Зураб Церетели вступил на путь художника-монументалиста в 60-е годы. Зураб Церетели, которого газета The Georgian Times в 2007 году включила в десятку самых богатых грузин в мире с оценкой состояния $2 млрд, на самом деле преуспел больше Тициана: у него практически нет даже недоброжелателей. Новый памятник, созданный Зурабом Церетели, появившийся вблизи собора парижской богоматери, подтверждает эту традицию, много раз превращавшую Столицу франции в художественную Столицу Мира. 4 января знаменитому художнику-монументалисту, скульптору Зурабу Константиновичу Церетели исполняется 85 лет. Новости по теме: Зураб Церетели новости сегодня, личная жизнь, биография, карьера. Как сообщает «Интерфакс», российский скульптор Зураб Церетели отлил бронзовую статую Иисуса Христа, которая в высоту составляет 83 метра.
Зураб Константинович Церетели
Гигантомания Зураба Церетели давно стала легендарной, а сам мастер часто из-за нее попадает в анекдотичные ситуации. С конца 1960-х годов Зураб Церетели начал активно работать в области монументального искусства. По словам Зураба Церетели, свой талант организатора, целеустремлённость и стойкость в преодолении препятствий он унаследовал у отца. главный художник-оформитель при строительстве курортного комплекса в Пицунде. Издание, вышедшее в серии «ЖЗЛ: Биография продолжается», — своеобразный подарок к 85-летию Зураба Церетели.
ГЕНИЙ КИТЧА: КАК ЗУРАБ ЦЕРЕТЕЛИ СТАЛ ГЛАВНЫМ СКУЛЬПТОРОМ МОСКВЫ
Зураб Церетели, которого газета The Georgian Times в 2007 году включила в десятку самых богатых грузин в мире с оценкой состояния $2 млрд, на самом деле преуспел больше Тициана: у него практически нет даже недоброжелателей. Амбивалентное отношение к искусству Зураба Церетели является неоспоримым подтверждением судьбоносности его принадлежности к этой редкой когорте великих мастеров ХХ-ХХ1 столетий. Тбилиси) в грузинской семье. Zurab Tsereteli at The Tbilisi Art Fair 2019. Последние новости о персоне Зураб Церетели новости онлайн, личная жизнь, сплетни, биография, события, факты, карьера, слухи, информация, фото, видео.
«Зураб Церетели. Солнечный сад» в Московском музее современного искусства
Статуя царицы выглядит безмолвным произведением искусства, безучастным к происходящему вокруг. В такой одежде едва можно передвигаться, и она стоит словно застывший кокон диковинной бабочки. Ее надо лишь разбудить, встряхнуть, чтобы она показала себя во всей красе. По сути, скульптор создал аллегорию патриархальной Руси — красивой, богатой, непонятной для соседей, застывшей в дремотной спячке. Пройдет совсем немного времени, и ее разбудит Петр. Глубокое постижение исторических событий помогло автору достичь высокого художественного обобщения образа. Все детали скульптурной композиции «Детство Петра» тщательно проработаны. Смоделирован выразительный облик будущего императора, мимика его лица, жесты, детали костюма, а также удивительный образ его матери, олицетворяющий родину будущего реформатора. Говоря о скульптурной серии «Правители России», нельзя не сказать о памятнике «Святая равноапостольная великая княгиня Ольга, покровительница Пскова» — один из трех монументов на тему Российской государственности, установленных в России в реальной городской среде.
Памятник был сооружен в 2003 году к 1100-летию Пскова. С именем великой княгини Ольги, которая в Пскове почитается как его основательница, связано первое упоминание города в летописи в 903 году. В силу обстоятельств вставшая во главе огромного, еще формирующегося государства, княгиня вошла в историю как великая созидательница государственной жизни и культуры Киевской Руси. Именно Ольге выпала честь сделать выбор, который определил последующую судьбу России, — она первой из династии Рюриковичей приняла христианство. Впоследствии великая княгиня была причислена Русской Православной Церковью к лику святых как равноапостольная. Монумент характеризуется лаконичностью и сдержанностью. В пластическом решении образа святой скульптор выразил запечатленный в национальной памяти величественный образ женщины с несгибаемой волей и высоким чувством собственного достоинства, несокрушимым мужеством и подлинно государственным умом. Фигура решена строго и монументально.
Сохраняя реальные черты, образ Ольги подчеркнуто условен — она стоит, в одной руке держа меч, а другой — опирается на щит. Фигура установлена на высоком гранитном постаменте с широким многоступенчатым основанием, что обеспечивает, с одной стороны, масштабную соразмерность монумента, а с другой — создает визуальную опору для тех нравственных ценностей, которые олицетворяет образ великой княгини. Охватывая взглядом портретную галерею правителей России, созданную Зурабом Церетели, в смысловом аспекте напрашивается параллель с памятником «Тысячелетие России» М. Микешина в Великом Новгороде. Монумент Микешина был призван «благовестить потомкам о героическом прошлом России» за прошедшее тысячелетие. В нашем случае скульптор ограничился образами правителей страны, продемонстрировав свое желание познакомить современников с теми, чьи деяния и судьбы в разные исторические эпохи не всегда оценивались объективно, порой замалчивались или искажались, но вершили судьбы родины. Образы святых - повествование об утраченных нравственных ценностях Вопрос сохранения нравственных ценностей — один из тех, которые сегодня волнуют многих. В свое время Михаил Аникушин, размышляя о творчестве скульптора, отмечал: «Есть вечные человеческие ценности, есть благородные традиции — надо напоминать о них людям неустанно.
Только так искусство воспитает гражданственность и высокую духовность». Подобный подход к творчеству характерен и для Зураба Церетели. Словно вторя эстетике классицизма, мастер создает произведения, проникнутые высоким нравственным идеалом , совершенствующим человека, воспитывающим в нем гражданские добродетели, преданность родине. Ведь в конечном счете главная задача художника — увидеть то, чего не смогли увидеть другие, и рассказать об этом так, чтобы и другие на это обратили внимание. С этой точки зрения, интересны два монумента работы Зураба Церетели, установленные в поселке Борисоглебск Ярославской области. Речь идет о памятниках двум инокам Борисоглебского монастыря — святому Александру Пересвету и святому преподобному Иринарху Затворнику. Первый памятник, установленный в 2005 году, был создан скульптором в честь 625-летия Куликовской битвы. Александр Пересвет — легендарный монах-воин, получивший благословение самого Преподобного Сергия Радонежского на участие в Куликовской битве вместе с воинами Димитрия Донского и павший в единоборстве с татарским богатырём Челубеем.
Русская Православная Церковь причислила инока Пересвета к лику святых. Второй памятник, установленный годом позже, в 2006-м, посвящен Иринарху Затворнику — монаху Борисоглебского монастыря, благословившего гражданина К. Минина и князя Д. Пожарского возглавить народное ополчение для освобождения Москвы в 1612 году. В Борисоглебске имя святого Иринарха почитается издавна. В возрасте 30 лет он принял иноческий постриг в Борисоглебской обители, здесь же впоследствии упокоились и мощи святого. Эти два памятника вполне можно назвать парными. Как это не может показаться странным для творческого метода Зураба Церетели, в данном случае скульптуры объединяет схожесть пластического решения — фигуры святых в монашеском одеянии даны в полный рост , фронтально к зрителю.
Александр Пересвет держит в одной руке копье, в другой — крест, словно передает благословение Преподобного Сергия Радонежского ныне живущим, за кого сам он сложил голову на поле брани. Святой Иринарх изображен с покрытой головой — отличительный элемент одеяния монаха-затворника, его правая рука приподнята для благословления. Каждый памятник имеет высоту 3,2 метра, включая гранитный постамент, на который он водружен. В пластической трактовке образов святых проявилось пристрастие автора к игре светотени, создаваемой глубокими складками одежды, что оживляет позы фигур, придавая им динамику. Но главное, что объединяет эти памятники, — это идея. Оба они посвящены двум важнейшим для сохранения Российской государственности событиям в отечественной истории — битве с татаро-монгольским войском Мамая в 1380 году на Куликовом поле и освобождению Москвы от польско-литовских захватчиков силами народного ополчения в 1612 году. Во всяком случае, благодаря подобным памятникам мы хотя бы вспоминаем историю своей страны. Сохранение исторической памяти — лишь одна сторона неустанной деятельности «безмолвного проповедника», по выражению митрополита Филарета Дроздова.
Второй, не менее важный, — это разговор со зрителем о вершинах человеческого духа через образы подвижников, чьи отличительные характеристики — высокие нравственные качества , гражданская доблесть, истинный, а не квасной патриотизм. В современную эпоху отсутствия авторитетов, тех, кого принято называть «совестью нации», образы святых оказались чуть ли не единственными, не подверженными девальвации примерами для подражания. Поэтому в творчество Церетели естественно и логично вошли образы тех, кого издавна называли подвижниками. Два памятника одному из самых почитаемых святых на Руси — Святителю Николаю Чудотворцу работы скульптора установлены в итальянском городе Бари, 2003, и в поселке Хаапсала Выборгского района, 2002. Монумент святому князю Олегу Рязанскому сооружен в Рязани, 2007. О памятниках равноапостольной Нине , Георгию Победоносцу и великой княгине Ольге говорилось выше. Летом 2013 года в греческом городе Верия, в котором проповедовал апостол Павел, был открыт монумент святому. Скульптура, представляющая фигуру апостола , истонченного трудами и постами, с босыми ногами, но со взором убежденного праведника, прижимающего обеими руками к груди Священное писание, не оставляет равнодушным.
Контраст между вдохновенным лицом человека, уверенного в благодатной силе проповедуемого им учения, и тщедушным босоногим телом, облаченным в свободный хитон, создает эмоциональное напряжение, заставляющее зрителя остановиться. Нарочитая простота в трактовке образа одного из величайших миссионеров христианства лишь приближает к нему зрителя. Внимание приковывает Вечная Книга, прижатая к груди. В образах святых скульптор видит примеры духовного величия и, ощущая запрос времени, повествует о них зрителю. При этом воображение автора, знание, насколько это возможно, историй жизни святых позволили ему создать иллюзию близкого знакомства с изображаемыми героями. Как пишет М. Одна из недавних работ скульптора, в которой он обращается к образу святых, — памятник Папе Римскому Иоанну Павлу II , открытие которого состоялось в Париже в октябре 2014 года. Наш современник, многократно прославленный своими делами добра и благотворительности, своей невероятной скромностью, миротворческими инициативами, Папа Иоанн Павел II был причислен католической Церковью к лику святых.
Как бы это ни показалось странным, но автором первого памятника Папе Иоанну Павлу II во Франции стал не католик, а православный: монумент работы Церетели был открыт в городе Плоэрмель в 2006 году. Фигура возвышается на гранитном основании, общая высота монумента составляет 3,2 метра. В этом священном для французов месте никогда не было установлено ни одного памятника. Это большая честь для меня. Памятник передан в дар от российского народа, о чем сообщает надпись на основании монумента». Понятия нравственности, долга, достоинства занимают особое, почетное место в системе мировоззрения Зураба Церетели. И эта черта — одна из тех, которые позволяют говорить не только об историзме мышления художника, но о монументальном историзме. Рассматривая жизнь человека с позиции вечности, мастер четко выделяет самое важное и значимое для его благополучного существования на земле — сохранение духовности, приверженность многовековым нравственным ценностям.
Поэтому в стремлении сделать собственные размышления более понятными для зрителя скульптор в своем творчестве выходит из портретного образа в символический. В данном случае пластической метафорой обозначенной темы является памятник «Русская Правда» , установленный в 2001 году в городе Когалым Ханты-Мансийского автономного округа. Скульптурную композицию образует столп из увражей. На корешке каждого четко выгравировано название: «Великие Четьи-Минеи», «Житие Преподобного Сергия Радонежского» и «Житие Александра Невского», «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Хронограф», «Сказание о битве новгородцев с суздальцами», Никоновская и Троицкая летописи, «Сказание о Мамаевом побоище», «Задонщина», «Слово о полку Игореве»… В свое время каждая из этих книг олицетворяла веху в русской истории, но сегодня лишь узкий круг специалистов знаком с большинством из них. И хотя эти труды посвящены историческим событиям, по мнению З. Церетели, они служат не только источником информации о происходившем столетия назад. С течением времени они трансформировались в рукописный свод нравственных постулатов, которые помогали русскому народу сохранять государственную независимость, строить великую державу. Создав метафорический образ вечных категорий, мастер призывает современников учиться на примере великих предков, включая в их число мудрых правителей, собиравших Россию по крупицам — удельным княжествам и потом стоявших не на жизнь, а на смерть за ее единство; героев, положивших свои жизни на Куликовом поле против полчищ Мамая; храбрых и мужественных новгородцев, не раз отбивавших атаки суздальцев, стремившихся подчинить себе независимый Великий Новгород.
В число образцов высокой нравственности и духовности страны художник включает всех святых, жития которых из века в век передают «Четьи-Минеи», и в первую очередь — наиболее почитаемых в народе Сергия Радонежского и Александра Невского. Повторим: отсутствие идеала высоконравственного современника, способного объединить своих сограждан, — серьезная проблема для России сегодня. Художник это чувствует наиболее остро. В поисках метафорических образов вечных ценностей и высоконравственных принципов Зураб Церетели продолжает обращаться к прошлому и создает еще одну монументальную композицию, посвященную верности, долгу, любви. Иначе говоря, важнейшим ценностным ориентирам человека во все времена, но представляющим серьезный дефицит сегодня. Речь идет о скульптурном произведении «Жены декабристов. Врата судьбы » 2008, Музей современного искусства РАХ. Дюжина женских фигур, некоторые с детьми, стоят перед наглухо запертой массивной дверью с крошечным зарешеченным оконцем.
Героиня в центре композиции, находящаяся ближе остальных к заветной двери, держит в руках икону Богоматери с младенцем.
В 1964 г. В 1970-1980 гг. Зураб Церетели работал по заказам Министерства иностранных дел СССР, занимался художественным оформлением зданий советских посольств в зарубежных государствах. В 1980 г. В 1981 г.
С 1987 г. В 1994-1996 гг. В 1996 г. С апреля 1997 г. В 1999 г. Зураб Церетели при поддержке столичного правительства основал и возглавил Московский музей современного искусства является его директором по настоящее время.
Начало собранию положила личная коллекция Церетели, включавшая более 2 000 произведений известных художников XX в. С середины 2000-х гг. Зураб Церетели является профессором кафедры живописи и композиции Московского государственного академического художественного института им. Сурикова при Российской академии художеств. Творческая деятельность В 1965 г. В 1967 г.
В 1968 г.
Спустя время, в 1983 году автор представлял свой второй шедевр — «Дружба навеки», который был приурочен к двухсотлетию подписания Георгиевского трактата между Грузией и Россией. В этот же год открыта «Арка дружбы» в родной Грузии. Работа представляла собой панно из мозаики, которое сохранилось до сегодняшнего дня, и как прежде радует местных жителей и гостей страны проезжающих по Военного-Грузинской дороге у Крестового перевала. Монумент Дружба навеки Есть в биографии мэтра несколько работ посвященных известным деятелям искусства. Все многочисленные бюсты из бронзы были выполнены скульптором Зурабом Церетели.
Были в творческой жизни мастера и скандалы и один из них связан с памятником посвященным великому русскому императору Петру Первому. Общественность и жители столицы к появлению скульптуры отнеслись крайне отрицательно, заявив, что она ортит вид города. Царь был выполнен во весь рост и размещен на палубе огромного парусника. Первое время после установки некоторые даже предлагали снести этот шедевр, однако скульптура по се день находится на искусственном острове, сделанном по середине Москвы-реки. При этом эта работа скульптора является одной из самых масштабных во всем городе при ее весе более 2000 тонн и высоте в девяноста два метра. Так было и с «Адамовым яблоком» после установки которого, Зураба Константиновича обвинили в безвкусице.
После появления в открытой Галерее искусств «Дерева сказок» скульптор услышал о гигантомании. Однако на любую критику сам известный мастер реагирует абсолютно спокойно. Я ведь художник, я знаю, что делаю», — отвечая на вопрос «Собеседнику», сказал мастер. Личная жизнь Инессу Андроникашвили, свою будущую жену, Церетели встретил еще, будучи студентом художественной академии в Тбилиси. К слову сказать, девушка происходила из известного княжеского рода и имела хорошее воспитание. Личная жизнь супругов была основана на любви и взаимопонимании, возможно именно благодаря этому они и прожили вместе сорок пять лет.
Общее ощущение от всех работ цикла можно описать одним словом — вдохновение. Именно вдохновение исходит от задумчиво-грустного С. Есенина, мудрого Е. Светланова, снисходительного Ю.
Любимова, артистично-спокойного А. Вознесенского, ироничного О. Табакова, взволнованного А. Блока… Так что цикл «Мои современники» прочитывается зрителем пластической поэмой Церетели о вдохновении, одновременно вызывая гордость за принадлежность к нации, подарившей миру созвездие знаменитостей, обогативших мировую культуру в самых разных областях.
Церетели сам принадлежит к звездному поколению творческих людей, вышедших на отечественную сцену искусства в 1960 годах, поэтому и включает в серию «Мои современники» свой барельефный автопортрет. Благодаря этому работы, вошедшие в серию, слагаются не только из исторического знания скульптора, но и из причастности к эпохе, прежде всего к ее культуре и искусству. Расширяя круг изображенных до представителей русской культуры начала XX столетия, Зураб Церетели провозглашает преемственность русского искусства на протяжении всего прошедшего века вплоть до нынешнего, объявляя, в том числе, и себя преемником этого величайшего культурного наследия. Перед зрителем встает образ эпохи, характеризующийся достоверностью, исторической точностью.
Хочется особо отметить, что скульптор обратился к образам представителей всех видов искусства — изобразительного, музыкального, литературы, архитектуры, театра и кино…, что многое говорит об интересах автора, о питательных истоках его творчества. Стоит подчеркнуть, что скульптурная поэма «Мои современники» — портретная, многие из моделей, по словам автора, ему позировали, например, Вознесенский, Башмет, Дементьев , Спиваков, Айтматов, Волчек… С кого-то, прежде чем приступить к лепке, скульптор делал наброски во время выступлений, как, например, с Ростроповича, Солженицына… и тогда эти сеансы не являлись в привычном смысле слова сеансами. Так, помимо концертных выступлений М. Ростроповича Зураб Церетели делал с музыканта наброски и во время заседаний ЮНЕСКО, на которых присутствовали и модель и художник в ранге послов Доброй воли этой организации.
На выручку приходила и прекрасная зрительная память: скульптор до сих пор с благодарностью вспоминает Иосифа Шарлеманя — одного из своих учителей в Академии художеств в Тбилиси, учившего студентов рисовать по памяти. Конечно, приходилось пользоваться и иконографическими материалами. На вопрос, чьи портреты было создавать труднее всего, художник отвечает: «Трудно было почти все портреты создавать. Я хотел передать внутреннее состояние этих людей — не люблю перерисовывать.
Я создаю портреты тех, чье творчество мне созвучно и кого я люблю. Например, мои близкие друзья — Вознесенский, Евтушенко, Айтматов, Дементьев… Свое отношение к ним я могу выразить только через искусство, поэтому создал их образы». В каждом скульптурном портрете зритель видит, прежде всего, портретное сходство с портретируемым. Помимо этого автор обязательно включает в образ отдельные детали, характерные только для конкретной модели, которые делают портрет ярче и глубже.
Одновременно скульптор оставляет пространство для участия зрителя в восприятии образа. Диалог этот всегда различен — в зависимости от степени «подкованности» зрителя, но он обязательно присутствует. Чегодаева обращает внимание на особенности реализма скульптур Зураба Церетели: «Совсем как живые, они лишены каких-либо следов натурализма — их нет ни в скульптурном образе апостола Павла, ни в памятниках Папе и Патриарху, как нет в скульптурных портретах артистов, писателей, политических деятелей. Герои Зураба Церетели, и ныне живущие, и ушедшие — кто совсем недавно, кто столетия назад, пребывают в некоем непреходящем временном пространстве; они бессмертны, воскрешены силой искусства».
Говоря о пластических средствах создания образа в портретном цикле, любопытно отметить следующую деталь. Одним из элементов горельефа порой выступает образ родного города скульптора — Тбилиси. Так, этот прием используется в горельефах, посвященных поэтам конца XX столетия — Б. Ахмадулиной и Б.
В первом случае для поэта, не раз воспевшего красоту Тбилиси, пьедестал образует колонна, почти погруженная в рельеф, составленный из громоздящихся друг на друга типичных грузинских домиков. Во втором — череда домишек словно лавиной спускается по крутому горному хребту, окружая поэта, который родился в Тбилиси. Этот прием, используемый скульптором, отражает давнюю тесную связь литературных кругов Грузии и России. Вспоминая Тбилиси 1920 годов тогда — Тифлис , Л.
Гудиашвили писал: «Тбилиси — город с большими поэтическими традициями. Правда, поэтические кафе утратили во многом свой прежний колорит, но все же жизнь здесь шла интересная, напряженная. Продолжались диспуты, вечера, встречи, в которых принимали участие и грузинские, и русские писатели. Ведь многие русские поэты получили в Тбилиси свое первое крещение и теперь их, словно магнитом, тянуло сюда».
Имена С. Есенина, В. Маяковского, О. Мандельштама , К.
Бальмонта, Б. Пастернака, Н. Заболоцкого, Н. Тихонова и других русских поэтов оказались навечно связанными с Тбилиси, с Грузией, в которой они обретали новые источники вдохновения, а последующее поколение литераторов сохранило эту традицию.
И Зураб Церетели, многократно в своем искусстве прославлявший любимый город, не мог не обратиться к его образу даже в портретном цикле, когда это уместно. Подобное пластическое разнообразие, несомненно, расширяет возможности представления портретируемого и активизирует историческую память зрителя. Некоторые горельефы, о которых говорилось выше, послужили основой для рождения портретных статуй цикла «Мои современники». Так, образы В.
Высоцкого, И. Бродского, Р. Нуриева, М. Цветаевой были созданы сначала в горельефе, а потом переработаны в увеличенном масштабе, превратившись в полном смысле слова в монументальные скульптуры, которые зритель имеет возможность обойти и рассмотреть со всех сторон.
Некоторые из них установлены в реальной среде: памятник М. Высоцкому сооружен в городе Покачи Ханты-Мансийского автономного округа 2012. Другие статуи, входящие в цикл, были созданы как самостоятельные произведения. Это статуи М.
Ростроповича, О. Табакова, Н. Михалкова, В. Гергиева, А.
Как уже отмечалось, скульптор широко использует в портретной галерее атрибуты и символы, усиливающие психологическую характеристику портретируемого и отсылающие зрителя то к творчеству модели, то к ее судьбе. По мнению А. Много писали, например, о памятнике В. Высоцкому: поэт с гитарой, с которой он никогда не расставался в жизни, из-за спины которого «выглядывают» образы златоглавых храмов и коней из наиболее популярных песен артиста.
Или о памятнике И. Бродскому, половину фигуры которого скульптор представил в одежде зэка, а вторую — в одежде Нобелевского лауреата. Чего стоит горельеф, посвященный Владимиру Спивакову, который предстает с «бабочкой» на обнаженном торсе с мускулистыми руками и невероятно вдохновленным лицом, и само произведение воспринимается как гимн «каторжному» труду музыканта! Автор отзывается о портрете В.
Спивакова следующим образом: «Это уникальный музыкант. Он же занимается спортом! Народ должен об этом знать. Подобные ёмкие детали-характеристики говорят невообразимо много каждому, кто знаком с историей жизни этих выдающихся личностей.
Памятник А. Солженицыну — особенный, не похожий на других. В нем нет атрибутов, связанных с его деятельностью как писателя, или правозащитника, или историка. В нем отсутствуют метафоры и аллегории, наталкивающие зрителя на некие параллели и ассоциации с жизнью и творчеством этого уникального человека.
Этот памятник сам является символом — символом вечной боли за родную страну. Именно так, на наш взгляд, Зураб Церетели понял и средствами пластики передал жизнь Александра Исаевича, подняв образ реальной личности до значения символа. В конце своей «Автобиографии», изложенной по просьбе Нобелевского Комитета в 1970 году, А. Солженицын написал: «Даже событий, уже происшедших с нами, мы почти никогда не можем оценить и осознать тотчас, по их следу, тем более непредсказуем и удивителен оказывается для нас ход событий грядущих».
Эти слова, прежде всего, относятся к самому Александру Солженицыну, к тому, что означает для нашей страны его явление в русской философии, истории, литературе, нравственности, да и просто к его явлению как мужественного и цельного человека. В скульптурном портрете работы Зураба Церетели А. Солженицын изображен в погребальном саване. Его земная жизнь висела на волоске от смерти слишком много раз, он неоднократно становился жертвой разных обстоятельств, в том числе самой Истории.
Длинная рубаха с глухим воротом, ниспадающая с плеч, создает образ величайшего смирения, сосредоточенности и тишины при колоссальной внутренней напряженности — жизни духа, будто «материя и тело не напоминали о себе». Большую роль в портрете играют руки.
Биография Зураба Церетели
- Зураб Церетели: «Всегда надо больше отдавать, чем получать»
- Зураб Церетели: 90 лет творчества и вдохновения в мире искусства
- Зураб Церетели отметил 85-летний юбилей
- Зураб Церетели: биография, лучшие работы, скандалы | ГессоСтар
Поделиться ссылкой
- Церетели Зураб Константинович
- Зураб Церетели — последние и свежие новости сегодня и за 2024 год на | Известия
- Читайте также
- Зураб Церетели: 90 лет творчества и вдохновения в мире искусства
Скульптор Церетели Зураб Константинович: биография, творчество
Содержание Работы Церетели почитают во всех уголках мира Биография Зураба Церетели Признание великого скульптора и художника Российский и советский художник Зураб Церетели является автором известных во всем мире работ. Биография Зуpaба Церетели: личная жизнь, последние новости 2018, музей, скульптуры, галерея, памятник Петру I, выставки. Зураб Константинович Церетели родился в Тбилиси 4 января 1934 года. Зураб Церетели — все новости о персоне на сайте издания Всего-то полмиллиарда! Амбивалентное отношение к искусству Зураба Церетели является неоспоримым подтверждением судьбоносности его принадлежности к этой редкой когорте великих мастеров ХХ-ХХ1 столетий. Биография Зураба Церетели монументальна так же, как и его деятельность.
Учился у Шагала и Пикассо: Зурабу Церетели исполнилось 90 лет / РЕН Новости
Зураб Церетели назвал веру и любовь секретом своего долголетия. Зураб Церетели родился в 1934 году в Тбилиси (СССР, ныне Грузия) в грузинской семье, имеющей дворянское происхождение. Зураб Церетели — все новости о персоне на сайте издания Всего-то полмиллиарда! Зураб Церетели окончил живописный факультет Тбилисской академии художеств, работал в Институте истории, археологии и этнографии Академии наук Грузии. Зураб Церетели родился 4 января 1934 года в Тбилиси в грузинской семье.
Зураб Церетели истратил на свой юбилей бюджет Грузии
Яркий пример тому автобусные остановки в Абхазии, которые он создал в 60-х годах. Остановки представляли собой арт-объекты в виде морских фантастических обитателей. Вместе с художественно-декоративной деятельностью Зураб Церетели берет участие в выставках. Полотно «На страже мира» принесло ему первый успех. В 1967 году состоялась персональная выставка мастера в Тбилиси. Зураб Константинович, расширяя географию своей деятельности, занимается оформлением разных сооружений и зданий: Дворец профсоюзов в Тбилиси, Дом кино в Москве, бассейн «Морское дно» в Ульяновске, гостиница «Ялта-Интурист» в Крыму, курортный комплекс в Адлере и другое. В 70-80-тые годы скульптор плодотворно работает. В 1970 году получил должность главного художника Министерства иностранных дел СССР и задание художественно оформить посольства Советского Союза за рубежом. Он много ездит и заводит знакомства с иностранными художниками.
В 80-тые годы с проведением Олимпиады в Москве Зураб Церетели был назначен главным художником.
Будущий скульптор родился в 1934 году в Тбилиси. Получил образование в Тбилисской академии художеств, окончив живописный факультет. В 1980-м стал главным художником проходящих в Москве Олимпийских игр. Зураб Церетели прошёл огромный путь от малоизвестного живописца до президента Российской академии художеств, на эту должность он был избран в 1994 году. Также возглавляет Московский музей современного искусства, который основал в 1999 году и куда передал свою личную коллекцию произведений искусства ХХ века.
Удостоен множества наград как в нашей стране, так и за рубежом.
Я это всегда говорю. Вспоминаю, как когда-то познакомился с великим Сальвадором Дали и его уникальной супругой Галой. Вдруг художник встал и начал изображать странные фигуры, делать необычные движения. Через секунду я увидел напротив фотографа, который узнал Дали и активно его снимал.
А Дали затем смеялся, говорил: «Увидишь потом, что обо мне напишут. Это реклама». Но если ты так видишь — спасибо! Действительно, краски должны полюбить друг друга на холсте, тогда получится цельная работа. Любовь вообще самое главное в нашей жизни.
Я верующий человек, с детства бабушка читала мне Библию, когда это еще было запрещено.
После окончания в 1958 году Тбилисской академии художеств Церетели начал свою творческую карьеру. Сначала работал художником в Институте истории, археологии и этнографии Академии наук Грузии, что сыграло немалую роль в становлении его как художника и монументалиста. Уже тогда Зураб начал участвовать в различных выставках, а в 1964 году прошел курс обучения во Франции, где имел возможность общаться с Пабло Пикассо и Марком Шагалом. С конца 1960-х годов Церетели большое внимание уделял работе в области монументального и мозаичного искусства, которые на долгие годы стали любимыми техниками мастера и принесли ему известность, как в России, так и за рубежом. Среди первых работ, принесших мастеру известность: оформление курортного комплекса в Пицунде в 1967 году, мозаичных и витражных композиций в Тбилиси в 1972, ансамбль детского курортного городка в Адлере в 1973. Также в 1970-1980 годах работал главным художником Министерства иностранных дел СССР, выступал главным художником Олимпиады-1980 и участвовал в создании гостиничного комплекса «Измайлово». В последующие годы Зураб Константинович больше работает в металле и скульптуре, активно используя крупные металлические горельефы. География его монументальных работ в этой технике охватывает территорию нескольких стран мира.
Одновременно, продолжал создание витражей.
Церетели, Зураб Константинович
Биография. Зураб Церетели родился 4 января 1934 года в Тбилиси в грузинской семье. Зураб Церетели родился 4 января 1934 года в Тбилиси в грузинской семье. Зураб Церетели — все новости о персоне на сайте издания Всего-то полмиллиарда!
Детство и семья
- Зураб Церетели написал картину на открытии собственной выставки | Знаменитости с фото и видео
- Герой Социалистического Труда Церетели Зураб Константинович :: Герои страны
- Зураб Церетели: «Я в политику не вмешиваюсь. Для меня не существует плохой погоды» | Артгид
- Поделиться ссылкой
- Все материалы