Новости спасение челюскинцев 1934

85 лет назад, 13 апреля 1934 года, завершилась операция по спасению челюскинцев в Арктике. Научная экспедиция на пароходе «Челюскин» вышла в море из Мурманска летом 1933 года для проверки возможности прохода Северным морским путём. Новость о том, что «Челюскин» раздавлен льдами и затонул, моментально облетела планету. Запад не поверил, что спасение экспедиции возможно. Двухмесячный ледовый плен челюскинцев завершился чудесным спасением.

Газета "Правда". 85 лет назад завершилась операция по спасению челюскинцев

Все лётчики, участвовавшие в спасении челюскинцев, были удостоены звания героев Советского Союза — награды, учреждённой в апреле 1934 года. За операцией по спасению челюскинцев следила вся страна, выходили статьи в газетах, репортажи на радио, кинодокументалистика. За пять месяцев до спасения челюскинцев экипаж Куканова на одном У-2 за тринадцать рейсов спас более 90 человек с вмёрзших в лёд пароходов Колымской экспедиции, но эта спасательная операция не получила широкой огласки в то время, поскольку многие из спасённых были. 13 февраля 1934 года «Челюскин» сильно сжало льдами, в течение двух часов после того, как треснули листы обшивки, пароход затонул. О подготовке «Красина» к экспедиции по спасению челюскинцев рассказывают публикуемые документы ЦГАИПД СПб.

Спасение челюскинцев

Оно было сильно перегружено, поскольку на борту находились грузы для зимовщиков, сборные дома для посёлка на острове Врангеля, а также гидросамолёт для проведения разведки с воздуха. Уже 15 августа, при первой серьёзной встрече с тяжёлыми льдами, судно получило повреждения. Однако вызванный на помощь ледокол «Красин» пробил «Челюскину» дорогу. При этом пароход всё равно шёл под серьёзной нагрузкой, так как канал, пробиваемый «Красиным», был узок для тяжёлого сухогруза. Однако экспедиция продолжалась, и без приключений «Челюскин» добрался до Чукотского моря, где был зажат многолетними льдами. Ввиду этого подойти к острову Врангеля, как было запланировано, «Челюскин» не смог. С середины октября до начала ноября судно дрейфовало в сторону Берингова пролива и 4 ноября достигло его. Фактически Северный морской путь был пройден. Лёд стал заметно тоньше, и до чистой воды «Челюскину» оставалось всего несколько километров.

Рядом находился ледокол «Литке», который предложил пробить для «Челюскина» проход к чистой воде. И здесь Отто Шмидт допустил роковую ошибку. Полагая, видимо, что «Челюскин» окажется на свободе самостоятельно в течение нескольких часов, он отверг помощь «Литке». Ледокол отправился выполнять свои задачи, а уже вечером 4 ноября «Челюскин» стало сносить от чистой воды в глубину ледовых полей. Обстановка стала ухудшаться стремительно, но Шмидт обратился за помощью к «Литке» только десять дней спустя. Время было упущено — между кораблями теперь находились поля многолетнего льда, которые не мог преодолеть даже ледокол. Стало ясно, что экипаж «Челюскина» ждёт зимовка во льдах. Гибель «Челюскина» Ещё хуже было то, что возникли серьёзные опасения за сохранность судна.

Лёд давил всё сильнее, и руководство экспедиции приняло решение разместить все важные грузы на палубе на случай экстренной эвакуации. Мытарства «Челюскина» продолжались до 13 февраля 1934 года, когда наступила развязка. Мощный напор льдов пробил в левом борту трещину шириной в метр и длиной в 30 метров.

Правда, ещё в Чукотском море пароход лишился гребных винтов, и до Берингова пролива шёл на самодельных парусах, после чего его отбуксировали в Петропавловск-Камчатский. Эпопея «Челюскина» В 1932 году знаменитый русский исследователь Отто Юльевич Шмидт на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков» прошёл за одну навигацию, без зимовок от Архангельска до Берингова моря Но Отто Шмидт не сдавался. Он решил повторить попытку, дабы всё же пройти Севморпуть от начала до конца без аварий. В качестве корабля для новой экспедиции он выбрал ледокольный пароход «Челюскин», спущенный на воду в 1933 году и бывший в то время одним из самых современных судов этого типа в отличие от «Сибирякова», построенного в 1909 году. Он должен был проследовать по Севморпути, и, пройдя Беринговым проливом, достичь Владивостока. Поначалу всё шло хорошо, и уже 1 сентября экспедиция обогнула мыс Челюскин на северной оконечности Таймыра. Однако, когда пароход вошёл в Чукотское море, участники экспедиции увидели впереди сплошной лёд.

Он продолжался пять месяцев, и поначалу казалось, что цель будет достигнута: «Челюскин» медленно смещался к Берингову проливу, и 4 ноября его достиг. На горизонте под лучами солнца переливалось свободное ото льда море… Однако вскоре судно было увлечено течением на северо-запад. Дрейф продолжился, а 13 февраля 1934 года корпус «Челюскина» был раздавлен льдами и корабль пошёл ко дну. Впрочем, к такому исходу экипаж был готов, и на лёд смогли быстро выгрузить припасы, а также доски и кирпичи для строительства бараков. При высадке погиб завхоз Могилевич, которого раздавил сместившийся со своего места ящик с грузом. Остальные члены экспедиции благополучно сошли на лёд и приступили к строительству жилища. Благодаря работавшей радиостанции удалось передать информацию о случившемся на большую землю.

Особенно подробно, как о семье своего учителя, об этом пишет Илья Куксин. В соответствии с документальными данными и воспоминаниями нет места для появления на корабле другого ребенка у других родителей. Участников плавания по фамилии Кандыба или с именем Елизавета Борисовна не удалось найти ни в исследованных документах, ни в воспоминаниях. Все это однозначно позволяет сделать вывод о неаргументированности версии Э. Белимова о рождении Карины. В подтверждение реальности девочки, родившейся на корабле у участников экспедиции Васильевых, мы приводим фотографию Карины Васильевой в наше время. Фотография предоставлена сайтом www. Для нее, прожившей всю жизнь со своими родителями, была особенно очевидна надуманность версии других родителей и иной жизни, описанная Белимовым. Очень серьезным является вопрос о численности зимовщиков на дрейфующей льдине с учетом плавания двух кораблей. Этот вопрос не рассматривался ни в одной из известных мне публикаций. После гибели «Челюскина» на льду оказалось 104 человека. В их число входили 52 члена команды «Челюскина», 23 участников экспедиции О. Шмидта и 29 участников предполагавшейся зимовки на о. Врангеля, включая 2 детей. При этом штатное число членов команды парохода должно быть несколько больше, так как в преддверье зимовки в сентябре 1933 г. Именно такое количество людей — 104 человека - было вывезено пилотами спасательной экспедиции на землю. Белимов делает намек, что количество переправленных на землю людей могло быть больше с учетом значительного количества самолетов, участвовавших в спасении. Поэтому мы сочли необходимым столь скрупулезно привести данные количества полетов и вывезенных людей каждым летчиком. Среди спасенных зимовщиков не находится места даже для мифического Кандыбы и его жены Елизаветы Борисовны. Вместе с тем для проводки второго корабля, подобного «Челюскину» была необходима команда той же численности. Мы не говорим уже об охране заключенных. Какова их судьба при наличии второго парохода, затопленного по приказу, выполненному лично Кандыбой? Жестокость сталинского режима и методов обращения с заключенными сотрудников НКВД давно перестали быть тайной. Были опубликованы и документально подтверждены неоднократные случаи казни заключенных путем затопления их в трюмах старых барж. Допустим, что для уничтожения всех свидетелей транспортировки заключенных и их потопления, было принято трудно реализуемое одним человеком решение об уничтожении вместе с заключенными всех охранников и членов команды парохода. Но даже реализация такого решения не уничтожает опасных свидетелей. Северный морской путь в те годы уже совсем не был ледовой пустыней. Многомесячное плавание сопровождалось неоднократными встречами с другими кораблями, периодическим участием ледоколов в проводке экспедиции. Мы указывали на встречу шести кораблей на мысе Челюскин, встречу с большой группой чукчей. Белимов описывает неоднократные контакты команд «Челюскина» и «Пижмы», как до гибели «Челюскина», так и после. Для уничтожения свидетелей пришлось бы принять столь же радикальные меры по отношению ко всем людям, которые были или могли быть свидетелями плавания второго корабля. Тем более не реальной с этих позиций является отправка О. Шмидта, старого интеллигента, человека с безупречной репутацией в научном мире, на лечение в США сразу после эвакуации с льдины. Хорошо известно, что обладатели секретов ни в каком случае не имели возможности выезда за границу, тем более без надежного сопровождения. Флотилия насчитывала с дюжину судов. В одну навигацию они не успевали пройти до Лены и обратно, зимовали во льдах. Вполне возможно, что там есть сведения и о затонувшем пароходе. Но к челюскинской эпопее они вряд ли имеют отношение. Известный английский исследователь Роберт Конквест посвятил много лет изучению процессов насилия над собственным народом в СССР. Отдельные работы посвящены лагерям смерти в Арктике и перевозкам заключенных. Им составлен полный перечень судов, использованных для транспортировки заключенных. Ни одного арктического рейса в 1933 г. Поиск дал возможность обнаружить фотографии гибели «Челюскина», координаты затонувшего корабля, ряд сообщений о дрейфующем ледовом лагере, этапах подготовки и спасения челюскинцев, об участие в этом американцев, транспортировке и лечении О. О других сигналах SOS из советской Арктики или нахождения спасшихся заключенных ни одного сообщения в газетах не было обнаружено. Единственным упоминанием о радиосигналах, связанных с заключенными, является заметка корреспондента «Труда» из Казани, относящаяся к 2001 году. Не были обнаружены такие сообщения в зарубежных исследованиях о советской Арктике. За прошедшие 70 лет нам не известно ни об одной публикации в зарубежной печати о спасшихся или погибших в 1934 г. Советские руководители часто применяли принцип, что цель оправдывает средства. И в мирное и в военное время превращение людей в лагерную пыль было обычным делом. С этой стороны принесение в жертву массы людей для освоения Севера было бы обычным делом. Но при всей признанной жестокости власти в крупных начинаниях она не была глупой. Для реализации той же задачи с большей выгодой бросается в глаза простой выход. С еще большей помпой анонсируется прохождение Северного морского пути за одну навигацию не одним, а двумя пароходами. Открыто, легально, под звуки оркестров, как сказано у Белимова, два парохода гордо идут по заданному маршруту. Они не боятся свидетелей и встреч с другими кораблями. Тайной остается только «начинка» одного из кораблей: вместо леса, продуктов и запаса угля в трюмах скрыт живой стройматериал. Нет исчезновения только что построенного корабля, нет многих проблем… Трудно представить, что вершители судеб избрали столь более уязвимый вариант, чем было возможно. Все это заставляет предположить, что этих проблем не было, потому что в составе экспедиции не было второго корабля. Приведенные выше сведения из архивов судостроителя свидетельствуют, что в 1933 г. Регистрационные книги английского Ллойда позволяют установить наличие только этого корабля. К активному участию в поиске удалось привлечь коротковолновиков. По версии Белимова большая группа классных радиолюбителей — коротковолновиков была на «Пижме» и им была отведена существенная роль. Начало 30х годов было временем широкого увлечения коротковолновой связью. Многие сотни и тысячи радиолюбителей в СССР и за рубежом получали личные позывные и выходили в эфир. Почетным было установление большого числа связей, проводились соревнования среди коротковолновиков. Доказательством установления двухсторонней связи было наличие в принятой информации позывного, принадлежащего пославшему сигнал. Ссылки на наличие сигналов бедствия от коротковолновиков, не принадлежавших «Челюскину», были приведены журналистами от третьих лиц уже после публикации версии «Пижмы». Каждый из них включал подробности, в точности повторяющие текст Белимова. Личного позывного на эту фамилию зарегистрировано не было.

Немного истории Задача освоения СМП как единой внутренней транспортной магистрали, не только соединяющей запад и восток России, но и объединяющей транспортные системы великих сибирских рек, была сформулирована в конце XIX века и выражена известной формулировкой адмирала Макарова о том, что Россия — здание, обращенное фасадом к северу. К выполнению этой задачи наша страна приступила в начале ХХ века, и первым решительным и важным шагом стала Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана ГЭСЛО 1910—1915 годов. Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана. Фотография мыса «Челюскина». Здесь следует отметить, что приписывать освоение CМП той или иной политической системе, с моей точки зрения, не слишком корректно. Стратегическая и геополитическая значимость этого пути ставила задачу скорейшего его освоения перед страной в целом, то есть перед любой политической системой власти и перед любой идеологией. Главсевморпуть: задачи и ресурсы В 1932 году ледокольный пароход «А. Сибиряков» под командованием капитана Владимира Воронина впервые в истории преодолел СМП в одну навигацию. Руководил экспедицией Отто Шмидт. В конце этого же года, а точнее 17 декабря, в СССР было образовано новое ведомство — Главное управление Северного морского пути Главсевморпуть, ГУСМП , приоритетной задачей которого стало «превращение Северного морского пути в постоянно действующую транспортную магистраль». Новому ведомству была передана большая часть арктического флота, в него влился ряд уже существующих к тому времени организаций, в том числе акционерное общество «Комсеверпуть» со своей немногочисленной полярной авиацией. Отто Шмидт. Два ледокола: «Ленин» бывший «Александр Невский» и «Красин». Ледорез «Литке» в это время находился в подчинении Наркомвода. Ледокольные пароходы — «А. Сибиряков», «Г. Седов», «Малыгин», «Русанов». Эти суда хоть и имели высокие для того времени ледовые качества, использовались либо как научно-исследовательские и гидрографические, либо как транспортные для снабжения полярных станций и доставки небольших объемов грузов, либо на зверобойных промыслах. В условиях недостатка ледоколов на трассе СМП их также привлекали для проводки судов. Другие грузовые, грузопассажирские суда, привлекавшиеся для транспортных операций в Арктике, не были судами ледового класса и не проектировались специально для работы в полярных морях. Особенности навигации 1933 года Для своей первой навигации 1933 года Главное управление СМП разработало обширные планы. В Карской экспедиции, проводившейся в августе-октябре 1933 года, участвовало 30 судов, в том числе лесовозы. Их проводку осуществлял ледокол «Ленин». Центральным событием навигации 1933 года должен был стать повторный сквозной проход судна из Баренцева моря в Тихий океан. Центральным, но отнюдь не самым масштабным.

Экипаж парохода «Челюскин» прождал два месяца спасения во льдах

Эти две малышки оказались самыми юными участницами беспримерной ледовой эпопеи. А сейчас Карина Васильевна, живущая в Петербурге, является единственной из челюскинцев, оставшейся в живых. Конечно, собственных впечатлений о времени пребывания на льдине и эвакуации на «большую землю» у нее нет, однако женщина помнит много рассказов, услышанных впоследствии от матери. Что-то из них мы использовали в свое время при съемках документального фильма. Но об одном из эпизодов, доселе никому неизвестном, Карина Васильевна упомянула лишь не так давно во время нашего с ней разговора. Всех эвакуированных самолетами с дрейфующей посреди Чукотского моря льдины челюскинцев летчики доставили сперва в «столицу» спасательной операции — заполярный поселок Ванкарем.

Затем спасенных людей предстояло переправить в Уэлен на побережье Чукотки, откуда их должны были вывезти на корабле во Владивосток.

Обратный путь, несмотря на перевес, прошёл благополучно. Чуть более двух часов Ляпидевский летел из Уэлена к лагерю, около двух часов провёл на льдине и за два часа вернулся на базу. Безупречный исторический полёт, такой бывает раз в жизни! Шмидт послал руководителям государства ликующую телеграмму: «Полярное море, лагерь Шмидта.

Сегодня, 5 марта, большая радость для лагеря челюскинцев и вместе с тем праздник советской авиации. Самолёт АНТ-4 под управлением лётчика Ляпидевского при лётчике-наблюдателе Петрове прилетел: из Уэлена к нашему лагерю, спустился на подготовленный нами аэродром и благополучно доставил в Уэлен всех бывших на «Челюскине» женщин и обоих детей. Самолёт взял направление надо льдом и с поразительной уверенностью вышел прямо на аэродром. Посадка и подъём были проделаны удивительно чётко и с пробегом всего на расстоянии 200 метров. Успех полёта т.

Ляпидевского тем значительнее, что стоит почти 40-градусный мороз. Между лагерем и аэродромом образовалась большая полынья, так что для переправы пришлось три километра тащить из лагеря шлюпку через лёд. Удачное начало спасательной операции ещё более подняло дух челюскинцев, уверенных во внимании и заботе правительства и всей страны». Главное было сделано. Но на льдине оставались 90 человек, среди них — тяжело заболевший Шмидт.

Но больше месяца лётчики не могли снова найти лагерь Шмидта. Не позволяла погода, а подчас подводила техника. Второй раз добраться до челюскинцев удалось только через месяц — 7 апреля. А уж потом дело заспорилось… Лётчик Василий Молоков на своём двухместном самолёте Р-5 умудрялся вывозить по 6 человек, приспособив для пассажиров парашютные ящики. Его — основательного, всегда степенного лётчика — полярники почтительно называли «дядей Васей».

Он вывез на Большую землю 39 челюскинцев, больше всех! Николай Каманин — самый молодой и энергичный из лётчиков — на своём поликарповском Р-5 за девять удачных полётов вывез из ледового плена 35 человек. Водопьянову за три «ездки» удалось вывезти 10 полярников. Маврикий Слепнёв вывез 6 человек, включая страдавшего туберкулёзом лёгких Отто Шмидта, которого, по распоряжению Совнаркома, пришлось отправить в госпиталь на Аляску. Двоих вывез на своём «Юнкерсе» Иван Доронин.

В тот день они доставили на материк последних челюскинцев: заместителя Шмидта Алексея Боброва, радистов Эрнста Кренкеля и Серафима Иванова, боцмана Анатолия Загорского, моториста Александра Погосова и капитана Владимира Воронина, который по старинной морской традиции последним покинул палаточный лагерь. В последнем рейсе лётчики забрали с собой и 8 собак, помогавших челюскинцам все дни дрейфа. Их тоже не забыли и не оставили на произвол судьбы. Советские лётчики вывезли на материк всех челюскинцев — всех до одного! Знаменитый ас Сигизмунд Леваневский тоже принял участие в поисках.

Найти лагерь Шмидта и спасти челюскинцев ему не удалось, но он сумел в сложных погодных условиях доставить в Ванкарем руководителя спасательной операции, полярника Георгия Ушакова. Это было настоящее торжество прогресса: во льдах, при опасных перелётах не погиб ни один человек. Ни среди полярников, ни среди лётчиков, ни среди жителей Севера. Ни один! Это и называется «чистая победа».

Победный резонанс Эта эпопея произвела сильное впечатление и на друзей, и на врагов Советского Союза.

Его экипаж и члены находившейся на борту научной экспедиции отрабатывали схему доставки грузов по Северному морскому пути за одну летнюю навигацию. Но в сентябре 1933-го судно было заблокировано льдами и дрейфовало пять месяцев.

Когда корпус корабля дал трещину, команда и участники экспедиции высадились на лёд, забрав с собой всё самое необходимое, в том числе материалы для возведения временных построек. Образованная в Москве специальная комиссия подготовила спасательную операцию. С 5 марта по 13 апреля челюскинцев эвакуировали из лагеря на материк самолётами.

В один из дней нашелся «заяц» - кочегар Михаил Субботин, который пробрался на судно тайком. А 31 августа в семье научного сотрудника Всесоюзного арктического института Василия Гавриловича и Доротеи Ивановны Васильевых родилась девочка Карина. Все были заняты своими делами: команда следила за обстановкой и льдами, ученые и специалисты проводили исследования. Ничто не предвещало беды. Однако уже в сентябре 1933 года все пошло не плану - в Чукотском море подули южные ветры и принесли лед, который и зажал «Челюскин». На протяжении следующих 5 месяцев корабль дрейфовал. Состояние судна ухудшалось с каждым днем. Море заполнилось ими целиком.

При сильном ветре лед приходил в движение, образуя в одних местах трещины, полыньи, а в других - торосы в результате нажима льдин друг на друга. Движение льдов неоднократно производило давление на пароход. Одно из сжатий в декабре было настолько сильным, что мы, на всякий случай, выгрузили на лед запасы продовольствия, но затем образовались разводья и запасы были погружены обратно». Команда своевременно эвакуировала на лед аварийные запасы продовольствия, палатки, самолет, радио, спальные мешки. Выгрузка людей продолжалась до самого последнего момента - пока нос корабля не ушел под воду. Не обошлось без жертв. Завхоз Борис Могилевич во время эвакуации был придавлен бревном и, не успев выбраться, утонул вместе с судном. Была организована комиссия в составе В.

Куйбышева, Н.

13 апреля 1934 года завершена операция по спасению челюскинцев в Арктике

Самолёт вздрогнул, взвыли моторы, машина ринулась вперёд… Сделав круг над аэродромом, мы понеслись на юг, к "большой земле"». На помощь спешили другие самолёты. Массовая эвакуация с льдины началась через 13 дней и продолжилась две недели. В операции по спасению челюскинцев приняли участие семь лётчиков, первым был Ляпидевский и в связке с ним были М. Водопьянов, И. Доронин, Н.

Каманин, С. Леваневский, В. Молоков и М. Не всё шло гладко, и они действительно проявили мужество и стали первыми Героями Советского Союза 20 апреля 1934 г. Все члены экипажей самолётов были награждены орденами и медалями, а все челюскинцы, кроме детей, орденом Красной Звезды.

Каманин, В. Молоков, И. Доронин и М. Ознакомиться с другими материалами, новостями и статистикой можно в наших официальных группах в социальных сетях Facebook и ВКонтакте.

Даю свое согласие на рассылку мне новостей. Чтобы первыми узнавать о главных новостях и важнейших событиях дня подпишитесь на наш канал Telegram.

Большинство решений памятника не соответствовало теме.

Архитектурное решение было представлено «либо беспредметной композицией архитектурных обломов, приемлемой для любого случая жизни, либо в виде литературного проекта, который слишком много и слишком подробно рассказывал о героической эпопее челюскинцев». Жюри заявили «о мертвящей рутине архитектурного проектирования и о дилетантизме». А все вместе - «недостаточную культуру у конкурсантов, слабое изобретательство и остроумие в вопросах архитектурной композиции». Так что испытания для поступающих на факультет аспирантов Всесоюзной Академии архитектуры выдержало всего 24 человека!

Первые два варианта «Памятник челюскинцам» скульптора Веры Мухиной не сохранились. Еще два памятника - известны на бумаге. Свои варианты она делала в период с 1937 по 1940 годы. Известна ее статуэтка Борея - бога северного ветра, по ее замыслу, одного из главных фигур памятника «Спасение челюскинцев».

Борей был частью третьего варианта памятника. По воспоминаниям Веры Мухиной, «композиция должна была состоять из двух групп: челюскинцев во главе с Отто Шмидтом и их спасателей, а между ними с глыбы льда облицованный стеклянными плитами пьедестал в виде огромного ледяного, просвечивающего по ребрам кристалла улетает 15-18-метровая фигура старика с развевающейся за плечами шкурой белого медведя - Борея, который, уступая мужеству людей, покидает свои северные владения». Место для памятника было выбрано на Стрелке острова на Москве-реке, на участке между Каменными и Крымским мостами, где сейчас стоит Петр I, - на пилонах еще одного, специально построенного моста, который должен был соединить набережную у Дворца Советов с Замоскворечьем. От четвертого варианта остался обобщенный летчик, который должен стоять на носу корабля - и это уже был прототип Валерия Чкалова как раз в тот период, в 1938-м, он разбился.

Фигура должна была венчать «Пантеон летчиков», где было бы место и спасателям челюскинцев, ну а в центре - предполагалось поставить серебряную фигуру Икара. В итоге, у Веры Мухиной вышел самый известный монумент «Рабочий и колхозница» и, возможно, ее рук - гранёный стакан. Нереализованный проект был и у скульптора Ивана Шадра - плавающие льдины в честь челюскинцев.

Ежедневно Кренкель связывался с большой землей и передавал координаты. Лагерь на льдине постоянно дрейфовал. Радиостанция, с помощью которой Кренкель передавал сигналы в Москву, выглядела, примерно, вот так по габаритам. И весит она около 100 килограммов. Но, до наших дней не сохранилась. Об этом мы можем судить только по архивным фотографиям.

Зато, в музее имени Эрнеста Кренкеля вот такой интересный экспонат. Этот радиоприемник ему подарили в 1934 году, спустя пять месяцев после того, как челюскинцев спасли. Без навигационных карт, в сложнейших условиях на поиск лагеря челюскинцев лучшие полярные летчики потратили месяц. Ориентировка по местности. Все это белое, лед. Можно не увидеть эти торосы. Лететь там, конечно, я не представляю, как это можно лететь», — рассказывает внук советского летчика Михаила Водопьянова, участника операции по спасению экспедиции парохода «Челюскин» Михаил Болдырев. Первым рейсом из лагеря Шмидта вывезли женщин и детей.

Завершены работы на месте гибели легендарного парохода «Челюскин»

Плавание шло успешно, но уже в конце пути, пройдя пять морей Ледовитого океана, в Беринговом море «Челюскин» оказался зажат льдами. В связи с возникшей угрозой затопления, экипаж и члены экспедиции вынуждены были покинуть судно. Благодаря оперативной работе челюскинцев, все необходимые вещи и запасы провизии заранее вынесли на палубу и быстро сбросили на лед. На дрейфующей льдине был создан ледовый лагерь, в котором оказалось 104 человека, включая 10 женщин и двух маленьких девочек, родившихся во время плавания. Этот лагерь просуществовал 2 месяца. После получения радиограммы Москва создала правительственную комиссию, и с этого момента началась операция по спасению челюскинцев.

Шмидт же возглавил борьбу вынужденных полярников за жизнь в суровых условиях Арктики. Люди не пали духом, они верили, что их спасут.

При температуре ниже 40 градусов лётчики совершили более десятка рейсов и эвакуировали попавших в беду. В порт Владивостока корабли с челюскинцами и героями-летчиками на борту вошли 7 июня. Значение спасательной челюскинской операции в тот период было настолько велико, что именно за этот подвиг Постановлением ЦИК СССР 16 апреля 1934 года было учреждено почетное звание Героя Советского Союза. А 20 апреля был издан указ о присвоении лётчикам званий Героя Советского Союза. При спасении челюскинцев совершил 29 поисковых полётов в пургу и в ненастье, прежде чем 5 марта 1934 года, обнаружив их лагерь, совершил посадку на льдину и вывез оттуда 12 человек — 10 женщин и двоих детей.

Забрав всех женщин и детей 12 человек , Ляпидевский благополучно доставил их на Большую землю.

Казалось, спасение всех челюскинцев — вопрос нескольких дней, однако у самолёта Ляпидевского вышел из строя двигатель. Возобновить спасательную операцию удалось лишь через месяц, 7 апреля. В эвакуации челюскинцев участвовали лётчики Николай Каманин будущий начальник первого отряда космонавтов , Михаил Водопьянов именно он вскоре высадит на лёд зимовщиков первой дрейфующей станции «Северный полюс-1» , Василий Молоков, Маврикий Слепнев и Иван Доронин. Людей вывозили в чукотское стойбище Ванкарем, ставшее центром спасательной операции, а уже оттуда отправляли дальше, вглубь страны. Самостоятельно из лагеря добрались пилоты гидросамолёта, перелетевшие в Ванкарем 2 апреля. Большинство же челюскинцев были спасены в период с 7 по 13 апреля, при всё более ухудшающихся условиях. Ледовое поле, на котором находился лагерь, разрушалось, 9 апреля серьёзно была повреждена взлётная полоса. Несмотря на это, лётчики продолжали полёты.

Последним 13 апреля лагерь покинул капитан «Челюскина» Владимир Воронин. Пилоты успели вовремя — уже сутки спустя мощный шторм полностью разрушил лагерь челюскинцев. Чествование спасителей и спасённых История «Челюскина» и спасения его экипажа потрясла весь мир. Само спасение в полярных условиях такого количества людей не имело аналогов в истории. Успех лётчиков был отмечен по достоинству — все лётчики, спасшие людей, а также Леваневский, стали первыми, кто был удостоен вновь учреждённого звания «Герой Советского Союза». Все участники зимовки, кроме детей, были удостоены орденов Красной Звезды. На официальном уровне было заявлено, что плавание «Челюскина» доказало реальность полного освоения Северного морского пути. Зарубежные специалисты, однако, не были столь оптимистичны, полагая, что катастрофа «Челюскина» как раз доказала всю сложность этой задачи.

Впрочем, и в СССР, не слишком говоря об этом вслух, надлежащие выводы сделали. На Северный морской путь с того момента отправлялись суда, подготовленные на порядок лучше «Челюскина», стал расти ледокольный флот, была отработана проводка ледоколами грузовых судов в тяжёлых льдах. Освоение Северного морского пути продолжалось.

Всего с парохода спустились 104 человека — некоторые сошли с рейса раньше, а один из членов экипажа, завхоз Могилевич, сходивший с парохода последним, погиб под упавшим на палубу грузом во время затопления корабля. Все остальные пассажиры "Челюскина" под руководством Шмидта и капитана судна Воронина успешно выгрузились на лед, взяв с собой необходимые материала для сооружения палаток, провизию, спальные мешки и средства связи с землей. Четкие инструкции руководства и дисциплина всех присутствующих позволили продержаться в тяжелых условиях в лютый мороз посреди ледяных вод в течение нескольких месяцев. На льдине был построен деревянный барак, организована кухня и пекарня. Как передавал в своих сообщениях Отто Шмидт, моральный дух у челюскинцев был превосходный и боевой. Четыре леденящие душу истории о кораблекрушениях и призраках Эвакуация В столице моментально узнали о случившемся и начали разрабатывать план спасения застрявших во льдах. Через два дня была организована специальная комиссия, которую возглавил Валериан Куйбышев.

Эвакуацию планировалось провести с помощью авиации.

В этот день в 1934 году завершилось спасение челюскинцев в Арктике

14 апреля 1934 года в лагерь спасателей челюскинцев была отправлена телеграмма из Москвы. Спасение челюскинцев показало, что советская авиация может выполнять сложные задачи в Арктике. Это, конечно, сыграло огромную роль в спасении челюскинцев», — вспоминал о событиях 13 февраля 1934 года советский радист-полярник, участник экспедиции Эрнст Кренкель РИА Новости. Первую посадку в лагере челюскинцев 5 марта 1934 года совершил экипаж самолета АНТ-4 под управлением Анатолия Ляпидевского. Новость о том, что «Челюскин» раздавлен льдами и затонул, моментально облетела планету. Запад не поверил, что спасение экспедиции возможно.

90 лет спасению челюскинцев

Предполагалось, что дирижабли будут летать в лагерь для спасения челюскинцев. 13 апреля операция по спасению челюскинцев была завершена, и ледовый лагерь перестал существовать. 90 лет назад, 13 апреля 1934 года, в Чукотском море завершилась операция по спасению участников арктической экспедиции на пароходе «Челюскин». 4 ноября 1934 г. благодаря удачному дрейфу «Челюскин» вошел в Берингов пролив. 13 февраля 1934 года в Чукотском море в результате сильного сжатия пароход «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул в течение двух часов. Операция по спасению челюскинцев была возобновлена 7 апреля 1934 года.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий