При строгом соблюдении человек, соблюдающий пост, не принимает никакой пищи или воды с захода солнца предыдущего дня до 48 минут после восхода солнца следующего дня. В остальные недели пост не такой строгий, однако помним, что нельзя кушать во время Великого поста продукты животного происхождения.
Успенский пост 2022: значение, календарь питания по дням
Менее строгие посты, когда запрещена еда и питьё, отмечаются 3 Тишрея (Пост Гедальи), 10 Тевета и 17 Тамуза. Этот пост предваряется тремя подготовительными неделями – «седмицами», постепенно вводящими верующих в строгий богослужебный и бытовой жизненный ритм. В целом строгий пост полон лишений и ограничений. Пост в Лазареву субботу и Вербное воскресенье не прекращается, но устав предполагает послабление, которое позволяет набраться сил для следующей самой строгой в году недели. Он хоть и короткий, но очень строгий. О том, в чем особенности этого поста, кому и насколько обязательно следовать всем его предписаниям, — в материале РИА молодой из постовУспенский пост предваряет большой церковный праздник. Пост – это сакральный период времени, когда христиане воздерживаются от пищи и других удовольствий, чтобы сосредоточиться на Боге.
Православные посты — содержание, смысл, расписание
А саму трудоспособность надо поддерживать — пищей, сном, разумным отдыхом, чистотой и теплом. Никто не говорит, что нужно ограничивать себя в пост беспредельно. Человек должен быть здоров и работоспособен. Поэтому — забота о теле, как носителе души человеческой, никогда не перестанет быть актуальной. Но забота о теле в пост — это забота и о его тела очищении и своего рода — перестроении тела на нормальный жизненный лад. Пища в пост Тот, кто ни в чем себе не отказывает — обязательно разленится. Девиз — брать от жизни все, пока можно — заведомо обречен на фиаско. Пресыщение в пище, например, ведет к ожирению, болезням сердца, диабету. Пресыщение в выпивке ведет к деградации всего организма, к циррозу и к смерти в конечном итоге. Но раньше всего умирает душа, не получающая своей, духовной подпитки.
Душу тоже надо кормить. Если тело не забываем насытить трижды в день, то и душа хочет своей пищи — молитвы. Мы молимся о Вас! Кто лакомит себя и привык есть все, что захочется, как правило, забывает о молитве. Наполненное пищей тело требует дополнительного сна. И уже на ум никак не придет желание позаботиться о душе. Напротив, если немного ослабить тело пищевым постом, то легче будет голова соображать, возникнет желание активнее продумать свою жизненную позицию, просмотреть свои проекты заново, просчитать шаги достижения целей, попросить помощи Свыше и благодарить Бога. Кто уже научился хоть мало-мальски молиться, тот знает, какое благодатное состояние наступает в душе, если хорошо и умиленно почитать молитвы, настроиться внимательно в храме, почитать Священное Писание и поразмышлять над прочитанным! Это тот самый мир в душе, который достигается молитвой и постом.
И этот мир — самое главное для человека. Он и создает желаемое и так трудно достижимое человеческое счастье. Данное благодатное и умиленное состояние души, когда оно приходит, надо беречь как можно дольше.
Только тогда он будет постоянно бодр и светел; только тогда он может властвовать над пожеланиями сердца и тела [5]. Несоблюдающий умеренности и должной разборчивости в пище, не может сохранить ни девства, ни целомудрия, не может обуздывать гнева, предается лености, унынию и печали, делается рабом тщеславия, жилищем гордости, которую вводит в человека его плотское состояние [5]. Но при всяком употреблении пищи, и редком и частом, строго воспрещается пресыщение: оно делает человека неспособным к духовным подвигам и отворяет дверь другим плотским страстям [5]. Еще сказал [авва Исаия]: возненавидь все в мире и спокойствие телесное, ибо это сделало тебя врагом Бога.
Как человек, имеющий врага, сражается с ним, так и мы должны сражаться с телом, а не покоить его [6]. Пост - не только "диета" Под именем поста должно разуметь не одно воздержание от неумеренности в пище, но воздержание от всех греховных начинаний [7]. О вреде неумеренного поста Свт. Игнатий Брянчанинов Неумеренный пост …не одобряется святыми Отцами: от безмерного воздержания и происходящего от него изнеможения человек делается неспособным к духовным подвигам, часто обращается к объедению, часто впадает в страсть превозношения и гордости [5]. Как должно остерегаться от пресыщения, точно так должно остерегаться и от излишнего воздержания. Излишнее воздержание ослабляет тело, уничтожает в нем бодрость и свежесть, необходимые для трезвения [8] Господь сказал: суббота бысть человека ради, а не человек ради субботы. Сие должно разуметь и о посте.
Почему, находясь в крайней немощи и не имея нужды удручать тело, а напротив, имея нужду укреплять оное, нисколько не усомнитесь употреблять уху из рыбы во время нынешней Святой Четыредесятницы [9]. Церковь положила в известные времена воздержание от мясной пищи для того, чтоб непрестанно употребляемая мясная пища не разгорячала безмерно тел, чтоб они на растительной пище постного времени прохлаждались и облегчались, а не потому, чтоб употребление мяса заключало в себе собственно какой грех или нечистоту. И потому удаление от мяса при необходимости и болезни есть грубый предрассудок русского человека, обременившего небесную религию многими своими национальными дебелостями, оцеживающими комара и пожирающими верблюда [10]. Василий Великий, Творения, Минск, 2003, 96.
Цель эта — очищение и просветление души, любовь к Богу. Если у человека изначально нет такой цели, то простое ограничение себя в пище даст только общий эффект похудения. Кстати, после окончания поста многие быстро набирают вес, но не обогащаются духовно, потому что даже не ставили себе такой задачи. Многие люди с трудом переносят воздержание и ограничения в еде, становятся раздражительными, злыми. Такой пост не приносит никакой пользы. Исключая скоромную пищу, не перекрывайте доступ к душе светлым и благостным помыслам. Наполняя себя светом любви к Богу, человек не дает шанса развитию внутри гнева и ненависти. Очень осторожным нужно быть во время поста людям больным и ослабленным, беременным женщинам, детям. Главный принцип, которым должен руководствоваться человек во время Великого поста, — не «есть» окружающих не злиться, не гневаться, не раздражаться. Не стоит думать, что Великий пост — это только страдание и жертва при подготовке к светлому воскресению и Пасхе и человек всё время пребывает в скорби и печали. Это не так. Суббота и воскресенье остаются днями радости и ослабления покаянных молитв. Богослужение отличается отсутствием литургии в понедельник, во вторник и в четверг. Литургия Преждеосвященных Даров проводится в среду и пятницу, в субботу и в Вербное воскресенье служится литургия Иоанна Златоуста, по другим воскресеньям проходит литургия Василия Великого. В эту седмицу благословляется коливо кутья. Вторая седмица посвящена вспоминанию святителя Григория Паламы. Третья неделя — Крестопоклонная. Свято Крест славословят и выносят для поклонения верующим. С этого дня в литургии появляется ектения о готовящихся к крещению. В четвертую седмицу вспоминают преподобного Иоанна Лествичника. Её называют «Похвальная», происходит от Похвалы Пресвятой Богородицы, читается субботний Пресвятой Богородице Акафист в память спасения Константинополя 626 год от иноземных захватчиков. Пятая седмица посвящена воспоминанию пр. Марии Египетской, которую считают примером истинного покаяния. Заканчивается неделя субботой праведного Лазаря. Шестая седмица — это Вербное воскресенье, символизирует вход Христа в Иерусалим. Иисус въезжает в город на осле, его встречают, расстилая на дорогу одежду и пальмовые ветки и приветствуя сына Давидова. Седьмая седмица — Страстная. О последней, самой строгой, Страстной неделе стоит рассказать отдельно. Каждый день недели называют Великим или Страстным, и наполнен он подготовкой к Пасхе.
Старший сын, придя с поля, обиделся, что отец теленка не пожалел для распутного сына. Отец сказал ему: "Все мое — твое, ты рядом, а этот сын был будто "мертв", но ожил". Притча напоминает христианам об их собственной немощи и о великом милосердии Божием, так как иносказательно описывает отношение Бога к падшему человеку. Джеймс Тиссо Особенности богослужения В этот день активнее используется Постная триодь, на воскресной утрене впервые поется 136-й псалом "На реках Вавилонских", который напоминает человеку о том, что он — пленник греха, и что освобождение от этого рабства лежит только через решительную борьбу с ним. Богослужение поминальное, совершается лишь несколько раз в году. Читается много заупокойных молитв, но они не печальные, а радостные, исполненные надежды на всеобщее воскресение. Первое название продиктовано темой евангельского чтения за литургией — о будущем Страшном суде живых и мертвых; второе — предписанием церковного устава не употреблять после этого воскресенья мясо. Особенности богослужения На Всенощном бдении в этот день поются сугубо великопостные тексты из Покаянного канона Андрея Критского "Помощник и Покровитель…" Подготовка к посту подходит к своему завершению. Богослужение пронизано идеей всеобщего ответа за все свои поступки перед Богом. Особенности богослужения Молитвы из Постной триоди употребляются каждый день. В среду и пятницу литургия не совершается в знак покаянной скорби , в эти дни впервые читается молитва Ефрема Сирина "Господи и Владыка живота моего", которая является одной из важнейших молитв поста. Этим чтением церковь напоминает верующим, что должно делать добрые дела, и зовет грешников к покаянию, напоминая, что за все грехи придется отвечать. Что можно есть Это еще одна сплошная седмица. Нет пищевых ограничений на употребление в пищу яиц, молочных продуктов — сыра, масла, сметаны, а также рыбы. Но мясо — уже нельзя, отсюда и название седмицы. Этот обычай пришел из древних времен, когда подвижники уходили на время Великого поста из городов и монастырей в пустыню, не зная, вернутся ли они к Пасхе. Отправляясь в этот трудный и опасный путь, чтобы молиться в уединении, они прощались и старались примириться друг с другом. Каждый из них знал, что, возможно, путь, который они совершают, уходя от мира, может стать для них последним.
Великий пост 2023: меню, и что категорически запрещается верующим в дни воздержания
Самые строгие многодневные посты это несколько недель воздержания перед главными христианскими событиями: Рождественский — пост перед Рождеством; Великий — пост, который соблюдается перед Великой Пасхой; Петров — пост перед Петровым днем; Успенский — пост перед Успением Пресвятой Богородицы. Однодневные посты Дни, когда православные соблюдают строгий пост и весь день проводят в молитвах, известны верующим. В году таких дат несколько, что такое однодневный пост знают все, кто хочет приблизиться к Богу. В такие дни принято ограничивать себя в еде, усиленно молиться, не допускать скверных мыслей. Однодневные посты воспитывают силу духа верующего человека и необходимы для воспитания духовности. Эти сутки православные постятся и молятся, готовясь к обряду купания и освящения воды. Этот пост для верующих имеет большое значение, его соблюдают истинные христиане. Принято в этот день помимо строгого ограничения в еде усиленно молиться об искуплении всех грехов, отпустить негативные мысли, не поддаваться искушениям.
Евхаристический пост Перед причастием проходит евхаристический или литургический пост. Его суть заключается в том, что перед обрядом причастия верующие после 12 ч. К святой Чаше во время данного таинства необходимо подходить только натощак. Некоторые настоятели допускают изменение длительности христианского поста, данное правило касается особой категории граждан. Больные люди, беременные женщины, старики и дети не должны строго соблюдать евхаристический пост. Для них ограничения могут быть сняты совсем или отменены частично. Главные посты Воздержание от скоромной пищи и половых связей во время постов направлено на воспитание духа верующего человека, своеобразную проверку на прочность, укрепляющую внутреннюю веру в Бога.
Люди, способные возвысить собственное сознание и отречься от земных соблазнов, провести время в молитве, считают пост радостным событием. Они с легкостью проходят все тяготы ограничений. Основные посты — это время для очищения, как телесного, так и духовного. Просто отказаться от ряда продуктов на своем столе будет недостаточно. Важно захотеть всей душой избавить сознание от скверного. Пост на Пасху Одним из самых значимых для всех верующих людей считается Великий пост, предвосхищающий один из самых больших праздников для православных — Пасху.
Поэтому святые отцы объясняют назначение поста следующим образом: поскольку потерял человек первое райское блаженство ради своего невоздержания, то приобрести его вновь он должен с помощью труда и воздержания, ибо подобное исцеляется подобным. Во времена Ветхого Завета соблюдение многодневных и кратковременных постов было свойственно всем благочестивым людям, о чем находим подтверждение в многочисленных примерах Священного Писания. Посты могли предварять особые молитвенные прошения, как у Боговидца Моисея или пророка Илии; служили знаком сокрушения и покаяния, как видим на примере впадшего в грех царя Давыда и ниневитян; ради соблюдения поста в плену халдейском три отрока — Анания, Азария и Мисаил — были удостоены особой благодати и премудрости от Бога. Новозаветная Церковь также с самого начала своего основания имеет пост как одну из важнейших фундаментальных традиций. Сам Господь здесь служит для нас образом к подражанию, так как начал Он Свою всенародную Евангельскую проповедь после сорокадневного поста в пустыне. В Деяниях Апостольских также немало сказано о посте и воздержании в среде первых христиан. Так, апостол Павел начал соблюдать пост не только при обращении ко Христу Деян. Святая Христова Церковь, благопосолушным чадам ея, православным христианом, завещала хранити пост, не менее как и самое правило молитвы. Аще по словеси апостола мы и непрестанно должны молитися Сол. Так и в воздержании поста, по следующему Христову изречению: «Внемлите себе, да не когда отягчаются сердца ваша объядением и пиянством» Лк. Изображая характер истинного поста, Церковь говорит в своих песнопениях: «Истинный пост есть: злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления»… «Постящеся, братие, телесне постимся и духовне: разрешим всякий союз неправды; всякое списание неправедное раздерем; дадим алчущим хлеб и нищия безкровные введем в домы; да приимем от Христа Бога велию милость». Посты бывают однодневные и многодневные. К однодневным относятся посты: 1 в среду — в воспоминание предательства Спасителя Иудою; 2 в пятницу — в воспоминание о страданиях и смерти Исуса Христа; 3 в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня 27 сентября н. Иоанна Крестителя 11 сентября н. Святитель Афанасий Великий пишет: «Кто разрешает среду и пяток, сей распинает Христа, как иудеи, ибо в среду Он был предан, а в пяток — распят». Пост среды и пятка на каждую седмицу во все лето, в воспоминание страдания и смерти Исуса Христа: ибо в среду злочестивый Июда предал Христа июдеям, а в пяток беззаконнии июдеи распяша Его. Но как смерть Христова привела нас в безсмертие, посему убо и должно верующим, по чувству их благодарности, поститися во всякую среду и пяток, чтобы сим воспомянути страдания Спасителя нашего. Пост среды и пятка не есть подвиг о посте произвольный, но обязательный для всякого христианина. А для иноков и сущих в покаянии он увеличивается и еще на день понедельника «Устав» святителя Арсения Уральского. Говорили об авве Пахомии, что однажды встретил он по дороге несущих к погребению тело мертвого человека и увидел здесь двух ангелов, идущих позади одра. Размышляя о них, он просил у Бога, чтобы открыл ему касательно их. И пришли два ангела к нему, и Пахомий сказал им: зачем вы, будучи ангелами, сопровождаете мертвого?
Самые строгие многодневные посты это несколько недель воздержания перед главными христианскими событиями: Рождественский — пост перед Рождеством; Великий — пост, который соблюдается перед Великой Пасхой; Петров — пост перед Петровым днем; Успенский — пост перед Успением Пресвятой Богородицы. Однодневные посты Дни, когда православные соблюдают строгий пост и весь день проводят в молитвах, известны верующим. В году таких дат несколько, что такое однодневный пост знают все, кто хочет приблизиться к Богу. В такие дни принято ограничивать себя в еде, усиленно молиться, не допускать скверных мыслей. Однодневные посты воспитывают силу духа верующего человека и необходимы для воспитания духовности. Эти сутки православные постятся и молятся, готовясь к обряду купания и освящения воды. Этот пост для верующих имеет большое значение, его соблюдают истинные христиане. Принято в этот день помимо строгого ограничения в еде усиленно молиться об искуплении всех грехов, отпустить негативные мысли, не поддаваться искушениям. Евхаристический пост Перед причастием проходит евхаристический или литургический пост. Его суть заключается в том, что перед обрядом причастия верующие после 12 ч. К святой Чаше во время данного таинства необходимо подходить только натощак. Некоторые настоятели допускают изменение длительности христианского поста, данное правило касается особой категории граждан. Больные люди, беременные женщины, старики и дети не должны строго соблюдать евхаристический пост. Для них ограничения могут быть сняты совсем или отменены частично. Главные посты Воздержание от скоромной пищи и половых связей во время постов направлено на воспитание духа верующего человека, своеобразную проверку на прочность, укрепляющую внутреннюю веру в Бога. Люди, способные возвысить собственное сознание и отречься от земных соблазнов, провести время в молитве, считают пост радостным событием. Они с легкостью проходят все тяготы ограничений. Основные посты — это время для очищения, как телесного, так и духовного. Просто отказаться от ряда продуктов на своем столе будет недостаточно. Важно захотеть всей душой избавить сознание от скверного. Пост на Пасху Одним из самых значимых для всех верующих людей считается Великий пост, предвосхищающий один из самых больших праздников для православных — Пасху.
Главное, чтобы при этом не было лукавства, а то так можно и весь пост провести: под предлогом любви к ближнему ходить по друзьям или принимать их у себя и есть непостное. Когда он был еще молодым послушником, наместник лавры отец Леонид Кавелин каждый год отпускал его к родителям. И вот, «проезжая однажды через Москву на родину, — рассказывает преподобномученик Кронид, — я остановился у своего дяди. Жизнь, которую вел дядя, была светской. Он ни в среду, ни в пятницу поста не соблюдал. Садясь у них за стол и зная, что нынче среда или пятница, я все же вкушал молоко или яйца. В сознании моем тогда обычно пролетала мысль: «Что я за человек такой, чтобы мне специально приготовляли пищу? За год до своего пострижения в монашество я вижу как-то раз сон, будто бы стою я в каком-то храме. Сзади правого клироса вижу икону больших размеров с изображением Богоматери и Предвечного Младенца на руках Ее. Божия Матерь изображена величиной в рост человека и в короне… Видя чудный лик Богоматери и поражаясь его красоте, я преклонил свои грешные колена пред святым образом и стал просить милости и предстательства Ее пред Господом. К ужасу своему, я вижу: Матерь Божия отвращает от меня Свой лик. Тогда я в страхе и трепете воскликнул: «Матерь Божия! Чем я оскорбил Тебя, что Ты отвращаешь Свой божественный лик от меня, недостойного? Ты в среду и пяток позволяешь себе вкушать скоромную пищу и не почитаешь страданий Сына Моего. Этим оскорбляешь Его и Меня». На этом видение закончилось. Но оно было уроком для моей души на всю мою последующую жизнь». Другая крайность — чрезмерный пост, который дерзают брать на себя неподготовленные к такому подвигу христиане. Говоря об этом, святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси, пишет: «Нерассудительные люди ревнуют посту и трудам святых с неправильным разумением и намерением и думают, что они проходят добродетель. Диавол же, стерегущий их как свою добычу, ввергает в них семя радостного мнения о себе, от которого зарождается и воспитывается внутренний фарисей и предает таковых совершенной гордыне». Говоря о тщеславном прохождении дней поста, можно привести следующий случай из «Древнего Патерика». Когда путешествующие иноки пришли в один монастырь и сели за общую трапезу, там по случаю гостей приготовили вареные овощи. И один из них сказал: «Вы знаете, мы не вкушаем вареное, мы постимся». Тогда старец подозвал его и говорит: «Лучше бы тебе есть кровавое мясо, чем сказать то, что ты сказал». Так старец отозвался о путешествующем иноке потому, что последний показал свой подвиг, который должен быть тайным. Опасность такого поста, согласно преподобному авве Дорофею, состоит в следующем: «Кто постится по тщеславию или считая, что он совершает добродетель, тот постится неразумно и потому начинает после укорять брата своего, считая себя кем-то значительным. А кто разумно постится, тот не думает, что он разумно совершает доброе дело, и не хочет, чтобы его хвалили, как постника».
Великий пост в 2024: что можно, а что нельзя
Для достижения этой цели христианину даны различные средства: молитва, милостыня, долготерпение, смирение и прочее, в том числе пост. С помощью поста человек очищает свои тело и душу, а Великим постом верующий готовится к главному христианскому празднику — Пасхе. Пасха — воскрешение Христа. Событие, даровавшее понимание бессмертия человеческой души. Христос показывает нам, что смерть — это не конец, а начало новой жизни — вечной. Христианин не боится смерти как таковой. Он боится предстать перед Богом, не раскаявшись в своих грехах. Давид Тенирс Младший, «Богача ведут в ад» Источник: artchive. Как развернуться по направлению к Богу и спасти свою душу?
Каков порядок Великого поста? Этот пост — самый продолжительный из всех и самый строгий. Длится он 7 недель. Также всю неделю перед постом мясопустная неделя мясо уже не употребляется в пищу. Мясопустная неделя заканчивается Прощеным воскресеньем, когда просят прощения у всех, кого обидели, даже если обида нанесена случайно. Получивший прощение христианин с облегчением входит в особые для души дни поста. Календари Великого поста выпускает Православная Церковь, их много и в Интернете. В таких календарях постные ограничения расписаны по дням, указано, чему посвящена конкретная неделя поста.
Завершается этот строгий пост праздником Пасхи. Что значит «поститься»?
Она будет там находиться до субботней ночи. Другие дни: понедельник, среда, пятница — сухоядение. Они также сложные, поэтому перед постом обязательно надо спросить благословения священнослужителя, чтобы его держать.
В эти дни употребляют пищу в холодном виде, термически не обработанную.
Именно столько должны были провести в воздержании и молитве новообращенные, прежде чем стать членами Церкви, и коль скоро крещение старались проводить в канун или во время Пасхи, то и традиция сорокадневного поста органически влилась в процесс подготовки ко дню Христова Воскресения. Более того, примерами для длительного воздержания должны были служить посты Моисея и Иисуса. Читайте также: Постное меню: можно и нельзя Восток и Запад Сегодня продолжительность и требования к посту в католической и ортодоксальной традиции расходятся. Православный пост длится 48 дней, из которых 40 дней до пятницы 6-й недели именуются собственно Четыредесятницей, а в число оставшихся восьми входят Лазарева суббота, Вербное воскресенье и еще 6 дней Страстной Седмицы. Молитвенные правила и особенности стола восточных христиан строго регламентированы: здоровым людям предписывается отказ не только от мясной и молочной пищи, но и от еды с растительным маслом, а также от всего вареного или жареного в особо строгие дни. Постный стол. Сладкие блюда Е. В результате католический пост начинается в Пепельную среду.
Божественные литургии западных христиан прописаны так же четко, как и у восточных, а вот пищевые ограничения иные. Здесь практикуется «воздержание», а не полный отказ.
Христиане были едины в праздновании Воскресенья и Пятницы, которые праздновались с самых ранних дней Церкви, обычай же ежегодного празднования Пасхи развивался постепенно и на него оказывали влияние местные условия. С появлением Пасхального праздника стал появляться и предпасхальный пост, поначалу короткий, не превышающий по длительности неделю, но очень строгий [6] , когда вспоминали Страсти Христовы, или, более обще, «дни, когда Жених был взят» Мф. Как бы то ни было, из «Праздничных посланий» Афанасия Великого известно, что в 331 году святой предписал своей пастве «четыредесятницу», продолжавшуюся сорок календарных дней и заканчивающуюся периодом строгого поста — Страстной Недели которую он называет «святой седмицей великого праздника Пасхи» , и, во-вторых, что тот же святой отец, после путешествия в Рим и по значительной части Европы , написал в очень строгих выражениях александрийцам , призывая их соблюдать практику, которая уже повсеместно соблюдается послание 11-е, из Рима : Но, возлюбленный, как бы ни было, убеди их в этом и научи их поститься сорок дней; ибо постыдно было бы, когда все поступают так, только находящимся в Египте, вместо воздержания, предаваться веселию Что касается установления числа 40 дней, решающую роль в этом должны были сыграть примеры Моисея , Ильи и Христа, но возможно также, что при этом имели в виду и 40 часов, которые Христос пребывал в гробе.
С другой стороны, как Пятидесятница была периодом, во время которого христиане радовались и молились стоя [7] , что, однако, не означает, что они постоянно пребывали в такой молитве, так и Четыредесятница была первоначально периодом, отмеченным постом, но не обязательно периодом, в течение которого верующие каждый день постились. Всё же, этот принцип по-разному понимался в разных местах, результатом чего были совершенно разные практики поста. В Риме, в пятом столетии, пост длился шесть недель, но, согласно историку Сократу, только три из них были собственно постными, и то за исключением суббот и воскресений, и, как полагают некоторые историки, недели поста шли не подряд, приходились на первую, четвёртую и шестую недели. Возможно, впрочем, что эти недели поста были посвящены подготовке оглашенных к крещению , так как, по мнению многих исследователей, пост оглашенных и за них явился одной из причин формирования длительного предпасхального поста. На Востоке[ править править код ] На Востоке преобладала практика, которая была упомянута выше в цитате из «Праздничных посланий» Афанасия: пять недель Великого поста были подготовительными для особо строгого поста Страстной седмицы.
Однако, установив однажды число 40, длительность поста старались согласовывать именно с ним. Так, Этерия в своём «Паломничестве» говорит о соблюдавшемся в Иерусалиме посте в восемь недель, которые, при исключении суббот и воскресений, давали как раз 40 дней. Подобный же пост соблюдался и в других местах. Отголоски этой практики до сих пор сохранились в православном богослужении. В восьмую неделю до Пасхи «Сырную седмицу» уже соблюдается пост, хотя и лёгкий запрещено только мясо ; два дня на этой неделе богослужение совершается практически по великопостному чину; в субботу этой недели совершается память «преподобных отцев, в подвизе просиявших».
Позднее, под влиянием монашеской практики , субботы и воскресенья тоже стали постными хотя и в более лёгкой степени , а великопостный период Великий пост теперь длится 48 дней, из которых 40 дней до пятницы 6-й недели именуются собственно Четыредесятницей [8] , в число оставшихся восьми входят Лазарева суббота , Вербное воскресение и ещё 6 дней Страстной Седмицы. Православные церкви в отношении поста по сей день руководствуются палестинским уставом, обычно называемым Типикон. Пищевой аспект Великого поста подробнее рассмотрен в следующем разделе, но общая схема такова: с понедельника по пятницу — сухоядение один раз вечером. Если на будний день придётся полиелейный праздник, разрешается варёная пища с маслом и вино, или, если это среда или пятница, только варёная пища и вино [10] , но в любом случае даже и в Благовещение трапеза в эти дни разрешается только один раз. Если в первое время воздержание от пищи до вечера соблюдалось всеми, а не только монашествующими напр.
Что же касается ограничений по роду пищи, то в наиболее близкой к Типикону форме они соблюдаются если не считать некоторых особо строгих монастырей у старообрядцев , тогда как в Русской Православной Церкви и других церквях обычно допускаются те или иные послабления.
Что такое пост и как правильно поститься?
Великий пост 2024: когда начинается, что можно и что нельзя, календарь питания по дням | Монахи в строгий пост на хлебе, воде У мирянина пост не такой строгий. |
Что можно есть в пост – «Еда» | Инокам положен более строгий пост: монахи вообще никогда не вкушают мяса, а к общим постным дням у них присовокуплен еще и понедельник. |
Что такое пост – значение в православии, виды постов и как правильно их соблюдать? | Строгий пост в православии – это дни, когда люди очищаются в физическом и духовном плане. |
Великий пост: Что можно и чего нельзя делать целых 48 дней
Ограничивая себя в физических и духовных желаний, человек воспитывает силу воли и готовность к любым трудностям. Если это становится для него тяжелым испытанием, в результате которого он получает стресс, то нет смысла продолжать мучить себя. Что значит строгий пост? Духовные отцы трактуют значение таких дней, что время воздержания от пищи помогает достичь гармонии между духовным и физическим телом. В результате человек начинает чувствовать прилив сил и бодрость, вырабатывается воля и появляется уверенность. Что кушать в строгий пост Существует легкие и сложные дни. Например, на Масленицу можно кушать все, кроме мяса. Сложнее обстоят дела, когда предусмотрен только сухой рацион и вода. В другие дни разрешается горячая пища с постным маслом и без него.
Во время строгого поста следует забыть о продуктах животного происхождения. Мясо, молоко, яйца исключаются полностью. Можно употреблять свежие фрукты, овощи в варенном и запеченном виде.
Нельзя употреблять горячую пищу. Во вторник и четверг 16, 18, 23, 25 августа идет горячая пища без масла — супы, каши, вареный и печеный картофель, тушеные и печеные овощи, грибы. В субботу и воскресенье 14, 20, 21, 27 августа разрешается горячая пища с добавлением растительного масла. Это могут быть супы, каши, картофель, тушеные, печеные овощи. Послабление допускается только в один день — праздник Преображения, или Яблочный Спас. Он приходится на 19 августа. В этот день можно есть рыбу и горячую пищу. Во Время великого поста подобных праздничных дней больше, из-за чего послабления в еде происходят чаще. Медовый, Яблочный и Ореховый Спасы: что означают и когда наступают в 2022г По церковным правилам, на период Успенского поста верующие должны полностью воздерживаться от пищи животного происхождения — мяса и мясных изделий, рыбы, морепродуктов, яиц и молочных продуктов.
Это важная часть жизни любого христианина. Правила строгого поста Согласно православному календарю, существует несколько видов поста: перед Пасхой, Рождественский, Апостольский, Успенский. Кроме того, предусмотрены также однодневные дни воздержания. Перед причастием необходимо поститься трое суток. Из перечисленных, какой пост самый строгий — перед светлым праздником Пасха. Для человека, который осознанно пришел к вере и решил поститься, необходимо знать важные вещи: Пост — это не цель для женщин сбросить лишние килограммы или средство борьбы с целлюлитом. Воздержание от пищи — это личное и тайное дело без бравады и хвастовства. Когда принято решения поститься, не следует давать определенные установки, что надо есть или не надо. Начало любого воздержания — это, прежде всего, примирение с собой, близкими людьми, чтобы устранить все недопонимания и конфликты. Строгий пост не обязывает отказываться от супружеских обязанностей, однако любое прелюбодеяние запрещается. Православная церковь осуждает греховные связи на стороне кроме тех, что существуют между мужем и женой. Алкогольные напитки можно пить в выходные дни, и только бокал вина.
То же самое касается и поста. Он взаимосвязан с исповедью. Поэтому дети с семилетнего возраста должны присоединиться к своим родителям. Но не следует насильно заставлять ограничиваться в еде и развлечениях, чтобы ребенок потерял желание быть настоящим христианином. Священники рекомендуют все делать постепенно и если ребенок готов, не сопротивляется. Что делать по окончании Многие с нетерпением ожидают окончания поста, чтобы поскорее вернуться к привычному образу жизни. Но православные старцы всегда говорили, что подобное мировоззрение обманчиво: такие люди не постятся, а просто соблюдают диету. Подобное мышление о посте опасно тем, что человек сам себя вводит в заблуждение. Пост должен быть любимым периодом для христианина. Соблюдать ограничения и посвящать больше времени молитве рекомендуется согласно календарю постов. Даты придуманы неслучайно.
Церковный православный календарь постов и трапез на 2024 год
- Православные посты - содержание, смысл, расписание | Православиум
- От зимы к лету
- Православные посты — Русская вера
- Врач объяснил, как правильно поститься в Великий пост и не потерять при этом здоровье
- Пост и пищеварение. Полезны или вредны семь недель ограничений?
В чём смысл Великого поста?
Великий пост в 2024 году начнется 18 марта и продлится до 4 мая. Самые строгие многодневные посты это несколько недель воздержания перед главными христианскими событиями. При строгом соблюдении человек, соблюдающий пост, не принимает никакой пищи или воды с захода солнца предыдущего дня до 48 минут после восхода солнца следующего дня.
Великий Пост. Что делать и что нельзя делать. Строгий пост
Посты различаются по степени строгости: строгий пост — разрешается для вкушения только растительная пища (овощи, фрукты); менее строгий пост — разрешается растительное масло, в воскресные и праздничные дни — рыба. Великий пост – самый важный и строгий по канонам православной церкви. Православие сегодня Посты Что такое сухоядение в пост – это когда православные монахи и миряне даже чай не пьют? molitva-pri-svechah Великий и строгий пост, который мы совершаем перед Пасхой, очень полезен во всех отношениях. Изначально строгий пост был вызван не столько христианскими побуждениями, сколько элементарной необходимостью. Самый строгий Пост в первые дни, с понедельника по среду, и в последнюю Страстную неделю – Великую пятницу и Великую субботу предписывается полное воздержание от пищи.
Великий пост в 2024: что можно, а что нельзя
Что нужно знать о Великом посте желающему поститься впервые? | Культура | ШколаЖизни.ру | Таким образом, в 2023 году Великий пост начнется 27 февраля и закончится 15 апреля. |
Церковный пост: зачем, когда и как мы постимся | Следует отметить, что строгий пост относится больше к монашествующим. |
Пост строгий. Меню Великого поста | Когда проходит Великий пост Суть поста Что нельзя есть Структура поста — что и в какие дни можно есть Когда можно рыбу Значение Великого поста в современном мире. |
Пост: 5 степеней строгости | Самый строгий Пост в первые дни, с понедельника по среду, и в последнюю Страстную неделю – Великую пятницу и Великую субботу предписывается полное воздержание от пищи. |
КАЖДАЯ СЕДМИЦА ВЕЛИКОГО ПОСТА НЕСЕТ ОПРЕДЕЛЁННЫЙ СМЫСЛ:
- Великий пост: всем ли нужно 40 дней придерживаться календаря питания
- Великий пост в 2024: что можно, а что нельзя - Россия || Интерфакс Россия
- Что означает пост в христианстве
- Значение Великого поста
- Что можно кушать в пост, а чего есть нельзя
- «Это не диета»: зачем нужен пост и как ставропольцам его выдержать
почитать еще
- Что такое строгий пост в православии? - Православные иконы и молитвы
- Православные посты — Русская вера
- Великий пост: всем ли нужно 40 дней придерживаться календаря питания
- Что такое пост в Православии
Правила питания и примерное меню в строгий пост
Наименование[ править править код ] Как на Западе, так и на Востоке официальное название Великого поста использует слово, указывающее на число 40. Так, по-церковнославянски он называется «Четыредесятница», по-латински «quadragesima» каковое слово дало название Великому посту в ряде европейских языков: фр. Возникновение поста[ править править код ] Первые христиане , вспоминая крестные страдания Иисуса Христа и Его слова: «когда отнимется у них Жених, и тогда будут поститься» Мф. Однако вскоре выходцев из язычества среди христиан стало значительно больше, чем из иудейства, поэтому христианская Пасха стала праздноваться несколько позже иудейской Пасхи [2] , что окончательно закреплено Первым Вселенским собором.
Однако обычай поститься на Пасху обличает ещё святитель Иоанн Златоуст в своём «Слове на пост в Пасху». В III веке произошло удлинение пасхального поста на 40 дней под влиянием продолжительной практики оглашения, из желания строгим постом и усердными молитвами готовить оглашенных к принятию таинства крещения [3]. Так как крещение старались приурочивать к главному христианскому торжеству — Пасхе, то и «огласительный пост» оказался «предпасхальным».
По примеру Христа, постившегося за людей 40 дней, все христиане, в солидарность с оглашенными, стали ежегодно поститься 40 дней в преддверии Пасхи вместе с готовящимися к принятию святого крещения. Поэтому до сих пор в Великом посте различаются два периода: 1 святой четыредесятницы и 2 страстной седмицы, а иудейская пасха по срокам теперь всегда стала выпадать на период христианского поста. Некоторые святые отцы уже в V веке были уверены, что сорокадневный пост перед Пасхой был апостольским установлением.
Например, Лев Великий призывает своих слушателей к воздержанию, чтобы они могли «исполнить апостолами установленные сорок дней поста» ut apostolica institutio quadraginta dierum jejuniis impleatur, P. Подобные же выражения использовали историк Сократ Схоластик и Иероним P. Однако, современная историческая наука опровергает данное мнение, поскольку есть многочисленные свидетельства о существовании различных практик поста в первых веках, равно как и о постепенном процессе его развития.
Существует письмо Иринея Лионского Папе Виктору в связи с пасхальными спорами, которое цитирует в своей работе историк Евсевий Hist. Ириней отмечает, что существуют разногласия не только в отношении даты празднования Пасхи, но и в отношении предваряющего её поста. Он также настаивает, что эти различия существуют с давних времён, тем самым подразумевая отсутствие Апостольского предания на этот счёт.
Руфин , переводя Евсевия с греческого на латинский , передал текст таким образом, что получалось, что некоторые, согласно Иринею, постились 40 дней. По этой причине существовали разногласия относительно того, как же правильно читать этот текст, однако современная наука однозначно высказывается[ источник не указан 4057 дней ] в пользу правильности перевода, приведённого выше. Таким образом, мы можем прийти к выводу, что Ириней примерно в 190 году ещё ничего не знал о посте в 40 дней.
Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет перед тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: «вот Я! Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных в темнице, пожалей измученных, утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, сострадателен, незлопамятен, благоговеен и степен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой, и в изобилии даровал плоды покаяния». Таким образом, смысл поста также — в совершенствовании любви к Богу и ближним, потому как именно на любви основывается всякая добродетель, составляющая пост. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин говорит, что мы «не полагаем надежды на один пост, но, сохраняя его, хотим достигнуть чрез него чистоты сердечной и апостольской любви».
Ничто — пост, ничто — подвижничество при отсутствии любви, потому как написано: Бог есть любовь 1 Ин 4, 8. Преподобный Иоанн Кассиан также говорит, что ради любви к человеку, порой, пост можно и отложить. Он пишет: «Более жестокосердным, нежели ревнителем благочестия, должно почесть того, кто будет сохранять строгий пост и тогда, когда посетит его брат, в лице которого необходимо принять Христа». Один пустынножитель, отвечая преподобному на вопрос: «Почему иноки в Египте отменяют пост для посетителей? А принимая братьев и отцов, принимаем Христа, Который сказал: принимающий вас, Меня принимает см. Когда же отнимется у них Жених, тогда будут поститься см. Рассказывают, что, когда святитель Тихон жил на покое в Задонском монастыре, однажды в пятницу на шестой неделе Великого поста он посетил монастырского схимника Митрофана.
У схимника в это время был гость, которого за его благочестивую жизнь любил и святитель. Случилось, что в этот день знакомый рыбак принес отцу Митрофану для Вербного воскресенья живого верезуба. Так как гость не рассчитывал пробыть до воскресенья в обители, то схимник распорядился сразу же приготовить из верезуба уху и холодное. За этими яствами и застал святитель отца Митрофана и его гостя. Схимник, испугавшись такого неожиданного посещения и считая себя виновным в нарушении поста, пал к ногам святителя Тихона и умолял его о прощении. Но святитель, зная строгую жизнь обоих друзей, сказал им: «Садитесь, я знаю вас. Любовь — выше поста».
При этом сам сел за стол и стал есть уху. Такое снисхождение и доброта святителя поразили друзей: им было известно, что святитель Тихон во весь Великий пост по понедельникам, средам и пяткам не употреблял даже масла, а тем более рыбы. О святителе Спиридоне, Тримифунтском чудотворце, рассказывается, что во время Великого поста, который святой держал очень строго, зашел к нему некий путник. Видя, что странник очень устал, святитель Спиридон велел своей дочери принести ему еды. Та отвечала, что в доме нет ни хлеба, ни муки, так как в преддверии строгого поста едой не запаслись. Тогда святитель помолился, попросил прощения и приказал дочери изжарить оставшегося от мясопустной седмицы соленого свиного мяса.
Во время поста женщины перенизывали жемчуга и убирали ими убрусники и кокошники, вышивали шёлком фаты.
В некоторых деревнях устраивались "обжорки". Например, в пятницу третьей постной недели тесть ездил в гости к молодому зятю. В честь этого молодые устраивали пир. Бывали "обжорки" и по субботам. Но в любом случае вся еда была постной. На четвёртую неделю поста в среду справляли средопостье. В этот день хозяйки пекли обрядовую выпечку из ржаной муки — "кресты".
Её полагалось съесть в этот же день, но три штуки оставить до сева. Это печенье потом съедали в поле во время сева. Крестьяне верили, что выпечка даёт силу зерну. В неё прятали мелкие "сюрпризы" в виде монеток или цельного зерна. А старушки в этот день шутили над детьми и стучали под лавками: уверяли ребятишек, что этот "пост напополам ломается". Рыбаки считали, что с этой среды на реке щуки начинают "разбивать хвостом лёд". Пятую неделю поста звали "похвальной".
Во вторник молодые семьи звали в гости родню со стороны жены, а в субботу устраивали "званые поминки". Блины пекли только постные.
Если Благовещение выпадает на Страстную неделю — растительное масло. Накануне Вербного воскресенья — в Лазареву субботу — рыбу есть нельзя, но можно икру. Растительное масло позволено употреблять также в дни особо чтимых мучеников и святых, таких, например, как сорок Севастийских мучеников. В деревнях в этот день пекли из теста особые изделия, по форме напоминающие жаворонков, как символ скорого прихода весны. Завершение 4 Самый тяжелый период поста приходится на последнюю Страстную неделю, посвященную страданиям и смерти Иисуса Христа. Каждый ее день носит название Великий или Страстной.
Особенное значение имеют четверг, пятница и суббота. В Страстной четверг церковь вспоминает тайную вечерю, в этот день в храмах читают "Историю страданий Христовых": от предательства Иудой до смерти и погребения. Во время службы прихожане стоят с зажженными свечами, от которых затем принято зажигать огонь в домашних лампадах и хранить их до Пасхи. В Великий четверг убирают дом, пекут куличи, начинают красить яйца, готовясь к Светлому воскресению. В Страстную пятницу из церкви выносят плащаницу полотнище с изображением лежащего в гробу Иисуса и совершают так называемый чин погребения Христа.