Здесь, как и по всей России, уже несколько лет пытаются провести «мусорную реформу», которая должна обеспечить раздельный сбор, уменьшить количество остающихся на полигонах отходов и сделать систему переработки мусора более современной и экологичной. Однако далеко не во всех регионах мусорная реформа состоялась. Граждане России уже несколько лет жалуются на проблемы с вывозом мусора.
24.11.2023. «Мусорная реформа: вклад в экологию или плата за воздух?»
Промежуточные итоги «мусорной» реформы В 2020 году Счетная палата провела проверку и констатировала, что «мусорная» реформа в России так полноценно и не заработала. Промежуточные итоги «мусорной» реформы В 2020 году Счетная палата провела проверку и констатировала, что «мусорная» реформа в России так полноценно и не заработала. В последнее время в федеральных и региональных СМИ как-то слишком много пошло материалов, демонстрирующих неутешительные результаты мусорной реформы в России. Спустя пять лет реализации мусорной реформы она по-прежнему буксует. В чем причина, что во всем мире утилизация отходов — это прибыльный бизнес, а в России отрасль продолжает финансироваться из бюджета? Промежуточные итоги «мусорной» реформы В 2020 году Счетная палата провела проверку и констатировала, что «мусорная» реформа в России так полноценно и не заработала. Региональные операторы заявили, что благодаря мусорной реформе будет невыгодно сваливать отходы в лесу — ведь за это никто не заплатит.
Два года мусорной реформе в России: одно почистили, другое провалили
Глава Российского экологического оператора Денис Буцаев указал 18 регионов, которые рискуют не выполнить показатели федерального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами" к 2024 году. Первые споры после проведения «мусорной реформы» добрались до высшей инстанции: Верховный суд РФ (ВС) рассмотрел несколько дел с региональными операторами, требующими оплаты услуг по вывозу твердых коммунальных отходов (ТКО). В 2020 году Счетная палата провела проверку и констатировала, что «мусорная» реформа в России так полноценно и не заработала. Минприроды РФ отчитался о промежуточных итогах мусорной реформы, начатой в 2019 году. Рисков для срыва мусорной реформы в настоящее время не наблюдается. Здесь вы узнаете в чем заключается суть мусорной реформы в России, кто отвечает за вывоз и утилизацию мусора, новая графа в коммунальных платежах.
Что нужно знать о «мусорной» реформе в России
Но, может быть, надо было провести тотальный ликбез растерянным россиянам, что и в какой контейнер складировать? Опять же мусоропроводы. Этот отвратительный пережиток советской жилищно-бытовой архитектуры давно было пора заварить или уничтожить любым другим способом. Потому что сортировка, раздельный сбор и переработка при наличии мусоропровода — это оксюморон. Кто-то пошевелился на эту тему? Никто, никому до мусоропроводов нет дела. Где-то тут, вероятно, есть вина регоператора.
Но снова повторю: всеобщее экологическое просвещение, общеобразовательные программы обращения с отходами, как это работает в странах, где умеют культурно работать с мусором, — это прямая обязанность государства. Делать это нужно было до старта «реформы ТКО». У нас же вышло, как у детей, которые, рисуя дом, начинают с крыши и окон, не зная, что надо начинать с фундамента. Ну а делать-то что, спросите вы. В России принято в подобных ситуациях искать стрелочников. Что ж, можно назначить стрелочником «Экопром», выдать ему черную метку и отправить на все четыре стороны.
А что поменяется? Думаете, придет другой регоператор, и тут же все заколосится, свалки исчезнут, граждане в едином порыве начнут сортировать отходы, и заработает экотехнопарк? Будет точно также. Чуть лучше или чуть хуже. Реформа провалена, это нужно принять как теорему Пифагора. Не потому, что «Экопром», а потому, что все участники мусорной реформы, начиная от государства и заканчивая простым обывателем, к ней оказались не готовы.
Кто виноват? Убежден, что государство и ответственные федеральные лица. Они нам эту реформу придумали и навязали в том виде, в каком она есть. И вот, что в завершении хотел бы сказать. Я сейчас отброшу свои, без ложной скромности, достаточно глубокие знания о теории и практике обращения с ТКО и поставлю себя на место рядового обывателя. Что мне сказало государство на старте реформы, в 2019 году?
Что нужно платить по квитанции ежемесячно. Да, будет прилично больше, чем ты платил раньше, но зато ты получишь все, о чем говорил выше. Окей, я подписал эту оферту. Плачу исправно. Что получаю за свои деньги? Какой-то вечный, простите, мусорный геморрой.
Я задаю вопросы: какого хрена вы не исполняете договор? Мне говорят, там у них мусорная цепочка, «спор хозяйствующих субъектов», долги, арбитражный суд. Простите, уважаемые, какое мне, обывателю, дело до ваших споров? Вы там хоть об стену убейтесь, но мне предоставьте услугу, за которую я исправно плачу каждый месяц.
В ответе на наш запрос власти сообщили, что сроки возведения отодвинулись и теперь запланированы на 2027—2030 годы. Место, где будут находиться два объекта, пока не выбрали, оно прорабатывается. Разделение отходов А вот еще одно обещание. В феврале 2020 года губернатор края сказал , что с 1 июля 2022 года в регионе введут систему разделения мусора по четырем направлениям: пищевые отходы, стекло, пластик и бумага.
Он заявлял, что все районы края оборудуют специальными контейнерами для каждого вида отходов. Наблюдаете ли вы такие контейнеры повсеместно? Вот и мы — нет, поэтому этот вопрос также прозвучал в запросе. Минтэк ответил, что власти сдвинули этапы перехода на раздельный сбор и что теперь систему разделения ТКО на четыре фракции хотят ввести только с 2024 года. Причина — в самих муниципалитетах. Они, как сообщили в краевой администрации, не готовы так быстро перейти на раздельный сбор, потому что у них нет необходимого финансирования для обустройства контейнерных площадок. Да и самого места нет, указывают власти, «в условиях плотной застройки». Еще одна причина, по сообщению властей, кроется в «нежелании органов местного самоуправления» организовывать «контейнерные площадки в населенных пунктах с низкой плотностью — в связи с незначительностью местных бюджетов».
Создание закона о преференциях для людей, живущих около полигонов ТКО Да-да, был и такой план. В мае 2021 года губернатор поручил подготовить краевой закон о преимуществах для жителей около полигонов, чтобы компенсировать им экологические неудобства. Предусматривалось, что люди, живущие в километре от границы полигонов, будут оплачивать только половину стоимости услуг по обращению с ТКО. Но Министерство финансов отказалось согласовывать его, так что проект отправили на корректировку. Миллиардные инвестиции в реконструкцию полигонов Многие полигоны ТКО в Краснодарском крае, как и много где в России, действуют с нарушениями: в них зачастую нет системы сбора свалочных газов, почва и окружающие территории не защищены от опасных фильтратных сливов, а мусор почти никак не сортируется сортировка нужна для того, чтобы на полигон не отправлялись вредные для почвы батарейки или органические отходы, которые затем издают сильный запах. В марте 2020 года губернатор решил бороться с такими недоработками и сказал, что планируется реконструировать полигоны в Белореченске, Тимашевске и Краснодаре.
На его реализацию было направлено 93,6 млрд руб. Согласно паспорту проекта, он направлен на формирование комплексной системы обращения ТКО, предотвращение вредного воздействия таких отходов на здоровье человека и окружающую среду, вовлечение их в хозяйственный оборот в качестве сырья, материалов, изделий и превращение во вторичные ресурсы для изготовления новой продукции и получения энергии. Основные задачи, поставленные в рамках этого проекта, по мнению Буцаева, были выполнены, т. История мусорной реформы Мусорная реформа была запущена 1 января 2019 г.
Реформа была инициирована после экологических протестов местных жителей в ряде регионов из-за свалок и их состояния. В 2018 г. Их жители регулярно выходили на митинги с требованиями закрыть близлежащие свалки и перекрывали дороги к ним. Проект «Экономика замкнутого цикла» с финансированием в 10,6 млрд руб.
В марте 2020 года губернатор решил бороться с такими недоработками и сказал, что планируется реконструировать полигоны в Белореченске, Тимашевске и Краснодаре. На этом масштабный план не заканчивался: власти заявили об идее построить еще семь новых полигонов с настоящими сортировочными линиями и сделать производства по переработке резины, пластмассы, стекла и макулатуры. На всё про всё решили потратить более 8 миллиардов рублей. Но на октябрь 2022 года ни один из этих объектов в крае так и не появился. Сказало только лишь, что в регионе отказались от старой концепции мусорной реформы и приняли новую, по которой заключили инвестиционное соглашение с компаний АО «РТ-Инвест».
Если верить этому соглашению, в регионе построят пять комплексов по переработке отходов и создадут целый промышленный парк по переработке — за общую сумму 22,9 миллиарда рублей. Только когда это случится, неизвестно. Рекультивация старых свалок Приносят урон окружающей среде не только действующие свалки и полигоны, но и те, что перестали использовать. Обычно они выглядят как заросшие травой холмы, но под слоем земли там остаются лежать сотни тонн мусора, который продолжает отравлять природу. По закону, такие свалки должны подвергаться рекультивации процессу, при котором почву восстанавливают до исходного состояния и при котором земля снова становится экологически безопасной и плодородной. Чтобы пройти этот процесс, власти должны подготовить проектно-сметную документацию ПСД. Рекультивация — дорогое удовольствие, а документация позволяет получить субсидии и денежную помощь от федеральных властей. Так выглядит законсервированная свалка: это не холм земли, а заросший мусор Источник: Mnr. Судя по всему, спустя два года мусорные кучи так и лежат на месте: по последним данным с сайта администрации края, свалку в Славянском районе рекультивируют только до конца 2023 года, а в Краснодаре, Анапе и Горячем Ключе — до конца 2024-го.
По свалке в Белореченске и Крымске информации нет. А за старую свалку в Кабардинке под Геленджиком администрация края так вообще получила выговор. Росприроднадзор поручил подготовить ПСД для будущей рекультивации этого объекта еще в 2020-м, но спустя год это так и не было сделано. После того как в 2021-м объект посетил глава Минприроды, краевые власти заторопились и ответили, что непременно всем займутся и что в будущем там появится зеленая зона.
Даже Валентина Ивановна не выдержала
Если бы их строили сами регионы, они бы уже давно были построены, отметил председатель Комитета по бюджету и налогам. Потом вы их передвинули на 2024-й. Согласно электронному бюджету, они передвинуты уже на 2025 год. А 2023 и 2024 годы — это были сроки в рамках национального проекта.
И деньги были выделены. Мы понимаем также, что и в 2025 году они могут быть не построены», — предположил Макаров. Представитель министерства уточнил, что срок сдачи объектов в Подмосковье — декабрь 2024 года, в Татарстане — декабрь 2025-го, и пообещал, что они будут исполнены.
Замминистра природных ресурсов и экологии, отвечающий за взаимодействие с РЭО, напоследок отметил, что на первом этапе мусорной реформы стояла задача обеспечить санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и определить региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами. Срок окончания первого этапа он при этом не обозначил. В стране сейчас, по его данным, функционирует порядка 180 регоператоров.
Но там региональный оператор подчинен муниципалитетам и его деятельность не носит коммерческого характера. То, что финский региональный оператор не является коммерческой структурой, позволяет ему создать сбалансированную систему для всех участников рынка. Только при таком подходе можно создать эффективную систему обращения с отходами, для которой главным критерием становится показатель переработки отходов», — рассказал «Парламентской газете» депутат. В нашей стране, по мнению Атласова, пошли иным путем. Именно по этой причине до сих пор не создано полноценной системы обращения с отходами, которая бы демонстрировала высокий уровень утилизации.
Мусорная реформа в Свердловской области В Свердловской области к переходу на новые правила обращения с ТКО власти готовились ответственно. Уже к 1 июля 2018 года в регионе была согласована территориальная схема, выбран региональный оператор в Екатеринбурге им стала "Спецавтобаза" и утверждены тарифы. Однако введение мусорной реформы было отложено на федеральном уровне сначала на 1 ноября 2019 года, а затем и на 1 января 2020 года.
Региональный министр ЖКХ подчеркивал готовность раньше перейти на новую систему, но в итоге было решено сделать это вместе с другими регионами с начала нового финансового года. Мусорная реформа в Красноярском крае В рамках разработки схемы Красноярский край поделили на 19 зон, обслуживанием которых должны были заняться 6 региональных операторов. Сам Красноярск с пригородами разделен на две технологические зоны — левобережную и правобережную. У каждой из них свой региональный оператор и разные тарифы. В Красноярском крае наглядно проявилось преимущество конкурсного подхода к выбору регионального оператора. На этапе борьбы за контракт претенденты сами снижали собственные расценки, чтобы выйти победителем. Однако последнее слово осталось за министерством тарифной политики. Мусорная реформа в Башкортостане Башкирия поделена на 5 территориальных зон, для которых было выбрано 4 регоператора.
Один из регоператоров должен обслуживать сразу 2 зоны. С этими организациями были заключены соглашения на 10-летний срок.
Кто-то пошевелился на эту тему? Никто, никому до мусоропроводов нет дела. Где-то тут, вероятно, есть вина регоператора. Но снова повторю: всеобщее экологическое просвещение, общеобразовательные программы обращения с отходами, как это работает в странах, где умеют культурно работать с мусором, — это прямая обязанность государства. Делать это нужно было до старта «реформы ТКО». У нас же вышло, как у детей, которые, рисуя дом, начинают с крыши и окон, не зная, что надо начинать с фундамента. Ну а делать-то что, спросите вы.
В России принято в подобных ситуациях искать стрелочников. Что ж, можно назначить стрелочником «Экопром», выдать ему черную метку и отправить на все четыре стороны. А что поменяется? Думаете, придет другой регоператор, и тут же все заколосится, свалки исчезнут, граждане в едином порыве начнут сортировать отходы, и заработает экотехнопарк? Будет точно также. Чуть лучше или чуть хуже. Реформа провалена, это нужно принять как теорему Пифагора. Не потому, что «Экопром», а потому, что все участники мусорной реформы, начиная от государства и заканчивая простым обывателем, к ней оказались не готовы. Кто виноват?
Убежден, что государство и ответственные федеральные лица. Они нам эту реформу придумали и навязали в том виде, в каком она есть. И вот, что в завершении хотел бы сказать. Я сейчас отброшу свои, без ложной скромности, достаточно глубокие знания о теории и практике обращения с ТКО и поставлю себя на место рядового обывателя. Что мне сказало государство на старте реформы, в 2019 году? Что нужно платить по квитанции ежемесячно. Да, будет прилично больше, чем ты платил раньше, но зато ты получишь все, о чем говорил выше. Окей, я подписал эту оферту. Плачу исправно.
Что получаю за свои деньги? Какой-то вечный, простите, мусорный геморрой. Я задаю вопросы: какого хрена вы не исполняете договор? Мне говорят, там у них мусорная цепочка, «спор хозяйствующих субъектов», долги, арбитражный суд. Простите, уважаемые, какое мне, обывателю, дело до ваших споров? Вы там хоть об стену убейтесь, но мне предоставьте услугу, за которую я исправно плачу каждый месяц. Я живу в Пскове, и для меня за 5 лет не изменилось ничего. По крайней мере, в лучшую сторону. Есть ли выход?
Конечно, есть.
Что нужно знать о «мусорной» реформе в России
Как пояснил «Парламентской газете» член общественного совета Росприроднадзора и координационного совета по экологическому благополучию Общественной палаты Дмитрий Федоров, в северных, горных и труднодоступных территориях регоператоры изначально находятся в зоне экономического риска. Там сложная логистика и размер тарифа практически не покрывает эксплуатационные затраты. По его мнению, для регионов Дальнего Востока, Арктики, Сибири, а также территорий на Кавказе, в Саянах и на Алтае нужно создать особые нормативы по вывозу мусора. В 2021 году Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ провел опрос о ходе реформы обращения с отходами. Большинство респондентов тогда оценили ее на троечку, сообщила зампред Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева и согласилась с этой отметкой.
Главным же минусом Разворотнева назвала монополизацию отрасли. Выросла плата за вывоз мусора, и часто она непрозрачна. Во многих случаях в судах было доказано, что нормативы завышены. Кроме того, потребители не могут оспорить договор, провести сверку, реально ли вывезено столько мусора, за сколько заплачено», — отметила она.
Все это, по ее словам, лишает жителей стимула сортировать мусор и вообще содействовать этой реформе. Вспоминая опрос 2021 года, она подчеркнула, что более 40 процентов респондентов вместо положительных изменений отметили только рост тарифов. Это по крайней мере правило хорошего тона. Чтобы люди доверяли.
Если кто-то говорит, что работает в убыток — надо показать его, и тогда люди поймут, что действующий тариф не позволяет выполнять обязательства», — подчеркнула Разворотнева. По ее словам, можно по пальцам одной руки пересчитать регоператоров в стране, которые пытаются наладить сортировку и получить прибыль от вторичного использования ресурсов. Большинство же «сидят на тарифе и никакой созидательной деятельности не ведут, превращаясь просто в перевозчиков мусора». Путину доложили о задержании замминистра обороны Иванова Главный показатель — переработка Почему же провалилась мусорная реформа?
Одна из причин в том, что ее отдали на откуп регионам.
Где-то чуть лучше, где-то чуть хуже, но проблемы, в общем, у всех схожие. О чем это говорит? Это, дамы и господа, говорит о том, что дело не в региональном операторе, а в системной неготовности страны к мусорной реформе. Смотрите также 23. Идея была не нова, не являлась российским изобретением и потому была прекрасна — перестать засирать нашу необъятную Родину, научить людей грамотному и культурному обращению с коммунальными отходами. Заодно и экологическую ситуацию понемногу улучшать, чтобы страна со временем не превратилась в одну большую несанкционированную свалку. Где-то там, в рамках реализации, должен был появиться эко-ориентированный бизнес. Повторюсь, ничего нового, потому что все это давно было реализовано в западном мире, который мы можем, конечно, ненавидеть всеми фибрами души, но нужно признать, с мусором они обращаются культурно и экологично. В теории было красиво, на практике не получилось.
От слова совсем. Давайте вещи своими именами называть. Потому что можно почитать нормативные документы, где русским по белому прописано, что мы, простые обыватели, должны были уже сегодня иметь неиллюзорно. Во-первых, раздельный сбор мусора. Что у нас с этим? Потому что недостаточно поставить на помойку контейнер другого цвета и рассчитывать, что широкие народные массы сами сообразят, в какой ящик что выкидывать. Во-вторых, к единому пониманию утилизации отходов так и не пришли. Много думали о мусоросжигательных заводах, но в конечном счете идею отвергли. Думаю, что зря, стратегическая ошибка. Мир пошел по этому пути и давно доказал его эффективность.
Мы в России, как всегда, идем своим, особенным путем. Ладно, не стали строить мусоросжигательные заводы, решили строить какие-то экотехнопарки. Бог с названием, хотя, если вы опять же потрудитесь погуглить, то быстро выясните, что в мире таких проектов нет. Еще раз — нет в мире экотехнопарков в том смысле, в котором это придумали в России. Нигде в цивилизованном мире не додумались весь цикл обработки мусора, от приема из мусоровоза до переработки и захоронения, разместить в одном месте. Что ж, мы снова, в 21 веке изобретаем велосипед. Ну так изобретайте, а не рассказывайте, как это здорово будет когда-нибудь завтра. Вот, руководитель профильного комитета в правительстве области в среду в очередной раз заявил, что экотехнопарк в Псковской области заработает в декабре 2024 года. Притом, что нет вообще никакой информации, в какой стадии реализации находится объект. Может, уже вовсю строят, а может, еще только крестный ход по периметру совершают.
В цивилизованных странах, когда реализуют такие социально значимые проекты, на стройке ставят веб-камеры, чтобы страждущие могли наблюдать, теплится ли там жизнь или затухла. Этого нет, поэтому приходится полагаться на комментарий вышеупомянутого г-на Грахова, цитирую: «Достаточно неплохие темпы». Ага, очень вдохновляет. Вот представьте, вы познакомились с девушкой, и вас спрашивают: «Ну как она? Представили, как на вас посмотрят? Ну ок, ждем декабря, вдруг чудо свершится.
В некоторых регионах получилось, что норматив не соответствует реальности и люди переплачивают или, наоборот, недоплачивают. ТСЖ одного из многоквартирных домов Хабаровска пыталось через суд оспорить тариф на обращение с ТКО, установленный администрацией на 2022 год. Последний раз объем мусора тут замеряли в 2017 году — значит, норматив накопления мог устареть. Регоператор ответил, что он предложил такой тариф, а местные власти сочли его обоснованным исходя из затрат на транспортировку и захоронение отходов.
Суд в отмене тарифов отказал.
На первом этапе Макаров продолжил словесную дуэль и задал второй, более конкретный вопрос: когда будут реализованы проекты по строительству мусоросжигательных заводов, например, в Московской области и Татарстане. Если бы их строили сами регионы, они бы уже давно были построены, отметил председатель Комитета по бюджету и налогам. Потом вы их передвинули на 2024-й. Согласно электронному бюджету, они передвинуты уже на 2025 год. А 2023 и 2024 годы — это были сроки в рамках национального проекта. И деньги были выделены.
Мы понимаем также, что и в 2025 году они могут быть не построены», — предположил Макаров. Представитель министерства уточнил, что срок сдачи объектов в Подмосковье — декабрь 2024 года, в Татарстане — декабрь 2025-го, и пообещал, что они будут исполнены. Замминистра природных ресурсов и экологии, отвечающий за взаимодействие с РЭО, напоследок отметил, что на первом этапе мусорной реформы стояла задача обеспечить санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и определить региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами. Срок окончания первого этапа он при этом не обозначил.
«Стало только хуже»: Матвиенко оценила ход мусорной реформы
Ухудшение ситуации с утилизацией отходов в России за пять лет реализации мусорной реформы отметила спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. Подборка наиболее важных документов по вопросу Мусорная реформа нормативно-правовые акты формы статьи консультации экспертов и многое другое. Однако мусорная реформа в том виде, в котором она существует на текущий момент, не решает эти проблемы. Мусорная реформа — все новости по теме на сайте издания Граждане России уже несколько лет жалуются на проблемы с вывозом мусора. Зампред правительства РФ по вопросам сельского хозяйства Виктория Абрамченко заявила, что к 2024 году мусорную реформу завершат в 40 регионах России.
Вице-премьер Виктория Абрамченко: к 2024 году около 40 регионов завершат мусорную реформу
Глава Российского экологического оператора Денис Буцаев указал 18 регионов, которые рискуют не выполнить показатели федерального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами" к 2024 году. «Мусорная реформа» стала одной из тем пресс-завтрака с заместителем Губернатора Вологодской области Антоном Стрижовым. Как принцип социальной справедливости поможет провести "мусорную" реформу в России. экология, коммунальные отходы, утилизация, мусорная реформа Решение проблем с отходами в РФ может растянуться на десятилетия. Результаты мусорной реформы в России не были достигнуты в полном объеме, заявил в интервью РИА Новости глава комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике Александр Двойных. Реформа утилизации отходов длится в России уже 11 лет.