Теодор Курентзис выступил на Зальцбургском фестивале Фото: / Monika Rittershaus.
Люди в тренде
Вообще же Москве это нужно, и Санкт-Петербургу еще больше. Там хорошая ситуация в драматических театрах - Александринском, БДТ. Все умные люди сейчас ходят туда. А в музыке куда ходят умные люди? Конечно, есть филармония, есть Мариинский театр. Но когда я говорю об организации музыкальной жизни , я имею в виду молодые силы, которые создают что-то новое. Театр помогает музыке, флиртует с ней.
Это началось после того, как мы создали «Территорию», потом я познакомил молодых композиторов с Кириллом Серебренниковым, Борей Юханановым. Но все-таки сейчас именно театралы поддерживают музыкантов. А собственно музыкальные центры где? В Москве есть кафе, где я увижу всех умных, прогрессивных людей и узнаю, где можно послушать их музыку. Кафе есть, а концертных площадок нет. В Москве все-таки больше возможностей , больше гастролеров.
Когда вы в последний раз видели в Петербурге современную оперу? Был «Левша» Родиона Щедрина. Ну, если так - хорошо, пусть будет «Левша». Но мы говорим об актуальном искусстве. Я не сомневаюсь, что в Петербурге есть шикарные здания, шикарные музыкальные «музеи», шикарные исполнители. Но где актуальное?
Я не директор музея. Я должен создавать новое искусство. Пафос - это страсть. Пафос возникает только при большом градусе, высоком напряжении тока. В музыке пафос очень важен. Как это объяснить?
Представьте, что мы с вами сейчас пойдем в зал слушать Седьмую симфонию Шостаковича, сядем рядом. Мы сейчас расслабленные, уставшие, холодные. Нам покажется, что эта музыка слишком громкая, у нас заболят уши. Но если мы будем трудиться вместе с музыкой, поднимать интеллектуальный и духовный градус, мы начнем остро ощущать происходящее и захотим слушать еще и еще. Поэтому пафос - это передача очень высокого заряда напряжения, который должен поразить зрителей. Театр вообще работает только так.
Вспомните, например, театр Терзопулоса: он построен на энергии, а не на интеллекте или модернистских примочках. Там уже нет эстетики. Эстетика - это адаптация под современный мозг, работа со зрением, слухом, запахом. А у Терзопулоса происходит некий солнечный удар , после которого органы чувств перестают действовать, и начинается какое-то другое управление человеком. Вы любите крайности в искусстве. Вот только что на репетиции симфонии Малера вы акцентировали внимание скрипачей на пяти форте, указанных в партитуре.
Если крайности оправданны - да, люблю. Как устроен оркестровый мир сейчас? Приходят музыканты. Приходит дирижер. Музыканты холодные, играют на усредненной динамике, он их как-то собирает. А композитор, когда пишет музыку, сходит с ума!
Для него в этот момент решается вопрос жизни и смерти. И он хочет, чтобы музыка прозвучала именно так, чтобы все силы исполнителей были брошены на его сочинение. Только тогда искусство может стать сотворением мира. Что говорил Малер? Его симфонии можно подать настолько сильно, что люди начнут действовать в этом мире, по его законам. Искусство существует, чтобы что-то менять в человеке.
Вот вы можете сказать, зачем вы идете на концерт? Чего вы ждете от музыки? И потрясения. Значит, вы ищете Аполлона и Диониса. Это и есть две составляющих музыки, так гласит теория. Аполлон - это красота, которая нас духовно преображает.
Дионис - это экстаз, потрясение, после которого мы становимся другими людьми, посредством нас начинают происходить странные явления. Но музыканты и слушатели обычно не пропускают сквозь себя эту энергию. Поэтому я вообще не хожу на концерты. Пять лет. Если даже прихожу, то сбегаю через десять минут. Сажусь всегда там, откуда можно легко уйти.
Я просто не могу, мучаюсь, мне становится физически плохо. У меня очень сильная энергия. И когда она не находит выхода, я чувствую, что блокируюсь. У меня одновременно возникают клаустрофобия и агорафобия. На недавней церемонии вручения «Золотой маски» вы сказали, что уже не помните, сколько у вас «Масок». Валерий Гергиев после пяти побед подряд отказался от участия: объяснил, что хочет дать дорогу молодым.
У вас не возникало подобного намерения? По-моему, на самом деле Валерий Гергиев обиделся, что театру не дали «Маску» и ушел. Лично у меня сейчас самая большая коллекция «Золотых масок». С моими амбициями она никак не связана. Когда я не получил «Маску» за «Свадьбу Фигаро», это было абсолютно несправедливо, потому что речь шла о лучшем спектакле всех времен. Но они хотели наградить другой театр, у которого не было иной возможности получить премию.
А нам дали спецприз за партию хаммерклавира. Я всё понимаю, и эта история меня никак не задевает. Но вообще «Золотая маска» мне нужна, потому что у меня нет федерального бюджета, нет московских и петербургских миллиардов. Она дает мне возможность что-то доказывать людям, которые не понимают и не могут оценить искусство. Я живу в закрытом городе , где люди не привыкли давать деньги на музыку. Я не звоню банкирам и не говорю «дайте мне четыре поезда».
У меня нет таких способностей, я артист. Очень горжусь этим. Потому что Россия - великая страна. Просто некоторые люди примитивизируют ее. Нужно сопротивляться примитивизации великой страны. Я не занимаюсь политикой.
И в этот момент кто-то открывает дверь, и оттуда раздается запах жареной семги. Вот что я чувствую, когда слушаю шансон. Для того чтобы отправиться в оперу и получить катарсис, нужна хрестоматия, багаж знаний. Рассказывают, что когда турки в 1974 году захватили часть Кипра, некоторые солдаты не знали, что такое стиральная машина. Они заходили в ванные комнаты, видели стиральную машину и использовали ее как подставку под тазик, в котором стирали белье. То же самое в музыке. Если не понимаешь, как это работает, ты тоже будешь стирать в тазике на стиральной машине. Если бы я мог пригласить на ужин любого умершего композитора, это был бы Шуберт. Мы бы говорили о потере любви.
А потом напились бы и стали играть в четыре руки. Пили бы и играли. Треугольник — это своего рода колокол, поэтому на нем играть нужно очень изящно. И на нем тоже можно играть гениально. Дирижерской палочкой я стараюсь не пользоваться.
Свадьба состоится этим летом. Для 51-летнего дирижёра этот брак станет вторым. Курентзис и Гусева решили пожениться в феврале, однако известно об этом стало только сейчас.
Популярность коллективы приобрели не только в России, но и за рубежом. При подведении итогов сезона 2005-2006 ведущие критики назвали Теодора «Персоной года». Москву дирижёр покорил серией концертов в столичной филармонии в сезоне 2007-2008 и уже в следующем сезоне стал постоянным приглашённым дирижёром Большого театра. С 2011 года возглавляет Пермский театр оперы и балета. За 5 лет руководства смог вывести его на лидерские позиции отечественной театральной сцены и прославить за рубежом. Оркестр Musica Aeterna Ensemble активно гастролирует по странам Европы и бьёт рекорды по числу номинаций на премию «Золотая маска». Интервью и выступления Теодора Курентзиса Настоящее и творческие планы Летом 2019 года Теодор прекратил работу в Пермском театре оперы и балета. О причинах своего решения рассказал в интервью Ксении Собчак.
Теодор Курентзис: жена и дети. О личной жизни дирижера
Теодор Курентзис – дирижер, основатель и художественный руководитель театра musicAeterna. Так что люди, знающие Курентзиса давно, шутят: мол, Теодор прогрессирует – изъясняется по-русски все хуже и хуже. Теодор лично формировал репертуар и на протяжении четырёх лет пытался протолкнуть оркестр на лучшие концертные площадки мира.
Дирижер Теодор Курентзис: счастлив тот, кто расположен к счастью
Теодор Курентзис — личная жизнь и биография дирижера, концерты и интервью | В интервью РИА Новости Курентзис рассказал, в чем секрет зальцбургской публики, что дает силы выходить на сцену снова и снова и каких еще сюрпризов ждать слушателям. |
Курентзис Теодор личная жизнь дирижера, его жена и дети | — Вот что вы сделали, Теодор, — будет утверждать Вера Миллионщикова, пожимая Курентзису руки. |
Отставка Курентзиса: что скрывается за скандальным уходом маэстро из Перми | Из статьи узнали тайные стороны личной жизни Теодора Курентзиса. |
Биография Теодора Курентзиса
Но мы с вами тоже Россия, правда? Почему мы вообще так охотно включаем в нашу жизнь эстетику Госдумы? Мы счастливы, что живем в этой стране и можем делать что-то хорошее. Потому что если мы не счастливы, то придется или бороться за счастье здесь, или тогда не надо жить в этой стране. Я прошел очень долгий период войны с системой и понял, что самое главное — это внутренняя свобода. Чем собирать сплетни, писать обличительные посты в фейсбуке — лучше сказать близкому человеку, как ты сильно его любишь. Зачем говорить о глупых людях, если можно говорить о людях, которые своим сиянием действительно нам помогают и дают вдохновение двигаться дальше? Я долгое время считал, что занимаюсь весьма революционной деятельностью. Но оказалось, что первая и самая сложная революция, которая должна произойти, — это посмотреть себе в глаза.
Увидеть, кто ты. Почему ты делаешь то, что делаешь. И только потом стать собеседником кому-то еще. А я-то начинал, как и большинство людей, с другого — с войны с системой. Ты воюешь — и даже успешно, обзаводишься соратниками, а потом вдруг начинаешь понимать, что проблема не в системе, а проблема в тебе. Когда отдаляешься от системы, видишь, что ты опять не свободен. Жить в системе — это тоже наш выбор. Кто мне мешает уйти с моими музыкантами в тайгу?
Все города, увы, тоталитарные, и все страны мира тоталитарные, и если я выбираю здесь жить, значит, у меня есть какая-то миссия. А как умно подходить к собственной миссии в такие времена — это совсем другой вопрос. Но бесконечно брать высокие ноты против кого-то — это не выход, ты просто становишься похож на тех, кого критикуешь. Когда дерутся две собаки, никогда не разберешь, кто прав. Теодор Курентзис на репетиции — Полюбить современную Россию человеку, который здесь не родился, кажется не самой банальной задачей. Как вы думаете, вам помогло то, что у России и Греции — общее византийское прошлое? Для вас вообще Россия — это восточная страна? И естественно, Византия — это то, что объединяет наши народы.
Но не только. Что такое для меня Запад и что такое Восток? Для меня западный мир — это мир Аристотеля. Мир рассудка, логики, философии. А Восток — это мир Платона. Мир интуиции, религии. Аристотель тоже грек, но в Греции, как и в России, победил Платон. Без Аристотеля не было бы Льва Толстого, и вообще Запад для России очень важен, но все-таки у людей и в Греции, и в России организация мировоззрения — восточного рода.
Эмоциональность и вообще то, как здесь общаются люди, — это все далекие следствия учения Платона. У вас есть ощущение, что в России еще не все произошло, что еще многое может произойти? Или здесь тоже все самое главное давно случилось? Вообще мы еще мало что видели. И самое яркое произойдет, когда у каждого случится шаг к его личной революции. Когда найдется время сказать другому или самому себе самые важные вещи, для которых никогда не хватает времени. Ведь у нас жизнь уходит, согласитесь, на какую-то чепуху. А вот когда вы сядете за стол напротив самого себя, тут-то и начнется настоящий разговор, по чесноку.
Кто я, где правда, где ложь, где больно, зачем я веду себя так. Но это очень сложный, душераздирающий разговор, и все его все-таки избегают. Мы же сами себе постоянно вешаем лапшу на уши, как два человека, которые находятся в сложных отношениях и говорят о ерунде, только бы не пойти на конфликт. А вот когда этот разговор произойдет, тогда и появится будущее, и солнце, и новое искусство. Единственная успешная функция музыки в истории до наших дней — сострадание к человеку. Ее функция — вырабатывать антитела к заболеваниям общества, и гомеопатические ее приемы оказались безуспешны — все нынешние проблемы длятся уже больше тысячи лет. С математической точностью можно сказать, что в мире абсолютно ничего не изменилось. Меня всегда смешит, как люди удивляются политике.
Сколько раз все это уже происходило! Вроде и вопросы те же, и решения пытались найти не самые глупые люди — Маркс, Бакунин, много кто. Но нет решения. Это ужасно и отвратительно, но тоталитарный режим по-прежнему единственный пользующийся большим спросом режим в нашем мире. Люди никогда не примут демократию. Только раз в жизни я видел настоящее демократическое общество — это было на Афоне. Как же так? Почему ничего не меняется, как будто этой тысячи лет и не было?
Неужели ничего нельзя сделать? И ответ очень простой — и непростой: пока мы не станем свободны внутри, мы не сможем быть свободными снаружи. Мы во всем и виноваты, мы сами делаем этих президентов и диктаторов. Мы избегаем прямого разговора. Дягилевский фестиваль-2016 — Как так получилось, что в политике за тысячу лет ничего не изменилось, а в музыке изменилось довольно много? И то, сакральная же музыка почти не изменилась. А если взять фольклорную или ритуальную музыку разных народов, можно услышать, что они особенно не менялись тысячелетиями. Стержень — тот же.
А вот светская музыка всегда следовала эстетике разных времен.
Критики и прочие звезды ездят ее смотреть в Пермь. Концерты Курентзиса и новые постановки недоступны простым людям. Билеты очень дорогие, их моментально раскупают. Давайте признаемся, что на многие старые оперы, снятые из репертуара, билеты не продавались, никто не хотел их смотреть даже по очень низким ценам. Сегодня ажиотаж сопровождает именно новые постановки и концерты Курентзиса.
Новые спектакли обходятся театру дороже из-за высокого уровня артистов, музыкантов и постановщиков, из-за сложной и современной сценографии. Разумеется, в первую очередь продаются недорогие билеты. Цены на постановки начинаются от 100 рублей Травиата, Богема , 300 рублей концерты Курентзиса и 500 рублей предновогодний «Щелкунчик». В продаже остаются дорогие билеты, на которые все наталкиваются, заходя на сайт, и возмущаются, считая, что все билеты продавались по таким ценам. На самом деле, за 10-12 тыс. Да, все мы жалеем, что недорогих билетов не хватает, но так происходит с продуктом, на который есть повышенный спрос.
Есть надежда, что проблема будет решена правильным образом - будет построена новая сцена с залом, способным вместить всех желающих. Курентзис уничтожает репертуарный спектакль, пытаясь внедрить систему stagione Курентзис предлагает другую систему. Мировой опыт доказывает, что Stagione - самый эффективный способ проката оперных постановок. Кроме того, новая система предлагается только для оперы, у балета свои особенности и он сохраняет репертуар. И возвращаясь к вопросу важности общественного мнения, наверное, можно пошутить, что если вас в Перми любят все - пора критически оценить, а делаете ли вы что-то стоящее? Если Вы хотите написать для нас колонку — свяжитесь с редакцией.
Если бы у нас был новый театр, мы смогли бы это сделать. Мы до сих пор пытаемся решить вопрос со строительством новой сцены, но окончательно не получается. Поэтому придется нам играть по всему миру замечательные вещи, которые мы, увы, не можем показать в нашем городе. Понимаете, это очень долгий бюрократический процесс. Я — человек слова и дела, и привык делать то, о чем договариваюсь. И мне кажется, что в администрации тоже должны быть люди слова: раз решили, договорились, значит, так и делаем. Мне кажется, это простая логика. Но иногда происходят необъяснимые вещи.
Но я это уже говорил и могу еще раз повторить: если до 2020 года не будет построена новая сцена, как мы договаривались, я из Перми уеду. У меня есть шесть предложений от лучших в мире театров занять должность руководителя. Серьезное место там, где серьезные люди занимаются серьезным делом. А места, где есть четыре "Кофемании" на одной улице и множество фотографий в журналах с разных выставок и биеннале — это как раз несерьезно. И слава Богу, что в Перми такого нет. Мне очень не хочется этого делать, но я просто не могу участвовать в фарсе и делать вид, что что-то происходит, когда в действительности этого нет. Я не хочу терпеть издевательства и обманывать людей, которым я тоже обещал нормальные условия, чтобы они могли репетировать не в подсобных помещениях и спортивных залах, как сейчас. Если чиновники этого не поймут, значит, развитием Пермского театра будет заниматься кто-то другой, но не я. Все, что могу, я сделал, посмотрим, как пойдет.
Но я жду и, в общем-то, настроен позитивно. Может, это все-таки случится, и тогда все будет хорошо. В Перми есть чистое творчество и люди, не пресыщенные столичными тусовками. Они занимаются искусством, а не самолюбованием. Вот это как раз серьезно. Я счастлив там находиться и работать, несмотря на все сложности и проблемы.
Первое серьезное выступление Теодора — Международный конкурс дирижеров имени Прокофьева в 1999 году, но тогда он даже не прошел во второй тур. Зато его взяли ассистентом дирижера в оркестр Санкт-Петербургской филармонии. Но с северной столицей все-таки не сложилось: гениальный дебютант прощается с академическим Питером и переезжает в Москву: все-таки в столице больше возможностей, да и публика готова к экспериментам.
Но и здесь он «застревает» всего на несколько лет: поначалу выступает то тут, то там, например, на сцене «Геликон-оперы », и только в 2003 находит «свое». Курентзис даже говорил: «Помню, как потерял работу, искал ее по всей Москве и никто не хотел меня брать. Только один удивительный человек, Владимир Спиваков разрешил мне дирижировать Национальным филармоническим оркестром». О Теодоре заговорила вся Москва. Осенью того же года Теодор выступил на сцене Новосибирского театра оперы и балета постановка «Поцелуй феи» Игоря Стравинского — о Курентзисе заговорила вся Россия, а вот мир о нем узнал в 2004 году, после постановки «Аиды» Верди у спектакля «Золотая маска ». Собственно, после этого триумфа Теодор стал музыкальным руководителем и главным дирижером Новосибирского театра, на базе которого он создал оркестр Musica Aeterna Ensemble и хор The New Siberian Singers, главная фишка которого — историческое исполнение. Отвечают музыкальные критики. Ярослав Тимофеев, музыкальный критик, главный редактор журнала «Музыкальная академия»: «Причин несколько. С одной стороны, это очень тонко чувствующий музыкант и, что самое главное, честный: он тратит уйму времени на репетиции, любит добиваться идеала, заниматься мелочами, мучает своих артистов до предела.
Курентзис — настоящий большой музыкант. С другой стороны, это, конечно, харизма. Ведь дирижер — профессия не только музыкальная, в ней есть элементы »магии«. Курентзис — хороший колдун, он умеет произвести впечатление не только на тех, кем управляет, но и на тех, кто за его спиной, то есть на публику. Он умеет красиво танцевать на дирижерском подиуме и у него красивая жестикуляция, а это гипнотически действует на людей. И последнее: Курентзис очень грамотно устраивает свой пиар: знает, как себя преподнести прессе, что говорить на интервью, как вести себя в светском обществе. Люди, которые не очень хорошо разбираются в классической музыке, но хотят иметь к ней хотя бы какое-то отношение, потому что она — синоним элитарности, реагируют в большей степени на созданный публичный образ Курентзиса». Вадим Журавлев, кандидат искусствоведения, автор блога «Сумерки богов» «Фигура Теодора Курентзиса сильно переоценена.
The New York Times рассказала о проблемах Курентзиса в Европе
Теодор Курентзис – дирижер, основатель и художественный руководитель театра musicAeterna. Окончив консерваторию, молодой дирижер Теодор Курентзис полностью окунается в российскую жизнь, где господствует ее величество Музыка. — Вот что вы сделали, Теодор, — будет утверждать Вера Миллионщикова, пожимая Курентзису руки.
Оркестр musicAeterna выступил без Теодора Курентзиса
Теодор Курентзис: «Я строю свой мир» Женщины после сорока: как мы меняемся584727«Не могу разорвать токсичные отношения»7258Мы выбираем друг друга не случайно618002 Теодору Курентзису. Из статьи узнаете про личную жизнь Теодора Курентзиса и что обеспечило молодому человеку такой бешеный успех и признание, а также подробности биографии, скрываемые за занавесом частной жизни. Слава одного из самых сексуальных дирижёров не даёт покоя его поклонницам, желающим знать всё о жене Теодора Курентзиса и его личной жизни. Детство и юношеские годы биографии Теодора Курентзиса, личная жизнь, творчество и участие в благотворительности. В интервью РИА Новости Курентзис рассказал, в чем секрет зальцбургской публики, что дает силы выходить на сцену снова и снова и каких еще сюрпризов ждать слушателям.
Дух и фантазия выше физики
Курентзис Теодор (дирижер). Биография, личная жизнь (слухи), Википедия | В этом же интервью Теодор Курентзис рассказал почему он выбрал Россию в качестве своего дома. |
Теодор Курентзис: личная жизнь, семья | Курентзис Теодор личная жизнь дирижера, его жена и дети. |
20 тысяч за билет: почему Курентзис стоит так дорого? | Теодор Курентзис выступает не только в Европе: с огромным успехом прошел его гастрольный тур по Японии и выступления в Нью-Йорке. |
Кехман назвал Курентзиса иудой в театральном мире
Правила жизни Теодора Курентзиса | Теодор Курентзис: Мои детские воспоминания ассоциируются с музыкой, которую слушал и чувствовал папа. |
Теодор Курентзис: биография, личная жизнь и творчество, интервью, жена и дети | Яркая жизнь дирижера Теодора Курентзиса неоднократно была украшена заслуженными наградами. |
Курентзис Теодор личная жизнь дирижера, его жена и дети | — Вот что вы сделали, Теодор, — будет утверждать Вера Миллионщикова, пожимая Курентзису руки. |
Надежды, страсти и мечты Теодора Курентзиса | Теодор Курентзис выступил на Зальцбургском фестивале Фото: / Monika Rittershaus. |
Греческое детство
- Теодор Курентзис: биография
- Правила комментирования
- Дирижер Теодор Курентзис: биография, личная жизнь, творчество
- Теодор Курентзис: Любовь – это равноправие двух личностей
- Вундеркинд
Теодор Курентзис: «Я строю свой мир»
- Пять причин не любить Теодора Курентзиса
- Курентзис Теодор (дирижер). Биография, личная жизнь (слухи), Википедия
- Личная революция и отрицание авторитетов: философия Теодора Курентзиса
- Песни для детей: ищем новые хиты по всей стране
Теодор Курентзис: Любовь – это равноправие двух личностей
Все вышесказанное по своей сути относится и к Большому театру. НЗ: В чем вы видите выход хотя бы для Большого театра? ТК: Вагнер говорил, что свет источает только театр, охваченный внутренним пламенем. Большому нужна духовная реконструкция.
Например, там должны быть люди, которые досконально знают оперу. Дирижеры, владеющие технологией оперного пения, способные обучать певцов искусству просодии. Нужны специальные педагоги для певцов.
Нужны выдающиеся коучи — этот термин бытует во всем мире, только не здесь. Коуч — это больше, чем концертмейстер, он разучивает с певцами партии. Он передает традиции прошлого века и вместе с тем умеет мастерски исследовать и находить общий язык с авторским текстом.
Нужны хорошие режиссеры. Нужна правильная иерархия независимо от статуса, известности. Нужно, чтоб каждый знал: театр — это не место работы, а место творчества.
НЗ: Что вы видели в Большом? Что понравилось, что не понравилось? ТК: Видел «Игрока» под управлением Рождественского — и это было очень прилично.
Но многое меня коробит. Например, оркестр Большого театра не имеет своего звучания. Играет как попало.
НЗ: «Свой» звук у каждого хорошего оркестра — это не миф ли? ТК: Не миф. Я думаю, Геннадий Рождественский мог бы добиться нужного звука.
Но что вы хотите, если в Большом дирижеров меняют каждые два года! НЗ: Какое у вас впечатление от других московских музыкальных театров? ТК: Я не понимаю одного.
Вот есть театр. Есть помещение, есть певцы. В общем, есть возможности для творчества.
А творчества-то и нет! Почему тогда, например, министерство культуры не соберет человек пять-шесть талантливых людей и не десантирует их в одну труппу? Чтобы сделать одну, но классную?
Да можно за полчаса — благо, все друг друга знают, кто и что собой представляет — обзвонить всю Москву и собрать под одну крышу мощных профессионалов: дирижера, режиссера, директора оркестра, художника, завпоста. Да за полгода они сделают лучший спектакль в России! Какой рутинному театру не осилить и за 12 лет.
Более того, я скажу вам, что одного московского гонорара Кабалье хватит на то, чтобы за три месяца создать лучший оркестр Европы… Я хочу спросить вас: кто, например, вообще отвечает за музыкальное качество Театра Станиславского и Немировича-Данченко? Кому я должен предъявлять претензии? С кого надо спрашивать, если нехорош спектакль в Новой опере?
Не с Колобова же! Колобов очень одаренный дирижер. В принципе, лучший в Москве.
Но надо, чтобы в каждом театре было ядро талантливых молодых людей — и надо доверить им отвечать за качество. Вот есть режиссер Митя Черняков, москвич. Много ли вы видели его спектаклей в Москве?
Да ни одного! И посмотрите, кто в этом сезоне ставил спектакли в Театре Станиславского. И Новая опера — сирота какая-то.
Взять тот же Большой театр — никто не понимает, зачем открывают Новую сцену. У них и в старое-то здание кто ходит? Придут на «Хованщину» и спрашивают: «А когда будет фуэтэ?
Кто решает, с каким образованием, мерой таланта и вкуса человек достоин делать спектакль? Иногда я не понимаю: Россия хочет стать Европой — или это ей не выгодно??? НЗ: Все устали, хотят жить спокойно, без неожиданностей.
ТК: Ах, вот в чем дело!.. Но как можно мириться с тем, что на высшей строчке искусства фигурируют такие имена как Басков? И никто при этом не может предложить ничего другого!
Шоу-бизнес в России уже настолько сильно влияет на жизнь, что человек теряет элементарные ориентиры, где хорошо, а где плохо. Если я поверю, что «Адриана Лекуврер» в Большом театре — это хорошо, тогда я, наверное, должен поверить и в то, что постановки Конвичного — это плохо. НЗ: Вы долго жили в Петербурге, хорошо знаете Мариинку.
Если в Большой придет Гергиев — будет лучше? ТК: Я не верю в «хорошее» и «плохое» в Большом театре. Ни Иксанов, ни Гергиев — один человек ничего в Большом театре не изменит.
Одна кукушка весны не сделает. Надо ломать рутину в целом. Менять менталитет.
В советское время царствовало немало «мэтров», которые заразили труппы музыкальных театров страшной инфекцией. Разные известные врачи делали и делают театрам тяжелые наркотические уколы. Пришло время деинтоксикации.
Да, будет ломка, как у наркоманов, но должны же театры когда-нибудь выздороветь. Потому что продолжаеть наркотические инъекции — это не решение, это медленная смерть. У него была тысяча предложений!
А одиозный Владимир Кехман, по решению властей сменивший Мездрича на посту директора, был заклеймен самыми позорными печатями и объявлен нерукопожатным в благородном собрании либеральных особ, облаченных в белые пальто. Про худрука Михайловского и Новосибирского театров речь зашла не случайно. Кехман и Курентзис - два лица не только новосибирских, но и пермских, и, без сомнения, грядущих петербургских событий. Планы возведения новой сцены Пермской оперы, на которую возлагал большие надежды Курентзис, переносились по срокам, и в довершение ко всему вновь возникла персона Владимира Кехмана - якобы аффилированная с ним компания должна была вести работы. Сам Владимир Абрамович сразу же категорически опроверг свое предполагаемое участие в пермском строительстве, утверждая, что его только попросили «как эксперта приехать и помочь провести презентацию проекта театра». Но скандал уже было не остановить: Курентзису показалось, что Кехман хочет забрать себе вслед за Новосибирском еще и Пермь, и он объявил, что покидает театр - опять же вместе со своим коллективом. Кехман сорвался и в интервью «МК» назвал Курентзиса Иудой, который «морально и материально ограбил» и Новосибирский, и Пермский театр. Миф», - добавил Владимир Абрамович. А кроме того раскрыл секрет востребованности Курентзиса на музыкальных фестивалях.
И посетовал, что «мы, русская публика, очень доверчивы». Добавим от себя: по сведениям «Интересанта», главным покровителем и спонсором Курентзиса является олигарх, имеющий непосредственное отношение к политическим событиям, происходящим сейчас в Петербурге. Именно поэтому гламурный дирижер и переезжает в наш город, именно поэтому ему с барского плеча и отдают Дом радио. Сегодня, 20 августа, Курентзис отработал в Перми последний день. Театр, оказавшейся в итоге у разбитого корыта, уже ищет скрипачей, альтистов, флейтистов, гобоистов, кларнетистов, фаготистов, тромбонистов, арфисток, а также артистов хора. Это - отличная иллюстрация к высказыванию самого Курентзиса в его прощальном письме к труппе театра: «Когда я впервые приехал в Пермь, думал, что останется, когда я должен буду уехать. Я хотел создать что-то не для себя, а для людей, которые живут в этом городе». В общем, итог путешествий Теодора Курентзиса по стране стал для приютивших его театров разрушительным. Но, казалось бы, зачем беспокоиться Петербургу - ведь мы, к счастью, не какая-нибудь музыкальная периферия - при всем уважении к остальным городам России.
Увы, этот посыл полностью неверен. Хороших коллективов в северной столице - раз, два - и обчелся. Ведь, повторимся, главное в искусстве в наше время - деньги.
После окончания консерватории Теодор вплотную занялся работой. Сотрудничал с Владимиром Спиваковым, оркестром имени Петра Чайковского. Трудился в Московском театре дирижёром, где отработал две постановки великого Верди. Лучшим спектаклем его раннего творчества, как дирижёра, была опера Джузеппе Верди — «Аида». С 2004 года Теодор создал коллектив — Оркестр Music Aeterna с 2004 года , с которым дирижёр выступает по всему миру, регулярно приумножая поклонников своего таланта. Также музыкант сотрудничает с другими многочисленными оркестрами России, среди которых можно выделить Большой симфонический оркестр, Академический симфонический оркестр, Российский национальный оркестр. С 2011 по 2020 год Теодор Курентзис работал в Пермском театре оперы и балета имени Чайковского. Проживал по собственному желанию в часе езды от города в деревенском коттедже. В 2020 году у Теодора были большие гастроли по всему миру. Среди ярких концертных выступлений дирижёра особенно можно выделить выступление в 2020 году в Московской филармонии со скрипачкой Патрицией Копачинской. Осенью 2020 года музыкант отменил собственные концерты с оркестром из-за проблем со здоровьем. Обаятельный артист в 2009 году впервые начал сниматься в кино. Теодор сыграл скандальную главную роль физика Льва Ландау Лауреата Нобелевской премии в биографической драме режиссёра Ильи Хржановского в стиле арт-хаус «Дау». Премьера этого проекта состоялась только через 10 лет — в 2020 году. В 2020 году проект «Дау» был показан на многочисленных фестивалях. Киноработа повествует о насилии тоталитарной эпохи. На 70-ом Берлинском международном кинофестивале «Серебряный медведь» фильм получил гран-при за лучшую операторскую работу. На сегодняшний день это пока единственная работа дирижёра в качестве киноактёра. Гонорары дирижёра на сегодня огромны, Теодор Курентзис успешен и востребован как талантливый музыкант. Теодор очень часто бывает гостем различных телепроектов, среди которых «На ночь глядя», «Нескучная классика». Интервью у музыканта брали Ксения Собчак, Владимир Познер. С 2014 по 2020 год дирижёром создано девять дисков с различными шедеврами классической музыки. Был он записан в студии Sony Classic. Теодор Курентзис регулярно принимает участие в различных конкурсах и фестивалях в Бангкоке, Майями, Лондоне, Кольмаре и других городах. Теодор признан как гениальный дирижёр во всём мире, но для творческого пути музыкант выбрал Российскую Федерацию. Его концерты отличаются экспрессивностью и взаимодействием с публикой. Личная жизнь дирижера В начале своей карьеры дирижёр женился на известной балерине Мариинского театра Юлии Махалиной. Её известность и связи повлияли на его узнаваемость среди культурной элиты Санкт-Петербурга. Но брак продлился недолго из-за разных взглядов на творческую самореализацию. Ходят слухи, что семья разрушилась из-за тяжёлого характера Юлии, которая к тому моменту дважды была замужем. Развод прошел тихо, без громких скандалов и, по словам бывших супругов, по обоюдному согласию. Теодор Курентзис и его бывшая жена Юлия Махалина С того момента как дирижёр развелся с балериной, он не состоял в серьёзных отношениях и предпочитает скрывать личную жизнь ото всех. По этой причине узнать, встречается ли с кем-то талантливый музыкант, сложно. Различные слухи неоднократно приписывали ему романы с женщинами, а некоторые говорили и о нетрадиционной ориентации. Но эти домыслы так и не нашли подтверждения.
Что вы чувствуете, когда, скажем, очередная женщина подходит к вам и говорит, что вы бог? ЯТ У вас есть внутри защита от испытаний «звездной» жизни? ТК Я очень мучаюсь этим. Потому что это не мое. Когда появляется человек и делает свое дело с уверенностью, люди сначала возмущаются, потом привыкают, и им начинает нравиться. Те, кого вы называете обожателями, - это люди, которые не понимают, что я делаю. А настоящие обожатели - только музыканты моего оркестра, которые видят меня в деле. Они точно знают меня. ЯТ То есть у остальных - симуляция любви? Любовь, чтобы любить, чтобы был кумир? ТК Всем людям нужно любить. Нам нужен политик, который скажет вещи, которые мы хотели бы услышать. Нам нужна точка, в которую можно направить свое обожание. Но эта точка не имеет отношения к реальному человеку. Мы быстро создаем из живого человека образ, который можем уложить в свои представления. Я в этом пессимистичен. Очень хотел бы, чтобы были люди, которые реально понимают и любят меня. Потому что мне сильно не хватает любви в жизни. Но я отдаю себе отчет в том, что реально происходит. ЯТ Вам попадались маньяки, которые угрожали, обещали покончить с собой? Постоянно есть такое. К сожалению. ЯТ Когда вы последний раз плакали? ТК Вчера ночью. ТК Подумал о какой-то музыке. ЯТ Когда вы последний раз ругались до крика? ТК В феврале. Когда испытываю такие состояния, очень сильно себя не люблю. ЯТ Скажите честно, вам бывает скучно во время работы? ТК Бывает истощение, но не скука. Если скучно, зачем продолжать? ЯТ Звучит логично, но, если человек изо дня в день работает над большим проектом , он же не может его бросить в момент скуки? ТК Такого не бывает. Я же не работаю на заводе. Но вообще я очень боюсь скуки. Иногда смотрю на семейную пару с детьми: дети бегают, родители сидят и скучают. Мне страшно становится. Страшна непродолжительность счастья. У счастья очень ограниченные ресурсы , и через однообразие оно исчерпывается. Это страшно. ЯТ В музыке такого не происходит? ТК Слава богу! Влюбленность в музыке дает мне надежду на вечную влюбленность в жизни, потому что она не прекращается. Но в музыке ты сегодня любишь одно произведение, завтра другое, а в жизни должен быть с одним человеком. В этом сложность. ЯТ То есть музыкант - Дон Жуан? ЯТ Сейчас я перечислю семь смертных грехов, а вы скажете, какие из них имеют к вам отношение. ТК Я сразу скажу: с гордыни начинаются все остальные грехи. Это то, с чем я борюсь. Стараюсь ограничить свою гордыню, быть смиренным. Это очень сложно дается людям, которые получили признание, а потом сталкиваются с серьезными проблемами. Например, у меня есть признание со стороны публики, но нет достаточных финансовых возможностей для воплощения многих замыслов. Я даю собственные деньги, чтобы делать постановки в Перми. В этот момент в душе возникает протест: а как же так? Почему меня не принимают, я же доказал! Проходишь пару раз через это и учишься понимать: надо делать то, что считаешь правильным, и ничего не ждать. Тогда становится легче. Потому что ничего хорошего в гордыне нет. А все остальные грехи - это вариации гордыни. Например, чревоугодие. Люди, которые едят много, ранены, у них раненое эго. Подсознательно они компенсируют едой то, чего в жизни не хватает. Это тоже от гордыни. ЯТ А уныние? ТК Уныние - это отсутствие веры. А отсутствие веры тоже связано с гордыней. Маленький человечек старается через гордыню себя утвердить. Психологи говорят: люди проявляют гордыню из-за того, что их не любят и они сами себя не любят. Они создают некий образ себя, чтобы другие полюбили этот образ, и тогда, может быть, они сами себя полюбят. ЯТ А зависть вас посещает? ТК Это ужасное чувство. Сейчас, к счастью, не посещает. Но я знаю, что это. В такие моменты я чувствую себя ужасно. Зависть - это не только когда ты завидуешь, но и когда ты делаешь так, чтобы тебе завидовали. Вообще все грехи, о которых мы говорим, мне знакомы. ЯТ Вы боитесь смерти? ЯТ Сейчас хочу задать два трудноформулируемых, но важных для меня вопроса. Первый - о вашей музыке. Мне кажется, вы часто подчеркиваете крайние состояния, даете максимальный драйв, предельную энергию. А в самой музыке - скажем, Моцарта - я зачастую не слышу этой предельности, она звучит для меня мягче, объемнее, нежнее. Возможно, на вас подсознательно влияет контекст нашей эпохи, когда массовая культурная индустрия «трясет» человека, использует предельные эффекты, чтобы привлечь его. Есть ощущение, что вы хотите так же взять современного человека за жабры. И от этого что-то в музыке теряется. ТК Нужно не подчеркивать крайности, энергию, драйв, о которых вы говорите, - а найти их. Если вы будете репетировать со мной и мы пройдем материал несколько раз, вы сами будете требовать этого драйва. Он идет от осознания материала. Энергия - это и есть жизнь музыки. Чтобы энергия пошла, нужно сыграть произведение сто раз. Тогда оно оживет. Музыка - это взаимоотношения между нотами, которые оживают и обретают интенсивность. В жизни есть интенсивность. Большинство исполнений и записей, которые мы привыкли слушать, это просто набор нот, мертвая музыка. Кстати, если вы посмотрите более внимательно, мой драйв больше связан как раз с нежной стороной. На самом деле я играю самого тихого Моцарта. ЯТ «Самый тихий» - это ведь очень близко к «самому громкому». А середина для вас существует? ТК А что значит середина? Это интересная дискуссия. У меня есть ответ, но я хочу от вас услышать, что такое середина? Mezzo forte? ЯТ Ну, скажем, я сейчас кину в кого-то стакан - это будет крайнее состояние. Или уйду в медитацию на месяц - тоже крайность. А вот мы сейчас с вами просто сидим в кафе, возможно, ощущаем радость жизни, но не бурную, а спокойную. ТК Вы очень четко описали, как кидаете стакан или уходите в медитацию, но никак не характеризуете середину. ЯТ Конечно, ее сложнее охарактеризовать, потому что это сама материя жизни. ТК А как она подается в музыке? Когда Моцарт пишет постоянно sforzando, subito forte, что я должен делать? Он так написал. Давайте будем наслаждаться жизнью и не делать sforzando, будем все ровно играть. ЯТ Вы говорили, что у вас есть ответ.
Эффект кукушонка: Теодор Курентзис как мнимая и реальная угроза петербургскому культурному болоту
Новости по тегу: Теодор Курентзис. Теодор Курентзис и его оркестр MusicAeterna буквально «смахнули пыль» с часто исполняемых произведений Чайковского, и представили их в совершенно непривычном виде. Несколько новостных телеграм-каналов сообщили о предстоящей свадьбе 51-летнего дирижёра Теодора Курентзиса Теодор Курентзис и 36-летней режиссёрки Анны Гусевой Анна Гусева. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Личная жизнь Теодора Курзентзиса была и остается загадкой даже для его самых преданных поклонников. «Фигура Теодора Курентзиса сильно переоценена. Главные новости о персоне Теодор Курентзис на Афиша концертов Теодора Курентзиса и musicAeterna.