Преподобный Евфимий был одним из основателей монашеской жизни в Палестине. 18 апреля 2023 года Спасо-Евфимиевом монастыре г. Суздаля отмечали один из главных праздников монашеской обители — день памяти преподобного Евфимия, архимандрита. Главная → Новости → Новости общин → Пять дней великих трудов.
Сегодня исполняется 560 лет со дня кончины преподобного Евфимия Новгородского
Действительно, это, пожалуй, самое трудное дело. Люди на протяжении всей своей жизни хранили воздержание, трудились, молись, удерживались от страстей и явили в своей жизни величие добродетелей. Мы сегодня чествуем память преподобного Евфимия Великого, который прожил 97 лет и большую часть жизни провел в Иудейской пустыне. Он старался искать одиночество, жил в скромности, но мир и слава его находили, и люди, стремившиеся учиться у него, искавшие пути к добродетели, собирались вокруг, ища наставлений и примера жизни. Он же всегда стремился избегать славы, учил своих последователей о необходимости послушания и смирения.
Это желание освободиться от своей воли было ему свойственно, как оно вообще свойственно монашеству, особенно древнему. Мы сегодня чаще воспринимаем послушание как какую-то обузу, принуждение и подавление своей воли.
Посему мы должны непрестанно волей исповедываться ему и воссылать песни и благодарения, в особенности мы, отрешившиеся от житейских и разнообразных дел, не только ради данного ему обета, но и ради самой нашей неразвлекаемой жизни, так как мы таким образом освободились от всякого слияния с миром и одни, наедине стараемся только о себе самих. Посему принесем Ему чистоту души, целомудрие тела и чистую любовь.
Обыкновенные церковные славословия и устав, прежде нам данный, храните со всей точностью. О тех, которые изнемогают, старайтесь, сколько есть сил. Брата, сражающегося с помыслами, всегда оберегайте, непрестанно утешайте, учите и увещевайте, дабы он по незнанию не преткнулся и к порадова-нию диавола не пал жестоко». И последний завет свой возвестил авва Евфимий братии, говоря: «Никогда не запирайте врат ни перед кем, они должны быть отверсты всякому прохожему, и вам Бог дарует благословение.
Самое ваше жилище да будет общим для всех странников и пришельцев, и с неимущими разделяйте все, что имеете. Заповеди мои соблюдайте нерушимо, и если я обрету дерзновение у Бога, то прежде всего буду просить у Него, чтобы духом моим быть мне с вами до века». О жизни, подобной равноангельному житию великого аввы Евфимия, так сказано у преподобного Исихия Пресвитера: «Как для ангелов известно одно богатство — преуспевание в Боге, так и для этих известно одно вожделение и любовь — к Богу, стремление и восхождение к Божеству. Они, с ревностным и ненасытным желанием простираясь в восхождении от вкушения Божественной и восхитительной любви, не остановятся, доколе не достигнут серафимов и не почиют от трезвения ума и возвышения желаний, доколе не соделаются ангелами о Христе Иисусе Господе нашем».
Кирилл Скитопольский, составитель житий преподобных Евфимия Великого и Саввы Освященного, говорит: «По мысли и повелению божественного Иоанна, епископа и молчальника, я, выйдя из общежития, поселился в новой лавре, имея с собой начертанные хартии о Евфимии и Савве. Я прожил в безмолвии в новой лавре около двух лет, неотступно занимаясь изложенным в хартиях, но не знал, как начать сочинение, будучи непосвященным. В один из дней, когда я сидел на обычном седалище и держал в руках хартии, около второго часа дня я был объят сном, и мне явились преподобные отцы Евфимии и Савва в своих обыкновенных святолепных одеждах. И я услышал, что иже во святых Савва говорит Великому Евфимию: «Вот, твой Кирилл держит в руках рукописи и выказывает теплейшее старание, но, сделав и потрудившись столько, не в силах положить начало сочинению».
Великий Евфимии отвечал ему: «Как же он будет в силах начать сочинение о нас, если он еще не получал благодати изложения?
И многие из них прославлены в лике святых, и неслучайно к ним обращаются за молитвенной помощью. О подвиге веры тех подвижников нужно говорить, нужно писать и снимать фильмы — делать все, чтобы сохранять о них память.
Екатерина Ушакова, г. Москва, Дом кино Просмотры: 10.
Храм же великаго Иоанна Златоустаго, им созданный — высокий и красивый, как бы рукою самого Златоустаго святителя благословляет его, взывая к нему от лица его; поелику воздвиг ты мне на земле храм, и я умолю Творца устроить тебе храмину на небесах.
Соборный храм Премудрости Божией, как град Царя великаго, стоит посреди всех, многими веками обветшавший и им обновленный и, как бы перстом на него указуя, вещает: он возвратил мне прежнее благолепие и честными иконами меня украсил; он — похвала моя и красота. И, как бы похваляясь святителем пред церковию ангела его великого Евфимия, им же сооруженною, о прочих созданных им церквах, старец говорит: «Се аз и дети, яже ми дал есть» Евр. Все же тут окрест стоящие церкви, воздавая соборной подобающую ей почесть, как Матери и Царице всех старшейшей и высшей, радуются, что Святая София стяжала такого архиерея на свою кафедру.
И сам святитель Евфимий, как бы предстоя в лице храма своего ангела, недоумевает, смирения ради, что возгласить в ответ, и только подъемля руки горе, восклицает псаломски: «Господи, возлюбих благолепие дому Твоего и место вселения славы Твоея! Заботился архиепископ и о переписывании церковных книг. Скончался он в глубокой старости в 1458 году.
Ефим Зимний: почему 2 февраля лучше ничего не терять и не подбирать
Основным источником сведений о Евфимии Великом является его житие, которое написано Кириллом Скифопольским. Мы сегодня чествуем память преподобного Евфимия Великого, который прожил 97 лет и большую часть жизни провел в Иудейской пустыне. В день памяти преподобного Антония Великого преподобный Евфимий благословил совершить всенощное бдение и, созвав пресвитеров к алтарю, сказал им. Великий храм Премудрости Божией Софии, как град великого царя, стоя посреди церквей, восхваляет святителя Евфимия, который обновил его многолетние ветхости, возвратил ему.
2 февраля — день памяти преподобного Евфимия Великого
Дни празднования: 2 февраля Преподобный Ефим Великий считается одним из отцов-основателей, столпом пустынничества наряду с другими основателями монашеского общежития — Великими Антонием , Макарием. Преподобный Ефим родился в Малой Армении, в провинции Мелитена. Рано потерял отца и мать отдала Ефима на воспитание своему брату, епископу Мелитенскому.
Фрагмент иконы «Спас на престоле». Как полагают исследователи, изображения Е.
Подобные композиции характерны для пядничных икон, копирующих чтимые в Вел. Это икона из ризницы Соловецкого мон-ря 2-й пол. ГММК, см. ГММК или ее не менее почитаемого списка кон.
Моисея, архиеп. Новгородского», как он известен по 2 иконам: 1337 г. Фигура отмечена сканым венчиком с эмалью, пояснительная надпись, очевидно, скрыта под окладом. Преображенский отметил стилистическое родство иконы с др.
Новгородского Леонида 1571-1575 царевичу Иоанну Иоанновичу и его жене Евдокии Сабуровой, что свидетельствует о создании иконы с образом Е. На принадлежность иконы с образом Е. Александры, дочери Иоанна III. Из той же описи известно, что в мон-ре была еще одна икона с образом Е.
Примечателен сам факт появления фигуры молящегося Е. Собор Новгородских святых. XVII - нач. XVIII в.
На иконе-таблетке 2-й пол. ГВСМЗ, см. В отличие от древнейших изображений Ростовских и Московских святителей Е. Возможно, Е.
Не исключено и то, что иконописец просто не располагал сведениями об иконографии Е. Святой облачен в полиставрион с красными и черными крестами, образующими квадратные конфигурации, в омофор, в шитую золотом, камнями и жемчугом епитрахиль с красными кистями, в красный подризник. Лик Е. Иоанна, за исключением бороды, сужающейся к концу, почти без раздвоения.
Таким же образом, без головного убора, Е. ГРМ, см. Значительный ряд сюжетов с участием Е. В частности, здесь показаны закладка и разрушение каменной ц.
Иоанна Златоуста «на воротех» в Вел. Новгороде, вторичное возведение этой церкви, закладка каменной ц. Николая Чудотворца на Вежищах, закладка Е. Петра «у себя во дворе», благословение крестом посадников на вече, посещение Вел.
Новгорода митр. Исидором Греком, обновление ц. Софии и постройка каменной колокольни «на городе на старом месте», обретение мощей свт. Иоанна Новгородского, распоряжение Е.
Владимиру Ярославичу и его матери, возведение ц. Анастасии, встреча в Вел. Новгороде святителем вел. Василия II Васильевича, поставление Е.
Спаса Преображения в Русе и др. На миниатюрах Е. Фрагмент иконы «Собор Новгородских святых». Эмалевая икона.
Макария, митр. Благовещенский собор Моск. Кремля: К 500-летию уникального памятника рус. Его полуфигура расположена в медальоне-полусфере на правой стороне врат в 3-м ряду.
Этому типу изображений близки драгоценные дробницы, где с кон. Их использовали для украшения окладов икон и предметов литургического шитья, в частности иконных пелен. На одной из подвесных пелен для икон местного ряда Благовещенского собора Московского Кремля 80-90-е гг. Подписи к изображениям Е.
Ковчеги с частицами св. Моисея, архиепископов новгородских; 3. Иоанна Боровицкаго; 4. Христофора мученика, в к-ем в 1-м месте часть ризы и поясок Евфимия архиепископа…» Опись имущества Софийского собора 1783 г.
Новгород, 1993. Гордиенко, Г. Иконы Е. По-видимому, довольно старая «штилистовая» размер большой пядницы икона Е.
Иоанна Богослова опись 1749 г. Здесь икона составляла комплекс с изображениями великих святителей Вост. Церкви: епископов Афанасия и Кирилла Александрийских, архиеп. Николая Мирликийского.
Достаточно рано формируется композиция избранных святых, в к-рой Е. Об этом свидетельствует одна из створок складня в металлическом окладе кон. XVI - нач. Stockholm, 2002.
Надписи на пластинах сохранились фрагментарно, по-видимому Е. Вслед за Е. Иона, архиеп. Фрагмент иконы «Собор русских святителей».
Владимира в С. Над фигурами святых располагалось изображение новгородского палладиума - образа Божией Матери «Знамение» Описи имущества Софийского собора 1833 г. Подобную композицию воспроизводит пелена сер. Строгановское лицевое шитье.
Варлаамом Хутынским. В местном ряду иконостаса собора Св. Софии в Вел. Новгороде над юж.
Вместе со святителями Нифонтом и Ионой Новгородскими Е. С середины XVII в. Так, он представлен вместе со свт. Образ Е.
Градозащитной семантикой объясняется присутствие Е. К образцам поздней иконописи принадлежит икона «Избранные Новгородские святители Моисей, Иоанн, Иона и Евфимий и прав. Иаков Боровичский» кон. Выдающимся произведением, составившим новый этап в иконографии Е.
О нек-рых особенностях иконы «Св. Евфимий Новгородский в житии» 1654 г. Новгород, 1997. Икона в богатом чеканном окладе была создана по архиерейскому заказу, по-видимому в московской иконописной мастерской.
На верхнем и нижнем полях - медальоны с резными изображениями Софии Премудрости Божией, с полуфигурами ап. Иоанна Богослова и свт. Николая Чудотворца вверху , преподобных Антония Римлянина, Евфимия и Арсения внизу ; на боковых полях - прямоугольные накладки с резными фигурами свт. Льва и архидиак.
На левой створке представлены сюжеты: пророчество прп. Михаила Клопского о поставлении Е. Новгороде, погребение Е. В центре образ святителя в изводе, близком по иконографии к иконам свт.
Николая Зарайского,- с разведенными в стороны благословляющей десницей и Евангелием на левой руке; одежды покрыты тончайшими и сложными орнаментами, на поземе - 2 букета в кувшинах, цветы и травы. Стилистика произведения выдержана в традициях иконописания 1-й пол. В составе Собора Новгородских святых образ Е. Еvфимiй арх: но в вяж» , на эмалевом образе Новгородских чудотворцев 1866 г.
Рябкова, принадлежавшем св. Филарету Дроздову , митр. Филиппа в Вел. В подобных произведениях фигура Е.
Один из почитаемых «старинных» образов такого извода с изображением Софии Премудрости Божией находился «в ризнице Черниговской кафедры» Барсуков. Изображения Е. Софронием, патриархом Иерусалимским, напр. Тепчегорского - в архиерейской мантии, омофоре и белом клобуке с крестом, в руке жезл; на святцах И.
Любецкого 1730 г. Москва, С. Иконы св. Клеймо с перенесением мощей Е.
Бондаренко: Альбом-кат.
Родители Евфимия долго были бездетными и когда по молитве у них родился сын, мать и отец его пообещали, что отдадут его на служение богу. Евфимий получил образование в монастыре. В 29 лет он уединился в монастыре в Палестине, где установил очень строгий устав. Там святой постился, молился и трудился, став примером для многих подвижников. К нему стали приходить иноки. Так была основана святая обитель. Приходивших к нему, Евфимий утешал и лечил от болезней.
Умер своей смертью в возрасте 97 лет.
Поэтому я всегда говорю вам: каждый со всяким бдением должен охранять ум свой, чтобы враг не подкрался в мечтах со своим обольщением и не завлек нас к пропасти. Если входит в ум нечистое помышление, и мы не спешим истребить его и вырвать с корнем, никогда не будем свободны от греха. Но хотя и не сделаем греха внешнего, будем осуждены, как блудодействующие помыслом». К этому поучению прибавил авва Евфимий одну повесть, которую слышал в свое время от неких египетских старцев, посещавших его. Рассказывают, что в этот город пришел некий прозорливец и нашел мнимого святого в тяжкой болезни, а все жители плакали и говорили: «Если скончается этот святой, то нам впредь нет надежды на спасение, потому что мы все спасаемся его молитвами». Услышав это, и пришелец пошел в надежде получить благословение от этого мнимого святого. Приблизившись, он увидел много приготовленных свеч, множество духовенства и мирян, во главе с самим епископом, которые все ожидали, чтобы предать праведника достойному погребению. Войдя к нему, прозорливый странник застал его еще дышащим и, взглянув умными очами, увидел, что кто-то как будто вонзил в его сердце огненный трезубец и с многими муками извлекает его душу, и услышал голос с неба: «Как не упокоила меня душа его ни один день, так и ты непрестанно мучь его, терзай и раздирай его душу».
Этому брату, как вы видите, Бог попустил, на вразумление вас и многих других, подпасть под власть демона. Но помолимся Богу, наказавшему, но не умертвившему, чтобы Он освободил свое создание от козней нечистого и сластолюбивого духа». И по молитве богоносного аввы Евфимия с тех пор преподобный Эмилиан навсегда освободился от прелестных помыслов и сделался сосудом избрания. Авва Иоанн, епископ и молчальник, и авва Фалалей рассказывали: «Когда мы раз были в пустыне, блаженный Савва, основатель Лавры его имени, беседуя с нами, говорил: когда я был еще в киновии, после кончины блаженного Феоктиста, я пришел с аввой Лонгином, нашим игуменом, в январе месяце к великому Евфимию для того, чтобы проводить его в великую пустыню. Видя мою готовность, он взял и меня с собой. И, проведя в Руве несколько дней в сопровождении Мартирия и Илии, причем тут с нами был и иже во святых Герасим, великий Евфимий, взяв меня и блаженного Дометиана, удалился во внутреннюю пустыню. Когда мы проходили ее, то пришли в совершенно сухие и безводные места, питаясь кореньями растения, называемого мелагр.
Литургия в день памяти преподобного Евфимия Великого
В возрасте двадцати восьми лет Евфимий отправился в паломничество в Иерусалим и после поклонения святыням отправился к местным отшельникам, и, узнав об их добродетелях, пришёл в Фаранскую лавру преподобного Харитона, но поселился в келии за её пределами рядом с другим отшельником Феоктистом, с которым они стали духовными братьями. Спустя пять лет они вдвоём переселились в пустыню Кутила, где стали жить в пещере затворниками. Вскоре сведения о подвижниках распространились, и к ним стали приходить желающие присоединиться к их аскетической жизни.
Однажды Господь привел их к замечательной пещере, находившейся на склоне утеса. Они тотчас сделали ее своим жилищем и превратили в церковь Божию, освятив молитвами и песнопениями. Там они прожили некоторое время в полной безвестности, питаясь только произраставшими вокруг дикими травами. Впоследствии подвижников нашли местные пастухи, и с тех пор жители близлежащей деревни почитали за честь заботиться о пропитании людей Божиих, а монахи Фаранской лавры стали посещать их и многие желали поселиться в этом месте. Преподобный Евфимий хотел оставаться свободным от каких-либо привязанностей, и, поскольку это место было слишком тесным для устройства лавры c отдельными кельями, он основал общежительный монастырь у подножия утеса и поставил игуменом преподобного Феоктиста.
Сам же преподобный Евфимий всю неделю проводил один в пещере, превращенной в часовню, а в субботу и воскресенье, когда все братия собирались на всенощную и Божественную литургию, исполнял обязанности духовного отца и наставлял их. Так преподобный Евфимий непрерывно возрастал в близком общении c Богом, Который даровал ему способность творить чудеса. Однажды, в 420 году, к святому явился предводитель некоего бедуинского племени, которого звали Аспевет, что значит «глава конницы». Во время преследований христиан в Персии он помогал им бежать в Римскую империю. Аспевету было видение, и он привел к преподобному Евфимию больного сына. Тот исцелил ребенка, осенив крестным знамением. Варвары, видевшие это чудо, были потрясены.
Они бросились к ногам подвижника, умоляя наставить их в учении, которое дает человеку власть над смертью, и просветить их светом святого крещения. Некоторые из них тоже стали учениками преподобного Евфимия, а их предводитель, нареченный Петром, сделался пламенным проповедником христианства среди рассеянных по всей Палестине бедуинов. Это чудесное исцеление принесло преподобному Евфимию всеобщую известность. Отовсюду к нему толпами стекались больные. Это мешало святому пребывать в уединении, и, невзирая на увещевания преподобного Феоктиста и других братий, он решил уйти в еще более далекую пустыню — Руву. Там находилась древняя еврейская крепость Массада. Он взял c собой только одного ученика, Дометиана, который тоже был родом из Мелитины.
Так преподобный Евфимий провел несколько лет в разных местах, но каждый раз его чудеса привлекали к нему новых учеников, и он основывал новые монастыри. Затем он вернулся в те места, где подвизался преподобный Феоктист, и вместе c Дометианом поселился в пещере на небольшом холме посреди пустынной равнины Сахель. Через некоторое время Аспевет-Петр привел к нему множество сарацин, желавших принять крещение. Эти волки пустыни превратились в духовных овец Христовых и не хотели более покидать святого.
Слава подвижника все возрастала, его стали называть Великим, и, стремясь уйти от людской молвы, преподобный снова удалился во внутреннюю пустыню. Когда он возвращался в Лавру, иной раз видели, что при совершении им Божественной Литургии огонь сходил с небес, а иной раз — Ангела, ему сослужащего. Скончался преп.
Евфимий в возрасте 97 лет в 473 г. Время преставления было ему открыто за три дня до этого, и он благословил и напутствовал братию прежде всего приобретать любовь и смирение. Перед кончиной преподобный оставил около себя одного ученика Дометиана, который не уходил от гроба шесть суток. На 7-й день он увидел своего авву, возвестившего: «Гряди, чадо, к уготованному тебе покою, ибо я умолил Владыку Христа, чтобы ты был со мною». Рассказав братии об этом, св. Дометиан пришел в церковь и в радости предал свой дух Господу. На погребении св.
Преподобный Евфимий получил от Бога дар по виду появлявшегося человека прозревать его душевные движения и узнавать, с какими помыслами борется каждый, какие одолевает и каким подчиняется. Преподобный говорил: «Часто, в то время, как я раздавал братии Божественные Тайны, я видел, что некоторые из приступающих были просвещаемы пречистым приобщением, другие же им были осуждаемы и неким образом умерщвляемы, как недостойные Божественного света». И постоянно поучал братию, говоря: «Внимайте себе, братия и отцы, и каждый из вас да искушает себя и тако от хлеба да яст и от чаши да пиет, как говорит апостол, творяй же сие недостойне, суд себе яст и пиет " 2Кор.
Позже Евфимий принял монашество, стал пресвитером. К 30 годам мужчина уже управлял монастырем. Мечтал об отшельничестве, поэтому отправился в пустыню. Евфимий мог исцелять людей.
Об этом узнавали и все больше народу шло к нему за помощью и выздоровлением. Но это нарушало покой святого, поэтому он решил вернуться в монастырь. По дороге Евфимию понравилось уединенное место в горном районе, поэтому путь не был завершен. Святой построил религиозную обитель, а вскоре было проведено ее освящение.
Кто такой Евфимий Великий?
- Жития святых. Аудио
- Литургия в день памяти преподобного Евфимия Великого
- Сообщить об опечатке
- ЕВФИМИЙ II
- Подать записку
- Прп. Евфимия Великого
ПАСХА 2023. ЕПИСКОП ЛУХОВИЦКИЙ ЕВФИМИЙ, ВИКАРИЙ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ.
В день празднования возглавил Божественную литургию в Спасо-Преображенском соборе Спасо-Евфимиева монастыря митрополит Владимирский и Суздальский Тихон. За богослужением молились настоятельницы женских монастырей Владимирской епархии, жители города Суздаля, паломники. Церковные песнопения исполнили мужской хор Спасо-Евфимиева монастыря и Архиерейский хор Свято-Успенского кафедрального собора города Владимира.
Евфимий пришел в одну из них, Фаранскую лавру, на послушание. Лавра преподобного Харитона была к тому времени густо населена монахами, а Евфимий любил одиночество, анахоретство. Он был анахорет, любил находиться наедине с Богом. Нашел себе пещеру за стенами лавры. Эта келия до сих пор существует.
Когда я жил на Святой Земле, в этой келии жил один монах. Подниматься в келию можно было только с помощью веревки или железного троса. Мы этому монаху даже дверь устанавливали. В один день мы сильно потрудились, на веревках все подняли, металлическую дверь. Цементный раствор сделали сначала внизу, потом так же подняли на веревках до келии. К сожалению монах долго там не прожил, однажды нашли его внизу мертвым. Неизвестно, что с ним случилось, сам ли упал, или убили его.
Предобный Евфимий жил в этой келии несколько лет. Утвердил традицию, после памяти святого Антония удаляться в глубину пустыни. Со своим другом преподобным Феоктистом уходили в пустыню до самого Вербного воскресения, возвращались, чтобы причащаться со всеми братиями. Делиться рассказами о том, что произошло с ними в пустыне или хранить подвиги в сердце своем. Мы об этом знаем из чтения о преподобной Марии Египетской. Однажды, когда они искали где проводить свой пост, нашли ущелье, очень глубокое, узкое и опасное. Когда в Иерусалиме шел дождь, ущелье наполнялось водой.
На вершине ущелья они умидели пещеру, подумав о промысле Божием, устроили себе келию, потом эта келия превратилась в обитель. В пещере построили храм, туда начала собираться братия. Преподобный Феоктист стал игуменом этого небольшого монастыря. А Евфимий построил лавру, куда брал опытных монахов. Феоктист готовил начинающих монахов, а Евфимий брал себе уже укрепленных в вере. Святой Евфимий Великий, конечно, был анахорет, и всегда старался скрыться от людских взоров. В пустыне всегда есть бедуины, которые ходят там со своими стадами, и Евфимий старался спрятаться от них.
Но однажды преподобный попал на глаза одного бедуина, который не отпускал старца. Бедуин был язычник, ислама еще не было, но и христианином он не был. Но на столько привязался к преподобному, что Евфимий в ущелье с водой крестил этого бедуина. Обучил его христианской жизни. А дальше, этот бедуин стал епископом всех бедуинов, которые, глядя на него тоже приняли христианство.
Народные приметы 1. Солнечный день готовит в году ранний приход весеннего периода. Когда на праздник выпадает ветреная погода, тогда в году стоит ждать осадков на всей его продолжительности. Полдень выдается солнечным - будет в году ранней весенний сезон, а вот от лета стоит ждать лишь ненастную погоду. Потерять варежку, перчатку - к нищете. Пасмурный день готовит заморозки в весеннее время. Много облаков с утра на небе, а на закате Солнце багряного цвета - будут сильными метели. Холод на улице будет, если над естественным спутником нашей планеты виднеется столб. Та погода, что на улице в Ефимов день простоит, будет и всей весною.
Евфимий принял решения Халкидонского собора и в период, когда палестинское монашество было на стороне монофизитов , боролся за православное вероучение. Он ушёл из монастыря в пустыню и оставался в ней, пока Феодосий, захвативший Иерусалимскую кафедру , не был смещён, и Патриарх Ювеналий не вернулся на своё место. С преподобным Евфимием связано возвращение в православие проживавшей в Иерусалиме императрицы Евдокии. Она обратилась к Евфимию в отчаянии от бед, постигших её дочь, и он «утешил Евдокию, убедил её в её заблуждениях и возвратил к православию» [3]. Евфимий скончался 20 января 473 года и был погребён в основанной им лавре. В ней его мощи видел русский паломник игумен Даниил в начале XII века: «И ту лежит святый Еуфимие, и ини мнози святии отци ту лежат телесы яко живи». Однако сам монастырь уже пребывал в запустении. В XX веке были раскопаны руины лавры преподобного Евфимия, но в захоронении, которое было идентифицировано как принадлежащее преподобному, мощи найдены не были.
ПРЕПОДОБНЫЙ ЕВФИМИЙ ВЕЛИКИЙ / СВЯТОЙ ДНЯ
Несмотря на недуг, святитель Евфимий во все дни первой седмицы Великого поста ходил на соборное служение. Новости монашеской жизни. 02.02.2022. Богослужение в день памяти преподобного Евфимия Великого. Подобно Антонию Великому в Египте, Евфимий Великий стал вдохновителем и основоположником монашеского движения, разлившегося по всем пустыням Палестины. Преподобный Евфимий Великий считается столпом пустынножительства и одним из основателей палестинского монашеского общежития, оказавшим значительное влияние на все.
Ефим Зимний: почему 2 февраля лучше ничего не терять и не подбирать
Если небо было белесым, но без тумана, а солнце на закате — багряным, то будет переменчивая погода без сильных морозов. А вот если на Ефима метель, то и вся Масленица метельная. Что можно делать 2 февраля На Ефимия Зимнего очень важно ничего не потерять, иначе весь следующий год человека будут преследовать неудачи и материальные трудности. Найденные деньги или какие-то вещи подбирать нельзя — они тоже принесут финансовые проблемы, пишет utro. День и вечер, а тем более ночь лучше провести дома — наши предки верили, что на улице гуляет нечисть и она может увести человека далеко от дома.
Хозяйки избегали перебирать сегодня крупы, верили, что это может привести к ссорам в семье. Зато можно и нужно было печь хлеб — это сулило удачу. Что нельзя делать 2 февраля Категорически запрещено брать в руки нож — если порезаться, то можно принести болезнь кому-то из близких. Также не рекомендуется поднимать с земли мелочь — есть вероятность обречь себя на нищету.
И внимательно следите в этот день за своими аксессуарами одежды — при потере перчаток или варежек — потеряешь имущество или деньги. Также нельзя выходить поздно ночью из дома, так как на улице бесчинствует нечисть — она может запутать следы, чтобы путник домой не вернулся. Приметы Дети, рожденные в этот день, живут недолго; Сны на Ефимия — вещие.
Тот призвал императрицу скорее вернуться к Православию и передал ей такие слова: «Зачем, имея источник вблизи, пренебрегаешь им и тщишься почерпнуть той же воды издалека: у тебя есть человек Божий Евфимий. Следуй его учению — и спасешься».
Тогда Евдокия велела построить для себя башню близ лавры и поселилась в ней, внимая наставлениям преподобного Евфимия, как будто бы они исходили из уст Самого Господа. Впоследствии она стала стойкой защитницей веры и осыпала Палестину щедрыми дарами, строила церкви, монастыри и приюты. Почтенный подвижник, обремененный летами, но весь воодушевленный тем внутренним горением, которое исходит от Святого Духа, вел к Царству Небесному многочисленных учеников. Среди них были такие выдающиеся представители монашества, как преподобный Савва память 5 декабря , преподобный Кириак память 29 сентября , преподобный Герасим память 4 марта и многие епископы. В возрасте 90 лет преподобный Евфимий покинул пещеру, чтобы навестить преподобного Феоктиста.
Он успел застать последние минуты жизни друга, совершил погребение и назначил нового игумена. Господь заранее открыл святому и время его собственной смерти. Однако он никому не говорил об этом до того дня, когда, по своему обыкновению и вопреки преклонному возрасту, должен был удалиться в пустыню на время Великого поста. На всенощной в день памяти преподобного Антония Великого святой собрал учеников и дал им последнее наставление: «Более всего храните, как основание и цель всякого доброго дела, чистую любовь, которая есть совокупность совершенства Кол. Всякая добродетель укрепляется любовью и смирением c помощью опыта, времени и благодати.
Но любовь выше смирения, ибо Слово Божие ради Своей любви к нам добровольно смирило Себя и стало человеком, как и мы». Преподобный Евфимий также заповедал своим чадам за все благодарить Бога во всякое время, прежде всего за то, что Он призвал их от суеты мира и дал им святую жизнь, уподобляющую их ангелам. Затем он попросил избрать ему преемника, возвестил о скорой смерти Дометиана и о том, что лавра станет общежительным монастырем 482. Преподобный Евфимий показал братиям место, где следовало построить церковь и братские корпуса, и заповедал не оставлять обычай странноприимства, утешать братий, которые претерпевают искушение, и помогать им, а также c усердием исполнять все положенные богослужения. После этого преподобный Евфимий в течение трех дней пребывал один в алтаре церкви и почил в мире 20 января 473 года с лицом совершенно безмятежным и совсем светлым, более похожим на ангельский лик, чем на человеческий.
Через семь дней скончался и Дометиан, который был верным учеником преподобного Евфимия в течение 50 лет и дал обет оставить земную жизнь через неделю после старца. Великое множество монахов, священников и мирян собралось на погребение отца пустыни Евфимия. Тогда произошли многочисленные чудеса, которые еще долгое время совершались на могиле преподобного Евфимия, высеченной на месте его пещеры. Вся Церковь сразу стала почитать преподобного Евфимия как одного из величайших отцов. Проведя всю жизнь в уединении, он, тем не менее, всегда был опорой веры, проповедником, законодателем общежительного монашества и сосудом благодати Божией.
Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский, адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря [1] «Житие преподобного Евфимия», написанное Кириллом Скифопольским, стало классическим произведением аскетической литературы.
Поклонившись святым местам, посетив известных отшельников и монахов и узнав добродетели и образ жизни каждого из них, он направился в Фаранскую лавру, основанную прп. Харитоном ок.
Здесь Евфимий, стремясь к уединению, поселился в келлии за пределами лавры. По соседству располагалась келлия прп. Духовный союз этих иноков продолжался на протяжении всей их жизни, так что они представляли собой «одну душу в двух телах».
Ежегодно на 8-й день после Богоявления они вдвоем уходили в пустыню Кутила и пребывали там в строгом посте и молитве до Вербного воскресенья. Скит прп. Харитона на месте древней Фаранской лавры.
Современное фото Проведя пять лет в Фаранской лавре, прп. Евфимий вместе с прп. Феоктистом после праздника Богоявления отправился в ежегодное путешествие по пустыне Кутила и вышел к глубокому ущелью вади , доступ в которое был крайне затруднен.
Они нашли просторную пещеру и решили в ней поселиться. Там они обрели безмолвие, но вскоре о них узнали пастухи из близлежащей деревни, затем весть о них дошла и до отцов Фаранской лавры. К отшельникам приходили многочисленные посетители, некоторые из них желали стать учениками святого Евфимия.
Но он, стремясь к уединению и избегая славы, направлял их к прп. Феоктисту, согласившемуся принять на себя обязанность руководителя общины. Так возник общежительный монастырь, названный Нижним или монастырем Феодосия, по имени первого игумена обители, в 15 км от Иерусалима.
Пещера, в которой они первоначально поселились, стала церковью, там продолжал жить преподобный Евфимий, выходя из затвора только по субботам. Он был для братии духовным отцом. Около 420 г.
Аспевет рассказал, что мальчик пообещал Богу креститься, если Он исцелит его. После этого в видении ему предстал Евфимия Великий, который повелел прийти к нему и объяснил, где его найти. Евфимий исцелил отрока и крестил пришедших к нему арабов во главе с Аспеветом, получившим в крещении имя Петр.
Слава об этом чуде распространилась по окрестностям, и к отшельнику стали приходить толпы народа, искавшие его наставлений и исцеления. Преподобный Евфимий, стремясь к уединению и прежнему безмолвию, тайно ушел из монастыря в пустыню Рува, взяв с собой лишь юного монаха Дометиана, своего соотечественника. Странствуя по этим местам, он дошел до пустыни Зиф, где его нашел староста одной из деревень, попросивший исцелить его одержимого бесом сына.
Из-за многочисленных посетителей, нарушавших молитвенное уединение, он решил вернуться в Нижний монастырь, но, желая уединения, поселился не в киновии прп. Феоктиста, а в пещере неподалеку от нее.
Однажды он отправился в паломничество в Святую Землю и остался там. Как и другие монахи-подвижники Евфимий то по многу лет вел отшельническую жизнь, то, по просьбам иноков разных монастырей окормлял и наставлял их. Сам Евфимий также основал несколько обителей, ставших известными своим строгим уставом и высокой духовной жизнью. По преданию по молитвам преподобного Евфимия не раз случались чудеса.
Так в самом бедном монастыре нашлось пропитание для странников и еще остался запас в амбарах.
День памяти преподобного Евфимия, архимандрита Суздальского, чудотворца
Преподобный Евфимий Великий считается столпом пустынножительства и одним из основателей палестинского монашеского общежития, оказавшим значительное влияние на все. Святые мощи преподобного Евфимия Великого прославились исцелением больных, изгнанием бесов из одержимых и многими другими чудесами. Православные христиане 2 февраля отмечают церковный праздник почитания святого иеромонаха Евфимия Великого. Мы сегодня чествуем память преподобного Евфимия Великого, который прожил 97 лет и большую часть жизни провел в Иудейской пустыне.
Кто такой святой Евфимий Великий
- Объявления
- СВЯТАЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦА ЕВФИМИЯ ВСЕХВАЛЬНАЯ/ СВЯТОЙ ДНЯ
- Преподобный Евфимий Великий - 2 Февраля 2023 - Храм Вознесения в Сатино-Русском
- Содержание