("Кин-Дза-Дза" источник). Смотришь фильм, переживаешь за главных героев и от бессилия перед происходящей несправедливостью злишься и только сжимаешь кулаки, а сделать ничего не можешь. А словечко «кин-дза-дза» нечаянно придумал Евгений Леонов, исполняющий в фильме одну из ролей. Во время съёмок фильма "Кин-дза-дза!" было столько препятствий, неурядиц, недоразумений и катастроф, что некоторые члены съёмочной группы,по. КИН ДЗА ДЗА (Трактовка подтекста). Социально-психологическая фантастика времён СССР, не понятая во времена создания, и, как показывает жизнь, не всеми понятая до сих пор.
Что означает название фильма «Кин-дза-дза»?
Примечательно, что в этом мире преобладает межгалактический расизм, в котором некоторые пришельцы должны подчиняться другим. Главные герои пропитаны социалистическими взглядами, потому до конца не могут понять смысл такой идеологии. Представители социализма часто попадают впросак из-за своей наивности и неумению взаимодействовать с капиталистами. Последние, в свою очередь, постоянно стремятся нажиться на землянах и обмануть их. Стоит отметить, что земляне, в свою очередь, не сразу прогибаются под местную идеологию и пытаются помогать пришельцам без желания получить выгоду.
Главные герои Перечислить все расы инопланетян, которые фигурируют в фильме, будет крайне проблематично.
Цитата: «Нас плюкане транклюкировали... Полная транклюкация планеты — уничтожение биосферы и атмосферы. Кадр из фильма «Кин-дза-дза» На планете Плюк живут «чатлане». Их деньги называются «чатлы». И тут каждый понимает по-своему: то ли чатлы — это то, чем пользуются чатлане, то ли чатланин — это тот, у кого есть чатлы. Весь вопрос в том, что первично, а что вторично... Между прочим, по словам Данелии, во многих восточных языках присутствует ругательство «чатлах» - попросту «негодяй».
А теперь прочтите слово справа налево. Изначально оно читалось как «police». По сути, тюрьма, только очень тесная и неудобная. Данелия придумал это слово по созвучию с грузинским «цихэ» - крепость. Кстати: Безобидное «Ку! Бдительные чиновники заподозрили в нем крамольный намек на инициалы тогдашнего советского генсека — Константина Устиновича Черненко. Данелии предлагали заменить «ку» другим словосочетанием — хотя бы «ко» или «ка».
Голубые штаны правитель планеты Плюк — личный бассейн, собственная охрана. Пепелац — космический корабль, средство передвижения плюкан. Луц — топливо для пепелаца, изготавливаемое из воды.
Плюк представляет собой сплошную пустыню. Воду можно купить только за деньги. Один из инопланетян поясняет, что «раньше, когда на планете вода была, мы из нее луц делали; теперь вода закончилась, мы из луца обратно воду делаем». Аналогия с Землёй — сначала злоупотребляем дарами природы для организации вредных производств, а потом будем создавать производства пытаясь вернуть природе изначальное состояние. Завершает чатлано-пацакский словарь состоящий из чуть более 20 слов слова «Кю» — допустимое в обществе ругательство, «Ку» — означающее все остальные слова, и «Ы» — универсальный союз и эмоциональное высказывание. Зачастую для общения плюкан вполне хватает «Ку» в различных интонациях. В языке землян тоже есть одно общеизвестное слово, которое может претендовать в языке на «все остальные слова». И оно также почти не отличается от другого, но принятого как допустимое в обществе. Да и союзу «Ы» тоже можно найти аналог, служащий универсальной связкой слов в любом предложении. О своеобразной нравственности и морали в плюканском обществе говорит землянину одна из местных жительниц: «Какой дурак на Плюке правду думает?
Поэтому Данелия зашифровал многие понятия. Чтобы понять смысл происходящего, нужно слова читать наоборот. Хотя первоначально задумывалось, что "кэцэ" произведено от всем известного в дни существования СССР названия спичечной фабрики - "Имени Клары Цеткин". Самый главный на Плюке Господин Пэжэ - это Жопа! Эцилоп - "полицэ" полицейский. Даже слово "КУ" оказалось наполненным глубочайшего смысла! Первые буквы его имени,отчества - это и есть КУ!
В чем смысл фильма «Кин-дза-дза»?
Главный смысл фильма «Кин-дза-дза!» – это сатира на общество с тоталитарным режимом, где одни находятся в более выгодном положении, чем другие. Previous Entry Поделиться Пожаловаться Next Entry. "Кин-дза-дза!" Второй смысловой ряд фильма. Смысл фильма Кин-дза-дза вполне может уместиться в фразе «пара советских людей». КИН ДЗА ДЗА (Трактовка подтекста). Социально-психологическая фантастика времён СССР, не понятая во времена создания, и, как показывает жизнь, не всеми понятая до сих пор.
Фильму «Кин-Дза-Дза!» 35 лет: в чем его смысл
Чтобы не испытывать судьбу, роль Ярмольника решили вообще убрать из сценария, а сам фильм выпустить в прокат под рабочим названием «Кин-дза-дза! Что означает название фильма «Кин-дза-дза»? Кин-дза-дза — это название галактики, в которой находится планета Плюк, где происходят основные события фильма. Эта фраза ничего не означает и никак не переводится на русский язык, так как является выдуманной. По словам режиссёра Георгия Данелии, название фильма было придумано совершенно случайно. В нём раскачивался Леонов. Название осталось... И хотя «Кин-дза-дза! Взрослые зрители, в отличие от молодёжи, которая вслед за героями Данелии массово стала называть спички «кц», старые автобусы — пепелацами, а также по поводу и без говорить: «Ку! Зато это уберегло «Кин-дза-дзу» от цензуры.
В фильме есть ряд простых истин, которые показаны в качестве не просто нормы, а того, что и делает человека человеком: товарища в беде бросать нельзя; думай не только о себе, но и об окружающих; помогай ближнему; эгоистичное желание доминировать над себе подобными является смешным и нелепым. Картину можно воспринять как аллегорию на капиталистическое общество. Хотя эпизод с посещением планеты «Альфа» показывает, что расистские отношения возможны не только при капитализме, но и в обществе псевдосоциализма и в любых других системах отношений с искажённой нравственностью. А всё остальное - внешнее благополучие, современные технологии и высокий уровень жизни — совсем не гарантия достойных человеческих отношений.
Удастся ли советским гражданам «заразить» своим поведением и переобучить кого-то из жителей Плюка, можно узнать, посмотрев картину.
Тот убеждает героев в том, что он турист из другой планеты, а странная коробочка в его руках — это прибор для перемещений между планетами. Естественно, слова незнакомца не воспринимаются всерьез, Однако дядя Вова крутит коробочку в руках, нажимает какой-то рычажок, и перемещается в инопланетную пустыню вместе со студентом Гедеваном. Фото: Кинопоиск Планета, на которой они оказались, называется Плюк. Земное тело населяют две расы — чатлане и пацаки.
Внешне они абсолютно не отличаются, и выглядят как обыкновенные европейцы. Однако чатлане — это привилегированная группа, а пацаков всячески унижают. Чтобы отличить одних от других, пацаков вынуждают носить колокольчик в носу и приветствовать вышестоящих чатлан специальным приседанием с выкриком «ку! Невольные туристы на Плюке оказались пацаками — так показал прибор первых же встреченных ими местных. Весь фильм герои пытаются вернуться домой, а помогают им в этом новые знакомые.
Однако статус дяди Вовы быстро растет, так как у него есть пачка спичек, которая на планете считается огромной ценностью. Фото: skverweb. Герои ничего не помнят, однако, встретив человека, похожего на чатланина, студент и прораб не задумываясь приседают с выкриком «ку! После этого они все немедленно вспоминают.
Города на планете Плюк все выстроены под землей. На поверхности только люки, да какие конструкции. Наши герои спускаются в один из люков, чтобы купить гравицапу у контрабандистов, которые обманывают Владимира Николаевича, выманив у него все спички. Узнав об этом, Би и Уэф покинули наших героев. Эти инопланетяне готовы были помогать землянам только ради того, чтобы получить заветные спички. На планете Плюк спички имеют очень высокую цену. У кого больше спичек, тот мог купить себе более высокий статус и позволить себе унижать других людей. Гедеван и прораб провели несколько лет на Плюке, выступая с концертами, чтобы заработать деньги на гравицапу и вернуться домой. На этой планете наши герои сталкивались с обманом на каждом шагу. Читайте также: В чем смысл фильма «Философы. Урок выживания» Кроме этого, выяснилось, что Гедеван страдал клептоманией. В планетарии он стащил гравицапу, не зная, что это именно она. Странник, с которым они познакомились в Москве, появился в тот момент, когда Би и Уэф так звали новых знакомцев землян, попадают в эцип за то, что украли последнюю спичку. Эцип — это место, где отбывают наказание. Пленников помещают в сундуки, где они и должны провести время, пока кто-то не выкупит их. Чтобы привлечь внимание эцилопов к своей проблеме, Владимир Николаевич приписал инопланетным артистам неуважение к властям. Одному из них грозила смерть через транклюкирование. Владимир Николаевич и Гедеван изменили показания и наказание артистам было смягчено. Прораб отказывается возвращаться на землю, чувствуя ответственность за судьбу арестованных артистов. Он и Гедеван продолжают выступать, рассчитывая, наверное, выкупить своих коварных «друзей». Очередное требование эцилопа унижающее человеческое достоинство и откровенный грабеж землян, когда им удалось неплохо заработать, вынудило их пойти на крайние меры. Они захватили эцилопа и пошли вызволять Уэфа и Би. Этот эпизод их «бунта» является кульминацией фильма. Возвращение на землю осложнялось тем, что между планетой Плюк и Землей находилась планета Альфа. Эта планета представляла собой некое подобие рая. Здесь люди ходили в белом, кругом цвели сады, и не было пороков. Жители Альфы считали обитателей Плюка людьми, снедаемыми пороками, и превращали их в кактусы. Би и Уэф доставили наших землян на планету Хануд. Это была мертвая планета. На ней не было света и очень мало воздуха.
Как «сломать» мозг иностранцу: показала мужу фильм Кин-дза-дза!, что он из него понял?
Как-то жанр этот не прижился ни в нашем отечестве, ни в западной культуре, а вот в Японии стим-панк и дизель-панк любят. Что такое дизель-панк и чем он отличается от стим-панка? Можно сказать, что это разновидность стим-панка, только разница в том, что дизель-панк использует эстетику этакого «проржавевшего космоса», «ржавого будущего», в котором космический корабль может управляться рычагами, педалями, проржавевшими насквозь, схожими с тракторными. Планета Плюк. Всё до боли знакомое и цветная дифференциация штатов, и последний выдох господина ПЖ, и элементарное кю. В целом ли можно говорить о Земле или только о российском обществе, сказать сложно, но картина обо всех нас. Чтобы ощутить всю «соль» фильма, нужно знать, хоть немного о творчестве Данелии.
В фильмах этого режиссёра сошлось смешное и трагичное. Почему-то его фильмы принято считать комедиями, но в них больше грусти, чем смешного. Скорее, это смех, сквозь слёзы или слёзы, сквозь смех. Данелия воплотил свою тягу к фантастическим элементам не только в «Кин-Дза-Дза», вспомните хотя его «33» или «А слёзы капали», сценарий для которого писал Кир Булычёв. Эстетика фильма уже отдалённо напоминает нам некоторые элементы будущего антиутопичного киношедевра советского режиссёра вспомним странный напев и нелепый танец юноши, стоявшего у зеркала тролля. Непомерная тоска и грусть вылились в картинах Данелии.
С чего же всё началось?
Сейчас ситуация изменилась: как и киноведы, так и любители называют фильм культовым и неповторимым в жанре антиутопии. Прежде чем говорить о смысле трагикомедии, окунемся немного в исторический подтекст 1980-х годов. Съемки фильма «Кин-дза-дза! Сначала это мода, а позже и тяга к зарубежной свободе. Зарождается мнение, что «на западе лучше». А это целое поле для творчества писателям и кинематографистам. Популярными становятся жанры антиутопии и научный фантастики с примесью мечтами «о светлом будущем». Какие проблемы поднимает картина «Кин-дза-дза» одновременно показывает сатиру на советский коммунизм и западный капитализм. На планете Плюк, на которой происходят основные действия картины, царит произвол материализма.
Люди должны преклоняться перед человеком из-за цвета штанов, которое показывают социальный статус: «Если у меня много КЦ есть, я имею право носить малиновые штаны и передо мной и пацак должен два раза приседать, и чатланин «ку» делать». Проводится параллель с капиталистическим государством, где все блага только за счет пользователя. КЦ — своеобразная валюта на планете. Кадр из фильма Георгия Данелия «Кин-дза-дза! Планета Плюк принадлежит чатланам, поэтому пацак житель другой планеты должен им прислуживать.
В редком фильме сейчас мы можем увидеть уверенного в себе человека, которого ничего не перепахивает в ходе повествования и который не оказывается в финале чем-то там «обогащенным». А по сути, это подразумевает, что изначально он был нищедух и лошара. Уверенный в себе сильный герой, который с самого начала —и в любой ситуации — знает что делает, не меняет своего отношения к жизни и своих позиций, нынче такое увидишь редко, это все милая моему сердцу старая ковбойская школа.
Лично для меня «пришелец прораб» стал в свое время своего рода ролевой моделью. Немногословный, неунывающий, никогда не сдающийся и не опускающий рук, смелый, ответственный, настоящий русский, советский человек. С таким хоть в разведку, хоть на Плюк. Он не впадает в панику и не теряется даже в самой непонятной ситуации: «Нет! Давай считать, что это Каракумы. Так, солнце на западе… Значит, Ашхабад — там. Забавно, что и декорации примерно одинаковы. И личный долгий жизненный путь через пески Плюка мне не раз доказал, что таких Машковых и таких Суховых вокруг большинство, и мне это, скажу честно, очень нравится.
Сам я считаю, что в большинстве случаев человек рождается уже готовым, и все, что может дать ему воспитание, — это умение не сморкаться в занавески, по крайней мере, прилюдно. Суть же, натура, база — это что-то врожденное, неизменное, и у большинства людей — по моему убеждению — это что-то в целом позитивное. Чем-то обогатились прораб Машков или Гедеван после своей одиссеи? Нет, они просто еще раз убедились в том, что мы все знаем и так: богатство наживается неправедным путем, сытый голодного не разумеет, своя рубашка ближе к телу, как потопаешь, так и полопаешь, на дурака не нужен нож, за морем телушка полушка, трудом праведным не наживешь палат каменных, бог высоко, а царь далеко… В современном Прорабу и Скрипачу обществе — советском — по сути все было точно таким же, но, конечно, не так гомерически выпячено, как, скажем, на Западе. Человек есть человек, даже если он пацак или чатланин; отношения в обществе в общем и целом выстраиваются по одной и той же схеме, потому что сидящая внутри любого из нас обезьяна взлететь не дает.
В его основе лежит критическое отношение к тоталитаризму и вседоступному чиновничеству, главным образом, в странах, которые были под влиянием принципов коммунизма. Фильм показывает, как безличный бюрократический аппарат нарушает права и свободы людей, не давая им возможности свободно жить и работать. По сути за его смыслом скрывается социальная критика советского общества, которое было контролируемо и регулируемо государством. Актуальная тема нашей страны для 1986 года, что использовали его создатели.
Кроме того, можно заметить абсурдность и бессмысленность современного общества, в котором люди забывают о простых человеческих ценностях и заменяют их материальными благами и технологиями. Присутствуют и сильные символы и метафоры.
Как снимали «Кин-дза-дза»
Вaша оценка фильму «Кин-дза-дза». «Кин-дза-дза!» из гротескной сатиры со временем превратился в едва ли не пророческий фильм. Изображённая в подобных мазках «Кин-дза-дза!», классика советской научно-фантастической комедии, способна сбить с толку французскую публику. Повествование фильма «Кин-дза-дза». Кому-то такие фильмы, как Кин-дза-дза!, совсем чужды, другим людям наоборот интересно искать истинный смысл, который пытается передать нам режиссер картины. Картина Георгия Данелия «Кин-дза-дза» вышел в далёком 1986 году и до сих пор не теряет своей актуальности и популярности.
Кин-дза-дза! (1986): социально-психологическая фантастика времён СССР, не понятая обществом
2. «Кин-дза-дза!» оказала влияние на современную русскоязычную культуру — вымышленные слова из фильма вошли в разговорный язык, а некоторые фразы персонажей — стали устойчивыми выражениями. Кин-дза-дза в чистом виде, прямо по фильму. Многие рассматривали «Кин-дза-дза!» как сатиру на СССР, но точно с таким же успехом ее можно рассматривать как мизантропическую, свифтовскую сатиру на человечество — точнее, на то, до чего оно может себя в конце концов довести. «Кин-дза-дза» – это популярный фильм 1986 года, повествующий о трех советских персонажах, которые по случайному стечению обстоятельств оказываются на далекой планете Клюк. Кин-Дза-Дза это советско-грузинский фильм 1986 года режиссера Георгия Данелии. Изначально «Кин-дза-дза!» заявляли как двухсерийный фильм, однако, посмотрев первый вариант, Данелия решил сократить его.
«Кин-Дза-Дза». А о чем, собственно, это кино?
Главный злодей из фильма Кин Дза Дза, большинство людей его не увидели 15:28 05-12-2020 Андрей Гредов Кин Дза Дза - один из самых необычных популярных советских фильмов, он ассоциируется с абсурдом. Кинокартина Кин Дза Дза увидели экраны в 1986 году и была встречена критиками очень холодно. Он называли ее жесткой, абсурдной. Лишь после распада СССР стало понятно, что режиссер Данелия опередил свое время и предсказал наше будущее.
На первый взгляд антагонистов в комедии двое: Уэф и Би, которых исполнили актеры Леонов и Яковлев.
БИ: Уэф, ты когда-нибудь видел, чтобы такой маленький пацак был таким меркантильным кю? Я говорил — Скрипач не нужен, вот результат. С довольным смехом.
А ты говоришь — цаппу! Сцена делится на две параллельно идущих части: Гедеван играет в шахматы с Би; дядя Вова ремонтирует пепелац. Начнём с шахмат. Надо отдать должное Гедевану: он быстро понял как использовать телепатию артистов против них же самих.
Эдакое интеллектуальное айкидо. Молодец Гедеван, сразу видно - шахматист, стратег. А вот потребовать свой выигрыш он так и не смог - психологически аборигены оказались сильнее: используя нехитрый манипуляционный приём, они обвинили Скрипача в меркантильности, а тот не смог противостоять давлению. В то же время, посмотрите как блестяще Уэф парирует обвинение Гедевана в нечестной игре за счёт его мозгов - довод абсолютно нелогичный, но оказался непробиваемым "если бы у тебя мозги были...
Мастерская манипуляция - давление на слабые точки оппонента, но не в логической позиции, а в его характере. Учитесь, манипуляторы! Теперь перейдём к ремонту пепелаца: дядя Вова, как уже говорилось выше, мастер на все руки. Он и инопланетный корабль починить может.
Однако, Уэф лезет со своими советами. Дядя Вова раздражённо говорит "делай сам! Зачем такие рукава? Вот она кастовая модель общества, доведенная до абсолюта.
Еще тут уместно вспомнить " красненьких и зелёненьких " Эрнста Неизвестного из цикла "Лик-лицо-личина". Кстати, поразительное сходство, даже цвета почти совпадают помните, на пацаков визатор отвечает зелёной точной, а на чатлан - оранжевой.
Владимир Николаевич и Гедеван изменили показания и наказание артистам было смягчено. Прораб отказывается возвращаться на землю, чувствуя ответственность за судьбу арестованных артистов. Он и Гедеван продолжают выступать, рассчитывая, наверное, выкупить своих коварных «друзей».
Очередное требование эцилопа унижающее человеческое достоинство и откровенный грабеж землян, когда им удалось неплохо заработать, вынудило их пойти на крайние меры. Они захватили эцилопа и пошли вызволять Уэфа и Би. Этот эпизод их «бунта» является кульминацией фильма. Возвращение на землю осложнялось тем, что между планетой Плюк и Землей находилась планета Альфа. Эта планета представляла собой некое подобие рая.
Здесь люди ходили в белом, кругом цвели сады, и не было пороков. Жители Альфы считали обитателей Плюка людьми, снедаемыми пороками, и превращали их в кактусы. Би и Уэф доставили наших землян на планету Хануд. Это была мертвая планета. На ней не было света и очень мало воздуха.
Узнав о том, что на землю вернуться невозможно, наши герои предпочитают умереть. У общавшихся долгое время с землянами Би и Уэфа пробуждаются человечность — качества, забытые на Плюке. Они могли оставить Владимира Николаевича и Гедевана на мертвой планете и улететь, ведь попасть на землю они не смогут и заветные спички тоже не получат. Но они решаются на рискованный шаг — катапультируют землян на Альфу. Однако, пепелац выходит из строя, и они приземляются на Альфу, попадая сразу в оранжерею.
И снова Владимир Николаевич и Гедеван остаются на чужой планете, чтобы вызволить незадачливых приятелей. Земляне соглашаются на перемещение во времени. Они возвращаются назад, снова захватывают зарвавшегося эцилопа, освобождают Уэфа и Би, и отсюда странник перемещает их во времени к тому моменту, когда Владимир Николаевич возвращается с работы домой. Они забывают о том, что с ними произошло. Однако привычки, приобретенные на Плюке, все же дают знать о себе.
И однажды они, встретившись на улице, узнали друг друга. Читайте также: В чем смысл фильма «Солнцепек» Главная мысль и идея фильма Фильм был сделан в духе социалистической идеологии. Главная его мысль кратко — социальное неравенство людей. Правда, в этом фильме это социальное неравенство выставлено в довольно-таки гротескной форме. Статус людей определяется по цвету штанов или загорающейся лампочки.
У этого фильма есть еще один скрытый смысл. Его создатели показывают, что ждет планету Земля в будущем, если ее обитатели будут продолжать так бездумно разбазаривать ее ресурсы.
На окружающих они смотрят только как на начальников или своих холопов, понятия товарищества и дружбы в их обществе отсутствуют. Владимир Николаевич и Гедеван своим поведением и поступками показывают, что можно вести себя, да и вообще жить по-другому. По-другому не внешне, в этом плане им как раз приходится подстраиваться под требования общества, в котором они оказались, а в первую очередь внутренне — в различных ситуациях делая не корыстный выбор в свою пользу, а этический выбор на понимании того, что такое хорошо и что такое плохо. В фильме есть ряд простых истин, которые показаны в качестве не просто нормы, а того, что и делает человека человеком: товарища в беде бросать нельзя; думай не только о себе, но и об окружающих; помогай ближнему; эгоистичное желание доминировать над себе подобными является смешным и нелепым. Картину можно воспринять как аллегорию на капиталистическое общество.
«Кин-дза-дза»: фильм-пророчество, который становится актуальным только сейчас
«Фильм „Кин-дза-дза! | не просто трагическая комедия, но и антиутопия. Это такой жанр, где перед зрителем создают мир, в котором совершенно не хочется оказаться. |
Помощь КГБ, взрыв ракеты и поющая проститутка. Как снимался "Кин-дза-дза" | один из самых неординарных фильмов режиссера Георгия Данелии. |
«Кин-дза-дза!» — будущее, которое мы заслужили? Обзор гениальной комедии Георгия Данелия | Previous Entry Поделиться Пожаловаться Next Entry. "Кин-дза-дза!" Второй смысловой ряд фильма. |
11 интересных фактов о фильме «Кин-дза-дза!»
- "Кин-Дза-Дза" - рецензия о людях с планеты Плюк - Posrednik CG
- Краткое содержание фильма «Кин-дза-дза»
- «Фильм „Кин-дза-дза!
- Мама, мама, как мы будем жить…
Зачем Данелия рылся на свалке в перерыве между съемками фильма "Кин-дза-дза!"
Кин-дза-дза! (1986): социально-психологическая фантастика времён СССР, не понятая обществом | Кин-Дза-Дза значится как фантастическая комедия абсурда, но, не смотря на комедийность и абсудность, в ней рассматриваются серьёзные вещи: куда может завести цивилизацию нынешний, потребительский курс развития. |
Кин-Дза-Дза - история создания фильма | не просто трагическая комедия, но и антиутопия. Это такой жанр, где перед зрителем создают мир, в котором совершенно не хочется оказаться. |
О чем фильм «Кин-дза-дза!» | Надеюсь, я помог вам найти смысл фильма «Кин-дза-дза», а также разобраться в его концовки. |
Две «Кин-Дза-Дзы»: Что поменялось за 30 лет? | Во время съёмок фильма "Кин-дза-дза!" было столько препятствий, неурядиц, недоразумений и катастроф, что некоторые члены съёмочной группы,по. |
Тайны фильма Кин-дза-дза | Комедия «Кин-дза-дза!» — пожалуй, самый обсуждаемый фантастический фильм, снятый в Советском Союзе. |
Фильму «Кин-Дза-Дза!» 35 лет: в чем его смысл
Наступает 1995-й, и действительность за окном не просто похожа, а, как любит говорить Роскомнадзор, похожа до степени смешения с образами из фильма. Здесь вам и малиновые пиджаки, и руины бывших предприятий, назначение которых многим теперь непонятно. Концерты прораба и студента текстильного института для местных собственников ради выживания. Эцилоппы, которые из образа творческой крайности стали нормой в МВД. Взаимоотношения в обществе, повсеместный криминал, коррупция и наплевательское отношение к жизни человека. Единственная цель у любого коренного представителя мира — получить КЦ.
Дело в том, что сегодня этот фильм стал ещё более реальным. Да, вместо малиновых пиджаков теперь костюмы от модельеров и брендов; от некоторых предприятий не осталось даже руин; появились и ещё некоторые изменения, но они не изменили смысл, а углубили его. Автор критикует окружающий мир и существующую политическую систему. Как же так получилось, что то, что снималось как критика современности, стало пророчеством для будущего, — и достаточно точным? И единственный ли это случай в советском искусстве, а если не единственный, то насколько частый?
Давайте попробуем найти ещё несколько подобных примеров в советском искусстве. Очень знаменита сейчас книга Николая Носова «Незнайка на Луне» из цикла произведений про приключения Незнайки. В произведении главный герой отправляется из Солнечного города, который очень смахивает на светлое будущее или путь к нему, на Луну, уж очень напоминающую реальность за окном. Я не буду цитировать отрывки, если вы вдруг незнакомы или забыли за давностью лет, то поищите в сети, это, право, увлекательное чтение, особенно, если учесть, что впервые роман публиковался по частям в 1964—1966 годах.
В 25 цитировал по памяти и пересматривал под настроение.
Сейчас мне под 40, я больше не смеюсь…» — самый залайканный комментарий на ютюбе под фильмом «Кин-дза-дза! Прямо переданы мои ощущения. Комедия вышла в Перестройку. Думали, это гротеск на Советский Союз, а, оказалось, на внешний капиталистический мир. Что будет, если жить только по законам наживы и извлечения сиюминутной эффективности?
Земля превратится в пустыню или эдемский сад? Пусть никто не полагается на своё сегодняшнее превосходство» — говаривал Блаженный Августин. Мы видим три мира: 1. Планета Плюк, куда сначала попали московские инженеры.
В основе развития любого общества, согласно Карлу Марксу, лежит идея классовой борьбы.
Идея Данелии была в том, чтобы показать, как выглядела бы жизнь в другой галактике, исходя из представлений советских граждан. Так, попав на другую планету, прораб Владимир Николаевич вначале скептически отрицал сам факт того, что с помощью примитивного на вид устройства, находящегося в руках сумасшедшего оборванца, может произойти то, что произошло с ними. Пытаясь найти хоть какое-то объяснение всему произошедшему, он попытался убедить себя и своего спутника, студента, в том, что они оказались в близлежащей пустыне, по которой путешествуют не инопланетяне, а иностранцы. По мнению советского человека, с его материалистическими взглядами на мир, обитатели иной галактики выглядят вполне себе антропоморфно. Они живут в обществе со строгой иерархией, а само их существование построено на торгово-рыночных отношениях.
Здесь в один миг можно разбогатеть или лишиться всего. На Плюке присутствует даже классовый антагонизм: это планета чатлан, и все пацаки должны приседать перед ними и носить в носу колокольчик. Жители Плюка отличаются друг от друга цветовыми сигналами визатора. Понять подтекст можно, если вспомнить роман Джонатана Свифта «Путешествия Гулливера» между прочим, написанный в первой половине 18 века , в котором описывалась вражда между тупоконечниками и остроконечниками: одни разбивали вареные яйца с тупого конца — другие с острого, и из-за этого вели ожесточенную войну. Таким образом дан намек на то, что люди готовы ненавидеть и убивать друг друга из-за любой мелочи.
Другая аллюзия — это сами жители планеты Плюк, которые чем-то напоминают людей-еху из того же «Путешествия Гулливера» или морлоков Герберта Уэллса. Короче говоря, это стеб над человечеством как таковым, в лучших традициях фантастической сатиры. Жители планеты Плюк. Большой властью на планете наделяются йацилопы, то есть, представители полиции. Основной ценностью у обитателей этого места является приобретение социально значимого и материального блага.
Высшее проявление достатка — малиновые штаны и собственный бассейн. Несмотря на то, что жители другой галактики обладают высокоразвитым интеллектом, телепатией, способностью к языкам, их общество, достигнув пика своего развития, деградировало.
Для всех у них уготовлены свои «лучшие» порядки. А из «любимых» плюкан «лучше» сделать кактусы. Хотя, можно было их перевоспитать, руководствуясь тем же гуманизмом. Если на планете Плюк свобода покупается, то на Альфе нужно придерживаться идеологического стандарта. Иначе, либо превратят в кактус, либо придется существовать с ограниченными правами, либо отправиться обратно домой. Тут как повезет. Почему скрипач не нужен?
С одной стороны, Скрипач интересуется всем, но поверхностно. Он «говорит» на нескольких языках, но знает только пару фраз. Вместо того, чтобы как-то выходить из сложной ситуации, герой предается мечтам, что он первый грузинский космонавт и получит Нобелевскую премию за украденную ложку с другой планеты. В итоге, у Скрипача лишь облачные амбиции без реальных действий. На фоне Дяди Вовы, который хоть и не знает Солнечную систему, но учится взаимодействовать с плюканами и предпринимает реальные попытки вернутся домой, Скрипач действительно оказывается бесполезным в критических ситуациях. Тем самым, фильм показывает людей, которые могут только говорить и на практике не обладают квалифицированными знаниями. Герой еще только студент технической специальности, и, естественно, у него нет практики.
«Жёлтые штаны. Два раза «Ку»: о чем фильм «Кин-дза-дза»
Смысл фильма в том, что Кин-дза-дза это как бы наше общество, только гротескное. Кин Дза Дза, это сатирическая фантастика ставшая пророческой. В этой киноленте следует увидеть предостережение обществу о многих проблемах при неправильном выб. Смысл трагикомедия «Кин-дза-дза» в том, что не существует ничего идеального.