Танец Персидок из оперы Мусоргского "Хованщина", исполняет заслуженная артистка России, солистка Мариинского театра, Александра Иосифиди, Mariisnky – 2012. Главным событием мероприятия станет показ оперы Модеста Мусоргского «Хованщина» в постановке Московского академического Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко (МАМТ), пишет ТАСС. В Мариинском театре в честь 150-летия со дня рождения Фёдора Шаляпина прозвучала опера «Хованщина» Модеста Мусоргского. Представляем Вам фрагмент оперы Модеста Мусоргского «Хованщина».
7 интересных фактов об опере «Хованщина» М.Мусоргского
Шутка ли! Головы, можно сказать, летят направо и налево, бояр ссылают, всего лишают. И на видном месте у Кремля их имена на камне высекают, чтобы все знали! И боялись! Царевна Софья интригует против молодого царя Петра. Стрельцы за старый порядок, петровцы - за новый. Зреет бунт, кровавый и беспощадный.
А тут еще и раскольники с их старой верой, с исступленным упорством и христианской решимостью. Страх одолевает всех - от правителей и военных начальников до немецких девушек Гелена Гаскарова и протестантских пасторов Ярослав Петряник.
С исторической точки зрения сюжет основывается на событиях первой половины XVII века — стрелецкий бунт 1682 года и раскол Русской православной церкви.
Религиозный уровень повествования выражен в конфликте двух концепций миросозерцания — «Святая Русь» в образе старообрядцев противопоставлена «окну в Европу» начала Петровской эпохи. После Петербурга опера поедет в Большой театр, где прозвучит с 13 по 17 марта.
Еще смиреннее звучит тихая молитва стрельцов "Господи, не дай врагам в обиду", которую они а cappella поют под занавес.
Но самый могучий, цельный и определенно самый дорогой композитору образ — Марфа. Музыковеды часто сравнивали Марфу с женскими образами Бородина , Чайковского , Римского-Корсакова : Ярославной, Кумой, Любашей; но те — иные, более женственные, более одноплановые. Ярославна прежде всего — хранительница семейных устоев.
Кума несколько мелодраматична, Любаша одержима чувством ревности и, ревнуя Грязного, идет на преступление. Психологической глубиной и сложностью Марфа сравнима разве лишь с некоторыми героинями Достоевского. Марфе в избытке даны мелодии необыкновенной красоты, то жгуче страстные, то скорбные, но всегда исполненные горделивой силы.
Начало XX века, когда умами многих вьщающихся людей России владели идеи богоискательства, соборности, "Хованщину" прочло как оперу-мистерию, поразительно созвучную тогдашним настроениям отечественной интеллигенции. В петербурской 1911 и московской 1912 постановках Ф. Шаляпина, прошедших с колоссальным успехом, на первый план выдвинулись раскольничья линия, раскольничьи хоры.
После октября 1917 го- да подобная трактовка, конечно, сделалась неприемлемой, даже одиозной. Сегодня Хованщина ставится, хоть и не часто, но регулярно в том числе и на зарубежных подмостках. Интересные факты Ряд текстов "Хованщины" документально достоверен.
Например, тексты анонимного доноса на Хованских, "покусившихся на царство", надписи на столбе, сооруженном стрельцами в честь своей победы, царской грамоты, даровавшей милость осужденным стрельцам, подвергнуты лишь незначительным сокращениям.
Главные герои старец Досифей и Марфа — раскольники. Эти образы решены в постоянном подчеркивании трагического исхода. Герои всегда в черном одеянии, только в последних сценах Марфа — белая голубица, принимающая смерть как избавление от мирских мук и страданий. Авторы постановки оставляют финал спектакля открытым. Народ, подобно слепцам бредет по безбрежной зимней степи, по тракту, ведущему в совершенно непроглядное будущее.
Батя, батя, выйди к нам
Без Шаляпина русская опера бы просто не существовала в том виде, в котором она сейчас есть — это однозначно была революция», — сказал Ванеев журналистам за несколько минут до выхода на казанскую сцену. Опера «Хованщина» в программе Шаляпинского фестиваля последовала за оперой «Борис Годунов» , где также в свое время пел Шаляпин, сделав и это произведение мировым достоянием. Обе музыкальных работы, напомним, отражают переломные моменты в истории России и были представлены в этом году казанской публике в хронологической последовательности. Особенно впечатляющи в «Хованщине» массовые сцены: когда хор Мариинского театра исполнял партии народа, стрельцов или тех и других вместе, в зрительном зале повисала абсолютная тишина, окутывая в то же время силой распеваемого звука каждого зрителя и вызывая у него мурашки. Правда, обозвали [татар] по-всякому — ну, это ладно», — поделился впечатлениями со знакомыми во время первого антракта Ильшат Аминов в опере несколько раз упоминается тяжелое прошлое Руси во время татарского ига — прим.
XLI Международный Шаляпинский фестиваль стартовал в этом году 30 января премьерной постановкой итальянца Джузеппе Морасси «Севильский цирюльник».
Смерть помешала композитору довести сочинение до конца. Римский-Корсаков привел в порядок оставшиеся материалы, дописал последний акт, инструментовал оперу и в 1883 году предложил ее дирекции императорских театров. Однако предложение было отклонено. В опере показаны судьбы русского народа в период, непосредственно предшествовавший царствованию Петра I. Воссоздавая эпизоды борьбы реакционных сил старой феодальной России против прогрессивных стремлений юного Петра, композитор связал ее с заговором главаря стрельцов Ивана Хованского, которого поддерживали раскольники. Идея оперы глубоко трагична.
Как чуткий художник, Мусоргский чувствовал неизбежность гибели старого порядка, но видел, что и петровские реформы не принесли народу облегчения. Цитируется по: 100 опер. Стасова на смерть Модеста Мусоргского: Мусоргский умер в самом расцвете сил и таланта. Как далеко еще до старческих годов, и сколько надо было еще от него ожидать, глядя на его могучий талант, на его могучую натуру! Но на него наложила чугунную, неумолимую руку та самая горькая судьба, которая тяготеет над всеми, почти без исключения, самыми большими талантами нашего отечества: почти никто из них не живет долго, сколько бы мог и должен бы жить, почти никто из них не совершает всего, к чему, по-видимому, был призван и для чего родился.
Как отметили в театре, «Хованщина» по самобытности музыки и сюжета могла бы стать «самой русской оперой».
Мусоргский отмечал, что она создана в жанре «народной музыкальной драмы». Опера представляет собой масштабное историческое полотно с участием реально существовавших и вымышленных героев, особое место среди которых занимает русский народ. В ней переплетаются события между Стрелецким бунтом и утверждением Петра I на престоле. В тот период русский народ раздирал спор о выборе пути, о старой и новой вере. Любой исход мог бы стать для страны фатальным, подчеркнули в Музыкальном театре. Мусоргский начал работу над оперой в 1872 году, когда отмечался всплеск интереса к истории России.
Наконец, мы сделаем все, чтобы возможности театра в Смоленске позволили нам выступить единым коллективом с двумя великими операми Глинки в начале июня, когда состоится крупное музыкальное празднество - чествование Михаи ла Ивановича Глинки, отц а русской музыки. Можно сказать также о том, что и в Воткинске, недалеко от дома, где родился Пётр Ильич Чайковский, мог ли бы также выступить представители обоих коллективов. Февраль сейчас начинает особый период, очень наполненный замечательными великими произведениями, их исполнениями. Меня это радует. После февральских и мартовских акций мы, конечно, не пройдем мимо 225-летия Александра Сергеевича Пушкина, ведь в наших театрах очень многое связано с его творчеством. Гений русской поэзии невероятно широко был востребован, к нему обратились лучшие творцы, которые шли за ним. И неважно, что он поэт, а они композиторы. Достаточно напомнить, что и "Руслан и Людмила", и "Золотой петушок, не говоря уже о "Пиковой даме", "Онегине", о "Мазепе", о царе Салтане - все это Пушкин. К юбилею поэта они будут звучать в специальной фестивальной программе. О репертуаре Я с большим трудом могу себе представить, чтобы на сцене Большого театра Москвы долго не шла опера "Пиковая дама".
Или "Евгений Онегин". На ка кое-то время - ничего страшного. Но если речь идет о нескольких сезонах, мне кажется, это не то, чем можно так уж сильно гордиться. А если говорить о балете, то - странным образом - даже "Спящая красавица" уже какое-то время не идет на сцене Большого. Конечно, в этом нет никакой трагедии - но и повода радоваться совершенно нет.
Оперу «Хованщина» покажут артисты Мариинского театра в Пскове
отметил Сергей Сидоров. После смерти автора оперу завершил и инструментовал Римский-Корсаков. В любом случае тема «Хованщины» Мусоргского, оперы, проникнутой болью за русский народ, не теряет остроты, а в нынешние темные времена тем более. М.П. Мусоргский Опера «Хованщина» Почему композитор взял для Марфы подлинную русскую песню?
М. П. Мусоргский. Опера "Хованщина". Краткое содержание
Хованщина Опера. Тему этой лекции автор и ведущий Николай Лисовой назвал «Хованщиной» по аналогии с одноимённой оперой Модеста Мусоргского, описывающей события того периода, к которому мы подошли в курсе телелектория. 9 февраля 1886 года в Петербурге состоялась премьера оперы Модеста Петровича Мусоргского «Хованщина». Новости | весь раздел. Стала известна новая дата концерта Симфонического оркестра Мариинского театра и оперы «Хованщина».
«Хованщина» — характеристика оперы М.П. Мусоргского
Русский композитор XIX века, автор оперы «Хованщина» 10 букв сканворд. Танец Персидок из оперы Мусоргского "Хованщина", исполняет заслуженная артистка России, солистка Мариинского театра, Александра Иосифиди, Mariisnky – 2012. «Хова́нщина» — народная музыкальная драма (опера) Модеста Мусоргского в пяти действиях и шести картинах на собственное либретто, основанная на исторических событиях.
Оперу «Хованщина» покажут артисты Мариинского театра в Пскове
В «Хованщине» сложно найти положительного героя, но легко рассмотреть трагическую судьбу Руси. Композитор приступил к сочинению оперы в 1872 году, когда интерес к отечественной истории был велик. Исторические события, происходившие между стрелецким бунтом 1682 года и утверждением Петра Алексеевича у власти, переплетены в сюжете оперы. Русский народ раздирается спором о выборе своего пути, о старой и новой вере, ищет ответы на вечные вопросы. Результа королевному болоту, на котором добровольно или недобровольно оказывается Русь. Мусоргский работал долго и усердно над оперой, и в 1881 году, к моменту своей смерти, она была готова за исключением финальной сцены последнего акта.
Эти образы решены в постоянном подчеркивании трагического исхода. Герои всегда в черном одеянии, только в последних сценах Марфа — белая голубица, принимающая смерть как избавление от мирских мук и страданий. Авторы постановки оставляют финал спектакля открытым. Народ, подобно слепцам бредет по безбрежной зимней степи, по тракту, ведущему в совершенно непроглядное будущее. Спектакль отходит от традиционного двухмерного пространства сцены и охватывает немыслимые сценические объемы.
С подобным вердиктом будущий солист Большого и Мариинки был не согласен, продолжил учебу в Италии и более чем успешно дебютировал в Неаполе. После многочисленных европейских ангажементов Фигнер вернулся в Россию. Исполнительский дар певца оценила не только публика. Бывало, композиторы писали музыку с расчетом на его выдающиеся вокальные возможности. К примеру, Чайковский, сочиняя «Пиковую даму», был уверен в том, что Германа будет петь именно Фигнер и дал герою возможность появиться на сцене во всех семи картинах. В процессе подготовки партитуры Петр Ильич писал брату Модесту: «Я вернулся третьего дня вечером из поездки к Фигнеру. Он в восторге от партии, говорит о ней со слезами на глазах — хороший признак!
Вот эти события, о которых Модест Мусоргский узнал от своего друга, критика Владимира Стасова, и отражены в опере «Хованщина». Либретто этой оперы, в отличие от других опер Мусоргского, не имеет литературного первоисточника и целиком написано самим композитором, причём сделано это в литературном отношении не менее талантливо, чем музыка оперы. Опера заканчивается эпической сценой самосожжения раскольников. В одиночестве скорбит Досифей. Он сознает обреченность раскольников. Исполненный мужественной решимости, он обращается к братии с призывом сгореть в огне во имя святой веры. Из леса доносятся звуки труб. Раскольники с молитвой проходят в скит и поджигают себя», — читаем мы в описании спектакля. Правда, трагедия блюстителей «истинного православия» трогает сегодня не всех. Так ли уж важно, горит или не горит раскольничий скит. Мне кажется, здесь должен гореть оркестр», — заявил директор и главный режиссёр Мариинского театра Валерий Гергиев. Кстати, заканчивал оперу «Хованщина» Николай Римский-Корсаков. Именно он дописал последнее действие и оркестровал всё произведение. Сейчас, наверное, опера «Хованщина» не задевает чьи-либо религиозные чувства. Но так было не всегда.
Оркестр Мариинского театра дал в Пскове оперу «Хованщина». ФОТО
Главным событием мероприятия станет показ оперы Модеста Мусоргского «Хованщина» в постановке Московского академического Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко (МАМТ), пишет ТАСС. Обратившись к истории, вспоминаем, что опера «Хованщина» впервые была показана на сцене Мариинского театра в ноябре 1911 года в творческой редакции и оркестровке Римского-Корсакова. В 1911 году благодаря Шаляпину, поставившему оперу в качестве режиссера и исполнившему партию Досифея, «Хованщина» появилась в Мариинском театре. последняя, недописанная опера Модеста Петровича Мусоргского.
7 интересных фактов об опере «Хованщина» М.Мусоргского
Оба сюжета решены с одинаковой убедительностью. Режиссер ставит оперу не об одном только стрелецком бунте. Он, следуя негласному историческому правилу видеть в премьерах «Хованщины» знак переломного времени, памятник жертвам и обвинение в адрес тех или иных злодеев, ставит оперу об актуальности самой «Хованщины», намекая на узнаваемость героев и ситуаций. Есть и ответы: при всей прямоте концепции и мизансцен они уклончивы в деталях, но ясно сводятся к тому, что виноваты все, кто хоть как-нибудь действует. Титель не находит у Мусоргского положительных персонажей.
В тоскливой беспросветности этого универсального ответа, подтверждая его, сияет страшная звезда Хованского игра Дмитрия Ульянова блистательна, а голос завораживает, грохоча. Мерцает неприятным светом прозаический, бессовестно и тихо одержимый Досифей филигранная роль Дениса Макарова. Не соль земли, не скрепа, а серая мышь этот бывший князь Мышецкий. Темнеет на свету парадоксально объемная, лирико-эпическая фигура предателя Шакловитого, сделанная Антоном Зараевым выпукло, на пределе возможностей.
Даже Голицын Нажмиддин Мавлянов замечательно сдержан и больше всех аккуратен по части дикции , которому в общем-то нечего предъявить, кроме приказа убрать свидетельницу собственной слабости, виноват уже хотя бы потому, что попал со своей либерально-западнической физиономией в царство по-разному бесноватых как кур в ощип. Преступница — Софья, преступник — Петр и тут режиссеру даже не нужно ничего делать — сам Шостакович укомплектовал соответствующие такты Мусоргского барабанной дробью своей Седьмой симфонии. И Марфа при всей любви безумная провокаторша Ксения Дудникова, голос внушительной силы и обворожительно красивого тембра. Может, и не она больше всех виновата, и вообще — жертва, но мы видим, что страшные вещи делаются в том числе ее руками.
Кто здесь хоть сколько-нибудь не хор — тот и виноват.
Гергиева 1988. Во всех перечисленных случаях речь не идет о модификации сугубо постановочных идей, например, о приближении к нашим дням либо, напротив, отдалении сценического действия от реальных исторических событий. Но всегда думается о самой сущности исполняемой музыки: существенных расширениях или сокращениях, крупных изменениях в сфере музыкальной драматургии и новаторских решениях в области психологического воздействия на зрителя. В первую очередь скажем о декорационной и сценографической части постановки. Отметим важную особенность — художественное оформление Федора Федоровского оказалось неподвластно цензуре времени.
Впервые оно было показано еще в 1913 году, в дни парижской постановки «Хованщины» в сценической версии Дягилева, при участии Равеля и Стравинского. Живописные цветовые решения, декорации, костюмы, световые линии, даже рисунки некоторых мизансцен, впервые предложенные Федоровским для дягилевской антрепризы, принесли ему, тогда совсем молодому художнику, славу и мировую известность. Грозные стрельцы в красных кафтанах с секирами в руках либо в белоснежных рубахах, на которые вот-вот должна пролиться их алая кровь; фигура боярина Шакловитого в роскошных одеждах, угрожающе нависшего над смертельно напуганным Подьячим; мощное архитектурное решение декораций стрелецкой слободы с громадными бревнами, из которых сложены избы, почти как древнерусские деревянные храмы, — именно тогда был разработан и задан монументальный сценографический канон, который сопровождал постановки «Хованщины» в XX и XXI столетиях в театрах нашей страны. Можно сказать, что музыкальные редакции сменяли друг друга, но живописный фундамент оставался незыблемым. Таков был дух видения Федоровским «Хованщины», сила образной грандиозности и, по словам режиссера Бориса Покровского, его «могучего и вместе с тем какого-то расцвеченного темперамента». Шакловитый — Эльчин Азизов Обратимся теперь к музыкальной составляющей постановки.
Как уже говорилось, Мусоргский не успел закончить «Хованщину». В клавире не был записан весь пятый акт с «любовным отпеванием» Марфой своего возлюбленного Андрея Хованского и финальной сценой самосожжения раскольников в скиту. Хотя доподлинно известно, что эту музыку композитор показывал друзьям в последние месяцы своей жизни. Партитуры оперы практически не существует, за исключением двух небольших отрывков в виде концертных номеров: песни Марфы «Исходила младешенька» и хора стрельцов «Поднимайтесь, молодцы». Весь XX век композиторы-соавторы, текстологи-источниковеды, композиторы-оркестровщики пытались решить проблему целостности оперы. Каждый из них, будь то Римский-Корсаков, Стравинский, Ламм, Асафьев, Шостакович, прибегал к различным методам и приходил к противоположным решениям.
Татьяна Ногинова — художник по костюмам, работавший вместе с Юрием Александровым над восстановлением постановки. Её мастерство стоит отдельного упоминания: великолепно выполненные костюмы окончательно погружают зрителя в атмосферу XVII века, церковного раскола и стрелецкого бунта, вокруг которых строится сюжет оперы. Продолжительность спектакля 4 часа 40 минут с двумя антрактами.
Величавый масштаб неоконченной оперы Мусоргского первым из композиторов распознал Римский-Корсаков, который оркестровал сочинение и дописал финальную сцену долгое время «Хованщина» существовала именно в редакции Римского-Корсакова. Мы вместе с музыкальным руководителем постановки Александром Лазаревым рассматривали и сравнивали разные версии оперы, но остановились на редакции Шостаковича, как наиболее близкой к намерениям Мусоргского и эстетике сегодняшнего дня. Я впервые работаю с произведением этого классика. Мусоргский — русский гений, ставить его трудно.
И вообще ставить сегодня русскую историческую оперу трудно, потому что совсем другая эпоха, другая жизнь, другие реалии Александр Титель Режиссер-постановщик оперы Рецензии в СМИ «Традиционно выше всяких похвал актерский ансамбль театра, где каждый работает не на себя, а на целое, где каждая маленькая роль исполнена точно и осмысленно. В центре спектакля — князь Иван Хованский Дмитрий Ульянов , фигура неоднозначная, но мощная.