Власть - 18 октября 2023 - Новости Санкт-Петербурга - В России не хватает более 10 тысяч педагогов. Нехватка учителей в России оценивается примерно в 11 тысяч. Президент Путин: число учителей математики и физики в России сокращается. Количество учителей и количество ставок педагога.
Сколько учителей нужно в РФ? Росстат не соглашается с министром просвещения
Цена базовой модели iPhone 14 в России снизилась примерно на 20%. подчеркнул Дмитрий Ливанов на встрече с активистами Ассоциации молодых учителей России. На встрече с министром были молодые педагоги из 17 регионов России. По данным Агентства статистики, на начало 2023/2024 учебного года количество преподавателей (без совместителей), в общеобразовательных организациях нашей страны, составило 547,7 тыс. человек. В России не хватает более 10 тысяч педагогов. Педагоги младше 35 лет чаще всего преподают информатику — здесь молодежь составляет 34,6% учителей, физкультуру — 34,1%, иностранные языки — 33,6%. Невелика доля молодых учителей труда — 12,3%, языков народов России — 14,6%, химии — 16,9%.
Голикова заявила о нехватке почти 11 тыс. учителей в России
Сколько учителей в россии на 2023 год | Учитель года России. |
Сколько учителей работают в России и как обстоят дела с этим в Европе | Сколько получают учителя в России — исследование | °. |
Сколько учителей нужно в РФ? Росстат не соглашается с министром просвещения | В России огромный дефицит учителей в школах, несмотря на заявления властей. |
Голикова: около 10 тысяч учителей пришли работать в школы за последнюю неделю
Вице-премьер Голикова заявила о нехватке 11 тысяч учителей в России Также она заявила, что на питание учеников в 2024 году выделили 72,4 млрд рублей 14 комментариев Вице-премьер РФ Татьяна Голикова заявила, что Россия испытывает дефицит учителей, который составляет около 11 тысяч профессионалов. Информация прозвучала на пленарном заседании в Госдуме в ходе доклада о положении семей и детей в России, сообщает ТАСС. Однако по проекту "Земский учитель" уже привлечено 5 тысяч учителей.
Договориться насчет одного видения очень тяжело. Старшие учителя говорят, что, когда начиналось преподавание истории отечества в новой России, после 1991 года, количество точек зрения и трактовок было гигантским. Теперь маятник качнулся в другую сторону, и это количество радикально сокращается, что видно в том числе по кодификаторам для ЕГЭ. Но самое главное — сокращается количество учебников и разрешенных методических материалов.
Этот курс начался достаточно давно, но теперь за этим стали строже следить. К тому же в государственных школах появился и стал обязательным к использованию конструктор рабочих программ. И вроде бы закон «Об образовании» все еще гарантирует свободу в выборе методики и педагогическое творчество, но все больше преподаватели вынуждены обращаться к совершенно конкретным наборам тем и проходить их в том порядке, который заявлен. Все сильнее мы привязаны к учебнику — и особенно к новому учебнику по XX веку, изданному под редакцией Владимира Мединского. Там как раз очень хорошо видно, что чем ближе мы подходим к концу XX — началу ХXI века, тем меньше точек зрения излагают авторы, тем однозначнее учебник — и, как замечают коллеги, задания в ЕГЭ все больше и больше опираются именно на него, а значит, миновать его никак не получится. Согласно ФГОСам, которые мы развивали с 2009 года, история должна была уходить от знаниевой компоненты к навыковой.
То есть в ЕГЭ постепенно должно было возрастать количество заданий, проверяющих навыки критического мышления, анализа источников, работы с картой, с визуальным изображением, рассуждения и категоризации и так далее, а знаниевые задания — сокращаться. Петр Мазаев. Фото: dialogue. К тому же теперь дети должны учиться излагать конкретную точку зрения, аргументируя ее с одной конкретной позиции, а не рассуждать самостоятельно, что несколько обесценивает всю идею развития критического мышления. В старшую школу, как и в среднюю и начальную до этого, пришли новые государственные стандарты, из-за чего прибавилось бумажной работы. Теперь учителя обязаны более подробно прописывать свои метапредметные результаты, учителей истории это касается особенно сильно.
Причем речь идет именно о бумагах. Количество преподавателей, которые реально выполняют то, что записано в программе, исчезающе мало. Это происходит не со зла и не из протеста в большинстве случаев. Никто не считает, что метапредметным навыкам не надо учить. Кто бы стал отрицать, что ученик должен уметь планировать свое время, владеть устной и письменной коммуникацией? Конечно же, должен.
Но вопрос в том, что и историко-культурный стандарт, и новый ФГОС с метапредметными и личностными результатами, и новый учебник, и ЕГЭ — все это несовместимо, потому что у историка всего два часа в неделю. Если у него профильные классы, то, возможно, четыре. Развивать навыки — это не просто рассказывать детям, как писать конспекты и что такое историческое эссе или исторический анализ. Это регулярная практика и большая проверка. Но помимо этого надо же учить фактологию, объяснять процессы. Все вместе приводит к тому, что мы не помещаемся в наши рамки, и историки от этого в панике.
Как выполнить все эти прекрасные требования в отведенное время? Мы видим, что количество молодых историков, которые готовы идти работать в школу, снижается, и многие регионы России заявляют о нехватке учителей. Педагогический состав стареет, из него вымываются мужчины. Активизировались и родители. Многие из них всегда были особенно внимательны к тому, как преподается история в их школе, но теперь появилось большое количество родительских жалоб о несоответствии программ и методов. Это еще один бич преподавателей истории.
В результате они — вымотанные, выгоревшие от гигантской нагрузки при совсем не соответствующей этой нагрузке зарплате — предпочитают преподавать более безопасно, то есть по учебнику. Мы прочитали параграф, законспектировали, посмотрели презентацию к учебнику, прорешали какой-то рабочий лист. И учитель вправе сказать: «Это не я, это материалы, подготовленные авторитетными авторами». Кстати, невероятные обороты набрал этот феномен — рабочие листы. Преподаватели истории и обществознания стали очень-очень активно ими обмениваться, и не просто обмениваться — впервые они готовы их покупать, что, учитывая их зарплату, очень неожиданно. В идеальном мире для нашего предмета было бы полезно, во-первых, сократить набор обязательных тем и пойти по международным образцам, где можно выбирать.
Во-вторых, разнообразить точки зрения на исторические события и процессы и разрешить большее количество учебников, которые должны одобряться независимыми научно-исследовательскими институтами. Это открыло бы возможности для дискуссии о том, как следует преподавать историю. Я вижу невероятное количество чатов, где коллеги обмениваются вопросами, советами, рабочими листами, делятся сканами учебников, учебных пособий, программ, рабочих тетрадей, в том числе труднодоступных. Это среда постоянной взаимной поддержки. Реальные проблемы все равно далеки от инициатив сверху, и на местах эти проблемы бывают катастрофичны. Огромный процент детей с дисграфией и дислексией, с СДВГ.
Эти дети не могут читать большие тексты — особенно далекие от них по тематике, про какие-нибудь крестьянские страдания. Много нечитающих детей. Добавим сюда конфликты с родителями и непомерно большую нагрузку. И коллеги понимают, что никто им справиться не поможет — всё придется решать самим. Антон Скулачев. Фото: vogazeta.
По литературе было разнообразие очень хороших программ и очень качественных, сделанных серьезными научными и методическими коллективами учебников. Теперь они оказались в подпольном статусе, а учебный год, скажем, в 6-м классе начинается с древнерусской литературы. Представьте себе, что приходит шестиклассник на первые уроки — и у него текст, в котором ему не понятно ничего. Я не против древнерусской литературы и люблю изучать ее с детьми. Но психология детского восприятия такова, что важно начинать с мотивации, двигаясь от того, что близко, к тому, что далеко, от простого — к сложному, а не наоборот. Важно связывать материал с личным опытом, с современностью, с творчеством и не изучать тексты так быстро.
Даже в «Бородине», очевидно, больше половины слов написано не на современном русском языке, и нужно в три-четыре раза больше времени, чтобы разобрать с детьми этот текст.
Но школа попала под кампанию по «оптимизации» малокомплектных сельских школ. В послереволюционной разрухе в селе учили не только детей, но и взрослых в ликбезе.
Никому и в ум не пришло закрыть школы в годы Великой Отечественной войны. Мать рассказывала: в войну тетрадей не было, и в школе ученики писали на чистых полях газетных страниц. Почему же в XXI веке наша могучая Россия враз обнищала?
Позакрывали школы, умертвили этим села — и довольны! Да хоть бы подумали: у кого школу отнимаем? У самого безобидного, безропотного и обделенного судьбой деревенского паренька».
В этой истории как в капле воды отразились все проблемы российского образования. Подушевое финансирование, оптимизация, обнищание российских учителей. В историю, литературу и другие предметы в срочном порядке были внесены изменения.
Никто не отменял ВПР. Растет число школ, которые должны участвовать в PISA. Число воспитательных мероприятий занимает нередко до трети учебного времени, как можно успеть при этом освоить образовательную программу?
И это при том, что у учителя 2 ставки и даже больше, чтобы хоть как-то свести концы с концами», — рассказывает учитель истории из села Таремское Нижегородской области Александр Казаков. Профсоюз «Учитель» провел мониторинг окладов учителей, установленных правительствами регионов. В России в 2023 году уволилось максимальное за 7 лет количество учителей — 193 тысячи — это данные Министерства просвещения РФ.
Стоит учитывать то, что официальная российская статистика однозначно преуменьшает раз в 10 реальные данные. Но ничего в этом удивительного нет: за такие копейки учителя в РФ не могут позволить себе закрыть вопрос даже собственного пропитания.
По данным ведомства, количество заявлений, поданных на педагогические направления в 2023 году, выросло на 17 процентов в сравнении с прошлым годом - до 905 тысяч. Надо сделать все, чтобы все школы были укомплектованы учителями, чтобы мы видели прогноз в потребности кадров в каждом регионе, - подчеркнул министр просвещения Сергей Кравцов.
Нужно заранее готовить их к тем изменениям, которые сегодня происходят в системе образования. Учитель - главный человек в обеспечении качества образования.
Повышение зарплаты учителям в 2023 году
Преподаватели вузов находятся на передовой российской и мировой науки, готовят высококвалифицированные кадры для всех отраслей экономики. Нехватка учителей в России оценивается примерно в 11 тысяч. По данным Минпросвещения России, в последние годы растет количество учеников на одного учителя.
Эксперты НФ: Дефицит учителей в российских школах за год увеличился
Конкурс составлял 7 абитуриентов на место. В целом система образования Краснодарского края вполне здорова. Это мы видим по тем результатам, которые показывают наши выпускники, а также по итогам единого государственного экзамена, по участию в олимпиадах. Кубань на очень хорошем уровне, - подчеркнула Анна Минькова в интервью телеканалу «Кубань 24». При этом нехватка кадров по-прежнему ощущается. Например, в Краснодаре средняя нагрузка на учителя составляет 1,7 смен. То есть у кого-то две ставки, у кого-то одна.
Замглавы региона убеждена, чтобы увеличить престиж профессии, нужно менять сознание людей.
И выращивать это уважение к педагогу в головах детей должны родители: - Если мы привыкли на кухне при ребенке давать какие-то оценки классному руководителю, учителю, мы что тогда хотим получить? К сожалению, пока нельзя утверждать, что педагог — самая уважаемая профессия в нашем обществе. Нам предстоит долгий путь к этому. Напомним, ежегодно 5 октября в России отмечают День учителя. Подробнее о празднике - здесь. Кубанцы поздравили профессиональных наставников с праздником.
По их мнению, следует выяснить, какие причины, кроме низких зарплат и большой отчетности, повлияли на решение педагогов расстаться с профессией. В одном из телеграмм-каналов, связанном с индустрией цифрового образования, сообщили, что рост числа увольняющихся педагогов связан с низкими зарплатами, высоким уровнем бюрократии в школах и несовершенством системы образования перегруженная программа, недостаточная индивидуализация обучения или неэффективные методы оценки успеваемости учеников. По данным экспертов этого канала, большинство учителей переходят в сферу онлайн-репетиторства. Специалисты в области EdTech предположили, что кадровый кризис приведет к серьезным изменениям в школе и будет способствовать внедрению современных технологий в учебный процесс. Ранее, в октябре 2023 года, на открытом семинаре ВШЭ по образованию был отмечен рост числа вакансий в школах, который эксперты Национального исследовательского университета объяснили увеличением популярности «педагогического фриланса» на онлайн-платформах. По их мнению, проблему текучести кадров поможет решить «гибкий график, доступ к ресурсам и административная поддержка». Напомним, в октябре 2023 года заместитель председателя правительства РФ Татьяна Голикова заявила о нехватке 11 тысяч учителей в российских школах.
Как водится, у госслужащих оно несколько лучше. Да и их оклады и надбавки регулирует отдельное законодательство. Кроме роста окладов, повышение зарплаты госслужащим — и гражданским, и силовикам — предполагает регулярное увеличение надбавок за чины, звания, ранги и т. Поскольку зарплаты чиновников и военных подчиняются специфическим правилам, мы остановимся подробнее на том, какое увеличение окладов было предусмотрено для так называемых «других категорий». По приблизительным подсчетам, в России в бюджетной сфере трудятся около 33 млн человек. От всех граждан трудоспособного возраста примерно 83 млн человек доля бюджетников составляет более третьей части. Из них около половины окажутся те, кого нельзя назвать госслужащими, в частности, сотрудники: школ; средних и высших учебных заведений; медицинских учреждений; библиотек, музеев и других культурных учреждений; научных институтов. Заработную плату все они получают из государственного бюджета РФ: федерального или местного. Условия их работы регулируют Трудовой кодекс РФ, нормативно-правовые акты, разработанные ведомством, которое руководит деятельностью учреждения. Например, для врачей — это Минздрав, а для работников культуры — Минкульт. Примечательно, что, хотя все эти НПА в отличие от силовых ведомств являются открытыми и общедоступными, уровень зарплат работников этих структур официально понять сложно. Система оплаты труда таких бюджетников предполагает не только оклад, но и целый пласт различных премий, дотаций и бонусов. Поэтому, например, оклад ведущего бухгалтера в бюджетной организации установлен единый, а вот на руки разные сотрудники в разных отраслях получат совершенно разные суммы.
В Минпросвещения подтвердили высокую текучесть кадров в школе
Педагог рассказал, что за четыре года только из его коллектива пять учителей уехали работать в Москву, потому как в столице зарплата учителя превышает 100 тыс. В регионе же, по его словам, есть районы, где оклад педагога составляет от восьми до девяти тысяч. И чтобы зарабатывать 38 тысяч, ему необходимо брать две ставки, иметь высшую категорию и стаж работы 20 лет. Читайте также Западные активы в наших руках: почему новые владельцы предпочитают оставаться в тени Уходящие из России бренды легко отказываются от привычных этикеток, но не от прибыли На что Пахомов ответил: «Если выровнять всем зарплату и сделать ее московской, произойдет то, что у нас в систему образования пойдут за длинным рублем, а не за тем, что есть призвание детей учить». Учителям в области грех жаловаться, считает чиновник, поскольку в среднем, работая на 1,2 ставки, они получают 41,8 тысяч рублей в месяц. А значит, уровень зарплаты оренбургских учителей вполне соответствует требованиям. Напомним: согласно указу президента России от 7 мая 2012 года, зарплата учителей должна быть не ниже средней по региону.
Только, если считать, что зарплата педагога на ставку составляет порядка 35 тысяч, а средняя по области почти 50 тысяч, по данным Оренстата, то разница выходит почти в полтора раза. Первый зампред комитета Госдумы по науке и высшему образованию Олег Смолин , комментируя позицию оренбургского министра, назвал ее «безграмотной с управленческой точки зрения» в ситуации, «когда в образовании нарастает кадровый кризис». Депутат напомнил, что властям нужно исполнять приказ Владимира Путина , чтобы у учителей оставалось время для работы над собой. Вы либо не живете, либо не исполняете своих главных обязанностей учителя», — сказал парламентарий, отметив, что в России зарплата учителей на 15 тыс. Между тем, как заявили в Мининформполитики региона, слова Пахомова, оказывается, неверно поняли. Якобы цитата «была вырвана из контекста и приобрела слегка другое трактование».
А чиновник лишь хотел объяснить, что в области доходы учителей соответствуют всем требованиям майских указов президента. Он совершенно не говорил о том, что не надо повышать зарплату.
Даже если учитель уволился, его часы перераспределяются», «Распределяли нагрузку среди оставшихся педагогов, в том числе и не по профилю», — говорили педагоги во время опроса. В результате к преподаванию математики привлекают учителей начальных классов. А их нехватку компенсируют за счет учителей среднего звена, уроки русского языка и математики ведут библиотекари.
Сельский учитель физкультуры может преподавать еще и английский язык, а учитель информатики — музыку и ИЗО. Тем временем в нацпроекте «Образование» поставлены амбициозные цели, выполнение которых напрямую зависит от учителей, их возможности расти профессионально и желания продолжать работать в школе», — отметила член Центрального штаба НФ, зампредседателя комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина. Педагоги обращают внимание на то, что растет средний возраст учительского состава: «Педагогический коллектив в основном — за 40 лет, из молодых — только один. Пенсионеров — 19 из 40. Если они уйдут, замены нет»; «В последнее время началась текучка: приходят молодые и сбегают»; «В этом году был молодой учитель — приезжал из другого города 100 км , в следующем году его не будет»; «Летом увольняются минимум три учителя.
Прошлым летом ушли двое.
Закон разрешает одному учителю вести и больше уроков, но тогда администрация школы должна оплачивать это как сверхурочную работу либо оформлять такого учителя на еще одну ставку либо ее часть. За полный рабочий год учителя получают также увеличенный трудовой отпуск. В зависимости от стажа количество дней отдыха варьируется от 42 до 56 календарных дней в году. Для учителей, работающих на Крайнем Севере, отпуск увеличивается до 80 дней. Кроме того, педагог может оформить годовой отпуск за свой счет, а школа или другое образовательное учреждение обязано сохранить за ним должность. В такой длительный отдых можно уходить один раз в 10 лет. И наконец, учителя могут досрочно выйти на пенсию, если соблюдены эти условия: 25 лет педагогического стажа на полной ставке; минимальные пенсионные баллы для страховой пенсии: в 2023-м — 23,4, в 2024-м — 28,2, а с 2025-го — 30.
Выйти на пенсию можно не раньше, чем за пять лет до пенсионного возраста по общему правилу. То есть если мужчина-учитель заработал 25 лет спецстажа в 54 года, то выйти на пенсию он сможет только в 55 лет. Материальные льготы для учителей Помимо преподавания учителя могут взять классное руководство.
Если верить министерской статистике, сильнее всего не хватает учителей физики, химии и иностранных языков, особенно немецкого. В абсолютном выражении больше нужны учителя английского, русского и литературы, начальных классов и математики, что объясняется более высокой долей этих предметов в программе общего образования. Региональный средний заработок учителей превышает среднее значение в 21 регионе. Зарплата учителя растет в абсолютном выражении, однако в последние годы снижается по сравнению с зарплатой в среднем по экономике.
При этом к 2018 году доходы учителей должны были подняться до уровня средних по региону: такое поручение в «майских указах» 2012 года дал президент России Владимир Путин. Но по итогам 2022 года «майские указы» по зарплатам бюджетников всех категорий выполнили лишь 12 регионов.
От Чукотки до Кавказа
- Голикова оценила нехватку учителей в российских школах в 11 тысяч человек
- Татьяна Голикова: в России не хватает 11 тысяч учителей
- Численность учителей в России к 2029 году: нехватка учителей
- Эксперты НФ: Дефицит учителей в российских школах за год увеличился - НФ Аналитика
- Статистика:Численность учеников и учителей в России — Русский эксперт
- Средний возраст учителей в России
Вперед, в прошлое: школ в России стало меньше, чем церквей
В России в 2023 году уволилось максимальное за 7 лет количество учителей — 193 тысячи — это данные Министерства просвещения РФ. Стоит учитывать то, что официальная российская статистика однозначно преуменьшает раз в 10 реальные данные. Но ничего в этом удивительного нет: за такие копейки учителя в РФ не могут позволить себе закрыть вопрос даже собственного пропитания. Под ударом — небольшие школы Причина сокращения школ прежде всего в подушевой системе финансирования образования. Она повсеместно действует в России с 2006 года. Если в школе остается 30 детей, ее позволено «оптимизировать» — то есть сделать филиалом более крупного учреждения образования. Это ведет к сокращению, то есть один школьный учитель-универсал разом обучает всех и всему с 1 по 11 класс.
Также в случае «недобора» школу разрешается и вовсе закрыть. Так чаще всего и происходит. В среднем сегодня в сельских школах обучается в четыре с лишим раза меньше детей, чем в школах городских: 166 учеников против 500-700. Различие в материально-технической базе у сельских и городских школ колоссальное. Большинство зданий — деревянные, неблагоустроенные. Такие школы есть и в горных районах Кавказа, и на Дальнем Востоке, и в центрально-европейских регионах.
Иногда — градообразующий фактор. Если школа закрывается — люди уезжают. Школа в населенном пункте — это демографический и политический фактор. Известны случаи, когда детей отдавали в интернаты, только чтобы они были поближе к хорошей школе. Ради образования детей родители готовы на многое». Дело в том, что в Финляндии были аналогичные процессы, и когда дети уезжали, а население алкоголизировалось: пропал сдерживающий фактор.
Председатель Всероссийского педагогического собрания Валентина Иванова рассказала о том, как в регионах поддерживают молодых педагогов. Например, в Волгограде с 2010 года проводится региональный образовательный форум "PROдвижение молодого педагога", где большое внимание уделяется практике наставничества. В Ставропольском крае работают "Школа молодого педагога", Фестиваль методических идей молодых педагогов и деловая игра "Школы Дублера - 2015". В Краснодарском крае проводят Лагерь актива молодых учителей, в Калининградской области - Школу молодого управленца, а в Тверской - Школу молодого учителя.
Аналитики рассмотрели соотношение количества учителей и учеников в странах СНГ и выявили, что Россия находится на третьем месте по количеству закрывающихся учебных учреждений после Украины и Беларуси. В 2019 году на тысячу школьников приходилось 80 учителей, а к 2023-му, согласно прогнозам, этот показатель может снизиться до 78. В каждой стране эта ситуация ухудшается. Но в России соотношение хуже всего, и остальные страны приближаются по цифрам к нам», — отмечают аналитики.
В России в 2023 году уволилось максимальное за 7 лет количество учителей — 193 тысячи — это данные Министерства просвещения РФ. Стоит учитывать то, что официальная российская статистика однозначно преуменьшает раз в 10 реальные данные. Но ничего в этом удивительного нет: за такие копейки учителя в РФ не могут позволить себе закрыть вопрос даже собственного пропитания. Под ударом — небольшие школы Причина сокращения школ прежде всего в подушевой системе финансирования образования. Она повсеместно действует в России с 2006 года. Если в школе остается 30 детей, ее позволено «оптимизировать» — то есть сделать филиалом более крупного учреждения образования. Это ведет к сокращению, то есть один школьный учитель-универсал разом обучает всех и всему с 1 по 11 класс. Также в случае «недобора» школу разрешается и вовсе закрыть. Так чаще всего и происходит. В среднем сегодня в сельских школах обучается в четыре с лишим раза меньше детей, чем в школах городских: 166 учеников против 500-700. Различие в материально-технической базе у сельских и городских школ колоссальное. Большинство зданий — деревянные, неблагоустроенные. Такие школы есть и в горных районах Кавказа, и на Дальнем Востоке, и в центрально-европейских регионах. Иногда — градообразующий фактор. Если школа закрывается — люди уезжают. Школа в населенном пункте — это демографический и политический фактор. Известны случаи, когда детей отдавали в интернаты, только чтобы они были поближе к хорошей школе. Ради образования детей родители готовы на многое». Дело в том, что в Финляндии были аналогичные процессы, и когда дети уезжали, а население алкоголизировалось: пропал сдерживающий фактор.
Вперед, в прошлое: школ в России стало меньше, чем церквей
Власти видят нехватку учителей в России, она оценивается приблизительно в 11 тысяч человек. Татьяна Голикова заявила, что Россия испытывает дефицит учителей, который составляет около 11 тысяч человек. Согласно данным Росстата, в РФ требуется всего 1% педагогов, тогда как министр просвещения Ольга Васильева заявляла о нехватке до 11% педагогов. Сколько получают учителя, какая зарплата у учителей в России? Где больше всего зарабатывают учителя. Нехватка педагогов в России сегодня оценивается примерно в 11 тысяч человек, сообщила вице-премьер РФ Татьяна Голикова. РИА Новости, 18.10.2023.