Новости война в ираке 1991

Как известно, война в Персидском заливе (1990–1991) закончилась разгромом иракской армии. А между тем первое сражение операции «Буря в пустыне» началось с дерзкого наступления вооружённых сил Ирака, в ходе которого был захвачен город Хафджи в Саудовской Аравии. США применили в Ираке военную доктрину под названием "Шок и трепет", которая также известна как доктрина быстрого доминирования.

Вы точно человек?

Это было вторжение в воздушное пространство третьей страны, но янки посчитали, что это пустяки. В ходе атак Батдада -Томагавками- в 1991 г. После оснащения -Томагавков- глобальной навигационной системой GPS стали применяться и другие, но пока на американских складах лежали BGM-109 старою образца, их запускали лишь по этим двум дорогам Иракцы решили, что самым лучшим способом остановить -Томагавки- являются заграждения из огня малокалиберной зенитной артиллерии и ПЗРК в определенных точках обоих маршрутов На одном из предприятий военной промышленности страны был построен макет BGM-109. С учетом этого вокруг основных целей в стране расположили большое количество зенитных систем малого радиуса действия включая ЗПУ-14. Иракцы считали, что эти средства способны справиться с угрозой -Томагавков-. Задача обнаружения воздушных целей решалась примитивно. Посты наблюдателей образовывали три кольца: первый — вдоль всех границ страны, второй — примерно в 150 км в глубь иракской территории и третий непосредственно вокруг важнейших целей На каждом посту дежурило по 6-8 человек, которые посменно наблюдали за воздушным пространством в бинокли. Вышки постов отстояли друг от друга на 5-8 км в зависимости от рельефа местности. Каждая оборудовалась радиостанцией и обычным телефоном Сообщения наблюдателей анализировались в промежуточных штабах, пересылались для проверки ближайшим постам радиолокационного наблюдения, затем поступали в штабы оперативных секторов ПВО. Такая система позволяла не только обнаруживать низколетящие средства воздушного нападения, но и вычислять, к каким целям они направляются. Она отлично показала себя во время ирано-иракской воины и к 1991 г.

Это случилось 17 января в 2 ч 35 минут. Ракетная атака сопровождалась постановкой интенсивных радиопомех системе связи наблюдателей. Поэтому визуальное наблюдение и простое прослушивание неба зачастую были единственными способами обнаружения американских ракет. М-р Хамид Hameed был опытным офицером- зенитчиком. Отряд занял позицию неподалеку от Хаббании Habbanya и авиабазы Таммуз Tammuz Основной его задачей стало уничтожение крылатых ракет на пути к иракской столице, побочной — защита авиабазы от низковысотных атак самолетов коалиции. Отряд Хамида был частью очень сильного пояса ПВО. Позиция давала ему возможность видеть все. В течение последующей ночи он дважды получал предупреждения о приближающихся воздушных целях, но, вглядываясь в небо, видел лишь какие-то крошечные обьекты. Он предположил, что это могут быть те самые крылатые ракеты, о которых столько говорилось в багдадском центре ПВО. В первые часы яркого солнечного утра субботы 19 января пришло еще одно сообщение о приближении с запала новой волны воздушных целей.

Комиссия Конгресса США, расследовавшая причины этих терактов, доказательств этого утверждения не обнаружила. Причина: Ирак представляет собой угрозу для США. Во время действия режима международных санкций, Ирак не сможет испытать ракеты дальнего радиуса действия до 2015 года. Однако при условии, что этот режим будет смягчен, Ирак получит доступ к современным технологиям, он сможет достаточно быстро усовершенствовать свои ракетные арсеналы и, возможно, создать ракеты, способные нанести удар по территории США. Ныне установлено, что большинство иракских ракет дальнего радиуса действия были уничтожены после 1991 года. Однако Ирак пытался развивать свою ракетную программу, особо активизировавшуюся после выдворения инспекторов ООН 1998 год.

Саддам Хусейн намеревался создать баллистические ракеты, способные нести боеголовки с оружием массового уничтожения. Причина: Необходимость разоружения Ирака. Буш, Перл, Пауэлл, Расмфелд и Райс. Причина: Чтобы завершить то, что не было сделано в ходе войны 1991 года тогда войска антииракской коалиции во главе с США, разгромили иракские войска, захватившие Кувейт, но не вошли на территорию Ирака. Авторы: Либерман, Маккейн, Перл, Пауэлл. Причина: Саддам Хусейн представляет собой угрозу безопасности региона.

В течение последних десятилетий Ирак принял участие в пяти войнах трех с Израилем, одной с Ираном, одной в Кувейте , участвовал в огромном количестве приграничных вооруженных инцидентов в частности, с Сирией и Турцией. Режим Саддама Хусейна проводил крупномасштабные боевые действия по подавлению восстаний национальных и религиозных меньшинств — курдов и шиитов. Кроме того, в годы, предшествовавшие вторжению США, Ирак неоднократно угрожал применить военную силу против соседних государств. Некогда иракская армия считалась сильнейшей армией региона, однако перед началом последней войны она находилась в плохом состоянии. Причина: Международная безопасность. Об этом говорили Буш, Дэшл, Пауэлл и Рамсфелд.

Причина: Необходимость поддержки усилий ООН. За нее выступали Буш, Пауэлл и Райс. Причина: США способны одержать легкую победу в Ираке.

В обширных трущобах Саддама-Сити , населённых шиитами, произошли лишь ограниченные беспорядки, в то время как остальная часть Багдада оставалась спокойной. Вскоре силы правительства перегруппировались и перешли в наступление, чтобы вернуть контроль над городами. Им помог тот факт, что примерно половине танков элитной и надежной Республиканской гвардии удалось избежать из провозглашенной Саддамом «матери всех сражений» [25] в Кувейте и что подразделения штаба гвардии также пережили войну. Кроме того, соглашение о прекращении огня в Персидском заливе от 3 марта запрещало иракским военным использовать самолёты над страной, но не запрещало им летать на вертолётах, поскольку большинство мостов было разрушено [26].

Это произошло потому, что генерал Норман Шварцкопф удовлетворил просьбу иракского генерала о полётах на вертолётах, в том числе вооружённых боевых вертолётах, для перевозки правительственных чиновников из-за разрушенной транспортной инфраструктуры, действуя без указаний Пентагона или Белого дома ; почти сразу же иракцы начали использовать боевые вертолёты для подавления восстаний [27]. У превосходящих по вооружению повстанцев было мало тяжёлого вооружения и мало ракет класса «земля-воздух», что делало их почти беззащитными против боевых вертолётов и беспорядочных артиллерийских обстрелов, когда баасисты ответили на восстания мощным ударом. По данным Human Rights Watch , «в своих попытках вернуть города и после укрепления контроля лоялисты убили тысячи тех, кто противостоит им, будь то повстанцы или гражданские лица, открыв беспорядочный огонь по мятежным районам; казнили их на улицах, в домах и больницах; задерживали подозреваемых, особенно молодых людей, во время обысков по домам, арестовывали их с предъявлением обвинений или без предъявления обвинений или массово расстреливали; и использовали вертолёты для нападения на тех, кто пытается бежать из городов» [28]. Поступило несколько сообщений о нападениях с применением химического оружия, в том числе о применении нервно-паралитического вещества во время подавления мятежа в Басре. После расследования ООН установила, что нет никаких доказательств того, что Ирак использовал химическое оружие для подавления восстаний, но не исключила возможности того, что Ирак мог использовать газообразный фосген, который не был бы обнаружен после нападения [24]. По данным правительственной исследовательской группы США по Ираку, иракские военные действительно использовали нервно-паралитический газ зарин , а также нелетальный газ CS в массовых масштабах, когда в марте 1991 года против повстанцев в Кербеле и прилегающих районах были совершены «десятки» вылетов с использованием импровизированных вертолётов; также сообщалось о очевидных атаках горчичным газом в районах Наджафа и Кербелы силами США, которые были размещены там в то время [29]. На юге силы Саддама к концу марта подавили всё сопротивление, кроме небольших анклавов.

Курдское восстание на севере страны было подавлено ещё быстрее, чем началось. После вытеснения Пешмерги из Киркука 29 марта правительственные танки 30 марта вошли в Дахук и Эрбиль , 1 апреля в Заху, а 3 апреля в Сулейманию, последний важный город, удерживаемый повстанцами. Наступление правительственных войск было остановлено в Коре, узкой долине недалеко от руин Калъат-Диза , где курды во главе с Масудом Барзани успешно оборонялись. По данным Государственного департамента США и группы по иностранным делам парламента Австралии , иранская повстанческая организация Моджахеды Ирана , укрытая в Ираке Саддамом Хусейном, помогала Республиканской гвардии в жестоком подавлении восстаний [30] [31]. Бывшие моджахеды сообщили, что Мариам Раджави сказал: «закатайте курдов своими танками и сохраните свои пули для иранской революционной гвардии» [32]. В тот же день Совет Безопасности ООН одобрил резолюцию 688, осуждающую угнетение иракским правительством курдов и требующую от Ирака уважать права человека своих граждан [24]. Жертвы[ править править код ] Число погибших было велико по всей стране.

Повстанцы убили многих чиновников и офицеров баасистов. В ответ тысячи безоружных граждан были убиты неизбирательным огнём танков, артиллерии и вертолётов лоялистов, а многие исторические и религиозные сооружения на юге были преднамеренно атакованы по приказу Саддама Хусейна [17]. Силы безопасности Саддама вошли в города, часто используя женщин и детей в качестве живого щита, где они задерживали людей и казнили их без суда и следствия или когда наугад исчезали тысячи людей в рамках политики коллективной ответственности. Многих подозреваемых пытали, насиловали или сжигали заживо [34]. Многие из убитых были похоронены в братских могилах [17]. Места массовых захоронений, содержащие тысячи тел, были обнаружены после падения Саддама Хусейна в апреле 2003 года [35]. Из 200 массовых захоронений, зарегистрированных Министерством по правам человека Ирака в период 2003—2006 годов, большинство находилось на Юге, в том числе одно, как полагают, содержало до 10 000 тел [36].

Кризис, связанный с наплывом беженцев[ править править код ] Грузовики с гуманитарной помощью для курдских беженцев, 29 апреля 1991 года. В марте и начале апреля почти два миллиона иракцев, 1,5 миллиона из них курды [37] , бежали из охваченных войной городов в горы вдоль северных границ, в южные болота, а также в Турцию и Иран.

Cроки ультиматума уже подходили к концу, когда напряжение достигло высшей точки. Разница подразумевалась небольшая: всего несколько дней. По сути, это было прошение о мире.

Но США проигнорировали его, и 15 января в заливе разразилась Первая иракская война. Уже 12-го Пентагон объявил, что "практически все военные силы и средства Ирака… или уничтожены, или не способны к действиям". Однако удары продолжились и влекли все больше жертв и разрушений. Из строя вывели систему подачи электроэнергии, а с нею воды и канализацию Ирака. В условиях жаркого климата распространился гастроэнтерит, а хроническое безденежье усугубилось и вызвало легкую форму голода — массовое недоедание.

В соседние арабские страны устремились иракские беженцы, однако добраться удавалось не всем. Удары продолжались, и из-за ошибок военных под прицел попадали автобусы с вынужденными переселенцами: чаще всего женщинами и детьми. Когда США прекратили боевые действия, ущерб для Ирака исчислялся миллиардами долларов. В Вашингтоне обсуждали наступление на Багдад, однако сочли, что с режимом Хусейна покончат сами иракцы, возмущенные положением, в котором оказались. Это была ошибка.

Неудачливый на внешней арене правитель продемонстрировал, что крепко контролирует положение в стране. Чтобы свергнуть его, США понадобилась вторая иракская война — в 2003 году. Культурная логика войн в Заливе и Суэцкого кризиса" , — и я думаю, что люди часто путают первую и вторую войны между собой. Тогда, в начале 90-х, кампанию в Ираке считали "хорошей" и "морально оправданной" войной. Она породила множество кратковременных мемов или недолго продлившихся событий, мелькавших перед глазами.

Это и постоянное попадание на телеэкран Колина Пауэлла, и заблуждение, что "умные бомбы" способны попадать точно в дымоход, — тогда это называли "чистой войной"; вера в то, что комплекс Patriot в состоянии защитить от ракетной атаки, и в якобы существовавшее сходство между иракскими ракетами "Скад" и нацистскими V2. Еще это была война, в которой на помощь США собралась международная коалиция, в дальнейшем американцы все больше обходились без союзников. В некотором роде это была вершина международного сотрудничества и дипломатического взаимного содействия. С тех пор тенденция обернулась в противоположную сторону. А кроме того, это была не доведенная до конца война, после которой последовала еще одна, приведшая к устранению Саддама на сомнительных основаниях его якобы связей с террористами и недоказанного изготовления им оружия массового поражения.

Но для этого пришлось дожидаться 2003 года", — размышляет эксперт. После войны в Заливе 1991 года на Ближнем Востоке началась эпоха преобладания американцев — Pax Americana.

Перечитывая историю войны в Персидском заливе (1990–1991 гг.)

Тысячи мирных жителей погибли за это время, большинство — от бомбардировок и атак террористов-смертников, миллионы остались без крова и средств к существованию. Авторы фильма узнали, как живёт Ирак спустя 20 лет после интервенции: в стране до сих пор нестабильная общественно-политическая ситуация, вспыхивают беспорядки, экономика находится в упадке.

Предполагалось, что воздушно-десантные войска США захватят нефтяные объекты в Саудовской Аравии и Кувейте, и могут даже запросить британцев сделать то же самое в Абу-Даби. Этот эпизод показывает, что бесперебойность поставок нефти всегда была приоритетом правительственного планирования.

Пропаганда и как это было на самом деле Для первого вторжения в Ирак 1991 Америка использовала следующие оправдания: Утверждение правительства США Правда Ирак напал на независимое государство Кувейт Кувейт был на протяжении веков частью Ирака, и только британские империалисты оторвали его силой в 20-х гг. Ни одна страна региона не признала этого отделения. Хусейн производит ядерное оружие и собирается применить его против Америки Планы производства ядерного оружия находились в зачаточном состоянии, под таким предлогом можно бомбить большинство стран мира.

Его намерение нападать на Америку, конечно, являлось чистой выдумкой. Ирак не хотел начинать мирные переговоры с Кувейтом и выводить войска. Когда Америка атаковала Ирак, мирные переговоры уже шли полных ходом, а иракская армия покидала Кувейт.

Зверства иракской армии в Кувейте. Самые страшные зверства типа описанного нижее убийства младенцев были выдуманы американской пропагандой. Да и сами подумайте, стал бы Хусейн проводить зверства над тем народом, которым собирался впоследствии править?

Применение оружия массового уничтожения иракской армией Америка сама до 1991 года предоставляла Хусейну это оружие для войны с Ираном, Кувейтом и для подавления восстаний внутри страны. Всемирно известный факт. Ирак собирался напасть на Саудовскую Аравию Доказательств до сих пор нет.

Что самое удивительное их нет ни в Ираке, ни в Саудовской Аравии. Нет даже слухов. Слухи есть только в США.

В Ираке нет демократии Американцы сами привели к власти Хусейна, затем использовали это как повод для нападения. Война может создать рабочие места в самих США Правда но довольно странный, кстати, повод для начала войны и геноцида целого народа, вы не находите? Огромную роль в формировании общественного мнения в самих США, поддерживающего 1-ую войну против Ирака, сыграли телекадры, где 15-летняя девочка, которую представляли как кувейтскую беженку, рассказывала, что она видела своими глазами, как иракские солдаты вытащили 312 младенцев-кувейтцев из роддома, и положили их на бетонный пол умирать.

Они хотели забрать инкубаторы, где находились эти младенцы. Интервью с этой девочкой крутили по американскому ТВ перед войной сотни раз. Надо признать, что девочка исполнила свою роль мастерски, даже заплакала, в зале тоже многие утирали слёзы.

Имя девочки скрывали, потому что у нее, якобы, осталась семья в Кувейте и она может пострадать от солдат Хусейна. Для того, чтобы понять, каким важным фактором был этот ролик, добавим, что президент Джордж Буш-старший использовал рассказ о мертвых младенцах десять раз за сорок дней предвоенной пропагандистской кампании, к интервью неоднократно апеллировали члены американского Сената при решении вопроса, посылать ли войска в Залив. Впоследствии было доказано, что показанная по ТВ девочка — никакая не беженка, а дочь посла Кувейта в США, которая проживала на территории Соединенных Штатов и потому никак не могла быть очевидцем оккупации Кувейта, более того, она — член королевской фамилии, управляющей Кувейтом, все ее родственники имеют огромные состояния, поместья за границей и проживают преимущественно в США и странах Запада, так что не могли пострадать, даже если бы она выступала под своим именем.

Перед нами фальсификация, которая сознательно была выполнена телевизионщиками по заказу сторонников войны из администрации президента. Разумеется, сам президент Буш-старший не мог этого не знать, он сознательно манипулировал мнением миллионов простых американцев ради достижения своих политических целей. Весь этот пиар-трюк был заказан американским правительством фирме "Хилл энд Ноултон", которая занимается производством рекламы.

Фирма выяснила, что американская общественность больше всего ненавидит людей, совершающих насилие над детьми. Поэтому именно такой сюжет был выдуман для раскручивания войны с Ираком. Обман выплыл из-за того, что некоторые журналисты не поленились поехать в тот самый роддом и попытались поговорить с работниками и начальством.

Оказалось, что ни о каком убийстве младенцев там и не слышали, а иракцы хотя и заглянули во время войны в это здание, но ограничились воровством стульев. Специальные "инкубаторы" для младенцев, которые они по сообщению девочки увезли с собой, до сих пор стоят на месте и служат своей цели. Во время войны в Персидском Заливе ненависть к Ираку нагнетали душераздирающими кадрами: добровольцы из числа "зеленых" обмывают мылом бедных птиц, попавших в нефтяное пятно, разлитое жестокими иракцами.

Вскоре после этого было опубликовано сообщение, что это были кадры из репортажа, снятого на Аляске, где на скалы сел танкер, разливший 70 тыс. То есть, громогласно было заявлено, что ведущие телеканалы всего мира сознательно фальсифицировали информацию. И что?

Никакого эффекта. Ни слушаний в парламентах, ни обращений в суды, ни резолюции ООН. Пентагон разрабатывал вторую военную операцию против Ирака за месяцы до 11 сентября.

В ходе серии опросов, проведенных с мая по сентябрь 2003, эксперты выяснили, что немалая часть американцев не имеет даже представления о том, что происходит в Ираке. Это прямой результат дезинформации, проводимой американскими СМИ, особенно телеканалом "Фокс". В Америке всё чаще перекрывают доступ к независимой информации об Ираке то есть к очищенной от американской пропаганды.

Особенно это касается страниц интернета, например electronicIraq. В самом Ираке употребляются более жёсткие методы борьбы со свободой слова. Например, когда 2 корреспондента "Рейтер" посмели заснять горящий американский вертолёт, по ним просто открыли огонь, а потом арестовали.

Представитель американских военных заявил, что "корреспонденты "Рейтер" стреляли по ним из пулеметов и ручных гранатометов... Часть его работы подверглась существенным изменениям, в частности были искажены некоторые цифры. Авторы британского документа также изменили ряд фраз для того, чтобы сгустить краски.

Независимая комиссия Конгресса США получила в свое распоряжение великое множество правительственных документов, проливающих свет на обстоятельства, связанные с событиями 11 сентября и их последствиями. В числе таких документов оказался и меморандум, поступивший в Белый дом из Пентагона буквально через несколько дней после терактов. Меморандум составил один из самых видных чиновников военного ведомства Дуглас Фейт.

Он так же, как Вулфовиц, Перл, Либби, входит в группу "неоконсерваторов", весьма влиятельную в нынешней администрации. Какими же идеями поделился Дуглас Фейт с Белым домом? По сведениям журнала "Ньюсуик", в меморандуме говорилось, что в войне с международным терроризмом стратегические цели Афганистана выглядят слишком мелкими, ничтожными.

Вместо ударов по "Аль-Каиде" предлагалось обрушить военную мощь США либо на Ирак, либо на страны юго-восточной Азии, а еще лучше — направить войска... Есть, дескать, разведывательные данные, что в приграничных районах Парагвая, Аргентины и Бразилии группируются поддерживаемые Ираном террористы "Хизболлы". В Белом доме предложение не поддержали.

Президенту, конечно, тоже не хотелось "ловить мух", как он выразился. Грезилась серьезная военная кампания с быстрой и блистательной победой над "серьезным" противником. Однако Латинская Америка — это уж слишком...

Решили принять план Вулфовица: сначала Афганистан и следом за ним — Ирак. Данные, представленные по Ираку, подтверждения не получили ни тогда, ни потом. Связь между Хусейном и терактами 11 сентября 2001 г.

Редактор газеты Los Angeles Times запретила журналистам называть иракцев, воюющих с солдатами армии США, "бойцами иракского сопротивления". Вместо этого газетчикам предложили то есть обязали использовать другие слова, в частности "боевики" и "бандиты". Сейчас повторяется то, что произошло во время вьетнамской войны.

Воюющие против США вьетнамцы, из "отсталых дикарей, не понимающих своего счастья", превратились в "красных", "коммуняк", "бандитов" и "макак". Не менее интересный факт. Кувейтские нефтескважины на последнем этапе ирако-американской войны 1991 г.

Израиль практически ограничил всю информацию об ущербе, наносимом ракетными ударами по израильским городам. Официальное объяснение гласит, что подобные меры приняты с целью не дать возможности иракским корректировщикам вносить поправки в прицел. Британия наложила вето на любые данные о своих потерях. Вашингтон запретил воспроизведение любых фотографий и видеозаписей без предварительного одобрения военной цензуры».

Другим важным военно-политическим результатом войны в зоне Персидского залива является удавшийся Вашингтону и его союзникам опыт создания многонациональной коалиции для защиты своих интересов и привлечения к этому ООН. Согласно оценке многих зарубежных обозревателей, решения некоторых стран антииракской коалиции направить свои войска в зону Персидского залива были продиктованы не столько благородным стремлением «освободить» Кувейт и наказать агрессора, сколько соображениями чисто конъюнктурного свойства: приобрести благосклонность более сильного союзника, получить дополнительную финансовую помощь, укрепить собственные позиции в важном районе за счет ослабления конкурента и соперника. Война в зоне Персидского залива, причины которой надо искать в довольно отдаленном прошлом, завязала еще один узел противоречий в арабском мире. Действительно, если говорить в целом о мусульманском мире, то он, по существу, раскололся в вопросе об отношении к событиям в Заливе, особенно к участию войск немусульманских государств в освобождении Кувейта.

Можно предположить, что неоднозначное отношение различных арабских государств и мусульманского мира в целом к политике и роли Ирака в регионах станет еще одним относительно устойчивым источником межарабскихпротиворечий. Далеко не единодушным остается отношение государств зоны Персидского залива и Ближнего Востока к проблеме посткризисного военно-политического устройства в регионе, и прежде всего обеспечения региональной безопасности. Основная идея заключается в формировании чисто арабской системы безопасности, в которой будут объединены политические и военные усилия стран, входящих в состав Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива. Именно об этом сразу после окончания войны в Заливе договорились собравшиеся в Дамаске полномочные представители указанных государств.

Однако с тех пор на пути реализации принципиальной договоренности возник ряд серьезных трудностей. Признаком возможного тупика на пути создания системы региональной безопасности в зоне Персидского залива в таком виде, в каком она задумывалась, явилось начало возвращения на родину египетских и сирийских войск, которые, как предполагалось, должны были стать основой военной организации намечаемого военно-политического союза в регионе. В складывающейся ситуации весьма противоречиво отношение монархических режимов зоны Залива к присутствию и роли иностранных войск на их территориях. С одной стороны, они убедились в неспособности собственных вооруженных сил обеспечить национальную безопасность даже перед лицом Ирака, ослабленного войной с Ираном.

С другой стороны, сохранение значительного иностранного военного присутствия в регионе после завершения войны задевает национальное самолюбие народных масс, подчеркивает зависимость от Запада и вызывает вполне объяснимое недовольство ортодоксальных мусульманских кругов и политической оппозиции. С учетом всех этих обстоятельств решаются допросы об уровне и формах военного присутствия США и других стран Запада в регионе, задачах и роли, остающихся в зоне кризиса западных воинских контингентов, их взаимоотношении с местными властями и национальными вооруженными силами. И в данном вопросе позиции отдельных арабских режимов отличаются друг от друга. Неоднозначность позиций арабских стран по вопросу военного присутствия Запада в регионе в посткризисный период создает для США и их западноевропейских партнеров разные, но довольно широкие возможности утверждения своего политического и военного влияния в регионе.

Одним из важнейших последствий войны в зоне Персидского залива является раскручивающийся в настоящее время новый виток гонки вооружений в этом районе мира. Все это стимулировало новые закупки вооружения. В результате войны Ближний Восток превратился для западных военно-промышленных корпораций в главный рынок военной техники. Рост насыщенности вооружением зоны Персидского залива едва ли будет способствовать стабилизации обстановки в регионе и в перспективе может стать причиной возникновения новых кризисных ситуаций.

Рассматривая военно-политические последствия войны в зоне Персидского залива для обстановки в регионе, нельзя оставить без внимания проблему арабо-израильского противостояния. Саддаму Хусейну не удалось разыграть израильскую карту, хотя в этом направлении были предприняты известные шаги в виде нанесения по территории Израиля серди ракетных ударов. Следует напомнить, что, по расчетам иракского лидера, резкое раскручивание антиизраильской кампании и попытки спровоцировать Тель-Авив на ответные военные действия против Ирака должны были поднять на защиту Багдада весь мусульманский мир и таким образом крайне затруднить США и их партнерам по антииракской коалиции реализацию их плана восстановления кувейтской монархии. Однако этот замысел, по существу, был сорван усилиями Вашингтона, который сумел удержать израильтян от ответных мер и в какой-то степени обеспечить прикрытие территории Израиля зенитными ракетными комплексами.

В итоге Израиль получил определенный политический выигрыш хотя бы от того, что не ухудшил отношений с арабским миром, а также некоторую компенсацию в виде финансовой помощи и дополнительных поставок вооружений. Но с нанесением поражения Ираку, а также в результате ликвидации его ракетного, химического и ядерного потенциала значительно снизилась военная угроза для Израиля со стороны такого опасного противника, каким до недавнего времени можно было считать Ирак. Заметно уменьшились и возможности палестинцев, пользовавшихся материальной и финансовой поддержкой Багдада, по оказанию сопротивления израильской оккупации арабских земель. Некоторые арабские странырассчитывали, что после войны им удастся через США добиться определенных уступок от Тель-Авива.

Однако этого не произошло даже после серии американо-израильских переговоров по проблеме ближневосточного урегулирования в новых условиях. Влиятельные политические круги и лидеры Израиля с прежней настойчивостью добиваются закрепления за своей страной захваченных арабских земель. Естественно, это снижает для США и НАТО ценность добытой ими победы, так как способствует сохранению недоверия к их политике со стороны ряда арабских государств. Поэтому можно говорить о том, что война в зоне Персидского залива усилила позиции Израиля в его противостоянии арабам, а это никак не вяжется с утверждениями о стабилизирующей роли в мире военной мощи США и НАТО.

Консервирующей военно-политическую ситуацию в интересах Вашингтона и его союзников - да, но далеко не стабилизирующей. Что касается Ирана, то война в зоне Залива несколько изменила его стратегическое положение в благоприятном для него направлении. Главное, значительно ослаблен военный потенциал его основного военного и политического соперника. Кроме того, иракская агрессия против Кувейта в определенном смысле сместила или скорректировала источники угроз для монархических режимов и тем самым заставила последних смотреть на Иран как на возможного союзника в межарабском противоборстве.

Во всяком случае, последние события в регионе способствовали улучшению отношений Тегерана с некоторыми государствами Аравийского п-ова, хотя, конечно, ирано-арабское соперничество в Заливе - это довольно стабильный военно-политический фактор, в значительной мере определяющий содержание внешнеполитического курса Ирана и направленность его военного строительства. Результаты войны в Персидском заливе в известной степени повлияли на военно-политическое положение в Афганистане и вокруг него. Нельзя отрицать тот факта, что с завершением боевых действий многонациональных сил против Ирака настойчивость афганской оппозиции в достижении своих целей явно усилилась. Моджахеды, принявшие в общем-то символическое участие в составе сил антииракской коалиции, уверовали в возможность активной помощи им со стороны Соединенных Штатов, Саудовской Аравии, Пакистана и некоторых других стран.

И они в своих расчетах, похоже, не ошиблись, так как в последние месяцы интерес перечисленных выше стран к тому, что происходит в Афганистане, явно возрос, а некоторые данные свидетельствуют о возобновившихся широких поставках для сил афганской вооруженной оппозиции оружия, в том числе советского производства, захваченного у Ирака в ходе операции "Буря в пустыне". Иракская агрессия против Кувейта и результаты войны в Персидском заливе создает еще одну большую проблему, которая может иметь серьезные последствия для обстановки как в регионе, так и во всем мире. Появляются признаки того, что под влиянием происшедших событий будет усиливаться тяга некоторых государств Ближнего Востока к обладанию оружием массового поражения ядерным и химическим , а также средствами его доставки. Об этом приходится говорить, так как все больше данных свидетельствует о том, что, несмотря на попытки ведущих ядерных держав воспрепятствовать происходящему процессу, работы по освоению атомной энергии в военных целях в ряде стран региона продолжаются.

Что же касается средств доставки, то многие государства Ближнего Востока уже располагают ими. Судя по масштабам применения ракетного оружия в ходе боевых действий, оно становится неотъемлемой частью военных арсеналов армий стран региона. Таким образом, война в зоне Персидского залива наложила глубокий отпечаток на обстановку во всем мире, и особенно на Ближнем и Среднем Востоке. Всем было понятно, что Хусейну были нужны богатства Кувейта.

Итогом войны стало выполнение целей, которые поставили для себя страны-члены ООН. Кувейту была возвращена независимость. На Ирак были наложены санкции, он был ослаблен как в экономическом, так и в военно-политическом плане. Что касается позиции США по отношению к Иракскому конфликту с Кувейтом; по заявлению Соединенных Штатов Ирак напал на зависимое государство Кувейт, после чего временное правительство обратилось с просьбой о вхождении Кувейта в состав Ирака.

По сути, на этом могло бы все и закончится, но это событие привело к перебоям нефтяных поставок импортёрам кувейтской нефти. Что оказалось крайне невыгодно для США. Таким образом, военные действия со стороны США, могли представлять собой важнейшие шаги к разворачиванию проекта глобализации, целью которого было стремление управлять международными процессами. Тем самым события в Кувейте давали шанс продемонстрировать не только военную мощь Соединенных Штатов, но и показать свое господство в мире.

Поэтому военный конфликт в Ираке демонстрировал стремление США утвердить себя как сверхдержаву. Америка на тот момент стремилась стать координатором международных процессов. Это объясняет интенсивно растущую активность США в международных событиях. В результате по окончанию войны США берет под контроль нефтяные источники; внешняя политика Штатов — применение грубой силы для урегулирования новых конфликтов; ослабление Иракского государства.

Однако позднее эти данные никак не были ни подтверждены, ни опровергнуты и даже не обсуждались ни ведущими политиками страны, ни СМИ. Большой военный эксперимент Авиаудары продолжались более месяца — наземная операция МНС в Кувейте началась 24 февраля, после обхода войсками коалиции иракских подразделений со стороны пустыни. По мнению экспертов, быстрота разгрома объясняется тем, что американцы хорошо проработали наступление в тактическом плане: силы обороняющихся были скованы британскими войсками, затем с помощью электроники и высокоточного оружия иракцы были «ослеплены», управление их военными формированиями было нарушено. Иракцы не стали устраивать аналог Сталинграда, а просто побежали с позиций. На их счёт, правда, можно записать успешное использование ракет «Скад», которыми и сегодня пользуются повстанцы в Йемене и талибы в Афганистане. Плюс довольно удачное наступление на Хафджи.

В целом при иной военной организации армия Ирака вполне могла бы успешно противостоять американцам и их союзникам. Утром 28 февраля багдадское радио объявило о прекращении огня, а 3 марта командующий МНС американский генерал Норман Шварцкопф вместе с министром обороны Саудовской Аравии Халидом бин Султаном подписали с представителями Ирака соглашение об окончании боевых действий. Позднее, в августе 1991-го, генерал Шварцкопф публично высказал критику в адрес президента США Джорджа Буша — старшего за нежелание дать команду силам МНС идти на Багдад, за что был отправлен в отставку. Позднее высокопоставленные чиновники Белого дома заявляли, что в случае принятия такого решения США оказались бы в роли оккупантов во враждебной стране. Впрочем, именно так и случилось спустя 12 лет, когда в 2003 году американские войска вторглись в Ирак, свергнув Саддама Хусейна и фактически породив ИГИЛ, в руководстве которого позднее оказалось немало высокопоставленных саддамовских военных. Ряд военных специалистов считает, что «Буря в пустыне» стала своего рода экспериментальной площадкой для методов будущих войн.

Читайте также.

Агрессия Ирака против Кувейта.

Эта первая война в Ираке была окончена 28 февраля 1991 года в еврейский праздник мести антисемитам Пурим. Еврейский сайт sem40 сообщает, что премьер-министр Израиля Ицхак Шамир сказал в то утро: «Пурим. 28 февраля 1991 года) — это вооружённый конфликт Многонациональных сил (МНС) и Ирака за территории Кувейта. 28 февраля 1991 года завершилась Война в Персидском заливе между Ираком и многонациональными силами во главе с США за освобождение Кувейта. «Если до 15-го января Ирак не покинет Кувейт, будет война», — сказал Буш. Интифада Шаабания — восстание 1991 года в Ираке, ряд протестов, выливавшихся в беспорядки, приведшие к нестабильности в регионах южного и северного Ирака. Новости об издевательствах над иракскими узниками тюрьмы Абу-Грейб подожгли и без того непростую ситуацию в сфере безопасности в Ираке.

​Сломить волю населения: в 1991 году ВВС США по-настоящему лишили Ирак тока

Военная операция в Ираке началась утром 20 марта 2003 года. 28 февраля 1991 г.) была война, которую вели коалиционные силы из 35 стран во главе с США против Ирак в ответ на иракские вторжение и аннексия Кувейта возникающие в результате споров о ценах на нефть и добычи. Уничтожение Ирака в двух войнах открыло дорогу новой силе — началось восхождение Ирана", — подвел итог в разговоре с ТАСС президент Иерусалимского института стратегии и безопасности профессор Эфраим Инбар. Интифада Шаабания — восстание 1991 года в Ираке, ряд протестов, выливавшихся в беспорядки, приведшие к нестабильности в регионах южного и северного Ирака. вооружённый конфликт между Ираком и Вооруженными силами международной коалиции за освобождение и восстановление независимости Кувейта. И ещё одна 20-летняя годовщина сегодня: война-91 в Ираке. Все три темы для меня тогда слились воедино, буквально в несколько смежных дней: извержение Авачи, литовские разборки и споры, красивая телевизонная картинка бомбёжки Багдада.

Разрушение иракской инфраструктуры в ходе войны в Персидском заливе

Другие подразделения взяли под свой контроль дорогу от Басры к Кувейту и отрезали поставки нефти находившимся в Кувейте иракским войскам. Одновременно морские пехотинцы и ведомые саудовцами коалиционные войска вошли непосредственно в эмират. К 26 февраля Ирак объявил, что выводит свои силы из Кувейта, однако по-прежнему отказывался принимать условия всех относящихся к этому вопросу резолюций ООН. Иракские танки, БМП, грузовики и пехота, бежавшие от союзнического наступления, образовали громадные пробки на главной магистрали, ведущей от Кувейта к Басре. Союзники бомбили их с воздуха.

Тысячи иракских солдат погибли прямо в машинах. Трасса получила тогда название «дорога смерти». Только во время наземной операции погибли от 25 до 30 тысяч иракцев. В 21:00 по вашингтонскому времени президент Джордж Буш объявил, что с 4:00 следующих суток вступает в силу прекращение огня.

К этому времени союзнические войска взяли в плен десятки тысяч иракских солдат. Многие из них были голодны, измотаны и деморализованы и сдавались почти без сопротивления. В ходе операции союзники потеряли 148 солдат; еще 145 человек погибли вне зоны военных действий. Данные о потерях с иракской стороны разнятся - от 60 до 200 тысяч погибших солдат.

Многие тела были погребены в братских могилах в пустыне. В соответствии с документом Ирак должен был прекратить все военные действия, аннулировать аннексию Кувейта, обнародовать данные обо всех имеющихся химических и биологических вооружениях, освободить всех иностранных заключенных и принять ответственность за жертвы и материальный ущерб, нанесенный в результате оккупации Кувейта. На следующий день в ходе встречи с американскими военными в палатке на захваченной иракской военной базе Савфан иракское командование официально приняло условия мира. Саддам Хусейн при этом не присутствовал.

Уходя из Кувейта, иракские войска открыли кувейтские нефтяные скважины, и в Персидский залив вылилось более 1 миллиона тонн нефти. Кроме того, иракцы подожгли по меньшей мере 600 скважин, и над Кувейтом образовалось огромная дымовая завеса. На то, чтобы потушить пожары и прекратить неконтролируемый выход нефти из скважин, специальным бригадам потребовалось более полугода. Но даже после этого в пустыне осталось 320 нефтяных озер.

На их «высыхание» ушло почти все последовавшее десятилетие. Последствия войны. Опасаясь дополнительных потерь, американское командование не стало доводить войну до вторжения в Багдад и свержения Хусейна, и он продолжал оставаться у власти еще 12 лет. Специальная комиссия ООН, оценивая состояние Ирака после войны, пришла к выводу: в результате бомбардировок, обстрелов, наземных сражений Ирак находится в состоянии, близком к «апокалипсическому» и отброшен в «доиндустриальную эпоху».

Выражение «вбомбить в каменный век» как раз и родилось после войны в Заливе. Не следует думать, однако, что такое разрушение потенциала развития страны, ставшей первой - но отнюдь не последней - жертвой карательных акций безнаказанно действующей сверхдержавы, явилось следствием лишь случайных попаданий. Случайно не могли быть разрушены не только все мосты, автомобильные и железнодорожные трассы, но и все электростанции, вследствие чего перестали работать системы водоснабжения и канализации, а страна оказалась под угрозой парализации всей жизнедеятельности. Война в Персидском Заливе позволила США сделать первый и важнейший шаг к разворачиванию проекта пирамидальной глобализации, с единственной сверхдержавой на вершине этой пирамиды как генератором и координатором всего процесса.

Чейни прямо сказал: «На мой взгляд, совершенно очевидно, что США утверждаются как единственная реальная сверхдержава в мире». Один из ведущих военных экспертов США позже сказал: «Совершенно необходимо было сделать так, чтобы этот конфликт стал первым, в котором каждый день считали бы не трупы, как это было во Вьетнаме, но лишь самолеты, танки, артиллерийские установки». Разумеется, речь шла прежде всего о том, что американцы должны были видеть не трупы американских солдат, но лишь победоносно наступающую технику - что, в общем, было не так трудно сделать при подавляющем превосходстве в бесконтактных вооружениях и при полностью разрушенных ПВО противника. Разумеется, Хусейн понимал разницу в военной мощи между США и Ираком, но не предполагал, что сверхдержава возможно, не предполагал также, что она останется одна и что исчезнет возможность лавирования между великими, отличавшая весь послевоенный период не только безнаказанно, но даже при поддержке и одобрении как ООН, так и другой, теперь уже бывшей, сверхдержавы применит свою многократно превосходящую мощь против одной из стран «третьего мира».

В этом и заключалась абсолютная новизна ситуации. США жаждали продемонстрировать миру как набранную в 1980-е годы военную мощь, так и волю к господству. А потому, не будь Саддама, нашелся бы какой-нибудь другой повод как для подобной демонстрации.

С тех пор некоторые в стране мечтали о возвращении былых территорий, называя это «достижением арабского единства». Можно говорить и о том, что Хусейна по-своему спровоцировали. Он совершенно игнорировал международные отношения и международное право, равно как и интересы определённых государств региона», — подчеркнул очевидец тех событий. Бытует мнение, что к военной авантюре правительство Хусейна подтолкнул Вашингтон, однако, по мнению генерал-майора, это не так. К тому же у США были отличные отношения с королевской династией Кувейта. Поэтому я не согласен с мнением о том, что США якобы подтолкнули Саддама к вторжению. Да, посол Эйприл Глэспи не говорила Саддаму: «Не вторгайтесь», но в то время, я уверен, что и к вторжению она его тоже не призывала», — поделился он.

Кувейтский повстанец, сражавшийся против войск Ирака. Март 1991 года. Фото: Reuters «Тот факт, что иракским военным было ничего не известно о решении вторгнуться в Кувейт, подтверждает стремление Саддама к единоличной власти. До этого, несмотря на то, что Саддам занимал пост заместителя главы Совета революционного командования и мог отдавать приказы высшим военным чинам, ему всё равно хотелось получить звание генерал-лейтенанта. Он считал, что офицер всегда находится в более выгодном положении, и это позволяет ему оставлять за собой последнее слово. Остальные же должны просто дожидаться его личных распоряжений», — пояснил ад-Дайри. Так или иначе, война началась, что привело к разрушению инфраструктуры Кувейта и последующему уничтожению Ирака. До знаменитой 100-часовой войны США планировали поставить иракским властям ультиматум, предполагающий полный вывод иракских войск из Кувейта. Письмо с ультиматумом, которое Бейкер попытался вручить Тарику Азизу во время их последней встречи, иракский чиновник отверг. Собеседник RT работал послом в Швейцарии, где и должна была состояться эта встреча.

Он связался с Азизом и сказал, что должен лично присутствовать на переговорах. Однако министр ответил отказом. В ходе встречи выяснилось, что письмо, которое Тарик Азиз отверг и даже бросил на пол, попало в руки швейцарских властей.

Ввиду этих соображений США, ещё десятилетие назад объявившие Персидский залив зоной своих национальных интересов, предложили Саудовской Аравии разместить на её территории свои воинские подразделения. После некоторых колебаний король страны Фейсал дал своё согласие. Уже 7 августа в Саудовскую Аравию начали прибывать американские войска. Операция по обеспечению безопасности страны получила название «Щит пустыни» Desert Shield.

Резолюция предоставляла Ираку полтора месяца для того, чтобы прекратить оккупацию Кувейта. Если этого не произойдёт, государства-члены ООН, сотрудничающие с правительством Кувейта, уполномачиваются «использовать все необходимые средства, с тем чтобы поддержать и выполнить резолюцию 660 1990 и все последующие соответствующие резолюции и восстановить международный мир и безопасность в этом регионе [3] ». Многонациональные силы Ирак и страны МНС В различных источниках указывается разная численность воинских группировок стран МНС и предоставленной ими техники и снаряжения. Ниже приведены обобщённые данные. Данные по странам, внёсшим небольшой вклад в МНС, взяты в основном из этого компилятивного источника pdf-файл. Австралия — 3 корабля, две медицинские группы. Аргентина — 4 корабля, 2 транспортных самолёта.

Афганистан — группа афганских моджахедов прибыла в Саудовскую Аравию для защиты страны от возможного нападения со стороны Ирака.

Пострадал даже завод по производству вакцин для животных. И, конечно же, бомбы не пощадили гражданские автомашины, автомобильные и железные дороги, аэропорты, мосты, а также многочисленные промышленные, коммерческие, образовательные, религиозные и культурные объекты. Оценки ущерба от бомбардировок 1991 года очень разные.

Минимальную оценку дало в 1991 году ЦРУ, назвав сумму в 30 миллиардов долларов. Но более реалистичная оценка составляет 200 миллиардов долларов. Разрушение электроэнергетической системы Более 90 процентов мощностей иракской электроэнергетики было выведено из строя уже в первые часы войны. Сюда входят 11 крупных электростанций и 119 подстанций. Если в декабре 1990 года действующие генерирующие мощности составляли 9 000 мегаватт, то к марту 1991 году они были уменьшены до 340 мегаватт.

Очевидно, Соединенные Штаты использовали специальное оружие, созданное для уничтожения объектов электроэнергетики, в данном случае иракской. Офицеры ВВС США признавали, что удары по иракской инфраструктуре в том числе, по системе электроснабжения имели отношение к попыткам "ускорить воздействие санкций", то есть, "ослабить волю" гражданского населения и подтолкнуть его к свержению Саддама Хусейна. Ему нужно, чтобы кто-то дал возможность восстановить нормальную жизнь. Так вот, если у поддержанной ООН коалиции есть политические цели, она может сказать: "Саддам, когда ты согласишься сделать то-то и то-то, мы позволим твоим людям починить электросеть". Это дает нам долговременные рычаги давления.

Геллман связался с военными аналитиками, и те посчитали, что на ремонт разрушенных трансформаторов и подстанций с помощью Запада уйдет около года, а вот для ремонта разрушенных американскими бомбовыми ударами главных машинных залов электростанций понадобится намного больше времени — пять лет. Руководство Пентагона, с которым связался Геллман, отказалось дать письменные разъяснения о конкретном военном значении 28 объектов электроэнергетики в 1991 году. Один офицер, которому позвонил Геллман, сказал: Люди говорят: "Вы что, не знали, что бомбовые удары окажут воздействие на водоснабжение и канализацию". Да знали мы это. А зачем, как вы думаете, мы тогда вводили санкции — чтобы выручить иракский народ?

Мы наносили удары по инфраструктуре, чтобы усилить воздействие санкций и поскорее получить от них эффект. Генерал-лейтенант Чарльз Хорнер Charles A. Horner , осуществлявший общее командование авиационной кампанией, пытался скрыть вредоносные цели разрушения электроэнергетической инфраструктуры. Он объяснил Геллману, что "психологическое воздействие на простых иракцев, которые лишились света в своих домах" стало лишь побочным эффектом [уничтожения инфраструктуры]. Геллман сообщает и о других оправданиях действий по разрушению инфраструктуры.

Одно из них — что гражданское население Ирака несет свою долю вины за вторжение Саддама в Ирак. Другой офицер, сыгравший центральную роль в кампании авиаударов, отказался назвать свое имя и объяснил Геллману, что стратегические бомбовые удары наносились "по всем тем объектам, которые дают возможность нации выстоять". По сути дела, были парализованы системы водоснабжения и канализации, а также другие зависящие от электричества жизненно важные службы. Также была серьезно повреждена работающая от электричества ирригационная система, необходимая для производства продовольствия в стране. Сразу же была разрушена система заморозки продуктов и лекарств.

Перечитывая историю войны в Персидском заливе (1990–1991 гг.)

На самом деле, иракские подразделения продолжают бороться. Мы продолжаем войну». Фото 4. На следующий день, иракский Президент Саддам Хусейн сам объявил по радио о том, что отступление действительно началось по двум магистралям и должно быть завершена в тот день, в который отреагировал Буш, назвав объявление Хусейна «безобразием» и «жестоким обманом. Американцы отказались принять предложение Ирака сдаться и покинуть поле боя, тем самым рискуя тем, что такие действия приведут к урегулированию конфликта, которое не может быть благоприятным для интересов Соединенных Штатов. Поэтому Джордж Буш и американские военные стратеги решили просто подло уничтожить как можно больше иракцев. Фото 6.

Бомбардировка началась около полуночи. Сначала американские и канадские самолеты бомбили передний и задний части конвоя, чтобы заблокировать движение по трассе, затем напали на конвой, застрявший в ловушке. Главнокомандующие Центрального командования США получили предписание от администрации Буша, чтобы «не позволить никому и ничему выбраться из города Эль-Кувейт». Следовательно, любое транспортное средство, которое смогло отъехать от шоссе, выслеживалось, за ним охотились и уничтожали по отдельности. Даже разоруженных иракских солдат, которые сдались на милость американцам, скосили автоматными очередями.

Поэтому, сказал он, потребовался еще один разговор с Дж. Бейкером, состоявшийся, когда уже шла война. Белоногов подчеркнул, что с августа 1990 года Советский Союз сделал все возможное для того, чтобы предотвратить военное решение конфликта. При этом основные усилия были направлены на переговоры с Ираком. Дипломат положительно оценил заявление Турции о том, что она не откроет второй фронт против Ирака, если сама не подвергнется агрессии. В этой связи он отметил сдержанность Ирана и Йемена, особо выделил позицию неучастия в боевых действия государства Израиль. Понятно, что если оно окажется втянутым в конфликт, это может придать войне "иное качество", считает А. Можно ли положить конец войне до ухода Ирака из Кувейта и согласия Хусейна на вывод войск? Право решать, когда следует прекратить боевые операции, принадлежит тем, кто их осуществляет, сказал заместитель министра ТАСС.

К несчастью для них, все различные революционные группы, ополчения и партии были едины только в своём стремлении к смене режима, поскольку у них не было общей политической или военной программы, не было единого руководства, и между ними было очень мало координации [18]. Восстания на Севере[ править править код ] Вскоре после этого в населённом курдами северном Ираке вспыхнула ещё одна волна мятежей. В отличие от спонтанного восстания на Юге, восстание на Севере было организовано двумя соперничающими курдскими партийными формированиями: в первую очередь Патриотическим союзом Курдистана ПСК и в меньшей степени Демократической партией Курдистана ДПК. Кроме того, Ассирийское демократическое движение АДМ служило основной ассирийской оппозиционной группой, хотя эта группа была более активной в 1980-х годах. АДМ сообщило, что правительство переселило тысячи ассирийцев в Киркуке , так как до 1991 года в городе насчитывалось около 30 000 человек [20]. На севере дезертирство набранных правительством курдских ополченцев, известных как джаш , придало значительную силу восстанию. Восстание на севере Иракский Курдистан вспыхнуло 5 марта в городе Рания. В течение десяти дней курдские националистические Пешмерга , исламистские Исламское движение Курдистана и коммунистические Коммунистическая партия Иракского Курдистана ; Рабочая партия Курдистана также была в некоторой степени активна повстанцы, к которым присоединились десятки тысяч дезертировавших ополченцев и дезертиров из армии по сообщениям, их было более 50 000 по всему региону [18] , взяли под контроль все города на севере, кроме Киркука который в конечном итоге был взят ими 20 марта и Мосула. Целые подразделения сдавались без особого или какого-либо сопротивления, включая всю 24-ю дивизию, которая не выпустила ни одной пули [18]. В Сулеймании повстанцы осадили и захватили региональную штаб-квартиру Управления общей безопасности спустя годы здание, известное как Амна Сурака или «Красная охрана» на курдском языке, стало музеем преступлений режима Саддама Хусейна [21] [22]. В пылу кровавой мести они убили несколько сотен захваченных чиновников и сотрудников службы безопасности баасистов без суда и следствия; по сообщениям, более 900 [18] сотрудников службы безопасности были убиты в Сулеймании. Они также захватили огромное количество правительственных документов, связанных с печально известной программой Анфаль , в ходе которой правительственные войска систематически убивали десятки тысяч иракских курдов и представителей других этнических меньшинств тремя годами ранее, в 1988 году; 14 тонн этих документов были получены Human Rights Watch [23]. В отличие от юга, курдскому восстанию предшествовали демонстрации с чёткими политическими лозунгами: «демократия для Ирака» и «автономия для Курдистана». После взятия Мосула Джаляль Талабани предложил выступить маршем на столицу Багдад [18]. Контрнаступление правительственных сил[ править править код ] 7 марта, в попытке утихомирить восстания, Саддам Хусейн предложил лидерам шиитов и курдов доли в центральном правительстве в обмен на лояльность, но противостоящие группы отвергли это предложение [24]. В разгар восстания правительство потеряло эффективный контроль над 14 из 18 провинций Ирака [17]. Однако жители Багдада оставались в значительной степени пассивными, поскольку партия Дава, Коммунистическая партия, и все просирийские отколовшиеся члены партии Баас не смогли устроить подпольную организацию в столице [18]. В обширных трущобах Саддама-Сити , населённых шиитами, произошли лишь ограниченные беспорядки, в то время как остальная часть Багдада оставалась спокойной. Вскоре силы правительства перегруппировались и перешли в наступление, чтобы вернуть контроль над городами. Им помог тот факт, что примерно половине танков элитной и надежной Республиканской гвардии удалось избежать из провозглашенной Саддамом «матери всех сражений» [25] в Кувейте и что подразделения штаба гвардии также пережили войну. Кроме того, соглашение о прекращении огня в Персидском заливе от 3 марта запрещало иракским военным использовать самолёты над страной, но не запрещало им летать на вертолётах, поскольку большинство мостов было разрушено [26]. Это произошло потому, что генерал Норман Шварцкопф удовлетворил просьбу иракского генерала о полётах на вертолётах, в том числе вооружённых боевых вертолётах, для перевозки правительственных чиновников из-за разрушенной транспортной инфраструктуры, действуя без указаний Пентагона или Белого дома ; почти сразу же иракцы начали использовать боевые вертолёты для подавления восстаний [27]. У превосходящих по вооружению повстанцев было мало тяжёлого вооружения и мало ракет класса «земля-воздух», что делало их почти беззащитными против боевых вертолётов и беспорядочных артиллерийских обстрелов, когда баасисты ответили на восстания мощным ударом. По данным Human Rights Watch , «в своих попытках вернуть города и после укрепления контроля лоялисты убили тысячи тех, кто противостоит им, будь то повстанцы или гражданские лица, открыв беспорядочный огонь по мятежным районам; казнили их на улицах, в домах и больницах; задерживали подозреваемых, особенно молодых людей, во время обысков по домам, арестовывали их с предъявлением обвинений или без предъявления обвинений или массово расстреливали; и использовали вертолёты для нападения на тех, кто пытается бежать из городов» [28]. Поступило несколько сообщений о нападениях с применением химического оружия, в том числе о применении нервно-паралитического вещества во время подавления мятежа в Басре. После расследования ООН установила, что нет никаких доказательств того, что Ирак использовал химическое оружие для подавления восстаний, но не исключила возможности того, что Ирак мог использовать газообразный фосген, который не был бы обнаружен после нападения [24]. По данным правительственной исследовательской группы США по Ираку, иракские военные действительно использовали нервно-паралитический газ зарин , а также нелетальный газ CS в массовых масштабах, когда в марте 1991 года против повстанцев в Кербеле и прилегающих районах были совершены «десятки» вылетов с использованием импровизированных вертолётов; также сообщалось о очевидных атаках горчичным газом в районах Наджафа и Кербелы силами США, которые были размещены там в то время [29].

Конфликт известен невиданным в истории размахом применения авиаударов, и, по мнению многих специалистов, знаменовал новую эпоху в военном искусстве. Один из наиболее известных военных конфликтов второй половины XX века. Операция "Буря в пустыне" открыла бесконтактную фазу: массированные удары с воздуха, в которых было задействовано до 1000 самолетов, которые базировались как на наземных военно-воздушных базах, так и на 6 авианосцах. Ирак отвечал обстрелами баллистическими ракетами "Скад" с территории Израиля, который не принимал участия в войне, и акциями "экологического терроризма", то есть сливом нефти в Персидский залив. При использовании информации ссылка на информационное агентство «Казахстан Сегодня» обязательна Подписаться на канал новостей Caravan.

Забытая война в Персидском заливе 1991 года. Бешеная атака "Томагавков"

СССР захватил власть в Ираке в результате военного переворота в 1968 году-в этом году произошли все революции в мире. коалиция стран во главе с США подвергла массированной бомбардировке войска Ирака, за полгода до этого вторгшиеся на территорию небольшого, но очень богатого соседнего Кувейта. Специальная комиссия ООН, оценивая состояние Ирака после войны, пришла к выводу: в результате бомбардировок, обстрелов, наземных сражений Ирак находится в состоянии, близком к «апокалипсическому» и отброшен в «доиндустриальную эпоху».

Война в Персидском заливе

Проблемы в экономике В настоящее время Ирак входит в пятерку ведущих нефтяных государств мира. Среднесуточный объем экспорта нефти из Ирака по итогам 2022 года составил 3,320 миллиона баррелей в день. Американцы надеялись, что за счет нефтяной выручки Ирак сможет быстро восстановиться после войны и превратиться в богатое государство наподобие Кувейта или Саудовской Аравии. Но этого не произошло из-за политических и социальных потрясений. Благодаря ему финансируется работа правительственных органов, оборонный сектор, инфраструктурные проекты. А с учетом коррупции блага от нефтяных доходов перепадают крайне узкой прослойке иракского населения. Ситуацию усугубляет и тот факт, что больше половины ресурсов углеводородов Ирака находится на территории Иракского Курдистана — населенного курдами региона, где осенью 2017 года состоялся референдум о независимости. Голосование значительно обострило отношения Багдада и Курдистана, создав угрозу появления очередного очага нестабильности в стране.

Однако данные атаки имели свои последствия — уже после окончания военной операции Иракская система ПВО была приведена в постоянную боевую готовность, что привело к последующим инцидентам в бесполётной зоне. В тоже время Советский Союз и Китайская Народная Республика выступили с резким осуждением военной операции. Как утверждали западные СМИ военная операция могла привести к свержению режима Хусейна, и лишь массовые репрессии против шиитов и курдов позволили ему удержать власть. Международный кризис вокруг Ирака Нарастание конфликта Новый международный кризис вокруг Ирака был продолжением старого. Первые предположения о возможной американской военной операции против Ирака появились в средствах массовой информации сразу после террористических атак 11 сентября 2001 года. На этом настаивало правительство Советского Союза. В течение лета и осени 2002 года ситуация вокруг возвращения инспекторов в Ирак приобрела черты американо-иракского кризиса, однако Саддам Хусейн игнорировал данные требования. Госсекретарь США демонстрирует доказательства против Ирака в ООН На основании этого в 2002 — 2003 годах американская администрация предприняла большие усилия для того, чтобы доказать, что режим Саддама Хусейна представляет опасность для международного сообщества. Ирак обвинялся в возобновлении разработки оружия массового поражения и в сотрудничестве с международными террористическими организациями.

Данные американской и советской разведок, опубликованные после конфликта, говорили о прямо противоположном, однако игнорировались высшим руководством США. Обвинения о связях с Аль-Каидой также вызывают сомнения в свете того, что её бойцы воевали в составе антииракской коалиции в войне 1991 года. К тому же ещё в 80-х годах Хусейн вёл войну с радикальными исламистскими группировками на своей территории и на территории Ирана. Комиссия ООН прибыла в Ирак и проводила поиск оружия массового поражения вплоть до начала военных действий, однако не обнаружила никаких следов возобновления его производства. Тем не менее Глава миссии ООН жаловался, что Ирак создаёт различные препятствия в проведении поисков. В свою очередь в феврале 2003 года госсекретарь США Колин Пауэлл выступил на специальном заседании Совета Безопасности ООН, предоставив многочисленные доказательства того, что Ирак скрывает от международных инспекторов оружие массового поражения. Как оказалось впоследствии многие из представленных доказательств были неточными и во многом неверными. Международная реакция Несмотря на предоставленные доказательства Совет Безопасности ООН так и не санкционировал применение силы против Ирака. В октябре 2002 года Конгресс США на основании представленных администрацией данных о разработке Ираком оружия массового поражения принял резолюцию, разрешавшую ведение боевых действий против Ирака.

Ожидаемая военная операция подвергалась критике со стороны политических и общественных деятелей ряда стран. Официально встреча завершилась заключением договора с Советским Союзом о вводе ограниченного контингента советских миротворцев в северные районы Ирака, якобы для пресечения межэтнических конфликтов. Тем не менее, считается что в ходе необнародованных переговорах были заключены соглашения о покупки советскими государственными нефтяными концернами Лукойл и ТНК месторождений в Ираке. Кроме того, по результатам расследования 2006 года выяснилось, что группа советских генералов была причастна к подготовке иракской армии к войне, однако не было выявлено существование каких-либо распоряжений Министерства Обороны СССР. Официальная версия утверждает, что все они находились в бессрочном отпуске с ноября — декабря 2001 года. На встрече с иракским лидером Примаков заявил, что Хусейну необходимо в ближайшее время провести выборы, чтобы ослабить давление международного сообщества на что тот ответил отказом. Накануне вторжения официальная позиция США заключалась в том, что Ирак нарушает основные положения резолюций Совета Безопасности ООН и занимается разработкой оружия массового поражения, и что необходимо разоружить Ирак силовым путём. Первоначально США и Великобритания планировали провести голосование в Совете Безопасности ООН по разработанной ими соответствующей резолюции, но отказались от этого, так как Советский Союз, Китай и Франция дали понять, что наложат вето на любую резолюцию, содержащую ультиматум, позволяющий использовать силу против Ирака. С 10 по 30 января 2003 года началась интенсивная переброска американской авиации в Саудовскую Аравию и усиление авианосных ударных групп.

Союзники продолжали не только наращивать силы и средства, но и перебрасывать топливо, продовольствие, медикаменты, запасные части и прочее. Совет Безопасности так и не санкционировал применение силы против Ирака. Военные действия Начало войны 20 марта вслед за завершением 48-часового ультиматума начались активные воздушные налёты. Данные налёты имели несколько целей. Во-первых, бомбардировки иракской армии и важных стратегических объектов ослабляли силы Ирака; во-вторых, воздушные атаки использовались как политическое давление на руководства Ирака, которое помня неудачи войны в Персидском заливе, должно было пойти на уступки союзникам; в-третьих, боевые вылеты одновременно проводили тщательную военную разведку сил Ирака. Приказ о начале военных действий президент Джордж Буш отдал 29 апреля. Командовал экспедиционными силами генерал Томми Фрэнкс. Затем начались воздушные бомбардировки со стороны США по Багдаду, Мосулу и Киркуку, которые неожиданно встретили плотный зенитный огонь. Первые сообщения о начале боевых действий заставили Саддама мобилизовать все имевшиеся силы: наступление американцев встретили 4 из 7 имевшихся в Ираке корпусов, а в бой на юг страны двинулись элитные гвардейские танковые дивизии «Медина» и «Хаммурапи».

После того, как бойня была закончена, около 2000 сожженных и искореженных иракских транспортных средств, а также тела тысяч иракских солдат были разбросаны на многие мили в месте, которое позже получило название «шоссе смерти». Еще несколько сотен навеки остались на другой дороге, Шоссе 8, которая ведет в Басру. Фото разрушений на этих двух дорогах стали одними из самых узнаваемых образов операции «Щит пустыни». Накануне Багдад по радио объявил, что министр иностранных дел Ирака принял советское предложение о прекращении огня и приказал всем иракским войскам вывести войска из Кувейта в соответствии с 660 резолюцией ООН. На следующий день иракский президент сам объявил по радио, что вывод войск действительно начался по двум автомагистралям и будет завершен в тот же день, на что Буш отреагировал крайне резко, назвав заявления Хуссейна «оскорблением» и «жестоким обманом». Вместо того, чтобы принять предложение Ирака сдаться и покинуть поле битвы, закончив тем самым войну а это могло быть невыгодным вариантом для США , Буш и военные стратеги Америки решили просто убить как можно больше иракцев. Первые взрывы раздались около полуночи. Сначала американские и канадские самолеты бомбили передний и задний концы конвоя, чтобы остальные не смогли спастись а затем атаковали основную часть.

Намерения президента Ирака оставались неясными, однако ряд западных аналитиков предполагали, что теперь он может попытаться вторгнуться в Саудовскую Аравию. Контроль над двумя странами, обладающими огромными запасами нефти, позволил бы Ираку существенно влиять на мировой нефтяной рынок. Горящая нефтяная скважина в Кувейте. При отступлении из Кувейта иракская армия подожгла нефтяные скважины, тушение которых было завершено лишь в ноябре 1991 года.

В противном случае государства, сотрудничающие с правительством Кувейта, получали право использовать все необходимые средства, с тем чтобы восстановить международный мир и безопасность в этом регионе. Послевоенный статус Ирака В соответствии с принятой после войны резолюцией Совета Безопасности ООН была инициирована и реализована программа по уничтожению химического оружия, имевшегося у Ирака. Всего эксперты ООН ликвидировали и подтвердили добровольную ликвидацию 88000 химических боеприпасов, более 690 тонн реагентов, 4000 тонн прекурсоров и 980 единиц оборудования, использовавшегося для производства химического оружия. Кроме того, в Ирак прибыла Специальная комиссия ООН для надзора за ликвидацией иракского оружия массового поражения и прекращением программ по разработке ядерного, бактериологического оружия, а также ракет большой дальности.

Впоследствии были введены воздушны зоны, в которых запрещались полёты боевой авиации Ирака. Эти зоны были созданы на севере и юге страны для защиты соответственно курдов и шиитов, подвергавшихся репрессиям со стороны правительства Саддама Хусейна, после восстаний 1991 года. Патрулирование зон осуществлялось американской и британской авиацией. Тем не менее, серьёзных действий в отношении защиты населения Ирака сделано не было.

В 1995 году по инициативе американского президента в рамках ООН была организована программа «Нефть в обмен на продовольствие», целью которой была поддержка простых граждан Ирака, пострадавших от международных экономических санкций, направленных на демилитаризацию режима Саддама Хусейна в Ираке. Несмотря на первоначальное несогласие, в мае 1996 года Ирак подписал меморандум о взаимопонимании, начав подготовку к выполнению этой резолюции. На деньги от продажи нефти было разрешено тратить только те товары, на которые не было наложено эмбарго. При этом товары, потенциально пригодные для применения в качестве химического, биологического или ядерного оружия, не поставлялись независимо от объявленных целей.

Кризис 1998 года Причиной кризиса 1998 года стала попытка Иракского правительства увязать продолжение инспекций со снятием санкций, введённых против него после войны. Когда этот вопрос не получил положительного решения ООН, 31 октября Ирак объявил о прекращении сотрудничества с международной комиссией. Кризис продолжался две недели. К этому времени США уже подготовили военную операцию против Ирака.

Как позже укажет в своих мемуарах президент США, он отменил нанесение удара в последний момент, когда боевые самолёты уже находились в воздухе. Комиссия продолжила свою работу, однако, как и прежде, столкнулась с нежеланием Ирака идти на полное сотрудничество. Глава комиссии обвинил Ирак в том, что он отказывается разрешить комиссии посещение некоторых объектов и не предоставляет документы о производстве химического оружия. Из-за невозможности продолжать инспектирование комиссия покинула Ирак 16 декабря.

Подготовка бомбардировщика B-1B к боевому вылету Военная операция против Ирака получила кодовое название «Лис пустыни» англ. Operation Desert Fox. Она преследовала две цели — военную и политическую. Первая заключалась в том, чтобы нанести максимальный ущерб по предполагаемым объектам по разработке, производству и хранению компонентов оружия массового поражения, а также средствам доставки боевых отравляющих и биологических веществ.

Политическая цель военной операции заключалась в попытке спровоцировать новые антиправительственные выступления в Ираке, которые могли бы вызвать ослабление режима Саддама Хусейна. В ходе операции военно-воздушные силы США совершили налёты на почти сотню объектов, которые зачастую не относились к целям операции. Так в ходе операции были произведены налёты на 9 объектов Республиканской гвардии, 6 аэродромов и 1 экономический объект. Кроме того, атаке подверглось более трех десятков объектов ПВО при том, что иракская система ПВО действовала пассивно.

Однако данные атаки имели свои последствия — уже после окончания военной операции Иракская система ПВО была приведена в постоянную боевую готовность, что привело к последующим инцидентам в бесполётной зоне. В тоже время Советский Союз и Китайская Народная Республика выступили с резким осуждением военной операции. Как утверждали западные СМИ военная операция могла привести к свержению режима Хусейна, и лишь массовые репрессии против шиитов и курдов позволили ему удержать власть. Международный кризис вокруг Ирака Нарастание конфликта Новый международный кризис вокруг Ирака был продолжением старого.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий