Так вот Иван Мазепа «за многие его в воинских трудах знатные и усердно-радетельные верные службы» стал зимой 1700 года вторым по счету кавалером этого ордена. Рассказываем о жизни и службе Ивана Мазепы, как от «покоевого» он дослужился до гетмана и почему предал царя. Иван Степанович Мазепа (Иван Мазепа-Калединский) (1639 – 1709) – гетман Украины, государственный, политический деятель. Кто такой Иван Мазепа? Панихида по гетману Ивану Мазепе, который Русской православной церковью был предан анафеме за госизмену, пройдет впервые в Киево-Печерской лавре, сообщило министерство культуры и информационной политики (МКИП) Украины.
Иван Мазепа - биография, фото, личная жизнь гетмана
Фото: wikipedia. Но Петр не просто не обращал на них внимания, а еще больше доверял Ивану Мазепе. В 1700 году он наградил его высшей наградой государства - орденом Андрея Первозванного. И Мазепа стал вторым в истории кавалером этого ордена. С Мазепой связывают и скандальную любовную историю, которая сохранилась благодаря поэме Александра Пушкина "Полтава". Там речь идет о том, что гетман влюбляется в юную Марию. На самом деле 16-летнюю дочь генерального судьи Кочубея звали Матреной. Престарелый Мазепа, который был ее крестным отцом, даже хотел на ней жениться.
Категорически против были родители и церковь, так как брак между крестницей и крестным отцом приравнивался к инцесту. Но гетман уговорил девушку порвать с родными и переехать жить к нему. Кочубей жаловался Петру, писал доносы, заявлял, что Мазепа вольно распоряжается казною, берет оттуда сколько хочет.
Костомаров называл и конкретные имена: "... Ему Мазепе. Лайфа доложили, что в приёмной комнате стоит и дожидается львовский иезуит Заленский, ректор иезуитской школы в Виннице. Вдруг Мазепа как будто просветлел и радостно воскликнул: "А он откуда взялся? Впоследствии Орлик узнал от самого Мазепы, что гетман посылал этого иезуита в Саксонию к Станиславу Лещинскому, бывшему там со своим покровителем — шведским королём. Ту же роль проводников западного влияния на Украине, кстати, и сейчас играют католические "учебные заведения", представляющие собой полноценные политико-лоббистские институты. Можно возразить, что оригинал упомянутого договора Мазепы и Лещинского не сохранился что, впрочем, не так уж и удивительно для документов начала XVIII века. Но даже у западных историков ХХ века нет сомнений в том, что таковой действительно существовал. Лайфа году его Мазепы.
Казачья элита не хотела встраиваться в ту жесткую вертикаль власти, характерную для России, и ей больше по душе была Польская традиция шляхетских вольностей — вот почему происходил постоянный торг о возращении Украины под власть Польши в обмен на автономию, а главное предоставление казакам равных прав со шляхтой. Мазепа продолжал все ту же линию, и в момент, когда власть московского государя поколебалась, Мазепа, решив, что Россия проиграла войну, перешел на сторону шведа Карла XII точно так же, как его предшественники бегали к поляку Казимиру. Интересно только то, откуда взялась вдруг такая жесткая реакция Петра? А того, чтобы понять это нужно представлять, что это были за отношения между Мазепой и Петром до рокового предательства. Мазепа был один из немногих людей, кому Петр всецело и абсолютно доверял. Трудно иногда понять, чем это было обоснованно. Возможно, тут сыграли симпатии Петра к Западу, все-таки Мазепа был европейски образован, воспитывался при королевском дворе, это был человек достаточно начитанный, выделявшийся на фоне часто не слишком образованной московской знати. Гетман входил в число самых ближайших соратников Петра I, и реакция Петра была связана с шоком от измены столь близкого и преданного человека. Для Петра — это была личная трагедия. К тому же в России тогда сложилась такая традиция предавать анафеме бунтарей, в силу сакрализации царской власти: Разин, Отрепьев… Мазепу приравнивали к мятежникам, плюс Петру хотелось подчеркнуть особый статус неожиданного для него и очень болезненного предательства».
Однако при дворе отношение к Мазепе ухудшилось настолько, что он был вынужден уехать в наследственное имение своей матери на Волынь. Там он якобы стал фигурантом ещё одного скандала: согласно воспоминаниям Пасека, местный пан Фальбовский, обнаружив связь Мазепы со своей супругой, приказал поймать прелюбодея и обнажённым привязать его к лошади, которую затем прогнали по колючему кустарнику. Многие современные учёные оценивают эту историю скептически, однако о ней в более поздних пересказах узнал британский поэт Джордж Байрон и изложил в своей поэме «Мазепа», прославив тем самым гетмана на весь мир. Как бы там ни было, но при дворе польского короля Иван больше не появлялся. Теодор Шассерио. Мазепа, привязанный к лошади. Иван стал ротмистром гетманской гвардии, а затем выдвинулся в генеральные писари. В 1674 году Мазепа был направлен с дипломатической миссией в Крым и Турцию и вёз в подарок патронам своего гетмана 15 христиан-казаков с Левобережья Днепра. Однако миссию перехватили запорожцы. Те хотели сразу же казнить Мазепу, но передумали и доверили его судьбу находившемуся на российской службе гетману Войска Запорожского Ивану Самойловичу. А тот сохранил пленнику жизнь и приставил его в качестве гувернёра к своим детям. К этому времени жители Малороссии уже возненавидели Дорошенко, приводившего на их земли турок и татар, и политическая карьера правобережного гетмана стремительно близилась к закату. Мазепа это понял и сделал всё возможное, чтобы войти в доверие к Самойловичу, вскоре став при нём генеральным есаулом. Оказавшись таким образом на службе у русского царя, Мазепа начал обзаводиться полезными связями и вскоре сблизился с князем Василием Голицыным, влиятельным фаворитом царевны Софьи Алексеевны. Воспользовавшись прохладным отношением Голицына к Самойловичу, Мазепа, согласно ряду исторических источников, в числе прочих подписал коллективный лжедонос на своего спасителя, обвинив того в «сепаратизме». В 1687 году Самойлович был арестован и отправлен в ссылку в Сибирь. Вскоре после назначения он отправил князю богатые дары — 11 тыс. По мнению одних современных исследователей, это была заранее оговорённая взятка за должность, по словам других — просто дань признательности. Под властью Петра После перехода власти в России в руки Петра I Иван Мазепа вновь изменил своим прежним благодетелям, обвинив Голицына в вымогательстве и давлении на гетмана. Воспользовавшись антипатией молодого царя к сестре Софье и её окружению, Мазепа, представившись жертвой коррупции и произвола, вошёл в доверие к новому государю. Когда тот назначался гетманом, будущий император его даже не знал. В то же самое время после знакомства он проявил себя, по мнению царя, с хорошей стороны», — отметил в интервью RT доктор исторических наук профессор СПбГУ Павел Кротов. Вскоре после воцарения Петра в Малороссии поднялось восстание под руководством популярного среди местного несостоятельного населения представителя казацкой старшины Петра Иваненко Петрика , продвигавшего идею отделения от России. Не получив поддержки со стороны казаков, Петрик привёл в Малороссию татар и попытался опереться на бедняков.
В Киево-Печерской лавре решили провести панихиду по Ивану Мазепе
Тогда же он пошел на соглашение с рус. В 1689 г. Пользовался полным доверием Петра I. В 1692-1695 гг. Шереметева, а в 1697-1698 гг. Иосиф I пожаловал М.
Римской империи грамоту на титул М. По своему усмотрению распоряжался налогами, таможенными сборами с Гетманщины и войсковой казной. Получал также доходы более 200 тыс. Часть своих средств он направлял на строительство и реставрацию церквей и мон-рей. Всего на его средства было построено, по подсчетам С.
Павленко, 26 соборов, мон-рей и колоколен как на территории Гетманщины, так и на территории России - в Рыльском и Севском уездах; был отреставрирован Софийский собор в Киеве и воздвигнута колокольня, построены стены Киево-Печерской лавры - всего возведено или перестроено более 40 церковных строений. Среди известных построек можно назвать Никольский военный собор Киев , Свято-Вознесенский собор в Переяславе-Хмельницком, киевский Златоверхий во имя арх. Михаила мужской монастырь , Троицкий собор в Чернигове. Постройки, сделанные на деньги М. Многочисленны были вклады и дары М.
Одним из таковых является т. Пересопницкое Евангелие в наст. Сохранилось более 130 универсалов жалованных грамот , дарованных М. Часть универсалов ограждали церкви от вмешательства мазепинской администрации и даровали им дополнительную финансовую помощь и недвижимую собственность. В 1701 г.
Однако Петр I игнорировал все регулярно поступавшие доносы и жалобы на М. Считая, что рус. Станиславом Лещинским и швед. Карлом XII. Узнавшего о переговорах и в февр.
Весной 1708 г. После того как рус. Десна, но, чтобы не выступать с казаками, гетман симулировал приступ тяжелой болезни. Узнав, что к его столице Батурину приближается с войсками А.
Книга представляет собой записи камергера Карла XII, который вёл их по приказу короля которого лично сопровождал, в том числе в то время, когда тот общался с Мазепой вплоть до Полтавской битвы, где Густав погиб, а записки продолжил его племянник Карл-Максимиллиан.
Книга Адлерфельда представляет ныне библиографическую редкость, однако дело облегчает то, что целый отрывок из неё опубликовал по немецкому переводу 1742 года в примечаниях к своей книге "Мазепа" 1882 г. Лайфа подвластным ему краем, — переводит главный пункт соглашения Костомаров. Причём тут поляки, если речь идёт о шведском короле? Дело в том, что король Швеции Карл XII вёл войну с Россией в союзе с провозглашённым им королём Речи Посполитой Станиславом Лещинским, и если шведам нужен был только военный потенциал украинцев Мазепа обещал Карлу XII 20 тысяч казаков и зимние квартиры для шведской армии , то полякам нужны были утраченные земли на востоке. Сыграли свою роль, отмечает Костомаров, и эмиссары Ватикана.
Густав Седерстрём. Лайфа преимущественно иезуитами, которым он поддался, потому что с юности был привязан к Римской церкви, и хотя впоследствии из видов казался православным, но на самом деле он только притворялся и внутренне не терпел православного исповедания, — пишет историк. Костомаров называл и конкретные имена: "...
Верховые кони, обыкновенно раньше других животных чуя степной пожар, приходят в сильное беспокойство, постоянно ржут и стараются увлечь своих седоков в противоположную сторону от того места, где разливается страшное пламя огня. После такого пожара на сотни верст вся степь превращается в черное поле смерти, где надолго исчезает всякая жизнь. Июня 16 числа лошади были уже сильно истомлены, а травы так было мало, что ее хватало на столько, чтобы только сохранить жизнь животным, и если бы приблизились татары, то лошади едва ли в состоянии были вывезти не только телеги с жизненными припасами, но и пушки; кроме того, все знали, что далее все сожжено и опустошено. Следовательно, нечего было и думать о завоевании Крыма». Таким удобнее всего было сделать Самойловича. Голицын давно точил зуб на Самойловича, поскольку тот водил дружбу с князем Григорием Ромодановским, к которому сам Голицын не был расположен. Но и Самойлович подготовил собственное падение: с одной стороны он позволял себе демонстративно высокомерное отношение к окружающим, а с другой - приблизил к себе людей скользких, наподобие героя нашего очерка. Выдвигалось предположение, будто казаки сами предупредили татар, опасаясь того, что разгромив крымское войско, Москва ликвидирует запорожскую вольницу. Однако, не стоит забывать того, что татары часто практиковали поджег степи, и незадолго перед походом русских на Крым татары именно таким способом спаслись от армии польского короля. Генеральные старшины и несколько полковников, руководимые, по-видимому, Мазепой, оперативно сфабриковали донос на Самойловича и подали его князю Голицыну. Гетман обвинялся в намерении отделить свои владения от Московского государства. Голицын отправил донос в Москву, откуда вскоре получил указ схватить Самойловича, низложить его, и сослать вместе с родней и единомышленниками в Сибирь. Несложно догадаться, что Мазепа, несмотря на близость к семье Самойловича, в число этих опальных единомышленников не попал. Костомаров, впрочем, отрицает причастность Мазепы к устранению гетмана: «Обыкновенно обвиняют самого Мазепу в том, что он копал яму под Самойловичем и готовил гибель человеку, которого должен был считать своим благодетелем. Мы не знаем степени участия Мазепы в интриге, которая велась против гетмана Самойловича, должны довольствоваться только предположениями, и потому не вправе произносить приговора по этому вопросу». Мазепа сам становится гетманом Во время гетманства Мазепы положение посполитого люда резко осложнилось. Во-первых, Мазепа строго запрещал посполитым людям поступать в число казаков. Тем самым он, разумеется, угождал московскому правительству, не заинтересованному в том, чтобы тяглые люди, принуждаемые правительством к платежу податей и отправлению всяких повинностей, выбывали из своего звания и переходили в вольное казацкое сословие, пользовавшееся, в качестве военного, льготами и привилегиями. Естественно, это настраивало простонародную массу против нового положения вещей. Другим новшеством, превращавшим вчерашних казаков в рабов, стала панщина барщина. Именно Мазепа первый ввел в Малороссии обязательную работу, которую должны были отрабатывать помимо дани, платимой крестьянами землевладельцам, на чьих землях они проживали. Москву вполне устраивало такое положение вещей и Мазепе был прислан полк стрельцов, который призван был охранять гетмана от возможных на него покушений. Кроме полка московских стрельцов, которых Мазепа щедро кормил и поил, гетмана обороняли сердюки - то есть полки наемников из числа поляков и валахов. Нельзя сказать, что новый гетман был совершенно чужд казачьей старшине - он, разумеется, приблизил к себе часть верхушки, щедро одарив членов своей партии землями и крестьянами. Что же касается отношений Мазепы с запорожцами, которые от него не были зависимы, то тут отношения не заладились с самого начала. Зимой 1688 уже дошло до конфликта. Кошевой атаман Григорий Сагайдачный, задумав предпринять новый поход на Крым, обратился к гетману Мазепе с просьбой о высылке в Сичь вспомогательного отряда в 1000 человек из малороссийских казаков. Тем не менее, Мазепа никакой подмоги не прислал, вследствие чего поход решено было отложить до лучших времен, а часть запорожского войска распустить по украинским городкам и селам на зимовку. Мазепа перевернул дело так, что запорожцы, дескать, творят жителям «всяческую докуку». Запорожцы ответили, что докуку творят не казаки, а наемники, охраняющие особу гетмана - полки сердюков и компанейцев. Кроме того, запорожцы воспользовались тем раздражением, которое испытывали к Мазепе казаки Миргородского и Лубенского полков против полковых старшин, притеснявших их. Конфликтом попытался было воспользоваться гетман заднепровской стороны, принадлежавшей Польше, Андрей Могила. Мазепа перехватил одно письмо Могилы к запорожцам и поспешил донести о том в Москву. Из Москвы получен был приказ укротить запорожцев с помощью бывших в распоряжении Мазепы стрелецких полков. Запорожцы, не подозревая о таком распоряжении, послали Мазепе новое письмо. На этот раз они обратились к гетману с упреком за то, что он нарушает исконные права запорожского низового войска. Гетман, принимая в свои руки булаву, дал обещание быть «во всем желательным» запорожскому войску, а теперь вдруг совершил неслыханное за все время существования войска дело: он задержал посланного из города Немирова от польского гетмана Андрея Могилы в Запорожскую Сечь казака с письмом. На такое дело ни один из предшественников Мазепы не отваживался. Мазепа начинает встраивать Запорожье в свою систему Обладая автономией в решении внутренних проблем, запорожцы продолжали выступать в качестве щита, прикрывающего от татар дальние подступы как Польши, так и России. Как таковые, они координировали свои действия с обоими монаршими дворами. Однако, Мазепа решил не просто ограничить сношения запорожцев с монархами, но использовать их в своих целях. Так, когда распространился слух о низвержении Магомет-султана с престола, то гетман обратился к запорожцам с просьбой доставить ему «подлинныя вести о неприятельском поведении бусурман». Но запорожские казаки, имевшие столько причин к недовольству на гетмана, ответили ему «язвительным выговором, присланным на письме», и тогда гетман занес на них новую жалобу в Москву». Непосредственными начальниками при строительстве крепости был сам гетман Иван Мазепа, а также московские воеводы: Леонтий Романович Неплюев и Григорий Иванович Косагов. Запорожцы в этой крепости увидели для себя притеснение, о чем в самом резком тоне известили и гетмана, и царевну Софью. Гетману Мазепе, также, как и воеводе Косагову ввиду предстоявшей трудной борьбы с бусурманами ничего не оставалось делать, как держать себя на мирной ноге в отношении запорожцев и отвечать казакам на их письма в добром и успокоительном тоне. Немудрено, ведь в то время, когда цари и гетман Мазепа всякими мерами старались удержать возле себя запорожцев, в это же самое время на них решили сделать ставку и мусульманские соседи их. Письмо это прислано было с видимой целью размена пленных татар на пленных казаков, но с действительной целью завязать сношение с войском низовым: турки знали о приготовлениях русских по второму походу на Крым и потому хотели заручиться союзом с запорожцами против них. Однако, к серьезным последствиям это волнение, как и большая часть всех подобных волнений среди запорожских казаков, не привело, тем более, что с наступлением весны 1689 года русские цари безотлагательно решили предпринять второй поход на Крым». Несмотря на печальный результат первого похода русской рати на Крым, московское правительство не думало оставлять мысли о борьбе с ханом, и в 1689 году снова двинуло против татар 112 тысячное войско. Поход этот славы Русскому Оружию не принес. Мало того, что было бесполезно потеряно множество воинов, походы эти, «аки свиньи» сожрали огромное количество денег. Кроме того, был подорван авторитет Москвы. Но отступление московского войска поставило в крайне незавидное положение запорожцев. С этого времени мы видим колебания запорожских казаков: с одной стороны, запорожцы выказывают несомненную склонность к единоверным московским царям и желают твердо стоять за них против мусульман; с другой стороны, боясь турок и татар, они входят в мирную сделку с бусурманами и выступают против интересов Москвы. Понятно, что считать запорожцев за такой их образ действий изменниками русского царя нельзя. Казакам мозолила глаза выстроенная крепость, Новобогородицкий городок, где засели московские воеводы и московская рать. Москвичи были воплощением иных, отличных от принятых в Запорожье, порядков и начал. Ну, а окончательно отношение к Московскому государству было испорчено вследствие разорения людьми Голицына запорожского Самарско-Николаевского монастыря, бывшего, впрочем, одним из очагов антимосковской агитации. После этого благосостояние Самарско-Николаевского монастыря надолго пало и из стен его немало разбежалось иноков, искавших себе спасения в дальних от Запорожья странах и в безопасных от всяких нападений обителях». С этой целью в Сечи собрана была войсковая рада, и на той раде составлен был лист с условиями мира между Запорожьем и Крымом. Условия мира были таковы: крымцы должны дать обещание, что они не будут препятствовать запорожцам «промышлять всякими промыслами по всем речкам, лугам и угодьям без всякого вредительного опасения» со стороны татар. Запорожцы взамен того дают обещание «не мешать крымцам, когда хан сам пойдет с ордой или вместо себя пошлет своих салтанов и мурз под украинные города московских царей». Когда гетман Мазепа узнал о переговорах между запорожцами и крымцами, то он поступил решительно и очень рационально: была организована блокада Запорожья. Мазепа издал запрет всем малороссиянам провозить из Украины в Запорожье хлебные и другие продовольственные запасы и отрезал доступ запорожцам в города Малороссии. Расчет Мазепы полностью оправдался. Положение Запорожских казаков оказалось столь плачевным, что кошевой атаман Иван Гусак, который скрепя сердце и под большим давлением согласился было на мир с Крымом, теперь готов был принести плоды раскаяния. Но в этот момент до казаков дошло пренеприятнейшее известие о дерзком ограблении казачьих посланцев, возвращавшихся из Москвы, а также о том, что Мазепа срочно убыл в Москву. Запорожцы приняли решение проситься в подданство польскому королю. В ноябре 1689 года запорожцы, собравшись на раду, решили снарядить большую депутацию и отправить ее с листом к польскому королю Яну Собескому. Интрига Мазепы, принесшая ему в глазах Москвы славу верного слуги Наряду с делегацией запорожцев, к Яну Собескому был отправлен гонец от Мазепы, русский монах Соломон, с письмом, в котором изъявлялось желание вернуть Малороссию в состав Речи Посполитой. Обо всем этом Москва была предупреждена. Московский резидент, живший в Варшаве, Волков, подтвердил данные о тайных переговорах и о дипломатической игре Мазепы. Король одарил запорожских посланцев некоторой суммой денег, словесно обнадежил, но никаких бумаг не подписывал. Между тем, львовскому православному епископу Иосифу Шумлянскому было поручено войти в сношение с Мазепою и все выведать. Шумлянский тот час отправил к Мазепе шляхтича Домарацкого с письмом, в котором испрашивал объяснения условий, на которых гетман Малороссии желает вступить в подданство польской державе. Мазепа, получивши письмо Шумлянского, тут же арестовал самого шляхтича и отправил его вместе с компрометирующим письмом в Москву. Монах Соломон, узнав об этом, не решился уже являться к гетману, но воротился в Варшаву.
Малороссия наводнилась татарами, которые воспринимали малороссов в качестве ясыра - военного трофея. Поначалу ценой рабства великого множества безвестных пленников, угнанных татарскими ордами в Крым, удалось отбиться от поляков и даже расширить свое господство на левом берегу Днепра. Следующим шагом было подстрекание левобережных казаков к восстанию против Москвы. При этом Дорошенко склонил к бунту левобережного гетмана Ивана Брюховецкого, который проявлял доселе неслыханное для казаков верноподданничество Алексею Михайловичу Романову. В январе 1664 Иван Брюховецкий был пожалован боярством и получил в жены невесту из рода Долгоруких. В 1665 году Брюховецкий подписал с царским правительством «Московские статьи», существенно ограничившие автономию Гетманщины. Посполитый люд - крестьяне и мещане - в ограничении казачьей старшины видели несомненное благо для себя, но старшина, а также высшее духовенство было недовольно интеграцией в Московское государство. Номинальная власть Константинопольского Патриарха была для архипастырей Малой Руси гораздо предпочтительнее сильной власти могущественного Московского Патриарха. И вскоре украинское духовенство нашло повод для открытого недовольства Москвой. Речь идет о низложении в 1667 г. Очередной акт Русской Трагедии был интерпретирован в качестве «торжества латинства в Москве», и, как таковое, низложение патриарха Никона стало моральным оправданием пропаганды отторжения казаков от Москвы. Соловьев приводит текст Универсала, отправленного гетманом Брюховецким на Дон, в котором гетман дает следующую оценку произошедшего в Москве: «... Верховнейшего пастыря своего, святейшего отца патриарха, свергли, не желая быть послушными его заповеди; он их учил иметь милость и любовь к ближним, а они его за это заточили; святейший отец наставлял их москвичей , чтобы не присовокуплялись к латинской ереси, но теперь они приняли унию и ересь латинскую, ксендзам в церквах служить позволили, Москва уже не русским, но латинским письмом писать начала... Брюховецкий начал метаться, и попытался было принять протекцию Турции, о чем велись соответствующие переговоры с султаном. Султан согласился и в начале 1668 года на Раде в Гадяче Брюховецкий присягнул на верность Турции. Измена повлекла за собой злодейское убийство ста двадцати государевых людей. В это время на Брюховецкого выступил Дорошенко. Здесь казаки Брюховецкого сами схватили своего гетмана и сдали Петру Дорошенко. Петро приказал приковать Брюховецкого к пушке, пока над ним будет идти суд, но при этом будто бы случайно сделал движение рукой. Казаки восприняли этот жест как приговор, накинулись на Ивана и растерзали его. Дорошенко намеревался было двинуть на Григория Ромодановского, царского боярина, прославившегося тем, что совместно с теперь уже покойным гетманом Брюховецким нанес тяжелое поражение войскам польского короля Яна II Казимира. В этот момент Дорошенко доложили об измене жены, и он срочно возвращается в Чигирин. Пока гетман разбирался с женой, левобережная Украина вернулась в подданство Московского Царя. Казачья старшина Левобережья рассудила так, что у Дорошенко не хватит духу воевать одновременно и против Польши, и против Москвы, а потому благоразумнее было признать над собой власть Русского Царя. Положение Дорошенко резко ухудшилось: теперь уже ему одновременно угрожала и Речь Посполита, и левобережное казачество. В 1669 году он перешёл в подданство турецкого султана. По договору 1669 года, заключенному Дорошенко с султаном Мехмедом IV, правобережная Подолия переходила под власть Османской империи. В декабре 1971 г. Мехмед IV потребовал от поляков отступиться от Правобережной Украины. Весной 1672 года султан с громадной армией, подкрепленной крымским ханом и казацкими отрядами Дорошенко, вторгся в Подольское воеводство и Галичину, принудил к сдаче Каменец-Подольский и осадил Львов. В Каменце-Подольске турки предали поруганию православные святыни, мостили иконами тротуар, жителей частично вырезали, частично захватили в рабство. Польский король Михаил пытался было заключить мир с турками и откупиться, но Сейм не утвердил этого позора, и война продолжилась. В борьбе с турками особо отличился коронный гетман Ян Собеский, избранный после кончины Михаила на польский престол. К этому времени Правобережье начало превращаться в настоящую пустыню. Дабы избежать татарского рабства, население массово бежало на Левобережье. Мазепа переходит к левобережному гетману Ивану Самойловичу Новый гетман левобережной Украины, Иван Самойлович 1630-1690 гг. Правобережные полки все почти передались на его сторону, и Самойлович провозглашен был гетманом обеих сторон Днепра. Дорошенко заперся в Чигирине и позвал на помощь турок, перед которыми казацко-московское войско вынуждено было отступить. Города и местечки, передавшиеся было Самойловичу, нынче подверглись разорению. Власть Дорошенко становилась все более ненавистной народу; лишь путем насилий, доходивших до зверства, удерживал он её за собой. Для гетмана, оказавшегося в столь щекотливом положении, жизненно необходимыми были люди, подобные Мазепе. Да и бывший паж польского короля, будучи человеком европейски образованным, обладая придворным лоском, сумел дослужиться до звания генерального писаря. В 1674 году Мазепа был отправлен на казацкую раду в Переяславль, где пред гетманом левой стороны Украины Самойловичем предлагал от имени Дорошенко мировую и изъявил желание Дорошенко просить у московского государя подданства. Москва категорически отвергла предложение Дорошенко, тем более, что сей подданный турецкого султана выторговывал себе сохранение гетманской булавы. Делать нечего. Дорошенко отправил Мазепу в Константинополь к султану просить помощи у Турции. Делегация везла султану в качестве невольников-заложников 15 казаков. Но беззаконию не было суждено совершиться. Делегацию настиг легендарный запорожский атаман Иван Сирко 1610-1680 гг. И друзья и враги одинаково отзывались о Сирко, как о человеке замечательных военных дарований. Татарки-матери пугали своих детей Урус-шайтаном, как прозвали татары Ивана Сирко. Легендарный атаман всегда ратовал за православную веру. Широко известны его подвиги по освобождению из татарской неволи великого множества христиан: московитов, казаков, ляхов или литвинов. Но следует помнить при этом, как относился атаман к предателям. Возвращаясь из похода в Крым, где запорожцы освободили несколько тысяч рабов, он столкнулся с чудовищным для его души фактом. Некоторые из них, принявшие в плену мусульманство, захотели вернуться к своим новым семьям. Атаман отпустил их, но вслед послал казаков, которые должны были перебить всех отступников. По преданию, сам Сирко подъехал к месту резни и сказал: «Простите нас, братья, спите здесь до Страшного Суда... И вот Сирко перехватывает Мазепу с группой казаков, отправляемых в турецкое рабство. Удивительно, но Мазепе удалось околпачить человека, за плечами которого было более полусотни сражений, дерзкие набеги на Кафу и Очаков... Сирко отобрал у Мазепы грамоты Дорошенко и отправил его на допрос в Малороссийский приказ, которым тогда заведовал знаменитый боярин Артамон Сергеевич Матвеев. По словам Костомарова «Мазепа, своим показанием на допросе, сумел понравиться боярину Матвееву: представился лично расположенным к России, старался оправдать и выгородить перед московским правительством самого Дорошенко, был допущен к государю Алексею Михайловичу и потом отпущен из Москвы с призывными грамотами к Дорошенко и к чигиринским казакам. Мазепа не поехал к Дорошенко, а остался у гетмана Самойловича, получивши позволение жить на восточной стороне Днепра, вместе со своей семьей». Самойлович поручил Мазепе воспитание детей своих, а через несколько лет пожаловал его чином генерального есаула, важнейшим чином после гетманского. В этом звании, по поручению Самойловича, Мазепа неоднократно ездил в Москву, поскольку гетмана не на шутку тревожили - выражаясь современным языком - колебания вектора московской политики. Священная лига: Россия присоединяется к Польше в «дружбе против» К этому времени, начиная с 1678 года, в Москве начались оживленные переговоры с Польшей на предмет совместных действий против турок. Польские послы зондировали почву на предмет присоединения Московского Царства к Священной лиге, объединявшей тогда Австрию, Польшу и Венецию в антитурецком блоке. Самойлович старался отговорить московское правительство от такого союза, указывая на вероломство поляков и на то, что в случае успеха войны с турками православные христиане Балкан, свободно исповедующие свою веру под турецким господством, были бы отданы под власть папистов. Забегая несколько вперед, скажем, что после поражения военного похода, предпринятого армией Священной лиги, на Балканах впервые за три века турецкого господства началась не просто резня, но насильственная исламизация. Кстати, проблема Косова - именно оттуда. До вторжения войск Священной лиги положение балканских христиан было относительно сносным. Во всяком случае, господство мусульман понималось как куда меньшее зло по сравнению с господством латинян. После кончины Алексея Михайловича Тишайшего и низложения некогда могущественного боярина Артамона Матвеева, вектор внешней политики Москвы несколько переменился. Малоросийские дела выявили тот факт, что Турция является для России не меньшим злом, нежели Польша. Тем более, что ослабленная Речь Посполитая последовательно искала союза с крепнущей Россией. Тем не менее, долгие пространные переговоры о дружбе и сотрудничестве, которые велись с польскими сенаторами, зачастившими в Москву, пока еще никак не запечатлевались на официальных бумагах. Переговоры эти беспокоили гетмана Самойловича. В 1685 году он отправил в Москву Кочубея с инструкцией, в которой подробно описывались коварные поступки поляков и излагались желания малороссиян заступиться за православную веру, терпящую гонения и поругания в исконно русских землях: Подолии, Волыни, Червонной Руси.
Нарышкин пригрозил противникам спецоперации России. «Ждет судьба изменника»
20 марта 1639 года родился гетман Войска Запорожского Иван Мазепа. Сегодня в день трехсотлетия Полтавской Виктории считаю уместным повторить пост, в котором рассказывается о мазепе и несколько больше: Мазепа: от злодея-любовника европейских романтиков до агента западных спецслужб Книгу под названием Иван Мазепа: анатомия. В программе Евгения Стасиневича «История без истерики» говорили об Иване Мазепе — гетмане, о роли и значении которого до сих пор бытуют кардинально разные вз.
Нарышкин пригрозил противникам спецоперации России. «Ждет судьба изменника»
Существуют предположения, что и сам Иван Мазепа участвовал в заговоре против Самойловича, однако фактов, подтверждающих их нет. один из четырех кораблей такого типа, строящихся для ВМС Украины в Стамбуле. Иван Степанович Мазепа, гетман Войска Запорожского – одна из самых заметных фигур петровской эпохи. вы делаете те новости, которые происходят вокруг нас.
Иван Мазепа - биография, фото, личная жизнь гетмана
Кстати, сегодня в этом селе под Белой Церковью проживает около 400 человек. Известно, что его дед находился в услужении у русского царя, а вот отец Мазепы сначала находился среди соратников Богдана Хмельницкого, а затем переметнулся на сторону поляков. Я думаю, именно от него Иван унаследовал способность менять свои взгляды и перестраивать их под то, что кажется выгоднее. Уже с самого детства Мазепа находился в окружении, что не отличалось лояльным отношением к русским.
В большинстве своём это были поляки, негативно настроенные против России, что, несомненно, сказывалось и на взглядах мальчика. Образование Иван получил в Иезуитском коллегиуме, находившемся в Варшаве. Благодаря отцу сумел устроиться на службу к польскому монарху Яну Казимиру.
Несмотря на все недостатки и наличие низменных черт характера, Мазепа был весьма образованным человеком. Получив место при дворе, он стал много внимания уделять своим знаниям, обучался в европейских странах, знал несколько языков. Он не гнушался наговаривать на тех, кто доверился ему, был уличён в предательстве близких людей.
Вероятно, именно поэтому многие поляки старались избегать Мазепу, с которым нельзя было откровенничать или, тем более, делиться своими секретами и проблемами. Но король Иоанн Казимир рассудил, что Мазепа поступил неумышленно, и не стал казнить его, а только удалил от двора. Существовала и иные причины отлучения Мазепы от двора.
Согласно одной из версий, ловкий придворный был уличён в любовной связи с супругой знатного пана Фальбовского. Конечно, после такого позора и вспыхнувшей ненависти со стороны Фальбовского Мазепа оставаться при дворе уже не мог. Впрочем, некоторые историки считают этот рассказ вымыслом, слухами, что распространяли недоброжелатели Мазепы а их у него было очень много.
В дальнейшем эта история была художественно переработана Байроном, из-за чего и получила известность. Теодор Шассерио «Казачка возле тела Мазепы, привязанного к лошади» Жизнь среди казаков Несмотря на то, что придворный блеск остался в прошлом, Мазепа не собирался оставаться в тени. Он понимает, что успеха в жизни можно добиться благодаря удачному браку.
В 1668 году он берёт в жёны дочь одного из самых влиятельных казацких старшин Семёна Половца, Анну. Благодаря поддержке тестя вскоре Мазепа получает должность ротмистра гетманской гвардии, а затем становится гетманским писарем. Служил он Петру Дорошенко, гетману, лояльному Османской империи и контролировавшему большую часть Правобережья Украины.
Когда отряды Дорошенко захватывают в плен 15 казаков-запорожцев, гетман принимает решение преподнести их в качестве подарка турецкому султану. В Константинополь была направлена делегация, что должна была привезти невольников к месту назначения.
Он управлял левобережной Украиной и Киевом. Однако во время Северной войны перешел на сторону Швеции. После поражения Карла XII его подвергли анафеме отлучению от церкви. В России его считают изменником, на Украине он почитается, как народный герой.
Запорожцы в этой крепости увидели для себя притеснение, о чем в самом резком тоне известили и гетмана, и царевну Софью. Гетману Мазепе, также, как и воеводе Косагову ввиду предстоявшей трудной борьбы с бусурманами ничего не оставалось делать, как держать себя на мирной ноге в отношении запорожцев и отвечать казакам на их письма в добром и успокоительном тоне. Немудрено, ведь в то время, когда цари и гетман Мазепа всякими мерами старались удержать возле себя запорожцев, в это же самое время на них решили сделать ставку и мусульманские соседи их. Письмо это прислано было с видимой целью размена пленных татар на пленных казаков, но с действительной целью завязать сношение с войском низовым: турки знали о приготовлениях русских по второму походу на Крым и потому хотели заручиться союзом с запорожцами против них. Однако, к серьезным последствиям это волнение, как и большая часть всех подобных волнений среди запорожских казаков, не привело, тем более, что с наступлением весны 1689 года русские цари безотлагательно решили предпринять второй поход на Крым». Несмотря на печальный результат первого похода русской рати на Крым, московское правительство не думало оставлять мысли о борьбе с ханом, и в 1689 году снова двинуло против татар 112 тысячное войско. Поход этот славы Русскому Оружию не принес. Мало того, что было бесполезно потеряно множество воинов, походы эти, «аки свиньи» сожрали огромное количество денег. Кроме того, был подорван авторитет Москвы. Но отступление московского войска поставило в крайне незавидное положение запорожцев. С этого времени мы видим колебания запорожских казаков: с одной стороны, запорожцы выказывают несомненную склонность к единоверным московским царям и желают твердо стоять за них против мусульман; с другой стороны, боясь турок и татар, они входят в мирную сделку с бусурманами и выступают против интересов Москвы. Понятно, что считать запорожцев за такой их образ действий изменниками русского царя нельзя. Казакам мозолила глаза выстроенная крепость, Новобогородицкий городок, где засели московские воеводы и московская рать. Москвичи были воплощением иных, отличных от принятых в Запорожье, порядков и начал. Ну, а окончательно отношение к Московскому государству было испорчено вследствие разорения людьми Голицына запорожского Самарско-Николаевского монастыря, бывшего, впрочем, одним из очагов антимосковской агитации. После этого благосостояние Самарско-Николаевского монастыря надолго пало и из стен его немало разбежалось иноков, искавших себе спасения в дальних от Запорожья странах и в безопасных от всяких нападений обителях». С этой целью в Сечи собрана была войсковая рада, и на той раде составлен был лист с условиями мира между Запорожьем и Крымом. Условия мира были таковы: крымцы должны дать обещание, что они не будут препятствовать запорожцам «промышлять всякими промыслами по всем речкам, лугам и угодьям без всякого вредительного опасения» со стороны татар. Запорожцы взамен того дают обещание «не мешать крымцам, когда хан сам пойдет с ордой или вместо себя пошлет своих салтанов и мурз под украинные города московских царей». Когда гетман Мазепа узнал о переговорах между запорожцами и крымцами, то он поступил решительно и очень рационально: была организована блокада Запорожья. Мазепа издал запрет всем малороссиянам провозить из Украины в Запорожье хлебные и другие продовольственные запасы и отрезал доступ запорожцам в города Малороссии. Расчет Мазепы полностью оправдался. Положение Запорожских казаков оказалось столь плачевным, что кошевой атаман Иван Гусак, который скрепя сердце и под большим давлением согласился было на мир с Крымом, теперь готов был принести плоды раскаяния. Но в этот момент до казаков дошло пренеприятнейшее известие о дерзком ограблении казачьих посланцев, возвращавшихся из Москвы, а также о том, что Мазепа срочно убыл в Москву. Запорожцы приняли решение проситься в подданство польскому королю. В ноябре 1689 года запорожцы, собравшись на раду, решили снарядить большую депутацию и отправить ее с листом к польскому королю Яну Собескому. Интрига Мазепы, принесшая ему в глазах Москвы славу верного слуги Наряду с делегацией запорожцев, к Яну Собескому был отправлен гонец от Мазепы, русский монах Соломон, с письмом, в котором изъявлялось желание вернуть Малороссию в состав Речи Посполитой. Обо всем этом Москва была предупреждена. Московский резидент, живший в Варшаве, Волков, подтвердил данные о тайных переговорах и о дипломатической игре Мазепы. Король одарил запорожских посланцев некоторой суммой денег, словесно обнадежил, но никаких бумаг не подписывал. Между тем, львовскому православному епископу Иосифу Шумлянскому было поручено войти в сношение с Мазепою и все выведать. Шумлянский тот час отправил к Мазепе шляхтича Домарацкого с письмом, в котором испрашивал объяснения условий, на которых гетман Малороссии желает вступить в подданство польской державе. Мазепа, получивши письмо Шумлянского, тут же арестовал самого шляхтича и отправил его вместе с компрометирующим письмом в Москву. Монах Соломон, узнав об этом, не решился уже являться к гетману, но воротился в Варшаву. И, чтобы не ударить лицом в грязь, сфабриковал фальсификат, подделав почерк Мазепы. Вся эта затея была разоблачена, и король, не желавший портить отношения с союзником по антитурецкой коалицией, Москвой, отправил горе-монаха в Москву, где его расстригли, а затем вернули Мазепе. В Батурине расстригу казнили, а за Мазепой сложилась репутация преданного слуги Московского царя, на которого клеветники и завистники возводят напраслину. Так «в Киеве подкинуто было анонимное письмо, которым остерегали русское правительство «от злого и прелестного Мазепы». Киевский воевода отправил письмо это в Москву, а из Москвы оно послано было прямо в руки Мазепы с тем, чтобы гетман сообщил: не может ли, по своим соображениям, догадаться, кто бы мог составить это письмо? Мазепа указал, как на главных своих врагов, на бывшего гадячского полковника Самойловича, на зятя гетмана Самойловича, князя Юрия Четвертинского, на бывшего переяславльского полковника Дмитрашку Райча и на тогдашнего переяславльского полковника Леонтия Полуботка. По домогательству гетмана, оставленного гадячского полковника вывезли из его имения, находившегося в Лебединском уезде, привезли в Москву, а потом сослали в Сибирь; туда же сослан был и Райча; Юрия Четвертинского с женою и тещею переселили в Москву, а Леонтий Полуботок лишился должности полковника». И в начале 1690 года запорожцы вновь вошли в сношение е крымским ханом. Казну велено было задержать, а запорожских посланцев отпустить в Сечь. Марта 5 дня гетман отпустил посланцев в Сечь и с ними отправил гадячского сотника Подлесного да батуринского казака Даниила Бута с обширным листом оставить «непотребное дело» и снова возвратиться к русским царям. Отпуская Каплинца и Филона Лихопоя в Сичь, гетман советовал им по прибытии на Кош объявить всему войску в том, чтобы оно, во имя всегдашней своей верности московским государям, сменило настоящего кошевого Ивана Гусака и войскового писаря Михаила Сажка и вместо них выбрало других лиц, а перемирие с бусурманами порвало раз и навсегда. Того требует и честь славных рыцарей низовых и прямая польза их». После того, как от чумы скончался командующий венецианско-австрийской армией, Священная Лига была отброшена за Дунай, и турки, вернув Сербию и Трансильванию, вознамерились вновь отвоевывать Венгрию. В конечном итоге, по Запорожью распространилась эпидемия, опустошившая целые области и, в частности, выморившая гарнизон злополучной Новобогородицкой крепости. Мазепе удалось склонить запорожцев на сторону Москвы и спровоцировать их на борьбу со своими недавними союзниками - татарами. В казачьей среде Мазепа прочно ассоциировался с могуществом России. Этот гетман, неоднократно демонстрировавший государственную мудрость, завоевал искреннее расположение молодого энергичного государя Петра Алексеевича. Тем более, что Мазепа сумел вовремя откреститься от своего бывшего покровителя, князя Голицына, отправленного Петром в ссылку тотчас же после свержения Софьи. Бунт Петрика. Теперь Мазепа выглядит еще и «усмирителем новой разинщины» Мазепа, уже имевший репутацию верного слуги Москвы, сумел решить еще одну сложнейшую задачу, в результате чего юный Петр уже просто полюбил преданного, как ему тогда казалось, слугу своего Отечества. Дело было так. Начало 1691 года ознаменовалось для запорожских казаков появлением у них некоего Петрика, которой прибыл в Сечь для того, чтобы «спасти родину от самовластия гетмана Мазепы» и от «опасности быть раздавленными Москвой». Планы Петрика не отличались оригинальностью: поднять бунт против Мазепы, заключить мир с турками, открыть им проход на Московские границы и т. Поначалу обстоятельства благоприятствовали Петрику, ибо казачество и посполитый люд был крайне недоволен порядками, вводимыми Мазепой. Мазепа превращал народ в крепостных, а сила его опиралась на московских стрельцов и наемников-сердюков. В следующем 1692 году Петрик ушел в Крым и будоражил оттуда Запорожье идеями повторить пример Хмельницкого: провести крымцев в Малороссию, «поднять весь малорусский народ и истребить жидов-арендаторов, всех панов и богатых людей». Прежде подданных держала у себя только старшина, а теперь и такие, у которых отцы не держали подданных, а ели свой трудовой хлеб, принуждают людей возить себе сено и дрова, топить печи да чистить конюшни». Не обошлось и без абсурдных слухов наподобие того, что «москали же наших людей бьют, крадут малых детей и увозят в Москву». Более всего казались несносными для народа «оранды» - продажа вина, отданная в руки иудеям-арендаторам, с платежом за то в войсковую казну. Кроме того, Петрик напомнил казакам, что они своей грудью фактически спасают Московию от турок, а за это Москва собирается превратить малороссийский люд в своих крепостных рабов: «Позволили нынешнему гетману раздавать старшинам маетности, старшины позаписывали себе и детям своим в вечное владение нашу братью и только что в плуги их не запрягают, а уж как хотят, так и ворочают ими точно невольниками своими: Москва для того нашим старшинам это позволила, чтоб наши люди таким тяжким подданством оплошились и замыслам их не противились. Когда наши люди от таких тяжестей замужичают, тогда Москва берега Днепра и Самары осадит своими людьми». Но события буквально не повторяются. Хмельницкому действительно удалось начать свое дело с Запорожья, а потом перенести его в страну городовых казаков. Петрику же это нимало не удалось, хотя Петрик пошел было по тому же пути. Запорожцы к нему не пристали, кроме толпы отчаянных головорезов. В украинских селах заволновался было простой народ, посполитая чернь. Так, быть может, и сталось бы, если бы с Петриком явилась, как с Хмельницким, порядочная запорожская военная сила. Но Петрик, не склонивши запорожцев, вступил в Украину с одними только татарами, да и те помогали ему не слишком охотно. Когда Петрик прибыл к пограничным украинским городам по реке Орели, бывшие с ним татары услыхали, что гетман собирает полки и идет против них; они оставили Петрика и ушли: за ними последовал и Петрик в Крым». Но главное, конечно, не шуба. Сбежавший в Крым Петрик более был не страшен Мазепе. Петрик рассылал свои универсалы и более грозился, нежели что-то реальное предпринимал. Но, поскольку шуму он наделал много, в глазах Москвы Мазепа выглядел усмирителем «новой разинщины». Однако, у гетмана был еще один противник.
Чтобы понять всю тяжесть преступления Мазепы, следует отметить, что епитимия кающемуся клятвопреступнику строже епитимии отрекшемуся от Христа и принесшему жертву идолам — таковому, согласно 4-му правилу Анкирского Собора, полагается шестилетнее отлучение от святого причастия [6]. Если кто-то говорит, что нельзя отлучать от Церкви за клятвопреступление, то он должен, в таком случае, заявить, что нельзя отлучать от Церкви и за отречение от Христа. Хотя, кто знает, может быть, некоторые «национально свидомые» священнослужители, считающие клятвопреступление Мазепы вполне приемлемым политическим ходом, готовы будут и вероотступничество простить очередному Мазепе… Второе преступление Мазепы. Изменив православному государству и принеся присягу шведскому королю-лютеранину Карлу XII, Мазепа привел на украинские земли протестантов-шведов, которые оскверняли православные храмы и святыни историк Е. Тарле, автор фундаментальной истории Северной войны, на основании тщательно изученных им документов сообщает, что Мазепа даже помогал Карлу выбирать направления ударов по тем или иным украинским населенным пунктам [7]. Мазепа разделяет со шведами ответственность за осквернение и разорение святынь. Возвращаемся к тексту анафемы: «Новый изменник, нарицаемый Ивашка Мазепа, бывший гетман Украинский… привержеся врагу Божию и святых Его, проклятому еретику королю шведцкому Карлу второму надесять, впровадив его в малороссийскую землю иже Церкви Божия и места святая осквернил и разорил» [8]. Следующие факты подтверждают слова анафемы. В письме патриаршему местоблюстителю митрополиту Рязанскому Стефану от 31 октября 1708 года из лагеря на реке Десна император Петр Великий сообщает: «Мазепа… вместо защищения, також как великий строитель оных был святым церквам, ныне проклятой гонитель оным учинился понеже недалеко от Новгородка шведы в одной церкви лошадей поставили » [9]. В «Показаниях о шведах священника Андрея Александрова. И они из города с ними говорили, что их в город не пустят, хотя смерть примут. И те слова они шведы выслушав, стали ворота рубить, потом по них в город залп дали, а по них шведов из города такожде стреляли и убили шведов 10 человек. И они шведы, подняв тела их, от замка отступили, и стали на подворках и церкви и дворы все сожгли» [10]. Процитируем статью В. Шестакова «Как шведы украинцам независимость несли». Иконы эти вносили перед войсками в спасенную Полтаву уже после сражения. Любопытно, что директор музея Полтавской битвы А. Янович прекрасно знает эту историю, но почему-то не спешит поведать ее своему президенту» [11]. Разорение храмов, осквернение святых икон — это тоже политика? Третье преступление Мазепы. Мазепа изменил православному государю и православному государству и попытался ниспровергнуть их, перейдя на сторону еретиков. Это, говорят, уже чистая политика, ничего общего с канонической практикой Вселенской Церкви не имеющая. Такое утверждение не соответствует действительности. В течение истории Православная Церковь, не только Русская, но и Греческая, и даже Западная разумеется, до ее отпадения предавала анафеме бунтовщиков и изменников. Так, например, великий святитель Вселенской Церкви Амвросий Медиоланский г. Милан, Италия отлучил от Церкви узурпатора Евгения, выступившего против законного императора Феодосия Великого и попытавшегося захватить императорский престол в Западной Римской империи [13]. I, стр. Были и другие бунтовщики, преданные анафеме. Таким образом, попытка пересмотреть и отменить анафему Мазепе — это попытка выступить с ревизией церковно-канонической практики всей Вселенской Церкви. Второй аргумент. Анафема Мазепе неканонически наложена единолично патриаршим местоблюстителем митрополитом Рязанским Стефаном, в то время как необходимо было соборное решение. И это является ложью. Как следует из именного указа о предании анафеме бывшего гетмана Мазепы, изданного 12 ноября 1708 года, «изволил он, благородный государь царевич, после литургии приитить в соборную и апостольскую церьковь Успения Пресвятыя Богородицы и, слушав молебнаго, о победе неприятеля свейскаго короля, обычнаго пения; а молебное пение совершали преосвященный Стефан, митрополит Рязанский и Муромский, с прочими митрополиты и архиепископы и со Освященным Собором… А по молебном пении, бывшаго гетмана Ивашку Мазепу… за такое его богомерзкое… дело, преосвященные митрополиты и архиепископы и со всем Освященным Собором, того врага Креста Христова, предали анафеме и проклятию вечно, чего он сам себе по делам своим от всегубителя душ получил» [16]. Итак, в Москве Мазепу предали анафеме местоблюститель митрополит Стефан с прочими митрополитами и архиепископами и со всем Освященным Собором.
Новости Кронштадта
Рос Иван в бурные годы Богдана Хмельницкого, поэтому мятежные события той эпохи не могли не повлиять на формирование характера будущего воина, от природы обладавшего острым аналитическим умом и прагматическим мышлением. Мать его была также знатного рода, именно от нее он взял дивную красоту и тонкую романтическую натуру. Поэтому, и не мудрено, что в юного красавца влюблялись не только девушки, но и замужние женщины. И что интересно, такая противоположная двойственность натуры каким-то загадочным образом весьма органично уживались в одной личности. Правда или вымысел о любовных похождениях Мазепы Иван Мазепа. Наибольший интерес к его персоне вызвали скандальные романы с красивыми женщинами. Так, по одной из легенд, повествующих о любовных похождениях Мазепы, польский шляхтич Фальбовский застал свою жену в объятиях обнаженного Мазепы.
Разъяренный муж тут же приказал привязать соперника как есть — без одежды — к лошади и пустить ее вскачь на все четыре стороны. Лошадь стремглав понеслась по полям, а там уже Мазепу спасли местные крестьяне. Первым этот сюжет описал французский писатель Вольтер в своей «Истории Карла XII», взяв его из мемуаров одного из придворных короля Карла. Поэтому совершенно не исключено, что поляк не мог простить давнишнего противника и просто придумал эту историю или же существенно преувеличил реально существующий факт. К слову сказать, лорд Джордж Байрон после прочтения этой истории у Вольтера вдохновился на написание поэмы «Мазепа», а вслед за ним и французский писатель Виктор Гюго написал одноименную поэму. Многие историки этот сюжет считают местью клеветнического характера, а грешную связь престарелого гетмана с молодой крестницей Матреной Кочубей, не более, чем плодом фантазии литераторов того времени; да и то, что влиятельная вдова княгиня Анна Дольска была любовницей Мазепы, напрочь отрицают.
Хотя в действительности родственница польского короля Станислава Лещинского действительно гетману нравилась как женщина. Но он предпочел любви - дружбу, которую использовал в политических целях. Однако дыма без огня, как говорится, не бывает. И какие на самом деле были личные отношения между Анной и Иваном — останется загадкой навсегда. Да и с крестницей Мотрей Кочубей не все так было однозначно. Прикоснувшись к истине Иван Мазепа.
Исторические документы свидетельствуют, что Иван Мазепа был рассудительным и набожным, и он не мог себе позволить быть опозоренным даже ради женщины, хотя и слыл заядлым ловеласом.
В 1704 году Мазепа занял правобережную часть Украины. В 1709 году Карл назвал Мазепу пожизненным «законным князем Украины». В 1708 году Петр решил избрать нового гетмана, которым стал Иван Скоропадский. Через несколько дней, в ноябре 1708, Мазепу предали проклятию, потом совершили символическую казнь и присудили орден Иуды. После победы Петра над шведами в биографии Ивана Мазепы произошло бегство в Бендеры, где он и скончался 22 сентября 1709 года.
Мазепа принимал участие в обоих походах Петра к Азову [22]. Пётр лично возложил знаки ордена на гетмана «за многие его в воинских трудах знатные и усердно-радетельные верные службы». С этого времени гетман именовался в документах «Войска Запорожского обеих сторон Днепра гетман и славного чина святого апостола Андрея кавалер». Мазепа был лишён ордена 6 ноября 1708 года, после перехода на сторону шведов.
В начале Северной войны Мазепа помогал Петру I. В 1702 году он дал знать государю, что в январе отпустил на службу во Псков низовое Войско Запорожское и что запорожцы, не имея в очах своих ни страху, ни стыда, так буйно и лениво шли, что едва на масленице вышли на смоленский рубеж, и сколько на походе своём причинили неправд, грабежей и обид людям малороссийским и великороссийским, того и пересказать нельзя, едва и неприятель может хуже поступить; за это, прибавлял Мазепа, надобно их поставить на таком месте, где бы лучше отслужили. Пётр велел сейчас же отдать пушки черкасам и нарядить следствие о том, как с ними поступали на сенах. Шереметев отвечал, что черкасы сами пушек не взяли, потому что везти не на чём; что, будучи во Пскове и во многих городах в походе, русские сёла и деревни они разоряли, людей побивали, топили и грабили. Мазепе дано было знать, что такое поведение служилых людей его регимента только для него презрено и прикрыто милостиво; но пусть вперёд закажет им накрепко, чтоб вместо неприятеля над своими такого разорения не чинили [23]. В 1704 году , воспользовавшись восстанием против Речи Посполитой и вторжением в Польшу шведских войск, Мазепа занял Правобережную Украину и неоднократно предлагал Петру I присоединить её к землям Его царского Величества Войска Запорожского, от чего Пётр отказывался, так как это бы нарушало условия Вечного мира 1686 года. В 1705 году совершил поход на Волынь , на помощь союзнику Петра — Августу. В 1706 году состоялось свидание Петра с Мазепой в Киеве , где Мазепа принялся за постройку заложенной Петром Печерской крепости. За 20 лет Мазепа стал одним из богатейших людей не только Малороссии, но и России, владельцем 19 654 дворов на Украине и 4 117 дворов всего порядка 100 000 душ на юге России [24]. До наших времён дошла фраза Мазепы, произнесённая им 17 сентября 1707 года : «Без крайней, последней нужды я не переменю моей верности к царскому величеству» [10].
Тогда же он объяснил, что это может быть за «крайняя нужда»: «Пока не увижу, что царское величество не в силах будет защищать не только Украины, но и всего своего государства от шведской потенции». Был он в тяжёлой обиде на Петра после военного совета в Жолкве в марте 1707 года , на котором обсуждалось существенное ограничение автономии Малороссии и самостоятельности гетмана, но строить планы измены он начал, по разным данным, ещё в 1703—1705 годах, однако всё ещё был готов ждать до «крайней, последней нужды» — пока не станет очевидно, что Пётр проигрывает войну. К сожалению для него, им овладела иллюзия непобедимости армии Карла XII. Переход на сторону Карла XII 1706 год был годом политических неудач Российского государства: 2 февраля 1706 года шведы нанесли сокрушительное поражение саксонской армии. Несмотря на победу в сражении при Калише 18 октября 1706 года , Россия осталась в войне со Швецией в одиночестве. Тогда же, предположительно, Мазепа замыслил возможный переход на сторону Карла XII и образование из Малороссии «самостоятельного владения» под верховенством польского короля. Как сообщает в главе 13 своей книги Таирова-Яковлева [25] , точная дата начала переговоров неизвестна, но 17 сентября 1707 года Мазепа открылся своему генеральному писарю Орлику. Было очевидно, «что речь шла о заранее продуманном плане» [25]. В «своей беседе с Орликом Мазепа объяснял свои переговоры с Лещинским исключительно военной угрозой». Таким образом, уже за год до перехода на сторону Карла Мазепа подготовил почву для того, чтобы перейти на сторону противника, если тот будет побеждать.
Существуют сведения, что первый замысел перехода на сторону Швеции обсуждался Мазепой и вдовой княгиней Дольской, по первому мужу Вишневецкой, в конце 1705 года известны письма Дольской. Позже Мазепа вступил в тайные переговоры сперва с княгиней Дольской, затем с королём Станиславом Лещинским , в частности, через иезуита Заленского [10]. Чтобы привлечь Мазепу на свою сторону, в 1706 году «княгиня Дольская передала Мазепе слова Б. Незадолго перед тем Мазепа обвинил фастовского полковника Семёна Палия в измене Петру и в стремлении изменить порядок украинской жизни в пользу казацкой голытьбы и черни. Палий был отправлен в Москву, а оттуда сослан в Тобольск. С 1689 года Пётр получал на Мазепу доносы , говорившие о его измене. Пётр доносам верить не хотел; доносчиков наказывали, а доверие царя к гетману только возрастало [12] [25]. В конце августа 1707 года последовал новый, опасный донос на Мазепу со стороны генерального судьи Василия Кочубея , посланный с севским иеромонахом Никанором, который прибыл в Москву 17 сентября 1707 года. Но донесение было признано ложным в свете хорошо известной личной вражды между Кочубеем и Мазепой: в 1704 году у Мазепы был роман с дочерью Кочубея — Матрёной , которой он был восприемником крёстным отцом , что сделало брак невозможным, поскольку такая связь считалась инцестом. Яковлев явился благовещенскому протопопу духовнику царя , который представил его царевичу Алексею Петровичу.
Царь опять счёл донос ложным, поручив разбирательство друзьям гетмана: Гавриилу Головкину и Петру Шафирову. Напуганный этим доносом, Мазепа после благополучного для него исхода следственного дела Кочубей и также доносивший на Мазепу полтавский полковник И. Искра подверглись пыткам, после чего, 14 июля 1708 года , были обезглавлены под Киевом [12] ещё энергичнее повёл переговоры со Станиславом Лещинским и Карлом XII, закончившиеся заключением с ними тайных договоров. Мазепа предоставлял шведам для зимних квартир укреплённые пункты в Северщине , обязывался доставлять провиант, склонить на сторону Карла запорожских и донских казаков, даже калмыцкого хана Аюку. В 1708 году Мазепа всё ещё пользовался доверием царя. Осенью 1708 года царь Пётр пригласил Мазепу присоединиться с казаками к русским войскам под Стародубом. Мазепа медлил, ссылаясь на свои болезни и смуты в Малороссии, вызванные движением Карла XII на юг и его предложениями. В то же время он совещался со старшинами, примкнувшими к нему, и вёл переговоры с Карлом через Быстрицкого и переписку с Меншиковым через А. Меншиков решил навестить якобы больного Мазепу. Опасаясь разоблачения, Мазепа с гетманской казной бежал в конце октября с левого берега Десны к Карлу, стоявшему лагерем на юго-востоке от Новгорода-Северского , в Горках.
Об этом сообщает РИА Новости. Гетман был помощником Петра I по внешней и внутренней политики. Он управлял левобережной Украиной и Киевом. Однако во время Северной войны перешел на сторону Швеции.
Иван Мазепа
Гетмана Ивана Мазепу в Киеве называют мудрым политиком, патриотом и одним из основателей независимого украинского государства. Иван Мазепа был гетманом Войска Запорожского — земель на территории современной центральной Украины под протекторатом Русского царства. За плинтус морального падения, Иван Мазепа свалился уже в довольно преклонном возрасте – глубоким стариком, будучи гетманом. В 1657 году Стефан Мазепа связался с гетманом Иваном Выговским, который проводил пропольскую политику.
Мазепа: путь от героя до предателя
В 1707 году он тайно переговаривался со шведским королем Карлом XII и новым польским королем Станиславом Лещинским с целью отторгнуть Украину от России. На следующий год польскому королю он обещал Киев, Чернигов и Смоленск, для себя просил титул князя, города Витебск и Полоцк. В октябре 1708-го Мазепа уже открыто присоединился к шведскому королю, главному противнику России в Северной войне. С ним на сторону шведов перешли около трех тысяч запорожских казаков. Там шведы и потерпели поражение. В России изменника предали "вечному проклятию". На площади в Глухове его символически казнили.
Вынесли чучело Мазепы, разорвали дарованные грамоты, сняли орден. Потом чучело протащили по городу и сожгли. Анафеме предали Мазепу и в Успенском соборе Москвы. А император приказал изготовить для предателя орден Иуды в единственном экземпляре.
Затем Мазепа снискал доверие Петра Великого, ходил вместе с ним воевать в Азов. В 1704 году Мазепа занял правобережную часть Украины. В 1709 году Карл назвал Мазепу пожизненным «законным князем Украины».
В 1708 году Петр решил избрать нового гетмана, которым стал Иван Скоропадский. Через несколько дней, в ноябре 1708, Мазепу предали проклятию, потом совершили символическую казнь и присудили орден Иуды.
А спустя 15 лет Мазепа решил сам стать гетманом, занять пост пригревшего его Самойловича. И это ему удалось блестяще. В недавние времена Василий Голицын провалил два крымских похода. Из-за бестолковой подготовки походов были жуткие проблемы с продовольствием, и не только. Голицыну было необходимо найти крайнего, на кого бы переложить свою вину. И тут очень удачно приходит донесение от Мазепы, в котором указывается, что походы провалились из-за измены Самойловича, казаки которого подожгли степной ковыль на пути русских войск. В результате сего доноса Самойловича отправляют в Сибирь, а Мазепу в его 50 лет утверждают гетманом. Он становится воеводой огромных малороссийских территорий и, по утверждению ряда историков, самым богатым вельможей в Европе.
После этого Мазепа удостаивается аудиенции самого Петра Первого и, конечно же, производит на царя самое яркое впечатление своим умом, грамотностью в политических делах, утонченными европейскими манерами, европейским платьем и т. Мазепа присягает Петру на верность крестоцелованием. Восторженный русский царь награждает Мазепу за многочисленные заслуги перед Россией высшей российской наградой — орденом Святого Андрея Первозванного. Верные русскому царю казаки во главе с Кочубеем сообщают Петру об измене Мазепы, но очарованный Петр отказывается в такое верить. Подробности этой истории, а также ее трагическая развязка ярко описаны Александром Пушкиным в поэме «Полтава».
Девушка тоже не на шутку увлеклась пожилым ловеласом: Порой и старца строгий вид, Рубцы чела, власы седые В воображенье красоты Влагают страстные мечты.
Мазепа и в этом возрасте был хорош собой. Шведский историк Нордберг несколько лет спустя описывал его так: «Мазепа среднего роста, худощавый, ему около 70 лет, глаза быстрые и ясные, сберегли жизненный огонь; носит усы на польский манер. Разговаривает рассудительно». Ему вторил французский дипломат Жан Балюз: «Иван Мазепа симпатичный, стройный. Взгляд у него суровый, глаза блестящие, руки тонкие и белые, как у женщины, хотя тело у него крепче, чем у немецкого рейтара, и наездник он отличный». Красноречием он тоже не уступал молодым и писал возлюбленной такие письма: «Мое сердце, мой розовый цветочек!
Сердце оттого болит, что недалеко от меня уезжаешь, а я не могу глаз твоих и личика беленького видеть. Через это письмецо кланяюсь и всю тебя целую любезно». Мазепа был крестным отцом Матрены, что делало их брак невозможным. Но он все же посватался к ней. Кочубей и его жена негодовали, обвиняя «старого бесстыдника» в том, что он заколдовал их дочь. Юная Мотря и правда словно обезумела - «лаяла» родителей, плакала, била посуду, а потом сбежала среди ночи к Мазепе.
Этот скандал обсуждала вся Украина; сплетники договорились до того, что Матрена на самом деле была дочерью Мазепы, и Кочубеиха просто ревновала ее к своему прежнему любовнику. Тут уж Мазепе пришлось, несмотря на любовь, отправить Мотрю обратно к родителям - как он заявил, «в целости». Говорили, правда, что девушка все же оказалась «порушенной», хотя вскоре ее выдали замуж; впрочем, деньги «богатого и славного» Кочубея могли заставить жениха закрыть глаза на этот небольшой недостаток. У Пушкина Мария сошла с ума и исчезла неведомо куда; реальная Матрена прожила еще много лет, хотя и побывала в сибирской ссылке - ее муж оказался сторонником опального Мазепы... Несмотря на возвращение дочери, Кочубей поклялся отомстить былому другу. Очень скоро в Петербург отправился донос на гетмана - тот будто бы собирался изменить России.
Петр не поверил, а зря. К тому времени Мазепа уже давно вел тайные переговоры с польским королем Станиславом Лещинским, а через него - со шведами, которых он уговаривал повернуть армию от Москвы на Украину. Гетман обещал Карлу XII провиант для солдат, сено для коней, а заодно поддержку 50 тысяч казаков. В обмен на то, что его сделают монархом независимой Украинской державы, к которой предлагалось присоединить и Белоруссию. Конечно, об этом знали только конфиденты Мазепы: польская помещица княгиня Дольская и иезуит Заленский. Своим приближенным гетман по-прежнему говорил: «Я никогда не предам русского царя!
Одним из этих верных прежде был и Кочубей, поэтому его донос мог оказаться губительным. Мазепа мобилизовал своих друзей в столице, удвоив раздачу подарков. В результате сановники Головкин и Шафиров доложили царю: гетман ни в чем не виноват, его оговорили. Кочубей и передавший его донос полковник Искра были выданы Мазепе, их жестоко пытали - говорят, выясняли судьбу зарытых ими сокровищ, - а в июле 1708 года обезглавили.