Пожарные ликвидировали возгорание на бывшей даче режиссера Мейерхольда и актрисы Райх в Балашихе.
Лучший Треплев в истории театра: Главархив рассказал о документах режиссера Всеволода Мейерхольда
Актёров в финале заменил на куклы. Свободно обошёлся он и с «Лесом» Александра Островского. Однако мало кто знал, что режиссёр тщательно отбирал документальные материалы, годами изучал биографию и произведения автора, чтобы представить публике творчески переосмысленную пьесу. Спектакль «Маскарад» по Лермонтову, например, готовился без малого 10 лет.
Репетиции, пусть и эпизодически, длились в течение 6 лет. Мы пересмотрели множество картин, гравюр, увражей, осмотрели Публичную библиотеку, Академию наук, Академию художеств, интендантский музей, дворцы», — писал Мейерхольд. Сцена из спектакля «Маскарад».
На улицах была слышна стрельба, в разных частях города ежечасно собирались стихийные митинги. А «Маскарад» собрал полный зал, хотя билет в партер стоил больше 20 рублей. Для сравнения — средняя зарплата рабочего в России составляла на тот момент 37 рублей.
Декорации и костюмы обошлись в целое состояние. Кстати, сегодня эти костюмы можно увидеть в Музее русской драмы Александринского театра. В новой, «красной» России Мейерхольд становится одним из главных театральных деятелей.
Он поддерживает идею агитационного спектакля, который служит проводником официальной идеологии. Ставит пьесы Маяковского, с которым говорит одними и теми же образами. Постановка «Великодушный рогоносец».
Она стала противовесом системе Станиславского. Всеволод Эмильевич считал, что переживания, которые актёр испытывает на сцене, рано или поздно приведут его к эмоциональному выгоранию. Биомеханика же учила актёра, в первую очередь, законам движения на сцене, в которых рождаются правильные интонации, мимика и эмоции.
Чтобы достигнуть совершенства в движениях, актёры часами стояли у станка, фехтовали, занимались гимнастикой. Спектакли Мейерхольда 1920-х годов насыщены цирковыми трюками.
Он был последним событием, заявленным в череде мероприятий в честь Мейерхольда на этой неделе: началось все с открытия пролога выставки «Мейерхольд-Родченко» вернисаж самой выставки состоится в марте и читки документальной пьесы Елены Греминой «Мейерхлюндия», продолжилось Мейерхольдовской конференцией, на которой о Всеволоде Эмильевиче говорили ученые-театроведы и молодые режиссеры — лица сегодняшнего авангарда, модерировал дискуссию известный российский исследователь творчества Мейерхольда, историк театра Вадим Щербаков. Все одноактные постановки должна была объединить тема «Мейерхольд — это я», но по большей части объединило внимание к трагедии революционера и реформатора театра, замученного и в итоге расстрелянного. Цитата из писем Мейерхольда Молотову, написанных из тюрьмы «Меня здесь били — больного 60-летнего старика» звучали не раз и не два, а вот биомеханика одно из главных театральных изобретений Мейерхольда, система актерского тренажа, которую часто противопоставляют системе Станиславского осталась в тени. Акт первый. Оцифрованная боль и обаятельная честность Мультипликация от «Гоголь-центра» проскочила, будто заставка к основному действию - под монотонное чтение фрагментов книг и писем Мейерхольда на экране наслаивались портреты и фотографии режиссера. А вот видео-перфоманс Дмитрия Волкострелова, известного своими театральными экспериментами, затронул, несмотря на некую недосказанность, большую часть зала. Мужчины и женщины, молодые и старые, не объединенные ничем, кроме общей судьбы и номера сменяли друг друга, а после каждого портрета всплывала заставка с таймером и текстом: «Я — Мейерхольд»… В начале второго десятка мелькнул и сам Мейерхольд, которого расстреляли 2 февраля 1940 года.
Театром было представлено письмо Георгия Товстоногова «Слово о Мейерхольде» в полукомичной интерпретации: чтение письма сопровождало видео, которое было передано из суфлерской будки во время спектакля «Дядюшкин сон». Мелькнула и Алиса Фрейндлих, но внимание зрителей было приковано к суфлеру с ярко-малиновыми губами. Представитель БДТ имени Товстоногова на сцене объяснил: петербургский театр готовится к празднованию своего 95-летия, а Мейерхольд ни разу не был на спектаклях театра…Чтение «Слова о Мейерхольде» оратор закончил историей про то, что сам Георгий Товстоногов работает «другим методом». Следом на сцену вышел Иван Вырыпаев. Худрук «Практики» представлял весь театр. Иван честно и обаятельно рассказал про то, что не знал, как высказаться о Мейерхольде, как всячески открещивался от предложения режиссера Виктора Рыжакова худрука ЦИМа. Потом Иван рассказал, что в студенческие годы от знатока творчества Мейерхольда узнал, что в трудной ситуации спасти постановку смогут снег и дым. И — громкая музыка. И тут же режиссер оказался в дыму, под падающим снегом, и заиграла «The word is not enough» «Garbage».
И — аплодисменты. Честная работа профессионала, - констатировал далекий от театра фотограф "ВМ" Антон Гердо. Акт второй: «Я не знаю, что такое Мейерхольд» Антракт практически стал водоразделом зрительского интереса. И если читку пьесы Елены Греминой «Мейерхлюндия» зрители слушали внимательно, то на следующем выступлении режиссера Клима Владимир Клименко, новый худрук «Центра драматургии и режиссуры» курс зрительского интереса и лояльности стал стремительно снижаться. Запинаясь, Клим пытался говорить о судьбах Родины, периодически переключаясь на судьбу чеховского Кости Треплева из «Чайки». Зрители сначала терпели, потом пытались «захлопать» действие. Клим продолжал.
Цель была одна - выстроить напряжение так, чтобы зритель не чувствовал себя беспечно.
Это вообще самая главная проблема для любого режиссера, если он серьезный режиссер и не ставит перед собой задачу только развлечь: как выстроить напряжение, чтобы зритель не чувствовал себя спокойно, откинувшись в кресле, и не выпадал из зоны эмоционального восприятия. Чтобы он все время был в напряжении, необязательно со сдвинутыми бровями, но был постоянно подключенным к тому, что происходит. Это задача очень важная, причем она другая, если пространство на тысячу человек или на пятьдесят человек или на двадцать - тут совершенно разные подходы. Кто там плачет?! Как не знал артистов? Он сам был очень хорошим артистом. Учился-то у Станиславского. Начинал-то играть во МХАТе.
Поэтому знал и внутреннюю технику очень хорошо. И умел работать с артистами: а как же у него играли прекрасные артисты - и Бабанова, и Ильинский, и Гарин... Ему было скучно просто ставить спокойные спектакли, ему нужно было взорвать все Мейерхольд начинал именно как артист, а как режиссер - это была Студия на Поварской, в Москве, 1905 год... Студия была организована по инициативе и под покровительством Станиславского. Называлась она тогда лабораторией. Сегодня это крайне распространенное слово, ставшее штампом, чуть что, все говорят: у меня лаборатория. Три человека и я - не трогайте нас, мы работаем лабораторно... Энергия заблуждения - тоже великая энергия...
А там Станиславский совершенно определенно ставил задачу: для него было важно создание этой лаборатории в 1905 году, чтобы помимо реалистической, психологической линии Художественного театра искать, нащупывать и другие формы театра, и в том числе новые формы взаимодействия со зрителем. Всеволод Мейерхольд известен не только как режиссер, но и как актер. На фотографии - Мейерхольд в центре в фильме "Белый орел". Фото: РИА Новости Тогда из этой студии ничего не вышло, она быстро закрылась, потому что молодые люди во главе с Мейерхольдом решительно лабораторничали вплоть до анекдотических вещей. На каком-то спектакле они пробовали, как долго можно артисту говорить в полной темноте. Сегодня этим никого не удивишь - ну, подумаешь. А сто с лишним лет назад такие первые новаторские опыты вызывали шок. Станиславский, когда пришел, сказал: "Зажгите свет.
Свет дайте! И вот тут они не состыковались. Там были еще и другие опыты, которые Станиславскому не понравились, и Мейерхольд был обижен, но не хочу этого касаться. Главное, что в студии состоялись первые пробы нового взаимодействия со сценическим пространством, с другой атмосферой. Дальше в камерных студиях не очень знают, что Мейерхольд работал в Петербурге в студиях в камерных пространствах он совершенно изменял форму декорационной живописи, но его все время мучила мысль: как сломать рампу, что делать, какие найти формы. Я думаю, если бы в те годы ему показать, как на нашей Новой сцене ездят плунжера, он был бы в восторге... Потом - как он взаимодействует с Александринским театром. Он понимает, что это шикарный зал, но он не может позволить зрителю просто сидеть и смотреть замечательные декорации Головина.
Он начинает искать пути взаимодействия - зажигает свет. Сегодня, опять же, ну что особенного - 20 раз зажгут, 20 раз погасят... А по тем временам, в 1910 году, это смелый шаг, хотя тоже не новость - он просто использовал прием старинного итальянского театра, когда горели свечи, канделябры, и весь спектакль был полумрак. А когда возникло электричество, Мейерхольд сразу это использовал - в "Дон Жуане".
Он установлен во дворе между Новой и основной сценой Александринского театра. Скульптурная композиция размещена во дворе Новой сцены, которая теперь носит имя известного режиссера. На исторической сцене театра Мейерхольд поставил около двадцати спектаклей», — рассказал на своей странице в соцсети «ВКонтакте» председатель Комитета по культуре Федор Болтин.
Казус Мейерхольда
Постоянная экспозиция включает восстановленный рабочий кабинет режиссёра, а также рассказывает о жизни и творчестве Мейерхольда — как дореволюционного. Всеволод Мейерхольд являлся не только талантливым режиссером, но также пробовал себя как актер и педагог. 2 февряля – Всеволод МЕЙЕРХОЛЬД Вокруг личности этого режиссера всегда бушевали споры. 2 февраля 1940 года был приговорен к расстрелу народный артист РСФСР, "красный режиссер" Всеволод Мейерхольд. В первый день конференции состоялась презентация первого двухчастного тома документального труда «Мейерхольд Вс. Жизнь режиссера-новатора ХХ века Всеволода Эмильевича Мейерхольда, трагически оборвавшаяся в застенках НКВД, и его личность, не укладывающаяся в привычные рамки.
Дача режиссера Мейерхольда сгорела в Балашихе. Видео
По словам свидетелей трагедии, в историческое здание могла ударить молния. Полыхало выше деревьев временами. И был громкий хлопок, как раз, когда туча там над ней была", — поделилась свидетельница Елена.
Ульриха о расстреле осуждённых. В списке Я. Боярский , М. Кольцов , В. Коллегия приговорила режиссёра к расстрелу. О месте захоронения Мейерхольда пишет журнал «Театрал»: «Внучка Мейерхольда Мария Валентей ещё в 1956 году добилась его политической реабилитации. Но не зная тогда, как и когда погиб её дед, установила на могиле Зинаиды Райх на Ваганьковском кладбище общий памятник. Ей, актрисе и возлюбленной жене, и ему.
Захоронение невостребованных прахов с 1930—1942» на Новом Донском кладбище. Их тела кремировали, и прах, ссыпанный в общую могилу, смешан с прахом других убитых [28].
Представить себе, что Мейерхольд, предположим, сидит в комнате с завешенными шторами при зажженной свечке и медитирует - вряд ли... Фото: ТАСС Взаимодействие с пространством, на котором организуется театральное действо - ключевая тема его творчества. Мейерхольд был одержим желанием делать спектакль не просто в классической коробке и на классической сцене. Он был новатор, изобретатель и по рождению, и по своей генетике, кроме того, он был невероятно театрально эрудирован и образован. Он знал старинные театры и приемы многих театров - от восточного, старинного испанского, итальянского театра дель арте, китайского театра, японского театра и так далее. Он был одержим страстью как лучше взаимодействовать со зрителем в пространстве. Цель была одна - выстроить напряжение так, чтобы зритель не чувствовал себя беспечно. Это вообще самая главная проблема для любого режиссера, если он серьезный режиссер и не ставит перед собой задачу только развлечь: как выстроить напряжение, чтобы зритель не чувствовал себя спокойно, откинувшись в кресле, и не выпадал из зоны эмоционального восприятия.
Чтобы он все время был в напряжении, необязательно со сдвинутыми бровями, но был постоянно подключенным к тому, что происходит. Это задача очень важная, причем она другая, если пространство на тысячу человек или на пятьдесят человек или на двадцать - тут совершенно разные подходы. Кто там плачет?! Как не знал артистов? Он сам был очень хорошим артистом. Учился-то у Станиславского. Начинал-то играть во МХАТе. Поэтому знал и внутреннюю технику очень хорошо. И умел работать с артистами: а как же у него играли прекрасные артисты - и Бабанова, и Ильинский, и Гарин... Ему было скучно просто ставить спокойные спектакли, ему нужно было взорвать все Мейерхольд начинал именно как артист, а как режиссер - это была Студия на Поварской, в Москве, 1905 год...
Студия была организована по инициативе и под покровительством Станиславского. Называлась она тогда лабораторией. Сегодня это крайне распространенное слово, ставшее штампом, чуть что, все говорят: у меня лаборатория. Три человека и я - не трогайте нас, мы работаем лабораторно... Энергия заблуждения - тоже великая энергия... А там Станиславский совершенно определенно ставил задачу: для него было важно создание этой лаборатории в 1905 году, чтобы помимо реалистической, психологической линии Художественного театра искать, нащупывать и другие формы театра, и в том числе новые формы взаимодействия со зрителем. Всеволод Мейерхольд известен не только как режиссер, но и как актер. На фотографии - Мейерхольд в центре в фильме "Белый орел". Фото: РИА Новости Тогда из этой студии ничего не вышло, она быстро закрылась, потому что молодые люди во главе с Мейерхольдом решительно лабораторничали вплоть до анекдотических вещей. На каком-то спектакле они пробовали, как долго можно артисту говорить в полной темноте.
Сегодня этим никого не удивишь - ну, подумаешь. А сто с лишним лет назад такие первые новаторские опыты вызывали шок. Станиславский, когда пришел, сказал: "Зажгите свет. Свет дайте! И вот тут они не состыковались. Там были еще и другие опыты, которые Станиславскому не понравились, и Мейерхольд был обижен, но не хочу этого касаться. Главное, что в студии состоялись первые пробы нового взаимодействия со сценическим пространством, с другой атмосферой. Дальше в камерных студиях не очень знают, что Мейерхольд работал в Петербурге в студиях в камерных пространствах он совершенно изменял форму декорационной живописи, но его все время мучила мысль: как сломать рампу, что делать, какие найти формы. Я думаю, если бы в те годы ему показать, как на нашей Новой сцене ездят плунжера, он был бы в восторге...
Валерий Фокин, художественный руководитель Александринского театра: «Вообще, памятников Мейерхольда есть два всего в нашей стране. Один находится в городе Пензе, где он родился. Второй памятник теперь есть в Петербурге». В преддверии 10-летия новой сцены Александринского театра по инициативе Валерия Фокина площадка получила имя Всеволода Мейерхольда.
Что смотреть на марафоне Александринки в честь 150-летия режиссера Всеволода Мейерхольда?
Расстрелянный театр Мейерхольда. За что пострадал великий режиссер? | Аргументы и Факты | Современные режиссеры и актеры часто обращаются к наследию Всеволода Мейерхольда. |
В Петербурге открыли памятник театральному режиссеру Всеволоду Мейерхольду | Режиссер присутствовал на сцене, стоял в темноте на кафедре и время от времени читал редкие и скупые ремарки. |
В Петербурге открыли памятник театральному режиссеру Всеволоду Мейерхольду | Как главный режиссер Оперного театра им. К. С. Станиславского Мейерхольд и проходит по тюремным бумагам. |
Все, везде и всюду: самые смелые эксперименты Мейерхольда - ВФокусе | Будучи одновременно режиссером, актером и антрепренером, Мейерхольд сыграл около 100 разноплановых ролей за три сезона. |
Лучший Треплев в истории театра: Главархив рассказал о документах режиссера Всеволода Мейерхольда | В 15.00 состоится торжественное открытие памятника Всеволоду Мейерхольду во дворе Новой сцены. |
«Божественный. Несравненный. Мейерхольд». К 150-летию со дня рождения великого режиссера
Telegram: Contact @rentv_news | Мейерхольд считал, что в художественных вопросах режиссёр обладает непререкаемым авторитетом как «автор» спектакля. |
Режиссеру Всеволоду Мейерхольду исполнилось бы 150 лет. - Российская газета | Жизнь режиссера-новатора ХХ века Всеволода Эмильевича Мейерхольда, трагически оборвавшаяся в застенках НКВД, и его личность, не укладывающаяся в привычные рамки. |
Возвращение Мейерхольда. Хорош со всех сторон
Он был последним событием, заявленным в череде мероприятий в честь Мейерхольда на этой неделе: началось все с открытия пролога выставки «Мейерхольд-Родченко» вернисаж самой выставки состоится в марте и читки документальной пьесы Елены Греминой «Мейерхлюндия», продолжилось Мейерхольдовской конференцией, на которой о Всеволоде Эмильевиче говорили ученые-театроведы и молодые режиссеры — лица сегодняшнего авангарда, модерировал дискуссию известный российский исследователь творчества Мейерхольда, историк театра Вадим Щербаков. Все одноактные постановки должна была объединить тема «Мейерхольд — это я», но по большей части объединило внимание к трагедии революционера и реформатора театра, замученного и в итоге расстрелянного. Цитата из писем Мейерхольда Молотову, написанных из тюрьмы «Меня здесь били — больного 60-летнего старика» звучали не раз и не два, а вот биомеханика одно из главных театральных изобретений Мейерхольда, система актерского тренажа, которую часто противопоставляют системе Станиславского осталась в тени. Акт первый. Оцифрованная боль и обаятельная честность Мультипликация от «Гоголь-центра» проскочила, будто заставка к основному действию - под монотонное чтение фрагментов книг и писем Мейерхольда на экране наслаивались портреты и фотографии режиссера.
А вот видео-перфоманс Дмитрия Волкострелова, известного своими театральными экспериментами, затронул, несмотря на некую недосказанность, большую часть зала. Мужчины и женщины, молодые и старые, не объединенные ничем, кроме общей судьбы и номера сменяли друг друга, а после каждого портрета всплывала заставка с таймером и текстом: «Я — Мейерхольд»… В начале второго десятка мелькнул и сам Мейерхольд, которого расстреляли 2 февраля 1940 года. Театром было представлено письмо Георгия Товстоногова «Слово о Мейерхольде» в полукомичной интерпретации: чтение письма сопровождало видео, которое было передано из суфлерской будки во время спектакля «Дядюшкин сон». Мелькнула и Алиса Фрейндлих, но внимание зрителей было приковано к суфлеру с ярко-малиновыми губами.
Представитель БДТ имени Товстоногова на сцене объяснил: петербургский театр готовится к празднованию своего 95-летия, а Мейерхольд ни разу не был на спектаклях театра…Чтение «Слова о Мейерхольде» оратор закончил историей про то, что сам Георгий Товстоногов работает «другим методом». Следом на сцену вышел Иван Вырыпаев. Худрук «Практики» представлял весь театр. Иван честно и обаятельно рассказал про то, что не знал, как высказаться о Мейерхольде, как всячески открещивался от предложения режиссера Виктора Рыжакова худрука ЦИМа.
Потом Иван рассказал, что в студенческие годы от знатока творчества Мейерхольда узнал, что в трудной ситуации спасти постановку смогут снег и дым. И — громкая музыка. И тут же режиссер оказался в дыму, под падающим снегом, и заиграла «The word is not enough» «Garbage». И — аплодисменты.
Честная работа профессионала, - констатировал далекий от театра фотограф "ВМ" Антон Гердо. Акт второй: «Я не знаю, что такое Мейерхольд» Антракт практически стал водоразделом зрительского интереса. И если читку пьесы Елены Греминой «Мейерхлюндия» зрители слушали внимательно, то на следующем выступлении режиссера Клима Владимир Клименко, новый худрук «Центра драматургии и режиссуры» курс зрительского интереса и лояльности стал стремительно снижаться. Запинаясь, Клим пытался говорить о судьбах Родины, периодически переключаясь на судьбу чеховского Кости Треплева из «Чайки».
Зрители сначала терпели, потом пытались «захлопать» действие. Клим продолжал.
Мать любила устраивать в доме музыкальные вечера, в которых маленький Карл принимал самое активное участие, разыгрывая маленькие сценки.
В 1895 году юный Карл Мейергольд окончил гимназию и поступил в Императорский Московский университет на юридический факультет. В том же году молодой человек решил поменять имя и принять православие, чтобы через год обвенчаться со своей возлюбленной Ольгой Мунт. Он решил взять имя Всеволод в честь писателя Гаршина и изменил фамилию на русский манер.
В Главархиве представлен гимназический аттестат Мейерхольда, документы о принятии им православия и прошение к ректору университета с просьбой разрешить ему жениться до окончания университетского курса. Разрешение было дано, а еще через год Мейерхольд покинул университет, так как его приняли сразу на второй курс Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества сейчас — ГИТИС. Его первый педагог Владимир Немирович-Данченко считал своего воспитанника «исключительным явлением среди учеников».
В 1898 году Всеволод Мейерхольд стал актером в новом Московском Художественном театре и всего за четыре сезона сыграл 18 ролей: Костю Треплева в «Чайке», барона Тузенбаха в «Трех сестрах» и других персонажей мирового репертуара. За три сезона в разных городах были показаны спектакли с использованием техники импровизации комедии дель арте, приемами клоунады, акробатики и пантомимы.
В прошлом году Александринский театр перенёс премьеру спектакля "Мать" режиссёра Константина Богомолова с сентября 2023-го на 2024 год. Причины переноса представления не уточнялись. В декабре Театр имени Ленсовета отменил два спектакля из-за инфаркта Михаила Боярского. Постановки "В этом милом старом доме" и "Смешанные чувства", где задействован Михаил Боярский, заменили другими спектаклями из репертуара театра. Читайте также:.
Он жил тогда рядом с Мариинкой Театральная площадь,2. В семье уже было три дочери. Младшую звали Машей. В петербургский период работы Мейерхольда началась его педагогическая деятельность. Всеволод Эмильевич преподавал в театральной школе К. Даннемана, на Музыкально-драматических курсах Б. В 1913 году открылась его студия, в числе преподавателей которой были М. Гнесин, В. Соловьев, Ю. После Октябрьской революции Мейерхольд стал одним из активнейших строителей нового советского театра. В 1918 году он сотрудничал в Театральном совете, а после переезда правительства в Москву стал заместителем заведующего Петроградским отделением ТЕО Наркомпроса. Мейрехольд первым из видных деятелей театра вступил в члены ВКП б. Там же в Петрограде он руководил Инструкторскими курсами по обучению мастерству сценических постановок и Школой актерского мастерства. Он сблизился с Владимиром Маяковским, поставив в Петрограде его «Мистерию-буфф». С 16 сентября 1920 года по февраль 1921 года Мейерхольд руководил театральным отделом Наркомпросса. Он носил френч, красную звезду на фуражке, на столе в его кабинете лежал маузер... Однако он оказался плохим администратором. Газета "Вестник театра", возглавляемая Мейерхольдом и пропагандировавшая идеи "Театрального октября" - Манифеста новой культуры - была закрыта в августе 1921 года, а сам Мейерхольд был освобожден от должности заведующего ТЕО. В ноябре 1920 года Мейерхольд возглавил вновь созданный театр РСФСР Первый; а с осени 1921 года он возобновил педагогическую деятельность. В 1923 году был создан Театр имени Вс. Мейрехольд также руководил Театром Революции 1922-1924 , ставил спектакли в Ленинграде, осуществил постановки драм Пушкина на радио 1937. Осенью 1921 года в мастерскую Мейерхольда пришла Зинаида Райх. Режиссер влюбился в нее с первого взгляда, хотя был старше ее на двадцать лет.
В Балашихе загорелась дача Всеволода Мейерхолда
Всеволод Мейерхольд – театральный режиссер и новатор, прошедший путь от актера до режиссера императорского Александринского театра. Жизнь и смерть Мейерхольда одним из главных сюжетов вписаны в сознание и подсознание русского театра. В подмосковной Балашихе пожар охватил дачу Всеволода Мейерхольда — российского и советского театрального режиссера-новатора. В подмосковной Балашихе сгорела дача, ранее принадлежавшая театральному деятелю Всеволоду Мейерхольду и актрисе Зинаиде Райх.
В Петербурге поставили памятник Всеволоду Мейерхольду
Напомним, что 3 марта из музея без объяснения причин была уволена его заведующая Наталья Макерова. Музей-квартира Мейерхольда является филиалом Театрального музея имени Бахрушина, на сайте и в социальных сетях которого информации о закрытии филиала не содержится. Надеемся, что в ближайшее время откроется».
В сентябре 1896 года Мейерхольд воплотил в жизнь свою давнюю мечту — он поступил в музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества. На экзаменах он читал монологи с таким темпераментом, что экзаменаторы были приятно поражены и зачислили его сразу на второй курс. В этом заведении, в отличие от пензенской гимназии, Мейерхольд вскоре станет лучшим учеником. В феврале 1898 года у Всеволода и Ольги родилась дочь Мария. В том же году Мейерхольд заканчивает учебу в училище, знакомится с К. Станиславским и поступает в только что созданный Художественный театр. Он сходится с революционером А. Ремизовым, который приобщает его к идеям К.
Пензенская жандармерия вносит Мейерхольда в список «неблагонадежных особ». В Художественном театре Мейерхольд изо всех сил стремился выбиться в ведущие актеры, однако это его желание не всегда находило понимание со стороны других участников коллектива. Например, в постановке «Царь Федор Иоаннович» ему сперва отводилась главная роль, он к ней готовился, но затем роль была отдана И. Зато вскоре в «Чайке» ему достается роль Треплева сам Мейерхольд считал ее своей лучшей ролью. К нему приходит настоящая слава, фотокарточки с его изображением продаются во всех писчебумажных магазинах города. С ним сближается А. И все же полного удовлетворения от пребывания в Художественном театре Мейерхольд не испытывает. У него не ладятся отношения с В. Немировичем-Данченко, и хотя Всеволод занят в четырех спектаклях из пяти, мысли об уходе все чаще приходят ему в голову. Ситуация достигла кульминации 12 февраля 1902 года.
В тот день Мейерхольд узнал, что он не включен в число пайщиков-учредителей театра. Его гневу нет предела, и он тут же заявляет о своем уходе. Вместе с К. Станиславским они создают Театр-студию на Поварской, но в 1905 году, накануне открытия, Станиславский внезапно отказывается работать с Мейерхольдом. Тот уходит в Театр Комиссаржевской. Работает там какое-то время и вновь терпит неудачу: в разгар сезона Комиссаржевская разрывает контракт с ним. После этого творческий путь Мейерхольда будет связан с двумя театрами: Александринским и Мариинским. Перед самой революцией Мейерхольд ставит спектакли в петроградской Студии на Бородинской. В это же время состоялся первый контакт режиссера с немым кинематографом. К тому времени «серия» переживала полосу неудач, и участие в ней знаменитого театрального режиссера должно было, по мнению ее создателей, вновь привлечь в кинотеатры народ.
Мейерхольд снял два фильма: «Портрет Дориана Грея» и «Сильный человек». Однако ни один из этих фильмов успехом у зрителей не пользовался. Октябрьскую революцию Мейерхольд встретил с восторгом. Уже через несколько месяцев после нее он вступил в ряды ВКП б. В 1919 году по доносу недоброжелателей Мейерхольда как большевистского агитатора арестовывают в Крыму белогвардейцы. Без сомнения, его легко могли бы расстрелять, однако не сделали этого, так как Мейерхольд был достаточно известным актером и режиссером. Генерал Кутепов принял увлечение Мейерхольда большевизмом как издержки творческой натуры и приказал выпустить режиссера на свободу. Этот эпизод, да и последующее поведение Мейерхольда, когда он, уже будучи в Москве, надел кожаную тужурку и нацепил на пояс «маузер», большевики не забыли и поспешили отметить: в 1920 году он стал руководителем Первого Театра РСФСР, который в 1923 году стал называться Государственным театром имени В. В том же 1923 году Мейерхольд был удостоен звания народного артиста республики. В отличие от бурной творческой и общественной жизни личная жизнь Мейерхольда внешне выглядела спокойной.
Ольга Мунт подарила ему троих детей, причем все — девочки. В этом же доме размещались Высшие театральные мастерские, которыми Мейерхольд руководил. В 1921 году студенткой режиссерского факультета в этих мастерских стала 27-летняя Зинаида Райх, бывшая жена Сергея Есенина. С Есениным Райх познакомилась в Петрограде в 1917 году. Она тогда работала машинисткой в газете «Дело народа», где Есенин бывал довольно часто. Райх была красивой женщиной, и Есенин, конечно же, не мог не обратить на нее внимания. Впервые они встретились весной, а летом того же года уже вместе уехали путешествовать к Белому морю. Тогда же и обвенчались. Однако их брак, во время которого Райх родила двух детей, длился всего три года. В 1920 году они расстались, и Райх с двумя крошечными детьми приехала в Москву.
Здесь устроилась машинисткой в Наркомпрос. Именно там Мейерхольд ее впервые и увидел. Вскоре она стала студенткой в его мастерских, и даже более того — начала посещать его дом. Сначала просто в качестве гостьи. Жена Мейерхольда приняла ее достаточно тепло, так как знала о бедственном положении Зинаиды. Вскоре Райх стала в их доме своим человеком. Так продолжалось до лета 1922 года. Тем летом жена Мейерхольда уехала вместе с детьми на юг отдыхать. А когда они вернулись назад, хозяйкой в их доме была уже Зинаида Райх. Ольге Михайловне не оставалось ничего другого, как вместе с детьми искать себе иное жилище.
По мнению некоторых исследователей, Райх не любила Мейерхольда и замуж за него вышла исключительно по расчету. В этом утверждении есть доля истины.
Идеальный театр — тот, в котором самые смелые новации в форме оправданы содержанием, а содержание может быть оправдано только через актерскую игру. И когда это оправдано в разных спектаклях, в разных качествах, в разных жанрах, тогда это идеально. Не случайно Мейерхольд говорил, что «мы с Константином Сергеевичем роем один и тот же туннель, только с разных концов, и мы обязательно встретимся». И они встретились на какое-то время.
Мейерхольд не успевает поставить в его театре оперу, потому что Станиславский умирает и больше защитить его некому. Мейерхольд знал его систему, и Станиславский, когда его спрашивали, уверенно отвечал в тридцатые годы на вопросы журналистов: «Единственный режиссер, которого я знаю, — это Мейерхольд». Противопоставление этих фигур происходит от профессионального нежелания жить и работать остро, легче прикрыться кем-нибудь из них. Сейчас у нас возникла манера играть с приклеенными микрофонами, и все так ровненько-ровненько говорят. Я не возражаю: такое тоже может быть. Эмоциональное возбуждение, чем силен театр, в этом случае отсутствует, но это удобно.
Но также удобно страдать и рвать страсти и говорить, что это и есть театр. Здесь смешиваются демагогия и ложные традиции. Эта борьба не то чтобы сейчас обострилась, она всегда будет острой. Истина в том, что если форма содержательна, то она имеет право быть. Он искренне хотел войти в «коридор соцреализма» и работать в этом ключе, но у него ничего не получалось. В двадцатые годы Москва представляла собой театральную Мекку: все бурлило: студии, театры-студии, не говоря уже о первачах, к числу которых относился Мейерхольд.
Потом все стало сжиматься, потому что режим объявил новые правила, в том числе цензурные, которым надо было следовать. Всеволод Мейерхольд ставит пьесу про колхоз, но у него ничего не получается, потому что это не его тема. Его эстетика, его художественный вкус, его культура, приобретенные в этом городе Санкт-Петербурге. Какая Райх колхозница? Он делает в фойе театра, как мы это сейчас называем, инсталляцию: раскладывает дыни и тыквы. Зритель все это рассматривает, а затем входит в зал, а на сцене ничего не происходит.
Дальше он ставит Николая Островского «Как закалялась сталь». Режим требовал романтического спектакля, а у него получается трагедия. В 1978 году я поставил спектакль по пьесе Алексея Казанцева, написанной на основе писем и фрагментов романа Николая Островского. Это был первый спектакль театра-студии Табакова — «Табакерки». В нем тоже звучала трагическая нота. Островский лежит обездвиженный, но мозг у него работает: «Куда все идет?
Где те идеалы, за которые мы боролись? Но не проходит и месяца, как выходит постановление горкома партии о снятии спектакля. Спектакль Мейерхольда закрыли после генеральной репетиции. Это первое несовпадение. Но был и еще один момент — человеческий. В 1930 году Михаил Чехов после триумфальных гастролей театра Мейерхольда в Берлине и Париже, говорил ему: «Зачем вы возвращаетесь?
Это знаменательный, феноменальный спектакль. Премьера была в феврале 1917 года, когда на улицах уже стреляли, когда уже не ходили трамваи и премьера была под угрозой», — подчеркнул Валерий Фокин. Вернувшись в Ленинград, Мейерхольд ведёт переговоры с художественным руководителем Леонидом Сергеевичем Вивьеном по поводу работы в Александринском театре, в те годы называвшемся Пушкинским. Есть в этом что-то мистическое. Ничего в жизни не бывает случайны», — заметил Валерий Фокин К слову, спектакль «Мейерхольд. Чужой театр» не единственная премьера грядущего театрального сезона Александринки. Вторая постановка в честь юбилея Всеволода Эмильевича называется «Мейер». Это работа Кирилла Люкевича, молодого режиссёра Большого драматического театра имени Г.
Товстоногова, представляющая собой фантазию на тему разных постановок и личной жизни Мейерхольда, без вклада которого сложно представить современную театральную реальность. Он находил ключи к любому театральному жанру», — заключил Фокин Помимо вышеперечисленных событий, Александр Малич анонсировал мероприятия, приуроченные к 150-летию Всеволода Мейерхольда, которые пройдут на Новой сцене Александринского театра в течение нового сезона «Мейерхольдоведение». Прежде всего планируется провести три больших фестиваля, названия которых легко запомнить с помощью шифра «М. Всеволод Эмильевич любил джаз, и во многом благодаря его деятельности этот музыкальный стиль прижился в театре. Неслучайно и встречу на Новой сцене Александринского театра открыл музыкально-импровизационный перформанс. Музыканты Дмитрий Тыквин, Константин Оганов и Владимир Григ исполнили джаз на традиционных, авторских и электронных инструментах, общаясь между собой с помощью азбуки Морзе.
В Балашихе загорелась дача Всеволода Мейерхолда
Жизнь режиссера-новатора ХХ века Всеволода Эмильевича Мейерхольда, трагически оборвавшаяся в застенках НКВД, и его личность, не укладывающаяся в привычные рамки. С творчеством великого российского режиссёра Всеволода Эмильевича Мейерхольда у Валерия Фокина уже давно установились прочные связи. Современные режиссеры и актеры часто обращаются к наследию Всеволода Мейерхольда. Валерий Фокин, инициировавший присвоение имени Мейерхольда Новой сцене и много сделавший и для возвращения имени Мейерхольда, и для изучения его наследия, и для. Она 20 лет работает в музее Всеволода Мейерхольда, расположенного в его квартире по Брюсову переулку.
Просто ЦИМ
- фотографии >>
- «Божественный. Несравненный. Мейерхольд». К 150-летию со дня рождения великого режиссера
- фотографии >>
- Обратите внимание:
- "Перестаньте хныкать! Кто там плачет?!"
- В Петербурге поставили памятник Всеволоду Мейерхольду // Новости НТВ