Великий пост в 2024 году припадает на период с 27 февраля по 15 апреля. Во второе воскресение Великого поста Русская Православная Церковь вспоминает одного из великих богословов — святителя Григория Паламу, архиепископа Фессалонитского, жившего в XIV веке. Великий пост начинается сразу после Масленичной недели. 18 марта в России у православных христиан начинается Великий пост, который продлится 48 дней и завершится Пасхой. Великий пост, важнейший из многодневных постов православной церкви, начинается за семь недель до Пасхи, которую в 2019 году православные празднуют 28 апреля 18.02.2018, Sputnik Грузия.
Для чего нужен пост? Всё о православном посте
Великий пост – это наиболее длительный и строгий, а также наиболее значимый из всех постов в христианстве. Великий пост – это наиболее длительный и строгий, а также наиболее значимый из всех постов в христианстве. Во второе воскресение Великого поста Русская Православная Церковь вспоминает одного из великих богословов — святителя Григория Паламу, архиепископа Фессалонитского, жившего в XIV веке. Пост в Православной Церкви — это не просто ограничения в еде. В первые три дня Великого поста по уставу положено сухоядение.
Для чего нужен пост? Всё о православном посте
15 марта у православных верующих начался Великий пост. это самый главный, продолжительный и важный из всех постов. Великий пост — одно из главных событий православного мира, к которому, как к пути, готовятся верующие.
Какую роль Великий пост играет в жизни верующих и как правильно его провести?
В первые три дня Великого поста по уставу положено сухоядение. В 2024 году Великий пост у православных начнётся 18 марта, за семь недель до Пасхи, и продлится до 4 мая. 18 марта у православных христиан начинается Великий пост, который продлится по 4 мая, – он предшествует одному из главных церковных праздников, Пасхе. В 2024 году Великий пост начнется 18 марта, а закончится в субботу, 4 мая.
Навигатор Великого поста: не пропустите главное
Современные аналоги Великого поста 3. Как Великий пост поможет справиться с тяжелыми жизненными ситуациями Скрыть Великий пост считается самым длительным и важным религиозным испытанием. Объясняя кратко, главнейшая его задача — подготовка к Пасхе, то есть к празднику в честь воскрешения Иисуса Христа. Как и обычно это бывает, пост продлится 48 дней и завершится светлым праздником Пасхи.
Ее в 2022 году отмечают 16 апреля. Если же говорить не только о высоком, а о влиянии поста на жизнь человека, можно отметить, что такое испытание помогает пересмотреть свои ориентиры, стать спокойнее и рассудительнее, избавиться от вредных привычек и, главное, отключиться от общемирового информационного шума, сконцентрировавшись только на вере и анализе своих мыслей и поступков. А это иногда необходимо каждому из нас.
Основные правила соблюдения Великого поста Церковнославянское название Великого поста — Святая Четыредесятница. Из-за этого принято считать, что пост длится 40 дней.
При этом если Благовещение Пресвятой Богородицы приходится на Страстной седмице , то рыбы не разрешается.
В субботу Лазареву разрешается рыбная икра. Подробные уставные указания о трапезе на каждый день имеются в старообрядческом церковном календаре. Этот же устав действует и у российских новообрядцев — прим.
Первая и последняя неделя Великого поста На первой и последней седмицах Великого поста принято поститься особенно строго. Богослужебный церковный Устав в великопостное время также имеет свои исключительные особенности. В домашней молитве повседневная малая павечерница заменяется великой.
И на павечернице, и на полунощнице читается молитва Ефрема Сирина с земными поклонами. Прочие поклоны всю седмицу, кроме субботних и воскресных дней, также земные. Богослужение Великого поста Великопостное богослужение имеет целью пробудить в верующих чувство молитвенного сокрушения и раскаяния во грехах.
Церковное богослужение в дни Великого поста значительно более продолжительное за счет земных поклонов и дополнительного чтения кафизм. Уменьшаются всякая пышность и торжественность, священнослужители облачаются в темные, траурные ризы, Царские врата открываются реже, освещение ослабляется. Литургия по будням не служится, великопостная утреня вместе с полунощницей занимают по времени не менее пяти-шести часов.
В содержании богослужения господствуют покаянные воспоминания и покаянные молитвы. Вечером на первой седмице читается Великий покаянный канон Андрея Критского , который замечателен тем, что является самым объемным из всех существующих канонов и состоит из 266 тропарей. Этот канон раскрывает нам библейскую историю Ветхого и Нового Завета, рассказывает как о грешниках, так и о праведниках, через страх Божий и покаяние удостоившихся райского блаженства.
В пятницу первой седмицы после заамвонной молитвы совершается молебен с освящением колива кутьи в память о чуде святого великомученика Феодора Тирона. Он явился во сне Константинопольскому архиепископу Евдоксию с предупреждением о злокозненном намерении царя Юлиана-отступника, пожелавшего насмеяться над христианами и повелевшего окропить идоложертвенною кровью все съестные припасы на рынках Константинополя. По совету святого великомученика христиане отказались от покупок на торге и довольствовались в этот день коливом, то есть вареным зерном из прежних своих запасов.
Святые воины Феодор Стратилат и Феодор Тирон. Оно посвящено воспоминанию торжества восстановления иконопочитания, гонимого иконоборцами. Икона «Торжество Православия».
Византия, Константинополь, 14 в. Во второе воскресенье Великого поста совершается служба явлению Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы по уставу московского Успенского собора Кремля.
В эту неделю верующие отказываются от мяса, что помогает им постепенно входить в постную диету. Святая Четыредесятница — дни, когда мы идем навстречу Богу. Через ограничение в пище, молитву и покаяние в грехах мы постепенно приближаем себя ко встрече с Христом Воскресшим. Так вместе с Богом мы встречаем самый главный христианский праздник — Пасху. Светлый праздник Пасха: когда наступит и как ее правильно встретить Питание в Великий пост Самыми строгими неделями Поста считаются первая и Страстная Седмица.
Усердные христиане в эти дни порой даже не вкушают ничего сытнее кусочка хлеба и воды. Но этот подвиг под силу далеко не всем. К еде во время Поста нужно подходить разумно. Ни в коем случае не нужно слушать чужих советов и шерстить Интернет. Опирайтесь на собственные силы, здоровье и благословение священника, у которого исповедуетесь. Он, как никто другой, знает и чувствует ваше духовное состояние. Пост — не диета.
Не можешь жить без мяса — ешь мясо. Не можешь жить без молока — пей молоко. Цель Великого Поста — не в запрете на творог или колбасу, а в покаянии. Рецепты Календарь питания на Великий пост по дням: что можно и нельзя есть Что касается супружеской близости, то здесь ответственность лежит на самих супругах. Если оба соблюдают пост, то, как правило, они ограничивают себя и в сексе. Если постится только один из супругов, а второй о посте даже не помышляет и требует от постящегося исполнения супружеского долга, то этот самый долг нужно исполнять.
Он явился во сне Константинопольскому архиепископу Евдоксию с предупреждением о злокозненном намерении царя Юлиана-отступника, пожелавшего насмеяться над христианами и повелевшего окропить идоложертвенною кровью все съестные припасы на рынках Константинополя. По совету святого великомученика христиане отказались от покупок на торге и довольствовались в этот день коливом, то есть вареным зерном из прежних своих запасов.
Святые воины Феодор Стратилат и Феодор Тирон. Оно посвящено воспоминанию торжества восстановления иконопочитания, гонимого иконоборцами. Икона «Торжество Православия». Византия, Константинополь, 14 в. Во второе воскресенье Великого поста совершается служба явлению Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы по уставу московского Успенского собора Кремля. Третья неделя Великого поста — крестопоклонная. Чин поклонения Кресту Господню на утрени по тому же уставу, что и на Воздвижение и в первый день Успенского поста. Вспоминая крестные страдания, которые претерпел Господь ради нашего спасения, мы должны сами укрепляться духом и со смирением и терпением продолжать свой постнический подвиг.
В четвертое воскресенье Великого поста прославляется преподобный Иоанн Лествичник , который оставил нам одно из самых замечательных святоотеческих поучений — книгу «Лествица». В ней показан путь постепенного внутреннего восхождения к совершенству, а также предупреждается об опасности падения при потере духовного внимания на этом узком и тернистом пути. Преподобный Иоанн Лествичник В четверток на утрени пятой недели Великого поста — особого рода служба, которая называется «Марьино стояние». В этот день полностью читается весь великий канон Андрея Критского с земными поклонами, общее число которых по Триоди — 798. Читается также житие преподобной Марьи Египетской, удивительным образом показывающее, как из самой бездны падения можно достигнуть равноангельской чистоты. Следующая воскресная служба посвящается памяти преподобной Марии. Далее — Вербное воскресенье и Страстная седмица, которая считается уже отдельно от прочих дней Великого поста и последовательно говорит нам о крестных страданиях и Воскресении Спасителя. Духовное значение Великого поста Безусловно, постное время надо посвящать и для особенно усердного прилежания к церковным богослужениям, чтобы понять всю глубину духовных его песнопений, составленных святыми и богопросвещенными отцами Церкви.
Сия же богодухновенная и душеправительная книга, трудолюбное снискание, и богомудрое собрание, преподобных и богоносных отец, Феодора и Иосифа, и Феофана исповедника, и Андрея архиепископа Критскаго, и прочих святых и духоносных отец, еже есть Триодь Постная имянуема Послесловие к Триоди Постной. Если уголь зажечь один, он скоро потухнет. А если их зажечь много, то в них горение будет друг от друга. Точно так же и на молитве, в общем собрании одна душа воспламеняется от другой. Не пренебрегай, — говорит св. Ефрем Сирин, — церковною службою даже и в будничные дни, если имеешь к тому возможность, а тем более в дни праздничные.
О великом посте
Еврейская Пасха следовала в первое полнолуние после 21 марта, в период с 14 по 21 месяца авива нисана. И сейчас еврейскую Пасху начинают отмечать в первое полнолуние после весеннего равноденствия, а православную — в первое воскресенье после первого полнолуния. Если полнолуние приходится на 21 марта и воскресенье, то православная Пасха совершается 28 марта. Полнолуние после весеннего равноденствия приходится на период с 21 марта по 18 апреля. Поэтому Пасха по православному обряду может праздноваться с 4 апреля по 8 мая по новому стилю. Если полнолуние приходится на воскресенье 18 апреля, то Пасха отмечается через неделю, 25 апреля.
Обратите внимание! Минимально возможный период, за который Пасха принимает все возможные положения, называется Великим индиктионом и составляет 532 года. Празднование Пасхи в католической и протестантской конфессиях Римо-Католическая церковь определяет время празднования Пасхи по григорианскому календарю и также принимают за точку отсчета день весеннего равноденствия 21 марта, но по новому стилю. В связи с этим католики отмечают Пасху в период с 22 марта по 25 апреля. В некоторых случаях католическая Пасха может совпадать с еврейской, и даже предшествовать ей, что противоречит евангельскому повествованию.
Такое совпадение происходит из-за того, что евреи не изменили исторический календарь, и отсчитывают 14 нисана от 21 марта по юлианскому календарю, что соответствует 3 апреля по григорианскому календарю. Седмицы Великого поста Пост перед Пасхой длится неполных 7 недель, каждая из которых наполнена своим духовным смыслом. Все седмицы имеют свои названия, известные и в народе, и в церковной среде. Первая седмица Первая неделя поста называется неделей Православия. В это время положен строгий пост.
Первые четыре дня в церквах на великом повечерии читают покаянный канон Андрея Критского. Этот канон называют также и Великим, так как в нем содержится примерно 250 тропарей обычно в каноне их 30. В субботу совершается память святого Феодора Тирона. Накануне, на вечерней службе освящается коливо — вареные зерна пшеницы с медом. По благочестивой традиции ревностные христиане стараются не есть вареную пищу всю первую неделю поста, и уже в пятницу едят коливо.
Заканчивается первая седмица праздником Торжества Православия. После воскресной литургии в церквях служится молебен.
Если в Прощеное воскресение и последующую седмицу Великого поста вспоминают о том, как Адам лишился райской пищи, то первое воскресение Великого поста радуются тому, как христиане восстановили свое единомыслии, преодолев период иконоборческой ереси. Радость общей веры, Торжество Православия. После строгой недели, когда человек хотя бы отчасти пережил лишения райских благ, принял образ покаяния во время чтения Великого канона прп.
Андрея Критского, чтобы подбодрить его, Церковь напоминает о своем Торжестве любви и единомыслия. Вторая неделя Великого поста посвящена свт. Григорию Паламе, который именуется в санаксаре «Сей Божественнаго и невечерняго Света сын». Эта седмица поста также наполнена радостью и торжеством. Богослужебные тексты этого периода рассказывают нам о Фаворском свете, наполняют надеждой на обожение.
Показывают, что постнические труды — не напрасны. Третья неделя Великого поста — середина поста, и здесь, считает Церковь, уместно вспомнить о Кресте Господнем. Середина постного пути наполнена утомлением, а может быть и сомнением: «…в неделю третию постов, поклонение празднуем Честного и Животворящего Креста» по той причине, что «четыредесятодневным постом, образом неким и мы распинаемся, умерщвляемы от страстей, горести же чувство имамы, унывающее и низпадающе». Самое время вспомнить о подвиге, который принял на Себя Христос. У этого воскресения красивый образ.
Крест Христов, словно дерево на дороге, прохлаждает путников-постников, утомленных долгим и трудным путем на палящем солнце. Или в том же тексте другой образ царь посылает впереди себя знаки своего величия и славы, чтобы узнали о его скором пришествии. И Христос «предпосылает» свое знамя победы — Крест. Четвертая и пятая недели Великого поста более связаны скорее с постным подвигом, нежели с радостью и торжеством двух первых недель. Сначала вспоминаем о прп.
Иоанне Лествичнике: «хоть плотью и живой, мертв был Иоанн, вечно живет, и явился бездыханным». То есть, живя в теле, для этого мира он был мертв, но умерев телесно, обрел вечную жизнь. Как такой вечной жизни достичь, преподобный рассказал в книге «Лествица». Великим постом православные упражняются в тех аскетических умениях, которым научил прп. Пятое воскресение поста и пятая седмица посвящены прп.
Марии Египетской. Если прп. Иоанн зафиксировал опыт поста и аскетического подвига в тексте «Лествицы», то прп. Мария Египетская своим житием особенно явила суть постного подвига. Шестое воскресение Великого поста — его окончание и напоминание о том, что в этом мире торжество может перерасти в скорбь.
Вербное воскресенье, когда народ торжественно встречал Христа, въезжающего в Иерусалим, перетекает в Страстную седмицу. Это уже память о предательстве, Кресте, страданиях, Смерти, без которых невозможна Пасха.
Но придут дни, когда отнимут у них жениха, и тогда они будут поститься. Но молодое вино наливают в новые бурдюки, и тогда сохранится и то, и другое». Иисус хотел помочь ученикам Иоанна Крестителя понять, что не стоило ожидать, что его последователи будут придерживаться древних обычаев иудаизма, например, обычая соблюдать ритуальный пост. Иисус пришел не для того, чтобы «приставить заплату» и продлить жизнь старой, уже отслужившей свое и близкой к уничтожению системы поклонения.
Не следовало подгонять христианство под иудаизм тех дней, с присущими ему человеческими преданиями. Христианство не должно было уподобляться новой заплате на старой одежде или новому вину в старых мехах.
Время — это время человека. Человек должен жить в человеческом времени, а не в космическом. И вот для того, чтобы оставить свой след на времени, человек создал календарь.
Для того, чтобы у каждого дня было своё имя, чтобы у каждого дня было своё лицо, чтобы дни были не похожи друг на друга. И каждый день чем-то отличается в Церкви. Они перестают быть просто как, помните, в советских календарях 30-х годов писалось? Всё в голый механизм превратилось. Клички вместо имён.
Номера, лагерные номера вместо имён. Так вот, традиционное общество, оно умеет так очеловечивать время, что возникает эффект контраста. Будни и праздник. Есть будничное время — время труда. Он Богу лицо в лицо должен смотреть в этот день.
Встрепенулась душа, и человек почувствовал, что он не просто гражданин мелкого уездного княжества, он — сын Божий, он — гражданин Вселенной. Так вот, это уменье — уменье контрастно стоить время — сегодня стёрлось. Буйство красок. Буйство плоти даже в некотором смысле. На Масленицу карнавалы проходят.
Как раз заговение на мясо, поэтому последние дни гуляют, а потом Великий Пост. Вы знаете хотя бы одного тележурналиста, который бы вам об этом рассказал? Рассказал бы, что после карнавала начинается Великий Пост? Я никогда такого не слышал, чтоб наши телевизионщики об этом рассказали. Это странно: как люди грешат, об этом рассказывают.
Хм, а о том, как каются, не любят рассказывать. Наверное, снять на видеокамеру это тяжелее. Ну, так вот. И у нас Масленица, хорошо, погуляли. Затем Великий Пост тут же, без перерыва почти начинается.
Совершенно другое ощущение души, другой опыт. И затем радость Пасхи. Вроде бы: вот радость Масленицы, и вот радость Пасхи. Какие они разные, эти радости… Радость плоти, радость желудка — блинная радость Масленицы, и светлая, именно духовная радость Пасхи. А теперь я вам скажу ещё, признаюсь ещё в одном обстоятельстве, ради которого я люблю Православие.
Я не говорю, что только ради этого, но как бы вот среди многих-многих. Это обстоятельство я бы выразил так: трезвость. Удивительная трезвость. Знаете, ведь Православие — это огромный мир, который в себя вбирает очень многое. Здесь есть поразительная мистика: в Православии нет потолка — то есть, ввысь, для восхождения.
И православное богословие говорит о таинстве обожения, теозиса человека. О том, что человек может глазами созерцать нетварного Бога, просвещаться Его нетварным Светом. Католики этого боятся. Опыт наших святых отцов говорит: может! Но при этом Православие оказывается способным, призывая к великому, благодарно замечать маленькое.
Масса таких сект! Православие умеет ценить человеческое добро. Да, оно говорит о сверхчеловеческом мире, но умеет ценить человеческое добро. И умеет понимать, что человек сложный. Я к чему об этом заговорил.
Знаете ли вы, какое первое установление Великого Поста? Это книга, в которой содержится богослужебный Устав Православной Церкви. Ведь в Православной Церкви каждый день есть какой-то праздник. Кроме того, каждый день недели имеет свою символику. Каждый день недели приближает или отдаляет нас от Пасхи, и т.
И вот как служить? Это очень сложное искусство, как строить службу, чтобы все эти краски, календари, циклы в ней совместились. Это книга для священников и для хора. Для регента хора, прежде всего, — уставщика. И, кроме того, эта книга по происхождению монашеская.
То есть в ней рассказываются правила жизни монастыря на год. Надо заметить, что это некоторая сложность в жизни Русской Православной Церкви. Сложность заключается в том, что у нас есть Устав монастырской жизни, но у нас нет узаконенного Устава приходской жизни. И это создаёт определённые сложности. Скажем, ещё в XII веке византийские богословы обсуждали, должны ли миряне поститься столько же, сколько монахи?
Понимаете, эти проблемы, конечно, есть. Я поясню. Скажем, укруха вина ставится на стол. Так вот, поскольку накануне было заговение и, понятное дело, что там всё скоромное подъедалось, и с весельем расставались, и вино тоже было на столе, и братия улеглись спать позже обычного и после изрядного пиршества, то поэтому в первый день Поста подъём на час позже. Чтобы люди успели отоспаться, прийти в себя и уже не спали в храме.
Это удивительно трезвенное такое наблюдение, именно как правило. Когда человек живёт именно в таком церковном ритме, ему понятен смысл именно такого установления и такой фразы. А затем начинается великопостная служба, читается удивительный канон — Покаянный Канон Андрея Критского. Канон, который имеет очень много граней постижения. Во всей глубине своей этот Канон может быть понятен только изрядному богослову, человеку, который почти наизусть знает Библию.
И если его читать подряд, это занимает где-то 3 часа … Как вы понимаете, в храмах наших стоят люди, которых при всём уважении нельзя назвать знатоками Священного Писания. И, тем не менее, чудо церковного таинства служения этот Канон любим народом, и он действительно действует на душу, берёт сердце в свои руки. Он ведёт его, потому что сама атмосфера храма в эти дни, в эти вечера Великого Поста, само звучание этих священных слов, что-то меняет в душе человека. Ведь сегодня мы это прекрасно знаем, что жизнь не сводится к тому, что знает наш рассудок — есть действительно какие-то глубины подсознания. И вот если человек постоянно слышит скверные слова вокруг себя, то это не может не отложиться на его душе.
Если по стёклышку бьют песчинки, каждая оставляет крохотную царапинку, след каждой песчинки незначителен, но рано или поздно стекло помутнеет — эти песчинки собьются в такую сеть, что оно станет непрозрачным. Так вот, если такой эффект имеют скверные слова, то ведь доброе и светлое слово тоже обладает таким воздействием. И хотя бы поэтому, даже не понимая вполне церковнославянского языка а сегодня многие, особенно начиная церковную жизнь, его не понимают всё-таки стоит приводить себя в храм, ставить себя в нём и слушать. Потому что человек больше, чем его рассудок. И там, где рассудок не вполне понимает смысла слов, там сердце чувствует что-то своё.
Эти слова, эту молитву нельзя перевести ни на один язык мира. Есть много православных приходов, которые открылись в Германии, в Англии, во Франции, в Америке, в Австралии — в самых разных странах. И на местные языки переводят нашу Литургию. Потому что mercy — это слово из французского языка, для англичанина оно иностранное, по сути дела. А почему?
Помните если кто слушал Баха, или Моцарта, Вивальди, западные католические или даже лютеранское церковные песнопения , что месса служится на латинском языке, но одна молитва поётся по-гречески? Почему нельзя? Дело в том, что в православном понимании мы от Бога ждём исцеления. Не амнистии, не извещения о том, что небесные инстанции больше не гневаются на наши грехи и порвали нам приговор, а исцеления. В грехе я ранил свою душу.
Ну, пацан любопытный, только мама за порог, он, конечно, сразу за ножницы. Баловался с ними, баловался, — себе палец порезал. Мама возвращается. С одной стороны, она сердится на малыша, что он, мерзавец такой, всё-таки нарушил её заповедь и порезал себя. Но что малышу-то надо от мамы?
А кровь пусть течёт. Вот человек в таком положении. Да, мы нарушаем Заповеди Божии, но ведь через это мы уродуем самих себя. И поэтому в православном понимании мы просим у Бога и приемлем от Него прощение не в смысле юридическом, а прикасания к глубинам нашей души, которое может исцелить. Дело в том, что масло — это древнейшее лекарство.
Более того, масло — это первое лекарство, с которым человек встречается в своей жизни. Младенчик рождается — его маслицем подмазывают. Масло защищает от инфекции, масло смягчает кожу. Того, чтобы Господь вошёл в наше сердце и исцелил нашу душу, изуродованную страстями. Великий Пост — это время, когда человек находится в пути.
Это путь к Пасхе. И поэтому, поскольку мы в пути, как ни странно, Великим Постом, оказывается, меньшее богослужение. Великим Постом не служится Литургия. Другие службы дневного цикла, суточного цикла остаются, а Литургия не служится. Она служится только по субботам и воскресеньям, но суббота и воскресенье считаются в православной традиции праздничными днями в любом случае — это не постовые дни.
Это очень важно понять: суббота и воскресенье не входят в число дней Великого Поста. Суббота и воскресенье — это не пост, поэтому там Литургия служится, а в остальные дни —нет. И только в среду и пятницу для тех людей, которые сугубо желают причаститься, допускается Причастие, — они могут прийти в храм и причаститься, но Дары не освящаются ради них в эти дни, а они причащаются Дарами, которые были освящены заранее, в предыдущее воскресенье. И, кстати, тем людям, которые ещё не знают церковных установлений, я очень советую: чтобы понять, что такое Великий Пост , ходите в храм кроме субботы и воскресенья. Хотя бы на полчаса загляните, если есть в вашем городе храмы, в которых ежедневная служба — монастырский, скажем, храм.
На будние дни хотя бы несколько раз зайдите, и пусть не всю службу, если с непривычки не можете всё выстоять, хотя бы 20 минут, полчаса постойте, подышите этой удивительной атмосферой Великого Поста. Ну, а теперь надо перейти, наконец, к тому вопросу, который возникает обычно у всех, когда речь идёт о посте. Что с диетой, что с питанием? Зачем, вообще говоря, эти ограничения в пище? Неужели Богу есть какое-то дело до того, что лежит у меня в тарелке?
Значит, прежде всего, христианский пост никак не связан с представлением о том, что бывает пища, которая оскверняет человека или не оскверняет его. Всё, что создал Господь, всё чисто. Если это съедобно, то, что же, — кушай. Не пищей оскверняется человек. Но в то же время, почему мы говорим о том, что воздержание в пище бывает необходимым?
А потому, что человек целостен. Мы — не просто дух. Человек — это воплощённый дух. И от того, как живёт моё тело, очень во многом зависит жизнь моей души. Вот посмотрите: человек меняет одежду.
Как много от этого меняется! Вот женщина одевает вечернее платье — и она уже совершенно другая.