Крупская — автор многочисленных работ о своём муже В. И. Ленине, трудов по коммунистическому воспитанию, педагогике и истории партии большевиков.
«Она похожа на селедку». История любви Ленина и Крупской
Москва, 25 мая 1919 года. Фото: М. Ленин на параде войск Всевобуча всеобщее военное обучение , Москва, 25 мая 1919 года. Ленин в центре , Свердлов справа любуются памятником Марксу и Энгельсу, на площади Революции в Москве. Организаторы и члены Санкт-Петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». Стоят слева направо: А.
Малченко, П. Запорожец, А. Сидят слева направо: В. Старков, Г.
Книги и журналы для него выписывали и пересылали в Шушенское родные. По окончанию срока ссылки Владимир Ильич вывез из Шушенского более 240 кг литературы. Крупской разрешили отбывать ссылку в Шушенском вместе с Ульяновым, но обязательным условием было их венчание.
Ей они платили только за аренду дома и огород — 4 рубля.
В знак любви и согласия супруги обменялись медными кольцами, переплавленными из пятака. Венчаться Ленин и Крупская не хотели — они были за свободную революционную любовь. Но на церковном браке настояла полиция: иначе бы Крупскую в Шушенском не оставили.
Документальных подтверждений, что такое происходило именно в этом доме, у нас нет, но в других местах проживания Ленина и Крупской такое не было редкостью, — говорит сотрудница музея. К Елизавете Васильевне Ленин относился с уважением и любовью.
Именно она стала надежным тылом в бытовом смысле — готовка, стирка, уборка и прочие домашние дела. И она, и Ленин были полностью погружены в социально-демократические идеи, жили мыслями и разговорами о революции, — рассказал экскурсовод. Если во время ссылки в Шушенском Ленин успевал поохотиться и ходил собирать грибы в лесу, то в Уфе такой возможности не было. Зато здесь революционеры гуляли в саду на Случевской горе ныне — Сад Салавата Юлаева. Такие прогулки в основном тоже проходили в компании революционеров. Здесь же Ленин подружился с братьями Кадомцевыми и Александром Цюрупой.
Последний жил на углу нынешних улиц Мустая Карима и Чернышевского. Вместе с Надеждой Крупской будущий вождь пролетариата ходил к нему в гости и обсуждал, как построить работу социал-демократов. Так распространяли газету «Искра» — в кубиках, за подкладкой чемодана или под одеждой Вскоре Ленину пришлось уехать из Уфы — три недели подходили к концу. Уже из-за рубежа Ленин отправлял в Уфу выпуски газеты «Искра». Ее переправляли в чемоданах с двойным дном, прятали в деревянных кубиках, а однажды даже спрессовали и надели сверху книжную обложку. Потом уже наши революционеры ее копировали и распространяли дальше, в другие города, — говорит экскурсовод.
Несмотря на то что Ленин пробыл в Уфе не очень долго, именно это поселило в местных социал-демократов уверенность в своих убеждениях.
Крупская, Надежда Константиновна
Ленин и Крупская прожили вместе 26 лет, а вот детей у них так и не было. Из хранящейся в Центральном партийном архиве Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС рукописи Н. К. Крупской видно, что В. И. Ленин внес в нее добавления и исправления, отредактировал ее. Многие задаются вопросом, не была ли сибирская свадьба Ленина и Крупской просто политическим ходом?
Как Ленин и Крупская: Петербург передал Цюриху исторический фонарь
В 1887 году с отличием окончила частную женскую гимназию княгини Оболенской в Петербурге. Затем стала слушательницей Высших женских курсов и вступила в студенческий марксистский кружок. Она помогала будущему вождю мирового пролетариата в составлении и распространении революционных брошюр. Спустя год молодых людей арестовали. Надежда Константиновна стала верным помощником Ленина в революционной борьбе.
Ленин был пылким и эмоциональным человеком, восприимчивым ко всему яркому и необычному. Так же он относился и к женщинам. Первая из его симпатий была молодая активистка марксистского кружка Аполлинария Якубова.
Москва , Кремль. Последний назвал выступление Крупской «чушью», после чего на неё обрушились его соратники [16]. В ответ Крупская заявила о намерении эмигрировать в Великобританию. Это заявление «мадам Лениной» освещалось в зарубежной прессе и даже обсуждалось в Палате общин [16]. Как идеолог коммунистического воспитания критиковала педагогическую систему, разработанную Антоном Макаренко : после её критического выступления на съезде комсомола в мае 1928 года Макаренко был в скором времени снят с руководства колонией имени Горького [17]. Крупская стала одним из создателей советской системы народного образования, сформулировав основную задачу нового просвещения: «Школа должна не только обучать, она должна быть центром коммунистического воспитания» [15]. Ей была присуждена учёная степень доктора педагогических наук. Крупская была активистом советской цензуры и антирелигиозной пропаганды [18] , инициировала чистку библиотек от «идеологически вредной и застарелой» литературы [19]. Одним из мишеней её критики стали детские произведения Корнея Чуковского. Критика вдовы Ленина означала в то время фактический запрет на профессию. В декабре 1929 года Чуковский опубликовал в « Литературной газете » письмо, в котором отрёкся от своих сказок [22] и после этого до 1942 года не написал ни одной сказки в стихах. Впоследствии Крупская вышла из оппозиции и призывала других оппозиционеров примкнуть к позиции ЦК [23] , выступала на пленумах ЦК партии и голосовала за предание суду Николая Бухарина [24] [25] , за исключение из партии Льва Троцкого , Григория Зиновьева , Льва Каменева. Крупская — автор многочисленных работ о своём муже В. Ленине , трудов по коммунистическому воспитанию, педагогике и истории партии большевиков. Крупская активно переписывалась с пионерами, советскими детьми. Смерть[ править править код ] Вдова Ленина скоропостижно скончалась от перитонита 27 февраля 1939 года , на следующий день после своего 70-летия. Карета скорой помощи добиралась в квартиру Крупской целых 3,5 часа, а в больницу она была доставлена через 9,5 часов после начала приступа, что сделало её положение безнадёжным [16]. Могила Надежды Константиновны Крупской прах помещён в урне в Кремлёвскую стену на Красной площади в Москве Крупскую похоронили 2 марта 1939 года, на её погребение власти потратили 207 024 руб.
После Великой Октябрьской социалистической революции Надежда Константиновна ведет огромную партийную, пропагандистскую и агитационно-массовую работу, отдавая все силы осуществлению ленинского плана строительства социализма, уделяет много внимания работе среди женщин и молодежи, коммунистическому воспитанию трудящихся, народному образованию. Она — первый биограф Ленина. Написанная ею краткая ленинская биография была опубликована без подписи 13 26 мая 1917 года в газете «Солдатская правда» под заглавием «Страничка из истории Российской социал-демократической рабочей партии». Крупской видно, что В. Ленин внес в нее добавления и исправления, отредактировал ее. Таким образом, эта работа Надежды Константиновны является единственным описанием жизни и деятельности В. Ленина, им самим. Крупская не только свидетель, но и непосредственный участник событий, которые она описывает, и потому ее работы являются одним из самых достоверных источников сведений о жизни и деятельности В. Ее «Воспоминания о Ленине», выпущенные Политиздатом в 1908 и 1972 годах, дают яркую картину жизни и деятельности Владимира Ильича, показывают с необычайной простотой и правдивостью образ великого вождя и человека.
Как Ленин и Крупская: Петербург передал Цюриху исторический фонарь
Прекрасная дама - Крупская Раз уж заговорили о Крупской... Одна из самых загадочных семейных пар в истории! Она училась на Бестужевских курсах, где учились две сестры Ленина. Он был профессиональный революционер.
Венчались для того, чтобы она могла поехать с ним в ссылку в Шушенское. А любовь была? Ухаживания были?
Лев Данилкин: Я не стану раскрывать конец своей книжки, скажу только, что именно с Крупской связан «финальный твист» биографии Ленина. У меня на десктопе ее фотография до сих пор установлена. Она, пожалуй, любимый мой персонаж во всей окололенинской вселенной, а она очень густонаселенная, там персонажей побольше, чем в «Войне и мире», и там есть в кого влюбиться.
Я очень люблю ее мемуары, которые долго откладывал, мне казалось: ну что там может написать о Ленине эта коммунистическая карга? Разумеется, это и мой идиотизм, но и ее морок. Она ведь была не просто скрытная - профессиональная шифровальщица, лекции про это читала.
И уж конечно, ей ничего не стоило создать о себе - и поддерживать - впечатление никому не интересной женщины. И когда понимаешь, что это как в детективе - старушка, на которую никто не обращает внимания, которой даже алиби не нужно, она просто заведомо не может играть никакой роли... И вдруг оказывается...
Забудьте все, что вы о Крупской знали. Я уж не говорю о том - а я все же двадцать лет был литкритиком, и мне есть с чем сравнивать, - что она замечательная писательница, остроумная, со своим стилем рассказчица, и никто, кроме нее, не смог найти ту идеальную интонацию, которая так подходит Ленину, - с ироническим уважением. Она была дамой Ленина - Прекрасной и Пиковой, так скажем.
Психоз революции Мне понравились твоя «парижская глава» о Ленине, опубликованная в «Новом мире». Это какой-то другой образ Ленина. Усики, котелок, велосипед...
Так смешно дерутся на собраниях русские политические эмигранты, теми же котелками, зонтиками... Может показаться, что это такое Зазеркалье. Но когда Ленин вернулся весной 1917 года, после долгих лет отсутствия в России, его встречали на вокзале несколько тысяч людей овациями.
И на броневик он взбирался в своем котелке, поощряемый огромной толпой народа. Значит, его популярность в России уже тогда была немалой. А ведь фейсбуков и твиттеров не было.
Лев Данилкин: Февральская революция совершилась поразительно легко, и люди были в состоянии изумления. Будто гравитация изменилась, они чувствовали массовое головокружение, будто подвисали в воздухе. Ораторов была куча, но они не могли растолковать людям смысл того, что они сделали, ситуации, в которой они все очутились.
Как вдруг так? Из-за этого недоумения возник психоз приветствий, люди просто приветствовали революцию. Революция была модной, как вот сейчас Ким Кардашьян фотографируется в худи с серпом и молотом, вот там были сотни тысяч таких.
И люди, которые явились к Финляндскому, просто пришли приветствовать революцию. Ну и газета «Правда» - довольно популярная, не «Лайфньюс», конечно, но вполне народная газета - сообщила, что приедет Большевик Номер Один. Встречать поезд с Лениным приходили не по одному, а в основном депутациями: представители коллективов рабочих и солдат.
Они это ощущали как революционный долг - ну и развлечение: интересно же, новое лицо, пикантность - через Германию пробился, в войну-то! Надо сказать, Ленин, который сам поверить не мог в увиденное и полагал, что его арестуют прямо на вокзале, не разочаровал все эти толпы с красными флагами. Он сообщил им нечто такое, чего они и представить себе не могли: революция, которую вы совершили, - тренировочная, и вся Европа ждет, что мы совершим настоящую!
Это сносило крышу: как - еще одна?! От этого ум за разум заходил не то что у обычных людей, но у его коллег по партии. Каменев, Сталин - они на это смотрели как приват-доцент Голубков в «Беге» на Чарноту, который обыгрывает в карты Корзухина-Евстигнеева - с ужасом, обхватив голову руками.
Вождь или сектант? Меня в Ленине всегда удивляла одна вещь. Он постоянно сражался не с монархистами, а с либералами так называемым «друзьями народа» и партийными товарищами «иудушкой» Троцким, «отзовистами», «махистами» и прочими неправильными людьми из его же партийной среды.
В моем представлении Ленин - жесточайший сектант, для которого лидерство важнее «истины». Это качество в Ленине и Горький заметил. Да и само выражение «партия нового типа» - чистой воды сектантское.
Я не прав? Лев Данилкин: Ленин был манипулятором и знал, как провоцировать дискуссии и дискредитировать оппонентов, навязывая им - в глазах публики - точку зрения, которой те, возможно, и не придерживались. Это его, ленинское, боевое искусство.
Но он не был одержимым личной властью и не считал, что у него есть монополия на истину. Его можно было переубедить, предложить экзотический союз, странную роль, поиронизировать над ним. Ленин был убежден, что абсолютная истина существует, но «правда» всегда конкретна, и действительно, как сумасшедший, каждый раз искал ее заново, много раз корректировал в зависимости от обстоятельств.
В последний приезд в Москву не говорил уже полгода, читал через пень-колоду единственное, что он забрал из квартиры, - трехтомник Гегеля. Доказательство того, что он не был чокнутым деспотом, очень простое: его не развратила абсолютная власть, он остался философом у власти, таким Сократом. Про сектантов есть другой любопытный аспект.
Мало кто помнит, что РСДРП очень активно взаимодействовала с сектантами, издавала газету для них, «Рассвет», ей занимался Бонч-Бруевич, специалист по сектантам.
В знак любви и согласия супруги обменялись медными кольцами, переплавленными из пятака. Венчаться Ленин и Крупская не хотели — они были за свободную революционную любовь. Но на церковном браке настояла полиция: иначе бы Крупскую в Шушенском не оставили.
Так же он относился и к женщинам. Первая из его симпатий была молодая активистка марксистского кружка Аполлинария Якубова. Чтобы поближе и ненавязчиво подобраться к предмету своего интереса, Владимир предпринял тактику общения втроём, и третьей стала подруга Аполлинарии - Надежда Крупская.
И тогда Семёнычев, подкреплённый этим одобрением Крупской, написал письмо Сталину, в котором изложил концепцию организации новой библиотеки.
И сразу ему звонок из аппарата ЦК партии: товарищ Сталин идею поддержал. Дальше все события развиваются стремительно. В феврале создаётся специальная комиссия, в которую входит Крупская. А в марте готово постановление Политбюро об организации исторической библиотеки. Но всё тормозил поиск здания. Перебиралась масса вариантов. Задействован был Моссовет. В конце концов было выбрано здание бывшего Московского вспомогательного общества купеческих приказчиков в Старосадском переулке.
На машинах сюда были перевезены книги из Исторического музея и остальные. Вот у меня в руках документы о выделении для оборудования библиотеки линолеума и ковровых дорожек, что в ту пору было большим дефицитом. По воспоминаниям директора Кировской областной библиотеки им. Герцена Клавдии Михайловны Войханской, начинавшей свой трудовой путь у нас в Историчке, однажды во время переезда она работала с коллекцией книг по истории Москвы известного московского купца — мецената, коллекционера и библиофила Алексея Петровича Бахрушина после его смерти коллекция была пожертвована Историческому музею. И вдруг видит, к ней на этаж поднимается Надежда Константиновна, которая сразу же обратила внимание на эти книги, проявив при этом очень хорошее знание московской истории, что для уроженки Санкт-Петербурга было довольно-таки удивительно. Добавлю, что к 150-летию Крупской у нас в библиотеке была организована большая выставка. Должны быть доступны каждому Любовь ХАЙЦЕВА, заведующая отделом Российской государственной библиотеки, кандидат педагогических наук: — Не одно десятилетие специалисты сектора библиотечной истории нашей Ленинки занимались подготовкой сборников «Ленин о библиотечном деле» и «Крупская о библиотечном деле». В советское время эти труды не раз переиздавались.
Тогда они были доступны каждому. Они стали и предметом научных изысканий. А вот в наше время мы столкнулись с тем, что этих работ порой не найти даже в крупных библиотеках бывших республик СССР. А интерес к ним есть. Исследователи из Средней Азии, Армении, Прибалтики приезжают к нам в библиотеку, где хранится обязательный экземпляр каждого издания, для того чтобы ознакомиться с этими книгами. В их странах, похоже, слишком уж лихо освободились от библиотечных фондов советской поры. Думаю, что сегодня самое время поставить вопрос о доступности основополагающих произведений Владимира Ильича Ленина и Надежды Константиновны Крупской, чтобы они были представлены в электронной библиотеке РГБ и в системе национальной электронной библиотеки. Остра она, к сожалению, не только в бывших союзных советских республиках за пределами России, но также в нашей стране.
Ведь и у нас после августа 1991 года началась своего рода «чистка» библиотечных фондов от изданий советского периода, и она в большей или меньшей мере продолжается. А результат? Очень печальный! Людям становятся недоступны не только работы классиков марксизма-ленинизма, но и выдающиеся произведения художественной литературы советского периода: «Как закалялась сталь», «Молодая гвардия», «Повесть о настоящем человеке» и другие. Если же учесть, что их нет теперь и в школьных программах по литературе, то очевиден огромный урон в деле воспитания новых поколений. Согласитесь, это не что иное, как «декоммунизация по-российски». Но чем же она лучше украинской «декоммунизации»? То же самое...
Всё правильно, одними заклинаниями тут вряд ли что сделаешь. И сразу вспоминается чуть позже поясню почему , как ещё в 1924 году, выступая на XIII съезде РКП б , Крупская убеждала, что социализм невозможен без культурного подъёма деревни. Это не осталось только словами, а стало одной из основ культурной политики и строительства Советского государства. Могу о том свидетельствовать. По долгу службы часто бывал в сельских клубах и домах культуры, библиотеках и краеведческих музеях глубинки. Они были повсюду. И практически всегда там было что-то интересное: где-то выставка самодеятельных художников, где-то концерт сельских музыкантов или спектакль народного театра, где-то встреча писателей с читателями… Так вот, по-моему, о патриотизме можно говорить только тогда, когда человек живёт на земле не только своим огородом, а когда он трудится среди интересных и талантливых земляков, когда чувствует, что он один из них, когда люди объединены сотворчеством на клубной сцене, сопереживанием в зрительном зале, где обычно собирались чуть ли не всей деревней. А уж на праздник или смотр художественной самодеятельности всегда приглашали всю округу.
В таком вот добром общежитии и зарождается атмосфера людского единения в своей любви к Родине, которая от одного села к другому связывает страну, делая её сильнее и богаче. Крупская это понимала. А вот российская буржуазная власть определённо нет. Чем примечательна культурная политика на селе сегодня? Разве что посиделками «на троих» с матерщиной на развалинах тех самых советских клубов и библиотек… Деревня деградирует и вымирает. Отсюда и «патриотизм» соответствующий. Крупской: — Надежда Константиновна была у нас в библиотеке дважды. И не без пользы.
В 1920-е годы библиотека делила здание со студенческим общежитием. А после того, как Крупская узнала, что посетителям здесь тесно, потому как библиотека работала в основном читальным залом, она добилась, чтобы Наркомпрос принял решение перевести общежитие в другой дом, а освободившиеся помещения передать библиотеке. Таким образом, появилась возможность открыть абонемент для детей младшего возраста. В этом как раз и был один из принципов Надежды Константиновны — возрастной подход к работе с читателем. Этому принципу работы в нашей библиотеке верны и поныне. К юбилею Надежды Константиновны и к столетию нашей библиотеки мы провели у себя «круглый стол» и организовали экспозицию, в которой широко представлены работы самой Крупской и публикации о ней. Например, в «Крестьянке» — журнале, инициатором издания которого она как раз и была. Если взять педагогическую ипостась деятельности Надежды Константиновны, то она очень серьёзное внимание уделяла развитию технических профессий, как того требовало время большой индустриализации.
И наша библиотека была одним из таких опытных учреждений, на базе которого работали детские кружки: переплётный, авиамодельный и т. Техническое творчество через книгу — таков был их девиз. Важно, отмечала Надежда Константиновна, что в таких кружках развивается в детях коллективистское творческое начало. Мы и сегодня стараемся продолжать эти традиции. А ведь прежде всего она была видным политиком. С молодых лет она соединила свои профессиональные педагогические интересы с революционной работой. Ей мало было воскресной школы, где она могла способствовать просвещению рабочих. Она нашла дорогу к марксистскому кружку, объединившему людей, готовых посвятить себя революционной борьбе.
Крупская — революционерка, соратница Ленина. И за это её ненавидят власти предержащие.
Брак Ленина и Крупской: зачем вождь революции завёл любовницу
История умалчивает о том, как Ленину удалось уговорить Крупскую на зримое присутствие в их браке Арманд. Вспомним, когда ушел Ленин из жизни, то Н.К. Крупская, М.И. Ульянова и другие лица покинули эту «роскошь» навсегда, вернувшись в свою кремлевскую квартиру. Перед отъездом Крупская обещала матери Ленина Марии Александровне, которую очень любила и уважала, как можно подробнее писать об их жизни в ссылке.
Жена и соратник. Кого любил и боялся потерять Владимир Ленин
Ленин и Крупская: дожитие Когда болезнь свалила Ленина, уход за беспомощным мужем превратился для Надежды Константиновны в смысл жизни. Новости шоу-бизнеса от легендарного Александра Анатольевича: слухи о беременной Рианне, кастинг Андрея Кончаловского для непрофессиональных актеров и иск Хью Гранта против The Sun. В письмах к Надежде Крупской Владимир Ленин проявлял заботу о ее здоровье, делился последними новостями и рассказывал о знакомых. С Лениным Крупская познакомилась в 1894 году на заседании марксистского кружка, замаскированного под масленичное застолье. Смотрите видео на тему «Ленин И Крупская Прикол Приколы Все» в TikTok.
Как отмечал свой день рождения Владимир Ленин
Именно тогда Владимир Ленин вместе с Надеждой Крупской, его женой и соратницей, попали из сибирского села Шушенское в Уфу. Крупскую перевели сюда в ссылку, но Ленин переехать вместе с ней не мог. В Уфе тогда проживало где-то 60 000 человек. Ему пришлось выбрать Псков — там были друзья-революционеры, а он сам устроился работать младшим помощником судьи. Разлучаться с Крупской ему не хотелось, и он даже просил, может ли она перевестись из Уфы в Псков. Но не разрешили: Псков — не ссыльный город, — рассказывает сотрудница музея. На первое время, пока шел поиск жилья, они остановились в гостинице Полетаева, где сейчас находится Институт глазных болезней.
Экскурсовод отметила, что у Ленина были родственники в Уфимской губернии, но останавливаться у них — не вариант. Крупская должна была регулярно подтверждать, что находится в городе и никуда не уехала, а за Лениным следили жандармы. У Ленина ссылка уже закончилась, а у Крупской — еще нет, и остаться в одном городе на весь оставшийся срок им не разрешили — В небольшом гостиничном номере Ленин регулярно проводил собрания, где со своими соратниками говорил о революции. Они подозревали, что в номере была прослушка, но собраний не прекращали, — рассказала сотрудница музея. Для проживания Ленин и Крупская выбрали дом, где сейчас и находится музей, на углу Достоевского и Крупской. Тогда улица Достоевского называлась Тюремной, а Крупской — Жандармской.
Здесь, на втором этаже, Надежде Крупской предстояло провести 13 месяцев вместе со своей матерью. Сам Ленин в свой первый приезд времени не терял — за три дня почти нелегального прибывания в Уфе он навел мосты с другими ссыльными революционерами и уральскими единомышленниками.
Исключён из партии и осуждён на 2 года ссылки. В 1936 году, находясь в ссылке, приговорен к высшей мере наказания, которая была заменена на 10 лет лишения свободы. В 1947 году вновь осуждён к 10 годам лишения свободы. Умер в лагере. Судьба неизвестна что удивительно, так как это соратники Ленина - 9 человек.
Судьба неизвестна. Золовка Инессы Арманд. Жена Ильи Мирингофа. Сын Буни Погосской. Умерли от старости то есть в возрасте более 50 лет — 8 человек. Умер своей смертью. Умерла своей смертью.
Жена Григория Усиевича. Умерла в Нальчике от холеры в возратсе 46 лет. Вторая жена Г. Умерла от рака лёгких в 47 лет.
Крупская среди пионеров После Октябрьской революции большевики смогли приступить к воплощению своих педагогических идей. Перед советской школой, устроенной на марксистских основах, отныне ставилась глобальная задача воспитания нового человека, и школа должна была стать «орудием коммунистического перерождения общества в целях воспитания поколения, способного окончательно установить коммунизм». Крупской с товарищами отчасти удалось сделать то, что совсем не удалось Екатерине Великой с ее просветительскими помыслами — взращивать в Воспитательном доме третье сословие свободных граждан. Школа превратилась в питомник по выращиванию «нового человека», которому предстоит завершить строительство коммунизма, поэтому ему следует овладеть всеми навыками от материалистического мировоззрения до трудовой специальности. Так антирелигиозная проповедь вышла на первый план, исходя из главной задачи воспитания, сформулированной Крупской: «Воспитывать — значит планомерно воздействовать на подрастающее поколение с целью получить определенный тип человека». Революция только что свершилась, и социализм только начинали строить.
А «необходимой предпосылкой социализма является человек, способный осуществить социализм». Отсюда следовало, прежде всего, изменить его мировоззрение и воспитать в коммунистической морали, которая пришла на смену религии. Обычно, рассуждая об антирелигиозном советском воспитании, забывают эту вторую важнейшую идеологическую составляющую. Согласно ленинскому учению, вечной морали не существует, а существует только классовая. И если буржуазная мораль гласит: «Либо ты работаешь на другого, либо он на тебя», то в основе коммунистической морали лежит борьба за разрушение старой жизни и за построение коммунизма. Оттого коммунистическая нравственность должна быть направлена «против эгоистов и мелких собственников», то есть против индивидуалистской психологии. Таким образом были заложены основы атеистической, следовательно тоталитарной, коллективистской и антинациональной системы советского воспитания. Перед ее творцами стояла грандиозная задача: уничтожив на корню старую школу с ее методами, выработать кардинально новые принципы обучения. Таковыми стали воинствующий атеизм, внедрение в умы материалистического мировоззрения, коллективизм, политехнизм знакомство в теории и на практике с главными отраслями производства , детский труд, школьное самоуправление, физвоспитание, имеющее целью подготовить молодежь к трудовой деятельности и защите социалистического отечества. Эти памятные многим громкие абстракции изначально были полны конкретного содержания.
Требовалось решить проблемы с учебниками, школьными программами и дисциплинами, с методикой их преподавания и с учителями. За время жизни Ленина и Крупской сущность текущего политического момента менялась неоднократно — гражданская война, военный коммунизм, электрификация, мирное строительство, НЭП, индустриализация, коллективизация и т. Оттого видоизменялись со временем и некие конкретные педагогические установки, но концепция образования оставалась неизменной: «школа должна не только обучать, она должна быть центром коммунистического воспитания». Генеральная стратегия образования определялась марксизмом и Лениным. Крупская вкупе с Луначарским и другими коллегами только интерпретировала ее на практике со своими конкретными добавлениями. Ей выделили под контроль школу именно как основоположнику марксисткой педагогики. С первых дней революции Крупская работала в Наркомпросе, заведовала внешкольным отделом, являлась членом Государственной комиссии по просвещению, стала председателем Главного политико-просветительного комитета Главполитпросвета и затем председателем научно-методической педагогической секции Государственного ученого совета ГУСа , занимавшегося в числе прочего и разработкой новых школьных программ. Для ясности упомянем, что осенью 1918 года была одобрена система единой школы с двумя ступенями: I ступень — 5 лет начальная школа и II ступень — 4 года средняя школа. Вместе обе ступени составляли девятилетнюю среднюю общеобразовательную школу, что обеспечивало единство школьной реформы, которую можно условно разделить на два больших раздела: собственно преподавание и устройство школы как детского коммунистического коллектива. Основополагающему педагогическому принципу — воинствующему атеизму — было подчинено все образование в силу идеологического характера советской школы.
Даже попытки создания просто «безрелигиозной» школы были приняты Крупской и иже с нею в штыки. Крупская считала, что антирелигиозная пропаганда должна начинаться в дошкольном возрасте, когда эти вопросы только начинают интересовать детей, однако настаивала на крайней осторожности ее проведения среди учащихся, потому что иначе можно добиться противоположного результата — религиозности. Оттого методы расстрела икон в школах или насильственного снятия нательных крестов она строго порицала, так как после этого многие крестьяне забирали детей из советских школ, и учила обращаться с «орудием насмешки» правильно. Во-первых, полным изгнанием прежних учебников и хрестоматий, написанием новых детских книжек и учебников, созданием «правильных» библиотек и учебных программ. Во-вторых, воспитанием материалистического мировоззрения за счет широкого преподавания эволюционной теории, естественнонаучных дисциплин и марксистского обществоведения и изучения всех предметов в диалектической связи: то есть исследование явлений в их причинно-следственной связи, уяснение их взаимозависимости и итоговое понимание закономерности. А там, где есть это понимание, там нет места религии». В-третьих — воспитанием в духе коммунистической морали и, следовательно, усиленным внедрением коллективизма, призванного развивать детские общественные инстинкты, учить детей понимать и творить окружающую жизнь. Тут явилась ее любимая идея, выношенная из личного опыта: не будет детского одиночества — не будет у подростка ипотребности в религии, а значит и антирелигиозная пропаганда со временем станет ненужной: «некого будет пропагандировать». По мысли Крупской, ведь и рабочий безбожнее крестьянина потому, что он член коллектива — «ему Бога не нужно». Тогда как крестьянин пока еще мелкий единоличник, и его дети приходят в школу религиозными, но школа должна их перевоспитать.
Разумеется, что от самого учителя требовались активные атеистические взгляды, но и старого квалифицированного преподавателя, «зараженного религией», Крупская призывала пока не отстранять от дел в силу острого дефицита учительских кадров. Пусть он оставит свои религиозные воззрения при себе и займется обучением ребят в той области, в которой он хороший специалист, например садоводству. К новому же учителю, подготовленному советской властью, предъявлялось категорическое требование — быть убежденным антирелигиозником, то есть лично не сомневаться в отсутствии Бога. Теперь о практике. После революции вопросе о детской книжке стал больным. Старые учебники были противопоказаны для советского преподавания, хотя на первых порах их пытались как-то садаптировать к новым условиям, например, заменить некрасовскую фразу «по своей и Божьей воле» на «по своей мужичьей воле» и т. Однако такие фразы не были единичными, поскольку в старой школе, по словам Крупской, все было проникнуто религиозным духом, особенно литература и история. Например, книга для чтения весьма почитаемого ею К. Ушинского «Родное слово», предназначенная для детей в возрасте от 9 до 11 лет, была буквально испещрена напоминаниями о Боге, вроде: «Мама, мама! В Божьем небе Божьи ангелы поют, ходят розовые зори, ночи звездные плывут», и иллюстрациями на тему сочельника, Рождества, Пасхи.
Книжка по истории для детей старшего возраста содержала рассказы на тему «Крещение Руси», «Владимир-христианин», «Основание Киево-Печерской лавры». Классики тоже подавались в религиозном ключе — «Всенощная в деревне» Аксакова, «Песня бедняка» Жуковского. Отсюда вывод: все советские декреты сводятся на нет, если дети продолжают учиться по таким учебникам. Учебники отменили, новых пока не было, и детская книжка стала самым востребованным средством коммунистического воспитания. Крупская всегда придавала колоссальное значение книге, которая может быть «организующая» или «дезорганизующая», может формировать мировоззрение, тем более у детей. Старая школа страдала разрывом книги с практикой жизни. Известен поход Крупской на сказки, большинство которых она отмела столь же категорически, как и старые учебники, отнюдь не настаивая на полной замене сказок былями, но призывая отделять форму от содержания. Недопустимы не только мистика и вредная фантастика, неприемлема мораль, так как большинство старых сказок содержат «классово чуждое нам содержание», да еще и подают его в чудесной фантастической форме более влияющей на детское сознание. Старую собственническую и рабскую мораль надо вытравлять. Мистические сказки с феями, русалками и лешими следует выкинуть в мусорную яму вместе со страшными сказками, травмирующими детскую психику, и впредь не будить к небылицам нездоровый интерес.
По мнению Крупской, каждый несуществующий в действительности образ задерживает развитие ребенка. В рассуждениях Крупской чувствуется некий привкус толстовства: знает ли ребенок, что ему поднесут под видом желанной сказки? Сказка должна быть «не фантастическая, а бытовая, схематизирующая известные социальные отношения», ибо и сказка призвана помогать познанию мира. Оттого в хрестоматиях разгрому подверглись не только пресловутая «птичка Божия не знает», но и басни Крылова «Ворона и лисица» или «Лисица и виноград» с их «практической житейской мудростью, которая так чужда детям».
Ордин-Нащокин, В. Голицын: горе уму 3. Полководцы, военачальники 3. Полководцы Ивана Грозного между милостью и плахой 3. Почему отравили М. Лидеры политических, социальных движений 3.
Первый российский диссидент князь Андрей Курбский 3. Иван Болотников в контексте Смутного времени 3. Деятели церкви 3. Василий Блаженный — московский юродивый 3. Митрополит Макарий и митрополит Колычев 3. Одна голова хорошо, а две… много! Взлет и падение патриарха Никона 3. Аввакум Петров: смерть за идею 3. Творцы русской культуры 3. Первопечатник ли Иван Федоров?
Первый военный инженер Иван Григорьевич Выродков 3. Выдающиеся, знаменитые женщины 3. А Елену Глинскую все-таки отравили 3. Семь жен Ивана Грозного 3. Проклятие Марины Мнишек 3. За что пытали боярыню Морозову 3. Как царевна Софья Алексеевна стала «зазорным лицом» 3. Герои и антигерои 3. Главный опричник Ивана Грозного Малюта Скуратов 3. Лжедмитрий I — факир на час 3.
Не склонивший головы патриарх Гермоген 3. Факты и анекдоты об Иване Сусанине 3. Судьба перебежчика: Г. Котошихин Литература 4. Петр I — великий реформатор «революционер на троне» или безответственный разрушитель Святой Руси «антихрист»? Женское ли дело страной управлять? Дочь Петра Великого Елизавета Петровна 4. Северная Семирамида: феномен Екатерины II 4. Загадка Александра I 4. Почему отравился Николай I?
Государственные деятели 4. Меншиков при Петре и без Петра 4. Бирон и «бироновщина» 4. Что сделал Григорий Потемкин, кроме «потемкинских деревень»? Горе уму! Сперанский как преждевременный человек русской истории 4. Воронцов как русский колонизатор 4. Сделал то, что разрешили. Концептуальная реформа П. Киселева 4.
Полководцы, военачальники 4. Петр Первый и его генералы 4. Румянцев и его победы 4. Первый русский генералиссимус А. Шеин и самый знаменитый генералиссимус А. Суворов 4. Кутузов и военачальники 1812 г. Адмирал, ставший святым: Федор Федорович Ушаков 4.
Откройте свой Мир!
Как и где Ленин и Крупская жили в Уфе во время ссылки - 22 января 2023 - УФА1.ру | Историк, краевед, публицист Жорес Трофимов исследовал историю взаимоотношений Владимира Ленина и Инессы Арманд. |
Неподвижные звезды. Владимир Ленин, Надежда Крупская и Инесса Арманд - 09.01.2023 Украина.ру | Надежда Крупская и делегатки XIII съезда РКП(б) у гроба Ленина. |
«Она заставляла прислушиваться к себе»: 155 лет со дня рождения Надежды Крупской | Попробуем выяснить причины, по которым у Крупской и Ленина не было своих детей. |
Почему Ленин и Крупская не стали родителями | На фото: восьмилетняя Надя Крупская / РИА Новости. |
Жандармы — в дом, революционеры — в окно: где и как жил Ленин в Уфе во время ссылки
«Она похожа на селедку». История любви Ленина и Крупской | АиФ Санкт-Петербург | Подписывайтесь на "Комсомолку", чтобы комментировать пост! надежда_крупская, владимир_ленин, новости. |
Как Ленин и Крупская: Петербург передал Цюриху исторический фонарь | Совместная жизнь Крупская стала для Ленина не только женой – она действительно была его секретарём и ближайшей помощницей в политической борьбе. |
Как отмечал свой день рождения Владимир Ленин — КПРФ Москва | И Ленин и Крупская испытывали огромное желание иметь детей, однако этого, как известно, не произошло. |
"В.И. Ленин и Н.К. Крупская на открытии электростанции в Кашино" | РИА Новости Медиабанк | Ленин — был псевдоним сына издателя Сытина, а литературовед Ульянов был однофамильцем его старшего брата (неудавшегося цареубийцы). |
Н.К. Крупская: революционер, просветитель, созидатель | Репродукция картины художника Н. А. Сысоева "В. И. Ленин и Н. К. Крупская на открытии электростанции в Кашино". |
Женщины, которых любил Ленин
«Вспоминайте горе снова»: как умирал и воскресал вождь мирового пролетариата | Статьи | Известия | Знакомство Ленина и Крупской произошло в феврале 1894 года в Петербурге на встрече революционных активистов, проводимой под видом празднования масленицы. |
Годовщина свадьбы Ленина и Крупской | Смотрите видео на тему «Ленин И Крупская Прикол Приколы Все» в TikTok. |
От слабоумия до сифилиса: две истории болезни Ленина и два бальзамирования | Незадолго до очередной, 152-й годовщины со дня рождения Владимира Ленина в Сети появилось цветное изображения лидера мирового пролетариата вместе с супругой Надеждой Крупской. |
"В.И. Ленин и Н.К. Крупская на открытии электростанции в Кашино" | РИА Новости Медиабанк | В.И. Ленин и Н.К. Крупская вернулись из эмиграции в Россию 3 (16) апреля 1917 г. (Владимир Ильич Ленин. |
От слабоумия до сифилиса: две истории болезни Ленина и два бальзамирования
По воспоминаниям очевидцев, Надежда Константиновна якобы даже вырезала снимки Ленина, опубликованные в газетах и журналах, и бережно их хранила. Как-то раз, по словам свидетелей тех событий, Крупская, устав от обысков, оставила в квартире записку на имя Сталина. Записка гласила: «Коба, у меня ничего нет. Я давно все отдала». Возможно, именно такими действиями Сталин заставил Крупскую молчать. Хотя Валерий Торчинов и Алексей Леонтюк, авторы историко-биографического справочника «Вокруг Сталина», считают, что точных сведений о том, как именно Иосифу Виссарионовичу удалось приструнить Надежду Константиновну, не имеется. Но достоверно известно, что однажды Сталин сказал Крупской, что если та не прекратит критически отзываться в его адрес, партия во всеуслышание заявит, что настоящей супругой почитаемого в стране Владимира Ильича была на самом деле старая большевичка Елена Стасова. Последний обыск Даже после смерти Крупскую, которая некогда противостояла Сталину и заступалась за репрессированных соратников Ленина, не оставили в покое.
К слову, Надежда Константиновна скончалась в 1939 году на следующий день после того, как отметила свое 70-летие. Якобы Сталин прислал ей к праздничному столу отравленный торт. Торт попробовала не только Крупская, но плохо стало лишь ей одной. Как бы то ни было, как пишет в своей книге «К суду истории.
Во-первых, очень долго не ехала скорая помощь. Как такое может быть? К жене Владимира Ильича… Даже к обычным людям скорая помощь приезжала достаточно быстро. Тут почему-то долго не ехала. Затем, что у нее обнаружили? У нее обнаружили обыкновенный аппендицит. И, конечно, ее нужно было оперировать, но врачи этого делать не стали. Дождались, пока обыкновенный аппендицит перейдет в гнойный, затем дождались, пока гнойный аппендицит разорвется… И Надежда Константиновна умирала в страшных мучениях. Написано, что 70 лет, набор болезней, но как у любого человека в таком возрасте. Ничего такого уж страшного у нее не было. Она оставалась на ногах, она ходила, она работала. Конечно, врачи были обязаны вырезать ей этот злосчастный аппендицит, обязательно. Если не вырезать, то с аппендицитом можно умереть, что и произошло. Спрашивается, почему? Причем не делать то, что должно, это само по себе — большой риск. Вот ты не сделаешь операцию, а тебя обвинят, что убил супругу вождя революции. Значит, не сделать операцию, я думаю, могли, только если последовала команда не делать. Профессор Владимир Лавров: Да. То есть ей дали умереть как бы своей смертью. Думаю, что дело было именно так: неоказание помощи. И, кстати, это вернется как бумеранг к Сталину — ему тоже не окажут необходимую помощь. Среди старых большевиков ходили слухи, что она собиралась выступить на съезде с критикой репрессий. Но хотя она и голосовала за репрессии, и поддерживала, а иногда она не выдерживала. Был случай, когда она пошла к Сталину, ее пропустили без очереди в приемной, и защищала Зиновьева и Каменева. Она знала, что это никакие не враги народа, это соратники ее мужа. Сталин не послушал… Она как пробка вылетела из его кабинета на глазах у всех… Протоиерей Александр Ильяшенко: Но, простите, пожалуйста, Владимир Михайлович, я вас прерву — для Ленина они не были врагами народа, но для народа кем они были? Профессор Владимир Лавров: Если говорить о настоящем враге рода человеческого и о тех, кто служил этому врагу рода человеческого, то, конечно, это бесы, это те, кого Федор Михайлович Достоевский очень точно определил в известном романе. Конечно, этими бесами были и Зиновьев, и Каменев, но надо сказать, что и Владимир Ильич, и Сталин — тоже. Причем именно они возглавляли всё это бесовство. Ленин и Н. Крупская с племянником Ленина Виктором и дочерью рабочего Верой в Горках. Август-сентябрь 1922 года Полупочести, полуопала Но что касается Надежды Константиновны… Как и супруга Сталина, пока убивали белогвардейцев, капиталистов, священников, Крупская считала, что так все и полагается. Однако, когда стали убивать ее знакомых, которых она знала годами и десятилетиями, а она прекрасно понимала, что это не какие-то английские шпионы, вот тут она и поняла, что в стране творится кошмар. Она не была столь волевым человеком, чтобы бросить вызов, но иногда она пыталась заступиться. И можно представить, в каком кошмаре она сама жила. Ведь она не была глупенькой и отдавала отчет в том, что происходит. И понимала, к чему это может еще привести. И, конечно, я не думаю, что она собиралась выступить на съезде, но все равно Сталин убирал таких людей, которые хоть на что-то были способны, которые хоть что-то человеческое сохранили и смели понимать. Он даже угрожал ей. Интересная такая угроза или шутка прозвучала, когда что-то Крупская попыталась по-своему сказать, он ответил, что «а мы назначим вдовой Ленина другую». Протоиерей Александр Ильяшенко: Это как-то зафиксировано? Потрясающе… Профессор Владимир Лавров: Это зафиксировано. То ли шутка, а с другой стороны, Сталин слова на ветер не бросал.
Но позднее Крупская писала в мемуарах: «Мы ведь молодожёны были, - и скрашивало это ссылку. То, что я не пишу об этом в воспоминаниях, вовсе не значит, что не было в нашей жизни ни поэзии, ни молодой страсти... Она обрабатывала корреспонденцию, преподавала в партийной школе, была редактором, переписчицей статей. Ленин нашёл в Надежде Константиновне не только соратника по революции. Он страстно любил бродить по лесам — за грибами или просто так, и жена составляла ему компанию. Впоследствии Крупская рассказывала, что они находили нетронутые уголки природы даже в Мюнхене и в Лондоне. Вместе с супругами вплоть до своей смерти в 1915 году ездила тёща Елизавета Васильевна. Именно она брала на себя «обеспечение тыла» - все дела по кухне и по хозяйству. По данным профессора истории и известного знатока кулинарии В. Похлёбкина, коронным блюдом спутницы жизни вождя мирового пролетариата была яичница из 4-х яиц — Похлёбкин предполагает, что именно злоупотребление этим блюдом вызвало у Ленина впоследствии атеросклероз сосудов головного мозга. Когда умерла Елизавета Васильевна, супруги предпочитали питаться в дешёвых столовых. Надежда Константиновна признавалась: после смерти её матери «ещё более студенческой стала наша семейная жизнь». Брак Ульянова - Крупской оказался бездетным, и причина была в болезни Надежды. Владимир Ильич в одном из писем к матери сообщал: «Надя, должно быть, лежит: доктор нашёл что её болезнь требует упорного лечения, что она должна на 2—6 недель лечь». Владимир Ильич не жалел денег на её лечение, разыскивал лучших врачей. Позже, уже за границей, Крупская заболела базедовой болезнью, пришлось делать операцию. В письме матери Ульянов сообщал, что Надя «была очень плоха — сильнейший жар и бред, так что я перетрусил изрядно…». Любовно-партийный треугольник Отношения Владимира Ильича и Надежды были надёжными, логичными и спокойными, а Ленина по его натуре тянуло на приключения. После 11 лет брака, находясь в Париже, Владимир Ильич познакомился с Инессой Арманд — вдовой фабриканта, пылкой революционеркой и матерью пятерых детей. Это была очень красивая женщина авантюрного склада.
Обручальные кольца были сделаны из простого медного пятака. Был ли болен Ленин Как жили Ленин и Крупская? Почему не было детей у этой легендарной четы? Есть достоверная информация о том, что в детстве Володя переболел малярией и корью. В Симбирске, где проживала семья Ульяновых, были малярийные комары под полом дома, именно они стали причиной болезни мальчика. Анна, сестра Ленина, вспоминала, что родители серьезно задумывались о переезде в Италию или Крым, но материальной возможности у Ульяновых не было. Окулист Адамюк неоднократно говорил матери будущего вождя о том, что мальчик не видит левым глазом. Врач обнаружил на глазном дне странные изменения, поэтому и сделал такие выводы. Только в сознательном возрасте вождь узнал о своей близорукости. Отношение к алкоголю и курению Несмотря на достаточно слабое здоровье, Ленин в молодом возрасте пытался курить. Он рассказывал соратникам о том, как после того, как он накурился махорки в гимназии, ему стало плохо. В период казанской ссылки он попытался вернуться к этой вредной привычке, не слушая уговоры матери. Только после того, как родительница напомнила ему о том, что он приобретает сигареты на ее пенсию, Ленин потерял интерес к этой вредной привычке. После отъезда в Мюнхен он стал злоупотреблять пивом, мог часами сидеть в ресторане, дегустируя новые сорта этого напитка. Заключение Владимир Ульянов Ленин является одним из тех немногочисленных политических деятелей, которые практически не имеют автобиографии. В архивах был обнаружен только один листок, в котором он попытался описать часть своей жизнедеятельности, но на этом попытка была завершена. Например, ему никогда не принадлежала фраза о том, что управлять государством может любая кухарка. Он писал о том, что чернорабочий и кухарка не способны управлять государством. Есть предположения о том, что во время обучения в гимназии, Ульянов дружил с Александром Керенским.
Ленин, Крупская и Арманд: любовь на троих
Ленин — был псевдоним сына издателя Сытина, а литературовед Ульянов был однофамильцем его старшего брата (неудавшегося цареубийцы). Владимир Ильич Ленин и Надежда Константиновна Крупская. Считается, что Владимира Ульянова и Надежду Крупскую связывал товарищеский брак. 26 февраля 1869 года родилась Надежда Крупская, верная спутница жизни вождя мирового пролетариата Владимира Ленина.