"Боярыня Морозова" является ярким примером русского реализма и одной из самых значимых работ Ильи Репина. Как рассказала группа «Музей-усадьба В.И. Сурикова | Красноярск», дополненная реальность «Боярыни Морозовой» появится в стенах усадьбы. Бастрыкин спрогнозировал будущее покинувших Россию звезд Telegram-канал «Мастер пера»: Выше головы не прыгнешь и насильно мил не будешь Александр Ивахник.
Непокорная боярыня Морозова
Бунт был усмирён царскими стрельцами, хотя для спасения любимого боярина от гнева москвичей царю пришлось отправить Морозова в ссылку в Кирилло-Белозерский монастырь. Через несколько месяцев царский «пестун» вернулся в Москву, но прежнее влияние на царя восстановить было уже не так просто. Поэтому Морозов и приложил все силы, чтобы породниться с новым царским окольничим Прокопием Соковниным. И уговорил царицу Марью Ильиничну устроить брак молодой Феодосии Прокопьевны Соковниной и своего младшего брата Глеба Ивановича, первый брак которого он был женат на княжне Авдотье Сицкой оказался бездетным. Впрочем, бездетным оказался и брак самого Бориса Ивановича, так что боярыня Феодосия Морозова, которая вскоре после свадьбы родила сына Ивана, стала наследницей огромного состояния братьев Морозовых старший Борис Морозов умер в 1661 году, младший Фёдор — через год. И это было не просто состояние. По росписи она владела 10 тысячами крестьянских дворов — подобного богатства не было ни у кого из бояр, кроме, может быть, Строгановых. Для своей супруги Глеб Иванович построил роскошный дворец в подмосковном селе Зюзино. Протопоп Аввакум, не раз гостивший в её усадьбе, вспоминал, что её дом был выстроен на европейский манер, полы были выложены белым и чёрным мрамором — на манер шахматной доски, а во дворе разгуливали павлины. Вокруг дворца располагался огромный парк-сад с фонтанами — наверное, первый в России.
Вся Москва знала когда Морозова приезжала во дворец к царице — ездила она в огромной карете, отделанной золотом и серебром, запряжённой шестью парами лошадей. Кортеж боярыни состоял из двух десятков карет — с вооруженными охранниками, слугами, поварами и няньками. Часто число сопровождающих Морозову слуг доходило до сотни человек, а в её дворце жило не менее трёх сотен слуг и дворовых людей. Впереди же кареты на вороных лошадях ехали десятка два вооружённых стрельцов — дюжие молодцы в алых кафтанах с золотыми петлицами да с кожаными плётками-семихвостками. Собственно, Морозова и была одним из столпов клана Милославских. Её младшая сестра Евдокия была замужем за князем Петром Урусовым, который был троюродным братом царя и прославился при подавлении восстания атамана Разина. Младшие братья — Фёдор и Алексей Соковнины — также командовали в Москве стрелецкими полками. Противостоять такой силище не мог никто. Почему же Феодосия Прокопьевна Морозова, которой в те годы не исполнилось ещё и 37 лет, вдруг решила оставить всё и стала не просто покровительницей раскольников, но и тайной монахиней Феодорой?
Голова боярыни Морозовой. Два года царь ходил в трауре, а потом решил жениться вновь. И здесь свою интригу провернул боярин Артамон Матвеев — близкий друг детства государя, с которым они вместе воспитывались при дворе. Когда Алексея Михайловича короновали на царствие, он сделал Артамона Матвеева стрелецким полковником. Позже тот воевал в Малороссии и Прибалтике, а также от имени царя Алексея вёл переговоры со своенравными гетманами о заключении «вечного союза» Украины и России. После возвращения в Москву он стал министром иностранных дел, то есть главой Посольского приказа. И, конечно, он не упустил случая укрепить своё положение при дворе, познакомив царя со своей юной родственницей Натальей Нарышкиной, которая на правах воспитанницы-приживалки жила в тереме Матвеева. Царь влюбился без памяти, и в январе 1671 года Нарышкина стала царицей. Это событие стало, по сути, дворцовым переворотом: вместо боярского клана Милославских власть и силу в стране стал прибирать к рукам клан Нарышкиных.
Боярский свадебный пир Впрочем, в действительности Нарышкины, происходившие от крымского воеводы Кубрата по прозвищу Нарыш, перешедшего в середине XV века на сторону Москвы, были весьма малочисленным семейством, чтобы всерьёз рассчитывать на передел власти в Москве. В действительности за новым боярским кланом стоял сам Артамон Матвеев, который, в свою очередь, опирался на преданных друзей по службе в Малороссии. Но для Феодосии Морозовой такое развитие событий было совершенно не по душе. Масла в огонь подлил и отказ Морозовой приехать в Москву на царскую свадьбу. Несмотря на все царские увещевания, она ответила твёрдым, но вежливым отказом, сославшись на болезнь: «Ноги ми зело прискорбны, и не могу ни ходити, ни стояти». Естественно, при дворе заметили вызывающее отсутствие Морозовой. Возможно, именно в этот момент Феодосия Прокопьевна и подписала себе смертный приговор: хитрый интриган Матвеев расценил отказ Феодосии Прокопьевны присутствовать на торжестве как личное оскорбление, как демонстративное нежелание Милославских покориться воле новых господ. А раз так, то лидер Милославских должна быть уничтожена! Причём уничтожена не просто так, но под каким-то благовидным предлогом: например, как ведьма или колдунья.
Или как пособница мятежного протопопа Аввакума. Правда, в ту пору будущий духовный лидер старообрядцев считался прогрессивным священником-реформатором, лучшим другом будущего патриарха Никона и горячим сторонником изменения церковных уставов. О необходимости исправления и веры, и церковной жизни Аввакум Петров знал не понаслышке. Ещё в 1644 году его, молодого священника с сердцем горящим, поставили настоятелем прихода в селе Лопатицы, что на Волге близ Нижнего Новгорода. И там он принялся с жаром проповедовать Слово Божие, обличая паству, одержимую самыми дикими языческими суевериями. К примеру, в храм старались не пускать чужих. Причём не каких-нибудь мусульман-иноверцев, но просто жителей соседнего села — во избежание сглаза икон. Более того, у каждой семьи в храме имелись свои иконы, которым могли молиться только они одни — опять же, во избежание сглаза. И никто из прихожан, упаси Господь, не молился иконам соседей.
В то время по Руси ходили страшные слухи про «адописные» иконы. Дескать, это такие зловредные иконы, где под образами различных святых скрывались изображения поганых дьявольских харь — и получается, что честный христианин молился как бы уже не святому Николе Угоднику, но бесовскому князю Вельзевулу. Поэтому молились только своим проверенным иконам. Съезд старообрядцев в Нижнем Новгороде, конец 19 века Попытки молодого Аввакума наставить народ к свету евангельской истины закончились плачевно: трижды он был бит прихожанами. Однажды его чуть было не утопил в Волге воевода Василий Шереметев, разгневанный тем, что священник отказался благословить его сына, уличённого в блуде. Вскоре Аввакума перевели служить протопопом в Юрьевец-Повольский, что недалеко от Москвы. Но и там паства не желала внимать призывам священника строить свою жизнь в евангельском духе. Вскоре Аввакума и вовсе выгнали из храма. Наипаче же попы и бабы, которых унимал я от блуда, вопили: «Убить вора, блядина сына, да и тело собакам в ров кинем!
Они были подвергнуты мучениям, заточены в подземную темницу, где и умерли от голода. Эксперты отмечают, что в сюжете оперы сконцентрирована судьба целой эпохи. Постановка отличается смысловой плотностью при внешней лаконичности выражения - она длится чуть более часа. Необычен и исполнительский состав - в него входят хор, солисты и инструментальный ансамбль. Стоит отметить, что у «Боярыни Морозовой» есть авторский подзаголовок - «русская хоровая опера». В постановке есть и творчески переработанные фольклорные интонации, и стихия русской колокольности, столь любимая автором, и отрешённо-возвышенное звучание сакральных песнопений, и поразительные тембровые находки в партии хора.
Их брак не только укрепил финансовое положение семьи, но и принес славу влиятельному роду Морозовых. Боярыня Морозова выделялась не только красотой, но и умом, что привлекло внимание даже самого царя Алексея Михайловича. Деловая Интрига Супруги Морозовы стали ключевыми фигурами в московском обществе, владея промышленными предприятиями и земельными владениями. Однако, их блестящая карьера не обошлась без теневых сторон.
Федор Морозов был обвинен в участии в "Солдатском бунте" 1662 года, что привело к его аресту и позже — к смертной казни. Изгнание и Трагический Путь Боярыня Морозова оказалась в самом центре политических интриг и интенсивного давления со стороны властей.
Подписывайтесь на нашу страницу новостей "Независимый Красноярск" в telegram.
Мы в популярных социальных сетях Загрузка.
Преодолели новый рубеж – набрали первую тысячу подписчиков в Telegram-канале Академии КриоФрост
У кого-то фанатизм женщины вызывает ненависть, глумление или иронию, но большинство взирает на неё с сочувствием. Высоко поднятая в символическом жесте рука показывает, что достаточно двух уколов.
Себя же выпускники Киево-Могилянской академии полагали истинными носителями европейских ценностей — в конце концов, если посмотреть на географическую карту мира, Киев гораздо ближе расположен к Европе, чем Москва! Именно на малороссов и опирался Артамон Матвеев, решивший использовать внутрицерковные споры для уничтожения политических недругов и конкурентов. При этом сам Аввакум, именовавший боярыню Морозову «львицей рыкающей», в её имении уже не появлялся: ещё в 1667 году он был бит кнутом и сослан в Пустозёрск на Печоре, где его посадили в земляную тюрьму на хлеб и воду, требуя покориться воле «реформаторов». Кстати, благодаря заступничеству царицы у Аввакума по обычаям тех лет не выкололи глаз и не вырезали язык, поэтому он смог написать свою биографию.
В то время во дворце Морозовой жил игумен Досифей, который после ареста Аввакума стал одним из самых активных организаторов старообрядческой оппозиции. В имение Морозовой сходились все нити, связывавшие Пустозёрск и Москву с Поморьем, Заволжьем, Сибирью и Доном, а боярыня Морозова, сохранившая связи при дворе, предупреждала вождей старообрядцев о готовящихся арестах. Игумен Досифей и постриг боярыню в тайные монахини — буквально за несколько недель до царской женитьбы на Наталье Нарышкиной, когда вся Москва только и судачила что о новой царице да о её жадных до чужого добра родственниках. Что ж, Морозова прекрасно понимала, что ничего хорошего её уже не ждёт, но и унижаться перед Нарышкиными у неё не было никакого желания. И боярыня Феодосия Прокопьевна стала инокиней Феодорой.
Верные слуги нашептывали царю, что боярыня только ради вида посещает обновленные храмы и службы, что её имение стало гнездом Раскола, где собираются враги не только новой церкви, но и самого царя. В конце концов Алексей Михайлович дал добро на арест Морозовой. И в середине ноября 1671 года в её имение прибыл отряд стрельцов со следователем — думным дьяком Илларионом Ивановым, который и провёл первый допрос Феодосии и её сестры. Собственно, допрос состоял из одного вопроса: — В краткости вопрошаю тебя, — спросил её дьяк, — по тем служебникам, по коим государь царь причащается и благоверная царица и царевичи и царевны, ты сама причастишься ли? Отказ от совместного причастия по сути означал признание в государственной измене.
После допроса Морозову заковали в кандалы — и вовсе не в опереточные цепи, которые изобразил Василий Суриков. Нет, ноги боярыни заковали в огромную деревянную колоду, не дававшую самостоятельно сделать и шага. Руки были прижаты к груди и прикованы к цепи, идущей к колоде от шипастого ошейника, не позволявшего арестантам крутить головой. Разумеется, в таких кандалах Морозова не могла послать толпе никакого двоеперстного знамения — дюжие стрельцы просто вынесли её под руки из дворца и без особых церемоний швырнули в телегу: — Кончилось ваше время, ваше благородие... Вместе с Морозовой была арестована и её младшая сестра — княгиня Евдокия.
Затем Морозова с сестрой были перевезены в Московский кремль — вернее, в Чудов монастырь, где её допрашивал сам архимандрит Иоаким будущий патриарх , уговаривая покориться воле царя «по-хорошему» — то есть покаяться перед царём, отписать всё имущество в казну и спокойно уйти в монастырь. В этот момент Морозову настиг ещё один удар судьбы: люди Матвеева убили её единственного сына 11-летнего Ивана. В «Повести о боярыне Морозовой» об этом говорится так: «Отрок же от многой печали впаде в недуг. И прислали к нему лекарей своих, и так его улечиша, что в малых днях Иван умер». После этого Морозова вообще отказалась от сотрудничества со следствием.
Сестёр даже подвергли пыткам на дыбе, а Матвеев собирался сжечь «ведьму» на костре, но против этой позорной казни выступило тогда всё родовитое боярство, не желавшее создавать прецедент сожжения представителей высшей аристократии. Патриарх Питирим даже прислал царю «печалованное» письмо с просьбой отпустить сестёр на свободу и поселить их в какой-нибудь дальней деревеньке или даже в монастыре. Но ответа патриарх не дождался. Репрессии коснулись и Фёдора и Алексея Соковниных, которых сослали из Москвы, назначив воеводами в маленькие города. Позже — в марте 1697 года — окольничий Алексей Соковнин был казнён на Красной площади как заговорщик против царя Петра I.
Имущество же Морозовой было конфисковано и разграблено. Роскошный дворец Морозовой в Зюзино Матвеев подарил своему ближайшему приятелю — князю Василию Одоевскому. Через три года заключения Матвеев распорядился отправить сестёр подальше от Москвы — дескать, даже сами монахи-тюремщики видели в страдающих Морозовой и Урусовой новых великомучениц и страстотерпиц, которые, оставив богатство и положение при дворе, приняли на себя пытки и страдания за «веру отцов». Чудов монастырь, превращённый в тюрьму, уже стал местом паломничества тайных старообрядцев, которые того и гляди организуют побег сестёр. Местом нового заключения Морозовой и Урусовой был выбран Пафнутьево-Боровский монастырь в подмосковном Боровске, где узниц стали содержать в земляной тюрьме — в ямах-зинданах глубиной до 10 метров, где женщины прожили два года.
Пафнутьево-Боровский монастырь Под страхом смертной казни охране запретили давать пищу женщинам: «Кто дерзнет чрез повеление... В «Повести о боярыне Морозовой» с болью и сочувствием рассказывается о тяжелейших условиях пребывания узниц: «Но кто может исповедать многое их терпение, еже они в глубокой темнице претерпеша, от глада стужаеми, во тьме несветимой от задухи бо земныя, понеже парам земным спершимся, велику им тошноту творяще... Феодосия Морозова держалась больше — она умерла 1 ноября 1675 года. Тела сестёр похоронили внутри острога в тайном месте, обернув в грязную рогожу. Креста не ставили — власти боялись перезахоронения тел великомучениц местными старообрядцами и превращения новой могилы в место паломничества.
Но народного почитания Морозовой было уже не остановить. Вспыхнувшая война между наследниками престола уничтожила и последних Милославских, и интригана Матвеева он был изрублен стрельцами во время бунта , и большую часть клана Нарышкиных. Исчезли в огне пожаров старинные боярские усадьбы, и лишь за Уралом, куда были отправлены в ссылку потомки стрельцов-бунтарей, помнили рассказы дедов о давних раздорах. Но вот Раскол Русской церкви остался. Прошло два века, а споры о двоеперстном или троеперстном крещении, давно потерявшие свою политическую актуальность, по-прежнему разделяли народ и церковь.
И не просто разделяли: за двоеперстное знамение во времена Николая I можно было легко угодить на каторгу. Именно поэтому целые семьи староверов бежали от правительства куда глаза глядят — кто за границу, кто в тайгу. А некоторые шли и в революционеры. Куда там свифтовским войнам тупоконечников и остроконечников!.. В реальности всё было страшнее и кровавее.
Об этом и писал Василий Суриков — о необходимости остановить этот Раскол, необходимости покаяния всей церкви за преступления прошлого. Но смущённые современники постарались не заметить этого призыва Сурикова. Власти вообще решили не замечать старообрядцев, решив, что после официального снятия анафемы со всех, крестившихся двоеперстно, те должны быть благодарны власти до конца своих дней. В 1912 году эта идея, казалось, близилась к реализации: был даже создан Комитет попечителей, куда входили богатейшие купцы-старообрядцы. Но в итоге часовне так и не дали добро — в последний момент открытие часовни запретил сам министр МВД Николай Маклаков, ярый реакционер, опасавшийся какого-нибудь «вольнодумства».
Затем началась 1-я Мировая война, за ней — гражданская и годы советской власти, когда во время безбожного террора была практически поголовно уничтожена и государственная «никонианская» церковь, и старообрядцы...
Впрочем о христианской миссии и о ее понимании стоит поговорить отдельно... Резиденцию патриарха Меркурия предлагаю определить в Центрально-Африканской республике, где бойцы ЧВК Вагнера могут нести дополнительную нагрузку - послушников и телохранителей».
Кстати, В.
Путин приезжал на Рогожское в день рождения боярыни Морозовой. Митрополит Корнилий в своем выступлении говорил о важности объективного освящения темы Раскола в новом учебнике истории. Критиковал «византийскую прелесть» - стремление отвоевать Константинополь, что привело к огромным жертвам среди русского народа. Я в своем выступлении напомнил, что был уже изготовлен и Крест на Святую Софию, но Господь не сподобил его установить сейчас этот храм, как известно, используется как мечеть. По-видимому, тогда духовно мы не были готовы к достижению этой цели.
Основоположник Русской Зарубежной Церкви митрополит Антоний Храповицкий говорил, что Константинопольский Патриархат мог бы стать 61-й епархией нашей Церкви со всеми ее тогдашними изъянами и недостатками, но Бог не благословил тогда исполниться этому намерению. Я вспомнил также недавний семинар в Институте стран СНГ, посвященный 80-летию освобождения Киева от немецко-фашистских захватчиков. Копнули историю, хвалили Патриарха Никона — идеолога объединения Московского государства с Малороссией Украиной. Для закрепления этого объединения была проведена церковная реформа, приведшая богослужебный уклад на Руси к новогреческим и малороссийским стандартам. Получается, что церковная правда была принесена в жертву политической целесообразности.
А, может быть, нужно было поступить наоборот — малороссийское богослужение привести в соответствие с изначальными каноническими уставами, сохранившимися в Московской Руси?! Аввакум предупреждал, что начнут изменять и не смогут остановиться. Инокиня Феодора Морозова , как и другие подвижники старой веры, духовными очами веры провидели, чем чреваты эти «затейки». Они помнили слова Спасителя: «Что пользы человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит», «Ищите прежде Царствия Божия и правды его, а все остальное приложится».
Непокорная боярыня Морозова
Закон местным боярыням-морозовым не писан. Изданию «Время Воронежа» стало известно о том, что чиновница из Семилукского района занимается «устранением» неугодных ей людей. Когда Никона отправили в ссылку, боярыня Морозова была одной из самых родовитых и богатых женщин России. в замужестве боярыня Феодосия Морозова и княгиня Евдокия Урусова.
"Боярыню Морозову" выставят в Русском музее
Когда Никона отправили в ссылку, боярыня Морозова была одной из самых родовитых и богатых женщин России. Боярыня Феодосия Прокопьевна Морозова относится к числу немногих женщин, оставивших свой след в летописи русской истории. Боярыня Морозова, 6 мая 2022. Видео канала Боярыня Морозова, (38 видео). мамочка в декрете. сразу после роддома. Get Боярыня Морозова Group Link and Telegram Боярыня Морозова URL. Find More Telegram Group URL like username boyarynya_morozova.
У мэра Новосибирска Кудрявцева появился официальный телеграм-канал
По словам специалистов, фигура боярыни Морозовой стала смысловым центром композиции. Когда Никона отправили в ссылку, боярыня Морозова была одной из самых родовитых и богатых женщин России. Телеграм канал «Боярыня Морозова». Строга, но справедлива. TgSearch – поиск и каталог Телеграм каналов.
Джон Шемякин про боярыню Морозову
Боярыня Морозова, 17.01.1986, Королёв, Россия. Доступны для просмотра фотографии, лайки, образование. Морозова также является директором и владельцем 26,7% ООО "Управляющий товарищ инвестиционного товарищества "Новая Индустрия" (создан в 2019 году). Канал Джона Шемякина в Telegram. Глава карельской столицы Инна Колыхматова создала официальный Telegram-канал.
Боярыня Морозова
В связи с приостановкой работы Инстаграм, а также в дальнейшем возможно и Youtube канала, я создала новый канал в Телеграм. Феодосия Прокофьевна Морозова (1632–1675) была дворовой (верховой) боярыней, деятельницей русского старообрядчества, сподвижницей протопопа Аввакума. Get Боярыня Морозова Group Link and Telegram Боярыня Морозова URL. Джон Шемякин про боярыню Морозову Канал Джона Шемякина в Telegram.
У мэра Новосибирска Кудрявцева появился официальный телеграм-канал
Морозовы старообрядцы - свежее видео за сегодня - видео | Полная информация о телеграм канале Боярыня Морозова со статистикой в категории Блогеры. |
Памяти ревнительницы старой веры | Перейти в канал Боярыня Морозова. Telegram channel Боярыня Морозова logo. |
Послушайте «Боярыню Морозову» - | Ангел. Михаил Шуфутинский - Душа б. |
Телеграмм канал «Боярыня Морозова». Поиск по Telegram каналам. Каталог телеграмм каналов. | Top telegram channels online web catalog tgchannels: telegram-channel boyarynya_morozova Боярыня Морозова, all messages about Unsorted. |