Ярослав Мудрый считается достоверно свёкром трёх королей и вероятно — четырёх. Презентация о династических браках Ярослава Мудрого.У Ярослава Мудрого было три дочери. Династические браки могли заключаться и с совсем маленькими детьми, если не было взрослых кандидатур.
Правление Владимира Святого и Ярослава Мудрого
Согласно традициям того времени заключались династические браки между Киевом и Византией, что подчеркивало взаимовыгодный характер межгосударственных отношений. В целом стоит отметить, что князь Ярослав Мудрый по отношению к Византии держался довольно независимо. До этого древнерусскую церковь возглавляли исключительно греческие митрополиты. Не менее важным являлось второе направление внешней политики князя Ярослава — европейское. Действуя в интересах Казимира и оказывая ему помощь, киевский князь предпринял два похода на Мазовию 1041 и 1047 гг. Вот как описывает источник последний поход: «Ярослав идее на Мазовшаны и победи и князя их уби Моислава и покори я Казимиру». XI столетия великий князь начинает строительство международных отношений с Германией. Ярослав пытался вовлечь Германскую империю в борьбу с общим врагом, каковым к этому моменту оказалась Польша. С этой целью в 1040 и 1043 годах на территорию Германии, в Гослар, прибывают послы Киевской Руси с предложением руки русской княжны германскому императору.
В дальнейшем по мере увеличения численности Рюриковичей такая практика передачи престолов станет вызывать путаницу в определении старшинства князей и почётности городов. Княжеские усобицы станут неизбежны.
Ярослав Мудрый. Реконструкция внешнего облика по черепу, выполненная М. Поначалу князь распорядился записать судебные обычаи, которые использовались среди его дружины. Затем эти законы стали распространяться на более широкие слои населения. Письменный закон был гораздо лучше судебного обычая, поскольку он имел чёткую формулировку и прописанный порядок, как его следует применять, а также он был обязателен к исполнению для всех. Начало древнейшего известного списка Русской Правды. Конец XIII в. Подавляющее большинство законов Русской Правды составляли разъяснения насчёт наказаний за разные преступления. Наказания зачастую имели характер возмещения нанесённого ущерба: требовалось уплатить штраф в зависимости от причинённого вреда и общественного статуса пострадавшего. Смертной казни не предусматривалось.
За убийство человека полагалась специальная компенсация — вира. Предусматривалась также возможность кровной мести, но круг её участников ограничивался только близкими родственниками. Другим необычным для письменного законодательства явлением было присутствие в Русской Правде практики «Божьего суда», когда вину человека определяли при помощи испытания огнём или водой. Это свидетельствует о том, что первый письменный закон Руси находился под сильным влиянием древних языческих обычаев. Вира — денежный штраф в Древнерусском государстве, один из основных видов наказания за преступления по нормам древнерусского законодательства. Билибин Появление письменного свода законов имело колоссальное значение для становления отечественной государственности. В дальнейшем на основе Русской Правды будут составлены новые своды русских законов. Русская Правда имела влияние также на законы сопредельных государств. Внешняя политика Ярослава Мудрого Во внешней политике Ярослав придерживался линии, намеченной его отцом и дедом. Наибольшее беспокойство русским землям причиняли набеги печенегов.
Это привело к тому, что южные границы Древнерусского государства до конца правления Ярослава Мудрого находились в безопасности. Ярослав желал расширить границы государства. Стремление к берегам Балтийского моря станет традиционным направлением внешней политики русских князей. В 1043 г. Ярослав Мудрый отправил на кораблях большое войско к византийской столице. По дороге шторм потопил значительную часть русского флота. Спасшиеся от бури воины оказались в плену у византийцев. Итог похода был удручающим. Однако византийский император не хотел продолжения войны и пошёл на заключение мира, по условиям которого русские купцы вновь получили выгодные условия торговли в Византии. Конфликт с Византией не прошёл бесследно.
Чтобы ослабить византийское влияние на русскую церковь, Ярослав Мудрый способствовал назначению на пост киевского митрополита человека из числа русских кандидатов.
История женитьбы Харальда и Елизаветы, как она описывается сагами, весьма романтична. Через год после битве при Стикластадире 1030 г. Снорри далее рассказывает, что "конунг Ярицлейв хорошо принял Харальда и его людей. Сделался тогда Харальд хёвдингом над людьми конунга, охранявшими страну... Харальд оставался в Гардарики несколько зим и ездил по всему Аустрвегу. Затем отправился он в путь в Грикланд, и было у него много войска. Держал он тогда путь в Миклагард" [Hkr. III: 69-70]. Здесь рассказывается о том, что "Харальд ездил по всему Аустрвегу и совершил много подвигов, и за это конунг его высоко ценил.
У конунга Ярицлейва и княгини Ингигерд была дочь, которую звали Элизабет, норманны называют ее Эллисив. Харальд завел разговор с конунгом, не захочет ли тот отдать ему девушку в жены, говоря, что он известен родичами своими и предками, а также отчасти и своим поведением". Ярослав сказал, что не может отдать дочь чужеземцу, у которого нет государства и который недостаточно богат для выкупа невесты, но при этом не отверг его предложения [Msk. Именно после этого разговора Харальд отправился прочь, добрался до Константинополя и провел там примерно десять лет ок. Вернувшись на Русь, Харальд взял то золото, которое он посылал из Миклагарда на хранение к Ярицлейву. Кроме того, во всех сводах сообщается, что в ту зиму "Ярицлейв отдал Харальду в жены свою дочь" [Msk. III: 89; Hulda: 171]. Эти слова саги подтверждаются ссылкой на 4-ю строфу "Драпы Стува" ок. Ему выпало много золота и дочь конунга". Ни имени конунга, ни имени его молодой жены, ни "восточных" топонимов в висе нет.
Однако из "Пряди о Стуве" известно, что он был дружинником конунга Харальда Сигурдарсона, так что именно Харальд может скрываться под прозвищем "воинственный конунг Эгда". О золоте, которое "выпало" Харальду, рассказывают и другие скальды, например, Тьодольв Арнарсон и Вальгард из Веллы. Весной, сообщают саги со ссылкой на скальда Вальгарда из Веллы "Ты спустил [на воду] корабль с красивейшим грузом; тебе на долю выпала честь; ты вывез, действительно, золото с востока из Гардов, Харальд" , Харальд отправился из Хольмгарда через Альдейгьюборг в Швецию. В исландских анналах читаем: "1044. Харальд [Сигурдарсон] прибыл в Швецию" [IA: 17, 58, 108, 317]. Ни один источник, рассказывая об отъезде Харальда с Руси, не говорит о том, что Елизавета была вместе с ним в этом путешествии. Правда, к такому выводу можно прийти на основании отсутствия в сагах указаний на то, что две их дочери Марию и Ингигерд, не известных, как и Елизавета, русским источникам, знают "Гнилая кожа", "Красивая кожа", "Круг земной" и "Хульда" были близнецами, — в противном случае у Харальда и Елизаветы, проведших вместе, согласно сагам, одну весну между свадьбой и отплытием Харальда, могла бы быть лишь одна дочь. Подтверждается это и последующим известием саг, что по прошествии многих лет, покидая в 1066 г. Норвегию, Харальд взял с собой Елизавету, Марию и Ингигерд. Елизавету и дочерей, согласно "Кругу земному" и "Хульде", Харальд оставил на Оркнейских островах, а сам поплыл в Англию [Fask.
III: 178-179; Hulda: 404-405]. В "тот же день и тот же час", когда в Англии погиб конунг Харальд, говорят саги, на Оркнейских островах умерла его дочь Мария [Msk. III: 197; Hulda: 427]. Елизавета и Ингигерд, перезимовав там, отправились весной с запада [Hkr. III: 197; Hulda: 428]. С этого момента Елизавета больше в сагах не упоминается. Незамеченным в историографии осталось мнение Н. Карамзина относительно судьбы Елизаветы: он считал, что вскоре после свадьбы Елизавета умерла, "оставив двух дочерей, Ингигерду и Марию", первая из которых "вышла за Филиппа, короля Шведского" [Карамзин 1842. II, гл. Сторм, впрочем, задается вопросом, не была ли ранняя смерть Эллисив причиной второго брака Харальда [Storm 1893: 424-429].
Как можно видеть, эти мнения противоречат данным саг о судьбе Елизаветы. Более того, Ингигерд была выдана замуж за Олава Свейнссона, конунга данов [Msk. III: 208]. Достаточно широко распространено убеждение, что после гибели Харальда Елизавета Ярославна вышла замуж за датского короля Свена Эстридсена. Брак Харальда Сигурдарсона и Елизаветы Ярославны упрочил русско-норвежские связи, имевшие дружественный характер во времена Олава Харальдссона — во всяком случае с 1022 г. Кроме того, этот брак привел к временному альянсу между Харальдом и могущественным ярлом Свейном Ульвссоном, будущим датским королем, более известным по своему материнскому роду как Свен Эстридсен 1047-1074 или 1076. Своды королевских саг и "Сага о Кнютлингах" подчеркивают, что этот союз основывался не только на обоюдных претензиях Харальда и Свейна на подвластные Магнусу Доброму земли — Норвегию и Данию, — но и на установившихся через брак Харальда и Елизаветы родственных связях замечу — очень дальних в представлении современного человека. Багге о значении брачных связей в Норвегии для укрепления политических альянсов [Bagge 1991: 119]; то же К. Хаструп о ситуации в средневековой Исландии [Hastrup 1986: 90]. И предложил Свейн, что им стоит вступить в союз из-за той их беды, что оба они по рождению имеют право на те королевства, которые захватил конунг Магнус, и объявил свое родство с Харальдом.
III: 91; Hulda: 173]. По мнению Г. Глазыриной, "союз с Русью не дал ожидаемых результатов, поэтому Харальд после отъезда из Руси около 1044 г. Аналогично и С. Багге полагает, что "Харальд Суровый, вернувшись из-за границы и, вероятно, ощущая отсутствие сильной родни — и родственников по женской линии? Оба эти тезиса требуют, на мой взгляд, дополнительного рассмотрения и уточнения. Анализ большой совокупности источников [Джаксон 1999] позволяет утверждать, что Тора не была купленной за мунд свадебный дар женой Харальда, а была его наложницей. Если, действительно, целью этого союза было обретение "сильной родни", то, как выявил С. Багге, "наложницы и незаконнорожденные сыновья конунгов служили для укрепления альянсов в не меньшей степени, чем институт усыновления" [Bagge 1991: 120]. Связь Харальда и Торы, однако, помимо политических мотивов, могла быть, как мне представляется, спровоцирована и тем, что у Харальда с Елизаветой не было сыновей — продолжателей рода и претендентов на престол.
Вот яркий пример такого текста: "На Гюде, дочери конунга Харальда Английского. Их дочерьми были Мальмфрид и Ингибьёрг. Их детьми были конунг Вальдамар, и Кристин, и Катерин, и Маргарета.
Юрий Данилович, однако, не оставлял надежды на получение ярлыка. В 1317 году он решил породниться с ханом Золотой Орды Узбеком и взять в жены его сестру Кончаку. Привезенная в Россию невеста приняла православную веру и получила имя Агафья. Долгожданный ярлык стал свадебным подарком московскому князю от хана Узбека. Кроме того, некоторые историки считают, что Узбек подарил Юрию Даниловичу еще один подарок, а именно знаменитую шапку Мономаха. По одной из версий, головной убор был женским и принадлежал Кончаке. Позже московские мастера превратили его в одну из важнейших царских регалий. Тем не менее, судьба Кончаки в России оказалась трагичной. Осенью 1317 г.
Королевы, дочери Ярослава Мудрого: почему их судьбы сложились горько
Карамзина относительно судьбы Елизаветы: он считал, что вскоре после свадьбы Елизавета умерла, «оставив двух дочерей, Ингигерду и Марию», первая из которых «вышла за Филиппа, короля Шведского» [Карамзин 1842. II, гл. Сторм, впрочем, задается вопросом, не была ли ранняя смерть Эллисив причиной второго брака Харальда [Storm 1893: 424—429]. Как можно видеть, эти мнения противоречат данным саг о судьбе Елизаветы. Более того, Ингигерд была выдана замуж за Олава Свейнссона, конунга данов [Msk. III: 208]. Достаточно широко распространено убеждение, что после гибели Харальда Елизавета Ярославна вышла замуж за датского короля Свена Эстридсена. Брак Харальда Сигурдарсона и Елизаветы Ярославны упрочил русско-норвежские связи, имевшие дружественный характер во времена Олава Харальдссона — во всяком случае с 1022 г. Кроме того, этот брак привел к временному альянсу между Харальдом и могущественным ярлом Свейном Ульвссоном, будущим датским королем, более известным по своему материнскому роду как Свен Эстридсен 1047—1074 или 1076. Своды королевских саг и «Сага о Кнютлингах» подчеркивают, что этот союз основывался не только на обоюдных претензиях Харальда и Свейна на подвластные Магнусу Доброму земли — Норвегию и Данию, — но и на установившихся через брак Харальда и Елизаветы родственных связях замечу — очень дальних в представлении современного человека.
Багге о значении брачных связей в Норвегии для укрепления политических альянсов [Bagge 1991: 119]; то же К. Хаструп о ситуации в средневековой Исландии [Hastrup 1986: 90]. И предложил Свейн, что им стоит вступить в союз из-за той их беды, что оба они по рождению имеют право на те королевства, которые захватил конунг Магнус, и объявил свое родство с Харальдом. III: 91; Hulda: 173]. По мнению Г. Глазыриной, «союз с Русью не дал ожидаемых результатов, поэтому Харальд после отъезда из Руси около 1044 г. Аналогично и С. Багге полагает, что «Харальд Суровый, вернувшись из-за границы и, вероятно, ощущая отсутствие сильной родни — и родственников по женской линии? Оба эти тезиса требуют, на мой взгляд, дополнительного рассмотрения и уточнения.
Анализ большой совокупности источников [Джаксон 1999] позволяет утверждать, что Тора не была купленной за мунд свадебный дар женой Харальда, а была его наложницей. Если, действительно, целью этого союза было обретение «сильной родни», то, как выявил С. Багге, «наложницы и незаконнорожденные сыновья конунгов служили для укрепления альянсов в не меньшей степени, чем институт усыновления» [Bagge 1991: 120]. Связь Харальда и Торы, однако, помимо политических мотивов, могла быть, как мне представляется, спровоцирована и тем, что у Харальда с Елизаветой не было сыновей — продолжателей рода и претендентов на престол. Вот яркий пример такого текста: «На Гюде, дочери конунга Харальда Английского. Их дочерьми были Мальмфрид и Ингибьёрг. Их детьми были конунг Вальдамар, и Кристин, и Катерин, и Маргарета. Вальдамар, конунг данов, женился на Сиффии, дочери конунга Валада в Пулиналанде и королевы Рикисы. Как мы видим, текст начинается с хронологической и содержательной ошибки, о которой речь уже шла выше: со смешения двух Владимиров — Владимира Ярославича и его племянника Владимира Всеволодовича.
Гюда — это Гида, дочь английского короля Харальда, сына Гудини, умершая в конце 1090-х гг. В соответствии с гипотезой А. Назаренко, на Руси Гида Харальдовна приняла, по обычаю того времени, православное имя Анна [Назаренко 1993а: 77, примеч. Согласно процитированному выше тексту и еще целому ряду саг [Msk. Кросс, хронологические соображения заставляют думать, что это был не сын, а внук Ярослава Мудрого, Владимир Мономах, родившийся в 1053 г. Принимая во внимание отмечаемое Саксоном Грамматиком участие датского короля Свена Эстридсена в заключении этого брака, а также одновременность германо-черниговских и германо-датских переговоров в начале 1070-х гг. Назаренко усматривает в этом браке «проявление скоординированной международной политики» младших братьев Изяслава Киевского — Святослава Черниговского и Всеволода Переяславского, отца Владимира Мономаха, — «в 1069—1072 гг. Соответственно он относит время заключения брака к периоду между 1072 и 1074 гг. Супруге Мстислава также атрибуируются две фрагментарные печати из Новгорода с легендой «святая Христина» [Янин 1991: 33].
Назаренко заключает, что «Харальдом саги именуют именно Мстислава». Он отдает предпочтение этим данным перед сообщением «Генеалогии датских королей» аббата Вильгельма конец XII в. Итак, Харальдом, сыном Вальдамара, саги называют, по общему признанию исследователей, Мстислава, сына Владимира Мономаха, родившегося в 1075 г. Была вероятно, с 1111 г. Пашуто полагает, что в первой трети XI в. Анонимная «Genealogia Regum Danorum», записанная ок. Кнут Лавард — сын датского короля Эйрика Доброго 1095—1103 , брат по отцу Эйрика Эймуна, датский принц, герцог Шлезвигский, бодрицкий король в 1129—1131 гг. Его прозвище означает либо « раз дающий хлеб», либо «господин» [История Дании 1996: 81, примеч. О браке ок.
Матерью конунга Харальда была Гюда, дочь Харальда, конунга англов, Гудинасона. Конунг Харальд был женат на Кристин, дочери Инги, конунга свеев, Стейнкельссона, сестре королевы Маргрет, на которой тогда был женат Никулас, конунг данов. Некий купец по имени Видгаут отправился в поездку с поручением Кнута Лаварда на восток в Хольмгард просить для него руки Энгильборг. Харальд дал положительный ответ на сватовство Кнута к его дочери. Вскоре в Дании была сыграна свадьба. Она родила мальчика и назвала его Вальдимар; он родился через семь дней после гибели святого Кнута Лаварда, своего отца; в раннем возрасте он был крупным и красивым [ребенком] и во всем превосходил остальных. Пашуто предположил, что «сын Ингеборг и Кнута — будущий датский король Вальдемар I 1157—1182 назван так, видимо, в честь деда, Мономаха» [Пашуто 1968: 147; Lind 1990: 16]. Согласно «Саге о Кнютлингах», которая в данном конкретном случае представляется Дж. Линду достоверной [Lind 1990: 16], Вальдемар родился на Руси через семь дней после убийства его отца и провел там раннее детство.
На момент брака Ингибьёрг и Кнута Лаварда ок. Такое различие вряд ли могло быть проведено компилятором XIII в. Информатором автора саги он считает названного в ней исландского скальда Атли Свейнссона, который был с Вальдемаром в битве 1157 г. Я, однако, сомневаюсь, что противопоставление Хольмгарда и Гардарики было осознанным и что второй топоним принимал при этом не совсем ему свойственное значение обычное их соотношение: первый — имя города, столицы государства, обозначаемого вторым топонимом. Его брак с Мальмфрид Мстиславной сестрой Ингибьёрг, на которой был женат Кнут Лавард заключен в 1133 г. Линд полагает, что брак второго сына Эйрика и второй дочери великого киевского князя Мстислава Владимировича не был случайностью, а явился составляющей борьбы за власть между братьями Эйриком и Кнутом, с одной стороны, и их кузеном Магнусом, сыном Нильса, женатым на польской принцессе Рикисе, дочери Болеслава III, с другой.
Но все же большинство историков уверены, что именно Рогнеда стала матерью самого известного древнерусского князя.
Все четыре сына, которые родились в супружестве с Рогнедой — Мстислав, Изяслав, Ярослав, Всеволод, получили в княжество разные города. Ярослав должен был княжить в Ростове. Но на тот момент он был всего лишь девятилетним мальчиком, поэтому в качестве кормильца и опекуна ему приставили воеводу Будого. Когда Ярослав подрос и сам княжил в Новгороде, Будый стал его ближайшим соратником. Правление О событиях того периода точных сведений не сохранилось. До нашего времени дошли легенды и предания. Одни историки идеализируют годы правления Мудрого, да и его самого, другие видят в нем настоящего демона.
Каждый волен считать, как ему угодно. Быть новгородским князем гораздо престижнее, чем ростовским, но все равно не снимало с него подчиненного статуса в отношении к киевскому, то есть родному отцу. Ежегодно Ярослав должен был отдавать Владимиру две третьих всей дани, собранной с Новгородских земель. Сумма составляла две тысячи гривен. На одну тысячу содержался сам вельможа и его дружина, которая была не намного меньше, чем у Владимира. Правление Ярослава Мудрого Скорее всего, именно это подтолкнуло Ярослава к бунту в 1014-м году. Он наотрез отказался выплачивать Владимиру неподъемную дань.
Жители Новгорода полностью поддержали своего князя, и дошедшие до нас летописи сохранили этот исторический факт. Разгневанный Владимир начал подготовку к походу, он не мог оставить бунтарей безнаказанными. Однако в то время он уже был в преклонном возрасте, внезапно заболел и скоропостижно скончался, так и оставив сына без заслуженного наказания. Место киевского князя досталось старшему сыну — Святополку Окаянному. Он очень боялся за свою безопасность, поэтому постарался ликвидировать троих братьев. От его рук погибли Борис — любимец киевлян, Глеб и Святослав. Такая же участь была уготована и новгородскому посаднику, но он одержал победу над Святополком и в 1016-м году занял Киев.
Между братьями установилось временное перемирие, они разделили киевское княжество по реке Днепр, но временами все равно нарушали договоренности и сражались не на жизнь, а на смерть. В 1019 году Святополк погиб, и Ярослав получил киевское княжество в свое полное владение. В 1036 году Ярослав Мудрый победил печенегов. Кочевники взяли Киев в осаду, когда его не было в городе, в то время он находился в Новгороде, куда приехал на закладку храма. Когда до него дошло известие о нападении печенегов, Ярослав немедленно вернулся и сумел начисто разбить войско кочевников. С этого времени Русь перестала страдать от их опустошительных побегов. Это был период расцвета правления киевского князя.
После разгрома врагов он принялся отстраивать город. В том месте, где были разбиты кочевники, вельможа приказал заложить Софийский собор, который стал почти полной копией собора, построенного ранее в Царьграде. Собор украшали фрески и мозаика, он поражал великолепием в те годы, и остается таким же непревзойденным и сегодня. Ярослав не скупился в средствах, он поручил отделку собора лучшим греческим мастерам. Затем приказал заняться установкой Золотых ворот, точной копии царьградских.
Дополнительные сведения о возрасте Ярослава на момент смерти представляют данные исследования костных останков Ярослава, проведённые в 1939—1940 годах [25]. Рохлин указывает, что Ярославу в момент смерти было больше 50 лет и указывает в качестве вероятного года рождения 986 , а В.
Гинзбург — 60—70 лет [26] [27] [28]. Основываясь на этих данных предполагается, что Ярослав мог родиться в период между 983 и 986 годами [7]. Кроме того, некоторые историки вслед за Н. Костомаровым высказывали сомнения в том, что Ярослав является сыном Рогнеды [23] [29] [30]. Однако это противоречит известиям летописей, в которых Ярослав неоднократно называется её сыном [6]. Существует также гипотеза французского историка Арриньона [31] , согласно которой Ярослав был сыном византийской царевны Анны и именно этим объясняется вмешательство в 1043 году Ярослава во внутривизантийские дела. Однако эта гипотеза также противоречит всем другим источникам [6].
Ростовский период[ править править код ] Памятный знак на легендарном месте основания Ярославля В «Повести временных лет» за 6496 988 год сообщается о том, что Владимир Святославич посадил своих сыновей по различным городам. В числе перечисленных сыновей есть и Ярослав, который в качестве стола получил Ростов [32]. Однако указанная в этой статье дата, 988 год, достаточно условна, поскольку в неё вместилось много событий. Историк А. Карпов предполагает, что Ярослав мог уехать в Ростов не ранее 989 года [33]. В летописях о правлении Ярослава в Ростове не сообщается ничего, кроме факта посажения на стол. Все сведения о ростовском периоде его биографии носят поздний и легендарный характер, историческая достоверность их мала [33].
Поскольку Ярослав получил Ростовский стол ещё ребёнком, то реальная власть находилась в руках посланного с ним наставника. По мнению Карпова, этим наставником мог быть упоминаемый в летописи в 1018 году «кормилец и воевода именем Буды или Будый » [34]. Вероятно он был ближайшим соратником Ярослава в Новгороде, однако кормилец в период новгородского княжения ему уже не был нужен, так что вполне вероятно, что он был воспитателем Ярослава ещё во время ростовского княжения [33]. Со временем правления Ярослава в Ростове связывают основание города Ярославля , названного в честь князя. Впервые упоминается Ярославль в «Повести временных лет» под 1071 годом, когда описывалось вызванное голодом « восстание волхвов » в Ростовской земле [35]. Но существуют предания, которые приписывают основание города Ярославу. Согласно одному из них Ярослав путешествовал по Волге из Новгорода в Ростов.
По легенде по дороге на него напал медведь, которого Ярослав с помощью свиты зарубил секирой. После этого князь приказал срубить на неприступном мысу над Волгой небольшую деревянную крепость, названную по его имени — Ярославль. Эти события нашли отражение на гербе города. Это предание было отражено в « Сказании о построении града Ярославля », опубликованном в 1877 году. Согласно исследованиям историка и археолога Н. Воронина , «Сказание» было создано в XVIII—XIX веке, однако по его предположению в основу «Сказания» легли народные предания, связанные с древним культом медведя, характерным для племён, обитавших в лесной полосе современной России [36]. Более ранняя версия легенды приводится в статье, опубликованной М.
Ленивцевым в 1827 году [37]. Однако существуют сомнения в том, что ярославское предание связано именно с Ярославом, хотя оно, вероятно, отражает некоторые факты из начальной истории города [38]. В 1958—1959 годах ярославский историк Михаил Германович Мейерович обосновал, что город появился не ранее 1010 года. Эта дата в настоящее время считается датой основания Ярославля [39] [40]. Княжил в Ростове Ярослав до смерти своего старшего брата Вышеслава , который правил в Новгороде. В « Степенной книге » XVI век сообщается, что Вышеслав умер раньше Рогнеды, матери Ярослава, год смерти которой указан в «Повести временных лет» 1000 год. Однако эти сведения не основаны на каких-то документах и, вероятно, являются догадкой [33].
Другую версию привёл в « Истории Российской » В. Эта дата в настоящее время принята большинством историков. Сменил Вышеслава в Новгороде Ярослав [33]. Однако по сообщению Титмара Мерзебургского он был посажен Владимиром в темницу по обвинению в измене [42]. Следующий по старшинству сын, Изяслав, к тому моменту умер, однако он ещё при жизни отца был фактически лишён права на наследование — для него был выделен в удел Полоцк. И Владимир в Новгород поставил Ярослава [43] [44]. Новгородское княжение в это время имело более высокий статус, чем ростовское и все другие, за исключением киевского.
Период новгородского княжения Ярослава до 1014 года столь же мало описан в летописях, как и ростовский. Вероятно, что из Ростова Ярослав сначала отправился в Киев, а оттуда уже выехал в Новгород. Прибыл он туда, вероятно, не ранее 1011 года. До Ярослава новгородские князья со времён Рюрика жили, как правило, на Городище около Новгорода , Ярослав же поселился в самом Новгороде, который к тому моменту был значительным поселением. Его княжий двор располагался на Торговой стороне Волхова , место это получило название « Ярославово дворище ». Кроме того, у Ярослава имелась ещё и загородная резиденция в сельце Ракома , размещавшемся к югу от Новгорода [46]. Княжеский знак Ярослава Мудрого Вероятно, что к этому периоду относится первый брак Ярослава [47].
Имя его первой жены неизвестно, предположительно её звали Анна [32]. Во время раскопок в Новгороде археологи нашли долгое время единственный экземпляр свинцовой печати Ярослава Мудрого, подвешенной когда-то к княжеской грамоте. На одной её стороне изображены святой воин Георгий с копьём и щитом и его имя, на второй — человек в плаще и шлеме, сравнительно молодой, с торчащими усами, но без бороды, а также надписи по сторонам от погрудной фигуры: «Ярослав. Князь Русский».
Всеволод Ярославович женился на дочери Константина Мономаха. Отсюда прозвище его сына Владимира, который, в свою очередь, был женат на английской принцессе Гите. В 1309 году умер первый московский князь Даниил Александрович, после чего правление перешло в руки его сына Юрия.
Не прошло и года, как Юрий Данилович уже спорил с князем Михаилом Тверским за великокняжеский престол Владимирский и был вынужден отступить, так как у последнего было больше средств и возможностей для подкупа ордынских сановников. Юрий Данилович, однако, не оставлял надежды на получение ярлыка. В 1317 году он решил породниться с ханом Золотой Орды Узбеком и взять в жены его сестру Кончаку. Привезенная в Россию невеста приняла православную веру и получила имя Агафья. Долгожданный ярлык стал свадебным подарком московскому князю от хана Узбека. Кроме того, некоторые историки считают, что Узбек подарил Юрию Даниловичу еще один подарок, а именно знаменитую шапку Мономаха.
Ярослав Мудрый и его верная жена Анна Новгородская
Во времена Ярослава брак членов княжеского семейства с представителями чужеземных династий превратился в самый обычный инструмент заключения политических союзов. Пока потомки Ярослава Мудрого распоряжались его наследием, в дальнем — северо-западном — углу русских земель, в Полоцке, дожидался своего часа ещё один наследник, которого пока не принимали в расчёт. Династические браки Ярослава Мудрого Династические браки испокон веков способствовали укреплению мира и дружбы между народами, а также являлись важными показателями роста международног о авторитета государства.
Династические браки при ярославе мудром доклад
Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром укреплялся династическими браками детей князя. Ярослав Мудрый женился на дочери шведского короля Олафа – Ингигерде, которая в православии звалась Ирина. Династические браки По разным направлениям шел расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. ПОТОМКИ ЯРОСЛАВА МУДРОГО НАСЛЕДСТВО ЯРОСЛАВА После смерти Ярослава в 1054 году согласно традиционной истории Русь была поделена на уделы между сыновьями Ярослава. Династическая политика Ярослава Мудрого получила известность благодаря бракам его дочерей. Князь Ярослав получил прозвище «Мудрый» только в XVI веке.
Династические браки при ярославе мудром
Династические браки при Ярославе Мудром. Составить выгодную партию: династические браки, изменившие историю России | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов. Ингигерда была дочерью могущественного короля, Ярослав - только кандидатом в князья Киевские, притом таким, под которым уже начала шататься “карьерная лестница”. Во времена Ярослава брак членов княжеского семейства с представителями чужеземных династий превратился в самый обычный инструмент заключения политических союзов. Именно с Ярослава Мудрого началась традиция заключения династических браков с представителями скандинавских королевств, к тому времени также принявших христианство. Династические браки при Ярославе Мудром. Составить выгодную партию: династические браки, изменившие историю России | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов.
История России. Князь Ярослав Мудрый (1019-1054). Всё о князе Ярославе Мудром.
Ярослав «Мудрый» неслучайно прозван в истории так. Давайте посмотрим на династические браки детей Ярослава Мудрого. Информация о браках 1) Ярослава Мудрого (Ярицлейва саг) и Ингигерд, дочери Олава Шведского (1019 г.), 2) их дочери Елизаветы (Эллисив) и норвежского конунга Харальда Сигурдарсона (ок. Во времена Ярослава брак членов княжеского семейства с представителями чужеземных династий превратился в самый обычный инструмент заключения политических союзов.
Анафема для Генриха IV. Как русская княжна отомстила мужу-императору
Положение Древнерусского государства в мире укреплялось благодаря бракам, которые организовывал Ярослав Мудрый между своими детьми и представителями зарубежных правящих династий. ПОТОМКИ ЯРОСЛАВА МУДРОГО НАСЛЕДСТВО ЯРОСЛАВА После смерти Ярослава в 1054 году согласно традиционной истории Русь была поделена на уделы между сыновьями Ярослава. ‒ Почему так много династических браков заключил Ярослав Мудрый? Ярослав Мудрый заложил традицию династических браков с европейскими правящими домами. Брак Ярослава Мудрого и Ингигерды Шведской. Ярослав прекрасно понимал силу династических браков – он и сам женился на шведской принцессе Ингигерде.
Династические связи русских князей
Династические браки при ярославе мудром доклад | Анна Ярославна — младшая из 3 дочерей киевского князя Ярослава Мудрого от брака с Ингегердой Шведской. |
Династические браки дочерей Ярослава Мудрого | Династические браки дети Ярослава заключили со всеми ключевыми европейскими королевскими домами. |
Сколько жен было у Ярослава Мудрого и биография Ингигерды, общие дети | Династические браки привели к тому, что супружеские узы начали заключать между двоюродными братьями и сестрами. |