Новости кшесинская матильда феликсовна биография

До Февральской революции дом прима-балерины Мариинского театра Матильды Кшесинской являлся популярным салоном. Вся биография Матильды Кшесинской связана с подмостками Мариинского театра. Где Николай Романов познакомился с Матильдой Кшесинской, как в русском обществе реагировали на роман между наследником и балериной и что с ней стало после разрыва отношений — «Афиша Daily» поговорила с петербургским историком Алексеем Кулегиным. Матильда Феликсовна Кшесинская (Мария-Матильда Адамовна Феликсовна Валериевна Кржезинская) появилась на свет 19 августа (1 сентября) 1872 года в местечке Лигово, неподалеку от Петербурга.

Матильда Кшесинская: биография, личная жизнь

Матильда Феликсовна Кшесинская происходила из польской театральной семьи Кржезинских. Матильда Кшесинская, биография которой из-за сильного характера этой маленькой женщины не знает провалов (были, конечно, небольшие неудачи – 1-2, не больше), иногда выглядит сказкой? История семьи Матильды Кшесинской не менее занимательна, чем биография самой балерины.

Балетный роман

Историк о том, что же на самом деле было между Матильдой и Николаем II - Афиша Daily Мария-Матильда Адамовна-Феликсовна-Валериевна Кшесиньская.
Матильда Кшесинская: биография, личная жизнь, дети и внуки (фото) В апреле 1917 года большевики заняли особняк Матильды Кшесинской, за что прима-балерина Мариинского театра подала на них в суд.

«Поклонская знала, что у Николая II и Кшесинской была дочь»

Великий князь Владимир Александрович отец Андрея подарил новорождённому крест из уральского тёмно-зелёного камня с платиновой цепочкой, пишет Кшесинская. Отцом ребёнка был официально объявлен Великий князь Сергей Михайлович внук Николая I , но второй потенциальный отец - Великий князь Андрей Владимирович относился к малышу, как к собственному сыну. В семье мальчика звали Вова. Как мальчик полностью звался в первые 10 лет своей жизни - не указывается. Вероятно, как внебрачный, он носил фамилию своей матери «Кшесинский», отчество же не указывается. Отцом Владимира до революции официально считался Великий князь Сергей Михайлович, чьей многолетней любовницей была Кшесинская. Поэтому по Высочайшему указу от 15 октября 1911 года, незадолго до достижения ребёнком 10-летнего возраста, он получил отчество «Сергеевич» и потомственное дворянство.

Фамилия ему была пожалована «Красинский» по семейному преданию в семье Матильды, Кшесиньские происходили от графов Красинских. По некоторым указаниям, она решилась просить императора, своего прежнего возлюбленного, о присвоении сыну дворянской фамилии «Красинский», для чего она специально ездила в Варшаву и искала документы в польских архивах, где нашла мимолетное упоминание в знаменитом «Польском гербовнике». Уже через два месяца Кшесинская снова могла танцевать. Свою дальнейшую жизнь она описывает так: «В моей домашней жизни я была очень счастлива: у меня был сын, которого я обожала, я любила Андрея, и он меня любил, в них двух была вся моя жизнь. Сергей вел себя бесконечно трогательно, к ребёнку относился как к своему и продолжал меня очень баловать. Он всегда был готов меня защитить, так как у него было больше возможностей, нежели у кого бы то ни было, и через него я всегда могла обратиться к Ники».

Воспитанием мальчика занимался «приёмный» отец, о чём свидетельствует сама Кшесинская, продолжавшая с ним совместное проживание: «Он прямо обожал его, хотя и знал, что он не его сын. Со дня его рождения он все своё свободное время отдавал ему, занимаясь его воспитанием. Я была слишком занята во время сезона постоянными репетициями и спектаклями и совершенно не имела времени заниматься сыном, как я того хотела. Мало кто отдаёт себе отчёт, какой огромный труд представляет собою жизнь первой артистки, какого напряжения она требует. Вова часто упрекал меня, что мало меня видит зимою». В Стрельне, по её словам: «… я построила ещё один домик в 1911 году… детский домик с двумя комнатами, салоном и столовой, с посудой, серебром и бельем.

Вова был в диком восторге, когда осматривал домик, окруженный деревянным забором с калиткой…». У мальчика был свой небольшой автомобиль, подарок Сергея Михайловича. День рождения Вовы обычно всегда праздновался в Стрельне: …"кофе полагалось пить в его маленьком домике, и хотя домик был рядом с дачей, но по традиции он должен был ехать туда на своем автомобиле, которым он сам правил". Обязанностью Вовы было ухаживание за любимцами — йоркширской свиньей Машкой и её потомством. Однако гармонию и счастливое детство Володи нарушила революция. Вскоре после переворота, когда Сергей Михайлович вернулся из Ставки и был освобождён от занимаемой им должности, он предложил Кшесинской брак.

Но, как пишет она в мемуарах, она ответила отказом из-за Андрея. В 1917 году Кшесинская, лишившись дачи и знаменитого особняка, скиталась по чужим квартирам. Она решила отправиться к Андрею Владимировичу, который находился в Кисловодске.

И не одна. Она привезла с собой сына Вову, доктора Милька, своего верного оруженосца барона Готша, горничную, театральную портниху и великого князя Андрея Владимировича». Кшесинская хранила свои драгоценности в лондонском магазине Фаберже и каждый вечер специальный агент-детектив привозил ей те, которые она просила из списка и оставался у дверей уборной до конца спектакля. После спектакля агент отвозил драгоценности обратно в магазин.

Чуть позже, 30 ноября, Кшесинская танцевала в «Лебедином озере», сокращенном по настоянию Дягилева до двух актов. Она включила в сцену бала свою вариацию на музыку Кадлеца, и сама наняла Мишу Эльмана, чтобы он исполнил соло на скрипке. Но классические балеты показались англичанам скучноватыми после новаторских балетов Фокина и основной успех был все-таки у Нижинского и Карсавиной. Иллюстратор и коллекционер искусства Чарльз Риккетс писал об этом вечере: «В свой последний вечер они танцевали так, как танцуют только в раю, — Карсавина затмила все бриллианты, которые царь подарил ее сопернице забыл ее имя , а Нижинский почти не касался земли». Тамара Карсавина и Вацлав Нижинский в балете Михаила Фокина «Шопепиана» «Сильфиды» 1908 Последующие события войны и революции 1917 года привели к тому, что особняк Кшесинской был захвачен, а сама она была вынуждена скитаться по квартирам, пытаясь сохранить хоть какие-то драгоценности. В воспоминаниях Г. Римский-Корсаков приводит слова журналиста Фрида, который весной 1917 года получил разрешение на доступ в брошенный Кшесинской особняк и смог изучить её корреспонденцию и документы.

Костюм С. Человеку на чай — 10 коп. Борная кислота — 15 коп. Вове — 5 коп». В 1921 году Кшесинская вступила в морганатический брак с великим князем Андреем Владимировичем и перешла из католичества в православие с именем Мария. В 1929 году Матильда Кшесинская открыла балетную студию в Париже. Да и питомцы, питомицы этих школ в большинстве своем носили русские имена и фамилии, подчас весьма знатные.

Ее звали "мадам семнадцать". Виной тому было ее пристрастие к игре в рулетку в казино Монте-Карло и постоянная ставка на число 17. Именно в таком возрасте, 23 марта 1890 года, состоялась впервые ее встреча с наследником царского престола Николаем Александровичем или Ники. Эта встреча определила всю дальнейшую судьбу Марии-Матильды Адамовны-Феликсовны-Валериевны Кржезинской или в более известном нам варианте, Матильды Феликсовны Кшесинской. Чем больше читаю об этой известной балерине, о ее жизни, любви, творчестве, тем чаще задаю себе один и тот же вопрос: а кем и чем бы она была без поддержки Романовых? Кто она больше - куртизанка или все же роковая женщина?

Авторы многих повествований очень старательно обходят эту тему, как бы "смазывая" эту грань "таланта" Матильды Кшесинской.

Дальше — больше: отец балерины во время ее бенефиса и угощения шампанским, устроенным великим князем Сергеем Михайловичем, требовал от официантов, чтобы «они откладывали бутылки и отнесли к нему», угрожая жалобой самому «государю-императору». Позже на одном из спектаклей Кшесинская отказалась надеть предписанный сценарием костюм, за что в соответствии с правилами ей был выписан штраф относительно небольшой. Матильда вновь сочла, что тем самым директор Императорских театров князь С. Волконский нанес ей оскорбление, и обратилась к царю с просьбой этот штраф отменить впрочем, конфликт балерины с директором эпизодом не исчерпывался этим.

Царь отдал приказ, а директор подал в отставку. Скандалы и капризы прим случались во все времена, но здесь — из-за тщеславия танцовщицы и капризов государя, действовавшего вне закона, — престиж и без того уже не очень прочного трона неуклонно понижался в глазах общественного мнения. Тем временем карьера Кшесинской продолжала идти в гору: Матильда совершенствовала технику сочетая итальянскую и русскую балетные традиции и с 1896 г. Впрочем, в 1904 г. После расставания с Николаем близкие отношения Кшесинской с представителями царской фамилии не закончились.

Современник вспоминает: «Сергей Михайлович никогда не женился, хотя его верная подруга, известная балерина, сумела окружить его атмосферой семейной жизни». В 1902 г. Слухи о способности Кшесинской влиять на решения высшей администрации не ослабевали вплоть до самой революции. К посредничеству балерины прибегал знаменитый антрепенер Сергей Дягилев, решивший, «помимо оперного, организовать и сезон балета» и хлопотавший о покровительстве и государственной субсидии. Правда, Дягилев отдал роль Жизели Анне Павловой и посредничество не состоялось «…совершенно очевидно, что после этого я уже не собиралась хлопотать о выделении субсидии для выступлений».

Впрочем, через два года Кшесинская с Дягилевым помирилась, и в Лондонский сезон 1911 г. Ее партнером был Вацлав Нижинский, с которым она танцевала и раньше. Нижинский «очень ценил то, что я сделала для него в начале его творческого пути, и до конца своих дней был мне за это благодарен. В знак симпатии он подарил мне красивую икону, сделанную из перламутра, в серебряном окладе», — такой образ гениального танцовщика оставила потомкам Кшесинская. Сильный характер и жизнелюбивый нрав Матильды в полной мере проявились в тяжелые времена: во время Первой мировой войны она на свои деньги оборудовала два госпиталя, танцевала для раненых, устраивала друзьям роскошные проводы на войну.

После Февральской революции 1917 г. Кшесинская вынуждена была бежать из дома — известного роскошного особняка в стиле «северный модерн» в начале Каменноостровского проспекта, в котором вскоре расположился штаб большевиков. Матильда не сдалась без боя: наняла адвоката и пыталась отсудить у захватчиков дом. Мировой судья постановил выселить из дома революционные организации «со всеми проживающими лицами и очистить помещение от их имущества», однако законы в революционном Петрограде уже не работали, и помещение от имущества «очищали» солдаты, сломавшие и разграбившие все, что смогли. Кшесинская выехала с сыном в Кисловодск, к великому князю Андрею Владимировичу.

Кроме того, мне было тяжело увозить от него Вову, в котором он души не чаял». Опасения ее не подвели: в 1918 г.

Последние годы «великолепной Матильды»

Матильда Кшесинская, биография которой содержит об этом больше вопросов, чем ответов, имела явно больше, чем позволяло ей жалованье примы Мариинского и даже подарки цесаревича Николая. российская артистка балета, прима-балерина Мариинского театра, балетный педагог, заслуженная артистка Его Величества Императорских театров. Матильда Феликсовна Кшесинская (19 [31] августа 1872 Лигово, Санкт-Петербургская губерния — 6 декабря 1971, Париж) — прима-балерина Мариинского театра[1], выдающаяся балерина Российской империи конца XIX — начала XX века[2].

Матильда Феликсовна Кшесинская

Хорошо это или плохо — решать зрителю, но уж никак не Поклонской или непонятным комиссиям. Впрочем, эта публикация не о скандалах, а о большой любви Ники и Мали — так называли друг друга Цесаревич и юная балерина. В основе материала — дневники Матильды Кшесинской, которые хранятся в фондах Театрального музея имени Бахрушина и недавно были опубликованы в газете «Московский комсомолец», а также мемуары артистки, написанные ею в 1950-х годах в Париже. Некоторые усомнились в подлинности «интимного дневника» из музея Бахрушина записи охватывают период с конца 1886 года по начало 1893 года — как раз в это время развивались отношения Мали и Ники , однако сотрудники музея и журналисты настаивают: мы имеем дело с историческим документом.

Приготовьтесь, вас ждет удивительная, трогательная история. Матильда родилась 31 августа 1872 года в Лигове. Ее отец, поляк Феликс Кшесинский, был танцовщиком и известным педагогом, так что балет девушке был написан на роду.

В 1890 году 18-летней выпускнице Императорского театрального училища Матильде Кшесинской была оказана высокая честь — на дипломном спектакле присутствовал сам император Александр III с семейством. Пятница, 23 марта 1890 г. Состоялся наш школьный спектакль.

Мы сговорились просить Государя сесть за наш стол. Наследник, что-то сказав, сел возле меня. Мне было очень приятно, что Наследник сел возле меня.

Наследник тотчас обратился ко мне и очень меня хвалил. Он меня спросил, кончаю ли я в этом году училище, и, когда я ему ответила, что кончаю, он добавил: «И с большим успехом кончаете! Он очень понравился, и затем я уже разговаривала с ним кокетливее и смелее, не как ученица.

Александр III осыпал Матильду комплиментами. Но все ее внимание было приковано к 22-летнему наследнику престола. Вот что она написала в мемуарах: «Я не помню, о чём мы говорили, но я сразу влюбилась в наследника.

Как сейчас вижу его голубые глаза с таким добрым выражением. Я перестала смотреть на него только как на наследника, я забывала об этом, всё было как сон. Когда я прощалась с наследником, который просидел весь ужин рядом со мною, мы смотрели друг на друга уже не так, как при встрече, в его душу, как и в мою, уже вкралось чувство влечения», — писала о том вечере Кшесинская.

Понедельник, 16 сентября 1891 г. Разговаривала на репетиции с Таней Н. Она сказала, что Евгений Волков — один из сослуживцев Цесаревича по гусарскому полку — прим.

Евгений говорит, что я бы с ним Наследником — прим. Суббота, 4 января 1892 г. Я пошла по коридору 2-го яруса театра.

Увидела Наследника и забыла все, что делается вокруг меня. Но как я была безумно счастлива, когда Наследник подошел ко мне и подал мне руку. Я почувствовала его долгое крепкое пожатие руки, ответила тем же и пристально посмотрела ему в глаза, устремленные на меня.

Я не в силах описать, что со мной делалось, когда я приехала домой. Я не могла ужинать и, убежав к себе в комнату, рыдала, и у меня так болело сердце. Первый раз я почувствовала, что это не просто увлечение, как я думала раньше, а что я безумно и глубоко люблю Цесаревича и что никогда не в силах буду его забыть.

Роман Матильды и Николая не был скоротечным. Долгое время они виделись лишь в театре или во время прогулок по центру Петербурга. Но оба чувствовали: что-то происходит.

Матильда, даже танцуя сложные партии, успевала заметить, на кого посмотрел в бинокль цесаревич, ревновала и ждала первого шага с его стороны. Помог обычный фурункул на глазу. Николай пришел в дом, где Кшесинская жила с сестрой и родителями, чтобы справиться о ее самочувствии.

Представился он… гусаром Волковым! Среда, 11 марта 1892 г. Произошло нечто такое, чего я совсем не ожидала.

Сегодня днем мне делали маленькую операцию над глазом обычный фурункул — прим. К вечеру я совсем расхворалась, у меня очень болел глаз, нос и голова. Я даже стала плакать, и чтобы немного успокоиться, я легла; но почти сейчас же раздался звонок.

Было 11 час. Горничная доложила, что меня спрашивает Евгений Николаевич Волков, один из сослуживцев Цесаревича по гусарскому полку — прим. Но каково же было мое удивление, увидев вместо Евгения пред собой Цесаревича!

Впрочем, я не особенно растерялась и, поздоровавшись прежде всего, пошла сказать, чтобы никто не приходил ко мне в комнату. Цесаревич пил у нас чай, был у нас почти до 1 час. Я все время сидела в углу в тени, мне было неловко: я была не совсем одета, т.

Мы без умолку болтали, многое вспоминали, но я от счастья почти все перезабыла. Цесаревич сказал, чтобы я ему писала письма, он будет писать тоже и обещал написать первый. Я, признаюсь, не знала, что это можно, и была чрезвычайно обрадована.

Он выбрал несколько моих карточек и просил их ему прислать. Я очень была довольна, когда Цесаревич сказал, что будет нас [с сестрой] Юлией Кшесинской, тоже балериной — прим. Он непременно хотел пройти в спальню, но я его не пустила.

Опять приехать к нам он обещал на Пасху, а если удастся, то и раньше. Перед уходом он вымазал себе руки сажей, и мы дали ему обмыть руки духами.

Попытка не увенчалась успехом. Более того, Дягилев был настолько зол из-за тщетности прошения, что его слуга Василий всерьёз предлагал ему отравить балерину. Личная жизнь и Романовы Жизнь Считается, что с 1892 по 1894 год она была любовницей цесаревича Николая Александровича. После знакомства он регулярно посещает её выступления, их отношения развиваются стремительно, хоть все и осознают, что роман не имеет счастливого конца.

С целью соблюдения приличий для Кшесинской был куплен особняк на Английской набережной, где они встречались без всяких помех. После летнего сезона в Красном селе, когда я могла встретиться и говорить с ним, мое чувство заполнило всю мою душу, и я только о нем и могла думать…", — написала Матильда Кшесинская в своём дневнике. Причиной разрыва отношений с будущим Николаем II стала его помолвка с внучкой королевы Виктории Алисой Гессен-Дармштадтской в апреле 1894 года. В семье его называли просто "Вова", а фамилию он получил "Красинский". В 1925 году Матильда перешла из католицизма в православие с именем Мария. Эмиграция В феврале 1917 года Кшесинская вместе с сыном вынуждена скитаться по чужим квартирам, лишившись роскошной недвижимости — особняка, превратившегося в "главный штаб ленинцев", и дачи.

Она решает ехать в Кисловодск к князю Андрею Владимировичу в надежде в скором времени вернуться домой.

И балерина выиграла процесс: суд постановил выселить самовольно захвативших здание лиц. Большевики на судебное решение не реагировали, Ленин продолжал произносить речи с балкона особняка. Среди ее учениц были дочь знаменитого московского купца Татьяна Рябушинская, ставшая известной балериной, дочери Федора Шаляпина — Марина и Дарья.

Правда — ложь Никаких документов, подтверждающих семейное предание Кшесинских об их происхождении от графов Красинских, обнаружить не удалось.

И тогда ее деда буквально спас от гибели французский воспитатель, который вывез мальчика в Париж и для безопасности записал "Кшесинским". Матильда утверждала, что у ее отца, как доказательство благородного происхождения, хранилось кольцо с гербом графов Красинских, а ребенком Феликс часто ездил во дворец Красинских в Польшу и ежемесячно получал определенную сумму денег.

Это, писала балерина, являлось доказательством происхождения. Любопытно и то, что эта фамилия "всплыла" в документах Матильды еще раз. Тогда же, кстати, Матильда перешла из католичества в православие.

Кшесинская номер два Петербургская публика знала и другую Кшесинскую — старшую сестру Матильды Юлию именно ее называли "Кшесинской первой". Известным танцором был и брат Юзя. О талантах своих родственников Матильда писала только в превосходной степени: по ее словам, сестра была очень красива и лучше всех исполняла характерные танцы, брат тоже был красивым и во многом походил на отца.

Кшесинская не скупилась на похвалы, вспоминая и о своих достижениях на сцене. Балерина писала, что ее выделяли с самого детства, еще в Императорском хореографическом училище. Впрочем, положительные отзывы о ней оставили и балетные критики.

За несколько лет до дебюта она еще совсем маленькой девочкой выступала в "Пахите" знаменитого исполнителя мазурки, и уже тогда ареопаг знатоков балета предсказал ей блестящее будущее". Судя по всему, Кшесинская была и невероятно трудолюбивой — согласно "Ежегоднику Императорских театров" за 1890—1891 годы она танцевала в 22 балетах и 21 опере. За ней закрепилась слава интриганки.

Считалось, что Матильда подстраивала весь репертуар под себя. Например, в балете "Жемчужина", который шел во время коронационных торжеств, специально для нее ввели партию Желтой жемчужины. Якобы именно она вынудила уйти со своего поста директора Императорских театров Сергея Волконского.

Причиной стало ее "недопустимое поведение": Кшесинская заменила предоставленный дирекцией неудобный костюм на свой собственный. Администрация оштрафовала балерину, а та обжаловала решение.

Муза царственных мужчин. Матильда Феликсовна Кшесинская.

Кшесинская Матильда: прославленная русская балерина Гений русского балета Матильда Кшесинская прожила довольно насыщенную личную и творческую жизнь.
СУДЬБА СЫНА БЛИСТАТЕЛЬНОЙ БАЛЕРИНЫ И ОДНОГО ИЗ ВЕЛИКИХ КНЯЗЕЙ РОМАНОВЫХ (?). | Матильда Кшесинская появилась на свет в семье Феликса Кшесинского и Юлии Домнинской.

Грешная Матильда. Как балерина Кшесинская свела с ума мужчин дома Романовых

РГАЛИ. 150 лет со дня рождения русской балерины Матильды Кшесинской Матильда Кшесинская скончалась 5 декабря 1971 года, не дожив немного до своего столетия.
Матильда Кшесинская — биография балерины У Матильды Кшесинской родился сын от Николая II.
Кшесинская, Матильда Феликсовна Умерла Матильда Феликсовна в декабре 1971 года, не дожив до ста лет всего несколько месяцев.

Кшесинская Матильда: прославленная русская балерина

Матильда Феликсовна Кшесинская родилась (19) 31 августа 1872 года в Лигово (под Петербургом), в семье артистов балета Мариинского театра. Матильда Кшесинская родилась в 1872 г. под Петербургом в семье артистов балета. Статья автора «VOICE» в Дзене: Балерина Матильда Кшесинская была фавориткой трех великих князей. С 1896 года прима-балерина Императорских театров Матильда Феликсовна Кшесинская, принятая в труппу Мариинского театра, получила там кличку "Кшесинская Вторая". Мария-Матильда Адамовна-Феликсовна-Валериевна Кшесиньская. Матильда Феликсовна Кшесинская — чем известна, биография, творческие достижения — РУВИКИ: Интернет-энциклопедия.

Кшесинская Матильда: биография и личная жизнь

Николай Романов и Матильда Кшесинская © Фото: Wikimedia. Матильда Феликсовна Кшесинская (Мария-Матильда Адамовна-Феликсовна-Валериевна Кшесиньская) родилась 31 августа 1872 года в семье артистов балета. Матильда Кшесинская появилась на свет 31 августа (по старому стилю – 19) 1872 года в Санкт-Петербурге. Матильда Кшесинская скончалась 6 декабря 1971 года, не дожив несколько месяцев до своего столетия. Матильда Феликсовна Кшесинская / Фото предоставлено М. Золотаревым. В Николая Александровича Матильда Кшесинская, как она писала в мемуарах, влюбилась с момента первой случайной встречи.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий