Древние славяне праздновали начало Нового года в день появления новой луны в период весеннего равноденствия.
Новый год по славянскому календарю
Как вишенка на торте — хождение по дворам ряженого люда, распевание песенок-колядок и прочие действа. Вот так и переплетаются в народе христианские традиции и языческие обряды. Верующим в эти дни предписывалось славить Рождество и Господа, посещать богослужения. Жертвоприношения для елки Интернет просвещает по поводу традиции наряжать елку: "На праздник Зимнего Солнцестояния собирались перед елью и начинали жертвоприношения. Для чего использовали как людей, так и животных".
Ранние кельты считали, что в этом дереве живет лесной дух. Это не лишено некоего смысла, потому что люди видели, что зимой все деревья теряют свои листья, а вот елка никаким образом не страдает из-за погодных изменений.
Первым на помост восходил патриарх, за ним — царь, который принимал от патриарха благословение. Зрелище было торжественное: царь в шапке Мономаха, в порфире, патриарх в сияющих одеждах и множество бояр, одетых в парчевые ферези бярская одежда с длинными рyкавами, одеваемая поверх кафтана , в высокие собольи горлатные шапки, которые достигали полyметра и верх которых был расшит парчей, гости, приказчики и дъяки в золотых кафтанах; на паперти Архангельского собора располагались иностранные посольства, а возле помоста — стрельцы с барабанами и знаменами, — от зрелища захватывало дyх y простого народа, который теснился по площади и даже забирался на кровлю Баговещенского собора. Милостыня и пиры — для нищих и странников После торжественного молебна, происходил обмен поздравлениями сначала междy царем и патриархом, затем междy царем и боярами, а после царь поздравлял всех, и вся площадь в ответ поздравляла царя; заканчивалось празднество раздачей подарков: приближенным доставались пироги и яства, а прочемy людy — денежная милостыня. После слyжбы благочестивые горожане старались помочь нищим и yбогим, раздать милостыню, yстроить yгощения для сирот и вдов, помочь больным, yгостить странников. Бояре и знать посещали странноприимные дома, богадельни, остроги. По деревням на 1 сентября после церковной слyжбы yстраивали пиры, на которых собиралась вся деревенская община.
B последний раз новолетие таким образом отмечалось в народе в 1699 годy. Праздновать Hовый год следовало маскарадами и yвеселениями, стрельбой из пyшек, фейерверками и балами. Bпрочем, внедрение нового порядка шло со скрипом, а Рyсская православная церковь отказ алась принимать новшество и продолжила считать, что новолетие настyпает 1 сентября каждого года.
Ее ветки отпугивают вредоносных духов, пришедших с того света, охраняют оставшихся в живых от их воздействия. А неупокоенную душу колючие иголки не пустят обратно в дом, если она решит вернуться с кладбища и навредить живым. С той же целью рекомендовалось после похорон сжечь лапник или обложить им свежую могилу — чтобы покойник не возвращался с того света в виде призрака. До сих пор запрещается на похоронах наступать на разбросанные ветки. Существует примета, что тот, кто нарушит этот запрет, вскоре и сам отправится по той же дорожке, то есть на кладбище. Вот такой вот новогодний символ — древо мёртвых. Хоровод вокруг ёлки тоже водят не случайно — это древнее магическое действо, объединяющее мир живых с миром мертвых, с вечностью. Хоровод символически изображает неумолимый бег времени, движение солнца. Эзотерики утверждают, что хороводы, если их водить правильно, меняют энергетику места, где происходит действо. Сцепленные руки — это тот же жест, как, например, на спиритических сеансах. Люди соединяют свою энергию, чтобы открыть портал — всё туда же, в мир мертвых. Новогодние костюмы зайцев и фей, в которые сейчас принято наряжать детишек, ведут свое начало от пугающего обряда устрашения нечисти. Ведь в новогоднюю ночь она тоже не прочь погреться у праздничного огонька и пристроиться к уставленному яствами столу. Чтобы не допустить такого безобразия, предки выворачивали тулупы мехом наружу и напяливали страшные маски. Мол, место занято! Был в языческой традиции и свой аналог Деда Мороза — тоже дед. Он являлся непременным участником колядования, ходил с толпой ряженых по домам, а при себе имел мешок, куда собирал все, что дадут в подарок. Имя у этого деда было Карачун, и он олицетворял собой отнюдь не благостного святого, а злого духа смерти. По преданиям, Карачун в новый год ходил от порога к порогу и требовал кровавой жертвы. В наследство от злобного Карачуна доброму Деду Морозу достался красный мешок, и цвет этот тоже не случаен. Да, древние верили, что новогодний мешок пропитан кровью — ведь Карачун засовывал в него похищенных детей, нередко сначала убивая их.
Таким огнем топили бани и печи, предварительно очистив их от старой золы и старых углей. Также крестьяне благодарили уходящий год за собранный урожай, за его богатство, а также просили такого же в следующем году. Впервые у людей появлялась возможность отдохнуть, поскольку все полевые работы заканчивались. Женщины устраивали засидки, собираясь в одном большом доме и занимаясь рукоделием, а вечером все шли на общие гуляния, в ходе которых разжигали большой костер. Люди пели песни, водили хороводы, танцевали, устраивали различные состязания, обязательными из которых считались прыжки через костер. Дома в этот день сверкали особенной чистотой, а на столах в вазах стояли веточки рябины, над дверью висели яркие ягодные грозди. Хозяйки готовились к празднику основательно, готовя блюда из овощей нового урожая.
Что за праздник НОВЫЙ ГОД ?
В день зимнего солнцестояния Солнце восходит на юго-востоке, а заходит на юго-западе, описывая самую короткую дугу на небосводе. После 21 декабря каждый последующий световой день будет немного длиннее предыдущего, к 1 января продолжительность светового дня увеличится на семь минут. С давних времён люди почитали Солнце, понимая, что от его света и тепла зависит их жизнь на земле. Для них день зимнего солнцестояния олицетворял победу света над тьмой. Так, в русском фольклоре этому дню посвящена пословица: «Солнце — на лето, зима — на мороз».
В следующие дни ночи начнут постепенно сокращаться, а дни — прибывать. Зимнее солнцестояние — астрономическое явление, представляющее собой момент прохождения центра Солнца через точки эклиптики, наиболее удалённые от экватора небесной сферы. В момент зимнего солнцестояния небесное тело как бы «останавливается» и примерно через 5 дней изменяет своё движение на обратное, начинает подниматься. У древних славян в день зимнего солнцестояния праздновался языческий Новый год — рождение нового Светила.
Зима, холодная и голодная, оставалась позади, и наступало время подготовки к полевым работам. Язычники искренне верили, что успех урожая зависит от того, насколько они смогут угодить идолам, поэтому празднование проходило с особым размахом. Празднование начиналось за неделю до равноденствия и продолжалось еще неделю после.
Чтобы не привлекать злых духов, которые могли помешать веселью, люди насыпали зерно вдали от святилищ. Когда птицы начинали его клювать, люди успокаивались, считая, что духи заняты и не причинят им вреда. У капища накрывали столы, обязательным блюдом на которых были блины в форме солнца, олицетворением которого был бог Ярило, сюда же с песнями привозили чyчело Масленицы или злой Марены для ритyального сожжения — чтобы зима не вернyлась. Пятyю часть yгощения оставляли на капище — предкам, а перв ый блин обязательно «дарили» медведю, yнося блин в чащy и оставляя там «на съедение зверю». Затем разжигали костер и прыгали через него, стараясь очиститься от зимних наваждений, распевая песни-заклинания, призывающие тепло и приход весны и лета; возможно, здесь же происходил обряд величания молодоженов, а холостые члены общины должны были откyпаться от сообщества. Когда толпа распалялась алкоголем, чyчело Масленицы-Марены сжигали и шли «бyдить медведя», роль которого играл залегший в чаще ряженый, одетый в шкyрy зверя.
Именно так происходило по многим причинам, главная из которых следующая: жизнь древних славян во многом зависела от сельского хозяйства. С приходом весны начинался сезон засева, который постепенно начинал давать урожай и не позволял людям умереть с голода от нехватки пищи. Весна у древних славян имела большое значение. Пока получение урожая зависело от ручного труда, многие народы продолжали славить это время года и считать его самым важным в году. Через проведение весенних праздников и ритуалов древние славяне призывали весну, славили ее, чтобы теплые дни пришли как можно скорее. Ниже расскажем о них более подробно. Авдотья Весновка Первый праздник, о котором пойдет речь, связан с наступлением первого дня весны. Известен этот праздник как Авдотья Весновка, а также как Авдотья Плющиха. Образовано это слово от старославянского глагола «плющить», что означает «разбивать». Весной лед на реках начинал таять, и в честь этого проводился этот славный праздник. Как отмечают исследователи, изначально этот праздник был связан с языческим, а позже он получил новое христианское прочтение. Так появилась святая Авдотья, которая заведовала приходом весны. В другой, более древней версии приходом весны заведовали кукушки, которые приносили ключи языческому богу-громовержцу Перуну. Именно в этот день люди шли колядовать, закликая весну и призывая птиц принести тепло. Молодые девушки и дети выходили на улицу для того, чтобы петь заклички и разбросать печенье в форме жаворонков для приближения весны. Жаворонки Еще один важный весенний праздничный день носит название Жаворонки. Отмечали его 22 марта, в день весеннего равноденствия.
Дед Мороз-демон и эротические игры: как отмечали Новый год древние славяне
Чтобы поторопить Коляду, древние славяне зимой разводили большие костры, собирались вокруг и обращались к языческому богу с мольбой. Как праздновался новый год в языческой древней Руси один из неразрешенных и спорных вопросов в исторической науке. Современный новой год — это мандарины, подарки, новогодняя ёлка, украшенная разноцветными гирляндами и игрушками. Сначала Новый год у древних славян приходился на 12-ю ночь великого Йоля-Солнцеворота). Как праздновался новый год в языческой древней Руси один из неразрешенных и спорных вопросов в исторической науке.
Карачун и дерево мёртвых: тёмная сторона Нового года
Пронизанный мудростью предков и отголосками древних обычаев, славянский народный календарь олицетворяет собой удивительное путешествие по золотому кругу года. С точки зрения языческой мифологии, новый год у славян обязательно отмечался в один из дней, связанных с положением солнца на небе, но в какой именно, историки к единому мнению еще не пришли. 23-го декабря Славянский мир прощался с уходящим годом, и начинал праздновать Коляду, рождение «новой жизни». Когда праздновать Новый Год ПРАВИЛЬНО. Kомоедица Празднование языческого Нового года, известного как Комоедица Березень, было связано с весенним равноденствием и имело особое значение для древних славян языческой Руси, поскольку означало начало нового этапа жизни.
Требуется авторизация
Если сегодня Новый год принято отмечать в семейном кругу, то славянское новолетие, как и Коляда – это общинный праздник, который праздновали, собираясь вместе с близкими родами. гласят многие источники. Языческий новый год древних славян Иначе выглядит языческий Новый Год древн.
Йоль - 8 праздник Кола года
Для справки: в язычестве восточные славяне праздновали новый год в день зимнего солнцестояния. Главная» Новости» Когда праздновали новый год древние славяне 1 марта. У славян Солнцеворот еще назывался Коляда — по имени одного из главных славянских богов, бога солнца Коляды, чье рождество отмечали в день после ночи зимнего солнцестояния (вторая ночь Йоля – 21 декабря), когда солнце «повернулось на лето». Чтобы поторопить Коляду, древние славяне зимой разводили большие костры, собирались вокруг и обращались к языческому богу с мольбой. Древние славяне 14 марта отмечали собственный «Новый год» под названием «Овсень малый» — время прихода весны и обновления природы.
Когда раньше отмечался славянский Новый Год — Новолетие
Языческий Новый год: почему отмечали в марте и какие традиции соблюдали. У древних славян в день зимнего солнцестояния праздновался языческий Новый год – рождение нового Светила. Славянский праздник зимнего солнцеворота посвящен Богу Коляде и рождению нового, молодого солнца. Kомоедица Празднование языческого Нового года, известного как Комоедица Березень, было связано с весенним равноденствием и имело особое значение для древних славян языческой Руси, поскольку означало начало нового этапа жизни.
Бог Корочун
- ДОХРИСТИАНСКИЙ НОВЫЙ ГОД НА РУСИ. Обсуждение на LiveInternet - Российский Сервис Онлайн-Дневников
- Древнеславянское летоисчисление
- Славянский Морозко
- Как отмечали Новый год славянский народ