Кто вычеркнул из святцев 36 российских новомучеников?». НОВОМУЧЕНИКИ. принятое в правосл. традиции условное наименование мучеников пострадавших за веру в период после окончания гонений на христиан в Римской империи.
Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской
Новомученики Московские – кто они? Новомученики (новые мученики) — это люди, которые пострадали за веру сравнительно. Первые новомученики были записаны после вторжения сельджуков в Малую Азию (11 век).[4] В Восточной православной церкви третье воскресенье после Пятидесятницы известно как "Поминовение всех новомучеников турецкого ига". Юбилейный Архиерейский собор 2000 постановил прославить для общецерковного почитания в лике новомучеников и исповедников более 1200 подвижников веры, включая тех, кто ранее был канонизирован для местного почитания.
Иконография
- Самое читаемое
- Кто такие новомученики и исповедники
- Статьи о новомучениках и исповедниках Российских
- Новомученики в СССР: За что церковь канонизировала святых в советское время
Новомученики российские: историческое содержание термина
Действительно, с наступлением свободы Православная Церковь канонизировала около 1800 новомучеников — и в их числе самого митрополита Серафима. Память собора Бронницких новомучеников – 1-я суббота октября. Самым первым по времени новомучеником стал протоиерей Иоанн Кочуров, служивший в Царском Селе под Петроградом и убитый уже через несколько дней после революции, раздраженными красногвардейцами за то, что призывал народ не поддерживать большевиков. Общее число новомучеников можно оценить, как несколько сотен тысяч человек. Видео о новомучениках и исповедниках Церкви Русской. Новомученики и исповедники – простые российские православные, священники, церковные иерархи, погибшие за веру и причисленные к лику святых.
Значение подвига Новомучеников и исповедников Российских для современной церковной жизни
Мученица Екатерина Арская, мирянка Память 17 декабря 4 декабря ст. Купеческая дочь, родилась в Петербурге. В 1920 году она пережила трагедию: от холеры скончался ее муж — офицер Царской армии и староста Смольного собора, затем — пятеро их детей. Ища помощи у Господа, Екатерина Андреевна включилась в жизнь Александро-Невского братства при Феодоровском соборе в Петрограде, стала духовной дочерью священномученика Льва Егорова.
В 1932 году, вместе с другими членами братства всего 90 человек , Екатерина тоже была арестована. Она получила три года концлагерей за участие в деятельности «контрреволюционной организации». По возвращении из ссылки, как и мученица Кира Оболенская поселилась в г.
В 1937 года была арестована по делу боровичского духовенства. Свою вину в «контрреволюционной деятельности» отказалась признать даже под пытками. Была расстреляна в один день с мученицей Кирой Оболенской.
На момент расстрела ей было 62 года. Мученик Михаил Новоселов , мирянин Память 21 января 8 января ст. Историк, публицист, почетный член Московской Духовной Академии.
Внук священника, в молодости он пытался создать собственную общину, живущую по учению графа Толстого. Затем вернулся в Церковь и стал православным миссионером. С приходом к власти большевиков, Михаил Александрович вошел во Временный Совет объединенных приходов города Москвы, который на первом же своем заседании призвал верующих встать на защиту храмов, оградить их от посягательств безбожников.
С 1923 года он перешел на нелегальное положение, скрывался у друзей, писал миссионерские брошюры «Письма к друзьям». Бывая в Москве, он ходил молиться в Воздвиженский храм на Воздвиженке. Почти десять лет Михаил Александрович провел в заключении, многих своих сокамерников он привел к вере.
Священномученик Александр Туберовский , иерей Память 23 декабря 10 декабря ст. На момент революции он был мирянином, доцентом кафедры догматического богословия Московской Духовной академии. В 1919 году академической карьере пришел конец: Московская академия была закрыта большевиками, а профессура разогнана.
Тогда Туберовский принял решение вернуться на родную Рязанщину. В начале 20-х годов, в самый разгар антицерковных гонений, он принимает священный сан и вместе со своим отцом служит в храме Покрова Богородицы в родном селе. В 1937 году он был арестован.
Всем им было выдвинуто заведомо ложное обвинение в «участии в повстанческо-террористической организации и контрреволюционной деятельности». Протоиерей Анатолий Правдолюбов, 75-летний настоятель Благовещенской церкви г. Касимова был объявлен «главой заговора»… По преданию, перед казнью осужденных заставили собственноручно выкопать траншею и тут же, поставив лицом ко рву, расстреляли.
Отцу Александру Туберовскому на момент расстрела было 56 лет. Преподобномученица Августа Защук , схимонахиня Память 8 января 26 декабря ст. Основательница и первая заведующая музеем «Оптина пустынь» Лидия Васильевна Защук была дворянского происхождения.
Она владела шестью иностранными языками, обладала литературным дарованием, до революции была известной журналисткой в Санкт-Петербурге. В 1922 году она приняла иноческий постриг в Оптиной пустыни. После закрытия обители большевиками в 1924 году добилась сохранения Оптиной в качестве музея.
Многие насельники монастыря таким образом смогли остаться на своих местах в качестве музейных работников. В 1927—34 гг. С 1934 г.
Туле, затем в г. Белеве, где поселился последний настоятель Оптинской пустыни иеромонах Иссакий Бобриков. Возглавляла тайную женскую общину в г.
Была расстреляна в 1938 году по делу епископа Никиты Прибыткова на 162 км Симферопольского шоссе в Тесницком лесу под Тулой. На момент расстрела схимонахине Августе было 67 лет. Священномученик Сергий Мечев , иерей Память 6 января 29 декабря ст.
Священномученик Сергий, сын святого праведного Алексия, пресвитера Московского, окончил Историко-филологический факультет Московского университета. В годы Первой мировой войны он добровольно ушел на фронт санитаром. В разгар гонений в 1919 году принял священный сан.
После кончины отца в 1923 году священномученик Сергий стал настоятелем храма Святителя Николая в Кленниках и служил в этом храме вплоть до своего ареста в 1929 г. Сам святой праведный Алексий, известный уже при жизни как старец в миру, говорил: «Сын мой будет выше меня».
Одним из мест для расстрела был Бутовский полигон. Там были убиты 20 765 человек, из них 940 — священнослужители и миряне Русской Церкви. Список Весь собор новомучеников и исповедников Церкви Русской перечислить невозможно. По некоторым оценкам, к 1941 году было убито около 130 тысяч священнослужителей. К 2006 году канонизировано 1701 человек.
Это лишь малый список мучеников, пострадавших за православную веру: Священномученик Иван Кочуров — первый из убитых священников. Родился 13 июля 1871 года. Служил в США, вел миссионерскую деятельность. В 1907 году переехал обратно в Россию. В 1916 г. Священномученик Владимир Богоявленский — первый из убитых архиереев. Родился 1 января 1848.
Был митрополитом Киевским. Священномученик Павел Фелицын родился в 1894 г. Служил в селе Леоново Ростокинского района. Был арестован 15 ноября 1937 г. Обвинен в антисоветской агитации. Преподобномеченик Феодосий Бобков родился 7 февраля 1874 г.
И вот результат: православная гимназия в Хвалынске названа именем нашего святого! Для многих граф Медем уже стал источником духовных сил, и я уверен, что число его почитателей будет расти. Нелли Цыганкова, сотрудник библиотеки при храме в честь Покрова Божией Матери, г. Покровск Энгельс : — Они и останутся неизвестными святыми, если мы ничего не будем делать для их почитания, для увековечения их мученического подвига. Мне кажется, в дни их памяти надо не только упоминать их имена во время богослужения, но рассказывать о них отдельно, как рассказывают священники в проповедях о других святых. Хорошо бы где-нибудь на видном месте в притворе вывешивать листовку о служении и мученической кончине того новомученика, память которого приходится на этот день. Надо просто поработать с календарем и заранее найти нужную информацию в книгах или в Интернете. Этим могли бы заниматься даже не священники, а сотрудники храмовых библиотек или постоянные прихожане. В воскресных школах надо проводить занятия о новомучениках Российских и, конечно, в храмах в их памятные дни помещать на аналоях их иконы. У меня к новомученикам отношение особое, отчасти вот почему. Бабушка, которая водила меня в детстве в один из двух действовавших тогда в Саратове храмов, Свято-Троицкий собор, ничего мне про деда не рассказывала, но в семье были разговоры, что он из рода священнослужителей. Все Богоявленские в этом селе были из священнического сословия. И в том же селе в 1848 году родился Василий Никифорович Богоявленский, будущий митрополит Киевский и Галицкий Владимир, при советской власти ставший первым священномучеником в архиерейском сане. По нашему семейному преданию, священномученик митрополит Владимир был троюродным братом моего деда. Так это или нет — с точностью сейчас установить фактически невозможно. Но новомучеников я очень почитаю и считаю молитвенную память о них делом чрезвычайной важности. Светлана Клейменова, библиограф отдела редких книг и рукописей Зональной научной библиотеки им. Артисевич Саратовского государственного университета: — К сожалению, о новомучениках известно не очень много. Столько имен — и за каждым именем чья-то судьба… Мне кажется, дело именно в недостаточной информированности, а отнюдь не в безразличии к судьбам этих людей, потому что равнодушными их судьбы не могут оставить никого. Читала о священномученике Владимире Амбарцумове, детство которого прошло в Саратове, его отец основал Саратовское училище для глухих детей. В судьбе отца Владимира поразительно то, как долго и терпеливо вел его Господь от лютеранства, через баптизм, к истинной вере — Православию, к принятию священного сана, наконец — к мученическому венцу, которого он ждал, к которому он шел осознанно. Отец Владимир стал родоначальником большой, дружной православной семьи. Его сын — священник, так же, как и многочисленные внуки. Дочь Лидия, в замужестве Каледа, в монашестве Георгия, скончалась совсем недавно. Еще одно свидетельство той страшной эпохи, когда читала об этих людях, запомнилось и поразило. Маленький мальчик спрашивает у матери: «Мама, а почему всех забирают, а за нами не приходят? А мать спокойно отвечает: «Это потому, сынок, что мы не достойны пострадать за Христа». Мальчик вырос и стал священником, это отец Глеб Каледа. Но ведь большинство советских детей ходило в школу, учило, как полагается, «Смерть пионерки», «Левый марш» и ни о чем таком не задумывалось. В целом подвиг наших святых ХХ века — это книга, которую предстоит открывать… Здесь многое будет зависеть от усилий историков, которые кропотливой архивной работой воссоздадут жизненный путь каждого из новомучеников и исповедников Российских. Многие сейчас говорят, что новомученики Российские подобны христианам первых веков. Действительно так. Однако почитание христиан первых веков сформировано многовековой традицией. Наши новомученики явили такую же верность Христу, как и первые христиане, но время узнать всем о подвиге их веры настало совсем недавно. Алиса Орлова, журналист, г. Москва: — Я — прямой потомок репрессированных, мой прадед умер в лагере, мой дед отсидел и вышел, прабабушка получила нервную болезнь от постоянного страха, что все повторится, что за ними опять приедут… В советские послесталинские годы население делилось на две категории: одни ничего о репрессиях не знали или не хотели об этом думать, потому что их семей это не коснулось; другие, те, кого это коснулось непосредственно, молчали. Мой дед никогда не рассказывал о пережитом, я знаю немного, в частности, то, что он носил крестик зашитым в лагерную телогрейку. Случилось так, что я пришла по своим журналистским делам в храм во имя преподобного Сергия Радонежского в Рогожской слободе; последним настоятелем этого храма перед закрытием был священномученик Петр Никотин, протоиерей, он расстрелян на Бутовском полигоне вместе с четырьмя своими прихожанами. Входя в храм, я сразу увидела такой информационный стенд, и на нем в числе других рассказывавших о последнем настоятеле документов — протокол его допроса в 37-м году. Читала и не могла оторваться. Каким же мужеством должен был обладать человек, спокойно говоривший в лицо своим мучителям: «Мое мировоззрение не соответствует советскому… Страной должна управлять другая система, не советская».
Почему мы априори должны доверять какому-то исследователю, утверждающему обратное? И, если на то пошло, где гарантии, что подпись святителя под протоколами, на основании которых кого-то осудили если вообще есть такие протоколы подлинная? Например, игумен Дамаскин Орловский , много потрудившийся для прославления новомучеников и исповедников, как видно из его последних публикаций, чересчур доверяет советской репрессивной машине, что она якобы работала предельно точно, как часы, и архивные уголовные дела содержат только правду, хотя и преломленную особым образом в сознании тех, кто их вел. А это иногда могло быть так, а иногда могло быть и не так. В стране, где Конституция значила меньше закрытых постановлений, где высшие меры наказания назначали внесудебные органы, где писанные законы легко могли попираться волей тех, кто в этот момент мог это сделать перед тем, как потом самому стать жертвой этой же машины репрессий, где ложь и предательство были негласными добродетелями — откуда мы можем знать, достоверны какие-то конкретные уголовные дела или нет? Если, например, судебные процессы против бывших первых лиц государства в 1930-е годы носили показательный характер, на них были иностранные журналисты, пресса всего мира свидетельствовала о подлинности их признаний, то кто может подтвердить подлинность признаний безвестных и, в силу этого, «малозначимых», даже с точки зрения современного православного публициста мучеников и исповедников? И даже бывшие первые лица страны — что стояло за их признаниями? Оруэлла в его романе «1984» есть интересная версия на этот счет. Действительно, формы психологического воздействия на человека, способные изменить его восприятие окружающего, говорить не то, что он думает, очень многообразны. С другой стороны: раз выявилось, что в работе комиссий по канонизации были ошибки, то значит правильно, что процесс дальнейших прославлений приостановлен. Но это совсем не повод говорить о «деканонизации». Потому что у Бога совсем другая логика, чем у людей. Но дальше протодиакон Андрей Кураев написал еще более странную вещь: «Древние мученики страдали и умирали прилюдно. На глазах всего города. Потому и прославлялись христианами немедленно и бесспорно. Новомученики допрашивались и казнились потаенно. Получается, что по его мнению именно публичность, иногда сопровождаемая театральными эффектами в казни первых христианских мучеников, стала причиной того, что они стали «семенем Церкви». А казни, совершенные не на публике, получается, ничего не значат? То есть, если чью-то казнь транслируют по телевидению по всему миру, то она значима, а если палач — это единственный свидетель, то нет? Представляется, что в таком взгляде на это очень много от прививаемого сегодня массам взгляда на жизнь, как на шоу, и ничего от христианства. Только клиповым взглядом на историю Церкви можно объяснить следующую его цитату: «Очевидной личностной связи «я видел смерть мученика — был поражен его мужеством и верой — хочу стать таким же» почти не было. Церковная жизнь угасала с нарастанием числа мучеников, а не разгоралась. Потому сегодня приходится создавать малоубедительные для неверов «мистико-историософские схемы» — мол, хотя страна и не заметила подвига новомучеников, но возрождение церковной жизни 90-х было вымолено мучениками, убитыми в 30-х…«[27] Для меня, как специалиста по истории Русской Православной Церкви 20 века, эти «мистико-историософские схемы» совсем не выглядят неубедительно. Игумен Дамаскин Орловский большое внимание уделяет архивным уголовным делам, именно их, как представляется из общей направленности его рассуждений, видит своего рода «актами мученическими» хотя сравнивать уровень судопроизводства Древнего Рима времен гонений на христиан и Советского Союза времен массовых репрессий некорректно , и, соответственно, основанием для принятия решения о возможности канонизации: «Фактически Федеральный закон о государственной безопасности, как он звучит в настоящее время, предполагает наличие государственных секретов в деятельности органов государственной безопасности с конца 1917 года, что является абсолютным препятствием для изучения судебно-следственных дел с целью включения новых имен в Собор новомучеников и исповедников Российских. Эти же препятствия ясно сформулированы и в вышеназванном Положении, не допускающем ни в каком виде ознакомления ни исследователей, ни родственников репрессированных с делами и фактами в них, которые свидетельствуют о сотрудничестве человека с органами ЧК-ОГПУ-НКВД-МГБ. Бычков; однако нашлись и те, кто смог возразить ему по существу, на основании не меньшего опыта работы с архивными уголовными делами советского периода. Научный сотрудник ПСТГУ Лидия Головкова просмотрела более 20 тысяч следственных дел пострадавших за веру: причисленных к лику новомучеников и нет. Она уверена, что судить о святости человека по следственному делу — ошибка[29]. Иногда «забойщики»выбивали из человека подпись на белом листе, куда потом вписывался нужный следователю текст, а иногда подписи под протоколами просто подделывались. А некоторые дела и вовсе составлялись уже после того, как человек был расстрелян. Доказательства этого были получены автором во время работы со следственными делами 50—60 годов, именно в эти годы судили сотрудников, фальсифицировавших дела в тридцатые»[30]. Но это редчайшие случаи. А в основном мы абсолютно не можем отличить — где правда, а где нет. Конечно, какие-то дела могут быть сфальсифицированы больше, какие-то меньше. Но и этого мы доподлинно никогда не узнаем. Поэтому мне кажется просто безумием верить этим делам. Мы тем самым как бы продолжаем следовать логике гонителей.
СОБОР НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ ЦЕРКВИ РУССКОЙ
Подпишитесь на канал 360: 17 февраля в День новомучеников Московской области во всех приходах Подмосковья служат торжественные молебны. О Соборе новомучеников — Проповеди — Избранные святые — Иконография — Аудиофайлы. Поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову в 2023 году В 2023 году Собор новомучеников и исповедников Российских отмечается 5 февраля 2023 года. 4 февраля, в Неделю 35-ю по Пятидесятнице, Русская Православная Церковь совершает поминовение новомучеников и исповедников, пострадавших в годину гонений за веру Христову. Конечно, за одну встречу невозможно рассмотреть историю советских гонений в Тверской епархии, но есть надежда, что состоявшийся разговор станет первым шагом в том, чтобы помочь друг другу увидеть, как подвиг новомучеников и исповедников явил себя на Тверской земле.
Новомученики российские
Мы вспоминаем достаточно большое количество обычных людей — умных, образованных, интеллигентных, которые были либо убиты в 20-е годы, либо замучены в лагерях в 30-е годы. Мы не должны забывать о наших великих иерархах, которые своим примером многих вдохновили и воодушевили. Это священномученик Вениамин Казанский , митрополит Петроградский, священномученик Кирилл Смирнов , митрополит Казанский, предстоятель нашей Церкви святитель Тихон Белавин , патриарх Московский и всея Руси, который тоже много страдал. Хоть он и умер своей смертью, но мы его тоже причисляем к лику новомучеников. После войны началась эпоха живых исповедников за веру Христову. Как тут не вспомнить имя великого хирурга, лауреата многих советских наград в том числе Сталинской премии святителя Луки Войно-Ясенецкого , архиепископа Симферопольского и Крымского. На смену подвигу мученичества пришел подвиг подвижничества и исповедничества за веру.
Исповедники — это те, кто нес бремя гонений, лишений, издевательств. Эти люди остались живы, но мы все равно их приравниваем к новомученикам. Нельзя забывать и о святителе Афанасии Ковровском, который, сидя в лагерях, составлял службы, в том числе службы всем нашим русским святым соотечественникам. Возобновление деятельности Пятигорской епархии как раз приходится на наиболее тяжелый период — начало гонений и подвиг исповедничества, мученичества в Русской Церкви. Один за другим иерархи, которые возглавляли Пятигорскую кафедру, уезжали в места своих ссылок и принимали мученическую кончину. Нужно оговориться, что не все из них сейчас канонизированы, прославлены в лике святых.
Мы должны помнить имена уже причисленных к лику святых: священномученика Фаддея Успенского , который окончил свой подвиг в качестве иерарха Тверской земли, священномученика Димитрия Добросердова , который тоже был нашим иерархом, но закончил свое служение в Подмосковье. Мы должны помнить имена и тех, кто принял мученичество за Христа, но еще не канонизирован. Мы молимся за упокой их душ, потому что день памяти новомучеников — это продолжение молитвы за усопших, пострадавших в годину лихолетий, а не только молитва святым. Во всех храмах Русской Православной Церкви эти молитвы возносятся. Священномученики Димитрий Гливенко, Михаил Лисицын служили в Кисловодске уже прославлены в лике святых.
Самый приблизительный подсчет свидетельствует о сотнях тысяч пострадавших. В третьем случае целесообразно использовать огромный материал о репрессиях, собранных Обществом «Мемориал» и опубликованных в Книгах памяти. Выпущен Обществом «Мемориал» и компакт-диск, содержащий 1 300 000 имен11.
Как узнать, сколько из них пострадали за Христа? Изучение, проведенное с участием сотрудников ПСТГУ, следственных дел всех 20765 человек, расстрелянных в Бутово, показало, что примерно каждый двадцатый из репрессиованных пострадал за веру. Можно предположить, что такое соотношение характерно для всех периодов истории репрессий в СССР в 1917—1953 годах. Следовательно, если бы мы знали общее число пострадавших от репрессий, то могли бы оценить число пострадавших за Христа. Оценка общего числа репрессий приобрела у нас в стране политический характер. Земсков, который стремится опровергнуть т. Поэтому, люди, пропагандирующие МСТ включая многих православных людей , объективно выступают могильщиками своего народа, нeзависимо от их субъективных побуждений. Отнюдь не Богу служат православные люди, подрядившиеся жрецами МСТ».
МСТ свойственно «громадное преувеличение числа жертв сталинского периода. Называются совершенно безумные цифры — 66 млн. Этот миф был создан не на пустом месте. Действительно, в мясорубке сталинских репрессий погибло много самых рaзных людей, но реальное число жертв во много раз меньше». Оценки В. Земскова, пожалуй, самые низкие, но и по ним число репрессированных в соответствии с цитированным Законом 1991 г. Полковник, к. Мозохин пишет: «Общее количество лиц, привлеченных к уголовной ответственности за 1918—1953 гг.
Всего за упомянутый период к высшей мере наказания были приговорены 835 194 человека»14. Сотрудники ФСБ и Прокуратуры говорят, что число административных репрессий очень трудно подсчитать, и, скорее всего, их в полтора раза больше. Если каждый двадцатый пострадал за Христа, то это также больше 500 000 человек. По сообщению А. Разумова, сотрудники общества «Мемориал» в г. Новом Тагиле центре издания книг памяти и создания БД Общества «Мемориал» предполагают собрать 10 000 000 биографий репрессированных. Другой вопрос, тесно связанный с определением общего числа пострадавших за Христа: сколько имен можно узнать из этих пятисот тысяч? Это представляется возможным только в том случае, если удастся организовать работу по сбору сведений в областных епархиальных архивах, крупных монастырях, краеведческих музеях и других организациях по единой программе.
В качестве заключения рассмотрим несколько вопиющих ошибок, которые встречаются в православных изданиях В одной из публикаций Интернета мы читаем: «…следует сказать и о порой появляющихся в православных или околоправославных изданиях утверждениях о «20 миллионах христианских мучениках», «500 тысячах казненных священниках» и т. Это просто неправда. Этот период нашей истории дал тысячи христианских мучеников. И это очень много. Но миллионов не было и в помине». Если мучениками считать только причисленных к лику святых и пострадавших до смерти не исповедников , то утверждение, безусловно, правильное.
Красивая речь и грамотное письмо — это достижимая цель для детей-билингвов. Мы учим наизусть стихи русских поэтов, вместе читаем книги и получаем от этого удовольствие. Авторский курс «Мировая культура и география детям» Авторский курс составлен так, чтобы у детей складывалось гармоничное и верное представление о пространственных характеристиках и культурных ценностях мира, который их окружает. Знания о том, как устроен этот мир, дают ребенку возможность быстрее и правильнее найти свое место в нем.
Курс делится на 2 раздела: «древние цивилизации» и «современные государства». Каждая изученная тема курса закрепляется путем создания учениками поделок, связанных с культурой и жизнью того или иного народа. Изобразительное искусство В основе курса — академический подход к преподаванию таких дисциплин, как «Рисунок», «Живопись», «Композиция». На уроках дети знакомятся с русской классической художественной традицией, познают разнообразные техники и учатся правильно использовать различные материалы: акварель, гуашь, карандаши, пастель, акрил, уголь. Спортивные бальные танцы Умение владеть собственным телом — основа благополучного взросления. Спортивные бальные танцы дают мальчикам и девочкам не только возможность красиво и пластично двигаться, но и ощущать причастность к настоящему искусству. Чувство ритма, понимание музыки, грация движений и уверенность в своем теле — далеко не полный перечень плодов, которые приносят занятия в студии спортивного бального танца. Литературно-просветительский проект «Читальный зал» Литературно-просветительский проект «Читальный зал» задуман и разработан Центром детского развития специально для того, чтобы научить детей читать вдумчиво. По форме — это уроки чтения, проводимые на постоянной основе, а по сути — время и пространство, полностью посвященное книге. На этих занятиях все начинается с совместного чтения педагога и учеников вслух.
А потом — свободное творческое обсуждение-обдумывание прочитанного, ролевое проигрывание отрывков из книги, которое дает возможность вжиться в образы героев. Далее следуют специально подготовленные педагогом игры, а также творческие и научные эксперименты, подобранные так, чтобы сохранить атмосферу прочитанного и продлить для детей очарование книги Летние интенсивные курсы и мастер-классы под руководством специалистов разных профессий Мы выбираем интересных ярких людей, профессионалов, мастеров своего дела и приглашаем в наш Центр для проведения мастер-классов с детьми. Это позволяет сделать программу обучения более насыщенной и разнообразной. Для мастер-классов, имеющих наибольший успех у русскоязычной аудитории, мы разрабатываем специальную программу и создаем интенсивный курс, который проводим в период школьных каникул, а также формируем серию мастер-классов, обеспечивая их систематическое проведение в течение всего года.
Для более эффективного ведения дел следователь привлек к следственному процессу председателя Ново-Ивановского сельсовета, который согласился вместе со следователем писать протоколы допросов от лица лжесвидетелей, как хорошо знавший людей, проживающих в этом районе. Следователь сначала составлял конспект об антисоветской и антигосударственной деятельности подозреваемого, потом писал протоколы, а затем вызывал того, от чьего лица протоколы были написаны, а председатель сельсовета — тех, за кого он писал протоколы. Так в течение короткого времени они вдвоем составили более полусотни протоколов показаний лжесвидетелей.
На основании подобного рода лжесвидетельств 29 августа 1937 года священник Николай Гаварин был арестован и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. Говорили о газетных новостях, об испанских событиях, выражая сомнения, что испанские войска победят фашистов, которые сильны своим вооружением. Я не могу помириться с советской властью за те притеснения, которые мы терпим. Дайте показания по этому вопросу. Но в контрреволюционной группе я не состоял. В это время некоторые родственники осужденных вместе со священником стали жаловаться на неправый приговор, доказывая их невиновность; было затеяно новое следствие и передопрошены свидетели, которые поначалу держались прежних показаний, боясь ответственности за лжесвидетельство, а затем все же заявили, что они оболгали людей. Новое расследование, произведенное в 1939 году, вынуждено было признать, что все приговоренные по делу были осуждены неправо.