данные в учетной записи на Госуслугах не сопоставлены с данными, содержащимися в регистре избирателей — участников референдума ЦИК России.
Данные из списка избирателей ЦИК начнёт направлять в электронную базу военкоматов
В частности, сдал в ЦИК документы и подписи избирателей для регистрации кандидат от Российской партии свободы и справедливости (РПСС) на выборах президента России Андрей Богданов. Для избирателей доступны цифровые сервисы ЦИК, которые позволяют получить информацию о: Проходящих выборах и кандидатах. Также члены ЦИК на заседании рассмотрят вопросы о регистрации уполномоченных представителей Путина по финансовым вопросам и открытии его специального избирательного счёта, без которого нельзя начать сбор подписей избирателей для регистрации на выборах. ЦИК делает все возможное, чтобы доступ к информационным ресурсам комиссии был максимально открыт для простых избирателей», – сказал он. Регистр избирателей смогут использовать для единого реестра воинского учета, сообщил зампредседателя Центризбиркома РФ Николай Булаев. данные в учетной записи на Госуслугах не сопоставлены с данными, содержащимися в регистре избирателей — участников референдума ЦИК России.
Электронный список избирателей
В частности, сдал в ЦИК документы и подписи избирателей для регистрации кандидат от Российской партии свободы и справедливости (РПСС) на выборах президента России Андрей Богданов. Минцифры РФ планирует запустить в тестовом режиме новый регистр избирателей в 2023 году. Проект «Информ УИК», разработанный ЦИК России, предусматривает адресный обход избирателей членами избирательных комиссий региона.
ЦИК: на выборах будут использовать электронные списки избирателей
По закону, необходимо не менее 300 тысяч. В понедельник глава государства лично подал документы в ЦИК, в том числе протокол собрания инициативной группы, которая единогласно поддержала решение президента выдвинуть свою кандидатуру. Владимир Путин идет как самовыдвиженец, но наряду с «Народным фронтом» организацию избирательной кампании взяла на себя и «Единая Россия».
За порядком проведения экспертизы следит рабочая группа. Это члены ЦИКа и работники аппарата избиркома. Присутствует и уполномоченный представитель «Партии дела». Здесь может использоваться специальное программное обеспечение, формирующее на основе оцифрованных данных, содержащихся на подписном листе, автоматизированные вопросы к регистру избирателей, что мы, собственно, и будем делать.
Отметим, что, по данным ЦИК, около 1,5 миллиона "двойников" и "мёртвых душ" вычистили из списков избирателей к выборам президента России в марте текущего года. Для борьбы с этим явлением проводились подомовые обходы, а МИД впервые предоставил списки российских граждан за рубежом, которые состоят на консульском учёте.
Списки должны быть максимально полными и точными.
Учет населения для обеспечения выборного процесса — довольно сложная задача. События, происходящие с гражданами перемена места жительства, смена паспорта, смена фамилии и др. Этот механизм должен обеспечивать взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления, ведущими регистрацию и учет населения. Как правило, чем больше степень автоматизации процесса сбора и передачи данных, тем качественнее состояние базы данных об избирателях. С момента создания ГАС «Выборы» в 1995 г. Учет населения велся только в территориальных избирательных комиссиях. Собранные сведения об избирателях позволяли автоматически формировать списки избирателей для участковых комиссий. Однако практика ведения автономных баз данных выявила ряд проблем по актуализации данных. В январе 2005 г. ЦИК России было принято решение о создании единой федеральной базы данных избирателей, ее региональных и территориальных фрагментов как составной части единой трехуровневой архитектуры.
Было разработано единое ПО для поддержания в актуальном состоянии фрагментов базы данных «Регистра» и организации межуровневого взаимодействия. Главным был вопрос: как создать единый классификатор мест проживания избирателей? Трехуровневая структура состоит из 2737 территориальных избирательных комиссий, 89 избирательных комиссий субъектов РФ, и самый верх пирамиды — ЦИК России. Возникают и сложные схемы вложенности — одному городу административно подчиняется другой. Мы решили задачу создания единого для всей страны классификатора мест проживания, и, насколько мне известно, до сих пор это единственное решение в России. Проектировать такую систему, а ее архитектура не менялась за эти годы, было не только интересно и сложно, но и страшно. Ведь изначально мы решили разместить все адреса в одной таблице. Сейчас в ней 67 млн записей. В единой таблице учтено все, вплоть до квартиры. Чтобы обеспечить требуемое быстродействие, применена технология кеширования и автоматического обновления поисковых таблиц.
Минцифры протестирует новый регистр избирателей в 2023 году
Про мертвые души это была не просто разовая акция по очистке комплексов. Это преддверие огромной работы системной, которую мы сейчас ведём, по созданию монолитного регистра избирателей так, как это должно быть с учётом всех факторов. Я думаю, мы эту работу завершим, чтобы все было понятно, сказала Памфилова в ходе круглого стола Актуальные вопросы совершенствования и развития выборного законодательства.
Главный редактор Бабаян Роман Георгиевич. Email: [email protected]. Информация, размещенная на портале, а именно: текстовые материалы, элементы дизайна, логотипы, товарные знаки, фотографии, видео и аудио охраняются законодательством Российской Федерации и международными нормами права и не могут быть использованы без разрешения правообладателей.
Согласно ст.
В этих двух регионах заявление можно будет подать до 24:00 6 сентября 2022 года. Проголосовать затем можно будет на портале электронного голосования через компьютер или мобильное устройство. Жители некоторых районов Москвы также смогут проголосовать онлайн на муниципальных выборах на столичной платформе через mos.
При этом ЦИК продолжает прием документов от претендентов, выдвинутых политическими партиями, они будут приниматься до 18:00 1 января 2024 года. Решение о регистрации всех кандидатов ЦИК должен принять не позднее 10 февраля. Выборы президента России пройдут 15—17 марта 2024 года.
Центризбирком готов предоставить военкоматам данные об избирателях
Суд, приняв решение о признании гражданина недееспособным, а также решение о признании дееспособным гражданина, ранее признанного судом недееспособным, сообщает о принятом решении главе администрации административно-территориальной единицы Республики Южная Осетия, по месту жительства гражданина. Если место жительства гражданина находится на территории иной административно-территориальной единицы Республики Южная Осетия, указанные сведения передаются по месту жительства гражданина и в Центральную избирательную комиссию Республики Южная Осетия. Сроки и формы представления сведений органами, указанными в пунктах 2. В решении главы администрации административно-территориальной единицы Республики Южная Осетия могут быть установлены сокращенные сроки представления сведений, в том числе в период избирательной кампании, кампании референдума, проводимых на территории Республики Южная Осетия. Порядок предоставления сведений главе администрации административно-территориальной единицы Республики Южная Осетия органами учреждениями уголовно-исполнительной системы определяется совместно с Министерством юстиции Республики Южная Осетия. Сведения, указанные в пунктах 2. Глава администрации административной-территориальной единицы Республики Южная Осетия с даты утверждения подписания документов о присвоении наименований населенным пунктам, а также улицам, площадям и иным территориям сообщает Центральной избирательной комиссии Республики Южная Осетия сведения о переименовании населенных пунктов, улиц, изменении и присвоении новых адресов жилых домов для учета в работе по формированию и ведению Государственной системы регистрации избирателей, участников референдума. Формирование и ведение Регистра избирателей, участников референдума 3.
Центральная избирательная комиссия Республики Южная Осетия формирует и ведет Регистр избирателей, участников референдума далее — Регистр. Для целей формирования и ведения Регистра на основании сведений, поступающих в Центральную избирательную комиссию Республики Южная Осетия создается база данных. Сведения о гражданине включаются в Регистр в связи с получением сообщения о регистрации гражданина, имеющего паспорт, по месту жительства на этой территории. Сведения о гражданине, внесенные в Регистр соответствующей территории, изменяются в связи с: 3. Изменением персональных данных гражданина Республики Южная Осетия. Снятием гражданина с регистрационного учета по месту жительства, в том числе в связи с вступлением в силу решения суда о признании гражданина безвестно отсутствующим. Призывом гражданина на военную службу.
Государственной регистрацией смерти гражданина, в том числе в связи с вступившим в законную силу решением суда об установлении факта смерти или об объявлении гражданина умершим, а также внесением изменений в запись акта о смерти в связи с установлением личности умершего, смерть которого зарегистрирована как смерть неизвестного лица. Вступлением в силу решения суда о признании гражданина недееспособным. Окончанием срока военной службы по призыву, в случае если его место жительства находится на соответствующей территории. Прекращением гражданства Республики Южная Осетия при поступлении сведений о сдаче паспорта гражданина Республики Южная Осетия. Контроль за полнотой и корректностью сведений о гражданах, переданных главой администрации административно-территориальной единицы Республики Южная Осетия и вводимых в базу данных, осуществляет Центральная избирательная комиссия Республики Южная Осетия. При выявлении некорректных сведений Центральная избирательная комиссия Республики Южная Осетия незамедлительно направляет информацию об этом главам администраций административно-территориальных единиц Республики Южная Осетия для проверки. Проверка проводится в течение 10 дней с момента получения информации.
Результаты проверки включаются главами администраций административно-территориальных единиц Республики Южная Осетия в очередные сведения, передаваемые в Центральную избирательную комиссию Республики Южная Осетия. Центральная избирательная комиссия Республики Южная Осетия, комиссия референдума в случае проведения выборов депутатов Парламента Республики Южная Осетия, выборов Президента Республики Южная Осетия, референдума Республики Южная Осетия вправе принять решение об использовании об изъятии из опечатанных коробок мешков и использовании списков избирателей, участников референдума по истечении трех месяцев после официального опубликования результатов выборов, референдума для уточнения Регистра, если итоги голосования по соответствующему избирательному участку и результаты выборов не обжалуются в судебном порядке.
Обращение Председателя Уважаемые посетители! Территориальная избирательная комиссия Лабинская рада приветствовать Вас на своем информационном сайте. В разделах и рубриках сайта для вас представлена информация о выборах и референдумах, проводимых на территории муниципального образования Лабинский район, об избирательном законодательстве и его изменениях, о реализации избирательных прав граждан Российской Федерации, об основных направлениях работы территориальной избирательной комиссии и мероприятиях, проводимых с целью развития правовой культуры среди молодежи.
О вбросах бюллетеней сообщали в Калмыкии, Бурятии и Подмосковье. Единый день голосования 9 сентября в России прошел Единый день голосования. Выбирали руководителей 25 регионов, в том числе и Москвы. В семи областях прошли довыборы депутатов Госдумы, в 16 — представителей местных заксобраний. Всего голосовали жители 80 субъектов. В большинстве регионов выиграли действующие или временно исполняющие обязанности губернаторы. Мэром Москвы снова стал Сергей Собянин, объявивший о своей победе задолго до окончания подсчета голосов.
Избиратель, подавший заявление о включении в список избирателей по месту нахождения, но желающий проголосовать на избирательном участке по месту своего жительства, должен подать заявление в соответствии с пунктом 2. В случае подачи избирателем указанного заявления он не подлежит исключению из списка избирателей по месту жительства. Избиратели, находящиеся в день голосования в больницах, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, избиратели из числа военнослужащих, находящихся вне места расположения воинской части, а также избиратели, работающие вахтовым методом, не имевшие возможности подать заявление о включении в список избирателей по месту своего нахождения и подавшие личные письменные заявления о включении в список избирателей по месту временного пребывания, дополнительно включаются в список избирателей. Решение о включении избирателя в список избирателей по месту временного пребывания принимается участковой комиссией по личному письменному заявлению избирателя, поданному не позднее 14. Для внесения сведений об избирателях, включаемых в список избирателей дополнительно, участковая комиссия использует вкладные листы, при этом номер первой записи на первом вкладном листе должен быть продолжением нумерации строк списка избирателей. Избиратель исключается из списка избирателей участковой комиссией в порядке, установленном пунктами 2. Примеры отметок приведены в строках 1 - 6 приложения N 8 к Инструкции. Избиратель, подавший заявление о включении в список избирателей по месту нахождения или заявление об участии в дистанционном электронном голосовании и включенный в Реестр избирателей, подлежащих исключению из списка избирателей по месту жительства, полученный участковой комиссией из территориальной комиссии в день, предшествующий первому дню голосования, исключается из списка избирателей по месту своего жительства в день получения указанного Реестра. Примеры отметок приведены в строках 7 и 8 приложения N 8 к Инструкции. В случае если в участковую комиссию по месту нахождения из вышестоящей территориальной комиссии поступает информация, что избиратель включен в список избирателей по месту жительства в соответствии с пунктом 3. Пример отметки приведен в строке 9 приложения N 8 к Инструкции. В случае включения избирателя в список избирателей на основании личного письменного заявления о включении в список избирателей по месту временного пребывания избирателя из числа военнослужащих, находящихся вне места расположения воинской части, а также избирателя, работающего вахтовым методом, участковая комиссия, принявшая такое решение, информирует об этом территориальную комиссию телефонограммой либо иным доступным способом. Данная информация должна содержать сведения об избирателе: фамилию, имя, отчество, год рождения избирателя в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения , адрес его места жительства, а также номер избирательного участка, на котором избиратель включен в список избирателей по месту временного пребывания. Территориальная комиссия, получившая указанную информацию, в целях исключения избирателя из списка избирателей по месту жительства доводит ее: до участковой комиссии по месту жительства избирателя, если место жительства избирателя находится в пределах территории, на которой территориальная комиссия организует и обеспечивает подготовку и проведение выборов; территориальной комиссии по месту жительства избирателя, если место расположения этой территориальной комиссии находится в пределах территории одного субъекта Российской Федерации; вышестоящей избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, если место жительства избирателя находится за пределами субъекта Российской Федерации, в котором территориальная комиссия организует и обеспечивает подготовку и проведение выборов. Передача такой информации между территориальными комиссиями и избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации осуществляется с использованием специального программного обеспечения ГАС "Выборы". При передаче информации используется уведомление, форма которого приведена в приложении N 9 к Инструкции. Получив сообщение, участковая комиссия исключает избирателя из списка избирателей в соответствии с пунктом 2. Пример отметки приведен в строке 10 приложения N 8 к Инструкции. Если к моменту поступления данной информации избиратель уже был исключен из списка избирателей по месту его жительства на основании поданного заявления о включении избирателя в список избирателей по месту нахождения, информация об этом в таком же порядке передается в территориальную или участковую комиссию, в которую подано передано заявление о включении его в список избирателей по месту нахождения. Соответствующая участковая комиссия избирательного участка, на котором избиратель включен в список избирателей по месту нахождения, в таком же порядке исключает избирателя из списка избирателей. Исключение из списка избирателей производится членом участковой комиссии путем вычеркивания одной горизонтальной линией данных об избирателе, внесенных в список избирателей первые пять граф. При этом в списке избирателей делается соответствующая отметка с указанием даты ее внесения, фамилии и инициалов члена комиссии, для чего могут использоваться с шестой по восьмую графы списка избирателей. Запись заверяется подписью председателя участковой комиссии с проставлением даты заверения. Изменение персональных данных избирателя в списке избирателей производится в порядке, установленном пунктами 2. При обнаружении ошибки или неточности в персональных данных избирателя, изменении персональных данных избиратель исключается из списка избирателей в соответствии с пунктом 2. Пример отметки приведен в строке 11 приложения N 8 к Инструкции. Список избирателей с внесенными в него до первого дня голосования уточнениями подписывается председателем и секретарем участковой комиссии с проставлением подписей на последнем вкладном листе после данных обо всех избирателях не позднее 18. В число избирателей, включенных в список избирателей на момент его подписания, включаются все избиратели, включенные в список при его составлении и уточнении дополнительно включенные в список избирателей , и не включаются избиратели, исключенные вычеркнутые из списка избирателей. Изменения в список избирателей после его подписания и до начала голосования не вносятся. Подписанный список избирателей брошюруется в одну или несколько книг. При этом последний лист списка избирателей, на котором указываются итоговые данные по списку избирателей, не брошюруется и хранится у секретаря участковой комиссии. Если список избирателей разделен на несколько книг, то также не брошюруется и хранится у секретаря участковой комиссии титульный лист списка избирателей. Участковая комиссия, разделяя подписанный список избирателей на отдельные книги, не нарушает последовательность нумерации строк в каждой книге. Каждая книга списка избирателей не позднее чем в день, предшествующий первому дню голосования, должна быть снабжена титульным листом по форме, приведенной в приложении N 10 к Инструкции, на котором указываются порядковый номер книги и общее количество отдельных книг, на которые разделен список избирателей. Порядковый номер и общее количество отдельных книг указывается также на книге списка избирателей, полученной из территориальной комиссии в соответствии с пунктом 2. Каждая книга списка избирателей должна быть сброшюрована прошита , что подтверждается подписью председателя участковой комиссии на обороте последнего вкладного листа книги на месте скрепления и печатью участковой комиссии. С этого момента и до начала голосования список избирателей хранится в сейфе или опечатываемом металлическом шкафу участковой комиссии в помещении для голосования. Часть списка избирателей, содержащая сведения об избирателях, представленные командиром воинской части, формируется в отдельную книгу книги. При этом сведения об избирателях разных воинских частей по возможности должны формироваться в разные книги. Вкладные листы списка избирателей со сведениями об избирателях, включенных в список дополнительно до его подписания, формируются в отдельную книгу книги. Сведения об установленном в соответствии с пунктом 2. Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, территориальные комиссии обеспечивают участковые комиссии необходимым количеством бланков титульных, вкладных и последних листов списка избирателей для внесения итоговых данных, а также титульных листов для книг списка избирателей. Особенности составления, уточнения и использования списков избирателей в электронном виде 3. На территории субъектов Российской Федерации, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, вместо списков избирателей, изготовленных на бумажном носителе, допускается составление, уточнение и использование списков избирателей в электронном виде. Перечень избирательных участков, на которых применяются списки избирателей в электронном виде, а также особенности их применения с использованием информационных систем устанавливаются избирательной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации. Списки избирателей в электронном виде формируются на основании данных регионального фрагмента Регистра избирателей, участников референдума соответствующей избирательной комиссией в разрезе избирательных участков. При формировании в электронном списке избирателей проставляются данные о серии и номере паспорта гражданина Российской Федерации или документа, заменяющего паспорт гражданина Российской Федерации. После формирования списка избирателей список избирателей в электронном виде подписывается председателем и секретарем соответствующей избирательной комиссии электронной подписью либо электронной графической подписью. Доступ к списку избирателей в электронном виде обеспечивается участковой комиссии не позднее чем за десять дней до последнего дня голосования. Одновременно со списком избирателей в электронном виде изготавливается список избирателей на бумажном носителе отдельно по каждому избирательному участку и передается в соответствующую участковую комиссию не позднее чем за десять дней до последнего дня голосования. Список избирателей в электронном виде содержит следующие сведения об избирателях: фамилию, имя, отчество, год рождения избирателя в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения , адрес его места жительства, для вынужденных переселенцев - адрес места пребывания, серию и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт. Список избирателей в электронном виде должен содержать поле для отметки о проставлении электронной графической подписи избирателя за полученный им избирательный бюллетень, поле для отметки о проставлении электронной подписи или электронной графической подписи члена участковой комиссии, выдавшего избирательный бюллетень, поля для проставления суммарных данных, а также нумерации и особых отметок. Уточнение списка избирателей в электронном виде осуществляется в период после формирования списка избирателей и до окончания времени голосования. В случае исключения избирателя из списка избирателей в электронном виде в поле "Особые отметки" проставляется указывается причина исключения из списка и дата исключения. Список избирателей в электронном виде с внесенными в него до первого дня голосования уточнениями подписывается председателем и секретарем соответствующей участковой комиссии с использованием электронной подписи или электронной графической подписи. Изменения в электронный список избирателей после его подписания и до начала голосования не вносятся. При работе со списком избирателей в электронном виде участковая комиссия должна обеспечить реализацию права наблюдателей на ознакомление с ним с учетом требований Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных". Избиратель расписывается с использованием электронной графической подписи в получении избирательного бюллетеня. Член участковой комиссии, выдавший избирателю избирательный бюллетень, также расписывается в соответствующем поле с использованием электронной подписи или электронной графической подписи. Избирателю предоставляется возможность расписаться за получение избирательного бюллетеня в бумажном варианте списка избирателей в электронном виде. Член участковой комиссии, выдавший избирательный бюллетень, также расписывается в соответствующем поле в бумажном варианте списка избирателей в электронном виде. В поле "Особые отметки" списка избирателей в электронном виде член участковой комиссии вносит отметку о получении избирателем избирательного бюллетеня и заверяет своей подписью с использованием электронной подписи или электронной графической подписи. При проведении голосования вне помещения для голосования члены участковой комиссии, выезжавшие по заявлениям устным обращениям избирателей, по окончании голосования вне помещения для голосования с использованием каждого переносного ящика для голосования в соответствующем поле полях списка избирателей в электронном виде проставляют отметку: "Голосовал вне помещения для голосования", указывают номер переносного ящика для голосования, дату голосования, также ставятся подписи указанных членов комиссии с использованием электронной подписи или электронной графической подписи. После окончания голосования перед непосредственным подсчетом голосов автоматически суммируются по списку избирателей в электронном виде в целом данные в соответствии с пунктом 5. Суммарные данные по списку избирателей в электронном виде подписываются председателем и секретарем участковой комиссии с использованием электронной подписи или электронной графической подписи. Участковая комиссия распечатывает на бумажном носителе копию списка избирателей в электронном виде со всеми внесенными в него отметками. При этом на каждой странице автоматически проставляются указанные в пункте 3. Копия на бумажном носителе списка избирателей в электронном виде заверяется печатью участковой комиссии, а также подписями председателя и секретаря участковой комиссии. Копия списка избирателей в электронном виде может быть изготовлена в электронном виде. В таком случае она подписывается электронными подписями председателя, секретаря участковой комиссии.
Воспользуйтесь Цифровыми сервисами ЦИК России
Полученные данные избирателя в режиме реального времени сопоставляются с регистром избирателей государственной автоматизированной системы «Выборы», формируется запрос в экспертно-криминалистический центр при МВД по Республике Татарстан. Продолжаем знакомить избирателей с удобными цифровыми сервисами, которые разработала ЦИК России. На выборах в Госдуму досрочно проголосовали более 7 тыс. 700 избирателей. ЦИК одобрил процесс перевода избирательной системы на новую платформу.
Избирательные кампании станут суммой технологий
Центральная избирательная комиссия (ЦИК) внесет всех избирателей в единый регистр, чтобы исключить двойной учет на выборах, сообщила глава Центризбиркома Элла Памфилова. Центральная избирательная комиссия Республики Южная Осетия вырабатывает меры по совершенствованию системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума, ведению Регистра избирателей, участников референдума. Уточнить данные в регистре избирателей, участников референдума ЦИК России можно в территориальной избирательной комиссии. избирателях для уточнения регистра избирателей, участников референдума. Для избирателей доступны цифровые сервисы ЦИК России, которые позволяют получить информацию об избирательных комиссиях, о кандидатах и избирательных объединениях, о включении в список избирателей на избирательном участке.
Документы цик
Минцифры РФ рассчитывает в 2023 году запустить в режиме опытной эксплуатации новый регистр избирателей. Кроме того, по словам замминистра, в следующем году планируется запустить новую экосистему автоматизации избирательных процессов. Он отметил, что, для того чтобы эта опытная эксплуатация прошла в условиях, максимально приближенных к "боевым", необходимо обеспечить не только единственную площадку центра обработки данных ЦОД , но и резервную.
И, наконец, в-третьих, всякие технологии типа «голосования на пеньках» представляют собой отвлечение внимания от внедрения ДЭГ, которое принципиально не контролируемо обществом. Поскольку ДЭГ неконтролируемо, оно будет использовано в последний момент, в случае если обычное голосование со всеми примочками не даст результата», — подчеркнул Бузин. Но по поводу появления преемника эксперт считает, что время того еще не пришло. Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин считает, что вводимые новации как раз не связаны с президентской кампанией. Там по традиции все понятно и предсказуемо, тогда как на выборах более низкого уровня у властей нередко возникают трудности. В первую очередь нововведения призваны решить проблемы с протестным и эмоциональным голосованием, а также технологически обеспечить явку через мобилизацию именно провластного электората. На президентских выборах, конечно, может возникнуть неожиданный фактор, как было с Грудининым в 2018-м, но это и показало, что власть легко справляется с такими ситуациями.
А 2007 год показал, что и с выдвижением возможного преемника проблем при случае не возникнет — тогда Медведев еще даже кампании начать не успел, но как только Путин его обозначил, так тут же рейтинг поддержки пошел вверх. Поэтому сейчас уже действительно у чиновников пошел технологический угар. Но он объясняется и тем, что мир становится все более технологичным, причем во всех сферах, а избирателям это на самом деле более удобно». Президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов пояснил «НГ»: «У десижнмейкеров растет психологическая потребность в визуализации тезиса о том, что уровень поддержки власти крайне высок. В этом плане выборы являются для системы способом поставить «лайки» своим руководителям. А потребность в «лайках» сегодня велика даже у тех, кто отсутствует в соцсетях». Но он считает, что, судя по всему, к приходу преемника вряд ли готовятся: «Сомнительно, что система считает для себя возможным про это рефлексировать. Здесь может скорее присутствовать элемент хеджирования возможных рисков. Ведь, в отличие от старых, новые кандидаты обычно больше заинтересованы в раздаче сигналов о том, что они получили свои голоса при более высоком общественном контроле.
Тестовая версия приложения будет работать на довыборах в Госдуму, выборах глав регионов, депутатов региональных парламентов и органов местного самоуправления. Его смогут протестировать более 55 тысяч членов участковых комиссий из 75 регионов. В случае успешного прохождения тестирования приложение будет полноценно применяться в ходе будущих избирательных кампаний во всех регионах России.
По ее словам, планка поставлена такая, что нужна и высокая явка, и высокий результат. Цифровая декорация призвана обосновать высокие и сверхвысокие результаты за главного кандидата. Причем чиновники сейчас сами не знают, под президента готовятся ли данные новации или под преемника», — заявила она «НГ». Руководитель аналитического управления КПРФ Сергей Обухов напомнил «НГ»: «Административный ресурс всегда справлялся с поставленными на федеральных выборах задачами, но чем дольше существует эта система, тем ему труднее.
Повышаются риски голосования за оппозицию. Поэтому все эти технологии и все новинки, по сути, выхолащивают суть выборов, они же являются и указателями границ админресурса». И тут есть общие черты есть с выборами 1996 года, когда с помощью лозунга «Голосуй сердцем» обосновали победу Ельцина, а сейчас для обоснования используют технологии. При этом Обухов согласился, что все происходящее — это какая-то сверхстраховка в том числе и потому, что сейчас «при живом нацлидере преемников ждать не стоит». Член центрального совета СРЗП Михаил Емельянов заметил: «С одной стороны, во всем виноват чиновничий технологический угар, с другой стороны, растут опасения оппозиционной мобилизации на выборах. Но все эти технологии излишни на президентских выборах. Потому что в отличие от того же 1996-го у президента сверхвысокий рейтинг, он на коне и консолидирует общество вокруг себя.
А злоупотребление технологиями как раз может дать Западу повод заявить о нелегитимности выборов. Беда в том, что в России среди чиновников всегда есть желание выделиться перед начальством». Эксперт по выборам Андрей Бузин пояснил «НГ» причины активизации новых технологий. Во-первых, власть волнуется, поскольку чувствует изменение настроений населения, которое не отражается в соцопросах: «Мол, люди скрывают свое недовольство в связи с опасностью его проявлять, но недовольство может быть выражено при тайном голосовании. А вот в 1996-м не методы голосования изменялись, а методы пиар-воздействия».
ЦИК России заявил о завершении приема документов от групп в поддержку самовыдвиженцев
Глава Центризбиркома Элла Памфилова сообщила, что Центральная избирательная комиссия создает единый регистр избирателей на базе акции по исключению двойного учета избирателей, проведённой перед президентскими выборами в марте 2018 года. ЦИК одобрил процесс перевода избирательной системы на новую платформу. Участковые избирательные комиссии формируют органы местного самоуправления из числа избирателей, зарегистрированных на данной территории, путем жеребьевки. избирателях для уточнения регистра избирателей, участников референдума. В 24 регионах России, где избиратели будут голосовать онлайн с использованием Федеральной платформы ДЭГ, специально разработанной по заказу ЦИК России, начался прием заявлений об участии в дистанционном электронном голосовании (ДЭГ). Центральная избирательная комиссия России предоставит данные из регистра избирателей для формирования единого реестра воинского учета.
ЦИК: Электронных избирателей поставят в очередь
При этом последний лист списка избирателей, на котором указываются итоговые данные по списку избирателей, не брошюруется и хранится у секретаря участковой комиссии. Если список избирателей разделен на несколько книг, то также не брошюруется и хранится у секретаря участковой комиссии титульный лист списка избирателей. Участковая комиссия, разделяя подписанный список избирателей на отдельные книги, не нарушает последовательность нумерации строк в каждой книге. Каждая книга списка избирателей не позднее чем в день, предшествующий первому дню голосования, должна быть снабжена титульным листом по форме, приведенной в приложении N 10 к Инструкции, на котором указываются порядковый номер книги и общее количество отдельных книг, на которые разделен список избирателей. Порядковый номер и общее количество отдельных книг указывается также на книге списка избирателей, полученной из территориальной комиссии в соответствии с пунктом 2. Каждая книга списка избирателей должна быть сброшюрована прошита , что подтверждается подписью председателя участковой комиссии на обороте последнего вкладного листа книги на месте скрепления и печатью участковой комиссии. С этого момента и до начала голосования список избирателей хранится в сейфе или опечатываемом металлическом шкафу участковой комиссии в помещении для голосования. Часть списка избирателей, содержащая сведения об избирателях, представленные командиром воинской части, формируется в отдельную книгу книги. При этом сведения об избирателях разных воинских частей по возможности должны формироваться в разные книги. Вкладные листы списка избирателей со сведениями об избирателях, включенных в список дополнительно до его подписания, формируются в отдельную книгу книги.
Сведения об установленном в соответствии с пунктом 2. Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, территориальные комиссии обеспечивают участковые комиссии необходимым количеством бланков титульных, вкладных и последних листов списка избирателей для внесения итоговых данных, а также титульных листов для книг списка избирателей. Особенности составления, уточнения и использования списков избирателей в электронном виде 3. На территории субъектов Российской Федерации, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, вместо списков избирателей, изготовленных на бумажном носителе, допускается составление, уточнение и использование списков избирателей в электронном виде. Перечень избирательных участков, на которых применяются списки избирателей в электронном виде, а также особенности их применения с использованием информационных систем устанавливаются избирательной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации. Списки избирателей в электронном виде формируются на основании данных регионального фрагмента Регистра избирателей, участников референдума соответствующей избирательной комиссией в разрезе избирательных участков. При формировании в электронном списке избирателей проставляются данные о серии и номере паспорта гражданина Российской Федерации или документа, заменяющего паспорт гражданина Российской Федерации. После формирования списка избирателей список избирателей в электронном виде подписывается председателем и секретарем соответствующей избирательной комиссии электронной подписью либо электронной графической подписью. Доступ к списку избирателей в электронном виде обеспечивается участковой комиссии не позднее чем за десять дней до последнего дня голосования.
Одновременно со списком избирателей в электронном виде изготавливается список избирателей на бумажном носителе отдельно по каждому избирательному участку и передается в соответствующую участковую комиссию не позднее чем за десять дней до последнего дня голосования. Список избирателей в электронном виде содержит следующие сведения об избирателях: фамилию, имя, отчество, год рождения избирателя в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения , адрес его места жительства, для вынужденных переселенцев - адрес места пребывания, серию и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт. Список избирателей в электронном виде должен содержать поле для отметки о проставлении электронной графической подписи избирателя за полученный им избирательный бюллетень, поле для отметки о проставлении электронной подписи или электронной графической подписи члена участковой комиссии, выдавшего избирательный бюллетень, поля для проставления суммарных данных, а также нумерации и особых отметок. Уточнение списка избирателей в электронном виде осуществляется в период после формирования списка избирателей и до окончания времени голосования. В случае исключения избирателя из списка избирателей в электронном виде в поле "Особые отметки" проставляется указывается причина исключения из списка и дата исключения. Список избирателей в электронном виде с внесенными в него до первого дня голосования уточнениями подписывается председателем и секретарем соответствующей участковой комиссии с использованием электронной подписи или электронной графической подписи. Изменения в электронный список избирателей после его подписания и до начала голосования не вносятся. При работе со списком избирателей в электронном виде участковая комиссия должна обеспечить реализацию права наблюдателей на ознакомление с ним с учетом требований Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных". Избиратель расписывается с использованием электронной графической подписи в получении избирательного бюллетеня.
Член участковой комиссии, выдавший избирателю избирательный бюллетень, также расписывается в соответствующем поле с использованием электронной подписи или электронной графической подписи. Избирателю предоставляется возможность расписаться за получение избирательного бюллетеня в бумажном варианте списка избирателей в электронном виде. Член участковой комиссии, выдавший избирательный бюллетень, также расписывается в соответствующем поле в бумажном варианте списка избирателей в электронном виде. В поле "Особые отметки" списка избирателей в электронном виде член участковой комиссии вносит отметку о получении избирателем избирательного бюллетеня и заверяет своей подписью с использованием электронной подписи или электронной графической подписи. При проведении голосования вне помещения для голосования члены участковой комиссии, выезжавшие по заявлениям устным обращениям избирателей, по окончании голосования вне помещения для голосования с использованием каждого переносного ящика для голосования в соответствующем поле полях списка избирателей в электронном виде проставляют отметку: "Голосовал вне помещения для голосования", указывают номер переносного ящика для голосования, дату голосования, также ставятся подписи указанных членов комиссии с использованием электронной подписи или электронной графической подписи. После окончания голосования перед непосредственным подсчетом голосов автоматически суммируются по списку избирателей в электронном виде в целом данные в соответствии с пунктом 5. Суммарные данные по списку избирателей в электронном виде подписываются председателем и секретарем участковой комиссии с использованием электронной подписи или электронной графической подписи. Участковая комиссия распечатывает на бумажном носителе копию списка избирателей в электронном виде со всеми внесенными в него отметками. При этом на каждой странице автоматически проставляются указанные в пункте 3.
Копия на бумажном носителе списка избирателей в электронном виде заверяется печатью участковой комиссии, а также подписями председателя и секретаря участковой комиссии. Копия списка избирателей в электронном виде может быть изготовлена в электронном виде. В таком случае она подписывается электронными подписями председателя, секретаря участковой комиссии. Копия списка избирателей в электронном виде представляется для обозрения членам участковой комиссии, наблюдателям и иным лицам, имеющим право присутствовать в помещении участковой комиссии при подсчете голосов. После завершения подсчета голосов список избирателей в электронном виде хранится в избирательной комиссии субъекта Российской Федерации в течение одного года со дня официального опубликования результатов выборов. Составление и уточнение списков избирателей участковыми комиссиями на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации 4. На избирательном участке, образованном руководителем дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации, в список избирателей при его составлении включаются избиратели, подавшие письменные заявления, которые: постоянно проживают за пределами территории Российской Федерации либо находятся в длительных заграничных командировках; проживают в пределах расположения воинской части при условии, что на ее территории не образован избирательный участок. На избирательном участке, образованном на территории воинской части, в список избирателей при его составлении включаются: избиратели из числа военнослужащих и другие избиратели, проживающие в пределах расположения воинских частей на основании сведений, представляемых командиром воинской части ; избиратели, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации либо находящиеся в длительных заграничных командировках, подавшие письменные заявления о включении в список избирателей на момент его составления по согласованию командира воинской части с руководителем дипломатического представительства, консульского учреждения Российской Федерации. Сведения об избирателях, включаемых в список избирателей, располагаются в порядке поступления письменных заявлений, поданных не позднее 18.
В списке избирателей указываются фамилия, имя и отчество, год рождения избирателя в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения , адрес его места жительства. При этом в отношении избирателя, постоянно проживающего за пределами территории Российской Федерации, указывается адрес его места жительства на территории иностранного государства, а избирателя, находящегося в командировке в том числе длительной , служебной, деловой, личной или туристической поездке, - адрес его места жительства на территории Российской Федерации со слов избирателя. Список избирателей подписывается председателем и секретарем участковой комиссии в 18. В день голосования на основании устного обращения при явке в помещение участковой комиссии в список избирателей на избирательном участке, образованном за пределами территории Российской Федерации, в том числе на избирательном участке, образованном в пределах расположения воинской части по согласованию командира воинской части с руководителем дипломатического представительства, консульского учреждения Российской Федерации , включаются избиратели, которые: постоянно проживают за пределами территории Российской Федерации либо находятся в длительных заграничных командировках; находятся в иностранных государствах по частным приглашениям, в служебных, деловых и туристических поездках. В случае если участковой комиссией будет установлено, что избиратель подал заявление об участии в дистанционном электронном голосовании в случае проведения дистанционного электронного голосования без подачи заявления - принял участие в дистанционном электронном голосовании либо проголосовал на ином избирательном участке, указанный избиратель не включается в список избирателей. Использование списка избирателей 5. Порядок использования и работы с первым экземпляром списка избирателей при проведении голосования 5. Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт. В случае если прибывший явившийся на избирательный участок избиратель не был включен в список избирателей, он может быть включен в список дополнительно в порядке, установленном в пунктах 2.
Перед выдачей избирательного бюллетеня член участковой комиссии с правом решающего голоса обязан удостовериться в том, что избиратель не проголосовал досрочно, либо вне помещения для голосования, либо к нему не направлены члены участковой комиссии для проведения голосования вне помещения для голосования устанавливается по отметке в списке избирателей , а также не включен в Реестр избирателей, подавших неучтенные заявления о включении в список избирателей по месту нахождения. Если избиратель, от которого поступило заявление устное обращение о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования, прибыл в помещение для голосования после того, как к нему были направлены члены участковой комиссии с правом решающего голоса для проведения голосования вне помещения для голосования, никто из членов участковой комиссии не вправе выдать ему в помещении для голосования избирательный бюллетень, пока не вернутся члены участковой комиссии, проводящие голосование вне помещения для голосования по заявлению обращению этого избирателя и не будет установлено, что указанный избиратель не проголосовал вне помещения для голосования. После установления указанного факта избиратель исключается из списка избирателей в соответствии с пунктом 2. Если сведения об избирателе ошибочно внесены в строку, относящуюся к другому избирателю, и или избиратель ошибочно расписался за получение избирательного бюллетеня в строке, относящейся к другому избирателю, в графе "Особые отметки" списка избирателей делается отметка "Вписанные данные относятся к строке N", указывается дата заверения, заверяется подписью члена участковой комиссии, выдавшего избирателю избирательный бюллетень, и подписью председателя участковой комиссии. Пример отметки приведен в строке 12 приложения N 8 к Инструкции. Избиратель, в строке со сведениями о котором проставлена подпись другого избирателя, исключается из списка избирателей в соответствии с пунктом 2. При получении избирательного бюллетеня избиратель проверяет правильность внесенных данных и расписывается в получении избирательного бюллетеня. Пример отметки приведен в строке 13 приложения N 8 к Инструкции. Член участковой комиссии, выдавший избирателю избирательный бюллетень, также расписывается в соответствующей графе списка избирателей, дополнительно в графе "Особые отметки" указывает дату голосования.
В случае если избиратель, который не может самостоятельно проставить подпись в получении избирательного бюллетеня или заполнить избирательный бюллетень, решил воспользоваться для этого помощью другого лица, в соответствующей графе списка избирателей указываются фамилия, имя и отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт, лица, оказывающего помощь избирателю. Указанный гражданин проставляет подпись в графе "Подпись избирателя за полученный избирательный бюллетень на выборах Президента Российской Федерации". Примеры отметок приведены в строках 14, 15 приложения N 8 к Инструкции. В случае если избирателю был выдан новый избирательный бюллетень взамен испорченного, член участковой комиссии, выдавший избирательный бюллетень, в графе "Особые отметки" списка избирателей делает отметку напротив фамилии данного избирателя "Выдан бюллетень взамен испорченного", указывает дату голосования и проставляет подпись. Пример отметки приведен в строке 16 приложения N 8 к Инструкции. В случае организации на территории избирательного участка досрочного голосования избиратель, голосующий досрочно, расписывается в получении выдаваемого ему избирательного бюллетеня в выписке из списка избирателей либо в списке избирателей.
Инфраструктура сервера отделена от любых элементов системы голосования, поэтому даже у системного администратора нет единых логов входа на прокси-сервер или возможности сопоставить анонимного пользователя с данными личного кабинета. Все голоса на входе в анонимную зону перемешивались, ссылки на бюллетени назначались с использованием случайных величин, например координат мышки на экране, разрешения и размера экрана, случайного набора данных из личного кабинета пользователя и так далее.
Голосовать онлайн можно было с любого устройства? Со смартфона, планшета, ноутбука или стационарного компьютера с доступом в интернет было необходимо устойчивое соединение. У сотрудников центра госуслуг «Мои документы» есть мои данные — они могли проголосовать онлайн за меня? Для участия в голосовании необходимо было получить СМС или звонок только на ваш телефон. Кроме того, для голосования были нужны логин и пароль вашего личного кабинета на mos. На избирательных участках работали наблюдатели. Как они контролируют голосование, которое проходит онлайн? На электронном голосовании наблюдателем мог стать каждый.
Например, можно было скачивать все зашифрованные транзакции через ноду наблюдателя, наблюдать за ними через специальный сервис в интернете, а также записывать проверочные транзакции в блокчейне. Все транзакции связаны между собой определенным образом, и, когда в блокчейн попадала проверочная транзакция, это было похоже на появление дополнительного замка между звеньями цепи. С 2023 года аналогичным образом можно контролировать и голоса, отданные на участках с помощью терминалов. Какие риски остаются в системе электронного голосования? Система электронного голосования выдержала все публичные тестирования, нагрузку более двух миллионов голосующих во время выборов в Государственную Думу в 2021 году, попытки компрометации и вмешательства, ни одна из которых не удалась. Безопасность и конфиденциальность системы обеспечивают технические средства: блокчейн, анонимайзер и ключи шифрования. Те, у кого есть постоянная регистрация в Москве, могли проголосовать на mos. Онлайн-голосование было доступно с 08:00 15 марта до 19:59 17 марта.
Какое техническое решение легло в основу голосования онлайн? За основу взято программное обеспечение портала mos. В системе электронного голосования реализована однозначная идентификация пользователя на входе в систему, а также обеспечены полная тайна и анонимность голосования при входе в защищенную область электронного бюллетеня и прозрачность всех действий для наблюдателя. Анонимность избирателя гарантировал прокси-сервер, который генерировал уникальные ссылки на бюллетень, формируемые случайным образом. Тайна голосования достигалась путем применения асимметричного шифрования с использованием публично создаваемой пары ключей. Голос шифровался в анонимной зоне на компьютере избирателя и далее путешествовал по всей цепочке блокчейна в зашифрованном виде до конца голосования. Как были защищены голоса избирателей в системе электронных выборов? Тайна голосования обеспечивалась системой шифрования.
Есть ли техническая возможность соединить отданный голос с персональными данными избирателя? Нет, соединить отданный голос с персональными данными избирателя невозможно. Безопасность и анонимность голосования обеспечивает специальный прокси-сервер анонимайзер. Инфраструктура сервера отделена от любых элементов системы голосования, поэтому даже системный администратор не имеет единых логов входа на прокси-сервер или возможности сопоставить анонимного пользователя с данными личного кабинета.
Все голоса на входе в анонимную зону перемешиваются, ссылки на бюллетени назначаются с использованием случайных величин, например координат мышки на экране, разрешения и размера экрана, случайного набора данных из личного кабинета пользователя и так далее. Такие же правила действуют и для электронных терминалов. Сначала член комиссии удостоверяет личность избирателя, затем направляет его к электронному терминалу, на котором уже будет действовать анонимизатор и ключ шифрования. Как подводятся итоги голосования?
Промежуточных итогов в системе онлайн-голосования просто нет. Блокчейн хранит все голоса в зашифрованном виде. Чтобы подвести хоть какие-то итоги, надо иметь ключ расшифрования, а он публично разделен на несколько частей до начала голосования и находится на хранении у ответственных публичных лиц. Кроме того, в течение голосования на все транзакции «надета» специальная маска транспортное шифрование.
Таким образом, голоса скрыты двумя различными технологиями вплоть до подведения итогов выборов. Публикуется ли код голосования? С 2019 года исходный код ключевых разделов системы смарт-контракты блокчейн-сети, код электронного бюллетеня, криптографические библиотеки и так далее публикуется и обновляется в той части, где происходят доработки. Однако сейчас в связи с повышением угроз информационной безопасности правила доступа к данной информации устанавливаются отдельным решением.
На них могли голосовать те, у кого есть постоянная регистрация в Москве, или те, кто прикрепился к московскому избирательному участку. Чтобы отдать свой голос на выборах, был нужен паспорт. У москвичей и тех, кто прикрепился к столичному избирательному участку, была возможность проголосовать с использованием терминалов электронного голосования на любом участке в пределах всего города. Отдать свой голос в традиционном формате с помощью бумажного бюллетеня можно было по месту постоянной регистрации или прикрепления.
Те, кому по состоянию здоровья было трудно добраться до участка, могли проголосовать дома. Для этого нужно было подать заявку заранее, ее принимали также от родственников на участке по месту регистрации голосующего. Если на время выборов вы прикрепились к избирательному участку другого региона, но планы поменялись, можно было проголосовать на участке по месту постоянной регистрации в Москве. Если же вы живете в другом регионе и прикрепились к избирательному участку Москвы, то вы могли воспользоваться любым удобным участком, а не только тем, к которому вы прикреплены.
Как был защищен ваш голос Как был защищен ваш голос Как был защищен ваш голос Голоса обезличены Информация о бюллетене не сохраняется ни на устройстве, с которого проголосовали, ни на сервере администратора. Отследить, за кого вы отдали свой голос, невозможно.
В этом законе ЦИК прямо упоминается в качестве одного из источников данных для наполнения реестра военнообязанных. Согласно документу, ЦИК обязан предоставлять информацию "из регистра избирателей, участников референдума в том числе о регистрации граждан по месту жительства и или месту пребывания ". Глава комитета Госдумы по обороне Андрей Картаполов "Единая Россия" сегодня заявил , что электронные повестки, которые могут получить граждане в ходе весеннего призыва 2023 года на военную службу, будут рассылаться в тестовом режиме.