Новости кто стал первым в россии царем

Михаи́л Фёдорович — первый русский царь из династии Романовых. Правил с 27 марта (6 апреля) 1613 года, был избран на царствование Земским собором 21 февраля (3 марта). Он — первый избранный царь в России. «Семибоярщина» — «временное» боярское правительство, образовавшееся в России после свержения царя Василия Шуйского (умер в польском заточении) в июле 1610 и формально просуществовавшее до избрания на трон царя Михаила Романова. Первым титул царя официально принял, как известно, внук Ивана III, Иван IV (Грозный) в 1547 году. Главной исторической сенсацией стало коронация Ивана IV Грозного на Московском престоле, после которой он стал первым царем России.

Возрождение власти православных кесарей: "Венчан бысть на Царство Русское"

Герасимовым по черепу Ивана Грозного. Наиболее известен по прозвищу «Грозный». Во время правления провел реформы в судебной системе, военной службе, а территория Руси увеличилась почти вдвое за счет покорения Астраханского и Казанского ханства, присоединения Западной Сибири, Башкирии. Иван Грозный родился 25 августа 1530 года в селе Коломенское, Московская область. Василию III Елена являлась второй женой и долгое время не могла забеременеть. Многие уже считали брак бесплодным, как появился на свет первый сын Иван, названный в честь Иоанна Предтечи. В честь его рождения в селе Коломенское заложили церковь Вознесения Господня. Позже, появился младший брат Юрий. По правилам, установленным на Руси, Иван являлся первым наследником престола: достигнув совершеннолетнего возраста, мог заменить отца, но случилось так, что фактически взошел на престол уже в трехлетнем возрасте.

Василия III настигла болезнь, а за нею 4 декабря 1533 года скоропостижная смерть. Предчувствуя скорую кончину, чтобы государство не осталось без управления, Василием сформирована боярская комиссия из семи человек. Им обязывалось оберегать Ивана до пятнадцатилетнего возраста. Когда Ивану исполнилось восемь лет, умерла его мать. Попечители наследника Василий и Иван Шуйские считали, что он совсем еще ребенок, ничего не понимает, и творили, что хотели: его с братом лишали одежды и еды, держали в бедности, убивали их друзей. Это не могло не отразиться на характере будущего царя. Мальчик рос злобным, агрессивным и жестоким. При этом парень очень много времени занимался самообразованием, перечитал огромное количество книг, что сделало его одним из самых грамотных правителей того времени.

В Успенском соборе Московского Кремля 16 января 1547 года состоялась торжественная церемония венчания Ивана Васильевича на царство. Митрополитом был составлен чин, который он возложил на Ивана IV со знаками царского достоинства: крестом Животворящего Древа, бармой и шапкой Мономаха. Иван Васильевич был помазан миром, а затем благословлен на царство Русью. Первые же дни его правления ознаменовались рядом реформ и изменений. Хотя и была избрана Рада, Русь вошла в период полного самодержавия. В 1549 году прошло первое заседание Земского собора, в котором представлены все сословия, кроме крестьян, результатом стало оформление сословно-представительной монархии. Первое внешнеполитическое ведомство России - Посольский приказ образован по указу Ивана Грозного 10 февраля 1549 года, в связи с расширением внешнеполитической деятельности Русского государства. Приказ ведал отношениями с иностранными государствами, выкупом и обменом пленными, управлял рядом территорий на юго-востоке, некоторыми служилыми людьми.

В деятельности первых лет приказа видную роль сыграл первый русский дипломат, Посольский дьяк - Иван Висковатов. В конце XVI века в Посольском приказе под началом «посольского думного дьяка» и его «товарища» работали 15-17 подьячих и несколько толмачей - переводчиков. В 1550 году царь принял новый судебник, где обозначили единицу взимания налогов и ограничили права крестьян и холопов. С 1551 года начала свое действие губная реформа, которая подразумевала перераспределение полномочий волостных наместников в пользу дворян. Избранным дворянам розданы земли в пределах 70 км от русской столицы. В это же время сформировано пешее стрелецкое войско с огнестрельным оружием. В середине 1550-х годов Иван Грозный запретил еврейским купцам въезжать в Россию. В начале 1560-х годов Иван Васильевич провел знаковую реформу государственной сфрагистики.

С этого момента в России появляется устойчивый тип государственной печати. Впервые на груди древнего двуглавого орла появляется всадник: герб князей Рюрикова дома, изображавшийся до того отдельно, и всегда с лицевой стороны государственной печати, в то время как изображение орла помещалось на оборотной.

Для дополнительного надзора за чиновниками во время отсутствия царя, была создана должность фискала. Коллегии подчинялись Сенату, а им — губернская, провинциальная и уездная администрация. Коллегии, как исполнительные органы управления, заместили устаревшую систему приказов. По мере необходимости коллегии дополнялись новыми отраслевыми органами, названными канцеляриями. Создание системы коллегий завершило процесс централизации и бюрократизации государственного аппарата страны. Регламент утверждал коллегиальный единогласный способ принятия решений коллегиями, определял порядок обсуждения дел, организацию делопроизводства, взаимоотношения коллегий с Сенатом и местными органами власти.

Для соблюдения интересов царя и дополнительного контроля при Синоде была создана должность обер-прокурора. Экономические реформы Причиной экономических преобразований Петра I было существенное отставание Русского царства в промышленной отрасли от ведущих европейских держав, в чём он убедился во время своего первого визита в Европу. Не меньшей причиной для такой реформы стала необходимость обеспечения армии снабжением и вооружением для защиты государственного суверенитета. Социальные реформы Социальные преобразования Петра коснулись многих сфер жизни — образования, науки и здравоохранения, а также культуры и церкви. В числе значимых изменений в этой области Русского государства и затем Российской империи: Основана первая регулярная русская газета, которая получила название «Ведомости», появились переводы многих книг на русский язык, а в 1703 году — первая книга на русском языке с арабскими цифрами «Арифметика» Леонтия Магницкого. В 1708 году Пётр утвердил новый алфавит с упрощённым начертанием букв, две буквы: «кси» и «пси» были из него исключены. В 1724 году был утверждён устав и в 1725 году открыта Академия наук. Открылись специализированные школы в Санкт-Петербурге и на Урале.

Было введено обязательное обучение дворян и духовенства. В 1724 году издан указ, запрещающий насильственную выдачу замуж и женитьбу. Были введены новые правила в одежде и внешности. Введено новое летоисчисление и календарь: в новый 1700 год Пётр ввёл празднование Нового Года 1 января, а не в день осеннего равноденствия, как это было ранее. Проведена реформа времени, было введено понятие «сутки». Была проведена сословная реформа с введением в 1722 году Табели о рангах. Церковные преобразования заключалась в ликвидации автономии и встраивании института церкви в государственный аппарат. Запрет на избрание патриарха в 1700 году и учреждение взамен него в 1721 году Святейшего Синода ознаменовало становление абсолютизма, как формы правления государства — прежде Патриарх воспринимался практически как равный царю и имел большое влияние на простых людей.

Русский тот, кто Россию любит и ей служит. Пётр I Итогом реформаторской деятельности великого русского правителя было: [6] Модернизация административного аппарата и выстраивание жесткой вертикали власти в соответствии с концепцией абсолютистской монархии. Введение нового принципа административно-территориального деления и изменение принципа основного налога. Создание регулярной армии и флота, а также инфраструктуры для обеспечения военных частей провизией, вооружением и помещениями для войск. Развитие различных видов и отраслей промышленности — горной, перерабатывающей, текстильной и других. Внедрение европейских традиций в культуру русского общества. Введение общего начального образования, открытие профильных школ для подготовки различных военных и гражданских специалистов, учреждение Академии наук. Закрепощение крестьянства, ослабление церкви, определение дополнительных обязанностей для всех сословий и предоставление возможности получить дворянство за заслуги на службе государю.

Смерть Пётр Алексеевич обладал достаточно крепким здоровьем, но на протяжении всей жизни страдал от сильных головных болей, а незадолго до смерти его начали изматывать приступы почечнокаменной болезни. Иоганн Таннауер, «Портрет Петра I на смертном одре» Летом 1724 года его болезнь усилилась, а в октябре, вопреки советам своего лейб-медика Лаврентия Блюментроста, Пётр отправился осматривать Ладожский канал, где переохладился, вытаскивая севший на мель бот с солдатами [8]. Силы начали оставлять больного императора. В начале шестого часа утром 28 января 8 февраля по новому стилю 1725 года Пётр Великий скончался в своём Зимнем дворце на набережной Невы у Зимней канавки. Похоронен был в Санкт-Петербурге в соборе Петропавловской крепости. Немецкий художник И. Личность, характер Внешность и поведение Петра I вызывали у людей беспокойство и недоумение. Он был высоким и худощавым, с узкими плечами и маленькими руками, с небольшой головой относительно тела.

Его лицо страдало сильными судорогами, особенно во время гнева и эмоционального возбуждения. Современники объясняли эти судороги детским потрясением, которое он пережил, или попыткой отравления царевной Софьей. Во время своих поездок за границу он проявлял грубость и неуклюжесть, что пугало утонченную аристократию. Несмотря на это, его величественный взгляд и обаяние выражали его ум, смышлённость и величие. Герцог Сен-Симон, встретивший Петра в Париже в 1717 году, описал его как очень высокого, хорошо сложенного мужчину с круглым лицом, высоким лбом и красивыми бровями. Его лицо было красноватым и загорелым, с красивыми большими черными глазами, которые были оживленными и проницательными. Взгляд Петра был величественным и доброжелательным, пока он сдерживал себя, но в противном случае становился суровым и диким, с вызывающими страх судорогами на лице. Судороги случались редко и были мгновенными, и после них его взгляд становился странным, почти растерянным, но вскоре возвращался к нормальному [10].

Его практическая хитрость и сообразительность позволили ему провести множество реформ, которые изменили политическую, экономическую и культурную жизнь страны. Однако, помимо своих достоинств, Петр I также имел свои недостатки. Его радостный нрав порой проявлялся в жестокости и прямолинейности, что могло приводить к непредсказуемым последствиям. В юности он участвовал в безумных пьяных оргиях и проявлял агрессию по отношению к близким и знакомым, что свидетельствует о его несовершенстве как личности. Во время боевых действий на территории Речи Посполитой, Петр I принял решение арестовать монахов, которые назвали Иосафата Кунцевича святым мучеником, и повесить монаха, который проповедовал против русских. Это решение вызвало многочисленные споры и критику со стороны религиозных деятелей и общественности. Семья Евдокия Первая жена — Евдокия Фёдоровна Лопухина при рождении Прасковья Илларионовна; 30 июля [ 9 августа ] 1669 — 27 августа [ 7 сентября ] 1731 , венчание с Петром I состоялось 27 января 6 февраля по новому стилю 1689 года в церкви Преображенского дворца под Москвой. В 1698 году Евдокия Лопухина была замешана в стрелецком бунте, целью которого было возведение на царство её сына, и сослана в Суздальский монастырь, где была пострижена под именем Елены.

В 1718 году она была переведена из Суздаля сначала в Александровский Успенский монастырь, а затем — в Ладожский Успенский монастырь. Спустя несколько месяцев после воцарением её внука Петра II , Евдокия Фёдоровна с почётом была перевезена в Москву и жила сначала в Вознесенском монастыре в Кремле, затем в Новодевичьем монастыре — в Лопухинских палатах, где и умерла. Дети: Алексей Петрович 18 28 февраля 1690 — 26 июня 7 июля 1718 и Александр Петрович 3 13 октября 1691 — 14 25 мая 1692. Екатерина Вторая жена — Екатерина I Марта Самуиловна Скавронская, в первом браке Крузе; после принятия православия Екатерина Алексееевна Михайлова; 5 [15] апреля 1684 — 6 [17] мая 1727 , была захвачена русскими войсками как военная добыча при взятии шведской крепости Мариенбург.

Реформы, масштабные строительные проекты, такие, как возведение новой столицы на Неве, дорого стоили населению России. Царь изобретал все новые налоги, например, налог на бани и налог на дубовые гробы.

Жестокие преследования старообрядцев были ослаблены Петром лишь для того, чтобы обложить их двойными налогами. Восстания, в том числе в национальных окраинах, беспощадно подавлялись. Параллельно с реформами царь вел войны с соседями. В 1700 г. Решающим сражением войны и главным триумфом всего царствования Петра I стала Полтавская баталия 1709 г. Победа под Полтавой предопределила исход всей войны.

По случаю победы в войне в 1721 г. Петр принял титул императора. Государство стало именоваться Российской империей. Другими военными предприятиями Петра были неудачный Прутский поход против Турции 1711 г. Последние годы Личной трагедией царя стал разрыв с наследником. Царевич Алексей был осужден на казнь по обвинению в измене и умер в тюрьме в 1718 г.

Вторым браком Петр I был женат на Екатерине вдове драгуна, захваченной в плен на войне.

Предания о роде московских государей Когда Москва оказалась столицей объединенной Руси, ее государи стали смотреть и на главный город своей державы, и на самих себя совершенно иначе. Иван III величал себя «государем всея Руси», чего прежде не водилось на раздробленных русских землях.

При нем введены были в дворцовый обиход пышные византийские ритуалы: вместе с Софией Палеолог в Московское государство приехали знатные люди, помнившие закатное ромейское великолепие и научившие ему подданных Ивана III. Великий князь завел печать с коронованным двуглавым орлом и всадником, поражающим змея. На рубеже XV и XVI столетий появилось «Сказание о князьях Владимирских» — похвала и оправдание единовластному правлению великих князей московских.

В нем история Московского княжеского дома связана с римским императором Августом: некий легендарный родственник Августа, Прус, был послан править северными землями Империи — на берега Вислы. Позднее потомок Пруса, Рюрик, был приглашен новгородцами на княжение, а от него уже пошел правящий род князей земли Русской. Следовательно, московские Рюриковичи, те же Иван III и его сын Василий III, являются отдаленными потомками римских императоров, и власть их освящена древней традицией престолонаследия.

Простота сущая? Но ровно та же простота, ровно то же неправдоподобие, каким поклонились и многие династии Европы. Скандинавы свои рода королевские выводили от языческих богов!

По сравнению с ними наш российский Прус — образец скромности и здравомыслия. По тем временам родство от Августа — идеологически сильная конструкция. Пусть и нагло, вызывающе сказочная.

Далее, как утверждает «Сказание», византийский император Константин IX прислал великому князю киевскому Владимиру Мономаху царские регалии: диадему, венец, золотую цепь, сердоликовую шкатулку чашу? Отсюда делался вывод: «Таковому дарованию не от человек, а Божиим неизреченным судьбам претворяюще и переводяще славу Греческого царства на Российскаго царя. Венчан же бысть тогда в Киеве тем царским венцем во святей великой соборной и апостольской церкви от святейшаго Неофита, митрополита Эфесскаго… И оттоле боговенчанный царь нарицашеся в Российском царствии».

Да и не носили князья наши царского титула в домонгольское время. Поэтому вся легенда о византийском даре ныне ставится под сомнение. Сейчас, конечно, невозможно с точностью определить, какие именно регалии получил Владимир Мономах, да случилось ли это на самом деле.

И не настолько это важно. Тогда правитель Руси уже имел царское звание? Следовательно, нынешним государям России уместно возобновить царский титул.

Идея царства, царской власти, медленно, но верно пускала корни в русской почве. Москва начала примерять венец царственного города задолго до того, как сделалась «Порфироносной» в действительности. На фото — Иван III.

Гравюра А. Теве из книги «Космография». Печать Ивана III.

Зеркала Москвы Великокняжеские игры с генеалогией намного уступали по смелости, масштабности и глубине тому, что высказали церковные интеллектуалы. Государи обзавелись официальной исторической легендой о собственной династии. Им этого хватило.

Но Церковь мыслила на два-три шага дальше. Ученые монахи-иосифляне последователи преподобного Иосифа Волоцкого первыми начали понимать: Московская Русь — уже не задворки христианского мира. Отныне ей и воспринимать себя следует иначе.

Идеи мудрых книжников, живших при Иване Великом и его сыне Василии, напоминают зеркала.

Русские цари и императоры

Поскольку войны не велись, то царская служба стала лёгкой и необременительной для боярства и дворянства. Городское население и черносошные крестьяне получили послабление в налогах. Многие работы по строительству укреплений, мостов и дорог стали вестись за счёт казны наёмными работниками. В историческом парке "Россия-Моя история" можно узнать, что всё бы шло так, если бы не обстоятельства, повлиять на которые ни он, как и никто другой не мог — природные катаклизмы. Так как царь Фёдор I Иванович умер в январе 1598 года, не оставив завещания, а единственная наследница — вдова Ирина отказалась от престола, то через месяц в феврале был созван Земский собор. Все соборы до 1598 года были совещательными, а после смерти царя Фёдора Ивановича был созван первый избирательный собор. Избрание Бориса Годунова царём. По способу их созыва земские соборы подразделялись на: созванные царем, созванные царем по инициативе «народа», созванные сословиями или по инициативе сословий в отсутствие царя, избирательные на царство. На Соборе, которым руководил патриарх московский Иов, присутствовало 512 посланцев земель и знати. Царём был избран Борис Фёдорович Годунов. Во время коронации первого выборного царя, трезвенника Бориса Федоровича Годунова для простонародья были выставлены бочки с пивом и мёдом, но не с водкой, которую он запретил пить чёрным людям это разрешалось только дворянам и купцам.

Кстати, одним первых указов нового царя был указ о введении государственной монополии на водку. Частная торговля была запрещена и торговля могла осуществляться только в специально учрежденных для этого «царевых кабаках». Прочитать все указы царя, которые он принял за время царствования, можно в залах исторических выставок "Россия-Моя история". Неурожай привёл к страшному голоду. Голод в Москве при Борисе Годунове. Художник Борис Чориков. Начались голодные бунты по всей стране — от голода погибли десятки тысяч людей.

Кем на самом деле был первый российский император В. Серов «Петр I» Public Domain Петр I, царь-реформатор, создатель Российской империи, родившийся 9 июня 1672 года, живет в массовом российском сознании как набор фактов и домыслов, часть которых берется из школьного курса истории, а другая часть — из интернета и телевизионных передач.

Петр прорубил окно в Европу Это словосочетание восходит к Пушкину и «Медному всаднику». Тогда предпринимались попытки отгородиться от Европы, и его использовали довольно много людей. Например, Василий Андреевич Жуковский в то время, в 40-е годы XIX века писал, что вот, дескать, опять нам «пытаются закрыть окно в Европу». Нет уж, откройте его, и пошире! Но если говорить по существу, то да, Петр направил Россию по европейскому пути развития. И этот путь не был для России таким уж чуждым. Страна, в общем-то, и шла по нему, но шла медленно, сильно отставала, а Петр ее ускорил. Он изменил систему управления страной, создал абсолютно новую административную систему. Петр осуществил значительные изменения в экономике.

Одним словом их можно охарактеризовать как индустриализацию — он запустил промышленность в стране. Петр создал регулярную, современную для того времени, армию. Он создал флот. Если говорить об экономике, то он создал тяжелую промышленность и в определенной степени легкую, а также все, что связано с лесным хозяйством. Он изменил налоговую систему страны. Он произвел довольно существенные изменения в социальной структуре населения страны. Он осуществил церковную реформу. Он осуществил денежную реформу. Он изменил повседневную жизнь, ее уклад.

В этом смысле мы должны вспомнить, что Петр создал некоторые учебные заведения. В это время начинается довольно активное книгопечатание. Петр изменил алфавит, он изменил время, введя новый календарь России. Русский историк первой половины-середины XIX века Михаил Петрович Погодин, который по убеждениям своим был славянофилом, очень много писал о Петре. Петр был его кумиром. И он писал примерно так: вот мы встаем утром, какое сегодня число? Этот календарь нам дал Петр. Нам приносят утреннюю газету. Это Петр придумал газету в России.

Мы садимся, нам подают вот такие-то блюда. И это Петр их ввел. Мы одеваемся в платья, которые он велел носить. Мы выходим на улицы города, которые он построил. Мы идем на службу в учреждение, которое он основал. Все, чего, чего мы с вами коснулись, так или иначе, сознательно, походя, целенаправленно или иногда даже случайно — Петр коснулся всего. Но невозможно оценивать результаты правления Петра однозначно. Такие категории вообще неприменимы к историческим явлениям. Итоги петровских реформ были противоречивым.

Тогда она взяла в руки образ Пресвятой Богородицы и вместе с ним присоединилась к процессии. Обескураженный Петр просто покинул ход. Решающее событие произошло 7 августа, когда Софья приказала начальнику стрельцов снарядить большой отряд в Кремль для сопровождения богомолья в Донской монастырь.

Параллельно разошелся слух о том, что Петр решил вместе со своими "потешными" полками войти в Кремль и убить царевну, а также брата Ивана. Стрельцы решают сами идти в Преображенское. Сторонники Петра сообщают ему о приближающихся непрошеных гостях.

Петр скрывается в Троице-Сергиевом монастыре. После стрелецкого бунта, который правитель помнит еще с раннего детства, у него развилось нервное заболевание: появились сильные конвульсии лица. Большая часть войск беспрекословно подчинилась законному правителю.

Софья признала свое поражение, вскоре после этого ее заключили под строгий присмотр в Новодевичий монастырь. Брат Петра фактически перестал интересоваться государственными делами, хотя до своей смерти в 1696 году фактически оставался соправителем. Первые годы у власти После свержения Софьи у руля государства встали люди, которые поддерживали последние несколько лет царицу Наталью Кирилловну.

При этом сам Петр находил государственные дела скучными, к тому же, важнейшие вопросы, такие как избрание патриарха, объявление войны проходили без его участия. Все это неоднократно приводило к конфликтам и обострению отношений с теми, кто пытался оказывать давление на царя. После того, как Наталья Кирилловна умерла, Петр решил не смещать созданное ею правительство, но добился, чтобы оно ему неукоснительно подчинялось.

Первые решения После того, как Петр 1 пришел к власти, каковы были его первые действия и преобразования? Ответить на этот вопрос крайне важно, чтобы разобраться, с чего начинал один из самых известных и успешных русских правителей. Стоит отметить, что приоритетными для него оставались успехи во внешней политике.

Для этого он продолжил войну с Крымом и Османской империей. Вместо того, чтобы предпринимать поход на Крым, который планировала царевна Софья, он решил нанести удар по крепости Азов, принадлежавшей на тот момент туркам. Первый поход окончился неудачно, но в 1696 году крепость все-таки сдалась.

Это значительно укрепило российские границы на юге.

Начало боевых действий было для царя удачным. В 1560 г. Однако успешно начатая война затянулась на долгие годы, привела к ухудшению положения внутри страны и закончилась для России полным разгромом. Царь начал искать виновных в своих неудачах, что привело к массовым опалам и казням.

Первый царь на Руси разогнал Раду. Её члены подверглись преследованиям. Не терпящий инакомыслия Иван Грозный задумался об установлении на подвластных ему землях диктатуры. Для этого с 1565 г. Её суть заключалась в конфискации и перераспределении боярских и княжеских земель в пользу государства.

Такая политика сопровождалась массовыми арестами и казнями. Её результатом стало ослабление местной знати и усиление на этом фоне власти царя. Опричнина длилась до 1572 года и была прекращена после опустошительного нашествия на Москву крымских войск под предводительством хана Девлет-Гирея. Политика, которую проводил первый царь на Руси, привела к сильному ослаблению экономики страны, опустошению земель, разорению имений. К концу своего правления Иван Грозный отказался от казни как способа наказания виновных.

В своём завещании от 1579 года он раскаивался в своей жестокости по отношению к подданным. Жёны и дети царя Иван Грозный вступал в брак 7 раз. Всего у него родилось 8 детей, 6 из которых умерли в детстве. Первая супруга Анастасия Захарьина-Юрьева подарила царю 6 наследников, из них до взрослого возраста дожили только двое — Иван и Фёдор. Сына Василия государю родила вторая жена Мария Темрюковна.

Он умер в 2 месяца. Мальчику суждено было прожить всего 8 лет. Взрослого сына Ивана Ивановича первый русский царь на Руси убил в 1582 году в порыве гнева, поэтому единственным наследником трона оказался Фёдор. Именно он возглавил престол после кончины своего отца. Смерть Иван Грозный правил Русским государством до 1584 года.

В последние годы своей жизни из-за остеофитов ему было сложно ходить самостоятельно. Отсутствие движения, нервозность, нездоровый образ жизни привели к тому, что в 50 лет правитель выглядел стариком. В начале 1584 года его тело начало распухать и издавать неприятный запах.

Первый русский царь

Однако потом явится некий благочестивый царь, который победит измаильтян, и вера Христова вновь воссияет. Иван Грозный стал царем в три года (1533), после смерти Василия Третьего, своего отца. Поэтому царь Иван говорил в 1577 г.: «Бог же дает власть, ему ж хощет». Первым титул царя официально принял, как известно, внук Ивана III, Иван IV (Грозный) в 1547 году.

На Руси состоялось первое венчание на царство

Пётр первым из русских царей совершил длительное путешествие в страны Западной Европы (1697—1698 годы). Фигура царя помещена в скульптурной композиции памятника «Тысячелетие России» в Великом Новгороде (открыт в 1862, автор проекта М. О. Микешин). Кто стал первым царем в России, каковы были причины для смены титула и что давал новый вариант. Первый Император России Петр I.

Кто на самом деле был первым русским царём

Данное венчание на царство стало для России актом большого политического значения. Первый русский царь, им стал Иван Васильевич Грозный, который венчался на царство в 1547 году. Свежие новости в России и мире. Официальный титул царя на Руси появился (16) 25 января 1547 года, когда состоялось венчание на царство Ивана IV. Главной исторической сенсацией стало коронация Ивана IV Грозного на Московском престоле, после которой он стал первым царем России.

Кто был первым русским царем

В этих условиях и формируется теория под названием «Москва — Третий Рим», обосновывающая единодержавие великих Московских князей. Она связана с именем старца Филофея, обитавшего в Псковском Елеазаровском монастыре. Большая роль в ней отведена православной религии. Русь как преемница Византийской империи Нужно отметить, что представления о месте Руси в христианском мире стали формироваться вскоре после того, как она приняла христианство. До этого у славян существовала языческая вера, а после их крещения Киевская Русь сравнялась с прочими христианскими странами. Но как показал исторический процесс, не всем государствам удалось сохранить веру в первоначальном виде. В 1054 году Римская церковь отделилась от Вселенского православия. В 1439 году константинопольским патриархом была заключена Флорентийская уния с Римской церковью. А в 1453-м под натиском турок пал Константинополь.

Все эти события оказали влияние на развитие не только многих европейских стран, но и Руси. С падением Византии, которая была мощной христианской державой, начинает переосмысливаться роль в событиях мировой истории и ее дальнейшем развитии правителей Руси. Московские великие князья начинают рассматривать себя в качестве преемников византийских императоров, а Русское государство стремится к тому, чтобы занять место, ранее принадлежавшее Константинополю. Теория старца Филофея о "Москве — Третьем Риме" Начиная с середины 15 века мысль о том, что Русская земля избрана Богом и имеет особое предназначение, уже не была новой. Больше того, она приобрела более глубокий смысл. Новое положение Руси оформилось в результате отступления от православия греческих правителей, а наряду с этим и стало следствием укрепления в Русской земле «истинной веры». В этой обстановке мысли об избранности Московского государства и получают свое воплощение в идее «Москва — Третий Рим». Литературное отражение она находит в посланиях старца Филофея, которые он поочередно направлял сначала Василию III, затем Мисюрю Мунехину, дьяку, и, наконец, Ивану Грозному.

Кратко основные положения данной теории можно обозначить следующим образом: Все, что происходит в жизни народов и людей, определяет Божий промысел. Русский царь — это единственный наследник власти, ранее принадлежавшей правителям двух павших государств.

В 1708 году территория государства была поделена на 8 губерний: Московскую, Ингерманландскую, Киевскую, Смоленскую, Архангелогородскую, Казанскую, Азовскую и Сибирскую.

Позже их стало 10. Губернии подразделялись на уезды от 17 до 77. Во главе губерний встали приближенные к царю военные чиновники.

Главной задачей их являлся сбор рекрутов и ресурсов с населения. Второй этап 1719 — устройство губерний по шведскому образцу: губерния — провинция — дистрикт. После создания Главного магистрата, который также считался коллегией, в городах появился новый административный орган — магистрат аналог мэрии или муниципалитета.

Горожане начинают подразделяться на гильдии в зависимости от их финансового и социального положения. Церковная реформа Петр I намеревался снизить влияние Церкви и патриарха на государственную политику в финансовых и административных вопросах. Первым делом в 1700 году он запретил избирать нового патриарха после смерти патриарха Андриана, то есть данная должность фактически была ликвидирована.

Отныне царь должен был лично назначать главу Церкви. О реформах Петра I кратко Следующим шагом стала секуляризация церковных земель и человеческих ресурсов в пользу государства. Доходы церквей и монастырей отчислялись в государственный бюджет, откуда шло фиксированное жалование священнослужителям и монастырям.

Монастыри были взяты под строгий контроль Монастырского приказа. Без ведома этого органа запрещался постриг в монахи. Запрещалось строительство новых монастырей.

С созданием в 1711 году Сената вся деятельность Церкви назначение глав храмов, строительство новых церквей и т. В 1721 году патриаршество упразднено полностью, всеми «духовными делами» отныне заведует Синод, подчиняющийся Сенату. Все 12 членом Синода перед вступлением в должность приносят присягу императору.

Прочие реформы Среди других социально-политических преобразований Петра I: Реформа культуры, подразумевавшая насаждение и порой весьма жестокое западных обычаев. В 1697 году в России разрешается продавать табак, со следующего года выходит указ об обязательном бритье. Меняется календарь, создается первый театр 1702 и музей 1714.

Реформа образования, проводимая с целью пополнения войска квалифицированными кадрами. После создания системы школы последовал указ об обязательном школьном образовании кроме детей крепостных и запрет на женитьбу для отпрысков дворян, не получивших образования. Налоговая реформа, установившая подушную подать как основной налоговый источник пополнения казны.

Денежная реформа, заключавшаяся в снижении веса золотых и серебряных монет, введении в обращение медных монет. Создание Табеля о рангах 1722 — таблица иерархии военных и гражданских чинов с их соответствием. Указ о престолонаследии 1722 , позволявший императору лично назначать преемника.

Легенды о Петре I По разным причинам в частности, из-за того, что остальные дети царя и он сам были, в отличие от Петра, физически слабыми существовали легенды, что настоящим отцом императора являлся вовсе не Алексей Михайлович. По одной из версий отцовство приписывали русскому адмиралу, уроженцу Женевы, Францу Яковлевичу Лефорту, по другой — грузинскому великому князю, правившему в Кахетии, Ираклию I. Имели место также слухи, что у Нарышкиной родилась очень слабенькая дочь, которую заменили крепким мальчиком из немецкой слободы, и даже утверждения, что вместо истинного помазанника божьего на престол взошел антихрист.

Есть гипотеза, что из Великого посольства вернулся Лжепетр Более распространена теория подмены Петра во время пребывания в Великом посольстве. Ее сторонники приводят следующие аргументы: по возвращении в 1698 году царь начал вводить иноземные порядки бритье бород, танцы и развлечения и др. Личная жизнь Петра Первого: жены, дети, фаворитки В 1689 году царевич женился на Евдокии Лопухиной — привлекательной и скромной дочери бывшего стряпчего, дослужившегося до должности государева стольника.

Идея Москвы как Третьего Рима далеко не сразу получала широкое признание. Лишь с середины XVI века ее начинают воспринимать как нечто глубоко родственное московскому государственному строю. Венчание на царство В январе 1547 года Иван Васильевич венчался на царство.

Московские государи с XIV века носили титул «великих князей московских». Однако в дипломатической переписке еще при Иване III начали применять титул «царь», приравнивая его к императорскому. Таким образом, во всей Европе, по мнению наших монархов, с ними мог равняться лишь германский император, да еще, может быть, турецкий султан.

Но одно дело — использовать столь высокий титул в дипломатическом этикете и совсем другое — официально принять его. Этот шаг стал серьезной реформой, поскольку поднимал московского государя выше всех его западных соседей. Обряд осыпания золотыми монетами царя Ивана IV после венчания на царство.

XVI в. Иван Грозный. Иллюстрация из Большой государственной книги.

Более того, «книжные люди» того времени понимали: на их глазах происходит перенос византийского политического наследия на Русь. В Москве появляется новый «удерживающий», чье место на протяжении века, после падения Константинополя, пустовало. Политика соединялась с христианской мистикой — «удерживающий», или «катехон», предотвращает окончательное падение мира в бездну, к полному развращению и отходу от Заповедей.

Если нет его, значит, либо должен появиться новый, либо Страшный суд близится, а вместе с ним и конец старого мира. Таким образом, на плечи молодого человека свалился тяжкий груз. За этим преобразованием видится и мудрость митрополита Макария, короновавшего молодого монарха, и острый ум князей Глинских — родни Ивана IV по матери.

Церемония венчания прошла с большой пышностью в кремлевском Успенском соборе. Через несколько дней государь выехал на богомолье в Троице-Сергиев монастырь. Царский статус европейские страны признали не сразу.

Да и подтверждение его от Константинопольского патриарха Иоасафа пришло лишь в 1561 году. Мистика и политика Помимо христианской мистики, помимо историософских идей, порожденных средой ученого монашества, были гораздо более прозаические обстоятельства, сделавшие необходимым принятие царского титула. Прежде всего, страна с большим трудом выходила из смуты, вызванной малолетством правителя.

Крупнейшие аристократические «партии» безраздельно властвовали на протяжении многих лет, борясь друг с другом, устраивая кровопролитные междоусобные стычки. Закон и порядок пришли в ничтожество. Ивана IV весьма мало подпускали к государственным делам.

Да и сам он отличался беспутным характером: жестокие развлечения интересовали его больше, чем вопросы большой политики. Церковь и те из аристократов, кто хотел бы прекратить эпоху беззакония, избрали для этого идеальный способ. Во-первых, они подняли молодого правителя высоко над уровнем знати, возведя его на вершину царского звания.

Во-вторых, женили его на представительнице древнего боярского рода Захарьиных-Юрьевых Анастасии: вот царю и верные союзники, и лекарство от беспутства! Нельзя сказать, чтобы свадьба и венчание на царство моментально исправили характер Ивана IV. Но они способствовали этому.

Государь до тех пор был юношей, живущим близ власти, — без твердого понимания, кто он есть по отношению к своей же аристократии, по каким образцам должна строиться его жизнь, что в ней будет играть роль непреложных законов, а чему уготована судьба маргиналий на полях биографии. Принятие царского титула и женитьба привели к тому, что он оказался встроенным в социальный механизм Русской цивилизации. Иван Васильевич фактически обрел настоящую полновесную роль на всю жизнь — роль главы собственной семьи, в перспективе же — светского главы всего православного мира.

Мечникова, К. Станиславского, В. Немировича-Данченко, И. Павлова, С. Рахманинова, В. Розанова, В. Серова, В. Сурикова и многих других. Церковное управление — Одобрено открытие Предсоборного присутствия 1905-1906 годы , затем Предсоборного совещания 1912 год , работа которых позволила в последствии провести Поместный собор Православной Российской Церкви 1917-1918 годов.

16. Первый русский царь

Правда, из-за репрессий царя Бориса Годунова, заподозрившего Романовых в покушении на свою жизнь, Фёдор был пострижен в монахи и стал потом Ростовским митрополитом Филаретом. Кто из правителей стал первым в России царём. Восстановление российской государственности стало возможным с освобождением Москвы. Первым русским правителем, сменившим княжеский титул на царский, был Иван Грозный. Нострадамус: голод в Европе и применение химоружия.

Михаил Фёдорович

Поскольку Ивановская площадь в Кремле была полностью занята народом, для царя были сделаны «подмостки» 150 морских саженей около 270 метров. Во время церемонии паперти храмов были покрыты красным бархатом и стаметом сукном. Интерьер Успенского собора Московского Кремля Legion Media После входа царя в Успенский собор на него был надет специальный «наряд Большой Казны» — украшенный золотом и драгоценными камнями кафтан, весивший, по словам Горсея, около 100 кг. Когда царь шел, полы его одежды несли шесть человек — ближайшие к царю сановники. Федора Ивановича возвели на царское место, и митрополит короновал его шапкой Мономаха. При этом перед царем «помещались шесть венцов — символы его власти над землями страны» — бывшими ханствами и другими территориями, присоединенными его отцом Иваном Грозным. Помимо скипетра «из кости единорога в три с половиной фута длиной, украшенного богатыми камнями» Федору Ивановичу вручали «яблоко» — державу, символ его духовной власти. Торжества по случаю коронации продолжались еще неделю. Различались лишь детали и количество венцов.

Например, Лжедмитрий I в 1605 году был коронован тремя коронами — шапкой Мономаха, австрийской короной и Казанской шапкой.

Причина смерти Ивана IV Грозного Царь Иван вступил на престол в трехлетнем возрасте, находился во главе государства 51 год, и умер в 54, это довольно серьезный возраст для XVI века. Царь много пил, имел многочисленные половые связи с мужчинами и женщинами, страдал психическими расстройствами. Учитывая уровнь тогдашней медицины, можно смело сказать, что болезней у него было много. При том, что в молодости Ивана описывают довольно высоким по тем временам около 180 см и сильным человеком, в последние годы иностранные послы отмечали его излишнюю тучность, слабость и болезненный вид, а за три года до смерти уверяли, что он не протянет и нескольких месяцев. В 1963 году советские ученые совершили вскрытие могилы Ивана Грозного в Архангельском соборе Кремля. Исследования доказали, что царь не был отравлен. Найденые в его останках следы ртути не выходят за пределы нормы и, скорее всего, являются следствием лечения. Скорее всего, по мнению ученых, царь страдал сифилисом.

Правда и ложь об Иване IV Грозном 1. При жизни царя никто не называл Грозным. Это прозвище принадлежало его деду Ивану III. Мнение об Иване Грозном и его правлении поменялось после Смутного времени. Россияне, попавшие в ситуацию, когда Россия практически перестала существовать, создали легенду и «золотом веке» при грозном царе Иване. Похожая ситуация произошла и с далекими предками Грозного - двумя Владимирами - Владимиром Святославовичем Святым и Владимиром Мономахом, которые вошли в былины как Владимир Красно Солнышко. Детство Ивана было страшным. В три года потерял отца, в 8 - мать, в 15 на его глазах толпа расправилась с родственниками матери. До совершеннолетия он был под властью бояр, которые далеко не всегда воспринимали его всерьез.

Иван с детства был жесток и к животным, и к людям. На первом этапе его правления «смягчали нравы» митрополит Макарий и первая супруга Ивана Анастасия Романова. О жестокостях царя во время Опричнины мы знаем из воспоминаний опричников ливонского и немецкого происхождения. Русские летописцы по понятным причинам многого не договаривали. А большинство документов погибло во время многочисленных московских пожаров. Рассказы опричников часто использовались для пропаганды против «дикой Московии», тем не менее, не доверять в целом им нет оснований. Тем более что за своих жертв Иван аккуратно в конце жизни отчитывался перед Богом и заказывал панихиды. По именам всех, кого помнил. С припиской «а остальных ты и сам знаешь».

Известно, как при захвате Полоцка были с особой жестокостью уничтожены все лютеране и евреи. Новгородский погром и вовсе вошел в историю как образец безжалостного террора. При Иване Грозном Россия была довольно отсталым и закрытым государством. Во многом из-за нежелания Запада делиться своими техническими достижениями. Большим прорывом в этом отношении стал приход в Архангельск английского купца Ричарда Ченслора. Его корабль был частью неудачной экспедиции в Индию через Северный Ледовитый океан. Ченслора доставили в Москву. Английские купцы получили небывалые привилегии для торговли в России, а царь установил отношения с английским двором. Иван постоянно боялся за свою жизнь.

Маниакально опасался заговоров. Для него всегда была готова келья в Кирилло-Белозерском монастыре. Он построил альтернативный двор-крепость в Москве напротив Кремля на месте нынешнего Манежа. Неприступную крепость в Александровской слободе. В период выбора новой жены в 1567 году Иван сватался к английской королеве Елизавете I. А в 1583 - к ее родственнице Марии Гастингс. Королева царя отвергла, но такие тесные связи позволили Ивану просить королеву об убежище для себя и для своей казны на случай очередного воображаемого или нет, кто же теперь знает заговора против себя. Считается, что царь Иван был подвержен «содомскому греху», то есть имел гомосексуальные связи. Любовником царя называют боярина Федора Басманова.

Об этом пишет в письмах царю Андрей Курбский, об этом свидетельствуют опричники иностранного происхождения. В русских документах доказательств подобной связи, конечно, нет. Считается, что Федор по приказу царя лично казнил своего отца, видного политического деятеля Алексея Басманова.

А все ради власти и влияния.

Таких примеров история знает немало. В домонгольской Руси право быть главными из Рюриковичей по ряду объективных причин принадлежало правителям Киева. Именно этот город был наиболее развитым в торгово-экономическом и культурном плане. Однако словосочетание «Всея Руси» в титуле киевских князей не отражало реальной картины, оно лишь демонстрировало претензию амбициозных и влиятельных правителей на верховную власть.

Разумеется, обладатели других наследственных уделов полновластно распоряжались своими владениями, без оглядки на стольный Киев-град. Автор написал, что титулы Рюриковичей всегда были объектными. То есть, в них перечислялись земли, принадлежащие тому или иному князю. Например, черниговский, полоцкий или городецкий.

После кровопролитных набегов монголо-татарского войска разоренный Киев несколько утратил свое влияние, и центр политической жизни Руси переместился во Владимир. Началась длительная и драматичная династическая борьба между Рюриковичами, претендовавшими на этот удел. Например, тверской князь Михаил Ярославич 1271 или 1272-1318 гг. Во всяком случае, так его называл в своем письме константинопольский патриарх Нифонт I.

Но это не значит, что другие Рюриковичи были согласны признать власть Михаила Ярославича над собой.

Увенчанный царским титулом, Иван IV явился перед своими подданными в роли преемника римских кесарей и помазанника Божьего на земле. А вот следующий титул он сам обыкновенно употребляет в своих грамотах, посылаемых к иностранным государям; этот титул все его подданные должны держать в памяти самым тщательным образом, как ежедневныя молитвы: «Божиею милостию, государь, царь и великий князь Иван Васильевич всея Руси, Владимирский, Московский, Новгородский, царь Казанский, царь Астраханский, государь Псковский, великий князь Смоленский, Тверской, Югорский, Пермский, Вятский, Булгарский, Новгорода Нижняго, Черниговский, Рязанский, Полоцкий, Ростовский, Ярославский, Белозерский, Удорский, Обдорский, Кондинский и всей земли Сибирской и северной, от начала наследственный государь Ливонии и многих других стран». К этому титулу он часто прибавляет название монарха, что на русском языке, который в сложениях очень счастлив, весьма удачно переводится словом Samoderzetz, так сказать, который один держит управление. С этого времени начинается история неуничтожимого Ромейского царства, которое несколько раз меняло место своего пребывания, последним его вместилищем накануне Страшного Суда становится Московская Русь. Именно государям этого царства предстоит стать теми, кто духовно подготовит свой народ к «последним временам», когда люди Руси, Нового Израиля, смогут стать гражданами Небесного Иерусалима. Об этом свидетельствует, в частности, важнейший памятник исторического повествования эпохи Грозного, «Степенная книга», в которой особо подчеркивалась душеспасительная миссия Московского царства и его правителей: история рода Рюриковичей уподоблялась там лестнице с золотыми ступенями «златыми степенми» , ведущей на небо, «по ней же невозбранен к Богу восход утвердиша себе же и сущим по них».

Поэтому царь Иван говорил в 1577 г. Здесь имелась в виду широко распространенная в древнерусской письменности реминисценция из книги пророка Даниила, предупредившего царя Вальтасара о неизбежном возмездии. Но Грозный приводил эти слова для обоснования идеи наследственных прав московских государей, в чем убеждает контекст Второго послания Ивана IV А. Царь обвиняет протоиерея Сильвестра и прочих «врагов» трона в попытке узурпации власти и отмечает, что только прирожденные правители могут обладать всей полнотой Богом дарованного «самодержавства». Апостол сказал: «К одним будьте милостивы, отличая их, других же страхом спасайте, исторгая из огня». Видишь ли, что апостол повелевает спасать страхом? Даже во времена благочестивейших царей можно встретить много случаев жесточайших наказаний.

Неужели ты, по своему безумному разуму, полагаешь, что царь всегда должен действовать одинаково, независимо от времени и обстоятельств? Неужели не следует казнить разбойников и воров? А ведь лукавые замыслы этих преступников еще опаснее! Тогда все царства распадутся от беспорядка и междоусобных браней. Что же должен делать правитель, как не разбирать несогласия своих подданных? Вспомни величайшего из царей, Константина: как он, ради царства, сына своего, им же рожденного, убил! И князь Федор Ростиславич, прародитель ваш, сколько крови пролил в Смоленске во время Пасхи!

А ведь они причислены к святым. Царь страшен не для дел благих, а для зла. Хочешь не бояться власти, так делай добро; а если делаешь зло - бойся, ибо царь не напрасно меч носит - для устрашения злодеев и ободрения добродетельных.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий