными мозаиками, которые там сохранились? На них изображены Господь Иисус Христос, Пресвятая Богородица, Иоанн Креститель, кроме того, там имеются изображения некоторых представителей византийской истории. Куда все это денется? Продолжится ли доступ к этим мозаикам, будут ли они открыты для посетителей? Сохранятся ли они вообще? Святая София для нас остается и останется храмом.
Чтобы создать величественный храм, император распорядился выкупить прилегающие территории и пригласил лучших зодчих того времени — Исидора Милетского и Анфимия Тралльского, которые были больше математиками и инженерами нежели архитекторами. Это и сыграло важную роль в формах и конструкционных особенностях сооружения, которые произвели революцию в храмовом строительстве христиан, ведь то этих пор никто не проектировал купольные, почти квадратные церкви. Великолепная каменная базилика была неотъемлемой частью древнего города на протяжении 1500 лет Hagia Sophia, Стамбул. Выполняя пожелания императора, для строительства использовались лишь самые лучшие материалы и элементы древних храмов колонны для портика , которые доставлялись из храма Солнца, из Эфеса и других культовых мест. Кроме того, при возведении собора использовались мрамор, золото, серебро, слоновая кость, медь, стекло, самоцветы и даже алмазы. Обилие невиданной роскоши привело к появлению легенд и жутких пророчеств, что и остепенило императора. Возведение и обустройство храма опустошило казну Византийской империи в размере трех годовых доходов. Купол величественного храма до сих пор вызывает восхищение и удивление специалистов Hagia Sophia, Стамбул. Интересный факт: Несмотря на то, что проектировщики были известными математиками, еще во время строительства стали заметны их катастрофические просчеты. Стены здания не выдерживали вес купола и начали разъезжаться. Чтобы избежать казни, архитекторы разработали новый проект, включающий в себя создание боковых залов с полукуполами, укрепленными с внешней стороны ребрами жесткости, которые и остановили разрушение. Хотя во время землетрясений, произошедших вскоре после строительства, купол все-таки не удержался и рухнул. Его перестраивал армянский архитектор Трдат, создатель Анийского собора. Он его сделал намного выше, применив особенную ребристую кладку. Именно этот купол, имеющий внушительные размеры диаметр 31 м, высота 55,6 м , простоял почти 900 лет. Христианская святыня во времена Византийской империи До наших дней сохранились христианские мозаики, созданные византийскими мастерами Hagia Sophia, Стамбул. Христианские мозаики собора Святой Софии Стамбул, Турция. На протяжении почти 900 лет собор Святой Софии оставался одним из самых величественных религиозных объектов Византии. Сменявшие друг друга императоры придавали храму новые черты, добавляя и изменяя ее внутренний и внешний облик. Больше всего преобразовывались мозаики, на которых изображены византийские императоры, Святые, Дева Мария и Христос. Самым большим толчком к изменениям, причем в худшую сторону, послужил раскол на Восточную Православную церковь и Римско-католическую.
Сразу после этого президент страны Тайип Эрдоган заявил, что подписал указ о превращении собора в мечеть и начале там мусульманских богослужений. Первый намаз был совершен в Айя-Софии 24 июля 2020 года. Храм Святой Софии Айя-София был основан византийским императором-христианином Юстинианом I и открыт 27 декабря 537 года. Собор около тысячи лет был самым большим храмом в христианском мире.
С 15 января посещение мечети иностранными туристами станет платным. Мы разделим потоки: нынешний вход будет использоваться теми, кто прибывает в мечеть с религиозными целями, туристы будут входить в нее через другой вход", - сказал министр. Он добавил, что для туристов разработан специальный аудиогид, который можно скачать на мобильные устройства. При желании они могут получить наушники у входа и самостоятельно совершить экскурсию по храму.
Делегация ПЕА посетила мечеть Айя-София в Стамбуле - ФОТО
Вход в мечеть Айя-София, которая располагается в Стамбуле, станет платным для иностранных туристов с 15 января 2024 г. Об этом сообщил министр культуры и туризма Турции Мехмет Нури Эрсой. Превращение здания Айя-Софии из мечети в музей стало важным символом примирения православия и ислама внутри Турецкой Республики. В Стамбуле вход в Айя-Софию станет платным с 15 января.
Чем известен собор Святой Софии?
- Туристы возмущены ограничениями при посещении Айя-Софии в Стамбуле
- Наши проекты
- В Турции решили сделать платным вход в Айя-Софию для иностранцев
- Не все доступно даже мусульманам: новые правила посещения собора Святой Софии // Новости НТВ