Граттаж – способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Техника процарапывания в рисовании.
Осваиваем технику «граттаж»
Способ выполнения рисунка путём процарапывания пером бумаги или картона, залитых тушью. Граттаж — способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью или гуашью. Gr atter — скрести, царапать) — способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. • технология рисунка, состоящая в процарапывании картона, залитого тушью. Эта страница является обязательной для тех, кто ищет Кодикросс Выполнение рисунка путем процарапывания пером ответы. В Древней Греции и Риме была распространена техника декорирования стен зданий путем процарапывания верхнего тонкого слоя штукатурки — «сграффито».
Слово дня: тауширование
Подписаться на рассылку Недавно на занятиях по рисованию в воскресной школе храма бессребреников Космы и Дамиана города Набережные Челны учащиеся освоили необычную технику. О нем рассказала преподаватель Полина Недовизий. Недавно ребята познакомились с одной из таких техник — граттажем, — рассказывает преподаватель. Граттаж или гратография от фр. Наборы для гратографии воскографии сейчас можно приобрести в магазинах, однако цель урока состояла в том, чтобы самим научиться делать основу для рисования, тем более что процесс этот достаточно прост.
Для того, чтобы добиться нужного эффекта, попробуйте соединить несколько техник. Но для этого нужно, чтобы вы почувствовали себя свободнее, увереннее, раскованнее. Для работы вам потребуются материалы: 1. Плотная бумага. Тушь и мыло, гуашь, акварель, акрил. Воск или парафиновая свеча. Инструменты для процарапывания. Картон изготавливается промышленным способом и обладает гладкой поверхностью на меловой основе, которая стимулирует образование очень ярких белых тонов. Поверхность черного цвета характеризуется полуматовым блеском; она, к сожалению, аккумулирует жировые и другие вещества с поверхности пальцев. Поэтому необходимо защитить поверхность «нерабочих» участков чистым листом бумаги.
Рисунки, выполненные в технике граттаж, отличаются контрастом белых линий и чёрного фона, и похожи на гравюры. А если предварительно покрасить лист бумаги в различные цвета, то рисунок получится очень интересным и оригинальным... Занятия в данной технике проводятся под руководством инструктора по труду стационарного отделения Наро-Фоминского РЦ "Сказка" Банниковой А.
Стремление передать в картине свое восприятие жизни нашло отражение в творчестве постимпрессионистов. Ярким представителем этого направления являются работы Винсента Ван Гога, которые вы сейчас видите на экране. Впервые образ русской природы появился в творчестве Алексея Гавриловича Венецианова 1780—1847 гг. На своих полотнах он изображал мир сельской жизни. Все его картины изображают родные места художника и от каждой так и веет грустью и печалью. Знаменитая картина «Грачи прилетели» Саврасова Алексея Кондратьевича сразу же получила название «весна русского пейзажа». Ведь на ней открывается красота, казалось бы, обыденного, привычного в природе. Расцвет русской пейзажной живописи приходится на середину XIX в. Особая роль в русской пейзажной живописи принадлежит Ивану Ивановичу Шишкину. Он воспевал русскую землю с ее величественными лесами и равнинами. Но самым проникновенным русским художником-пейзажистом остается Исаак Ильич Левитан. Левитан любил природу до восторженного поклонения ей, он как никто другой глубоко чувствовал, понимал ее, умел настроиться на ее состояния. Своего апогея достигает философская мысль Левитана в картине «Над вечным покоем» 1894. Грандиозность водной и небесной стихий, безграничность пространства - и здесь же открытый всем ветрам маленький островок земли с заброшенным кладбищем и часовней, в окне которой едва теплится огонек... При работе в графике обычно используют один или два цвета, кроме основного чёрного или красно-коричневого цвета, можно использовать белый, в особенности на тонированной бумаге. Но может использоваться и вся цветовая палитра, как в живописи; согласно современной музейной классификации, акварель , гуашь , пастель и другие техники, использующие бумагу и краски на водной основе, тоже относятся к графике. В графике линия и разнообразный штрих постоянно способствуют друг другу, образуя тональные пятна и различные фактуры. Графический пейзаж отличается от обычного тем, что воспроизводится при помощи прямых, кривых и волнистых линий. Развитие графики тесно связано с искусством создания книги. Когда с конца 15 в. Существуют разные способы выполнения рисунка. Вот некоторые из них: Граттаж от фр. Gr atter — скрести, царапать — способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Изобретение которого приписывается итальянскому художнику и гравёру Джованни Кастильоне 1607—1665 Чем больше значения в жизни людей приобретал город, тем больше он стал отражаться в творчестве художников. Виды города принято называть городским пейзажем. Впервые изображение города появилось в период готики. Затем - в итальянском искусстве XV в. Развитие городского пейзажа в эпоху Возрождения связано с изучением прямой перспективы и архитектуры как науки.
Нетрадиционная техника рисования в начальной школе. Мастер-класс
Но истинную востребованность такая живопись получила во времена раннего Возрождения, когда античная культура не просто обрела новое звучание, но и стала символом эпохи. И сейчас в некоторых европейских городах можно увидеть дома, декор которых как раз повторяет античную технику. Но вот XX век громко «выстреливает» авангардизмом, буквально ставит всё с ног на голову, и художники стремятся «отринуть старый мир», ищут новые формы и техники. За то, что граттаж стал таким, какой он есть, можно сказать спасибо западному авангардисту Максу Эрнсту: это он в 1925-ом, просто рассматривая старый паркет глаз художника — совершенно уникальный объектив , решил взять и процарапать бумажную основу. Через год автор выпустил сборник работ «Естественная история», а вскоре открылась и его персональная выставка в фактически реанимированной и переосмысленной технике.
Новая мода пришлась по душе и другим авангардистам, которые стали искать своё лицо в этой технике. Работы получались новаторскими, смелое искусство оказалось популярным, прорывным. Помимо Макса Эрнста, технику граттажа великолепно удалось возвести на пьедестал модных течений Жоану Миро и Гансу Хартунгу. А ещё есть замечательный Джованни Гуйда, современный мастер граттажа, прославившийся очень молодым.
В России техника связана с именем М. Добужинского, экспрессивность работ которого впечатляла и тогда, и сейчас. Рисунки в технике граттаж нередко можно было встретить в печати, журналах и газетах. Но качество печати не всегда могло передать уникальность работы, её детализацию.
А вот в рекламе граттаж визуализировался потрясающе, впечатляя удивительными возможностями техники. И сегодня она остаётся востребованной, богатой на потенциал художественных экспериментов. В программе детских занятий по рисованию граттажа есть практически всё: это и знакомство ребёнка с основами композиции, и развитие мелкой моторики, и представление о материалах и инструментах. Что необходимо для рисования?
Что конкретно использовать, зависит от целей художника, уровня его мастерства, ожиданий от работы. Так как чаще впервые с техникой знакомятся маленькие дети, в перечислении материалов и инструментов следует ориентироваться на них. Итак, что нужно подготовить: плотную бумагу, если такой нет, сойдёт лист картона; чёрную тушь либо гуашь; плоскую кисть с мягким ворсом, она должна быть широкой; масляную пастель, а также обычные восковые мелки либо парафиновую свечку; удобную шпажку сгодится и зубочистка , вместо которой что только не используется — от гусиного пёрышка, гвоздя, вязальной спицы до непишущей ручки, ну, а настоящий художник работает резцами. Это фундамент, всё остальное факультативно, да и редко, если честно, необходимо что-то ещё.
Разве что интересная идея, которую для начала можно преобразовать в эскиз. Варианты оформления основы К слову, для самых «ленивых» можно вовсе ничего не готовить, а купить набор, в котором всё это уже будет. Но тем, кто решил пройти путь по созданию граттажа с нуля, сначала надо подготовить базовый лист. Он должен быть скользящим и гладким, и на его скользкую поверхность будет наноситься тёмный слой.
Чаще это гуашь или тушь, но есть варианты.
Чтобы гуашь не окрашивала руки при выцарапывании рисунка, до ее нанесения добавьте в краску немного ПВА и хорошо промешайте. Либо при рисовании подложите под руку, которая опирается в лист, кусок чистой бумаги. А если вы хотите перенести на свой лист какой-либо рисунок из альбома, книги, журнала переведите рисунок сначала на кальку, а затем с кальки, слегка продавливая, нанесите легкий контур вашего рисунка на заранее подготовленный для граттажа лист. И только после этого его как следует процарапайте. Мы попробовали сделать работы фабричного производства - гравюры.
Они тоже получились красивыми. Но есть огромный минус. Во-первых стоимость одного набора превышает сто рублей, во- вторых, у ребенка не развивается воображение, мышление, в- третьих мы считаем, что работы сделанные своими собственными руками несут частичку нашей души. Итак в ходе создания рисунков экспериментальным путем удалось определить оптимальный набор инструментов и материалов для их выполнения. Для получения разноцветного изображения: белый картон, цветные восковые мелки, парафиновая свеча, гуашь, деревянная шпажка. В случае одноцветного рисунка белый картон и мелки нужно заменить однотонным цветным картоном.
Приложение 8 Мастер-класс для одноклассников по созданию рисунка в технике граттажа Рассмотрев все возможные, простые и сложные технологии изготовления рисунка в технике граттаж, я выбрала метод работы с восковыми карандашами, как самый красочный и несложный. Осталось проверить, действительно ли выявленный экспериментальным путем набор инструментов и материалов является наиболее доступным и легким для использования при создании рисунков в технике граттажа. Для этого мы организовали и провели мастер-класс по граттажу для одноклассников. Каждому ученику был предложен набор инструментов и материалов: белый картон, восковые мелки, парафиновая свеча, черная гуашь, деревянная шпажка. После небольшого повествования об истории возникновения этой техники рисования, демонстрации собственных рисунков и подробной инструкции по выполнению каждого этапа создания граттажа ребята приступили к работе. Все этапы изготовления рисунка оказались вполне по силам ребятам, многие из которых впервые услышали на мастер-классе о такой технике рисования Приложение 9.
Нюанс возник только на третьем этапе — создании черного фона. Для успешного дальнейшего изготовления рисунка черный фон, сделанный с помощью гуаши, должен хорошо просохнуть. К сожалению, не у всех ребят до конца просохла гуашь, поэтому на некоторых работах вместе с контуром на черном фоне немного стала проглядывать цветная основа. Но даже этот нюанс не испортил окончательный результат и впечатление от рисования. Особенно увлекательным получился последний этап — непосредственное процарапывание рисунка. Творчество настолько захватило ребят, что некоторые из них стали помимо основного рисунка с ходу придумывать еще дополнительные узоры и детали.
По словам педагога, ребятам эта техника очень понравилась, поэтому многие из них выполнили несколько рисунков. Сейчас эти работы находятся в холле воскресной школы. Нужно отметить, что технику гратографии может освоить любой желающий.
Для этого потребуется только бумага, восковые мелки или парафиновая свеча и тушь, которую можно заменить гуашью или акриловыми красками.
Развитие графики тесно связано с искусством создания книги. Когда с конца XV в. Мастера-граверы все большее внимание уделяли разнообразию и выразительности штриха — графической разработанности и орнаментальности изображения.
Выполнение рисунка процарапыванием.
выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым. Граттаж (от фр. gratter — скрести, царапать) — способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Способ выполнения рисунка путём процарапывания пером бумаги или картона, залитых тушью 7 букв.
Мастер-класс «Создание работы в технике цветного граттажа. Волшебная птица»
Вывод: эти техники очень похожи, обе создаются путем процарапывания по рисунку. выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым. Граттаж — это способ выполнения рисунка путем процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Гости парк-отеля освоили технику получения изображения путём процарапывания рисунка по специально подготовленной поверхности. способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью по воску.
Юные художники осваивали технику граттаж в ДК "Речник"
- Рисование в технике граттаж - Иркутская область. Официальный портал
- Номинация - "Граттаж"
- Трансляции в этом месте
- Дом-музей И. П. Пожалостина: Мастер-класс «Граттаж» | Культура - Рязанская область. РФ
- Цветочная поляна в технике граттаж
Нетрадиционная техника рисования в начальной школе. Мастер-класс
Маленькие тюменцы могут научиться рисовать поцарапываением пером или другим острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. ГРАТТАЖ (франц. grattage - от gratter - скрести, царапать), способ выполнения рисунка путем процарапывания пером или другим острым инструментом бумаги, картона, залитых тушью. Граттаж или граттография — способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью.
Нетрадиционная техника рисования в начальной школе. Мастер-класс
За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением как при правильном держании кисти или карандаша, создаются условия для преодоления общей моторной неловкости, развития мелкой моторики руки. В процессе такой работы по мере тренировки движений рук совершенствуется состояние речи детей. Формированию психофизиологической основы речи способствует и совместная деятельность детей и педагога. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально-положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима.
Создавая ситуацию успеха для каждого ребенка, мы корректируем его эмоционально-волевую сферу, что также положительно оказывается на динамике речевого развития. Кроме того, совместная деятельность, увлеченность общим делом способствует речевому развитию ребенка и через межличностное взаимодействие. На занятиях рисованием с использованием нетрадиционных техник решаются и частные задачи развития речи. Формирование активного и пассивного словаря происходит за счет использования слов, обозначающих свойства, качества того или иного материала, способов действия с ним и т.
Таким образом, использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми, имеющими нарушения, может способствовать преодолению моторной неловкости а значит и слабых изобразительных умений, демонстрируемых детьми при проведении традиционных занятий по изобразительной деятельности, а также создать психофизиологическую базу для развития речи. Хотелось бы отметить одну из интересных нетрадиционных техник рисования, применяемых в детских рисунках, граттаж. Граттаж — способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Другое название техники — воскография.
Граттаж — это интересная и необычная техника создания красивых рисунков. Эта техника открывает много различных возможностей. Эта техника рисования привлекает многих своей простотой исполнения и необычным эффектом. Процарапывание для ребенка превращается в «волшебный» процесс «проявления» рисунка на тонированном листе бумаги.
Радость творчества становится детям много доступнее, когда они учатся рисовать, и знают, что есть специальные приемы, с помощью которых можно разрешить трудности в рисовании. Рисование в детском саду, так же как и деятельность художника, включает определенную технику, овладеть которой ребенку необходимо для того, чтобы он мог свободно ею распорядиться при решении различных задач, наиболее полно выразить в рисунке свои впечатления об окружающем. Использование нетрадиционных техник рисования делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоение программного материала. Я использую в рисовании с детьми разные нетрадиционные техники рисование пальчиками, печать от руки, рисование «тычками», рисование печатками, тампонирование, монотипия, пластилиновая живопись, граттаж, батик.
Каждая из этих техник — это маленькая игра. Их использование позволяет детям: чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Развивает мелкую моторику руки, зрительно-моторную координацию, творческие способности. Совершенствует умение использовать графические средства выразительности: линию, штрих, контраст для передачи своих впечатлений.
Воспитывает интерес к нетрадиционному рисованию. Стимулирует активность, инициативность в придумывании содержания изображения. Очень нравиться детям рисовать в технике «граттаж». Технику «граттаж» еще называют «цап-царапки» или «граффито».
Рисунок выделяется путем процарапывания пером или острым инструментом по бумаге или картону, залитых тушью чтобы не расплывалась надо немного добавить моющего средства или шампунь, всего несколько капель. Слово произошло от французского gratter — скрести, царапать, поэтому другое название техники — техника царапанья. Обычно использую плотную бумагу, закрашиваю гуашью. Можно взять цветной картон с готовым пёстрым рисунком, тогда можно ограничиться обычной восковой свечой не цветной.
Затем широкой кистью или губкой наносим на поверхность слой туши. Когда она высохнет, острым предметом — пластиковой вилкой, зубочисткой — процарапываем на готовом фоне рисунок из тонких белых или цветных линий.
Для работы учащимся понадобился несложный набор: картон, гуашь, деревянные палочки, акварельные краски, черная гуашь, стакан воды, кисти и восковые мелки. Под нажимом острого предмета на картинах ребят появились настоящие «космические» пейзажи. Работать в увлекательной технике граттаж понравилось всем без исключения!
Другое название техники — воскография. Произведения, выполненные в технике граттажа, отличаются контрастом белых линий рисунка и чёрного фона и похожи на ксилографию или линогравюру. Владислав Павленко, «Ангел на тёмном фоне», 2001 г.
Как сделать:
- Нет комментариев
- Электронное образование Республики Татарстан
- Поддержи проект!
- Мастер-класс "Техника Граттаж"
- Граттаж презентация, доклад
- Мастер-класс по выполнению техники граттаж. Автор: Година Ирина Ивановна
Юные художники научились рисовать картины в технике граттаж
Пейзаж в русской живописи. Пейзаж в графике. Городской пейзаж Перечень рассматриваемых вопросов: историия развития жанра пейзажа в русской живописи; новые средства выразительности в живописи XIX в. Импрессионизм - это направление в искусстве, стремящееся к воспроизведению личных переживаний, настроений и впечатлений художника в отрыве от действительности. Пленэр от фр. Пейзаж настроения — это передача художником на холсте цветовых отношений, вызванных в природе освещением, временем суток и состоянием воздуха. Постимпрессионизм — течение, в котором художники отказывались изображать только зримую действительность как натуралисты или сиюминутное впечатление как импрессионисты , а стремились изображать её основные, закономерные элементы, длительные состояния окружающего мира, сущностные состояния жизни. Графика др. Гравюра — это оттиск с поверхности, на которой выполнен рисунок. Граттаж от фр.
Монотипия от греч. Список литературы Обязательная литература: 1. Неменская Л. Изобразительное искусство: искусство в жизни человека, 6 класс: учеб. Неменская; под ред. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. Учебное пособие для общеобразовательных организаций.
Открытые электронные ресурсы: Издательство «Просвещение» www. Paysage, от pays — страна, местность — жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа. В пейзажном произведении особое значение придаётся построению перспективы и композиции вида, передаче состояния атмосферы, воздушной и световой среды, их изменчивости. Пейзаж является молодым жанром живописи. Веками образы природы рисовались лишь как изображение среды обитания персонажей, в качестве декораций для икон, впоследствии для сцен жанровых сюжетов и портретов. Пейзаж обычно изображает открытое пространство. В нём, представлено изображение водной или земной поверхности, растительность, здания, техника, метеорологические облака, дождь и астрономические звёзды, солнце, луна образования. Иногда художник использует также фигуративные включения, такие как люди, животные. В зависимости от типа изображённого мотива можно выделить сельский и городской пейзаж.
Применяет его также литовский график Д. Тарабильдене, в частности, он обратился к граттажу при работе над иллюстрациями к книге «Сто народных баллад». Начинают работать обычно так: плотную бумагу покрывают слоем воска или парафина. Можно равномерно растереть по бумаге свечу.
Затем широкой кистью, губкой или тампоном из ваты наносят на поверхность слой туши, добавив жидкого или хозяйственного мыла. Наберитесь терпения — тушь с трудом пристает к жирной поверхности. Это процесс длительный. Иногда приходится наносить тушь в несколько приемов — просушить первый слой, а затем нанести следующий.
Когда тушь высохнет, острым предметом — ножом, вязальной спицей, шилом, гвоздем, пером — процарапывают рисунок, образуя на черном фоне тонкие белые штрихи. В целом изображение получается не слишком четким, слегка таинственным.
Готовые произведения могут различаться между собой по следующим параметрам: Типу основы бумага или картон. Цвету основы черная, белая, разноцветная. Типу рисунка линейный или фактурный, с использованием штрихования. Типу используемого в работе инструмента резака.
Другое название техники — воскография. Произведения, выполненные в технике граттажа, отличаются контрастом белых линий рисунка и черного фона и похожи на ксилографию или линогравюру.
Царапаем рисунок!
But opting out of some of these cookies may have an effect on your browsing experience. Necessary Always Enabled Necessary cookies are absolutely essential for the website to function properly. This category only includes cookies that ensures basic functionalities and security features of the website. These cookies do not store any personal information. Non-necessary Non-necessary Any cookies that may not be particularly necessary for the website to function and is used specifically to collect user personal data via analytics, ads, other embedded contents are termed as non-necessary cookies.
Произведения, выполненные в технике граттажа, отличаются контрастом белых или цветных линий рисунка и черного фона. На мастер-классе участники попробуют себя в роли художника-гравера. Работы в технике граттажа напоминают ксилографии или линогравюры, только с них не делаются оттиски — это уже готовый результат творчества, а не заготовка, поэтому нет необходимости «отзеркаливать» изображение и ломать голову над тем, как не перепутать свет и тень.
Снимая цветной слой зубочисткой, остается нижний — темный слой основы. Таким образом, процарапанные участки будут темными теневыми. Заранее с обратной стороны картона указать, где верх, а где низ рисунка, чтобы потом не ошибиться при процарапывании, когда весь рисунок будет залит черным цветом.
Закрасьте всю поверхностью черной тушью или гуашью. Не забудьте добавить в пигмент немного жидкого мыла или шампуня, иначе он будет скатываться на масляной поверхности и не даст однородного слоя. Следует подождать, чтобы краска хорошо просохла, ни в коем случае не сушить вблизи отопительных приборов, иначе воск расплавится, впитается в бумагу или в верхний слой картона и его невозможно будет процарапать. Наметьте основные контуры будущего изображения белым мелком или белым карандашом простой карандаш тоже будет заметен. Обозначьте только общие главные очертания и не мельчите — стереть карандаш с такой поверхности без повреждений очень трудно. Острым предметом начинайте процарапывать обозначенные контуры. В нашем случае это обычная зубочистка. Не давите слишком сильно — ровно настолько, чтобы снять черный слой. Инструментом для процарапывания по воску может служить спица, использованный стержень шариковой ручки, зубочистка, маникюрная деревянная палочка для обработки ногтей. Процарапав главные контуры, можно приступить к проработке деталей и завершить рисунок.
Не бойтесь использовать различные приемы: точки, штрихи, перекрестные штрихи и т. Также для внесения разнообразия в композицию используйте скребки различной толщины. Искусство техники граттажа ограничивается только вашей фантазией, поскольку строгих правил исполнения здесь не существует. Вывод: Учитывая приобретенный опыт, можно утверждать, что граттаж представляет собой относительно простой способ создания рисунков. Но также хочется отметить, что на каждом этапе работы возникали нюансы и определенные трудности. Конечно, удалось воспользоваться многими советами, которые есть в литературе, посвященной граттажу. Но иногда даже они «не работали». Полезные советы : Если гуашь или тушь скатывается с предыдущего слоя, обработанного восковыми мелками или карандашами, то можно сначала обезжирить основу с помощью талька просто посыпать сверху и протереть ватным диском. Чтобы гуашь не окрашивала руки при выцарапывании рисунка, до ее нанесения добавьте в краску немного ПВА и хорошо промешайте. Либо при рисовании подложите под руку, которая опирается в лист, кусок чистой бумаги.
Развитие графики тесно связано с искусством создания книги. Когда с конца XV в. Мастера-граверы все большее внимание уделяли разнообразию и выразительности штриха — графической разработанности и орнаментальности изображения.