Великий пост в этом году начинается 11 марта и закончится 27 апреля празднованием Пасхи – самого радостного и самого главного из всех православных праздников. 18 марта, заканчивается 4 мая.
В чём смысл Великого поста?
Как питаться в пост Тяжелее всего придется в первую и последнюю недели Великого поста — самые преданные христиане в эти дни питаются лишь водой и хлебом. В остальное время правила не такие строгие, и в зависимости от дня меняется и то, что можно и что нельзя поставить на свой стол. Держащим пост разрешено есть овощи, фрукты, ягоды, орехи и сухофрукты, а также черный хлеб, злаки, грибы, зелень, мед и бобы. В определенные дни можно позволить себе немного вина, другой алкоголь во время Великого поста пить запрещено. Будете соблюдать Великий пост? Каждый год соблюдаю все правила Соблюдать буду, но не радикально — откажусь от мяса, молока и алкоголя Постараюсь следить за собой и своими поступками, а от еды не откажусь Не буду соблюдать.
Великий пост: что делать нельзя? Великий пост, как и любой другой пост, делится на пост телесный и пост душевный духовный.
Телесный пост - когда "когда чрево постится от пищи и питья". Душевный - когда душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Эти два поста связаны. Пост телесный без поста душевного - ничто, диета. Постясь телом, нужно поститься и душой. Воздерживаясь от мяса, "не кусай подобных тебе, не ешь людей"; не прикасаясь к животной пище, "не "простирай свои руки на чужое, не зарься на не свое"; удерживаясь от лакомства, "воздержи и язык свой от злословия, клеветы, осуждения"; усмиряя аппетит, не разжигай в себе гнева, злобы, брани, учил святитель Тихон Задонский. Каждый, кто пытался, знает: это непросто, особенно в Великий пост, когда что-то будто подмывает тебя то съесть кусок колбасы, то осудить того, кто ее все-таки ест.
Иногда кажется, что тебя просто подменили, что ты стал не лучше, а хуже. Отчего так? Почему в пост мы становимся хуже? При любом телесном воздержании наше тело - "завеса нашей плоти", отделяющая нас от невидимого мира, утоньшается, мы становимся более восприимчивыми к духовному миру. Святые предупреждают: такая повышенная чувствительность к духовному миру может стать вредной и даже опасной, если существует само по себе. Если тело будет истончено постом, а сердце при этом не будет очищаться исповедью, не будет обращено к Господу постоянной молитвой, если мы не участвуем в Таинстве Причастия, не погружены в молитвенный настрой церковных богослужений, не готовы отзывчиво откликаться на добрые дела, то, при соприкосновении с этим невидимым миром, мы оказываемся незащищенными перед темными силами. То есть пост невозможен без действенной помощи Благодати Христовой.
А значит, начинать Великий пост надо с прихода в храм и разговора со священником: "Батюшка, на какие ограничения благословите? Зачем он нужен, Великий пост?
Толку от такого спорта... Кто придумал Великий пост? Интересно, что происхождение великого поста тоже очень туманно. Конечно, православная церковь утверждает,что чуть ли не апостолы придумали великий пост, но в том же " Дидахе ", которое написано примерно в 1-2 веке нашей эры хотя жутко сомнительно , о Великом посте нет ни слова. Хотя слово пост пару раз встречается, но словосочетания "Великий пост" нет и в помине. А о посте говорится лишь следующее: А перед крещением пусть постятся крещающий и крещаемый и, если могут, то и некоторые другие; крещаемому же вели поститься перед крещением один или два дня. Дидахе Интересно, почему сегодня никто не соблюдает это повеление о посте перед крещением?
Хотя да, они ПОКА не пьют, не курят. Но вот что делать с молоком? Крестят часто грудничков, а они исключительно молоком питаются, а в пост, по крайне мере в Великий, его точно нельзя пить. Подозреваю, что во времена написания Дидахе детей ещё не крестили, и никто об этом не подумал. А сейчас, ручаюсь, уже придумали для этого случая очередное исключение. Хотя, разве это крещение?
Впервые Великий пост стали соблюдать в IV веке н. Подобно многим другим учениям христианского мира, этот обычай заимствован из язычества.
Если Великий пост — это подражание посту Иисуса в пустыне после его крещения, почему его соблюдают в те недели, которые предшествуют Пасхе, когда Иисус, как полагают, воскрес? Иисус не постился во дни перед своей смертью. В Евангелиях сообщается, что всего за несколько дней перед смертью Иисуса он и его ученики ходили в Вифании в гости и вкушали пищу.
Великий пост - как и почему появился, какую несет идею и каких придерживается правил
В 2024 году Великий пост начнется 18 марта, а закончится в субботу, 4 мая. В современности Великий пост остается важным событием для русской православной церкви и русских христиан. Ядром и зачатком Великого поста является древнейший предпасхальный пост, установленный в память Страстей Господних. Великий пост 2023: молитвы, суть, правила, меню – все ответы в одной статье.
Великий пост 2024: когда начинается, что можно и что нельзя, календарь питания по дням
Общая длительность Великого поста вместе со Страстной седмицей — 48 дней. Великому посту предшествуют четыре подготовительные недели и последующие за ними три седмицы, две из которых — сплошные слово "неделя" в богослужебном языке обозначает воскресный день, неделя же в нашем сегодняшнем понимании называется "седмицей". Поделиться Как заботиться о здоровье во время Великого поста Как заботиться о здоровье во время Великого поста Значение Великого поста Великий пост является самым строгим и продолжительным для христиан. Цель его заключается в покаянии и подготовке верующих к встрече главного христианского праздника — Пасхи — Светлого Христова Воскресения. В основе поста — сознательное, добровольное самоограничение ради освобождения своих духовных сил. Пост предусматривает воздержание в пище, отказ от развлечений, очищение души от грехов. На литургии в этот день читается отрывок из Евангелия от Луки, в котором мытарь олицетворяет собой искренне кающегося грешника, а фарисей — человека внешне благочестивого, но не видящего своих грехов и мнящего себя праведным. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже!
Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится" Лк. Поделиться Чем заменить продукты в пост Чем заменить продукты в пост Эта притча задает тон на весь пост и показывает, что только слезная молитва и смирение, как у мытаря, а не перечисление своих добродетелей, как у фарисея, могут снискать милосердие Божие, только тогда христианин сможет увидеть свои ошибки и измениться к лучшему. Она учит, что верующие должны подойти к посту с покаянием и без гордыни. С этой недели до пятой недели Великого поста за Всенощным бдением после чтения Евангелия поется покаянная молитва "Покаяния отверзи ми двери". Сплошная седмица — это неделя, во время которой православным разрешено употреблять любые продукты. Этот праздник дает христианину легкую передышку перед дальнейшим духовным подвигом. Младший потребовал у отца свою часть наследства и с ней ушел в дальнюю сторону развлекаться. Обнищал, нанялся пасти свиней, мечтал наесться из их корыта.
Раскаялся сын и пошел к отцу.
Любой христианин, который не соблюдал пост, мог быть отлучён от церкви на неопределенное время. Начиная с V века продолжительность Великого поста начинает увеличиваться — он становится сорокадневным. Первая неделя поста и Чистый понедельник. Название «Чистый понедельник» происходит от стремления провести первый день поста в чистоте. Литургически этот день начинается ещё в воскресенье вечером, когда во всех православных храмах совершается чин вечерни, по окончании которого совершается, так скажем, церемония взаимного прощения. Таким образом, христиане начинают Великий пост с чистой совестью и с прощения друг друга. В Чистый понедельник, как и в последующие два дня, соблюдается очень строгий пост.
Верующие воздерживаются от пищи, усерднее молятся, а также борются с греховными страстями. Именно с Чистого понедельника начинается Первая седмица Великого поста, которая считается самой строгой. На протяжении всей Первой седмицы, кроме Чистого понедельника, верующим позволяется употреблять в пищу лишь хлеб, овощи и сухофрукты. Называется этот пост сухоядением и продолжается вплоть до 24 марта, когда разрешается употреблять пищу с растительным маслом. Вторая и третья недели поста. Следующую неделю именуют второй седмицей Великого поста. Суббота этой седмицы 30 марта — день поминовения усопших. Третье воскресенье поста называется Крестопоклонным и посвящено Кресту Господню 7 апреля , а саму седмицу называют Крестопоклонной неделей, когда Церковь напоминает верующим о спасительном даре — искуплении грехов человеческих.
Суббота третьей седмицы 6 апреля — день поминовения усопших. Родительская суббота. В течение Великого поста каждая суббота со Второй по Шестую седмицы, зовётся Родительской.
Еще один источник, из которого возник Великий пост — это предкрещальный пост.
К III в. Самым ранним безспорным свидетельством о предваряющем Пасху 40-дневном посте включающем Страстную седмицу , по мнению большинства исследователей, следует считать 2-е праздничное пасхальное послание 330 свт. Афанасия Великого PG. Пост начинается за 6 седмиц до Пасхи, а число 40 достигается исключением субботы и воскресенья накануне Пасхи из счета дней.
Характерно, что этот пост в посланиях свт. Афанасия ни разу не соотносится с 40-дневным пребыванием Христа в пустыне хотя упоминаются посты Моисея, Давида и Даниила как прообразы , но рассматривается как аскетическая подготовка к празднику Пасхи. Из послания 340 г. Серапиону Тмуитскому, которое свт.
Афанасий написал, находясь в ссылке в Риме, видно, что этот пост в Египте был недавним установлением и не всеми воспринимался как обязательный PG.
Да, не для этого. Когда-то две тысячи лет назад, Иисус Христос, безгрешный и по своей божественной природе бессмертный, добровольно и из любви к людям проделал путь нам навстречу. Сегодня наша очередь начать наш путь навстречу Христу. Даже если мы отказываемся от малого - только какого-то продукта питания из привычного рациона или обычно радующих нас развлечений, ограничивая себя до границы, за которой мы начинаем чувствовать дискомфорт, ощущать неудобства. Будем честны, нам и такие жертвы даются с трудом. Пост, добровольный отказ от того, что для нас значимо - это наша жертва, добровольная жертва Богу.
И жертва эта должна делаться из любви. И если последняя фраза кажется вам пафосной, давайте вспомним, насколько естественно для матери отдать последний кусок хлеба ребенку - акт действенной любви. Бог в нашем куске хлеба, и уж тем более колбасы, не нуждается. Но Он нуждается в нашей любви: блаженный Августин вложил в Уста Бога такое обращение Господа к человеку: "Я, Который создал тебя без тебя, не могу спасти тебя без тебя". То есть Бог человека любит, желает его спасения, а вот сам человек... Нам начинает казаться, что мы сами творцы всего, цари природы. Пост - это восстановление подлинной иерархии мироздания, когда мы наглядно осознаем свою малость и зависимость от Создателя.
Причем осознаем это не в ситуации смерти, болезни, любой иной катастрофы - тут каждый мгновенно вспоминает, Кто на самом деле держит всё в Своей Руке. Пост - тоже своего рода микрокатастрофа, на которую человек идет сам, добровольно, отказываясь от всего того, что чаще всего не просто скрашивает обычную жизнь, но и составляет ее суть - потребности тела. И вот, совершая такой разворот от своего телесного, мы возвращаемся к Богу. То есть пост - это оживление человеком его отношений с Богом. И отношения эти начинаются с покаяния.
В чём смысл Великого поста?
Установление недельного поста, предваряющего Великий пост, относится приблизительно к VII веку. 18 марта начинается "светлый мрак ортодоксов" — Великий пост, и снова у многих появились вопросы, что можно и чего нельзя делать в это время. Общественная служба новостей узнала об истории и традициях Великого поста в 2023 году. Древнейшее бесспорное указание на Великий пост перед Пасхой продолжительностью в 40 дней содержится во 2-ом праздничном (пасхальном) послание святителя Афанасия Великого, относящемся к 330 году. Великий пост начинается сразу после Масленицы и длится 48 дней, вплоть до Пасхи (Светлое воскресение). длится Великий пост. Во время Великого поста нельзя есть все мясные и молочные продукты, фастфуд, шоколад, выпечку и ограничивать пищу с интенсивным вкусом — слишком соленую, сладкую и пряную.
Великий пост и его русская история
27 февраля у православных христиан начался Великий пост, который продлится до 15 апреля. Великий пост в 2024 году пройдет с 18 марта по 4 мая. Великий пост, как и любой другой пост, делится на пост телесный и пост душевный (духовный). В этом году Великий пост начинается в понедельник 18 марта и заканчивается 4 мая.
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
длится Великий пост. Во время Великого поста нельзя есть все мясные и молочные продукты, фастфуд, шоколад, выпечку и ограничивать пищу с интенсивным вкусом — слишком соленую, сладкую и пряную. Великий пост был установлен еще в апостольские времена и первоначально длился он всего лишь от 24-х до 40 часов. Образ жизни - 6 марта 2024 - Новости Санкт-Петербурга - О Великом посте: суть Великого поста. Великий Пост имеет миссионерское происхождение.
Великий пост. История и особенности
Это явствует из того, что в Библии не говорится о таком обычае ранних христиан. Впервые Великий пост стали соблюдать в IV веке н. Подобно многим другим учениям христианского мира, этот обычай заимствован из язычества. Если Великий пост — это подражание посту Иисуса в пустыне после его крещения, почему его соблюдают в те недели, которые предшествуют Пасхе, когда Иисус, как полагают, воскрес? Иисус не постился во дни перед своей смертью.
Великий пост — период подготовки к Пасхе празднику Воскресения Христова , во время которого верующие придерживаются особенного образа жизни с ограничениями. Это самый продолжительный и важный для Русской православной церкви и практически всех христианских конфессий пост. Когда его соблюдают? Великий пост длится 48 дней, начинается ровно за семь недель до Пасхи.
Поскольку день Воскресения Христова празднуется в переходящую дату первое воскресенье после первого полнолуния, последовавшего после весеннего равноденствия , то и пост тоже начинается в разное время. В 2023 году Великий пост начнётся 27 февраля и завершится 15 апреля. В чём христианский смысл поста? Великий пост для христиан — семь недель напряжённого духовного труда.
Каждая из них заканчивается воскресным днём, в который верующие вспоминают какое-либо важное событие в жизни церкви или святого человека. Названия недель — символы, за которыми стоит духовная реальность. Первая неделя — Торжество православия. В эту неделю чтят победу в иконоборчестве.
Скудость съестных припасов угрожала голодом. Чтобы сэкономить небогатые резервы, удержать население от неуемного потребления пищи и предотвратить голод, были введены пищевые ограничения. А поскольку в ту эпоху религия имела исключительное влияние на сознание человека, запреты для пущей убедительности были основаны на религиозных мотивах. Данная версия крайне популярна, все больше людей воспринимает ее как истину в последней инстанции, несмотря на очевидную неполноту и внутренние противоречия.
Достаточно сказать, что этот прагматический подход предлагает лишь объяснение причин введения Великого поста, в то время как в Русском Православии не говорю уже о всех многоликих традициях христианских Церквей существует еще три многодневных поста, а также несколько однодневных, из которых посты в среду и пятницу являются постоянными практически в течение всего года; общее же количество постных дней может доходит до 200. Как быть с объяснением их возникновения? То же самое касается и истощения запасов к концу зимы: эта проблема стояла перед Русью, но никак не перед Византией с ее средиземноморским климатом, позволявшим собирать несколько урожаев в течение всего года. А ведь христианский пост пришел на Русь именно из Византии после принятия Православия, и ошибочно относить его зарождение к русской почве.
Совсем уже нелогично видеть экономию продуктов в предписаниях воздерживаться во время поста от мясной пищи: мясо и так являлось редкостью на столах и в Древнем мире, и в Средневековье, и даже в Новое время. Наоборот, защищая запасы, следовало бы стремиться к сохранению «постных» продуктов, в первую очередь тех, которые предназначались для посева нового урожая зерновые. Уже эти элементарные соображения заставляют скептически относиться к прагматической версии. Дабы расставить все точки над i, предлагаю небольшое путешествие в историю поста.
Следует начать с того, что пост сам по себе не только не является изобретением христианства, но, более того, характерен для подавляющего большинства религий мира: и примитивных и развитых, давно канувших в лету и существующих в наши дни. Разные религиозные культуры, зачастую совершенно не связанные между собой, обосновывали пост в качестве особой духовной практики. Постились и многочисленные народы Юго-Восточной Азии, в частности, малайцы, желавшие застраховать себя от ран. И чернокожие жители африканского континента, зулусы, которые полагали, что без поста невозможна связь с духами; они даже сложили соответствующую поговорку: «Постоянно сытый не может видеть тайных вещей».
И создатели крупнейшего государства, могучей империи доколумбовой Южной Америки — инки, причем пост у них являлся обязательным требованием подготовки к большинству празднеств и церемоний, а наиболее религиозные индейцы постились в течение года. Постятся ныне и последователи зародившегося в песках Аравийского полуострова ислама, для которых пост — один из пяти столпов веры, обязанность всякого, называющего себя правоверным. И индусы, любящие в постные дни вспоминать предание о том, как одному постившемуся царю было дано созерцать бога Шиву. Во всех религиях, где существует постническая практика, пост несет особый духовный и нравственный смысл, а его главнейшее значение основано на представлениях об очищении существа человека, его души; пост является верным средством для преодоления человеком своей ограниченности, торжества духа над чувственным и, как следствие, подъема на новый духовный, а в некоторых религиях и физический уровень.
Согласно распространенной точке зрения религиоведов, корни поста уходят в первобытную эпоху и непосредственно связаны с религиозно-магическими запретами, табу. Очевидно, что на самых ранних этапах своего развития представления, связанные с постом, так или иначе зависели от конкретных условий жизни человека, но повсеместно и довольно быстро вытеснялись исключительно религиозной составляющей: это хорошо прослеживается на примере современных народов, живущих при общинном строе и придерживающихся примитивных религиозных воззрений. Итак, пост сам по себе не есть исключительно христианское учреждение, более того, его можно рассматривать как определенный общечеловеческий религиозный архетип. Теперь коснемся проблемы установления поста в христианской Церкви.
И здесь выясняется, что сама постническая идея не была принципиально новой для христианства: пост существовал еще в ветхозаветные времена, уже тогда имел множество форм и проявлений. Многочисленные примеры отражены в Библии. Приведу некоторые из них.
Сухоядение означает употребление в пищу растительных продуктов без предварительной термической обработки отваривания, обжарки, тушения или запекания. Горячая пища без масла предполагает приготовление блюд без добавления растительного масла и других жиров. Горячая пища с маслом готовится с использованием растительных жиров подсолнечника, оливы, льна, горчицы и других. Полный отказ от пищи: 18 марта начало поста , 3 мая Великая пятница. Церковное вино: разрешено немного напитка по субботам и воскресеньям, кроме 4 мая суббота.
Важно, что прихожане могут согласовывать календарь питания в пост с духовными наставниками. Это требуется для того, чтобы учесть жизненные обстоятельства, состояние здоровья, особенности организма, физическую и умственную нагрузку на работе. Что можно есть в Великий пост — 2024 www. В Лазареву субботу 27 апреля разрешается есть икру, но не саму рыбу. Что нельзя есть в Великий пост — 2024 На время поста рекомендовано отказаться от следующих продуктов: все виды мяса свинина, говядина, курица ; яйца и продукты с их содержанием; молоко и кисломолочные продукты кефир, ряженка, йогурт, сыр, творог, сметана, майонез, сливочное масло ; выпечка, фаст-фуд, конфеты. На Пасху 5 мая , которая является окончанием строго поста, ограничений в еде нет. Можно постепенно возвращаться к привычному рациону. Кому можно не поститься в Великий пост — 2024 От соблюдения поста освобождаются беременные и кормящие женщины, дети до 14 лет, люди с хроническими болезнями.
Разрешено не поститься работникам, выполняющим тяжелый физический труд. Путешественникам также даются послабления, если они встречают пост в дороге. Что можно и нельзя делать в Великий пост — 2024 Пост накладывает определенные ограничения не только на привычки в еде, но и на образ жизни.
Кто придумал Великий пост
Эти продукты богаты витаминами, а орехи содержат высокий процент жиров и белков. Однако не стоит забывать об их высокой калорийности. Рынки и супермаркеты предлагают большое разнообразие круп: рис, гречка, киноа, кукурузная крупа, овсянка, производные пшеницы станут отличным гарниром. Приправив кашу медом, сухофруктами или орехами можно получить сладкий и сытный десерт.
Крупы являются источником сложных углеводов, что отвечает за чувство насыщения и позволяет долго не ощущать голода. Бобовые культуры. Соя, горох, нут, чечевица, бобы, фасоль — отличный источник белка во время поста.
Правильно приготовленные блюда заменят мясные продукты. Тем, кто не может отказаться от молочных продуктов можно разнообразить свой рацион сырами, молоком, йогуртом, которые делаются из сои. По своим вкусовым качествам они не уступают продуктам, изготовленным на молочном сырье.
Ценный источник белка и альтернатива мясу. Их употребляют в пищу в сыром, сушеном, соленом виде, тушат, жарят, варят, готовят на пару. Рыба и морепродукты.
Разрешается только 2 раза в пост — на Благовещение Пресвятой Богородицы и в Вербное воскресенье. Рыбу лучше не жарить. Рекомендуется отдать предпочтение тушеным, вареным или приготовленным на пару блюдам.
Растительное масло. Служит источником жиров и жирорастворимых витаминов. Добавляется в качестве заправки к салатам и гарнирам.
Разрешено в дни нестрого поста. Его едят в качестве десерта, а также добавляют в другие блюда: фруктовые салаты, каши, кисели, компоты, выпечку. Кондитерские и хлебобулочные изделия.
Разрешены те продукты, для приготовления которых не используют яйца и продукты молочного происхождения. Что нельзя кушать во время Великого поста Мясо и все производные продукты: колбасные изделия, ветчину, копчености. Животные жиры Яйца и продукты, для производства которых они используются.
Молочные продукты: молоко, кефир, йогурт, сметана, сыры, сливочное масло Пищу с интенсивным вкусом: слишком соленые или сладкие продукты, пряности Рыбу и морепродукты за исключением Благовещения Пресвятой Богородицы и в Вербного воскресенья Жирные сладости: сдоба, шоколад, фаст-фуд Растительное масло разрешается только в дни нестрогого поста Алкоголь в нестрогие дни допускается немного вида — до двух бокалов Нельзя переедать Правила поведения и традиции Великого поста Великий пост — важный период для христиан, во время которого люди проверяют и воспитывают себя. В этот период не только придерживаются пищевых ограничений, а и отказываются от удобств повседневной жизни, освобождая место для духовных ценностей. Великий пост подразумевает некоторые ограничения: Из рациона питания исключают мясные, молочные продукты, яйца и рыбу.
В некоторые дни запрещено приправлять пищу растительным маслом. Запрещается употреблять алкоголь, за исключением воскресных дней, когда разрешается вино в количестве до двух бокалов. От табакокурения рекомендуют воздерживаться на протяжении всего поста.
В период Великого поста следует отказаться от свадьбы и венчания. Супругам рекомендуют воздерживаться от интимной близости В пост нельзя веселиться, посещать развлекательные мероприятия, тратить слишком много времени на просмотр телепередач, социальные сети и компьютерные игры. Нельзя допускать негативных мыслей, ссориться, ругаться с окружающими людьми, поддаваться агрессии, злости, ссорам, зависти и осуждению.
Как питаться после окончания поста В первую очередь нужно соблюдать осторожность в период пасхального разговения. Не стоит налегать на яйца и мясные продукты. Это является большой нагрузкой для организма и может привести к возникновению или обострению хронических заболеваний желудочно-кишечного тракта.
Следует постепенно увеличивать в рационе долю пищи животного происхождения. В первые дни рекомендуют добавить молочные продукты, рыбу, яйца, и в последнюю очередь мясо.
Врачи советуют за неделю до начала поста каждый день сокращать порцию белка. Сначала отказаться от яиц на завтрак, потом меньше добавлять мяса в блюдо. Беременным, кормящим женщинам, людям с болезнями ЖКТ, хроническими заболеваниями, детям и онкобольным стоит проявить особую бдительность к своему организму в момент воздержания от еды.
Нельзя допустить ухудшение самочувствия. Но воздержание в еде не главное, чего должен придерживаться верующий в этот период. В первую очередь, следует обогащаться духовно, молиться, посещать храм, совершать добрые поступки, призывать людей к добру, очищаться от злых помыслов.
Во-первых, нужно помнить, что если вы только приступаете к этому подвигу, вы можете, вместе с духовником или знакомым священником , определить для себя посильную меру поста.
Поверьте, это не нововведение, не какие-то мои субъективные модернистские соображения, но подлинная православная традиция: соразмерять пост с силами. Если вы только начинаете поститься, лучше взять мягкую форму и выдержать ее. На следующий год вы можете поститься более строго. Какой может быть эта мягкая форма поста?
Воздерживаться от мяса. Молочные преимущественно кисломолочные продукты, яйца, рыбу — допускать. Соблюдать воздержание от алкоголя за исключением особых дней и воскресений, в которые можно позволить себе послабление. Если вы выдержите такой пост, с помощью Божией, на следующий год приступайте к более строгому.
О видах строгого поста мы уже говорили, тут вариантов много. Что касается постного воздержания от развлечений, акцента на посещение богослужений, на молитву, на дела милосердия, все сказанное выше, в соответствующем разделе, считаю применимым и к новоначальным. Кому-то нужно освятить крестик, кто-то спрашивает, как поминать покойную подругу, кто-то узнает о крещении… Словом, в храме всегда есть люди. И вот, разговаривая с ними, я спрашиваю: поститесь ли вы?
И каждый день, именно каждый день, я слышу одну и ту же фразу: «Я еще не готов…» «К чему не готовы? Почему мы не можем хоть малостью пожертвовать? Еще раз повторю то, о чем уже в этом очерке многократно говорилось: если мы не можем во всем объеме принять тот пост, который нам дает Церковь, будем соблюдать хотя бы малость. Если человек здоров, то, что мешает ему отказаться от мяса?
В некоторые дни — от молочного? Если не может ежедневно воздерживаться, пусть только в определенные дни… Что мешает нам ограничить себя в просмотре телевизора, взять молитвенное послушание или иное. Я специально решил написать об этом, чтобы напомнить, что согласно канонам все называющие себя христианами должны поститься. Не соблюдающий пост без уважительной причины отлучается от Церкви!
Слышу крики: «И это говорит известный либерал о. Да он — мракобес! Почему мы не хотим вообще ничего предпринять в отношении поста? Беседы с людьми, отговаривающимися от поста тем, что они еще «не готовы» убеждают меня, что на самом деле, за всем этим стоит обычная человеческая лень и слабость воли.
Некоторые говорят: «Я считаю, что пост должен быть в душе, а не в пище». Поверьте, это все тоже отговорки. Святые отцы были не глупее нас с вами, и они, конечно же, говорили о нравственной работе, о наблюдении за душой в дни поста. Но у них у всех есть покажите мне сочинение св.
Усилие над плотью, воздержание и ограничение в пище. Это место и подобные ему, например, о том, что пища не поставляет нас пред Богом, вспоминают обычно нелюбители поста, полагая, что этим они достаточно оправдывают свое нежелание поститься, вопреки уставу и порядку Церкви. Насколько удовлетворительно это извинение, всякому верному Церкви понятно. При посте установлено воздержание от некоторых яств не потому, что они скверны, а потому, что этим воздержанием удобнее достигается утончение плоти, необходимое для внутреннего преуспеяния.
Такой смысл закона поста столь существен, что считающие какую-либо пищу скверною причитаются к еретикам. Несклонным к посту на этом надобно бы настаивать, а не на том, что пост не обязателен, хотя он, действительно, есть средство к одолению греховных желаний и стремлений плоти. Но это такой пункт, на котором им устоять никак нельзя. Если преуспеяние внутреннее обязательно, то обязательно и средство к нему, считающееся необходимым, и именно пост.
Совесть и говорит это всякому. Но первое извинение неуместно, потому что еще никто не ухитрился без поста совладать со своей плотью и сохранить как следует внутреннее состояние. Последнее также неуместно, потому что Церковь — одно тело, и желание обособиться в ней от других противно ее устроению. Удалить себя от общих установлений Церкви можно только выходом из нее, а член ее не может так говорить и того требовать.
Второе извинение имеет тень права. И точно, пост не обязателен для тех, на которых постное действует разрушительно, потому что пост установлен не для того, чтобы убивать тело, а для умерщвления страстей. Но если перечислить таковых добросовестно, то их окажется так мало, что и в счет нечего ставить. Останется один резон — нежелание.
Против этого спорить нечего. И в рай не возьмут против воли. Вот только когда осудят в ад, хочешь не хочешь, а ступай: схватят и бросят туда». Бывает, что, посещая родственников, друзей, мы вынуждены вместе с ними вкушать пищу.
Если своим отказом от скоромной пищи мы огорчим людей, которые ждали нас, готовились к встрече, то отказываться от предлагаемой еды не следует. Что мне есть? Но если перенести или отменить визит невозможно, мы должны его нанести. Что есть и как себя вести, должна определить христианская совесть человека.
Именно самого человека! Приведу на этот счет одну историю. Однажды у нас в храме праздновался какой-то юбилей, и по этому поводу был устроен праздничный стол. Это было, скажем, во вторник.
Праздник закончился, но осталось много блюд на завтра. А завтра был постный день. И к среде была приготовлена постная пища. Когда после богослужения священнослужители, церковнослужители, хор и все остальные спустились в трапезную, они увидели, что столы ломятся от вчерашних скоромных яств, при этом предлагается и сегодняшний постный обед.
Тут уже многие смутились. Оказалось, им самим надо решать, а значит, потом и нести ответственность за свое решение, что вкушать, а чего не вкушать в постный день… Я считаю, что каждый христианин должен руководствоваться принципом самостоятельного решения и в вопросе о нарушении поста в гостях. Выпить или нет, и сколько? Танцевать или нет?
Попросить добавки — кусочек мяса, салат или съесть положенное на тарелку и больше не подкладывать? Наконец, сколько есть? Ведь можно объесться и постными кушаньями? Все это пусть христианин решает сам.
Это его ответственное и свободное решение, и не будем перекладывать его на плечи священника. Павел не порицает, а наоборот, призывает супругов не уклоняться друг от друга. Но, говорит апостол, должно быть в ваших отношениях и время воздержания — для упражнения в посте и молитве. Но время это, опять же, по мнению богомудрого Павла, должно быть определено супругами — по согласию.
Наконец, время это не должно быть настолько продолжительным, чтобы человек, лишившись полового общения с супругом супругой , искушенный сатаною, впал в грех. Рекомендация ап. Павла настолько внятна и логична, что никто, кроме еретиков, вплоть до IV в. Дионисий Александрийский и св.
Тимофей Александрийский — по настоянию многих верующих высказались на этот счет. Дионисий напомнил вышеприведенные слова ап. Павла и сказал, что «вступившие в брак сами себе должны быть довлеющими судиями», то есть сами должны определять меру воздержания. Тимофей также напомнил слова ап.
Павла и добавил, что время воздержания должно быть непременно в субботу и воскресенье, потому что в эти дни совершается в храмах Литургия 8. Больше никаких канонических предписаний на этот счет святыми отцами сделано не было. В Византии эту практику соблюдали, кроме того, воздерживались в светлую пасхальную неделю и в иные дни по желанию. Обратите внимание на последние слова — по желанию!
Но русские не идут по пути наименьшего сопротивления!.. Таким образом, древнерусское «благочестие» вернее — псевдоблагочестие лишало супругов телесного общения пять дней в неделю. Хотя каноны Церкви этого не требовали, но русские пастыри, проявляя дерзновенное творчество, предписывали супружеское воздержание и во все праздники а заодно и в дни накануне и после праздников и во все длительные посты 4 поста. С подобными взглядами спорили, конечно, не только простые люди, но и авторитетные иерархи.
Из источников XI в. Их архипастырь, новгородский архиепископ Нифонт, решительно осуждал подобную практику, говоря, что это нововведение не согласуется с требованиями святых отцов и церковных правил Церкви. В воздержании от супружеского общения, говорил архиеп. Нифонт, следует проводить лишь одну пасхальную неделю.
Другой новгородский владыка, архиепископ Илия, рекомендовал воздерживаться кроме пасхальной в Федорову 9 то есть первую и Страстную недели, то есть две недели поста и одну пасхальную, но никак не весь Великий пост. Но из книги в книгу, из века в век следовали, хоть и грустно об этом говорить, не разумные мнения иерархов и богословов Церкви, а апокрифические, псевдоблагочествые мнения. Дожили они и до наших дней. Как мы знаем, на практике многие священники и сегодня вторгаются в интимную область супружеских отношений и не советуют, нет, а предписывают супругам строгую и для многих неподъемную меру воздержания.
Учитывая это, данный вопрос неоднократно обсуждался на самом высоком уровне нашим священноначалием. Священный Синод в определении от 28 декабря 1998 года указал священникам, несущим духовническое служение, на «недопустимость принуждения или склонения пасомых, вопреки их воле, к… отказу от супружеской жизни в браке», а также напомнил пастырям о необходимости «соблюдения особого целомудрия и особой пастырской осторожности при обсуждении с пасомыми вопросов, связанных с теми или иными аспектами их семейной жизни». Ревность «не по разуму» некоторых пастырей, приводящая к конфликтам и напряженности в семье пасомых, когда кто-либо из супругов благословляется к непомерному для другого супруга воздержанию, побудила священноначалие вновь вернуться к этому вопросу. Очевидно, что решения в этой области супруги должны принимать по обоюдному согласию, прибегая к совету духовника.
Последнему же надлежит с пастырской осмотрительностью принимать во внимание конкретные условия жизни супружеской пары, их возраст, здоровье, степень духовной зрелости и многие другие обстоятельства… заботясь, прежде всего, о сохранении и укреплении семьи». Что я могу, заключая эту маленькую тему, порекомендовать супругам-христианам? Напомнить, что предпочтение, в любом случае, следует отдавать апостолу Павлу и мнению святых Дионисия и Тимофея, чьи мнения вошли к сборник канонов Церкви, а не мнению незнакомого благочестивого монаха из монастыря, в который вы попали во время паломничества. Далее: разрешите этот вопрос со своим духовником.
С посторонними батюшками обсуждать его не следует. Это должен быть именно духовник, то есть близкий вашей семье человек, знающий все обстоятельства вашей жизни. О том, как обрести духовника, говорить сейчас не буду. Помните, что сами священники часто следуют есть у нас такая проблема не канонам, а традиции, обычаям.
И, бывает, не отдают себе отчет, что это противоречит святоотеческому мнению. Пост для ребенка очень важен. Каким вырастет малыш? Будет ли он рабом своих желаний, или с детства, когда формируется душа, научится властвовать над желаниями, над хотениями?..
Это зависит от того, научился ли ребенок с детства от чего-то отказываться. Если для взрослого пост — время отказа от обильной, расслабляющей, жирной, возбуждающей и проч. Великий пост. На исповедь приходит ребенок 8 лет.
Спрашиваю: — Сейчас идет Великий пост. Смотришь телевизор? И, честно говоря, я не понимаю родителей, чей ребенок так постится. Неужели они не понимают, что пост —это не вегетарианство, это воспитание воли христианина, пусть пока маленького, но настоящего, полноценного христианина?
Воспитание воли, которое основывается на том, что малыш сознательно отказывается на некоторое время от вкусных и приятных вещей. Взрослые через пост сами себе доказывают, что не зависят от сытной пищи: мясного, молочного, что послушны Церкви. Это что касается гастрономической стороны поста. Что же до времяпрепровождения, то взрослые отказываются от посещения кинотеатров и увеселительных заведений, ограничивают просмотр телепрограмм, напротив, большее время посвящают чтению Священного Писания и духовной литературы, молитве, посещению богослужений, доброделанию.
Любой постившийся взрослый подтвердит, что настоящий пост дается с трудом, но несомненно и то, что воля постящегося закаляется в этом сознательном, пусть порой нелегком, противостоянии «хочу». Более того, мы чувствуем радость в душе от того, что смогли, получилось. Такое воспитание воли необходимо и маленькому человеку. Он должен знать, что вместе со всей Церковью, как ее маленький представитель, он на какое-то время отказывается от того, что хочется, подчиняет себя дисциплине.
Но только отказываться от мяса, молока, творога и проч. Ребенок с большим удовольствием откажется от котлеты или творога, для него постом будет как раз другое: съесть все положенное мамой на тарелку! В чем может заключаться пост для малыша? Как раз в том, чтобы он отказался от того к чему прикипела душа, отказался от того, чего очень хочется.
Специально оговорюсь, что для ребенка настоящим, «большим» постом должен быть Великий пост, а также посты среды и пятницы. Остальные посты лучше опустить. Если ребенка периодически, 4 раза в год, подвергать строгой постной дисциплине, ничего, кроме раздражения и впоследствии отторжения от веры, не выйдет — сверстники радуются жизни, а у нас в семье опять запреты и лишения. Если же просто вегетарианствовать в дни постов, я имею в виду —не есть мясного и молочного, но питаться вкусно, сытно и разнообразно, позволять увеселения и развлечения, то это приведет к тому, что ребенок начнет относиться к вере формально.
Впоследствии же, когда вырастет, он будет исполнять внешние предписания, а суть, дух веры для него будут закрыты. Есть исключения в глубоко религиозных и традиционных семьях, но это именно исключения, о которых мы говорить не будем. К дням поста, которые соблюдают в вашей семье дети, можно добавить неделю поста перед Рождеством Христовым, какие-то дни и из других постов. Например, при желании родителей, какие-то минимальные ограничения можно предписать ребенку и в дни Рождественского, Петровского, Успенского постов, но это уже на усмотрение родителей и ваших духовных отцов.
Мое мнение, что это не нужно. Но Великий пост, равно как и среды—пятницы в течение года, — это святое. Итак, ребенок вступает в пространство Великого поста. Этот вход в пост происходит не внезапно.
Малыш вместе со взрослыми подготавливается к Великому посту особыми подготовительными неделями, одна масличная чего стоит… Блины, прогулки с родителями, посещение гостей… Но ребенок помнит, что «не все коту масленица, придет пост, прижмет котику хвост» и что вывески на блинных ларьках: «Масленица — круглый год» врут. Наконец, Прощеное воскресенье, последнее вечернее заговенье — и уже утром начинается новая жизнь. Время сознательного, добровольного и радостного, отметьте — радостного, во имя Бога, отказа от скоромного. Желательно отказаться на время поста от телевизора, компьютерных игр, кинотеатров, посещения шоу, праздников.
Исключение можно сделать для воскресных дней, но и тут важно иметь меру. Ребенок может отказаться в будние дни поста от сладостей: конфет, варенья, тортов… В субботу и воскресенье можно давать сладости, но немного. Или же сладости исключаются в среду и пятницу, а в будние дни допускаются сладости в виде сухофруктов на рынках, да и в супермаркетах есть целые отделы с сухофруктами — изюм, инжир, сушеные ананасы, яблоки, бананы, чернослив и проч. Молочные продукты разрешаются во все дни, но это невкусные, в понимании ребенка, продукты.
Не глазированные сырки, не йогурт или что-то подобное, но кефир, сыр, несладкий творог… Мясо лет с семи можно исключить, давать лишь в воскресенье так в нашей семье. Упор в еде в будние дни сделать на каши несладкие , овощи и фрукты. Одна мама недавно похвасталась: «У меня дочь такая маленькая, но такая, знаете, батюшка, постница… Вчера весь день ничего не ела, только сухари. Сгрызла сухарей целую буханку хлеба».
На самом деле, как мы прекрасно понимаем, это никакой не подвиг, а лакомство, причем вредное для желудка. Грызть семечки или сухарики, пить соки и морсы можно разрешить в выходные, но в ограниченном родителями количестве. Что пить? Никакой газировки во все дни поста, а так пить можно — соки, чай несладкий , морсы, компоты, кефир.
В нашей семье а я привел модель поста, которого придерживаются дети в нашей семье принято, чтобы дети в пост не говорили: хочу — не хочу. Безропотно съедать все, и столько, сколько дают родители. Оставлять в тарелке, ныть… не допускается ни в коем случае. В течение года пост среды и пятницы может быть более строгим.
Ничего мясного и молочного, никаких сладостей. Каши, соки, овощи, фрукты. Однажды в храм пришла мама и с грустью сказала, что ее двенадцатилетний сын сказал: «Все, мама. В этот пост я поститься не буду».
Я посоветовал маме сказать следующее: «Хорошо, сынок, это твой свободный выбор. Но только учти, что и Пасхи для тебя не будет. Никакой ночной службы, праздничного стола, подарков, прогулок на Светлой неделе… Потому что, чтобы заслужить все это, надо потрудиться. Пусть в свою меру, но обязательно потрудиться!
Он пришел, чтобы поговорить со мною и определить посильную для него меру поста.
Правда, не каждый день. Рассказываем, как правильно соблюдать Великий пост и в какие дни можно есть не только хлеб и овощи. Отказ от еды — не главное Несмотря на то что Великий пост ассоциируется в первую очередь с отказом от еды, главное в нем — молитва и очищение духа. Как отмечают священники, во время поста важно посещать храм, следить за своими поступками, помнить о покаянии и совершать как можно больше хороших дел. А еще нельзя забывать о своих близких, помогать нуждающимся, малоимущим и одиноким. Отказ от еды в этом списке занимает последнюю строчку.
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
5 фактов о Великом посте | Появился Великий пост не сразу. |
Суть Великого поста | Правмир | Великий пост возник как период аскетической подготовки людей, желающих принять Таинство святого Крещения. |
У православных наступил Великий пост | Великий пост, важнейший из многодневных постов православной церкви, готовит христиан к достойной встрече главного праздника — Светлого Воскресения Христова. |
История и смысл Великого поста | Православные христиане вступают в Великий пост — самый строгий в году. |
У православных верующих начинается Великий пост. Новости. Первый канал | Великий пост является самым строгим и продолжительным для христиан. |
Кто придумал Великий пост
Кто придумал Великий пост — Кириллица — энциклопедия русской жизни | Великий пост, важнейший из многодневных постов православной церкви, начинается 27 февраля за семь недель до Пасхи и заканчивается 15 апреля. |
История возникновения и установления православного поста | Даты начала Великого поста 2024 года, перечень разрешенной еды, правила поста — читайте в материале. |
Почему в Церкви четыре поста? | нетрадиционной, дохристианской стороны. |
Великий пост. История и особенности - Новости | Общественная служба новостей узнала об истории и традициях Великого поста в 2023 году. |
Традиции, ограничения и послабления: все о Великом посте в 2024 году
И хотя на рубеже IV-V веков традиция Великого поста была повсеместно принята Церковью, его длина и правила воздержания еще долгое время были различными. Великий пост иногда называют Четыредесятницей — от слова «сорок». Сам Великий пост длится 40 дней в память о том, как Христос 40 дней постился в пустыне. В богослужебных песнопениях Великий пост считается оконченным в пятницу шестой седмицы, перед Лазаревой субботой, а после Лазаревой и Вербного воскресенья начинается Страстная Седмица. День Пасхи рассчитывается согласно солнечному и лунному календарю и празднуется в первое воскресенье после полнолуния, которое наступает вслед за весенним равноденствием. Следовательно, Пасха не может быть ранее дня равноденствия, то есть 4 апреля по современному календарю, или позднее 8 мая. Великий пост, соответственно, начинается всегда за 48 дней до Пасхи.
Подобные же выражения использовали историк Сократ Схоластик и Иероним P. Однако, современная историческая наука опровергает данное мнение, поскольку есть многочисленные свидетельства о существовании различных практик поста в первых веках, равно как и о постепенном процессе его развития. Существует письмо Иринея Лионского Папе Виктору в связи с пасхальными спорами, которое цитирует в своей работе историк Евсевий Hist.
Ириней отмечает, что существуют разногласия не только в отношении даты празднования Пасхи, но и в отношении предваряющего её поста. Он также настаивает, что эти различия существуют с давних времён, тем самым подразумевая отсутствие Апостольского предания на этот счёт. Руфин , переводя Евсевия с греческого на латинский , передал текст таким образом, что получалось, что некоторые, согласно Иринею, постились 40 дней.
По этой причине существовали разногласия относительно того, как же правильно читать этот текст, однако современная наука однозначно высказывается[ источник не указан 4057 дней ] в пользу правильности перевода, приведённого выше. Таким образом, мы можем прийти к выводу, что Ириней примерно в 190 году ещё ничего не знал о посте в 40 дней. Такой же вывод можно сделать и из высказываний Тертуллиана.
Несмотря на то, что у него есть целый трактат «De Jejunio», и он также часто касался этой темы в других местах Tertullian, «De Jejun. И подобное умалчивание мы видим у всех доникейских отцов, хотя многие из них имели достаточно поводов сослаться на такое апостольское установление, если бы оно существовало. Исключение составляет Игнатий Богоносец , провозглашающий: «Четыредесятницей не пренебрегайте, она составляет подражание жительству Христову» [4] ; «Во всю Четыредесятницу должно поститься правоверующим, потому что она содержит чин и устав общества Господня».
Ссылаясь на эти слова Дебольский Г. Отметим, однако, что «послание к филиппийцам», на которое ссылается Дебольский, принадлежит к числу подложных [5]. Далее, есть основания полагать, что Церковь в апостольские времена была более склонна праздновать Воскресение Христово не ежегодно, а еженедельно.
Если это так, то воскресная литургия представляла собой еженедельное празднование Воскресения, а пост в пятницу — крестную смерть Христа. Такая теория предлагает вполне естественное объяснение столь больших различий, существовавших в конце второго столетия в отношении дня празднования Пасхи и соблюдения предпасхального поста. Христиане были едины в праздновании Воскресенья и Пятницы, которые праздновались с самых ранних дней Церкви, обычай же ежегодного празднования Пасхи развивался постепенно и на него оказывали влияние местные условия.
С появлением Пасхального праздника стал появляться и предпасхальный пост, поначалу короткий, не превышающий по длительности неделю, но очень строгий [6] , когда вспоминали Страсти Христовы, или, более обще, «дни, когда Жених был взят» Мф.
Дар этот, как усмиритель душевных страстей, действительно бесценный для всех, кто ищет спасения. История происхождения Великого поста по Библии Упоминания в Ветхом Завете История происхождения поста восходит ещё к временам Ветхого завета и сотворения человека. Бог наделил людей заповедью о посте еще в раю: именно тогда он разрешил Адаму и Еве, чтобы те ели плоды любого дерева из Эдемского сада, но плоды от дерева познания добра и зла Бог запретил им есть. И так в течение всей истории Ветхого Завета можно обнаружить множество примеров, где преданные Богу люди все важнейшие моменты своей жизни предупреждали постом. К примеру, пророк Моисей взобрался на гору Синай, затем предстал перед лицом Господа, получил от него заповеди и в течение 40 суток постился без еды и воды. Пророк Илия на своем пути к горе Божией Хорив тоже соблюдал пост 40 дней и возносил молитвы Всевышнему.
В иудейской среде со времен Ветхого Завета существовала традиция поститься 2 раза в неделю, во вторник и в четверг. Упоминания в Новом Завете В христианской среде, во времена Нового Завета также возникло правило поститься 2 раза в неделю, но в среду и пятницу. В Новом Завете Иисус Христос достаточно часто вёл беседы со своими учениками о самоограничении, поведывая им всё о таинствах поста. Иисус, как уже говорилось выше, сам постился 40 дней, а по его примеру и учению постились и его апостолы. Своим наглядным примером и учением Христос вместе со своими святыми учениками продемонстрировали всем людям, что пост, как плотское, так и духовное воздержание, вместе с прочими средствами к спасению, заложен в основание здания Церкви Божией. Таким образом, они заповедали посты всем верующим, а Церковь их непрерывно хранит. История возникновения Великого поста Прежде чем окончательно сформироваться в том виде, каким Великий пост существует на сегодняшний день, он прошел два долгих тысячелетия.
Великий пост — самый важный и строгий по канонам православной церкви. В дни Великого поста церковь призывает больше молиться, посещать храм, не ссориться с окружающими. Помочь в преодолении страстей призваны ограничения в питании. Священники подчеркивают, что мера поста у каждого своя, и ее рекомендуется определять с духовником, с учетом состояния вашего здоровья. А раньше люди постились? Кто и когда придумал пост, доподлинно неизвестно. Известно, что посты существовали и у язычников, и у иудеев с глубокой древности. Тогда было принято воздерживаться не от какой-то пищи, а вообще ничего не ели и не пили. Такой пост обычно длился один день, от рассвета и до захода солнца. В особых случаях воздержание от пищи и питья продолжалось три дня.
Постились обычно по случаю смерти близких людей, в преддверии какого-то очень важного события, на которое человек своими усилиями никак не мог повлиять, или в знак глубокого покаяния перед Богом. Почему нельзя есть мясо? Ответ на этот вопрос достаточно прост. Мясо долгое время у наших предков было деликатесом, добывать его было сложно, а употреблять дано было не каждому, поэтому и ограничения накладывались именно на такие ценные продукты. Наверняка, если бы основы поста придумывались в наше время, когда полки магазинов ломятся от десятков видов макарон, сотен видов печенья и прочих лакомств, не исключено, что ограничивать бы церковь предложила бы ввести пост на углеводы, или сахара.
История возникновения и установления православного поста
Общественная служба новостей узнала об истории и традициях Великого поста в 2023 году. Чего нельзя делать в Великий пост? За несоблюдение Великого поста священнослужители лишались сана, а миряне отлучались от Причастия.