Масленица длится неделю, а главным угощением в эти дни становятся блины. Традиция сжигать чучело Масленицы тоже древняя. В Бресте на эту Масленицу сгорели чучела инфляции, тунеядца, дебошира, пьянства, болезни, террориста и спайса. Почему на Масленицу сжигают чучело. Всю Масленичную неделю огромное чучело Масленицы возили в санях по улицам, а к ритуальному сожжению приступали только в воскресенье.
Масленица: самые шокирующие обычаи
Сжигание чучела в последний день масленичной недели символизирует не проводы зимы, а жертвоприношение. Чучело считалось символом плодородия: сжигая его, люди передавали плодородие земле. Традиции сожжения чучела Масленицы. В воскресенье масленичной недели чучело торжественно проносили через всю деревню, а затем сжигали, топили в проруби или разрывали на части и разбрасывали солому по полям. «Вечером было такое торжественное сжигание чучела Масленицы, которое ещё в понедельник во встречу было наряжено, тем самым по языческим безусловно традициям считалось, что зиму прогнали, весну закликали, встретили и, конечно же, он долгожданная. Что и зачем сжигают на Масленицу вместе с чучелом.
Как правильно загадать желание, когда сжигают чучело на Масленицу
"Причина радости христианина в дни масленицы не в том, что заканчивается зима и наступает весна, а в размышлении о будущем торжестве Божией правды и любви на земле". Главные новости» Эксклюзив» Зачем люди сжигают чучело в завершении Масленицы: суть главного обряда православных. Почему сжигают Масленицу, завершая масленичную неделю, из чего делают чучело, что символизирует этот процесс? Какие версии, объясняющие происхождение этого символа зимы, существуют на сегодняшний день, и почему они противоречат друг другу?
Масленица: история, обряды и обычаи
Затем несли чучело через всю деревню; выйдя за село его топили в проруби или сжигали или же разрывали на части, а оставшуюся от него солому раскидывали по полю. Иногда вместо чучела по селу возили живую "Масленицу". Ею была нарядно одетая девушка или женщина, старуха или даже старик. Затем ее вывозили за село и там вываливали в снег. Этот обряд праздника представляет собой своеобразную традицию плодородия и связан с идеей возрождения через жертвоприношение и смерть; а также плодоносящих сил природы и обновления ее жизненной силы. В этот праздник народом издревле был заложен глубокий смысл, который заключался в том, что рождение жизни происходит через борьбу, смерть и воскресение.
Для многих осталась только устойчивая ассоциация с блинами и веселым народным гулянием. Для верующих же "масляная" неделя - это в первую очередь время подготовки к Великому посту.
Об этом, кстати, не следовало бы забывать и городским властям и сосредоточиться не на организации развлекательных мероприятий, а на делах благотворительности. Иерей Александр Добродеев, зав. Люди стремились вдоволь нагуляться, чтобы потом глубоко погрузиться в молитвы и душевное сосредоточение. Поэтому сжигание чучела - не главное в Масленице, это всего лишь традиция, часть представления", - сказал он. Сейчас люди обращают внимание больше на само празднование, на представление, на угощения. Из Масленичной недели сделали коммерческий праздник, стали приглашать много туристов", - подчеркнул священник. Сейчас очень много других технических возможностей, чтобы красочно отпраздновать уход зимы, а открытый огонь все-таки опасен", - заключил отец Александр.
Священник Сергий Круглов, клирик Спасского собора г. Минусинска Красноярского края и известный поэт, не видит ничего плохого в обычае сжигать чучело на Масленицу. Вообще-то дети плачут во многих случаях. Так, например, достаточно дать посмотреть ребенку современное телевидение, - он не только плакать, но и заикаться будет", - сказал он. Однако все же здесь дело в том, насколько крепки эти традиции и насколько они святы для человека. Ведь если люди празднуют что-то хорошее и доброе, то они и будут продолжать это праздновать, несмотря на любые запреты", - подчеркнул он.
С 11 марта в 2024 году начинается масленичная неделя. На Руси свои особенные традиции были в каждом из 7 дней. Например, вторник назывался «заигрыш», он давал начало активным гуляниям. Приезжали артисты, музыканты, а главным героем таких балаганов был Петрушка.
Но здесь допущена ошибка: дело в том, что «мясопуст» — это аналог греческого названия периода перед Масленицей. Мясопустная неделя — это седмица и само воскресенье перед Масленицей, когда прощаются с мясом, то есть мясо ещё можно есть, но скоро будет нельзя: мясо пускают, допускают, отпускают. В латинском языке для этого же есть прекрасное название — «карнавал»: буквально — прощание с плотью мясом. А вот за мясопустом следует сыропуст, или сырная седмица — то, что из себя представляет Масленица. Синонимом к сыропусту выступают названия маслопуст и масляная седмица — они встречаются в русских текстах и летописях начиная с XI века. И если мы откроем «Полный церковнославянский словарь» под редакцией прот. Григория Дьяченко, увидим, что слово «Масленица» или «Масляница» там есть. Причём в древнерусском этих слов нет, а в церковнославянском — есть. Наконец, русская Масленица имеет аналоги в культуре многих других христианских народов. Карнавалы в латинской традиции, апокрисы те же мясопусты в греческой длятся даже дольше, чем в России. Франция, Великобритания, Польша, Скандинавия, Сербия — все знают способы «отпустить» мясо и молочные продукты перед постом. У косовских сербов есть замечательное название праздника «Прочка» от слова «прочь» , где ходят, как наши «машкарадники» — «мачкаре» то есть ряжение — обязательный элемент , а в конце — просят прощение. Сами сербы считают, что их название Масленицы — «Прочка» — происходит от её главного содержания: просить прощения друг у друга. Самая разнообразная и богатая традиция празднования «апокриса» замечена в Греции, где буквально у каждого города есть свой вариант гуляний, маскарадов и т. Заметим: маловероятно, чтобы греки почерпнули эти идеи масленичных гуляний у древних славян. Где-то рядом санки, конные и т. С какого-то периода горки начинают украшать ёлками, а уже в середине XIX века мы видим, что масленичные гуляния сопровождаются каруселями, качелями, аттракционами. Наконец, на более поздних дореволюционных изображениях на первый план выходят «катания»: в основном на тройках и на конях в составе так называемого «масленичного поезда», то есть с шумом, гамом и гармошками. Тема пути и катание как её мотив становятся важнейшими. На Масленицу также устраивались кулачные бои, забавы вроде взятия снежной крепости, городка и т. Какой-то границы между изображениями Масленицы дореволюционного периода и 1917—1958 годов мы не найдём, с тем только уточнением, что с середины 1920-х годов художники вовсе перестают писать Масленицу. Тут стоит сообщить важное: советская власть с самого 1917 года стала запрещать Масленицу наряду с Рождеством и Пасхой, то есть воспринимала её как сугубо религиозный и церковный праздник. Издавались агитационные рисунки против Масленицы, журнал «Безбожник» изобличал её как забаву буржуазии и попов, а в народе прижилась поговорка: «Пришёл Маленков — поели блинков». О чём эта поговорка? О том, что Масленица под запретом, все живут бедно, даже такая простая еда, как блины, недоступна людям. При этом с первых же дней советской власти мы видим попытки отпраздновать Масленицу по-советски. Журнал «Огонёк» в 1920-е годы сообщал, что советская Масленица — это 8 Марта: приличные заводы отпустили женщин с производства на два часа раньше мужчин, и те могут поплясать во дворе под гармошку… Вот и все гуляния. Традиционный праздник «Бакшевская масляница» в Подмосковье. Советский Союз изобретает новый праздник под названием «Русская зима», который — внимание! Выпускаются методические указания, содержащие сценарий для всех учреждений культуры СССР, как и что делать в эти дни — словом, всё происходит так, как было за двадцать лет до того с Рождеством: его заменили Новым годом, а Масленицу — «Русской зимой». Потом это название сменили на «Проводы зимы», наконец, на «Проводы русской зимы». Традиционное название «Масленица» тогда не употреблялось, потому что ещё живы были те, кто мог сказать, как и почему на самом деле праздновали Масленицу до революции.
Зачем на Масленицу сжигают чучело
Одновременно с этим приносили жертвы богу Солнца Яриле, прося урожайный год. После принятия христианства изменилось и время проведения праздника, и немного его смысл. Масленицу начали отмечать перед Постом. И этот праздник стал своеобразной подготовкой к нему. Сегодня во время празднования принято просить прощения, налаживать старые связи, прощать обиды.
Почему на Масленицу принято печь блины? На саму Масленицу и всю неделю до нее обязательно готовят блины. По своей форме они напоминают Солнце. Солнце было символом света, жизни, тепла — всего того, без чего человек не может обойтись.
Каждый съеденный в это время кусочек, как считали наши предки, наполнял человека энергией Солнца. И так люди отдавали дань Богу Яриле. Причем раньше считалось, что чем больше блинов напекут в эту неделю, тем богаче семья.
Люди задабривали бога весеннего солнца и плодородия Ярило и «скотьего бога» Велеса, который отвечал в том числе за крупный рогатый скот, землю, леса и богатство. Люди верили, что Велес, который превращался в медведя, входил в число высших богов славянского пантеона.
При этом считается, что до появления Масленицы на Руси был похожий праздник — Комоедица. Люди поклонялись Кому — медвежьему богу. По традиции первые испеченные блины на Масленицу относили в лес, где раскладывали на пнях как угощение для пробудившихся от зимней спячки медведей. Именно с этой традицией и связывают пословицу «Первый блин комом», но последнее слово указывают как «комам» — медведям Считается, что в древние времена празднование длилось не одну, а сразу две недели: семь дней до равноденствия и семь дней после. Однако после принятия христианства празднование сократили до одной недели, а даты перенесли, потому что гулянья выпадали на Великий пост.
В результате праздник стали отмечать в последнюю неделю перед Великим постом. В рамках подготовки к Великому посту на этой неделе нельзя есть мясо, но можно и даже нужно питаться сырами и другими молочными продуктами. У историков нет единой версии происхождения народного названия праздника. Как Масленица получила свое название: По одной из версий, люди пытались задобрить весну, которая пришла на смену зиме — умаслить ее. Отсюда праздник и получил свое название — Масленица.
Другая версия тоже связана с маслом, которое на Руси считали символом достатка. Коровы начинали давать молоко, из которого можно было сбить масло, именно весной. Из-за своей ценности этот продукт стал обязательным атрибутом такого важного праздника, как проводы зимы и встреча весны. Третья версия связана с приходом христианства. Праздничные дни выпадают на неделю перед Великим постом — в это время нельзя есть мясо, но можно молочные продукты.
Считается, что свое название Масленица получила потому, что люди пекли блины и обильно поливали их маслом. За семь дней Масленицы люди хотели успеть не только наесться впрок перед Великим постом, но и вдоволь повеселиться. Поэтому они строили снежные крепости, горки и катки, ходили в гости друг к другу, катались на санях, а также гуляли и пели песни. Во время гуляний совершали различные ритуалы, которые помогали «убить» зиму и привлечь хороший урожай, задобрив красавицу-весну.
Цель последних - захват крепости и Масленицу. На Масленицу обязательно поминали предков. В некоторых регионах в воскресенье ходили на кладбище — «прощаться» с духами умерших, которые, как считалось, всю неделю находились рядом с потомками. Один из самых важных атрибутов этого праздника — угощения, и в первую очередь блины. Их пекли практически каждый день Масленицы.
Такое блюдо имеет глубокое сакральное значение. Продукты, из которых готовили тесто молоко, мука, вода символизируют жизнь, плодородие. Круглые, румяные, горячие, — блины являются символом солнца, свет которого дает жизнь, а значит, обновления и плодородия. Такое блюдо ели горячим, что намекало на радости земной жизни. Некоторые ученые утверждают, что блины — это традиционное славянское поминальное блюдо. Их подавали на трапезах, раздавали нищим, чтобы те помянули усопших. Именно блины славяне использовали в качестве ритуальной пищи, задабривая духов, которые, по преданиям, жили в кронах деревьев. Их воплощением считались птицы — пернатым отдавали первый испеченный самый вкусный блин. В этом был и практический смысл: так славяне подкармливали птиц, вернувшихся из теплых краев.
Сегодня сакральный смысл этого блюда известен не многим, но популярности блины не утратили. Однако в современном ритме жизни у хозяек не всегда есть возможность потратить время на приготовление такого лакомства. Чтобы соблюсти традиции, но не возиться с тестом, стоит попробовать блины «Сытый папа» или блинчики «С пылу с жару». Специально к Масленице в линейке «С пылу с жару» есть вкуснейшие блинчики : в них можно завернуть любую начинку — от сгущенки с орешками до грибов или сливочного сыра. Календарь Масленицы Сегодня этот праздник длится не один день, а целую неделю, заканчиваясь Прощеным воскресеньем. Подготовка к нему начиналась заранее: хозяева тщательно убирали в доме, выбрасывали или сжигали сор, ненужные вещи. В народном календаре каждый день Масленицы имеет свое название, приметы и традиции. Сегодня их соблюдают не все, многие обычаи отошли в прошлое. Описание дней Масленицы Понедельник называется встречей.
В этот день народ «встречается» с чучелом Масленицы. В древние времена его возили на санях, а затем устанавливали на горе или холме. Это веселый день, наполненный песнями, смехом и катаниями с горки. Вторник называется заигрышем. Именно с этого дня начинаются различные гуляния, развлечения: катание на санках или ледянках, представления, концерты ряженых, скоморошьи представления. Обязательный их участник — Петрушка. Среда называется переломом или лакомкой. В этот день хозяйки готовят блины с самыми различными начинками, другие праздничные блюда. В торговых рядах появлялись палатки, где можно было купить чай или пряники, орехи.
Ею была нарядно одетая девушка или женщина, старуха или даже старик. Затем ее вывозили за село и там вываливали в снег. Этот обряд праздника представляет собой своеобразную традицию плодородия и связан с идеей возрождения через жертвоприношение и смерть; а также плодоносящих сил природы и обновления ее жизненной силы.
В этот праздник народом издревле был заложен глубокий смысл, который заключался в том, что рождение жизни происходит через борьбу, смерть и воскресение. Христианская церковь все время пыталась искоренить этот праздник как языческий, но смогла лишь перенести его по срокам и сократить количество дней празднования с четырнадцати до восьми. Другой вариант обряда сжигания масленицы выглядит так: на санках вывозят соломенную куклу приличных размеров, которая обязательно наряжена в национальный костюм.
Ольга Ляпаева: «Если не сжечь чучело и не съесть блин, то зима не кончится»
По каким же конкретным причинам происходило сжигание чучела в древности? Сожжение чучела масленицы действительно было ритуалом важным и смысловым, но лишь в древности. Сейчас к нему относятся с уважением, но не более. Люди больше не верят в необходимость ритуального жертвоприношения ради увеличения будущих урожаев, превратив сожжение масленицы в увеселительную забаву, напрямую означающую начало Великого поста.
Впервые о данной традиции упоминается еще в первых письменных источниках, касающихся древнерусского государства. Тогда праздник длился не 7, а целых 14 дней, и порой за это время происходило сразу несколько ритуальных поджогов соломенного чучела. Для древних славян было важно не только предать образ масленицы огню, но еще и провести ритуальное захоронение пепла.
Считалось, что пепел обязательно стоит зарыть в землю, поскольку это повышало урожайность полей и означало окончательный приход весны. Сейчас подобное захоронение пепла практически нигде не происходит. Особенности создания масленичного чучела Один из самых популярных вопросов, возникающих в преддверии праздника, — о том, зачем жгут чучело на масленицу.
Особенности религиозного и языческого подтекста подобного сожжения уже были описаны выше, теперь осталось узнать, какие же существовали нюансы создания самого чучела. Данный символ торжества всегда создавался по следующим правилам: - чучело масленицы выполнялось из соломы либо из соломы, либо из старых тряпок, поскольку эти материалы отлично горели; - данному объекту традиционно придавались черты женского тела; - также масленицу практически всегда обряжали в женскую одежду; - чучело традиционно насаживали на кол или на другую большую, длинную палку, чтобы за его сжиганием было удобно наблюдать всем жителям города. Практически всегда символ торжества создавался еще в понедельник, в первый день празднования масленицы.
Тогда его только начинали делать из соломы, попутно обряжая в женскую одежду. Подобные фигурки изготавливались чуть ли не в каждом доме, но на площади традиционно сжигали лишь самую красивую и большую. Изготовление заканчивалось либо к вечеру понедельника, либо к утру вторника.
Далее люди загружали чучело на сани и отправлялись с ним путешествовать по деревне. Ритуальный вывоз масленицы продолжался в течение всей праздничной недели вплоть до воскресенья. Сожжение чучела происходило не только на центральных площадях, но и во дворах многих домов.
Пепел после сожжения также закапывался в землю, а у некоторых народов было принято развеивать его по воздуху, как символ полного исчезновения зимы.
Делались они очень просто: веточки связывались таким образом, чтобы получилось туловище с руками и ногами. Затем с помощью верёвочек, накручивая их, делали голову, и наряжали эту куколку в различные одежды. Семейная Масленица была готова. Чем больше на кукле ленточек, тем больше у неё магической силы. Дети с удовольствием играли с ней всю масленичную неделю, а потом, в Прощённое воскресенье, когда занималось огнём главное чучело, её тоже кидали в костёр. Но не всех кукол сжигали в этот день. Некоторые задерживались в домах аж на целый год. Такую куклу называли «дочкой Масленицы» или же «младшей сестрой» и выставляли в окно в «Тёщин день». Её также было принято дарить молодожёнам, которые решили сыграть свадьбу в это время, — чтобы дети родились здоровыми, достаток и согласие были в молодой семье.
Вот откуда, кстати, пошла традиция усаживать куклу на машину брачного кортежа. Если в дом приходило несчастье, её снимали и, обернув её три раза по часовой стрелке, обращались со словами: «Отвернись зло. Повернись добро».
Не упоминаются и особые названия для каждого из масленичных дней «заигрыш» и проч.
Единственный источник, о них сообщающий, — это произведения этнографа XIX века Ивана Сахарова, не подтверждённые последующими экспедициями. Площадка фестиваля «Московская масленица 2023» в Парке Горького. Давайте остановимся на этом тезисе подольше. Все масленичные пословицы указывают на соотношение Масленицы и Великого поста — это факт.
А мысль о том, что в христианском месяцеслове отсутствует упоминание этого праздника, вызвана скорее недоразумением. Дело в том, что в церковно-славянском языке различаются два слова: седмица и неделя. То, что мы сегодня называем неделей, — это как раз седмица. А «неделя» то есть тот день, когда ничего не делают — воскресенье.
Мясопуст, или мясопустная неделя, встречается в русских летописях с XI века: и в «Повести временных лет», и в «Житии Феодосия Печерского». Сахаров, Афанасьев, а потом и Терещенко объясняли слово «мясопуст» следующим образом: что это время, когда мяса нет «пусто», мало его. И говорили, что как раз мясопустом церковь стремилась заменить традиционную Масленицу. Но здесь допущена ошибка: дело в том, что «мясопуст» — это аналог греческого названия периода перед Масленицей.
Мясопустная неделя — это седмица и само воскресенье перед Масленицей, когда прощаются с мясом, то есть мясо ещё можно есть, но скоро будет нельзя: мясо пускают, допускают, отпускают. В латинском языке для этого же есть прекрасное название — «карнавал»: буквально — прощание с плотью мясом. А вот за мясопустом следует сыропуст, или сырная седмица — то, что из себя представляет Масленица. Синонимом к сыропусту выступают названия маслопуст и масляная седмица — они встречаются в русских текстах и летописях начиная с XI века.
И если мы откроем «Полный церковнославянский словарь» под редакцией прот. Григория Дьяченко, увидим, что слово «Масленица» или «Масляница» там есть. Причём в древнерусском этих слов нет, а в церковнославянском — есть. Наконец, русская Масленица имеет аналоги в культуре многих других христианских народов.
Карнавалы в латинской традиции, апокрисы те же мясопусты в греческой длятся даже дольше, чем в России. Франция, Великобритания, Польша, Скандинавия, Сербия — все знают способы «отпустить» мясо и молочные продукты перед постом. У косовских сербов есть замечательное название праздника «Прочка» от слова «прочь» , где ходят, как наши «машкарадники» — «мачкаре» то есть ряжение — обязательный элемент , а в конце — просят прощение. Сами сербы считают, что их название Масленицы — «Прочка» — происходит от её главного содержания: просить прощения друг у друга.
Самая разнообразная и богатая традиция празднования «апокриса» замечена в Греции, где буквально у каждого города есть свой вариант гуляний, маскарадов и т. Заметим: маловероятно, чтобы греки почерпнули эти идеи масленичных гуляний у древних славян. Где-то рядом санки, конные и т. С какого-то периода горки начинают украшать ёлками, а уже в середине XIX века мы видим, что масленичные гуляния сопровождаются каруселями, качелями, аттракционами.
Наконец, на более поздних дореволюционных изображениях на первый план выходят «катания»: в основном на тройках и на конях в составе так называемого «масленичного поезда», то есть с шумом, гамом и гармошками. Тема пути и катание как её мотив становятся важнейшими. На Масленицу также устраивались кулачные бои, забавы вроде взятия снежной крепости, городка и т.
Второй день широкой Масленицы проводили с семьей. В этот раз в гости к зятю приходила уже теща, а не наоборот. Суббота: золовкины посиделки. Этот день посвящали родственникам мужа.
Молодые невестки приглашали в гости сестер своих мужей, а также других их родственников. Воскресенье: Прощеное воскресенье. В последний день масленичной недели люди просили прощения друг у друга за все обиды, которые нанесли за год. Обратите внимание, что эта традиция сохранилась до сих пор. Также это был последний день, когда можно было есть непостные продукты. Все, что осталось от праздника, нужно было доесть или раздать бедным. Если такой возможности не было, остатки сжигали — дать еде испортиться считалось плохой приметой.
Днем люди ходили в баню, а по вечерам приходили на площадь, где торжественно сжигали чучело Масленицы. Что нельзя делать на масленичной неделе Работать по дому во время Широкой масленицы. С четверга по воскресенье стоит только готовить, от остальных дел по дому лучше отказаться. Не пускать гостей. Если кто-то захотел прийти в гости, нельзя его не пускать. При этом принимать гостей нужно в чистом доме и с богатым столом. Резать блины ножом.
Считалось, что из-за использования острых предметов в дом может прийти беда. Есть мясо.
Почему на Масленицу сжигают чучело и пекут блины: народные поверья и обычаи
Сжигать чучело Масленицы — обычай, который восходит к народному обряду начала нового годового цикла. Почему на Масленицу сжигают чучело Известно, что Масленица — это изначально языческое праздничное событие. Несколько веков назад его отмечали язычники, которые придумали для торжества собственные традиции и обряды. Сжигание чучела на Масленицу 2024 состоится в Прощеное воскресенье, которое приходится на 17 марта. Сегодня расскажем кратко историю праздника Масленица, узнаем, почему принято есть блины и что символизирует чучело, которое сжигают в последний день празднования. Масленичные гуляния в этом году продолжатся всю неделю с 4 по 10 марта. В последний праздничный день, который называется Прощенным Воскресеньем, наши предки-язычники делали чучело Масленицы и сжигали его. Затем в течение масленичной недели чучело возили по деревне, пели в его честь песни, торжественно величали: «Дорогая наша гостья, Масленка!».
Что сжигали на Масленицу
Но в абсолютном большинстве случаев, чтобы сжечь «ветхое», не требовалось делать чучела: в Новгородской губернии, например, пучок соломы на шесте и есть Масленица, которую жгут. Чучело Масленицы тоже сжигают не просто так: костер символизирует жар земли, пробуждающейся ото сна, а чучело — холодную зиму, лишенную своей власти. Сжигая зиму на костре, наши предки призывали весну, чтобы снова начать возделывать землю и растить урожай. В последний день Масленицы принято сжигать чучело, а пепел от костра развеять над полями. Почему на Масленицу сжигают чучело, едят блины и при чем тут покойники. История праздничных обычаев Масленичная неделя в самом разгаре.-2. Всю Масленичную неделю огромное чучело Масленицы возили в санях по улицам, а к ритуальному сожжению приступали только в воскресенье.
Масленица – История праздника, что означает, как и когда появился, традиции, фото и видео
Для того, чтобы ответить на вопрос о смысле сожжения масленичного чучела, важно обозначить, что сам праздник изначально языческий. Позже, после крещения Руси, Масленица была внесена в православный календарь как сырная неделя и к ней добавились новые смыслы. Но в древние времена связывались масленичные гуляния с переходом от зимы к весне и были своеобразным новым годом земледельцев. Потому и многие обряды праздника связаны с привлечением удачного урожая.
Чучело Масленицы символизировало зиму, которая, посредством сжигания уступает свое место весне. Делали чучело, как правило, из соломы и старой одежды, а для его сжигания разводили большой костер на главной площади или за деревней. Считалось, что чем больше будет костер, тем теплее и урожайнее будет лето. Пока горит Масленица, в костер также бросали старые ненужные вещи, одежду и предметы быта. Таким образом люди избавлялись от всего ненужного, что хранилось у них дома. Когда чучело сгорало, молодежь прыгала через догорающий костер. Пепел, оставшийся после костра, развеивали по полям для хорошего урожая.
Именно поэтому само чучело изготавливалось по образу и подобию человека. К тому же, масленицу обожали обряжать в разнообразные женские платья, ассоциируя ее с уходящей зимой. По каким же конкретным причинам происходило сжигание чучела в древности? Сожжение чучела масленицы действительно было ритуалом важным и смысловым, но лишь в древности. Сейчас к нему относятся с уважением, но не более. Люди больше не верят в необходимость ритуального жертвоприношения ради увеличения будущих урожаев, превратив сожжение масленицы в увеселительную забаву, напрямую означающую начало Великого поста. Впервые о данной традиции упоминается еще в первых письменных источниках, касающихся древнерусского государства.
Тогда праздник длился не 7, а целых 14 дней, и порой за это время происходило сразу несколько ритуальных поджогов соломенного чучела. Для древних славян было важно не только предать образ масленицы огню, но еще и провести ритуальное захоронение пепла. Считалось, что пепел обязательно стоит зарыть в землю, поскольку это повышало урожайность полей и означало окончательный приход весны. Сейчас подобное захоронение пепла практически нигде не происходит. Особенности создания масленичного чучела Один из самых популярных вопросов, возникающих в преддверии праздника, — о том, зачем жгут чучело на масленицу. Особенности религиозного и языческого подтекста подобного сожжения уже были описаны выше, теперь осталось узнать, какие же существовали нюансы создания самого чучела. Данный символ торжества всегда создавался по следующим правилам: - чучело масленицы выполнялось из соломы либо из соломы, либо из старых тряпок, поскольку эти материалы отлично горели; - данному объекту традиционно придавались черты женского тела; - также масленицу практически всегда обряжали в женскую одежду; - чучело традиционно насаживали на кол или на другую большую, длинную палку, чтобы за его сжиганием было удобно наблюдать всем жителям города.
Практически всегда символ торжества создавался еще в понедельник, в первый день празднования масленицы. Тогда его только начинали делать из соломы, попутно обряжая в женскую одежду. Подобные фигурки изготавливались чуть ли не в каждом доме, но на площади традиционно сжигали лишь самую красивую и большую. Изготовление заканчивалось либо к вечеру понедельника, либо к утру вторника. Далее люди загружали чучело на сани и отправлялись с ним путешествовать по деревне. Ритуальный вывоз масленицы продолжался в течение всей праздничной недели вплоть до воскресенья.
И этот вопрос не останется у нас без ответа. Наконец, как мне представляется, нельзя обойти вниманием и эротизм самого соломенного изделия. При изготовлении куклы мастерицы стремились наделить её гипертрофированно большими грудями, набивая по максимуму пеньковые очёсы в тряпичные мешочки. Для чего чучелу, предназначенному для уничтожения, нужны выдающиеся половые отличия? Как и на предыдущие, на этот вопрос ответ мы будем искать в глубинах истории. Наш путь лежит в прошлое, отстоящее от нашего времени на многие тысячелетия. Вы уже догадались, уважаемый читатель, на какой аспект жизнедеятельности древнего, первобытного общества нам следует обратить своё внимание? Безусловно, на брачный. Ведь современные народные праздники, с их разгульностью, послаблениями, подвижками моральных устоев, в конечном счёте восходят к первобытному обряду соединения полов и поэтому несут на себе его отпечаток это, между прочим, не секрет для этнографической науки и истории первобытности. Именно поэтому я вычленил из Масленицы её эротический, половой компонент. Может быть, в древнем соединении полов найдётся место и для сжигания соломенной куклы? Причём, для сжигания, представлявшего собой в то время, если можно так выразиться, некую технологическую деталь, лишь потом превратившуюся в обычай, снабжённый объяснениями, обусловленными новыми историческими реалиями. И вот что важно. Обычай — это не нечто придуманное для украшения жизни. Это сама жизнь в её прошлом, это законсервированный образ жизни минувших эпох. Следовательно, наша задача упрощается. Мы должны искать объяснение заинтересовавшего нас феномена не в головах людей, не в сознании, а в укладе жизни, в общественном бытии. Нам остаётся только перенестись в далёкое прошлое и посмотреть на обряд брачевания наших первобытных предков. Род был единственной формой устройства общества на протяжении большей части человеческой истории. Усилиями членов рода производились необходимые для его существования вещи, строились жилища, заготовлялись запасы. Однако всё это составляло лишь одну «половинку» общественного производства. Другой «половинкой» является производство потомства, деторождение. Но женщины рода не рожали детей от сородичей-мужчин. Внутри рода существовал жесточайший запрет на половые связи и эротику. Он обеспечивался естественным разделением труда по половому признаку, раздельным проживанием мужчин и женщин вместе с женщинами жили дети обоих полов , сокрытием женщинами глаз и лица, ношением одежды и другими отточенными историей инструментами. Как же тогда в первобытном обществе осуществлялось воспроизводство населения? Довольно оригинальным, с современной точки зрения, способом. Женщины и мужчины рода вступали в половые связи соответственно с мужчинами и женщинами другой родовой организации. Такой способ воспроизводства стал складываться ещё у животных предков человека, чтобы на социальной стадии приобрести свой законченный вид. Каждый род, заполучив в конце концов в качестве партнёра в деле производства потомства другой родовой организм, составлял с ним на постоянной основе — на протяжении многих тысячелетий — устойчивую связку. Такая система получила название дуально-родовой организации. Почему возникла такая система? Позвольте, уважаемый читатель, обойти этот вопрос, как, впрочем, и некоторые другие, касающиеся устройства первобытного социума и его жизнедеятельности. Проблема возникновения дуально-родовой организации рассматривалась в других моих статьях. В настоящий момент вы знакомитесь с пятой статьёй цикла, посвящённого специфике половых отношений в глубокой древности и следам этой древности в настоящем. С остальными работами цикла вы можете ознакомиться на моём сайте wwww. А сейчас продолжим наше движение к цели. Брак первобытного общества был групповым. На сексуальное свидание выходили группы женщин и мужчин, относящихся к разным родовым организациям, составлявшим дуально-родовую связку. Они действительно выходили, ибо брачное действо никогда не происходило на территории стоянки: секс был вынесен за пределы рода. Мужчины, как правило, проделывали немалый путь к расположению рода, являвшегося брачным контрагентом их родовой организации. Такую группу мужчин учёные называют брачной экспедицией. По прибытии экспедиционеров к стоянке смежного рода навстречу им выходила группа женщин. Затем мужчины и женщины отправлялись… Впрочем, как вы думаете, читатель, где разворачивалось брачное действо? Оказывается, мужчины и женщины отправлялись не в лес или какое-то другое укромное местечко. Их путь лежал на открытое пространство, на достаточно большую поляну. Во-первых, в то время и в тех условиях соединение полов было общественным, публичным, открытым делом. Во-вторых, важнейшей его составной частью был отбор женщинами пригодных, с их точки зрения, для данного занятия мужчин. Этот отбор происходил, как нам сейчас представляется, в форме танца, хотя тогда такого явления и такого понятия просто не существовало.
Чучело масленицы: сжигать или не сжигать?
Зачем сжигают масленицу сейчас — вопрос совершенно иного порядка, поскольку у современного ритуала нет абсолютно никакого религиозного подтекста. Чучело Масленицы «спаслось» от сожжения, попав в музейную экспозицию (Российский этнографический музей). Другая традиция на Масленицу – сжигание чучела.
Кукла и чучело Масленицы: значение оберега
Согласен с мнением главы городского комитета по туризму председатель Отдела по делам молодежи Рязанской епархии иеромонах Платон Воробьев. Считаю, что эту традицию давно стоит отменить в России - кстати, как и новомодный "День святого Валентина", - сказал он. Обычай сжигать чучело был уже давно благополучно забыт, а потом искусственно воскрешен в 90-е годы прошлого столетия. Ничего плохого в том, чтобы от него отказаться, я не вижу", - отметил он. Священник отметил, что отношение к традиции зависит от того, какая это традиция.
Так, в частности, вряд ли у кого-нибудь получится это проделать с православными догматами. Более того, вряд ли кто-либо вообще осмелится это сделать. Иначе наши деды перевернутся в гробах", - заключил отец Платон. Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского Трех исповедников храма г.
Твери, сотрудник миссионерского отдела Тверского епархиального управления, напомнил, что Церковь никогда не одобряла сжигание чучела как пережиток языческих верований. От этого и пошли масленичные обряды", - сказал он. Вспомним, как прекрасно - и совершенно православно - выглядит Масленица в книге И. Шмелева "Лето Господне".
Главное, чтобы в этот праздник народ не упивался вином и помнил, что главный смысл Масленицы - приготовление к Великому посту, особенно последний день, Прощеное воскресенье. Лучше в этот день сходить в храм и попросить прощения у всех, чем сходить в парк, наесться блинов и посмотреть, как сжигают чучело", - пояснил он.
Это красивая служба, во время которой священнослужители уже облачаются в черное, как в Великий пост. И в это время ты идешь в храм, уже тема покаяния звучит, прощения друг у друга. И когда ты идешь в храм, ты видишь, как другие отрываются, радуются, у них там чучело недавно сгорело, шашлыки пожарились, блины недоеденные. И ты понимаешь это яркое противоречие между православным пониманием этого времени и пониманием светским», — говорит отец Александр. В Масленицу существует традиция ходить друг к другу в гости. У православных это делается не для того, чтобы наесться блинов, а чтобы попросить прощения у ближних, примириться с ними и правильно войти в Великий пост.
Если фундамент неправильный, пост пойдет не так, как нужно. Если ты начинаешь поститься озлобленным, тебе это не поможет, говорит священнослужитель. Это не прощение и не покаяние. Когда мы просим прощения, мы проводим работу над самим собой. Человек должен осознать момент, когда он был не прав, и сделать так, чтобы в его жизни что-то поменялось. Пока православные молятся в церкви, духовно и морально готовятся к наступлению поста, другие с размахом отмечают Масленицу. Получается, если мы не прощаем ближнему своему, то как нас простит Господь? Празднование Масленицы по языческим традициям — грех для христианина.
Особенно если человек понимает, что это язычество. Как католики не празднуют Хеллоуин, а празднуют День всех святых, так же и православные празднуют не Масленицу, а праздную сыропустную неделю. Ты можешь радоваться и веселиться, но должен понимать, что это не неделя, когда ты можешь отрываться так, чтобы даже батюшка перекрестился на исповеди. Чтобы ты наелся так, чтобы на весь пост хватило, и чтобы Прощеное воскресенье действительно было бы прощеным», — объясняет отец Александр. Сырная неделя у старообрядцев Тем не менее есть блины в это время не грех. Поэтому многие верующие любят в это время их печь, как, например, старообрядка Елена Дудко — прихожанка старообрядческий общины. В эту неделю любимая традиция семьи Елены Дудко — печь блины Фото: из личного архива Елены Дудко «У нас нет такого понятия, как Масленица. Это неделя моральной и телесной подготовки к посту.
Нельзя кушать мясо, поэтому мы едим кисломолочные продукты, чтобы себя насытить на Великий пост, ведь он длинный и сложный», — поделилась Елена. В эту неделю любимая традиция семьи Елены — печь блины. Она говорит, что даже супруг подключается к процессу и готовит это блюдо по своему собственному рецепту. Сначала взбиваю яйцо, чуть-чуть солю, добавляю стакан крутого кипятка, не прекращая взбивать, чтобы яйцо не сварилось.
К тому же, масленицу обожали обряжать в разнообразные женские платья, ассоциируя ее с уходящей зимой. По каким же конкретным причинам происходило сжигание чучела в древности? Сожжение чучела масленицы действительно было ритуалом важным и смысловым, но лишь в древности. Сейчас к нему относятся с уважением, но не более. Люди больше не верят в необходимость ритуального жертвоприношения ради увеличения будущих урожаев, превратив сожжение масленицы в увеселительную забаву, напрямую означающую начало Великого поста.
Впервые о данной традиции упоминается еще в первых письменных источниках, касающихся древнерусского государства. Тогда праздник длился не 7, а целых 14 дней, и порой за это время происходило сразу несколько ритуальных поджогов соломенного чучела. Для древних славян было важно не только предать образ масленицы огню, но еще и провести ритуальное захоронение пепла. Считалось, что пепел обязательно стоит зарыть в землю, поскольку это повышало урожайность полей и означало окончательный приход весны. Сейчас подобное захоронение пепла практически нигде не происходит. Особенности создания масленичного чучела Один из самых популярных вопросов, возникающих в преддверии праздника, — о том, зачем жгут чучело на масленицу. Особенности религиозного и языческого подтекста подобного сожжения уже были описаны выше, теперь осталось узнать, какие же существовали нюансы создания самого чучела. Данный символ торжества всегда создавался по следующим правилам: - чучело масленицы выполнялось из соломы либо из соломы, либо из старых тряпок, поскольку эти материалы отлично горели; - данному объекту традиционно придавались черты женского тела; - также масленицу практически всегда обряжали в женскую одежду; - чучело традиционно насаживали на кол или на другую большую, длинную палку, чтобы за его сжиганием было удобно наблюдать всем жителям города. Практически всегда символ торжества создавался еще в понедельник, в первый день празднования масленицы.
Тогда его только начинали делать из соломы, попутно обряжая в женскую одежду. Подобные фигурки изготавливались чуть ли не в каждом доме, но на площади традиционно сжигали лишь самую красивую и большую. Изготовление заканчивалось либо к вечеру понедельника, либо к утру вторника. Далее люди загружали чучело на сани и отправлялись с ним путешествовать по деревне. Ритуальный вывоз масленицы продолжался в течение всей праздничной недели вплоть до воскресенья. Сожжение чучела происходило не только на центральных площадях, но и во дворах многих домов.
От языческого у него осталось множество традиций. Одна из главных — это сжигание чучела в самый последний день праздничной недели, который, как считается, и есть самая настоящая Масленица. Речь идет о Прощеном воскресенье, которое в этом году выпадает на 14 марта. Сжигание чучела — самая настоящая языческая традиция. Раньше люди верили, что если сделать это, можно вызвать доброту и уважение Бога солнца по отношению к народу. А еще люди таким образом провожали зиму и встречали настоящую весну, несмотря на то, что к моменту сжигания чучела уже была теплая погода. В современном мире эта традиция никуда не исчезла. Люди с огромным удовольствием устраивают посиделки, обсуждают праздник, а в конце воскресного дня подходят к большому чучелу и зажигают его. Так люди провожают зимний период и встречают настоящую весну, которая приносит тепло и радость. Примечательно, что именно после завершения Масленицы теплые дни традиционно приходят на русские земли.