тёщины вечёрки, на пятый день масленичной недели с ответным визитом к молодым приходили родители, хозяева всячески высказывали им свое уважение. масленичная неделя преодолела экватор. Пятый день на Масленичной неделе называется Тёщины вечерки (или посиделки) посвящен семейному общению и укреплению родственных связей. О приметах этого языческого праздника и что, согласно обычаям, нельзя делать в период Масленицы — в материале
«Тёщины вечёрки»: традиции пятого дня Масленицы
По традиции на «Тещины посиделки» в пятый день Масленицы зятья приглашали тещ в гости. На Руси пятый день Масленицы называли Тещины вечерки, так как в этот день зятю полагалось принимать у себя тещу. Масленицей принято называть неделю заговенья перед наступлением Великого поста.
Пятый день Масленицы: чего нельзя делать, а что можно в Тёщины посиделки
Сегодня пятый день веселого и вкусного славянского праздника. Пятница называется «Тещины посиделки» или «Тещины вечерки». Такой день было принято проводить только в кругу семьи и близких друзей. С четвёртого дня в народе — «разгуляй» Масленица называется «широкой».
Званая теща обязана была с вечера прислать «от себя» все необходимое для выпечки блинов: сковородку, половник, кадушку для опары, а тесть дарил мешок муки и коровье масло. Неуважение зятя к этому обычаю считалось бесчестием и было поводом к вечной вражде между тещей и зятем, между родней мужа и родней жены. И угощенье для тещи особое — грибные блинчики!
Грибные блинчики На 4 порции: муки пшеничной 150г, молока 3 ст. Приготовить жидкое тесто из муки, молока, пива, яиц, соли, сахара, растительного масла. Добавить мелко нерезаные грибы и перемешать.
Как сообщили Псковской Ленте Новостей в музее-заповеднике, пятый день масленичной недели носит имя «Тещины посиделки».
Если в среду зятя гостили у своих тещ, то в пятницу устраивали «Тещины вечорки» — зятья приглашали тещ на блины. Зять обязан еще с вечера отправить к теще послов с приглашением. Чем больше послов, тем больше теще почестей. Послы от зятя получают дорогие подарки.
Званая теща обязана была с вечера прислать «от себя» все необходимое для выпечки блинов: сковородку, половник, кадушку для опары, а тесть дарил мешок муки и коровье масло.
А если золовки были замужними, приглашались замужние родственницы и со стороны невестки. Еще в субботу невестка должна была одарить золовок подарками. Воскресенье на Масленицу называется Проводы, Целовальник или Прощеный день. Начинается он с того, что все просят друг у друга прощение за причиненные обиды. Это действо скрепляется троекратным поцелуем в щеки. Раньше после церемониала прощения начинались песни, пляски, обильные пиршества. В последний день перед постом люди старались наесться как можно больше. Ходили на кладбища, поминали родственников. Вечером сжигали соломенное чучело Масленицы и провожали зиму.
С рассветом солнца утром понедельника после Масленицы начинается строгий Великий пост, который длится 40 дней до Христова Воскресенья. Тещины вечерки Масленичная пятница — Тещины вечерки — является полным противовесом средовых мероприятий. В этот день теща отправлялась к зятю с ответным визитом. А он, в свою очередь, должен был ее торжественно пригласить. Приглашение могло быть простым и почетным. В первом случае теща зазывалась на обычный ужин, во втором — на богатый праздничный обед. Потчевал муж дочки ее маму блинами собственного приготовления и различными лакомствами. Вечером Широкого четверга, накануне визита, теща отправляла зятю подарки, необходимые для приготовления блинов: сковороду, кадушку для вымешивания теста, половник, таган. А тесть присылал мешок муки и кусок сливочного масла. Утром зять посылал за родителями жены специальных посланников — друзей или детей, которые зазывали родственников в гости.
Вместе с собой на Тещины вечера мать супруги могла взять родственников, друзей и соседей. В пятницу зять пытался всячески заботиться о своей теще, проявлять уважение. А она должна была давать добрые советы по поводу семейной жизни. Сопровождалось это все действо застольем, песнями, плясками и весельем.
Наступила Масленичная неделя: кого угощать и к кому ходить в гости?
Пятый день Масленицы был полной противоположностью «Лакомки». Так как Масленица длится целую неделю, на каждый день проводится специальный обряд. Третий день масленичной недели, Лакомый день Масленицы, 10 марта в Сахаптинском сельском Доме культуры прошли посиделки «Тещины блины». Так как Масленица длится целую неделю, на каждый день проводится специальный обряд. В разгар Масленичной недели во дворе учреждения прошло весёлое гуляние с хороводами, народными забавами, плясками и, конечно, блинами. У каждого Масленичного дня свои заботы и обязанности. В пятый день наступают Тещины вечера. Накануне, на Лакомку, матери девиц на выданье и уже замужних женщин принимала зятей у себя.
«Тещины посиделки»: к зятю на блины
Пятый день Масленичной недели известен как «Тещины вечерки». Это означает, что согласно старинной традиции в этот день теща должна приехать в гости к зятю на блины. Молодым людям важно серьезно относиться к этой традиции: в день Тещиных вечерок зять должен проявить всё своё уважение и заботу о матери своей жены, иначе он рискует потерять её расположение. Обычай приглашения тещи в гости в пятый день Масленицы в древности был особенно красивым. Зять отправлял накануне, в четвертый день Масленичной недели, «позывателей» в нарядной одежде и с подарками. Теща с радостью соглашалась и отправляла необходимую утварь для приготовления блинов: сковороду и половник. Тесть заблаговременно доставлял в дом молодоженам муку и масло, а печь блины доверялось молодой хозяйке. В этот день роль зятя заключалась не столько в приготовлении блинов, сколько в развлечении и проявлении уважения по отношению к матери своей супруги. Это было дело, в котором нельзя было допустить оплошности. Прием гостей был торжественным мероприятием, на которое следовало приглашать широко. В гости могли приходить не только родители молодой семьи, но и подруги тещи, чтобы оценить усилия молодых в хозяйстве.
Всегда на Масленицу тешились песнями, плясками, игрищами, но главный её герой — золотистый блин, маленькое солнце, о котором русский писатель А. Куприн писал: «Блин кругл, красен и горяч, как настоящее щедрое солнце». И сегодня нам остаётся только порадоваться, что проходили годы и столетия, сменялись поколения, а традиция празднования Широкой Боярыни Масленицы продолжает жить. С целью сохранения народных традиций, организации досуга населения работники культуры села Грузское и социальные работники провели фольклорные посиделки «Гостья наша дорогая Масленица».
Как в давние времена, так и сегодня Масленица славится неутомимым гостеприимством. Наш Дом культуры и библиотека распахнули свои двери этому замечательному народному празднику, который заиграл новыми, особенными красками. Гостей радушно встречала хозяйка посиделок, которая рассказала об истории праздника, о русской традиции проводов зимы, гости познакомились с обрядами и значением всех дней масленичной недели.
За соблюдением традиций на тещины вечерки следила вся деревня. Поэтому неуважение зятя к обычаю считалось бесчестием и становилось поводом к вечной вражде с тещей.
Традиционно накануне этого дня теща отправляла своему зятю все необходимое для приготовления блинов. Утром к ней приходили родственники мужа ее дочери или близкие друзья, чтобы с почетом пригласить в гости к молодоженам. Зятья в эти дни сами пекли блины и делали угощения, чтобы отдать дань уважения матери своей жены. На праздничном обеде или ужине зятья пели песни и восхваляли своих тещ, благодарили за хозяйственных любимых жен. В этот день молодая замужняя чета смотрела, сколько блинов осилит мама жены, и если она ограничивалась двумя-тремя блинами, то это предвещало малое количество детей в семье.
Если теща нахваливала стряпню зятя, то жизнь супругов обещала быть счастливой.
День было принято проводить только в кругу семьи и близких друзей. Как известно, мужчины приходили к родителям своих жен в среду, а в пятницу теща отправлялась к зятю с ответным визитом. Причем он, в свою очередь, должен был ее торжественно пригласить. Приглашение могло быть простым и почетным. В первом случае теща зазывалась на обычный ужин, во втором — на богатый праздничный обед.
Утром зять посылал за родителями жены специальных посланников — друзей или детей, которые зазывали родственников в гости.
Праздники и народные приметы
На пятый день Масленицы в Поселенческих центрах культуры и досуга ово и е прошли фольклорные посиделки «Тещины вечёрки». тёщины посиделки! 11:43 14.03.2021. 12 марта в Никитинском клубе прошли тёщины посиделки! Посиделками, боем подушками и модным показом отметят масленицу музеи Ленобласти. Пятый день масленичной недели называют тещиным вечером. Накануне праздничной недели Масленицу встречали на посиделках «А мы Масленицу встречаем» в Верхайской сельской библиотеке и клубе.
Масленичная неделя: тёщины блины и народные гулянья
Кроме того, он не должен был быть хуже того, что устроила у себя сегодня в Лакомку. Говорили: «Хот тещины блинки сладки, да тещ угощают на Масленую зятьки». Иногда мудрая теща, чтобы избежать неловких ситуаций и не опозориться перед соседями, перед Тещиным вечером, в широкий четверг, отправляла дочку и ее мужу все необходимое для выпечки блинов: таганок подставка для сковороды, чтобы готовить на открытом огне , сковороду, половник и кадушку для теста, еще мешок муки и масло. С утра за тестем и тещей посылали детей или молодежь, если же в этот день зять не пригласил родителей жен в гости — это считалось неуважением. Да и сейчас лучше жарить блины не на древних сковородках с антипригарным покрытием, а на проверенных временем «бабушкиных» чугунах.
Дошедшая до наших дней и известная нам Масленица со всеми ее атрибутами была адаптирована Русской православной церковью во второй половине XVIII века и стала своеобразным компромиссом между язычниками и церковниками.
Праздник поставили в рамки — проводить строго до начала весеннего поста. Количество дней тоже сократили — с 14 до 7. Языческий подтекст Масленицы был несколько сглажен, а из меню убрали определенные блюда. А вот забавы остались практически нетронутыми — церковь снисходительно посчитала, что после тяжелой зимы и перед строгим религиозным постом крестьянам стоит сытно поесть, вдоволь повеселиться и выпустить пар. Поэтому Масленица — один из самых веселых народных праздников.
Каждый мог выбрать забаву по вкусу: катание на санях, лошадях или качелях, ловля гусей, кулачные бои, частушки, песни, хороводы, театрализованные представления, битва в снежки, бои на мешках, масленичный столб и многое другое в зависимости от региона празднования. Однако главное, что нужно было успеть молодежи на Масленицу — это найти вторую половинку. Веселье на свежем воздухе как раз помогало присмотреть себе пару и оценить шансы на успех. Девушки наряжались, а парни старались одержать победу на состязаниях, чтобы выгодно показать себя перед сватовством. Сегодня празднование Масленицы уже не имеет языческой подоплеки.
Для современного человека она сводится к поеданию сытных и сладких блинов, гуляниям и ожиданию скорого прихода тепла. А выражение «Первый блин комом» теперь трактуется как испечь первый блин не лучшим образом: с подгорелостями, комочками и рваными краями. Смысл и значение Масленицы В веселых традициях Масленицы скрыт глубокий смысл праздника. Безусловно, Масленица — это проводы зимы и встреча весны. Раньше Масленицу праздновали в день весеннего равноденствия — 21 марта.
И после студеной зимы с ее болезнями, холодом, голодом и тяготами это была действительно победа жизни над смертью и новое начало. А блин, похожий на солнце, олицетворял цикличность жизни и сезонов года. Весной на первый план выступал женский образ плодородия и новой жизни. Землю освящали для хорошего урожая, молились о здоровом потомстве в семье и хорошем приплоде в хлеву. С приходом православия Масленица стала преддверием поста.
Своего рода периодом для радости тела, но каждый помнил, что важнее все-таки радость души. Поэтому Масленая неделя с песнями, шутками, сытной пищей и развлечениями заканчивается прощеным воскресеньем. Об этом напоминает и народная поговорка: «Пируй и гуляй баба на Масленице, а про пост вспоминай». Как правильно есть блины на Масленицу Нормы этикета Древней Руси разнятся с тем, как привыкли вести себя за столом воспитанные люди сегодня. Мы редко едим руками и чаще пользуемся столовыми приборами.
Потому и блины на Масленицу многие едят, вооружившись ножом и вилкой. По древним поверьям же, есть масленичные блины нужно руками, а использование ножей и вилок навлечет на едока беду. Сегодня традиция поедания главного масленичного блюда руками поддерживается все большим количеством людей. Чаще Масленица отмечается в кругу семьи или теплой компанией в ходе народных гуляний. На улицах выстраиваются масленичные городки с выпечкой блинов, горячим чаем, кофе и различными добавками.
Можно ли православному праздновать Масленицу Православных часто интересует вопрос: можно ли верующему человеку праздновать Масленицу? Учитывая языческие корни празднества, не идет ли поедание блинов на масленичной неделе наперекор канонам православия? По мнению духовенства, нет ничего дурного в том, чтобы поучаствовать в масленичных гуляниях или поесть блинов. Важно лишь то, как этот праздник воспринимает человек. Современные традиции празднования Масленицы исключают языческие ритуалы вроде жертвоприношений или поклонения тотемам.
Как и в другие дни Масленицы, пекли блины, готовили сладости и разные яства. А обязанностью зятя было развлекать мать своей жены, показывать почтение к ней и выражать гостеприимство. Предки считали, что чем богаче стол и довольнее теща, тем ладнее будет семейная жизнь молодых.
Теща учила уму-разуму Важная составляющая тещиных вечерок — воспитание молодых супругов. Теща делилась своей мудростью и опытом семейной жизни с детьми. А они в свою очередь должны были с уважением и благодарностью принять наставления.
Но теща не только учила уму-разуму, но и давала зятю хитрые задания, чтобы проверить, какой он муж и хозяин: просила забить гвозди, нарубить дров и др.
Что подавали к блинам и с блинами? Еще Домострой предписывал набор яств, подаваемых на Масленицу вместе с блинами: « …хворосты, орехи разные: лесные, грецкие, миндаль чищеный, сласти, шишки, сыры губчатые, молоко вареное, сыры сметанные сухие».
Что касается хвороста, то что это такое, думаю, всем известно кстати, и рецепт одного из вариантов этой выпечки публиковался в журнале , а вот что такое шишки — знаете? В данном случае — это печенье из ячневой и пшеничной муки в соотношении 1:2,5 , для которого ставится крутое дрожжевое тесто на молоке, а потом добавляются растертые в однородную массу сливочное масло и сахар 3:1. Сыры губчатые — это не что иное, как творожная масса, сбитая со сметаной.
Сыры сметанные сухие — что-то навроде современных сырников из сухого творога, который размачивается довольно долго в воде от 12 до 15 часов , увеличиваясь в объеме в несколько раз. В него добавляют муку, сметану, масло, а при желании — картошку, морковку или тыкву, лепят лепешечки и жарят. Но перечисленными кушаньями накрытый стол не ограничивался.
Что касается благородных сортов рыбы, красной и черной икры, так она была, конечно же, далеко не в каждом доме. Зато без грибной редкий стол обходился. Ее готовили из соленых рыжиков, груздей и даже боровиков: мелко рубили с репчатым лучком и заправляли растительным маслом.
Икру или масло делали и из селедки, которую тоже меленько крошили и смешивали либо с растительным, либо со сливочным маслом. Рыбьи хрящи тоже шли на икру: их отваривали в соленой воде, измельчали, добавляли мелко порезанный репчатый лук, сметану, перец у кого был , а позднее в заправку стали класть томатное пюре.