Новости павел николаевич филонов

Картины и биография Филонова Павла Николаевича в социальной сети коллекционеров и дилеров живописи Артхив. Мужественно пережил Павел Николаевич Филонов начало войны, и даже ленинградская блокада не вынудила его покинуть заставленную картинами и рукописями крохотную комнатушку. Рассказала в эфире "России-24" руководитель регионального штаба Комитета семей воинов Отечества Мария Филонова. Павел Николаевич Филонов (1883-1941) мечтал передать свои картины «государству, чтобы из них был создан музей аналитического искусства».

Павел Николаевич Филонов. Живопись в моей голове

Ф илонов же утверждал, что живописцу недостаточно отобразить внешнее восприятие объекта — нужно выявить законы его развития, эволюции. Его образы антистатичны, они находятся в состоянии непрерывной метаморфозы. По мнению художника, картина должна была развиваться из точки, как произрастающее зерно.

В 1905 году он отправляется в путешествие по России.

Два года он проводит на Волге, путешествует по Кавказу. Чуть позже ему удалось даже посетить Иерусалим. Вернувшись в Петербург, Филонов три раза пытался стать учеником Академии Художеств, но лишь в 1908 году он был принят вольнослушателем в школу при Академии.

В 1910 году Павел Филонов участвует в художественной выставке, организованной «Союзом молодежи». Принимает участие в различных мероприятиях этой организации вплоть до 1914 года. За это время им было написано много замечательных картин.

В 1905 году отправляется в путешествие по России. Два года куролесил по Волге и Кавказу. Чуть позже ему удалось даже посетить Иерусалим. Вернувшись из путешествия, он три раза пытался стать учеником Академии Художеств, и все неудачно. В 1908 году все же был принят вольнослушателем в школу при Академии. Спустя два года покинул школу. В 1910 году Павел Филонов участвует в художественной выставке, организованной «Союзом молодежи». Принимает участие в различных мероприятиях этой организации вплоть до 1914 года.

В ХХ веке сезаннисты и кубисты предельно разрушили и формы, врезая в любой объём его невидимое измерение, вторую жизнь предмета, которую художнику мог бы рассказать его сосед, смотрящий на предметы с иной, неведомой стороны. Так и «аналитическое» искусство Павла Филонова — объявило и показало, что под «кожей» цвета и предмета есть иная жизнь формы-цвета, что видимая «форма [буквально] изобретается» зрителями и художниками, как и любым человеком. Что всё кругом — от формы до цвета — изобретение, идущее после разрушения формы и снятия «кожи» цвета. Так простой человек с социального дна художнически понял самое главное в том, что к концу ХХ века узнало о себе человеческое знание. Белая картина. Мне понятна и дорога эта моя общая с ними личная и этнографическая тульско-рязанская народная природа. Ещё интересней и важней то, что поклонник Филонова из его футуристической среды, великий теоретик литературы, петербургский профессорский сын Виктор Шкловский точно так же препарировал смыслы слов и образов, чем и создал тот язык гуманитарной науки, на котором сейчас говорит половина гуманитарного человечества. Это значит, что Филонов невольно реализовал мечту старых русских гениев о том, что только подлинно национальная русская культура становится общечеловеческой и вселенской. Филонов воевал рядовым в Первую мировую войну, делал революцию и был революционным вождём-командиром. Он прямо делал Советскую власть в изобразительном искусстве и, конечно же, был бескомпромиссным коммунистом. Именно поэтому, когда имя и школа Филонова достигли зрелости, он сам отказался от компромиссов и все 1930-е годы столпнически голодал, нестяжательски отказывался от денег.

Прекрасный и страдальческий Павел Николаевич Филонов

Ольга Любимова: «Москва не видела Павла Филонова 20 лет. Павла Филонова можно сравнить с Пабло Пикассо по масштабу творчества, по той концепции и живописной философии, которая была им предложена. Да и сам Павел Николаевич еще в 1912 году в своей статье "Канон и закон" пишет о том, что в отличие от кубистов он, обобщая, анализирует частное, стремится ее постичь, не отрываясь от природы вещей. Восьмого января 1883 года родился художник и поэт Павел Николаевич Филонов, один из лидеров русского авангарда. Павел Николаевич Филонов прожил свою жизнь даже не в бедности — в нищете. Его картинам было суждено долгое насильственное забвение, затем выход из небытия и признание, но все равно Филонов остается непостижимой, одинокой и трагической фигурой в искусстве ХХ века.

К 140 летию русского и советского художника Павла Филонова

Спонсируемый Институтом современной русской культуры и Университетом Южной Калифорнии «Пропевень о проросли мировой» состоялся не только как общественный форум с целью более широкого исследования жизни и искусства Филонова, но и как лаборатория для анализа конкретных проблем и частных вопросов, связанных с мировоззрением художника, таких, например, как процессы разложения и реэволюции, смертное и девичье в немецком Ренессансе, Первая мировая война, драматическая структура «Пропевени о проросли мировой» и др. Главная цель выпуска - содействовать большему пониманию одного из самых загадочных художников в истории современной русской культуры, равного по высоте и значению таким творцам русского авангарда, как Казимир Малевич и Владимир Татлин. Так, в сборник включены статьи, освещающие малоизвестные аспекты жизни и творчества Филонова, особенно его раннего периода. Юлиан Халтурин, например, пишет об учебе Филонова в мастерской Дмитриева-Кавказского; Ирина Пронина исследует соотношения реальных мест и пейзажей Филонова; Николетта Мислер соединяет ранние работы художника с традициями немецкого Ренессанса; Людмила Правоверова напоминает нам о плотных философских слоях, ставших основанием мировоззрения Филонова; Николай Школьник подчеркивает достижения Филонова в качестве дизайнера и художника прикладного искусства; Евгения Петрова дает переоценку понятия «коммунист Филонов»; Галина Марушина повторно «посещает» трагическую «невыставку» Филонова 1929 года; а Наталия Скоморовская напоминает о том, как относились к Филонову советские бюрократы и аппаратчики. Комментарии Ирины Карасик и Елены Спицыной во многом способствуют раскрытию всестороннего контекста этих публикаций. Подобно Велемиру Хлебникову и Михаилу Врубелю, Филонова часто посещали яркие видения, и он был измучен жестоким напряжением между призраком эстетики и его бледным отражением, мгновенно схваченным в визуальном отчете, между внутренней идеей и ее внешним образом. Действительно, Филонов обладал оптическим аппаратом чрезвычайной мощи, но годы шли, зрение ослабевало, и ему приходилось вести еще более ожесточенное сражение, чтобы переносить свое особое видение на поверхность холста или бумаги. Когда-то он сказал Алексею Крученых: «Вот, видите, как я работаю.

Не отвлекаясь в стороны, себя не жалея. От всегдашнего сильного напряжения воли я наполовину сжевал свои зубы»6. И писатель Владимир Метальников также упомянул «страдальчески напряженное» настроение картин Филонова7.

Как выяснилось впоследствии, старания эти оказались лишними — преподаватели академии упорно не воспринимали его авангардные творческие методы и художественное видение. По словам ректора академии, его картины так и вовсе «развращали других учеников». Неудивительно, что на втором годе обучения его временно исключили из академии, а еще через год он сам принял решение бросить обучение и стал выставляться с другими питерскими авангардистами. Он же сформулировал опорные теоретические пункты этого метода и продвигал «принцип сделанности», лежавший в его основе. Филонов считал, что художественное произведение можно сделать, а картина должна развиваться и обновляться по мере ее создания так же, как живой организм, подчиняясь собственным естественным законом роста от частного к общему. Он старался передать не просто поверхность явлений и процессов, а изображать их структуры и составные части например, течение крови или пульсацию вен то, что обычно недоступно глазу обычного художника. Пожалуй, ни с кем из деятелей культуры того времени у Филонова не было такой дружеской и творческой близости — их обоих долгое время связывало какое-то необычное поэтическое родство и взаимовлияние.

Так, художественный футуризм Филонова был очень близок поэтическому футуризму Хлебникова и наоборот — в литературных поэмах Филонова и его книге «Проповень о проросли мировой» очень много отсылок к стихам Хлебникова.

Впрочем, так выражался и Платонов тоже, часто фразу писателя надо перечитать, чтобы понять, что именно хочет сказать автор, — так происходит от повышенной требовательности к слову. Осознав себя «пролетарием», уверовав, что усилиями пролетариата создаётся небывалая мировая культура, писатели, творцы новой пролетарской действительности столкнулись с тем, что они говорят на старом языке, — и настоятельной потребностью ответственного мастера стало язык поменять. Поменять — значило очистить от культуры. Культура может соврать, культура повинна во многой лжи; надо освободить линию от воспоминаний о музее, а слово от шлейфа ложных значений. Как выражался сам Филонов опять-таки на своём трудном языке : «Художник не может действовать в чистом разрешении заранее известной старой формой, это обязывает форму быть точной по отношению анализа в объекте, как звук, нота, буква, цифра, слово, речь»… Первичное слово, освобождённое от культурных коннотаций, — вот что ищут художники.

Пролетарий, человек труда, желает говорить о себе и своих товарищах на честном рабочем языке. Но такого языка — нет. Мы все существуем внутри культуры и пользуемся её шаблонами, а кто-то может сказать «пользуемся клише» или даже «штампами» для выражения своих даже искренних эмоций. И ничего, живу, здоров» Павел Филонов Выражать себя через присвоение чужого словаря свойственно человеку вообще, а искусство этим пользуется постоянно — совсем не сегодняшний откровенный приём постмодерна впервые разрешил заимствование. Совсем не первым отметил Мандельштам, что «не одно сокровище, быть может, минуя внуков, к правнукам уйдёт». Вовсе не первым Эдгар Дега советовал молодому художнику до 20 лет копировать картины в Лувре, и лишь потом юношу можно будет допустить до рисования первых набросков самостоятельно.

Это даже не традиция, это просто условие диалога внутрикультуры: мы живём в образном мире и само понятие образов сформировано всей культурой до нас, наши эмоции лишь добавляют к уже существующему образному ряду своё, никак не отменяя прежнее. Платон считал, что наши знания есть лишь «припоминания» того, что уже знает наше сознание по причине причастности к общему эйдосу, то есть причастности к единому замыслу мира, где все явления и сущности сконцентрированы воедино. Увидеть вещь как бы впервые, освободить слово от словарных значений и опуститься вниз, к его корневой системе, заставить слово и вещь быть «самими собой» — вне культурного понимания — возможно ли это в принципе? Практически одновременно с Платоновым и Филоновым художник Клее провозглашает своей целью спуститься от «кроны дерева искусства» к «его корням». Оставим в стороне тот очевидный, увы, факт, что, спускаясь от кроны культуры к её корням, творцы неизбежно находили там язычество, а как развивались их отношения с языческими идолами — легко узнать из истории 30-х годов. Но сейчас речь об ином.

Очищая слово и линию от неизбежных культурных коннотаций «этот образ подобен тому образу» , пролетарские мастера вынуждены были — без преувеличения — пересмотреть словарь. Так возникает неудобная, трудно читаемая фраза Платонова, в которой писатель всякое слово ставит не потому, что принято называть этим словом явление, а взвешивая слово — подходит ли корневая система данного слова к тому, что видит глаз, ощущает язык, чувствует кожа. Возникает как бы первичный протоязык, на котором до Платонова никто и не говорил, да и после него говорить не будет: ведь, следуя завету писателя, его собственное понимание слова тоже надо забыть, чтобы затем опять искать первичное значение. Все мы пользуемся шекспировскими, бальзаковскими, мопассановскими и микеланджеловскими характеристиками не потому, что абсолютно верим им, но потому, что образы явлений — такие же объективные данности культуры, как сами явления. Яблоко Сезанна, яблоко сада Гесперид, яблоко Ньютона уже столь же природны, как яблоко, висящее на ветке, — и природа культуры в большей степени даже, нежели природа естественная, формирует наше сознание. Но что если отказаться от культуры, сквозь которую мы смотрим на природу, и что если охарактеризовать яблоко так, словно ни греческих мифов, ни картин Сезанна не существует?

Что если попробовать найти слова для эмоций, которые испытываешь к женщине, не прибегая к определению «любовь», которое использовали Данте, Петрарка и Маяковский, нагружая эту эмоцию моральными императивами и фантазиями? Что если, пользуясь первичным словарём, предельно честно и ответственно охарактеризовать происходящее в организме при виде особы противоположного пола? И будет ли такая скрупулёзно фактографическая характеристика отвечать представлениям окружающих о любви? Окружающие невольно, в силу принадлежности к культуре пользуются словами «мне невозможно без неё жить», «она свет моих очей», «она воплощение красоты», но этот набор заклинаний ничего не значит для героя Платонова; ответственный герой Платонова скажет нечто исходя из точной фактографии. Так появился знаменитый персонаж Платонова, освобождённый от привнесённых извне как считает сам писатель определений явлениям, от культурных клише и флёра чужих эмоций. Надо не стесняться того, что мы понимаем своим естественным разумом, —надо лишь следовать своей способности понимать.

Так возник платоновский «сокровенный человек» — существо, лишённое привычных представлений о добре и зле. Это не плохой человек, слово «плохой» вообще для Платонова не имеет смысла; но это и не хороший человек, поскольку и слово «хороший» тоже бессмысленно. Парадоксально то, что писатель с фамилией Платонов выступал именно против основного принципа философа Платона, против того, что всякая вещь содержит в себе идею, создавшую эту вещь. Писатель Платонов именно эту первоначальную идею вещи словно бы не замечает. Он видит всё впервые. Вот перед нами мир: существуют яблоко, любовь или стул — и человек, пользующийся этими данностями, хочет понять явления исходя из своего, ему одному известного опыта.

Человек не лукавит, он честен перед миром, он анализирует свои ощущения, подбирает точные слова, их описывая, — и не хочет знать чужих мнений на сей предмет. Такой подход к миру неизбежно приводит к тому, что понятия добра и зла теряют своё значение. Ведь добро и зло мы познаём не только опытным путём,но через априорные знания, данные нам культурой. Допустим, порезать палец — зло, и это мы узнали опытным путём; если быть осмотрительным, то палец не порежешь и зла избежишь. Но как квалифицировать явление смерти, которая объективна? Для христианина смерть — зло, которое надо преодолеть, но для наблюдателя естественного течения события допустим, биолога смерть злом не является.

Впрочем, биолог, вероятно, отнесётся к смерти своих близких как ко злу, поскольку в данном пункте естественное течение событий перешло в область эмоциональную, духовную; в этот момент в нём заговорит усвоенный вместе с культурой набор эмоций — любовь, сострадание, память и т. Трудно будет сказать над гробом матери «нарушение дыхательных функций, объективно возникшее…» и т. Но если культурные эмоции убрать из сознания как вторичные? Что должен переживать человек, живущий вне культурных коннотаций? Как охарактеризовать голод в Африке? Эти смерти далеко, нами буквально не пережиты; голод никем специально не устроен, просто в Африке мало еды.

Это событие — зло или добро? Или просто течение событий? И вообще, что есть мораль вне опыта? Как определить, события на плоту «Медузы» картину Жерико — это призыв к чему и во имя чего? Святой Себастьян кисти Мантеньи, в которого вонзают стрелы, почему он не кричит, хорошо ли это? Эти вопросы, кажущиеся нелепыми в контексте христианской истории искусства, становятся безответными, если убрать определённую коннотацию морали.

Название более чем актуально для грядущей бойни народов, направляемой королями. Изображён кроваво-красный интерьер, тёмная комната, освещённая багряными отблесками, в которой молчаливые создания с лысыми черепами и дикими взглядами пьют вино. Сегодня, когда мы знаем о последовавшей бойне, можно фантазировать, что данная картина суть пророчество; мешает этому предположению, что во многих лицах зритель может узнать автопортрет художника — тот же широкий лоб, те же ввалившиеся щёки, из-под бровей сверлящие зрителя глаза. Перед нами какая-то богемная вечеринка в мастерской, какая-то сакральная трапеза, в которой столы цвета запекшейся крови и иссиня-чёрное вино в стаканах, лихорадочный румянец щёк и дикие взгляды — всё вместе наводит на мысль о шабаше, о чёрной мессе. И одновременно в картине нет ни намёка на обличение войны. Эти странные существа и среди них сам художник справляют тризну по миру — и они, кажется, веселятся.

Понятия «Видящий глаз» и «Глаз знающий», предложенные Филоновым, определяют направленность нового искусства к области психологии творчества и научного познания. Художником изображение создается по принципу — от частного к общему. Начинать работу он может с любой точки холста, прорабатывая каждый микрон изображения. Филонов призывал своих учеников работать «только маленькой кистью с острым концом... Тогда из-под твоей кисти на холсте останется не дурацкий лживый мазок... Упорно и точно рисуй каждый атом!

Голодная смерть ради искусства: подвиг художника Филонова

Академик Д. Лихачёв ввел Пушкарёва в президиум Советского фонда культуры, а сам Василий Алексеевич с юношеским задором снова начал собирать работы современных художников для создания при Фонде культуры художественного музея. Он собрал почти 700 интересных работ, но в "лихие девяностые" они никому не понадобились, так что собранная Пушкарёвым коллекция оказалась где-то в пыльном московском запаснике на Гоголевском бульваре. Пушкарёв был также ответственным секретарем МОСХа, и мы с ним не раз по-дружески сиживали в его маленьком кабинете на Беговой. Он навещал родной Русский музей, где старые сотрудницы радушно встречали его, а он, как истинный джентльмен, целовал им руку, я это видел. Скончался "отец Русского музея" в Москве 16 мая 2002 года на восемьдесят седьмом году жизни. Его отпевали в церкви Николы в Толмачах, на территории Третьяковской галереи, а гроб Пушкарёва стоял на том же месте, где более века назад люди прощались с Павлом Третьяковым. И это не случайно, ведь Пушкарёва еще при жизни называли Третьяковым двадцатого века. В память о легендарном музейщике учрежден и в 2009 году впервые вручен первый в России общественный орден для музейных работников "Василий Пушкарёв". Этот человек заслужил, чтобы одна из улиц города на Неве носила его имя.

А на стене у входа в Русский музей должна висеть мемориальная доска в его честь[54]. Расследовавший дела Гуткиной и Поташинского Павел Константинович Кошелев в звании подполковника КГБ ушел в отставку, стал народным депутатом, председателем Петроградского районного совета Ленинграда, а в 1990-е годы возглавлял администрацию района. В дни августовского путча в 1991 году он вместе с группой сотрудников КГБ не позволил сторонникам ГКЧП захватить ленинградский телецентр, который стал одним из опорных пунктов сопротивления путчу. Сожалел ли он об этом потом — не знаю. Кошелев по-прежнему живет в Петербурге. Виктор Васильевич Черкесов благодаря близости к В. Путину сделал большую карьеру. Затем в чине генерал-полковника возглавлял Государственный комитет по контролю над оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Ныне он депутат Государственной думы РФ и, как сообщалось, вступил в ряды КПРФ, вернувшись в ту партию, идеалы которой всегда разделял.

Генерал-лейтенант В. Судьбы персонажей гуткинского уголовного дела сложились по-разному. Двенадцать его "героев" — гуткинских компаньонов, — хорошо заработав на контрабанде, неплохо устроились за границей. Наверное, их уже нет в живых, а их дети и внуки вряд ли знают, чем занимались их папы, дяди и дедушки на бывшей родине, зарабатывая "копеечку" на эмигрантский хлеб. Тетя Нина кончила дни свои в местах не столь отдаленных, и где покоятся ее бренные останки, мне неведомо. Борис Белостоцкий, отсидев срок, обосновался в Швеции и в перестроечную эпоху неплохо нажился на поставках в СССР компьютеров и прочей оргтехники. Весной 1990 года он был вновь арестован в Ленинграде органами МВД "за злостную спекуляцию", но затем амнистирован и занялся коммерцией где-то в Европе. Моисей Поташинский разделил участь Гени Гуткиной — неисправимого мошенника сгубила алчность и "проклятые рудники". Профессора Джон Боулт и Николетта Мислер написали на Западе много статей и книг по истории русского авангарда, а в 1990 году издали роскошную монографию о Филонове.

Но благодарственных строк в адрес Евгении Гуткиной, ее подельников и подруг в них уже нет. Сия крамола засветилась лишь однажды — в первой монографии, изданной в конце 1983 года в городе Остин, штат Техас. Ветеран партийной и музейной работы Л. Новожилова, уйдя из Русского музея на персональную пенсию, тихо умерла в 2005 году, оставив без ответа многие вопросы, на которые ей все-таки надлежало бы ответить. Ушли в мир иной и многие чекисты, занимавшиеся делами Гуткиной, Поташинского, Грешникова, Махина, Шура и прочих "звезд" советской контрабанды. Имена этих людей из-за их профессии мало кому известны, хотя они заслуживают общественного признания, поскольку пресекли контрабанду сотен прекрасных произведений искусства, древних икон, архивных документов и раритетных книг. Это настоящие бойцы культурного фронта. Вот как оценил их работу 20 декабря 2011 года руководитель пресс-службы УФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Дмитрий Кочет-ков: "Благодаря работе контрразведки были сохранены многие культурные ценности, составляющие национальное достояние России. Эрмитаж вновь увидел украденную Египетскую чашу.

А в Русский музей были возвращены рисунки художника Филонова. Эти два уникальных случая в свое время легли в основу сериала "Агент национальной безопасности"". Признаюсь: смотрел сей детективный сериал с Михаилом Пореченковым в главной роли с чувством досады уж больно блеклым и далеким от реальности оказался его сюжет, подлинная история филоновских двойников куда ярче, интереснее и драматичнее. И наконец, Татьяна К. Она сама сломала себе жизнь. С "волчьим билетом" ее уволили из ГРМ, и позже она, как мне говорили, торговала книгами на лотках. Было ли ей больно после всего случившегося? Было ли стыдно? Думаю, да.

Вскоре после суда я попытался встретиться с ней, чтобы поговорить по душам, но она на контакт не пошла. То, что она совершила, повергло в шок коллег по работе, которые вплоть до ареста ни в чем ее не подозревали. Вот что рассказала мне Евгения Николаевна Петрова: "Как и Татьяна, я работала в отделе рисунка, мы много общались. Она всегда мне казалась очень добрым, симпатичным человеком, вполне нормальным работником. Никаких подозрений и претензий к ней не было. Единственно, что на каком-то этапе у нее возникла такая семейная, домашняя ситуация. И было понятно, что она, как женщина красивая, хотела жить как-то не так. А ей приходилось жить на зарплату, которой ей не хватало. Тем не менее никаких подозрений ни у кого не было.

Интересно, что посткрестьянская природа Филонова, купеческая природа другого великого аналитика живого слова Алексея Ремизова, крестьянское происхождение Сергея Есенина, приведшего живую русскую крестьянскую речь в поэзию, равно выросли в «отходнической» Москве, где сделали фактами высокой общенациональной культуры своё рязанско-тульское прошлое. Мне понятна и дорога эта моя общая с ними личная и этнографическая тульско-рязанская народная природа. Ещё интересней и важней то, что поклонник Филонова из его футуристической среды, великий теоретик литературы, петербургский профессорский сын Виктор Шкловский точно так же препарировал смыслы слов и образов, чем и создал тот язык гуманитарной науки, на котором сейчас говорит половина гуманитарного человечества. Это значит, что Филонов невольно реализовал мечту старых русских гениев о том, что только подлинно национальная русская культура становится общечеловеческой и вселенской. Филонов воевал рядовым в Первую мировую войну, делал революцию и был революционным вождём-командиром. Он прямо делал Советскую власть в изобразительном искусстве и, конечно же, был бескомпромиссным коммунистом. Именно поэтому, когда имя и школа Филонова достигли зрелости, он сам отказался от компромиссов и все 1930-е годы столпнически голодал, нестяжательски отказывался от денег. И — разделив жизнь и смерть со своим народом — умер от голода в блокадном Ленинграде 3 декабря 1941 года. Тридцать, а по сути пятьдесят лет продолжалось официальное забвение Филонова в СССР и, следовательно, в мире: его коммунизм был слишком труден для его пропаганды и контрпропаганды.

Я помню впечатление от первого альбома-каталога «возвращённого» Филонова в конце 1980-х, когда официальный советский коммунизм уже задыхался и предавал сам себя, не имея ни пафоса, ни аргументов: Филонов был очень труден и, прямо сказать, неуместен в той «перестройке». Он, одна из жертв сталинизма, должен был бы находить себе дополнительные стимулы в разоблачениях.

Ещё интересней и важней то, что поклонник Филонова из его футуристической среды, великий теоретик литературы, петербургский профессорский сын Виктор Шкловский точно так же препарировал смыслы слов и образов, чем и создал тот язык гуманитарной науки, на котором сейчас говорит половина гуманитарного человечества.

Это значит, что Филонов невольно реализовал мечту старых русских гениев о том, что только подлинно национальная русская культура становится общечеловеческой и вселенской. Филонов воевал рядовым в Первую мировую войну, делал революцию и был революционным вождём-командиром. Он прямо делал Советскую власть в изобразительном искусстве и, конечно же, был бескомпромиссным коммунистом.

Именно поэтому, когда имя и школа Филонова достигли зрелости, он сам отказался от компромиссов и все 1930-е годы столпнически голодал, нестяжательски отказывался от денег. И — разделив жизнь и смерть со своим народом — умер от голода в блокадном Ленинграде 3 декабря 1941 года. Тридцать, а по сути пятьдесят лет продолжалось официальное забвение Филонова в СССР и, следовательно, в мире: его коммунизм был слишком труден для его пропаганды и контрпропаганды.

Я помню впечатление от первого альбома-каталога «возвращённого» Филонова в конце 1980-х, когда официальный советский коммунизм уже задыхался и предавал сам себя, не имея ни пафоса, ни аргументов: Филонов был очень труден и, прямо сказать, неуместен в той «перестройке». Он, одна из жертв сталинизма, должен был бы находить себе дополнительные стимулы в разоблачениях. А он — презирал их вместе с их разоблачениями.

Он ведь великий.

Какова связь «Мирового расцвета» — главной идее его творчества с утопическими идеями авангарда и социально-политическими воззрениями того времени — об этом пойдет речь на лекции. Школа Павла Филонова в контексте ленинградской культуры 1920-30-х годов.

Коллектив мастеров аналитического искусства МАИ — был самой представительной школой русского авангарда и заметным явлением в ленинградской художественной жизни рубежа 1920-30-х годов. Это был последний выход авангарда, отмеченный яркими событиями — такими как выставка филоновцев в 1927 года и вечер ОБЭРИУ «Три левых часа» в доме печати. Это прекрасная и страшная эпоха была ознаменована рядом значительных достижений в искусстве и, одновременно последовательным наступлением и сворачиванием авангардной программы.

Художник — Павел Николаевич Филонов

Павел Филонов родился в 1883 году в крестьянской семье, которая перебралась в Москву тремя годами ранее. Павел Николаевич Филонов родился в 1883году в Москве,в многодетной семье рязанских мещан Николая Иванова, бывшего дворового графа Головина, «бесфамильного», и его законной супруги, Любови Николаевны, бывшей намного его моложе. художник-авангардист, ныне почитается как один из лидеров русского авангардного искусства и основатель аналитического искусства. Павел Николаевич Филонов умер в Ленинграде, в самом начале блокады.

Очевидец незримого

Картина художника Павла Филонова «Победитель города» 1914-15 г. Картон, масло. Председатель ревкома Павел Николаевич Филонов, второй справа, в свои 34 года, действительно, выглядел молодо. 3 декабря 1941 года ушел из жизни один из самых самобытных и впечатляющих художников советского авангарда, основатель теории аналитического искусства Павел Николаевич Филонов.

Павел Филонов — последние новости

Во время фактического раскола «Союза молодёжи» в начале 1914 выступил с инициативой создания нового общества, обращался с предложением к М. Матюшину и К. В содружестве с художниками «Внепартийного общества» Д. Какабадзе, Е. Псковитинов, А. Кириллова, Э. В тексте утверждается самоценная важность рисунка и необходимость коллективных усилий для прорыва к новым горизонтам в искусстве, образцом общинного творчества названы анонимы-мастера и зодчие древних каменных храмов. Параллельно с созданием общества Филонов проиллюстрировал стихи «Изборника» В. Хлебникова 1914 , выпустил иллюстрированную книгу «Пропевень о проросли мировой» с футуристическими поэмами «Песнь о Ваньке-ключнике» и «Пропевень про красивую преставленицу» 1915. Иллюстрации Филонова и его собственная поэзия получили высокую оценку Хлебникова.

Начало Первой мировой войны оказало большое влияние на мировоззрение художника, стало катализатором его творческого потенциала. Филонов резко увеличил интенсивность работы, и к моменту ухода на фронт осенью 1916 успел создать самые большие и известные живописные портреты «Портрет Ф. Азибера с сыном», «Портрет А. Гуэ», «Портрет певицы Е. Все — ГРМ. Изображая членов своей семьи, он писал их лица по всем законам реалистического искусства, продемонстрировав и высочайшую академическую выучку, и умение учитывать вкусы портретируемых. Одновременно с реалистическими портретами появились и первые беспредметные произведения — «Композиция. Ввод в мировый расцвет» 1914—1915. ГТГ , «Две девочки» 1915.

Подобная свобода в смене стиля и методов работы в среде художников-авангардистов была большой редкостью. Филонов знал законы ремесла и всегда отделял его от экспериментального творчества. В предвоенное время укрепился и подвижнический настрой Филонова. Он часто мог существовать «вне общих правил» — жил жизнью аскета, когда к нему пришёл успех; писал многодельные «сделанные картины», поражающие зрителей огромным внутренним напряжением, во время господства провокационного небрежного стиля кубофутуристов. Важной чертой личности художника стало харизматичное отношение к искусству, что определило многие его действия и в советское время: голодая, он всё же решительно отказывался от каких-либо материальных поблажек, и даже от назначенной ему «по старости», а не за «заслуги» пенсии. Не случайно, ещё до революции творчество Филонова дважды становилось предметом внимания его соратников по «Союзу молодёжи» и их специальных исследований. Так, в тезисах доклада 1913 Н. Бурлюка была отмечена связь образов художника с произведениями Гойи, Босха, Эдгара По, обращёнными к подсознанию человека, а также с культурами народов Индии, Китая и Монголии. Современники подмечали в образах Филонова особую органичность, сращение элементов мира фантазии с конкретностью отдельных деталей мира реального.

В работах ярче всего в двух вариантах «Пира королей» колорит древних восточных и западных цивилизаций словно вплавлен в язык нового искусства. Бурлюк в докладе рефлексирует и по поводу таких картин Филонова, как «Восток и Запад» «Запад и Восток» 1912—1913 , программных в то время для общей платформы «Союза молодёжи». В статье Матюшина 1916 о художниках «новой меры» имя Филонова было названо одним из первых. Матюшин утверждает явное первенство Филонова после того, как увидел в мастерской художника совершенно новые работы, «сделанные» по принципу органического роста, «Цветы мирового расцвета» 1915. ГРМ , «Две девочки», тогда ещё нигде не выставлявшиеся. На фронте Филонов получил опыт участия в революционной деятельности на посту избранного солдатами председателя военно-революционного комитета Отдельной Балтийской морской дивизии, однако после демобилизации в 1918 комиссаром от искусства не стал. Тем не менее личные знакомства с профессиональным революционером Н. Глебовым-Путиловским и художником П. Мансуровым привели Филонова к увлечению утопическими революционными идеями.

В 1918—1923 развивает многомерное символическое понятие-образ «мирового расцвета». Религиозные в своей основе мысли художника о торжестве вселенского расцвета, проникнутые в момент зарождения в 1913—1916 новыми для искусства идеями органического перехода жизни от одной формы к другой, в послереволюционный период постепенно трансформировались. Образ-символ, метафора будущей картины мира, стал наполняться пафосом социальных смыслов, революционной фразеологией. На 1-й государственной свободной выставке произведений искусства 1919 цикл «Ввод в мировый расцвет» из двадцати двух произведений «выглядел Араратом на выставке» — по мысли В.

И исключительно по своей вине. Малевича и Кандинского зачислили в мировой пантеон классиков еще сто лет назад, Филонова же мир открывал в самом конце XX века. Дело в том, что Филонов практически никогда не продавал своих работ, а уж тем более — на Запад.

Сам не продавал, и ученикам запрещал. Как считал сам художник, творчество нового мира должно принадлежать исключительно России, стране победившего пролетариата, а вовсе не каким-то буржуям. Так и писал в своем дневнике: "Все мои работы, являющиеся моей собственностью, я берёг годами, отклоняя многие предложения о продаже их, берёг с тем, чтобы подарить партии и правительству, с тем, чтобы сделать из них и из работ моих учеников отдельный музей или особый отдел в Русском музее, если партия и правительство сделают мне честь — примут их". Филонов вообще был странным человеком. Человеком, который мог появиться и вызреть только в эпицентре той мировой бури, тех экспериментов поистине космического масштаба, которые развернулись в начале XX века на одной шестой. Он родился в многодетной семье кучера, рано ушел из дому и единственным его дипломом было свидетельство об окончании малярно-живописной мастерской при школе Общества поощрения художеств. С присвоением специальности «маляр-уборщик».

Однако этот маляр, несмотря на активное участие в дореволюционных художественных безумствах и дружбу с Маяковским и Хлебниковым, никогда не вел богемной жизни. Каждый день он впахивал как проклятый, работая по 18 часов. Если в 1903 году его не принимают в Академию Художеств из-за плохого знания анатомии, то в 1908 он взят вольнослушателем «исключительно за знание анатомии».

Автор Гость Опубликовано 11. В рамках нацпроекта «Культура» в Новосибирском государственном художественном музее в 2020 году уже прошли выставки «Прекрасное в простом. Сукачева и выставка «Лицо улицы: зрелищный плакат в городе» из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Павел Филонов первый с лева Павел Филонов — непростой для восприятия художник. Жесткой геометризации форм, приведшей искусство в тупик, он противопоставил необходимость изображать не только предмет, но и невидимые сложные внутренние движения в природе и духовном мире человека.

Организм против механизма — так можно определить пафос его позиции. Одним из главных положений разработанного художником аналитического метода стал принцип сделанности, когда организм художественного произведения должен расти, как растет все живое в природе. Такая живопись — не состояние, а процесс, подобный биологическому. Мы видим, как она изменяется, деформируется, как один цвет переходит в другой, — поясняет старший научный сотрудник Русского музея Людмила Вострецова. Павла Филонова можно сравнить с Пабло Пикассо по масштабу творчества, по той концепции и живописной философии, которая была им предложена. Однако его имя не так широко известно публике, потому что главным направлением искусства в 1932 году был объявлен соцреализм, а Филонов и его ученики были названы формалистами и подвергнуты жестокой травле. В выставочных залах Новосибирского государственного художественного музея представлены почти все периоды жизни и творчества художника и это позволяет проследить, как развивалась его идея аналитического искусства. В экспозицию вошли 18 живописных работ мастера и 41 графическая.

В художественном музее безопасно, поэтому желаю вам посетить выставку с соблюдением всех санитарно-эпидемиологических норм и получить настоящее удовольствие от соприкосновения с творчеством Павла Филонова и его последователей. Выставка «Павел Филонов и его ученики» проходит с 9 декабря 2020 года по 21 февраля 2021 года в выставочных залах Новосибирского государственного художественного музея по адресу ул. Свердлова, 10. Павел Филонов. Грезы о невозможном Среди самых громких имен русского авангарда Павел Филонов занимает особое, фундаментальное место. Он, как каменный утес, возвышается над равниной русской культуры. Филонов — художник, обладающий ярко выраженным индивидуальным стилем, создатель новой фактуры и пластики рисунка, основатель и идеолог аналитического искусства, оказавший огромное влияние на своих современников и на все следующие поколения. Вглядываясь в фигуру мастера, вдумчивый зритель может обнаружить настоящего интеллектуала и самобытного художника-исследователя.

Филонов ставил перед собой глубинные вопросы творчества — он искал первоосновы изображений за многовековыми культурными напластованиями школ и течений. В дерзновенном творческом акте он стремился открыть архаичную свежесть образов. Отец, бесфамильный крестьянин Николай Иванов, родом из Тульской губернии, работал извозчиком в Москве, а мать была прачкой. В 1897 году Павел с отличием закончил церковно-приходскую школу и поступил в рисовальные классы Императорского общества поощрения художеств, а после нее, с 1903 года, учился живописи в частной школе художника Дмитриева-Кавказского. Одновременно с учебой он работал на живописно-малярных работах — оформлял помещения, склады, вывески, витрины. Это была обычная работа для начинающих художников из бедных семей. В 1905 году, Филонов отправился в путешествие по России и далее до Иерусалима. Путешествие длилось около двух лет и дало художнику массу наблюдений и впечатлений на последующие годы.

Именно тогда в голове мастера начали рождаться идеи о необходимости преображения искусства и придания ему статуса духовного путеводителя. Он хотел продолжить в живописи мощный мессианский пафос литературы XIX века.

К этому больше подходит слово «оформительство». В 20-летнем возрасте Филонов решается поступить в Академию художеств, но его работы не впечатлили приемную комиссию, парню показали от ворот поворот. Вместо этого осенью Павел возвращается в родную школу, на этот раз в класс натурного искусства. Параллельно он начинает брать уроки в частной мастерской академика Л.

Дмитриева-Кавказского, страстного любителя Кунтскамеры и требующего от своих учеников стирания всех рамок и границ. Большое впечатление на Филонова произвела его поездка в Палестину и Новый Афон, где Павел вместе с паломниками посетил святые места. Похоже, именно это поломничество и положило окончанию отношениям учителя и ученика… С четвертого раза! Филонову, наконец, удается поступить в Академию художеств. Но уже через два года его исключили за участие в волнениях. Однако это не очень расстроило художника-авангардиста.

Вместе со своими друзьями и последователями он создает петербургское общество художников «Союз молодежи», на выставке которого демонстрирует свои первые работы. Одна из самых ярких черт Павла Николаевича — его колоссальное трудолюбие. И его работа «Мужчина и женщина» становится тем произведением, о которых говорят в столице. Другое дело, что далеко не все зрители были готовы воспринимать мир таким, каким он виделся Филонову. В чем-то он удивительно напоминает Маяковского в литературе, и не случайно Владимир Владимирович пригласил Павла Николаевича оформить декорации для своего футуристического спектакля. А чуть позже перед зрителями выступил один из литераторов с докладом « П.

Павел Филонов. Из новой книги Максима Кантора «Чертополох и терн». Продолжение

Филонов Павел Николаевич Картины и биография Филонова Павла Николаевича в социальной сети коллекционеров и дилеров живописи Артхив.
Павел Филонов. Из новой книги Максима Кантора «Чертополох и терн». Продолжение Павел Филонов: реальность и мифу Символы времени, ISSN 1990-6102.

Популярное в разделе

  • Павел Филонов. Возвращение "блудных" рисунков
  • Павел Филонов — последние новости
  • Павел Филонов. Из новой книги Максима Кантора «Чертополох и терн». Продолжение - Максим КАНТОР
  • Художник Филонов Павел Николаевич
  • История живописи: Павел Филонов — публикации и статьи журнала STORY
  • К 140 летию русского и советского художника Павла Филонова

Главные новости

  • Память дня, Павел Филонов: pro100_mica — LiveJournal
  • Владимир Кудрявцев
  • Работы художника П. Филонова
  • Эпилог. Страсти по Филонову: Сокровища, спасённые для России

В Москве открылась выставка с работами советского художника-авангардиста Павла Филонова

Он был призван в действующую армию и отправлен в Румынию в качестве рядового солдата. Потом грянула революция, в которой Павел Николаевич принял активное участие стал председателем военно-революционного комитета Придунайского края. В 1918 году художник отправляется в Санкт-Петербург Петроград , где участвует в крупной художественной выставке. Его работы получили хорошие отклики критиков. В 1922 году предпринимает действия, направленные на реорганизацию факультетов живописи и скульптуры в Академии художеств, однако его идеи не нашли должной поддержки. Из-за продолжавшейся резкой критики и нападок в адрес Филонова, его выставка, планируемая на 1929-1930г. Умер Павел Николаевич Филонов 3 декабря 1941 года, в блокадном Ленинграде.

Сами полотна Павел предложил называть "формулами", имея в виду емкость содержания и многообразие визуальной информации.

Следуя этим тезисам, Филонов написал серию картин "Ввод в мировой расцвет", которая стала яркой иллюстрацией манифеста. На 22 полотнах темные краски, наполняющие причудливые геометрические формы, соединялись в абстракции и создавали ощущение живых организмов, произраставших из глубин вселенной и отражавшихся на дрожащей поверхности водной глади. Первая мировая война и последовавшая за ней Октябрьская революция на некоторое время оторвали Филонова от творческого процесса. Художник вернулся к публике в 1918 году, став гвоздем программы выставки, устроенной в Зимнем дворце среди представителей разных жанров, стилей и направлений. Развивая придуманную концепцию "аналитического искусства", Павел активно орудовал красками и кистями. С 1918 по 1922 годы он создал десяток выдающихся работ, среди которых самыми заметными были "Формула петроградского пролетариата", "Победа над вечностью" и "Формула космоса". В это же время Филонов стал родоначальником школы "Мастера аналитического искусства" МАИ и пытался пропагандировать собственные теории в столичной художественной академии.

Популярность преподавателя-авангардиста была сомнительной, его идеи не нашли применения среди студентов и в итоге были отвергнуты руководством, придерживавшимся традиционных живописных концепций. Однако лекции, прочитанные на факультетах рисования и скульптуры, не остались неиспользованными и бесполезными. Основываясь на них, Павел Николаевич написал "Декларацию "мирового расцвета", ставшую программным документом в теории искусств раннего советского периода. На практике принципы Филонова нашли выражение в монументальной работе "Формула весны". Полотно размером 250 на 285 см было написано тонкой кистью, мазки которой с удивительной точностью и экспрессией передали процесс обновления картины мира.

Выставка будет работать в залах НГХМ на ул. Свердлова, 10 до 21 февраля 2021 года. Официальный сайт НГХМ: nsartmuseum. Использовано фото с сайта музея.

Его преследует мечта о «мировом расцвете» название большого цикла картин, тема драматической поэмы, опубликованной Филоновым в 1914 году с собственными иллюстрациями. В его творчестве можно найти точки соприкосновения с экспрессионизмом, утвердившимся в европейском, прежде всего в немецком, искусстве в годы первой мировой войны и выразившим страх и беспомощность перед варварством человекоубийства, перед социальным неблагополучием в мире. Творчеству же Филонова отчаяние не свойственно, он убежден, что рождается новый мир, мир Утопии. Его идеалы путаны, выражены подчас почти косноязычно, но с убежденностью.

Демократизм и бунтарство проявляются в обожествлении пролетариата, его грядущего господства «Ввод в мировой расцвет», «Формула петроградского пролетариата». Это интересно: К 190-летию английского художника и общественного деятеля Уильяма Морриса Если экспрессионизм, футуризм, сюрреализм направления, во многом близкие художнику почти истерически прокламировали отказ от искусства прошлого во имя современности, то Филонов, также утверждавший принципиальную новизну своего творчества и в теории, и в практике, утверждал одновременно необходимость претворения живых традиций. Он видит задачу творчества в создании летописи Земли, добиваясь как бы стереоскопической глубины — и философской и чисто зрительной, пластической. Сотворение мира продолжается, включая напластования от неолита до цивилизации «электрического века», от первичной органической протоплазмы через растительный и животный мир к человеческому духу и интеллекту.

Идеологическое, даже литературное начало, как и рационализм, анализ превалировали в творчестве Филонова. Поэтому художник не порывал с изобразительностью даже в произведениях, где «космос» картины решался как отвлеченная, лишенная реально-пространственных ориентиров среда, как комбинация геометрических форм или живое шевеление, взбухание аморфной плазмы — краски. Лица, фигуры, предметы, почти пугающие своей конкретностью, вещностью, в его произведениях как бы выкристаллизовываются из хаоса условно-неизобразительного фона. От повышенной яркости, варварских созвучий цвета, намеренных диссонансов, которые можно отметить в его искусстве середины 1910-х годов, художник идет к почти монохромным полотнам, где объемы лепятся из некой вязкой серо-оливковой субстанции красок, смешанных на палитре, пли к произведениям, где цвет разбелен, высветлен, лишен плотности, что усиливает линейно-графический принцип построения пространства.

Свои идейно-образные и пластические искания Филонов обобщил в работе «Идеология аналитического искусства и принцип сделанности», опубликованной в 1924 году.

140 лет со дня рождения художника Павла Филонова

Картина художника Павла Филонова «Победитель города» 1914-15 г. Картон, масло. Вот, собственно, все, что я могу рассказать о криминальных событиях, развернувшихся вокруг творчества Павла Николаевича Филонова. Человек в мире Павел Николаевич Филонов 1925 107 × 71.5 см Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий