великий буддийский деятель и реформатор Цзонхава разработал Устав своей школы и правила проведения буддийских праздников в монастырях. Участники празднования буддийского Нового года в поселке Могойтуй Забайкальского края. Буддийский Новый год традиционно приходится на период между концом января и серединой марта, а продолжается 15 дней. Согласно общей буддийской традиции, встреча нового года приходится на первое весеннее новолуние по лунному календарю и в разные годы отмечается в период между концом января и серединой марта.
Сагаалган в 2024 году
В этом году буддийский Новый год – год Синей лошади – выпал на 31 января. В 2024 году буддийский Новый год наступает 10 февраля. Год синеватого зайца водной стихии сменил год Тигра в 12-летнем цикле.
Как встречать правильно Сагаалган у буддистов - традиции, обряды и молебны
буддийского Нового года 2023 по лунному календарю. Сагаалган, что переводится к. Буддисты России готовятся встретить Новый год по лунному календарю. Буддийский Новый год носит название Сагаалган. Сагаалган, что переводится к.
Как буддисты отмечают Новый год?
Его делают индивидуально для каждого по дате, месту рождения, с учётом покровителей местности, где вы проживаете. Кстати, как говорит председатель местной религиозной организации шаманов «Сулдэ» Жизненная сила Иркутска Алексей Хамаев, наступающий год обещает спокойствие и гармонию. Для семейных людей, тех, кто только собирается создать семью — очень хороший год. Стихийных бедствий не ожидается. А если ждать ниспосланного чуда, то год не обязательно ему ответит этим», — уточнил Хамаев. Но людям, рождённым в год Кролика, следует быть в предстоящие месяцы очень внимательными к себе, своему здоровью и своим решениям.
День работников землеустроительной и картографо-геодезической службы Беларуси День рождения короля Норвегии Харальда V Народный календарь Захар Серповидец Дата по старому стилю: 8 февраля. Народный праздник получил свое название в честь святого Захария. Известно, что он содействовал нравственному развитию еврейского народа. Захарий погиб насильственной смертью — его убили иудеи за обличительную проповедь. Святцы называют Захария Серповидцем, потому что в одном из своих пророческих откровений он увидел свиток, летающий по воздуху и напоминающий по форме огромный серп. Поэтому в день памяти святого крестьяне много внимания уделяли этому инструменту. Бабы-жницы молились Захарию о хорошем урожае. В день его памяти серпы доставали из чуланов, осматривали, чистили, точили и окропляли крещенской водой.
История праздника Однозначно можно сказать, что главным событием, которое отмечалось восточными народами в белый месяц, было начало весны. Люди прощались с зимой, старым годом, начинали новую страницу в своей жизни. Вместе с природой вступали в новый сезон. По свидетельствам путешественника Марко Поло, присутствовавшего на праздновании Сагаалгана во времена хана Хубилая, в XIII веке все действо сводилось к ношению белых одежд, подаче белой пищи и подношению белых даров великому правителю. Для гостей было организовано пиршество с большим размахом. И хотя хан исповедовал буддизм, никаких отсылок к ритуалам, относящимся к этой конфессии, описано не было. Главная религиозная традиция празднования весны — Великий молитвенный фестиваль Монлам — зародилась в Тибете только в XV веке. Неизвестно, когда точно этот обряд перешел к другим народам, отмечающим Сагаалган. Но в конце концов, именно эта религия сохранила «белый месяц» до наших дней, несмотря на разделение стран, культур и народов. Например, калмыки, покинувшие восточный регион, унесли религиозные традиции на юг России и сохраняют их там по сей день. По свидетельствам путешественника Марко Поло, в XIII веке все действо сводилось к ношению белых одежд, подаче белой пищи и подношению белых даров правителю. Источник: Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы Традиции и обычаи Сагаалгана Примечательно, что Сагаалган смешал в себе сразу несколько восточных традиций, культур и религий. Потому многие ритуалы имеют разные смыслы. Например, название «белый месяц» у монголов подразумевало отсылку к периоду, когда во время сбора урожая делались кисломолочные заготовки. А в буддизме этот цвет подразумевал очищение от всего старого, начало нового, чистого пути. Бурятская культура наложила свой отпечаток на лунный Новый год, дополнив обряды своими смыслами. Обряд очищения Дугжууба — важная традиция, которой придерживаются буряты. Перед началом действа человек обтирается тканью или тестом: протирая лоб, он убирает дурные мысли, рот — очищается от плохих слов, грудь — чистит сознание, ладони — избавляется от нехороших поступков. Вытираются и больные места — для оздоровления. Далее лоскут относят в буддийский храм дацан и кидают в костер. Если обтирание было сделано тестом, из него следует слепить человечка и бросить в другой костер «соор», который будет гораздо крупнее по размеру, чем огонь для ткани. С помощью молитв во время обряда в дацане сжигается и негативная карма. Очищать следует и свое жилище. Перед праздником нужно сделать генеральную уборку дома, выкинуть все старые, сломанные вещи. Традиционный подарок С тех пор как в обычаи древнего монгольского праздника были вплетены буддистские традиции, самым главным подарком стал хадаг.
Причём, в отличие от обычного НГ, не только закупаются продукты, подарки, праздничные украшения и готовятся блюда. Существует традиция наводить чистоту дома — выбросить все вещи, которые больше не нужны, не используются, сломаны, испорчены, испачканы, порваны, разбиты, но до сих пор занимают в доме место. От таких вещей избавляются, чтобы вступить в новый год чистыми. Помимо этого, просят прощения, стараются забыть обиды, выбросить из головы месть и чёрные мысли, которые отягощают душу. Данные традиционные обряды и ритуалы придуманы не просто так. Сагаалган — это не обычный праздник, но день обновления всей природы и самого человека, когда в мир приходит свет и добро, уходит холод, зло, всё тёмное и нечистое. Сагаалган, Бурятский Новый год или Белый месяц в 2024 году Накануне члены семьи собираются за общим столом, пьют чай, разговаривают о бытовых делах, обсуждают проведение мероприятий, посещение гостей и другие моменты. Как правило, уже в это время все одеваются в национальные костюмы и головные уборы. День накануне основного праздника называется «пустым» или «закрытым» — Бутуу удэр. В этот день нужно оставаться дома, молиться, проводить необходимые обряды и ритуалы, заниматься приготовлением блюд, праздничных нарядов. Не ходят в гости, не отправляются в дальний путь. Канун Сагаалгана — это ещё и однодневный пост, когда не употребляют в пищу мясо и алкогольные напитки. Особое внимание уделяют огню и печи, поскольку огонь в буддизме почитается, как одна из важных стихий. Соответственно, печь, очаг или другое место, где разводится огонь, а сегодня это может быть и газовая плита, духовая печь и др, моются, чистятся, приводятся в идеальный порядок. Многие не спят на протяжении всей ночи. Проводятся церемонии очищения Гутор, жертвоприношения духам, сжигаются «чёрные пирамиды» символы зла. Медитации в дацанах, зажжение специальных лампадок и ароматных трав, читаются молитвы. С традицией просыпаться рано утром связано одно интересное поверье, которое относится к старинной мифологии. Считается, что рано утром приходит Палден Лхамо женское божество в буддизме, всеобщая прародительница, её праздник отмечают накануне Сагаалгана. Богиня смотрит, кто уже проснулся, а кто до сих пор спит. Так вот, если человек уже пробудился ото сна, чтит и уважает традиции, она наградит его удачей, мечты и желания сбудутся. Ну, а кто ещё продолжает видеть сны, нежится в кровати, ленится встать, в наступившем году удачи и процветания не увидит.
В Буддийской Традиционной Сангхе России рассказали о праздновании Сагаалгана - 2023
Цель ритуала — изгнать невзгоды из домов. В день тибетского Нового года люди просыпаются рано и после принятия ванны надевают новую чистую одежду. Затем они принимают Прибежище в будде, дхарме и сангхе и кладут на алтарь подношения в форме животных и демонов, сделанных из теста, называемого чемар пшеничная и ячменная мука, из которой готовят цампу. Традиционно в первый день нового года женщины встают очень рано, чтобы набрать первое в году ведро воды из близлежащей реки. Начиная со второго дня Лосара, тибетцы навещают своих родственников и друзей с подарками. Когда тибетцы встречаются, они сначала говорят друг другу лосар таши делек, а затем обмениваются хадаками белыми церемониальными шарфами , чтобы выразить свое благословение.
При посещении гостей проводится простая церемония приветствия гостей. Хозяин встречает своих гостей с чемаром чашка муки для цампы в руке, затем большим и указательным пальцами отщипывает немного обжаренной ячменной муки из чемара и трижды подбрасывает её в воздух, а затем кладет немного цампы в себе рот. Лунгта В период Лосара, обычно на третий день, тибетцы вывешивают молитвенные флажки на крышах своих домов и молятся об обильном урожае, удаче и процветании в новом году. Молитвенные флаги состоят из множества разноцветных треугольных или прямоугольных флажков, перевязанных верёвкой. Цвета флагов всегда расположены последовательно: синий, белый, красный, зелёный, затем жёлтый.
Каждый цвет символизирует природный элемент: синий — небо, белый — пространство, красный — огонь, зелёный — вода и жёлтый — земля.
Так продолжалось до начала девяностых, когда запрет на празднование Белого месяца сняли в Бурятии, а затем и остальных буддийских регионах. Как отмечают Сагаалган Празднование Сагаалгана делится на две части: религиозную и бытовую. В ночь накануне Нового года по лунному календарю в дацанах проходят молебны и службы в честь божеств с пожеланиями мира и благополучия, успехов в делах, а также в память об усопших. В последний день уходящего года во многих буддийских храмах разводят ритуальный костер «дугжууба» с подношением божеству. Считается, что в огне сгорают болезни, неприятности, несчастья и злые помыслы. На кануне празднования белого месяца буряты наводят чистоту в доме, обновляют одежду, избавляются от ветхих вещей. Таким образом, люди как бы прощаются с прошедшим, с тем, что ушло. Сагаалган начинается с первого весеннего новолуния.
Он наступает рано утром, сразу с восходом солнца — в этом году — 21 февраля. Примерно в 4-5 утра буряты уже бодрствуют. Согласно преданиям, именно с рассветом, с восходом Солнца в каждый дом заходит божество — Балдэн Лхамо, и подсчитывает всех, кто находится в доме. Считается, что Лхамо ведет подсчет только тех людей, кто бодрствует, кто проснулся, нарядился и готов встречать новый день. Поэтому принято вставать очень рано, чтобы не проспать свою удачу на будущий год.
Кроме того в гутук могут добавлять другие ингредиенты, такие как грибы, лук, чеснок и т. Жестких ограничений нет, главное чтобы число ингредиентов включая воду было не менее девяти. Однако подлинным гутуком суп становится только после добавления в каждую тарелку по одной специальной клецке, содержащей такие предметы как кусочек шерсти, уголек, кристаллик хрусталя, соли, кусочек фарфора, кусочек острого перца чили и т. Клецки, в которые заложены эти предметы, имеют больший размер, чтобы их по ошибке не съели.
К тому же их иногда предварительно запекают, чтобы предотвратить разваривание во время приготовления супа. Символическое значение этих предметов можно рассматривать как шутливый комментарий на характер и поведение человека в следующем году или же своеобразное предсказание удачи или неудачи. Набор этих предметов может варьироваться в разных регионах и семьях, а также отличаться при приготовлении гутука в одной и той же семье в разные годы. Вместо самих предметов могут закладывать замещающие их небольшие бумажные записки с соответствующими надписями. Конечно же, к таким предсказаниям тибетцы относятся с большой долей иронии и их основная цель — это создание веселого настроения. Однако если относиться к ним, особенно негативным, более серьезно, то такое предсказание можно считать хорошим поводом, чтобы своевременно отреагировать на поступивший «сигнал», и не допустить появление подобных черт в своем характере в наступающем году. Если праздничная трапеза и получение шутливых предсказаний проходят в атмосфере всеобщего веселья, задорных шуток и комментариев и к ним тибетцы относятся с легким сердцем, то ритуал «изгнания негативного» требует к себе более серьезного внимания и отношения. Козёл отпущения. Для этого ритуала необходимо приготовить средство для изгнания всего негативного, т.
Таким вместилищем служат лю тиб. Лю — это небольшая фигурка человека, изготовленная из цампы и воды или чая , которая символизирует собой все нежелательное в семействе, доме и хозяйстве, т. По своей сути, лю — это то, что в европейских традициях принято называть «козлом отпущения» англ. Конечно же, не в смысле человека, несущего ответственность за вину других, который этот фразеологизм приобрел в последние столетия. Согласно библейскому преданию, у древних евреев существовал обряд, в соответствие с которым в специальный день грехоотпущения праздник Йом Киппур первосвященник переносил грехи своего народа на живого козла, возлагая руки на его голову. После этого козел живым изгонялся в пустыню. Отпущение козла в пустыню символизировало очищение от всех грехов и уничтожение последствий всех дурных дел сынов Израиля в результате полного раскаяния и стремления приблизиться ко Всевышнему. Именно таким козлом отпущения и можно считать фигурку лю. В большинстве случаев тибетцы готовят одну фигурку, однако в одном из тибетских учебных заведений автор стал свидетелем ритуала, для которого было изготовлено семь фигурок, несколько отличавшихся своими размерами — «главный» лю и его «свита».
Дрилю — это небольшой кусочек теста, также замешанного из цампы и воды, величиной с теннисный шарик, который становится вместилищем физических недугов и заболеваний. Дрилю изготавливают по количеству людей из расчета по одному шарику на каждого, кто будет принимать участие в семейной трапезе. Дрилю и лю готовят одновременно с гутуком, пока кто-то из членов семьи лепит фигурки и шарики из цампы, другая часть семьи готовит гутук. После того, как небольшая фигурка человека и шарики дрилю вылеплены, их укладывают в старую надколотую или треснутую тарелку или любую другую бесполезную кухонную утварь, которую по завершении обряда выбрасывают. Традиционно это был разбитый керамический или железный котел В нем вокруг лю укладывают небольшие частички мусора, который был собран во время уборки жилища, различные отходы, такие как остатки заварки использованные чайные листья , сферментировавшиеся во время приготовления чанга зерна ячменя риса или пшеницы , и т. Эту тарелку или другую емкость с лю отставляют в сторону ее не ставят на общий обеденный стол , до тех пор, пока все члены семьи не окончат прием пищи и не откроют свои клецки с предсказаниями. Незадолго до заката всем присутствующим раздают по шарику дрилю. Его крепко сжимают рукой, чтобы раздавив, придать ему овальную форму и оставить на его поверхности отпечатки всех пальцев. Затем дрилю прикладывают к больным местам или же проводят или прокатывают по поверхности тела, начиная с макушки головы и заканчивая пятками ног, с пожеланием, чтобы все болезни тела покинули его.
Некоторые тибетцы утверждают, что мужчины проводят дрилю вокруг тела правой рукой по часовой стрелке, а женщины — левой рукой против часовой стрелки, но ни в одном письменном источнике эта информация не подтвердилась. Пока тело очищают от недугов при помощи дрилю, произносят следующие слова: «А-ца-ца-ва, а-на-на-ва, уноси с собою, лю, болезни тела, печали ума, четыреста двадцать четыре недуга одного года, двенадцати месяцев, трехсот шестидесяти дней; восемьдесят тысяч препятствий и все негативное! А сам убирайся прочь на другой берег огромного океана! После того, как дрилю из цампы собрал в себя все недуги, в него вдавливают волосок с головы и нитку с нижнего края одежды. Затем на него плюют и бросают на тарелку с фигуркой лю, куда впоследствии отправятся остатки гутука и тесто от предсказаний. В это же время перед фигуркой лю зажигают огарок свечи. Затем производят обряд изгнания духов и демонов из дома.
Дома накрывается праздничный стол, на котором обязательно должна присутствовать белая пища молоко, сметана, творог, масло.
В первый день года нельзя ходить в гости, его надо провести именно в кругу семьи. Хождение в гости, посещение родственников начинается со второго дня и может продолжаться до конца месяца. Весь месяц считается праздничным. Белый месяц — самое благоприятное время для проведения очистительных обрядов. Перед наступлением Нового года во всех домах проводится особый обряд очищения — Гутор, во время которого из дома и из жизни каждого человека «выбрасываются» все неудачи и все плохое, накопившееся за предыдущий год.
"Актуальный репортаж": буддисты рассказали, каким будет Новый год
Считается, что в огне сгорают болезни, неприятности, несчастья и злые помыслы. На кануне празднования белого месяца буряты наводят чистоту в доме, обновляют одежду, избавляются от ветхих вещей. Таким образом, люди как бы прощаются с прошедшим, с тем, что ушло. Сагаалган начинается с первого весеннего новолуния. Он наступает рано утром, сразу с восходом солнца — в этом году — 21 февраля. Примерно в 4-5 утра буряты уже бодрствуют.
Согласно преданиям, именно с рассветом, с восходом Солнца в каждый дом заходит божество — Балдэн Лхамо, и подсчитывает всех, кто находится в доме. Считается, что Лхамо ведет подсчет только тех людей, кто бодрствует, кто проснулся, нарядился и готов встречать новый день. Поэтому принято вставать очень рано, чтобы не проспать свою удачу на будущий год. После пробуждения буддисты молятся, делают подношения богам и отправляются на торжественный молебен. На следующий день после наступления Сагаалгана буддисты вывешивают освященные в храме флажки «Хий морин» «Конь ветров».
Считается, что ветер, развевая полотнища, доносит напечатанную на ткани молитву до божества. В течение 20 дней Белого месяца в дацанах проходят праздничные службы.
Его также называют Чуньцзе — Праздник весны. В Китае сейчас объявлены двухнедельные каникулы, миллионы человек возвращаются в родные города или путешествуют, чтобы отметить праздник в кругу семьи. Сезон новогодних поездок в Китае — чуньюнь — считается крупнейшим миграционным явлением мира. Новый год встречают и буддисты России — жители Бурятии, Забайкальского края, Иркутской области, Калмыкии, Тувы и других регионов. В национальных округах России, где широко отмечают восточный Новый год, местные жители будут отдыхать с 10 по 12 февраля.
Вс 11 февраля 2024 , 12:00 - 14:00 Место Культурный центр Сагаалган является одним из больших ежегодных буддийских праздников. По лунному календарю Новый год Деревянного Дракона наступит 10 февраля 2024 года, в первое новолуние последнего зимнего месяца.
Участники представят национальную кухню народов Забайкалья, концертные номера и посоревнуются в бурятских национальных играх. В калмыцкой Элисте запланировано представление с ритуальным зажжением огня и концерт. Ждем жителей республики и ее гостей на территории культурного комплекса "Пагода Семи дней" на мероприятии "Заходите в наш дом", - рассказали ТАСС в городской администрации. ТАСС и блинов, испытать себя в стрельбе из лука, поднятии гири и других спортивных состязаниях". В Санкт-Петербурге, где расположен один из самых северных буддийских храмов - Дацан Гунзэчойнэй, празднование Сагаалгана уже стало традиционным. Там верующие обменяются хадаками, поздравлениями и ритуальными подарками. Во второй лунный день, 22 февраля, ламы освятят ритуальные буддийские флажки "Хий-морин", также известные как "Кони ветра". Буддисты каждый год отмечают Новый год в разное время: дата праздника рассчитывается по лунному календарю и, как правило, приходится на конец зимы - начало весны.
Буддийский новый год
Новый год наступает не в полночь, а с восходом в первый новогодний день. Буддийский Новый год — праздник Белого месяца — отмечают, когда наступает первое весеннее новолуние по лунному календарю. 1 февраля буддисты страны встречают наступление нового года по лунному календарю.
В Буддийской Традиционной Сангхе России рассказали о праздновании Сагаалгана - 2023
Этот день очень похож на Новый год — планы и мечты имеют высокие шансы сбыться, но только в том случае, если они не связаны с местью, и помыслы ваши чисты. Буддийское содержание он приобрел только в начале XV века в Тибете, когда знаменитый реформатор буддизма Цзонхава разработал правила проведения праздников в буддийских монастырях. Сагаалган также называют праздником Белого месяца или буддийским Новым годом. Буддисты отмечают Новый год. Буддийское содержание он приобрел только в начале XV века в Тибете, когда знаменитый реформатор буддизма Цзонхава разработал правила проведения праздников в буддийских монастырях. Буддийский Новый год — праздник Белого месяца — отмечают, когда наступает первое весеннее новолуние по лунному календарю.