Поход Владимира На волжскую булгарию в 985 г.: комментарий к летописной статье. Поход на Волжскую Булгарию в 985 году был предпринят великим князем киевским Владимиром Святославичем в союзе с торками в рамках разверну. 13 июня 922 года – принятие ислама Волжской Булгарией (Болгарией).
Цикл статей "Западный поход монголов"
Эфир Программа передач Новости Программы Фильмы Трансляции Лица канала. Главная» Новости» Поход святослава на волжскую булгарию. В результате походов на Булгарию, влияние русских княжеств распространилось на территории Поволжья до Суры.
Владимирские князья пытались взять под контроль Поволжье
Царство, основанное ордой Котрага, достигло не меньшего процветания, чем царство его брата Аспаруха. На Волге найдено 190 городищ и 900 селищ, населённых когда-то булгарами, и большинство из них были построены до монгольского нашествия. В царстве жили также эрзяне, мокшане, марийцы, русы и армяне; не запрещалось исповедовать никакую религию и разрешено было ставить православные храмы. Булгары Волги чеканили собственные серебряные монеты и вели записи, принимали арабских послов, возводили крепости и мечети. В Булгарии были развиты ремёсла и торговля, здесь растили хлеб и разводили скот так успешно, что хватало на продажу соседям, хватало рыбаков и охотников, так что питание большинства жителей царства, похоже, было очень здоровым и разнообразным. Волжская булгарка от художника Булата Гильванова. С русскими княжествами у Волжской Булгарии были сложные отношения. В конце десятого века царство пережило набег князя Святослава, сына того самого князя Игоря, который воевал с булгарами в Причерноморье.
Его сын, Владимир, тоже приходил с войском, но в итоге заключил с булгарами мир. После этого булгары предложили Владимиру принять ислам, но он, в итоге, предпочёл православие. Вместо обмена верой Владимир заключил с булгарами торговый договор, так что между Киевским княжеством и булгарским царством стали свободно и очень активно ходить купеческие суда. В двенадцатом веке булгар пытался завоевать вступивший в союз с половцами Юрий Долгорукий. Поход он предпринял по настоянию отца, Владимира Мономаха. Булгары в долгу не оставались и время от времени, успешно или нет, пытались взять русские города. Торговле это почти не мешало: за годами набегов шли года перемирий.
Легендарная булгарская воительница Алтынчеч от художника Булата Гильванова. Во время великого западного похода монгол булгары, вместе с половцами, эрзянами и мокшанами, стали первым заслоном Европы на пути войск Субэдэя. Монголы разбивали войско за войском и разоряли село за селом, раскатывали по брёвнышку крепости и сжигали мечети. Многие мирные булгары — женщины, дети, старики, не ушедшие в ополчение ремесленники — искали защиты в русских городах, но города эти были позже сожжены вместе с населением за сопротивление. Наконец, в 1236 году Субэдэй полностью разорил и подчинил себе Булгарию.
Противники названной точки зрения утверждают, что у Юрия Долгорукого была реальная причина напасть на волжских булгар. По их мнению, они оскорбили нашего князя тем, что отравили половецкого хана Аепу, как видно, позабыв, что тот приходился основателю Москвы тестем. Не согласуется с фактами Месть — это убедительный хотя и ничего не оправдывающий мотив. Но данная версия не согласуется с фактами. Судите сами, если бы Мономаховичи действительно оскорбились гибелью тестя великого князя, им было бы логично объединиться с половцами и совместно ударить по булгарам.
Вместо этого мы видим, что брат Юрия Долгорукого - Ярополк Владимирович - в момент убийства Аепы отправляется громить половцев, а не булгар, и, что характерно, никто его не останавливает. Так что, когда в 1120 г. Юрий Долгорукий отправил своего брата Святослава к устью Камы, он преследовал какие-то другие цели, но, как узнать, какие? Страшное лицо войны. Для начала Юрий Владимирович собрал очень большую армию.
Именно здесь в 922 году эмир Альмуш принял ислам. Одиннадцать веков назад «через тысячи племен неверных» шло из Багдада в город Булгар посольство халифа ал-Муктадира. Восемь месяцев добирался сюда караван из 3 тысяч верблюдов и лошадей и 5 тысяч человек. Обращение в ислам государства на Волге стало эпохальным событием, повлиявшим как на историю города, так и на историю всего народа — волжских булгар. Город Булгар обладал мощнейшими по тем временам оборонительными сооружениями — огромным земляным валом и рвом длиной почти в 6 километров.
Для покорения непокорных внук Чингисхана — Батый собрал огромное по тем временам войско — от 200 до 250 тысяч человек. Но захватить и разрушить Булгар им удалось только в 1236-м. А через два года, когда монгольские войска ушли на Русь, в Булгаре вспыхнуло восстание… Именно сюда, в Булгар, за ярлыками на правление приходили русские, армянские и другие князья завоеванных монголами стран… Только через 20 лет городу удалось оправиться от ран, нанесенных монголами. В конце XIII века Булгар, именуемый в русских летописях как «Бряхимов» — или город Ибрагима, был самым значительным городом Поволжья — сосредоточением ремесел и торговли. В 1250-х здесь уже чеканили монеты от имени верховных монгольских правителей. Ага-Базар, в 6 километрах от города, стал крупнейшим международным речным портом, куда приезжали купцы из Каспия, Руси и Скандинавии. Волжская Булгария, хотя и вошла в состав Золотой Орды, но все же сохранила самостоятельность в строительстве и торговле. Впрочем, богатые булгарские земли не давали покоя не только монголам. Русские князья также не упускали шанса захватить богатый город и поживиться добычей… В 1376 году великий князь Дмитрий Иванович и Дмитрий Суздальский послали в Булгарию большое войско под командованием князя Боброка-Волынского. Здесь, у стен Булгара, русские войска впервые встретились с применением огнестрельного оружия и боевых верблюдов.
Булгарские лошади привыкли к виду верблюдов, но русская конница, завидев диковинных животных, буквально бросилась врассыпную. Но ненадолго… Победа все же осталась за нападавшими: булгарский князь Асан попросил мира и уплатил русским огромный выкуп за то, «чтобы войска не грабили города». Ему даже удалось на время «выгнать из Булгара татар» — «ограниченный контингент» воинов-монголов и баскаков — сборщиков дани. Последнее известное упоминание о Булгаре относится к 1431 году, к походу на него московского князя Федора Пестрого. Тогда-то, вероятнее всего, город и был разрушен окончательно… Читайте также В гости к кочевникам: правила поведения в монгольской юрте Легенда о Биляре В декабре 1237 года предводитель монголов Субудай Бугатур разгромил основные булгарские войска.
Тело погибшего князя Изяслава, «вложиша в лодью», привезли во Владимир и погребли у церкви Святой Богородицы Золотоверхой. Для бальзамирования тела, скорее всего, использовали мёд, который купили или взяли у окрестной мордвы, — бортевое пчеловодство в Сенгилеевских горах существовало с давних времён. Вислая свинцовая печать Всеволода Большое Гнездо, найденная археологами в 1976 году на Билярском городище. Возможно, имеет отношение к событиям 1183 года. Маршрут похода войск Всеволода Споры историков о маршруте похода войск Всеволода и о месторасположении Исад, где соединились конница и судовая рать русских, начались с ещё конца XVIII века, когда В.
Татищев в своей «Истории Российской» предположил, что река Цевца, в устье которой располагались Исады — это река Цивиль, впадающая в Волгу вблизи современных Чебоксар. Большинство последующих историков определяли Исады и речку Цевцу в районе слияния Волги и Камы — здесь наименьшее расстояние ок. И только результаты комплексного анализа письменных, археологических источников и топонимов, позволяют утверждать, что Исады и Цевца находились в Симбирском Поволжье, недалеко от современного города Ульяновска под горой Арбуга Национальный парк «Сенгилеевские горы». В документах симбирский приказной избы с середины XVII века упоминается огромный остров Чувич, который отделялся от правого коренного берега волжской протокой, называемой Чувич, Чевича. В 1950-е годы и остров Исады, и протока Чувич были затоплены Куйбышевским водохранилищем. Известно, что в некоторых тюркских языках и диалектах общетюркское -ч- ; звучит как -ц-. Цокающие говорах известны и в русском языке. В древнерусских диалектах словом «исады» обозначались: удобное для спуска к реке место; место стоянок лодок на песчаной отмели; базар около пристани. Исады, на которые прибыло войско Всеволода — это, скорее всего, остров с бродом у левого берега Волги в районе современного села Крестового Городища. Тухчин городок Неподалёку располагался упомянутый в летописях «Тухчин городок».
Паллас сообщал: деревня Крестовое Городище, поименована «по старинному окопу, которой в южной стороне от деревни находится, на простирающейся вдоль реки к северу и востоку утёсистой горе». В летописях сообщается, что на Исады для захвата русских судов прибыли: себи, челмата, кусяне, темтюзи и другие. Предполагается, что это была пограничная стража, дозоры и гарнизоны из окрестных крепостей и городов южной окраины Волжской Булгарии. Себи Себи — видимо один из булгарских родов или племён. Однако, по одной из гипотез — это искажённое название средневековых сембов, заселявших территорию Самбийского полуострова в Восточной Прибалтике. Это прусское балтоязычное племя в своей культуре несло тюрко-булгарские черты, что связано, по мнению историков, с участием сембов в военных действиях со степными племенами в составе дружин киевских и булгарских князей.
Война с булгарами 1120 г.
Его орда вскоре смешалась с местным населением, а последнее, что было слышно о самом Кубере — он неудачно попытался взять город Салоники. Если он не погиб после битвы, то, вероятно, его просто сместили с ханства. Салоники были не первой неудачей Кубера. Хан Альцек, пятый брат, дошёл до Италии и предложил королю Гримоальду свою верность и мечи своей орды в обмен на земли во владение. Гримоальд перенаправил Альцека с ордой к своему сыну Ромуальду, и там булгары получили и службу, и земли, а сам Альцек — титул гастальдия князя. Через сто лет булгары в Италии всё ещё говорили на родном языке, но к нашему времени их потомки полностью растворились в итальянцах. Считается, что могилы Кубрата и Аспаруха найдены в украинских землях, в Полтавской области и возле Запорожья.
По крайней мере, именно там археологи нашли полные золота и серебра захоронения двух булгарских вождей, имена которых внутри могил никто не догадался написать. Время захоронения примерно совпадает с эпохой, в которую жили и умерли великие сын и отец. Памятная табличка в честь обнаружения могилы Аспаруха в Запорожье, оставленная болгарами. Булгары на Волге Русским княжествам приходилось иметь дело чаще всего, конечно, с волжскими булгарами. Известно, что в их царстве была принята мусульманская вера, а сам язык, на котором они говорили, относился к тюркским. Единственный их живой родственник в наше время — чувашский.
Хотя булгары жили на территории современного Татарстана и стали предками волжских татар, их язык — только дальний предок татарского языка, наряду с половецкими кипчакскими диалектами и староузбекским чагатайским. Царство, основанное ордой Котрага, достигло не меньшего процветания, чем царство его брата Аспаруха. На Волге найдено 190 городищ и 900 селищ, населённых когда-то булгарами, и большинство из них были построены до монгольского нашествия. В царстве жили также эрзяне, мокшане, марийцы, русы и армяне; не запрещалось исповедовать никакую религию и разрешено было ставить православные храмы. Булгары Волги чеканили собственные серебряные монеты и вели записи, принимали арабских послов, возводили крепости и мечети. В Булгарии были развиты ремёсла и торговля, здесь растили хлеб и разводили скот так успешно, что хватало на продажу соседям, хватало рыбаков и охотников, так что питание большинства жителей царства, похоже, было очень здоровым и разнообразным.
Волжская булгарка от художника Булата Гильванова.
Это течение называется татаризмом. Оно явилось выражением шовинистических тенденций оскорбленного национального чувства. Шовинизм против шовинизма. Зло против зла.
Отчаяние, выражаемое формулой: чем хуже, тем лучше. Например, один из основоположников этого течения писатель Г. Мы — люди, мы — монголы; мы — тюрки; мы — татары. Наша зарождающаяся культура будет татарской культурой» 1912г. Сколько злобы в этой цитате, сколько глупости.
И в то же время бесспорное свидетельство того факта, что в начале ХХв татарского народа еще не было. Его только пытались зародить. Причем фактическое положение дел с кличкой «татары» было таким, что народ ее считал ругательным словом. Сам же Г. Ибрагимов и свидетельствует об этом, говоря, что если кого-либо из мусульман назовешь татарином, он бросается с кулаками на тебя со словами: «Почему ты оскорбляешь меня?
Видным представителем этого течения был Садри Максуди. В июле 1917г, когда после февральской революции первые лучи свободы согрели души угнетенных народов, мусульмане внутренней России это волжские булгары созвали съезд в Казани и решили возродить свою национальную государственность. Это дело поручили С. Он выделялся своей эрудированностью: хорошо знал историю, литературу родного и других тюркских народов. Получил высшее юридическое образование в Париже в Сорбоннском университете.
К тому времени он проявил себя как верный сын своего народа, активно участвуя в деятельности партии «Иттифак аль муслимин» «Союз мусульман» , которая ставила своей целью объединение всех мусульманских народов в борьбе за национальную независимость. Хочу подчеркнуть, что партия называлась мусульманской, а не татарской. В нее входили видные представители всех мусульманских народов: волжских булгар, башкир, узбеков, казахов, азербайджанцев и других, то есть тех, кого власть называла татарами. Два созыва подряд С. Максуди был депутатом Государственной думы России, где зарекомендовал себя истинным патриотом, бесстрашным защитником интересов родной культуры.
Он неоднократно выступал на заседаниях Думы с заявлениями, что «термин «татары»... Сформированная съездом коллегия во главе с Максуди проделала огромную работу, в результате которой в ноябре 1917г была провозглашена национально-культурная автономия «Идель-Урал штаты» «Волго-Уральский штат» , территория которой включала исторические земли Волжской Булгарии. Нейтральное название республики «Идель-Урал» — не Булгария, не Татария — обусловлено борьбой татаристов против С. Максуди никак не хотел употреблять термин «татары». Но проявил слабость, уступил татаристам, фракцией которых в Милли Меджлисе — парламенте республики «Идель-Урал штаты» — руководил все тот же Г.
Этим он допустил недооценку важного значения родного имени «булгары» в сознании народа. Если бы республика была названа Булгарской, то ее силы утроились бы поддержкой широких народных масс и в первую очередь поддержкой Совета волжских булгарских мусульман. Тем не менее национальная государственность «Идель-Урал штаты» явилась уникальным образцом решения национального вопроса на принципах демократии и соблюдения прав человека. Ее Конституция, подготовленная С. Максуди, не требовала государственного суверенитета.
Максуди гениально предвидел, что будущее России — это федерация. Он говорил: «... Он знал, что национальное достоинство личности обеспечивается свободой и равноправием в общественной жизни, в делах образования и культуры. В апреле 1918г большевики назначают миллионное вознаграждение за голову С. Максуди, который волей провидения сумел избежать ареста и прибыть в город своей юности Париж.
Здесь он хлопочет перед Парижской мирной конференцией стран Антанты об избавлении родного народа от большевистского ига — этой нежданной напасти. В Меморандуме в адрес Конференции он пишет: «Представляется целесообразным обратить внимание на то, что название представляемой мной нации «татары» не что иное, как историческая ошибка... Он работает профессором Сорбоннского университета, в котором когда-то получил путевку в жизнь. Затем его приглашают в Турцию. Там он — профессор Стамбульского и Анкарского университетов, преподает право и историю.
Несколько раз избирается депутатом Народного собрания, и, самое главное, он был одним из ближайших соратников президента Ататюрка — отца демократических преобразований в Турции. Он опубликовал десяток книг по истории и праву. В начале пятидесятых годов в составе парламентской делегации от Турции он работал в Страсбурге над составлением Конституции Европарламента. Его не влекла мания величия. Он жил и трудился во имя человеческого достоинства.
Не удивительно, что гений Максуди, его человеколюбие нашли свое заслуженное применение на общечеловеческом уровне. Принципы демократии, права и свободы человека, за которые он боролся и в разработку которых внес огромный вклад, слава богу, дошли и до нас, на его любимую Родину. Окружным путем, через Европу, но дошли: в 1993г Россия приняла первую в своей истории демократическую Конституцию, которая не только провозгласила всех граждан России равными перед законом независимо от расовой, религиозной, национальной принадлежности и прочих признаков, но и предоставила каждому человеку весь комплекс прав и свобод, необходимых для обретения человеческого достоинства. То, за что боролись волжские булгары на протяжении веков, осуществилось. Жаль, Родина не помнит своего верного сына: ни в родной деревне Ташсу, ни в Казани нет даже памятной доски, нет ни одной улицы с именем С.
Максуди, не говоря уж о памятнике. Учебники по истории фактически постыдно умалчивают его имя и великие деяния. Ваисовцы с радостью их поддержали, увидев в их пришествии начало «царства добра и справедливости». Большевики разгромили и республику «Идель-Урал штаты», и Совет волжских булгарских мусульман и создали на части земель Казанской губернии татарскую республику. Проект татарской республики был подготовлен в наркомате по делам национальностей, руководимом Сталиным, при активном содействии таких татаристов, как уже известный нам Г.
Ибрагимов, который стал заместителем Сталина, а также М. Последний принимал личное участие в разгроме государственных учреждений республики «Идель-Урал штаты». Поэтому площадь возле Национально-культурного центра НКЦ города Казани, где установлен памятник свободе «Хоррият», названа его именем — площадь Султангалиева. Но такое явление в России никого не удивляет. Решение о создании татреспублики было принято на заседании политбюро РКП б в январе 1920г.
И уже в марте на территории Казанской губернии вспыхнуло восстание булгарского народа против «безбожного» имени «татары». Это восстание известно под названием «Вилочное восстание». Большевики безжалостно подавили его силами регулярных войск Красной армии, уничтожая при этом целые деревни. Затем отняли у крестьян весь урожай этого года и искусственно создали страшный голод 1921-22 гг. Опять умерло много народа.
Выжившим было не до национальной гордости, не до национального имени. Так большевики расправились с духом независимости булгарского народа. В это время в Тамбовской области подавлял восстание крестьян М. Акт насильственного навязывания волжским булгарам позорной клички «татары» в качестве национального имени совершился. Эту дату — 27 мая 1920г — можно считать датой исчезновения волжских булгар и появления казанских татар.
После образования Татарской АССР всех булгар официально стали называть татарами, булгарскую культуру — татарской культурой, а булгарский язык — татарским языком. Вот откуда появились татары: не из Монголии они перекочевали, а искусственно созданы декретом Ленина. Так и написано: в Казанской губернии. Действительно, Ленин был гений. Учел уроки «Вилочного восстания», хорошо усвоил — не хотят волжские булгары называться татарами, и предотвратил новые протесты против унизительной клички.
Исключил всякую возможность волеизъявления народа по вопросу названия республики, немедленно запретив всякие свободы на период формирования органов государственной власти Татарской республики. Несомненно, это насилие над волжскими булгарами, репрессивная мера большевиков. Мировая общечеловеческая практика такова, что имя народа определяет название государственного образования. Например, жили на своих землях белорусы — для них создали Белорусскую республику, жили чуваши — создали Чувашскую республику, и т. Здесь же произошло обратное: назвали республику татарской, чтобы навязать булгарам кличку «татары».
Очевидно, что если государство возникло, то его кто-то основал. Дальше сведения во многом опираются на легенды и письменные источники — порой противоречивые. Единства на этот счет в исторической науке нет, но каноническая версия гласит следующее. В VII веке в прикубанских и придонских степях возникло на недолгое время сильное государство, которое позже назвали Великой Болгарией. Слава объединения разрозненных племен досталась хану Кубрату - он же Курбат, он же… Версий его имени несколько, и историки не уверены, что речь всегда об одном и том же человеке. Как и в том, что именно его могилу нашли 111 лет назад, в 1912 году, под Полтавой.
Но не уверены и в обратном, так что версия принята за приоритетную. Период расцвета Великой Болгарии был недолгим. После смерти хана Кубрата территории государства были поделены между пятью его сыновьями, и очень скоро оказались завоеваны хазарами. Легенда выделяет двух из пяти сыновей — Аспаруха и Котрага.
Так что, когда в 1120 г. Юрий Долгорукий отправил своего брата Святослава к устью Камы, он преследовал какие-то другие цели, но, как узнать, какие? Страшное лицо войны. Для начала Юрий Владимирович собрал очень большую армию.
В нее вошли все собственные силы великого князя, крупные подразделения из Мурома, Переславля, Ростова и Устюга. Пропустив по пути малые города, Святослав высадился с частью войска возле богатого города Ашел Ашл и встретились с «великой» армией булгарского князя. Булгары не приняли открытого боя и закрылись в городе, где в течение нескольких дней успешно оборонялись. К несчастью для них, в рядах владимирцев нашелся дворянин Ермил Охотин и его брат Вавило, которым очень хотелось погибнуть за Русскую землю. Братья схватили мечи и факелы и сумели зажечь город. Русская атака усилилась, и булгары вывели свои войска из пылающей цитадели.
Падение Волжской Булгарии. Краткая хроника
Однако часть ушкуйников перебралась на Дон и нижнюю Волгу, часть бежала в Запорожскую Сечь. Именно ушкуйники стали основой для формирования нового служилого сословия — казачества. Правда, этот процесс растянулся на столетия. Правительству понадобилось немало усилий, чтобы вытравить из казаков бунтарский дух, направить казацкую удаль на службу Российскому государству. В целом эта задача была решена лишь к началу XIX века. Казаки переняли от своих предшественников — новгородских разбойников — не только любовь к разгульной жизни, но и многие детали быта и лексику. Так, например своих командиров ушкуйники называли ватаманами.
Нетрудно догадаться о происхождении слова «атаман», столь популярного в казачьей среде. Знаменитые казацкие суда — струги — тоже были, по всей видимости, позаимствованы у ушкуйников. Небольшие плоскодонные парусные суда, на которых ушкуйники легко преодолевали сотни и даже тысячи вёрст по Волге и её притокам, стали неотъемлемой частью быта и волжских, и запорожских казаков. На своих стругах запорожские казаки пересекали Чёрное море и доходили аж до Стамбула. А сподвижники Ермака на таких же стругах легко разгромили орду сибирского хана Кучума, захватили его столицу в нижнем течении Иртыша и присоединили к России огромные территории к востоку от Урала. Примерно в 922 году волжские булгары действительно стали мусульманами.
Но случилось это не столько по зову сердца, сколько по причине более прозаичной. В те времена главными врагами Волжской Булгарии были хазары. Они считали эти земли сферой своего влияния и постоянно вмешивались в дела булгар. Первым, кто открыто выступил против хазар, стал булгарский хан Альмас. В борьбе с Хазарией он активно искал надёжного союзника. И такой союзник нашёлся.
Им стал арабский халиф Муктадир, империя которого простиралась от Испании на западе до Аравийской пустыни на востоке. Арабский халифат в X веке был одним из самых мощных государств мира. Причём, взоры арабских халифов обращались и на просторы Поволжья. И когда булгары попросили у арабов помощи против хазар, те потребовали взамен принять Ислам. Вот так булгары и стали мусульманами. Правда, через сорок лет русский князь Святослав Игоревич наголову разгромил Хазарию, избавив волжских булгар от постоянной угрозы с юга.
И договор с арабскими халифами потерял для булгар свою актуальность. Однако Ислам всё-таки остался в качестве государственной религии Волжской Булгарии. Монгольских ханов не смутило то обстоятельство, что Булгария была мусульманской страной. По своей привычке уничтожать всё на своём пути, татаро-монгольские орды разграбили булгарские города и поубивали значительное число их жителей. Правда, некоторое время Булгария пользовалась в Орде автономией. Но когда Орда в XV столетии начала трещать по швам и распадаться, Волжская Булгария окончательно исчезла с политической карты мира.
Мировая общечеловеческая практика такова, что имя народа определяет название государственного образования. Например, жили на своих землях белорусы — для них создали Белорусскую республику, жили чуваши — создали Чувашскую республику, и т. Здесь же произошло обратное: назвали республику татарской, чтобы навязать булгарам кличку «татары». Ошибкой по неведению это не может быть. Какой злой умысел имели большевики, искусственно создавая татарскую республику?
Сегодня не секрет, что большевики явились продолжателями худших традиций имперской политики в национальном вопросе. Такие его свойства, как чувства неприязни и злобы человека к человеку по национальному признаку, были благодатной почвой для формирования классовой ненависти в человеке. Оставалось только сохранить и углубить их. С этой целью народы делились на хороших и плохих, на старших и младших. Чтобы исторически обосновать эту политику, искажалась история всех народов России.
В первую очередь история русского и булгарского народов. Большевикам нужен был второсортный татарский народ в качестве исторического пугала, для нагнетания психоза враждебности и ненависти в народе, а татаристам — тоже татарский народ, но только в качестве первосортного, самого великого, который сумел бы возродить Золотую Орду и «поставить русских на место». Для достижения этих «великих» целей тоже нужно было воспитывать взаимную злобу и неприязнь между двумя самыми большими народами России. Поэтому-то интересы большевиков и татаристов совпали, поэтому-то большевики, пользуясь властью, поддержали татаристов и создали татарскую республику. Общечеловеческая мудрость призывает всех «познать истину» и «возлюбить ближнего своего», а РКП б сделала все наоборот: материализовала ложь в форму ТАССР и создала из булгар татарский народ как живое воплощение «исторического образа врага».
Одним словом, создала искусственный источник ненависти и злобы между людьми. В политические расчеты коммунистического правительства России входило и намерение разделить булгарский народ на составляющие части и снять с повестки дня вопрос о создании большой по территории Булгарской республики. В результате реализации сталинского плана создания Башкирской и Татарской советских республик волжско-булгарский народ был разделен на две части. Что тоже надо рассматривать как репрессивную меру большевиков. Очевидно, что большевики назвали республику татарской в угоду своим античеловеческим политическим расчетам, во имя вечного торжества зла и насилия.
Об учете волеизъявления народа в условиях диктатуры компартии и речи быть не могло. Название республики определили вопреки воле народа грубым декретированием сверху. Это является показателем неправомерности действий российского правительства большевиков и незаконности названия «татарская» созданной ими республики. Вышеизложенное позволяет признать волжских булгар репрессированным народом. Самым первым из числа репрессированных советской властью.
Конечно же, на следующий день после подписания декрета булгары не начали называть себя татарами. Более того, народ активно противился такому позору. О восстании «вилочников» мы уже упомянули: противостоять силой большевикам не удалось. Поэтому народ просто продолжал называть себя булгарами. Например, известный русский историк М.
Худяков издал в 1922г исследование о мусульманской культе Поволжья, где он свидетельствует: «Масса современных казанских мусульман и в настоящее время не считает себя татарами, а зовет себя булгарами» М. Казань, 1922г, с. Советский период Волжской Булгарии В 1926г большевики провели всесоюзную перепись населения. Итоги ее были ошеломляющими: 1,5 млн человек назвали себя булгарами. После этого разворачивается беспрецедентный террор против ученых-историков, писавших правду, и против религиозных деятелей, этих хранителей памяти народной.
Много, очень много честных историков и ученых-теологов сгинуло в те годы от рук большевиков. Памяти народной был нанесен страшный урон. Но этого мало, по приказу сверху вся история переписывается так, что изображает волжских булгар татарами, пришедшими из Монголии. А затем вводится сталинская паспортная система, которая беспощадно фиксировала булгар татарами. Но даже в условиях жестоких репрессий булгары продолжали называть себя булгарами, а деятели культуры и науки с риском для жизни пропагандировали истину.
Например, поэт М. Джалиль и композитор Ф. Яруллин написали оперу «Алтынчэч» «Золотоволосая» о борьбе волжских булгар против татарского ига. Получилось красивое, талантливое, героическое произведение. Авторы ее, несомненно, были достойны уважения и заботы, но их отправили на фронт, на верную смерть, хотя в Казань в то время эвакуировали многих писателей и композиторов из западных районов страны.
Так татаризм расправлялся с носителями истины в годы войны. Только лживая культура татаристам дорога, и ради нее они способны на любое варварство. Казань планировали переименовать в Волгоград. На этот раз Провидение сжалилось. В последний момент Сталин решил отложить это мероприятие до лучших времен, чтобы не ослаблять тыл, т.
И фронт много потерял бы — непосредственное участие в боевых действиях принимало большое количество солдат и офицеров из татар булгар. ЦК ВКП б решил ограничиться «разгромом» татарского обкома партии, который был обвинен в потере бдительности и непринципиальном отношении к национализму, возрождение которого якобы было допущено в книге «Очерки по истории ТАССР». В этой книге, подготовленной к тому времени учеными республики, была изложена правдивая история о том, что мы булгары. Книгу приказали уничтожить. Однако свою лепту в дело возрождения истины ученые-историки все-таки сумели внести.
Этот великий подвиг они совершили в апреле 1946г. В работе сессии приняли участие выдающиеся ученые: историки, археологи, этнографы, языковеды и др. Тихомиров, Б. Греков, Н. Дмитриев, А.
Один из основных докладчиков — историк и археолог А. Смирнов, посвятивший всю свою жизнь изучению Волжской Булгарии, — касаясь этнического самосознания народа, подчеркнул, что «татары» испокон веков называют себя булгарами. Известный языковед-тюрколог Л. Заляй установил, что язык современных татар является естественным и прямым продолжением языка булгар. Выдающийся тюрколог Якубовский отметил, что «население Татреспублики, занимающее территорию былого Булгарского государства, отсюда не уходило, никем не было истреблено и живет по сие время»: «…мы действительно с уверенностью можем сказать, что этнический состав татар или Татарской автономной республики составляют древние булгары...
Но силы зла были еще сильны, советская власть положила под сукно решение этой сессии АН, а многих ученых, принявших в ней участие, репрессировали. Когда умер тиран и ослабли позиции зла, огромный вклад в дело защиты этнонимического сознания народа от тлетворного влияния лжи и невежества внесли такие известные ученые, как А. Халиков, А. Каримуллин, М. Закиев, С.
Алишев, Р. Но есть один ученый и просто патриот своего народа, деятельность которого, несомненно, надо оценить как подвиг во имя торжества истины и счастья народа. Это Фаргат Габдул-Хамидович Нурутдинов. Он сберег от уничтожения бесценный свод булгарских летописей «Джагфар тарифы», переданный ему в наследство, подготовил его к печати и опубликовал. Это огромный труд, который под силу разве что научным институтам.
А он сделал это один, причем в словиях материальных затруднений и психологического прессинга. Он нашел в себе силы создать сеть историко-просветительских клубов «Булгар аль-Джадид», что явилось фактом возрождения движения волжских булгар за возвращение родного национального имени. Воистину героическая деятельность Ф. Нурутдинова является важной вехой в развитии национального сознания волжских булгар, важным шагом в обретении собственной истинной истории. А свою подлинную историю народ никогда не забывал.
Например, мой дед говорил мне: «Сынок, мы не татары, а булгары». Многие помнят свое настоящее национальное имя и хотят его вернуть. Это подтверждается официальными признаниями. Такова ирония истории: КПСС, коммунисты спустя почти 70 лет невольно признали, что в 1920г совершили преступление по отношению к волжским булгарам, насильно навязав им кличку «татары» в качестве самоназвания.
Информация о том, что Марван вошел в земли сакалибов нужно воспринимать критично. Нужно отметить, что вследствие арабских вторжений хазары перенесли столицу из Семендера в Итиль на Волге. В VII в. Каган Йосиф, упоминая о событиях тех дней, говорил, что хазары были малочисленнее, чем внттры булгары , но одержали над ними победу и отогнали к реке Руна Дунай.
Феофан Исповедник и Никифор рассказывали, что у правителя Великой Булгарии Кубрата было пятеро сыновей. После смерти отца они разделили государство. Были покорены и признали власть хазар Батбаян и Котраг. В географическом трактате Константина Багрянородного сказано, что есть Черная Булгария и она может воевать против хазар. Она определено находилась в зависимости от хазар, но вероятно пользовалась автономией. Измайлов считал баранджар группой алано-хазарского происхождения, сувар — группой тюрко-огурского происхождения, эшкел-чигили — группой центральноазиатско-тюркского происхождения. Исследователь считает, что в правление Шилки отца Алмуша булгары объединили все эти племена под своей властью. Государство Булгар и сопредельные государства, 1025.
Thomas A. Lessman wikipedia. Он отмечал, что ничего не осталось от булгар, буртасов и хазар, когда русы напали на хазар. Говорилось, что Булгар малый город с пристанью. Но почти сразу же говорилось о городах Хазарии. Он также говорил о внутренних булгарах на которых также напали русы. Из сведений других источников мы достоверно знаем, что Святослав на Волжскую Булгарию не ходил. Об этом молчит большинство арабских и персидских хронистов.
Поход Святослава на волжских булгар и буртасов — это исторический фантом созданный Ибн Хаукалем. Буртасы упоминались еще в контексте событий XIII в. Рашид ад-Дином. Не знает об этом и Нестор. Первый поход на это государство состоялся лишь в 985 г. Нестор отмечал, что те «суть все в сапозех» и приказал искать дани с лапотников, то есть финских народов. Даже помощь огузов-торков в походе ничем не помогла. Нужно отметить, что внутренние булгары указаны у Ибн Хаукаля как христиане и мусульмане.
Дунайские болгары в большинстве случаев были известны арабам как бурджаны и к ним редко применяли термин булгар. Касательно же Черных Булгар, то у них как у других народов Хазарского каганата население могло исповедовать разные религии. Традиции христианства в регионе были достаточно развиты. В составе Готской митрополии находилась Оногурская епископия обслуживающая булгар. Также существовали Ретегская, Астилийская и Хотцирская епархия среди хазар. Ислам же должен был приходить с арабскими, персидскими и хорезмийскими народами, проникавшими на Северный Кавказ через порты Каспийского моря.
Всего зафиксировано 15 конфликтов включая поход князя Святослава. Из них русскими войсками было одержано 13 побед. Дважды русские дружины потерпели поражение.
Поход Руси на Волжскую Булгарию (985)
Волжская Булгария: могущественный сосед Древней Руси | Волжская Булгария стала важным переходным моментом в формировании и становлении поволжских территорий в период между хазарским и золотоордынским правлениями. |
Поход на Волжскую Булгарию. Домонгольская Русь в летописных сводах V-XIII вв. | После падения Хазарского каганата в результате похода на него в 965 году князя Святослава Игоревича, — Волжская Булгария, до того времени являвшаяся хазарским данником, стала потенциальным соперником Руси на Среднем Поволжье. |
Поход на волжскую булгарию | Еще князь Святослав во время своего похода на Хазарию разгромил армию Волжской Булгарии. |
Монах Юлиан: поход через Волжскую Булгарию в поисках Великой Венгрии | 19 мая в Болгаре состоится традиционное масштабное торжественное мероприятие «Изге Болгар жыены», посвященное Дню официального принятия Ислама Волжской Булгарией. |
Русский поход на Булгар в 1399 г.: rossica_antiqua — LiveJournal | Исходя из этого, он видят в походе Юрия Долгорукого на Булгарию 1120 г. акт справедливого возмездия злокозненным булгарам, протянувшим руки к чужой собственности. |
БУЛГА́РИЯ ВО́ЛЖСКО-КА́МСКАЯ
Советский ученый Р. Фахрутдинов, картографировавший археологические памятники X-XIV вв. Населяло тогда эти территории примерно полтора-два миллиона человек. Некоторые ученые мужи доказывают, что территория Волжской Болгарии гораздо больше обозначенных границ, а время основания государства — VII в. Однако, учитывая, что история волжских болгар неоднократно подвергалась попыткам политизации особенно в период «парада суверенитетов» в 1990-е гг. Придя на Волгу, болгары, вероятно, вытеснили или подчинили племена балто-славянской родовой группы именьковская археологическая культура. Вполне возможно, территория Среднего Поволжья была освоена огурскими племенами ещё ранее.
В любом случае, оседлый характер хозяйствования волжских болгар свидетельствует об интенсивных контактах с земледельцами Евразии. Персидские и арабские хронисты Х в. Неизвестный персоязычный автор географического трактата «Худуд ал-Алам» так описывает отношения внутри государства: «Их три группы: бахдула, ишкиль и булгар; все находятся в войне друг с другом; когда же появляется враг, они становятся друг другу друзьями». Непонятно, являются ли эти этнические компоненты «племенами», или «союзами племён». Скорее всего, болгары вышли победителями в вышеупомянутой борьбе, а остальные племена попали в зависимое от них положение. Сами же болгары сформировали политическую и военную элиту молодого государства.
Нумизматический материал свидетельствует, что в 930-940 гг. Болгария состояла из двух возможно, независимых владений — собственно Болгарский и Суварский эмираты. Позднее Сувар в качестве административно-территориальной единицы входит в состав Волжской Болгарии, что означает становление единого государства. До VIII в. Из свидетельств путешественника Ибн-Фадлана Х в. Принятие ислама произошло относительно безболезненно, ведь среди населения были сильны позиции единобожия.
Государство имело сложную, до конца не определённую структуру. Правитель болгар назывался ильтебер, малик царь Булгара. Титулатура выдаёт зависимость Волжской Болгарии от Хазарского Каганата. Власть правителя основывалась на праве владения землей.
Оставшиеся бежали в город и укрылись за крепостными стенами. Штурма города не произошло. Хасан-хан запросил мира, выплатив 5000 рублей 2000 князьям и 3000 воинам и воеводам. В Булгаре был посажен русский таможенник. Булгария также обязалась выплачивать ежегодную дань Московскому князю. Пушки были вывезены в Москву и установлены на городских стенах — в 1382 году эти орудия эффективно использовались во время обороны Москвы от войск Тохтамыша.
Первый поход на это государство состоялся лишь в 985 г. Нестор отмечал, что те «суть все в сапозех» и приказал искать дани с лапотников, то есть финских народов. Даже помощь огузов-торков в походе ничем не помогла. Нужно отметить, что внутренние булгары указаны у Ибн Хаукаля как христиане и мусульмане. Дунайские болгары в большинстве случаев были известны арабам как бурджаны и к ним редко применяли термин булгар. Касательно же Черных Булгар, то у них как у других народов Хазарского каганата население могло исповедовать разные религии. Традиции христианства в регионе были достаточно развиты. В составе Готской митрополии находилась Оногурская епископия обслуживающая булгар. Также существовали Ретегская, Астилийская и Хотцирская епархия среди хазар. Ислам же должен был приходить с арабскими, персидскими и хорезмийскими народами, проникавшими на Северный Кавказ через порты Каспийского моря. В Кембриджском документе упомянут загадочный народ BM, который воевал против хазар и алан. Определенно часть булгар оставалась на Северном Кавказе во время существования Хазарского каганата. С упадком Хазарского каганата земли Черных Булгар должны были оказаться под властью огузов-турков, которые были союзниками Руси против хазар. Внутренними булгарами должны были быть только Черные булгары. Реплика Ибн Хаукаля требует исправления. Не с Русью, а с огузами они столкнулись. В мусульманских источниках информация о этой войне закамуфлировано в сведениях о нападениях тюрков на Хазарию. Живший в правление халифа ал-Мамуна правитель булгар бургар у ан-Надима просил объяснить детали исламского вероучения, и халиф написал ему письмо в более ста страниц. Отмечалось, что народы бургар, хазар, алан, бургаз не имеют письменности. Археологические находки в Восточной Европе демонстрируют ошибочность этих суждений, так как у булгар была зафиксирована тюркская руническая письменность. Араб просто не ставил ее наравнее с латынью, ивритом, арабским и греческим. Ал-Бируни упоминал о городах Савар и Булгар. Ал-Масуди отметил, что бургары и буртасы отомстили руссам за единоверцев. Отмечалось, что бургарский правитель принял ислам во время Муктаддира би-л-лаха. Сын правителя совершил путешествие в Багдад. Отмечалось, что в 943 г. Самих булгар ал-Масуди причислял к сакалиба. Болгарское городище. Фото wikipedia. Города были укреплены против врагов и находились на берегах рек. Отмечено, что страна булгар находится в лесах и они воюют с буртасами. Булгария лежит между западом и севером по направлению к полюсу. Она находилась в 3 месяцах пути от Хорезма. В их лесах живут животные, меха которых были очень ценны.
Фото: КИФ "Булгарское наследие" На северных и южных рубежах Памятники сыновьям Кубрата появились на тех территориях, где они жили и основывали государства. Конечно, напрашивался и памятник Котрагу на территории бывшей Волжской Булгарии. Рассматривались различные варианты размещения скульптуры. В итоге самарским губернатором Дмитрием Азаровым было поддержано предложение об ее установке в Ширяево. Получилось, кстати, символично. На северных рубежах Волжской Булгарии, на территории современной Чувашии, памятник Котрагу появился летом 2022 года. Монумент изваял чувашский скульптор Николай Кондрашкин. А спустя полгода основатель средневекового государства стал «охранять» и южные границы Волжской Булгарии. Установили при минус 40 градусах Доставка пятитонного изваяния на берега Волги превратилась в приключение - пришлось даже сделать немалый крюк в 2000 километров через Иран и Азербайджан. Но главным подвигом стала установкой памятника прямо во время трескучих морозов.
Поход князя Святослава на Булгар
Поход на волжских булгар в 1376 году | БУЛГАРИЯ ВОЛЖСКО-КАМСКАЯ (Болгария Волжско-Камская), государство в Среднем Поволжье и Прикамье. |
БУЛГА́РИЯ ВО́ЛЖСКО-КА́МСКАЯ | Поход Андрея Боголюбского в Волжскую Булгарию; бегство остатков булгарского войска после поражения. |
Поход Руси на Волжскую Булгарию (1376) | Поход на Волжскую Булгарию и разгром Хазарии Вторжение в Хазарию войск под предводительством киевского князя Святослава с севера было неожиданным для каганата. |
Поход Руси на Волжскую Булгарию (985) | Еще князь Святослав во время своего похода на Хазарию разгромил армию Волжской Булгарии. |
Поход князя Святослава на Булгар
19 мая в Болгаре состоится традиционное масштабное торжественное мероприятие «Изге Болгар жыены», посвященное Дню официального принятия Ислама Волжской Булгарией. Волжская Булгария стала важным переходным моментом в формировании и становлении поволжских территорий в период между хазарским и золотоордынским правлениями. Поход на волжских булгар — был организован русскими князьями Дмитрием Ивановичем Московским и Дмитрием Константиновичем Суздальским. 19 мая в Болгаре состоится традиционное масштабное торжественное мероприятие «Изге Болгар жыены», посвященное Дню официального принятия Ислама Волжской Булгарией.
Булгарские походы
Поход на Волжскую Булгарию в 985 году был предпринят великим князем киевским Владимиром Святославичем в союзе с торками в рамках развернувшегося в 980-х годах. Булгары усилились настолько, что уже через несколько лет сыну Святослава Игоревича Владимиру пришлось совершить новый, более внушительный поход на Булгарию. После образования Золотой Орды территория Волжской Булгарии вошла в её состав и волжские болгары (булгары) стали одним из основных компонентов в этногенезе современных казанских татар и чувашей. Походы на Волжскую Булгарию и в Северо-Восточную Русь: Курултай 1235 года как начало Западного похода монголов. ИнтернетПоход на Волжскую Булгарию В 1182 г. (по Лаврентьевской летописи — в 1184 г.) Всеволод Юрьевич выступил в поход на Волжскую Булгарию.
Поход Руси на Волжскую Булгарию (985)
Поход Руси на Волжскую Булгарию (1376) | Походы русских против булгар Один из первых походов на государство Волжская Булгария предпринял князь Владимир Святославович в 985 году. |
Так называемое «монгольское» нашествие на волжских булгар, половцев и других соседей Руси | С русскими княжествами у Волжской Булгарии были сложные отношения. В конце десятого века царство пережило набег князя Святослава, сына того самого князя Игоря, который воевал с булгарами в Причерноморье. |
Становление Волжской Булгарии
- Волжская Булгария - дата образования, история, города
- Падение Булгарии: как монголы уничтожили развитое волжское государство
- Цикл статей "Западный поход монголов" | История и культура Евразии | Дзен
- Волжская Булгария: могущественный сосед Древней Руси
Читайте также
- Война с булгарами 1120 г.
- Поход на волжских булгар в 1376 году - Храм Святых Царственных Страстотерпцев в Ясеневе
- Изге Болгар җыены 2024 (Болгар) |
- Волжская Булгария: как возникло и затем исчезло государство в Поволжье
- Предыстория государства
- Из Википедии — свободной энциклопедии
Война с булгарами 1120 г.
Из-за падения ставки воего войска те опечалились и обратились в бегство. Монголы, подобно храброму льву, напавшему на добычу, гнались за ними, избивали и убивали, пока не уничтожили большую часть их войска. Та область была завоевана. Эта победа была одним из великих дел».
В этом сообщении интересно обратить внимание на два момента. Во-первых, уточняется соотношение сил противников: булгар оказалось вдвое больше, чем монголов. Во-вторых, интересна информация о ритуале, совершенном Бату перед битвой: он обратился к Небу, прося даровать ему победу.
Отметим, что источники не сообщают об исполнении этого ритуала другими монгольскими полководцами: только Чингис-хан, согласно «Сокровенному сказанию», совершил аналогичный ритуал, начиная войну с империей Цзинь как сообщает источник, Бату и действовал «по обычаю Чингиз-хана». Это свидетельствует о том, что Бату обладал некими сакральными полномочиями и некоей харизматической властью, отсутствовавшими у других Чингизидов — его современников. Надо полагать, что на границе войска Бату столкнулись с главными силами булгар, набранных для отпора натиску монголов.
После их разгрома серьезного сопротивления монгольские войска уже не встречали: Рашид ад-Дин сообщает далее, что «царевичи и эмиры собрались в долинах рек Хабан и отправили эмира Субэдэя с войском в страну асов и в пределы Булгара», а сами «составив совет, пошли каждый со своим войском облавой, устраивая сражения и занимая попадавшиеся им по пути города». Подобное решение могло быть принято, если бы предводители похода были уверены, что не встретят на своем пути многочисленных войск противника, как это было в пограничном сражении. Следовательно, основные силы булгар были уничтожены или рассеяны в первом же бою, и войскам Бату оставалось только захватить города, все еще пытавшиеся оказать сопротивление.
Пример такой осады приводит Джувейни: «Сначала они штурмом взяли город Булгар, известный на весь мир неприступностью своего места и многочисленным населением. Жителей его они убили и [частью] угнали в плен для угрозы другим. Оттуда они обратились на страну Рус и покорили области до города М.
Царевичи вместе стояли по сторонам его [города] и с каждой стороны проложили дорогу шириной, достаточной для проезда рядом 3-4 повозок, а напротив него [города] установили метательную машину и в течение нескольких дней не оставили от города ничего кроме его имени, и нашли [там] богатую добычу. Они отдали приказ отрезать правое ухо у [убитых] людей. Было насчитано 270000 ушей».
Любопытно, что речь идет о «стране Рус» и городе «М. Березина, нередко отождествляют с Москвой. Но, во-первых, Москва в то время была лишь простой пограничной крепостью Владимиро-Суздальской Руси, а вовсе не огромным городом, о каком писал Джувейни, наверняка даже не слышавший о Москве.
Во-вторых, исследователи обоснованно ползают, что речь идет все же о войне с булгарами, поскольку «русская тема» в персидских исторических сочинениях ХIII-ХIV вв. И восточные хронисты, и русские летописцы сообщают о взятии монголами булгарских городов — Булгара, Жукотина, Биляра, Кернека и других. Биляр был взят и жестоко разорен: по зультатам исследований современных археологов, столица Волжской Булгарии так и не была восстановлена, и новый город возник в трех километрах от развалин прежнего.
Вероятно, именно о Биляре Лаврентьевская летопись сообщает, что «...
Недавно в центре Нижнего Новгорода был заложен первый камень будущей Ярмарочной мечети. Об этом практически не писали СМИ, поэтому для большинства жителей России сие событие осталось незамеченным. Однако вопросов от этого меньше не становится. И самый главный из них заключается в следующем: почему строительство мечети приурочено к 1100-летию принятия Ислама Волжской Булгарией, о чем громогласно заявили местные власти и представители Духовного управления мусульман? И вообще, насколько уместны такие исторические реминисценции? Население Волжской Булгарии — это не славянские, а финно-угорские племена, издревле населявшие Прикамье, в том числе и тот район, где Кама впадает в Волгу.
Вот там примерно в X веке и возникло государство Волжская Булгария со столицей в городе Булгар. Сейчас на этом месте плещутся воды Куйбышевского водохранилища. Позднее булгары перенесли столицу своего государства на сто километров к востоку. Новая столица получила название Биляр. Отношения с Русью у Волжской Булгарии сразу не заладились. Булгары неоднократно совершали набеги на русские города — Муром, Суздаль, Устюг и другие. Добычей булгар становились не только меха и разнообразные изделия из металла, но и пленники.
Их затем продавали в рабство на невольничьих рынках. В ответ русские князья предпринимали военные походы в Булгарию. Кстати, именно угроза со стороны русских князей заставила булгар перенести свою столицу в заволжские степи, подальше от реки. И только в 1229 году между Русью и Волжской Булгарией был заключён мирный договор. Однако это не избавило Булгарию от постоянных стычек с новгородскими ушкуйниками. Этим ребятам договоры были не указ. Действовали они жестко, воевали отчаянно и доставляли немало хлопот не только булгарам, но и другим народам Поволжья.
В переводе на современный язык это нечто вроде частных военных компаний. Особенно популярны ушкуйники были в Новгородской республике. В Великом Новгороде, как известно, власть формально принадлежала народному собранию — вече, но в реальности государством управляли представители влиятельных боярских родов, тесно связанных с купеческими и торговыми кругами. Поскольку своей регулярной армии у Новгородской республики не было, в период серьёзной военной опасности, угрожавшей Новгороду, в город приглашались князья с дружинами из соседних русских земель. Так, в 1240 годы, когда Новгороду угрожали сначала шведы, а потом тевтонские рыцари, в город был приглашён владимирский князь Александр Ярославич, больше известный как Невский. И такие примеры не единичны. А вот для выполнения всякого рода пикантных поручений новгородские власти нанимали и финансировали отряды ушкуйников.
Их использовали, например, для охраны торговых караванов, складов готовой продукции, а также для совершения набегов на соседние земли — новгородские купцы не брезговали и такими средствами обогащения. Набеги, как правило, совершались по воде — на небольших парусных лодках. Их называли ушкуями. Отсюда и название наёмников.
В 731—733 гг.
Воспользовавшись отъездом Масламы в 733 г. Тогда по данным ал-Куфи арабские войска возглавил Мерван Кру. Он взял Баланджар и местности на север от него. В 737 г. Мерван взял Семендер.
Войны с арабами были трудными и в VIII в. Больше всего от арабских походов страдали центр Хазарского каганата Семендер и владение Баланджар. Информация о том, что Марван вошел в земли сакалибов нужно воспринимать критично. Нужно отметить, что вследствие арабских вторжений хазары перенесли столицу из Семендера в Итиль на Волге. В VII в.
Каган Йосиф, упоминая о событиях тех дней, говорил, что хазары были малочисленнее, чем внттры булгары , но одержали над ними победу и отогнали к реке Руна Дунай. Феофан Исповедник и Никифор рассказывали, что у правителя Великой Булгарии Кубрата было пятеро сыновей. После смерти отца они разделили государство. Были покорены и признали власть хазар Батбаян и Котраг. В географическом трактате Константина Багрянородного сказано, что есть Черная Булгария и она может воевать против хазар.
Она определено находилась в зависимости от хазар, но вероятно пользовалась автономией. Измайлов считал баранджар группой алано-хазарского происхождения, сувар — группой тюрко-огурского происхождения, эшкел-чигили — группой центральноазиатско-тюркского происхождения. Исследователь считает, что в правление Шилки отца Алмуша булгары объединили все эти племена под своей властью. Государство Булгар и сопредельные государства, 1025. Thomas A.
Lessman wikipedia. Он отмечал, что ничего не осталось от булгар, буртасов и хазар, когда русы напали на хазар. Говорилось, что Булгар малый город с пристанью. Но почти сразу же говорилось о городах Хазарии. Он также говорил о внутренних булгарах на которых также напали русы.
Из сведений других источников мы достоверно знаем, что Святослав на Волжскую Булгарию не ходил. Об этом молчит большинство арабских и персидских хронистов. Поход Святослава на волжских булгар и буртасов — это исторический фантом созданный Ибн Хаукалем. Буртасы упоминались еще в контексте событий XIII в. Рашид ад-Дином.
Не знает об этом и Нестор. Первый поход на это государство состоялся лишь в 985 г. Нестор отмечал, что те «суть все в сапозех» и приказал искать дани с лапотников, то есть финских народов.
Определённым форпостом для подобных набегов служило Булгарское ханство. Поход За время похода, в Волжской Булгарии было сожжено много сёл и перебито огромное количество людей. Хасан-хан вывел своё войско на встречу. Булгары использовали боевых верблюдов «…кони русских вой полошающе», а также «…стреляюще из луков и из самострелов арбалетов …» [3]. С городских стен по русским был открыт огонь из пушек тюфяков , «…а иные гром пущающе з града, страшаще Русское воинство» [3].
Однако, по словам летописца, русские «…крепко противу сташа на бой, и устремишася единодушно на них» [2].