Операция «Концерт» стала второй частью операции «Рельсовая война». При планировании масштабного наступления советских войск на Днепр к участию в нём было привлечено более 120 тыс. партизан. Узнайте о операциях "Рельсовая война" и "Концерт", проведенных партизанами во время Великой Отечественной войны. Операции «Концерт» стала второй масштабной «Рельсовой войной» на оккупированной советской территории.
Что такое Рельсовая война и Концерт?
Операция «Рельсовая война» была связана с планами Ставки по завершению разгрома гитлеровцев на Курской дуге. В процессе «Рельсовой войны» советскими бойцами было подорвано порядка 215 тысяч рельсов. В результате поставки немецкого вооружения и провизии сократились на 35-40%. Партизанский аргумент «Рельсовая война» на сегодня является первой и единственной партизанской стратегической операцией в масштабах нескольких фронтов. Только в ходе первых двух операций («Рельсовая война» и «Концерт») с 22 июля по октябрь 1943 г. партизаны на железных дорогах во вражеском тылу подорвали 363 262 рельса, что соответствовало 2270 км одноколейного железнодорожного пути. В результате первых двух этапов «Рельсовой войны» оперативные перевозки противника в период напряженных боев на фронте через территорию Беларуси сократились на 40%, что содействовало успеху наступательных операций Красной Армии и помешали организации. Остановлюсь на двух крупных операциях партизан – «Рельсовая война» и «Концерт», непосредственно связанных с боевыми действиями Красной Армии в 1943 г.
19 сентября 1943 года началась партизанская операция "Концерт"
Величайшая в истории партизанская операция «Концерт», о которой забыли | Операция «Рельсовая война» была связана с планами Ставки по завершению разгрома гитлеровцев на Курской дуге. |
Операция «Концерт» — Википедия | 19 сентября 1943 года началась операция «Концерт», ставшая вторым большим этапом рельсовой войны на оккупированной советской территории Понятие «рельсовая война» закрепилось за всей деятельностью советских партизан по нарушению железнодорожного. |
Как наши партизаны устроили немцам «Концерт» | История.РФ | Дзен | Причем итогом партизанских операций типа «Рельсовая война» и «Концерт» было не только огромное количество перебитых рельсов. |
Что такое Рельсовая война и Концерт? | Всего за полтора месяца ими было подорвано свыше 148 500 рельсов. Итогом двух операций – "Рельсовая война" и "Концерт" – с 22 июля по октябрь 1943 года стали подрывы 363 262 рельсов. |
Концерт Старинова. Разработка и результаты самой грандиозной партизанской операции рельсовой войны
TacticMedia / Архивная революция / SpeZinform | Всего в ходе «Рельсовой войны» и операции «Концерт» с 22 июля по октябрь 1943 года было подорвано более 360 тысяч рельсов, или 2270 километров одноколейного железнодорожного пути. |
Сергей Ушкалов. Действия брянских партизан в ходе операций “Рельсовая война” и “Концерт”. Часть 3 | Операции «Рельсовая война» и «Концерт». 12+. 238 просмотров. |
Началась партизанская операция «Концерт» - Знаменательное событие | Операции «Рельсовая война» и «Концерт» вошли в историю военного искусства как блестящий пример тщательно организованных действий в тылу врага. Партизанские «концерты» там сыграли весомую роль в победе над захватчиками. |
Операция «Концерт» как второй этап операция «Рельсовая война» .
Операции «Концерт» и «Рельсовая война» были организованы выдающимся советским диверсантом Ильей Григорьевичем Стариновым. В результате масштабных партизанских операций 1943 года «Рельсовая война» и «Концерт» железнодорожные грузоперевозки в немецком тылу сократились более чем на 40%. Для «рельсовой войны» не хватало опытных саперов-взрывников, взрывчатки и соответствующих материалов. Операция «Конце́рт» — кодовое наименование операции советских партизан, проводившейся с 19 сентября по конец октября 1943 года, продолжение операции «Рельсовая война». Удачно проведенная операция «Рельсовая война» способствовала разработке дальнейших действий по уничтожению железнодорожных путей противника.
Партизаны устроили «концерт» для врага
Каждый отряд получил свою боевую задачу. Подорвать предстояло 272 тысячи рельсов, из них 140 тысяч были на территории Белоруссии. Там же базировалось и самое крупное партизанское движение из 92 тысяч бойцов. Снабжать партизан должны были по воздуху, однако за неделю до старта операции зарядили дожди и появились туманы, поэтому до них дошла только половина необходимого снаряжения и взрывчатки. Тем не менее частично операцию удалось начать вовремя [5]. Ход операции Часть партизанских бригад вышла на исходные рубежи и в ночь на 19 сентября нанесла удар по железнодорожным коммуникациям. Основная масса партизанских формирований начала боевые действия в ночь на 25 сентября. Были произведены одновременные действия по плану операции «Концерт» на фронте около 900 км исключая Карелию и Крым и в глубине свыше 400 км.
Только на территории Белоруссии в эту ночь было подорвано ещё 15 809 рельсов [6]. Фашистское командование предприняло усилия для восстановления движения по железной дороге: в Белоруссию были переброшены новые железнодорожные восстановительные батальоны, на ремонтные работы сгонялось местное население. Из Польши , Чехословакии , Германии доставлялись рельсы и шпалы, но партизаны вновь выводили из строя отремонтированные участки. Партизаны Белоруссии в ночь на 19 сентября подорвали около 20 тысяч рельсов, а в ночь на 25 сентября — около 16 тыс. Диверсии на железных дорогах продолжались и в октябре.
Одна из таких операций была проведена с августа по сентябрь 1943 года на захваченных врагом землях Украины и Белоруссии. Целью этой операции было уничтожение части железнодорожных коммуникаций. Операция получила засекреченное название «Рельсовая война». К участию в этой операции были привлечены ленинградские, смоленские, орловские партизаны. Все районы, попадающие под действия операции ЦШПД разделил между партизанскими группами. Разведка партизан регулярно проводила наблюдение за объектами на которых предстояло провести диверсии. Диверсии и вылазки в тыл врага развернулись на всей территории проводимой операции, а это около одной тысячи восьмисот километров. Участников операции было почти сто тысяч человек, при массовой поддержке местных жителей. Диверсионные удары, нанесённые партизанами железным дорогам, железнодорожным мостам и станциям оказались для гитлеровских войск неожиданными. После совершения актов диверсии фашистские оккупанты очень длительное время не могли прийти в себя и организовать планомерные и эффективные противо-партизанские действия. За время проведения операции «Рельсовая война» было взорвано огромное количество железнодорожных путей около двухсот пятнадцати тысяч рельс , мостов, и пущено под откос эшелонов с техникой и личным составом. Также диверсии почти на сорок процентов уменьшили частоту движения эшелонов, что очень замедлило перемещение немцев.
Партизаны действовали на фронте протяженностью около 900 км свыше 400 км в глубину. Всего за полтора месяца ими было подорвано свыше 148 500 рельсов. Итогом двух операций — "Рельсовая война" и "Концерт" — с 22 июля по октябрь 1943 года стали подрывы 363 262 рельсов.
Применяя мины замедленного действия, они на несколько недель парализовали движение на важнейших для врага участках Брянск — Льгов именно Льгов, а не Львов , Брянск — Гомель и других. Усилились удары по автомобильным коммуникациям. Партизаны разрушали мосты, уничтожали на дорогах автомашины и боевую технику врага. Фашистское командование едва не впало в ступор: срывались важнейшие военные перевозки, что ставило под угрозу всю летнюю кампанию 1943 года. И это в момент, когда после Сталинградской битвы Германия ещё имела возможность вернуть стратегическую инициативу. Гитлер вызвал к себе всех командующих армиями на Украине и в Белоруссии и обязал их в короткие сроки покончить с партизанами. По словам фюрера, на охрану коммуникаций приходится отвлекать всё больше сил с фронта. Вот какой любопытный факт приводится в связи с этим в «Истории Коммунистической партии Советского Союза» Москва, издательство политической литературы, 1970 год, том 5, книга 1 1938-1945 : «Летом 1943 года в Ленинградской области в районах активных боевых действий партизан гитлеровцы вынуждены были на каждые сто километров железнодорожного пути держать до двух полков» стр. Тогда партизаны стали чаще нападать и на вражеские гарнизоны, комендатуры и полицейские управления. Главнокомандующий каратель Важной формой партизанской борьбы стали глубокие рейды в тыл врага. Они проводились не только в лесистой местности, но также в степных районах, что свидетельствовало о возросшем боевом искусстве партизан. Рейды дезорганизовали тыл противника, там проводилась большая политическая работа с местным населением. Гитлер пребывал в бешенстве. Он издал специальную директиву, в которой содержались указания по подавлению партизанского движения на Востоке. Гитлер потребовал полностью истребить отряды партизан. На эту должность назначили известного фашистского карателя, начальника СС и полиции в тылу группы армий «Центр» Бах-Зелевского.
«Концерт» для врага: какую роль в Великой Отечественной сыграла операция «Рельсовая война»
Что такое Рельсовая война и Концерт? | Удачно проведенная операция «Рельсовая война» способствовала разработке дальнейших действий по уничтожению железнодорожных путей противника. |
Рельсовая война: три «Концерта» для оккупантов | Операции «Рельсовая война» и «Концерт» вошли в историю военного искусства как блестящий пример тщательно организованных действий в тылу врага. Партизанские «концерты» там сыграли весомую роль в победе над захватчиками. |
Какую роль в Великой Отечественной сыграла операция «Рельсовая война»
- Как наши партизаны устроили немцам «Концерт» | История.РФ | Дзен
- Как наши партизаны устроили немцам «Концерт» | История.РФ | Дзен
- Содержание
- Операция «Рельсовая война» и «Концерт»
«Концерт» после «Рельсовой войны»
Центральный штаб партизанского движения расширил рамки этого плана: помимо партизан Белоруссии, привлёк к его выполнению ленинградских, калининских, смоленских, орловских и часть украинских партизан. После тщательной подготовки в ночь на 3 августа начался массовый подрыв рельсов на территории протяжённостью около 1000 км и глубиной до 750 км. Подрыв рельсов сопровождался крушениями поездов, взрывами железнодорожных мостов, станционных сооружений. Знаменитая операция «Рельсовая война» продолжалась весь август и первую половину сентября. В ней участвовали около 100 000 партизан и десятки тысяч советских граждан, не входивших в партизанские формирования. Многие из них вступили в ряды партизан.
Дезорганизованный тыл Во второй половине сентября началась вторая крупная операция под условным названием «Концерт» — продолжение «Рельсовой войны». Всего в операции участвовали более 120 000 партизан. По признанию фашистского командования, «Рельсовая война» и «Концерт» резко снизили пропускную способность железных дорог. Особо отличились партизаны Брянской области. Применяя мины замедленного действия, они на несколько недель парализовали движение на важнейших для врага участках Брянск — Льгов именно Льгов, а не Львов , Брянск — Гомель и других.
Усилились удары по автомобильным коммуникациям. Партизаны разрушали мосты, уничтожали на дорогах автомашины и боевую технику врага. Фашистское командование едва не впало в ступор: срывались важнейшие военные перевозки, что ставило под угрозу всю летнюю кампанию 1943 года. И это в момент, когда после Сталинградской битвы Германия ещё имела возможность вернуть стратегическую инициативу. Гитлер вызвал к себе всех командующих армиями на Украине и в Белоруссии и обязал их в короткие сроки покончить с партизанами.
Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва. К участию в операции привлекались 193 партизанских отряда группы Белоруссии, Прибалтики, Карелии, Крыма, Ленинградской и Калининской областей свыше 120 тыс. На территории Белоруссии в операции участвовали свыше 90 тыс. ЦШПД предполагал забросить белорусским партизанам 120 т взрывчатых веществ и других грузов; калининским и ленинградским партизанам — по 20 т.
Ввиду резкого ухудшения метеоусловий к началу операции удалось перебросить партизанам лишь около половины запланированного количества грузов, поэтому было решено начать массовые диверсии 25 сентября. Однако часть отрядов, уже вышедших на исходные рубежи, приступила к осуществлению операции 19 сентября. В ночь на 25 сентября были произведены одновременные действия по плану операции «Концерт» на фронте шириной около 900 км исключая Карелию и Крым и на глубину свыше 400 км.
Уже в 6 часов утра этого числа дирекция германских государственных железных дорог в Минске с тревогой сообщила: «Положение очень напряженное! Действия партизан невыносимо увеличиваются. Все узловые станции переполнены из-за невозможности использования линий…». Основная масса партизанских соединений начала боевые действия в ночь на 25 сентября.
Разгромив охрану противника и овладев железнодорожными перегонами, они приступили к массовому разрушению и минированию железнодорожного полотна. Были произведены одновременные действия по плану операции «Концерт» на фронте около 900 км исключая Карелию и Крым и в глубине свыше 400 км. Только на территории Белоруссии в эту ночь было подорвано ещё 15 809 рельсов. Немецко-фашистское командование предприняло отчаянные усилия, чтобы восстановить движение по железным дорогам. Фашисты в спешном порядке перебрасывали из Германии и даже с линии фронта новые железнодорожные восстановительные батальоны, а на ремонтные работы сгонялось местное население. Партизаны готовятся минировать железнодорожное полотно Диверсии на железных дорогах продолжались и в октябре. Всего было подорвано свыше 148 500 рельсов.
На этом операция «Концерт» была фактически прекращена из-за отсутствия поставок взрывчатых веществ. Несмотря на то, что задачи операции не были полностью выполнены, её результаты оказались значительны.
Докладная записка директора железных дорог Минска от 19 сентября 1943 года Итоги и результаты рельсовой войны С окончанием Второй мировой войны было официально объявлено, что рельсовую войну СССР начал для поддержки операции на Курской дуге. Ты не менее если сопоставить даты, то в этом можно усомниться. Напомним, что сражения на Курской дуге длились с 5 июля по 23 августа 1943 года. Рельсовая война началась 3 августа и длилась до 15 сентября 1943 года, а в дальнейшем плавно переросло в операцию «концерт» до ноября 1943 года. Сложно себе представить, что для поддержки Курской дуги была разработана партизанская военная компания, старт которой пришелся только на конец сражение.
Одна из причин, почему рельсовую войну приписали к Курской дуге, заключается в том, что сама война и уничтожение рельс не имели той эффективности, как об этом часто говорят. В частности это связано еще и с тем, что в истории СССР часто принято акцентировать внимание только на положительных военных событиях, а о спорных или отрицательных либо не говорили вообще либо затрагивали вскользь. Рельсовая война стала однозначно положительным событием в советской историографии. Однако если более детально разбираться с этим вопросом, там в этой операции были как плюсы так и минусы. Рельсовая война - партизаны устанавливают взрывчатку Очевидные минусы рельсовой войны: Уничтожение собственного имущества. Многие историки сегодня акцентируют внимание, что отступающая немецкая армия нанесла меньший урон железнодорожному полотну, чем партизаны. В приказе на проведение операции не указывалось какие железные дороги нужно подрывать.
В результате партизаны очень часто уничтожали запасные железнодорожные пути, которые вообще не использовались немцами. Огромные приписки. Часто партизаны показывали абсолютно нереальные цифры в уничтожении рельс. Одна из причин была в том, что реально проверить какое количество рельс было уничтожено - невозможно. Проверить это было невозможно, а потому верили «на слово». Большая часть железных дорог контролировалась и охранялась немецкими войсками, и партизанам приходилось вступать в бой для того чтобы отбивать участки местности с железной дорогой для последующего уничтожения рельс. Если говорить о позитивных моментах данной военной операции, то несомненно нужно отметить следующее: Советскому командованию было показано, что партизанские соединения являются значительной силой, которую незаслуженно игнорировали первые годы войны.
Безусловно, подрыв рельс оказал влияние на переброску немецких войск, а значит на ход всех военных операций, в том числе и на Курскую дугу.
Операция «Концерт»
Партизаны активно участвовали в крупных операциях на вражеских коммуникациях — «Рельсовая война» и «Концерт». «Концерт» — это условное наименование операции, проведённой в ходе Великой Отечественной войны советскими партизанами с 19 сентября по. Только в ходе первых двух операций («Рельсовая война» и «Концерт») с 22 июля по октябрь 1943 года партизаны на железных дорогах во вражеском тылу подорвали 363 262 рельса, что соответствовало 2270 км одноколейного железнодорожного пути. Всего же в ходе двух операций – «Рельсовая война» и «Концерт» – с 22 июля по октябрь 1943 года партизаны на железных дорогах во вражеском тылу подорвали 363 262 рельса. Операции «Рельсовая война» и «Концерт». 12+. 238 просмотров. Операции «Рельсовая война» и «Концерт». 12+. 238 просмотров. Операции «Рельсовая война» и «Концерт» вошли в историю военного искусства как блестящий пример тщательно организованных действий в тылу врага. Партизанские «концерты» там сыграли весомую роль в победе над захватчиками.