Говоря о берендеях, Островский описывал жизнь русского народа такой, какой ее передают былины и предания старины. это степняки (как и печенеги, и половцы, с отдельными племенами которых они находились в союзе до ухода из Степи). Беренде́и, берендичи — тюркские кочевые племена в восточноевропейских степях, в XI—XIII веках, известные из древнерусских летописей. На вопрос «Кто это – Берендей?», с одной стороны, ответить несложно, а с другой стороны, дать развернутое и полное описание этого полумифического образа нелегко.
Кто такие были Берендей: их история и этимология
Когда – то племя берендеев было кочевым, но потом они поселились на дальних землях Руси, свято храня свои обычаи и обряды, сохранившиеся еще с древних времен. БЕРЕНДЕИ — БЕРЕНДЕИ — тюркское кочевое племя в южнорусских степях в 11-12 вв. Кто такой берендей. Царь Берендей Переславль Залесский. Царь Берендей из Переславля-Залесского. Если вам понравилось бесплатно смотреть видео кто такой берендей онлайн которое загрузил IT Bilim 01 апреля 2023 длительностью 00 ч 00 мин 20 сек в хорошем качестве, то расскажите об этом видео своим друзьям, ведь его посмотрели 2 240 раз. Таким образом, гадание берендеев бесплатно Крапива учит не совершать необдуманных поступков, больше доверять разуму, а не чувствам.
Берендей - кто это такой? Царь Берендей.
Берендеи отличались от обычных наемников жестокостью по отношению к своим степным соплеменникам. Берендей — это мифический царь, который отличался безграничной любовью и верой в свой народ. Берендей (Царь Берендей) — сказочный царь и персонаж в русской литературе. Берендей (Царь Берендей) — сказочный царь и персонаж в русской литературе. Берендеи, как многие славянские народы жили общиной, во главе которой мог стоять только мудрейший и старейший член племени. Кто такой берендей. Берендеи у славян. Берендей языческая мифология. Торки народ. Племя берендеев.
Неловкий момент: почему берендеев на Руси называли погаными?
И перед восходом солнца происходят удивительные превращения. Люди объединяются и соединяются в общем веселье. Соединяются душами, сердцами. Однако соединения эти свершаются не без препятствий и не без драматизма.
Происходит особенно страстная, великая борьба за любовь. Огнем, разжигающим эту страсть любви и борений, становится Лель, он находит свою любовь. Любовь ответную, горячую.
Пастух Лель, которого Мураш не допускал до своего порога, нашел искреннюю любовь его дочери -- Купавы. Отец же Купавы, Мураш, искренне рад за любовь своей дочери. Свершилось то, что ранее казалось невозможным.
В ней рождается чувство тревожной зависти к чужой любви. Она хочет вернуть к себе Леля, вернуть во что то ни стало; Она всюду преследует Леля, умоляет вернуться к ней. Однако, муки Снегурочки--не от потерянной любви.
Ее, любви, не было и нет. Она не способна любить. И страсть ее поэтому -- не любовная.
И страсть, и муки, и действа ее -- от ума, а не от сердца, от оскорбленности, от ущемленности ее самолюбия. Отчаяние, вспыхнувшее вместе с прозрением, гонит Снегурочку к матери Весне. Чтобы выплакать горе, чтобы вымолить любящее сердце.
Родимая, в слезах тоски и горя Зовет тебя покинутая дочь. Из тихих вод явись услышать стоны И жалобы Снегурочки твоей. Хочу любить, но слов любви не знаю, И чувства нет в груди...
Мучительную ревность Узнала я, любви еще не зная. Отец-Мороз и ты, Весна-Красна, Взамен любви в наследство уделили... О мама, дай любви!
Любви прошу, любви девичьей. Когда сердце Снегурочки наполняется любовью, чудо, свершающееся в Снегурочке, оказывается чудом и в сердцах берендеев. Апофеоз картины, завершающей сказку, в очищении людских судеб от порочных нравов, в обогащении самих людей высокой человечностью.
Любовь Снегурочки живительной влагой разливается по душам берендеев. И согревает их. И объединяет их.
Снегурочки печальная кончина Тревожить нас не могут; Солнце знает, Кого карать и миловать. Свершился Правдивый суд!.. Изгоним же последний стужи след Из наших душ и обратимся к Солнцу.
Берендеи чаще всего - обиженные печенегами, позже половцами мелкие кочевые роды тюркского происхождения, не выдерживавшие столкновений в Диком поле и становившиеся федератами данниками русских князей. Этих кочевников, отклонившихся, предавшихся Руси, надо полагать, печенеги и половцы прозвали «берiyдi, т. В русских летописях - берендеи.
Берiндi - в ассимиляции - берендi. I - в русском произношении -- и, совпало с окончанием множественяого числа. В таких случаях, в единственном числе появлялся рефлекс «й».
Сравните: зодчи - зодчий, казначи - казначей. Такого происхождения «й» в окончаниях польских фамилий: Успенски - Успенский и т, д. Берендеи отличались от обычных наемников жестокостью по отношению к своим степным соплеменникам.
Наряду с торками и другими племенами упоминаются в летописях также под названием чёрных клобуков. В 1155 году берендеи, состоящие на службе у Юрия Долгорукого, захватили в плен много половцев. Уцелевшие сбегали в степь за «помочью», подошли к Киеву и просили Юрия, чтобы он приказал наемникам вернуть пленных.
Долгорукий только руками развел, ибо берендеи отказались: «Мы умираем за русскую землю с твоим сыном и головы свои складываем за твою честь». Они отстояли свое право федератов на военную добычу и право изгоев на месть. Берендеи, как и большинство торкинов, жили в Руси постоянно, «с родом своим».
Они хотят за службу не денег, как того требовали вряги у новгородцев, но города для жительства бенефицию. Они послали Мстиславу сказать: «если нас хочешь любить, как нас любил отец твой, и по городу лучшему лепшему нам дать, то мы на том от Изяслава отступим». Мстислав согласился и выделил для них города.
Не все города русские, в которых жили берендеи, сохранили в названиях память о них. С конца XI века берендеи с согласия киевских князей осели на Киевщине преимущественно в Поросье, вдоль реки Роси с обязанностью принимать участие в походах киевских князей. Впервые торки упоминаются в «Повести временных лет», под 985 годом, когда Владимир Святославич со своим дядей Добрьшей пошел против волжских болгар.
Здесь не говорится, что русские князья и их торки участвуют в совместных действиях впервые. Далее по летописи торки помогают отражать печенегов, потом половцев. В конце XII века летопись упоминает «Торцького князя» Кунтувды 1 , которого арестовал Святослав Bcеволодич двоюродный брат князя Игоря по ложному доносу.
За него вступились другие русские князья, как за человека храброго и преданного Руси. Вступились и степные родственники, которые в отместку за обиду Куятувдыя совершают набег на киевское княжество. Кунтувдый переходит на службу к Рюрику, и тот дает ему город Дверень, по реке Рось , - «русской земли для».
Есть многочисленные доказательства тому, что кочевники прочно оседали на территории Киевского государства. Торки жили не только в тех городах, которые сохраняют их имя в своих названиях. Они вероятно составляли значительный элемент в смешанном населении многих южнорусских городов и поселений.
Черные клобуки Еще одним, очень распространенным именем «своих» тюрков стало - «черные клобуки» историки считают буквальным переводом известного поныне тюркского этнонима - Каракалпак. Если ковуи - гвардия черниговских князей, то черные клобуки - киевских. Черные клобуки очень влиятельны в Киеве XII века.
Участвуют в киевском вече, наравне с русским населением избирают князя. Их мнение в выборе князя постоянно подчеркивается летописью. Сын Юрия Долгорукого обращается к своему отцу в 1149 году со словами: «Слышал я в Киеве, что хочет тебя вся Русская земля и Черные клобуки».
Смерть киевского князя Изяслава оплакивала «вся Русская земля и все черные клобуки». А когда на киевский стол прибыл Ростислав Мстиславич сын Владимира Мономаха , то «были ему рады все: и вся Русская земля и все черные клобуки обрадовались». После смерти Ростислава киевляне и «черные клобуки» приглашают Мстислава.
Эта характерная формула «вся русская земля и черные клобуки» показывает, какое активное участие в политической жизни Киева принимало племя Каракалпак. Ковуи Рода ковуев пришли в Русь необычном путем.
Островского «Снегурочка» и «Сказке о царе Берендее» В. Жуковского царь Берендей мудро правит берендеями. Известная пьеса Александра Островского «Снегурочка» переносит зрителя в «царство добрых берендеев», мало имеющих отношение к реальным берендеям.
Ипатьевская летопись неоднократно отмечает, что Изяслав Мстиславович пользовался большой любовью у чёрных клобуков. Вероятно, что находясь в постоянной борьбе за Киев с Юрием Долгоруким и, дважды, будучи изгнанным, из Киева, Изяслав позаботился о переселении части чёрных клобуков на Волынь, по аналогии с упомянутым переселением берендеев во Владимиро-Суздальские земли. Таким образом, в случае утраты киевского стола Изяслав автоматически терял контроль над чёрными клобуками Поросья, однако в его распоряжении оставались «волынские» берендеи. Они жили в отданных им на кормление русских городах, но основали и несколько своих: Торческ , Саков , Берендичев , Берендеево , Ижеславль , Урнаев и другие.
Столицей чёрноклобукского союза Поросья был город Торческ Торцкь, Торцьскъ. Каждая орда союза занимала определённую территорию. Берендеи получили от киевских князей регион в верховьях Роси, центром которого являлся город Ростовец. Здесь находились их вежи , а также небольшие укреплённые городки, упоминаемые летописью.
Например, в «Повести о разорении Рязани Батыем» значится: А в шестый день рано приидоша погании ко граду… А в шестой день рано утром пришли язычники к городу… — пер. В другом памятнике древнерусской литературы «Повесть о взятии Царьграда крестоносцами в 1204 году» сказано: …идеже бе жилъ поганый злый Дедрикъ. Дальше — больше: идолище поганое, поганский обычай, поганские пляски, поганские песни начисто затмили собой изначальное «языческое» значение слова.
Тут и конфликт с берендеями возник, так что величать свободолюбивых кочевников стали соотвественно — берендеи поганые. Что, по сути, масло масляное: язычник язычнический. Одного у берендеев не отнять: загадочный тюркский народ и вправду долгое время выручал русских князей, кочевники представляли значимую военную и политическую силу на Руси, но упоминания в летописях о них встречаются только в промежутке между X и XIII веками — военно-политическое сотрудничество продолжалось на протяжении нескольких поколений, это очевидно. Очевидно, могучую конницу пригласил какой-нибудь другой правитель, возможно, в Востока или из Азии.
Кто такие берендеи – Берендеи. Чем знамениты эти кочевники?
Берендеями был основан город Переяславль ныне Переславль-Хмельницкий недалеко от Киева. Они по-прежнему несли пограничную службу, отражали нашествия неприятелей, охраняли новую столицу Руси. Когда в Киеве победило византийское христианство, торки и берендеи отделились от Руси и основали Алыберское царство, названное по имени священной горы Алабырь, или Алатырь. Потом берендеи-ольберы вместе с торчинами вошли в Киевскую Русь.
В летописях их стали именовать «своими погаными», то есть язычниками, подданными Киеву. Они ничем не отличаются от иных русских богатырей, так же служат Владимиру, так же сражаются со степняками, только имена носят особые. Летописи также сообщают, что берендеи сопровождали князя Владимира в походе против волжских болгар «пошел Владимир на болгар и берендочи с ним».
В Васнесова Однако, несмотря на поддержку военных походов киевских князей, взаимоотношения с Киевом у берендеев становились все более сложными. Киевские князья, подстрекаемые византийским духовенством, время от времени устраивали походы на Переславль с целью «обратить язычников». Тогда большая часть берендеев бежала далеко на север, в глухомань, в леса вятичей и финно-угров.
Берендеи и другие славяне, бежавшие от междоусобиц к вятичам, принесли с собой великую и древнюю ведическую культуру, а затем хранили её в рождающейся Владимирской Руси. Берендеи-язычники верно служили всем владимиро-суздальским князьям. Так, Юрию Долгорукому говорили: «Мы умираем за Русскую землю с твоим сыном, и головы свои складываем за твою честь!
Ведическая традиция в крае не угасала. Они были украшены рельефами не только с христианскими, но и с древними ведическими сюжетами. На закомаре Дмитровского собора есть рельеф князя Всеволода с сыновьями.
На руках Юрий Всеволодович, князь легендарного Китеж-града, ушедшего в озеро Светлояр. Последнее летописное упоминание о берендеях есть в Лаврентьевской летописи за 1206 г. Затем имя берендеев исчезает из летописей, место их занимают казаки.
И замечу, что именно из-под Галича Костромского происходят все мои родственники по линиям Высоцких и Горских, да и Асовы — костромские волжане. Здесь следует напомнить историю нашего края, поскольку не все знают, что ведическая традиция продолжала жить здесь и после Крещения Руси. Берендеи в Поволжье Области берендеев и старинных обитателей края в Поволжье образовали в начале I тыс.
Тогда же был построен и град Малый Китеж, тот, что ныне — город Городец на Волге.
Поскольку русские князья часто использовали военные силы берендеев и других кочевых народах в своих войнах, часть кочевников была расселена по берегам реки Рось. Все вместе они стали именоваться «Черными клобуками». Слово «клобук» сейчас означает монашеский головной убор, но по-древнерусски так называлась любая шапка. Очевидно, такое наименование возникло оттого, что кочевники, в самом деле, носили черные головные уборы. Данные топонимики свидетельствуют о том, что в дальнейшем часть берендеев опять же, как важный военный ресурс была переселена Юрием Долгоруким и Андреем Боголюбским на территорию Северо-Восточной Руси. Память об этом хранит, например, название села Берендеево в Ярославской области. После монголо-татарского нашествия имя берендеев исчезает из летописи.
Очевидно токри и берендеи, продолжавшие вести степной, кочевой образ жизни, были вовлечены в формирование татарского населения Золотой Орды, а те, кто оказался в глубине русских территорий, постепенно растворился в славянской массе. Остается вопрос: почему в массовом сознании берендеи, тюркоязычные кочевники, предстают в виде неких «сказочных славян», а не врагов-степняков? Всему виной великий русский писатель Александр Николаевич Островский 1823 — 1886. Да-да, тот самый, который написал «Грозу» помните: Катерина, «луч света в темном царстве» и прочее, известное всем со школы. Помимо этой замечательной пьесы, Островский является автором еще нескольких десятков произведений, среди которых видное место занимает романическая стихотворная пьеса «Снегурочка», впервые поставленная на сцене Большого театра в 1873 г. Именно в этой пьесе берендеи из древних тюркоязычных кочевников превратились в сказочных славян. В пьесе фигурирует «Заречная слободка Берендеевка», её жители — «берендеи», и даже «царь Беренедей». Почему Островский придумал для своего воображаемого народа такое странное скажем прямо, совершенно не подходящее по смыслу название?
Историки утверждают, что берендеи находились в числе служивых в подчинении Юрия Долгорукого. Подчиняясь князю Ярополку Владимировичу, они выступали против Всеволода Ольговича в битве 1139 года. Тридцать тысяч берендеев встали на защиту князя. Свидетельства о них хранятся на Владимиро-Суздальских землях. Исследователи предполагают, что Долгорукий переселил берендеев из Поросья. Люди стали расселяться по русским городам, при этом основывая и свои. Киевские правители наградили берендеев регионом у реки Роси, где некогда находился Ростовец. Теории историков описывают ассимиляцию берендеев в татаро-монгольских племенах после нашествия ига. Берендеи имели собственную мифологию.
Лес был для них священным местом. Племена совершали обряды, поклоняясь природе, чтили ресурсы, дарованные им, и использовали их разумно. Гадания и предсказания — традиция этой народности, поэтому царь Берендей часто предстает героем, наделенным магическими способностями и силой. Экранизации В 1968 году Павел Кадочников снял фильм «Снегурочка» и сам исполнил в нем роль царя Берендея. По сюжету киноленты, снятой на студии «Ленфильм», таинственная девушка попала в деревню берендеев. У нее нет чувств, зато есть баснословная красота, быстро привлекшая поклонников. Среди них ветреный Мизгирь, бросивший ради Снегурки невесту Купаву.
В 1116 году берендеи, торки и печенеги потерпели крупное поражение на Дону от половцев и откочевали в Киевскую Русь, признав зависимость от киевского князя. Берендеев, торков и печенегов, поступивших на службу Руси, стали звать чёрными клобуками. На тюркском -«казак». Защищали южные границы Руси, активно участвовали в междоусобных разборках князей.
3-й день экспедиции «За головными уборами героев русских сказок». В гостях у Царя Берендея
Однако, можно с уверенностью утверждать, что и на Руси были свои друиды, почитавшие мир растений, как божество. Давно исчезли берендеи, но сохранилось в качестве наследства в поучение потомкам красивое гадание на листьях. Когда — то племя берендеев было кочевым, но потом они поселились на дальних землях Руси, свято храня свои обычаи и обряды, сохранившиеся еще с древних времен. Очень красиво и поэтично описал Берендеево царство А. Островский в пьесе «Снегурочка», прочитав которую, можно узнать о гороскопах и гаданиях Берендеев. А на картине Васнецова «Палаты царя Берендея» сразу заметно, что стены во дворце расписаны полевыми цветами. Им казалось, что цветы и деревья подают людям тайные сигналы, услышав и разгадав которые, можно узнать будущее.
I - в русском произношении -- и, совпало с окончанием множественяого числа. В таких случаях, в единственном числе появлялся рефлекс «й».
Сравните: зодчи - зодчий, казначи - казначей. Такого происхождения «й» в окончаниях польских фамилий: Успенски - Успенский и т, д. Берендеи отличались от обычных наемников жестокостью по отношению к своим степным соплеменникам. Наряду с торками и другими племенами упоминаются в летописях также под названием чёрных клобуков. В 1155 году берендеи, состоящие на службе у Юрия Долгорукого, захватили в плен много половцев. Уцелевшие сбегали в степь за «помочью», подошли к Киеву и просили Юрия, чтобы он приказал наемникам вернуть пленных. Долгорукий только руками развел, ибо берендеи отказались: «Мы умираем за русскую землю с твоим сыном и головы свои складываем за твою честь». Они отстояли свое право федератов на военную добычу и право изгоев на месть.
Берендеи, как и большинство торкинов, жили в Руси постоянно, «с родом своим». Они хотят за службу не денег, как того требовали вряги у новгородцев, но города для жительства бенефицию. Они послали Мстиславу сказать: «если нас хочешь любить, как нас любил отец твой, и по городу лучшему лепшему нам дать, то мы на том от Изяслава отступим». Мстислав согласился и выделил для них города. Не все города русские, в которых жили берендеи, сохранили в названиях память о них. С конца XI века берендеи с согласия киевских князей осели на Киевщине преимущественно в Поросье, вдоль реки Роси с обязанностью принимать участие в походах киевских князей. Впервые торки упоминаются в «Повести временных лет», под 985 годом, когда Владимир Святославич со своим дядей Добрьшей пошел против волжских болгар. Здесь не говорится, что русские князья и их торки участвуют в совместных действиях впервые.
Далее по летописи торки помогают отражать печенегов, потом половцев. В конце XII века летопись упоминает «Торцького князя» Кунтувды 1 , которого арестовал Святослав Bcеволодич двоюродный брат князя Игоря по ложному доносу. За него вступились другие русские князья, как за человека храброго и преданного Руси. Вступились и степные родственники, которые в отместку за обиду Куятувдыя совершают набег на киевское княжество. Кунтувдый переходит на службу к Рюрику, и тот дает ему город Дверень, по реке Рось , - «русской земли для». Есть многочисленные доказательства тому, что кочевники прочно оседали на территории Киевского государства. Торки жили не только в тех городах, которые сохраняют их имя в своих названиях. Они вероятно составляли значительный элемент в смешанном населении многих южнорусских городов и поселений.
Черные клобуки Еще одним, очень распространенным именем «своих» тюрков стало - «черные клобуки» историки считают буквальным переводом известного поныне тюркского этнонима - Каракалпак. Если ковуи - гвардия черниговских князей, то черные клобуки - киевских. Черные клобуки очень влиятельны в Киеве XII века. Участвуют в киевском вече, наравне с русским населением избирают князя. Их мнение в выборе князя постоянно подчеркивается летописью. Сын Юрия Долгорукого обращается к своему отцу в 1149 году со словами: «Слышал я в Киеве, что хочет тебя вся Русская земля и Черные клобуки». Смерть киевского князя Изяслава оплакивала «вся Русская земля и все черные клобуки». А когда на киевский стол прибыл Ростислав Мстиславич сын Владимира Мономаха , то «были ему рады все: и вся Русская земля и все черные клобуки обрадовались».
После смерти Ростислава киевляне и «черные клобуки» приглашают Мстислава. Эта характерная формула «вся русская земля и черные клобуки» показывает, какое активное участие в политической жизни Киева принимало племя Каракалпак. Ковуи Рода ковуев пришли в Русь необычном путем. По летописной легенде XI века хан Редедя Ер-дада , правивший народом косог, предложил Мстиславу храброму вместо боя поединок на условиях: победил - все мое переходит к тебе. И войско и весь народ становится рыцарской добычей. Мстиславу бог помог, и он «зарезал» Редедю. И увел косогов в Чернигов. Потомки их служили верой и правдой Ярославу Черниговскому, который отпустил часть своей тюркской дружины с Игорем, и они полегли до единого на берегах Каялы.
Половцы их в плен не брали. Потомки Мстиславских косогов в XII еке выступают уже под именем - ковуй. Тюркские самоназвания в разные эпохи создаются по разным семантическим схемам. Летописи и «Поучение Владимира Мономаха» называют ряд имен половецких вождей, которые оказываются при рассмотрении названиями родов: Арслан-оба «дом Арслана» , Китан-оба «дом Китана» , Алтун-опа «дом Алтуна» , Аепа «дом Айа» и т. В Ипатьевской летописи под 1185 годом перечисляются половецкие роды, участвовавшие в битве против Игоря: -«И токсобичи, и етебичи, и тертробичи и колобячи». Я восстанавливаю: токсоба «девять домов» , «eтiоба» «семь домов» , тертоба «четыре дома» , колоба «пять домов». В этнонимах лексика сохраняется, подчас в весьма древнем состоянии. Так, форма «терт» - 4 во всех наречиях изменилась в «торт» дорт, дурт, турт.
Кол - уцелела лишь в значении «рука», а как числительное уже не употребляется. Вытеснена индоевропейским пес бес - 5. В орхоно-енисейских памятниках VIII век и в огузском эпосе распространены этнонимы «он ок» десять стрел , «уч ок «три стрелы» , «бес ок» «пять стрел». Слово «ок» - в большинстве тюркских наречений выступает в одном значении - «стрела». В языках Алтая сохраняется «к» - дом, род. Случайно,участвуя в составе этнонимов, ок - стрела стало обозначать - дом, род. К этому семантическому рядуу я отношу и отмеченный летописью термин «косок» косогы - буквально: «объединенные роды». Это уже название союза родов.
Редедя руководил, вероятно, одним из родов косогов. Переселившись в Чернигов этот род стал называть себя - кобуй «много домов» - ослабленная калька «косога» 2. В «Слове» перечисляются «дома» семьи , входящие в состав ковуев - могуты, татраны, щельбиры ольберы, топчаки, ревуги. Малое видел здесь имена батыров - предводителей отряда ковуев. С некоторыми его этимологиями можно согласиться. Реконструкции «Ер-буга» ревуга «Алп-ер» ольбер вероятны, ибо подобные имена встречаются в тюркской в частности, казахской ономастике; Как и Ер-дада Редедя , Челебир шельбир. На вопрос «Кто это - Берендей? К этой теме обращались в разное время наш замечательный поэт, удивительный драматург, чудесный необыкновенный композитор.
А в наши дни в 1968 году был создан фильм «Снегурочка». Актёр П. Кадочников сыграл в нём роль царя Берендея. Он мудр, прозорлив, добр и справедлив. Начнем с поэтических строк Первый рассказал русскому читателю сказку о царе Берендее В. Ему мало места уделил поэт. Берендей появляется только в начале сказания и под конец. Каким предстаёт у поэта Берендей?
Кто это? Немолодой царь с бородой до колен. У него до старости нет детей. Об этом он глубоко печалится. Уезжая из своего стольного града, чтобы осмотреть своё царство, он отлучился на 8 месяцев. На обратном пути, в конце девятого месяца, в знойный жаркий день ему захотелось отдохнуть. В палатке было душно. Царь размечтался о чистой ключевой холодной водице.
Сел на коня и объехал поле. Ему встретился полный колодец, в котором плавал ковшик с янтарной ручкой. Ковшик оказался не прост: не давался в руки царю. Тогда Берендей перестал ловить хитрую посудинку, а просто нагнулся к воде, утопив в ней всю бороду, стал жадно пить. Утолив свою жажду, несчастный царь не смог поднять головы от колодца. Крепко в него вцепились клещи чудища с горящими, как огромные изумруды, глазами. Не отпускает чудовище. Задумался Берендей.
Всё ему знакомо в его царстве, и он согласился. Получил желанную свободу и уехал. Что ждало царя дома Сказка о Берендее Жуковского продолжается.
Они по-прежнему несли пограничную службу, отражали нашествия неприятелей, охраняли новую столицу Руси. Когда в Киеве победило византийское христианство, торки и берендеи отделились от Руси и основали Алыберское царство, названное по имени священной горы Алабырь, или Алатырь. Потом берендеи-ольберы вместе с торчинами вошли в Киевскую Русь. В летописях их стали именовать «своими погаными», то есть язычниками, подданными Киеву. Они ничем не отличаются от иных русских богатырей, так же служат Владимиру, так же сражаются со степняками, только имена носят особые.
Летописи также сообщают, что берендеи сопровождали князя Владимира в походе против волжских болгар «пошел Владимир на болгар и берендочи с ним». Однако, несмотря на поддержку военных походов киевских князей, взаимоотношения с христианским Киевом у берендеев становились все более сложными. Киевские князья, подстрекаемые византийским духовенством, время от времени устраивали походы на Переславль с целью «обратить язычников». Тогда большая часть берендеев бежала далеко на север, в глухомань, в леса вятичей и финно-угров. Берендеи и другие славяне, бежавшие от междоусобиц к вятичам, принесли с собой великую и древнюю ведическую культуру. Берендеи-язычники верно служили всем владимиро-суздальским князьям. Так, Юрию Долгорукому говорили: «Мы умираем за Русскую землю с твоим сыном, и головы свои складываем за твою честь! Ведическая традиция в крае не угасала.
Они были украшены рельефами не только с христианскими, но и с древними ведическими сюжетами. Последнее летописное упоминание о берендеях есть в Лаврентьевской летописи за 1206 г. Затем имя берендеев исчезает из летописей, место их занимают казаки. И замечу, что именно из-под Галича Костромского происходят все мои родственники по линиям Высоцких и Горских, да и Асовы — костромские волжане. Здесь следует напомнить историю нашего края, поскольку не все знают, что ведическая традиция продолжала жить здесь и после Крещения Руси. Области берендеев и старинных обитателей края в Поволжье образовали в начале I тыс. Тогда же был построен и град Малый Китеж, тот, что ныне — город Городец на Волге. XVII, с.
А само древнее Берендеево княжество стало тогда именоваться Городецким княжеством. Области близ Большого Китежа у Светлоярого озера, а также близ Городца Малого Китежа вошли в Нижегородское княжество после их разгрома Батыем в 1238 году. Тогда и град Китеж стал невидим. А известная по летописям языческая Пургасова Русь столицей коей почитается град Алатырь на юге Нижегородчины была разделена между Нижегородским княжеством, а также Золотой Ордой, после сражений с князем Пургасом в 1229 году, согласно Лаврентьевской летописи. Нижегородское княжество, объединенное с Русью Пургасовой и землями берендеев Городецким княжеством , и потом сохраняло ведическую веру наравне с православной. Ведическая вера объединяла волжан тогда в союз с единоверной Золотой Ордой, вплоть до принятия татарами ислама в 1312 году. После сего союз распался. К тому же Золотая Орда ослабла под ударами среднеазиатского тирана Тамерлана.
Нижегородское княжество с подвластными язычниками-русами из родов пургасов на юге, берендеев на севере и иных откололось от Золотой Орды и номинально перешло под власть князя московского 1392 год. Но это не помешало нижегородцам отразить поход московских ратей в 1410 году, кои желали утвердить новую власть и крестить «поганых». Окончательно же пургасы, берендеи с нижегородцами вошли в Московскую Русь только после разгрома Золотой Орды Иваном Грозным в 1552 году. Последующая отмена вечевой власти, закрепощение отмена Юрьева дня при Борисе Годунове , а также христианизация края, сопровождавшаяся переводом многих угодий, священных лесов в собственность церкви, а также отписанием целых деревень монастырям, — привели к восстаниям, разинщине, а затем и пугачевщине. Разгром повстанцев и последующий погром капищ, вырубка священных рощ, истребление жречества подорвали основу существования средневековой ведической культуры в том числе и ведорусской литературы в крае. Но это был уже XVII век. И потому очень знаменательно, что именно благодаря берендеям по сию пору сохранилась ведическая православная традиция Руси. Родом из берендеевских мест, из Рязани, был А.
Сулакадзев — один из последних хранителей «Книги Велеса», «Боянова гимна», дошедших до нас, а также многих недошедших: «Белой книги», «Китовраса», «Перуницы» и иных. Я знаю многих берендеев из Переславля-Залесского, рядом с которым стоит знаменитое село Берендеево. Окрестности Переславля — это также заповедный славянский край. И по сию пору здесь на Купалу и Коляду собираются потомки берендеев — те, кто воскресил в себе древнюю веру Ведической Руси. Данный текст является ознакомительным фрагментом. БЕРЕНДЕЙ - Дед-Лесовик - дух-повелитель лесов и растительности , предопределяющий жизнь, судьбу и поведение всех обитателей лесных чащоб и обеспечивающий согласие в природе, олицетворение вечно живой природы. Руки его покрыты дубовой корой, в волосах и бороде вьется плющ, по щекам зеленый мох растет, а на голове - птичье гнездо. Согласно толковым словарям, Берендей - колдун, оборотень, кочевник , тот, кто постоянно живёт в лесу.
Берендей - дух-помощник в гадании по листьям растений. Если очень волнует какой-то вопрос, или необходимо принять важное решение достаточно просто сосредоточиться на проблеме, задать вопрос и загадать мысленно: да, или нет? Дело в том, что все ответы на наши вопросы и события будущего мы уже знаем. Ответы находятся на уровне нашего подсознания. Случайное гадание неведомым нам образом отпускает их оттуда. Именно поэтому простые методы гаданий так популярны в народе. Из-за своего желания узнавать будущее люди придумали множество вариантов гаданий. С древних времен гадали на стрелах, муке, по внутренностям животных, по пению петуха, узнавали судьбу с помощью кругов на воде, швейных иголок, колец, ключей и т.
Но есть ещё один очень старый и популярный способ - гадание на листьях деревьев и растений. Гадания на листьях деревьев и растений следует проводить в первый день после новолуния. Выберете день, чтобы не было ветра, дождя, погода была хорошая. Рано утром умойтесь, распустите волосы и снимите украшения. Возьмите уголек, мел и отправляйтесь в лес или парк. Хорошо, если никто не будет вас отвлекать. Поэтому старайтесь выбрать место, где мало людей и сами никого с собой не берите. Подберите с земли лист осины, березы или липы и загадайте на своего любимого.
Это будет гадание на листочке «любит или нет». Только хорошо сосредоточьтесь, закройте глаза и представьте его ее лицо очень явно, подумайте о ваших отношениях как можно более подробно. Затем напишите углем или мелом на выбранном листе его ее имя и подбросьте лист как можно выше. Понаблюдайте за ним. Если листик поднялся высоко - будьте уверены, ваше желание исполнится, ваш избранник любит и думает о вас. Если лист поднялся низко , быстро полетел в сторону - вас ждет небольшая ссора, но отношения наладятся. Если он полетел высоко, а опускаясь, вертится в воздухе - вы будете счастливы вместе. Плохое предзнаменование - если лист быстро упал и остался лежать на одном месте.
Но если он сдвинулся и покатился в сторону, все наладится. Берендеи обладали тайными магическими знаниями. Они считали окружающую их природу живым существом, обладающим душой.
Из рук ускользнувши, как рыбка нырнул он Прямо на дно колодца и снова потом на поверхность Выплыл, как будто ни в чем не бывало. Напившися вдоволь, поднять он Голову хочет... Упершись в ограду колодца, Силится он оторваться, трясет, вертит головою Держат его, да и только. Нет ответа; лишь страшная смотрит со дна образина: Два огромные глаза горят, как два изумруда; Рот разинутый чудным смехом смеется; два ряда Крупных жемчужин светятся в нем, и язык, меж зубами Выставясь, дразнит царя; а в бороду впутались крепко Вместо пальцев клешни. И вот наконец сиповатый Я тебя не пущу.
Если же хочешь на волю, Дай мне то, что есть у тебя и чего ты не знаешь". Царь подумал: "Чего ж я не знаю? Я, кажется, знаю Все! Слово сдержи, чтоб себе не нажить ни попрека, ни худа". С этим словом исчезли клешни; образина пропала. Честную выручив бороду, царь отряхнулся, как гоголь, Всех придворных обрызгал, и все царю поклонились. Сев на коня, он поехал; и долго ли, мало ли ехал, Только уж вот он близко столицы; навстречу толпами Сыплет народ, и пушки палят, и на всех колокольнях Звон. И царь подъезжает к своим златоверхим палатам Там царица стоит на крыльце и ждет; и с царицей Рядом первый министр; на руках он своих парчевую Держит подушку; на ней же младенец, прекрасный как светлый Месяц, в пеленках колышется.
Царь догадался и ахнул. Уморил ты, проклятый Демон, меня! Все удивились, но слова никто не промолвил. Младенца На руки взявши, царь Берендей любовался им долго, Сам его взнес на крыльцо, положил в колыбельку и, горе Скрыв про себя, по-прежнему царствовать начал. О тайне Царской никто не узнал; но все примечали, что крепко Царь был печален - он все дожидался: вот придут за сыном; Днем он покоя не знал, и сна не ведал он ночью. Время, однако, текло, а никто не являлся. Царевич Рос не по дням - по часам; и сделался чудо-красавец. Вот наконец и царь Берендей о том, что случилось, Вовсе забыл...
Раз царевич, охотой в лесу забавляясь, в густую Чащу заехал один. Он смотрит: все дико; поляна; Черные сосны кругом; на поляне дуплистая липа. Вдруг зашумело в дупле; он глядит: вылезает оттуда Чудный какой-то старик, с бородою зеленой, с глазами Также зелеными. Долго тебя дожидалися мы; пора бы нас вспомнить". Уж давно миновалось Время. Он сам остальное поймет. До свиданья". И с этим Словом исчез бородатый старик.
Иван же царевич В крепкой думе поехал обратно из темного леса. Вот он к отцу своему, царю Берендею, приходит. И он рассказал о том, что видел и слышал. Царь Берендей побледнел как мертвец. Видно, пришло нам расстаться!.. Дай мне коня; я поеду; а ты меня дожидайся; Тайну держи про себя, чтоб о ней здесь никто не проведал, Даже сама государыня-матушка. Если ж назад я К вам по прошествии целого года не буду, тогда уж Знайте, что нет на свете меня". Снарядили как должно В путь Ивана-царевича.
Дал ему царь золотые Латы, меч и коня вороного; царица с мощами Крест на шею надела ему; отпели молебен; Нежно потом обнялися, поплакали... Поехал В путь Иван-царевич. Что-то с ним будет? Уж едет День он, другой и третий; в исходе четвертого - солнце Только успело зайти - подъезжает он к озеру; гладко Озеро то, как стекло; вода наравне с берегами; Все в окрестности пусто; румяным вечерним сияньем Воды покрытые гаснут, и в них отразился зеленый Берег и частый тростник - и все как будто бы дремлет; Воздух не веет; тростинка не тронется; шороха в струйках Светлых не слышно. Иван-царевич смотрит, и что же Видит он? Тридцать хохлатых сереньких уточек подле Берега плавают; рядом тридцать белых сорочек Подле воды на травке лежат. Осторожно поодаль Слез Иван-царевич с коня; высокой травою Скрытый, подполз и одну из белых сорочек тихонько Взял; потом угнездился в кусте дожидаться, что будет. Уточки плавают, плещутся в струйках, играют, ныряют.
Вот наконец, поиграв, поныряв, поплескавшись, подплыли К берегу; двадцать девять из них, побежав с перевалкой К белым сорочкам, оземь ударились, все обратились В красных девиц, нарядились, порхнули и разом исчезли. Только тридцатая уточка, на берег выйти не смея, Взад и вперед одна-одинешенька с жалобным криком Около берега бьется; с робостью вытянув шейку, Смотрит туда и сюда, то вспорхнет, то снова присядет... Жалко стало Ивану-царевичу. Вот он выходит К ней из-за кустика; глядь, а она ему человечьим Платье мое, я сама тебе пригожусь". Он с нею Спорить не стал, положил на травку сорочку и, скромно Прочь отошедши, стал за кустом. Вспорхнула на травку Уточка. Что же вдруг видит Иван-царевич? Девица В белой одежде стоит перед ним, молода и прекрасна Жил-был царь Берендей до колен борода.
Нужда случилась царю осмотреть свое государство; он простился с царицей и восемь месяцев ровно пробыл в отлучке. Девятый был месяц в исходе, когда он, к царской столице своей подъезжая, на поле чистом в знойный день отдохнуть рассудил; разбили палатку; душно стало царю под палаткой, и смерть захотелось выпить студеной воды. А плохо приходит; вот он решился сам объехать все поле: авось попадется на счастье где-нибудь ключ. Поспешно Спрянув с коня, заглянул он в него: он полон водою вплоть до самых краев; золотой на поверхности ковшик плавает. Царь Берендей поспешно за ковшик — не тут-то было: ковшик прочь от руки. За янтарную ручку Царь с нетерпеньем то правой рукою, то левой хватает ковшик; но ручка, проворно виляя и вправо и влево, только что дразнит царя и никак не дается. Вот он, выждавши время, чтоб ковшик стал на место, хвать его разом справа и слева — как бы не так! Из рук ускользнувши, как рыбка нырнул он прямо на дно колодца и снова потом на поверхность выплыл, как будто ни в чем не бывало.
Напившися вдоволь, поднять он голову хочет... Упершись в ограду колодца, силится он оторваться, трясет, вертит головою — держат его, да и только. Нет ответа; лишь страшная смотрит со дна образина: Два огромные глаза горят, как два изумруда; рот разинутый чудным смехом смеется; два ряда крупных жемчужин светятся в нем, и язык, меж зубами выставясь, дразнит царя; а в бороду впутались крепко вместо пальцев клешни. И вот наконец сиповатый голос сказал из воды: — "Не трудися, царь, понапрасну; Я тебя не пущу. Я, кажется, знаю все! Честную выручив бороду, царь отряхнулся, как гоголь, всех придворных обрызгал, и все царю поклонились. Сев на коня, он поехал; и долго ли, мало ли ехал, только уж вот он близко столицы; навстречу толпами сыплет народ, и пушки палят, и на всех колокольнях звон. И царь подъезжает к своим златоверхим палатам — там царица стоит на крыльце и ждет; и с царицей рядом первый министр; на руках он своих парчевую держит подушку; на ней же младенец, прекрасный как светлый месяц, в пеленках колышется.
Младенца На руки взявши, царь Берендей любовался им долго, сам его взнес на крыльцо, положил в колыбельку и, горе скрыв про себя, по-прежнему царствовать начал. О тайне царской никто не узнал; но все примечали, что крепко Царь был печален — он все дожидался: вот придут за сыном; днем он покоя не знал, и сна не ведал он ночью. Царевич рос не по дням — по часам; и сделался чудо-красавец. Вот наконец и царь Берендей о том, что случилось, вовсе забыл... Раз царевич, охотой в лесу забавляясь, в густую чащу заехал один. Он смотрит: все дико; поляна; черные сосны кругом; на поляне дуплистая липа. Вдруг зашумело в дупле; он глядит: вылезает оттуда чудный какой-то старик, с бородою зеленой, с глазами также зелеными. Иван же царевич в крепкой думе поехал обратно из темного леса.
Дай мне коня; я поеду; а ты меня дожидайся; тайну держи про себя, чтоб о ней здесь никто не проведал, даже сама государыня-матушка. Если ж назад я к вам по прошествии целого года не буду, тогда уж знайте, что нет на свете меня". Снарядили как должно в путь Ивана-царевича. Дал ему царь золотые латы, меч и коня вороного; царица с мощами крест на шею надела ему; отпели молебен; нежно потом обнялися, поплакали... Поехал в путь Иван-царевич. Уж едет день он, другой и третий; в исходе четвертого — солнце только успело зайти — подъезжает он к озеру; гладко озеро то, как стекло; вода наравне с берегами; все в окрестности пусто; румяным вечерним сияньем воды покрытые гаснут, и в них отразился зеленый берег и частый тростник — и все как будто бы дремлет; воздух не веет; тростинка не тронется; шороха в струйках светлых не слышно. Иван-царевич смотрит, и что же видит он? Тридцать хохлатых сереньких уточек подле берега плавают; рядом тридцать белых сорочек подле воды на травке лежат.
Осторожно поодаль слез Иван-царевич с коня; высокой травою скрытый, подполз и одну из белых сорочек тихонько взял; потом угнездился в кусте дожидаться, что будет. Вот наконец, поиграв, поныряв, поплескавшись, подплыли к берегу; двадцать девять из них, побежав с перевалкой к белым сорочкам, оземь ударились, все обратились в красных девиц, нарядились, порхнули и разом исчезли. Только тридцатая уточка, на берег выйти не смея, взад и вперед одна-одинешенька с жалобным криком около берега бьется; с робостью вытянув шейку, смотрит туда и сюда, то вспорхнет, то снова присядет... Вот он выходит к ней из-за кустика; глядь, а она ему человечьим голосом вслух говорит: — "Иван-царевич, отдай мне платье мое, я сама тебе пригожусь". Он с нею спорить не стал, положил на травку сорочку и, скромно прочь отошедши, стал за кустом. Вспорхнула на травку уточка. Девица в белой одежде стоит перед ним, молода и прекрасна так, что ни в сказке сказать, ни пером описать, и, краснея, руку ему подает и, потупив стыдливые очи, голосом звонким, как струны, ему говорит: — "Благодарствуй, Добрый Иван-царевич, за то, что меня ты послушал; тем ты себе самому услужил, но и мною доволен будешь: я дочь Кощея бессмертного, Марья-царевна; тридцать нас у него, дочерей молодых. Подземельным царством владеет Кощей.
Он давно уж тебя поджидает в гости и очень сердит; но ты не пекись, не заботься, сделай лишь то, что я тебе присоветую. Слушай: только завидишь Кощея-царя, упади на колена, прямо к нему поползи; затопает он — не пугайся; станет ругаться — не слушай; ползи да и только; что после будет, увидишь; теперь пора нам". И Марья-царевна в землю ударила маленькой ножкой своей; расступилась тотчас земля, и они вместе в подземное царство спустились. Видят дворец Кощея бессмертного; высечен был он весь из карбункула-камня и ярче небесного солнца все под землей освещал. Иван-царевич отважно входит: Кощей сидит на престоле в светлой короне; блещут глаза, как два изумруда; руки с клешнями. Только завидел его вдалеке, тотчас на колени стал Иван-царевич. Кощей ж затопал, сверкнуло страшно в зеленых глазах, и так закричал он, что своды царства подземного дрогнули. Слово Марьи-царевны вспомня, пополз на карачках Иван-царевич к престолу; царь шумит, а царевич ползет да ползет.
Напоследок стало царю и смешно. Милости просим К нам в подземельное царство; но знай, за твое ослушанье должен ты нам отслужить три службы; сочтемся мы завтра; ныне уж поздно; поди". Тут два придворных проворно под руки взяли Ивана-царевича очень учтиво, с ним пошли в покой, отведенный ему, отворили дверь, поклонились царевичу в пояс, ушли, и остался там он один. Беззаботно он лег на постелю и скоро сном глубоким заснул. На другой день рано поутру царь Кощей к себе Ивана-царевича кликнул. Изволь, например, нам построить нынешней ночью дворец: чтоб кровля была золотая, стены из мрамора, окна хрустальные, вкруг регулярный сад, и в саду пруды с карасями; если построишь этот дворец, то нашу царскую милость заслужишь; если же нет, то прошу не пенять... Пускай его снимет голову; двух смертей не видать, одной не минуешь". То ли беда?
Беда впереди; не печалься; утро вечера, знаешь ты сам, мудренее: ложися спать; а завтра поранее встань; уж дворец твой построен будет; ты ж только ходи с молотком да постукивай в стену". Так все и сделалось. Утром ни свет ни заря, из каморки вышел Иван-царевич... Чудный такой, что сказать невозможно. Кощей изумился; верить не хочет глазам. Тридцать есть у меня дочерей, прекрасных царевен. Завтра я всех их рядом поставлю, и должен ты будешь три раза мимо пройти и в третий мне раз без ошибки младшую дочь мою, Марью-царевну, узнать; не узнаешь — С плеч голова. Всех нас тридцать сестер, и все на одно мы лицо; и такое сходство меж нами, что сам отец наш только по платью Может нас различать".
Смотри же, будь осторожен, вглядись хорошенько, Сделать ошибку легко. И пчелка исчезла. Вот на другой день опять Ивана-царевича кличет царь Кощей. Царевны уж тут, и все в одинаковом Платье рядом стоят, потупив глаза. Пошел Иван-царевич; глядит он в оба глаза: уж подлинно сходство! И вот он проходит в первый раз — мошки нет; проходит в другой раз — все мошки нет; проходит в третий и видит — крадется мошка, чуть заметно, по свежей щеке, а щека-то под нею так и горит; загорелось и в нем, и с трепещущим сердцем: — "Вот она, Марья-царевна! Вот тут-то и хитрость; верно, с грехом пополам. Погоди же, теперь доберуся я до тебя.
Часа через три ты опять к нам пожалуй; рады мы гостю, а ты нам свою премудрость на деле здесь покажи: зажгу я соломинку; ты же, покуда будет гореть та соломинка, здесь, не трогаясь с места, сшей мне пару сапог с оторочкой; не диво; да только знай наперед: не сошьешь — долой голова; до свиданья". Зол возвратился к себе Иван-царевич, а пчелка Марья-царевна уж там. Я царский сын; я не хуже родом его. Кощей он бессмертный! Видали мы много этих бессмертных". Шить сапогов я не стану. Снимет он голову — черт с ним, с собакой! Какая мне нужда!
Нам должно бежать; уж другого способа нет".
Bestiary.us
Кто такие берендеи. Значение слова Берендей на это м. разг. 1) Тот, кто постоянно живет в лесу. В Викиданных есть лексема берендей (L91286).
Кто такой берендей в славянской мифологии. О ведославных берендеях
Кто такие, откуда взялись. Берендеями изначально считали кочевой народ тюркского происхождения в восточноевропейских степях, в летописях они иногда назывались то «торками» (видимо, от тюрк), то «черными клобуками» (черношапочниками). В данной статье мы проведем исторический анализ берендеев и попытаемся разобраться в их истинном значении для Древней Руси. дедушка Берендей. «#эдуардгеоманский #берендей #сергейберендей #berendeitv» от автора Berendei_Official с композицией «оригинальный звук» (исполнитель Berendei_Official). Русский фольклор демонстрирует массу разномастных красочных образов, которые являются не просто плодом фантазии автора, навеянным.
Кононенко Михаил. Берендеи.
А на картине Васнецова «Палаты царя Берендея» сразу заметно, что стены во дворце расписаны полевыми цветами. Берендеи не могли представить свою жизнь без растений, которым поклонялись и считали друзьями. Им казалось, что цветы и деревья подают людям тайные сигналы, услышав и разгадав которые, можно узнать будущее. В век современных технологий о гадании берендеев можно узнать онлайн. О пользе гаданий Всем известна песенка в исполнении Аллы Пугачевой: «Ну что сказать?
Ну что сказать? Устроены так люди — желают знать, желают знать, желают знать, что будет! Действительно, люди всегда пытались проникнуть в таинственный мир будущего, прибегая для этого к помощи гадалок, экстрасенсов, колдунов и прочих работников магического цеха. Но это не обязательно — можно провести гадание Берендеев бесплатно.
Не дает покоя какая-то проблема? От вас ждут решения важного дела? Достаточно просто сосредоточиться и самому себе задать вопрос, почти как Гамлет: быть или не быть? Нет или да?
Секрет прост: все ответы хранятся в глубине нашего подсознания, но им нужно помочь выйти оттуда. И в этом может помочь гадание берендеев. Значение листьев в гороскопах и гадании берендеев Берендеи были уверены, что в растениях живут добрые духи, способные помогать людям и подсказывать правильные решения их насущных проблем. События они предсказывали по упавшим листьям.
Попытаемся проникнуть в тайну растений, какое же значение имеют листья некоторых из них в гадании берендеев. Березовый лист приносит новые вести, смену чего-то привычного, например, места жительства или работы. Дубовый — сулит здоровье, что особенно важно для скорейшего выздоровления больных. Тополиные — призывают к внимательности и осторожности, намекая на близкую и возможную опасность.
Еловые иголки говорят о том, что вы можете «уколоться», благодаря кому-то или чему-то, иными словами, испытать разочарование. Сосновые колючки предупреждают — вам грозит обман и мошенничество, будьте бдительны! Кстати, не обязательно идти в лес и ждать, когда с дерева упадет какой-то лист, можно дома спокойно насладиться гаданием берендеев онлайн бесплатно. Лист с вяза обнадеживает: жизнь совсем скоро повернется к вам своей светлой стороной.
А листья липы наоборот — сулят плохие новости, но не расстраивайтесь, как известно, и темная полоса бывает взлетной. Лист клена предсказывает, что совсем скоро вы узнаете какой — то важный секрет, открыть который будет нельзя никому. Узнать тайну, конечно, заманчиво, но хранить ее — сомнительное удовольствие.
Именно с приходом христианства «погань» перекочевала и в летописи. Например, в «Повести о разорении Рязани Батыем» значится: А в шестый день рано приидоша погании ко граду… А в шестой день рано утром пришли язычники к городу… — пер. В другом памятнике древнерусской литературы «Повесть о взятии Царьграда крестоносцами в 1204 году» сказано: …идеже бе жилъ поганый злый Дедрикъ. Дальше — больше: идолище поганое, поганский обычай, поганские пляски, поганские песни начисто затмили собой изначальное «языческое» значение слова. Тут и конфликт с берендеями возник, так что величать свободолюбивых кочевников стали соотвественно — берендеи поганые.
Что, по сути, масло масляное: язычник язычнический. Одного у берендеев не отнять: загадочный тюркский народ и вправду долгое время выручал русских князей, кочевники представляли значимую военную и политическую силу на Руси, но упоминания в летописях о них встречаются только в промежутке между X и XIII веками — военно-политическое сотрудничество продолжалось на протяжении нескольких поколений, это очевидно.
В стране берендеев образуются союзы без любви. Кажется, что Лель любит Снегурочку, но она холодна, она не может любить. Кажется, что полюбили друг друга Купава и Мизгирь.
Но ведь это только кажется, а любви-то нет! Невозможность счастливых союзов обнаруживается при самом их зарождении. Разрушение наметившихся союзов происходит до наступления торжеств в честь Ярилы. Но все дело не в разрушении, а в соединении! В соединении людей на началах любви.
Именно -- на началах любви. Вот это чудо и должно произойти. Островский творит это чудо. Можно предположить, что союз Леля и Купавы обусловлен даже их именами. Очень давно празднество Ярилы называлось Купальскими праздниками.
Имена Куп-ало Куп-ава обозначали одно и то же плодотворящее божество лета. Значит, «Купава», как и «Ярило», может обозначать «свет», «тепло», «солнце». А Лель? Купава - «солнечная», а Лель - «Солнца любимый сын». Их союз словно освящен самым языческим божеством, да и породы они одной - берендеевской.
Сквозь языческий колорит народной безудержной жизни в «весенней сказке» проходит мысль о христианской любви - любви одухотворенной, в основе которой не страсть, а сострадание и жалость. В старину на Руси говорили: «Жалеет - значит любит» Снегурочка, сердце которой еще не оттаяло, не может понять поступок Леля - принародный поцелуй с Купавой, в основе которого лежит сострадание и понимание чужого горя. Не случаен выбор Морозом Бобылей, для которых счастье в том только, «чтобы в руках богатство было». Мороз предпочитает худших лучшим, холодные сердца горячим. Ведь Бобылю, «что день - то пир, что утро - то похмелье, - вот самое законное житье!
Нельзя ли найти сходство между Снегурочкой и Мизгирем, привыкшим не дарить, а покупать любовь. Он, как и Снегурочка, которая только собирается взять у матушки «немножечко сердечного тепла, чтоб только лишь чуть теплилось сердечко», не знает настоящей любви, хотя красавиц видел много. То, что он называл любовью, не горячее чувство, а лишь увлечение. Потому, встретив «лучшую красоту», он, не задумываясь, оставляет прежнюю - Купаву: «Любил тебя, теперь люблю другую - Снегурочку». Мизгирь той же породы, что и Мороз: властный, холодный, эгоистичный.
Он из тех, кто не останавливается перед осуществлением своих желаний и прихотей и не задумывается о своих поступках: «Сердце приказывать привыкло… Вольно ему любить и разлюбить». Мизгирь готов заплатить за любовь: «Люби меня… Дарами бесценными красу твою осыплю бесценную», «возьми бесценный жемчуг, а мне любовь отдай». Снегурочка для Мизгиря не такая, как все девушки-берендейки, которые и «любят без оглядки», и «обеими руками обнимают», и «весело глядят». Мизгирю нравится необычность Снегурочки: Опущены стыдливые глаза, Мелькнет сквозь них молящий нежно взор… Одной рукой ревниво держит друга, Другой его отталкивает прочь. Обделённые сердечной теплотой, а потому чужие для берендеев Снегурочка и Мизгирь были отторгнуты слобожанами.
Но и в душе Мизгиря впервые пробуждается настоящее, истинное чувство любви. И хотя этому чувству пока нет ответа, так как Снегурочке еще не дано любить, искреннее чувство само по себе для Мизгиря -- высочайшая найграда. Потому что именно оно пробуждает в человеке человеческое. Заключительные сцены «Весенней сказки» показаны на лесной «Ярилиной поляне» в ночь. Здесь собрались все берендеи.
И перед восходом солнца происходят удивительные превращения. Люди объединяются и соединяются в общем веселье. Соединяются душами, сердцами. Однако соединения эти свершаются не без препятствий и не без драматизма. Происходит особенно страстная, великая борьба за любовь.
Огнем, разжигающим эту страсть любви и борений, становится Лель, он находит свою любовь. Любовь ответную, горячую. Пастух Лель, которого Мураш не допускал до своего порога, нашел искреннюю любовь его дочери -- Купавы. Отец же Купавы, Мураш, искренне рад за любовь своей дочери. Свершилось то, что ранее казалось невозможным.
В ней рождается чувство тревожной зависти к чужой любви. Она хочет вернуть к себе Леля, вернуть во что то ни стало; Она всюду преследует Леля, умоляет вернуться к ней. Однако, муки Снегурочки--не от потерянной любви. Ее, любви, не было и нет. Она не способна любить.
И страсть ее поэтому -- не любовная. И страсть, и муки, и действа ее -- от ума, а не от сердца, от оскорбленности, от ущемленности ее самолюбия. Отчаяние, вспыхнувшее вместе с прозрением, гонит Снегурочку к матери Весне. Чтобы выплакать горе, чтобы вымолить любящее сердце. Родимая, в слезах тоски и горя Зовет тебя покинутая дочь.
Из тихих вод явись услышать стоны И жалобы Снегурочки твоей. Хочу любить, но слов любви не знаю, И чувства нет в груди... Мучительную ревность Узнала я, любви еще не зная. Отец-Мороз и ты, Весна-Красна, Взамен любви в наследство уделили... О мама, дай любви!
Любви прошу, любви девичьей. Когда сердце Снегурочки наполняется любовью, чудо, свершающееся в Снегурочке, оказывается чудом и в сердцах берендеев. Апофеоз картины, завершающей сказку, в очищении людских судеб от порочных нравов, в обогащении самих людей высокой человечностью. Любовь Снегурочки живительной влагой разливается по душам берендеев. И согревает их.
И объединяет их. Снегурочки печальная кончина Тревожить нас не могут; Солнце знает, Кого карать и миловать. Свершился Правдивый суд!.. Изгоним же последний стужи след Из наших душ и обратимся к Солнцу. Берендеи чаще всего - обиженные печенегами, позже половцами мелкие кочевые роды тюркского происхождения, не выдерживавшие столкновений в Диком поле и становившиеся федератами данниками русских князей.
Этих кочевников, отклонившихся, предавшихся Руси, надо полагать, печенеги и половцы прозвали «берiyдi, т. В русских летописях - берендеи.
Тряпкина представляет собой сложный и оригинальный сплав традиций русской и мировой литературы. Исследователи видели в Тряпкине продолжателя русской классической поэзии А. Пушкина, М. Лермонтова, Ф. Тютчева, Н. Некрасова и восприемника опыта старших современников М. Исаковского, А. Твардовского, Н.
Рубцова, Н. Заболоцкого, Я. Сме-лякова , ставили его лирику в непосредственную связь с достижениями русской поэзии конца XX в. Слуцкого, В. Соколова, Ю. Но был еще один, не менее важный для Тряпкина, источник его поэтического вдохновения - русское народное творчество. Это подтверждают многие его высказывания, свидетельства современников и творчество поэта: художник ищет и находит народную мудрость, расшифровывает и творчески подходит к ней в своих произведениях, обращаясь к различным фольклорным жанрам: былинам, песням, частушкам, сказкам. В лирике Тряпкина русская сказочная традиция представлена разнообразными сказочными типами и образами, о чем свидетельствуют многочисленные примеры стихотворений поэта. Например, в стихотворении «Кострома» 1958 древнейший русский город предстает перед читателем в сказочном свете: Там рыжие лоси в большой снегопад На дровнях по школам развозят ребят, Там царь Берендей на проспекте живет, А сказки, что бабки, сидят у ворот. Обращает на себя внимание один из поэтических образов стихотворения - царь Берендей.
Вообще «берендеи» - дикие кочевники, кочевое племя тюркского происхождения - упоминаются в русских летописях с 1097 г. Островский в своей пьесе «Снегурочка». Осенью 1848 г. Нигде не сказано, каким путем Берендей пришел к власти, но, несомненно, владел ею по праву. Царство берендеев находилось, согласно народным преданиям, на месте знаменитого Берендеева болота, в центре которого, на острове, сохранились остатки древнего городища. Таким образом, драматург это название «подсмотрел» в летописи или взял его из топонимов. Представляется интересным сравнить структуру «берендеева царства» в пьесе Островского «Снегурочка» и в стихотворениях Тряпкина. Для своей пьесы драматург избрал форму поэтической весенней сказки, структурная организация которой такова, что в ней имеют место два царства. Одно то, с которого начинается повествование. Другое то, которое противопоставлено реальному миру.
Берендеево царство Островского имеет свою географию, свои законы, свой собственный отсчет времени. Оно абсолютно и самодостаточно. Это мир не идеальный, но счастливый. Нравы и быт берендеев просты. У Островского берендеи ведут образ жизни, свойственный большинству племен, населявших среднюю полосу славянских земель. Одна из главных героинь пьесы Островского - Весна, как Сила Природы - говорит о берендеях: «они беспечны»; «частые игры и празднества» - обычное явление в их жизни. Берендеи не знают, что такое междоусобные войны, любовь оберегают как святыню. В лирике Тряпкина «берендеево царство» - эта «угрюмая страна», с ее «могучей природой», похожей на Россию, зима здесь именно такая, как где-нибудь в лесу средней полосы: За синие своды, Зовут меня детские сказки природы, На белую гору, к метельному бору, Отвесить поклон старику Зиморогу. Я слушаю тайную флейту природы, Иду через дремы, очнуться не смея, К прогалинам детства, в страну Берендея... В европейской литературной традиции лес - символ человеческих заблуждений.
В русской - источник помощи, которая вдруг придет, когда ее неоткуда ждать, средоточение таинственных сил. Считается, что имя «Лель» принадлежало одному из божеств в языческом пантеоне славян, его отождествляли с Купидоном. У Островского образ Леля несет в себе и реальное в «сказке» драматурга юный Лель - пастух , и сказочное начало, хотя не обнаруживающее себя так, как в образе Снегурочки. У обоих писателей Лель - беспечный баловень судьбы, любимец девушек, поэт и музыкант у Тряпкина Лель играет на «ворожейной свирели». Вообще действительность, преломляясь в сознании писателей, нередко приобретает фантастические черты. В берендеевом царстве уживаются и люди, и сказочные существа у Островского: Вес-на-Красна, Дед-Мороз, Леший, Снегурочка; у Тряпкина - «коньки-сорванцы», «Мороз, поднявший усы», Елка, Баян, «бородатый лес». У Островского царь Берендей - заботливый и справедливый правитель, который будет старательно отыскивать причины гнева Ярилы в «неправильном» житье-бытье своих подданных.
Кто такой берендей
С половцами берендеи бились отчаянно, ибо при поражении их ожидало в лучшем случае рабство. Происхождение слова «берендей» Есть версия, что Берендеи это "кольчужники" от тюркского слова "берен" -"кольчуга". Детское Радио: все подкасты. Кто такие берендеи – Берендеи. Берендей — в славянских поверьях человек-оборотень, оборачивающийся бурым медведем.
Берендеи! Кто они были?
Берендей — Славянская мифология | | Новость: Кто такие берендеи и Почему в летописях их называли «свои поганые». |
Кто такие берендеи? | Старый берендей уверенно повёл отряд через брод, время от времени оглядываясь: все ли идут, не отстал ли кто. |