БОРТКЕВИЧ (на переднем плане) был одним из ведущих солистов «Песняров» на протяжении десяти лет. Новости по теме: Леонид Борткевич новости сегодня, личная жизнь, биография, карьера. Леонид Борткевич 1949-2021 В 2003 году, после смерти основателя группы, Борткевич тут же назначил главным себя. Леонид Борткевич, биография которого рассматривается в предлагаемой статье, помимо всего имел замечательный тембр голоса и очень любил петь.
Леонид Борткевич: Внебрачного сына мне родила юная фанатка
Бывший солист ансамбля «Песняры» Леонид Борткевич умер чуть больше месяца назад (он скончался 13 апреля от почечной недостаточности), а его родные уже обсуждают, кому достанется наследство артиста. Скончался Леонид Борткевич, которого называют тайным любовником Пугачёвой. Почему солист легендарных «Песняров» умирал в одиночестве? Читайте полезные материалы по теме Борткевич, Леонид Леонидович на портале «». Самая большая онлайн энциклопедия со статьями по всем областям знаний! биография, новости, личная жизнь, фото, видео. Леонид Леонидович Борткевич — чем известен, биография, достижения и успехи в музыке — РУВИКИ: Интернет-энциклопедия. А вот Леонид Борткевич быстро понял, что не нужно было ему сюда приезжать. советский и белорусский эстрадный певец.
Леонид Борткевич
Вместе они прожили 22 года, из них половину — в эмиграции. Вот только на пользу артисту смена обстановки не пошла, и в 2000-м году он вернулся. Спортсменка, которая в США в отличие от мужа снискала успех, осталась там. Я ее просто бросил.
Это ее место», — рассказывал музыкант. Леонид Борткевич с Ольгой Корбут. При этом бывшие супруги сохранили теплые отношения.
Последнюю любовь артист нашел в родной Белоруссии. С моделью Татьяной Родянко он познакомился, когда она была еще молоденькой девочкой. Этот союз, несмотря на разницу в возрасте в 36 лет, сохранился до самого финала — в браке у них родился сын Кристиан, сейчас ему уже 15 лет.
Она была с мамой. Таня подошла взять автограф — высокая, красивая! Но у меня даже и мысли не возникало, что у нас что-то получится.
Ей было всего 17 — дитя», — рассказывал Борткевич. Так и завязался роман, который быстро перерос в серьезные отношения. О новой супруге артист отзывался очень нежно и как чувствовал, что она станет его последней музой.
Я надеюсь, во всяком случае, на это. Она прекрасный человек. Есть, конечно, разногласия.
В 1989 году Борткевич вместе с женой и сыном уехал в Америку. Вокалисту любимого на родине ансамбля было скучно в стране, где он не был востребован. С Ольгой Корбут расстался после 22 лет совместной жизни. Разведясь, бывшие супруги остались друзьями.
С третьей супругой — моделью Татьяной Родянко, которая была на 36 лет младше вокалиста, легенда «Песняров» зарегистрировал брак по возвращении из Штатов. В 2005 у супругов появился сын Кристиан. Кроме троих детей, рожденных в браке, у артиста имеется еще один внебрачный сын Алексей 1980 от актрисы Ирины Померанцевой. Но он с ним не общается, т.
Сына воспитывает ее муж. Знаменитый певец имел страницу в Facebook. Новости о легенде «Песняров» поклонники читали на официальном сайте. Интересные факты Биография Леонида Борткевича, его личная жизнь насыщены многими интересными событиями: Вокалист ВИА вместе с ансамблем был несколько раз участником съемок фильмов, где исполнял песни.
Он умер в реанимации 3-й больницы Минска на 72-м году жизни. У «белорусского соловья» отказали почки. И сразу нашлись сплетники, которые стали рассказывать об одиночестве Леонида, его пьяном загуле перед смертью. Камни полетели в сторону его третьей жены Татьяны Родянко, которая была младше артиста на 36 лет.
Мы связались с вдовой Борткевича. О том, как она познакомилась со своим будущем мужем, кто назвал сына Кристианом, почему они были вынуждены продать загородный дом, о спонтанном разводе и какими на самом деле были последние дни Леонида, Татьяна Родянко рассказала «МК». Знаменитый «песняр» Леонид Борткевич с третьей женой Татьяной Родянко. Фото: Из личного архива «Династии артистов не получилось» — Как вы познакомились с Леонидом?
От его чистого, хрустального голоса мурашки шли по коже. Я обожала его песни. И, конечно, не могла пропустить его концерт в нашем городе. Очень хотелось услышать Борткевича вживую.
Артисты заходили в киноконцертный зал через основной вход. Я стояла около центрального подъезда. И поймала на себе его заинтересованный взгляд исподлобья. После концерта мы с подругой пробрались за кулисы, чтобы сфотографироваться с артистами, взять у них автограф.
Неожиданно разговорились с Леонидом, обменялись телефонами, стали созваниваться, общаться. Я тогда была еще школьницей. С модельным агентством периодически приезжала в Минск на показы. Мы с Леонидом виделись в студии его ансамбля.
А встречаться начали, когда я поступила в институт иностранных языков в Минске. И как-то само собой получилось, что я стала ездить с музыкантами на гастроли. Мы чудом выбрали время для регистрации. Я была уже беременная.
На церемонии были только самые близкие. Все было как-то скомканно, на бегу. Мне всегда хотелось иметь красивое свадебное платье. Но пришлось обойтись без наряда.
С иностранными языками пришлось завязать. Я перевелась на заочное отделение Московского государственного университета технологии и управления. Получила специальность менеджера. Он вспоминал свою встречу с актером Арнольдом Шварценеггером.
Младшего из его четырех сыновей звали Кристофер. Леня решил выбрать сыну созвучное имя. Я долго сопротивлялась, искала другие варианты имени. Но к моменту рождения сына мы так и не пришли к согласию, не смогли остановиться на каком-то одном имени, и остался вариант, предложенный мужем.
Леня звал сына Крестюшей, я — Крисом. Кристиану, когда он был маленький, не очень нравилось его имя. А сейчас он от него просто в восторге. Хотя, когда он занимался в хоре, как ни странно, учительница очень его хвалила, говорила, что Кристиан там самый лучший.
Леонид Борткевич и Татьяна Родянко, фото: souzveche. В 2005 году на свет появился их сын Кристиан. В 2015 году музыкант признался, что у него есть внебрачный сын Алексей, которого в 1980 году родила актриса Ирина Померанцева.
Устоять невозможно. И всё время говорила: «Хочу от тебя ребёнка! Но в известность о беременности она меня не поставила.
К тому времени мы уже расстались, и о том, что у меня родился сын, я узнал только через год. Я тогда вместе со своей второй женой Ольгой Корбут гостил в Москве, позвонил Ире, попросил показать сына. Музыкант несколько дня пролежал в реанимационном отделении, но его сердце не выдержало.
За 2 дня до смерти с ним виделась его подруга Антонина Саврасова. Леонид проживал в Минске в квартире-студии площадью 60 квадратных метров. Он купил жильё в новостройке за 150 тыс.
У Борткевича было множество хронических заболеваний, среди них — диабет, рак, цирроз печени. Он жаловался, что на старости лет оказался никому не нужен. Небольшие заработки иссякли во время пандемии.
Из близких была только подружка-бутылка. С последней женой Татьяной Борткевич расстался. Леонида Борткевича похоронили в Минске на Восточном кладбище.
Заслуженному артисту Белоруссии был 71 год. Владимир Познер тоже не раз был женат и только в зрелом возрасте встретил настоящую любовь. Также стало известно как складывается личная жизнь одного из самых популярных телеведущих Дмитрия Борисова.
Пишите в комментариях.
Леонид Борткевич: причина смерти. Где похоронен музыкант
Четырехкратная олимпийская чемпионка. Мы друзья. Были и остались. У нас общий сын. Пускай так и будет. На Гавайях. В 1999 году. Они с Эриком Клэптоном готовили большой концерт для мирового тура, который назывался «Прощай, XX век». Потом Харрисон заболел, и, к сожалению, выступление не состоялось. А на наших концертах бывали и Пол Маккартни, и Джон Леннон. Им нравились наши голоса.
The Beatles для меня кумиры. Люблю слушать их или классику. Ну и, конечно, Володя Высоцкий занимает особое место в моем сердце. Пел в хоре мальчиков Дворца пионеров, был солистом хорового ансамбля «Юность» при консерватории, окончил музыкальную школу по классу трубы. Интересно, что кинотеатр «Октябрь» в Минске был спроектирован на основе дипломного проекта Борткевича. В 1970 году вошел в состав ВИА «Песняры». Вернулся в Беларусь и в «Песняры» в 1999 году. Заслуженный артист БССР.
Хотя ему очень были нужны любовь и забота, особенно в последние месяцы — он был невероятно одиноким», — отметила женщина. А ты бы пожертвовала орган любимому человеку? Да Нет Поклонницы лауреата международных фестивалей и конкурсов узнали о дочери Екатерины. Экс-возлюбленная Борткевича не стала отрицать романтической связи с ним. Мы поздно встретились с ним, и ничего уже не исправить. Люди, которые должны быть в курсе, знают о наших отношениях. Остальным знать необязательно», — указала Екатерина. Тайная возлюбленная музыканта пыталась его спасти Кадр из видео Последняя избранница артиста не хочет претендовать на его наследство. Она опровергла родство своего ребенка с легендарным белорусом.
Но оба были несвободны — Пугачёва собиралась замуж за Александра Стефановича, а «песняра» дома ждала жена с маленьким сыном. Борткевич и спустя годы питал к Пугачёвой самые теплые чувства. Но второй муж певицы, кинорежиссер Александр Стефанович, уверен, что она ему не изменяла. Со слов друзей, солист «Песняров» любил прихвастнуть. Борткевич 11 лет прожил в Америке вместе со второй женой, советской гимнасткой Ольгой Корбут, и уверял, что у их сына Ричарда роман с дочерью Дональда Трампа Иванкой. А сам он на короткой ноге с Арнольдом Шварценеггером. За несколько дней до смерти с солистом «Песняров» виделась его подруга Антонина Саврасова. Борткевич жил в Минске в квартире-студии площадью 60 квадратных метров.
В частности, в заявлении говорится, что «кроме этого, 17 страниц прямо украдены им Борткевичем из воспоминаний Владимира Николаева «Записки песняра», опубликованных в Вологодской областной газете «Русский Север» в 2002 году, и еще несколько страниц даны в близком к тексту пересказе из Николаева… Владимир Николаев уже поставлен в известность об этом. Издательство «Вагриус» переложило всю ответственность за факты плагиата на автора…». Заявление А. Вейценфельда заканчивается словами: «В связи с этим я хочу проинформировать общественность о данных фактах, и заявляю, что намерен защищать свои авторские права всеми предусмотренными законом способами». А, может быть, Анатолий Иванович преувеличил и раздул пожар на пустом месте? Ведь трудно поверить, что такой талантливый и уважаемый в народе солист-вокалист, как «песняр» Леонид Борткевич, не один год шедший рядом с Мулявиным, мог пойти на такое! Я лично поверил тогда, когда, еще не имея его книги на руках, увидел отдельные фрагменты моих сугубо эксклюзивных разговоров-интервью с Мулявиным, опубликованные — за авторством Борткевича! До выхода своей книги Борткевич успел ее отдельные главы «разместить», в частности, на страницах и «Белорусской газеты». И тут А. Вейценфельд начал бить в колокола, увидев свои незакавыченные мысли-раздумья, «спетые» как по нотам знаменитым артистом. Итак, я хочу высказать и свое отношение к книге Леонида Борткевича. Высказать, как говорили древние, sine ira et studio — без гнева и пристрастия. Речь пойдет только о тех главах, которые касаются непосредственно «Песняров» и Мулявина: «Песняры» до меня», «Я в «Песнярах», «Гастроли», «Возвращение», «Гений Мулявина» — это 116 страниц, чуть меньше половины всей книги. Из них примерно 7 страниц занимают различного рода закавыченные цитаты, правда, без указания конкретного источника издания. Так, один раз он цитирует А. Вейценфельда, один раз — В. Яшкина; пару раз дает фрагменты из интервью некого корреспондента с Мулявиным вообще без ссылок на источник — а интервью брал я, правда, к моему тексту «пришпилены» полторы страницы некоего постороннего интервьюера ; дает три выдержки из американских газет; приводит неизвестно чью цитату из «Новой газеты» и еще несколько цитат известных людей, на которых ссылался В. Яшкин в своей книге «На полпути от эстрады к театру» о ней речь пойдет позже. Остальные главы, впрямую не касающиеся ансамбля «Песняры» и Мулявина, связанные с личной жизнью автора, в том числе с его первыми шагами в музыке, с семейными отношениями с Ольгой Корбут, с жизнью в США, с какими-то приватными встречами — к разговору не относятся. Как журналиста и, в данном случае, как добровольного рецензента, эти главы меня не интересуют. Книга «Песняры» и Ольга» по стечению обстоятельств стала моей настольной книгой. Рядом — вышеупомянутые материалы Анатолия Вейценфельда, Владимира Николаева, Валерия Яшкина, мои интервью с Володей Мулявиным, некоторые газеты, в которых печатались воспоминания Борткевича, и те газеты, которые мгновенно включились в «скандал недели». Ну, да Бог с ним, с этим «скандалом». Меня больше интересуют моральный аспект поступка Борткевича-писателя, потомка, как он говорит, «старинного дворянского рода польско-литовских князей Радзивиллов» — согласитесь, это дорогого стоит! Главу «Владимир Мулявин» Борткевич начинает красиво и, я бы сказал, возвышенно и гордо: «Если бы меня спросили, есть ли в нашей эстрадной музыке человек, которого можно назвать гением, то я бы назвал только одно имя. И назвал бы его, не задумываясь, и двадцать пять лет назад, и сейчас: Владимир Мулявин, руководитель ансамбля «Песняры». Вообще, гений на эстраде — событие не из рядовых. Талант такого масштаба, который можно назвать гениальным, обычно проявляется в более серъезных и авторитетных сферах. Ну, кто же с этим не согласится! И сказано красиво, со знанием дела. Но — стоп! Я где-то это уже читал. Посмотрим… Открываю А. Вейценфельда: «Если меня спросят, есть ли, или был в нашей эстрадной музыке…человек, которого можно было всеръез назвать гениальным, я бы назвал только одно имя. Назвал бы не задумываясь, и двадцать пять лет назад, и десять, и сегодня. Это Владимир Мулявин, руководитель ансамбля «Песняры». Вообще-то гений на эстраде — явление противоестественное. Дарование такого масштаба, который можно назвать гениальным, обычно реализует себя в более серъезных и достойных сферах…Таковы в джазе Армстронг, Гершвин, Эллингтон и Паркер, в рок-музыке — «Битлз». Может, это редкостное, почти мистическое, зеркальное совпадение мыслей двух людей, живущих в разных странах? Где-то я слышал, что такое возможно…Читаю дальше… У Борткевича: «Гения возможно выявить исключительно по количеству и качеству того нового, что он привнес в искусство: насколько много этого нового и насколько оно новое, насколько оторвалось от стандартов своего времени и открыло новые горизонты. Гениальность Мулявина не в том, что он придумал объединить фольклор с элементами рок-музыки, — кто только и до и после «Песняров» не пытался соединять фольклор самых народов с роком. Кое-что получалось. Но не более того. По-моему то есть, по убеждению Борткевича. Ну, а что полагал на этот счет еще четыре года назад А. А вот что: «…Гений можно определить как по количеству, так и по качеству того нового, что он принес в искусство: сколь много этого нового, и насколько оно новое, насколько оторвалось от стандартов своего времени и открыло новые горизонты». И далее: гениальность Мулявина «не в том, что он придумал соединить фольклор с элементами рок-музыки. И до, и после «Песняров» кто только не соединял фольклор самых разных народов с роком. Но дарование выражается не столько в том, что делается, а в том — как». Комментарии, как говорится, излишни… Объективности ради замечу, что Борткевич дважды ссылается на Вейценфельда, хотя делает это не совсем точно. Он пишет: «А вот еще одна оценка жизни и творчества Мулявина — оценка профессионала, главного редактора журнала «Звукорежиссер» Анатолия Вейценфельда: «Невозможно выяснить тип творческого дарования Владимира Мулявина. Я все больше склоняюсь к мысли, что единственным аналогом для него в музыке ХХ столетия является Дюк Эллингтон…». И дальше по тексту. Сразу замечу, что и здесь ссылка на музыковеда вызывает, мягко говоря, сомнение, ибо у Вейценфельда первая фраза все же звучит иначе даже по смыслу: «Пытаясь определить тип творческого дарования Владимира Мулявина, я все больше склоняюсь к мысли…». Надеюсь, господин Борткевич учтет на будущее, что нельзя произвольно «редактировать» закавыченные цитаты, даже если в них не меняется суть содержания авторской идеи. А уж выдавать чужие мысли, слово в слово, или почти слово в слово, за свои — нонсенс! Второй раз Вейценфельд упоминается, так сказать, в качестве рассказчика стр. Сначала почитаем Вейценфельда: «Да, основу репертуара Песняров составляли белорусские народные песни, но подход к их обработке был совершенно иным. Именно в силу широты музыкального кругозора, внутренней творческой свободы, «незашоренности» взгляда Мулявин создавал песни, не вписывающиеся ни в рамки фолк-рока, ни любого другого стиля или направления. Мулявин широко использовал элементы музыкального языка, присущие таким стилям, как арт-рок, барокко-рок, прогрессив-рок, джаз-рок, — иначе говоря, что он считал нужным использовать для раскрытия образа той или иной песни, то и использовал. Тем не менее западные исследователи, привыкшие непременно все расставлять по жанрово-стилевым полочкам, определили творчество «Песняров» — видимо, по небольшому числу работ — как прогрессив-рок…». Дальше Борткевич пишет: «Известный музыковед Анатолий Вейценфельд рассказывал, что видел «Песняров» в списке музыкантов, работавших в этом стиле». Идет небольшая цитата из статьи составителя этого списка Ф. Трэфтона о «Гусляре». А дальше — большой кусок текста, позаимствованный, разумеется, без ссылки на автора статьи «Песняры»: попытка постижения феномена».
Леонид Борткевич: Внебрачного сына мне родила юная фанатка
Борткевич Леонид Леонидович. Бывший солист группы «Песняры» Леонид Борткевич ушел из жизни, причину назвал коллега. Биография и творчество Леонида Борткевича. А вот Леонид Борткевич быстро понял, что не нужно было ему сюда приезжать.
Леонид Борткевич: причина смерти. Где похоронен музыкант
Читайте полезные материалы по теме Борткевич, Леонид Леонидович на портале «». Самая большая онлайн энциклопедия со статьями по всем областям знаний! биография, новости, личная жизнь, фото, видео. Леонид Борткевич участвовал в авторских концернах Олега Молчана, созданные композитором песни вошли в репертуар Борткевича. Один из лучших вокалистов ансамбля Леонид Борткевич рассказал «СВ» о дружбе с «битлами», о современной музыке и о том, почему он, режиссер по профессии, не снимает кино.
«Он был одиноким и никому не нужным»
Борткевич Леонид Леонидович, биография — РУВИКИ | 71-летнего Леонида Борткевича сгубили больное сердце и сахарный диабет. |
Памяти Леонида Борткевича: «Что-либо доказать можно только своей работой, собственным творчеством» | В биографии Леонида Борткевича, его личной жизни большую роль сыграло его участие в ВИА «Песняры». |
Леонид Борткевич — биография певца | Биографии известных людей | В биографии Леонида Борткевича, его личной жизни большую роль сыграло его участие в ВИА «Песняры». |
Борткевич Леонид Леонидович
Леонид Борткевич умер в апреле. Леонид Борткевич умер в апреле. Любовница исполнителя хита «Березовый сок» позвонила Саврасовой-Абрамовой через несколько дней после кончины избранника. Леонид борткевич биография личная жизнь и последние новости. За это время Леонид Леонидович несколько раз покидал группу, но все равно возвращался. Леонид Борткевич родился 25 мая 1949 года, в 2021-м ему могло исполниться 72 года. советский и белорусский эстрадный певец. В Крыму проводят концерты разные группы "Леонида Борткевича" без участия самого заслуженного артиста БССР.
«Хотела отдать ему почку»: тайная любовница Борткевича пыталась спасти «песняра»
Скончался Леонид Борткевич, которого называют тайным любовником Пугачёвой. Почему солист легендарных «Песняров» умирал в одиночестве? Леонид Борткевич, биография которого рассматривается в предлагаемой статье, помимо всего имел замечательный тембр голоса и очень любил петь. Леонид Борткевич, биография которого интересна многим, родился 25 мая 1949 года в Минске в простой семье. Вернувшись из эмиграции, Леонид Борткевич женился на модели Татьяне Родянко, в 2005 году родился сын Кристиан[2]. Леонид Борткевич, биография которого интересна многим, родился 25 мая 1949 года в Минске в простой семье.
Третья жена "песняра" Борткевича решилась рассказать о его последних днях
Со слов друзей, солист «Песняров» любил прихвастнуть. Борткевич 11 лет прожил в Америке вместе со второй женой, советской гимнасткой Ольгой Корбут, и уверял, что у их сына Ричарда роман с дочерью Дональда Трампа Иванкой. А сам он на короткой ноге с Арнольдом Шварценеггером. За несколько дней до смерти с солистом «Песняров» виделась его подруга Антонина Саврасова. Борткевич жил в Минске в квартире-студии площадью 60 квадратных метров. Он купил недвижимость в новостройке за 150 тысяч долларов. У Борткевича был «букет» заболеваний: диабет, рак, цирроз печени.
Он жаловался, что на старости лет оказался никому не нужен.
Коллективу было предложено мировое турне, в которое так и не смог отправиться Леонид Борткевич. В годы холодной войны этому воспротивился Л. Выбирая между гастролями и образованием, Борткевич предпочел второе. Потом он выступал в составе ансамбля "Мальвы". А через 9 лет со второй супругой, выдающейся спортсменкой Ольгой Корбут, уехал в Соединенные Штаты. Возвращение в коллектив Через 10 лет в гости к ним на месяц приехал В. В "Песнярах" возникли проблемы с солистами. Кто-то занялся индивидуальной карьерой, а кто-то и умер.
Руководитель коллектива пригласил Борткевича принять участие в "Золотом шлягере". И один разговор перевернул всю жизнь музыканта. Леонид Борткевич не просто съездил на родину для выступления, он вновь вернулся в ВИА, оставив семью после 20 лет совместной жизни. В 2003-м Мулявин погиб в ДТП, после чего ведущий солист рассчитывал на то, что его пригласят возглавить музыкальный коллектив. Но министерство культуры решило иначе, сделав ставку на Валерия Сторожонка. Часть группы сплотилась вокруг Борткевича, создавшего альтернативный ВИА. Ансамбль распался в 2008-м. Но уже через год вместе с солистом А. Кашепаровым, прославившимся исполнением "Вологды", и Олегом Молчаном, композитором, Леонид Леонидович Борткевич создает новые "Песняры", которые стремятся сохранять традиции мулявинского коллектива.
Сразу никто не называл причину кончины Борткевича. Однако тайну раскрыл его коллега, который дал интервью журналистам. Такое заболевание не лечится.
Однако если соблюдать всех рекомендаций врача, то можно поддерживать сахар в норме. Однако артист, по словам коллеги, на это не обращал внимания. Борткевич не прислушался к медикам, поэтому и не смог больше жить.
Его сердце остановилось. На тот момент певцу было 72 года. Подробности прощания с солистом пока неизвестны.
Творческий путь Леонида Борткевича На свет будущий артист появился в столице Белоруссии в городе Минск в конце мая 1949 года. Очень рано Леонид Леонидович остался без отца. Поэтому его воспитанием занималась мама.
Она работала бухгалтером. О том, что у Борткевича отличный слух, узнали еще в детстве. Его взяли петь в Дом пионеров.
При чем, он быстро стал солистом. В юности также продолжил заниматься любимым делом. Однако и там продолжал петь.
Преуспел артист и в роли архитектора.
Он купил недвижимость в новостройке за 150 тысяч долларов. У Борткевича был «букет» заболеваний: диабет, рак, цирроз печени. Он жаловался, что на старости лет оказался никому не нужен. Небольшие заработки иссякли во время пандемии. Из близких была только подружка-бутылка.
С последней женой Татьяной Борткевич расстался. Леонида Борткевича похоронили в Минске на Восточном кладбище. Заслуженному артисту Белоруссии был 71 год.
«Он был одиноким и никому не нужным»
Он сгорел от тоски и забвения Единственным человеком, который регулярно навещал Борткевича была его давняя знакомая и, предположительно, любовница Антонина Саврасова-Абрамова. Хотя фигурирует и имя некой Кати, которая якобы скрашивала последние дни Леонида. Он жил один, в грязи с пустыми холодильниками, а при встрече просил сварить каши и налить водки. Несколько дней, пока звезда «Песняров» находился в реанимации минской больницы, врачи боролись за его жизнь, но все усилия были напрасны. Причиной смерти Леонида Борткевича стали осложнения, вызванные диабетом на фоне алкогольной интоксикации, отказали почки. Считанные единицы поддерживавших общение с певцом последнее время уверяли, что была и другая, более весомая причина: его сгубили забвение и тоска. Ему очень была нужна любовь и забота, особенно в последние месяцы — он был невероятно одиноким. Организацию прощания с 71-летней звездой взяло на себя государство, оно прошло, как положено, пафосно и помпезно в Белорусской государственной филармонии.
Рядом с гробом был выставлен почетный караул. Аплодисменты и добрые слова звучали от друзей, коллег, поклонников, но они оказались запоздалыми. При жизни Леонид нуждался в них гораздо больше. Похороны Леонида Борткевича А вот последнее пристанище знаменитости вызывает неприятные ассоциации. Место, где похоронен Леонид Борткевич, ничем не выделяется среди других могил минского Московского для обывателей - Восточного кладбища. Но выделенный участок соседствует со свалкой и обочиной дороги. Могила Леонида Борткевича Могила Леонида Борткевича даже не огорожена, не говоря уже о приличном памятнике, достойном таланта артиста.
На протяжении месяца, что Мулявин провел в Америке, он уговаривал Леонида вернуться на родину и в состав «Песняров». Борткевич оставил семью и переехал домой — в Минск. Президент Беларуси А. Лукашенко предоставил знаменитому музыканту квартиру и материальную помощь. Борткевич обзавелся также домом в поселке Валерьяново. У артиста снова началась активная творческая жизнь: выступления, съемки, записи, гастроли. Появилась и новая семья — третья жена и сын. В 2003 году произошла трагическая автомобильная авария, в результате которой погиб Владимир Мулявин.
Вместо ожидаемого назначения Леонида Борткевича руководителем «осиротевшего» коллектива, в Минкульте приняли другое решение: «Песняры» возглавил Валерий Скорожонок. Борткевич, а также другие музыканты, в частности — исполнитель знаменитой «Вологды» Анатолий Кашепаров, покинули ансамбль и сразу же создали свой новый коллектив: с 2003 по 2008 год — «»Песняры» под управлением Леонида Борткевича» с 2009 по 2021 год — «»Песняры» под управлением Борткевича». Кроме выступлений с ансамблем, Леонид Леонидович много снимался на телевидении — например, в программе Бориса Корчевникова «Судьба человека» и др. По воспоминаниям близких музыканта, в последние годы, на почве расставания с третьей женой и злоупотребления алкоголем, его здоровье сильно пошатнулось. Официальная причина смерти — отказ почек на фоне сахарного диабета. После смерти музыканта его жизнь и причины смерти начали обрастать всевозможными слухами. Похороны артиста состоялись 15 апреля. Прощание проходило в здании Белорусской филармонии, а затем гроб захоронили на Минском Восточном кладбище с воинскими почестями.
Жены и дети Леонид Борткевич был харизматичным, обаятельным и очень влюбчивым человеком. Он крайне уважительно относился ко всем представительницам женского пола, никогда не говорил «женщина», а всегда — «девушка», «девчонка». Личная жизнь певца была бурной и насыщенной. На гастролях в Каннах в 1975 году у него даже случился роман с самой Аллой Пугачевой. Знакомство произошло на гастролях, брак был заключен стремительно. Вскоре родился сын Алексей. Через 5 лет семья распалась по причине измены супругов.
Самые вдохновенные строки в этой книжке — о нашей с тобой совместной работе. И вот — целые фрагменты из этих «вдохновенных строк», без ссылок на автора, перекочевали в книгу Борткевича.
Приведу пару примеров. У Яшкина: «Поэтому музыкальный сюжетный спектакль речь идет о «Песне о доле», автором либретто которой являлся Яшкин. Что касается психологических актерских планов, то их роль сознательно сведена к минимуму. Ведь перед нами не просто оперный спектакль, а его эстрадная версия…И эта условность постоянно дает о себе знать: аппаратура, колонки динамиков, инструменту «у» — типографская опечатка. У Борткевича: «Музыкальный сюжетный спектакль выглядел одновременно концертным, он был нами не столько сыгран, сколько спет, не столько прожит на сцене, сколько представлен. Что касается психологических актерских планов, то их роль, по замыслу Мулявина, была сознательно сведена к минимуму. Ведь это не оперный спектакль, а его эстрадная версия, и условность эстрады постоянно давала о себе знать: аппаратура, колонки динамиков, инструменты, микрофонные стойки, микрофоны в руках героев…». А вот такая интересная «трансформация» Борткевичем одного фрагмента яшкинского текста. У Яшкина: «В каждой сцене…незримо присутствует Янка Купала, словно слышится его голос: то задушевный и ласковый, то грозный и обличительный…».
У Борткевича: «В «Песне о доле» зрители впервые услышали голос Мулявина-чтеца — то задушевный и ласковый, то грозный и обличительный». И еще один пример «правки» яшкинского текста. У Яшкина: «В оформлении «Песни о доле» художник Л. Бартлов сказалась конкретность, отвечающая стилю исполнения эстрадной оперы. Скупо и лаконично решено пространство сцены, лишенной декораций. Все действие сконцентрировано на крестообразном деревянном помосте — подиуме, трансформирующимся то в дорогу, то в пашню, то в мужицкую хату, то в свадебный стол, то в мужицкую «Голгофу»…». А вот как «переосмысливает» этот фрагмент Борткевич: «Декорации «Песни о доле» художника Бартлова вполне отвечали эстрадному стилю исполнения. Все действие было сконцентрировано на крестообразном деревянном помосте — подиуме, трансформирующемся то в дорогу, то в пашню, то в свадебный стол, то в Голгофу». Подобных примеров «заимствований» можно было бы привести еще, но не буду; думаю, и так все ясно.
Интересно, а чтобы сказал на этот счет сам Валерий Яшкин, будь он сегодня жив? В последние годы, живя у себя на родине, на Вологодчине, он серьезно болел. Тем не менее написал мемуары под названием «Записки песняра» с подзаголовком «Фрагменты неизвестной жизни самого известного ансамбля», которые в прошлом году были опубликованы в вологодской газете «Русский Север». Мы выкачали их на сайте pesnyary. Нота судьбы», разумеется, с соответствующими ссылками на источник. Леонид Борткевич и здесь нас «опередил», успев-таки кардинально «поработать» с николаевским текстом и изъять из него для своей книги не то что фрагменты, но буквально целые главы, даже не меняя их названия. И опять же — без единой ссылки на источник! О мемуарах Владимира Николаева, о самом их существовании в книге Борткевича вообще не упоминается ни единым словом! Честно говоря, в своей искусствоведческой и журналистской практике я впервые встречаюсь с таким беспардонным «заимствованием» хотел сказать «плагиатом» чужих текстов, выстраданных в непростых раздумьях и, возможно, муках их создателями, тем более и покойный Яшкин, и ныне больной Николаев были когда-то близкими друзьями-товарищами Борткевича.
Или я ошибаюсь? Так вот, три главы под теми же, николаевскими, названиями «Как мы впервые жили в капитализме», «Как мы не поехали в Японию, но побывали на Байконуре», «Как «Песняры» учили «да» и «нет» по-болгарски, фрагменты из глав «Как я стал «крестным отцом»…» и «Как «Песняры» покоряли Канны» У Борткевича «Бесплатные Канны» — целиком или с небольшой редактурой. И даже ошибка Николаева в дате «1969», когда «Песняры» впервые вышли на сцену в Москве в новом качестве на самом деле это было в 1970 году перекочевала на 93-ю страницу книжки Борткевича. Объективности ради, должен сказать, что однажды Борткевич «поправил» Николаева, который по ошибке вместо фамилии канцлера ФРГ Вилли Брандта, который на момент описываемых событий являлся канцлером ФРГ, привел фамилию Хельмута Колля, ставшего канцлером только в 1982 году. Но повторяю, все, что повествует Николаев от своего, первого лица, в книге Борткевича рассказано как бы от лица автора книги «Песняры» и Ольга». И притом — теми же словами! И еще. У Николаева: «Но вышли они в купальниках, а откуда в сауне их взяли, до сих пор для меня остается тайной. Эти купальники больше походили на набедренные повязочки».
У Борткевича: «Но вышли женщины в купальниках, а откуда в сауне их взяли, до сих пор для меня остается тайной. У Николаева: «Ничего себе эффект! У Борткевича точь-в-точь тоже самое, вплоть до «не успел подумать я»… У Николаева: «На следующее утро я и наш певец Леня Борткевич решили съездить в центр Софии — посмотреть кое-какие товары и прикинуть, что можно приобрести на наши «миллионы». Мы так увлеклись походом по магазинам, что не заметили, как пролетело время. Взглянули на часы и поняли, что к началу концерта не успеваем. Что делать? Ехать на такси, тратя драгоценные левы». У Борткевича: «На следующее утро мы с Володей Николаевым решили съездить в центр Софии — посмотреть кое-какие товары и прикинуть, что можно приобрести на наши «миллионы». Мы увлеклись походом по магазинам, взглянули на часы и поняли, что к началу концерта не успеваем.
Ехать на такси, тратя драгоценные левы? Интересно, сколько отличий в текстах может здесь найти привередливый читатель? Не буду больше приводить «параллели» прямых заимствований или заимствований, близких к оригиналу — такие примеры могли бы составить отдельную книжку, эдакое учебное пособие для начинающих так называемых литературных редакторов и пиар-менеджеров, «помогающих» писать мемуары популярным «звездам» эстрады, кино и театра. Сейчас стало это очень модно — рассказывать всему миру о себе, любимых. Книжные полки просто валятся от таких мемуаров «любимцев публики» — значит, они, при соответствующей раскрутке, кому-то нужны? Даже если они порой написаны топорным языком или скомпилированы за неимением грамотного литературного помощника. Правда, многие «мемуаристы» почему-то предпочитают не указывать в выходных данных своих книг имена этих «помощников», «литературных редакторов», говоря попросту, «литературных негров». Пусть, мол, читатель думает, что, кроме всех других талантов, автор-мемуарист является и выдающимся писателем. У Леонида Борткевича в его книге в выходных данных тоже нет таких «помощников», значит, ответственность за свою книгу несет только он один… А теперь снова про ликбез.
В интервью «Белорусской газете» А. Сайфулин, — человек, который, оказывается, имеет полное отношение к появлению опуса Борткевича, сообщил, что «сигнальный тираж» — это 5000 экземпляров. Но существует только понятие «сигнальный экземпляр» — что означает первый экземпляр книги, поступающий на утверждение в издательство. На основе утвержденного сигналього экземпляра типография и выпускает потом весь тираж. Такие вещи PR -менеджерам следует, как минимум, знать… Так случилось, что в последние десять лет жизни Володи Мулявина я имел с ним тесные дружеские отношения. Встречались мы часто: и, как говорится, «домами», и на его даче в Лапоровичах, что под Минском, где и купались, и гоняли чаи, и перекидывались в картишки, и смотрели по телевизору «видики», и отмечали вместе какие-то праздники, и читали друг другу стихи, не говоря уже о том, что бывал я и на репетициях «Песняров», и на концертах, и в больничной палате, когда Муле приходилось туго. И всегда я старался записывать наши беседы или на диктофон, или просто в блокнот, лелея надежду, что когда-нибудь напишу книгу об этом человеке. Должен сказать, что горжусь тем, что Володя доверял мне, может быть, больше, чем другим журналистам и потому раскрывал мне свои самые потаенные мысли. Часть таких бесед-интервью, с его разрешения, была опубликована в некоторых журналах и газетах, в последний раз — уже после ухода Володи в Вечность — в газете «Культура».
Но из-за врачебной ошибки мальчик родился мертвым. Больше Корбут иметь детей не могла. Ее отношения с Борткевичем рассыпались: оба гуляли на сторону, знали об увлечениях друг друга, но безболезненно их переносили. Мужчину тяготило другое — он чувствовал себя приложением к знаменитой жене. А я был лишь дополнением к «лучшей спортсменке мира», — жаловался Леонид. Все наскучило. На закате я опускал ножки в наш огромный бассейн и грезил, когда же это все закончится». Закончилось все, когда в конце 1990-х в США приехал бессменный руководитель «Песняров» Владимир Мулявин и зашел в гости.
Борткевич расчувствовался от нахлынувших воспоминаний и решился на новую жизнь. Оставив в Америке жену с сыном, он вернулся в Белоруссию. И это не высокие слова. Я это прочувствовал на себе», — признавался артист. Когда 18 лет назад Мулявин умер, ни у кого не было сомнений: его место займет именно Борткевич. Но министерство культуры республики Леонида бортануло. Обиженный музыкант создал своих «Песняров». Так и колесили по ностальгирующим городам и весям вокально-инструментальные двойняшки, в перерывах между гастролями отвлекаясь на суды, чтобы выяснить, кто имеет больше прав так называться.
В 2004-м Борткевич женился в третий раз. На мальчика музыкант не мог нарадоваться.
Борткевич Леонид Леонидович
По выходным мама водила сына на очередной кинопоказ, но мальчик всегда оставался недовольным. Культурного отдыху мешали взрослые дяди и тети с высокими прическами, загораживающие экран. Тогда парень решил проектировать кинозал, в котором никто не будет никому мешать смотреть кино. Интересный факт! Дипломная разработка фестивального кинотеатра была взята за идею создания центрального минского кинотеатра «Октябрь». Он находится в центре белорусской столицы, ежегодно он собирает участников фестиваля «Лiстапад». Биография Леонида Борткевича так бы и осталась связанной с архитектурой, если бы не один случай. Занимаясь художественным творчеством, он не расставался с музыкой ни на минуту. Во время учебы в техникуме при его непосредственном участии был создан ансамбль «Золотые яблоки».
Студенты давали концерты, участвовали в сборных программах. После получения дипломов коллектив не распался, а продолжал выступать на различных вечерах. На одном из таких мероприятий вокал Борткевича услышал Владимир Мулявин. На следующий день он позвонил в архитектурное бюро, где в то время работал Леонид. Услышав по телефону, кто его спрашивает, Борткевич подумал, что его просто разыгрывают и бросил трубку. Тогда Мулявин отправил ему официальное приглашение в филармонию. Владимир Мулявин и Леонид Борткевич Молодой вокалист пришел на прослушивание, спел несколько песен из своего репертуара. Его чистый сильный голос настолько вдохновил Мулявина, что он тут же предложил сотрудничество.
Более того, всего за ночь Владимир Георгиевич написал для этого голоса песню «Александрина». После ее премьеры на творческом вечере поэта Петруся Бровки в Колонном зале Дома Союзов в Москве, коллектив отправился на гастроли по Дальнему Востоку. Гонорар за первый гастрольный тур составил 4 тысячи рублей за 3 месяца. Леонид, как проектировщик получал в бюро 120 руб. Финансовая составляющая стала основной причиной перехода Борткевича из архитектуры в музыку. Вокалист был официально включен в состав ВИА «Песняры» в 1970 году. Ансамбль много гастролировал по стране. Перед одним из концертов в Краснодаре 22-летнему Леониду повстречалась 18-летняя Ольга Шумакова.
Парень влюбился и вскоре женился на девушке. Оказалось, что ради него она бросила мужа, которого недавно проводила в армию. Супруги прожили вместе 5 лет, затем развелись. Сын Алексей 1973 г. Борткевич обвинил Ольгу в измене и не смог ее простить. У нее действительно в то время начинались отношения с другим мужчиной, а у Леонида Леонидовича назревал роман с четырехкратной олимпийской чемпионкой по спортивной гимнастике Ольгой Корбут. Голос Борткевича гремел на всю страну, Ольга Корбут долгое время считалась непобедимой на гимнастических мировых аренах.
Следующим местом работы в 1970г. В 1977г.
По словам Борткевича, именно невозможность совмещать активную гастрольную деятельность с учёбой в ГИТИСе и стало причиной его ухода из ансамбля. Далее принимал участие в деятельности организованного Юрием Денисовым ансамбле "Мальвы", а также работал солистом на ставке Укрконцерта. Затем был вокалистом Государственного радио и телевидения..
Она стала ощущаться в последние годы. Разница ведь не маленькая, 36 лет. Интересы были разные.
Леня, например, очень любил старые фильмы, постоянно их смотрел, говорил мне: «Садись, посмотри». Мне это было не близко, я на этом не росла. Дом был куплен в кредит. Платежи были внушительными. Содержать дом в 439 кв. Работа у Лени была всегда.
Исключением стал только 2020 год. Из-за пандемии концертная деятельность была свернута. Я ходила в банк, в управление ипотечного офиса, просила предоставить отсрочку платежа на какой-то период, но даже этого не дали. В начале этого года уже пошли послабления карантинных ограничений. Началась концертная деятельность. Для Лени мы больше месяца подбирали подходящий вариант жилья.
Наконец нашли квартиру, которая ему понравилась. Но она требовала некоторых доработок. Мы переехали, каждый день я приглашала строителей и других специалистов. Нужно было обставить квартиру мебелью, установить недостающую бытовую технику, доделать ее под себя. Оставаться на ночь у нас с сыном пока не было возможности. Мы жили по соседству, проводили у Лени полдня и уходили к себе ночевать.
Крис, кстати, решал, с кем ему жить — с папой или с мамой. Как он попал в больницу? Лет 15 у него, например, был сахарный диабет. Последние два дня до госпитализации Лене нездоровилось. Но он не хотел ехать в больницу. Когда мы ему с сыном вызвали первую «скорую», у него было высокое давление.
А потом, когда его уже увезли в больницу, выяснилось, что у Лени проблема с почками. Я почему-то не слышала звонка, потом глянула — на телефоне стоит 13-е число, пропущенный вызов был 13 минут назад. Я уже предчувствовала что-то страшное. В ту же минуту раздался повторный звонок, и мне сообщили о смерти Лени. Раньше число 13 не вызывало у меня каких-либо предубеждений… — Леонида хоронила вся страна? Леня был добрым и позитивным человеком.
Никогда ни о ком не говорил плохо. Прощание организовало министерство культуры. Оно проходило в филармонии. Из сыновей были Ричард и Кристиан. Ольга Корбут попросила заказать от ее имени венок. Надо понимать, что до сих пор действуют карантинные ограничения из-за коронавируса.
Смерть Лени сблизила нас с Ричардом, у нас прекрасные отношения.
Но когда увидел, что публика его не забыла и до сих пор любит, решил туда не возвращаться, окончательно вернулся в Беларусь и снова стал работать в «Песнярах». Это дорогого стоит. В 2003-м, после смерти Мулявина, Борткевич ушел из ансамбля и создал свой коллектив. Спрашиваем Скорожонка, стали ли они конкурентами.
У нас [у наших ансамблей] была конкуренция, но мы не были конкурентами. Все равно встречались на фестивалях, общались, переодевались в одной гримерке и всегда были в хороших отношениях. По словам Валерия, причиной смерти Борткевича был сахарный диабет. Это был очень жизнерадостный человек. Я нахожусь в 200 км от Минска, но собираюсь приехать и проводить его в последний путь.
Фото: личная страница на facebook. После смерти Мулявина работал в «Песнярах под руководством Леонида Борткевича», затем в «Песнярах под руководством Игоря Свечкина», затем — снова у Борткевича. После его смерти продолжили работать с Леонидом Леонидовичем. Это был замечательный, по-настоящему заслуженный артист, голос которого знало несколько поколений. Самые известные песни, благодаря которым «Песняры» стали известными, — «Березовый сок», «Александрына» и другие — исполнял именно Борткевич, это был его голос.
Недавно мы ездили с коллективом на гастроли в Москву и Санкт-Петербург. Несмотря на ковид, люди принимали нас с большим удовольствием, соскучились. У нас были планы, но теперь все оборвалось. Спрашиваем, каким руководителем был Борткевич: либералом или в хорошем смысле слова диктатором. Просто он корректировал некоторые вещи, верстал программы, подбирал песни.
Музыканты у нас прекрасные, особых указаний у него не было.