Новости в советскую эпоху нормой стало

Сегодня газете «Правда» 111 лет. Как «Правда» изменила жизнь советских граждан и стала главным рупором страны – читайте в материале Романтизировать период СССР в последнее время стало модным. Рассказываем, о чем больше всего ностальгируют люди, чья молодость прошла в Советском Союзе, и какие традиции ушедшей эпохи пригодились бы в наши дни.

4 вещи, за которые в СССР стыдили, а теперь считают нормой

уверяют нас со страниц газет, интернет сайтов и в телевизионном эфире граждане с. Какие изменения произошли в советской прессе в годы Великой Отечественной войны? Советская цензура в эпоху тотального террора. уверяют нас со страниц газет, интернет сайтов и в телевизионном эфире граждане с. Советский союз уже давно канул в Лету, но жители России, заставшие то время, до сих пор помнят вещи, ставшие символами той эпохи.

Другие материалы

  • Новости. Хроника дня
  • Вопрос. Периодика советского периода: ее особенности
  • №44 (15453), 25 апреля 2024 г.
  • Домашний телефон
  • Обследование частных предприятий

Самые популярные газеты в СССР

Например, в школах ученики переписывались с ровесниками из-за границы. В стране действовал Клуб интернациональной дружбы — добровольное общество, существовавшее практически при всех советских учебных заведениях и дворцах пионеров. Его целью были внутрисоюзные и международные контакты со сверстниками. Многие жители страны писали письма актерам, ведущим телепрограмм, певцам, писателям, спортсменам, космонавтам и даже высшему руководству страны. Радиоточка вместо push-уведомлений Контент недоступен Проводному вещанию в СССР придавали очень большое значение, ведь радио служило не только источником информации и развлечений — новостей, объявлений, прогнозов погоды, музыки и радиоспектаклей — но и важным инструментом гражданской обороны. Система предусматривала включение громкоговорителей уличного оповещения и сирен на случай чрезвычайного происшествия или войны. Приемники в советских домах стали массово устанавливать с 1925 года.

На фото летчики на Западном фронте. На фото командующий армией Г. Жуков в 107-й стрелковой дивизии. Западный фронт. Конный обоз. Через 10 дней после ее окончания участвовавшие в операции стрелковые дивизии первыми были удостоены звания гвардейских. На фото разрушенная Ельня. Гитлеровцы отвозили их в концентрационный лагерь под названием «Киндер КЦ», где определялась «расовая ценность» малышей. Тех детей, которые проходили отбор, подвергали «начальной германизации».

Новиков, Л. В этот период начинается творческая деятельность композиторов А. Петрова, А. Шнитке, Р. Шедрина, А. Культура шестидесятников породила новый жанр в музыке — авторскую песню. Его отцом принято считать Булата Шалвовича Окуджаву 1924—1997 , который в конце 1950-х гг. Их песни распространяли по стране с помощью аудиосамиздата. На радио, телевидение, в студии грамзаписи бардов тогда не приглашали. Булат Окуджава выступает во Дворце культуры автомобильного завода имени Лихачёва, 1964 г. Фотография Валентина Хухлаева В 1955 г. На смену сталинскому ампиру пришла функциональная типовая советская архитектура. Для застройки жилых кварталов использовались дешёвые строительные материалы и стандартные проекты «без архитектурных излишеств». Известными архитектурными памятниками функционализма начала 1960-х гг. Государственный Кремлёвский дворец. Главный архитектор М. Посохин, 1960—1961 гг. Фотография C. Крупнейшим культурным событием 1957 г. Насыщенная программа 13 фестивальных дней включала в себя международные выставки художественной фотографии, изобразительного и прикладного искусства, конкурсы, семинары, концерты национальных делегаций. Прошёл также международный кинофестиваль, на котором было представлено более 120 фильмов из 30 стран. В 1958 г. В 1959 г. В его рамках, кроме основного конкурса — полнометражных фильмов, проводились также конкурсы документального кино, дебютных, поисковых и экспериментальных работ. О достижениях советской культуры стало больше известно за рубежом. Кроме кинофильма «Летят журавли» престижными международными премиями были отмечены картины «Баллада о солдате» режиссёр Григорий Наумович Чухрай, 1959 г. С огромным успехом в 1956 г. Фотография Умнова Узнать больше М. Гений — это совсем не слишком сильное определение для танца Улановой. Публика лондонской премьеры была в экстазе. Она была восхищена всем ансамблем Большого театра, но по отношению к Улановой это уже походило скорее на благоговение. Марго Фонтейн была в слезах. Овации продолжались почти полчаса. Уланова, в центре всей труппы, нервно вздрагивала, как будто испуганная этим грохотом аплодисментов по ту сторону рампы. К концу оваций она как будто пришла в себя и поверила, что Лондон приветствует её, её улыбка стала менее напряжённой и даже счастливой. До этого никто не подумал о том, каким тяжёлым испытанием был этот спектакль для Улановой. Она встретилась с наиболее опытной и профессионально знающей балетной публикой если не считать русских зрителей , она танцевала свою самую блестящую роль, но танцевала уже в возрасте 47 лет, и самое главное, она должна была показать себя на уровне той легенды, которая пришла раньше её, — легенды, которая создавалась и ширилась в Лондоне чуть ли не в течение 20 лет. Она всё это преодолела и достигла даже большего. Уланова в Лондоне познала такой триумф, как ни одна балерина со времён Павловой». В 1952 г. Дебют оказался успешным: в общем зачёте СССР занял второе место, завоевав 22 золотые, 30 серебряных и 19 бронзовых медалей в девяти видах спорта. Первой советской олимпийской чемпионкой стала метательница диска Нина Ромашкова-Пономарёва. В 1956 г. Золотые медали завоевали советские конькобежцы, лыжники и хоккеисты. Выдающимся спортсменом был Лев Иванович Яшин 1929—1990 , вратарь футбольной сборной СССР, выигравшей золотую медаль на летних Олимпийских играх 1956 г. Яшин — единственный вратарь, получивший «Золотой мяч», самую престижную международную награду для футболиста. Во всём мире Яшина называли либо «Чёрная пантера» за его всегда чёрную вратарскую форму, подвижность и акробатические прыжки , либо «Чёрный паук» за длинные, всё достающие руки. Но в основе его успеха были не физические данные, а способность предугадывать действия противника и заранее находиться там, где легче всего забрать мяч. Лев Яшин на тренировке, 1960 г. Фотография Хенка Линдебума В 1960 г. На Олимпиаде в Инсбруке в 1964 г.

В 1970-х годах попытки создать культ личности Леонида Брежнева воспринимались населением негативно [10] [11] [12]. К середине 1930-х годов ярко проявилась роль пропагандистской машины в укреплении сталинского режима. Пропаганда создавала культ личности Сталина. Пропаганда могла делать из бедствия подвиг, как это случилось со спасением парохода «Челюскин» в 1934 году , когда все лётчики, спасавшие челюскинцев, стали первыми Героями Советского Союза. Пропаганда максимально использовала интерес к перелёту экипажа Чкалова из Москвы на Дальний Восток в 1936 году, к перелёту экипажа Чкалова из Москвы через Северный полюс в США в 1937 году, к первой в мире советской дрейфующей полярной станции в 1937—1938 годах. Пропаганда также превозносила трудовые подвиги таких «простых людей» как Алексей Стаханов или Паша Ангелина , которые купались в лучах славы [13]. В 1930-е годы отмечалось появление значительного корпуса текстов, стилизованных под фольклорные произведения. В данных произведениях, например, в сказе Марфы Крюковой , фигурирует словосочетание «ясные соколы», когда речь идет об авиации и авиаторах. Ещё более значимым для пропаганды, чем образ героев, был образ врагов. До Великой Отечественной войны советская пропаганда уподобляла происходящее в тех или иных сферах общественной жизни событиям эпохи Гражданской войны и использовала, в основном, риторику классовой борьбы. В качестве главных внешних врагов советского народа пропаганда до Великой Отечественной войны изображала «мировую буржуазию », « фашистов », а после войны — блок НАТО во главе с США. Формы представления этих врагов были стереотипны — от черно-белых карикатурно-плакатных толстяков-капиталистов в цилиндрах и с мешком долларов в руке до дядюшки Сэма и генералов Пентагона. Их стандартными атрибутами в кино или книгах «про шпионов» были бутылка виски , толстая сигара , разговоры о потерянных из-за революции и коммунистов деньгах или планах уничтожения СССР. Во время Великой Отечественной войны главными врагами были « немецкие фашисты » и их союзники. Это стал наиболее значимый и сильный в моральном и идентификационном плане образ врага, в советской и постсоветской пропагандистской риторике гитлеровцы всегда служили и служат абсолютной мерой негативного. В послевоенное время внешние враги, по существу, вытеснили из риторического поля прежние образы таких врагов, как белогвардейцы , кулаки , меньшевики , троцкисты. Но всё же немаловажными для пропаганды оставались и внутренние враги. В качестве таковых изображался прежде всего скрытый, сознательный вредитель, убежденный противник Советской власти , ждущий, когда она развалится, инженер, бездарный профессор, реже — кулак, бывший помещик, пробравшийся в номенклатурные чины. Если этот персонаж не был сам до революции крупным собственником, то он — сын бывших владельцев фабрики или поместья, бывший «царский» офицер. Такое же прошлое мог иметь и диверсант или шпион, засланный в СССР, и практически всегда имел изображаемый в пропаганде коллаборационист периода Великой Отечественной войны. Все они выдвигали на первый план главного персонажа пропагандистских кампаний бдительности и борьбы с классовым врагом — «пособника врага», каждый раз утверждаемого сверху в качестве предмета соответствующей критики подкулачник , злопыхатель, критикан, паникёр и т.

Советские газеты

советскую эпоху, а 63% сожалеют о. Гласность в СССР, политический курс периода перестройки, направленный на повышение открытости в отношениях власти и общества, реализацию свободы. Правовая идея, ставшая стержнем всей диссидентской активности в СССР, здесь уже присутствует, хотя пока еще четко не сформулирована. 8 апреля 1987, «Литературная газета» По словам молодого московского инженера, «культ силы становится нормой для подростков». Распад Советского Союза, образование отдельных государств спровоцировала фактически распад всей системы журналистики, которая существовала в рамках СССР. На протяжении всего советского периода периодика освещала, хотя и в разной мере в различные периоды, практически все стороны советской действительности и публиковала официальную документацию нормативного характера и партийные материалы.

Журналистика периода "оттепели"

В «Тверской правде» 28 мая 1927 года появилась рубрика «Митинг многомиллионной аудитории». Первый опыт — перекличка текстильщиков. Цель— вовлечение масс в обсуждение важнейших проблем реконструкции народного хозяйства. Широкий размах производственные переклички получили в «Уральском рабочем».

Была проведена перекличка о качестве и стоимости сибирского угля и уральского металла, охватившая до 40 тысяч рабочих. Выездные редакции. Первая выездная редакция «Правды», созданная в январе 1929 года, работала на Харьковщине.

Выездные редакции выпускали специальные газеты, листовки, плакаты. В 1930 году появился первый специально оборудованный вагон. Другие формы массовой работы.

Заочные совещания и конференции с участием специалистов помогали наметить конкретные меры по улучшению, например, сельского хозяйства. Читательские суды над газетами в «приговоре» содержали полезные советы по тематике и качеству. Производственные буксиры.

Рабселькоровские посты. Формы массовой работы на радио. Радиопереклички, радиомитинги, радиорейды, выездные редакции.

Одной из первых была радиоперекличка текстильщиков московской фабрики им. Калинина в апреле 1929 года. В конце июля 1931 года печать и радиовещание провели совместную всесоюзную перекличку заводов-гигантов, которую транслировали по всему Союзу 57 радиостанций и 3500 радиоузлов.

Заключение Если пресса имеет в России хоть короткую демократическую историю и традиции свободы слова, то радио и телевидение России, зародившиеся в самый активный момент укрепления советской власти и насаждения тоталитаризма, изначально предназначались только для проведения коммунистической идеологии в самые широкие массы и воспринимались лишь через призму мощного политического партийного инструмента. Общая характеристика Число центральных изданий сократилось с 39 до 18, в основном это коснулось отраслевых газет, вроде «Лесной промышленности». Значительно сократилось и число местных изданий, их к 1942 году осталось 4560 от 9000, издававшихся в 1940 году.

Общий тираж прессы упал с 38 млн. Центральное радиовещание перешло от трех программ к одной. Многие радиостанции были эвакуированы из западных районов в восточные.

Однако в отличие от прессы уже к 1943 году объем работы радиостанций превысил довоенный уровень. О развитии телевидения речи не было. Пресса Главной стороной перестройки прессы на военный лад стало ее перепрофилирование.

К концу 1942 года эта задача была решена. К этому времени выходило 4 центральных «Красная звезда», «Красный флот», «Сталинский сокол», «Красный сокол» , 13 фронтовых, 60 армейских, 33 корпусных, 600 дивизионных и бригадных газет. Огромное количество газет и листовок издавалось в тылу врага.

Кроме того, Главное политическое Управление Советской армии 1,5-миллионным тиражом выпускало листок «Вести с Советской Родины». Советская военная печать того времени стала мощным противовесом антисоветской гитлеровской пропаганде на временно оккупированной территории. Журнальная периодика также претерпела изменения.

Были созданы журнал «Славяне», «Война и рабочий класс»… только в Москве выходило 18 военных журналов, в том числе самый популярный журнал военной поры — «Красноармеец». В связи с необходимостью более оперативной передачи событий на фронте и в тылу 24 июня 1941 года было создано Советское информационное бюро. На заключительном этапе войны были созданы газеты для населения государств, освобожденных от фашистов, такие как «Свободная Польша», «Венгерская газета».

Уже 24 июня 1941 года на фронт отравились первые писатели-добровольцы. Горбатов — на Южный фронт. Твардовский — на Юго-Западный фронт.

Долматовский — в газету 6-ой армии «Звезда Советов». Симонов — в газету 3-ей армии «Боевое знамя». Всего в рядах Красной армии и Военно-Морского флот в годы Великой Отечественной войны находилось 943 писателя, из них 225 погибли, а 300 награждены орденами и медалями.

Их работа — «душевные боеприпасы фронту» - так сравнивал слово писателя Н. Военная перестройка прессы не изменила расстановок сил в основных советских изданиях. Основные тиражи приходились на «Правду», «Известия», «Комсомольскую правду».

Главной в работе прессы стала задача — вселить в сердца людей веру в победу и поднять их на героическую борьбу с врагом. Героям Советского Союза посвящались специальные газетные номера. Не менее важны были и живые сообщения с фронта.

Многие журналисты ушли на фронт, многие погибли. Так на передовой побывали 240 сотрудников газеты «Известия», 44 из них не вернулись. Особая роль в поднятии боевого духа принадлежала прифронтовым газетам «Ленинградской правде», «Сталинградской правде», «Московскому большевику», где печатались письма солдат с других фронтов, которые восхищались мужеством тех, кому выпала честь защищать наиболее тяжелые участки.

Журналисты прифронтовых газет находились в тех же условиях, что и другие жители осажденных городов. Ленинградские журналисты также умирали от голода на работе. Много писали военные газеты о невиданном зверстве фашистов, показывая человеконенавистнический характер их идеологии.

Не менее, чем подвиг солдат, высок подвиг тружеников тыла. Все для победы! В связи с возрастанием его роли, радиовещание в военное время получило дополнительное развитие.

Первый выпуск «Последних известий» вышел в эфир уже через 45 минут после передачи правительственного сообщения о нападении фашистов на СССР. А всего в выпусках «Последних известий» за время войны было передано около 7 тысяч корреспонденций из действующей армии. Ежедневные радиосводки «Совинформбюро» с замиранием сердца слушала вся страна.

Конечно, передача в эфир большого количества военно-пропагандистской информации прошла за счет вытеснения из сетки радиовещания многих традиционных довоенных рубрик, также как и в прессе. Усиление централизации и высокий уровень цензуры стали нормой для радиовещания военного времени. В целях исключения приема иного, кроме советского, радио у граждан на не оккупированной территории, под угрозой ареста, были собраны личные радиоприемники.

Радиоинформация потребителям поступала только по проводному радио. Заметным событием военной эпохи стал репортаж о военном параде с Красной площади 7 ноября 1941 года. Особое место в радиопропаганде, как и в прессе, заняли антифашистские выступления, разоблачения нацистской идеологии.

Недостатка в материалах не было, нужны были мощности. Перелом в широте распространения советских радиоинформаций наступил в 1943 году. В Куйбышеве была пущена в действие новая мощная радиостанция, голос которой звучал и на всей территории СССР, оккупированной врагом.

Большую роль сыграли и радиотрансляционные узлы в тылу и прифронтовой полосе. Были созданы дополнительные филиалы Всесоюзного радиовещания, началось вещание на украинском и белорусском языках. Неизменными стали на радио «Письма на фронт» и «Письма с фронтов Отечественной войны».

Формы массовой работы военного времени В годы войны советские журналисты использовали многие формы массовой работы, появившиеся в годы первых пятилеток. Особенно эффективной стала работа выездных редакций «Правды» и «Комсомольской правды». Военная публицистика Большую роль в битве за поднятие духа советских людей сыграл И.

Его памфлеты по свидетельству современников «были действеннее автоматов». И это образное высказывание имело вполне прямой смысл: партизаны в тылу врага охотно обменивали пистолет-пулемет на пачку вырезок его статей. Патриотическая публицистика А.

Толстого оказывала огромное воздействие на читателя. В ответ он получал многочисленные солдатские письма. Среди статей и очерков, призывавших к мести гитлеровцам, особое значение имел очерк М.

Шолохова «Наука ненависти», появившийся в «Правде» 22 июня 1942 года. Это история военнопленного, которого фашисты подвергли жестоким пыткам. Человеческая красота защитников Родины и испепеляющая ненависть к ее поработителям — главное в военной публицистике Н.

Тихонова, начальника группы писателей при Политуправлении Ленинградского фронта. Публицистика военной поры отличалась глубокой лиричностью, любовью к родной земле. Ярким представителем военной публицистики был К.

Заметен очерк «На старой Смоленской дороге», который появился в «Красной звезде» 17 марта 1943 года. Любовью к жизни, ненавистью к фашистам проникнуты знаменитые в то время «Письма товарищу» Б. Можно утверждать, что в годы Великой Отечественной войны тысячи советских журналистов, среди которых были сотни писателей, тоже превратились в воюющую организацию.

В одном из писем фронтовики писали А. Толстому: «У Вас иное оружие. Но оно также остро, как наши штыки, его огонь также убедителен, как огонь наших автоматов и пушек».

Пресса Уже 20 июня 1945 года ЦК ВКП б принимает решение «Об улучшении качества и увеличении объема республиканских, краевых и областных газет». Главное внимание в постановлении уделено тому, чтобы все газеты стали «боевыми органами политического воспитания масс». Для этого данным постановлением в структуру аппарата редакций краевых и областных газет вводились отделы: партийной жизни, пропаганды, промышленности, транспорта, сельского хозяйства, культуры и быта, писем трудящихся, внутренней информации.

В газетах союзных республик, кроме указанных семи отделов, вводились еще три: советского строительства, иностранный и местной корреспондентской сети. Установленный с 15 июля 1945 года четырехполосный объем указанных выше газет потребовал от редакций расширения информации обо всех, дозволенных к печати, сторонах жизни в СССР. Вырос штат аппарата редакций.

Стало больше собственных корреспондентов: два корреспондента - на область, один — на два-три района. В августе 1945 года ЦК партии предприняло просмотр воскресных номеров местных газет. В числе серьезных недостатков отмечено: оторванность редакций от местных партийных и советских организаций, бессистемность освещения вопросов партийной жизни и работы по пропаганде Закона о новом пятилетнем плане 1946-1950.

В числе мер по улучшению качества газет, было создание редакционных коллегий, в количестве 5-7 человек, из числа руководящих работников редакций. Началось восстановление газет и их тиражей и открытие новых СМИ. В 1946 году выходило 7309 газет, разовый тираж которых составлял 29,6 млн.

Газеты выходили на 67 языках СССР. Появились новые всесоюзные, республиканские, областные, городские, комсомольские, вечерние и многотиражные издания. На фоне новых газет выделялись «Советская Россия» 1 июня 1956 , «Литература и жизнь» начало 1958.

Самое большое пополнение получили в первое послевоенное десятилетие городские газеты. Наиболее видные авторы послевоенного периода: А. Колосков, И.

Рябов, Б. Полевой, В. Овечкин, Б.

Галин… Заметным явлением послевоенной печати стали статьи, очерки и памфлеты М. Шолохова, публиковавшиеся в «Правде», «Известиях», «Литературной газете», «Комсомольской правде», а также местных газетах. Существенные изменения произошли в радиовещании и телевидении.

Радиовещание Главной задачей радиовещания первого послевоенного десятилетия стала задача общая для советских СМИ того времени: поднять измотанный войной народ на восстановление разрушенного народного хозяйства. Как средство достижения, еще более усиливается цензура, а из эфира практически исчезают так называемые «прямые передачи», почти все программы выпускаются в записи. Вполне естественно, что партию интересовало повышение роли радио в политическом и культурном воспитании трудящихся.

Ведущее место в радиопрограммах заняла оперативная информация. Ежедневно передавалось 12 выпусков «Последних известий» и 3 обзора центральных газет… С марта 1947 года выходит радиожурнал для сельской молодежи — «За высокий урожай». С апреля 1948 года — «У карты мира» - беседы на международные темы.

С мая 1950 года — «Дневник социалистического соревнования». С ноября 1951 года — «Наука и техника». В 1952 году родился «Научный радиотеатр».

В 1955 году на радио возникла новая программа — устный рассказ у микрофона… При этом организуются пропагандистские кампании против философов-идеалистов, генетиков, против «плохих» в политическом смысле литераторов, актеров, композиторов. В течение первого послевоенного десятилетия подверглась корректировке и структура радиовещания. Так летом 1949 года Всесоюзный комитет по радиофикации и радиовещанию был преобразован в два ведомства: Комитет радиоинформации и Комитет радиовещания при Совете Министров СССР.

А в 1953 году эти Комитеты были переименованы в Главные управления и перешли в состав специально образованного Министерства культуры СССР. К концу второй послевоенной пятилетки мощность радиостанций выросла вдвое. В 1955 году в стране насчитывалось 26 млн.

Телевидение Программы Ленинградского и Московского телевидения в предвоенные годы носили по большей части экспериментальный характер. Основу вещания составляли кинофильмы, произведения театра и эстрады… Первые послевоенные годы 1945-1948 не принесли в телевизионное вещание ничего нового по сравнению с довоенным. Наиболее заметным событием конца 40-х годов стало получение в 1949 году Московским телецентром первой передвижной телевизионной станции.

Это позволило телевидению выйти из концертных и театральных залов на, так сказать, оперативный простор. Структура ЦСТ предусматривала следующие редакции: литературно-драматического вещания, музыкального вещания, детского вещания, общественно-политическая. В 1954 году в ЦСТ возникли редакции: кино, научно-популярных, промышленных, сельскохозяйственных и спортивных программ, в которые, впервые в практике телевидения, пришли работать журналисты.

Это определило рост журналистских материалов на телевидении в последующие годы. С приходом журналистов на телевидение появились и первые журналистские находки в новом СМИ. Так, в ноябре 1954 года в телевизионный кадр впервые вошел автор программы.

В январе 1955 года стало ежедневным телевизионное вещание в Москве.

Не случайно во второй половине 1950-х и в начале 1960-х общественное внимание сосредоточивалось не на политических событиях — таких, как победа Хрущева над «антипартийной группой» Молотова, Кагановича и прочих, или даже таких, как подавление венгерской революции. В гораздо большей мере оно было приковано к публичным дискуссиям вокруг романа Дудинцева «Не хлебом единым», травле Бориса Пастернака, появлению и закрытию литературных альманахов, полемике между журналами «Новый мир» и «Октябрь», скандалам вокруг выставок художников-авангардистов и к тому подобным вещам. Иными словами, внимание общества сосредоточилось на культурной жизни, а оппозиционный пафос был направлен против попыток власти восстановить жесткий идеологический контроль над культурой. Основной общественной проблемой, вокруг которой развернулись ожесточенные бои, стал вопрос о свободе творчества в условиях социализма.

И здесь вскоре наметились два пути решения этого вопроса. Первый путь — это упорное и ожесточенное противостояние идеологическим инстанциям, настойчивые и зачастую успешные попытки расширить пределы дозволенного, пробивание через цензуру произведений, «сомнительных» с точки зрения ревнителей идеологии, постоянное стремление либеральных литераторов и редакторов официально, то есть с помощью публикаций, прошедших Главлит, ввести в культурный оборот запрещенные или полузапрещенные темы и имена. Одновременно некоторые группы художников пытаются «легализовать» своими выставками художественные методы, не вписывающиеся в каноны социалистического реализма одна из таких попыток закончилась в 1962 году катастрофой в Манеже. Значение этой работы для советской культуры а преодоление цензурных барьеров было именно работой, иногда даже особым искусством , да и для становления гражданского сознания в СССР, невозможно переоценить. Несколько поколений интеллигенции выросло на альманахах «Литературная Москва» и «Тарусские страницы», на публикациях «Нового мира» и, отчасти, «Юности», на переводах из Кафки, Хемингуэя или Сартра, на статьях Аверинцева, на спектаклях «Таганки» и «Современника», на поэзии Давида Самойлова, Арсения Тарковского, Марии Петровых, на мемуарах Ильи Эренбурга, на произведениях Аксенова, раннего Солженицына, Домбровского, Белова, Айтматова, Искандера, Трифонова и десятков других.

В отечественной критике, литературоведении и публицистике устоялся специальный термин для свободомыслящей советской интеллигенции 1960-х — «шестидесятники». При этом диссидентов иногда включают в число шестидесятников, а иногда, наоборот, первых резко противопоставляют вторым. Это, разумеется, не более чем вопрос дефиниций; несомненно, однако, что шестидесятничество — один из самых важных социокультурных контекстов, в котором возникла и развивалась диссидентская активность. В чем состояла разница между «диссидентством» и «шестидесятничеством» или, если угодно, что выделяло диссидентов первого призыва среди прочих шестидесятников? Определенно не мировоззрение и тем более не идеология.

Разделительной чертой стал выбор жизненной стратегии и типа социального поведения. Представляется неверным определять границы между «системным» и «внесистемным» инакомыслием исходя из уровня радикализма художественных или политических воззрений — это не так. В подцензурной печати не раз появлялись публикации, более чем радикально отходившие от идеологических установок; в то же время в самиздате мы найдем много текстов, практически лояльных этим установкам. Во всяком случае, в культуре границы диссидентства определялись не столько дистанцией между содержанием культурного акта и официальными требованиями, сколько независимостью от этих требований. И главное отличие диссидентского типа культурной активности от «подцензурного инакомыслия» состоит в том, что он реализовывался в формах, вовсе не предполагавших какое бы то ни было взаимодействие с властью.

Вывешивая картины в своих мастерских а в случае неимения оных — в собственных квартирах и открывая эти мастерские и квартиры в определенный день недели для всех желающих, перепечатывая свои стихи на собственной пишущей машинке и раздаривая их друзьям и знакомым, художники и поэты отказывались от «посредничества» государства в презентации своего творчества публике, объявляя его как бы своим частным делом. И действительно, ведь нигде не записано, что нельзя дарить стихи или показывать людям свои картины. Конечно, существовала и вовсю действовала статья Уголовного кодекса об «антисоветской пропаганде», но подогнать под эту статью внешне аполитичное творчество Владимира Бурича, Александра Аронова, Булата Окуджавы или Юло Соостера составляло правовую проблему даже для более чем гибкой хрущевской юстиции. Этот способ творческого существования обеспечивал не только определенный иммунитет к наиболее жестким видам преследования иммунитет, к слову сказать, весьма зыбкий и неустойчивый — ведь власть, со своей стороны, искала и находила новые репрессивные инструменты против инакомыслия. Гораздо более важным с точки зрения развития диссидентского мировоззрения было то, что деятельность этого содружества вполне вписывалась в тот тип общественной активности, которую много позже Андрей Амальрик охарактеризует как освоение «серой зоны», лежащей в промежутке между безусловно одобряемыми и абсолютно запрещаемыми властью нормами общественного поведения.

Это и был второй путь решения вопроса. Вскоре выяснилось, что на этом пути возможно существование независимой инициативы не только в культуре, но и в сферах, далеких от литературы и искусства. Но сначала он был все-таки опробован творческой интеллигенцией. Читайте также «Маяковцы», отказники и диссиденты. Кто и зачем выходил на протесты в Советском Союзе Оказалось, что открытое игнорирование негласно ведь не существует законодательного запрета на свободу творчества!

Правовая идея, ставшая стержнем всей диссидентской активности в СССР, здесь уже присутствует, хотя пока еще четко не сформулирована.

Обычные информационные выпуски начали выходить с 1956 года ещё под названием "Последние известия", унаследованным с радио и шли в эфире в плавающем графике. Обзор новостей был кратким - около 5-10 минут - и состоял преимущественно из зачитанных диктором сообщений. В выпуск могли включить от 1 до 3 репортажей, а иногда вся информация могла быть зачитана диктором.

Система предусматривала включение громкоговорителей уличного оповещения и сирен на случай чрезвычайного происшествия или войны. Приемники в советских домах стали массово устанавливать с 1925 года.

В годы Великой Отечественной войны проводное вещание оставалось практически единственным источником информации. Объявления в газете вместо сервиса знакомств Контент недоступен Чтобы познакомиться с парнем или девушкой, в наше время достаточно установить приложение для знакомств, добавить симпатичное фото и заполнить профиль информацией о своих интересах. В 80-х знакомства через объявления были закономерностью. В сообщениях люди указывали свой возраст, рост, вес, контакты, а также требования к потенциальным женихам и невестам. Если требовалось отправить срочное сообщение, проще всего было пойти на почту и написать телеграмму.

Навигация по записям

  • История отечественной журналистики -2007 год
  • На сайте ведутся технические работы
  • Газеты советского периода с 1917 по 1991 гг.
  • 50 лет в эфире. Как программа «Время» стала лицом страны
  • «Новости» – ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ

Апокалипсис-1990: «настоящее», «прошлое», «будущее» в литературной публицистике

  • Вопрос. Периодика советского периода: ее особенности
  • Почему в СССР был дефицит и как жили в этот период?
  • §1 Общая характеристика книгоиздания
  • Гласность в СССР

Новости СССР listen online

Правовая идея, ставшая стержнем всей диссидентской активности в СССР, здесь уже присутствует, хотя пока еще четко не сформулирована. Распад Советского Союза, образование отдельных государств спровоцировала фактически распад всей системы журналистики, которая существовала в рамках СССР. Рост тиражей центральных газет обычно в советский период демонстрировали на примере газеты «Правда». От редакции Власть и искусство в советскую эпоху.

Гласность в СССР

"Московские новости" называют продовольственный кризис следствием саботажа, а "Советская Россия" призывает КПСС стать "партией диктатуры порядка". В том, что раньше, например в советское время, информация скрывалась, были определенные плюсы. Начало Перестройки и "эры гласности" стало эпохой перемен для одних и началом конца для других.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий