Конечно, презервативы существовали и раньше, но у женщин впервые появилась возможность самим влиять на свою фертильность. С середины XIX века женщины получили право посещать университетские лекции, но первые Высшие женские курсы появились лишь в 1869.
Борьба за права женщин
Права женщин начали появляться в разных странах и на разных этапах истории. Почему женщины до сих пор борются за свои права (18+). Как феминизм изменился после Второй мировой войны и почему мало получить законные права — нужно еще иметь возможность их реализовать. В следующем 1909 году Женский день вновь был отмечен маршами и забастовками женщин. Право голоса Почти 125 лет назад начался этот процесс, который более века спустя не закончился, поскольку некоторые страны в мире все еще ограничивают права женщин. По церковным законам женщины получали возможность управлять монастырями, но не имели права исповедовать. Права, которые в России есть только у женщин: раньше выходить на пенсию, получать маткапитал, разводиться после родов, получать декретные и не ездить в командировки.
Страна разумного феминизма: как Россия первой защитила права женщин
Это две ипостаси одного - человека. Недаром естественное народное представление: холостой - это недочеловек, полчеловека. Такие неполиткорректные высказывания в изобилии имеются в сборнике "Пословицы русского народа", каждый может ознакомиться. Там есть и оскорбляюще уши любой феминистки - "Жизнь без мужа - поганая лужа". Не случайно и полноправный римский гражданин, и член русской крестьянской общины - это не свободная независимая личность. Это семейный, женатый мужик. То есть по существу, по сути дела, человеком признаётся ПАРА.
Почему говорится о тягловом мужике, а не о паре? Да просто потому, что он, мужик, представляет пару в сношениях с внешним миром. Наверняка найдётся глубокий эконом, который скажет: ну что вы такое плетёте? Тогда было невозможно прожить в одиночку: мужик пашет - баба дома горшки ворочает, а теперь всё прогрессивно и политкорректно. Поэтому отвечу эконому в превентивном, так сказать, порядке. В те дикие времена, когда личность не уважалась с надлежащим трепетом, а бабы знали своё место равно как, впрочем, и мужики , белое человечество на утлых судёнышках переплывало океан, покоряло и заселяло!!!
Сибирь, осваивало Дикий Запад, строило величественные сооружения практически вручную, прокапывало каналы и делало впечатляющие открытия. А вот теперь при громадной технической базе, наработанной в прошлых поколениях, жизнь скукоживается, сдувается, территория оголяется и народ просто не мыслит взяться за какой-то масштабный проект. Вернёмся, впрочем, к мужчинам-женщинам. А почему? Да потому что человек - женщина ли, мужчина - это лишь половина целого. Недаром один он не может размножаться - размножается пара.
Отсюда, наверное, пошла древняя легенда, дошедшая до нас в изложении Платона, что боги разделили прежнего единого человека на две половины, которые с тех пор озабочены поиском друг друга. Восточное учение об инь и янь - по-своему выражает ту же мысль. Совершенно очевидно, что, если мужчины и женщины - это неразрывное единство, даже не единство, а две стороны одного и того же, не может быть так, что одно изменилось, а другое осталось прежним. Даже в семье или в коллективе при выбытии человека, игравшего какую-то роль, эту роль немедленно берёт на себя кто-то другой. При удалении из коллектива скандалиста - вот бы всем вздохнуть, а нет! Странным образом его роль переходит к кому-то другому, и скандалист по-прежнему тут как тут.
Что же случилось с женщинами? Они взяли на себя роль мужчин - стали работать вне дома. Я уже писала, что ничего выдающегося женщины не совершили, их деятельность вторична, хотя, разумеется, среди них есть успешные работники и полезные специалисты. Их самомнение возросло многократно: я такой же профессиональный работник, как и ты! Я тоже добытчик, я не хуже тебя! Ну а где не хуже, там рукой подать до "лучше тебя".
И тётки стали требовательны, авторитарны, скандальны. Всякие там женские штучки, обходные манёвры - сданы на свалку истории. Я работаю так же, как и ты. Ты обязан, ты должен, не нравится - проваливай. Теперь им нужны особенные, выдающиеся мужчины. Приспосабливаться к тому, которого Бог послал - не на таковскую напали.
Требуется пусть не олигарх, но топ-менеджер крупной корпорации как минимум. А если зарплата его недостаточно велика - однозначно гнать такого в шею! Ободрять, вдохновлять, присоветовать что-нибудь полезное - такие паттерны поведения напрочь утрачены современными женщинами. На всякое затруднение одна реакция - гнать его, тунеядца, взашей. Матом его, матом! Забавно, что в моём блоге матерятся строго и исключительно дамы.
Воображаю, как они обращаются со своими спутниками, ежели в хвост и в гриву матерят незнакомого человека всего лишь за мнение, отличное от их собственного. Молодые женщины почти напрочь лишены кокетства, женской игры, им чужд флирт, они даже не знают, что это такое проверяла на своих служащих. Единственное их оружие - прямая агрессия. В том числе и сексуальная. Посмотрите на картинки в журналах. Кажется, если долго смотреть, вылезет губасто-грудастая из страницы, набросится и разорвёт в клочки.
Сегодня молодые девушки утратили прежние женские уловки, которыми наши прабабушки умели подчинить себе мужчин, да так, что те всю жизнь воображали, что это они её завоевали. Помню, моя бабушка меня, маленькую, учила: мужчину надо уважать, всё лучшее в жизни от них, они наши защитники. Само по себе это совершенно верно. Мы живём в мире техники, а кто её изобрёл и сделал? Вот именно. Учила бабушка, помнится, и женским уловкам: как заставить папу сделать то, что я хочу.
Надо сказать: "Как ты велел, я пойду с подругой в театр". Он ничего такого не велел и даже был слегка против театра, но "ты велел" звучит для всякого мужчины дивной музыкой. А что он там велел - он и не помнит толком, кто это запоминает? Проверено - действует не только на папе. Проявлять неподдельный интерес, дать мужчине рассказать о себе, дать ему проявить себя с лучшей стороны - нет, не умеют этого современные девушки. Они вообще какие-то резкие, холодные, неуютные, очень доступные и при этом какие-то пустые.
Мне даже жалко бывает молодых мужчин. Довольны ли женщины - свободные, амбициозные, УСПЕШНЫЕ в том специфическом смысле, который придаётся сегодня этому слову - так вот довольны ли они своим положением? Крайне недовольны! О чём говорят они в раздевалках фитнес-центров или на домашних посиделках? Причем не за чаем, а теперь всё чаще за бутылкой с сигаретами. Говорят они на все лады об одном: "все мужики - сво...
Поэтому гнать его, безусловно гнать. И чем скорее, тем лучше. Пока ещё не стара и шансы есть. Какие шансы? А от этого инфантила никакой пользы нет - слышите вы? Пользы нет от него, с какой стати мне его по жизни волочить на горбе.
Множество моих знакомых побросали своих мужей по причине их, мужей, бесполезности. Нафиг он такой сдался - три Т: тапочки, тахта, телевизор. У нормальных мужиков бизнес, у нормальных мужиков деньги, а этот - что? Вскоре, впрочем, выясняется, что и второй, и третий смотря по бойкости дамы - примерно одно и то же. И дама оказывается одна с ребёнком и своими амбициями.
Во время Первой русской революции 1905—1907 годы у многих женщин, обучавшихся за рубежом, затеплилась надежда на то, что закончить образование можно будет на Родине. Они стали подавать об этом высочайшие прошения. Я студентка Бернского университета четвёртого курса. Мне стыдно и больно уехать теперь из свободного отечества учиться в чужую страну, средств тоже нет. Из телеграммы российской студентки на имя императора. Социально-историческая судьба Ответ на такие обращения был один: «Объяснить, что закон не допускает женщин в университет». В результате многие из женщин, получивших образование в Европе, в Россию так и не вернулись. Софья Ковалевская, например, занималась наукой и преподавала за границей. Уведомление ректора Московского университета от 6 февраля 1906 года о высочайшем соизволении Лидии Бубновой сдать экзамены в юридической испытательной комиссии Московского университета. Лидия Бубнова окончила юридический факультет в Париже и успешно сдала экзамены в испытательной комиссии Московского университета Изображение: Центральный государственный архив г. Москвы Университет «лайт» для девочек: высшие женские курсы С конца шестидесятых годов стали появляться курсы как альтернатива недоступным университетам и уступка многочисленным просьбам женских обществ. Первыми появились Лубянские курсы в Москве 1869 , Аларчинские 1869—1872 и Владимирские 1872—1877 в Петербурге. Посещать их могли как мужчины, так и женщины, а программа была ближе к средним учебным заведениям. Из чисто женских самыми известными были московские курсы профессора В. Герье открыты в 1872 году и Высшие женские курсы в Петербурге 1878 , больше известные как Бестужевские. В 1876 году правительство дозволило открыть курсы и в других университетских городах: они появились в Казани и Киеве. Даже на эти заведения тоже почти сразу стали нападать противники женского образования, в том числе из числа чиновников. Например, во всеподданнейшем докладе императору говорилось, что курсы Герье «не имеют законченного характера и потому, при всей пользе, едва ли достигают своей цели». Само учреждение к тому моменту проработало меньше года. Примерно такую же оценку чиновники просвещения дали ещё не открытым Бестужевским курсам. Курсы считались частными учебными заведениями, а их окончание, по сути, не давало никаких прав. Выпускницы не получали дипломов и специализации и фактически учились, что называется, «для себя». Учёба была платной и стоила от 50 до 150 рублей за полугодие. Зачастую девушки отдавали последние деньги и жили впроголодь. У многих слушательниц нет ни тёплого платья, ни крепкой обуви, о том, чтобы покупать себе необходимые книги, нечего и думать, и вот начинаются лихорадочные поиски заработка. В газетах появляются объявления о слушательницах, дающих уроки, о переводчицах, корректоршах, счётчицах… Чуть открывается какая-нибудь возможность заработать хоть несколько рублей, не бросая курсов, слушательницы спешат ею воспользоваться. Многие слушательницы, работая по 12—14 часов в сутки утром — на курсах, вечером — на каких-либо заработках , устраивают себе более сносное существование, но есть и такие, которые, несмотря на все старания, не могут получить никакой работы». Из записки «Общества для доставления средств высшим женским курсам». История русской культуры: XIX век Сами курсы существовали полностью на общественные средства: плату за учёбу, ведомственные например, от городских дум и частные пожертвования. А потому материальное положение этих учебных заведений нередко было не лучше, чем у курсисток. Преподаватели часто работали бесплатно, а иногда и сами жертвовали средства курсам. Не хватало помещений, оборудования, мебели, не говоря уж о книгах и учебных пособиях. Бывало, например, что курсистки конспектировали лекции, стоя на коленях перед стульями. Были курсы, которые и вовсе арендовали здание ночного клуба, где по утрам воспитанницам приходилось убирать следы ночного кутежа перед занятиями. Бестужевские курсы, Санкт-Петербург, 1890-е гг. Фото: «Альбом ВЖК. Например, химию на Аларчинских курсах читал Д. Менделеев, а историю на Владимирских и Лубянских — Т. Грановский и В. На курсах Герье преподавали профессора Московского университета, а на Бестужевских — Петербургского. Хотя курсы и так бились за выживание, власти вскоре стали препятствовать их работе. Создавать подобные учебные заведения в других городах, например в Одессе, Варшаве и Харькове, министр народного просвещения Д. Толстой в конце семидесятых — начале восьмидесятых уже не позволил. А в 1886 году был остановлен и набор на действующие курсы. Последние выпускницы покинули их в 1888-м. Всему виной стало распространение среди курсисток идей «вольнодумства»: идей о демократизации и равноправии. Естественно, в высокие кабинеты вскоре посыпались прошения о восстановлении работы женских учебных заведений. Так, в 1889 году в Министерство народного просвещения обратились представители Бестужевских курсов и курсов Герье. Опасаясь роста напряжённости в обществе, правительство разрешило первым продолжить работу, но только на условиях Министерства. Оно ввело свои порядки: уволило ректора и повысило плату за учёбу. Несмотря на это, число бестужевок с каждым годом росло. Но в остальном власти по-прежнему оставались непреклонны. Например, московские курсы Герье не разрешали восстановить 11 лет — до 1900 года. Ходатайства из других университетских городов чиновники отклоняли. Лишь под влиянием революционных событий 1905 года правительство разрешило свободно открывать частные высшие курсы. После этого появилось 72 подобных учебных заведения в разных городах, но до 1917 года из них дожили только 59. В 30 могли обучаться только женщины, а в оставшихся 29 был смешанный состав учащихся, но курсистки составляли большинство. Курсистки за изучением химических составов лекарств. Санкт-Петербург, 1912 г. Юридический факультет появился лишь в 1906 году — на Бестужевских курсах, затем на частных высших женских курсах В. Полторацкой в Москве. Учились прилежно и старательно: «Все без исключения профессора и преподаватели приходят в восхищение, следя за занятиями слушательниц: рвение и серьёзное отношение к занятиям составляют общую исключительную черту всех курсисток; в этом отношении они далеко превосходят своих товарищей студентов». Профессор Е. Зубашев о слушательницах Сибирских высших женских курсов в Томске, газета «Сибирская жизнь», 1912 г. Цитируется по: Кузьминова Е. Учёба на курсах долго не давала возможности получить полноценный диплом. Всё, на что можно было рассчитывать после них, — это дальнейшая учёба за границей. Совет профессоров Бестужевских курсов выделял среди окончивших слушательниц самых одарённых — для завершения образования и получения учёной степени их командировали за границу. Поначалу эта командировка, в отличие от университетских, не оплачивалась, и воспользоваться ею могли только материально обеспеченные, но затем их стали оплачивать. Окончившие Бестужевские курсы, правда, могли преподавать в старших классах женских гимназий: это право они получили с 1904 года, а с 1906-го — и право преподавать в четвёртых классах мужских учебных заведений. В 1910 году Государственный Совет признал Бестужевские курсы высшим учебным заведением с объёмом преподавания, равным университету. Это была маленькая победа, однако не полная: свидетельства об окончании ВЖК были приравнены к выпускным свидетельствам университета, но не к дипломам. С 1911 года каждый раз с особого разрешения министра окончившие слушательницы допускались, после предварительной сдачи дополнительных испытаний по программе мужских гимназий, к государственным экзаменам при Петербургском университете по всем обязательным предметам, входившим в программу факультета за годы обучения на курсах. Лишь законом 1911 года выпускницам женских курсов, чьи программы официально признавались равнозначными университетским, разрешалось проходить «окончательные испытания» в государственных комиссиях при университетах наравне с выпускниками-мужчинами. Для этого каждой выпускнице требовалось получить особое разрешение министерства, а сдавать нужно было, ни много ни мало все обязательные предметы, входившие в программу факультета за годы обучения на курсах. Причём предварительно следовало сдать ещё и экзамены по программе мужских гимназий. Кстати, появление женщин в университетских испытательных комиссиях, где сдавали экзамены и обычные студенты, привело к забавной проблеме. О ней упоминала в 1915 году в своих дневниках Надежда Платонова, жена историка С. Источник: Платонова Н. Дневник 1889—1921. Полторацкой, выданное для представления в испытательную комиссию Московского университета для сдачи экзаменов Изображение: Центральный государственный архив г. Москвы Удостоверение выпускницы Высших женских юридических курсов В. Москвы Выдержавшие такие экзамены получали диплом и звание и могли пользоваться «всеми правами и преимуществами, предоставляемыми дипломами соответствующих мужских учебных заведений, кроме прав служебных и сословных».
Анализируются изменения в правовом регулировании прав женщин от Древней Руси до начала ХХ века. В работе сделан вывод о том, что на протяжении всей истории России женщины боролись за свои права. Ключевые слова: права женщин, правовое положение женщин, история России. The paper concludes that throughout the history of Russia, women have fought for their rights. Права человека всегда являются важным аспектом, который рассматривается и изучается международным сообщество в течение долгого времени. Особое место в данной системе прав занимают права женщин, как одной из самых ущемляемых категорий. На протяжении долгого периода времени в мире ведется борьба за равенство в правах мужчин и женщин. В конечном итоге то, что мы можем наблюдать сейчас и то, какие права мы можем иметь это результат длительных и тяжелых попыток женщин утвердиться в этом мире. Начиная с доисторических времен, женщина была ограничена в своих правах и вынуждено подчинялась мужчинам. Это можно заметить в отсутствии до определенного момента избирательных прав, затруднительном участии в общественной и социальной жизни, а также невозможности реализовать свое право в управлении государственными делами и занимать руководящие посты. Со времен благодаря развитию нормативно-правой базы в отношении прав человека и, в частности прав женщин, можно наблюдать тенденцию к расширению возможностей женщин реализовать себя в различных областях жизни. Однако несмотря на наличие огромного числа инструментов, и механизмов обеспечения прав, женщины все равно сталкиваются с дискриминационными действиями в отношении них, а также становятся заложниками стереотипных представлений об их положении в обществе. В данной статье будет представлена история становления института прав женщин в России от Древней Руси до начала ХХ века. В доисторический период женщина играла огромную роль в жизни племени, так как на нее возлагалась работа по собирательству, обустройству жилища, а также приготовлению пищи, воспитанию детей ввиду того, что мужчинам отведена была роль добытчика и защитника племени. В Древней Руси роль женщины можно прослеживать только через призму брачно-семейных отношений. Они были ограничены в своих правах, но если женщина приходила в дом мужа с приданным, то у нее было больше власти в доме мужа, в отличие от тех, кто попадал в качестве военной добычи или похищенной в результате воровства или грабежа.
Для них гибкий график работы более привлекателен, чем финансовые выгоды. В США у образованных женщин появилось в среднем по 20-30 минут дополнительного рабочего времени. Это произошло благодаря притоку девушек-мигранток в 90-е годы, вызвавшему снижение зарплат нянь и домоработниц. Впрочем, как показывает анализ ОЭСР, даже в развитых странах женщины по-прежнему тратят больше времени на уборку и заботу о детях, чем мужчины. Работающие женщины в России Положение работающих женщин в России за последние 100 лет драматически улучшилось. Хотя даже в стране победившего социализма СССР существовал гендерный разрыв в оплате труда. На этом уровне он оставался до крушения Советского союза.
Когда женщинам разрешили садиться за руль?
В соответствии с законами ислама, мужчинам в Саудовской Аравии разрешено иметь до четырех жен. Когда женщины получили право голоса в Великобритании? Муниципальные выборы 11 февраля 1934 года стали первыми, на которых к голосованию были допущены женщины. Однако право голоса получили только грамотные женщины старше 30 лет. Что такое феминизм? Сколько волн феминизма?
И пусть в реальности именно этого митинга никогда не происходило, правда заключается в том, что, начиная с 1911 года, в начале марта женщины в США и Европе действительно выходили на митинги и требовали от властей и бизнеса политического и экономического равноправия. Эти усилия принесли свои плоды. За прошедшие 100 лет прекрасному полу удалось радикально увеличить свое представительство на рынке труда. Но некоторые требования женщин до сих пор остаются неудовлетворенными. Женщины и образование Борьба за равное образование с мужчинами закончилась для женщин безоговорочной победой. Сегодня в 93 из 139 стран мира количество выпускниц превышает число выпускников. Женщины и труд Сегодня доля женщин в международной армии работников достигла исторического максимума.
В эти группы входили девушки из семей, пользующихся большим влиянием, и именно этот факт сыграл существенную роль в том, что женщинам удалось со временем добиться равноправия с мужчинами.
В Петербурге, благодаря такой инициативе, вскоре состоялось открытие Бестужевских и Высших медицинских курсов для женщин. В Москве были открыты курсы Герье. Не отставали в сфере организации женских курсов Томск, Казань и Киев. Конечно, речь шла об обучении за определённую плату, а его срок составлял от трёх до четырёх лет, но и это справедливо следует считать огромным достижением. Образование для женщин при Советской власти Как только в стране была установлена Советская власть, партийное руководство приступило к радикальным изменениям в образовательной системе. Теперь женщины имели право обучаться как в средних специальных, так и в высших учебных заведениях, а их материальное положение не играло никакой роли, поскольку образование при Советской власти стало бесплатным. Женщины и мужчины, наконец, обрели полное и справедливое равноправие. С 1918 года мальчики и девочки учились вместе.
Правда, в годы Великой Отечественной войны руководство страны вновь сделало попытку введения раздельного обучения, но успехом она не увенчалась, и дети снова стали учиться в общих классах.
Во власть были призваны тысячи активисток, чья задача — клеймить власть мужчин. И тут девушек, надо признать, занесло.
Коллонтай запустила кампанию по освобождению женщин от «кухонного рабства», в рамках которой в магазинах почти перестали продавать продукты. Дескать, хочешь есть — иди на «фабрику-кухню». Затем большевики начали кампанию полового равноправия — сама Александра Коллонтай продвигала теорию «стакана воды». Дескать, комсомолке дать любому комсомольцу так же естественно, как протянуть товарищу напиться.
Только стремительный рост венерических заболеваний остановил это всеобщее развращение. Пресса писала о случаях, когда комсомольцы устраивали групповой секс в парках культуры и отдыха. Наконец, расплодившиеся Женотделы даже партийная печать всё чаще именовала их «бабкомами» начали продвигать реформу русского языка, придумывая новые слова.
Борьба за права женщин
Это день борьбы женщин за свои права, учрежденный Кларой Цеткин и Розой Люксембург как праздник, продвигающий равноправие и популяризацию эмансипации. Конституция СССР гарантировала равноправие женщин: «Женщинам в СССР предоставляются равные с мужчинами права во всех сферах хозяйственной, государственной, культурной, общественной и политической жизн. С середины XIX века женщины получили право посещать университетские лекции, но первые Высшие женские курсы появились лишь в 1869.
В каком году появились права у женщин?
2 августа 1917 года в России впервые в мире женщинам предоставили избирательные права без каких-либо ограничений по сравнению с мужчинами. Появление феодализма на Руси и социально–классовое расслоение общества внесло свои характерные особенности в правовое положение женщин. Когда появились права женщин на передний план в Европе? В России появились Высшие женские курсы, которые по имени их директора Константина Бестужева-Рюмина получили название Бестужевских.
Первые шаги на пути к равенству
- С чего начиналось женское образование в России | Новости СНТА
- Когда у Женщин Появились Права в России
- Ключевые слова
- Мы в соцсетях
- Права, которыми могут воспользоваться только женщины
- Праздник 8 Марта: как изменились права женщин и почему женщины в России — лучшие в мире | ОТР
История расширения прав и свобод женщин
200 тысяч детей поздравили женщин. По церковным законам женщины получали возможность управлять монастырями, но не имели права исповедовать. Отсутствие прав у женщин в прошлом относится отнюдь не ко всем культурам. Хотите получать уведомления от проекта «Мужское / Женское»? Кроме ограничения права передвижения, женщина, например, не могла без согласия того, в чей паспорт она вписана, пойти учиться или работать.
Борьба за равные права женщин. Фото.
Тогда же появились и первые отечественные законы в поддержку женских прав: теперь женщины могли наследовать имущество и работать гувернантками. В какой-то момент борьба за права женщин превратилась в борьбу против мужчин, вплоть до отказа быть с мужчиной. Незамедлительно появляются симптомы тяжелого невроза, который мучает женщин всю жизнь.
Права женщин в России: факты и мифы
По ее мнению, у Насти жизнь выстраивается буквально на генетическом уровне, как и у ее матери, которая в свое время тоже была лишена родительских прав. Ольга возмущена тем, что Насте удалось вернуть двух младших детей. Женщина считает, что дети ей нужны лишь для того, чтобы не работать и получать государственные пособия. Самые популярные видео недели.
В свою первую поездку она взяла двух сыновей, которые помогали ей толкать автомобиль, когда мощность заканчивалась. В те времена женщины не имели многих прав, которые сейчас кажутся нам естественными. Перспектива того, что когда-нибудь в далеком будущем женщина сможет стать врачом или полицейским становилась сюжетом для карикатур. Причем речь не о считающихся отсталыми государствах Азии или Африки: к примеру, право голосовать и быть избранными США предоставили женщинам в 1920 году, Великобритания — в 1928, а Швейцария — так и вовсе в 1971. На этом фоне удивительно, что при выдаче водительских удостоверений никаких ограничений по половому признаку не было. К примеру, в США несколько женщин получили права в том же 1899 году, в котором власти Нью-Йорка и Чикаго ввели обязательный экзамен для желающих передвигаться на автомобилях.
Одной из первых бунтарок, заявившей о праве женщин на брюки, стала Амелия Блумер, американская писательница конца XIX века. Именно в честь нее назвали короткую юбку блумерс, которую в сочетании с панталонами на рубеже веков носили велосипедистки. Но для повседневной носки такой наряд не совсем подходил, так что и популярностью не пользовался. Марлен Дитрих обожала брюки. Из соображений безопасности широкие юбки в цеху были запрещены, так что женщины с удовольствием переоделись в бриджи и комбинезоны. Но настоящей революцией стали брючные костюмы, в которые облачилась Коко Шанель. Интересно, что во Франции закон, запрещающий женщинам носить брюки, был официально отменен лишь в 2013 году.
Работать, получать деньги и выходить замуж Долгое время женщинам вообще запрещалось работать, после профессии стали делить на женские и мужские. При этом считалось, что женщины некоторых профессий не могут выходить замуж. Например, в Швейцарии вплоть до 1965 года женщинам было запрещено выходить замуж! А жительницы ФРГ до 1977 по закону обязаны были спросить у мужа разрешения, прежде чем выходить на работу. Первопроходцем стала Люси Стоун, американская суфражистка, которая вышла замуж в 1855 году и сохранила свою девичью фамилию.
В те времена женщины не имели многих прав, которые сейчас кажутся нам естественными. Перспектива того, что когда-нибудь в далеком будущем женщина сможет стать врачом или полицейским становилась сюжетом для карикатур. Причем речь не о считающихся отсталыми государствах Азии или Африки: к примеру, право голосовать и быть избранными США предоставили женщинам в 1920 году, Великобритания - в 1928, а Швейцария - так и вовсе в 1971. На этом фоне удивительно, что при выдаче водительских удостоверений никаких ограничений по половому признаку не было.
В США несколько женщин получили права в том же 1899 году, в котором власти Нью-Йорка и Чикаго ввели обязательный экзамен для желающих передвигаться на автомобилях.
Краткая история феминизма
В те времена женщины не имели многих прав, которые сейчас кажутся нам естественными. Перспектива того, что когда-нибудь в далеком будущем женщина сможет стать врачом или полицейским становилась сюжетом для карикатур. Причем речь не о считающихся отсталыми государствах Азии или Африки: к примеру, право голосовать и быть избранными США предоставили женщинам в 1920 году, Великобритания — в 1928, а Швейцария — так и вовсе в 1971. На этом фоне удивительно, что при выдаче водительских удостоверений никаких ограничений по половому признаку не было. К примеру, в США несколько женщин получили права в том же 1899 году, в котором власти Нью-Йорка и Чикаго ввели обязательный экзамен для желающих передвигаться на автомобилях. Более того, целый ряд привычных сейчас узлов придуман женщинами: к примеру, первые дворники резиновый валик с ручным приводом запатентовала американка Мэри Андерсон, а первые дворники с электроприводом — ее соотечественница Шарлотта Бриджвуд в тот же год, кстати, когда еще одна американка спроектировала самый первый глушитель.
Хвостов, что с обретением равных прав женщины потеряют присущие им качества и станут похожими на мужчин. Изображение: Николай Ярошенко, «Курсистка», 1883 г.
Пусть женщина идёт наравне с мужчиной: она приобретёт силу, которая везде ей пригодится и во всём возвысит её внутреннее достоинство. Московские ведомости. Социально-историческая судьба Дальнейшая борьба и мизерная уступка Хотя царское правительство чётко высказало свою позицию, активистки продолжили добиваться права посещения университетов. Они учреждали съезды, писали прошения, лично общались с чиновниками просвещения, но всё — безрезультатно. Так, в 1867 году женщины из Петербурга, Смоленска, Москвы, Тифлиса, Киева, Екатеринослава, Керчи подали ходатайства в Министерство народного просвещения с просьбой допустить их в университеты. С представительницами движения даже встретился министр просвещения Д. Толстой, но ничего из этого не вышло.
Стасова о разговоре с министром народного просвещения Д. Цитируется по: Яковкина Н. Конради вместе с Д. Менделеевым и И. Сеченовым возглавила обращение 400 женщин в администрацию Петербургского университета. Они просили провести переговоры с Министерством народного просвещения о создании специальных совместных курсов. На это им ответили, что русские женщины недостаточно подготовлены для изучения университетских программ.
Единственным послаблением властей стало разрешение на создание высших женских педагогических курсов и акушерских курсов при Санкт-Петербургской Императорской Медико-хирургической академии последние через пять лет получили новое название — «Высшие женские врачебные курсы», но уже в 1881 году их закрыли. Полученное на этих курсах образование не позволяло пойти в карьере дальше земских учреждений, созданных в рамках либеральных реформ шестидесятых годов XIX века. А земские врачи, как и учителя, чаще всего получали мизерную зарплату, иногда работали почти на голом энтузиазме. Сами земские управы, кстати, испытывая острый недостаток врачей, учителей и других специалистов, ходатайствовали о предоставлении женщинам права на высшее образование. Тем не менее доступ женщинам в вузы практически полностью оставался закрыт вплоть до революции 1905—1907 годов. Но, несмотря на это, они продолжали надеяться и бороться. Например, в 1901 году группа из 300 женщин обратилась в совет Томского университета с просьбой допустить их к совместному со студентами слушанию лекций.
Дальше ректора это прошение не пошло. Где всё-таки могли учиться женщины до революции Когда государство полностью закрыло доступ женщинам в университеты, у них оставалось только два способа получить высшее образование: за границей или на высших женских курсах. Но курсы стали открываться лишь в семидесятых годах XIX века. Заграничные университеты Этот вариант могли позволить себе очень немногие — те, кто располагал необходимыми средствами и поддержкой родных. В Цюрихе, например, в 1873 году обучались 103 россиянки. Уезжали за образованием также в Берлин, Париж, Кёнигсберг. Правда, получение диплома там было лишь первой ступенью.
Чтобы его признали в России, выпускницы иностранных вузов по возвращении сдавали здесь экзамены за университетский курс заново. Кенигсбергский университет «Альбертина», Прусия, 1913 г. Фото: открытка, издательство L. Желание девушек учиться было настолько сильным, что за границу ехали порой без достаточных средств, тайком от родных и даже не окончив среднее образование. Не все достигли поставленной цели. Российские власти увидели проблему и в этом женском паломничестве за образованием. Дело в том, что некоторые российские студентки за рубежом не ограничивались научными интересами и активно общались с политическими эмигрантами, даже вступали в Первый интернационал — международное товарищество рабочих.
В 1873 году была созвана специальная комиссия. В неё вошли министры внутренних дел и народного просвещения, а также руководители III и IV отделений канцелярии его императорского величества — первая занималась политическим сыском и цензурой, вторая — вопросами благотворительности. Комиссия не придумала ничего лучше, кроме как создать в стране женские курсы при университетах строго определённой историко-филологической направленности. Они-де и должны были отвлечь россиянок от разлагающего влияния западных вузов. Вслед за этим последовало скандальное положение-ультиматум российского правительства. В нём россиянок, обучающихся в Цюрихе, власти обвинили в распутном образе жизни и требовали от всех заграничных студенток вернуться домой до 1 января 1874 года. В противном случае девушкам грозили, что они не смогут поступить в России на службу по специальности смешно: ведь это и так было практически невозможно , а сдавать экзамены им будет запрещено.
Их также пытались убедить, что в России им гарантируют возможность получить научные знания. Постановление отменили только в 1886 году через 13 лет , и тогда в вузы Швейцарии вновь потянулись абитуриентки из России. Во время Первой русской революции 1905—1907 годы у многих женщин, обучавшихся за рубежом, затеплилась надежда на то, что закончить образование можно будет на Родине. Они стали подавать об этом высочайшие прошения. Я студентка Бернского университета четвёртого курса. Мне стыдно и больно уехать теперь из свободного отечества учиться в чужую страну, средств тоже нет. Из телеграммы российской студентки на имя императора.
Социально-историческая судьба Ответ на такие обращения был один: «Объяснить, что закон не допускает женщин в университет». В результате многие из женщин, получивших образование в Европе, в Россию так и не вернулись. Софья Ковалевская, например, занималась наукой и преподавала за границей. Уведомление ректора Московского университета от 6 февраля 1906 года о высочайшем соизволении Лидии Бубновой сдать экзамены в юридической испытательной комиссии Московского университета. Лидия Бубнова окончила юридический факультет в Париже и успешно сдала экзамены в испытательной комиссии Московского университета Изображение: Центральный государственный архив г. Москвы Университет «лайт» для девочек: высшие женские курсы С конца шестидесятых годов стали появляться курсы как альтернатива недоступным университетам и уступка многочисленным просьбам женских обществ. Первыми появились Лубянские курсы в Москве 1869 , Аларчинские 1869—1872 и Владимирские 1872—1877 в Петербурге.
Посещать их могли как мужчины, так и женщины, а программа была ближе к средним учебным заведениям. Из чисто женских самыми известными были московские курсы профессора В. Герье открыты в 1872 году и Высшие женские курсы в Петербурге 1878 , больше известные как Бестужевские. В 1876 году правительство дозволило открыть курсы и в других университетских городах: они появились в Казани и Киеве. Даже на эти заведения тоже почти сразу стали нападать противники женского образования, в том числе из числа чиновников. Например, во всеподданнейшем докладе императору говорилось, что курсы Герье «не имеют законченного характера и потому, при всей пользе, едва ли достигают своей цели». Само учреждение к тому моменту проработало меньше года.
Примерно такую же оценку чиновники просвещения дали ещё не открытым Бестужевским курсам. Курсы считались частными учебными заведениями, а их окончание, по сути, не давало никаких прав. Выпускницы не получали дипломов и специализации и фактически учились, что называется, «для себя». Учёба была платной и стоила от 50 до 150 рублей за полугодие. Зачастую девушки отдавали последние деньги и жили впроголодь. У многих слушательниц нет ни тёплого платья, ни крепкой обуви, о том, чтобы покупать себе необходимые книги, нечего и думать, и вот начинаются лихорадочные поиски заработка. В газетах появляются объявления о слушательницах, дающих уроки, о переводчицах, корректоршах, счётчицах… Чуть открывается какая-нибудь возможность заработать хоть несколько рублей, не бросая курсов, слушательницы спешат ею воспользоваться.
Многие слушательницы, работая по 12—14 часов в сутки утром — на курсах, вечером — на каких-либо заработках , устраивают себе более сносное существование, но есть и такие, которые, несмотря на все старания, не могут получить никакой работы». Из записки «Общества для доставления средств высшим женским курсам». История русской культуры: XIX век Сами курсы существовали полностью на общественные средства: плату за учёбу, ведомственные например, от городских дум и частные пожертвования. А потому материальное положение этих учебных заведений нередко было не лучше, чем у курсисток. Преподаватели часто работали бесплатно, а иногда и сами жертвовали средства курсам. Не хватало помещений, оборудования, мебели, не говоря уж о книгах и учебных пособиях. Бывало, например, что курсистки конспектировали лекции, стоя на коленях перед стульями.
Были курсы, которые и вовсе арендовали здание ночного клуба, где по утрам воспитанницам приходилось убирать следы ночного кутежа перед занятиями. Бестужевские курсы, Санкт-Петербург, 1890-е гг. Фото: «Альбом ВЖК. Например, химию на Аларчинских курсах читал Д.
Они существовали иногда отдельно, самостоятельно, но чаще при профессиональных школах. В них ученицы приучались непосредственно к ремеслу.
Женщины стремились получать высшее образование наравне с мужчинами. Но долгое время вопрос о высшем образовании женщин оставался под запретом. Бытовало мнение, что серьезное преподавание несовместимо с присутствием в вузах женщин. Однако стремление женщин к высшему образованию невозможно было сдержать. Получение высшего образования в России являлось особенной проблемой для женщин в дореволюционной России. До конца 19 века доступ в ВУЗы женщинам был закрыт.
Первые русские женщины, получившие высшее образование, учились за границей. Первым кратковременным опытом явилось слушание 10 женщинами платных лекций по химии А. Шерера в С. В 1859-61 женщины посещали в качестве вольнослушательниц Петербургский и Московский университеты, а в 1862-64 - Медико-хирургическую академию. Герье в Москве и курсы учёных акушерок при Медико-хирургической академии в С. В 1886 приём слушательниц на все курсы был прекращён, в 1889 - возобновлён лишь на Бестужевские курсы, а в Москве высшее женское образование приобрело форму "коллективных уроков" при Обществе воспитательниц и учительниц.
В 1897 году в Петербурге был открыт женский мединститут, причем окончившие этот Институт женщины-врачи получили равные с мужчинами права как на практическую врачебную деятельность, так и на государственную службу. Однако дипломы женских высших учебных заведений не давали дополнительных прав при трудоустройстве по сравнению с гимназическим аттестатом, за исключением Медицинского института. Важным событием в истории женского образования является первый Всероссийский съезд по вопросам образования женщин, который состоялся в 1912 году. На нем подвергалась расширенной критике существующая система образования женщин, строго встал вопрос о равенстве в правах женщин и мужчин в образовании. Съезд принял много обстоятельных решений и дал толчок дальнейшему развитию женского образования. Женщины России оказались на пути к положению наиболее образованных женщин мира.
Заключение Начиная с момента своего становления, женское образование, обнаруживало ряд противоречий, и в большинстве случаев зависело от отношения общества к женщине в целом и ее образованию в частности. Остановившись более подробно на проблемах женского образования в России, было замечено, что долгое время в обществе сохранялось негативное отношение к женскому образованию. У женщин, особенно это касается низших сословий, существовали трудности в получении любого образования будь то начальное, среднее или высшее. Образование и воспитание женщин проводилось в соответствии с потребностями общества и носило прагматический, утилитарный характер. Воспитательно-образовательный процесс находился в прямой зависимости от влияния общественного мнения, которое формировало женский "идеал". Долгие годы государственные высшие учебные заведения предназначались исключительно для лиц мужского пола.
Состав студенчества жестко регулировался по признаку пола. Вопреки протесту общественности России ее власти были принципиальными противниками совместного обучения мужчин и женщин в средней и высшей школе. И все же, женское образование - великое завоевание женщин XIX в. Именно образование давало женщинам возможность самим заработать свой хлеб, выбирать свою судьбу. Но, как заявила на Всероссийском съезде по женскому образованию, журналистка и общественный деятель А. Тыркова: "...
Внутренний рост женского "Я" требует нового сознания женственности. Ведь не утрачивать свою женственность, а только расширять и освобождать её хочет новая женщина"[7] Итак, проблемы женского образования имеют давнюю историю и во многом эти проблемы определялись отношением к женщине. Менялось отношение к женщине — менялось и отношение к женскому образованию. В заключение хочется отметить, что женское образование — это не раздельные уроки или раздельное обучение, это даже не идеология преподавания. Это признание равных прав и возможностей, это равное отношение к образованию женщины и мужчины. Список использованной литературы 1 Константинов Н.
История педагогики. Для педвузов. Из истории женского профессионального образования. И отв. Иваново, 1997. Учебное пособие.
Хрестоматия [5] Пушкарева Н. Характеристика основных женских учебных заведений 3. Смольный институт был учрежден как закрытое учебное заведение для дочерей дворянской знати. Закрытость учебного заведения была главным условием и главной идеей Бецкого, который вел речь о воспитании "новой породы" людей. В институт принимали дочерей дворян и готовили их для придворной и светской жизни. В программу входило обучение словесности, истории, географии, иностранным языкам, рисованию.
Кроме общеобразовательных предметов нужно было научиться и всему, что должны уметь добродетельные матери: шитью, вязанию, танцам, музыке, светскому обхождению. Обучение продолжалось 12 лет и делилось на четыре возраста по 3 года каждый. Позже, когда срок обучения сократили до 9 лет, стало три возраста. В младшем возрасте девочек учили Закону Божьему, русскому и иностранным языкам, арифметике, рисованию, танцам, музыке и рукоделию. Во 2-м возрасте прибавлялись история и география, в 3-м — словесные науки, скульптура, архитектура, геральдика, физика, токарное дело.
Дистанция составляла почти 80 км. Так она хотела прорекламировать транспорт, который с момента создания не пользовался спросом почти 2 года. Интересно и то, что Берта решила скрыть такое решение от мужа, а в поездку отправилась, пока он спал.
Очевидцы заявляли, что автомобилю явно не хватало мощности на подъеме, а топливо слишком быстро заканчивалось. Первыми импровизированными заправками в то время были аптеки, в которых жидкость продавали в маленьких пузырьках. Данное средство было предназначено для лечения кожных заболеваний, но подходило и в качестве топлива. Говорят, что после такого отважного поступка жены, Бенц начал получать первые заказы на автомобиль. Берта Бенц в то время носила статус матери пятерых детей. В свою первую поездку она взяла с собой двух сыновей, которые подталкивали транспорт, когда заканчивалось топливо.
Права женщин в России: факты и мифы
Наказания не допускались, и единственным средством исправления провинившихся служило "пристыжение" перед всем классом, «дабы стыд одной служил всегда к воздержанию других от подобных поступков» Ученицы были обязаны носить особые форменные платья определённого цвета: в младшем возрасте - коричневого или вишневого цвета и белые передники. Позднее цвет их платьев изменился на кофейный, за что девочек стали называть "кофейницами". Во втором - темно-синего, в третьем - голубого и в старшем возрасте - белого. Коричневый цвет символизирует близость к земле и, вдобавок, более практичен, особенно для младших детей. Более светлые цвета символизируют возрастающую образованность, аккуратность. Цели образования в Смольном институте были изменены после обследования его «Комиссией для заведения в России благородных училищ» в 1783 году, установившая плохое знание воспитанницами русского языка, и предписала увеличить число часов на его изучение и вести преподавание всех предметов на русском языке.
В то же время, комиссия установила общечеловеческие цели воспитания в институте чисто женскими В 1848 году «мещанская половина» Смольного института, была преобразована в Александровское училище, и в том же году в нем был открыт класс с педагогическим уклоном. Следует отметить, что императрица постоянно держала в поле своего зрения все, что касалось Смольного института. Она дозволяла воспитанницам писать ей письма, при посещениях знакомилась с постановкой учебного и воспитательного процесса, рассматривала рукоделия, обходила помещения, бывала на концертах и спектаклях, приезжала на богослужения в институтскую церковь. По окончанию, 12 лучших учениц по высочайшему указу были награждены золотыми медалями, получили императорские «шифры» золотой вензель в виде инициала императрицы, который носили на белом банте с золотыми полосками , пожизненную пенсию и были определены ко двору став фрейленами. Первый выпуск состоялся в 1802 году.
Мария Фёдоровна лично следила за устройством дальнейшей жизни каждой институтки. В 1828г. После её смерти покровителем института был Николай I, такой чести не удостаивалось ни одно учебное заведение России. В институт принимались девочки от 10 до 12 лет - исключительно дочери священников, купцов, ремесленников, дети мещан и канцелярских служителей, то есть дети среднего сословия. Предпочтение при поступлении отдавалось девочкам-сиротам.
Учебное заведение ставило себе целью «сделать из них честных и добродетельных женщин, хороших и сведущих хозяек, попечительных нянек или надзирательниц за детьми, а в случае нужды, надежных и исправных прислужниц, искусных во всяких рукоделиях». Институт готовил, прежде всего, воспитательниц и учительниц, которых в то время крайне не хватало. Ряд учебных предметов преподавались на иностранных языках. Императрица лично знала всех воспитанниц, десятерых из которых она всегда назначала своими пансионерками, то есть сама платила за их обучение. Она уделяла большое внимание здоровью «мариинок», некоторых во время каникул вывозили в Гатчину или Павловск на отдых.
В институте был свой Устав, разработанный Г. Как и в других закрытых учреждениях, распорядок дня здесь был строгим. Вставали в «мариинке» в 6 утра, после молитвы шли завтракать, обычно пили чай с хлебом. Потом два часа уроков и рукоделие, а в 12 часов — обед, после которого до 2-х часов длился отдых. Затем возобновлялись занятия и продолжались до 5 часов.
В 8 вечера — ужин, в 10 часов институтки отправлялись спать. Платья «мариинок» были кофейного цвета, а пансионерки носили голубые. Телесные наказания считались нежелательными, но иногда допускались, хотя классные дамы старались воспитывать учениц, прежде всего словом и внушением. Смольный институт благородных девиц Считалось, что из Смольного института благородных девиц выходят самые элегантные фрейлины, добропорядочные жены и просто большие умницы. После того, как девочки попадали в это учебное заведение, они практически не видели родителей, а условия, в которых они жили, были по-настоящему спартанскими.
В этом обзоре 30 фотографий из Смольного, которые позволят увидеть, как жили его воспитанницы. Смольный институт благородных девиц, открывшийся в Санкт-Петербурге 5 мая 1764 года стал первым в России женским воспитательно-образовательным учреждением. Управление институтом императрица Екатерина доверила своему личному секретарю Ивану Ивановичу Бецкому, который и был инициатором открытия института благородных девиц. Он получил образование за границей, много общался с энциклопедистами и придерживался рационалистических взглядов, будучи уверенным, что самое главное - просвещение, просвещение и ещё раз просвещение! Правда, до учебного заведения Смольный явно не дотягивал, так как науки там изучались поверхностно.
Упор в заведении делали на иностранные языки, хорошие манеры и дисциплину. Рассуждающие женщины были не в чести. Устав Института разослали «по всем губерниям, провинциям и городам... Желающих отдать своих детей в заточение на 12 лет было немного. Многие сомневались, чему же буду учить там их чад.
Но в 1764 году первый набор состоялся. Правда, вместо предполагаемых 200 учениц набрали только 60 девочек 4-6 лет. Это были дети из малообеспеченных, но родовитых дворянских семей. Год спустя в институте открыли факультет «для мещанских девиц». Крестьянских девочек в заведение не принимали.
Главная цель преподавателей Смольного заключалась в том, чтобы сделать из девушки «парфетку» parfaite франц. Выговор девушка могла получить за малейшее отступление от правил: недостаточно аккуратно заправленная постель, громкий разговор на перемене, выбившийся локон, завязанный не по уставу бант на переднике. За порванный чулок за неаккуратности или за проделки девочек оставляли стоять посреди столовой в то время, как другие обедали. Девушек так тщательно оберегали от пороков, что в Библиях заклеивали седьмую заповедь о прелюбодеянии. Условия в институте были спартанские, поскольку Бецкой был уверен, что только в здоровом теле здоровый дух.
Он считал, что детей нужно приучать к холоду, поэтому в спальнях Смольного температуры была не более 16 градусов. Спали девушки на жестких кроватях, утром обязательно выходили на зарядку и умывались холодной водой из Невы. Рацион питания в Смольном был по сегодняшним временам более, чем скромным. Дневное меню выглядело так: - Утренний чай с булкой.
В том числе и сексуальная. Посмотрите на картинки в журналах. Кажется, если долго смотреть, вылезет губасто-грудастая из страницы, набросится и разорвёт в клочки.
Сегодня молодые девушки утратили прежние женские уловки, которыми наши прабабушки умели подчинить себе мужчин, да так, что те всю жизнь воображали, что это они её завоевали. Помню, моя бабушка меня, маленькую, учила: мужчину надо уважать, всё лучшее в жизни от них, они наши защитники. Само по себе это совершенно верно. Мы живём в мире техники, а кто её изобрёл и сделал? Вот именно. Учила бабушка, помнится, и женским уловкам: как заставить папу сделать то, что я хочу. Надо сказать: "Как ты велел, я пойду с подругой в театр".
Он ничего такого не велел и даже был слегка против театра, но "ты велел" звучит для всякого мужчины дивной музыкой. А что он там велел - он и не помнит толком, кто это запоминает? Проверено - действует не только на папе. Проявлять неподдельный интерес, дать мужчине рассказать о себе, дать ему проявить себя с лучшей стороны - нет, не умеют этого современные девушки. Они вообще какие-то резкие, холодные, неуютные, очень доступные и при этом какие-то пустые. Мне даже жалко бывает молодых мужчин. Довольны ли женщины - свободные, амбициозные, УСПЕШНЫЕ в том специфическом смысле, который придаётся сегодня этому слову - так вот довольны ли они своим положением?
Крайне недовольны! О чём говорят они в раздевалках фитнес-центров или на домашних посиделках? Причем не за чаем, а теперь всё чаще за бутылкой с сигаретами. Говорят они на все лады об одном: "все мужики - сво... Поэтому гнать его, безусловно гнать. И чем скорее, тем лучше. Пока ещё не стара и шансы есть.
Какие шансы? А от этого инфантила никакой пользы нет - слышите вы? Пользы нет от него, с какой стати мне его по жизни волочить на горбе. Множество моих знакомых побросали своих мужей по причине их, мужей, бесполезности. Нафиг он такой сдался - три Т: тапочки, тахта, телевизор. У нормальных мужиков бизнес, у нормальных мужиков деньги, а этот - что? Вскоре, впрочем, выясняется, что и второй, и третий смотря по бойкости дамы - примерно одно и то же.
И дама оказывается одна с ребёнком и своими амбициями. Случай крайне распространённый. Известно, что типичный инициатор развода у нас женщина. Хорошо ей? Да нет, вроде не очень. Хорошо мужику? Тоже неважно.
Ребёнок растёт на стороне, он как бы и не твой. Второй раз влезать в это ярмо - неохота. Вот он и увиливает от сколько-нибудь серьёзных отношений, лишний раз подтверждая свою репутацию инфантила и никчёмности. Эта репутация ложная? Он не такой? Самое интересное - такой! Не конкретная хотя часто есть и конкретная, приложившая руку - мама, жена, подруга , а коллективная женщина.
Та самая - эмансипэ. Чем более мужественна женщина, тем более женствен мужик. Поскольку это игра с фиксированной суммой. Недаром давно замечено: бой-бабы находят себе тихих и застенчивых мужичишек, а никчемушницы с современной точки зрения часто отлавливают высокоранговых самцов. Атмосферу в обществе создаёт женщина. Мужик решает практические задачи, ему не до того. Мужчина неосознанно отвечает на запрос женщины.
Когда она начала играть на его поле, соревноваться с ним в профессии, в бизнесе - он рыцарственно подвинулся, давая ей проявить себя. Потом ещё подвинулся, потом ещё - и оказался уже совсем на обочине. Если она такая могучая, крикастая, авторитетная - ему просто ничего не остаётся, как стать никчёмным. Женщины сами сделали их никчёмными - а потом к ним же предъявляют претензии. Поразительно, что этого никто не понимает. Падение общей пассионарности белого человечества связано с женским равноправием. Женщины стали плохонькими мужиками, поэтому мужикам ничего не оставалось, как обабиться.
Причем, обабливание мужчин сегодня считается даже чем-то прогрессивным. Мужчины присутствуют при родах, сидят с младенцами в декрете. Это типичная институционализация того, что есть. Раз уж так получилось, что мужики у нас бабы, а бабы - отчасти мужики - объявим ЭТО естественным, неотвратимым и даже прекрасным. И постепенно люди перестают замечать, что равенство мужчин и женщин - нелепость. Зачем им быть равными? Они - две стороны, два проявления одного - человека.
Им не надо соревноваться и играть на чужом поле. Сто лет назад об этом хорошо написал Лев Толстой в рецензии на рассказ Чехова "Душечка": "Блюсти покой и достоинство своей семьи гораздо полезнее, чем отправлять чужие депеши". Тогда образцом продвинутой работающей женщины была телеграфистка, вроде как нынче программистка или финансистка. У женщины много дела дома, если серьёзно отнестись к этому делу. Если детей несколько, если не просто раздавать нахлобучки, а воспитывать и учить - дела хватит. Любопытно, что, когда начались рассуждения о женском избирательном праве движение т. Вовсе нет.
Говорили, что женщины и так имеют слишком много обязанностей по дому, чтобы на них ещё навешивать новую обязанность - вникать в перипетии политической борьбы, программы разных партий и всё прочее. В ту рациональную эпоху ещё не додумались, что можно "голосовать сердцем" и выбирать политика, потому что он "милашка" или на нём костюмчик хорошо сидит. Та атмосфера бабства, разлитая в обществе, ведёт нас к последней черте. Ни с кого нельзя сегодня ни за что всерьёз спросить, никого нельзя огорчить и потревожить. Никакое полезное, но непопулярное решение не имеет ни единого шанса быть принятым.
А в 1886 году был остановлен и набор на действующие курсы. Последние выпускницы покинули их в 1888-м. Всему виной стало распространение среди курсисток идей «вольнодумства»: идей о демократизации и равноправии. Естественно, в высокие кабинеты вскоре посыпались прошения о восстановлении работы женских учебных заведений.
Так, в 1889 году в Министерство народного просвещения обратились представители Бестужевских курсов и курсов Герье. Опасаясь роста напряжённости в обществе, правительство разрешило первым продолжить работу, но только на условиях Министерства. Оно ввело свои порядки: уволило ректора и повысило плату за учёбу. Несмотря на это, число бестужевок с каждым годом росло. Но в остальном власти по-прежнему оставались непреклонны. Например, московские курсы Герье не разрешали восстановить 11 лет — до 1900 года. Ходатайства из других университетских городов чиновники отклоняли. Лишь под влиянием революционных событий 1905 года правительство разрешило свободно открывать частные высшие курсы. После этого появилось 72 подобных учебных заведения в разных городах, но до 1917 года из них дожили только 59.
В 30 могли обучаться только женщины, а в оставшихся 29 был смешанный состав учащихся, но курсистки составляли большинство. Курсистки за изучением химических составов лекарств. Санкт-Петербург, 1912 г. Юридический факультет появился лишь в 1906 году — на Бестужевских курсах, затем на частных высших женских курсах В. Полторацкой в Москве. Учились прилежно и старательно: «Все без исключения профессора и преподаватели приходят в восхищение, следя за занятиями слушательниц: рвение и серьёзное отношение к занятиям составляют общую исключительную черту всех курсисток; в этом отношении они далеко превосходят своих товарищей студентов». Профессор Е. Зубашев о слушательницах Сибирских высших женских курсов в Томске, газета «Сибирская жизнь», 1912 г. Цитируется по: Кузьминова Е.
Учёба на курсах долго не давала возможности получить полноценный диплом. Всё, на что можно было рассчитывать после них, — это дальнейшая учёба за границей. Совет профессоров Бестужевских курсов выделял среди окончивших слушательниц самых одарённых — для завершения образования и получения учёной степени их командировали за границу. Поначалу эта командировка, в отличие от университетских, не оплачивалась, и воспользоваться ею могли только материально обеспеченные, но затем их стали оплачивать. Окончившие Бестужевские курсы, правда, могли преподавать в старших классах женских гимназий: это право они получили с 1904 года, а с 1906-го — и право преподавать в четвёртых классах мужских учебных заведений. В 1910 году Государственный Совет признал Бестужевские курсы высшим учебным заведением с объёмом преподавания, равным университету. Это была маленькая победа, однако не полная: свидетельства об окончании ВЖК были приравнены к выпускным свидетельствам университета, но не к дипломам. С 1911 года каждый раз с особого разрешения министра окончившие слушательницы допускались, после предварительной сдачи дополнительных испытаний по программе мужских гимназий, к государственным экзаменам при Петербургском университете по всем обязательным предметам, входившим в программу факультета за годы обучения на курсах. Лишь законом 1911 года выпускницам женских курсов, чьи программы официально признавались равнозначными университетским, разрешалось проходить «окончательные испытания» в государственных комиссиях при университетах наравне с выпускниками-мужчинами.
Для этого каждой выпускнице требовалось получить особое разрешение министерства, а сдавать нужно было, ни много ни мало все обязательные предметы, входившие в программу факультета за годы обучения на курсах. Причём предварительно следовало сдать ещё и экзамены по программе мужских гимназий. Кстати, появление женщин в университетских испытательных комиссиях, где сдавали экзамены и обычные студенты, привело к забавной проблеме. О ней упоминала в 1915 году в своих дневниках Надежда Платонова, жена историка С. Источник: Платонова Н. Дневник 1889—1921. Полторацкой, выданное для представления в испытательную комиссию Московского университета для сдачи экзаменов Изображение: Центральный государственный архив г. Москвы Удостоверение выпускницы Высших женских юридических курсов В. Москвы Выдержавшие такие экзамены получали диплом и звание и могли пользоваться «всеми правами и преимуществами, предоставляемыми дипломами соответствующих мужских учебных заведений, кроме прав служебных и сословных».
То есть поступить на госслужбу, имея диплом, женщина по-прежнему не могла, как и стать, например, адвокатом частным поверенным. Но могла устроиться на частное предприятие, что некоторые и делали, работая с документами и бухгалтерией. Некоторые выпускницы становились ассистентами и преподавательницами на своих же курсах. Но большинству приходилось довольствоваться лишь учительской и низкоквалифицированной работой вроде телефонисток и телеграфисток. Читайте также: Сколько зарабатывали и как жили учителя в Российской империи Даже среди преподавателей женских курсов не все придерживались мнения, что это образование должно давать и профессиональные права, а не только знания. Так, упомянутая выше Надежда Платонова писала в своих дневниках о декане историко-филологического факультета Бестужевских курсов И. Под занавес существования Российской империи в Петербурге открылись, наконец, и первые государственные женские институты — медицинский в 1897 году и педагогический в 1903-м , а также Высшие женские богословско-педагогические курсы в Москве в 1914-м. Они, конечно, всё рано не были равны университетам, но профессию давали. Педагогический вуз готовил учительниц, а богословские курсы — преподавательниц женских епархиальных училищ.
Выпускницы же медицинского института поначалу получали звание «врач женщин и детей» , не могли поступать на государственную службу, но имели право вести частную практику и занимать должности в некоторых медучреждениях, работать в женских отделениях больниц. Лишь с 1904 года выпускницам института предоставили возможность работать наравне с мужчинами в лечебных заведениях всех профилей, а также претендовать на соискание учёных степеней в области медицины. Группа слушательниц женского педагогического института, открытого в 1903 году в Петербурге. В центре — директор института историк С. Санкт-Петербург, 1906 г. Как женщины стали вольнослушательницами университетов во второй раз Ехать за границу большинству было не по карману. Учиться на частных курсах, при всей их популярности, могли и хотели не все: это не давало полноценных прав, да и не везде соответствовало университетскому уровню преподавания, а одни только Бестужевские курсы, конечно, не могли вместить всех желающих, хоть количество учащихся там и росло. Поэтому многие женщины по-прежнему стремились в университеты. Новый виток борьбы за женское высшее образование непроизвольно вызвал своим неосторожным высказыванием министр народного просвещения П.
Он заявил, что собирается пересмотреть университетский устав 1884 года, и у сторонников равноправия вновь появилась надежда на решение женского вопроса. Выпускники Московского университета 1901 года министру народного просвещения П. Социально-историческая судьба Однако в высоких кабинетах этот оптимизм мало кто разделял. Например, на страницах газеты «Гражданин», не стесняясь в выражениях, рвал и метал князь В. Он призывал не пускать «баб» в университеты, заявляя, что иначе вузы превратятся в «притоны разврата», обвинял «учёных женщин» и «курсисток» в «гадких манерах» и «распущенности». Вот только одна из его фраз: «Когда в аудиториях прибавится ещё тысчонка представителей прекрасного пола, то им очень удобно будет слушать лекции, сидя на коленях студентов, и от этого удобства будет весело и тем, и другим». Газета «Гражданин», выпуск от 11 сентября 1901 г. Социально-историческая судьба В условиях не стихавших с 1899 года студенческих забастовок статья Мещерского произвела эффект разорвавшейся бомбы. Волнения разразились с новой силой, отдельные сходки собирались конкретно против выпада Мещерского.
Считаться приходится не с г. Мещерским, приходится считаться с тем, что стоит за его спиной, что даёт ему силу говорить нагло и невозмутимо…». Из резолюции «Союза студентов Петербургского университета». Социально-историческая судьба Мещерский за свою выходку отделался «высочайшим порицанием». Но критиковалось не содержание статьи, а лишь тон автора. Слушательницы историко-филологического факультета Высших женских курсов, участницы семинара профессора Ивана Михайловича Гревса. Правда, для этого всё равно выпускницам иностранных вузов приходилось заново подтверждать свои знания: в 1902 году их допустили к сдаче экзаменов при императорских университетах и Петербургском женском медицинском институте. Второй «женский поход» в университеты Первая революция 1905 года вынудила власти не только возродить высшие женские курсы, но и стала толчком для нового «женского похода» в университеты. Свою роль в этом сыграли женские организации.
Например, «Союз равноправия женщин», «Русское женское взаимно-благотворительное общество», «Женская прогрессивная партия». Так, Русское женское взаимно-благотворительное общество стало рассылать прошения о допуске женщин вольнослушательницами по университетам страны. К 1906 году советы всех российских университетов, за исключением Варшавского на тот момент временно закрытого , допустили женщин в качестве вольнослушательниц. Это стало возможным благодаря тому, что под давлением революционного движения правительство в 1905 году приняло временные правила для университетов, и те получили ограниченную автономию. Постепенно советы вузов и вовсе стали признавать ненормальным то, что вольнослушательницы при прочих равных не имеют права без высочайшего разрешения сдавать экзамены и получать дипломы. Профессор права Московского университета В. Два этюда по женскому вопросу».
Как пуританам не удалось остановить прогресс Даже узнать о том, что контрацептивы существуют, женщинам было непросто. В XIX веке Запад накрыла очередная волна борьбы за нравственность. Так, в США в 1873 году принимают «закон Комстока» — контрацепцию впервые регулируют на законодательном уровне. Но закон не был прогрессивным — напротив, он признал распространение контрацептивов по почте или через границы штатов федеральным преступлением. Тогда для многих женщин почта была единственной возможностью получить контрацептивы или хотя бы информацию о них. Похожие тенденции наблюдались не только в США. На центр планирования семьи Алетты Якобс в Амстердаме обрушился шквал критики — не только со стороны обычных людей, но и со стороны медиков. Якобс бесплатно устанавливала диафрагмы женщинам из малообеспеченных слоев населения. Ее работа вдохновила активисток по всему миру. Среди них была американская активистка Маргарет Сэнгер — она даже посетила клинику в Нидерландах в 1915 году, чтобы перенять опыт. Вернувшись на родину, Сэнгер открыла первую в США клинику планирования семьи. Но через девять дней клинику закрыли, а Маргарет арестовали. Суд над активисткой продлился два года, это разбирательство вдохновило общество — движение за репродуктивные права быстро набирало популярность. Уже в 1918 году суд в Нью-Йорке признал право врачей прописывать клиенткам контрацепцию. Как таблетка изменила мир В первой половине XX века ограничительные законы в США смягчились, а идея репродуктивного здоровья распространилась по всей Европе. Впрочем, оставалась чисто техническая проблема: все существовавшие методы контрацепции были не слишком эффективны, мало кому доступны и по-прежнему сложны в использовании. А Маргарет Сэнгер мечтала о средстве, с которым именно женщины обретут полный контроль. В 1950 году активистка встретилась с американским исследователем Грегори Пинкусом и убедила его заняться разработкой оральных контрацептивов. Средства на первоначальные исследования выделила соратница Сэнгер Кэтрин Маккормик — одна из первых женщин-биологов с научной степенью Массачусетского технологического института и наследница огромного состояния. Одновременно с американцами над изобретением таблетки работали европейские ученые. В 1961 году Schering AG, которая позднее вошла в состав Bayer, выпускает на рынки Германии и Австралии гормональный контрацептив «Ановлар». Доля гормонов в нем была значительно ниже, чем в американских аналогах, что делало его безопаснее. Основные действующие вещества в средствах оральной контрацепции — синтетические аналоги гормонов прогестерона и эстрогена. Гестаген — синтетический прогестерон — выполняет основную работу, поэтому его постоянно модифицируют. В 2000-х годах использовали гестаген четвертого поколения, а несколько лет назад появились новые контрацептивы с идентичным натуральному эстрогеном, который метаболизируется сразу в эстрадиол — гормон, вырабатываемый самим женским организмом. Как право на выбор не пришло вместе с таблеткой С появлением противозачаточных таблеток женщины впервые получили возможность планировать семью, а вместе с ней — будущее.