Несмотря на расхождения по спектаклю «Служанки», Сигалова и Виктюк навсегда остались близкими друзьями.
Театр Романа Виктюка. Спектакль «Служанки»
Когда Виктюк ставил «Служанок», он руководствовался пожеланиями Жане: тот хотел, чтобы все роли исполняли мужчины, чтобы актеры играли коряво, отдельные слова произносили. Новый театральный сезон для себя я открыла спектаклем «Служанки» в театре Романа Виктюка или Дома Света, как его еще по другому называют. Были мы с женой на спектакле "Служанки" Виктюка, по-моему в 2010 году. Театр Романа Виктюка приглашает вас на постановку «Служанки», которая полностью отражает все существующие и актуальные проблемы последних лет. Последующие 15 лет после "Служанок" Виктюк тиражировал приемы, выкристаллизовавшиеся в "Служанках", превратившись в конце концов в пародию на самого себя.
О любви и свободе. Пять спектаклей Романа Виктюка
Все годы существования спектакль, покоривший несколько поколений зрителей по всему миру, остается новаторским и одновременно является признанной театральной классикой. Именно благодаря особому способу актерского существования, заданному Виктюком, — постоянному ощущению дистанции по отношению к образу, неотождествлению себя с персонажем, — на сцене возникает история из жизни символов, масок, демонов, прекрасных чудовищ — но только не людей. И это — один из основополагающих принципов режиссуры Романа Виктюка. Переработанная режиссером фраза Жана Жене из книги «Богоматерь цветов»: «Я считаю, что в «Служанках» играть должны мужчины.
Именно мужчины,» — послужила отправной точкой для небытовой, метафизической, ритуализированной постановки, ставшей отдельным театральным брендом.
Спектакль неизменно вызывает большой интерес у зрителей и идет с аншлагами, независимо от того, на какой площадке играется — в Москве, регионах или за рубежом. Это спектакль с пронизывающей до мурашек энергетикой до сих пор не могут забыть зрители нескольких поколений. Пьесу Жана Жене Роман Виктюк поставил, следуя рекомендациям драматурга: все роли в ней должны исполнять только мужчины.
Режиссер создал мощный вневременной «театральный ритуал»: исследуемые в нем тайны человеческой души не имеют срока давности, и сценическое долголетие «Служанок» — прямое тому доказательство. Две сестры Соланж и Клер служат в доме у Мадам.
И Абдуллин, и Виктюк мыслили спектакль о Нуриеве прежде всего как рассказ о свободном человеке, о силе духа, о том, как человек оказывается в изгнании и через препятствия получает признание. И биография Рудольфа Нуриева здесь становится источником для размышления о судьбе художника в его столкновении с миром. Фото: teatrviktuka. В 1988 году это была первая постановка театра «Сатирикон» после ухода его основателя Аркадия Райкина. С тех пор спектакль пережил уже три редакции, петербуржцы увидят редакцию 2006 года, созданную Романом Виктюком совместно с первым исполнителем роли Мадам Александром Зуевым.
Они даже кричали со сцены: «Это не Кубрик! А в этот момент артисты, прошедшие подготовку и готовые к любой провокации выдерживали паузу, усиливая напряжение, вольтова дуга достигала предела! Конечно, это не Кубрик, это — Виктюк!
Пресса неистовствовала: «Заводной апельсин» режет слух и глаз, делая нервное напряжение самостоятельным сюжетом спектакля» «Герои давятся словами и слогами слов, бьются в постоянной истерике и мычат нечленораздельные звуки, перековеркивая "Оду к радости" в уродливую, гротескную музыкальную фразу». И все это было сделано Виктюком умышленно, ведь именно об этих категориях говорил Берджесс, исследуя истоки человеческого насилия. Роман Григорович как и все большие режиссеры никогда не делал иллюстрацию текста на сцене, но всегда следовал авторскому ритму и стилю, опирался на смысл, тему, идею, заложенную в произведении.
Пресса продолжала, но уже признавала поражение: «Занятно, что эстетика спектакля вполне соответствует времени написания романа» «В финале же цитрусовыми буквально бомбардируют сцену — что, вероятно, должно настроить вконец измученную публику на философический лад и заставить наконец признать, что сопротивление натиску прекрасного бесполезно».
Астраханцев возмутили «Служанки» Виктюка
Но история об актере, который сменил на тронеубитого короля, выглядела в год Октябрьской революции весьма сомнительно, и вскоре спектакль был запрещен. В его новой работе органично сочетаются пантомима, акробатика, хореография. Специально для постановки артисты освоили ходули на пружинах, а актрисы надели платья а-ля Пина Бауш. Именно ей и Александру Таирову Роман Виктюк посвятил свою премьеру. Режиссёру принадлежит и художественное оформление спектакля.
В музыкальную его канву включён фрагмент репетиции оперы Джузеппе Верди «Травиата» под управлением Артуро Тосканини.
При любом использовании материалов сайта ссылка на m24. Редакция не несет ответственности за информацию и мнения, высказанные в комментариях читателей и новостных материалах, составленных на основе сообщений читателей. СМИ сетевое издание «Городской информационный канал m24. Средство массовой информации сетевое издание «Городской информационный канал m24.
Спустя 33 года «Служанки» все еще актуальны, все еще собирают полные залы, все еще вызывают длительные овации. Их все еще ждут в разных городах РФ и разных странах мира. Жизнь продолжается! Их сценическая жизнь и жизнь их создателя.
Сеанс психоанализа был завершен. Для понимания или хотя бы принятия текстов Жана Жене необходимо держать в голове и тот факт, что его пьесы есть проявление жанра театра абсурда или театра парадокса , а потому критерий оценки и мерило художественной ценности будут иными, нежели для реалистической литературы. Каждый абсурдист стремился эту самую абсурдность подчеркнуть — пренебрежением, грубостью, несуразностью, алогичностью, контрастностью, крикливостью, эпатажем, бунтом. Всё это есть и у Жене: мир абсурден, ситуации безвыходны, люди — схемы и функции. В общем, остаётся лишь наблюдать за всей этой фантасмагорией, что с удовольствием автор и делает.
Когда читаешь Жене, создаётся впечатление, что смысл, который изначально был вложен в текст, — это нечто вторичное, несущественное, а вся соль произведения — в смаковании самим Жене им же созданных образов. Но и это вполне объяснимо, если речь идёт о театре абсурда. Большой минус театра абсурда как такового — это невозможность полного объяснения авторской позиции через художественное слово. Слишком всё непрочно и глубоко субъективно. Большинству абсурдистов приходилось писать пояснения, комментарии, различные манифесты для разъяснения читающей публике смысла написанного.
То же самое делал и Жан Жене. А как же иначе? И порой ему приходилось объяснять не столько смысл произведения, сколько то, что этого смысла там нет, а всё написанное — лишь игра а игра — это практически основа абсурдистской литературы и плод фантазии и хорошего настроения автора. Мартин Эсслин в книге «Театр абсурда» видит квинтэссенцию театра Жене как «образ человека, затерявшегося в лабиринте кривых зеркал, искажающих его лик, стремящегося вырваться из этой ловушки и соединиться с теми, кто рядом, но отделён от него стеклянными барьерами этот образ Жене использовал в либретто балета «Зеркало Адама». Пьесы Жене — отражение его беспомощности и одиночества, противостоящих отчаянию человека, оказавшегося в тисках жизни, обернувшейся залом кривых зеркал; безжалостно обманутого бесконечно множащимися искаженными отражениями, — ложь на лжи, фантазии, вскармливающие новые, кошмары, питающиеся кошмарами внутри кошмаров».
В мае 1968 года, когда в парижских университетах вспыхнули первые очаги студенческих демонстраций и массовых беспорядков, Жене находится в Марокко, но молниеносно реагирует на события, происходящие в Париже. Жене выступает на стороне восставших студентов — 30 мая Le Nouvel Observer публикует его первую политическую статью под заголовком «Любовницы Ленина», посвященную одному из самых известных лидеров студенческого движения — двадцатитрехлетнему Диниэлю Кон-Бендит. Кон-Бендид был одним из организаторов Движения французских студентов 22 марта, группу анархо-коммунистического толка, выступавших за полную свободу, в том числе и сексуальную. В конце 1967 года слухи о том, что Кон-Бендита собираются отчислять из университета, привели к местным студенческим волнениям, после чего уже готовый приказ об отчислении был отозван. С 3 мая 1968 года в Париже начались массовые студенческие протесты против правительства Шарля де Голля, возглавляемые, в основном, леворадикальной молодёжью анархистами, троцкистами, маоистами.
Кон-Бендита французские СМИ преподнесли как одного из лидеров студенческого восстания. Лидер Французской Коммунистической Партии Жорж Марше назвал Кон-Бендита «немецким анархистом» и объявил студентов, участвующих в протестах «буржуазными сынками» … «которые быстро забудут про революционный задор, когда придёт их черёд управлять папочкиной фирмой и эксплуатировать там рабочих». Впрочем, жестокое подавление студенческих выступлений полицией вынудило профсоюзы и, впоследствии, Коммунистическую партию, поддержать студентов, и 13 мая во Франции началась всеобщая забастовка. Так вот Жене и поддерживал студенческие беспорядки во Франции. Вот что говорит Даниэль Дефер — известный политик и общественный деятель, участник событий 1968 года, друг и соратник Мишеля Фуко.
Преподавал социологию в экспериментальном Вансенском университете, созданном после событий 1968 г. Он вместе с Мишель Фуко, Жак Делезом, Пьер Видаль-Наке, Жан Жене создал «Группу информации по тюрьмам» 1971-1972 — сетевая организация, основанная на новаторских даже в этой ситуации принципах. За неполных два года тюрьму из темы, неизвестной и незаметной не только для широкой публики, но и для большинства левых активистов, удалось превратить в широко и горячо обсуждаемую проблему национального масштаба. Впрочем, это было верно и для гетеросексуалов: интимная жизнь политических деятелей была под наблюдением полиции, чтобы в дальнейшем использовать это для шантажа. Гомосексуальное движение, тогда еще очень молодое, поддержало социалистическую партию, и первой же мерой социалистов по приходу к власти была отмена полицейского контроля над сексуальной жизнью.
Жене вновь прибывает в США, чтобы организовать кампанию в поддержку «пантер»: с марта по май он живет и путешествует с ними по Америке, дает многочисленные конференции в университетах и интервью для прессы. Осенью того же года Жене, по приглашению представителя Организации Освобождения Палестины, отправляется в Иорданию, чтобы посетить палестинские лагеря. Вместо восьми запланированных дней он остается там на полгода. В начале ноября в лагере Вахдат Жене встречается с Ясиром Арафатом. Он еще три раза посетит Иорданию — во время четвертого посещения Жене будет арестован и выслан из страны.
Он ведет активную политическую деятельность, пишет статьи, вместе с Фуко встречается с членами комитета по защите прав заключенных. В это же время Жене начинает работу над последней своей книгой, посвященной его пребыванию в палестинских лагерях и у «Черных пантер». Книга будет называться «Влюбленный пленник» — он завершит над ней работу лишь через пятнадцать лет, и на прилавках книжных магазинов она появится, когда самого Жене уже не будет в живых. Политическая репутация ультра-левого Жене в 70-х гг. Однако его слава, его авторитет не позволяли подвергнуть Жене остракизму до тех пор, пока он не перешел все возможные границы.
Так в 1977 году разгорается крупный скандал, когда Le Monde поместила на первой полосе его статью «Насилие и жестокость», где он выражает солидарность с Фракцией Красной Армии — немецкой леворадикальной террористической организацией, декларировавшей ведение городской партизанской войны, направленной против буржуазии и государственного аппарата. Жене обвиняют в пропаганде насилия и симпатиях к террористам, в следствие чего он вынужден замолчать на два года. В мае 1979 года у Жене диагностируют рак горла. Последние семь лет жизни он проводит большей частью в Марокко, рядом с Мохаммедом Эль Катрани — последним своим возлюбленным, вместе с которым он воспитывает его сына Аззедина. В 1982 году, в разгар гражданской войны в Ливане, Жене вновь отправляется на Ближний Восток, и в ночь с 16 на 17 сентября, когда случается кровавая резня в палестинских лагерях Сабры и Шатилы, случайно оказывается в Бейруте.
Наутро, после того как ливанские христиане-фалангисты, союзники израильтян,провели в лагерях беженцев военную операцию по поиску палестинских боевиков, в итоге обернувшейся резней мирных жителей, когда за одну ночь погибли более трех тысяч человек, Жене оказывается первым европейцем на месте чудовищной трагедии, и по горячим следам создает свое самое значительное политическое произведение — «Четыре часа в Шатиле». В июле 1983 года в Марокко он возвращается к работе над «Влюбленным пленником», намереваясь закончить книгу прежде, чем прогрессирующий рак сведет его в могилу. В июле 1984 года, спустя полгода после получения Большой национальной литературной премии, Жене в последний раз отправляется в Иорданию, чтобы в последний раз увидеть главных героев своей последней книги. В ноябре 1985 года он заканчивает работу над «Влюбленным пленником» и отправляет рукопись в «Галлимар». В марте 1986 года, вычитав первую корректуру, Жене уезжает на десять дней в Марокко, как будто зная, что нужно обязательно проститься с Мохаммедом и Аззедином, а после снова возвращается в Париж, устраивается в «Джекс-Отель» на улице Стефан-Пишон.
В ночь на 15 апреля 1986 года, во время работы над второй корректурой «Возлюбленного пленника», Жене скоропостижно умирает. Кладбище находится на скале над морем. С одной стороны его расположена тюрьма, с другой — публичный дом. Вряд ли стоит сегодня идеализировать Жене, пытаясь навесить на него или на его творчество какой бы то ни было обобщающий ярлык-классификатор. Во всей его жизни было что-то романно-неправдоподобное, отдающее непримиримым противоречием, наполненное грандиозным противостоянием в определении предназначения — перефразируя Ницше, мы станем называть это рождением музыки из духа трагедии.
Сам Жене еще раньше высказывается по этому поводу в «Дневнике вора», и куда более лаконично: «Моя жизнь призвана стать легендой, — говорит он, то есть должна быть прочитана, и это чтение породит некое новое чувство, которое я называю поэзией.
В театре Романа Виктюка покажут легендарный спектакль "Служанки"
Мужчины, перевоплотившиеся в женщин, кричащий грим, откровенность и эпатаж в подаче — культовому спектаклю Романа Виктюка «Служанки» исполнилось четверть века. Сегодня (точнее уже вчера) имели неосторожность сходить на «Служанок» Жана Жене в постановке Виктюка. В Санкт-Петербурге 2 апреля на сцену вернулся знаковый спектакль Романа Виктюка "Служанки". Рязанец обратился к губернатору Рязанской области Павлу Малкову с просьбой принять меры для отмены спектакля театра Романа Виктюка «Служанки». В 1988 году «Служанок» поставил Роман Виктюк и открыл театральную реальность, невозможную для советского театра.
Театр Виктюка. «Служанки»
Владимир Зайцев и Николай Добрынин, вторая редакция 1991 года Жан-Поль Сартр писал, что для творчества Жене была характерна нарочитая искусственность, превращение бытия в иллюзию. Если вчитаться в записки самого драматурга, можно понять, почему современники часто не принимали его видения, порой обвиняя его в подражании Жану Кокто. Последний, впрочем, ценил творчество Жене, и их влияние в определённой степени можно назвать взаимным. Позднее он даже в гневе убрал посвящение из текста пьесы. Автор не дожил до постановки Виктюка всего два года, но то, что в итоге было сделано стараниями режиссёра и специфической хореографии Аллы Сигаловой, полностью соответствовало слову Жене. Актёров театра Виктюка даже в антрепризах всегда можно опознать по безупречному владению голосом и телом, и именно в этом спектакле видны крайние проявления этих умений. Сейчас можно отыскать отдельные фрагменты более ранней постановки с Райкиным в роли Соланж — хотя бы для понимания, в чём было ключевое изменение спектакля в сравнении с первым прочтением. Прежней осталась причудливая хореография, нарочито неестественный грим, который актёры накладывают перед спектаклем сами, без помощи гримёра, — но добавилась ещё и игра интонациями.
Просмотр в театре «Сатирикон» Завораживающее волшебство, ни на что не похожая постановка легендарного Романа Виктюка, скандальный спектакль «Служанки». Шедевр, созданный гением еще в 80-х в театре «Сатирикон», до сих пор будоражит воображение зрителей. Автор пьесы Жан Жене, его пьесы принято относить к жанру абсурда, впервые ее поставили в театре во Франции в 1947 году. Суть действия всегда логична, но действия персонажей не поддаются объяснению. Сестры - служанки Соланж и Клер, когда нет хозяйки они любят наряжаться в одежды мадам, краситься ее пудрой, пародировать ее манеру говорить и разыгрывать сцены с участием Мадам. Написав анонимное письмо на любовника Госпожи, они обманным путем решаются отравить хозяйку, добавив яд ей в чашку, но погибает одна из служанок случайно выпившая яд.
Сейчас же содержание и пластика как одно целое,тема любви,зависти,ненависти... Всё это очень органично сливается с музыкой,костюмами...
Актёры поражают своей работой на сцене,2. Понравилось и мне,и мужу,и дочери очень!
Первую постановку «Служанок» Роман Виктюк осуществил в «Сатириконе» в 1988 году. Премьера стала грандиозным событием театральной Москвы и поворотным для всего российского театра. О Виктюке заговорили как о «кумире богемы», спектакль открыл театральную реальность, которую ранее невозможно было представить на советской сцене. В 1992 году режиссёр поставил «Служанок» во второй раз уже на сцене своего театра.
Третья редакция спектакля состоялась в 2006 году. Помимо родных стен «Служанок» показали во многих странах, везде спектакль встречал восторженные отзывы. В основе постановки — пьеса французского драматурга Жана Жене.
Тюмень увидит легендарных «Служанок» Романа Виктюка
Служанки заигрываются: они клевещут на любовника Мадам, а потом решаются на убийство. Спектакль поставлен по пьесе французского писателя, поэта и драматурга Жана Жене. Все роли исполняют мужчины. Сложный грим актеров и подчеркивающие пластику тела костюмы добавляют происходящему на сцене дополнительную символическую нагрузку.
Спектакль изобилует движением и работой над телом, в связи с чем действие надо было смотреть дотошно, не упуская малейшего жеста - всё имеет значение. Актёры прекрасно справились с задачами и ведь не сама игра была важна, сколько пластика. Она здесь главный рассказчик.
Как всегда постановка Романа Григорьевича содержит массу громких жестов, возгласов, криков. Надо отметить, что мне лично ближе такой театр - экспрессивный, неистовый. Сам жанр постановки обозначен мастером как театральный ритуал. В этом шаманстве, мифотворчестве, творении особого рода нематериального бытия кроются вещи, способные пролить свет отдельному зрителю на вечные вопросы человеческого существования. Таким был Пикассо, таким был Феллини. В связи с этим уместно предложить искусствоведам сравнить эти три фигуры Пикассо, Феллини, Виктюк , их объединяет общая театрализованность, их интересует цирк и как тема, и как метод, все трое помешаны на эротизме.
Мне показалось, что Виктюк довольно бережно относится к природе человека в своих постановках, как будто лелеет. Саму эротизацию он преподносит исподволь, ненароком, весьма эстетично: я раздену человека, но потихоньку, без надрыва и пошлости. Много режиссёр рефлексирует и над психопатией: раздвоением личности, различными одержимостями, маниями, страхами. Непонятной осталась танцевальная часть в финале постановки при всей её красоте. Немного странным показалось включение не относящихся к действию, но высокоэстетично оформленных танцевальных номеров. Но в целом я остался довольным походом в театр Романа Григорьевича.
Он как всегда велик и ужасен, интеллектуален и раскрепощён, громогласен и вкрадчив. В общем, Viktyukstyle. Ринат 17 октября 2018 «Служанки» Виктюка.
Осенью 2018 года культовому спектаклю Романа Виктюка исполнилось 30 лет. Постановка пережила три редакции 1988, 1992 и 2006 годов , была показана во многих странах, получила международное признание и собрала восторженные отклики в прессе. Спектакль неизменно вызывает большой интерес у зрителей и идет с аншлагами, независимо от того, на какой площадке играется — в Москве, регионах или за рубежом. Это спектакль с пронизывающей до мурашек энергетикой до сих пор не могут забыть зрители нескольких поколений. Пьесу Жана Жене Роман Виктюк поставил, следуя рекомендациям драматурга: все роли в ней должны исполнять только мужчины.
И это — один из основополагающих принципов режиссуры Романа Виктюка.
Переработанная режиссером фраза Жана Жене из книги «Богоматерь цветов»: «Я считаю, что в «Служанках» играть должны мужчины. Именно мужчины,» — послужила отправной точкой для небытовой, метафизической, ритуализированной постановки, ставшей отдельным театральным брендом. Вобравшим в себя изысканные линии модерна, элементы восточного театра и восточных же ритуалов, пластику из Индии, Греции и Египта, европейскую музыку и … абсолютное торжество красоты.
Навигация по записям
- О компании
- Служанки (Виктюк) — Википедия
- Театр Романа Виктюка. Спектакль «Служанки»
- В Астрахани гастроли театра Романа Виктюка оказались под угрозой срыва
«Служанки» в Театре Романа Виктюка
В Рязани многодетный отец Сергей Костяной провёл на одиночный пикет с требованием запретить показ спектакля «Служанки», сообщает группа «Новости Рязани ВКонтакте». Спектакль "Служанки" это визитная карточка театра Виктюка, впервые спектакль был поставлен в 1988 году и принёс Виктюку славу. «Служанки» декларируют торжество Игры над обыденностью, театральность, возведенную в степень, – как отдельный сценический жанр. 21 октября Театр Романа Виктюка приглашает на спектакль «Служанки». Жители Рязанской области в соцсетях обратились в губернатору Павлу Малкову с просьбой отменить показ спектакля «Служанки».
Рязанец вышел на одиночный пикет против спектакля Виктюка «Служанки»
20 апреля, исключительно благодаря Алле (на фото в центре), снимал "Служанок" в Театре на малой Бронной. Первую постановку «Служанок» Роман Виктюк осуществил в «Сатириконе» в 1988 году. 20 апреля, исключительно благодаря Алле (на фото в центре), снимал "Служанок" в Театре на малой Бронной. Весь тот специфический театральный стиль, ассоциирующийся с Романом Виктюком, был задан именно “Служанками”, созданными из смеси стилистики театра кабуки, импровизации и танца. На следующий день пройдет показ спектакля «Служанки», наверное, самого знаменитого спектакля Романа Виктюка.