Так Сергей показал "Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота", "Завтрак ребенка" и "Политого поливальщика" братьев Люмьер, а также фильм 1902 года "Путешествие на Луну" Жоржа Мельеса. «Политый поливальщик» (фр. L'Arroseur arrosé), или «Садовник» (фр. Le Jardinier), — французский короткометражный немой фильм 1895 года. Братья Люмьеры начали совместное производство фильмов. И, наконец, первый фильм с сюжетом – «Политый поливальщик». Этот комедийный эпизод, после того как его сняли Люмьеры, сотни раз был повторен в фильмах по всему миру в различных вариациях.
Политый поливальщик (фильм)
На том же показе зрители увидели и первую комедию — «Политый поливальщик». Оригинальный плакат «Синематограф Люмьер» («Cinématographe Lumière») – первый в мире кинопостер – был продан на онлайн-торгах Sotheby's за 160 тыс. фунтов стерлингов (примерно 207 тыс. долларов США). Братья Люмьер действовали оперативно, незадолго до знаменательного дня они запатентовали «синематограф», предназначавшийся для съемки движущихся объектов и проекции снятого на экран.
От скуки придумали забавную игрушку: синематограф братьев Люмьер
Плакат фильма «Политый поливальщик» 1896 Для рекламы «Политого поливальщика» художницей Марселиной Озоль фр. Marcellin Auzolle был создан киноплакат , который расценивается как первый постер из когда-либо применявшихся для продвижения отдельного фильма. Плакат изображал публику в зале и киноэкран, на котором хулиган разыгрывал садовника, наступая ему на шланг [7]. Постер этого фильма был выполнен художницей в стилистике французского постимпрессиониста Анри де Тулуз-Лотрека [8] [9] [10]. Фильм имел огромный успех у публики и вызвал целый ряд подражаний. Короткометражные фильмы с этим же сюжетом неоднократно снимались многими энтузиастами первых лет существования кино, например, фильм « Поливальщик » фр. Историк кино Ежи Тёплиц , характеризуя фильмы Люмьеров как репортажные, писал, что среди них был и один инсценированный — «Политый поливальщик», который является предвестником всех художественных фильмов: «Несложная история о мальчике, наступившем на водопроводный шланг стала темой первой художественной картины со сценарием и актёрами хотя и любителями » [12]. По мнению историка кино Жоржа Садуля , «Политый поливальщик», наряду с фильмом « Прибытие поезда », — самый популярный фильм братьев Люмьер, который, не обладая техническими достоинствами первого, благодаря наличию сценария приобрёл известность и значимость: «Успех сюжета в фильме открыл дорогу киноискусству» [13]. Садуль считал, что эту картину нельзя отнести к шедеврам кинопродукции братьев Люмьер, но её непреходящее значение для истории кинематографа заключается в том, что это был первый сюжетный фильм, что и обеспечило ему успех [2]. По мнению киноведа Зигфрида Кракауэра , в этой ленте, в отличие от первых опытов братьев Люмьер, «из жизненной ситуации был извлечён настоящий сюжет и к тому же с комическим кульминационным моментом». Также картина была первой в своём роде и повлияла на развитие жанра комедии в целом: «Этот фильм — зародыш и прототип всех последующих кинокомедий — был попыткой Люмьера использовать съёмку в художественных целях — превратить фотографирование в средство повествования» [14].
Лотман , рассматривая картины братьев Люмьер на предмет наличия в них драматургии, писал, что кинематограф, постепенно отойдя от их первых опытов, выработал свой собственный киноязык. По мнению того же автора, несмотря на то, что французские пионеры кино рассматривали его довольно узкоспециализированно, считая его недолговечным развлечением, именно они в этой ленте предложили «первую и простейшую» повествовательную форму. Лотман усматривает в этой короткометражке шесть последовательных «состояний сюжета», которые связаны между собой причинно-следственными отношениями: 1 садовник поливает сад; 2 мальчик наступает на шланг; 3 садовник, недоумевая, заглядывает в наконечник шланга; 4 мальчик убирает ногу; 5 вода бьёт садовнику в лицо; 6 мальчик получает оплеуху [15]. Киновед К.
После успешных показов братья Люмьер решили создать сеть кинотеатров по всему миру. Но с годами конкуренция росла, и в 1898 году бизнес закрылся. В первые десятилетия развития этого искусства фильмы были черно-белыми и немыми. Центрами мирового кинематографа стали Париж и Голливуд.
Сидевшей в зале публике то улыбались с экрана, то махали руками, то, остановившись, рабочие начинали публику разглядывать, о чем-то говоря между собой. Это необычное общение зачаровывало.
И если публика откровенно развлекалась, то репортер Алексей Горький был предельно серьезен. Он смешал идейные содержания фильмов «Выход с завода» и «Кормление младенца», и у него родились вот такие ассоциации: «Она варит кофе на спиртовой лампе и с любовной улыбкой смотрит, как ее молодой красавец муж кормит с ложечки сына, — кормит и смеется смехом счастливца. За окном колышутся листья деревьев — бесшумно колышутся; «бебе» улыбается отцу всей своей толстой мордочкой, на всем лежит такой хороший, задушевно простой тон. И на эту картину смотрят женщины, лишенные счастья иметь мужа и детей, веселые женщины «от Омона», возбуждающие удивление и зависть у порядочных дам своим умением одеваться и презрение, гадливое чувство — своей профессией. Они смотрят и смеются… но весьма возможно, что сердце их щемит тоска. И, быть может, эта серая картина счастья, безмолвная картина жизни теней является для них тенью прошлого, тенью прошлых дум и грез о возможности такой же жизни, как эта, но жизни с ясным звучным смехом, жизни с красками. И, может быть, многие из них, глядя на эту картину, хотели бы плакать, но не могут и должны смеяться, ибо такая уж у них профессия печально-смешная». Строг был Алексей Максимович. После этих слов вряд ли бы кто из репортеров смог высказать противоположное мнение. Его бы тут же сочли за тайного рекламного агента Шарля Омона.
После сеанса Алексей Максимович продолжал рассуждать над судьбой синематографа: «…научное значение его для меня пока непонятно», а так «послужит вкусам ярмарки и разврату ярмарочного люда». Важнейшее из всех искусств? Надо сказать, что взгляды Алексея Максимовича Горького были поддержаны серьезными нижегородскими мужами, а мужики, проявляя большую инициативу, несколько раз пытались сжечь «вместилище дьявольской силы». Историки российского кино утверждают, что репутация синематографа была подорвана на несколько десятков лет. Конечно, в этом виноват не только Горький, но и сами гастролеры-демонстраторы, привозившие всякую синематографическую ерунду. В итоге большие доходы гастролеров складывались не от желания публики смотреть новую «фильму», а от тяги к диву, которое ей было еще непонятно. Друг Алексея Максимовича Горького, который был моложе его всего лишь на два года, Владимир Ильич Ленин, оценил ситуацию прагматичнее и возвел кино в ранг важнейшего государственного искусства. Конечно, он думал о документальном кино, которое может проникнуть в самые глухие места и показать, чем живет Россия.
Скорость вращения ручки камеры влияла на эффект комизма или драматизма; появились различные способы монтажа, а для того чтобы развеселить публику, ролики показывали задом наперед. Появились первые «парадные» сюжеты — коронации, награждения, официальные приемы, и техника их съемки не сильно отличалась от современного телевидения. С 1898 года Луи занимался только производством киноаппаратуры и фотопленки, затем продал патенты и продолжил свои опыты в области объемного и цветного кино. Ему удалось запатентовать способ получения цветной фотографии — «Автохром», который использовался вплоть до 1935 года. Автохром — первая массовая технология производства цветной фотографии. Автохром состоял из стеклянной пластины, на которую наносился слой лака. Этот слой лака покрывался слоем крахмала, состоящего из микроскопических гранул, окрашенных в красный, зеленый и синий цвета, пространство между гранулами заделывалось черной сажей. Гранулы работали в качестве цветных светофильтров. Затем цветной слой покрывался защитным слоем и черно-белой эмульсией. Один из первых автохромных снимков В Автохроме основное изображение было черно-белым, а слой цветных гранул при просмотре на свету превращал черно-белое изображение в цветное. В 1907 году Луи оптимизирует процесс и запустит промышленное производство таких пластин. Каждый день стали выпускать порядка 6000 пластин, позволяя даже любителям делать цветные фотографии простым способом. Компания Луи была одной из крупнейших в Европе производителей фотопринадлежностей до 60-х годов ХХ века. С точки зрения восприятия, изображения, полученные при помощи технологии Автохром, выглядят как синтез фотографии и живописи, за счет видимых зернышек крахмала. Приближение к живописи заметно из-за статичности картинки, по причине того, что пластина недостаточно чувствительна. Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота Один из самых знаменитых кадров в кинематографе Показ короткометражного фильма «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» стал самым феерическим в истории карьеры братьев Люмьер. Он состоялся в январе 1896 года и произвел фурор: зрители в панике разбегались в стороны от движущегося на них с экрана поезда. Сюжет был обыденным: на экране появлялась остановка поезда у железнодорожной платформы вокзала города Ла-Сьота и вдоль вагонов прогуливались пассажиры. Эффект «реальности» движущегося поезда достигался за счет движения в перспективе, который братья Люмьер показали впервые в истории на плоском экране. Поезд в натуральную величину появлялся издалека, проходил наискось справа налево через весь экран на первый план и уходил за левый край экрана, создавая ощущение пространства. Одним из важнейших выразительных средств этого фильма стал непрерывный переход от общего к среднему и крупному планам при неподвижной камере. В этом фильме были впервые показаны съемки людей общим, средним и крупным планом. Пассажиры, которых попросили приехать на поезде, были друзьями и родственниками братьев Люмьер.
«Фильму» давай!..
Доподлинно известна не только дата рождения кинематографа, но и тот эффект, который новинка произвела на своих первых зрителей. Кино обязано своим появлением технической революции. Повсеместная электрификация сделала возможным строительство огромных фабрик и заводов, которые нуждались в притоке рабочей силы. По всей Европе, по маршруту из деревни в город отправились десятки тысяч людей в поисках новой и лучшей жизни. Эта публика была далека от театра либо оперы да и не везде они имелись.
По мнению киноведа Зигфрида Кракауэра , в этой ленте, в отличие от первых опытов братьев Люмьер, «из жизненной ситуации был извлечён настоящий сюжет и к тому же с комическим кульминационным моментом». Также картина была первой в своём роде и повлияла на развитие жанра комедии в целом: «Этот фильм — зародыш и прототип всех последующих кинокомедий — был попыткой Люмьера использовать съёмку в художественных целях — превратить фотографирование в средство повествования» [14]. Лотман , рассматривая картины братьев Люмьер на предмет наличия в них драматургии, писал, что кинематограф, постепенно отойдя от их первых опытов, выработал свой собственный киноязык. По мнению того же автора, несмотря на то, что французские пионеры кино рассматривали его довольно узкоспециализированно, считая его недолговечным развлечением, именно они в этой ленте предложили «первую и простейшую» повествовательную форму. Лотман усматривает в этой короткометражке шесть последовательных «состояний сюжета», которые связаны между собой причинно-следственными отношениями: 1 садовник поливает сад; 2 мальчик наступает на шланг; 3 садовник, недоумевая, заглядывает в наконечник шланга; 4 мальчик убирает ногу; 5 вода бьёт садовнику в лицо; 6 мальчик получает оплеуху [15].
Киновед К. Разлогов также останавливается на последовательности действий картины, которые, по его мнению, образуют собой замкнутый сюжет. По его наблюдению, авторы фильма обращаются к способности тогда ещё неискушённого зрителя, незнакомого с более сложными формами, следить за событиями, переводя внимание от одного объекта к другому: «от проказника к шлангу, садовнику и наоборот». Именно с этой ленты режиссёры начинают использовать простейшие приёмы киновыразительности, что нашло выражение в сюжете ленты: у садовника от внезапной струи воды слетает шляпа, которая на предыдущих кадрах фильма оставалась незамеченной. Роль киноаппарата сведена к минимуму, а фильм снят одним общим планом, так как только такое расстояние от кинокамеры позволяло без смены точки зрения проследить за всей последовательностью происходящего на экране целиком в рамках кадра [1]. Подражания, продолжения, аллюзии[ править править код ] Фильм вызвал целый ряд подражаний и переделок. Фрагменты из этого фильма вошли в советский фильм « Человек с бульвара Капуцинов ». В британском телевизионном комедийном сериале « Летающий цирк Монти Пайтона » скетч второй серии первого сезона «The Wacky Queen» выстроен как пародия на немые фильмы. Первая серия мультсериала «Человечки» студии «Да» посвящена фильму, а также является его своеобразным продолжением [19].
Вы помните, что мы рассматриваем его снимки, сделанные в Нижнем Новгороде на XVI Всероссийской художественно-промышленной выставке 1896 года. Нас заинтересовало очередное выставочное диво — синематограф. К сожалению, мы не нашли у Максима Петровича фотографии павильона, где это диво на выставке демонстрировали.
То ли эта новинка его не заинтересовала и он не придал ей значения, то ли снимок не сохранился. Тем не менее синематограф он все-таки запечатлел, но уже на Нижегородской ярмарке…Подарок с бульвара Капуцинок Снимок Максима Петровича Дмитриева, который мы сейчас рассматриваем, сделан на Самокатской площади Нижегородской ярмарки позднее 1896 года. Здесь уже «Волшебный мир из Парижа», а попросту говоря, синематограф, в полном своем наполнении: красочные рекламные плакаты по стенам и афиши. Если взять увеличительное стекло, то оно приблизит нас к этому «волшебству».
Синематограф предлагает посмотреть индейский ковбойский фильм, а также картины для взрослых «Нана», «Тайна доктора Фауста», «Война и мир». Стоит обратить внимание на скучающую публику — что-то никто не рвется в «волшебный мир» ярмарочного павильона. Хотя, может быть, просто не подошло время сеанса. Название площади, на которой нашел свой приют «французский подарок», мы упомянули не случайно — Самокатская… На первый взгляд, название безобидное.
Самокат — это просто-напросто карусель. Но к ней «придавался» балаган, где «дед» с мочальной бородой сыпал частушками, а разрисованные шуты развлекали публику. С самокатов начиналась ярмарочная гульба… С одной стороны к Самокатской площади прилегала толкучка, с другой — макарьевские кухни с дешевыми обедами для приказчиков и мелких чиновников. Воровской мир Самокатской площади мы упоминать не будем, для карманников здесь было раздолье.
Нам важно знать, какое место в те годы было отведено синематографу — не побоимся сказать, величайшему изобретению XIX века. А широкое распространение синематографа начиналось с Нижнего Новгорода, с Всероссийской художественно-промышленной выставки 1896 года. Публика Нижнего стала родоначальницей российских зрителей. Синематограф был молодым изобретением.
Первый общедоступный сеанс в Париже состоялся 28 декабря 1895 года.
Самой яркой стала картина под аллитерационным названием «Политый поливальщик». В основе — комический сюжет, который в дальнейшем войдет эпизодом в советский фильм «Человек с бульвара Капуцинов» — садовник добросовестно поливает растения из шланга; мальчик, стоящий позади, незаметно наступает на этот шланг, а через некоторое время отпускает его; вода под давлением ударяет недоумевающему садовнику в лицо.
Очевидно, что этот сюжет постановочный и, к тому же, комедийный в это время уже уместно было говорить о жанрах в кинематографе. Фильм, кадр из которого был изображен на первой киноафише, так полюбился аудитории именно из-за того, что носил развлекательный характер. Вопреки распространенному мнению картина «Прибытие поезда» на первом сеансе вообще не была представлена и вышла в свет только в следующем году.
Во Франции состоялся первый коммерческий киносеанс
- Создатели живых картинок. Как братья Люмьер придумали кинематограф | Аргументы и Факты
- Читайте также
- «Политый поливальщик» (1895) братьев Люмьер | Видео
- Кино и реальность: как братья Люмьер впервые стерли эту грань? -
Кино и реальность: как братья Люмьер впервые стерли эту грань?
«Кинематóграф» — происхождение и значение слова | 1. «La Sortie des usines Lumiere» (Выход рабочих с фабрики братьев Люмьер). |
Синематограф братьев Люмьер. Как в наш мир пришло кино? | Культура | ШколаЖизни.ру | Кадр из художественного фильма братьев Люмьер «Политый поливальщик» (1895). Кадр из документального фильма представителей компании Люмьер «Коронация Николая II» (1896). |
Политый поливальщик (1895) | | Короткометражные, комедии. Режиссер: Луи Люмьер. В ролях: Франсуа Клер, Бенуа Дюваль. Фильм «Политый поливальщик» (L'arroseur arrosé) – классика немого кино, одна из первых картин, снятых братьями Люмьер. Фильм является первой постановочной кинокомедией. |
Братья Люмьер, оживившие фотографию
Аппарат был запатентован и получил название кинематограф. Первые кинопрограммы Люмьера демонстрировали сценки, снятые на натуре: "Выход рабочих с фабрики Люмьера", "Прибытие поезда", "Завтрак ребёнка", "Политый поливальщик" и другие. Аппарат был запатентован и получил название кинематограф. Первые кинопрограммы Люмьера демонстрировали сценки, снятые на натуре: "Выход рабочих с фабрики Люмьера", "Прибытие поезда", "Завтрак ребёнка", "Политый поливальщик" и другие. В отличие от «Политого поливальщика», никакого сюжета здесь нет. Так Сергей показал "Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота", "Завтрак ребенка" и "Политого поливальщика" братьев Люмьер, а также фильм 1902 года "Путешествие на Луну" Жоржа Мельеса. Действительно, братья Люмьер не были первыми, кто придумал движущиеся фотографии — они изобрели конкретный аппарат и вместе с ним, что важно, киносеанс. Фамилия родоначальников кинематографа братьев Люмьер оказалась говорящей: в переводе с французского «lumière» означает «свет». Братья действительно озарили путь для всех последующих режиссеров, операторов, актеров и изобретателей.
Фильмы братьев Люмьер показали на праздновании 120-летия кинематографа на Каннском фестивале
Один из первых фильмов, снятых и публично продемонстрированных братьями Люмьер, "Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота", вызвал панику среди публики. Нет, это не «Прибытие поезда» братьев Люмьер. В 1895 году братья Люмьер изобрели «Синематограф» и сняли одни из первых фильмов в истории кино: «Выход рабочих с фабрики», «Политый поливальщик», «Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота». В 1909 году братья Люмьер были награждены призом за научные и технические достижения Медалью Эллиота Крессона. Действительно, братья Люмьер не были первыми, кто придумал движущиеся фотографии — они изобрели конкретный аппарат и вместе с ним, что важно, киносеанс. «Политый поливальщик» (frL'Arroseur arrosé,или frLe Jardinier,1895) — первая в мире короткометражная постановочная комедия; один из первых фильмов,снятых братьями Люмьер,Сюжет Садовник поливает растения из шланга,Мальчик незаметно для садовника.