Православные христиане вступают в Великий пост — самый строгий в году. Великий пост был установлен в память о 40-дневном посте Иисуса Христа в пустыне перед выходом на проповедь и служение. В дни Великого поста церковь призывает больше молиться, посещать храм, не ссориться с окружающими.
Великий пост в 2023 году: когда начнется, история, традиции, календарь питания, запреты
Свое название он получил за то, что «прокладывает» дорогу к Пасхе — самому светлому христианскому празднику. Существует мнение, что в этот день нужно обязательно прибраться в доме, выбросить все ненужные вещи и надеть чистую одежду. Однако священнослужители отмечают, что главный смысл этого дня не в уборке, а в стремлении очистить душу и помыслы от всего греховного. Патриаршие повара отличались особой изобретательностью В первую седмицу поста происходит погружение верующих в состояние молитвенного покаяния. Помогает в этом Канон Андрея Критского, который читается по частям с понедельника по четверг. Целиком он будет звучать на пятую неделю говения. В этом песнопении рассказывается об истории христианства и пути человека к Богу.
На первой неделе поста воцерковленные люди стараются чаще посещать храмы, исповедаться и причащаться. Начало Великого поста Чистый понедельник в 2024 году — как поститься Великий пост — самый строгий период говения в православии. На протяжении 48 дней верующие отказываются от продуктов животного происхождения: мяса, яиц, молочных продуктов, рыбы. Также во все дни, кроме субботы и воскресенья, запрещено пить алкоголь.
Интересно, что происхождение великого поста тоже очень туманно. Конечно, православная церковь утверждает,что чуть ли не апостолы придумали великий пост, но в том же " Дидахе ", которое написано примерно в 1-2 веке нашей эры хотя жутко сомнительно , о Великом посте нет ни слова. Хотя слово пост пару раз встречается, но словосочетания "Великий пост" нет и в помине. А о посте говорится лишь следующее: А перед крещением пусть постятся крещающий и крещаемый и, если могут, то и некоторые другие; крещаемому же вели поститься перед крещением один или два дня. Дидахе Интересно, почему сегодня никто не соблюдает это повеление о посте перед крещением?
Хотя да, они ПОКА не пьют, не курят. Но вот что делать с молоком? Крестят часто грудничков, а они исключительно молоком питаются, а в пост, по крайне мере в Великий, его точно нельзя пить. Подозреваю, что во времена написания Дидахе детей ещё не крестили, и никто об этом не подумал. А сейчас, ручаюсь, уже придумали для этого случая очередное исключение. Хотя, разве это крещение? Так же в Дидахе в отношении поста написана ещё одна интересная мысль: Посты же ваши да не будут с лицемерами, ибо они постятся во второй и пятый вторник и пятница день недели. Вы же поститесь в четвертый и шестой.
Включите в рацион макароны, хлеб, геркулес.
Овсяную кашу нужно выбирать не моментального приготовления, а требующую варки. Овсянка без варки- это быстрые углеводы, ее хватает на 1-2 часа, потом вы снова чувствуете голод. Выбирайте ту, которую нужно варить 15-20 минут. Оливковое масло имеет в своем составе белки, очень близкие к животным. Очень хорошо насыщают сухофрукты: курага, финики, чернослив. Используйте мед, он очистит организм от шлаков. Овощи и фрукты - это жизненно необходимая клетчатка. Делайте салаты из капусты, редьки, моркови.
Желающих принять Крещение называли оглашенными. Так в солидарность с оными крещенные христиане тоже соблюдали пост и сугубо молились о спасении всего мира. Пост был установлен не одномоментно, практика и опыт пощения приобретались в течение многих лет. И сейчас современный устав обязывает чад Церкви поститься 47 дней. В эту неделю верующие отказываются от мяса, что помогает им постепенно входить в постную диету. Святая Четыредесятница — дни, когда мы идем навстречу Богу. Через ограничение в пище, молитву и покаяние в грехах мы постепенно приближаем себя ко встрече с Христом Воскресшим. Так вместе с Богом мы встречаем самый главный христианский праздник — Пасху. Светлый праздник Пасха: когда наступит и как ее правильно встретить Питание в Великий пост Самыми строгими неделями Поста считаются первая и Страстная Седмица. Усердные христиане в эти дни порой даже не вкушают ничего сытнее кусочка хлеба и воды. Но этот подвиг под силу далеко не всем. К еде во время Поста нужно подходить разумно. Ни в коем случае не нужно слушать чужих советов и шерстить Интернет. Опирайтесь на собственные силы, здоровье и благословение священника, у которого исповедуетесь. Он, как никто другой, знает и чувствует ваше духовное состояние. Пост — не диета. Не можешь жить без мяса — ешь мясо. Не можешь жить без молока — пей молоко.
Великий пост: Что можно и чего нельзя делать целых 48 дней
Впоследствии возобладала традиция все же включать субботние и воскресные дни в число Четыредесятницы, что, как полагает, например, русский литургист М. Скабалланович, произошло, скорее всего под влиянием монашества. Читайте также: Страстная седмица 2023 года Кроме этого порядка, принятого на христианском Востоке, существовала также Западная традиция шестинедельной подготовки к Пасхе. При этом, например, в Римской Церкви V в. Возможно, такой порядок восходит к древней практике поста как подготовки к Крещению оглашенных. Отголоском этой традиции является нынешняя практика католиков, правила о Великом Посте у которых значительно менее строги, чем у православных.
Постное делание Правила о богослужениях и телесном посте также устанавливаются не сразу, причем изначально не являлись единообразными: судя по всему, они потребовались Церкви не ранее IV в. На территории Византийской империи, раскинувшейся от Дуная на севере до Африканских владений на юге, параллельно сосуществовали множество традиций поста, как для мирян, так и для иноков. Наиболее распространенными из них к IX в. Феодора Студита, игумена обители близ Константинополя; прп. Саввы Освященного, настоятеля монастыря из Палестины, недалеко от Иерусалима.
Студийская традиция Прп. Федор настоятельствовал в монастыре, в V в. Расположенный не более чем за несколько километров от императорского дворца, монастырь традиционно считался «царским»: сюда отдавали на воспитание наследников престола, здесь часто бывали императоры. Статус обители не помешал, однако, св. Феодору открыто выступить против запрета на поклонение иконам, который ввел император Лев Армянин.
Именно высочайший авторитет преподобного, укрепившийся после падения иконоборческой ереси 840-е гг. Основой традиции соблюдения поста, созданной прп. Феодором и его учениками, была разумность телесного воздержания и акцент на его духовном содержании. По так называемому Студийскому богослужебному Уставу Великим Постом: совершается ежедневная литургия; в пище дозволяется масло, вино во все дни, кроме среды и пятницы; употреблять вино и масло позволялось также на Страстной Седмице, кроме Великого Понедельника сухоядение, то есть невареная пища и Пятницы разрешалось только сочиво ; в среду «преполовения Поста» можно даже употреблять рыбу; ее можно также вкушать на Благовещение, на праздники свв. Иоанна Предтечи, 40 мучеников Севастийских, прп.
Алексия, человека Божия, на Лазареву Субботу и Вербное воскресенье; иноки Студийской обители заканчивали воздержание вечером Великой Субботы: их благословляли вкушать сыр, яйца, вино. Устав прп. Саввы Если обитель прп. Феодора была общежительной, то есть иноки жили в одной ограде, руководимые духовным отцом — настоятелем, то Палестинский монастырь прп. Саввы, из которого происходит так называемый Иерусалимский богослужебный Устав был «особножительным».
Это означало, что монахи 6 дней недели подвизались уединенно, а вечером субботы сходились на общую службу, чтобы затем на воскресной литургии причаститься Св. Именно на этом обычае основана традиция Устава св. Саввы совершать полную литургию Великим Постом только по субботним и воскресным дням, а по другим или не совершать ее вовсе, или — по средам и пятницам — служить литургию Преждеосвящённых Даров, на которой верующие причащались Св. Дарами, освященными на воскресной литургии. Что до телесного делания, то традиция прп.
Саввы предписывает: вкушать рыбу только на Благовещение если праздник не выпадает на Страстную Седмицу ; употреблять растительное масло, вино только по субботам, воскресеньям; полностью воздержаться от пищи в Великую Пятницу и до 9 часа дня Великой Субботы. Оба варианта телесного поста предписывают мирянам и монахам вкушение пищи не более 1 раза в день обычно после захода солнца. Высокое уважение к преподобному на всей Руси способствовало тому, что монашеские обычаи поста начали перенимать миряне. В XIV в. Саввы — также монашеский.
Его вводят в богослужение, ему стараются следовать и по части соблюдения постов, прежде всего — Великого. Это делают не только монахи, но и миряне, ведь иночество продолжает быть духовным идеалом. Интересный факт При этом некоторые монастыри, даже целые местности продолжали соблюдать Великий Пост по уставу прп. Чаще всего выбор был вызван тем, что такие христиане жили в жестких условиях. Например, Студийского устава держались многие обители Русского Севера, так как при невозможности иметь достаточно растительной пищи — хлеба, круп, овощей холодное лето, невозможность заниматься земледелием , ничего не оставалось, как поддерживать силы рыбной пищей.
Согласно ему совершаются богослужения, на него же опираются при соблюдении поста телесного. Вместе с тем, согласно рекомендациям, собственную меру воздержания как монахи, так миряне должны согласовывать с духовником. Пост у католиков В первые века христианства традиции поста Запада и Востока отличались незначительно. К настоящему времени католики идут по пути смягчения требований к телесному воздержанию и акценту на духовное. К примеру: пост полностью исключен для детей до 14 лет, больных, беременных; существует термин «воздержание», который, однако, означает лишь запрет на мясо, тогда как молочная пища разрешена практически весь период поста.
Поэтому соблюдение телесной аскезы у современных католиков все более остается «на усмотрение» верующих, что ведет ко все более легкому отношению к ней. Главное с чего следует начать: советы начинающим и опытным Современный человек к телесному воздержанию не привык, поэтому оно кажется ему чем-то невозможным. На самом деле требования Церкви, если следовать им без неразумной ревности, находятся в пределах возможностей любого среднего человека, они — плод тысячелетнего опыта, поэтому их не следует бояться. Куда сложнее другое. Многие опытные постники, особенно из числа святых отцов, предупреждают: постное делание будет сопровождаться искушениями, восстанием на человека помыслов, страстей.
Это вполне нормально, более того — полезно, ведь обнажает перед человеком его недостатки, требующие уврачевания. Какие правила Общие можно свести к следующим: начав с телесного воздержания, как самого простого делания, постепенно переходить к аскезе души; например, кроме скоромной пищи, следует воздерживаться также от мирских развлечений; самая же сложная форма аскезы — воздержание от страстей: например, пагубных привычек; сложнее же всего — «не есть людей», то есть не осуждать, не совершать дурных поступков в отношении ближних, прощать их немощи, нелюбовь, иногда — ненависть; отсюда, может быть, главное правило — не бороться только своими силами, предавать дело исправления себя Богу. Святитель Василий Великий о посте «Берегитесь измерять пост простым воздержанием от пищи. Тот, кто воздерживается от пищи, а ведет себя неподобающе, уподобляется диаволу, который хотя ничего не ест, однако ж не перестает грешить». Что можно и что нельзя кушать Устав св.
Саввы требует как от монахов, так и от мирян полного воздержания от пищи в определенные дни первой недели, а также Страстной Седмицы. Однако сейчас такое делание совершают немногие опытные подвижники в миру, а также священники, монахи, привычные к нему. В остальные дни в дореволюционные годы принято было вкушать один раз, однако и эту рекомендацию сейчас могут понести не все. Смысл воздержания — не в нем самом, не в «очищении организма» хотя благотворность ограничений признана медиками. Оно помогает душе сосредоточиться на главном — жизни с Богом.
А для этого стоит ограничить влияние на душу мирских страстей, удовольствий, в число которых входит также пища. Что приготовить Ограничение пищи касается не только ее качества и количества. Процесс создания постного, но сложного, требующего усилий блюда, отвлекает от духовного, «приземляет». Зачастую немало душевных сил отнимает поиск специфически постных продуктов, особых рецептов. Так достигается требуемый состав блюд, но страдает душевный настрой, нарушается мир, то есть не достигается основная цель.
Поэтому важнейший принцип питания Великим Постом — простота блюд, которые лучше готовить из привычных, общедоступных продуктов, лишь исключив те, которые не благословляет Церковь на эти дни. Список продуктов Стоит также прислушаться к советам опытных подвижников, которые советуют, как аскетическое делание, соблюдать максимум однообразия питания, дабы не способствовать развитию «гортанобесия» страсти, представляющей собой стремление наслаждаться разнообразием вкусов блюд. У опытных мирян, давно живущих церковной жизнью, список покупок на Великий Пост хоть и не сводится к нескольким продуктам, но и не слишком велик. Разрешается Во время поста можно употреблять любую растительную пищу. Это могут быть овощи, фрукты, все виды круп, хлеб.
Источником растительного белка, необходимого человеческому организму, являются бобовые горох, чечевица, фасоль , а также грибы. Что касается напитков, то без ограничений можно пить чай, черный кофе. Выбирая продукты, опытные духовники нередко советуют основываться не только на их происхождении. Иногда и постная пища может стать душевредной, если принимается чрез меру, или же человек особенно, до развития страсти чревоугодия, любит тот или иной продукт. Наконец, многие воздерживаются от растительных, но дорогих или экзотических продуктов, употребление которых не запрещено, но кажется верующему не душеполезным.
Именно из этих соображений многие русские крестьяне дореволюционных времен не употребляли во время поста мед как чрезмерно услаждающий вкус , сахар — бывший тогда достаточно дорогим для сельского жителя, к тому же купить его часто было сложно. Известен случай, когда к опытному духовнику пришел молодой человек, жалуясь на то, что его мать категорически против того, чтобы он соблюдал пост. Подумав, священник спросил, что из пищи нравится юноше больше всего. Как оказалось, это был горячий крепкий чай. И тогда батюшка назначил духовному чаду послушание — весь пост воздерживаться именно от него, пусть разрешенного, посчитав, что борьба со страстью будет более полезна душе, чем нарушение семейного мира ради Устава.
Не благословляется Это любая пища животного происхождения: яйца, все молочные продукты, мясо, а также содержащие их изделия. Вместе с тем, определяя качество своего питания Великим Постом, стоит знать также меру. Московский протоиерей Максим Первозванский в интервью от 6 марта 2009 г. Впрочем, есть, например, совершенно постная выпечка — некоторые виды печенья, сушек. А надписи на темном без молока шоколаде о том, что он «может содержать следы молока» нужны для тех, у кого аллергия, когда даже микродозы продукта могут вызвать серьезное обострение.
Могут ли они духовно повредить постящемуся? Иногда постника, чрезмерно ревностно относящегося к качеству стола, смиряет Сам Господь. Вот что рассказывает митрополит Антоний Сурожский о случае из своей молодости: «Когда я был доктором, то занимался с одной очень бедной русской семьей. Денег я у нее не брал, потому что никаких денег не было. Но как-то в конце Великого поста, в течение которого я постился, если можно так сказать, зверски, то есть не нарушая никаких уставных правил, меня пригласили на обед.
И оказалось, что в течение всего поста они собирали гроши для того, чтобы купить маленького цыпленка и меня угостить. Я на этого цыпленка посмотрел и увидел в нем конец своего постного подвига. Я, конечно, съел кусок цыпленка, я не мог их оскорбить. Я пошел к своему духовному отцу и рассказал ему о том, какое со мной случилось горе, о том, что я в течение всего поста постился, можно сказать, совершенно, а сейчас, на Страстной седмице, я съел кусок курицы. Отец Афанасий на меня посмотрел и сказал: — Знаешь что?
Если бы Бог на тебя посмотрел и увидел бы, что у тебя нет никаких грехов и кусочек курицы тебя может осквернить, Он тебя от нее защитил бы. Но Он посмотрел на тебя и увидел, что в тебе столько греховности, что никакая курица тебя еще больше осквернить не может. Я думаю, что многие из нас могут запомнить этот пример, чтобы не держаться устава слепо, а быть прежде всего честными людьми». Про кальмары, креветки и другие морепродукты Традиции поста по-прежнему различны в разных странах. Так, в Греции даже монахи по субботним и воскресным дням Четыредесятницы едят кальмаров, другие морепродукты, приравнивая их к «траве морской».
Их обычай перенимают некоторые православные России, однако многие духовники не благословляют такой подход. По их мнению, «морские гады» все же ближе к рыбе, употреблять их лучше, когда она разрешена Уставом. К тому же эти продукты относятся к числу экзотических, недешевых, а подобные изыски могут свидетельствовать о страсти чревоугодия. Рыба и икра По принятому сейчас порядку поста, рыбу можно употреблять: на праздник Благовещения, кроме случаев, когда он выпадает на Страстную Седмицу; в праздник Входа Господня в Иерусалим. В эти же дни возможно также разнообразить постный стол икрой.
Только икра, но не рыба, благословляется на Лазареву Субботу, предшествующую Вербному Воскресенью. Вино и масло Их устав разрешает по субботним, воскресным дням. Под «вином» монашеские уставы греков понимали совсем не то, что считают таковым сейчас. Его принято было очень сильно разводить водой. Неразбавленноеже то, какое мы знаем сейчас пили только «варвары», язычники.
Поэтому разрешение на употребление вина во время поста нельзя понимать как разрешение на пьянство — крепость разведенного напитка была чисто символической. Рецепты блюд на каждый день: Традиционная русская кухня предлагает массу блюд для постного стола, ведь у наших предков соблюдение воздержания было строгим. При этом большинство блюд были легкими для приготовления, не требуя усилий, отвлечения от других трудов. Кисель Одним из самых быстро готовящихся считался гороховый кисель, по сути, очень жидкая каша: горох тщательно мололи, чтобы получилась мука, затем, помешивая чтобы не образовались комки , добавляли воду. Получившуюся жидкую смесь варили всего 2-3 минуты, после чего подавали с грибами, луком, растительным маслом если оно было разрешено.
Популярность киселя была не случайна: ведь горох содержит растительный белок. Это позволяет ему заменять мясные продукты даже у современных вегетарианцев. Салат У наших предков был очень популярен постный салат без растительного масла. Это только три составляющих: свекла, которую следует отварить и потереть на терке; корень хрена, который также измельчается и добавляется к свекле; соль, которая добавляется по вкусу.
Прямые указания на постническую практику содержатся в Священном Писании христиан. Иисус Христос перед выходом на проповедь сам явил миру пример постничества: «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал» Мф. И во время проповеди Христос подтвердил необходимость поста: «Ученики Иоанновы и фарисейские постились. Приходят к Нему и говорят: почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся? И сказал им Иисус: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених?
Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» Мк. И апостолы последовали примеру Учителя: «Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали» Деян. Помимо текстов Нового Завета о посте как существующем церковном явлении и даже спорах, которые возникали вокруг практики поста, сообщают исторические источники, начиная уже с рубежа I—II веков. Особый интерес для рассматриваемой темы имеют такие замечательные раннехристианские памятники, как «Дидахе» «Учение 12 апостолов» и «Дидаскалия апостолов». Датировка и обстоятельства создания «Дидахе» сложны для точного установления. Ныне наиболее часто памятник датируют концом I — серединой II веков. В «Дидахе» сообщается о предписании соблюдения постов по средам и пятницам, а также поста перед крещением. Только в памятниках IV в. Сведения о постах находятся в наследии святителя Ипполита Римского ок.
Полемикой православных с монтанистами было вызвано целое сочинение «О постах» «De jejuniis» христианского апологета Тертуллиана ок. Тертуллиан сообщает о посте продолжением в «нескольких дней» перед Пасхой, а также о постах в случае чрезвычайных обстоятельств стихийных бедствий, например. Ориген ок. Есть у Оригена и свидетельство о 40-дневном посте. Как видно, уже в эпоху ранних христиан были широко распространены разные посты. Они не только применялись в качестве рекомендованной меры благочестия, но и входили в очистительную практику перед особыми событиями в жизни христианина. Важнейшее место среди постов занимал пост перед Пасхой, впоследствии получивший название Великого, или Четыредесятницы. На основании имеющихся источников уверенно прослеживается эволюция продолжительности этого поста. Указания на 40-дневный пост, тогда еще не повсеместный, но применявшийся в ряде христианских областей, относятся к III веку, хотя ряд библеистов смотрит на них критически например, упоминание Четыредесятницы Оригеном.
По мнению некоторых исследователей, в частности русского историка Церкви начала ХХ века М. Скабаллановича, установление 40-дневной практики Великого поста, первоначально произошедшее в Палестине и в течение III века широко распространившееся, с начала IV века становится повсеместным в христианском мире. Современный уровень знания позволяет с уверенностью говорить о том, что 40-дневный пост был принят повсюду в Церкви к рубежу IV-V веков. Древнейшее бесспорное указание на Великий пост перед Пасхой продолжительностью в 40 дней содержится во 2-ом праздничном пасхальном послание святителя Афанасия Великого, относящемся к 330 году.
Читайте также: Постное меню: можно и нельзя Восток и Запад Сегодня продолжительность и требования к посту в католической и ортодоксальной традиции расходятся. Православный пост длится 48 дней, из которых 40 дней до пятницы 6-й недели именуются собственно Четыредесятницей, а в число оставшихся восьми входят Лазарева суббота, Вербное воскресенье и еще 6 дней Страстной Седмицы. Молитвенные правила и особенности стола восточных христиан строго регламентированы: здоровым людям предписывается отказ не только от мясной и молочной пищи, но и от еды с растительным маслом, а также от всего вареного или жареного в особо строгие дни. Постный стол.
Сладкие блюда Е. В результате католический пост начинается в Пепельную среду. Божественные литургии западных христиан прописаны так же четко, как и у восточных, а вот пищевые ограничения иные. Здесь практикуется «воздержание», а не полный отказ. Строгие запреты на различные виды еды на Западе тоже действовали довольно долго, что стало, например, причиной печально известного анекдота про капибар, мясо которых католическая церковь в свое время отнесла к разряду постных продуктов, из-за чего христиане Южной Америки почти истребили несчастных животных. Однако в 1966 году Папа Павел VI ввел новые правила поста, сохранив запрет на мясо по пятницам, из дней же строгого поста оставил обязательными только два: Пепельную среду и Великую пятницу.
В Западной церкви нельзя было употреблять мясо, в Восточной табу во время поста лежало также на яйцах, рыбе, молоке, сыре, масле и вине. Ко всему прочему, запрещалась и физическая близость.
Но постепенно длительность и количество постов стали спадать, в ход вступили побочные, «смягчающие» факторы: здоровье, возраст, работа, социальные условия верующих. Что же касается православных постов, то нельзя точно определить дату их возникновения, к тому же и указания относительно их строгости и проведения могли меняться. Самый древний пост, упоминающийся Климентом Александрийским и Тертуллианом, которые жили в I—II веках нашей эры, это пост по пятницам. Эти века можно отметить как время воззвания Церковью к верующим с призывом поститься, однако специальных дней для поста Церковь еще не устанавливала. В Ветхом Завете говорится и о семидневных, и о трехнедельных, и о сорокадневном посте. Что касается последнего, то он сопровождал самые важные моменты жизни праведников. Святые очищали свои души постом, предваряя им самые важные моменты их жизни. Пророк Илия во время своего шествия к горе Хорив постился сорок дней, непрерывно молясь: «И возвратился Ангел Господень во второй раз, коснулся его и сказал: встань, ешь; ибо дальняя дорога пред тобою.
И встал он, поел и напился, и, подкрепившись тою пищею, шел сорок дней и сорок ночей до горы Божией Хорива 3 Цар. Пророк Моисей, получив от Господа заповеди на горе Синай, не пил и не ел также сорок дней: «И пробыл там [Моисей] у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал на скрижалях слова завета, десятословие» Исх.
Что можно и нельзя есть в Великий пост: три главных правила и подробный календарь
Великий пост состоит из 40 дней поста – Четыредесятницы – и Страстной седмицы, установленной в память о последних днях земной жизни Иисуса Христа и его страданиях. нетрадиционной, дохристианской стороны. Великий пост появился в Великую пятницу, когда вспоминаются страдания господа Иисуса Христа. Великий пост был установлен в память о 40-дневном посте Иисуса Христа в пустыне перед выходом на проповедь и служение. Великий пост состоит из 40 дней поста – Четыредесятницы – и Страстной седмицы, установленной в память о последних днях земной жизни Иисуса Христа и его страданиях. Откуда появилась традиция Великого поста? Великий пост – один из древнейших обрядов христиан.
Великий пост: история возникновения
Традиция Великого поста возникла в древней, еще не разделенной христианской Церкви. В богослужебных песнопениях Великий пост считается оконченным в пятницу шестой седмицы, перед Лазаревой субботой, а после Лазаревой и Вербного воскресенья начинается Страстная Седмица. Традиция Великого поста возникла в древней, еще не разделенной христианской Церкви. Отказываясь в Великий Пост от мяса, вина и развлечений, верующий человек не совершает великого подвига. как и почему появился, какую несет идею и каких придерживается правил.
Зачем попы придумали пост?
Святителя Георгия Паламы, с 18 по 24 марта. Ядром и зачатком Великого поста является древнейший предпасхальный пост, установленный в память Страстей Господних. Великий пост и сам праздник Пасхи долгое время изменялись одновременно со становлением и развитием самой Церкви.
История Великого поста
Впереди — Великий Пост, традиция, которая постепенно снова возвращается в нашу жизнь. Как правильно провести его, чтобы встретить Пасху с чистой душой и здоровым телом? Вели́кий по́ст — центральный пост во всех исторических церквях, цель которого — подготовка христианина к празднованию Пасхи; соответствующий период литургического года. Великий пост в этом году завершится 16 апреля. От Вербного до Пасхи: традиции, символы и смыслы последних дней Великого поста. Великого поста.
Великий пост в 2023 году: когда начнется, история, традиции, календарь питания, запреты
Когда появился первый пост? Считается, что впервые пост был предписан Богом прародителям человечества — Адаму и Еве, которым запрещалось вкушать от Древа познания добра и зла («запретный плод»). 18 марта начинается "светлый мрак ортодоксов" — Великий пост, и снова у многих появились вопросы, что можно и чего нельзя делать в это время. Великий пост, важнейший из многодневных постов православной церкви, начинается за семь недель до Пасхи, которую в 2019 году православные празднуют 28 апреля 18.02.2018, Sputnik Грузия. Древнейшее бесспорное указание на Великий пост перед Пасхой продолжительностью в 40 дней содержится во 2-ом праздничном (пасхальном) послание святителя Афанасия Великого, относящемся к 330 году. Длительность Великого поста так или иначе связана с числом 40, однако фактическая его продолжительность зависит от правил исчисления, принятых в данной конкретной конфессии.
Великий пост. История и особенности
Затем наступало время молчания, ожидания наступления особого благодатного времени. Начало поста 2023 года: первая седмица С 27 февраля по 4 марта Это время вхождения в Великий пост 2023 года, когда душа, уже подготовленная во время трех предыдущих седмиц, особенно просит молитвы, покаяния. В дореволюционной России во время первой седмицы старались по возможности удаляться от дел, даже от мирских трудов добывания хлеба насущного: например, особо благочестивые купцы нередко закрывали лавки, давали сотрудникам выходные, дабы они могли невозбранно посещать службы. Сейчас во время первой седмицы приостанавливают занятия только духовные учебные заведения. Но большинство верующих, обремененных светской работой, такой возможности не имеют. Однако, по мере сил многие стараются посетить особо важные службы этих дней, хотя все они отличаются большой продолжительностью. Особенной любовью церковного народа пользуется Великий Покаянный Канон свт.
Андрея Критского, который, разделенный на четыре части, читается вечером, с понедельника по четверг. Первый день Великого поста — 27 февраля 2023 года До революции он назывался «Чистым Понедельником», когда хозяйки старались сделать особенно тщательную уборку дома, что знаменовало наступление дней, когда такая же «уборка», очищение, предстоит также душе. Однако обычай этот — не уставный, это лишь благочестивая традиция. Устав же предписывает по возможности бывать: на длительной утренней службе, соединяющей Утреню и Вечерню; желающие отстоять все богослужение должны рассчитывать на продолжительное время около 4 чаще всего — немного более часов; вечером — на чтении Великого Покаянного Канона свт. Андрея Критского; многие храмы начинают вечерние службы часом позже обычного, чтобы верующие могли попасть на них после рабочего дня. Второй В этот день службы также совершаются утром и вечером, когда читается вторая часть Великого Канона.
Третий Среда — особый день первой седмицы, когда многие стремятся попасть на утреннюю службу. Ведь в этот день впервые в году служится Литургия Преждеосвященных Даров, особое богослужение, поучаствовать в котором можно только Великим Постом. Вечером читается третья часть Канона свт. Четвертый В этот день вечером чтение покаянного Канона завершается. Еще раз услышать его можно будет теперь только на пятой седмице поста во время особой службы — Стояния Марии Египетской , когда Канон прочитают уже «сполна», то есть не по частям, а полностью. Пятый Вечерня этого дня, соединенная с Утреней и Преждеосвященной литургией содержит особые моления к вмч.
Феодору Тирону, память которого издревле отмечалась в этот день. Это связано с тем, что однажды Византийский император Юлиан 361-363 гг. Он сообщил о повелении царя, заповедал христианам вместо продуктов с рынка есть коливо — пшеницу, вареную с медом. С тех пор в храмах в пятницу первой седмицы читается канон святому, после чего освящается коливо. Верующие подкрепляют им силы после богослужения. Во все дни первой седмицы поста Устав заповедует сухоядение, то есть невареную пищу.
Верующие, могущие понести такой подвиг, воздерживаются от пищи, питья с утра до конца вечерней службы. Другие же постятся по силам, но все же стараются особым образом ограничить себя именно на эти дни. Торжество Православия 5 марта Первый воскресный день поста называется Неделей Торжества Православия, посвященной историческому событию — утверждению почитания Церковью икон. По окончании литургии служится особый Чин Торжества Православия. В некоторых храмах, монастырях следуют древнему предписанию — произносить анафему отлучение на не почитающих иконы, как это было установлено после VII Вселенского Собора. Вторая седмица С 5 по 11 марта 2023 года Ее завершают особые воскресные службы, посвященные свт.
Григорию Паламе, жившему в XIV в. Его трудами, живым примером утвердилась молитвенная практика, называемая «умным деланием», или непрестанным творением Иисусовой молитвы. Третья: крестопоклонная С 12 по 18 марта 2023 года Третий воскресный день Четередесятницы именуется «средокрестным»: это «преполовение», середина поста, когда для духовного укрепления постящихся на средину церкви торжественно износится Крест. Он напоминает о страданиях Господа, ободряет тех, кто начал изнемогать от постного подвига. Дерево, левкас, темпера; медный сплав, литье, эмаль. Иоанн Лествичник, поминается Церковью на четвертое воскресенье поста.
Святой — автор «настольной книги» большинства иноков, «Лествицы райской». Она описывает духовное восхождение на 33 по числу лет Христа ступени. На вершине этой «лествицы» лестницы подвижник достигает святости. Пятая С 26 марта по 1 апреля 2023 года Вся седмица посвящена памяти прп. Марии Египетской. Бывши блудницей, она при Божией помощи обратилась от греховной жизни, более 40 лет прожила в пустыне, достигла святости.
Ее жизнь — живое свидетельство о том, что, как говорил прп. Исаак Сирин, «нет греха непростительного, кроме греха нераскаянного». Тот же святой прибавлял, что тот, кто проводит жизнь в покаянии, плача о грехах, выше даже того, кто воскрешает мертвых. В четверг этой седмицы служится Преждеосвященная Литургия, а накануне верующие стараются попасть на большую службу, именуемую «Марииным стоянием». Суббота этой седмицы именуется также «Субботой Акафиста», особой службы Пресвятой Богородицы. Сам Акафист совершается накануне вечером.
Во многих храмах его поют все собравшиеся на богослужение христиане. Шестая С 2 по 8 апреля 2023 года Она является уже подготовительной к Страстной Седмице. Пятый день седмицы — по традиции последний в Четыредесятнице. В субботу празднуется воскрешение Господом прав. Лазаря, затем — Вход Христа в Иерусалим. Как 2000 лет назад, радость о милости Божией уже соединяется со скорбью дней Его Крестного пути, который воспоминается на Страстной — последней перед Пасхой — седмице.
Последняя неделя Страстная седмица С 9 по 15 апреля 2023 года Каждый из ее дней носит именование Великого, ведь это время — переживание самого главного, что случилось в человеческой истории — крестного пути Сына Божия, который идет на смерть ради людей. Именно поэтому, хотя Страстная — не часть Великого Поста, воздержание телесное и духовное соблюдается особенно строго. Великий Понедельник 9 апреля Это память праведного Иосифа, именуемого Прекрасным. Его история, содержащаяся в Ветхом Завете — во многом прообраз земной судьбы Господа. Любимый сын праотца Иакова был из зависти продан братьями как раб. Даже имя брата, который предложил другим эту идею таково же, как у Христова Апостола — предателя: Иуда.
Кроме того, Евангельское чтение этого дня посвящено первому дню по торжественном Входе Господнем в Иерусалим: тогда Христос, взалкав как Человек, увидел покрытое листвой смоковничное дерево, но плодов на нем не нашел. Тогда Господом сказаны страшные слова: «Да не будет же впредь от тебя плода вовек! После этого дерево тотчас засохло. Пример этот — напоминание о том, что время человеческой жизни сокращается, а потому любой, проведший ее греховно, может услышать те же слова уже о себе. Впрочем, Господь сосредоточивает внимание учеников на ином, говоря, что каждому следует «иметь веру Божию», ибо просящий чего-либо с полным доверием Богу — тотчас получит. Великий Вторник 11 апреля Чтение этого дня — притчи о мудрых и неразумных девах, встречавших жениха, а также о талантах серебре , данном господином своим слугам.
Первый рассказ — о нерадении, когда девушки не позаботились, чтобы масла с их светильниках хватило до прихода жениха на брак. Второй — о том, как слуги распорядились серебром, врученным им господином: кто-то приумножил цену полученного, а один — зарыл талант серебра, так что он не принес пользы. Обе притчи напоминают о том, что мир — место трудов, скорбей, подвига. Здесь не может быть места нерадению, необходимо духовно бодрствовать, чтобы принести Господу результат своих собственных усилий — пусть даже малый — по приумножению данных Им даров. Великая Среда 12 апреля Последний раз в году служится литургия Преждеосвященных Даров. Скорбь этого дня — о предательстве Иуды, который именно тогда отправился к первосвященникам иудейским, получил от них деньги, обещая помочь взять Учителя.
Великий Четверг 13 апреля До революции именно на этот день причащались абсолютное большинство христиан, по традиции приступавшие к Св. Тайнам только раз в год. Материал: Дерево, темпера Размеры иконы: высота 41,5 см, ширина 83 см На службе воспоминается Тайная Вечеря, установление Евхаристии. Многие и сейчас стараются принять Св. Тайны из рук идущего на смерть Господа. В этот день вместо Херувимской песни за литургией поется молитва Причастия: «Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими…» Великая Пятница 14 апреля Это, пожалуй, самый тяжелый день года — воспоминание Распятия.
Он предваряется чтением 12 Страстных Евангелий — глав, рассказывающих о смерти Господа. Оно совершается накануне вечером. Многие верующие приходят на эту скорбную службу с небольшими лампадами, чтобы донести огонь свечи, горевшей во время чтения, до дома, зажечь от него лампаду пред домашними образами. В самый день Пятницы совершаются: так называемые Царские Часы утром ; вынос Плащаницы в час смерти Господа, девятый, что соответствует нашим 14-15 ч. Многие православные, занятые подготовкой к Пасхе, приготовлением куличей, закупкой продуктов к праздничном столу, пропускают литургию этого дня. Между тем, на ней читаются пророчества о Воскресении Христовом.
А во время службы духовенство переоблачается в белые ризы. Предчувствие радости пронизывает весь строй богослужения, прикоснуться к этой атмосфере зачастую намного важнее других, пусть даже продиктованных благочестием, забот. Священник выносит Чашу со Святыми Дарами для Причащения Что читается дома Устав не дает никаких особых рекомендаций, как лучше молиться во дни поста. При этом известно сказанное еще с древности: «Келия устава не имать», то есть домашнее молитвенное правило определяется желанием, возможностями самого молящегося. Общий благочестивый обычай — увеличить длительность молитв, чаще читать Слово Божие. Конкретные рекомендации верующему можно дать его духовник или приходской священник.
Евангелие Считается, что в течение года следует читать по крайней мере по одной главе Евангелия за день, а также под одной главе из Деяний, посланий Апостолов. Некоторые увеличивают количество читаемого Великим Постом, другие — оставляют правило без изменений, сосредоточиваясь на том, чтобы читать более внимательно, чем обычно, может быть, дополнительно читать толкования Слова Божия. Псалтирь На некоторых приходах существует благочестивый обычай совместного чтения Псалтири с поминовением живых и усопших, другие верующие читают ее дома самостоятельно. Книга имеет 20 частей кафизм , каждая из которых разделена на три части. Обычно на первой и второй «Славе» молятся о живых, на третьей — об усопших. На чтение Псалтири, как на другие прибавления к обычным молитвам, лучше взять благословение священника.
Псалтирь Молитвы: утренние, вечерние Во время поста читаются обычные правила: вечерние молитвы и утренние, которые положены в другие дни года. Однако к ним стоит прибавить особую молитву Великого Поста, составленную прп. Ефремом Сирином в IV в. Читайте подробнее: «Молитва под магнитофон»: приватные вопросы по вечернему правилу О молитве Ефрема Сирина и ее текст Это краткое, но сильное по чувствам, эмоциям моление как бы рефреном повторяется за каждым богослужением во время Великого Поста. Верующий просит помощи Божией в изменении своей души, видении своих грехов, неосуждении ближнего. О чтении акафистов в Великий пост Считается, что эти моления, обычно праздничные, радостные, неуместны во время сугубого покаяния.
Однако, это не совсем так: по крайней мере два акафиста читаются в великопостные дни в храмах: Пресвятой Богородице «Суббота Акафиста» и Страстям Христовым четыре воскресенья, когда совершаются специальные службы, Пассии ; скорбеть постом можно верующим, но не святым, находящимся в Царстве вечной радости, поэтому обращение к ним с приветствием «Радуйся», которое повторяется в акафистах — уместно. Поэтому церковь не имеет ни предписаний, ни запретов на чтение акафистов дома. Решение об этом принимает сам верующий, смотря по желанию, возможностям, обстоятельствам жизни. В храме Церкви постного времени выглядят по-особому: меняется цвет облачений духовенства, во многих храма стекла лампад пред образами меняют на фиолетовые. Особым образом проходят сами службы. Богослужения Великого поста К числу их особенностей принадлежат: песнопения, каноны, которые можно услышать только в это время церковного года; молитва св.
Ефрема Сирина, сопровождающая все службы; наконец, то, что по будним дням не служится полная литургия; лишь по средам и пятницам совершается особая великопостная служба, Литургия Преждеосвященных Даров, составление которой приписывают свт. Григорию Двоеслову; кроме того, Великим Постом также совершаются другие богослужения, характерные только для этого поста. Как читать канон Андрея Критского Это произведение свт. Канон — беседа кающейся души с собой, сокрушение о немощах, грехах, горячая молитва о Божией помощи. В храме его читают: первые 4 дня поста — по частям; на 5 седмице Четыредесятницы — полностью. Многие верующие приходят с текстами Канона для лучшего понимания его текста.
Кроме того, не все понимают содержание, ведь свт. Андрей упоминает множество эпизодов Ветхого Завета, праведников, грешников того далекого времени. Поэтому до начала службы тем, для кого церковно-славянский язык непривычен, стоит: найти переложение Канона на современный русский; поискать толкование наиболее сложных для понимания мест. Прекрасным толкованием части Канона 1 дня поста на современном языке является песня иеромонаха Романа Матюшина , созданная еще в 1980-е гг. Горько читаю твой святой канон.
Обычно при взаимном прощении принято три раза поцеловаться, потому это воскресение в центральных губерниях России называли «прощаньями», или «проводами», а в северных губерниях и Сибири «целовником», или «целовальником». В Прощеное воскресение принято навещать родственников: в прежние времена младшие ходили к старшим, бедные — к богатым; новобрачные ездили к тестю и теще, отдаривали их и сватов за свадебные подарки, на «прощание» дарили пряники. В каждой семье «прощались» после ужина: дети кланялись родителям в ноги, целовались друг с другом и на слова «Прости меня» отвечали: «Бог тебя простит, меня прости». Этот день имел особое значение еще и потому, что по народному понятию «светопреставление» последует в ночь на «Прощеное» воскресение. Вот почему как бы в преддверии Страшного суда крестьяне искренне испрашивали последнее прощение у близких людей.
Наступающий после Прощеного воскресения Великий пост прерывал шумные и веселые развлечения вносил большие изменения в повседневную жизнь верующих. Это касается как духовного состояния, так и характера питания. Впервые пять дней Великого поста соблюдается «сухоядение»: есть можно только постную холодную пищу без масла, пить не подогретое питье. В прежние времена наиболее благочестивые люди в течение первого дня не ели и не пили вовсе; на второй день пили крещенскую или простую воду, ели просфоры, хлеб и соль; на третий день, кроме хлеба, можно было выпить отвар из сухофруктов; на четвертый день снова ели хлеб и пили воду; на пятый варили коливо кутью — кашу из цельных зерен пшеницы, или гороха, или риса с добавлением меда, изюма или ягод коливо освящалось в церкви после литургии в пятницу. Впервые четыре дня не ели растительного масла, семечек, орехов и т. В субботу и воскресение разрешался обычный постный рацион с растительным маслом. Храмовые богослужения на первой седмице Великого поста так же, как и пища, имеют особенности: в понедельник, вторник, среду и четверг на великом повечерии читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского, а в пятницу по заамвонной молитве — молебный канон великомученику Феодору Тирону оттого первая седмица и названа «Федоровой неделей» и совершается благословение колива. Первая седмица заканчивается воскресением, названным «Торжество православия». В XIX в. К этому времени приурочивались будничные собрания замужних женщин, например, в Пермской губернии.
В начале Великого поста многие крестьяне отправлялись на богомолье и на поклонение святыням. Паломничать шли с небольшой суммой денег — «про запас», по дороге часть денег тратили, но в основном просили подаяние «именем Христовым», в котором никто не отказывал: не подать богомольцам почиталось за грех. Чаще посещали знаменитые монастыри, молились на службах, ставили свечи, а иногда оставались поработать. С началом поста приходские священники ходили по домам с «постной молитвой». Хождение священника по приходу — это не простое хождение, а пастырское обозрение своего прихода, отеческое и учительское посещение своих прихожан. Уроженец Воронежской губернии И. Столяров вспоминал, что его родители на первой неделе Великого поста не ели даже горячей пищи, питались только хлебом, кислой капустой и огурцами, заправляя их квасом, без постного масла. Гул толпы, говор, шутки, прибаутки, песни, пляски прекращались, и молчанье царило во всем селе. Изредка пройдет кто-нибудь спешным шагом по своим делам. Школьники не ходили в школу на первой неделе поста.
Они говели и готовились к исповеди и причастию, т. В эти дни поста и молитвы мы действительно чувствовали себя большими грешниками и молили Господа Бога не отвергнуть наших молитв, допустить к покаянию, простить и сподобить принятия Святых Тайн, т. На четвертой неделе Великого поста в среду исполняется половина Святой Четыредесятницы и совершает ся поклонение Честному и Животворящему Кресту Господню. В народе ее называли Крестопоклонной, Средокрестной, Крестовой и повсеместно из пресного теста пекли хлебные кресты. В этот праздник пост ослабляется, и если он приходится не на субботу или воскресенье, то можно есть с растительным маслом. Учитывая это, в народе пекли изделия из теста, замешанного на масле, в виде птиц — «жаворонков». В Енисейской губернии внутрь таких "жаворонков закатывали конопляное семя. В четверг на пятой неделе Великого поста на утрени читается Великий покаянный канон преподобному Андрею Критскому в воспоминание о стоянии Марии Египетской, в народе оно называлось «Андрееве стояние», «Андрееве достояние», или просто «поклоны». Получило распространение еще одно название этой недели «Похвальная», поскольку в субботу читается акафист Пресвятой Богородице суббота Акафиста. Если этот праздник попадает на Великий пост, то пост ослабляется — разрешается есть рыбу, если на Страстную седмицу — разрешается вкушение растительного масла, а если совпадает с днем Пасхи, то празднуется в Пасху.
В народе особое значение придавали благовещенской просфоре.
Они говели и готовились к исповеди и причастию, т. В эти дни поста и молитвы мы действительно чувствовали себя большими грешниками и молили Господа Бога не отвергнуть наших молитв, допустить к покаянию, простить и сподобить принятия Святых Тайн, т. На четвертой неделе Великого поста в среду исполняется половина Святой Четыредесятницы и совершает ся поклонение Честному и Животворящему Кресту Господню. В народе ее называли Крестопоклонной, Средокрестной, Крестовой и повсеместно из пресного теста пекли хлебные кресты. В этот праздник пост ослабляется, и если он приходится не на субботу или воскресенье, то можно есть с растительным маслом.
Учитывая это, в народе пекли изделия из теста, замешанного на масле, в виде птиц — «жаворонков». В Енисейской губернии внутрь таких "жаворонков закатывали конопляное семя. В четверг на пятой неделе Великого поста на утрени читается Великий покаянный канон преподобному Андрею Критскому в воспоминание о стоянии Марии Египетской, в народе оно называлось «Андрееве стояние», «Андрееве достояние», или просто «поклоны». Получило распространение еще одно название этой недели «Похвальная», поскольку в субботу читается акафист Пресвятой Богородице суббота Акафиста. Если этот праздник попадает на Великий пост, то пост ослабляется — разрешается есть рыбу, если на Страстную седмицу — разрешается вкушение растительного масла, а если совпадает с днем Пасхи, то празднуется в Пасху. В народе особое значение придавали благовещенской просфоре.
В день праздника все обязательно присутствовали на богослужении в храме, чтобы получить от священника освященную просфору, которую берегли как драгоценность до полевых работ. Она, как полагали крестьяне, обеспечивала успех в их земледельческом труде. Шестую седмицу Великого поста, или «седмицу ваий», в народе называют Вербной, Вербницей, Вербич или Пестрой по той причине, что в конце ее — в воскресение, когда Церковь празднует день Входа Господня во Иерусалим, — в России было принято освящать вербу. Отсюда и Вербное воскресенье цветоносное. В этот день разрешается есть рыбу. В субботу перед Вербным воскресением — в день воскрешения праведного Лазаря, или Лазареву субботу, — можно есть только рыбную икру, но не рыбу.
Кроме того, принято было печь постные блины. После Вербного воскресения наступают Великие дни, или Страстная седмица. Пост на этой седмице строже, чем в предыдущие недели. Каждый день седмицы имеет название — Великий Понедельник, Великий Вторник и т. Эту неделю называют также Белою, или Чистою, потому что верующие начинают готовиться к Пасхе, то есть стараются чаще посещать храм, сохранять духовную и телесную чистоту, убирать в доме. Из всех дней последней седмицы в народной традиции выделяется Великий или Страстной Четверг, Великий Четверток.
Этот день установлен Церковью в воспоминание Тайной Вечери, на которую Иисус Христос собрал своих учеников в первый день Иудейской Пасхи. На этой трапезе Спаситель преломил хлеб и, раздавая ученикам, сказал: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое». И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: «Пейте из нее все; Ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов» Мф. Так впервые Иисус Христос сам установил таинство Причащения, заповедав совершать его в дальнейшем. Никифоров-Волгин описал, как в Калязинском уезде Тверской губернии «на Страстной неделе тише ходили, тише разговаривали и почти ничего не ели. Вместо чая пили сбитень горячую воду с патокой и закусывали его черным хлебом.
Вечером ходили в монастырскую церковь, где службы были уставнее и строже. Воздерживались не только от всякой скоромной пищи, но даже и от чая — пить его во время Великого поста считалось не совсем дозволенным. Многие пожилые люди ели один раз в день хлеб или сухари с водою. Наиболее же благочестивые старались ничего не есть всю Страстную неделю, разрешая себе только воду. Народ верил, что полное воздержание от пищи дает постнику прощение от грехов, совершенных после последней исповеди. Особое значение придается не только освященному огню, но и самой свече.
Придя домой, свечой выжигали на косяках дверей и окон кресты с охранительной целью.
История и суть Великого поста Есть мнение, что Великий Пост был установлен в память о постном подвиге Христа, который после Своего Крещения 40 дней без воды и еды находился в пустыне. Однако есть и другая версия. На заре христианства перед Крещением будущим чадам Церкви было предписано усиленно молиться и поститься. Крестины проходили несколько раз в год, да и то — по большим праздникам, одним из которых была Пасха. Желающих принять Крещение называли оглашенными. Так в солидарность с оными крещенные христиане тоже соблюдали пост и сугубо молились о спасении всего мира.
Пост был установлен не одномоментно, практика и опыт пощения приобретались в течение многих лет. И сейчас современный устав обязывает чад Церкви поститься 47 дней. В эту неделю верующие отказываются от мяса, что помогает им постепенно входить в постную диету. Святая Четыредесятница — дни, когда мы идем навстречу Богу. Через ограничение в пище, молитву и покаяние в грехах мы постепенно приближаем себя ко встрече с Христом Воскресшим. Так вместе с Богом мы встречаем самый главный христианский праздник — Пасху. Светлый праздник Пасха: когда наступит и как ее правильно встретить Питание в Великий пост Самыми строгими неделями Поста считаются первая и Страстная Седмица.
Усердные христиане в эти дни порой даже не вкушают ничего сытнее кусочка хлеба и воды. Но этот подвиг под силу далеко не всем. К еде во время Поста нужно подходить разумно. Ни в коем случае не нужно слушать чужих советов и шерстить Интернет. Опирайтесь на собственные силы, здоровье и благословение священника, у которого исповедуетесь.