Все мы говорим на языке, творцами которого стали Достоевский и другие выдающиеся отечественные писатели и поэты, подчеркнул он. "По данным ЮНЕСКО, Достоевский сегодня – один из самых цитируемых и переводимых русских авторов в мире, по произведениям писателя ставят спектакли, снимают кинофильмы.
Помиловали на эшафоте, заставил плакать Тургенева. 19 фактов о Федоре Достоевском
Добро пожаловать в Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа имени Ф.М. Достоевского". В юности Достоевский получил образование в элитном частном московском пансионе, а потом по настоянию отца поступил в Главное инженерное училище в Петербурге. образовательный портал c видео и аудио материалами. его творчество надо показывать как заманчивую интеллектуальную вершину, заявил помощник. Получить образование в другой стране — кто хоть раз в жизни не думал об этом?
Владимир Мединский призвал не навязывать Достоевского в школах
Старое поколение наверняка бы козырнуло этим фактом», — сказал один из сотрудников. Узнать подробнее В то же время исчезли многие структуры, олицетворявшие университет, и это преподаватели восприняли болезненно. Так, был на грани закрытия и остался без ставок центр изучения творчества Ф. Достоевского, причем произошло это одновременно с отменой русской культуры за рубежом. Но нет… Он сознательно делает все, чтобы уничтожить образование, то, что связано с формированием патриотических чувств, патриотического воспитания, с оборонным комплексом», — добавила Татьяна Смирнова. Они поддерживали дух университета, знали, что такое университетская культура, и понимали, что люди, работающие в вузе, — уникальные кадры. Сейчас происходит разбрасывание кадрами. Еще год, и все рухнет», — считает Светлана Корусенко.
Достоевского, д. Олег Рой, главная проблема омского классического вуза — это то, что он оказался не в состоянии подготовить сильного лидера, способного возглавить университет в это неспокойное время. Несмотря на наличие в университете ярких научных школ, слабое вузовское руководство не способствовало их продвижению, узнаваемости на федеральном уровне. Апофеозом всех этих изменений и является нынешнее положение университета, с легкостью растерявшего большое количество знаковых для региона и страны специалистов и являющегося предметом многочисленных скандалов», — подчеркнул Рой. Сейчас ОмГУ переживает непростые времена. Хотя, по словам работников ОмГУ, до прихода Замятина в вузе и не существовало глобальных проблем, факты говорят об обратном. Госуниверситет мелькал в скандальных новостях при всех предыдущих ректорах: уголовные дела из-за строительства корпуса у метромоста, хищение 136 млн рублей проректором, сорванные выборы декана юрфака и ректора, снижающиеся доходы вуза и как следствие — финансовая яма, раздутый штат сотрудников.
Недовольных состоянием ОмГУ и своим положением всегда было предостаточно. На текущий момент основные проблемы университета заключаются в том, что его административная система устарела и он годами жил не по средствам.
Михаил Михайлович писал повести, рассказы, драмы, стихи, переводил с немецкого и французского языка. Его произведения печатались в столичных журналах и одобрительно отмечались критикой, пьеса с успехом шла в театрах Петербурга и Москвы, переводы поэмы Гёте «Райнике-Лис» и трагедий Шиллера неоднократно переиздавались. Достоевский издавал журналы «Время» 1861—1863 и «Эпоха» 1864. Именно в письме к брату Михаилу в 1839 году сформулировал шестнадцатилетний юноша Достоевский свое жизненное и писательское кредо: «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком». Достоевский хотел носить траур по Пушкину Литературным образцом для братьев Достоевских был Александр Сергеевич Пушкин. Но на Пушкине они мирились, и оба, кажется, и тогда чуть не всего знали наизусть, конечно, только то, что попадалось им в руки, так как полного собрания сочинений Пушкина тогда еще не было. Надо припомнить, что Пушкин тогда был еще современник.
Об нем, как о современном поэте, мало говорилось еще с кафедры; произведения его еще не заучивались наизусть по требованию преподавателей. Авторитетность Пушкина как поэта была тогда менее авторитетности Жуковского даже между преподавателями словесности; она была менее и во мнении наших родителей, что вызывало неоднократные горячие протесты со стороны обоих братьев». Братьям Достоевским не пришлось встретиться с Пушкиным — в Петербурге они оказались спустя всего несколько месяцев после гибели поэта. Можно не сомневаться, что если бы обстоятельства сложились иначе, свои первые опыты молодые литераторы принесли бы на оценку Пушкину, как это делали в ту пору многие начинающие сочинители. Портрет А. Кипренский Тогда же, в 1837 году, смерть поэта стала для них потрясением. Достоевский, — чуть с ума не сошли, услышав об этой смерти и о всех подробностях ее». Чтобы оценить всю меру их горя, нужно вспомнить тот факт, что известие о смерти Пушкина пришло в дом Достоевских, когда семья переживала один из самых трагических моментов — только-только, в возрасте 37 лет, скончалась после чахотки Мария Федоровна, любимая мать и душа дома. Михаил Андреевич и дети были охвачены горем, и тем не менее «Федор в разговорах со старшим братом несколько раз повторял, что ежели бы у нас не было семейного траура, то он просил бы позволения отца носить траур по Пушкину». А позже, в июне 1837, по дороге в Петербург, вместо того чтобы думать о вступительных экзаменах, братья мечтали о том, чтобы «тотчас же сходить на место поединка и пробраться в бывшую квартиру Пушкина, чтобы увидеть ту комнату, в которой он испустил дух».
Пушкин в течение всей жизни оставался живым собеседником Достоевского. К его наследию, его личности и биографии Достоевский обращался во все времена. Нет ни одного произведения Достоевского, в котором бы так или иначе не присутствовал Пушкин — цитатой, образом, упоминанием имени или изданием. Уже в «Бедных людях» герои Достоевского читают Пушкина.
Нори осудил подобного рода цензуру, назвав ее совершенно нелепой. К настоящему моменту, как указывает « Российская Газета », руководство университета отозвало запрет. Также сервис призвали объяснить причины наложенных ограничений.
Став пансионерами, Михаил и Фёдор могли приезжать в Даровое только летом на полтора-два месяца [70]. Согласно проводимой в это время ревизии у Достоевских имелось «около ста крестьян и более пятисот десятин земли» [71]. В 1833—1834 годах Достоевский знакомится с творчеством Вальтера Скотта. Позже писатель признавал, что это позволило ему развить в себе «фантазию и впечатлительность», сохранив множество «прекрасных и высоких впечатлений». По воспоминаниям Андрея Михайловича, чаще всего он замечал Фёдора за чтением исторических романов « Квентин Дорвард » и « Уэверли, или Шестьдесят лет назад » [72]. Пансион Чермака. Смерть матери В сентябре 1834 года Фёдор и Михаил Достоевские поступили в Пансион Чермака на Новой Басманной улице , считавшийся одним из лучших частных учебных заведений в Москве [67] [72]. Обучение стоило дорого, но помогали Куманины. Режим дня в учебном заведении был строгий. На полном пансионе обучающиеся приезжали домой только на выходные. Подъём был по звонку в шесть утра, зимой — в семь; после молитвы и завтрака занимались до двенадцати; после обеда снова занимались с двух до шести; с семи до десяти повторяли уроки, после чего ужинали и ложились спать. Полный курс состоял из трёх классов продолжительностью 11 месяцев каждый. Преподавали математику , риторику , географию , историю , физику , логику , русский , греческий , латинский , немецкий , английский , французский языки , чистописание , рисование и даже танцы. Леонтий Чермак старался создать иллюзию семейной жизни: «ел за одним столом вместе со своими учениками и обращался с ними ласково, как с собственными сыновьями», входил во все нужды детей, следил за их здоровьем [73] [74]. По воспоминаниям учившихся в то время Фёдор Достоевский был «серьёзный, задумчивый мальчик, белокурый, с бледным лицом. Его мало занимали игры: во время рекреаций он не оставлял почти книг, проводя остальную часть свободного времени в разговорах со старшими воспитанниками» [74]. Зимой 1835 года, предположительно, у Достоевского случился первый припадок падучей [75]. Среди преподавателей пансиона Фёдор и Михаил особенно выделяли учителя русского языка Николая Ивановича Билевича , который «просто сделался их идолом, так как на каждом шагу был ими вспоминаем». Билевич учился в одно время с Гоголем , посещал литературные собрания, сочинял стихи, переводил Шиллера. По предположению биографов Достоевского, педагог мог привлекать внимание учеников к текущим литературным событиям, творчеству Гоголя, а Билевич-литератор способствовать тому, что Достоевский начал думать о литературе как о профессии [76] [77]. На семейных чтениях по выходным и летом продолжали читать Державина , Жуковского , Карамзина , Пушкина [78]. Предположительно, с 1835 года у Достоевских появляется подписка на журнал « Библиотека для чтения », в котором будущий писатель впервые читает « Пиковую даму » Пушкина, « Отца Горио » Оноре де Бальзака , произведения Виктора Гюго и Жорж Санд , драмы Эжена Скриба и другие новинки литературы [79]. В апреле 1835 года Мария Фёдоровна с младшими детьми едет в Даровое. В письме Михаила Андреевича от 29 апреля появляются первые свидетельства начала её тяжёлого заболевания [80]. Михаил, Фёдор и Андрей в это время готовятся к экзаменам в пансионе [81]. В Даровое они теперь могли приезжать только на месяц в июле-августе [82]. После рождения в июле дочери болезнь Марии Фёдоровны обострилась [83] [82]. Следующее лето 1836 года в Даровом стало для неё последним. Осенью Мария Фёдоровна совсем занемогла. Андрей Достоевский позже вспоминал: «с начала нового, 1837 г. Коллеги-доктора пытались помочь жене Михаила Андреевича, но ни микстуры, ни советы не помогали [83] ; 27 февраля Мария Фёдоровна Достоевская, не дожив до 37 лет, скончалась; 1 марта её похоронили на Лазаревском кладбище [83] [84]. Юность Основная статья: Достоевский в Главном инженерном училище Инженерное училище В мае 1837 года отец отвёз братьев Михаила и Фёдора в Петербург и определил их в приготовительный пансион К. Костомарова для поступления в Главное инженерное училище [85]. Михаил и Фёдор Достоевские желали заниматься литературой, однако отец считал, что труд писателя не сможет обеспечить будущее старших сыновей, и настоял на их поступлении в инженерное училище, служба по окончании которого гарантировала материальное благополучие. В «Дневнике писателя» Достоевский вспоминал, как по дороге в Петербург вместе с братом «мечтали мы только о поэзии и о поэтах», «а я беспрерывно в уме сочинял роман из венецианской жизни» [86]. Старший брат в училище не был принят. Младший же учился с тяготою, не испытывая никакого призвания к будущей службе. В том же году их отец в чине коллежского советника оставил службу за время которой был награждён орденами Св. Владимира 4-й степени — 1829 и Св. Анны 2-й степени — 1832 [87] и поселился в Даровом, где в 1839 году, при до конца не выясненных обстоятельствах скончался. Всё своё свободное от занятий время Достоевский уделял чтению сочинений Гомера , Корнеля , Расина , Бальзака , Гюго , Гёте , Гофмана , Шиллера , Шекспира , Байрона , из русских авторов — Державина , Лермонтова , Гоголя , а почти все произведения Пушкина знал наизусть. Согласно воспоминаниям русского географа Семёнова-Тян-Шанского [88] , Достоевский был «образованнее многих русских литераторов своего времени, как, например, Некрасова , Панаева , Григоровича , Плещеева и даже самого Гоголя » [89]. Вдохновлённый прочитанным, юноша по ночам осуществлял собственные первые шаги в литературном творчестве. Осенью 1838 года товарищи по учёбе в Инженерном училище под влиянием Достоевского организовали литературный кружок, в который вошли И. Бережецкий [90] , Н. Витковский, А. Бекетов [91] [4] и Д. В июне 1839 года Фёдор получил трагическое известие о скоропостижной смерти своего отца, последовавшей от апоплексического удара , спровоцированного конфликтом с собственными крестьянами [92].
Встреча c митрополитом Аристархом и А.Д. Достоевским
Произведение начинающего писателя так понравилось модным литераторам того времени Николаю Некрасову и Виссариону Белинскому , что первый присвоил ему звание «нового Гоголя» и напечатал его произведение на страницах своего альманаха «Петербургский сборник». Белинский отметил, что автору удалось раскрыть такие подробности жизни на Руси и описать характеры людей, над которыми никто и никогда даже не задумывался. Он назвал работу Достоевского первым социальным романом, притом написанную так ярко и талантливо, что невозможно выразить словами. Потом Федор начал работу над повестью «Двойник», и по мере написания читал отрывки этого произведения на заседаниях литературного кружка Белинского. Все слушали с нескрываемым интересом, но когда он наконец-то закончил работу, то сильно разочаровал публику. Ему сделали замечание, что его герой какой-то вялый и скучный, сюжет растянут до неимоверной длины, и отбивает всякую охоту читать. Достоевский начал переписывать повесть, избавился от ненужных описаний, второстепенных эпизодов, растянутых диалогов и размышлений героев — от всего, что мешало сосредоточиться на сюжете. В 1847-м Достоевского увлекли идеи социализма. Он стал постоянным участником кружка Петрашевского, где активно шло обсуждение судебной реформы, свободы книгоиздательства, отмены крепостного права. На одном из заседаний кружка Достоевский познакомил публику с письмом Белинского к Николаю Гоголю, которое считалось запрещенным. За это в апреле 1849-го он был арестован и посажен в Петропавловскую крепость, в которой пробыл восемь месяцев.
Решением суда он был признан главным преступником, потому что не донес на Белинского и распространял текст запрещенного письма, в котором автор подрывал устои церкви и правительства. Он получил высшую меру наказания — расстрел, но буквально перед самой казнью вышел указ императора о смягчении приговора петрашевцам. Вместо расстрела Достоевский отправился в Омск на четыре года, отбывать каторгу, после которой служил рядовым в Семипалатинске. В 1856-м, после коронации Александра II , Федора амнистировали. Великое пятикнижие Годы пребывания писателя в Омске нашли отражение в его повести «Записки из Мертвого дома». Автор одним из первых описал каторгу, существование заключенных, быт и нравы, царящие в этом мрачном месте. Современники писателя по-разному оценили его произведение. Для одних повесть стала откровением, другие ее просто не признали. Жанр этой повести не определили и до наших дней.
Но не это страшно, а то, что эти молодые сотрудники также временщики по большей части. Не горят наукой и университетом», — перечислила проблемы преподавательница ОмГУ. Узнать подробнее В вузе, конечно, находятся сотрудники, которые видят плюсы в реформах Сергея Замятина. Он делает их революционно, но принимает решения, основываясь не на своем сиюминутном желании, как многие это воспринимают. Сергей Владимирович для многих — очень неудобный ректор», — уточнил собеседник Города55. При Замятине в вузе начали вести учет результативности сотрудников профессорско-преподавательского совета: то есть смотреть и считать, чем занимаются сотрудники, а это, по словам работника вуза, всегда неприятно. Поддержку нынешний ректор снискал и со стороны физкультурников. Замятин уделяет большое внимание спорту: закупил новую форму, отремонтировал бассейн, проводит соревнования на Кубок ректора, восстановил хоккейную команду ОмГУ. Но никогда ни слова об этом нигде не сказал. Старое поколение наверняка бы козырнуло этим фактом», — сказал один из сотрудников. Узнать подробнее В то же время исчезли многие структуры, олицетворявшие университет, и это преподаватели восприняли болезненно. Так, был на грани закрытия и остался без ставок центр изучения творчества Ф. Достоевского, причем произошло это одновременно с отменой русской культуры за рубежом. Но нет… Он сознательно делает все, чтобы уничтожить образование, то, что связано с формированием патриотических чувств, патриотического воспитания, с оборонным комплексом», — добавила Татьяна Смирнова. Они поддерживали дух университета, знали, что такое университетская культура, и понимали, что люди, работающие в вузе, — уникальные кадры. Сейчас происходит разбрасывание кадрами. Еще год, и все рухнет», — считает Светлана Корусенко.
К настоящему моменту, как указывает « Российская Газета », руководство университета отозвало запрет. Также сервис призвали объяснить причины наложенных ограничений.
Преподаватель признался, что при мысли о запрете курса ему хочется плакать. Нори осудил подобного рода цензуру, назвав ее совершенно нелепой. К настоящему моменту, как указывает « Российская Газета », руководство университета отозвало запрет.
Жизнь Фёдора Достоевского в 20 событиях
Достоевский Ф.М. в 1863 году (с) Wikimedia В российских школах не нужно навязывать изучение книг Федора Достоевского. Федор Михайлович Достоевский справедливо утверждал, что для будущего России необходимы «университетские города», которые будут готовить не просто «специалистов». В юности на Достоевского огромное впечатление произвели две смерти — матери и Пушкина, которые случились с разницей в месяц: 29 января (10 февраля) 1837 года погиб поэт.
Жизнь Фёдора Достоевского в 20 событиях
Федор Михайлович Достоевский | Кому надо, чтобы школьник заучивал какие-то прописные истины только ради того, чтобы получить отметку? Лучше пусть Достоевский и Толстой пройдут мимо. |
Жизнь Фёдора Достоевского в 20 событиях | За один день более 1000 человек, некоторые из которых специально приезжают в Петербург в этот день, открывают для себя литературный Петербург, населенный героями Достоевского. |
Страницы жизни. О чем рассказывают рукописи и заметки Ф.М.Достоевского | Если ученые нашего омского ВУЗа все-таки одобрят инициативу, то ОмГУ имени Достоевского поменяет статус уже в этом году. |
Достоевский Федор Михайлович — биография писателя, личная жизнь, фото, портреты, книги | Главные новости о персоне Федор Достоевский на Будьте в курсе последних новостей: Сознание людей в России и на Западе выстроено немного по-разному. |
Достоевскому 200 лет: читают ли писателя владимирцы?
Рукописи и заметки вского являются важнейшим источником для исследования его биографии, философских взглядов, процесса литературной деятельности. Впоследствии Достоевский не раз признавался, что безмерно благодарен отцу и матери за прекрасное воспитание и образование, которое стоило им тяжелого труда. Достоевский получил образование в частных пансионах в Москве, а затем в Главном инженерном училище в Петербурге; он потерял родителей в юности. В то же время Мединский отметил, что Достоевского, безусловно, надо изучать в школе. Впоследствии Достоевский не раз признавался, что безмерно благодарен отцу и матери за прекрасное воспитание и образование, которое стоило им тяжелого труда.
M. DOSTOEVSKY ABOUT OF UPBRINGING, EDUCATION AND "NATIONAL TEACHER"
- В университете Милана захотели запретить Достоевского
- Цюрих, Швейцария. Около 1865 года. Гравюра Генриха Зигфрида. Центральная библиотека Цюриха
- Каторжник, игроман, гений: необыкновенная история жизни Достоевского
- M. DOSTOEVSKY ABOUT OF UPBRINGING, EDUCATION AND "NATIONAL TEACHER"
- Комитет по образованию
- Не читал, но осуждаю: как Достоевского вновь отправляют на каторгу
Достоевский, Федор Михайлович
Президент Российской академии образования, заместитель председателя Общества русской словесности Людмила Вербицкая высказала мнение, что роман Льва Толстого «Война и мир». Биография Достоевского Ф.М.: рождение и семья, юность Достоевского, первые литературные публикации, арест и ссылка, расцвет творчества, смерть и похороны писателя. Алексей Достоевский, праправнук Федора Достоевского: «Писательство – это болезнь.
Официально назначен ректор ОмГУ имени Достоевского
К такому выводу в ходе дискуссии пришли читатели и книжные блогеры, сравнив романы Достоевского с современной литературой для подростков. Захватывающая биография Федора Достоевского: избежал смертной казни, стал игроком и увяз в больных отношениях. В Миланском университете попытались запретить преподавать Достоевского из-за того, что он русский. Председатель ОВЦС совершил Литургию на Патриаршем Черниговском подворье в 15-ю годовщину образования ОЦАД. Об этом он заявил, встречая в прославленном театре потомков русского классика Федора Достоевского.
ОмГУ им. Ф.М. Достоевского
Президентская библиотека представляет коллекцию «Мир Достоевского» | Достоевский, которого традиционно считают «петербургским» писателем, родился в Москве и провел в ней первые пятнадцать лет своей жизни. |
Презентация книги: «Достоевский в средней и высшей школе: проблемы и новые подходы» | Официальная группа Вконтакте лектория Достоевский на улице Воздвиженка. |
Ответы : какое образование получил Достоевский? | Достоевский получил образование в частных пансионах в Москве, а затем в Главном инженерном училище в Петербурге; он потерял родителей в юности. |
Цюрих, Швейцария. Около 1865 года. Гравюра Генриха Зигфрида. Центральная библиотека Цюриха
- ПРИГЛАШАЕМ ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ!
- Маленький Достоевский: 9 интересных фактов из детства писателя - Православный журнал «Фома»
- Мединский заявил, что школьникам не надо навязывать Достоевского
- Факультет медиатехнологий
- 🔷Школа имени Достоевского🔷 – Telegram
- Фильм о жизни Достоевского в Сибири показала ГТРК «Новосибирск» - Вести
Новости по теме
- Биография — Фёдор Достоевский
- Достоевский: семья и ранние годы
- Обсуждение (4)
- Берег озера Цюрих. Около 1860 года. Литография Жана Жакотте
- Кем по профессии был писатель Достоевский. Где учат быть самым читаемым писателем в мире
- Владимир Мединский призвал не навязывать Достоевского в школах
«Достоевский. Insight»
Заодно выгоним всех девочек из школы, ибо женщина- существо тупое и бесправное, должна дома сидеть и пачками детей строгать, учиться для этого не нужно, и даже вредно. Короче, совершим гигантский откат к дремучести и недоразвитости, введем обратно крепостное право или бесправие, смотря с какой стороны поглядеть , и будем жить счастливо до 30-40 лет, а потом тихонько помрем. И на пенсии сэкономит государство заодно. Не принимайте близко к сердцу. Единственное удручает то, что подобные мысли высказывает "Президент Российской академии образования". Интересно, что это за "Акадэмия"?
Новости 16 сентября 2021 г. Insight» 16 сентября 2021 В год 200-летнего юбилея Ф. Insight» — новый формат погружения в контекст литературного наследия.
Обращаясь к родителям, Достоевский говорит от имени общества, государства, отечества: «Вы отцы, они ваши дети, вы современная Россия, они будущая: что же будет с Россией, если русские отцы будут уклоняться от своего гражданского долга и станут искать уединения или, лучше сказать, отъединения, ленивого и цинического, от общества, народа своего и самых первейших обязанностей. Всего ужаснее то, что это так распространено... Таким образом, в воспитании подрастающего поколения Достоевский видит не только личное дело родителей, но их гражданский долг, который они обязаны выполнять со всем подобающим старанием и ответственностью за будущее своей страны: «Пусть мы умрем, но останутся дети наши, а после них - их дети», - писал Достоевский в романе «Подросток». Самое страшное для будущего России - молодое поколение, выросшее без идеалов, без высшей идеи. Воспитание верований и убеждений тем более важно, что, как полагал Достоевский, «теперешний юный народ» очень сильно отличается от предшествующих поколений: они «как-то решительнее и гораздо короче на сомнения и размышления». Если «прежние», надумав какие-нибудь фантастические проекты, их «не исполняли и много что поверяли их под клятвою какому-нибудь товарищу, а теперешние надумают да и выполнят». Если прежнее поколение «связывало и чувство их долга, ощущение обязанности, - к отцам, к матерям, к известным верованиям и принципам», то в нынешнем «связи эти и ощущения стали несколько слабее. Меньше удержу и внешнего и пелпгогичесний журнал епшнортосгпнп и 6 73 , яо17 йЖавя внутреннего, в себе самом заключающегося». Поэтому из современной молодежи очень легко сделать «настеганное стадо» 1, 24; 51 , лишь уверив молодых людей в том, что «они собраны во имя чего-то высшего и прекрасного, во имя какого-то удивительного самопожертвования для величайших целей» 1, 24; 52. Появление разрушительных нигилистических и революционных идей Достоевский напрямую связывал с идейным крахом старшего поколения, оставившего в воспоминаниях «цинизм, глумление, безжалостные посягновения на первые нежные святые верования детей» 1, 22; 102. Такое «либеральное воспитание» произвело «совсем обратные следствия», и юноши и подростки стали искать новых путей, прямо начав с «отпора тому ненавистному циклу идей, которые встретили они в детстве, в своих жалких родных гнездах» 1, 22; 102. Достоевский предупреждал, что «во времена переходные, во времена потрясений в жизни людей, сомнений и отрицаний, скептицизма и шатости в основных общественных убеждениях» 1, 21; 131 особенно сильна опасность «заражения» ложными, губительными «идейками», позволяющими человеку, не считая себя мерзавцем и даже не будучи им, делать «явную и бесспорную мерзость». В этом видит Достоевский «самую болезненную и грустную черту» своего времени. В таких условиях бессмысленно требовать от молодежи «стойкости» и «зрелости убеждений» - ведь их не было даже у их отцов, «а теперь менее чем когда-нибудь есть». Что можно ожидать от юношей, если «с самого первого детства своего эти дети встречали в семействах своих один лишь цинизм, высокомерное и равнодушное большею частию отрицание; если слово "отечество" произносилось перед ними не иначе как с насмешливой складкой, если к делу России все воспитывающее их относились с презрением или равнодушием; если великодушнейшие из отцов и воспитателей их твердили им лишь об идеях "общечеловеческих"; если еще в детстве их прогоняли их нянек за то, что те над колыбельками их читали "Богородицу"» 1, 21; 134-135. Достоевский был убежден, что будущее страны, ее свобода и независимость зависят от степени развития науки и образования, и потому одной из главных государственных задач писатель полагал создание истинно национальной системы образования, без которой невозможно будет противостоять все более динамично развивающимся «западным соседям»: «Воюют не столько оружием, сколько умом». Чтобы изобретать «такие машины», которые смогут обеспечить свободу и независимость страны, нужна, как утверждает Достоевский, «наука самостоятельная, а не покупная; своя, а не выписанная; укоренившаяся и свободная». А для того, чтобы такая наука появилась в стране, нужна развитая и мощная система образования, на которую нужно затрачивать «по пелпгогичесний журнал епшнортосгпнп и 6 73 , яо17 йЖавя крайней мере столько же, как и на войско, если мы хотим догнать хоть какую-нибудь из великих держав» - иначе будет только «потрясение, а не просвещение» 1, 21; 92-93. Великий мыслитель был убежден: «Чем богаче духовно нация, тем она и матерьяльно богаче» 1, 26; 31. Поэтому образование в деле нравственного и духовного возрождения нации должно сыграть, по мнению Достоевского, огромную роль. Полагая, что труд является «самым сильным средством перевоспитания, переделки оскорбленной и опороченной души в ясную и честную» 1, 22; 20 , писатель предупреждает, что напрасно «вся педагогика ушла теперь в заботу об облегчении», так как «облегчение вовсе не есть развитие, а, даже напротив, есть отупение». Получение знаний должно стать для ребенка первой поистине трудовой школой: «Две-три мысли, два-три впечатления поглубже выжитые в детстве, собственным усилием а если хотите, так и страданием , проведут ребенка гораздо глубже в жизнь, чем самая облегченная школа, из которой сплошь да рядом выходит ни то ни се, ни доброе, ни злое даже и в разврате не развратное и в добродетели не добродетельное» 1, 22; 9. Особое место в системе национального образования писатель уделяет изучению русского языка и литературы. Достоевский утверждал: «Язык - народ, в нашем языке это синонимы, и какая в этом богатая глубокая мысль! Утверждая, что «язык есть, бесспорно, форма, тело, оболочка мысли... Слово для Достоевского является оглашением мира, Вседержительным началом, в котором воплощена святая святых нации - деятельность народного духа. Мыслительная деятельность человека напрямую зависит от языка, ведь человек мыслит «стихийной основной силой языка», и потому «чем гибче, чем богаче, чем многоразличнее мы усвоим тот язык, на котором предпочли мыслить, тем легче, тем многоразличнее и тем богаче выразим на нем нашу мысль» 23; 80. Достоевский убежден, что в школе нужно непременно «заучивать наизусть памятники нашего слова, с наших древних времен - из летописей, из былин и даже с церковнославянского языка, - и непременно наизусть, невзирая даже на ретроградство заучивания наизусть». Только изучив родной язык, приучив себя на этом языке мыслить, можно извлечь пользу из «оригинальной русской способности европейского языкознания и многоязычия», ведь «только лишь усвоив в возможном совершенстве первоначальный материал, то есть родной язык, мы в состоянии будем в возможном же совершенстве усвоить и язык иностранный, но не прежде». Иностранный язык лишь тогда поможет расширить «формы нашей мысли», когда из иностранного языка «мы невидимо возьмем» «несколько чуждых нашему языку форм и согласим их, тоже невидимо и невольно, с формами нашей мысли» 1, 23; 81. Рассуждения о национальной унификации, подражательность, стремление петь «с чужого голоса», Достоевский связывает с пренебрежительным отношением русской интеллигенции к родному языку и словесности. Мыслитель был убежден: усвоив лишь «чужой жаргон», «ползая рабски перед формами языка и перед мнением» французских гарсонов, русский человек может усвоить лишь «парикмахерское нахальство фразы, а затем, пожалуй, и мысли» 1, 23; 79.
Читайте по теме: Нужна ли классика Поколению. Преподавать Достоевского в школе — «бесполезное занятие», считает Марков. Он пишет об искорёженной, противоречивой психике человека, тогда как подростковое сознание «достаточно поверхностно». Единственное, что могут школьники на уроках литературы, — запомнить героев, основные идеи романов Достоевского. Они пользуются пересказами. Прочитают несколько страниц, скажут «что за бред? Сейчас все школьные учебники — это размышления филологов. Это неправильный подход к изучению литературы. Например, история — это не совокупность дат и не дискуссия между различными интерпретациями. История — это главный учебник патриотизма и создания единого народа. Точно такая же и литература. Это, прежде всего, воспитание нравственности. С этой точки зрении он предмет и должен преподаваться», — говорит Марков. По его мнению, учащихся «не нужно заставлять читать Достоевского» — в старших классах им «необходимо рассказывать о нравственных проблемах, которые проанализированы, вскрыты писателем». Учителям нужно сделать так, чтобы в будущем их ученики захотели взять в руки «Преступление и наказание», сделав осознанный шаг в сторону творчества писателя. Такого преподавания литературы у нас нет. Гениальные учителя как-то сами до этого доходят.