Новости шалаш якутов обтянутый берестой 5 букв

Решения для ШАЛАШ ЯКУТОВ, ОБТЯНУТЫЙ БЕРЕСТОЙ для кроссвордов или сканвордов. Узнайте правильные ответы, синонимы и другие полезные слова.

Макет жилища якутов — балаган

Слово из 5 букв (первая буква у, вторая буква р, третья буква а, четвертая буква с, последняя буква а), определения в сканвордах. Конусный шалаш. Конусные шалаши из жердей. Шалаш якутов обтянутый берестой 5 букв. Ураса жилище якутов. До конца XIX века традиционным летним жилищем якутов являлась ураса — коническая постройка из жердей, покрытых берестой. Решения для ШАЛАШ ЯКУТОВ, ОБТЯНУТЫЙ БЕРЕСТОЙ для кроссвордов или сканвордов. Узнайте правильные ответы, синонимы и другие полезные слова. Шалаш у якутов 5 букв. Орочский конический чум с жердевым каркасом, покрытый еловой корой или берестой 4 буквы. является ответом на вопрос: "Шалаш якутов обтянутый берестой" и состоит из 5 букв.

Якутский шалаш 5 букв - 90 фото

Рыбу ловили в реках и озерах сетями из конского волоса, ловушками, сачками, удочками. На удочку в качестве приманки привязывали яркие бусы или лоскутки. Осенью рыбу ловили неводом коллективно, потом ее делили между всеми участниками. Собирательство Занимались якуты и собирательством, собирали внутренний слой коры лиственницы и сосны, сушили на зиму. Собирали коренья чекана и сарана, зелень: лук, щавель и хрен, занимались сбором ягод, но не употребляли малину, так как считали ее нечистой. Земледелие Земледелие якуты заимствовали у русских в 17 веке, и до 19 века это направление хозяйства было развито очень слабо. Выращивали ячмень, редко пшеницу. Широкому распространению земледелия среди этого народа способствовали ссыльные русские поселенцы. Ремесло Якуты занимались художественной резьбой, раскрашивали изделия отваром из ольхи. Обрабатывали также бересту, кожу и меха.

Якуты занимались лепной керамикой, что выделяло их среди других сибирских народов. Была развита в народе плавка и ковка железа, плавка и чеканка серебра, меди и других металлов. Обычаи народа Издавна остаются неизменными некоторые традиции и обычаи якутов. Так, и поныне они очень почитают природу, веруя, что она живая. Якуты верят в существование добрых и злых духов и в то, что природа помогает бороться с последними. Так, например, молнии, гром, гроза, по их убеждениям, преследуют злых духов. Есть свои духи и у ветра — они охраняют покой на земле. Особо почитают якуты и воду, ей приносят подношения — лодочки из бересты. Для защиты дома и скота от порчи, сглаза, злых духов и до сих пор в некоторых улусах принимается целый ряд мер.

Для удачного заговора имеют значения такие, казалось бы, мелочи, как орнамент на одежде, "правильные" украшения, особенная утварь. Одних заговоров недостаточно, также необходимо проведение специальных обрядов, при помощи которых саха надеются получить хороший урожай, увеличить поголовье скота, родить здоровых детей и т. Left Right Большое значение имеют старые обычаи и традиции. Женщинам нельзя смотреть на волшебный камень Сат, который находят в желудках или печени животных и птиц, иначе он утратит свою силу. Сат заворачивают в бересту и конский волос, берегут как зеницу ока, ведь с его помощью можно призвать дождь, ветер, снег. Современная якутская семья мало отличается от среднестатистической российской. А ведь вплоть до 19 века у саха было распространено многоженство. Согласно якутской традиционной модели семьи, каждая из жен жила отдельно, соблюдая собственный уклад жизни, быт, хозяйство. Связать себя узами брака якуты предпочитали в 16-25 лет.

Когда семья жениха шла свататься к родителям невесты, за девушку принято было уплачивать калым. В случае, если жених слишком беден, он мог украсть невесту, а деньги "отработать" позже. Фольклор Самым крупным жанром якутского фольклора является героический эпос — олонхо.

Шалаш якутов обтянутый берестой — эта уникальная конструкция воплощает древние традиции и культурные особенности такого народа.

Юрта включает в себя несколько элементов, которые делают ее уникальной и адаптированной к суровым погодным условиям. Основная конструкция состоит из каркаса, состоящего из деревянных или металлических перекладин, и деревянного кольца, из которого все перекладины исходят. Вокруг этого каркаса натягивается покров, который обычно изготавливается из бересты, хорошо известной как прочный и гибкий материал. Обтянутый берестой покровностью юрты создается особый микроклимат внутри — она держит тепло и защищает жителей от сильных ветров, которые могут быть характерными для региона.

Кроме того, береста служит естественным утеплителем, особенно в холодные периоды года. Внутри юрты также организовано пространство максимально функционально и самодостаточно.

Электронная почта редакции: sakhalife. Главный редактор: Булчукей С.

Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал sakhalife.

Юрта хакасов. Традиционное жилище Хакасии. Берестяная юрта хакасов. Берестяная лодка эвенков. Берестяная люлька эвены. Берестяная зыбка. Каноэ из бересты. Чум из жердей.

Юрта из жердей. Каркас из жердей. Постройки из жердей. Эвенки забайкальне чум. Шалаш шорцев. Шалаш молодоженов Томская писаница. Чум жилище. Юрта шалаш. Шалаш СССР.

Войлочно-берестяные Юрты. Вигвам шалаш юрта. Вигвам индейцев юрта. Типи жилище индейцев. Палатка Woodland Wigwam 4. Дом якутов ураса. Чум жилище Ханты и манси. Чум ненцев. Жилище ненцев чум.

Манси народ Северный Урал 1959. Святилища манси Северный Урал. Жилище Коряков яранга. Чукчи жилище яранга. Яранга жилище народов севера. Якутская яранга. Чум яранга юрта. Вигвам индейская народная изба. Вигвам чукчи-оленевода 6.

Яранга и вигвам. Якутская юрта Балаган. Юрта 17 век якуты. Яранга дальнего Востока. Яранка-переносное жилище кочевых народов дальнего Востока. Национальное жилище нанайцев. Нанайцы народ жилище. Негидальцы жилище. Чум дом эвенков.

Кувакса жилище саамов. Жилище саамов Кольского полуострова. Саамы Кольского полуострова кувакса. Вежа жилище саамов. Жилище хантов и манси. Ысыах ураса. Национальное жилище якутов. Якутская ураса Ысыах. Конический чум.

Жилище в виде конуса.

Ысыах – праздник солнца в Якутии

Люди используют жилище со времён первобытнообщинного строя. Первоначально это были различные пещеры, гроты и пр. Поскольку естественные обиталища не могли удовлетворить всех нужд древних людей, началось их обустройство. Древнейшими жилищами людей, обитавших на равнинах, служили землянки и шалаши. Изменения климата, похолодания, вынуждали людей всё активнее заниматься строительством жилищ. При первоначальном отсутствии специальных инструментов, рабочим материалом служили деревья, а также кости животных. Первобытные люди предпочитали селиться на ровной или слабо пересеченной местности поблизости от воды. Поэтому поселения размещались, как правило, неподалеку от ручьев или озер, у слияния рек, на равнине или пологих склонах холмов. Климат, несомненно, в значительной степени обуславливал образ жизни и тип жилища первобытного человека. Из жизни современных отсталых народов, населяющих тропики, известно, что в засушливые периоды они вполне удовлетворяются легкими шалашами кратковременного характера, предохраняющими их от палящих лучей солнца или от жаркого ветра.

Только в дождливый сезон они ищут убежища, от тропических ливней занимая скальные навесы и пещеры или поднимая жилище над поверхностью земли, чтобы избежать затопления дождевыми водами. На открытой местности без естественных скальных навесов первобытные охотники строили полуземлянки или землянки, т. Вход был неширокий, до 80 см. Недостаток света и сравнительно небольшое количество находок заставляют думать, что хижина использовалась главным образом как место отдыха и ночлега; видимо, основная жизнь, когда позволяла погода, проходила на площадке у входа в пещеру. Там расчленялись туши убитых животных и изготавливались нужные орудия. Хижина давала охотникам крышу над головой и иллюзию уюта в длинные зимние вечера. Здесь они могли заниматься изготовлением инструментов, о чем свидетельствует большое количество мелких осколков. Жилища народов Севера Наша планета богата и очень разнообразна. В разных ее уголках живут совершенно не похожие друг на друга люди.

У всех у них разные условия жизни, привычки, желания, но их объединяет один фактор, у всех возникает потребность в жилье. Даже дома и те, у всех разные. Самыми известными жилищами народов севера являются чум, балаган, яранга, иглу и юрта. Они и сейчас сохраняют свою актуальность, так как соответствуют всем требованиям непростых условий севера. Чум — жилище северных оленеводов. Согласно легендам северных народов, чум играет важную роль в жизни человека, так как их появление является одновременным. Еще с древнейших времен охотники Сибири создавали себе укрытие в виде легких конических шалашей. Все путешественники и исследователи отмечают, что чум является жилищем, хорошо приспособленным к условиям кочевой жизни в тундре. Это жилище прекрасно приспособлено к кочевым условиям и используется народами, которые занимаются оленеводством.

К ним относятся коми, ненцы, ханты, энцы. Чум — это переносная, разборная постройка, которая представляет собой конусовидную платку из жердей, крытую сшитыми из оленьих шкур или бересты полотнищами. Форма конуса делает жилище устойчивым при метелях и сильных ветрах, осадки в виде дождя и снега скатывается с крутых боков. Остов чума состоит из 25-40 шестов, в зависимости от площади жилища, которая, в свою очередь, зависит от размера семьи и времени года так, летние чумы чаще всего меньше по размерам зимних. Шесты заготавливаются обычно в зимний период, когда оленеводы подходят к лесам. Их делают из стволов ели длиной около 5 метров, с круглым сечением. Два основных шеста — прямоугольного сечения. В верхней части каждого из них делается по сквозному отверстию — для веревочной петли, скрепляющей другие, продеваемые через нее, жерди. Зимние покрышки шьются из шкур взрослого оленя: две нижние мехом внутрь и две наружные мехом наружу.

В верхних углах каждой покрышки имеются специальные «кармашки», в которые вставляют шесты и поднимают их, закрепляя на остове чума. На изготовления мехового покрытия чума требуется около 60 шкур оленей, что в пересчете на количество оленей заставляет относиться людей к жилищу как к весьма ценному материальному объекту. Вследствие этого покрышки никогда не меняют целиком, а только заменяют протершиеся местами шкуры по необходимости. Шкура оленя обладает тепло — сберегающим свойством, благодаря которому в чуме сохраняется тепло. Традиционное летнее покрытие чума изготавливалось из полос вываренной бересты. На чум уходило четыре — пять сшитых полотнищ: два покрывали, как правило, верхнюю часть чума, два-три - нижнюю. Бересту вываривали в кипятке до эластичного состояния и, складывая ее в несколько слоев для прочности, сшивали сухожильными нитками в полотнища. Вываренная береста обладает значительной эластичностью и прочностью, не пересыхает в течение долгого времени. Наряду с берестяными покрышками в летний период шили покрышки из брезента или сукна на них требуются не менее 80 м , использовались также старые чаще всего внутренние зимние покрышки из оленьих шкур.

Традиционно установка чума предполагает строго определенный порядок. В прошлом, все шесты, в соответствии с их обозначением, устанавливались на раз и навсегда отводимые им по периметру окружности места. Площадка для устройства жилища определяется заранее, либо используется старая, ставшая привычной; ее, как правило, расчищают, в зимние месяцы — утрамбовывают снег. Вход в чум ориентирован, чаще всего, по направлению кочевания; при сильном ветре дверное отверстие переносят в противоположную, заднюю сторону жилища. Установкой чума в основном занимаются женщины, однако при необходимости им оказывают также помощь мужчины. В целом процедура установки чума занимает около часа, то есть быстрое построение этого жилища является особым преимуществом для кочующих народов. Человек не навредит без надобности природе, возьмёт ровно столько, сколько понадобится для того, чтобы прокормить, обогреть свою семью.

Вилюйский тракт, 7-й километр, 1 А где поесть? Во многих ресторанах Якутска можно встретить блюда настоящей якутской кухни. А чтобы вы не искали их сами, мы подобрали несколько мест, где вы наверняка встретите саламат, узнаете, что такое ойогос и попробуете настоящий тансык. Яндекс Карты «Махтал» В меню самого популярного ресторана Якутска, кажется, есть всё, чем богата местная гастрономия: жеребятина во всех видах — от строганины из печени до шашлыка и жаркого, любая местная рыба: слабосолёная нельма и копчёный чир местный сиг , муксун в конверте и хрустящий омуль — всего и не перечислить. Прислушайтесь к советам официантов в национальных костюмах. И не упустите шанс попробовать саламат — кашу из муки и сметаны с языком. В парке — юрта, балаган деревянное зимнее жилище и восьмигранная ураса летняя юрта , скопированная с оригинала XVIII века. Повсюду предметы якутского быта. В ресторане стоит взять якутские оладьи, карасей из печи и ойогос — отварные жеребячьи рёбра. Романтично настроенные жители Якутска обычно приезжают сюда, чтобы полюбоваться на огни столицы. Вид со смотровой площадки и в самом деле замечательный. А ещё «Чочур Муран» — это эколого-этнографический комплекс, очень напоминающий дорогую декорацию к блокбастеру про освоение Сибири.

В одном жилище находилось помещение для людей и котон — помещение для скота. Зимники располагались вблизи сенокосных угодий и водоёмов. Жили якуты сезонными поселениями. В зимнем жилище обитали с сентября по апрель. На столбах укреплялись предметы домашнего обихода и орудия труда.

Якуты занимались лепной керамикой, что выделяло их среди других сибирских народов. Была развита в народе плавка и ковка железа, плавка и чеканка серебра, меди и других металлов. Обычаи народа Издавна остаются неизменными некоторые традиции и обычаи якутов. Так, и поныне они очень почитают природу, веруя, что она живая. Якуты верят в существование добрых и злых духов и в то, что природа помогает бороться с последними. Так, например, молнии, гром, гроза, по их убеждениям, преследуют злых духов. Есть свои духи и у ветра — они охраняют покой на земле. Особо почитают якуты и воду, ей приносят подношения — лодочки из бересты. Для защиты дома и скота от порчи, сглаза, злых духов и до сих пор в некоторых улусах принимается целый ряд мер. Для удачного заговора имеют значения такие, казалось бы, мелочи, как орнамент на одежде, "правильные" украшения, особенная утварь. Одних заговоров недостаточно, также необходимо проведение специальных обрядов, при помощи которых саха надеются получить хороший урожай, увеличить поголовье скота, родить здоровых детей и т. Left Right Большое значение имеют старые обычаи и традиции. Женщинам нельзя смотреть на волшебный камень Сат, который находят в желудках или печени животных и птиц, иначе он утратит свою силу. Сат заворачивают в бересту и конский волос, берегут как зеницу ока, ведь с его помощью можно призвать дождь, ветер, снег. Современная якутская семья мало отличается от среднестатистической российской. А ведь вплоть до 19 века у саха было распространено многоженство. Согласно якутской традиционной модели семьи, каждая из жен жила отдельно, соблюдая собственный уклад жизни, быт, хозяйство. Связать себя узами брака якуты предпочитали в 16-25 лет. Когда семья жениха шла свататься к родителям невесты, за девушку принято было уплачивать калым. В случае, если жених слишком беден, он мог украсть невесту, а деньги "отработать" позже. Фольклор Самым крупным жанром якутского фольклора является героический эпос — олонхо. Основное его содержание — героические подвиги богатырей во благо племени айыы аймага и ураангхай саха, поэтому сказания называются по имени главного героя. Древний эпос олонхо передается из поколения в поколение и похож в исполнении на оперу. Поэмы длиной в 10 000-15 000 строк исполняются народными сказителями, которыми могут стать далеко не все. Сказитель должен обладать ораторским и актерским талантом, уметь импровизировать. На исполнение больших олонхо может уйти 7 ночей. Самое крупное такое произведение состоит из 36 000 стихотворных знаков. Среди якутов популярно горловое пение, бытовые песни хосун. Самый известный из музыкальных инструментов якутов это хомус — якутская разновидность варгана и струнно-смычкового инструмента. Играют на нем губами и языком. Одним из любимых занятий якутской молодежи является отгадывание загадок, из которых многие поражают своей своеобразностью.

Традиционные жилища народов Сибири

Конусный шалаш. Конусные шалаши из жердей. Шалаш якутов обтянутый берестой 5 букв. Ураса жилище якутов. Урасá — летнее жилище якутов, конусообразный шалаш из жердей, обтянутый берестой. У якутов был единый культ хозяина тайги Баай Байаная — покровителя охоты, а не хозяина леса. 3. Введите буквы, если они известны. Шалаш Якута 5 букв. берестяной шалаш якута — ответ на кроссворд / сканворд, слово из 5 (пяти) букв.

Берестяной шалаш якута 5 букв сканворд

Ысыах – праздник солнца в Якутии Если зимою в окна вставлялись льдины, то летом их заменяли рыбьи пузыри, брюшина, слюда и лишь у зажиточных якутов были настоящие стекла.
Берестяной шалаш якутов Но следует подчеркнуть, что индигирские якуты жили исключительно в балаганах и в урасах конического типа – «голомо».

Якутский шалаш 5 букв

Конусный шалаш. Конусные шалаши из жердей. Шалаш якутов обтянутый берестой 5 букв. Ураса жилище якутов. 5 букв. Ответы для кроссворда. Шалаш у якутов 5 букв. Орочский конический чум с жердевым каркасом, покрытый еловой корой или берестой 4 буквы. Домашнее задание: нарисовать одно из традиционных построек якутов.

Похожие вопросы в кроссвордах и сканвордах

  • Развитые типы жилищ
  • шалаш — Викисловарь
  • Традиционные жилища народов Сибири
  • Шалаш – Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля. Буква Ш

Ответы на кроссворд АиФ номер 28 за 2023 год.

Пользователь Влад Сипатров задал вопрос в категории Дополнительное образование и получил на него 3 ответа. Шалаш якута 5 букв сканворд. Яранга жилище народов севера. 3. Введите буквы, если они известны. Летний шалаш якутов.

Берестяной шалаш якутов - слово из 5 букв

ураса — тип старинного летнего жилища якутов, конусообразный шалаш из жердей, обтянутый берёстой. Старинное летнее жилище у якутов. В ответе на кроссворд 5 букв. старинное летнее жилище, конусообразный шалаш из жердей, обтянутый берестой. Выводя из вышеизложенного, можно сказать, что шалаш якутов, обтянутый берестой – это пятибуквенное слово «Юрта». Летним жилищем служила «ураса» — тип старинного летнего жилища якутов, конусообразный шалаш из жердей, обтянутый берёстой. Шалаш обтянутый берестой 5 букв. Жилище эвенков чум.

Шалаш якутов обтянутый берестой

Летние жилища располагались у рек и озер и представляли собой конические юрты ураса , крытые берестой. Традиционная бревенчатая юрта имеет форму усеченной пирамиды. Снаружи юрты обыкновенно обмазываются глиной и навозом, а крыши покрываются землей; внутри юрты ставится глиняный камелек с трубой для выхода дыма; кругом стен идут неподвижные нары. Юрты вообще тесны и низки. Окна в них обыкновенно едва достигают четверти в квадрате и обтягиваются бычачьим пузырем, бумагой, волосяной сеткой, сшитой слюдой; зимою к ним примораживают прямо куски льда. Вследствие всего этого в якутские юрты проникает ничтожное количество света. Пол у большинства юрт земляной; единственные входные двери настолько низки, что позволяют войти в юрту лишь сильно согнувшись.

Жилище шорцев и телеутов. Могол ураса Мандар Уус. Ысыах ураса. Чум манси. Чум эвенков Забайкалья. Чум Тоджинский. Ураса эвенков. Аил жилище алтайцев. Аил юрта Алтай. Алтайская Чадыр аил. Жилища народов Ханты и манси. Традиционное жилище хантов и манси. Национальное жилище хакасов. Юрта хакасов. Хакасия традиционное жилище. Жилище хакасов юрта. Якутский Камелек. Конический чум. Чум из жердей. Конусный шалаш. Жилище алтайцев юрта. Национальное Алтайское жилище - аил. Аил алтайцев. Эвены жилище Утан. Жилище тувинцев чум. Эвенки чум. Традиционное жилище эвенков. Жилища индейцев Северной Америки разных племен. Вигвам жилище индейцев Северной Америки. Вигвам жилище лесных индейцев. Типи жилище индейцев. Древние берестяные туеса. Якутский берестяной туес. Промысел берестяные туеса. Берестяная утварь башкир. Чум ненцев. Жилище ненцев чум. Яранга Коряков. Ительмены яранга. Коряки жилище яранга. Чукчи жилище яранга. Яранга жилище народов дальнего Востока. Традиционное жилище нивхов. Нивхи жилище традиционное жилище. Фанза жилище нанайцев. Традиционное жилище нанайцев. Яранга чум вигвам. Юрта — жилище кочевых народов. Жилище народов Якутии. Вигвам индейцев Северной Америки. Вигвам - жилище лесных индейцев Северной Америки. Вигвам индейцев Южной Америки. А фрейм 6х6. Домиков типа "а-frame". Дом шалаш без стен чертеж. А фрейм дом угол крыши. Юрта телеуты. Жилища телеутов юрта.

В верхней части оставляли круглое отверстие для дымохода и освещения. Это было просторное, хорошо проветриваемое жилище. Оно устанавливалось около воды в конце мая.

Как водится, удача не всегда сопутствовала добытчику. Поэтому, с помощью заклинания, жертвоприношений просили удачи на промысле, пытались задабривать духа-хозяина леса, от которого казалось, зависела удача на охоте. У тюрок Сибири сохранялись общесибирские ритуалы, связанные с магическими и анимистическими воззрениями, с верой в возрождение убитых зверей и т. У якутов особое развитие получил культ общеэтнического духа-покровителя охоты Баай Байаная, которому поклонялись их древнетюркские предки. Рыболовство и охота играли большую роль в жизни якутского народа. Для якутов-скотоводов эти отрасли хозяйства были значительным подспорьем, а для бедноты, не имевшем скота, рыболовство было основной отраслью хозяйства. Поэтому промысловый культ — обряды и поверья, связанные с охотой и рыболовством, имел широкое распространение. Охотничьи обряды и поверья якутов условно можно разделить на две группы: 1 обряды и поверья, соблюдение которых необходимо для сохранения охотничьей удачи; 2 обряды, направленные на приобретение охотничьей удачи при длительном отсутствии добычи. Первая группа состоит из сочетания обрядов и поверий, относящихся к культу духа-хозяина охоты Баай Барыллах баай Байаная всем богатого богача Байаная , с обрядами и запретами чисто магического характера, связанными с почитанием самих животных или их душ. С этой группой обрядов связаны поверья о необходимости магического соблюдения ритуальной "чистоты". У якутов был единый культ хозяина тайги Баай Байаная — покровителя охоты, а не хозяина леса. Баай Байаная считался хозяинов всех зверей и птиц и покровителем охотников, соблюдающих обряды и табу во время промысла. Представление о нем не связывались в воззрениях якутов с каким-нибудь определенным лесом или тайгой. Духи-хозяева мест, по верованиям якутов, занимали второстепенное значение в охотничьих делах.

Примитивные типы жилищ

  • Шалаш якутов обтянутый берестой - 5 букв ✓
  • Страна с хуситами - Ответ из 5 букв, на букву Й
  • Содержание
  • Ответы на кроссворд дня № 15556 из "Одноклассников"
  • - В Якутске мужчина полгода мастерил из бересты двери невесты — хаппахчы
  • Дух охоты - Байанай

Берестяной шалаш якутов, 5 букв

  • Поселение и жилище якутов
  • Занятие 2. Традиционный уклад жизни народов Якутии
  • Шалаш якутов обтянутый берестой
  • Решения для Шалаш якутов, обтянутый берестой
  • Шалаш якутов обтянутый берестой 5 букв сканворд
  • Ответы на сканворд 17 АиФ 2024 год

Ответы на кроссворд дня № 15556 из "Одноклассников"

Изнутри их окрашивали в красновато-коричневый цвет отваром ольховой коры. Дверь делалась в виде берестяного занавеса, вышитого различными узорами. Для прочности бересту вываривали в воде, затем скоблили ножом верхний слой и сшивали тонким волосяным шнуром в полосы. Внутри урасы вдоль её стен, также как и в других жилищах, сооружались нары ороны. Посередине строения очаг.

Пол земляной. Ураса В условиях резко континентального климата Якутии с очень холодными зимами и жарким летом, ураса как летнее жилище, была очень удобна: в берестяной высокой урасе в жаркую погоду всегда прохладно, а воздух — свежий и чистый. В таких жилищах якуты жили с мая по август с августа по май — в зимних бревенчатых жилищах — балаганах.

С XIX в. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем. Кольский север в досоветское время.

Русский Север. Путевые записки. В редакции от 07.

Внутри урасы вдоль её стен, также как и в других жилищах, сооружались нары ороны. Посередине строения очаг. Пол земляной. В условиях резко континентального климата Якутии с очень холодными зимами и жарким летом, ураса как летнее жилище, была очень удобна: в берестяной высокой урасе в жаркую погоду всегда прохладно, а воздух — свежий и чистый. В таких жилищах якуты жили с мая по август с августа по май — в зимних бревенчатых жилищах — балаганах. Причём на зиму ураса не разбиралась, это жилище стационарное.

По размерам различают три вида урасы. Могол ураса — большая, предназначенная для приёмов гостей.

Легенды и сказки народов Севера откроют перед Вами таинственный и далёкий, суровый и манящий снежный край. Якутские легенды и сказки Омогой Баай и Эллэй Боотур Много-много лет тому назад, когда этот край нынешнюю Якутию населяли одни тунгусы, Омогой Баай, ставший первопредком якутской народности, из-за больших распрей и вражды потерпев поражение, примерно с двадцатью домочадцами и работниками с реки Ангары приплыл по реке.

Он прибыл сюда, потому что там, на родине, на реке Ангаре, при нём шаман Аан-Эсэр, камлая по случаю болезни проказой дочери одного богача, поведал о своих видениях. Во время камлания перешёл восемь речек и добрался до девятой речки, впадающей в реку Лену, где находится корень болезни прокажённых. Затем, вернувшись назад на одну ступеньку, останавливался в местностях Ойуу Хатынг, Ой Бэс, Необозримая Туймаада, и дух этих краёв Хо-тун, женщина с ростом с урасу [1] , подойдя к нему, сказала: «Шаман! Отправь мне хотя бы одного человека, который не имеет жилья, не может найти пропитания, я могла бы его приютить-накормить и умножить род».

Так, Омогой Баай, поверив в видения шамана, говорят, скрываясь, приплыл и поселился в этом краю. У Омогой Баая по прибытии в этот край умножились табуны и стада, он завёл табунщиков и коровниц. Имел он двух родных дочерей: старшая по имени Эбэлэй Чымаа, младшая — Чэмэй Куо, ещё были у него несколько молодых работников и одна жена. Тогда они жили в местности Сайсары, или иначе в необозримо широкой Туймааде на западной стороне Лены-реки.

Когда они так жили, однажды летом сверху по реке поплыли хворост, щепки, птичьи перья. Тогда Омогой, поговорив с домочадцами, отправил двух своих парней. Парни, дойдя до Южной Священной горы, увидели, что у костра сидит человек и что-то варит-готовит: одежда у него кожаная, выделанная из конских волос и коровьих шкур, сам в рогатой шапке, у него боевой лук и пальма. Повстречавшись, стали расспрашивать, но не поняли языка друг друга, стали объясняться жестами и по-татарски, так они познакомились.

Тот человек только твердил беспрестанно: «Я Эллэй, я Эллэй». Поговорив с ним, познакомившись, парни вернулись домой и рассказали всё отцу Омогою. Услышав это, Омогой велел позвать его. Парни снова пришли к тому человеку и сказали: «Отец велит придти к нему».

Он подчинился, пришёл с парнями. Эллэй очень понравился Омогою. Он стал хорошим работником, крепким, лучшим из лучших. Он был искусным мастером, обладал даром благословения, охотником и к тому же человеком, который ни от какой работы не отказывался.

Эллэй несколько лет жил у Омогоя тихо, спокойно, на правах домочадца и работника. Позже овладел языком, стал разговаривать с Омогоем. Однажды, когда Эллэй отправился за табуном лошадей, жена говорит своему старику: «Старик, надо же, когда Эллэй входит в дом, тебя пробирает сильная дрожь, видно, твоя душа чует какую-то беду, видно, этот человек станет кем-то другим? Видно, станет он родоначальником, ведь и лицом, и сноровкой лучше других.

Как ты, старик, думаешь? Во время спора жена поднесла Омогою в берестяном сосуде с ободком кумыс и предложила дождаться, когда в дом войдёт Эллэй. Как только он стремительно вошёл в дом после работы — тут же кумыс из берестяного сосуда с ободком, который держал в руках Омогой, расплескался, затрясся подол его верхней одежды и взлетел вверх осиновый лист, который был приколот женой к его подолу.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий