Выставка к 90-летию Зураба Церетели "Солнечный сад", которая расположилась на двух этажах Московского музея современного искусства (ММОМА), получилась жизнерадостной и витальной. В данном случае хотелось бы сказать, что биография Зураба Церетели так же монументальна и основательна, как и все его творчество. Зураб Церетели родился 4 января 1934 года в городе Тбилиси, Грузия. Зураб Церетели окончил живописный факультет Тбилисской академии художеств, работал в Институте истории, археологии и этнографии. Содержание Работы Церетели почитают во всех уголках мира Биография Зураба Церетели Признание великого скульптора и художника Российский и советский художник Зураб Церетели является автором известных во всем мире работ.
Зураб Церетели: Я никогда не устаю от работы (ЭКСКЛЮЗИВ)
А через полчаса вернулся и принес нам настоящий мяч. Это было радостно! После этого мы еще больше футбол полюбили. Как всех советских детей, его водили в детский сад. Там ему в руки попали цветные карандаши и акварельные краски.
Во всяком случае, на вопрос, где начал рисовать, Зураб Константинович отвечает: — Рисовать начал в детском саду. Самой моей любимой игрушкой был карандаш. Квартира инженера Церетели часто заполнялась гостями. Приходили сослуживцы.
Но не только они. У дяди Георгия, в соседней комнате, собирались друзья. А были они известными художниками, удостоенными высших наград и званий, их знали все, кто ходил на выставки, любил искусство. Они часто бывали в доме моего дяди, родного брата мамы.
Там они часами говорили об искусстве, спорили о разных направлениях в живописи. Эти люди казались мне богами. Они же были друзьями моего отца. И в нашем открытом доме мне часто приходилось их видеть.
Я слушал их молча, затаив дыхание. Тогда родилась у меня мысль быть таким всемогущим, как они, стать художником. Зураб учился в грузинской 12-й средней школе, как я уже сказал, расположенной на проспекте Плеханова. Эта одна из главных магистралей протянулась на левом берегу Куры.
За фасадами домов росли старинные сады, вечером на проспекте становилось шумно и весело. Люди шли в филармонию и театр оперетты, заполняли кинозалы, расположенные вблизи студии «Грузия-фильм». Сюда пригласят Церетели, чтобы украсить фасад монументальной картиной, выполненной резьбой по камню… А на проспекте Плеханова, на фасаде двухэтажного дома алеет самая поразительная абстрактная мозаика Зураба, украшающая бывший Дом политпросвещения, занятый ныне другим учреждением. После уроков в школе рисовал.
И на этот вопрос получил детальный ответ. Потом разъединились. Там в классе девочка сидела. Нравилась мне эта девочка.
Я все время смотрел на нее, а все в классе смеялись, потому что я все забывал, когда смотрел, ручка у меня застывала в руке, с нее капали чернила, я их не замечал. Все смеялись. Когда я хоронил отца, она пришла. Я ее узнал, но это была не девочка, а дама.
Еще раз я влюбился летом в деревне, когда жил у бабушки. Там строилась фабрика чая. На стройке работали, а мы рядом играли в футбол. Увидел я там маленькую девочку.
Ее мама работал на стройке маляром. Она бросила мяч, я бросил мяч. Ну, вечером назначил первое свидание. Какой это был класс?
Не помню. Маленький был. Я пошел на стройку на свидание. Говорили много.
На второй день снова там встретились. Я все бабушке рассказывал. Она была блондинка, чудная такая. Вот это была моя первая любовь, с тех пор такие типы мне нравятся.
Я спросил у бабушки, как ее поцеловать? А ты ее в это время поцелуй. Я жду, когда луна выйдет. Наконец, в два часа ночи поднялась.
Я и сказал, ой, луна поднялась! Она повернула голову, и я уткнулся ей в затылок. Но, конечно, потом я ее поцеловал, безусловно. Она заплакала и убежала.
На следующий день пришла Наташа с мамой вместе за ручку. Другой рукой мама держала мою руку. И гуляем, и гуляем. Мама какие-то рассказы говорила, потом стихи, потом начала петь.
Мы ее тоже поддерживали, вот такая вечеринка, чудная женщина была мама. Вышел какой-то мужчина на стройке и спросил: "Это что, папа? Было у Зураба в школьные годы еще одно увлечение другого свойства. Во дворе жила смуглая пожилая женщина, про нее взрослые говорили, что она иранская подданная.
Зураб ей приглянулся. Одинокая соседка рассказывала ему сказки, читала стихи. И учила немецкому языку. Женщина ходить не могла, сидела в кресле и ждала, когда появится Зураб.
Прибежав из школы, он на скорую руку ел и выглядывал во двор, ждал условный сигнал. Когда в окне загорался свет, это значило, путь открыт, можно бежать к доброй волшебнице. Возможно, Зураб овладел бы немецким языком, если бы вся эта идиллия не закончилась трагедией. Однажды, придя из школы, Зураб увидел во дворе черную машину с милиционерами.
Несчастную вынесли из комнаты вместе с креслом и увезли. В тот день по всему городу отлавливали "иранских подданных". Когда Зурабу сказали, что больше никогда эта женщина не вернется во двор, он заплакал. И забыл мгновенно все немецкие слова и фразы, которые знал.
Они приходили во двор с табуретками и меняли их на продукты, на то, кто что даст. Я им давал сухарики, мне их жалко было. Дома сухарики сушили и удивлялись, куда они подевались. Зураб гордится внуком Васей, который знает не только русский, грузинский, но и английский в совершенстве.
Президент поразился его произношением и спросил: — Ты что, Вася, в Англии учился? После семилетки поступать в техникум, где обучали живописи, по совету художников не стал. Зачем учиться в техникуме, когда первые шаги его поддержали профессора, такие как художник Уча Джапаридзе, любивший детские рисунки Зураба. В техникуме могли погубить природный дар, лишить индивидуальности.
Уча рисовал сцены сельской жизни, хорошо ему знакомые с детства. Но известность и признание у власти принесли картины на "историко-революционные темы". Они выполнялись по заказу, приносили почет, положение в обществе, звание народного художника СССР. И достаток.
Другой друг дяди Георгия, график, театральный художник и живописец Серго Кобуладзе, народный художник Грузинской ССР, прославился перед войной. Тогда с необыкновенным размахом под патронажем Сталина по Советскому Союзу прошли празднества в честь Шота Руставели и его поэмы "Витязь в тигровой шкуре". Лучшие поэты переводили стихи с грузинского на все языки народов СССР, лучшие артисты исполняли поэму с эстрады и по радио, ученики заучивали отрывки из «Витязя». Серго проиллюстрировал роскошное издание поэмы.
Самым пожилым в компании художников был Давид Какабадзе — живописец, график, сценограф. И теоретик искусства. Он писал большие картины, вдохновляла его Имеретия. Десять лет Какабадзе прожил во Франции, прошел "парижскую школу", самую авангардную в то время.
Ему пришлось, чтобы не прослыть чуждым социалистическому реализму, писать картины на темы индустриализации. Его хвалили за "новь социализма", большие "тематические картины". На вопрос, помнит ли первый рисунок, Зураб ответил так: — Маленький был, еще до школы. Однажды остался один в комнате, взял стул, стал на него и начал карандашами и красками рисовать на белой стене.
На ней все поместилось — дома, солнце и луна, пароход и самолет, машины и повозки. Думал, придут взрослые, обругают. Пришли художники и стали говорить, пора Зурабу за масло браться. А я и не понял, о каком масле они говорят, сливочном или подсолнечном?
Рисовал больше, чем читал. Тем же занимался летом на каникулах, когда его с сестрой отправляли к бабушке в деревню. В школе оформлял стенную газету, писал лозунги, как все советские дети рисовал войну, красноармейцев… Летом ездил не только к бабушке, но и в пионерский лагерь. Перед тем как туда отправиться, Зураба впервые повели к портному.
И отец пошил мне пиджак. Он был коричневого цвета. Я поехал в Сурами. Спали мы все в зале, там стояли наши кровати.
Я повесил перед сном пиджак на спинку кровати. Утром просыпаюсь, нет пиджака. Даже не успел поносить. Он очень хотел, чтобы Зураб пошел по его стопам, поступил на инженерный факультет, учился в Москве или в Ленинграде.
Это ему самому не удалось, о чем всю жизнь сожалел. У Константина Ивановича дела шли хорошо. Он день и ночь занимался «техникой» в первых рядах "кадров, решавших все". Когда по примеру донбасского шахтера Стаханова повсюду устанавливали производственные рекорды, в Тбилиси открыли "школу стахановского движения".
Ее директором назначили Церетели. Если отбросить партийную риторику, то главное внимание уделялось в той школе НТО — научной организации труда, новым методам и технологиям. До войны организовали Всесоюзный трест по технике безопасности, контролировавший предприятия Закавказья. Главным инженером назначили Константина Ивановича.
Он читал лекции в Политехническом институте. Общность интересов свела коллег и переросла в доброе знакомство. Деловитость и доброжелательность Константина Ивановича притягивала к нему многих, сердца открывались жизнерадостному грузину. Пораженный гостеприимством Церетели, московский профессор оставил ему ключи от квартиры и уехал на Кавказ.
В той квартире провел в столице весь отпуск Константин Иванович, вызвавший Тамару срочной телеграммой. Они погуляли в Москве, ездили в метро, обошли вокруг Кремля ворота для посетителей были закрыты , увидели Манеж, из которого выезжали легковые правительственные машины. И не догадывались, что их сыну предстоит преобразить громадную Манежную площадь. Вернулись домой в то воскресенье, когда началась война.
И обратил внимание на тяжелое положение селения. Его обошло стороной внимание всесильного земляка.
Новые выборы пополнили число действительных членов и членов корреспондентов, существенно обновив состав Академии. Была усовершенствована структура аппарата Академии, поднят на новый уровень процесс художественного образования, углублена и получила дальнейшее развитие научная деятельность, а также сделано много других преобразований. В самом конце 1997 года при общем реформировании структуры Академии в качестве самостоятельного подразделения было создано отделение театрально и кинодекорационных искусств под руководством академика секретаря М. Курилко - Рюмина. Это соответствовало возросшей роли художников театра и кино в художественной культуре и новому пополнению ими состава Академии. Церетели принял в 2001 году решение о создании в системе Академии «Поволжского отделения» с центром в г. Председателем «Поволжского отделения» при его основании стал живописец А. Учаев, а общее руководство по связи Академии с регионами России было возложено на вице президента Э.
Именно благодаря объединению лучших творческих сил Российская академия художеств решает в конце XX - начале XXI столетий задачи общегосударственного и международного масштаба. Ее силами создан величественный мемориальный ансамбль на Поклонной горе в Москве, посвященный Победе нашего народа в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов; восстановлена святыня русского народа — Храм Христа Спасителя в Москве; ведущими художниками академии создается художественное оформление Храма святого Саввы в Белграде; установлены многие высокохудожественные памятники выдающимся деятелям истории и культуры в нашей стране и за рубежами Родины; появились значительные достижения в отечественной архитектуре; основан первый в нашей стране Музей современного искусства; организованы сотни выставок, в том числе в российских регионах и в зарубежных странах; идет активное сотрудничество с ЮНЕСКО и с академиями разных стран. Традиции понимаются руководством Академии широко. Восстанавливается многое из методики выработанного веками художественного образования. Вопросам художественного образования президиум Академии и соответствующее отделение в ней уделяют большое внимание, систематически стремясь к его совершенствованию. Преемственность подчеркнута рядом, казалось бы, внешних, но весьма симптоматичных признаков. В анфиладе здания Президиума Академии висят портреты всех ее президентов — от основания до конца ХХ века. Восстановлен герб Императорской академии, издан ее Устав, а Устав нынешней Академии согласуется с первоначальным. Восстановлены значки и эмблематика старой Академии. Для членов Академии созданы специальные мантии, шапочки и нагрудные медали.
Наконец, первая же большая выставка, которая была организована в 2001 году президиумом АХ во главе с З. Церетели, называлась «Императорская — Российская академия художеств». Она включала в себя и современный раздел, и всю ретроспективу Академии, показывая через наиболее типичные произведения основные этапы ее истории и ее художественную школу. Новым в период деятельности З. Церетели в качестве президента РАХ стало также избрание в Академию руководителей ведущих музеев страны: Третьяковской галереи, Эрмитажа, Русского музея, Музея изобразительных искусств им. Репина, Академии живописи, ваяния и зодчества, впервые вошедших в состав Академии дизайнеров. В Академию также издавна избирались почетные члены из числа крупных деятелей искусства зарубежных стран. Наряду с зарубежными мастерами в почетные члены Академии в бытность Церетели стали активно избираться так же и крупные деятели отечественной культуры. При этом их ряды пополняют не только художники, искусствоведы, архитекторы и дизайнеры, но и некоторые политические и религиозные деятели, ученые и медики, оказавшие существенное влияние на современную культурную жизнь, а также видные представители других видов искусства. Так, почетными членами Российскойакадемии художеств стали писатели Ч.
Айтматов, В. Аксенов, А. Битов, В. Войнович, Ф.
Позже я понял, что это и были библейские сюжеты. Она повесила мне крест на шею. И с тех пор крест я не снимаю. Каждая моя работа — о любви к миру, к людям, к жизни. Надо изучить мозги художника!
Тогда что-то будет понятно. Хотя иногда самому сложно объяснить, почему делаешь так или иначе. А образ рождается по-разному: иногда увидел что-то интересное и держишь это в голове, чтобы скорее перенести на холст или на бумагу, в скульптуру. Иногда что-то само вдруг приходит в голову, иногда во сне. Бывает, в процессе работы рождается целая серия образов.
Бронзовая скульптура с титановой каплей посередине - «Слеза скорби» была презентована американскому народу в 2006 году в память жертв, погибших в трагедии 11 сентября 2001 года.
Однако творение мастера было понято не так, как ему думалось. По замыслу автора он символически изобразил полуразрушенные башни-близнецы, между которыми зависла слеза. Но американцы увидели в памятнике совсем иной смысл. Одно американское издание так прокомментировало работу российского скульптора: «Монумент визуально похож на половые органы женщины, и устанавливать его было бы оскорблением для представительниц прекрасного пола». Предполагалось, что композиция памяти и скорби будет установлена на месте трагедии, однако после критики в прессе, власти решили не провоцировать скандал, и установили монумент в штате Нью-Джерси на заброшенном пирсе бывшей военной базы в устье реки Гудзон. Многофигурная композиция 8-метровых жертв фашистского геноцида воскресает из могил и направляется к Кутузовскому проспекту - так выглядит ужасающий памятник, посвященный жертвам Беслана.
Символический монумент «Трагедия Народов» в свое время вызвал немалый резонанс среди общественности, хотя искусствоведы положительно оценили изваяние, назвав его лучшей работой Зураба Церетели. Москвичи же, протестуя и пикетируя здания мэрии, были категорически против его водружения. Они называли шествующих «зомби» «гробами» и требовали перенести этот «ужас» куда подальше. На этот раз власти города услышали глас народа - монумент был демонтирован и перенесен вглубь парка на Поклонной Горе. Местные жители провели акции протеста и подали даже иск против местной администрации, мотивируя, что открытие монумента не соответствует закону об отделении церкви от государства, согласно которому запрещено устанавливать религиозные сооружения в публичном месте и, что такой шаг властей противоречит свободе совести и свободе вероисповедания Памятник все же открыли, а мэр города Поль Анселен во время церемонии назвал Иоанна Павла II «историческим гигантом XX века», внесшим огромный вклад в падение «железного занавеса». К слову, площадь, на которой был установлен памятник понтифику, теперь носит имя Церетели.
Однако противники возведения монумента, обещали добиться демонтажа статуи через суд, а в случае неудачи избавиться от «гиганта XX века» собственными силами. И совсем недавно они все же добились переноса монумента. Скульптурное изваяние Папы Римского, выполненное в бронзе, общей высотой 7,5 метров высота фигуры 3,2 метра летом прошлого года демонтировано и перенесено на новое место в 30 метрах от прежней площадки. Казалось бы, непростая инженерная операция по перемещению скульптурной композиции, состоящей из арки с крестом и фигуры понтифика общей массой 13 тонн обошлась Ваннской епархии в сумму 100 тысяч евро. Что ни говори, действительно дорогого стоят подарки Зураба Церетели. Этот памятник был возведен к 200-летию присоединения Грузии к России.
ГЕНИЙ КИТЧА: КАК ЗУРАБ ЦЕРЕТЕЛИ СТАЛ ГЛАВНЫМ СКУЛЬПТОРОМ МОСКВЫ
Биография Зураба Церетели монументальна так же, как и его деятельность. Зураб Церетели, которого газета The Georgian Times в 2007 году включила в десятку самых богатых грузин в мире с оценкой состояния $2 млрд, на самом деле преуспел больше Тициана: у него практически нет даже недоброжелателей. По словам Зураба Церетели, свой талант организатора, целеустремлённость и стойкость в преодолении препятствий он унаследовал у отца.
Зураб Церетели написал картину на открытии собственной выставки
Зураб Церетели истратил на свой юбилей бюджет Грузии | Биография Зураба Церетели монументальна так же, как и его деятельность. |
Церетели, Зураб Константинович — Википедия Переиздание // WIKI 2 | Знаменитый скульптор Зураб Церетели ответил на вопрос, каким должен быть памятник ему самому. |
С Днем рождения, Зураб Константинович Церетели!
За свою долгую жизнь он написал более 5000 полотен на различные темы. Его работы находятся во многих частных и государственных собраниях мира. Религиозная тема в творчестве Церетели Важнейшей темой в искусстве Зураба Церетели является вера. Он активно участвовал в восстановлении храма Христа Спасителя, изменив первоначальный план. Это вызвало возмущения историков, но Юрий Лужков принял сторону художника, и коррективы скульптора остались. Зураб Константинович неоднократно обращался к религиозной тематике.
Но самой масштабной стала скульптура Иисуса Христа. Художник задумал ее для олимпийского Сочи, но установить там монумент не удалось. Это неудивительно, ведь высота монумента вместе с постаментом составляет 80 метров. Петр Первый Скульптор Церетели всегда тяготел к масштабным сооружениям, и в 1997 году он получил от Московского правительства грандиозный заказ. На искусственном острове на Москве-реке ему было поручено возвести масштабную скульптуру.
Так появился памятник Петру Первому. Его высота составляет 98 метров. Возведение монумента вызвало огромные возмущения у общественности, и после ухода Лужкова с поста мэра поступали предложения убрать памятник. Однако никто не взял на себя такой ответственности и расходов, и монумент до сих пор стоит в Москве. Знаменитые работы В огромном наследии Церетели трудно выявить самые значительные работы: их перечень получается очень длинным.
Однако к наиболее резонансным и масштабным творениям можно отнести следующие: - мемориальный монумент на Поклонной горе в Москве; - торгово-развлекательный комплекс «Охотный ряд» в Москве; - монумент «Дружба навеки», посвящённый русско-грузинской дружбе Москва ; - скульптуры на Манежной площади в Москве; - композиция «Добро побеждает зло» в Нью-Йорке; - две версии скульптуры «Рождение Нового Человека» в Париже и в Севилье; - скульптура «Заяц» в Баден-Бадене; - памятник Зое Космодемьянской в Рузе. Общественное мнение и критика Нередко памятники Церетели вызывают очень большой резонанс, критику и даже неприятие.
Прославленный скульптор, художник, педагог Зураб Церетели принимает поздравления с днем рождения — ему 90! И даже праздник мастер встречает у холста. Более пяти тысяч работ от картин, мозаик и панно до монументальных скульптур, которые уже давно стали частью архитектурного облика нашей столицы и не только, масштабные проекты по всему миру!
Если задуматься о месте Церетели в искусстве, то можно пошутить: места ему не хватает. Причем буквально. Каждый метр, что в его доме, что вокруг него, этим искусством и занят. Всего, если верить справочникам, у него более пяти тысяч картин, скульптур, панно, мозаик. Сам он со счета давно сбился.
А работает ежедневно по несколько часов. Даже в 90 лет. И твоя концепция — передать все красивые вещи на холсте».
Отец Константин Церетели, занимал пост преподавателя в одном из технических вузов. Зураб Церетели в молодости А вот любовь к искусству прививал брат по материнской линии Георгий Нижарадзе. Мужчина в свое время был довольно известным живописцем, в доме которого мальчик не только постигал азы рисования, но и узнавал много интересного об искусстве в целом. В государственную академию художеств в Тбилисси юный Зураб поступил, когда ему исполнилось восемь лет.
В 1958 году он уже был выпускником учебного заведения, которое окончил на отлично. Творческий путь Творческая биография будущего монументалиста начиналась тогда, когда само время будто подталкивало сделать выбор именно в данном направлении. Шестидесятые годы, время освоение целины, индустриализации, массовых застроек, решение и принятие глобальных задач, переселение — все это заставляло юный ум стремиться к новизне и желанию внести свою собственную лепту. Должность художника-архитектора, которую получил талантливый Церители дала возможность молодому человеку воплотить в реальность свои масштабные задумки. Среди самых значимых работ этого периода воплощение художественных задумок и оформление на таких грузинских курортах как Сухуми, Гагры, Пицунда и Боржоми. Большой частью творчества становится мозаика, которую художник использует на арт-объектах. Самыми запоминающимися примерами стали созданные в начале шестидесятых годов в Абхазии скульптуры в виде по истине фантастических обитателей морских глубин.
Зураб Церетели пишет картину Кроме декоративно-художественной работы, Зураб Церетели становится постоянным участником выставок. Первый значимый успех в его жизни пришел после представления публике полотна под названием «На страже мира», в рамках одноименной экспозиции, которая проходила в Москве. В 1967 году была организована уже персональная выставка Церетели в родном Тбилиси, что для мастера было символично. Тогда же его удостоили почетного звания «Заслуженный художник Грузии». В эти же годы не забывает Церители и о расширении географии своего творчества. Заказы на него сыплются один за одним.
В 1967 году была организована уже персональная выставка Церетели в родном Тбилиси, что для мастера было символично. Тогда же его удостоили почетного звания «Заслуженный художник Грузии». В эти же годы не забывает Церители и о расширении географии своего творчества. Заказы на него сыплются один за одним. В Москве это Дом кино в период с 1967 по 1968 год. Одновременно с этими заказами, Зураб Церетели, занимая с 1970 года пост главного художника Министерства иностранных дел в СССР работает над оформлением зданий посольств в различных зарубежных странах. Для этого ему приходится много путешествовать, а также знакомиться с известными в мире искусства художниками и скульпторами. В родной стране работы также не становится меньше, а особенности в преддверии Олимпиады, которая должна была пройти в Москве в 1980 году. В том же году Зураба Церетели удостоили звания «народный художник» Советского союза. Тогда же начался процесс их создания, который завершился представлением работы под названием «Счастье детям всего мира». Спустя время, в 1983 году автор представлял свой второй шедевр — «Дружба навеки», который был приурочен к двухсотлетию подписания Георгиевского трактата между Грузией и Россией. В этот же год открыта «Арка дружбы» в родной Грузии. Работа представляла собой панно из мозаики, которое сохранилось до сегодняшнего дня, и как прежде радует местных жителей и гостей страны проезжающих по Военного-Грузинской дороге у Крестового перевала. Монумент Дружба навеки Есть в биографии мэтра несколько работ посвященных известным деятелям искусства. Все многочисленные бюсты из бронзы были выполнены скульптором Зурабом Церетели. Были в творческой жизни мастера и скандалы и один из них связан с памятником посвященным великому русскому императору Петру Первому. Общественность и жители столицы к появлению скульптуры отнеслись крайне отрицательно, заявив, что она ортит вид города.
Зураб Церетели: Я никогда не устаю от работы (ЭКСКЛЮЗИВ)
В 1993-1995 гг. Зураб Церетели осуществлял художественное руководство строительством Парка Победы на Поклонной горе в Москве. В данном случае хотелось бы сказать, что биография Зураба Церетели так же монументальна и основательна, как и все его творчество. смотреть фото и новости из личной жизни (Биография).
Скандальная слава монументов мэтра Церетели
Знаменитому скульптору Зурабу Церетели исполнилось 85 лет. Биография скульптора Зураба Церетели: личная жизнь, место проживания, организация свадьбы Владимира Высоцкого, отношения с женой. Гигантомания Зураба Церетели давно стала легендарной, а сам мастер часто из-за нее попадает в анекдотичные ситуации. Новости по теме: Зураб Церетели новости сегодня, личная жизнь, биография, карьера. Как сообщает «Интерфакс», российский скульптор Зураб Церетели отлил бронзовую статую Иисуса Христа, которая в высоту составляет 83 метра.
Церетели, Зураб Константинович
Андроникашвили, тете и дяде моей супруги, сначала не понравилось, что она не приехала, немного не так поначалу на меня они смотрели, но потом полюбили, принимали хорошо. Мария Кравцова: Насколько важно для вас аристократическое происхождение вашей семьи? Имеет ли это сегодня какое-то значение? Зураб Церетели: Никакого значения не имеет, никакого. Я люблю искусство. Мария Кравцова: Вы помните свои первые впечатления от Парижа? Зураб Церетели: Как не помнить!
Что понравилось? Безусловно, Елисейские Поля, понравилось место, где собирались художники. Мария Кравцова: В разные времена парижские художники собирались в разных местах, где это было в 1960-х? Зураб Церетели: На Монпарнасе. Потом я посмотрел музеи, и для меня это было грандиозное событие. Дядя и тетя Андроникашвили устроили мне встречу с Шарлем де Голлем.
Я потом свои впечатления от этой встречи — как он вышел, как стоял, — воплотил в памятнике. Памятник генералу Шарлю де Голлю. Проспект Мира, Москва. Courtesy автор Мария Кравцова: А о чем вы говорили с де Голлем? Зураб Церетели: Ничего не обсуждали, просто познакомились, он дал команду показать мне хорошие места в Париже. Мне показали музеи, познакомили с художниками, которых я любил.
Мои грузинские педагоги рассказывали мне о том, какими гигантами были Матисс и Пикассо. Я видел их работы, хотя показывать их у нас было запрещено. Попав в мастерскую Пикассо, я понял, что художник может заниматься одновременно и скульптурой, и живописью, и графикой. А у нас так не разрешали! Говорили: «Ты — живописец, вот и занимайся живописью. Ты скульптор?
Занимайся скульптурой! Я с Шагалом еще познакомился. Он потом, когда в Москву приезжал, бывал у меня. За три месяца до смерти я был у него в последний раз. После его смерти умолял Ваву поехать со мной. Она очень переживала, плохо чувствовала себя.
Потом она тоже ушла из жизни. Какие требования предъявлялись к тем художникам, которые получали такие ответственные государственные заказы? Зураб Церетели: Я не знаю, почему меня выбрали, но я прошел хорошую школу, может, поэтому. Школу синтеза архитектуры и монументального искусства! У меня были хорошие учителя. Осака, Токио, Нью-Йорк, Вашингтон...
Ипатьевская ночь. Галерея искусств Зураба Церетели, Москва. Courtesy автор Мария Кравцова: Какая идеологическая программа перед вами стояла? Вид Москвы. Начиная с Петровской эпохи рука художника касалась всего. Посмотрите на Санкт-Петербург, на его фасады, орнаменты, барельефы...
Совместная работа архитектора и художника полезна. Искусство полезно для всех, просто для развития творческого мышления. Почему нам в детском саду давали цветные карандаши? Не для того чтобы буквально из каждого ребенка сделать художника, а для того чтобы развивать мозг, руку, глаз! Россия и сегодня богата на талантливых художников. Нужно на все смотреть через искусство, и тогда народ России будет самым счастливым в мире!
Расскажите о нем. Зураб Церетели: Он построил очень хороший город Бразилиа! В нем нет пробок, потому что планировка правильная! Я был счастлив научиться чему-то в Бразилии, пройти эту школу. Я каждый день работал, писал людей, натюрморты и так далее. Счастье детям всего мира.
Брокпорт, штат Нью-Йорк. Courtesy автор Мария Кравцова: Вы все время повторяете, что должен существовать синтез искусств, но ваша творческая жизнь началась после выхода в свет постановления Никиты Хрущева «О преодолении излишеств в архитектуре и строительстве» и кампании по борьбе с «украшательством»… Зураб Церетели: Я в политику не вмешиваюсь. Для меня не существует плохой погоды. В каждую эпоху я живу полной жизнью, мне никто никогда не мешал. Мои педагоги и родители объяснили мне, что в здоровом теле должен быть здоровый дух, а как говорили мои учителя, — «искусство для искусства». Я родился в Грузии, живу в Москве и нигде больше не хочу жить.
Ряд скульптур мэтр посвятил известным деятелям истории и современности. В позапрошлом году в Москве открылась Аллея правителей — галерея бронзовых бюcтов работы Зуpaба Церетели, изображающих лидеров Российского государства с эпохи Рюрика до революции 1917 года. А вот памятник Петру Первому вовлек имя художника в скандал. Общественность столицы очень негативно отнеслась как к скульптуре, так и к идее ее возведения, назвав первую, как сообщали «Известия», «уpoдующей город». Царь изображен во весь рост, стоящим на палубе очень большого парусника. Поднимался даже вопрос о сносе памятника, но сегодня страсти успокоились, и памятник продолжает стоять на искусственном острове на Москве-реке, оставаясь одним из наиболее масштабных в столице высота — 98 м, вес — более 2000 тонн. Церетели не привыкать находится под прицелом критики: работы мастера иногда обвиняют в гигантомании и безвкусии, как это было, к примеру, с «Адамовым яблоком», находящимся в открытой им Галерее искусств, или с «Деревом сказок» в Московском зоопарке. Сам автор воспринимает это спокойно. Я-то, как художник, знаю, что делаю», — сказал Церетели в интервью «Собеседнику».
Еще учась в Тбилисской академии художеств, Зураб Церетели познакомился с будущей супругой Инессой Андроникашвили, происходящей из княжеского рода. Супруги прожили в бpaке более сорока пяти лет. В 1998 году, после cмepти Инессы Александровны, художник провел в Москве первую персональную выставку, названную в честь супруги. Жизнь Зуpaба Церетели тесно переплетена с благотворительностью. Некоторые работы созданы мастером безвозмездно, как дар тому или иному городу, учреждению, фонду. Художник принимает участие в благотворительных выставках и аукционах, направляя деньги от проданных произведений на борьбу с детскими заболеваниями. В прошлом году Зуpaбу Константиновичу исполнилось 84 года. Однако ритм творческой жизни не утихает. Мэтр творит, проводит выставки, организовывает мастер-классы для детей, с радостью участвует в интервью и позирует для фото, но самое важное — полон новых идей и проектов.
В 2016 году распахнул свои двери дом-музей Церетели в подмосковном поселке Переделкино. В 2014 году художник-монументалист стал полным кавалером ордена «За заслуги перед Отечеством», удостоившись награды IV степени. Основным секретом здоровья и долголетия скульптор называет бесконечную работу «без всяких отпусков и перерывов на отпуск». Талантливый и творческий Зураб Церетели смог себя проявить пpaктически во всех сферах современного искусства — автору принадлежат картины, фрески, мозаики, барельефы, скульптуры, монументы и другие работы. Однако с особым вдохновением метр создает памятники монументального искусства, вкладывая в них свой талант, переживания и душу. Несмотря на успешную карьеру и огромную популярность скульптора-монументалиста, до сих пор его работы вызывают неоднозначную реакцию не только у обычных людей, но и у искусствоведов, художественных критиков и коллег по творческому цеху. В чем же заключается гениальность и неоднозначность персоны Зуpaба Церетели разберемся в этой статье. И отец, и мать будущего скульптора принадлежали к известным в Грузии княжеским родам, поэтому семья Церетели принадлежала к грузинской элите. Отец Зуpaба Церетели Константин Ге opгиевич был успешным инженером строителем.
Мать будущего деятеля искусства Тамара Семёновна Нижарадзе — посвящала себя семье и детям. На выбор профессионального и творческого пути будущего мэтра ключевое влияние оказал Ге opгий Нижарадзе — брат Тамары Семеновны и известный грузинский живописец. В доме Ге opгия Нижарадзе, где проводил много времени Зураб, собиралась грузинская творческая элита Д. Какабадзе, С. Кобуладзе, У. Джапаридзе и др. Именно они вовлекли юношу в мир живописи и искусства, обучили его основам рисования и создания скульптур, вдохновили на творческое развитие. Гениальный скульптор окончил Академию художеств в Тбилиси, однако его карьерный путь начался с работы в Институте истории, археологии и этнографии Грузии. В 1964 г.
Зураб Церетели проходил повышение квалификации во Франции, где познакомился с творчеством выдающихся живописцев эпохи П. Пикассо и М. В конце 60-х годов скульптор принял решение развиваться в сфере монументального и скульптурного искусства, после чего были созданы сотни широко известных памятников, скульптур, стел, монументов, статуй, бюcтов, установленных по всему миру. С 1997 года и по сегодняшний день Зураб Церетели возглавляет Российскую академию художеств. В 2003 г. Успешен гениальный скульптор и в семейной жизни. Зураб Церетели женат на Инессе Александровне Андроникашвили и имеет дочь Елену, которая подарила ему троих внуков. А в начале 2000-х годов чета Церетели пополнилась четырьмя правнуками. Фото: источник Самые известные работы Зуpaба Церетели Творческое наследие автора состоит более чем из 5000 работ, каждая из которых оригинальна, самобытна и неповторима.
Рукам великого деятеля искусств принадлежат десятки пейзажей, портретов, мозаик, панно, барельефов, бюcтов и сотни скульптурных изваяний. Все работы грузинского скульптора посвящены известнейшим во всемирной истории персонам Ш. Руставели, Ге opгий Победоносец, М. Цветаева, Б.
Как художник-монументалист оформил ряд крупных учреждений, таких как Ленинский мемориал в Ульяновске, гостиничный комплекс в Измайлово, курортный городок в Адлере, парк «Ривьера» в Сочи, Дворец профсоюзов в Тбилиси, Новая сцена Большого театра в Москве и др. Известные работы Зураба Церетели Памятник Петру I в Москве был воздвигнут в 1997 году по заказу Правительства Москвы на искусственном острове, насыпанном в развилке Москвы-реки и Водоотводного канала. Общая высота памятника составляет 98 метров. По словам галериста и члена Общественной палаты М. Гельмана, Церетели при установке памятника «сжульничал», подделав документы градостроительного совета, ограничивающие высоту памятника 17 метрами.
Есть версия, что данный памятник является переработанной и видоизменённой статуей Колумба, которую Церетели безуспешно предлагал купить США, Испании и странам Латинской Америки в 1991-1992 году, к 500-летию открытия европейцами Американского континента. Храм Христа Спасителя строился под руководством Церетели. Вместо первоначальной белокаменной облицовки здание получило мраморную, а золочёная кровля заменена на покрытие на основе нитрида титана. Крупные скульптурные медальоны на фасаде храма были выполнены из полимерного материала. Под храмом была размещена подземная парковка. Среди наиболее известных монументальных работ Церетели следует выделить: монумент «Дружба навеки» в честь двухсотлетия 1783-1983 присоединения Грузии к России, сразу после установки получивший ироничное прозвище среди москвичей — «Шашлык» Тишинская площадь в Москве, автор архитектурной части — известный поэт Андрей Вознесенский ; монумент «Добро побеждает Зло» перед зданием ООН в Нью-Йорке; монумент «Разрушить стену недоверия» Лондон, Великобритания ; 6-метровый Памятник Петру Первому в Петербурге; бронзовую скульптуру «Рождение Нового Человека» Париж, Франция ; скульптурную композицию «Рождение Нового Человека» Севилья, Испания ; «Рождение Нового мира», памятник Колумбу в Пуэрто-Рико 2016 ; Памятник Иоанну Павлу Второму Франция. Автор монументально-декоративных произведений панно, мозаики, витражи, декоративно-игровые скульптуры в курортном комплексе в Пицунде 1967 , в курортном городке ВЦСПС в Адлере Сочи 1973; Ленинская премия 1976 года , в гостиничном комплексе «Ялта-Интурист» в Ялте 1978 , в гостиничном комплексе «Измайлово» в Москве 1980. Церетели участвовал в сооружении мемориального комплекса на Поклонной горе в Москве открыт 1995 , а также в ряде других архитектурно-монументальных проектов в Москве конца XX века, в том числе в оформлении Манежной площади. Зураб Церетели создал ряд памятников деятелям прошлого и прижизненных скульптурных портретов современников, многие из которых были подарены Церетели различным городам в РФ и за рубежом.
Не все реально воздвигнуты. Монумент представляет собой 30-метровую бронзовую плиту с узким продолговатым сквозным отверстием, напоминающим разлом, внутри которого свисает гигантская зеркальная капля, отлитая из обломков расплавленных во время теракта стальных балок башен-близнецов.
Среди циклопического интерьера люди оказывались ничтожными муравьями, приползшими поклониться чему-то недоступному их пониманию. Стоя под фигурой одного из застывших в анабиозе истуканов, я держался за спасительную соломинку бокала и дрожал от охватившего меня ужаса и восхищения перед масштабами личности, с которой нам предстояло встретиться. Церетели принадлежит самая большая в мире художественная мастерская В таких случаях всегда интересно, из какого же зерна вырос этот колосс. В 1964 году Зураб Константинович учился во Франции, где общался с выдающимися халтурщиками от искусства Пабло Пикассо и Марком Шагалом. Разглядывая сквозь рюмку шартреза интимные подробности несвежей натурщицы, они надоумили его обратить внимание на крупные формы. Ну правда, сколько человек одновременно могут наслаждаться какой-нибудь миниатюрой? А вот Эйфелева башня или статуя Свободы видны издалека и гарантированно увековечат имя своих создателей.
Самый захудалый слон всегда смотрится выигрышнее любого барсука. Опять же бюджет - создание бивней, копыт и прочих гигантских ответвлений животного. Зураб Константинович исполнил с детским хором «Пусть всегда буду я» Образ слона глубоко запал в душу юному художнику, и с тех пор это млекопитающее присутствует буквально в каждом его произведении. Посмотрите сами. В большинстве случаев маэстро просто лепит ногу слона и придает верхней ее части человекообразное выражение. Из этих ног вылиты наши цари, полководцы, градоначальники и прочие выдающиеся личности.
Зураб Церетели: Я никогда не устаю от работы (ЭКСКЛЮЗИВ)
Церетели, Зураб Константинович | это... Что такое Церетели, Зураб Константинович? | Гигантомания Зураба Церетели давно стала легендарной, а сам мастер часто из-за нее попадает в анекдотичные ситуации. |
Выставка «Зураб Церетели. Гений современности» | Зураб Церетели назвал веру и любовь секретом своего долголетия. |
Новости по теме
- Зураб Церетели - биография, новости, личная жизнь
- Зураб Церетели: биография
- Зураб Церетели написал картину на открытии собственной выставки | Знаменитости с фото и видео
- Церетели, Зураб
- Зураб Церетели: «Я в политику не вмешиваюсь. Для меня не существует плохой погоды» | Артгид
Харизма Зураба Церетели
Зураб Константинович Церетели (художник) - краткая биография | Зураб Церетели прошёл огромный путь от малоизвестного живописца до президента Российской академии художеств, на эту должность он был избран в 1994 году. |
Зураб Церетели - биография, новости, личная жизнь - | Зураб Церетели родился в 1934 году в Тбилиси (СССР, ныне Грузия) в грузинской семье, имеющей дворянское происхождение. |
Зураб Константинович Церетели (художник) - краткая биография | В данном случае хотелось бы сказать, что биография Зураба Церетели так же монументальна и основательна, как и все его творчество. |
Зураб Константинович Церетели
Многовековая народная культура, национальные вариации традиций скоморошничества, смеховой культуры, возвращение к изначальному, подлинному через гротеск, смех, ради раскрытия потаенного, закрытого, неизвестного, но реального мира — все это можно найти практически в каждом живописном произведении или рисунке Зураба Церетели. Для искусства Церетели характерна изобразительная и энергетическая среда, свойственная так называемому «магическому реализму», в данном случае, его художественной версии. В работах Зураба Церетели часто возникает неожиданное соединение, а порой и взаимопревращение разных предметов, человеческих фигур, животных, рыб, птиц и архитектурных конструкций, что формирует яркий пластический образ полотна в целом. Сюжеты вроде бы предельно просты, повествуют о жизни в самом обыденном ее проявлении, но рассказаны с какой-то былинной степенной значимостью.
Во всех произведениях мастера, созданных в разных видах искусства живописи, скульптуре, эмали и разных техниках — присуще единство: в работах часто возникает неожиданное соединение, взаимопревращение разных предметов, человеческих фигур, животных, рыб, птиц и архитектурных конструкций, что формирует яркий пластический образ произведения. Гений современности» Смотрите также события г. Казань, ул.
Мать будущего деятеля искусства Тамара Семёновна Нижарадзе — посвящала себя семье и детям. На выбор профессионального и творческого пути будущего мэтра ключевое влияние оказал Георгий Нижарадзе — брат Тамары Семеновны и известный грузинский живописец. В доме Георгия Нижарадзе, где проводил много времени Зураб, собиралась грузинская творческая элита Д. Какабадзе, С. Кобуладзе, У. Джапаридзе и др.
Именно они вовлекли юношу в мир живописи и искусства, обучили его основам рисования и создания скульптур, вдохновили на творческое развитие. Гениальный скульптор окончил Академию художеств в Тбилиси, однако его карьерный путь начался с работы в Институте истории, археологии и этнографии Грузии. В 1964 г. Зураб Церетели проходил повышение квалификации во Франции, где познакомился с творчеством выдающихся живописцев эпохи П. Пикассо и М. В конце 60-х годов скульптор принял решение развиваться в сфере монументального и скульптурного искусства, после чего были созданы сотни широко известных памятников, скульптур, стел, монументов, статуй, бюстов, установленных по всему миру.
С 1997 года и по сегодняшний день Зураб Церетели возглавляет Российскую академию художеств. В 2003 г. Успешен гениальный скульптор и в семейной жизни. Зураб Церетели женат на Инессе Александровне Андроникашвили и имеет дочь Елену, которая подарила ему троих внуков. А в начале 2000-х годов чета Церетели пополнилась четырьмя правнуками. Фото: источник Самые известные работы Зураба Церетели Творческое наследие автора состоит более чем из 5000 работ, каждая из которых оригинальна, самобытна и неповторима.
Рукам великого деятеля искусств принадлежат десятки пейзажей, портретов, мозаик, панно, барельефов , бюстов и сотни скульптурных изваяний. Все работы грузинского скульптора посвящены известнейшим во всемирной истории персонам Ш. Руставели, Георгий Победоносец, М.
Мир потерял устойчивость, люди разуверились в прежних ценностях да, похоже, и в самих себе, уже не могут обойтись без технических «подпорок». Неуверенность в завтрашнем дне, паническое ожидание грядущих катаклизмов овладевает душами, а тут еще боязнь отстать от моды, куда-то не поспеть, что-то недополучить, выпасть из «престижной обоймы».
У старшего поколения — ужас прослыть ретроградом... Le dernier grand style 3 2007 16 Дворец ЮНЕСКО в Париже украшает помещенная в одном из его залов великолепная работа Миро — редкой красоты и гармонии мозаичная стенка, совершенная по композиции, ритму, цветовой гамме.
На родине тоже много работы, особенно после назначения главным художником Олимпиады-80 в Москве.
Монумент «Дружба навеки» в Москве Работу над монументальными скульптурами художник начал еще в конце 70-х. Ярким завершением труда стала скульптурная композиция «Счастье детям всего мира». В 1983 году в Москве открыт монумент «Дружба навеки», знаменующий 200-летний юбилей со дня подписания Георгиевского трактата между Россией и Грузией.
В том же году в честь этой даты в родной Грузии художником построена и открыта Арка дружбы — мозаичное панно, которое и по сей день радует туристов на Крестовом перевале у Военно-Грузинской дороги. В 2017 году в российской столице открылась Аллея правителей — галерея бронзовых бюстов работы Зураба Церетели, изображающих лидеров Российского государства с эпохи Рюрика до революции 1917 года. Общественность столицы крайне негативно отнеслась как к скульптуре, так и к идее ее возведения, назвав первую, как писали «Известия», «уродующей город».
Царь изображен во весь рост, стоящим на палубе гигантского парусника. Поднимался даже вопрос о сносе памятника, однако сегодня страсти улеглись, и памятник продолжает стоять на искусственном острове на Москве-реке, оставаясь одним из самых масштабных в столице высота — 98 м, вес — свыше 2000 тонн. Монумент «Адамово яблоко» Церетели не привыкать быть под прицелом критики: работы мастера порой обвиняют в гигантомании и безвкусии, как это было, к примеру, с «Адамовым яблоком», находящимся в открытой им Галерее искусств, или с «Деревом сказок» в Московском зоопарке.
Сам автор относится к этому спокойно. Москве Ленинская премия 1976 год — за пространственно-декоративное решение детской зоны курортного городка в Адлере 1973 Государственная премия СССР 1970 год — за мозаичные композиции Ленинского мемориала в Ульяновске 1969 и во Дворце профсоюзов Тбилиси 1969—1970 Государственная премия СССР 1982 год — за участие в создании гостиничного комплекса «Измайлово» в Москве 1980 Кавалер ордена Почётного легиона Франция, 2010 Офицер ордена Искусств и литературы Франция, 2005 Медаль «Астана» Казахстан, 11 декабря 1998 года. Знак отличия «За заслуги перед Москвой» Москва, 30 декабря 2003 года — за большой личный вклад в развитие изобразительного искусства, многолетнюю плодотворную деятельность в интересах города и москвичей Орден имени Ахмата Кадырова Чечня, 2005 год — за личный вклад в увековечение памяти первого президента Чеченской Республики, Героя России Ахмат-Хаджи Кадырова, деятельность, способствующую укреплению мира, дружбы и сотрудничества между народами Медаль «Во славу Осетии» Северная Осетия, 2010 год Биография Зураба Церетели Зураб Церетели родился в 1934 году в Тбилиси СССР, ныне Грузия в грузинской семье, имеющей дворянское происхождение.
Отец будущего скульптора был инженером. Заметное влияние на юного Зураба оказал брат его матери живописец Георгий Нижарадзе, в доме которого мальчик смог познакомиться с тонкостями творческого процесса и даже завести знакомство с другими грузинскими художниками. Все это привело к тому, что Зураб поступил на живописный факультет Тбилисской Академии Художеств, Это стало только началом его профессионального пути.
После окончания учебы он устроился работать в Академию Наук Грузии, где занимался вопросами, связанными с историей и археологией. Безусловно, это имело отношение к искусству, но почти не оставляло места для творческого процесса. Позже будущий известный скульптор годах работал старшим мастером оформительского цеха Художественного фонда Грузии, на этой должности уже начал приходить заметный успех, признание и первые награды.
В 1964 году обучался во Франции, где общался с выдающимися художниками Пабло Пикассо и Марком Шагалом. С конца 1960-х годов начал активно работать в области монументального искусства. С 1997 года является Президентом Российской академии художеств.
В 2003 за особые заслуги перед Российской Федерацией президентом России скульптору было предоставлено российское гражданство. В 2010 скульптор получил известнейший французский Орден Почетного Легиона. Также Зураб Константинович является директором Московского музея современного искусства и директором Галереи искусств Церетели.
Различные награды скульптор получил не только на территории бывшего СССР. Такая заметная фигура не могла не получить международного признания, а потому в начале июня 2010 года Национальное общество искусств США присудило ему золотую «Медаль Почёта», сделав его грузинским и российским художником, удостоенным её за всю историю. Скандалы вокруг творчества Церетели Работы Зураба Церетели.
Но особенной страстью художника являются монументальные памятники, в которые он вкладывал весь свой талант, переживания и душу. Однако в последние годы скульптор нередко сталкивается с непониманием и неоднозначной реакцией широкой общественности и критиков. Поэтому не единожды оказывался в эпицентре скандалов мирового масштаба.
Гигантомания Зураба Церетели давно стала легендарной, а сам мастер часто из-за нее попадает в анекдотичные ситуации. Но, невзирая на жесткую критику, мэтр по-прежнему считает, что «размер имеет значение». Именно этим правилом художник часто руководствуется при создании не только скульптур, но и живописных картин.
Так, за последние десятилетия целый ряд известнейших монументов, созданных Церетели, вызвали бурю негодования и у критиков, и у заказчиков, и у горожан — при том не только в России. В Москве вблизи гостиницы «Космос» был водружен еще один «отказник» — 10-метровый монумент «Памятник Жандарму» «Луи». Это изваяние было создано в честь лидера Французского Сопротивления Шарля де Голля и готовилось в качестве презента для народа Франции, однако французские власти наотрез отказались от подарка, после чего памятник был установлен в России.
После его открытия французские, и российские СМИ разнесли в пух и прах это творение.
Зураб церетели биография кратко
Последние новости о персоне Зураб Церетели новости личной жизни, карьеры, биография и многое другое. Зураб Константинович Церетели возглавляет Российскую академию художеств с декабря 1997 года. Зураб Церетели биография персоны на РБК: фото, информация по личной жизни и семье, дата рождения, деятельность и карьера. Зураб Константинович Церетели родился 4 января 1934 года в Тбилиси. Биография Зураба Церетели. Скульптор, президент Российской академии художеств Зураб Константинович Церетели родился 4 января 1934 года в Тбилиси (Грузинская ССР, ныне – Грузия). РИА Новости, 04.01.2024. Зураб Церетели (скульптор) биография, фото, новости 2024 | Узнай Всё. На днях ребят, за создание мозаичного панно «Спас на троне», поблагодарил и наградил Президент Российской академии художеств Зураб Церетели.